Шульгин годы. Василий Витальевич Шульгин

Удивительная судьба Василия Шульгина-дворянина, националиста, депутата Государственной думы царской - была переполнена историческими парадоксами. Кем же был этот человек, монархист, принявший отставку Николая II, один из основателей Белого движения, в конце жизни примирившийся с советской властью?

Большая часть жизни Василия Шульгина была связана с Украиной. Здесь, в Киеве 1 января 1878 года он родился, здесь учился в гимназии. Его отец, известный историк и преподаватель, умер, когда сыну не было еще и года. Вскоре мать вышла замуж за известного учено-го-экономиста, редактора газеты «Киевлянин» Дмитрия Пихно (отец Василия, Виталий Шульгин, тоже был редактором этой газеты).

Дворянин с безупречным прошлым

Традиции потомственных дворян, крупных землевладельцев заложили в Василии, помимо горячей любви к России, страсть к свободомыслию, независимому поведению и определенную непоследовательность, диктуемую излишней эмоциональностью в ущерб логике и трезвости мышления. Все это привело к тому, что уже в университете Василий, невзирая на повальное увлечение мнимой революционностью, не только отверг эти идеалы, но и стал горячим монархистом, националистом и даже антисемитом.

Шульгин изучал право в Киевском университете. Отчим устроил его на работу в свою газету, где Василий быстро заявил о себе как о талантливом публицисте и литераторе. Правда, когда власти «раскрутили» дело Бейлиса, придав ему антисемитскую окраску, Шульгин выступил с его критикой, за что ему пришлось отбыть трехмесячное тюремное заключение. Так уже в молодости Василий Витальевич доказал, что ему не так важна политическая окраска происходящего, как истина и фамильная честь.

После окончания университета он недолгое время служил в армии, а в 1902 году после увольнения в запас переехал в Волынскую губернию, обзавелся семьей и занялся сельским хозяйством. В 1905 году, в период Русско-японской войны он служил младшим офицером в саперном батальоне, потом снова занимался сельскохозяйственной деятельностью, совмещая ее с журналистикой.

Но в 1907 году жизнь его круто изменилась - Василия Шульгина избрали членом II Государственной думы от Волынской губернии. Провинциальный помещик выехал в Петербург, в котором и произошли главные события его бурной жизни.

Дума моя, дума...

Уже с первых своих выступлений в Думе Шульгин проявил себя умелым политиком и прекрасным оратором. Он избирался во II, в III и IV Государственные думы, где был одним из лидеров «правых». Шульгин всегда говорил негромко и вежливо, всегда оставался спокойным, за что его называли «очковой змеей». «Я как-то был в бою. Страшно? - вспоминал он. - Нет... Страшно говорить в Государственной думе... Почему?

Не знаю... может быть, потому, что слушает вся Россия».

Во II и III Думах он активно поддерживал правительство Петра Столыпина, как в реформах, так и в курсе на подавление восстаний и забастовок. Несколько раз его принимал Николай II, который на тот момент ничего, кроме восторженного уважения, не вызывал.

Но все изменилось с началом Первой мировой войны, когда Василий ушел добровольцем на фронт. Думский депутат и богатый помещик впервые в жизни увидел изнанку действительности: кровь, хаос, распад армии, ее полную неспособность воевать.

Уже 3 ноября 1916 года он в своей речи выразил сомнения в том, что правительство способно довести Россию до победы, и призвал «бороться с этой властью до тех пор, пока она не уйдет». В следующем выступлении он договорился до того, что назвал царя противником всего того, «что, как воздух, необходимо стране».

Страстное и последовательное неприятие личности Николая II стало одной из причин того, что 2 марта 1917 года Шульгина вместе с Александром Гучковым, лидером октябристов, направили в Псков для переговоров с Николаем II об отречении. С этой исторической миссией они справились превосходно. Экстренный поезд с 7 пассажирами -Шульгиным, Гучковым и 5 солдатами охраны - прибыл на станцию Дно, где Николай II подписал манифест об отречении от трона. Среди множества деталей в памяти Шульгина запечатлелась одна, казалось бы, совсем маловажная. Когда все уже было кончено и Гучков с Шульгиным, усталые, в помятых, как приехали, пиджаках вышли из вагона бывшего царя, к Шульгину подошел кто-то из свиты Николая. Прощаясь, он тихо сказал: «Вот что, Шульгин, что там будет когда-нибудь, кто знает. Но этого "пиджачка"мы вам не забудем...»

И в самом деле, этот эпизод стал едва ли не определяющим всю длинную и, безусловно, трагическую судьбу Шульгина.

После всего

После отречения Николая Шульгин не вошел во Временное правительство, хотя активно его поддерживал. В апреле он произнес пророческую речь, в которой были такие слова: «Нам от этой революции не отречься, мы с ней связались, спаялись и несем за нее моральную ответственность».

Правда, он все более приходил к убеждению, что революция идет неверным путем. Видя неспособность Временного правительства навести порядок в стране, в начале июля 1917 года он переехал в Киев, где возглавил «Русский национальный союз».

После Октябрьской революции Василий Шульгин был готов сражаться с большевиками, поэтому в ноябре 1917 года он отправился в Новочеркасск. Вместе с Деникиным и Врангелем он создавал армию, которая должна была вернуть то, что он в течение всей предыдущей жизни активно разрушал. Бывший монархист стал одним из создателей белой Добровольческой армии. Но и здесь его ждало глубокое разочарование: идея Белого движения постепенно шла на убыль, участники, погрязшие в идейных спорах, проигрывали красным по всем статьям. Видя разложение Белого движения, Василий Витальевич писал: «Белое дело начиналось почти что святыми, а кончили его почти что разбойники».

Во время развала империи Шульгин потерял все: сбережения, двоих детей, жену, а вскоре и Родину - в 1920 году, после окончательного поражения Врангеля, он отправился в эмиграцию.

Там он активно работал, писал статьи, мемуары, продолжая бороться с советской властью своим пером. В 1925-1926 годах ему предложили по фальшивому паспорту тайно посетить СССР для налаживания связей с подпольной антисоветской организацией «Трест». Шульгин поехал, рассчитывая найти пропавшего сына, а заодно своими глазами увидеть, что творится на бывшей Родине. Вернувшись, он написал книгу, в которой предсказал скорое возрождение России. И тут грянул скандал: оказалось, что операция «Трест» была провокацией советских спецслужб и проходила под контролем ОГПУ. Доверие к Шульгину в среде эмигрантов было подорвано, он переехал в Югославию и окончательно прекратил политическую деятельность.

Но политика и здесь его догнала: в декабре 1944 года он был задержан и вывезен через Венгрию в Москву. Как оказалось, «отец народов» ничего не забыл: 12 июля 1947 года Шульгина приговорили к 25 годам заключения за «антисоветскую деятельность».

Больше он СССР никогда не покидал, невзирая на то, что после смерти Сталина его освободили и даже дали квартиру во Владимире. Впрочем, Василий Витальевич за рубеж не очень и стремился. Он уже был слишком стар, и с возрастом его отношение к социализму несколько смягчилось.

В самом социализме он видел дальнейшее развитие присущих русскому обществу черт - общинной организации, любви к авторитарной власти. Серьезной проблемой, по его мнению, был очень низкий жизненный уровень в СССР.

