Недостаточно денег, недостаточно солдат, огромные проблемы с дисциплиной, множество аварий, погибшие и устаревшая техника. В отличие от того, что вам рассказывает Путин, российская армия не так уж и сильна.
На этой неделе британское издание Daily Mail опубликовало статью под заголовком «Замышляет ли Путин войну в Европе?», в которой источники в разведке, опираясь на масштабные военные учения в России, утверждали, что российская армия готовится воевать с НАТО. Все это происходит на фоне множества сообщений о возобновлении холодной войны, о полетах российских самолетов-разведчиков вблизи воздушных границ США, Канады и Великобритании, о подводных лодках, собирающих разведданные по всему миру и, конечно, о действиях российской армии на Украине и в других странах. К этом следует прибавить еженедельные сообщения о мощи российской армии, о том, какой Путин страшный, и о том, что вооруженные силы России возвращаются к величию времен холодной войны.
Но давайте скажем правду. Запугивание используется как волшебное средство для получения бюджетов и расширения продаж. Российская армия на самом деле сильно отличается от той картины, которую нам рисуют. От боеспособности армии США, Китая, Германии и Франции их отделяют световые годы. Разумеется, не следует впадать в другую крайность, это все-таки не Южный Судан и не Сомали. Российская армия располагает огромным числом ядерных зарядов, прекрасными самолетами, отличными танками и бесшумными подводными лодками. Но, как вы сейчас узнаете, она все равно не такая грозная, как кажется.
Так что же на самом деле происходит в российской армии?
1. Много жертв и плохая дисциплина
В мае стало известно, что Владимир Путин подписал президентский указ, согласно которому данные о потерях армии в ходе боевых действий в мирное время становятся «государственной тайной». В стремлении вернуть России статус сверхдержавы Путин отправляет солдат в разные места, в Грузию, на Украину и не только, и они демонстрируют там впечатляющие способности, но также гибнут в большом количестве. К примеру, украинские источники передают, что россияне сжигают тела солдат, погибших на Украине, чтобы скрыть свое участие в войне, а также чтобы избежать негативного влияния потерь на боевой дух войск.
К этому следует добавить огромное количество солдат, погибающих на учениях. По некоторым данным, таких случаев насчитывается несколько сотен в год. Если этого не достаточно, то еще несколько сотен военнослужащих ежегодно гибнут от рук своих товарищей в драках или в результате злоупотребления спиртным. Последние официальные данные о таких случаях публиковались в 2001 году, и тогда речь шла о 500 жертвах убийств в армии.
Причин этому множество, и очевиден низкий уровень дисциплины в российских войсках, что отражается на их боеспособности и даже на качестве проведения учений. Старослужащие издеваются над новобранцами, церемонии по случаю завершения учебных курсов больше напоминают пытки инквизиции, и это лишь малая часть, которая известна общественности. Два года назад к в рамках общегосударственной борьбы с курением было решено прекратить раздачу бесплатных сигарет солдатам, но начальник генштаба предупредил, что результатом может стать бунт. Ситуация с дисциплиной и с ценностью человеческой жизни настолько плоха, что матери солдат выходят на демонстрации протеста.
2. В казне нет денег
Хотя российский военный бюджет был значительно увеличен, ему далеко до оборонных расходов богатых США, и финансовое положение вооруженных сил России плохое. Российский военный бюджет составляет 80-90 млрд. долларов, американский — 500 млрд. долларов, китайский — более 100 млрд. долларов. германский — 50-60 млрд. долларов.
Тяжелое экономическое положение затрудняет приобретение нового оружия. Большая часть военной техники российской армии относится скорее к музейным экспонатам, чем к боевому оружию. Подводные лодки ржавеют в портах, самолеты разваливаются на аэродромах, многие проекты так и остаются на бумаге. У Владимира Путина хорошие намерения и грандиозные планы, но их большая часть не выполняется. Российский самолет-стелс все еще проходит испытания, тогда как США уже сформировали пять эскадрилий «Рапторов» и перешли к созданию самолета следующего поколения.
3. Солдат не хватает
Уже долгие годы в России обсуждают возможность перехода на полностью наемную армию, как в США. На данный момент в стране действует всеобщая воинская повинность, и срок службы составляет от года до двух лет, если только у призывника нет денег или связей. В армии есть подразделения, полностью укомплектованные контрактниками. В частности, один из предыдущих начальников генштаба говорил, что из контрактников сформированы две бригады, 12 подразделений спецназа и пять батальонов ВДВ и морской пехоты. Но проблема в том, что по описанным выше причинам российская армия испытывает большие трудности с привлечением контрактников, особенно из качественных секторов населения.
4. Самолеты падают с неба
В последние два года мы стали свидетелями возобновления действий, известных со времен холодной войны: разведывательные полеты авиации вдоль воздушных границ западных стран и рядом с их кораблями. Однако следует отметить, что состояние российских ВВС настолько плохое, что самолеты часто просто падают и разбиваются. Последний случай был на прошлой неделе, самолет упал во время воздушного парада.
В июле русские потеряли самолет Су-24 и стратегический бомбардировщик Ту-95, месяцем ранее — два МиГ-29 и более современный Су-34. Целые воздушные флоты были прикованы к земле из-за падений самолетов и гибели летчиков. Список можно продолжать, но общая картина понятна. Содержание самолетов плохое, так как не хватает денег, и пилоты не могут тренироваться, как следует. Новые самолеты не поступают по той же причине — нехватка денег.
Хотя в России есть прекрасные самолеты, большую часть авиации составляют уже устаревшие МиГ-29 и Су-27, которые не прошли такую модернизацию, как параллельные им модели F-15 и F-16.
5. Единственный авианосец, не слишком впечатляющий
Американский военный флот на данный момент располагает 11-ю ударными авианосцами и еще восемью вертолетоносцами, не менее совершенными. Такие корабли есть у Франции, Италии и даже Индии. У российского флота есть один авианосец, не в лучшем состоянии, который, к тому же, нуждается в дозаправке каждый месяц или два, в отличие от американских авианосцев с ядерными силовыми установками.
Из-за размеров авианосца с него могут взлетать только облегченные самолеты, то есть с ограниченной свободой действия в воздухе.
Владимир Путин планирует построить десятки кораблей и подводных лодок, но обесценивание курса рубля вынуждает сократить эти планы. Установленный срок, 2020 год, тоже выглядит нереальным.
6. Танк против танка
Один из главных козырей Путина — мощные бронетанковые войска, располагающие тысячами танков. Но и здесь тщательное изучение количества и качества танков рисует не ту картину, которую показывает российский лидер. Российская армия располагает не менее 10 тысячи танков, и три тысячи из них на активной службе. Примерно половину из них составляют Т-72, устаревшие и не соответствующие западным стандартам машины. Есть и новый танк, Т-90, но их в войсках всего 300, и скорость поставок медленная. У США танков меньше, около 5 тысяч, но все они — разные модификации М-1 Абрамс. Если добавить корпус морской пехоты, то это число увеличится на несколько сотен.
7. Аварии на парадах показывают все
Российская армия любит показывать свою мощь гражданам страны и всему миру на военных парадах. В них обычно участвуют десятки самолетов, сотни единиц техники и множество солдат. Если мы рассмотрим внимательно эти парады, то увидим то же самое, что описывали выше — аварии и катастрофы, гибель солдата, падение самолета, взрыв танка. Как мы уже говорили, только на этой неделе на параде упал самолет и погиб летчик. В прошлом месяце на глазах у публике произошла авария при запуске ракет с корабля. К счастью, ракеты упали в воду. Во время парада войск ПВО, считающихся очень сильными, выпущенная ракета не поразила цель и упала из-за технической неисправности. Во время парада на День победы 9 мая русские представили свой самый новый танк, который просто заглох, и его пришлось тащить на буксире.
