Школа вероники калачевой. "Акварель для начинающих" в Школе Вероники Калачевой

(Фото: Олег Яковлев / РБК)

Первые мастер-классы по акварели Вероники Калачевой в 2013 году особым успехом не пользовались, несмотря на то что у ЖЖ-блога Вероники, художника и преподавателя живописи, насчитывалось несколько тысяч фолловеров. «Была странная модель: люди платили за несколько занятий и через какое-то время переставали ходить — тяжело было их дисциплинировать, потому что у курса не было начала и конца, все это носило спорадический характер», — вспоминает ее муж Матвей.

Мастер-классы для супругов были тогда чем-то вроде хобби, впрочем, на большее вряд ли мог претендовать и их магазин товаров для художников «Цветные понедельники». Матвей решил серьезнее отнестись к курсам — прежде всего систематизировать уроки и снять постоянную студию.

Запускали все буквально на коленке, вспоминает Матвей: он лично создал простенький сайт, где объявили набор на курс по акварели, который стартовал 10 сентября 2013 года. Объявление продублировала в своем «Живом журнале» Вероника. «Мы объявили о запуске курса, хотя на тот момент студию еще не сняли: опасались, наберем ли для этого достаточно людей», — вспоминает Вероника Калачева. Курс вела она сама — с самого начала супруги решили, что Вероника будет лицом школы.

Калачевы сразу решили делать школу для взрослых. «Меня привлекают ученики, которые знают, зачем им это нужно, которые готовы после работы идти учиться. У них горящие глаза, они исполняют свою мечту, — объясняет Вероника Калачева. — А дети часто учатся, потому что их направили родители, — это немного другая мотивация».

Школа Вероники Калачевой в цифрах

5 студий в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге

От 1,8 тыс. до 27 тыс. руб. варьируются цены на курсы

12,5 тыс. руб. — средняя стоимость курса

1000 человек в среднем обучаются в школе единовременно

Более 85% клиентов учатся онлайн

57 млн руб. составила выручка и 27 млн руб. — прибыль школы за 2015 год

Источник: данные компании

ИЗО для взрослых

Стартовых инвестиций у Калачевых не было — они рассчитывали оплатить аренду студии и все сопутствующие материалы по мере того, как участники будут записываться и вносить оплату. Однако происходило это довольно медленно — как выяснилось, люди не хотели бронировать место на курсе заранее, а предпочитали вносить деньги в последний день перед началом курса. «Это немножко напрягало, потому что мы рассчитывали на них, желающие заявляли о себе, а оплата никак не поступала», — вспоминает Вероника.

В первое время всех, кто отметился, обзванивал лично Матвей — уже потом для этого наняли сотрудницу-администратора. «Я был первым продажником, — вспоминает он. — Общался с теми, кто оставил заявку, чтобы как-то конверсию повысить. Было, например, 20 заявок, а оплат всего пять. Я хотел, чтобы хотя бы десять человек оплатили». В итоге на курс набралась все-таки группа из десяти человек. «У нас появился запас денег, около 200 тыс. руб., на которые мы могли снять помещение и организовать работу. Так и закрутилось», — вспоминает Матвей Калачев.

Первую студию для Школы рисования Вероники Калачевой сняли в Доме художника на улице Вавилова в Москве, где она работает до сих пор. «Там высокие потолки, большие окна, лестница, атмосферное пространство — ученикам очень нравится», — рассказывает Вероника. Основной статьей расходов стала аренда — на нее пришлось потратить 80 тыс. руб. Кроме того, по мере поступления денег для новой студии закупили столы и мольберты, а также базовые материалы для рисования — карандаши, бумагу, уголь, акварельные кисти, а также чай, кофе, наняли администратора. Общие расходы как раз составили примерно 200 тыс. руб.