Шульгин был гостем на XXII съезде КПСС и слышал, как принималась Программа построения коммунизма, когда Хрущев произнес историческую фразу: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»

Удивительно, но еще в 1960-х годах Шульгин в одной из своих книг написал: «Положение советской власти будет затруднительное, если, в минуту какого-нибудь ослабления центра, всякие народности, вошедшие в союз Российской империи, а затем унаследованные СССР, будут подхвачены смерчем запоздалого национализма... Колонизаторы, вон из ! Вон из Крыма! Вон из ! Вон с Кавказа! Вон из ! ! Татарии! Сибири! Вон, колонизаторы, из всех четырнадцати республик. Мы оставим вам только пятнадцатую республику, Российскую, и то в пределах Московии, набегами из которой вы захватили полсвета!»

Но на эти слова тогда никто не обратил внимания - казалось, что это не более чем бред престарелого монархиста.

Так что Василий Шульгин, умерший 15 февраля 1976 года, ушел не услышанным ни царской Россией, ни Советским Союзом...

К 100-летитю русских революций 1917 года

Эпиграмма В. М. Пуришкевича
на В. В. Шульгина

В 2017 году будет отмечаться 100-летие двух русских революций преобразивших не только Россию, но и весь мир.

Об активных участниках тех событий написано немало. Значительно меньше — о тех, кто был по другую сторону баррикад в этих революциях.

Одним из таких «героев контрреволюции» был Василий Витальевич Шульгин, убежденный монархист, государственник, депутат трех Государственных Дум Российской империи, идеолог и один из основателей Белого движения в России, лидер эмигрантского движения и наконец, персональный пенсионер Всесоюзного масштаба.

Уже сам факт того, что он принимал отречение у последнего императора России, свидетельствует о значимости этой личности уже в тот период. Но для самого Шульгина это был лишь один из эпизодов его яркой, насыщенной событиями многогранной жизни, творцом которой был он сам.

Василий Витальевич Шульгин прожил почти столетие – 98 лет, наполненное трагическими событиями истории, требующими осмысления и оценки. Он родился 1 (13) января 1878 года в Киеве в семье историка Виталия Яковлевича Шульгина (1822 – 1878).

На формирование взглядов человека оказывает огромное влияние его семья и ближайшее окружение. Когда Василию ещё не было года, его отец умер, и мальчика воспитывал отчим, учёный-экономист Дмитрий Иванович Пихно, редактор газеты «Киевлянин» (он сменил на этой должности отца Василия Шульгина). С отчимом у Василия Шульгина сложились тёплые, дружеские отношения. Как впоследствии утверждал сам Шульгин, формирование его политических взглядов и мировоззрения произошло под влиянием отчима, и до самой его смерти на все политические события в стране Шульгин «смотрел его глазами». Интересен тот факт, что крёстным отцом Василия Шульгина был профессор Университета Святого Владимира, впоследствии министр финансов Российской империи Н.Х. Бунге.

Василий Шульгин окончил Вторую киевскую гимназию в основном с удовлетворительными оценками, однако был очень эрудированным человеком: он знал несколько иностранных языков, играл на многих музыкальных инструментах: гитаре, фортепиано и скрипке.

По окончанию гимназии Василий Витальевич учился на юридическом факультете Киевского Императорского университета святого Владимира, где у него сформировалось отрицательное отношение к революционным идеям, что впоследствии сказалось на его мировоззрении.

В Государственную Думу В.В. Шульгин избирался как помещик от Волынской губернии, поскольку имел 300 десятин земли. Таким образом, он был избран сначала во II, а позже в III и IV Думы, где был одним из лидеров фракции «правых», а затем умеренной партии русских националистов – Всероссийского национального союза и его киевского отделения – Киевского клуба русских националистов.

Работая в Думе, у Шульгина менялось отношение к своей работе. Будучи депутатом IV Думы, он писал в письме своей сестре Л. В. Могилевской в 1915 году: «Не думайте, что мы не работаем. Государственная Дума делает всё, что может; поддерживайте её всеми силами – в ней жизнь», а в апреле 1917 года, когда в результате революции Россия вообще осталась без представительного органа, Шульгин замечал, что «мыслить Россию без народного представительства… не решится ни один фанатик». На наш взгляд, в этом проявляется консервативная позиция мыслителя.

Безусловно, Василий Шульгин был великолепным оратором. Выступая в Думе, он говорил негромко и интеллигентно, был невозмутимым, ироничным, за это у него появилось прозвище «очковая змея». Во II и III Думах Шульгин поддерживал правительство П.А. Столыпина как в реформах, так и в подавлении революционного движения.

Для Шульгина П.А. Столыпин был образцом государственного деятеля. Василий Шульгин не мог точно сформулировать определение понятия «русская нация» и «настоящий русский». Для него главным критерием принадлежности к русской нации была любовь к России. При этом он не мыслил сильной России без мощного государства, при этом сама форма власти в России (монархизм, республика или что-то другое) не имела значение. Однако он считал, что для России наилучшей формой правления, обеспечивавшая сильную власть, являлась монархия.

По мнению Василия Шульгина, революция в России победила, поскольку произошло физическое и духовное вырождение классов, которые должны прийти к власти. Революцию Василий Шульгин не принял. Большевики, по мнению Шульгина, пришедшие к власти, утратили свои национальные чувства. Василий Шульгин писал, что «чем дороже нам русский народ в метафизическом смысле, тем отвратительнее должен быть реальный русский народ начала XX века» и что главным лозунгом русского народа в период Гражданской войны было «моя хата с краю – ничего не знаю».

Василий Шульгин полагал, что в русском национальном характере есть ещё такие недостатки: «Надо всегда отдавать себе отчет, что „кое-какство“, т. е. небрежность, неточность, недобросовестность – есть один из основных факторов русского народа… Второй фактор тоже не из веселых. Среди русской интеллигенции, в силу причин, о которых не стоит сейчас говорить, огромный процент озлобленных… Они ненавидят всякое творчество и живут только разрушением. Еще одна почтенная порода: утописты. Едва ли какая-нибудь страна страдала так от мечтателей, как родина Пушкина. К этой огромной клике чистых утопистов постоянно примазывались озлобленные, и союз мечтателя с желчью напоенным человеком вставал над Россией грозной тенью».

Народ, проживающий на юге России, В.В. Шульгин называл «малороссами», а край «Малороссией», не употребляя слова «Украина». Так же Шульгин считал украинский язык галицким диалектом. Уже тогда он говорил о проблеме украинского сепаратизма. К глубокому сожалению, данная проблема очень актуальна на нашем историческом этапе, когда Украина (а вернее, некоторые политические деятели) мыслят существование своей страны только в отрыве от братского русского народа, ориентируясь на чуждые ей западные идеалы. Об этом писал Василий Шульгин, предвидев возможный исход отрыва Украины от России.