Сразу предупреждаю, букв много. Но почитать есть смысл. Даже если Вы и не служили никогда, и армия для Вас - пустая трата денег налогоплательщиков.
Взято отсюда:http://shurigin.livejournal.com/160964.html
http://shurigin.livejournal.com/160712.html#cutid1Военные реформы министра обороны Сердюкова дорого обходятся России.
Кто из древних очень точно сказал: «Тот, кто не учит уроков Истории, того очень скоро из Истории вычёркивают!»
Как-то получилось, что весь анализ прошедшей в Южной Осетии войны сосредоточился на действиях войск в районе конфликта. О действиях армии пишут газеты и журналы. Им посвящаются телепрограммы и ток-шоу.
Безусловно, этот анализ крайне важен. И необходимо сделать правильные выводы, как из ошибок, допущенных войсками на поле боя, так и из удач и успехов нашей армии.
Но при этом из зоны внимания как-то выпали действия ещё одного ключевого участника этих событий – высшего военного руководства армии и главного военного органа управления – Генерального Штаба. А ведь без анализа их действий, любые выводы о войне будут не полными. Поэтому есть смысл закрыть этот пробел, и рассказать, что же собственно происходило в Москве, в дни юго-осетинского кризиса.
…КАК ЭТО БЫЛО В МОСКВЕ?
8 августа 2008 года застало Главное Оперативное Управление и Главное Организационно-Мобилизационное Управление в прямом смысле слова – на улице... В этот день, выполняя строжайшую директиву министра обороны Анатолия Сердюкова, управления занимались переездом. Десяток КамАЗов, выстроился у подъездов, и в них грузилось упакованное в ящики и узлы имущество двух главных управлений Генерального Штаба.
Новость о том, что Грузия начала военную операцию против Южной Осетии многие офицеры узнали лишь из утренних выпусков новостей. К этому моменту функционировавшая бесперебойно больше сорока лет система оповещения была демонтирована. Дежурных в управлениях и службах просто не было, так как дежурить было негде. Оповещать офицеров было некому. Поэтому ни о каком прибытии по тревоге офицеров и немедленном «включении» ГОУ или ГОМУ в ситуацию речи идти не могло. Включаться было некому и негде.
При этом само ГОУ уже два месяца было без руководства. Бывший начальник ГОУ генерал-полковник Александр Рукшин был в начале июня уволен за несогласие с планами Анатолия Сердюкова резкого сокращения Генштаба. Нового начальника ГОУ Сердюкову и начальнику Генерального Штаба Макарову за это время найти было не досуг. Исполняющий же обязанности начальника ГОУ первый заместитель Рукшина генерал-лейтенант Валерий Запаренко был вынужден в одном лице совмещать сразу несколько должностей, что не могло не отразиться на состоянии дел в ГОУ.
Всё это усугубилось тем, что к этому моменту ГОУ и ГОМУ оказались полностью отрезанными от войск. В очищенных под ремонт помещениях не только вся ЗАСовская связь, но даже и обычная «эровская» были уже отключены, а в новом здании её ещё просто не провели. В итоге, в самый драматичный момент цхинвальской драмы Генеральный Штаб России потерял управление войсками.
При этом, сам переезд никто не отменил и разворачивать работу пришлось фактически на колесах. В качестве средства связи с войсками использовалось несколько обычных телефонов открытой дальней связи в тех нескольких кабинетах, которые были определены под временное размещение министерских советников. Но больше всего выручали обычные «мобильники», с которых за свои деньги офицеры и генералы вели переговоры с коллегами из СКВО.
Рабочие группы разворачивались в любых мало-мальски пригодных помещениях бывшего штаба Объединённых Сил Варшавского Договора. В гримёрках, раздевалках, за сценой, в спортивном зале. Одно из направлений ГОУ вообще оказалось сидящим в оркестровой яме.
Только к исходу вторых суток удалось хоть как-то восстановить управление войсками и развернуть работу. Но эта неразбериха стала причиной больших человеческих потерь и ошибок.
Так, новый начальник Генерального Штаба до последнего момента не решался отдать приказ войскам на начало военной операции. После того, как грузины начали войну, командование миротворцев, дежурный генерал ЦКП и командующий СКВО неоднократно выходили напрямую на начальника генерального штаба с докладами о том, что наши миротворцы несут потери, что идёт уничтожение города с мирным населением, что необходима немедленная помощь и приведение в действие имеющихся на этот случай планов отражения агрессии, но НГШ всё тянул, непрерывно «уточняя» у высшего политического руководства, какими должны быть масштабы применения силы, хотя политическое решение к этому моменту уже было принято.
Именно с этим связана задержка с вводом войск, которая обошлась нашим миротворцам в несколько десятков убитых солдат и офицеров.
Первая директива, отправленная в войска, носила столь ограниченный характер, что почти сразу потребовала её дополнения новой. По первой директиве войска, вводимые в Южную Осетию, фактически оставались без прикрытия, так как директива касалась лишь частей и соединений СКВО…
По его же вине возникла несогласованность между видами вооружённых сил. Не имея опыта работы организации межвидового взаимодействия в самый ответственный момент начальник генерального штаба «забыл» о ВВС.
Директива войскам Северо-Кавказского военного круга ушла, а директива командованию ВВС не была отправлена. О ней «вспомнили» лишь тогда, когда войска, пройдя Рокский тоннель, оказались под ударами грузинской авиации. И ВВС пришлось уже, что называется «с колёс» вступать в операцию. Это явилось одной из причин столь высоких потерь в самолётах.
Потом точно так же «вспомнили» о ВДВ и директива ушла в штаб ВДВ. Именно этим объясняется то, что самые мобильные войска Российской армии оказались фактически в арьергарде военной операции.
Совершенно непонятно почему, в преддверии войны, когда непрерывно поступала информация о обострении обстановки вокруг Южной Осетии, руководство Генерального Штаба не приняло решение о разворачивании центрального командного пункта, который имел все возможности управлять войсками в районе конфликта, в ходе переезда двух ключевых управлений, но всё время войны работал в обычном «дежурном» режиме, занимаясь лишь отслеживанием обстановки, в то время как ГОУ и ГОМУ были фактически отрезаны от войск?
Эта война показала, что «вкусовой» подход к выбору начальника Генерального Штаба - ключевой для управления войсками в боевой обстановке фигуре неприемлем. Азарт министра обороны Сердюкова, тыкавшего в карту пальцем с предложением разбомбить «вот этот мост», по-человечески понятен, но он не имеет ничего общего со стратегией и оперативным искусством, которые, собственно, и решают судьбу войны. В самый ответственный момент нужных профессионалов на месте не оказалось…
При этом господин Сердюков очень ловко всю ответственность за потери взвалил на тех, кого он сам же и поставил в катастрофическую ситуацию.
Так, на разборе в Генеральном Штабе по итогам грузинской компании он ничтоже сумняшеся, всю вину за неразбериху начала войны возложил на сидящих перед ним в зале офицеров и генералов, которых сам же фактически выкинул в пустоту.
При этом, впервые за всю историю Генерального Штаба, министр обороны России принародно просто перешёл на мат. Не стесняясь в выражениях, он с трибуны устроил разнос руководству за большие потери личного состава и техники.
