Шизоидный ребенок. Шизофреногенная мать

"Стараясь узнать больше о двусторонней системе эмоционального общения, которая определяет взаимодействия младенца с тем, кто больше всего заботится о нем в течение первых 6 месяцев жизни, Эдвард Троник придумал лабораторный эксперимент, основной задачей которого было изучение взаимных ожиданий родителей и маленьких детей.В оригинальном варианте этого эксперимента, названного «экспериментом с каменным лицом», родителей просили посидеть и поиграть с их 3-месячными детьми так, как они это делают обычно.Затем экспериментатор просил родителя прекратить общение с ребенком. Мать или отца инструктировали продолжить смотреть на...

Читать полностью...

Что должен уметь ребёнок по месяцам

источник http://mirrebenka.org.ua/chto-dolzhen-umet-rebenok-v.htmlЧто должен уметь ребенок в... Всех родителей, независимо от возраста ребенка, волнует вопрос: правильно ли он развивается, соответствуют ли его способности возрастным нормам. Что ж, давайте вместе попробуем выяснить, какими навыками должен овладеть человек от рождения до окончания начальной школы. Только имейте в виду, что этот перечень будет, с одной стороны, далеко не полным, а с другой - несколько условным. Ведь норма - это всегда что-то примерное, среднестатистическое, а все дети индивидуальны и неповторимы.

Шизоидность ребенка начинает выявляться раньше, чем особенности характера других типов личности (психотипов). Это проявляется в предпочтениях ребенка: избегание шумных компаний, отсутствие друзей, времяпровождение среди взрослых. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.

По этому поводу существует теория, что шизоидная черта характерна для людей, которых матери в первые месяцы обделили эмоциональным теплом. Их лишали тактильного и эмоционального «глаза в глаза», «кожа к коже», нередко оставляли наедине с собой, с игрушками и погремушками, которые рассматривались как заменители матери. Хотя такое единение с самим собой в дальнейшем способствует интеллектуальному развитию ребенка.

С самых юных лет ребенок растет чрезвычайно чувствительным. Его реакция на внешние стимулы (звук, цвет) носит очень острый характер, складывается ощущение как — будто они причиняют ему боль. Если взять такого ребенка на руки он будет отстраняться, даже его тело станет жестким.

Школа никак не влияет на его одинокий стиль жизни, позволяя дальше продолжать отстранение от сверстников. Примечательно, что сформированное положение вещей полностью удовлетворяет творческого ребенка, самооценка остается на высоком уровне, мнение окружающих его волнует мало. Дети шизоидного характера предпочитают интеллектуальное общение, обмен информацией без эмоциональной подоплеки. Часто такие дети открывают в себе неординарные способности к различным наукам.

Ребенок – шизоид понимает, что ему трудно устанавливать всякие контакты с другими детьми, но это никаким образом его не волнует. Он и дальше продолжает игнорировать прогулки. Первым фактором, бросающимся в глаза, является отсутствие эмоциональности, ярких проявлений радости, печали, гнева. Это вызывает некое недоумения, когда общаясь с ним, ты не понимаешь, как он воспринимает наше воздействие на него.

Поведение шизоидных детей, препятствующее общению с ровесниками, зачастую приводит к конфликтам. Если учесть, что шизоид не дружит с физкультурой и всячески противится занятиям единоборствами, то становится ясно, на чьей стороне будет преимущество. Плюсом идет отсутствие навыков манипулирования окружающими и отстаивание своей точки зрения. Поэтому роль руководителя во взрослой жизни для нашего героя чужда и мало понятна.