Он отмечал: если «…на вопрос о народности будущие обитатели южной России будут отвечать: «Нет, мы не русские, мы – украинцы»… наше дело будет проиграно». Каждый житель Киевщины, Полтавщины и Черниговщины на вопрос, какой ты национальности, будет отвечать: «Я дважды русский, потому что я украинец». Единство русских, с точки зрения Шульгина, было необходимо и потому, что оно выступало залогом сохранения национальной силы, потребной для выполнения огромной задачи, возложенной на русскую нацию: «…и Север, и Юг в раздельности слишком слабы для тех задач, которые перед ними поставила история. И только вместе… северяне и южане смогут выполнить своё общее мировое предназначение».

На страницах «Киевлянина» Василий Шульгин писал, что Малороссия – часть России. Так как этнических и расовых отличий между великороссами и малороссами Шульгин не видел, для него «украинский вопрос» был политическим вопросом. Как истинный патриот, националист Шульгин приветствовал любовь к родному краю. Вообще же он считал, что все особенности каждой из трёх ветвей русского народа должны не нивелироваться властью, а повсеместно развиваться и подчёркиваться, и что только на таком местном патриотизме и при учёте местных культурных особенностей и возможно будет создать действительно крепкий союз между ними. Отделение Малороссии от Великороссии Шульгин считал шагом назад и в культурном отношении: «…мы не можем себе представить, чтобы один Шевченко, как бы он ни был своеобразно прекрасен, мог свалить Пушкина, Гоголя, Толстого и всех остальных русских колоссов».

В августе 1917 года в речи на Московском Государственном совещании Василий Шульгин выступил против предоставления Украине автономии, заявив, что малороссы «дорожат своим русским именем, которое заключается в слове «Малая Россия», сознают свою тесную связь с великой Россией, не желают слышать до конца войны ни о каких автономиях и хотят сражаться и умирать в единой русской армии. Василий Шульгин отрицательно относился к инициативе Центральной рады о создании в Русской армии украинских национальных частей. Он полагал, что такие первые части были сформированы ещё в 1914 году в Австро-Венгрии специально для войны с Россией. Василий Шульгин писал: «Одновременное формирование украинских полков в Австрии и в России под теми же самыми знамёнами, под теми же самыми лозунгами, теми же самыми приёмами (одни сманивают русских военнопленных, другие русских, ещё не пленных), — что это, глупость или измена? …Для одних измена, для других глупость».

Позиция большевиков по украинскому вопросу, по мнению Шульгина, спасла идею независимой Украины. Василий Шульгин объяснял это тем, что в первые месяцы нахождения большевиков у власти, когда ещё действовали условия Брестского мира, навязанные большевикам Германией, «немцы обещали большевикам оставить их в Москве, если они не будут мешать созданию Украины. Он считал, что после поражения Германии в Первой мировой войне, когда большевики ещё верили в реальность мировой революции, отдельная «Украинская республика» была им нужна в пропагандистских целях, чтобы примером «независимой Украины» убеждать иные страны присоединяться к «международному интернационалу. Это сделало Шульгина ещё большим противником большевизма – «никогда я не был столь антибольшевик, как сейчас», — писал он в 1939 году в брошюре «Украинствующие и мы». Украина, как мы видим, всегда была разменной монетой в руках прозападных политиков, а страдал, переживая тяготы и невзгоды, всегда украинский народ.

Василий Шульгин выступал против проведённой большевиками реформы русского правописания, полагая, что реформа не учитывала особенности «малороссийского диалекта» и с её введением «малорусы получают новые – и серьёзные – основания к тому, чтобы указывать, что русская графика им не подходит». Василий Шульгин считал важным делом говорить европейцам о существовании иной точки зрения на украинскую проблему, чем та, о которой усиленно заявляли сторонники украинской независимости. В 1930-х годах Шульгин занимался переводом на французский язык своих работ на эту тему. Украинская эмигрантская община болезненно относилась к появлению на европейских языках книг Василия Шульгина. Особенно не понравилось название брошюры «Украинствующие и мы», изданной во Франции. Украинцы-эмигранты выкупили весь выпуск и уничтожили все эти экземпляры.

У Василия Шульгина отношение к «еврейскому вопросу» было очень противоречивым. Он открыто считал себя антисемитом и полагал, что во всех революционных потрясениях в России главную роль играли евреи. Василий Шульгин считал евреев разрушителями традиционных устоев русского государства. Но при этом для него была характерна принципиальная позиция о недопустимости обвинения евреев «во всех смертных грехах».

Подписав поначалу запрос крайне правых думских депутатов от 29 апреля 1911 года, усмотревших в смерти русского мальчика ритуальное убийство, Василий Шульгин впоследствии резко критиковал дело Бейлиса, поскольку несостоятельность обвинения в убийстве была очевидной и провокационной. В газете «Киевлянин» он писал: «Обвинительный акт по делу Бейлиса является не обвинением этого человека, это есть обвинение целого народа в одном из самых тяжких преступлений, это есть обвинение целой религии в одном из самых позорных суеверий. Не надо быть юристом, надо быть просто здравомыслящим человеком, чтобы понять, что обвинения против Бейлиса есть лепет, который любой защитник разобьет шутя. И невольно становится обидно за киевскую прокуратуру и за всю русскую юстицию, которая решилась выступить на суд всего мира с таким убогим багажом…» Номер газеты был конфискован властями, а сам Шульгин за «распространение заведомо ложных сведений» был приговорен к трем месяцам тюрьмы. Шульгин неоднократно выступал также против еврейских погромов.

В Думе (вплоть до 1920 года) Василий Шульгин и его фракция «Прогрессивных националистов» выступали за отмену черты оседлости и снятие всех прочих ограничений с евреев. Он говорил на одном из заседаний Думы: «Все ограничения и высылки, которым подвергают евреев, приносят один только вред; распоряжения эти полны всякого вздора и противоречий, и вопрос этот тем более серьёзен, что полиция, благодаря ограничениям, живёт среди Диаспоры на взятках, получаемых ею от евреев». Такая позиция Шульгина послужила поводом для его критики более радикальными националистами, которые обвиняли его в личной финансовой заинтересованности от еврейского капитала, в частности, М.О. Меньшиков назвал его «еврейским янычаром» в своей статье «Маленький Золя».

В начале Первой мировой войны Шульгин как истинный патриот своей родины ушёл добровольцем на Юго-Западный фронт в качестве прапорщика 166-го Ровненского пехотного полка, был ранен так сильно, что о дальнейшей службе в армии нельзя было говорить. Защищать свою Родину Василий Шульгин был готов всегда.

27 февраля (12 марта) 1917 года Шульгин был избран в состав Временного комитета Государственной думы, а уже 2 (15) марта 1917 года он вместе с А. И. Гучковым был направлен в Псков для переговоров с Николаем II об отречении. Интересен тот факт, что он присутствовал при подписании Николаем II манифеста об отречении от трона, поскольку, как и многие представители высших слоёв общества, считал выходом из ситуации конституционную монархию во главе c Алексеем Николаевичем (при регентстве дяди – брата царя великого князя Михаила Александровича). 3 (16) марта 1917 года Шульгин присутствовал при отказе Михаила Александровича от престола.

В состав Временного правительства он отказался войти, но старался его поддержать.