Видимо, у Сердюкова именно такое представление о том, как надо общаться с «зелёными человечками» - именно так ближайшее окружение министра – всякие советники и помощники между собой называет военных.
Замечу, что подобного хамства себе прилюдно не позволял ни один министр обороны, начиная ещё с наркома Тимошенко…
Почему же мы победили?
Потому, что войска и штабы готовились к этой войне.
Потому, что ещё с весны, когда началось резкое обострение ситуации вокруг Цхинвала, Генеральный Штаб начал разработку операции по принуждению Грузии к миру. Именно эти задачи отрабатывались на весенних и летних учениях СКВО.
Мы победили потому, что в штабах всех уровней находились разработанные детальные планы на случай начала этой войны. И заслуга в этом того самого ГОУ, которое было фактически разгромлено господином Сердюковым.
Мы победили потому, что в хаосе неразберихи и растерянности нашлись те, кто взял на себя ответственность. Кто в отсутствии внятных и чётких указаний из Москвы принял решение начать действовать по тем планам, которые были отработаны.
Но высокие потери в людях – 71 человек убит, технике – больше 100 единиц и 8 самолётов - это та плата, которую заплатила армия за волюнтаризм и самодурство некоторых высших чиновников.
Можно представить каким страшным моральным поражением для нового президента России Медведева стал бы военный провал в Южной Осетии, как бы это ударило пор престижу премьера Путина. А ведь избежали мы его с огромным трудом – упусти мы ещё 2-3 часа и Цхинвали бы пал, грузины перерезали бы Транскам и спасать нам было бы уже некого…
БОЛЬШОЙ ПОГРОМ
Столь откровенный провал работы Генштаба стал последним и закономерным итогом целой цепи ошибочных решений, принятых господином Сердюковым на посту министра обороны.
Рассказывать о них можно очень долго, но чтобы не растекаться «мысью по древу», стоит до самых истоков проследить историю со злополучным ремонтом, которая позволит понять мотивы поступков нынешнего министра обороны и стиль его работы.
Начнем с того, что здание генерального штаба это одно из самых новых в зданий комплекса министерства обороны России. Оно было сдано в 1982 году.
Огромные мраморные панно с ретроспективой битв русской и советской армии были созданы самыми известными художниками. Отделка здания мрамором, уральским камнем, змеевиком м гранитом гарантировала как минимум пятидесятилетнюю эксплуатацию здания без капитального ремонта.
При этом в самом здании продолжались работы по его обустройству и модернизации.
Всего два года назад на этажах занятых ГОУ и ГОМУ был закончен ремонт. Все кабинеты были объединены специальной оптоволоконной сетью, гарантировавшей полную секретность обмена информации, сюда была проведена самая современная связь. Для залов, где были развёрнуты серверы и другое оборудование были установлены специальные системы микроклимата, развёрнута самая современная система пожаротушения, все помещения были надёжно экранированы от любого внешнего проникновения. В общей сложности на этот ремонт было потрачено больше 100 миллионов долларов.
Ещё несколько миллионов было потрачено на ремонт «министерского» этажа перед приходом туда бывшего министра обороны Сергея Иванова. Тогда здесь был проведён капитальный ремонт с полной заменой мебели и всей оргтехники.
Казалось бы, после такого ремонта, новому министру обороны, да ещё с лаврами «реформатора», сам Бог велел с головой погрузиться в работу по реформированию армии, забыв о собственном благе и достатке.
Но вышло всё наоборот.
Реформу министр обороны Сердюков почему-то решил начать с себя, точнее со своих апартаментов, а ещё точнее – с их расширения до масштабов ранее невиданных. Даже в эпоху СССР, когда армия у нас насчитывала больше четырёх миллионов «штыков», аппарат министра обороны занимал половину этажа нового здания Генерального Штаба. Теперь же, как минимум, заберут полтора.
Но это и понято! Ведь это только полковники ГОУ или ГОМУ могут сидеть по четыре пять человек в одном кабинете, а «девочки» Сердюкова, как между собой называют друг друга помощницы министра обороны, больше чем по одной сидеть не желают. К тому же и объём помещений необходимый для лёгкого дыхания «девочек» и «мальчиков» министра никак не сравнишь с теми, в которых привыкли жить и работать «зелёные человечки» - офицеры, рядом с которыми работают. Поэтому ещё с прошлой осени по этажам и кабинетам ГОУ и ГОМУ стали шнырять юркие господа, представлявшиеся то дизайнерами, то архитекторами, то прорабами, которые что-то замеряли и записывали.
А с весны грянул ремонт. Да не просто ремонт, а всем ремонтам ремонт! От былой советской мраморно-гранитной роскоши не осталось и следа. Сокрушённые кувалдами вездесущих «гастарбайтеров» из среднеазиатских республик, которые странным образом без всякой проверки получили доступ на один из самых секретных объектов российской армии, все панно и вся облицовка превратилась в груду щебня.
При этом часть «гастарбайтееров» фактически живёт в ремонтируемом здании. Дошло до того, что один из залов ГОУ набожными мусульманами из состава строительных бригад превращён в филиал мечети и по вечерам там с ковриками собираются строители, что бы совместным «Аллах Акбар!» отметить строгие дни поста Рамадан. По словам охраны, мусульманские песнопения в темном здании Генштаба звучат настолько непривычно, что вызывают оторопь…
При этом, нельзя не вспомнить о судьбе первого президента Чечни Ахмата Кадырова, который был взорван с помощью фугаса, который был замурован в стену спортивной ложи стадиона ещё при строительстве. Кто и как контролирует работу набожных мусульман – неизвестно. Но масштабы ремонта потрясают.
Переделывается буквально всё - от парадного подъезда, к которому изволит подъезжать господин Сердюков,(к нему теперь пристроена специальная галерея, защищающая его от посторонних глаз), лестниц, до лифтов и, естественно!- полной замены уникальной дубовой мебели, которую специально для министра привезли со склада. Эта мебель показалась министру не соответствующей его статусу, и он приказал заменить её на более подходящую. Но тут с ним спорить трудно – в чём - в чём, а в мебели наш министр настоящий дока!
А за тем наступил черёд и развёрнутых здесь управлений ГОУ и ГОМУ. Несмотря на все обоснования и объяснения, оба управления получили приказ собирать манатки и переезжать во «временные» помещения.
То, что эти помещения совершенно не готовы к приёму столь серьёзных структур, министра обороны совершенно не волновало, как не волновало его и то, что в них не было ни связи, ни условий для нормальной работы. Не волновало его даже то, что там не обеспечивается режим секретности и закрытия от технического проникновения, что там не было никаких хранилищ для совсекретных документов, которых за ГОУ и ГОМУ числится не одна тысячи единиц. Что нет даже сигнализации в помещениях, куда свезли аппаратуру на сотни тысяч долларов. В ответ на все объяснения военных Сердюков только иронично пожал плечами, мол, хватит смешить народ своей «секретностью»! Ремонт должен быть начат своевременно! Прорабы это наше всё!
И, как уже было сказано выше, 8 августа офицеры и генералы ГОУ встретили войну, таская на своих горбах имущество в КамАЗы тыловиков. А за их спиной всё те же молчаливые азиаты-гастарбайтеры уже крушили молотами стены и перекрытия, разрывая оптоволокно и плюща в лепёшки блоки электронной защиты, сбивая «кубы» кондиционеров и стойки связи.
Во что обошлась эта бездумная спешка армии теперь знают вдовы, сироты и родители погибших в Грузии солдат и офицеров.
