Школьный этап. Ключи

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

"Документ"

Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по физике. Они предст...полностью>>

"Документ"

Функционирование промышленности возможно лишь с использованием природных ресурсов и, прежде всего полезных ископаемых (энергетического сырья, руд, с...полностью>>

"Документ"

Положение о проведении первого чемпионата по игре «Что? Где? Когда?» среди студенческих команд ЧИ БГУЭП1. Основные положения1.1. Первый Чемпионат Чити...полностью>>

Главная > Документ

Всероссийская олимпиада школьников по географии. 7 класс

1) Придя из школы, Петя застал дома старшего брата Василия – моряка, который только-что вернулся их дальнего плавания.

Разложив сувениры из Мурманска, Лондона, Рио-де- Женейро, Гонолулу (Гавайские острова) и Владивостока, Василий продолжил свой рассказ: «Сойдя на берег в этом порту 22 декабря, во время прогулки в 18 часов по московскому времени я остановился в тени высокой стены». «Как же ты мог начать без меня?! – возмутился Вася – Уже рассказал про другие города и дошел до …»

О каком городе рассказывал Василий во время прихода младшего брата, и почему его фраза не могла относиться ни к одному из других четырех портов, в которые заходило его судно?

При ответе используй слова: по московскому времени, полярная ночь, вблизи Южного тропика, Солнце достаточно низко над горизонтом, лежащим за северным полярным кругом, Солнце находится в зените, декретное врем.

2) В каком масштабе на альбомном листе (формат А4) вы изобразите следующие территории: Австралия, Владимирская обл., Земной шар, Россия, Кремль, центр Парижа, Франция? К какому типу карт будут относиться ваши карты? Для ответа на вопрос заполните таблицу по образцу.

Территория

Масштаб

Тип карты

крупномасштабная

Варианты масштабов: 1:1000, 1:100 000, 1:1 000 000, 1:5 000 000, 1: 30 000 000, 1:125 000 000. Масштабы могут повторяться.

3) В истории географии выделяют 7 этапов, каждый из которых наполнен выдающимися событиями. Установите соответствие и дополните таблицу временными рамками и другими событиями. Например, 7 этап (20 век) – В (Учение о биосфере и ноосфере). Выделенное – это дополнение к ответу.

Период

Географическое событие

1 Доантичная география

А Викинги изобрели судно с килем и достигали берегов Северной Америки

2 Античная география

Б Составлена первая карта с использованием масштаба, параллелей и меридианов

3 Раннее средневековье

В Создано учение о циркуляции атмосферы

4 Эпоха Великих географических открытий

Г Великая Северная экспедиция нанесла на карту северные и северо-восточные берега Евразии

5 Эпоха первых экспедиций

Д Начало исследований полярных областей Земли (Открытие Антарктиды)

6 Время научных экспедиций

Е Первое кругосветное путешествие

7 Современная эпоха

Ж Первое плавание вокруг Африки

4) Пассаты – это ветры, дующие из тропических широт в экваториальные. Почему они имеют северо-восточное (в сев. полушарии) направление и юго-восточное (в южном полушарии)? Есть ли районы, где пассаты дуют не весь год, а только один сезон?

5) Геологи обнаружили окаменелые остатки папоротника глоссоптерис в Индии, Австралии, Африке и даже в Антарктиде. Какой вывод был сделан, и какая гипотеза подтвердилась.

6) Сгруппируйте географические объекты по смыслу и по материкам: Триполи, Муррей, Калахари, Большая песчаная, Замбези, Парана, Атакама, Руб-Эль-Хали, Долина смерти, Мехико, Лима, Юкон, Сидней, Токио.

1)

2) Однажды, в летнюю полночь

3) Найди соответствие:

Фома рельефа

Тектоническая структура

1 Сихотэ-Алинь

А Балтийский щит

5 Алданское нагорье

6 Восточные Саяны

Е древняя платформа

7 хребет Черского

10 Западные Саяны

4)

5)

6)

Всероссийская олимпиада школьников по географии. 8 класс

1) На схематических изображениях горных вершин (см. рис. ниже) показано положение природной границы, проходящей на разных высотах. Определите, что это за граница. Почему в представленных на рисунке горных системах её высота так отличается?

2) Однажды, в летнюю полночь в Иркутске родители с трудом оттащили от телевизора школьника Васю Петрова, который желал во что бы то ни стало смотреть в прямой трансляции футбольный мачт, который начинался в это время в Риме. Вася, сделавший ради такого случая все уроки, брыкался и повторял, что по местному солнечному времени совсем ещё не поздно. Повезло же младшему брату, который гостил у бабушки в Петербурге, подумал Вася, у него таких проблем нет. А каково, с другой стороны, старшему, который служил в армии на Сахалине? Ведь Иркутск, если считать по часовым поясам, ровно посередине огромной территории России! Что он имел в виду, и в котором часу начался мачт в Риме?