С ноября 1920 Василий Шульгин находится в эмиграции, сначала в Константинополе, затем в 1922-1923 – в Болгарии, Германии, Франции, с 1924 – в Сербии. Он много работает и публикуется в периодических изданиях эмигрантов. В 1921 выходят его мемуарные очерки «1920» (София), затем «Дни» (Белград, 1925). Уже в конце 1920 – начале 1921 Василий Шульгин выдвигает идею, что «белая мысль» победит красное движение, что большевики фактически ведут дело к возрождению единой и неделимой России.

Помимо политики, Василий Шульгин занимался вопросами сохранения и развития русской культуры. Его всегда волновала возможная утрата русской эмиграцией своей национальной идентичности, поэтому он принимал участие в подготовке и издании литературно-публицистического сборника «Благовест». Кроме того, Шульгин был членом «Союза писателей и журналистов» Югославии.

В 1925 –1926 годах Василий Шульгин по фальшивому паспорту тайно посетил Советский Союз для налаживания связей с подпольной антисоветской организацией «Трест» и в попытке найти пропавшего сына. Он всегда тосковал по России, которую так любил.

В начале 1930 года Василий Шульгин окончательно переселился в Югославию, где попеременно проживал в Дубровнике и Белграде, в 1938 году переехал в Сремские Карловцы, где жили ветераны Русской армии. В декабре 1944 он был арестован советской контрразведкой и доставлен в Москву, где его осудили за прежнюю контрреволюционную деятельность на 25 лет тюремного заключения, которые он отбывал во Владимирской тюрьме. В 1956 был освобожден и направлен в дом инвалидов в Гороховце. Ему позволили поселиться вместе с женой, которой разрешили приехать из ссылки в Венгрии (где она находилась, будучи высланной из Югославии, как «советская шпионка»). Василию Шульгину разрешили вернуться к литературному труду, и в доме для престарелых в 1958 году он написал первую после освобождения книгу «Опыт Ленина», изданную только в 1997 году. В ней он постарался осмыслить результаты социальных, политических и экономических изменений, которые начались в России после революции. Однако затем официальные власти решили его использовать в пропагандистских целях. Ему была дана квартира во Владимире, организовано путешествие по стране, после которого появились статьи, изданные в брошюре «Письма к русским эмигрантам» (1961). В этой книге Василий Шульгин подчеркивал заслуги большевиков в воссоздании сильной России и призывал отказаться от борьбы с ними. В 1961 был гостем XXII съезда КПСС. Будучи русским националистом и истинным патриотом своей родины Василию Шульгину нравилось растущее влияние Советского Союза в мире, поскольку он видел в социализме черты, свойственные общинной организации, даже атеизм, он воспринимал как своеобразную модификацию православной веры. Василий Шульгин, тем не менее, не идеализировал советскую жизнь, говорил о будущих этнических проблемах, об угрозе сепаратизма, о низком жизненном уровень в СССР, особенно в сравнении с уровнем жизни в развитых странах Европы. Василий Шульгин не принял советского гражданства. Живя за границей, он так же не принимал иностранного гражданства, оставаясь подданным Российской империи, себя в шутку называл апатридом. После кончины жены Шульгин поселился рядом с кладбищем в деревне Вяткино под Владимиром и 40 дней прожил там, рядом со свежей могилой. В этом и проявилась его искренняя любовь. За одиноким стариком ухаживали соседи по дому.

Прожив столь долгую жизнь, Василий Шульгин навсегда остался честным человеком, ценящим закон и порядок, который нужно проводить в стране не путём насильственных действий, насилия и террора, как мы видим, сейчас происходит в Украине, а законным путём. Он до конца своей жизни остался монархистом и консерватором, в силу своего воспитания и образа жизни. Он всегда разоблачал коррупцию власти, оставаясь честным и справедливым человеком. Без сомнения, личность Василия Шульгина – яркая, противоречивая, многогранная, но этим она очень интересна и требует пристального внимания для изучения её историками. Некоторые события, которые сейчас происходят в нашей стране и за её пределами, Василий Шульгин предвидел и постарался написать об этом. Заслуживают внимание его мысли о государственной власти, о русском национальном характере, об украинском вопросе, актуальном во все времена. Идеи патриотизма пронизывают всё его творчество.

Василий Витальевич Шульгин умер во Владимире 15 февраля 1976 года от приступа стенокардии. По воспоминаниям современников, Василий Шульгин до последних дней жизни сохранил ясный ум и хорошую память и остался навсегда русским патриотом.

Шульгин В.В. Украинствующие и мы // Свободное слово Карпатской Руси. – 1986. – № 9 – 10.
Там же.
Зайдман И. Памяти антисемита. http://www.rubezh.eu/Zeitung/2008/
Бабков Д. И. Политическая деятельность и взгляды В. В. Шульгина в 1917– 1939 гг. : Дисс. канд. ист. наук. Специальность 07.00.02. – Отечественная история. – 2008.

Овсянникова Ольга Александровна

Шульгин Василий Витальевич - (13 января, 1878-15 февраля, 1976) -русский националист и публицист. Депутат второй, третьей и четвёртой Государственной думы, монархист и участник Белого движения.

Шульгин родился в Киеве в семье историка Виталия Шульгина. Отец Василия умер за месяц до его рождения, и мальчика воспитывал отчим, учёный-экономист Дмитрий Пихно, редактор монархической газеты «Киевлянин» (сменил на этой должности В. Я. Шульгина), впоследствии - член Государственного Совета. Шульгин изучал право в Киевском университете. Негативное отношение к революции сформировалось у него ещё в университете, когда он постоянно становился очевидцем беспорядков, организованных революционно настроенными студентами. Отчим Шульгина устроил его на работу в свою газету. В своих публикациях Шульгин пропагандировал антисемитизм. В силу тактических соображений Шульгин выступил с критикой дела Бейлиса, поскольку было очевидно, что этот одиозный процесс играл на руку только противникам монархии. Это послужило поводом для критики Шульгина со стороны некоторых радикальных националистов, в частности, М. О. Меньшиков назвал его «еврейским янычаром» в своей статье «Маленький Золя»

В 1907 г. Шульгин стал членом Государственной Думы и лидером фракции националистов в IV Думе. Он отстаивал крайне правые взгляды, поддерживал правительство Столыпина, включая введение военно-полевых судов и другие неоднозначные реформы. С началом Первой мировой войны Шульгин ушёл на фронт, но в 1915 г. был ранен и вернулся.27 февраля 1917 г. Советом старейшин Думы В.В. Шульгин был избран во Временный комитет Государственной думы, который брал на себя функции правительства. Временный комитет принял решение, что император Николай II должен немедленно отречься от престола в пользу сына Алексея при регентстве его брата великого князя Михаила Александровича.

02 марта к царю в Псков для переговоров Временный комитет направил В.В. Шульгина и А.И. Гучкова. Но Николай II подписал Акт об отречении от престола в пользу брата великого князя Михаила Александровича. 03 марта В.В. Шульгин принимал участие в переговорах с великим князем Михаилом Александровичем, в результате которых тот отказался принимать престол до решения Учредительного собрания. 26 апреля 1917 г. В.В. Шульгин признавался: "Не скажу, что вся Дума целиком желала революции; все это было бы неправдой....Но, даже не желая этого, мы революцию творили".