А вот сумму, в которую обходится этот министерский «ремонт» российскому налогоплательщику, думаю, что знают очень не многие. А озвучить её стоит. На ремонт всего семи этажей здания Генштаба уже выделено 10 МИЛЛИАРДОВ (!!!) рублей, но, как говорят, финансисты это не окончательная цифра. Не исключено, что она вырастет ещё на четверть…
Официально объявлено, что перевод этот «временный» и после ремонта министерских этажей всё вернётся «на круги своя». Впрочем, офицеры не питают особых иллюзий на возвращение назад. Им уже объявлено, что часть здания Генерального Штаба будет передана под офис банка «ВТБ», а в другой его части будут открыты магазины и спортивно-оздоровительный комплекс для персонала министерства обороны. Всё для тех же «девочек» и «мальчиков» Сердюкова.
Ну а уж ГОУ и ГОМУ останется то, что останется. Тем более, что от самих ГОУ и ГОМУ к этому моменту останется уже очень не многое. Господин Сердюков уже объявил о том, что они будут сокращены на 60% для экономии государственных средств и оптимизации. Например, в том же ГОУ из 571 офицера останется 222.
Вообще, подход нового министра к «экономии» денег отличается своеобразностью.
На то, что бы переодеть к параду десять тысяч солдат и офицеров парадного расчёта, деньги нашлись мгновенно. При этом один комплект формы от Юдашина обходится министерству обороны в 50 тысяч рублей. Шинель из этого комплекта стоит 12 тысяч рублей – как в хорошем бутике! А за обычный форменный галстук российский налогоплательщик выкладывает фирме Юдашкина аж 600 (!!!) рублей. При этом часть формы по странному стечению обстоятельств шьётся в городе Санкт-Петербурге – родном городе нашего министра. А вот одеть и экипировать должным образом десять тысяч солдат и офицеров 58 армии, которых, как показывали все прогнозы и данные разведки, ждала скорая война – денег не нашлось.
На ремонт собственных апартаментов министром были изысканы и брошены миллиарды рублей, а вот на то, что бы закупить для воюющей армии приёмники ГЛОНАСС денег за два года его министерства почему-то так и не нашлось.
Впрочем, может быть, министр просто не успел заняться перевооружением армии, занимаясь наведением порядка на своём рабочем месте?
Посмотрим, что это за порядок.
Например, раньше обслуживание здания Генерального Штаба велось силами специальной комендатуры эксплуатации нового административного здания. В ней служило триста офицеров, прапорщиков и контрактников. Офицеры – инженеры занимались эксплуатацией технических систем здания, прапорщики – техническим обслуживанием и ремонтом, контрактники – в основном женщины занимались уборкой в здании и поддержанием в нём порядка. В год на функционирование этой комендатуры выделялось 15 миллионов рублей.
На очередном совещании у министра, работа этой комендатуры была приведена как образец порочной структуры и пример неразумного расходования денег и нецелевого использования военных должностей. Комендатуру упразднили. Вместо неё, как это теперь модно, был проведён конкурс на нового подрядчика по обслуживанию здания. Этим подрядчиком стала фирма «БиС».
Теперь в здании Генерального Штаба всем хозяйством и уборкой заведует «БиС». Её уборщицы получают от 12 (зарплата майора ВС РФ) до 24 тысяч рублей (зарплата полковника с полной выслугой лет), а общие затраты на обслуживание здания составляют теперь аж 18 МИЛЛИОНОВ рублей в месяц! – 216 миллионов в год! Итого, после министерской «оптимизации», расходы на содержание и обслуживание здания увеличились в четырнадцать раз!
Зато теперь министр может гордиться – ставки солдат и офицеров сэкономлены, эти деньги уходят «по профилю» - в карман коммерсантов.
Надо ли говорить, что фирма «БиС», выигравшая конкурс у фирм конкурентов, по странному стечению обстоятельств оказалась родом из Питера, откуда, как известно, вышел сам министр…
Теперь министр Сердюков заявляет, что в нашей армии непропорционально много офицеров. Мол, в армии США (!!!) их куда как меньше в расчёте на сто солдат. И по итогам его «анализа» в ближайшие годы под топор сокращений будет отправлено не менее двухсот тысяч (!!!) офицеров и прапорщиков. Для восстановления, так сказать, «правильных американских пропорций».
На примере упразднённой комендатуры можно легко посчитать, во сколько обойдётся Вооружённым Силам это сокращение. И сколько новых «БиСов» выиграют конкурсы на право припасть к щедрому военному бюджету…
МЕДВЕДЬ-ВОЕВОДАВообще реформаторский запал нового министра всё больше напоминает известную басню Салтыкова-Щедрина про медведя-воеводу, разорившего всё, что только можно.
То Сердюков вознамеривается вооружить армию английскими снайперскими винтовками, решив после одного из частных разговоров, взамен существующей армейской снайперской винтовки СВД и перспективных снайперских комплексов закупить несколько тысяч английских снайперских винтовок L96. И на целые месяцы отделы и управления генштаба погружаются в доказательство вредности и непродуманности такого решения. Только когда специально для министра на полигоне устроили сравнительные стрельбы имеющихся и перспективных российских винтовок и предлагаемой им английской, по итогам которых серьёзного превосходства "англичанки" над отечественными образцами не было выявлено - министр на тему "англичанки", стоившей в 5 раз (!!!) дороже российских аналогов, успокоился...
Можно, кстати, легко представить судьбу этого «перевооружения», случись оно в реале. Реакция Великобритании на войну в Южной Осетии была крайне негативной и антироссийской. Понятно, что контракт был бы разорван и, в лучшем случае, российская армия осталась без возможности закупать запчасти к этим винтовкам, а то и просто с недопоставкой…
То министр лично на командном пункте определяет цели для нанесения авиаударов в районе боевых действий – разглядев на карте мост или здание, тут же подзывает представителя ВВС: «Давайте вот этому мосту бахнем!»
То, устав от лишнего груза, избавляется от «ядерного чемоданчика» - переносного терминала "Чегет", системы управления ядерным оружием, являвшегося обязательным атрибутом его должности, от которого зависит безопасность страны.
Но это ещё достаточно безобидные вспышки реформаторской активности. Куда трагичнее его глобальные «прожекты».
Сейчас министром снова «активирована» известная директива от 21 февраля 2008 года о замещении должностей офицеров и прапорщиков гражданскими специалистами.
Полгода назад, после почти единодушного протеста специалистов, доказавших абсурдность и непродуманность этих планов, её быстренько отозвали, но не отменили, а положили под сукно. Тогда эксперты доказали, что исполнение этой директивы приведёт к тому, что в боевой обстановке неизбежно возникнет хаос и дезорганизация, т.к. не связанный присягой и обязанностью подвергать свою жизнь риску, гражданский персонал может спокойно игнорировать любые приказы, представляющие угрозу жизни. В мирное же время это «распогонивание» приведет к развалу тех немногих оставшихся эффективно функционирующих систем и массовому уходу специалистов из армии.
И вот теперь, после военной компании в Южной Осетии, эту директиву вновь извлекли на Божий свет. Теперь эти повальные сокращения идут уже под флагом общей «оптимизации» численности армии. Военным медикам уже объявили о планах сокращения до 2012 года 66 госпиталей. Врачам офицерам предполагается демобилизоваться и приступить к работе в качестве гражданских специалистов. Объявлено, что из 14 тысяч военных врачей к 2012 году оставят лишь 4 тысячи.
А ведь военная медицина, сегодня одна из немногих эффективно функционирующих систем нашей армии. В ходе последней войны (Чечня) военные медики смогли добиться впечатляющих результатов, когда уровень смертности раненых, доставленных в госпитали, снизился до менее чем 1 процента. В военной медицине сегодня сосредоточены блестящие врачебные кадры, развёрнуты и функционируют высококлассные лечебные учреждения.