3) Найди соответствие:

Фома рельефа

Тектоническая структура

1 Сихотэ-Алинь

А Балтийский щит

2 Среднесибирское плоскогорье

Б Область герцинской складчатости

В Область каледонской складчатости

Г Область мезозойской складчатости

5 Алданское нагорье

Д Область кайнозойской складчатости

6 Восточные Саяны

Е древняя платформа

7 хребет Черского

9 Западно-Сибирская низменность

Е Область байкальской складчатости

10 Западные Саяны

4) Выбери любой период географического изучения территории России. Расскажи о нем, называя основных представителей научного географического мира, задачи которые перед ними ставились и пути их решения. Например: 1 этап – образование государства российского; 2 этап – открытие русскими Сибири и Дальнего Востока; 3 этап исследования территории России в 18-19 веках; 4 этап – изучение территории России в советские годы. Можно выбрать более узкий во временных рамках период.

5) Найди ошибку среди пар, составленных по принципу «народ - характерный для него вид жилища»:

Монголы – юрта, папуасы – дом на сваях, эскимосы – иглу, пигмеи – яранга.

Предложите свой вариант для каждой части этой пары и объясните его. Какие традиционные продукты питания чаще всего можно видеть на столе в доме представителей народа, который вы «переселили».

6) Придумайте свою фразу для запоминания геологических периодов, аналогичную фразе «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги.

1.

2.

3.

Северная Африка

4.

5.

Численность

Населения

(2002 г.) тыс. чел.

Всероссийская олимпиада школьников по географии. 9 класс

1. Вычеркните «белую ворону» в каждом из следующих рядов географических терминов и объясните свой выбор:

а) тропосфера, стратосфера, мезосфера, экзосфера, астеносфера;

б) ель, сосна, дуб, кедр, лиственница;

в) прерия, пампа, степь, пустыня.

2. Вам принесли на экспертизу проекты строительства АЭС в окрестностях ряда городов России. Какие из этих проектов вы отвергнете сразу из-за опасности разрушения станций? Обоснуйте свой ответ.

1) Воркута, 2) Николаевск-на-Амуре, 3) Оренбург, 4) Усть-Камчатск, 5) Ханты-Мансийск.

3. В предложенном тексте найдите шесть географических ошибок, выпишите их и исправьте.

Северная Африка . Северная часть Африки находится в непосредственной близости от другого континента – Европы. Поэтому в отличие от центральных частей Африки, изученных только в середине 19 века; северные части были известны европейцам более 2000 лет назад. Этому благоприятствовали хорошие условия плавания по Средиземному морю. Уже тогда на севере Африки были крупные города.

Рельеф территории в основном однороден – это равнина. Исключения составляют древние Атласские горы на северо-востоке и небольшое нагорье Тибести на юге. Значительная часть Африки располагается на древнем кристаллическом фундаменте, поэтому на севере преобладают метаморфические горные породы: фосфориты, нефть, газ и др.

На востоке в Средиземное море впадает самая полноводная река континента – Нил, берущая начало из озера Виктория.

В Северной Африке выделяются две природные зоны: жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников на побережье и пустынная в тропической части этого субрегиона.

4. Какая из природных зон Восточно-Европейской равнины - тундровая, таежная или степная- самая молодая? Чем это можно объяснить? Охарактеризуйте основные отличия этой природной зоны на Восточно-Европейской равнине и Западно-Сибирской низменности.

5. По численности населения и дополнительным характеристикам четырех крупнейших городов определите экономический район Российской Федерации и ответьте на вопросы.

Численность

Населения

(2002 г.) тыс. чел.

Дополнительная характеристика

Возник как город-крепость (острог), в этот период назывался Царицин.

До 1964г. носил название, которое имеет город- цент другого субъекта федерации; в настоящее время называется в честь руководителя одной из зарубежных коммунистических партий.

В 1880 г. был построен железнодорожный мост через реку, на которой расположен этот город.

В городе находятся крупный нефтеперерабатывающий завод и нефтехимический комбинат.

6.

7.

Назовите все четыре города. Какую роль сыграл город А во время Великой Отечественной войны? Какое крупнейшее для своей отрасли в нашей стране промышленное предприятие находится в городе Б?

6. Составьте список наиболее перспективных направлений развития туризма в окрестностях г.Сарова. Охарактеризуйте каждое из выделенных направлений на примере одного из туристических объектов.