В.В. Шульгин всячески поддерживал Временное правительство, но, видя его неспособность навести порядок в стране, в начале октября 1917 г. переехал в Киев. Там он возглавил "Русский национальный союз".

После Октябрьской революции В.В. Шульгин создал в Киеве подпольную организацию "Азбука" с целью борьбы с большевизмом. В ноябре-декабре 1917 г. отправился на Дон в Новочеркасск, участвовал в создании белой Добровольческой армии. С конца 1918 г. редактировал газету "Россия", потом "Великая Россия", воспевая монархические и националистические принципы и чистоту "белой идеи". Когда надежда на приход к власти антибольшевистских сил была потеряна, Шульгин сначала перебрался в Киев, где принимал участие в деятельности белогвардейских организаций («Азбука»), позже эмигрировал в Югославию.

В 1925-26 гг. он тайно посетил Советский Союз, описав свои впечатления от НЭПа в книге Три столицы. В эмиграции Шульгин поддерживал контакты с другими деятелями Белого движения до 1937 г., когда он окончательно прекратил политическую деятельность.В 1925-1926 гг. нелегально прибыл в Россию, побывал в Киеве, Москве, Ленинграде. Посещение СССР описал в книге "Три столицы", свои впечатления подытожил словами: "Когда я шел туда, у меня не было родины. Сейчас она у меня есть". С 30-х гг. жил в Югославии.

В 1937 г. отошел от политической деятельности. Когда в 1944 г. советские войска вступили на территорию Югославии, В.В. Шульгин был арестован и препровожден в Москву. За "враждебную коммунизму и антисоветскую деятельность" он был приговорен к 25 годам заключения. Срок отбывал во Владимирской тюрьме, работал над воспоминаниями. После смерти И.В. Сталина в период широкой амнистии политзаключенных в 1956 г. был освобожден, поселился во Владимире.

В 1960-х гг. призывал эмиграцию отказаться от враждебного отношения к СССР. В 1965 г. он снялся в документальном фильме "Перед судом истории": В.В. Шульгин,сидя в Екатерининском зале Таврического дворца,где заседала Государственная дума, отвечал на вопросы историка.

Василий Витальевич Шульгин родился 1 января 1878 года в Киеве. Он был сыном профессора Киевского университета Виталия Яковлевича Шульгина, основателя и издателя газеты «Киевлянин». Матерью была ученица отца.

К сожалению, отец Шульгина умер, когда ему был всего год от рождения. Но Василию Витальевичу повезло с отчимом. Им стал профессор университета, экономист, впоследствии член Д. И. Пихно.

Окончив киевскую гимназию, Василий поступает в Киевский университет, где изучал право. Уже в университете у него сформировалось негативное отношение к революции. Этому послужили поступки революционно настроенных студентов.

Закончив в 1900-ом университет, он отбывал воинскую повинность с 1901-1902 годы. Вышел в запас прапорщиком. После этого некоторое время жил в деревне, но к 1905 стал ведущим сотрудником газеты «Киевлянин», которой на тот момент руководил его отчим. А уже с 1911г становится главным редактором детища своего покойного отца.

С 1907г он полностью посвящает себя политике, был депутатом II-IV Государственных дум от Волынской губернии. Входил во фракцию русских националистов и умеренных правых. В 1913-ом Шульгин выступил на страницах своей газеты по делу Бейлиса, обвинив прокуратуру в фальсификации дела и предвзятости. Номер газеты был конфискован властями, а сам автор был приговорен к трем месяцем тюрьмы.

Дальше началась и Василий Витальевич пошел добровольцем на фронт, где был ранен. Уже в 1915-ом выходит из фракции националистов и образовывает Прогрессивную группу националистов, а позднее становится членом бюро Прогрессивного блока от фракции прогрессивных националистов, член Особого совещания по обороне.

27 февраля 1917 года Василий Шульгин был избран в состав Временного комитета Государственной Думы. Он и А.И. Гучков 2 марта того же года отправляются в Псков принимать документ об отречении от престола в пользу великого князя Михаила Александровича, а уже 3 марта он присутствовал при отказе Михаила Александровича от престола и участвовал в составлении и редактировании акта отречения.

На государственных совещаниях высказывался против отмены смертной казни, против выборных комитетов в армии, за сильную власть против автономии Украины, поддержал программу генерала Л. Г. Корнилова. Был членом основанной П. Б. Струве «Лиги русской культуры». В конце августа был арестован как корниловец и редактор газеты «Киевлянин» по постановлению Комитета охраны революции. Вскоре был освобожден. Уже в октябре в Киеве возглавил «Русский национальный союз».

После переворота 25-го октября становится основателем тайной осведомительной организации под названием «Азбука». Впоследствии эта организация станет альтернативной разведывательной службой Добровольческой армии. Уже в начале 1918 ездил в Новочеркасск и стал одним из основателем Добровольческой армии вместе с .

Разработал «Положение об "Особом совещании при Верховном руководителе Добровольческой армии", членом которого стал с ноября 1918. В конце 1918г выпускал газету «Россия», в которой пропагандировал монархизм и национализм. С января 1919г Шульгин возглавил комиссию по национальным делам. А с августа продолжил выпуск «Киевлянина».

После крымского краха Василию придется отправиться в эмиграцию, это случится в ноябре 1920. Сначала последует Константинополь, где он будет включен Врангелем в «Русский совет». С 1922-23г побывает в Болгарии, Германии и Франции. А с 1924 года будет находиться в Сербии. Там он много печатается эмигрантской периодике и выпускает мемуарные очерки.

В конце 1925- начале 1926г побывает нелегально в России. Шульгина пригласит подпольная антисоветская организация «Трест». Как окажется позднее, эта организация находилась под контролем Государственного политического управления. В России он успел побывать в родном Киеве, Москве и Петербурге. Позднее он напишет книгу «Три столицы: Путешествие в красную Россию» об изменениях России после революции.

Василий Шульгин был членом Русского общевоинского союза (РОВС) с 1924, Национально-трудового союза нового поколения (с 1933); живя в Югославии, работал бухгалтером. В декабре 1944-го в Югославию вступила Красная Армия. 24 декабря 1944 года Шульгина арестовали и отправили во внутреннюю тюрьму МГБ в Москве.

Так в возрасте 63-лет за прежнюю контрреволюционную деятельность его осудили на 25 лет. Свой срок он отбывал во Владимире. В 1956г был освобожден и направлен в дом инвалидов в Гороховце. Позднее в 1961 был гостем XXII съезда КПСС. Снялся в документально-художественном фильме «Перед судом истории». Василий Витальевич умер 15 февраля 1976 года. Ему шел 99-ый год. Он чуть-чуть не дожил до ста лет.

После летнего перерыва, мы продолжаем в рамках рубрики «Исторический календарь» . Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии ‒ профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции ‒ сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный видному русскому политику, депутату II‒ IV Государственных дум, одному из вождей русского национализма В.В. Шульгину, на долю которого выпало принять отречение Императора Николая II.

Родился 1 января 1878 года в семье потомственного дворянина, профессора всеобщей истории Киевского университета Св. Владимира В.Я. Шульгина (1822-1878), издававшего с 1864 патриотическую газету «Киевлянин». Однако в год рождения Василия отец умер и будущего политика воспитывал отчим ‒ профессор-экономист Д.И. Пихно, оказавший большое влияние на становление политических взглядов Шульгина.

