Школьные орфографические словари и их краткая характеристика. Роль использования орфографических словарей на уроках русского языка

Школьный орфографический словарь - это справочник, которым пользуются учащиеся во время уроков и при подготовке домашних заданий. Обычно такие справочники есть в школьной библиотеке или в шкафу учителя русского языка.

Школьные словари по орфографии разработаны специально для учащихся разных ступеней общеобразовательной школы.

Ниже вы найдете перечень наиболее популярных орфографических словарей и их краткое описание.

Список распространенных орфографических словарей для школы

  1. Словарь «Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника», составленный О. Д. Ушаковым. Его основная особенность заключается в том, что указываются склонения имени существительного и формы спряжения глагола. Дополнительная справочная информация станет отличным подспорьем для учеников.
  2. «Словарь для начальной школы «4 в 1». Составитель - М. О. Володарская. Вышедший в свет шесть лет назад словарь содержит информацию, полностью соответствующую учебной программе начальной школы.
  3. «Школьный орфографический словарь» под редакцией О. Е. Гайбарян. В нем содержится примерно 30 тысяч слов, сложных с точки зрения написания. Кроме того, есть краткий справочник, рассматривающий правила, определяющие написание той или иной лексической единицы.
  4. «Школьный орфографический словарь» (А.Н. Тихонов, М.Ю. Казак). В нем нашли отражение наиболее общеупотребительные лексические единицы (слова, фразеологические обороты) современного языка, которые вызывают наибольшие трудности в написании.
  5. «Новый школьный универсальный словарь русского языка» (М. М. Баронова) вмещает в себя разнообразную информацию орфографического, орфоэпического характера. Есть и подробные справочники на различные темы: раздельно пишется слово или слитно, с какой буквы, нужна ли двойная буква и проч.
  6. «Орфографический словарь русского языка для школьников» Н.Г. Ткаченко. В нем содержится примерно 35 тысяч слов, относящихся к общеупотребительной лексике. Целевая аудитория - абитуриенты и учащиеся старших классов.

Школьный орфографический словарь. Перечень существующих школьных орфографических словарей

Школьные орфографические словари созданы специально для учеников начальных, средних и старших классов.

1) О. Д. Ушакова

«Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника» (2002)

Это не просто орфографический словарь - в нем указаны склонения имен существительных и спряжения глаголов, что значительно облегчит процесс обучения для школьников.

2) М. О. Володарская

«Словарь для начальной школы "4 в одном": орфографический, толковый, фразеологический, строение слов» (2012)

В этой книге все словарные статьи подобраны в соответствии с программой начальных классов.

3) О. Е. Гайбарян

«Школьный орфографический словарь» (2010)

"Школьный орфографический словарь" содержит около 30 ООО слов современного русского языка, а также "Краткий орфографический справочник", содержащий комментарии, объясняющие написание или содержащие правила, согласно которым определяется написание тех или иных слов.

4) А. Н. Тихонов, М. Ю. Казак

«Школьный орфографический словарь русского языка» (2009)

Словарь отражает наиболее активную часть лексики современного русского языка - слова, грамматические формы слов, обороты речи, вызывающие орфографические трудности.

5) М. М. Баронова «Новый школьный универсальный словарь русского языка» (2009)

Данный словарь является универсальным школьным пособием, поскольку объединяет несколько справочников: "Орфографический словарь", "Орфоэпический словарь", "Слитно или раздельно", "С большой буквы или с маленькой", "Две согласные или одна" и т.д.

6) Н. Г. Ткаченко

«Орфографический словарь русского языка для школьников» (2010)

Орфографический словарь включает около 35 000 слов и охватывает большую часть общеупотребительной лексики современного русского языка. Адресован школьникам старших классов, а также абитуриентам.

Роль использования орфографических словарей на уроках русского языка

орфографический словарь письменный русский

Задача формирования прочных орфографических навыков у подрастающего поколения нашей страны возлагается на среднюю школу.