Главное было — составить программу, чтобы у курса были начало и конец, четко поставленные цели, чтобы мотивировать посетителя, говорят Калачевы. Темы придумывала Вероника: начали с акварели, потом добавили графику, фешен-иллюстрацию, леттеринг (рисование букв и изучение шрифтов). Впоследствии начали добавлять другие курсы в зависимости от предпочтений и увлечений преподавателей. «Например, я познакомилась с нашей пастелисткой Еленой Таткиной, и мы решили сделать курс по рисованию пастелью», — вспоминает Вероника. Сейчас в школе также идут курсы по скетчингу, ботанической иллюстрации, базовым курсам рисования, а также по каллиграфии и истории изобразительных искусств.

Поначалу Калачевы много экспериментировали с форматами уроков: пробовали делать долгие курсы длиной по три-четыре месяца, серию субботних мастер-классов, выездные пленэры в Италию. Большой формат не пошел, объясняет Вероника: «Люди быстро выгорают: восемь—десять занятий — это максимум, сколько человек может пройти, не пропустив занятия, а на большее подписаться тяжело». В итоге остановились на золотой середине — типичный курс из восьми—десяти офлайн-занятий в студии Калачевой стоит в среднем 12,5 тыс. руб. Кроме этого есть мастер-классы и интенсивы выходного дня и курсы для продолжающих: например, после базового курса по акварели или пастели можно взять следующий, более сложный курс, чтобы улучшить свои навыки.

Дело пошло. Калачевы продали магазин художественных товаров и занялись школой всерьез. Сейчас у школы рисования уже пять офлайн-студий, две из которых находятся в других городах: в марте 2016-го открылась студия в Петербурге, а в апреле — в Екатеринбурге. В Москве одна офлайновая студия рисования приносит в среднем 80-100 тыс. руб. прибыли в месяц, говорит Матвей Калачев, и в ней проходит от трех до пяти курсов (по утрам, вечерам и выходным). В Екатеринбурге цены на 20% ниже, но студия единственная из всех пока еще не стала прибыльной. Самая прибыльная студия — в Москве на Новослободской — приносит до 150 тыс. руб.


Вероника Калачева и Матвей​ Калачев, основатели Школы рисования Вероники Калачевой (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Акварель онлайн

Вскоре после первых нескольких курсов Матвей Калачев понял, что нужно выводить бизнес в интернет. «Мы пачками получали сообщения «Как жаль, что я не в Москве!» от людей в самых разных городах России и за рубежом и подумали, что онлайн-курс мог бы решить эту проблему», — вспоминает Вероника.

В качестве эксперимента Калачевы отсняли на видео небольшой курс приглашенного педагога по академическому рисунку и вывесили на Vimeo. «Это было, конечно, еще никакое не онлайн-образование, а просто лекция с платным доступом. Мы хотели делать полноценную онлайн-платформу, но было непонятно, с чего начать», — вспоминает Матвей. Помог случай: муж одной из преподавательниц школы занимался платформой для продажи онлайн-курсов и тренингов GetCourse. Калачев познакомился с тремя основателями платформы, и вскоре они решили работать вместе — по данным СПАРК, сейчас Матвею Калачеву принадлежит 25% ООО «Геткурс» (это юрлицо владеет платформой для онлайн-обучени​я) , и такие же доли принадлежат Тимуру Каримбаеву, Марату Нигаметзянову и Дмитрию Останину. «Нанимать команду программистов самим и разрабатывать все с нуля было сложно, а так мы объединились и к осени 2014-го уже были готовы запускать Вероникин акварельный курс в онлайне — и запустили его», — говорит Матвей Калачев.

Калачев с партнерами решили сделать полноценный набор онлайн-курсов по рисованию на базе GetCourse. Платформа позволяла создавать курс, максимально приближенный к обычному образованию: в частности, разбить его на отдельные видеоуроки возрастающей сложности, по итогам которых студент должен публиковать под видео выполненные задания, которые комментирует преподаватель. В курсе есть стоп-уроки, без прохождения которых нельзя получить доступ к дальнейшим занятиям. Кроме того, доступ к курсу не бесконечен: за несколько недель, пока он открыт, ученик должен пройти и завершить обучение (или продлить доступ за отдельную плату). «Курс длится полтора месяца, и педагог в это время без выходных проверяет работы, потому что у людей разные сумасшедшие графики, и все надо успеть проверить в срок», — объясняет Вероника Калачева.

