Шукшин постскриптум краткое. Несобственно-речевой слой рассказчика в тексте в.м.шукшина «постскриптум» кукуева г.в

Цели:

  • совершенствование рецептивно-аналитических текстовых умений и навыков, в частности умение проводить частичный анализ текста, опираясь на герменевтический подход к анализу произведения;
  • формирование навыков выявления авторской позиции и оформления интерпретации произведения;
  • воспитание субъектности.

Оборудование:

  • В.А.Моцарт “Сороковая симфония”;
  • презентация по В.П.Астафьеву;
  • толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой;
  • учебный словарь Н.Г.Фроловой, М.Г.Фролова “Латынь вокруг нас”.

1. Самоопределение (цели и задачи: осмыслить авторский замысел, определить тему, идею, стиль, жанр, языковые средства выразительности, вычленить типологическую структуру текста и озаглавить данную прозаическую миниатюру).

2. Представление презентации по В.П.Астафьеву (работа подготовлена группой ребят заранее). Акцентно-смысловое чтение текста № 43 из сборника текстов для проведения письменного экзамена за курс основной школы.

3. Начальный этап герменевтического анализа текста.

Письменное изложение своего понимания темы и идеи предложенного текста, озвучивание на класс.

Тема: бездушное отношение людей к классической музыке, к искусству, неразвитость души человеческой, и как следствие – способность человека совершать “постыдные поступки”. Идея: В.П. Астафьев стремиться уберечь человека от моральных потерь, “постыдных поступков”. Прочитав текст, современник задумается о чувстве ответственности в поведении, “в поступках ближних и дальних”. Может быть, возникнет желание и понимание заботиться о душе своей, о своём духовном развитии, родится желание научиться понимать доброе и красивое. По В.П. Астафьеву, вероятно, это и есть путь к счастью. Не случайно в “Последнем поклоне” герой Виктора Петровича говорит: “Счастлив ты, однако, парнишонка. Не участью – долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом-то счастье и есть. Кто знает?”.

На предложенный вопрос “Какое впечатление произвёл на вас текст?”, следуют ответы: горечи, обиды, стыда. Текст заставил устыдиться за соотечественников, задуматься: “ А не так ли и я иногда совершаю “постыдные поступки”?”.

4. Групповая работа по карточкам-заданиям. Как удаётся В.П. Астафьеву добиться такого сильного эмоционального воздействия на чувства читателей? Как выстраивает автор текст, чтобы донести свою сокровенную мысль?

Эти вопросы являются общими для всех групп, но каждая имеет и индивидуальные задания (см. Приложение 1).

5. Этап интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур.

(Ведущий тип речи – рассуждение. В типологическую модель текста вкраплены повествование и описание. Тезис заключен в предложении-утверждении: постыдный поступок совестливый человек помнит всю жизнь. Вывод: “Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”. О своём постыдном поступке и о поступке отдыхающих в Ессентуках автор рассказывает, используя повествование (в детдоме, однажды, много лет спустя), к описанию В.П. Астафьев обращается тогда, когда передаёт своё душевное состояние и создаёт образ молоденькой и маленькой дирижерши Зинаиды Тыкач, “славной, на муравьишку похожей”. На выбор типологической модели повлияли тема и идея текста, они же определили и стиль работы(художественная публицистика. По жанру – это философское эссе, так как текст невелик по объёму, в нём выражаются индивидуальные впечатления, субъективно окрашенные, нет претензии на исчерпывающую трактовку поднятой проблемы, стиль текста отличается образностью и эмоциональностью, есть установка на разговорную интонацию и лексику, используются типичные для эссе приёмы построения текста: сравнения, параллели, многосоюзие, размышления автора.