Окончив 2-ю Киевскую гимназию (1895) и юридический факультет Киевского университета (1900), Василий Шульгин год проучился в Киевском политехническом институте, после чего в 1902 г. отбывал воинскую повинность в 3-й саперной бригаде, выйдя в запас в звании прапорщика полевых инженерных войск. Вернувшись после окончания воинской службы в Волынскую губернию, Шульгин занялся сельским хозяйством, но начавшаяся вскоре война с Японией вызвала в нем подъем патриотических чувств, и офицер запаса добровольцем отправился на театр военных действий. Однако эта неудачная для России война закончилась раньше, чем Шульгин успел добраться до фронта. Молодого офицера отправили в Киев, где ему пришлось принять участие в восстановлении порядка, нарушенного революцией. Свое отношение к революции 1905 года, которую он тогда именовал не иначе как «Ее Поганство», Шульгин позже выразил следующими словами: «Мы знали, что идет революция - беспощадная, жестокая, которая уже изрыгает хулу на все святое и дорогое, которая затопчет Родину в грязь, если сейчас же, не ожидая ни минуты долее, не дать ей... "в морду"» . Выйдя в отставку, В.В. Шульгин поселился в своем поместье, где продолжил занятия сельским хозяйством и общественной работой (был земским гласным), а также увлекся публицистикой, быстро став ведущим журналистом «Киевлянина».

На политической сцене Шульгин появился уже на откате революции ‒ в 1907 г. Толчком к политической деятельности для него послужило желание поляков провести в Государственную думу от Киевской, Подольской и Волынской губерний только своих кандидатов. Не желая допустить такого исхода выборной кампании, Шульгин принял активнейшее участие в выборах во II Думу, всячески стараясь расшевелить равнодушных к политике местных жителей. Агитация принесла Василию Витальевичу популярность, и одним из кандидатов в депутаты оказался он сам, став вскоре депутатом. В «Думе народного невежества» Шульгин присоединился к немногочисленным правым: , П.А. Крушевану, графу В.А. Бобринскому, епископу Платону (Рождественскому) и др., став вскоре одним из лидеров консервативного крыла «русского парламента».

Как известно, деятельность II Думы протекала в период, когда революционный террор был еще в разгаре, и введенные П.А. Столыпиным военно-полевые суды сурово карали революционеров. Дума, состоящая преимущественно из представителей радикально-левых и либеральных партий, кипела гневом на жесткое подавление революции правительством. В этих условиях Шульгин требовал публичного осуждения революционного террора либерально-левым большинством Думы, однако оно уклонилось от порицания революционных террористов. В разгар нападок на жестокость правительства Шульгин задал думскому большинству вопрос: «Я, господа, прошу вас ответить: можете ли вы мне откровенно и, положа руку на сердце, сказать: "А нет ли, господа, у кого-нибудь из вас бомбы в кармане?"» . И хотя в зале сидели представители эсеров, открыто одобрявших террор своих боевиков, а также либералы, которые не спешили осуждать выгодный для них революционный террор левых, на Шульгина «обиделись». Под крики левых «пошляк!» он был удален из зала заседаний и стал «печально знаменит» как «реакционер».

Прославившись вскоре как один из лучших правых ораторов, Шульгин всегда выделялся подчеркнуто корректными манерами, говорил неторопливо, сдержанно, искренне, но почти всегда иронично и ядовито, за что даже удостоился своеобразного панегирика от Пуришкевича: «Твой голос тих, и вид твой робок,/ Но черт сидит в тебе, Шульгин,/ Бикфордов шнур ты тех коробок,/ Где помещен пироксилин!» . Советский автор и современник Шульгина Д.О. Заславский оставил, как представляется, очень точное свидетельство того, как воспринимали правого политика его политические оппоненты: «Столько тонкого яда, столько злой иронии было в его вежливых словах, в его корректной улыбке, что почувствовался сразу непримиримый, смертельный враг революции, демократии, даже просто либерализма... Его ненавидели больше, чем Пуришкевича, больше, чем Крушевана, Замысловского, Крупенского и других думских черносотенцев... Шульгин был всегда безукоризненно вежлив. Но его спокойные, хорошо рассчитанные выпады доводили Государственную думу до белого каления» .

Василий Шульгин являлся убежденным сторонником Столыпина и его реформ, которые поддерживал всеми силами с думской кафедры и со страниц «Киевлянина». В III Думе он вошел в Совет самой консервативной парламентской группы ‒ фракции правых. В этот период Шульгин являлся единомышленником таких видных вождей черносотенного движения как В.М. Пуришкевич и Н.Е. Марков. Он был почетным председателем одного из волынских отделов Союза русского народа, состоял действительным членом Русского собрания, занимая до конца января 1911 года даже должность товарища председателя Совета этой старейшей монархической организации. Тесно сотрудничая с Пуришкевичем, Шульгин принимал участие в заседаниях Главной палаты Русского народного союза им. Михаила Архангела, являлся членом комиссии по составлению «Книги русской скорби» и «Летописи погромов смутных 1905-1907 годов». В 1909-1910 гг. он неоднократно выступал со статьями по национальному вопросу в журнале РНСМА «Прямой путь». Однако после объединения умеренно-правых с русскими националистами Шульгин оказался в рядах Главного совета консервативно-либерального Всероссийского национального союза (ВНС) и вышел из всех черносотенных организаций, взяв курс на сближение с умеренной оппозицией.


Несмотря на антисемитизм, который, по собственному признанию Шульгина, был присущ ему со студенческих лет, политик имел особую позицию по еврейскому вопросу: выступал за дарование иудеям равноправия, а в 1913 году пошел вразрез с позицией руководства ВНС, публично осудив инициаторов «дела Бейлиса», протестуя со страниц «Киевлянина» против «обвинения целой религии в одном из самых позорных суеверий». (Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 12-летнего Андрея Ющинского). Это выступление едва не стоило Шульгину 3-месячного тюремного заключения «за распространение в печати заведомо ложных сведений о высших должностных лицах», но за него заступился Император, решивший «посчитать дело не бывшим». Однако правые этой выходки своему бывшему соратнику не простили, обвинив его в продажности и в измене правому делу.

В 1914-м, когда разразилась Первая мировая война, В.В. Шульгин сменил депутатский сюртук на офицерский мундир, добровольцем отправившись на фронт. Прапорщиком 166-го Ровенского пехотного полка он принимал участие в боях на Юго-западном фронте и во время одной из атак был ранен. Оправившись после ранения, Шульгин некоторое время служил начальником земского передового перевязочно-питательного отряда, но во второй половине 1915-го снова вернулся к депутатским обязанностям. С образованием оппозиционного правительству либерального Прогрессивного блока Шульгин оказался в числе его сторонников и стал одним из инициаторов раскола думской фракции националистов, войдя в число лидеров примкнувших к блоку «прогрессивных националистов». Свой поступок Шульгин объяснял патриотическим чувством, полагая, что «интерес настоящей минуты превалирует над заветами предков». Находясь в руководстве Прогрессивного блока, Василий Витальевич сблизился с М.В. Родзянко, и другими либеральными деятелями. Взгляды Шульгина того времени прекрасно характеризуют слова из его письма к жене: «Как приятно было бы, если бы глупые правые были так же умны, как кадеты, и старались бы восстановить свое первородство работой для войны... Но они не могут этого понять и портят общее дело» .