В русской орфографии выделяются следующие разделы:

· Правописание значимых частей слова (морфем) - корней, приставок, суффиксов, окончаний;

· Слитное, раздельное или дефисное написание;

· Употребление строчных и прописных букв;

· Правила переноса слов;

· Графические сокращения слов.

Орфография изучается в 5 - 7 классах по сквозному принципу на фонетико - грамматической основе в процессе усвоения понятий фонетики, морфемики и морфологии.

Цель обучения орфографии: на основе сознательного усвоения языковых понятий сформировать у учащихся прочные орфографические умения и навыки.

Задачи обучения орфографии (по М.Т. Баранову):

1) Познакомит учащихся с основными орфографическими понятиями (орфограмма, орфографическое правило, орфографическая ошибка и др.);

2) Сформировать у школьников орфографические умения и навыки на основе этих понятий;

3) Научить школьников писать слова с непроверяемыми орфограммами;

4) Научить учащихся находить орфографические ошибки и исправлять их;

5) Сформировать у школьников умение пользоваться орфографическим словарем.

Орфографический словарь должен стать настольной книгой ученика при выполнении всех письменных работ: подборе слов с определенной орфограммой, подборе однокоренных слов, подборе одноструктурных слов и др.

Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частного обращения к словарю у учащихся формируется зрительная и двигательная память.

Начиная с 1934 года «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова получил широкую «прописку» в средней школе. Его можно найти почти у каждого учащегося. Это обстоятельство дает возможность широко использовать этот словарь не только в качестве орфографического справочника, но и как дидактическое пособие для выполнения различных упражнений. Работа со словарем дает возможность еще в младших классах приобщить учащихся к справочной литературе.

В орфографическом словаре помещен алфавит и названия букв. В приложении дан список мужских и женских имен, употребляемых в современном языке и частично в литературных произведениях прошлого. Имена даются в их официально-светской форме. Например: Александр, Алексей, Мария, Светлана (а не Саша, Алеша, Маша, Света). В начале словаря дан краткий свод важнейших правил правописания (всего 112 параграфов).

В основном корпусе словаря зафиксировано около 13000 слов. В некоторых случаях в скобках после заглавного слова даются необходимые объяснения. Например, для того, чтобы учащиеся не смешивали два однокоренных, или близких по звучанию разных, или частично совпадающих по значению слова, в словаре кратко поясняется лексическое значение, дается грамматическая форма слова. Например: абонент (кто абонирует), австралиец (житель Австралии), австриец (житель Австрии), адресант (кто посылает), адресат (кто получает) и т.д.

Уже с первых лет обучения необходимо приучать школьников пользоваться орфографическим словарем в качестве справочника. Первые упражнения должны быть связаны с тем, чтобы учащиеся поняли сущность алфавитного принципа расположения слов в словарях с учетом не только первой, но и последующих букв. Для этого необходимо в первую очередь добиться твердого усвоения алфавита русского языка.

Особенно важно использовать словарь в качестве эффективного пособия на уроках русского языка и при выполнении домашних заданий. При этом задания должны быть максимально конкретны: необходимо четко и точно указать определенную букву или страницы словаря, откуда учащиеся должны выписать заданные слова. Это повысит эффективность работы учащихся и избавит их от необходимости непрерывно перелистывать страницы словаря. Широкую возможность для использования словаря могут дать задания на правописание приставок. Например: выпишите из словаря по 10 слов с приставками пре- и при-, в которых можно четко разграничить значения этих приставок.

Правильно организованная словарно - орфографическая работа обязательно предполагает систематическую, каждодневную работу со словарями.

При выполнении самостоятельных работ учащимся предоставляется возможность пользоваться учебником, таблицами, орфографическим словарем.

Ученики ведут также индивидуальные словари - справочники, которыми они могут пользоваться в своей работе. Но основным пособием для запоминания правописания трудных слов и предупреждения ошибок служит школьный «Орфографический словарь», который исключает возможность запоминания неверного написания и дает справку о правописании любого слова. Имея постоянно его под рукой, учащиеся быстро к нему привыкают и обращаются за справками даже без напоминаний учителя.