Иначе чем погромом эту «оптимизацию» военной медицины не назовёшь!
Главная проблема в том, что почти все решения принимаются Сердюковым кулуарно, в кругу советников и приближённых. Без какого либо широкого обсуждения со специалистами и экспертами. Совершенно непонятно, откуда такая вера в собственную непогрешимость «военного эксперта» у человека, проработавшего с 1985 по 1993 год в системе Ленмебельторга с военным опытом ефрейтора-срочника?
Сейчас Сердюков объявил о том, что существующая численность Вооружённых Сил – 1 миллион 100 тысяч человек «слишком велика», хотя ещё три года назад бывший министр обороны Сергей Иванов горячо убеждал россиян в том, что тогдашнее сокращение армии на 100 000 человек последнее, и что численность российских Вооруженных Сил теперь (2005 год) доведена «до оптимального состава» в 1,2 млн. человек.
С тех пор армию сократили ещё на 100 тысяч человек. И вот теперь грядёт новое масштабное сокращение – 100 тысяч до 2016 года. При этом в окружении министра не скрывают, что и оно не последнее. Мол, «оптимальная» численность российской армии должна составлять не более 800 тысяч человек.
Кто и как определил эту цифру – непонятно.
Самые смелые из министерского окружения туманно говорят о том, что, мол, большей численности российский бюджет просто не потянет.
Конечно, не потянет, если каждой фирме, занимающейся уборкой и эксплуатацией зданий минобороны платить в год по 216 миллионов рублей – треть годового денежного содержания всех военных врачей России, а на ремонты министерских апартаментов тратить по 10 миллиардов рублей.
Но во всех этих сокращениях и рассуждениях о том, под какой бюджет какую численность армии можно подогнать, из внимания чиновников выпал один ключевой вопрос – собственно, а против кого эта армия будет воевать? Кто наш вероятный противник? С кем нам, возможно, в обозримом будущем придётся скрестить траектории ракет и инверсионные следы самолётов?
По уму, именно с этого и начинается и военное планирование, и военная реформа.
Потому, что чиновники могут сколько угодно подгонять размеры армии и военного бюджета под свои представления о «сбалансированной экономике», но если эти объёмы не гарантируют уверенного паритета в будущем, и не обеспечивают нужд обороны, то все эти «оптимизации» есть не более чем откровенное вредительство и преступление.
Напомню, что в 1998 году, когда санкции с Югославии были сняты, мы предложили правительству Милошевича провести закупки любого вооружения, которое Россия выставляла на внешний рынок. Тогда министры финансов и экономики югославского правительства, точно так же как сейчас наши «кудринцы», заламывая руки, начали доказывать Милошевичу, что югославская экономика не выдержит массовых закупок оружия у России. Что у Югославии нет лишних денег на С-300 и другие подобные системы. Что военный бюджет должен быть «сбалансированным». В итоге, сербы так ничего у нас и не купили, поддерживая «сбалансированность» своей экономики. А менее чем через год воздушная армада НАТО не оставила камня на камне от сербской экономики буквально «вбомбив» Сербию в каменный век – разрушив даже электроэнергетическую сеть Югославии и погрузив её во тьму. Тогда все, вдруг, сразу вспомнили о русском «С-300», который, оказывается, так необходим Сербии, но которого в нужный момент не оказалось…
Так с кем же нам, возможно, придётся столкнуться в будущем?
С мифическими «международными террористами» Бен Ладена, которых семь лет разыскивает по всему миру американская армия, попутно оккупируя страны и подчиняя себе целые регионы?
А может, стоит просто внимательнее приглядеться к тому, что творится на границах России? Например, к тому, что ближайшей перспективе с высокой вероятностью в той же Грузии будет развёрнута группировка американских войск, что базы НАТО вплотную подошли к российским границам, что флоты НАТО уже сегодня демонстративно входят в район российско-грузинского конфликта, а военно-транспортная авиация США в пожарном порядке перебрасывает военные подкрепления Саакашвили. А что будет завтра – можно только гадать, учитывая, что грузинское руководство совершенно не собирается смиряться с потерей Абхазии и Южной Осетии.
Хотелось бы услышать от «стратега» Сердюкова внятные оценки грядущих угроз и то, как после всех этих сокращений Россия будет способная защитить свой суверенитет и свои национальные интересы?
Впрочем, господин Сердюков не очень любит публично высказываться по военным вопросам. То ли в силу природной скромности, то ли в силу своей слабой компетенции в этих самых вопросах. Впрочем, ещё один этап военной реформы им начат.
Рядом со старым зданием министерства обороны на улице Знаменка начат капитальный ремонт особняка под резиденцию министра обороны и его ближайших помощников. Сумму, в которую он обойдётся российскому налогоплательщику, в Министерстве Обороны назвать отказались...
Закон табуретки гласит – если вы подбрасываете в воздух табуретку, не надейтесь, что она начнёт летать как птица, но можете быть уверенным в том, что рано или поздно вы получите ей по голове…
Восстановление военной мощи России является мифом, который выгоден правящей элите России и Запада, но не имеет ничего общего с действительностью. Об этом говорится в докладе Института национальной стратегии «Итоги с Владимиром Путиным: кризис и разложение российской армии», который подготовлен при участии видных военных экспертов.
Основные авторы доклада – политолог Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, генеральный директор ИНС Роман Кареев, начальник отдела Института военного и политического анализа Александр Храмчихин, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок – отмечают, что одна из важнейших задач исследования – показать, что миф о военной мощи России не имеет ничего общего с реальностью. «Необходимо признать правду, сколь бы горькой она ни была: вопреки официальной пропаганде, Вооруженные силы РФ находятся в глубочайшем кризисе, который самым серьезным образом усугубился именно при президенте Владимире Путине. Более того: неблагоприятные тенденции в развитии военной сферы приняли в «эпоху Путина», в значительной мере, необратимый характер», – говорится в докладе.
Авторы исследования отмечают, что в последние годы путинский Кремль сделал немало для того, чтобы сформировать миф о «возрождении военной мощи России» едва ли до советского уровня. При этом созданная легенда весьма популярна на Западе, поддерживается и распространяется политиками и СМИ ряда стран G7, что позволяет иностранным военным функционерам требовать от своих парламентов увеличения ассигнований на военные нужды и объяснять своим народам разного рода масштабные военные операции или приготовления к ним. Этот миф активно поддерживается легендой о том, что Россией правит «чекистская корпорация», что, по мнению экспертов Института национальной стратегии, может усугубить негативные тенденции.
В Кремле не учитывают китайской угрозы и преувеличивают военную мощь НАТО в Европе
Между тем авторы доклада обращают внимание, что никакое военное строительство в государстве не представляется возможным, если политическое руководство страны не сформулировало взгляды на то, какие задачи предстоит решать Вооруженным силам (ВС), т.е. к войнам какого типа и с каким противником (противниками) ВС должны быть готовы. Для России этот вопрос остается актуальным до последнего времени.Эксперты обращают внимание, что два официальных документа, в которых идет речь о геополитическом положении РФ, военных угрозах для РФ и состоянии ВС РФ – «Военная доктрина Российской Федерации», утвержденная указом Президента в 2000 году, и «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации» – не отличаются конкретностью, а некоторые пункты выглядят весьма спорно.
В частности, эксперты отмечают, что единственным потенциальным противником, судя по официальным документам, на Дальневосточном стратегическом направлении считается США (и, возможно, Японию), а Китай не рассматривается в качестве такового, поскольку якобы не имеет ни возможности, ни необходимости (в силу наличия протяженной сухопутной границы) проводить морские десантные операции против РФ. Между тем, как считает начальник отдела Института военного и политического анализа Александр Храмчихин, на востоке России следует учитывать именно угрозу военной экспансии Китая, который руководствуется концепцией «стратегических границ и жизненного пространства».
Как отмечается в докладе, концепция «стратегических границ и жизненного пространства» разработана для обоснования и правомочности ведения ВС Китая наступательных боевых действий, и базируется на представлении, согласно которому рост населения и ограниченность ресурсов вызывает естественные потребности в расширении пространства для обеспечения дальнейшей экономической деятельности государства и увеличения его «естественной сферы существования». При этом долговременная программа строительства вооруженных сил Китая предполагает формирование ВС, способных «одержать победу в войне любого масштаба и продолжительности с использованием всех средств и способов ведения вооруженной борьбы».
Авторы доклада отмечают, что хотя указанная концепция не называет прямо направление, в котором будут расширяться «стратегические границы жизненного пространства» Китая, достаточно очевидно, что это может быть только Россия, в первую очередь, ее восточные регионы, которые обладают гигантской территорией и природными ресурсами при очень небольшом и достаточно быстро сокращающемся населении.
В то же время Александр Храмчихин обращает внимание, что в сентябре 2006 года Китай провел беспрецедентные по масштабам десятидневные учения Шэньянского и Пекинского военных округов Народно-освободительной армии Китая (НОАК, официальное название ВС Китая), двух самых мощных по своему потенциалу из 7 китайских военных округов. Именно эти округа прилегают к границе с Россией, Шэньянский противостоит Дальневосточному, а Пекинский – Сибирскому военному округу ВС РФ.
При этом в ходе учений части Шэньянского ВО совершили бросок на расстояние 1000 км на территорию Пекинского ВО, где провели учебное сражение с частями этого округа. Целями учений стали отработка навыков маневрирования армейскими соединениями на большом удалении от мест базирования и повышение уровня управления тыловым обеспечением войск. По словам экспертов, подобный сценарий учений можно рассматривать только как подготовку к войне с Россией, причем отрабатывается именно наступление, а не оборона.
С другой стороны, как отмечается в докладе, представление о НАТО как основном потенциальном военном противнике РФ кажется сегодня весьма сомнительным. По мнению экспертов, официальная кремлевская пропаганда нередко вводит общество в заблуждение по поводу динамики развития Вооруженных сил НАТО в регионах, прилегающих к РФ. По данным аналитиков, группировка Североатлантического альянса в Европе за период, прошедший после окончания «холодной войны», подверглась радикальному сокращению, причем сокращение – продолжается. Так, на начало 1990 года ВС 16 «старых» членов НАТО имели в Европе суммарно 24 344 танка, 33 723 боевых бронированных машин, 20 706 артиллерийских систем (артсистем) калибром более 100 мм, 5 647 самолетов, 1 605 вертолетов. На начало 2007 года ВС 22 стран НАТО (16 «старых» и 6 «новых», бывших членов Организации варшавского договора, ОВД) располагали в Европе суммарно 13 514 танками, 26 389 ББМ, 16 042 артсистемами, 4 031 самолетом, 1 305 вертолетами. В то же время существенно сократилась военная группировка США в Европе. В этой связи, по мнению экспертов, сохранение договора ДОВСЕ для РФ целесообразнее, чем его разрушение, поскольку Москва, во-первых, имеет достаточный потенциал роста в рамках квот, предоставляемых договором, во-вторых, заинтересована в том, чтобы существующий военный диспаритет между силами России и стран НАТО в Европе не принял подавляющего характера.
Анализируя официальные документы, эксперты приходят к выводу, что военно-политическое руководство постсоветской (ельцинопутинской) России в период с 1992 по 2007 годы не выработало стратегически отчетливого и исторически конкретного ответа на вопрос, для чего России нужны вооруженные силы и, соответственно, какими они должны быть. Авторы доклада считают, что на основе существующих документов, таких как «Военная доктрина Российской Федерации» (2000 г.) и «Актуальные задачи развития Вооружённых Сил Российской Федерации» (2003 г.) невозможно вести военное строительство, адекватное нынешней международной ситуации. «Эпоха Путина» оказалась в этом плане ничуть не более продуктивной, чем период правления его предшественника, – заключают аналитики.
Кризис военно-технического оснащения российской армии
Авторы доклада также обращают внимание, что сравнение сегодняшнего состояния основных видов ВС РФ с их состоянием на конец 1990-х годов говорит о недвусмысленном усугублении кризиса военно-технического оснащения российской армии в последние годы. Аналитики отмечают, что общие бюджетные расходы на оборону за 2000-2006 годов лишь несущественно (порядка 15% в долларовом выражении) превышают аналогичные средние расходы в период с 1993-1999 годов, когда экономические возможности государства, в силу неблагоприятной сырьевой конъюнктуры, были существенно (неизмеримо) скромнее сегодняшних. При этом объем вооружений и военной техники, полученных армией в счет этих расходов, существенно ниже, чем в 1990-е, что обусловлено драматическим ростом коррупции.По мнению экспертов, наибольшую тревогу вызывает кризисное состояние Стратегических ядерных сил (СЯС). В частности их обвальное сокращение, унификация их структуры на базе неоптимальных и уязвимых моделей вооружений, опережающая деградация военно-морской составляющей СЯС.
По данным авторов доклада, за период с 2000 по 2007 год СЯС утратили 405 носителей и 2498 зарядов. За время правления Владимира Путина произведено всего 27 ракет, т.е. более чем в 3 раза меньше, чем за «лихие» 1990-е годы, и 1 Ту-160, т.е. в 7 раз меньше, чем в 1990-е годы. «Таким образом, если в 1990-е годы унаследованный от СССР стратегический потенциал, в целом, удалось удержать на прежнем уровне, то с 2000 года происходит его сокращение, принимающее обвальный характер. Причем тенденции развития ситуации следует признать однозначно негативными», – считают эксперты.
В то же время в сфере обычных вооружений, как говорится в докладе, отмечается существенное (в несколько раз) снижение объемов закупок по сравнению с периодом 1990-х годов, срыв государственных программ перевооружения и деградация содержания самих этих программ. В числе наиболее ярких несоответствий официальной пропаганды и реального положения дел авторы доклада приводят слова бывшего министра обороны РФ Сергея Иванова, который заявил, что Россия увеличит число своих стратегических бомбардировщиков до 50, хотя в настоящее время на вооружении находится 79 единиц.
По мнению экспертов, действующая государственная программа вооружений на период 2006-2015 годы вызывает массу вопросов. Авторы доклада считают, что непонятно, чем обосновано количество и типы закупаемых вооружений и военной техники, а также выполнимость этой программы, если учесть, что все предыдущие программы были сорваны.
В частности, неясно, удастся ли закупить запланированные этой программой 1400 танков Т-90 (для выполнения программы по данному классу вооружений темп закупок необходимо увеличить в 6 раз по сравнению с нынешним), почему они закупаются именно в таком количестве (по вышеупомянутому ДОВСЕ только к западу от Урала Россия может иметь 6350 танков), насколько целесообразна закупка именно этих танков, которые, как считают эксперты, нельзя считать по-настоящему современными. Аналогичные «узкие места» эксперты нашли и в других пунктах программы.
В частности, авторам доклада также чрезвычайно странной представляется ситуация с принятием на вооружение нового ударного вертолета для замены Ми-24. Эксперты отмечают, что еще в декабре 1987 года были подведены итоги конкурса, на котором Ка-50 одержал победу над Ми-28. В 1995 году указом президента РФ Ка-50 был принят на вооружение и выпущен серией в 5 единиц. 2 вертолета этого типа в 2001 года успешно участвовали в боевых действиях в Чечне. Тем не менее, в 2004 году было официально объявлено, что на вооружение поступит Ми-28 в количестве 50 единиц. Остается неясным, почему принято такое решение, чем определяется количество закупаемых машин (по ДОВСЕ только к западу от Урала РФ может иметь 855 ударных вертолетов). При этом следует отметить, что до сих пор ни один серийный Ми-28 на вооружение не принят, хотя о поступлении первых машин в части сообщалось в середине 2006 году.
Авторы доклада также обращают внимание на проблемы в ВМФ РФ. Эксперты констатируют, что, как и в 90-е годы XX века, серьезнейшей проблемой ВМФ остается необеспеченность кораблей ремонтом. Из-за этого происходит списание кораблей, которые могли бы оставаться в строю ВМФ еще 10-20 лет. В качестве примера эксперты приводят обладающий огромным боевым потенциалом атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Адмирал Нахимов». Он был поставлен в ремонт в 2001 году, который при достаточном финансировании мог бы быть закончен за 3-4 года. Однако корабль до сих пор находится на ремонте, который почти не финансируется. Скорее всего, один из лучших надводных кораблей ВМФ РФ будет в ближайшее время списан, – полагают авторы доклада.
Аналитики отмечают, что именно с 2000 года поступление новых кораблей на флот резко снизилось. Были достроены еще 3 единицы, заложенные при СССР: 1 ПЛА пр. 971 («Гепард»), 1 ракетный катер пр. 12411 и 1 тральщик. При этом была потеряна ПЛА пр. 949А «Курск», введенная в строй в 1995 году.
Из кораблей, заложенных в 1990-е, были достроены 6 катеров пр. 10410 и ПЛ «Санкт-Петербург», в последние 2 года заложены ещё 2 ПЛ этого типа. ПЛ «Санкт-Петербург» в настоящее время проходит испытания, которые затягиваются из-за серьезных технических проблем. ПЛА «Северодвинск» остается на верфи на протяжении уже 14 лет. Судя по высказываниям ряда представителей ВМФ, даже если эта лодка и будет достроена, она останется в единственном экземпляре. В свете этого факта особенно удивительна описанная выше закладка 3 РПК СН пр. 955. Строительство ракетных лодок требует одновременного строительства, как минимум, такого же (оптимально – удвоенного) количества многоцелевых ПЛА для обеспечения действий РПК СН. В условиях абсолютного превосходства ВМС США над ВМФ РФ в надводных кораблях, отсутствие еще и многоцелевых ПЛА делает развертывание РПК СН в море в боевых условиях невозможным.
При этом эксперты отмечают, что в постсоветский период военно-промышленный комплекс России утратил множество технологий и целые поколения квалифицированных кадров. Эти потери, как полагают аналитики, постепенно становятся невосполнимыми. Главным фактором, который позволил отрасли выжить (по крайней мере, отчасти), стала ее переориентация на внешний рынок и экспортные поставки вооружений. Это имело, однако, неоднозначные стратегические последствия, увеличив вероятность того, что предприятия ВПК будут лоббировать производство морально устаревших образцов не только на экспорт, но и для ВС РФ. В то же время эксперты обращают внимание, что в настоящее время практически не создано новых типов вооружения, а так называемые новейшие разработки были придуманы еще в советское время. При этом существует опасность, что после создания крупных военно-промышленных холдингов исчезнет внутренняя конкуренция в отрасли ВПК, что может может только усугубить существующие негативные тенденции.
Профессиональность и социальная обеспеченность российской армии вызывает большие вопросы
Анализируя состояние личного состава ВС РФ, эксперты констатируют, что его оценить как еще более тяжелое и «невылазное» (А. И. Солженицын), чем состояние вооружений и военной техники. По мнению авторов доклада, главными проблемами в этой сфере являются демотивация военнослужащих (связанная, не в последнюю очередь, с существенным ограничением социальных прав военнослужащих именно в «благословенный» период правления Владимира Путина) и их депрофессионализация.Как говорится в докладе, в настоящее время приходится констатировать весьма низкий уровень подготовки офицерского и генеральского корпуса (в том числе, высшего командного состава). В ВВС, где уровень боевой подготовки поддается четкой количественной оценке (количество часов «налета»), ситуация является критической. Эксперты обращают внимание, что разбившийся на территории Литвы в сентябре 2005 года на Су-27 печально знаменитый майор Троянов имел годовой налет в 14 часов – он сбился с курса, во многом, из-за отсутствия летной практики. В целом отсутствие практики полетов привело к тому, что резко выросла аварийность авиации. В авиации скоро не будет ни одного летчика-снайпера, почти нет летчиков 1-го класса. Через 10 лет останутся только летчики 3-го класса, в основном, в возрасте 37-38 лет и старше.
Вместе с тем, как говорится в докладе, военная наука без генерации новых идей со стороны военного руководства ушла в глухой загон. В Общевойсковой академии (бывшей академии имени Фрунзе) остались только 20 действующих полковников – докторов наук, которые еще преподают. В то время, как до 1991 г. здесь работало до 100 докторов наук. В Москве почти 90% слушателей и преподавателей военных академий работают в дневное и ночное время с целью получения дополнительного дохода.
По экспертным оценкам, около трети выпускников военных училищ снимут с себя погоны и используют дипломы вне армии. 83,3% нынешних лейтенантов не намерены служить до предельного возраста. На должности младших офицеров сегодня приходят выпускники военных кафедр гражданских вузов («двухгодичники»). По признанию самого военного руководства, их, офицеров, призванных из запаса, в войсках уже до 50%, что свидетельствует о больших проблемах в кадровом составе ВС.
В докладе также отмечается, что судить о реальных масштабах и характере боевой подготовки в ВС РФ чрезвычайно сложно. Официальная статистика количества проведенных учений не обнародуется, в заявлениях официальных лиц лишь подчеркивается, что оно постоянно растет. Если говорить о тех учениях, которые освещались в центральных СМИ, то большая часть из них представляла собой, прежде всего, рекламные кампании. То есть сочетала максимальный информационный эффект с минимальным масштабом задействованных частей и неубедительными легендами, – полагают авторы доклада.
В то же время эксперты отмечают стремительно растущий отток профессиональных офицеров (выпускников военных ВУЗов) из состава Вооруженных сил и их замещение офицерами, призванными из запаса. Также нынешнее состояние ВС, по мнению аналитиков, характеризует отсутствие за весь постсоветский период нашей истории, включая широко разрекламированную «эпоху Путина», каких-либо системных решений по переходу к профессиональному принципу комплектования сержантского состава, отсутствие которого служит одной из главных причин морально-правового разложения низовой армейской среды.
Также в докладе обращается внимание на ущемленное положение ВС и армейского офицерства в ряду прочих силовых структур, проявляющееся в социальной и кадровой политике государства; рост имущественных и социальных диспропорций внутри самих Вооруженных сил.
По мнению аналитиков, адекватно оценить состояние армейской социальной сферы позволяют даже самые общие статистические данные, согласно которым 36% семей военнослужащих находятся за чертой бедности, 52% (!!!) российских офицеров работают дополнительно, в том числе 29% – на постоянной основе (в основном, ночными сторожами, охранниками, сотрудниками частных охранных предприятий), 24% офицеров вынуждены иметь дополнительный приработок для получения средств к существованию. Почти в каждой пятой офицерской семье основной источник существования – заработная плата жены или другого члена семьи.