Из изобразительных средств в целях усиления выразительности Виктор Петрович предпочтение отдаёт эпитетам (“ у милой дирижерши”; “честный, бедный хлеб”; “лихая увертюра”, “постыдный поступок”), инверсии (“сказал я и выдернул”; “делали они это вроде бы с извинениями”; “слушал я симфонический концерт”), градации (“покидали …с возмущениями, выкриками, бранью”; “просто так, молча, осторожно”), антитезе (музыканты противопоставлены отдыхающим гражданам), лексическим повторам (“…начали покидать зал. Да кабы просто они его покидали …. С возмущениями, выкриками, бранью покидали …”). В тексте сочетаются слова, принадлежащие разным функциональным стилям: к книжному и разговорному (разговорные: “лихой”, “ругань”, “жеребец”, “орёт”, “дирижёрша”, “бряк”, “ужавшись” и другие; книжные: “вожделение”, “поступок” “граждане”, “мероприятие” и т.п.). Кроме того, миниатюра содержит окказионализмы: “сколоченные подрядно”, “непохожестью”.

Текст пронизан жёсткой иронией: автор осуждает поведение слушателей концерта, поэтому, используя эпитеты и антитезу, создаёт образ влюблённых в искусство, “всё повидавших и переживших на своём веку” музыкантов, “так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб”, но всё же стремящихся приобщить публику к прекрасному, и граждан, “перенасыщенных духовными ценностями”, “лечащихся и просто жирующих на курорте”, “переутомлённых культурой”, “набившихся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное”.

Писатель беспощаден и к себе, и к соотечественникам, он не боится правды, какой бы горькой она ни была, он не прячется за текст. За каждой строчкой ощущается сложное, скорбное чувство Виктора Петровича, авторская интонация. В.П. Астафьев с глубоким уважением относится к людям, несущим культуру в массы, поэтому создаёт образ маленькой и хрупкой дирижёрши, используя только уменьшительно-ласкательные слова: “…хотелось за всех за нас просить прощения у милой дирижёрши в черненьком фраке”, “… на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей”. Кстати, сравнение с муравьишкой не случайно: такая же трудолюбивая, упорная, настойчивая. Зная, с какой публикой приходится работать, музыканты прилагают невероятные усилия, чтобы достучаться до слушателей: “терпеливо растолковывали, что и почему они будут играть”, “делали они это вроде как бы с извинениями”, “концерт начали с лихой увертюры Штрауса”. Поражает исключительная бездуховность пришедших, как точно выразился автор, на “музыкальное мероприятие”. Таких бесчувственных слушателей сложно пронять прекрасной музыкой Штрауса, пылким, живым Брамсом, кокетливым Оффенбахом. Астафьеву стыдно за соотечественников (“сидел, ужавшись в себя”, “содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула”), их некрасивый, постыдный поступок гневно осуждается автором, поэтому с иронией неоднократно он называет явившихся на симфонический концерт гражданами. Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. “…И каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем”, а ведь стулья в зале старые, венские. И разве выполнение гражданского долга в том, чтобы “возмущенно хлопнуть сиденьем”, покинуть с возмущениями зал? В конце прозаической миниатюры Виктор Петрович возвращается в прошлое: “…мне хотелось‹…›извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…”. Автор совершил постыдный поступок в подростковом возрасте, осознал ошибку и раскаялся. В концертном зале ругались и шумели взрослые, солидные люди (здесь уместно вспомнить второе лексическое значение слова гражданин – взрослый человек). Когда же они будут исправлять свои ошибки? А ведь “…жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”).

(Как бы вы озаглавили данный текст? Почему? (“Постскриптума в жизни не бывает”, или “Постскриптум”, ёмко и лаконично, как названа миниатюра у В.П. Астафьева в книге “Затеси”. Большая часть текстов в этой книге имеют такие же простые заглавия: “Окно”, “Кладбище”, “Видение”. “Предел”, “Страх”, “Заклятье”, “Музыка”, “Вздох”…).

6. Словарная работа.

Постскриптум состоит из латинской приставки post – после, под и корня (скрипт) script– писать, буквально: “после написанного”, приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами P.S.

Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве. Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает. Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: “ …чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.

7.Аналитико-синтетическое задание.