7. Определите, к какому региону России относится приведенный отрывок из художественной литературы. Выделите признаки, по которым вы это определили:

«Зима здесь двуцветна – бледно-синее высокое небо и белая земля. При большом морозе долины и распадки ручьев окутаны колючим приземистым туманом. Идешь – словно плывешь по разлившейся реке. В пяти метрах ничего не видно.

В это же время на вершинах гор совсем другая картина. Там ослепительное солнце, и, когда сверху смотришь в долины рек и распадки ручьев, пронизывает жуть – мрак, адская мгла. Кстати, температура воздуха на вершинах на десять – пятнадцать градусов выше, чем внизу. При сильном морозе в тайге космическая тишина. Не слышно ни птиц, ни зверей. И только время от времени далеко разносится треск лопающихся стволов».

10 – 11 классов

1.

Температура,С

Осадки, мм

Температура,С

Осадки. мм

2.

3. Определите, к какому региону России относится приведенный отрывок из художественной литературы. Выделите признаки, по которым вы это определили:

4.

5.

6.

Первый сосед.

Второй сосед.

Третий сосед

Всероссийская олимпиада школьников по географии. 10 – 11 классов

1. На основе данных таблицы построить графики годового хода температуры и осадков. Проанализировав эти графики, указать тип климата, пояс в котором расположены данные пункты. Охарактеризуйте данные типы климатов.

Температура,С

Осадки, мм

Температура,С

Осадки. мм

2. Определите географическую широту пункта, если известно, что в дни равноденствия полуденное солнце стоит там над горизонтом на высоте 64 0 . (Тень от предметов при этом падает на север). Ход решения запишите.

3. Определите, к какому региону России относится приведенный отрывок из художественной литературы. Выделите признаки, по которым вы это определили:

«Заманчивая страна синих сопок с непролазной тайгой, плодородных равнин, бурых речек, летних проливных дождей и холодной малоснежной зимы.

Здесь все не как у нас. Все то же, да не то. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые. Даже вороны большеклювые. Вот с винограда слетели рябчики. Рябчики и виноград – разве у нас такое увидишь? За группой деревьев, обвитых виноградом, открылась поляна»

4. Почему Центральный и Северо-Западный районы имеют практический одинаковый набор отраслей специализации хозяйства, хотя различаются своим географическим положением и историей развития?

5. Какие природные факторы способствуют очень сильному загрязнению атмосферы в Кемеровской области? Какие отрасли промышленности загрязняют атмосферу региона?

6. Эта страна имеет сухопутную границу с 9 государствами. Определите эту страну и всех её соседей по приведенным ниже характеристикам. Сформулируйте одну наиболее яркую географическую характеристику искомой страны, используя в качестве образца признаки стран-соседей.

Первый сосед. Большая часть территории этой страны находится в бассейне

самой длинной из рек, впадающих в море, к которому выходят страны,

большинство верующего коренного населения в которых исповедует соответственно католицизм, протестантизм и православие.

Второй сосед. Эта страна вступила в ООН лишь в 2004 г.

Третий сосед - Эта страна владеет двумя десятками заморских территорий, лишь одна из которых расположена на материке.

Четвертый сосед

Пятый сосед

Шестой сосед

Седьмой сосед

Восьмой сосед

Девятый сосед

Примечание.

7.

8.

Доля городского населения, %

Люксембург

Четвертый сосед - Вторая страна на пути реки - мирового рекордсмена по числу пересекаемых стран.

Пятый сосед - В этой стране три официальных языка, каждый из которых

является официальным языком одного из государств, с которыми она граничит.

Шестой сосед - Этой стране принадлежит крупнейший в мире остров.

Седьмой сосед - Крупнейшие города этой страны расположены в дельте реки, берущей начало в стране-втором соседе, и на соединенных с ним каналах.

Восьмой сосед - Государство с монархической формой правления, в котором

один из официальных языков - такой же, как и в искомой стране.

Девятый сосед . Здесь произведена значительная часть трамваев, курсирующих по городам России (трамваи названы по горам, которые ныне в этой стране не находятся).

Примечание. Список стран-соседей составлен в географически беспорядочной последовательности.

7. Сырье для производства одного из важнейших продуктов питания получают из разных сельскохозяйственных культур. Ниже перечислены (в порядке убывания) по три страны, лидирующие в мире по производству двух из этих культур:

Сельскохозяйственная культура А: Бразилия, Индия, Китай;

Сельскохозяйственная культура Б: Франция, Украина, Германия.

Какие культуры? Какие продукты производятся на их основе? Есть ли среди перечисленных государств, страны, на территории которых эти растения были окультурены? Если знаете, назовите их. Откуда получает сырье для производства этого продукта Россия?