Вскоре стало понятно, что золотая жила скрывается как раз в онлайне. Число учеников стало расти как на дрожжах: сейчас на онлайн приходится 85% всей аудитории школы Калачевой, а популярный онлайн-курс вмещает в среднем 60-80, а иногда и 120 человек. Стоит он при этом не меньше, а иногда и больше, чем в офлайне: стоимость отдельных курсов доходит до 27 тыс. руб. А маржинальность намного выше, чем в офлайне: не нужно тратиться на аренду студии, администраторов и материалы, признается Калачев. «Здесь все расходы — это зарплата преподавателей. Ну и сама съемка — дорогая штука. Плюс затраты на программистов — их пять человек», — говорит он.

Чтобы раскрутить онлайн-образование, в него пришлось вложиться. Первые съемки делали на обычную камеру и писали звук через микрофон-петличку, но в дальнейшем в школе на Новослободской оборудовали профессиональную студию. На компьютеры, свет и оборудование для видеосъемок ушло порядка 3 млн руб., говорит Матвей Калачев. Неделя съемок одного курса может обойтись примерно в 280 тыс. руб. В школе Калачевой отдельная команда из трех человек организует видеосъемки курсов и работу преподавателей на них.

В онлайне и офлайне со школой уже сотрудничают около 30 преподавателей, в том числе в регионах, а с учетом онлайн-аудитории в школе единовременно могут обучаться около 1000 человек в месяц. В основном это девушки 25-35 лет, говорит Вероника Калачева: «Это те люди, которые когда-то давно рисовали, а потом ушли в другую профессию — или так и не решились рисовать, но эта мысль с ними жила долгие годы. Теперь они пришли исполнить свою мечту — а мы взялись им помочь».

По словам Калачевых, в 2015 году выручка школы составила 57 млн руб., а прибыль — 27 млн руб. В основном это стало возможным именно благодаря онлайн-курсам.


Мода на творчество​

По запросу «школа рисования в Москве» Google выдает сотни ссылок на разнообразные школы рисования и художественные студии — от крупных государственных вроде Школы акварели Сергея Андрияки или школ при художественных вузах до небольших арт-студий или частных курсов. Их точное количество подсчитать сложно, однако, по словам Вероники Калачевой, с нескольких штук в 2013 году оно увеличилось до нескольких десятков.

Спрос на услуги изостудий для взрослых за последние два-три года вырос в несколько раз, подтверждает Евгения Слесарева, основатель проекта «Арт-Каникулы», которая с 2012 года организует в Москве платные мастер-классы художников. Сейчас в среднем на один мастер-класс «Арт-Каникул» приходят 16 человек, а цены на них варьируются от 7 тыс. до 15 тыс. руб. за выходные, говорит она. Иногда приходится покрывать расходы на приезд художника и его размещение в Москве. «Если четыре года назад мы делали шесть мастер-классов в год, то сейчас проводим по двухдневному мастер-классу два-три раза в месяц, и каждый раз на них записывается в два-три раза больше людей, чем может вместить группа», — говорит Слесарева.

В Москве художественные студии стали популярны, поскольку людям надоело только работать, появилось желание заняться чем-то творческим, считает Евгения Слесарева. Многие открывают в себе талант к рисованию и впоследствии начинают заниматься этим профессионально. «Я знаю как минимум две студии, которые появились благодаря моим бывшим ученицам», — говорит Вероника Калачева. Тех учеников, у кого особенно хорошо получается, Калачевы сами часто привлекают в качестве преподавателей — заниматься проверкой работ на уже идущих курсах или вести собственные уроки.

Со временем Калачевы планируют расширить бизнес на регионы и на другие страны — на сайте появилась страничка, предлагающая франшизу. «Мы хотели протестировать спрос и обнаружили, что он есть: нам приходит по 20 писем в месяц от желающих открыть нашу школу по франшизе», — говорит Матвей Калачев. Однако расширяться в регионы — дело хлопотное, признается он. «В Екатеринбурге вообще поле непаханое, там нет никаких школ акварели, но при этом и такого тренда на открытие курсов рисования, как в Москве, еще нет. Поэтому наша студия пока только в ноль выходит и все», — говорит предприниматель.