Но, несмотря на то, что де-факто Шульгин оказался в стане врагов самодержавия, он по-прежнему вполне искренне продолжал считать себя монархистом, видимо позабыв собственные выводы о революции 1905-1907 гг., когда, по его же словам, «либеральные реформы только подзадорили революционные элементы, толкнули их на активные действия» . В 1915 году с думской трибуны Шульгин протестовал против ареста и осуждения по уголовной статье депутатов-большевиков, считая этот акт незаконным и «крупной государственной ошибкой»; в октябре 1916-го призывал во имя «великой цели войны» «добиться полного обновления власти, без чего немыслимо достижение победы, невозможны насущные реформы» , а 3 ноября 1916 г. выступил в Думе с речью, в которой подверг правительство критике, практически солидаризировавшись с громовой . В связи с этим лидер Союза русского народа Н.Е. Марков в эмиграции не без оснований отмечал: «"Правые" Шульгин и Пуришкевич оказались куда вреднее самого Милюкова. Ведь только им, да "патриоту" Гучкову, а не Керенскому и К° поверили все эти генералы, сделавшие успех революции» .

Февральскую революцию Шульгин не только принял, но и стал активным ее участником. 27 февраля он был избран думским Советом старейшин во Временный комитет Государственной думы (ВКГД), а затем на день стал комиссаром над Петроградским телеграфным агентством. Шульгин также принимал участие в составлении списка министров Временного правительства, а также целей его программы. Когда ВКГД выступил за немедленное отречение Императора Николая II от престола, эта задача, как известно, была возложена революционной властью на Шульгина и лидера октябристов , выполнивших ее 2 марта 1917 года. Не переставая считать себя монархистом и воспринимая случившееся как трагедию, Шульгин успокаивал себя тем, что отречение Императора дает шанс на спасение монархии и династии. «Кульминационным моментом выявления своей личности было участие В.В. Шульгина в трагическом моменте отречения императора Николая I I, ‒ писал кадет Е.А. Ефимовский. ‒ Я как-то спросил В[асилия] В[итальевича]: как это могло случиться. Он расплакался и сказал: мы этого никогда не хотели; но, если это должно было случиться, монархисты должны были быть около Государя, а не оставлять его на объяснение с врагами» . Позже Шульгин пояснит свое участие в отречении такими словами: в дни революции «все до одного были убеждены, что передача власти оздоровит положение» . Подчеркивая свое уважение к личности Императора, Шульгин критиковал его за «безволие», подчеркивая, что «Николая Александровича совсем никто не слушался» . Оправдывая свой поступок, Шульгин приводил следующие доводы в свою защиту: «Вопрос отречения был предрешен. Оно произошло бы независимо от того, присутствовал бы Шульгин при этом или нет. Он посчитал, что должен присутствовать хотя бы один монархист... Шульгин опасался, что Государь может быть убит. И ехал на станцию Дно с целью "создать щит", чтобы убийства не произошло» . Довелось Василию Витальевичу стать и участником переговоров с Великим князем Михаилом Александровичем, в результате которых он отказался воспринять престол до решения Учредительного Собрания, в связи с чем он позже констатировал, что ему «убежденному монархисту... пришлось по какой-то злой иронии судьбы присутствовать при отречении двух Императоров» . Отвечая в эмиграции на многочисленные упреки из монархического лагеря и на обвинения в «предательстве», Шульгин довольно-таки самоуверенно заявлял, что последний долг верноподданного перед Николаем II им был выполнен: «отречением, совершенным почти как таинство, [удалось] стереть в памяти людской все то, что к этому акту привело, оставив одно величие последней минуты» . Даже спустя почти полвека после описываемых событий Шульгин продолжал утверждать, что хотя он и «принял отречение из рук Императора, но сделал это в форме, которую решаюсь назвать джентльменской» .

Но тогда, cразу же после переворота Шульгин взволнованно сообщал читателям своей газеты «Киевлянин»: «Произошел неслыханный в истории человечества переворот - нечто сказочное, невероятное, невозможное. В течение двадцати четырех часов два Государя отказались от престола. Династия Романовых, простояв триста лет во главе Государства Российского, сложила с себя власть, и, по роковому стечению обстоятельств, - первый и последний Царь этого рода носил одно и то же имя. Нечто глубоко мистическое в этом странном совпадении. Триста лет тому назад Михаил, первый русский Царь из Дома Романовых, вступил на престол, когда, раздираемая страшной смутой, Россия вся загорелась одним общим стремлением: - "Нужен Царь!" Михаилу же, последнему Царю - через триста лет пришлось услышать как взбаламученные народные массы подняли к нему грозный крик: - "Не хотим Царя!"» Революция, как писал в те дни Шульгин, привела к тому, что у власти в России, наконец-то, утвердились люди, «которые ее любят».

О своих политических взглядах Шульгин в революционные дни отвечал так: «Часто меня спрашивают: "Вы монархист или республиканец?" Я отвечаю: "Я - за победителей"» . Развивая эту мысль, он пояснял, что победа над Германией приведет к установлении в России республики, «а монархия может возродиться только после ужасов поражения» . «При таких условиях, - резюмировал В.В. Шульгин, - получается странное сочетание, когда искреннейшим монархистам, по всем склонностям и симпатиям, приходится молить Бога, чтобы у нас была республика» . «Если это республиканское правительство спасет Россию, я стану республиканцем» , ‒ добавлял он.

Впрочем, несмотря на то, Шульгин стал одним из главных героев Февраля, разочарование в революции пришло к нему довольно скоро. Уже в начале апреля 1917 года он с горечью напишет: «Не надо делать себе лишних иллюзий. Свободы, настоящей свободы не будет. Она придет только тогда, когда человеческие души напитаются уважением к чужому праву и чужому убеждению. Но это будет не так скоро. Это будет, когда души демократов, как ни странно это звучит, станут аристократическими». Выступая в августе 1917 г. на Государственном совещании в Москве, Шульгин требовал «неограниченной власти», сохранения смертной казни, запрещения выборных комитетов в армии, недопущения автономии Украины. А уже 30 августа он был арестован при очередном посещении Киева Комитетом охраны революции, как редактор «Киевлянина», но вскоре освобожден. Позже свое отношение к февральским событиям Шульгин выразил следующими совами: «Пулеметов - вот чего мне хотелось. Ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что только он, свинец, может загнать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя... Увы - этот зверь был... его величество русский народ... То, чего мы так боялись, чего во что бы то ни стало хотели избежать, уже было фактом. Революция началась» . Но в то же время политик признавал и свою вину в случившейся катастрофе: «Не скажу, чтобы вся Дума целиком желала революции; это было бы неправдой... Но даже не желая этого, мы революцию творили... Нам от этой революции не отречься, мы с ней связались, мы с ней спаялись и несем за это моральную ответственность» .