Как считают эксперты, внедрение контрактного принципа комплектования отдельных частей, производившееся в 2000-2007 годах, не привело к повышению качества личного состава Вооруженных сил РФ. Скорее наоборот. Замена призывного комплектования на контрактное усугубляет одну из самых неблагоприятных тенденций в социальном развитии армии: тенденцию к люмпенизации ВС.
Итоги военного строительства последних 8 лет не вызывают оптимизма
Как считают авторы доклада, в целом, тенденции в области военного строительства в РФ однозначно свидетельствуют о том, что в обозримой перспективе ВС РФ утратят возможность обеспечивать безопасность страны от внешней агрессии. «По-видимому, процесс деградации ВС РФ, которые по своей сути так и остались грандиозным обломком Вооруженных сил погибшего СССР, принял необратимый характер. Для изменения сложившейся ситуации необходимо создание новой концепции военного строительства, основанной на оценке реальных внешних угроз для РФ. На ее основе должны быть сформированы новые подходы к формированию системы управления и структуры ВС, военно-технической политики, принципов прохождения службы личным составом, организации боевой подготовки. Исходя из этого, должно вестись военное строительство в РФ. К сожалению, сегодняшняя политическая ситуация в стране не дает никаких оснований предполагать, что подобная концепция будет создана и претворена в жизнь», – полагают эксперты.По мнению аналитиков, военное строительство минувших 8 лет де-факто отдавало приоритет развитию пехотных частей перед развитием частей, основанных на высокотехнологичных видах вооружений (в частности, пехотными являются практически все получающие приоритетное финансирование «части постоянной готовности»). Есть основания полагать, что в ближайшей перспективе основу ВС РФ составит наемная пехота, главной задачей которой будет борьба не с внешними угрозами, а с собственным народом. Вооруженные силы РФ рискуют приобрести исключительно полицейские функции и превратиться в составную часть репрессивного аппарата.
Как говорится в докладе, «военное строительство неотделимо от государственного строительства. Это вдвойне верно для российской истории, в которой состояние армии традиционно было и остается одним из безошибочных индикаторов состояния государства». По мнению аналитиков, лучшее, что до сей поры делалось в сфере оборонной политики постсоветской России, можно рассматривать как попытку предотвратить и отсрочить окончательное разрушение ВС СССР. Точнее, той их части (далеко не во всем лучшей), которая досталась в наследство Российской Федерации от погибшей Советской Империи.
«Военное строительство в собственном смысле слова еще не значилось в российской повестке дня. Оно является задачей будущего, причем ближайшего будущего, если мы хотим выжить как единая страна. Учитывая, что средства и формы ведения войны за последние десятилетия заметно изменились, а российское общество и государство кардинально отличны от советских, идеология будущего военного строительства едва ли может быть сформулирована в категориях реформирования/модернизации остатков советского военного наследства. Речь должна будет идти о строительстве «с нуля» новых Вооруженных сил, адекватных новому этапу развития государственности России, как это уже не раз бывало в отечественной истории», – полагают авторы доклада.
Создание новых Вооруженных сил, которое является единственно возможной и исторически оправданной альтернативой процессу «управляемого умирания» ВС СССР, возможно только в случае прихода к власти в России качественно нового поколения государственных деятелей. Судьба российской армии целиком и полностью зависит от вероятных, но вовсе не гарантированных перемен в судьбе российской власти. В судьбе самой России.
У нас нет избыточных оснований для исторического оптимизма. Но у нас остаются право и обязанность – надеяться, – заключают авторы доклада.
Многие молодые люди полагают, что современная армия
— это постоянные издевательства со стороны военнослужащих, отслуживших на год или два больше, ежедневные марш-броски по горам, где-нибудь в Чечне или Афганистане, разбитая личная жизнь и многие другие негативные элементы военной службы. На деле всё выглядит несколько иначе, чем во многих фильмах, посвящённых этой тематике. Многие парни попадают в части, охраняющие периметры заводов, заставы и другие важные стратегические объекты и за всю службу ни единого раза не видят реального противника, а просто воспитывают в себе терпение, чтобы не сорваться, не совершить каких-то непоправимых поступков, а спокойно отслужить и вернуться к своим близким.
Теперь хотелось бы поговорить о так называемой «дедовщине» в армии. Парни, которых только призвали на военную службу, полагают, что как только они попадут в часть, на них набросится рота военнослужащих другой национальности и банально изобьют, с возможным летальным исходом. Не буду говорить, что подобное вообще невозможно, но на самом деле, частей, в которых такое может произойти — единицы. Так что служба в современной армии
не совсем такая, какой ее описывают.
Прелести современной службы
Да и в последнее время, такое явление, как «дедовщина», практически изжито, так как при одном годе срочной службы несколько проблематично научиться всему, чему может научить армия, а основа «дедовщины» -дать понять более молодым товарищам по оружию, что здесь, как впрочем и в жизни, не всё так просто и за всё нужно бороться — где-то руками, где-то головой. Также хотелось бы осветить и иной момент, о котором большинство предпочитает умалчивать — почему вообще такое явление существовало в армии, какова цель этой «дедовщины»? Вот приходит служить парень, который только что закончил институт, ни разу в жизни не дрался и тем более оружия в руках не держал. А обязанности солдата в армии предполагают наличие хотя бы первичных навыков владения оружием и борьбы. Вот ответьте на милость, как он будет защищать свою Родину, свою землю, своих родных, да свою жизнь, в конце концов, если в реальном бою на него нападёт враг? Да, никак, если у него нет опыта.
Многих из нас защищать свою жизнь и честь учат отцы, а у кого их нет? К тому же жестокость «дедовщины» весьма и весьма преувеличена — драки, если и случаются, то не всем скопом на одного, да и тех, кто может за себя постоять, уважают и период «дедовщины» для них весьма короток.
Армия немного изменилась
Ещё бы хотелось обсудить и другой момент. , в своём большинстве, — это наряды, караулы, распорядок дня, многочисленные работы, а не бег по горам, в поисках очередного противника. Сейчас армия в первую очередь — не нападение, а оборона, да и раньше, мы обороняли свою страну, а не нападали на всех и вся. А сейчас? Кто-то нападает на Россию? Большинство стран уже давно осознали, что с Россией лучше жить в мире. Не стоит также полагать, что военная служба в современной армии несёт только негатив в жизнь человека. Давайте вспомним, насколько почётно раньше было защищать свою Родину, свою страну? Думаете, тогда не было «дедовщины» или тогда не убивали? Всё это было, как и есть сейчас, только люди не плакали потом дома, что их, видите ли, в армии били.
Служба своей отчизне была почётным делом, а не карой и суровой повинностью для мужского населения. А если бы женщины себя также вели? Вроде сейчас пойти в армию, как-то зазорно, а если женщины посчитают, что для них зазорно рожать — мы просто вымрем, как нация. Хотелось бы ещё напомнить, что, в конце концов, служба Родине — это долг для каждого мужчины. И последнее, о чём хотелось бы сказать — очень обидно, что молодёжь находит тысячи причин для того, чтобы остаться в стороне, «откосить по здоровью» или отсидеться в институте, лишь бы остаться дома, на шее у родителей, а не защищать свою страну. А теперь подумайте — кто её будет защищать? Кто ответит реальному врагу, если завтра война? Никто, если не мы и наши сыновья.