Тем не менее Калачевы планируют в ближайшие несколько месяцев открыть новые филиалы школы в Казани и Нижнем Новгороде. «Даже если эти студии будут приносить небольшие для нас деньги — это популяризация тренда и востребованности школ рисования, для нас это всегда плюс», — говорит Матвей Калачев. Кроме того, они рассчитывают со временем начать переводить онлайн-курсы на английский и таким образом стать по-настоящему международным проектом. «Если говорить про стратегию, то в мире множество стран, в которых мы пока не присутствуем. Хотелось бы это исправить», — говорит предприниматель.

Вероника Калачева - иллюстратор, художник-акварелист и основатель школы рисования, иллюстрирует книги, журналы, сотрудничает с разными компаниями, и берется за самые разнообразные, но непременно интересные проекты. Взяли у Вероники интервью для блога.

Вероника, сейчас твоя Школа довольно известна в России и не только. Расскажи, как начиналась твоя карьера художницы?

Сложно понять, где было начало 🙂 С одной стороны, началом можно считать тот день, когда я ушла из офиса и решила стать свободным художником. С другой - все, что было до этого момента, безусловно, многому меня научило. Без этого опыта я наверное рисовала бы унылые натюрморты, как в ВУЗе.

Когда я стала фрилансером, я поняла, что такая свобода - не для всех. Ты сам себе хозяин, без всяких посредников и начальников, но с другой стороны ты сам себе менеджер и бухгалтер. Это сложно.


Все иллюстрации в статье - из инстаграма @kalachevaveronika

Первое время было непросто: заказов было немного, но они были. Я старалась быть понятной и пунктуальной, разрушая образ «сумасшедшего художника-фрилансера» и в итоге мои усилия окупились. Заказчиков стало много, я перестала рисовать все подряд, стала разборчивее и прислушивалась к себе: чего же я хочу сама? куда я иду? То ли это, о чем я мечтала?

Примерно в это время я попробовала рисовать на заказ акварелью; компьютерная графика набила оскомину и я поняла, что хочу больше времени проводить с живыми материалами. Смотреть, как течет акварель, а не создавать ее имитацию в Photoshop.

Однажды я проиллюстрировала детскую книгу, потом нарисовала несколько обложек для взрослых книг, рисовала для журналов, рекламных продуктов.

Сейчас я пришла к тому, что больше времени хочу посвящать своему самовыражению. Я редко берусь за заказы. Занимаюсь в основном преподаванием и личными проектами. Я вижу в этом рост и пищу для ума.

Есть ли какие-то проекты, кроме Школы?

Для начала мне хочется все-таки уточнить. Ведь Школа - это не мой личный проект; я являюсь вдохновителем, сооснователем школы. Я занимаюсь разработкой программ, ищу педагогов, отвечаю за образовательную часть. Но весь наш проект - это результат труда 30 сотрудников бэк-офиса и 28 преподавателей. Поэтому я себя чувствую одним из важных звеньев нашей цепи.

Мы пробовали заниматься чем-то еще, но быстро стало ясно - пока ты не увлечен сам идеей по-настоящему, пока у самого нет желания нырять в тему по самую макушку - лучше не браться и не распыляться. Поверхностный интерес всегда чувствуется.

Сейчас я занимаюсь лишь Школой и ее проектами и своим творчеством.

Какое место занимает творчество в твоей жизни? Как много часов в неделю ты ему посвящаешь?

Я считаю, что желание творчески самовыражаться также важно, как и желание спать или есть. Это базовая потребность человека. Я рисую всякий раз, когда у меня есть такая возможность. А если не рисую, то даже когда смотрю вокруг, думаю над закономерностями в цвете или о ритме в композиции, например.

Но творчество - это же не только про рисование. Творчество оно везде и всюду: и на кухне, и в огороде)

Как ты вырабатывала свой стиль? Как бы ты его охарактеризовала? В чем его особенности? И как ты его развиваешь?