А теперь вашему вниманию предлагается ещё один текст (рассказ К.Паустовского “Старый повар” звучит под аккомпанемент “Сороковой симфонии” Моцарта). Подумайте, что объединяет данный текст с “Постскриптумом” В.П. Астафьева? Принадлежит ли он перу Виктора Петровича? Ответ постарайтесь обосновать. (Произведения объединены темой, но идея другая – когда жива душа человеческая, музыка способна творить чудеса, перемещать человека в пространстве и во времени, как это и случилось со старым поваром, давно утратившим зрение. Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, “зримую” картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смерть ему хочется узнать имя Мастера: “Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать..имя. Имя!”. Музыка Вольфганга Амадея Моцарта необыкновенно выразительна и действительно способна пробудить воображение даже неподготовленного слушателя. Сила музыки – в её необычайном эмоциональном воздействии на человека. Именно об этом рассказ Паустовского. Именно для этого введено в лирическую новеллу словесное описание звучащей музыки – и сделано это тоже талантливо. Это произведение передает человеческое стремление к совершенству, утверждает добро и справедливость. Властью, данной “не от бога, а от искусства”, которому Моцарт служит, он облегчает последние минуты умирающего. Искусство деятельно утверждает добро.

Паустовский демонстрирует искусство словесной живописи. Цветопись, звукопись, простота авторского повествования, моментные снимки души, сочетание психологического состояния человека и состояния природы – всё работает на идею новеллы. Название рассказа простое – “Старый повар”. Повар старый, но душа его молодая. Живёт старый повар вдохновенно и счастливо до последнего вздоха).

8. Подведение итогов работы.

Рефлексия учебной деятельности с использованием речевого клише.

9. Домашнее задание.

Синтетическое упражнение (письменные ответы на вопросы: “Как вы относитесь к классической музыке?”, “Какие размышления вызывает у вас тест Астафьева?”

Постскриптум

Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня - скорее всего как раз непохожестью - раздражавший.

«Ха, блимба! Орет как жеребец!» - сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.

…Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению.

Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно - нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.

Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…

Но жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей - великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее.

Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. Меня бьет по морде матерщина в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.

Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает; «Люди, помогите мне! Помогите!.. Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»

Больше жизни

Мне в детстве повезло. Очень повезло. Литературе обучал меня странный и умный человек. Странный потому, что вел он уроки с нарушением всех педагогических методик и инструкций. Начал он с того, что положил перед собою карманные часы и заставил нас читать вслух из «Хрестоматии».

Каждый ученик читал минуту, и через минуту следовал приговор:

Ничего. Для второго класса годен.

На каком языке говоришь? На русском? Это тебе кажется…

Что ты читаешь? «Богатыри Невы»? «Богатыри - не вы!» Значит, не ты, не вон тот, что в носу ковыряет и палец скоро сломит… Ясно? Ни черта не ясно! Чтобы Лермонтова понять - любить его надо. Любить, как мать, как родину. Сильнее жизни любить. Как любил учитель из Пензенской губернии…

И он рассказал.

Узнавши о гибели Лермонтова, учитель из глухого пензенского села в одну ночь написал стихотворение «На смерть поэта», а сам пошел после этого и повесился.


В ту ночь свирепо буря бушевала,
Ревела на высотах Машука.
Казалось, что Россия отпевала
Поручика Тенгизского полка.

Так я и не знаю, был или не был учитель в Пензенской губернии, из потрясения и горя которого вылилось единственное стихотворение. Но Лермонтова с тех пор люблю, как мать, как родину. Больше жизни люблю…

Дед и внучка

На другом уроке литературы мы проходили Некрасова, и наш учитель, к этой поре окончательно сломивший сопротивление буйного класса пятого «Б», в полной и благоговейной тишине рассказывал:

Одна девочка зубрила стихотворение «Железная дорога». Помните: «Труд этот, Ваня, был страшно громаден, не по плечу одному. В мире есть царь, этот царь беспощаден - голод названье ему»? Изумительно! - Учитель повернулся к окну, снял очки, проморгался и махнул рукой: - Ни черта вы не помните! Так вот, в то время, когда учила девочка стихотворение, на печке лежал древний дед. Слушал он, слушал да свесился с печи и спрашивает: «Что это ты, внучка, бормочешь и бормочешь? Деду спать не даешь!» - «Стихотворение учу, дедушка, - ответила внучка, - стихотворение поэта Некрасова…» - «А-а! - махнул рукой дед. - Поразвелось этих поэтов. Ни складу у них, ни ладу. Вот ране поэты были, так поэты. Я неграмотный, а наизусть стих какого-то поэта знаю: „Поздняя осень, грачи улетели, лес обнажился, поля опустели, только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она“».