Нередко «Словарь» используется и для специальных упражнений. Так, при повторении правописания частицы не с различными частями речи проводится такая работа. На доске оформляется запись:

негодовать ненастье неугомонный нечаянно

недоумевать невзгоды непрестанный невзначай

невзлюбить невежа невзрачный неожиданно

Сначала учащиеся читают слова про себя. Затем вслух читается каждый столбик, указывается часть речи и объясняется слитное написание «не».

Все сосредоточенно работают со «Словарем», учитель следит за работой, оказывая помощь тем, у кого появляются на полях вопросы (в).

Когда работа закончена, она проверяется. Выполняя данное упражнение, ученики не только закрепили правописание не, но и повторили важнейшие части речи, обогатили свой словарный запас, узнали написание новых слов, потренировались в работе со словарем.

В методической литературе по русскому языку неоднократно подчеркивалась мысль о необходимости использовать в качестве справочного материала на уроках русского языка различного вида словари и справочники.

Анализ многократно проведенных диктантов и творческих работ подтвердил, что среди ошибок, допускаемых учениками, ошибки, которые можно было бы предотвратить с помощью словаря, занимают большое место: 40-50 % из всех допущенных ошибок.

В творческих работах процент таких ошибок еще выше.

Искоренение ошибок, которые можно ликвидировать обращением к словарю, намного повысит грамотность учащихся, поэтому встает вопрос о необходимости приучать детей пользоваться словарем во всех нужных случаях.

Желательным представляется официальное разрешение пользоваться словарями при выполнении различных контрольных работ, в том числе и экзаменационных.

Школа готовит учащихся к жизни. Ясно, что дать весь объем знаний по данному предмету за годы учения в школе невозможно.

Учителя, врачи, инженеры постоянно пользуются в своей работе различными справочными пособиями, и никто им не ставит это в вину.

Лишь ученики, которые только еще стоят у истоков наук, лишены этого права. А ведь учащиеся, особенно в старших классах, употребляют такие слова, строят такие синтаксические конструкции, с которыми они раньше не встречались. Что же лучше: ученик справится в словаре, напишет правильно и запомнит написание данного слова, возможно, на всю жизнь - или ученик, не имеющий возможности уточнить правописание слова, допустит ошибку в данной орфограмме, а потом повторит ее еще не один раз? Какой же ученик (из этих двух) окажется более приспособленным к условиям, в которых он окажется после школы? Пожалуй, первый. Обратившись к словарю, он способен самостоятельно решить сомнение, т.е. исправить допущенную ошибку.

Возникает вопрос об эффективности словарей. Отвечая на него, нельзя не учитывать психологические факторы, а именно: ученик, отыскавший в словаре нужное слово, увидел его правильно написанным (вступает в работу зрительная память), написал правильно. В процессе познания и запоминания зрительная память играет не меньшую роль, чем слуховая, поэтому знания, полученные путем самостоятельной работы со словарем, устойчивы.

Разумеется, работа со словарем не является единственным средством борьбы за грамотность учащихся. Попытаемся определить эту меру.

Учащиеся обращаются к словарю, когда они сомневаются в написании орфограммы. Но беда в том, что они не всегда сомневаются, хотя ошибки допускают Учащиеся не обращаются к словарю не потому, что не хотят работать со словарем, а потому что не видят орфограмм.

Следовательно, степень использования словарей равна приблизительно степени орфографической зоркости. Чтобы повысить роль словаря, необходимо работать над развитием орфографической зоркости.

Нужно научить ребят проверять по словарю не только слово, встретившееся в тексте, но и родственный слова других частей речи.

Учащиеся, например, пишут слово «ссыльное» с одним «с», так как в словаре этого слова нет. Но в словаре дано родственное слово «ссылка». Поэтому с самого начала работы со словарем необходимо объяснить учащимся, как пользоваться словарем, какие части слова нельзя проверить по словарю. В дальнейшей работе навыки, умение работать со словарем необходимо закреплять практически, то есть включать такие виды работ:

1) Найдите в словаре слово, с помощью которого можно проверить трудную орфограмму в словах: ссыльный, совещание, поселение, обратил, ссылка.