8. В таблице приведены данные о доле городского населения в трех странах, отличающихся одними из самых высоких в мире значений уровня урбанизации. Объясните, почему столь высока доля городского населения в каждой из трех стран.

Доля городского населения, %

Люксембург

Школьный этап. Ключи.

7 класс

Ответы:

    В Лондоне.

В Мурманске, лежащим за северным полярным кругом, 22 декабря царит полярная ночь. В 18 часов по московскому времени во Владивостоке 1 час ночи, в Гонолулу – 5 ч утра (с учетом разницы в 1 ч декретного времени), в Рио-де-Женейро, летом вблизи, Южного тропика, 22 декабря в полдень Солнце находится в зените. В Лондоне – 15 часов, в умеренных широтах Солнце достаточно низко над горизонтом, чтобы предметы отбрасывали тень.

За Лондон – 1, за каждое объяснение – 2 бал. Итого – 11 балов.

Территория

Масштаб

Тип карты

крупномасштабная

центр Парижа

крупномасштабная

Владимирская обл.

среднемасштабная

среднемасштабная

Австралия

мелкомасштабная

мелкомасштабная

Земной шар

мелкомасштабная

За одно полное соответствие – 1 бал. Итого – 7 балов

3) 1-ж, 2 – б, 3 – а, 4 – е, 5 – г, 6 – д, 7- в. – 7 балов, за дополнения по 0,5 бала, не больше 5 балов; итого – 12 балов

4) Отклоняются из-за вращения Земли вокруг своей оси; Ю.Азия и С.Африка – ветры, дующие от экватора летом, имеют ю-з направление. Экваториальная область низкого давления изменяется по сезонам: в июле – севернее экватора, в январе – южнее. Между этими положениями пассаты меняют свое направление, т.е. приобретают характер тропических муссонов.

Итого - 5 балов

5) Вывод, что когда-то эти материки были расположены близко. Подтвердилась гипотеза дрейфа континентов. Итого – 2 бала

6) Столицы: Триполи, Мехико, Лима

Пустыни: Калахари, Большая песчаная, Атакама, Руб-Эль-Хали, Долина смерти

Африка: Калахари

С. Америка: Долина смерти

Ю. Америка: Атакама

Евразия: Руб-Эль-Хали и т.д.

Признак (кроме материков) -1 бал; пример – 0,5, итого – не больше 12

Максимальный бал – 47

Всероссийская олимпиада школьников по георафии-2012.

Школьный этап. Ключи.

8 класс

Ответы:

    Снеговая линия. Её положение зависит от географического положения, количества атмосферных осадков, экспозиции склона.

Итого – 4 бала

    Летом по солнечному времени на территории России, где, помимо летнего, действует ещё и декретное время, часы «сдвинуты» на два часа вперёд относительно солнечного времени. Поэтому Вася рассчитал, что в Иркутске «на самом деле» было 22 часа. Территория России делится на 11 часовых поясов. Мачт начался в 17 часов по среднеевропейскому времени (6 часовых поясов + 1 декретный час). В Санкт-Петербурге было 19 часов , а на Сахалине 5 утра.

Итого – 6 балов

    1 – г, 2-е, 3-б, 4-д, 5-з, 6-е, 7-г, 8-а, 9-ж, 10-в

4) Смотри учебник Э.М. Раковская для 8 класса – параграфы – 5, 6, 7

Итого – максимум 10 балов.

5)Пигмеи – хижина из листьев; плоды деревьев, орехи

Итого – 4 бала

6)Кембрийский, Ордовиковский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеогеновый, Неогеновый, Четвертичный (антропогеновый)

За хронологическую последовательность – 12 балов + 3 бала за оригинальность текста.

Итого – 15 балов

Максимальный бал - 49

Всероссийская олимпиада школьников по георафии-2012.

Школьный этап. Ключи.

9 класс

Ответы:

1. а) тропосфера, стратосфера, мезосфера, экзосфера – части атмосферы, астеносфера – часть верхней мантии;

б) ель, сосна, кедр, лиственница – хвойные породы деревьев; дуб – широколиственная порода;

в) прерия, пампа, степь – различные варианты степей в разных регионах мира, т.е. природных зон с господством травянистой растительности; пустыня – природная зона с недостатком осадков и крайне разреженным растительным покровом

Полный ответ предусматривает, что будут даны определения всех анализируемых терминов, а затем их анализ, представленный выше.

Система оценки: за каждое правильное определение – по 1 баллу, всего 14; за верный анализ – по 2 балла за каждый ряд, всего 6. Итог – 20 баллов.