Много разных историй говорил нам учитель. Про Некрасова, может быть, он выдумал, а может, и вычитал где. Но я помню все так, как рассказывал учитель, и если эта притча известна, пусть простят меня за повторение. Однако, думается мне, такие истории нынче напоминать почаще надобно.

Василий Шукшин

Пост скриптум

Чужое письмо

Это письмо я нашел в номере гостиницы, в ящике длинного узкого стола, к которому можно подсесть только боком. Можно сесть и прямо, но тогда надо ноги, положив их одну на другую, просунуть между тем самым ящиком, где лежало письмо, и доской, которая прикрывает батарею парового отопления.


"Здравствуй, Катя! Здравствуйте, детки: Коля и Любочка! Вот мы и приехали, так сказать, к месту следования. Город просто поразительный по красоте, хотя, как нам тут объяснили, почти целиком на сваях. Да, Петр Первый знал, конечно, свое дело туго. Мы его, между прочим, видели – по известной тебе открытке: на коне, задавивши змею.

Сначала нас хотели поместить в одну гостиницу, но туда как раз приехали иностранцы, и нас повезли в другую. Гостиница просто шикарная! Я живу в люксе на одного под номером 4009 (4 – это значит четвертый этаж, 9 – это порядковый номер, а два нуля – я так и не выяснил). Меня поразило здесь окно. Прямо как входишь – окно во всю стену. Слева свисает железный стерженек, к стерженьку прикреплен тросик, тросик этот уходит куда-то в глубину… И вот ты подходишь, поворачиваешь за шишечку влево, и в комнате такой полумрак. Поворачиваешь вправо – опять светло. А все дело в жалюзях, которые в окне. Есть, правда, и занавеси, но они висят сбоку без толку. Если бы такие продавали, я бы сделал у себя дома. Я похожу поспрашиваю по магазинам, может, где-нибудь продают. А если нет, то я попробую сделать из длинных лучинок. Принцип работы этого окна я вроде понял, веревочки найдем – они на трех веревочках. Есть еще одна особенность у этого окна: оно открывается снизу, а посредине поворачивается на стержнях. Дежурная по коридору долго тут пыталась мне объяснить, как открывать и закрывать окно, пока я не остановил и не намекнул ей, что не все такие дураки, как она думала. Кровать я такую обязательно сделаю, как здесь. Поразительная кровать. Мы с Иваном Девятовым набросали с нее чертеж. Ее – пара пустяков сделать.

На шестом этаже находится буфет, но все дорого, поэтому мы с Иваном перешли, как говорится, на подножный корм: берем в магазине колбасы и завтракаем, и ужинаем у меня в люксе. Дежурная по коридору говорит, что это не запрещается, но только чтоб за собой ничего не оставляли. А сперва было заартачилась: надо, дескать, в буфет ходить. Мы с Иваном объяснили ей, что за эти деньги, которые мы проедим в буфете, мы лучше подарки домой привезем. Она говорит, я все понимаю, поэтому кожуру от колбасы свертывайте в газетку и бросайте в проволочную корзиночку, которая стоит в туалете. Опишу также туалет. Туалет просто поразительный. Иван говорит: содрали у иностранцев. Да, действительно, у иностранцев содрали много кое-чего. Например, жалюзи. У нас тут одна из Красногорского района сперва жалела лить много воды, когда мылась в ванной, но ей потом объяснили, что это входит в стоимость номера, так же, как легкий обед в самолете. Я лично моюсь теперь каждый день. Меня вообще-то ванной не удивишь, но поразительно другое: блеск и чистота. Вымоешься, спустишь жалюзи, ляжешь на кровать и думаешь: вот так бы все время жить, можно бы сто лет прожить, и ни одна хворь тебя бы не коснулась, потому что все продумано. Вот сейчас, когда я пишу это письмо, за окном прошли морячки строем. Вообще, движение колоссальное.

Но что здесь поражает, так это вестибюль. У меня тут был один неприятный случай. Подошел я к сувенирам – лежит громадная зажигалка. Цена – 14 рублей. Ну, думаю, разорюсь – куплю. Как память о нашем пребывании. Дайте, говорю, посмотреть. А стоит девчушка молодая… И вот она увивается перед иностранцами – и так и этак. Уж она и улыбается-то, она и показывает-то им все, и в глаза-то им заглядывает. Просто глядеть стыдно. Я говорю: дайте зажигалку посмотреть. Она на меня: вы же видите, я занята! Да с такой злостью, куда и улыбка девалась. Ну, я стою. А она опять к иностранцам, и опять на глазах меняется человек. Я и говорю ей: что ж ты уж так угодничаешь-то? Прямо на колени готова стать. Ну, меня отвели в сторонку, посмотрели документы… Нельзя, мол, так говорить. Мы, мол, все понимаем, но, тем не менее, должны проявлять вежливость. Да уж какая тут, говорю, вежливость: готова на четвереньки стать перед ними. Я их тоже уважаю, но у меня есть своя гордость, и мне за нее неловко. Ограничились одним разговором, никаких оргвыводов не стали делать. Я здесь не выпиваю, иногда только пива с Иваном выпьем, и все. Мы же понимаем, что на нас тоже смотрят. Дураков же не повезут за пять тысяч километров знакомить с памятниками архитектуры и вообще отдохнуть.

Смотрели мы тут одну крепость. Там раньше сидели зеки. Нас всех очень удивило, как у них там чистенько было, опрятно. А сроки были большие. Мы обратились к экскурсоводу: как же так, мол? Он объяснил, что, во-первых, это сейчас так чистенько, потому что стал музей, во-вторых, гораздо больше издевательства, когда чистенько и опрятно: сидели здесь в основном по политическим статьям, поэтому чистота как раз угнетала, а не радовала. Чистота и тишина. Между прочим, знаешь, как раньше пытали? Привяжут человека к столбу, выбреют макушку и капают на эту плешину по капле холодной воды – никто почесть не выдерживал. Вот додумались! Мы тоже удивлялись, а некоторые совсем не верили. Иван Девятов наотрез отказался верить. Мне, говорит, хоть ее ведрами лей… Экскурсовод только посмеялся. Вообще, время проводим очень хорошо. Погода, правда, неважная, но тепло. Обращают на себя внимание многочисленные столовые и кафе, я уж и не заикаюсь про рестораны. Этот вопрос здесь продуман. Были также с Иваном на базаре – ничего особенного: картошка, капуста и вся прочая дребедень. Но в магазинах – чего только нет! Жалюзей, правда, нет. Но вообще город куда ближе к коммунизму, чем деревня-матушка. Были бы только деньги. В следующем письме опишу наше посещение драмтеатра. Колоссально! Показывали москвичи одну пьесу… Ох, одна артистка выдавала! Голосок у ней все как вроде ломается, вроде она плачет, а – смех. Со мной сидел один какой-то шкелет – морщился: пошлятина, говорит, и манерность. А мы с Иваном до слез хохотали, хотя история сама по себе грустная. Я потом расскажу при встрече. Ты не подумай там чего-нибудь такого – это же искусство. Но мне лично эта пошлятина, как выразился шкелет, очень понравилась. Я к тому, что необязательно – женщина. Мне также очень понравился один артист, который, говорят, живет в этом городе. Ты его, может, тоже видала в кино: говорит быстро-быстро, легко, как семечки пускает. Маленько смахивает на бабу – голоском и манерами. Наверно, пляшет здорово, собака! Ну, до свиданья! Остаюсь жив-здоров.

Будут ли люди разных возрастов обладать равными правами в нашем обществе? Есть все основания верить, что благодаря усилиям самих пожилых людей, повышению заботы о них со стороны общества и более глубокому пониманию их проблем произойдет улучшение их положения. Новые когорты людей пополняют ряды пожилых, и, возможно, они здоровее, богаче и обладают более высоким уровнем образования и политической сознательности, чем представители когорт прошлых лет. В XX в. в США происходило постепенное повышение среднего уровня образования и качества медицинского обслуживания. Однако в некоторой мере неравенство сохранится навсегда. Самые молодые и многие очень старые люди не могут работать так же, как те, кто находится в расцвете своих сил. Поэтому существуют некие пределы возможностей, определяющие роли, которые могут исполнять представители этих групп. В отличие от таких факторов, как пол и этническое происхождение, возраст может стать причиной невозможности для человека выполнять данную роль. Однако, как мы уже убедились, несмотря на ограничения, обусловленные хронологическим возрастом, существуют огромные возможности для улучшения положения пожилых людей.


Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Глава 12. Возраст и неравенство

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Термин "эйджеизм" обозначает дискриминацию, проводимую одной или несколькими возрастными группами по отношению к другим возрастным группам. Этот термин чаще всего употребляют, когда речь идет об отношении к пожилым людям, имеющим самый низкий статус по сравнению с любой группой взрослых людей в нашем обществе.

2. Демографы сосредоточивают свое внимание на количественном соотношении старых людей и другими возрастными категориями населения, В последние годы число пожилых в процентном соотношении постоянно увеличивалось. Главной причиной этой тенденции является падение рождаемости. Другим важным фактором стало понятие возрастных когорт, включающих всех людей, родившихся в данном году или в пределах нескольких лет.

3. Среди результатов изменения возрастной структуры населения следует отметить тенденцию, когда родители вынуждены жить в "пустом гнезде" (без детей) в течение последних 30 лет своей жизни. Увеличение численности пенсионеров может вызвать изменение показателей зависимости или процентного соотношения различных возрастных категорий населения, которые не могут обеспечивать себя материально. Это одна из причин кризиса системы социального обеспечения, наблюдающегося в последнее время. Уменьшающееся число работающих должно обеспечивать растущее число пожилых людей,



4. Процесс разрушения организма в старости оказывает основное влияние на возрастные роли пожилых людей. Но хотя биологические факторы ограничивают человеческие возможности, социальные ожидания в отношении этих ограничений играют еще более важную роль. Формальные возрастные нормы определяют, в каком возрасте люди могут заниматься теми или иными видами деятельности. Неформальные возрастные нормы представляют собой менее четко определенные ожидания по поводу того, как следует себя вести людям различного возраста. Возрастные стереотипы часто воспринимаются как пророчества, сбывающиеся независимо от воли человека, что мешает пожилым людям заниматься многими видами деятельности, которые могли бы принести им удовлетворение.

5. Понятия о некоторых этапах жизненного цикла, считающиеся "естественными", в действительности сложились на основе экономических и социальных перемен. К ним относятся понятия детства, юности и среднего возраста. Переходным обрядом называется церемония празднования перехода человека от одного этапа жизненного цикла к следующему.

6. В области геронтологии (науки о старости) создано несколько теорий старения. Согласно теории освобождения, по мере того как люди становятся старше, происходит взаимное отчуждение между ними и людьми более молодого возраста, словно старики готовятся уйти из жизни. В то же время пожилые люди освобождаются от социальных ролей, главным образом связанных с их трудовой деятельностью. Другая точка зрения, представленная в теории активности, состоит в том, что, прекращая исполнять свои прежние роли, пожилые люди страдают от ощущения утраты и чувства своей ненужности; при этом понижается их самоуважение. Согласно этой теории, сохранение жизненной активности способствует улучшению морального состояния пожилых людей.

7. Сторонники теории субкультуры считают, что приобщение к "субкультуре пожилых людей"" помогает ее представителям поддерживать свой психологический тонус. Согласно точке зрения сторонников теории распределения материальных средств, пожилые люди представляют собой слой населения находящийся в неблагоприятном положении: они страдают из-за потери работы, уменьшения дохода и утраты трудовых навыков.

8. Среди перемен, обусловленных старением и требующих особой психологической приспособленности, следует отметить возрастающую зависимость от других и утрату привычных ролей. Кроме того, пожилым людям приходится осваивать новые роли, сулящие лишь незначительное вознаграждение, к которым они почти не подготовлены. Тяжелее всего приспосабливаются к новой жизни люди, потерявшие супруга, и выходцы из этнических групп, в которых по традиции пожилые пользуются уважением.

9. Среди пожилых людей чаще возникают проблемы, связанные с физическими и психическими заболеваниями. Кроме того, они сталкиваются с серьезными экономическими трудностями. Этому способствует массовый уход на пенсию. В особенно неблагоприятном положении оказываются пожилые женщины, негры, одинокие престарелые и те, кто проживает с чужими людьми, а также старики, живущие в сельской местности. По разным причинам многие пожилые люди живут в домах, по своему качеству не достигающих установленного стандарта.

10. В США социальные программы помощи пожилым впервые возникли только в 20-е годы, когда особенно обострилась бедность среди престарелых. В последние десятилетия наблюдалось небывалое увеличение численности групп, которые борются за принятие законопроектов, отстаивающих интересы пожилых, и влияют на общественное мнение. Одна из них, под названием "Серые пантеры", призывает положить конец дискриминации по возрастному принципу и создать возможности для полного участия пожилых во всех сферах американской жизни.


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 13. Семья

Василий Шукшин

Пост скриптум

(Чужое письмо)

Это письмо я нашел в номере гостиницы, в ящике длинного узкого стола, к которому можно подсесть только боком. Можно сесть и прямо, но тогда надо ноги, положив их одну на другую, просунуть между тем самым ящиком, где лежало письмо, и доской, которая прикрывает батарею парового отопления.


"Здравствуй, Катя! Здравствуйте, детки: Коля и Любочка! Вот мы и приехали, так сказать, к месту следования. Город просто поразительный по красоте, хотя, как нам тут объяснили, почти целиком на сваях. Да, Петр Первый знал, конечно, свое дело туго. Мы его, между прочим, видели – по известной тебе открытке: на коне, задавивши змею.

Сначала нас хотели поместить в одну гостиницу, но туда как раз приехали иностранцы, и нас повезли в другую. Гостиница просто шикарная! Я живу в люксе на одного под номером 4009 (4 – это значит четвертый этаж, 9 – это порядковый номер, а два нуля – я так и не выяснил). Меня поразило здесь окно. Прямо как входишь – окно во всю стену. Слева свисает железный стерженек, к стерженьку прикреплен тросик, тросик этот уходит куда-то в глубину… И вот ты подходишь, поворачиваешь за шишечку влево, и в комнате такой полумрак. Поворачиваешь вправо – опять светло. А все дело в жалюзях, которые в окне. Есть, правда, и занавеси, но они висят сбоку без толку. Если бы такие продавали, я бы сделал у себя дома. Я похожу поспрашиваю по магазинам, может, где-нибудь продают. А если нет, то я попробую сделать из длинных лучинок. Принцип работы этого окна я вроде понял, веревочки найдем – они на трех веревочках. Есть еще одна особенность у этого окна: оно открывается снизу, а посредине поворачивается на стержнях. Дежурная по коридору долго тут пыталась мне объяснить, как открывать и закрывать окно, пока я не остановил и не намекнул ей, что не все такие дураки, как она думала. Кровать я такую обязательно сделаю, как здесь. Поразительная кровать. Мы с Иваном Девятовым набросали с нее чертеж. Ее – пара пустяков сделать.

На шестом этаже находится буфет, но все дорого, поэтому мы с Иваном перешли, как говорится, на подножный корм: берем в магазине колбасы и завтракаем, и ужинаем у меня в люксе. Дежурная по коридору говорит, что это не запрещается, но только чтоб за собой ничего не оставляли. А сперва было заартачилась: надо, дескать, в буфет ходить. Мы с Иваном объяснили ей, что за эти деньги, которые мы проедим в буфете, мы лучше подарки домой привезем. Она говорит, я все понимаю, поэтому кожуру от колбасы свертывайте в газетку и бросайте в проволочную корзиночку, которая стоит в туалете. Опишу также туалет. Туалет просто поразительный. Иван говорит: содрали у иностранцев. Да, действительно, у иностранцев содрали много кое-чего. Например, жалюзи. У нас тут одна из Красногорского района сперва жалела лить много воды, когда мылась в ванной, но ей потом объяснили, что это входит в стоимость номера, так же, как легкий обед в самолете. Я лично моюсь теперь каждый день. Меня вообще-то ванной не удивишь, но поразительно другое: блеск и чистота. Вымоешься, спустишь жалюзи, ляжешь на кровать и думаешь: вот так бы все время жить, можно бы сто лет прожить, и ни одна хворь тебя бы не коснулась, потому что все продумано. Вот сейчас, когда я пишу это письмо, за окном прошли морячки строем. Вообще, движение колоссальное.

Но что здесь поражает, так это вестибюль. У меня тут был один неприятный случай. Подошел я к сувенирам – лежит громадная зажигалка. Цена – 14 рублей. Ну, думаю, разорюсь – куплю. Как память о нашем пребывании. Дайте, говорю, посмотреть. А стоит девчушка молодая… И вот она увивается перед иностранцами – и так и этак. Уж она и улыбается-то, она и показывает-то им все, и в глаза-то им заглядывает. Просто глядеть стыдно. Я говорю: дайте зажигалку посмотреть. Она на меня: вы же видите, я занята! Да с такой злостью, куда и улыбка девалась. Ну, я стою. А она опять к иностранцам, и опять на глазах меняется человек. Я и говорю ей: что ж ты уж так угодничаешь-то? Прямо на колени готова стать. Ну, меня отвели в сторонку, посмотрели документы… Нельзя, мол, так говорить. Мы, мол, все понимаем, но, тем не менее, должны проявлять вежливость. Да уж какая тут, говорю, вежливость: готова на четвереньки стать перед ними. Я их тоже уважаю, но у меня есть своя гордость, и мне за нее неловко. Ограничились одним разговором, никаких оргвыводов не стали делать. Я здесь не выпиваю, иногда только пива с Иваном выпьем, и все. Мы же понимаем, что на нас тоже смотрят. Дураков же не повезут за пять тысяч километров знакомить с памятниками архитектуры и вообще отдохнуть.

Смотрели мы тут одну крепость. Там раньше сидели зеки. Нас всех очень удивило, как у них там чистенько было, опрятно. А сроки были большие. Мы обратились к экскурсоводу: как же так, мол? Он объяснил, что, во-первых, это сейчас так чистенько, потому что стал музей, во-вторых, гораздо больше издевательства, когда чистенько и опрятно: сидели здесь в основном по политическим статьям, поэтому чистота как раз угнетала, а не радовала. Чистота и тишина. Между прочим, знаешь, как раньше пытали? Привяжут человека к столбу, выбреют макушку и капают на эту плешину по капле холодной воды – никто почесть не выдерживал. Вот додумались! Мы тоже удивлялись, а некоторые совсем не верили. Иван Девятов наотрез отказался верить. Мне, говорит, хоть ее ведрами лей… Экскурсовод только посмеялся. Вообще, время проводим очень хорошо. Погода, правда, неважная, но тепло. Обращают на себя внимание многочисленные столовые и кафе, я уж и не заикаюсь про рестораны. Этот вопрос здесь продуман. Были также с Иваном на базаре – ничего особенного: картошка, капуста и вся прочая дребедень. Но в магазинах – чего только нет! Жалюзей, правда, нет. Но вообще город куда ближе к коммунизму, чем деревня-матушка. Были бы только деньги. В следующем письме опишу наше посещение драмтеатра. Колоссально! Показывали москвичи одну пьесу… Ох, одна артистка выдавала! Голосок у ней все как вроде ломается, вроде она плачет, а – смех. Со мной сидел один какой-то шкелет – морщился: пошлятина, говорит, и манерность. А мы с Иваном до слез хохотали, хотя история сама по себе грустная. Я потом расскажу при встрече. Ты не подумай там чего-нибудь такого – это же искусство. Но мне лично эта пошлятина, как выразился шкелет, очень понравилась. Я к тому, что необязательно – женщина. Мне также очень понравился один артист, который, говорят, живет в этом городе. Ты его, может, тоже видала в кино: говорит быстро-быстро, легко, как семечки пускает. Маленько смахивает на бабу – голоском и манерами. Наверно, пляшет здорово, собака! Ну, до свиданья! Остаюсь жив-здоров.

Михаил Демин.


Пост скриптум: вышли немного денег, рублей сорок: мы с Иваном малость проелись. Иван тоже попросил у своей шестьдесят рублей. Потом наверстаем. Все".


Вот такое письмо. Повторяю, имена я переменил.

А шишечка эта на окне – правда, занятная: повернешь влево – этакий зеленоватый полумрак в комнате, повернешь вправо – светло. Я бы сам дома сделал такую штуку. Надо тоже походить по магазинам поспрашивать: нет ли в продаже.


Copyright (c) 2001 Электронная библиотека Алексея Снежинского