Даже не знаю) Мне часто говорят, что мои работы узнают по стилистике. Но я все еще ищу себя. Пожалуй, мою стилистику можно назвать реализмом с элементами недосказанности. Я просто стараюсь достоверно изобразить то, на что хочу обратить внимание зрителя, передать свои ощущения и чувства в рисунках. По мне это гораздо важнее, чем просто изобразить что-то фотореалистично.

Как рождаются идеи для твоих работ?

Часто меня вдохновляет свет. Если смотреть на один и тот же предмет при разном освещении - он воспринимается по-разному. Мне нравятся длинные закатные тени или мягкий ажурный свет, я люблю простоту в обыденном.

Мне кажется, что основная идея моя творчества звучит примерно так:

Счастье - повсюду, оно в мелочах и уже рядом с вами, рядом со мной. Я люблю его искать везде, куда бы я ни посмотрела и в своих работах рассказываю о том, что увидела.

Что тебе нравится рисовать больше всего? Какая у тебя любимая часть творческого процесса?

Я заметила, что периодически такие темы сменяют друг друга. Одно время меня вдохновляло море, вода и отражения, потом город и пейзажи. Сейчас я снова вернулась к людям. Снова - потому что в университете я очень любила портреты. Мне кажется, что через образ человека можно показать всю гамму чувств, и это очень интересно. Это сложно, но когда мне удается - я счастлива.

Какие материалы ты используешь для создания своих работ? Какие инструменты ты можешь рекомендовать?

Я пользуюсь профессиональными сериями кистей, бумаги и красок. В красках не вижу принципиальной разницы, у меня много разных брендов и каждый по-своему хорош: Schmincke, Daniel Smith, Sennelier, Winsor&Newton, Rembrandt.

Бумагу использую хлопковую. Любимые бренды: Arches, Canson.

Кисти: Escoda, Da Vinci, Raphael, Leonard.

Сложно советовать что-то невидимому художнику 🙂 Но я могу рассказать о том, что когда-то перевернуло мое представление об акварели. Для начала, это хорошая хлопковая бумага большого формата, краски из тюбиков и пульверизатор 🙂

Мне очень нравится идея рисовать абстрактные картины. Попробуйте выразить графически какое-то слово, передайте его суть через цвет, фактуры и композицию. Это очень затягивает!

Что самое сложное в жизни художника?

Оставаться открытым и чувствительным как ребенок, но в то же время быть предельно честным и требовательным к себе. Вот это сочетание уязвимости и честности - самое сложное. Перестанешь быть чувствительным, станешь ремесленником.

Логично предположить, что художнику следует продавать свои картины, иллюстрировать, рисовать на заказ; зарабатывать тем, что ты лучше всего умеешь.


Многие художники создают свои студии, ищут учеников и преподают. Но я считаю, что преподаванием стоит заниматься только тогда, когда чувствуешь в себе такое призвание: передавать знания, делиться ими и радоваться росту учеников.

Посоветуй, пожалуйста, книги и пособия, которые помогут создавать картины?

Мне очень понравились две книги Джульетты Аристид. Там все как я люблю: понятным живым языком о самом главном. Подход у автора академический. И мне это тоже очень нравится. Считаю, что кем бы вы ни мечтали стать, конструктивный рисунок еще никому не мешал 🙂

Какая у тебя любимая книга МИФа?

Вот, пожалуй, одна из них - моя любимая на сегодняшний день - «Уроки классической живописи» .


Чьими работами ты сама вдохновляешься? На страницы каких художников заходишь регулярно? Работы чьих авторов - среди современников и классиков - тебя вдохновляют?

Акварель: Альваро Кастаньет, Али Кавано, Андрэ Пеновац, Атанас Мацурев, Ларс Лерин.

Графика: Юля Блюхер, Лена Таткина, Casey Baugh.

Какие планы на будущее?

Издать книгу по акварели, проиллюстрировать детскую книгу, сделать выставку, снять новый крутой курс 🙂 А дальше - увидим.

В октябре будет проходить Московский фестиваль акварели. На нем будут не только российские преподаватели, но и зарубежные, например Феликс Шайнбергер, автор «Акварельного скетчинга». Расскажи, про него немного, что и как там будет происходить?

Фестиваль это, конечно, большое событие для тех, кто увлечен акварелью. В Москве такого пока никто не устраивал, и мы надеемся, что все получится так, как мы задумали, и что мы повторим еще и еще раз 🙂

На фестивале, который пройдет 20-22 октября в самом центре Москвы в красивом пространстве Телеграфа будет несколько зон: выставочная площадка, зона с мастер-классами и демо-классами, зона лектория и маркета.

С утра до вечера мы будем говорить про акварель: будут творческие встречи с художниками и спикеры, готовые ответить на каверзные вопросы про материалы. На демо-классах можно посмотреть за магическим процессом: как создается работа на ваших глазах. Это очень удобный формат, ведь вы можете общаться с художником вживую, задавать ему вопросы и видеть каждый этап выполнения работы. Разница с мастер-классами состоит в том, что тут мы сможем разместить больше участников-зрителей. На демо-классе участники не рисуют, а наблюдают. В мастер-классах вы можете окунуться в атмосферу целиком и полностью. Участники выполняют работу вместе с мастером.

Феликс Шайнбергер - отличный рассказчик, я обожаю его книги и очень рада, что он приедет на фестиваль. Уверена, что у него получится вдохновляющая лекция.

И дай, пожалуйста, короткий ответ «Творчество - это…»

Творчество - это страсть.

Редакция ИнфоХит не несет ответственности за содержание отзывов, результаты обучения индивидуальны. Пожалуйста ознакомьтесь с правилами размещения отзывов .

Отзывов с оценкой: 5

В том же возрасте, что и Светлана, я, наконец, попала на такой курс акварельной живописи для начинающих, о котором мечтала. В молодости не было возможностей заняться рисованием, времени не было свободного, да и курсов таких тоже не существовало. А очень хотелось, именно акварелью. Из четырёх моих попыток только последняя принесла мне и радость, и удовлетворение, и новые знания, и умение. Занималась я у преподавателя Елены Родионовой с 8 апреля по 6 мая, на Вавилова 65. Не буду перечислять достоинства этого курса обучения, мне понравилось все. Замечательный преподаватель, доходчиво и грамотно объясняла, не считалась со временем, если что- то не успевали, могла задержаться,не спешила. Безукоризненно составлены методики, выбраны интересные объекты для изображения. И сама она такая милая! И группа подобралась очень хорошая, девушки молодые, пытливые, активные, хорошо воспитанные. Вообщем, я всем довольна. Если будет возможность, ещё возьму какой-нибудь курс, теперь уже после лета, а сейчас еду на пленэр%uD83D%uDE01.

Ответить

Приятный, душевный и творческий подход к начинающим рисовать... Очень внимательно и интеллигентно все... Как говорят без суеты и понтов... Спасибо, отличная Школа!

Ответить

Прошла экспресс-курс, сейчас прохожу он-лайн акварельный и базовый для новичков — мне безумно нравится, с упоением выполняю каждое задание и хочется делать их еще и еще! А главное, что вижу, как развиваются мои навыки и когда получается выполнять такие задания, которые в принципе представлялись не реальными, то счастью просто нет предела!)
Еще очень радуют регулярные новости от Вероники, а так же то, что школа превратилась в целое сообщество — это просто здорово! И еще — пока ждала начала занятий на курсах — просмотрела все вебинары и выполняла задания и это тоже очень круто, что даже вне занятий есть пища для впитывания новых знаний, практики, вдохновения и удовольствия!!!

Ответить

Очень рада, что открыла для себя школу Вероники Калачевой. Окончила курсы ботанической иллюстрации с замечательным педагогом Светланой Лансе и стала по другому смотреть на флору и фауну))) Сейчас рисую он-лайн акварельного Шерлока и с помощью чудесных преподавателей Натальи Дюковой, Полины Арутюновой и самой Вероники Калачевой погрузилась в мир акварели по самые уши)) Это заразно и надеюсь, что по окончании тренинга про Шерлока, продолжу изучать доступные тренинги школы — фэшн-иллюстрацию, скетчинг и многое другое!