2. Разрушение станций возможно вследствие землетрясений. Они возможны на границах литосферных плит, в сейсмических поясах. На территории России взаимодействуют литосферные плиты: Евразийская, Амурская, Охотоморская, Северо-Американская, Тихоокеанская, а южные районы испытывают воздействие взаимодействия Евразийской и Африкано-Аравийской плит. Поэтому если города находятся вблизи границ плит, от строительства АЭС лучше отказаться (3 б.).

1) Воркута – удалена от сейсмических районов, 2) Николаевск-на Амуре – вблизи стыка Охото-морской и Амурской плит (1 б.); 3) Оренбург – удален от сейсмических районов, 4) Усть-Камчатск – в зоне взаимодействия Охотоморской и Тихоокеанской плит, (1 б.); 5) Ханты – Мансийск – удален от сейсмических районов. Т.о., это Николаевск –на Амуре (1 б.) и Усть-Камчатск (1б.).

Система оценки: анализ литосферных плит на территории России – 3 балла, определение Николаевска-на Амуре и Усть-Камчатска – по 1 баллу за каждый; обоснование их опасности – по 1 баллу за каждый. Итог – 7 баллов.

3. Северная Африка. Северная часть Африки находится в непосредственной близости от другого континента-Европы (другой части света-Европы или другого континента-Евразии). Исключения составляют древние Атласские горы на северо-востоке (молодые Атласские горы на северо-западе) и небольшое нагорье Тибести на юге (нагорья Ахаггар и Тибести в центре). Значительная часть региона располагается на древнем кристаллическом фундаменте, поэтому на севере преобладают метаморфические горные породы (осадочные горные породы и связанные с ними полезные ископаемые): фосфориты, нефть, газ. На востоке в Средиземное море впадает самая полноводная река континента - Нил, берущая начало из озера Виктория (самая длинная, но не самая полноводная река континента- Нил. Исток Белого Нила - река Кагера- берет начало недалеко от озера Таганьика и протекает через озеро Виктория). Итог- 6 балов

4. Самая молодая тундровая зона. Она сформировалась в четвертичный период геологической истории развития Земли во время четвертичного оледенения (плейстоцен).

Общее похолодание привело в высоких широтах к вытеснению древесной растительности в начале четвертичного периода и появлению периода травянистой растительности, (травы довольствуются меньшим количеством влаги, чем деревья и лучше переносят холод). По периферии “холодные степи” ледника располагались. В периоды отступления ледников достаточно низкие температуры воздуха сочетались с значительным увлажнением, что обусловило смену травянистых сообществ мохово- лишайниковыми и кустарничковыми тундрами. Миграция видов шла не только в меридиональном направлении, но и широтном, все это обусловило пестроту почвенного покрова, растительного и животного мира нашей страны.

На размещение растительности в наибольшей степени влияют климатические условия. Изменение континентальности климата с запада на восток привели к формированию секторности (провинциальности) в растительном покрове.

Зона тундры в Западной Сибири занимает значительно большую площадь, чем на Русской равнине (на Русской равнине - узкая полоса из-за отепляющего влияния Баренцева моря). Это связано с более северным положением Западной Сибири, а также тем, что Обская губа (“мешок со льдом”) способствует большим затратам тепла на таяние льдов, поэтому тундра простирается почти до Северного полярного круга. В тундре Русской равнины выделяется только две подзоны – типичная (мохово-лишайниковая и южная (кустарничковая). Причем типичная тундра встречается восточнее Тиманского кряжа. Кроме мхов и лишайников здесь присутствуют травянистые ратсения.

В Западной Сибири – 3 подзоны: на севере – пятнистая арктическая тундра (пятнами участки покрытые мхом с травяными полосками по морозобойным трещинам), южнее – типичная мохово-лишайниковая, на крайнем юге – кустарничковая. Тундра Западной Сибири более заболочена.

Итого – 7 балов

5. Это Поволжский экономический район.

А - это город-герой Волгоград прославившийся Сталинградской Битвой, в настоящее время это важный железнодорожный узел, крупнейший промышленный(крупный центр производства оборудования для нефте- и газоперерабатывающих предприятий; производство подшипников и средств вычислительной техники),научный, культурный центр.

Б – это город Тольятти (до 1964 город Ставрополь), в настоящее время находится Волжский автомобильный завод (производство автомобиля «Жигули»), по технической оснащенности является ведущим в автомобилестроении страны.

В – город Сызрань.

Г – город Новокуйбышевск.

Итого – 7 балов

6. Творческое.

Итого - 8 балов

7. Северо-Восточная Сибирь. Большой мороз; на вершинах гор ослепительное солнце (температурная инверсия), туман в долинах рек и распадках ручьев; температура воздуха на вершинах на десять пятнадцать градусов выше, чем внизу; треск лопающихся стволов.

Итого – 6 балов

Максимальный бал - 61

Всероссийская олимпиада школьников по георафии-2012.

Школьный этап. Ключи.

10 – 11 классов

Ответы:

1.

1). Резко континентальный климат. Северо-Восточная Сибирь – с прохладным не продолжительным летом, продолжительной суровой зимой, с малым количеством осадков. Высокие амплитуды температур.

2). Муссонный тип климата. Дальний Восток (Приморье) – холодная, малоснежная зима, влажное дождливое лето и начало осени.

Итого – 10 балов

2. В решении должна присутствовать логика, вытекающая из формулы

90 0 - =Н 0 где - разница широт между параллелью, над которой полуденное солнце находится в зените в данный день, и искомой параллелью, заданной в условии задачи; Н 0 – полуденная высота солнца на искомой параллели. В день равноденствия солнце стоит в зените над экватором. Таким образом, искомая параллель имеет широту 90 0 -64 0

Итого – 4 бала

3. Дальний Восток. Приморье. Сопки, летние дожди, малоснежные зимы, черные белки, голубые сороки, рябчик и виноград.

Итого – 6 балов

4. На территории этих районов находилась (или находится) столица государства, что способствовало концентрации высококвалифицированных трудовых ресурсов и научных кадров. Поэтому отраслями специализации в обоих случаях являются или трудоемкие отрасли или новейшие отрасли, ориентирующиеся на научные центры – машиностроение, химическая промышленность, легкая промышленность.

Итого – 6 балов

5. Кемеровская область находится в межгорной котловине в зоне частого действия антициклонов. И рельеф, и атмосферная циркуляция препятствуют рассеиванию загрязняющих веществ, наибольшее количество которых дают тепловая энергетика, угольная промышленность, черная и цветная металлургия, хорошо развитые в Кемеровской области.

Итого – 7 балов

6. Германия - 2 балла.

Первый сосед - Польша (Висла, Балтика, поляки и литовцы - католики, русские - православные, остальные - протестанты с долей католиков).

Второй сосед - Швейцария.

Третий сосед- Франция (Фр. Гвиана)

Четвертый сосед-Австрия (Дунай).

Пятый сосед - Бельгия (нидерландский (фламандский диалект), французский,

немецкий).

Шестой сосед-Дания (Гренландия).

Седьмой сосед - Нидерланды (Рейн).

Восьмой сосед - Люксембург (официальные языки - немецкий, французский и люксембургский).

Девятый сосед - Чехия ("Татра").

Примечание. Список стран-соседей составлен в географически беспорядочной

За определение каждой из стран-соседей по 1 баллу.

За характеристику - максимум 2 балла

Максимальная оценка - 13 баллов.

7. Сахарный тростник (культура А) и сахарная свекла (культура Б). Производят сахар. Сахарный тростник был окультурен в Индии. Родина сахарной свеклы – Средиземноморский центр. Сахар-сырец Россия получает из Кубы.

Итого – 5 балов

8. Люксембург – индустриальное государство, главной отраслью специализации является черная металлургия. Черная металлургия одна из старых отраслей в Европе, требующая большого количества трудовых ресурсов. Основное население сосредоточено в городах.

Катар – т.к. большая часть территории не пригодна для развития с/х (пустыни), получила развитие нефтедобывающая промышленность, население концентрируется в крупных городах у моря.

Израиль – индустриально-аграрная страна, большая часть населения занята в сфере обслуживания, промышленности. Только 1/5 часть территории используется в сельском хозяйстве.

Итого – 6 балов

Максимальный бал - 57

Задание 1. Население свыше 100 млн человек имеют следующие 11 стран мира:

1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия; 7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония; 11) Мексика.

Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения:

Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония, Мексика.

Подсчитайте долю этих стран в общей численности населения Земли.

4188936984:7000000000=0,598*100%=60% (доля этих стран в общей численности населения Земли)

Задание 2. Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения:

1) Австрия; 2) Индия; 3) Иордания; 4) Италия; 5) Мозамбик; 6) Судан; 7) Тад¬жикистан; 8) Уганда; 9) Филиппины; 10) Эстония.

Страны I типа: Австрия(1), Италия(1), Эстония(2)

Страны II типа: Индия(2), Филиппины(2), Иордания(2), Мозамбик(2), Судан(2), Уганда(2), Таджикистан(2).

Укажите, какие из них относятся к экономически развитым и какие — к развивающимся странам.

1 - экономически развитые страны;

2 - развивающиеся страны.

Задание 3. Укажите, какое из приведенных ниже утверждений следует считать правильным:

1) естественный прирост населения в мире составляет 13%;

2) естественный прирост населения в зарубежной Европе составляет 10%;

3) естественный прирост населения в Африке составляет 35%.

Задание 4. Дайте определение понятия «демографическая политика»:

Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение в желательном для себя направлении.

Приведите примеры стран, которые проводят такую политику наиболее активно.

Франция, Япония, Россия, Китай.

Задание 5. На круговых диаграммах (рис. 4) показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. К какой из этих групп стран относится каждая из этих диаграмм? Объясните причины различий.

Уровень рождаемости зависит от социально-экономической структуры общества. Чем выше благосостояние и культура, чем больше женщины вовлечены в производственную и общественную деятельность, тем ниже рождаемость. Пример: экономически развитые страны. В развивающихся странах очень высокий уровень рождаемости.

Задание 6. В приведенном ниже перечне определите страны с наибольшей и наименьшей долей детей во всем населении.

Страны с наибольшей долей детей во всем населении : Ирак, Йемен, Уганда, Сомали.

Страны с наименьшей долей детей во всем населении : ФРГ, Италия, Швеция, Болгария, Япония.

Объясните причину различий.

Главная причина - причина социально-экономического характера. Чем ниже уровень жизни, тем выше смертность, значит, значительную долю населения будут составлять дети и подростки.

Задание 7. Подберите примеры стран к возрастно-половым пирамидам на рисунке 5.

I тип воспроизводства : Россия, Испания, Эстония, Япония;

II тип воспроизводства : Индия, Судан, Филиппины, Нигерия.

Задание 8. Укажите два из перечисленных ниже языков, имеющих наиболее широкое распространение в мире:

английский; хинди и урду.

Объясните почему.

По числу стран - английский, французский. По численности населения - английский, хинди и урду. Английский - международный язык общения, на хинди разговаривают в Индии (2 место по численности населения).

Задание 9. На разных языках индоевропейской семьи говорят:
1) англичане; 2) бенгальцы; 3) латыши; 4) немцы; 5) персы; 6) румыны; 7) рус¬ские; 8) французы; 9) хиндустанцы; 10) шведы.
Распределите их по следующим группам этой языковой семьи:

Славянская - русские
Балтийская - латыши
Романская - румыны, французы
Германская - немцы, шведы, англичане
Иранская - персы
Индоарийская - бенгальцы, хиндустанцы.

Укажите, какие другие группы и языки входят в состав этой семьи.

Албанская (албанский язык), греческая (греческий язык), армянская (армянский язык), кельтская (бретонский язык).

Задание 10. Определите, по какому признаку проведена следующая группировка народов:

I группа: итальянцы, испанцы, французы, ирландцы, поляки, хорваты, бразильцы, аргентинцы, перуанцы, филиппинцы - католики

II группа: албанцы, узбеки, таджики, азербайджанцы, пакистанцы, иракцы, иранцы, египтяне, алжирцы, индонезийцы - мусульмане

III группа: китайцы, японцы, монголы, тибетцы, вьетнамцы, лаосцы, камбоджийцы, малайцы, буряты, калмыки - буддисты.

по регилиозному.

Задание 11. Закончите фразу: «Ислам исповедуют большинство жителей

Ирана, Афганистана, Палестины, Индонезии, Марокко».

Задание 12. Выберите правильный показатель средней плотности населения в мире:

а) 10 человек на 1км.кв;

б) 45 человек на 1 км.кв;

в) 80 человек на 1 км.кв.

Проверьте себя с помощью расчета.

Число жителей: приблизительно 7000000000, S Земли=132774000 кв км; Плотность=7000000000:132774000=52,72 ч/кв км = 52 ч/кв км.

Задание 13. Заполните приведенную ниже таблицу примерами трех—пяти стран каждой из следующих градаций плотности населения:

Задание 14. Дополните следующие фразы:

1. Яркими примерами стран, привлекающих трудовую миграцию, могут служить США, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ .

2. «Утечкой умов» называется переманивание иностранных учёных, инженеров и других специалистов высокой квалификации .

Задание 15. Укажите страну, которая за свою историю приняла наибольшее количество иммигрантов:

Задание 16. Расставьте следующие крупные регионы мира в соответствии с общей численностью их городского населения по убывающей. Для этого впишите порядковый номер региона в квадратики первой колонки. Расставьте те же регионы в соответствии с уровнем их урбанизации (порядковый номер следует вписать в квадратики второй колонки).

Объясните различия.