После прихода к власти большевиков Шульгин переехал в Киев, где возглавил Русский национальный союз. Не признав советской власти, политик начал борьбу против нее, возглавив нелегальную секретную организацию «Азбука», занимавшуюся политической разведкой и вербовкой офицеров в Белую армию. Считая большевизм национальной катастрофой, Шульгин отзывался о нем следующим образом: «Это не более как грандиозная и в высшей степени тонкая немецкая провокация, проводимая при помощи русско-еврейской банды, одурачившей несколько тысяч русских солдат и рабочих» . О начавшейся Гражданской войне в одном из частных писем Василий Витальевич писал так: «Очевидно нам не нравилось, что у нас не средние века. Мы сто лет делали революцию... Теперь добились: царит средневековье... Теперь семьи вырезываются до пня... и брат отвечает за брата» .

На страницах продолжавшего выходить «Киевлянина» Шульгин боролся с парламентаризмом, с украинским национализмом и сепаратизмом. Политик принял активное участие в формировании Добровольческой армии, категорически выступал против какого-либо соглашения с немцами, был возмущен заключенным большевиками Брестским миром. В августе 1918 года Шульгин приехал к генералу А.И. Деникину, где разработал «Положение об Особом совещании при Верховном руководителе Добровольческой армии» и составил список Совещания. Издавал газету «Россия» (затем «Великая Россия»), в которой воспевал монархические и националистические принципы, выступал за чистоту «Белой идеи», сотрудничал с деникинским Осведомительным агентством (Освагом). В это время Шульгин снова пересмотрел свои взгляды. Очень показательна в этом отношении брошюра Шульгина «Монархисты» (1918), в которой он вынужден был констатировать, что после того, что произошло со страной в 1917‒1918 гг., «никто уже не отважится, кроме разве самых тупых, говорить о Штюрмере, Распутине и т.д. Распутин окончательно померк перед Лейбой Троцким, а Штюрмер был патриотом и государственником по сравнению с Лениным, Грушевским, Скоропадским и прочей компанией» . И тот «старый режим», который представлялся Шульгину год назад невыносимым, теперь, после всех ужасов революции и гражданской войны, «кажется чуть ли не райским блаженством» . Отстаивая монархический принцип, в одной из своих газетных статей Шульгин отмечал, что «только монархисты в России умеют умирать за Родину» . Но, выступая за восстановление монархии, Шульгин видел ее уже не самодержавной, а конституционной. Однако принять монархическую идею даже в конституционном варианте белые генералы так и не решились.


После окончания Гражданской войны для Шульгина началась пора эмигрантских скитаний - Турция, Болгария, Югославия, Польша, Франция. В середине 1920-х он стал жертвой искусной провокации советской разведки, вошедшей в историю под названием операции «Трест». Осенью 1925 г. эмигрантский политик нелегально перешел советскую границу, совершив «секретную», как он думал, поездку в СССР, в ходе которой посетил в сопровождении агентов «Треста» Киев, Москву и Ленинград, о чем позже написал книгу «Три столицы». После раскрытия этой операции ОГПУ, получившей широкую огласку за рубежом, доверие к Шульгину среди эмигрантов было подорвало, и со второй половины 1930-х он отошел от активной политической деятельности.


Накануне Второй мировой войной Шульгин проживал в Сремских Карловцах (Югославия), посвятив себя литературной деятельности. В гитлеровском нашествии на СССР он увидел угрозу безопасности исторической России и принял решение не поддерживать нацистов, но и не бороться с ними. Это решение спасло ему жизнь. Когда после ареста «Смершем» в 1945-м Шульгин был судим за тридцатилетнюю (1907-1937) антикоммунистическую деятельность, МГБ СССР, учтя непричастность политика к сотрудничеству с немцами, приговорил его к тюремному заключению сроком на 25 лет. Пробыв в тюрьме с 1947 по 1956 год, Шульгин был досрочно освобожден и поселился во Владимире. Ему довелось не только стать главным действующим лицом советского документально-публицистического фильма «Перед судом истории» (1965), но и поучаствовать в качестве гостя на XXII съезде КПСС. Встав, по сути, на позиции национал-большевизма (уже в эмиграции политик отмечал, что под оболочкой советской власти совершаются процессы «ничего не имеющие общего... с большевизмом», что большевики «восстановили русскую армию» и подняли «знамя Единой России», что скоро страну возглавит «большевик по энергии и националист по убеждениям», а на смену «прежней декаденствующей интеллигенции» явится «здоровый сильный класс созидателей материальной культуры», способный отбить очередной «Drang nach Osten»), Шульгин так характеризовал в 1958 году свое отношение к советской власти: «Мое мнение, сложившееся за сорок лет наблюдения и размышления, сводится к тому, что для судеб всего человечества не только важно, а просто необходимо, чтобы коммунистический опыт, зашедший так далеко, был беспрепятственно доведен до конца... (...) Великие страдания русского народа к этому обязывают. Пережить все, что пережито, и не достичь цели? Все жертвы, значит, насмарку? Нет! Опыт зашел слишком далеко... Я не могу лукавить и утверждать, что я приветствую "Опыт Ленина". Если бы от меня зависело, я предпочел бы, чтобы этот эксперимент был поставлен где угодно, но только не на моей родине. Однако если он начат и зашел так далеко, то совершенно необходимо, чтобы этот "Опыт Ленина" был закончен. А он, возможно, не будет закончен, если мы будем слишком горды».

Долгая 98-летняя жизнь Василия Шульгина, охватившая период от царствования Императора Александра II до правления Л.И. Брежнева, оборвалась 15 февраля 1976 года во Владимире, в праздник Сретения Господня. Отпевали его в кладбищенской церкви рядом с Владимирской тюрьмой, в которой он провел 12 лет.

На закате своих дней В.В. Шульгин все более болезненно воспринимал свое участие в революции и сопричастность к трагической судьбе Царской семьи. «С Царем и с Царицей моя жизнь будет связана до последних дней моих, хотя они где-то в ином мире, а я продолжаю жить - в этом. И эта связь не уменьшается с течением времени. Наоборот, она растет с каждым годом. И сейчас, в 1966 году, эта связанность как будто достигла своего предела, ‒ отмечал Шульгин. ‒ Каждый человек в бывшей России, если подумает о последнем русском Царе Николае II, непременно, припомнит и меня, Шульгина. И обратно. Если кто знакомится со мной, то неизбежно в его уме появится тень монарха, который вручил мне отречение от престола 50 лет тому назад» . Считая, что «и Государь, и верноподданный, дерзнувший просить об отречении, были жертвой обстоятельств, неумолимых и неотвратимых» , Шульгин вместе с тем, писал: «Да, я принял отречение для того, чтобы Царя не убили, как Павла I, Петра III, Александра II-го... Но Николая II все же убили! И потому, и потому я осужден: Мне не удалось спасти Царя, Царицу, их детей и родственников. Не удалось! Точно я завернут в свиток из колючей проволоки, которая ранит меня при каждом к ней прикосновении» . Поэтому, завещал Шульгин, «молиться надо и за нас, сугубо грешных, бессильных, безвольных и безнадежных путаников. Не оправданием, а лишь смягчением нашей вины может быть то обстоятельство, что мы запутались в паутине, сотканной из трагических противоречий нашего века» ...

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук