Шоколадом лечить печаль и смеяться в лицо. Легкомыслие

Анализируя стих «Легкомыслие», написанный Мариной Цветаевой весной 1915 года, начнём с раскрытия темы стихотворения. Тема строк – это монолог лирической героини, которая по-своему исповедуется перед читателем и выносит на его суд собственное легкомыслие, называя его «милым грехом».

Источник вдохновения

В 1915 году прошло 3 года после замужества поэтессы, в этом момент отношения приобретают стабильный и спокойный характер. Больше нет ярких вспышек страсти, семейная жизнь течет размеренно, насколько это возможно, учитывая взрывной характер Цветаевой. Чувства между супругами не то чтобы охладели, но стали спокойными и лишёнными эмоций. Семья больше не даёт энергии для творчества, отсюда недостаток вдохновения, которое Марина пытается компенсировать вне дома.

Отчасти, по этой причине 1915 году Цветаева и Эфрон временно расстаются, автор строк близко сходится с Софией Парнок, с которой они вместе путешествуют и открывают для себя мир. Есть легенда и о физической близости Марины и Софии, но эту тему мы опустим, так как она не имеет прямого отношения к анализу стихотворения.

Кому посвящается

Строки «Легкомыслие… милый мой грех» посвящается тем женщинам, которым слишком тяжело идти по жизни в силу своей утончённости. Цветаева делится в ними своим секретом выживания и советует, как богиня Фаитири, как защититься от невзгод. Один из секретов – это легкомыслие, ведь оно позволяет пропустить мимо сердца невзгоды и избежать душевной боли.

Отметим, что речь не идёт о «легкомыслии по жизни», секрет поэтессы – это напускное легкомыслие, своеобразный щит от невзгод. Его можно поднимать для защиты от неприятностей и опускать, когда небо жизни проясняется. Психологический трюк, уже не девушки, а женщины.

Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.

В строках Цветаева преподаёт урок женщинам, но и предостерегает их от чрезмерности, ведь

легкомыслие – это грех и враг.

поэтому нельзя чтобы оно стало главной чертой характера – щит, не более.

Стилистика стихотворения

Пор большому счёту все стихотворение – это одна большая метафора, ведь нельзя обращаться к тому, кого не существует, а Цветаева обращается именно к легкомыслию, предмету неодушевлённому и аморфному. По этой причине строки наполнены множеством образных сравнений, в основе их лежит, как правило, противопоставление, пример ниже:

Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.

Быть как стебель и быть как сталь.

Для небольшого объёма в строках много стилистических фигур, что делает его восприятие более ярким. Написаны строки трехударным дольником, основа трёх – и четырёхстопный анапест. Рифмуются строки перекрёстно на основе точной рифмы.

Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!

Главное, чтобы шоколада не было много, а то грозит полнота, а смех в лица прохожих не стал вульгарным и грубым.

Легкомыслие! - Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
Ты мазурку мне вбрызнул в жилы.

Научил не хранить кольца, -
С кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца
И кончать еще до начала.

Все дело в том, чтобы мы любили, чтобы у нас билось сердце -
хотя бы разбивалось вдребезги! Я всегда разбивалась вдребезги,
и все мои стихи - те самые серебряные сердечные дребезги. Марина Цветаева


Ирма Кудрова. "Поговорим о странностях любви. Марина Цветаева"
Не знаю, насколько правомерно назвать странностью «многолюбие» Цветаевой. Но в самом деле, в ее биографии поражает чуть ли не непрерывная череда влюбленностей, и не только в молодые годы, но и в возрасте, что называется, почтенном. Банальная странность, можно было бы сказать - если бы речь шла о мужчине, - и все выглядит иначе, если мы говорим о женщине. Традиционная мораль неодобрительно сдвигает брови, и успехи эмансипации ни на йоту не смягчают ее оценок. Можно, правда, напоминать об особенностях «творческих» женщин вроде Жорж Санд, например, однако сколько-нибудь серьезно это делу не помогает.
Если бы Цветаева просто была влюбчива! Но ее страстью было проживать живую жизнь через слово; она всегда именно с пером в руках вслушивалась, вчувствовалась, размышляла. И потому то, что у людей других профессий остается обычно на периферии памяти и сознания, то, что, как правило, скрыто от ближних и дальних (а нередко даже и от себя), - у Марины Цветаевой почти всякий раз выведено за ушко да на солнышко. То есть чернилами на чистый лист бумаги - из присущего ей пристального внимания к подробностям своей душевной жизни, постоянно ускользающим в небытие. И как результат, в наследии Цветаевой нам оставлено множество сокровенных свидетельств; чуть не каждая вспышка чувств, каждый сердечный перебой зафиксированы, высвечены и стократно укрупнены сильнейшим прожектором - в стихах и прозе. Полностью -здесь http://poem.com.ua/info/cvet2.html
Стихи Марины Цветаевой.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.


Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!


Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.


Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!


******
Легкомыслие!- Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.


Научив не хранить кольца,-
с кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.


Быть как стебель и быть как сталь
в жизни, где мы так мало можем...
- Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!

Марина Цветаева и Анна Ахматова - Москва и Петербург русской поэзии http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200100902. Несмотря на то, что личная встреча произошла только в 1941 году, они встретились в поэзии намного раньше. (О творческих взаимоотношениях поэтов - http://www.utoronto.ca/tsq/13/borovikova13.shtml)


Марина Цветаева.Анне Ахматовой
Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.


Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.


Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.


Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.


В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.


Позже Марина Цветаева писала:
Мы коронованы тем, что одно с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - тоже!
И тот, кто ранен смертельно твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
…………………………………………………….
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
-И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – И сердце своё в придачу.

Марина Цветаева посвятила цикл стихов Анне Ахматовой. Возможно, и в стихотворении "Легкомыслие - милый грех..." слова "шоколадом лечить печаль" - это еще и некое прозрение судьбы, обращение к Ахматовой, поздний шоколад которой был горек и сладок одновременно. Анна Ахматова писала в воспоминаниях: "Они покупали мне апельсины и шоколад, как больной, а я была просто голодная..."
Марина Цветаева: « Чтобы все сказать: последовавшим за моим петербургским приездом стихами о Москве я обязана Ахматовой, своей любви к ней, своему желанию ей подарить что-то вечнее любви, то подарить – что вечнее любви. Если бы я могла просто подарить ей – Кремль, я бы наверное этих стихов не написала. Так что соревнование, в каком-то смысле, у меня с Ахматовой – было, но « не сделать лучше нее », а – лучше нельзя, и это лучше нельзя – положить к ногам. Соревнование? Рвение. Знаю, что Ахматова потом в 1916-17 году с моими рукописными стихами к ней не расставалась и до того доносила их в сумочке, что одни складки и трещины остались. Этот рассказ Осипа Мандельштама – одна из самых моих больших радостей за жизнь». Марина Цветаева вступила в литературу раньше, чем Анна Ахматова – первый ее сборник « Вечерний альбом» опубликован в 1910 году, -но в читательском восприятии она сохранила ступень « младшей современницы, чему немало сама и способствовала. Ее восторженное поклонение « Злотоустой Анне - всея Руси»…как бы предполагало известное неравенство – тем более, что не вызывало ответного слова. («Поздний ответ» Ахматовой будет написан в 1940 году, но и тогда останется неизвестной адресату). Письма Марины Цветаевой, адресованные Анне Ахматовой -http://www.akhmatova.org/letters/marina.htm
Анна Ахматова
Поздний ответ
М.И. Цветаевой
Белорученька моя, чернокнижница...


Невидимка, двойник, пересмешник,
Что ты прячешься в черных кустах,
То забьешься в дырявый скворечник,
То мелькнешь на погибших крестах,
То кричишь из Маринкиной башни:
"Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной.
Поглотила любимых пучина,
И разрушен родительский дом."
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем.
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
А вокруг погребальные звоны,
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.


Легкомыслие!- Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.

Научив не хранить кольца,-
с кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.

Быть как стебель и быть как сталь
в жизни, где мы так мало можем…
— Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Милый друг мой! румянцем заката Облилось мое небо, и ты, Как заря, покраснела за брата Прежней силы и юной мечты. Не красней ты и сердцем воскресни: Я ничем, кроме ласки...
  2. «О, ангел милый, дорогой, ты страшных песен сих не пой и темнотой меня не мучь, мне этот вечер так тягуч, и да, и нет — один ответ, и да, и...
  3. Еще я полн, о друг мой милый, Твоим явленьем, полн тобой!.. Как будто ангел легкокрылый Слетал беседовать со мной,- И, проводив его в преддверье Святых небес, я без него Сбираю...
  4. И мы простим, и Бог простит. Мы жаждем мести от незнанья. Но злое дело — воздаянье Само в себе, таясь, таит. И путь наш чист, и долг наш прост: Не...
  5. А что есть Муза? Друг мой милый, порой она – милиционер, тебя резиновой дубиной не убивший, например. Или неодетая девчонка вопящая из «воронка», что любит, любит, любит черта… – Он...
  6. Еще мы можем накрениться, А улететь уже не можем. Мы были все, как будто птицы, А стали вроде бы деревья. Но мы встречаемся без фальши Мы просто больше пьем и...
  7. В темной чаще замолк соловей, Прокатилась звезда в синеве; Месяц смотрит сквозь сетку ветвей, Зажигает росу на траве. Дремлют розы. Прохлада плывет. Кто-то свистнул… вот замер и свист. Ухо слышит,...
  8. Спустилась мгла, туманами чревата. Ночь зимняя тускла и сердцу не чужда. Объемлет сирый дух бессилие труда, Тоскующий покой, какая-то утрата. Как уследишь ты, чем душа больна, И, милый друг, чем...
  9. Не греет любовь и не светит Сквозь времени круговорот. Любовь не живет на планете, А тачку с планетой везет. В пути ни конца, ни начала — Как будто бы замкнутый...
  10. Еще необходимо любить и убивать, Еще необходимо накладывать печать, Быть внешним и жестоким, быть нежным без конца И всех манить волненьем красивого лица. Еще необходимо. Ты видишь, почему: Мы все...
  11. Был кем-то разведен Костер В лесу. Кругом шумела осень. Стояли холода, и ветер был несносен, Снег мокрый изморозь по веткам распростер. Быть может, человек здесь у огня сушился И, уходя,...
  12. В этоть вечер над Невою Встал туман!.. И град Петра Запахнулся с головою В белый плащ из серебра… И тотчас же, для начала, С томным криком, вдалеке, Поскользнулась и упала...
  13. Хоть мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но хорошо бы отдохнуть от этих дел – да ну их к богу! Уйти от суеты, как Фет. Скитаться в поисках покоя, а...
  14. О, берегитесь, убегайте От жизни легкой пустоты. И прах земной не принимайте За апельсинные цветы. Под серым небом Таормины Среди глубин некрасоты На миг припомнились единый Мне апельсинные цветы. Поверьте,...
  15. Просыпаюсь рано. Чуть забрезжил свет, Темно от тумана, Встать мне или нет? Нет, вернусь упрямо В колыбель мою,- Спой мне, спой мне, мама: «Баюшки-баю!» Молодость мелькнула, Радость отнята, Но меня...
Вы сейчас читаете стих Легкомыслие — милый грех, поэта Цветаева Марина Ивановна