Чем выше экономический уровень региона и его численность, тем ниже уровень урбанизации, потому что в современном обществе начинается обратный процесс - люди стремятся жить поближе к природе. В развивающихся регионах наоборот - городское население быстро увеличивается, т.к. уровень жизни здесь на порядок выше.

Задание 17. Среди перечисленных ниже государств подчеркните те, в которых уровень урбанизации превышает 90%:

1) Австралия;
2) Аргентина;
4) Великобритания;
6) Кувейт.

Определите, какие страны являются «рекордсменами» по этому показателю, и нанесите их на контурную карту (рис. 6).

Бельгия - 97%, Кувейт - 96%, Великобритания - 90%.

Задание 18. На контурную карту (рис. 6) нанесены крупнейшие города (агломерации) мира с населением свыше 10 млн человек. Надпишите на картосхеме их названия. Сравните экономически развитые и развивающиеся страны по числу таких городов, распределив последние следующим образом:

1 Города экономически развитых стран: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Токио, Осака, Париж, Лондон

2. Города развивающихся стран: Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Каир, Карачи, Москва, Дели, Мумбаи, Дакка, Манила, Джакарта, Пекин, Шанхай, Мехико, Калькутта, Сеул.

Задание 19. Объясните, что изучает геоурбанистика:

1) Основные исторические этапы развития городов.

2) Главные особенности современного процесса урбанизации.

3) Географические процессы урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон.

4) Сети и системы городов.

5) Основы проектирования городов и градостроительства.

Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как правило, излагаются в виде статистических таблиц. Однако не всякая таблица является статистической (например, таблица умножения).

Статистическую таблицу от других табличных форм отличает следующее:

    она должна содержать результаты подсчета эмпирических данных;

    она является итогом сводки первоначальной информации.

Статистической называетсятаблица , которая содержит сводную числовую характеристику изучаемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа.

Макет статистической таблицы

Таблица 3.1

Название таблицы

(общий заголовок)

Наименование граф (верхние заголовки)

Наименование строк (боковые заголовки)

Итоговая строка

Итоговая графа

По логическому содержанию таблица представляет собой «статистическое предложение», основными элементами которого являются подлежащее и сказуемое.

Подлежащим статистической таблицы называется объект, характеризующийся цифрами. Это могут быть отдельные единицы совокупности (фирмы, предприятия) в порядке их перечня или сгруппированные по каким-либо признакам. Обычно подлежащее таблицы дается в левой части, в наименовании строк.

Сказуемое статистической таблицы образует система показателей, которыми характеризуется объект изучения, т. е. подлежащее таблицы. Сказуемое формирует верхние заголовки и составляет содержание граф с логически последовательным расположением показателей слева направо.

Расположение подлежащего и сказуемого может меняться.

2.Виды статистических таблиц

1. В зависимости от структуры подлежащего и группировки в нем единиц объекта различают:

а) простые статистические таблицы:

– монографические;

– перечневые.

б) Сложные статистические таблицы:

– групповые;

– комбинационные.

В простой таблице в подлежащем дается простой перечень каких-либо объектов или территориальных единиц, т. е. в подлежащем нет группировки единиц совокупности.

Монографическая таблица характеризует не всю совокупность единиц изучаемого объекта, а только одну какую-либо группу из него, выделенную по определенному признаку.

Таблица 3.2

на ММВБ 23.03.2008 г. (данные условные)

ММВБ – Московская межбанковская валютная биржа.

Перечневыми называются таблицы, подлежащее которых содержит перечень единиц изучаемого объекта.

Таблица 3.3

Характеристика итогов торгов облигаций федерального займа

на ММВБ 23.03.2008 г. (данные условные)

Групповыми называются статистические таблицы, подлежащее которых содержит группировку единиц совокупности по одному количественному или атрибутивному признаку. Простейшим видом групповых таблиц являются атрибутивные и вариационные ряды распределения.

Комбинационными называются статистические таблицы, подлежащее которых содержит группировку единиц совокупности одновременно по двум или более признакам: каждая группа, построенная по одному признаку, разбивается на подгруппы по какому-либо другому признаку.

2. По разработке сказуемого различают:

а) статистические таблицы с простой разработкой сказуемого;

б) статистические таблицы со сложной разработкой сказуемого.

При простой разработке сказуемого показатель, определяющий его, не подразделяется на подгруппы, и итоговые значения получаются путем простого суммирования значений по каждому признаку отдельно, независимо друг от друга.

Таблица 3.4

Численность исследователей по областям науки (на конец года, человек)

Сложная разработка сказуемого предполагает деление признака, формирующего его на подгруппы.

Таблица 3.5

Распределение населения по полу и возрасту на начало 2009 г. (человек)