2) Найдите орфограммы, которые нельзя проверить с помощью словаря: в столице, на Волге, был на совещании, из соседнего села, озеро притаилось, в ветхом сарайчике и др.

Хотя действенность словарей и зависит от относительной орфографической зоркости, но в то же время систематическое использование словаря способствует в свою очередь росту орфографической зоркости, а значит, и повышению грамотности учащихся.

Работа со словарем - один из вопросов, требующих своего решения, необходимо продолжать поиски новых методов работы со словарем, выяснять новые пути его использования.

  • ШКОЛЬНЫЙ
    653204, Кемеровской, …
  • ШКОЛЬНЫЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    353353, Краснодарского, …
  • ШКОЛЬНЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШЌОЛЬНЫЙ ТЕАТР, театр, возникший в уч. заведениях Зап. Европы в ср. века с целью изучения лат. яз. и воспитания. В …
  • ШКОЛЬНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    шко"льный, шко"льная, шко"льное, шко"льные, шко"льного, шко"льной, шко"льного, шко"льных, шко"льному, шко"льной, шко"льному, шко"льным, шко"льный, шко"льную, шко"льное, шко"льные, шко"льного, шко"льную, шко"льное, шко"льных, …
  • ШКОЛЬНЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
    общешкольный, ученический, школьнический, …
  • ШКОЛЬНЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: школа (1-3), связанный с ним. 2) Свойственный школе (1), характерный для нее. 3) …
  • ШКОЛЬНЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ШКОЛЬНЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    школьная, школьное. 1. Прил. к школа в 1, 2 и 3 знач. Развернулось по всей стране грандиозное школьное строительство. История …
  • ШКОЛЬНЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    школьный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: школа (1-3), связанный с ним. 2) Свойственный школе (1), характерный для нее. …
  • ШКОЛЬНЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. соотн. с сущ. школа 1., 2., 3., связанный с ним 2. Свойственный школе [школа 1.], характерный для нее. …
  • ШКОЛЬНЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. 1. соотн. с сущ. школа I 1., 2., 3., связанный с ним 2. Свойственный школе [ школа I 1.], …
  • УТРАКВИЗМ ШКОЛЬНЫЙ
    см. Школьный …
  • ВОЗРАСТ в Энциклопедии Биология:
    ,жизненный период организма от рождения до конкретного момента и его биологическое состояние на данное время. Применительно к человеку - сроки …
  • ФОЛЬКЛОР ДЕТСКИЙ
    , область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают …
  • ЗАХАРЕНКО в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Александр Антонович (р. 1937), украинский педагог, народный учитель СССР (1983), ч.-к. АПН СССР (1989). С 1966 директор Сахновской средней школы …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ
    болезни, группа заболеваний, встречающихся преимущественно или исключительно в детском возрасте и связанных с особенностями развития детского организма. Интенсивный рост и …
  • ДЕТИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (юридическое), лица, не достигшие совершеннолетия. Период детства подразделяется на следующие возрасты: младенческий - до 1 года, преддошкольный (ясельный) - от …
  • ВОЗРАСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    человека, этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими …
  • БЕЛОРУССКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa), Белоруссия (Беларусь). I. Общие сведения БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза …
  • ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (disciplina mentis, formate Bildung, culture formelle) — термин, часто встречающийся в педагогической литературе, особенно в приложении к классицизму. В основе …
  • ТРУД РУЧНОЙ В ШКОЛАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или "школьный ручной Т." (Sl?jd undervisning, Handfertigkeitsunterricht, travaux manuels, Manual training) — так называются ручные занятия, взятые из области ремесленных …
  • ТЕХАС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (по-англ. Тексас, Texas, от Tachies, имени индейского племени, потомки коего, инисы, ныне обитают в Индейской территории) — крайний юго-зап. штат …