В подростковые годы начинается самый тяжелый период в жизни для ребенка с шизоидным радикалом. Здесь происходит двоякая ситуация: с одной стороны интеллектуальное превосходство, с другой трудные отношения со сверстниками. Самооценка подвергается резким колебаниям вверх от чувства превосходства в интеллекте и вниз от насмешек одноклассников. Родителям приходится очень трудно, так как приходится вторгаться во внутренний мир подростка, что приводит к бурному протесту.
В этот период шизоидного подростка раздражает буквально все: не вовремя вошли в комнату, не спросили разрешения, постоянный контроль. Естественно постоянная замкнутость настораживает родителей (если они сами не шизоиды), что опять же приводит к недопониманию между поколениями.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало - весь ход переживаний и мотивов остались скрытыми. Некоторые выходки носят характер чудачества, но в отличие от истероидов, они не служат цели привлечь к себе всеобщее внимание.

Родителям шизоидного ребенка необходимо помнить о его неординарности и «не от мира сего». Чаще разговаривать с ним на любимые им интеллектуальные темы, прививать навыки общения, стараться всесторонне развивать ребенка. Спорт шизоидам противопоказан, особенно командные виды, но можно предложить одиночные и всячески помогать ему в них. Можно самостоятельно подобрать круг общения шизоидным детям, как например делают некоторые мамы и папы, которые в еще детском возрасте целенаправленно знакомят ребенка с другими детьми, тем самым побуждая его к общению. Предлагают приглашать дворовых друзей к себе в гости, налаживают общение не только на улице, но и дома.

Каждый ребенок требует индивидуального тщательного подхода, но наверное только шизоид требует более трогательного внимания. Эти дети кладезь всевозможных идей, ведь он творческая натура. И заслуга родителей заключается в том, чтобы не загубить творческую натуру на корню.

Узнать больше об оперативном профилировании (психодиагностике), существующих типах личности, а также о том, как составить профиль человека, лучше понимать людей и выстраивать эффективную линию общения, вы сможете из материалов

Возвращаясь к теме матерей с различными типами личности невозможно не упомянуть шизоидную личность.


Сразу определимся, что «шизоидная личность» не равна шизофрении и не равна аутизму. Эти люди разделяют часть черт, но это часть их характера, а не симптомы болезни. Незначитальная часть шизоидов могут в дальнейшем заболеть шизофренией, но в этом случае предшествующие личностные особенности следует рассматривать, как «предболезнь», а не личность саму по себе. Другими словами, тогда, до появления ярких симптомов болезни, члеовек уже начал «заболевать».

Шизоиды встречаются не так уж и часто на самом деле. И если, к примеру, пограничное и истерическое расстройство личности чаще встречается у женщин, то шизоидные черты чаще у мужчин. Тем не менее, женщины шизоиды встречаются так же.

Основные характеристики шизоидной личности - выраженная интроверсия (направленность психической жизни внутрь себя), которая доходит до того, что человек становится довольно слабо связан с происходящим во вне. Они испытывают сложности с выражением эмоций и общением с людьми, но не сказать, что это их сильно напрягает. По словам Ганнушкина, они подобны римским домам, простым и невзрачным вовне, но внутри них богатое убранство и проходят сказочные пиры.

Фаррар в 1927 году (фундаментальные исследования в области шизофрении и шизоидной личности были сделаны в основном в то время) предолжил оригинальную классификацию шизоидных личностей. Это:

1. «Застенчивый» - человек лишенный амбиций, рассеянный, вечно все забывающий и недоделывающий, из-за чего часто лишается работы и вылетает из института и школы. Ему тяжело спросить, тяжело отказать, и вообще, тяжело себя как-то обозначить в мире. Т.е. если ему дают задание, например, написать текст в ворде, он постесняется сказать, что не умеет пользоваться вордом.
2. « Скороспелые» - это вундеркинды, которые рано выучились писать, читать и т.п. Очень разумные, рассудительные, пользующиеся сложными философскими концептами, которые часто противоречат реальности и вызывают затруднения в обычной жизни. Эти люди в детсве «идеальные малыши», которые правильно себя ведут, быстро подчиняются правилам, хорошо учатся, но имеют явные проблемы со сверстниками. Могут быть довольно блестящи в споре академическом, где оперируют абстрактными понятиями, но на практике общения довольно слабыми.
3. «Невротики» погружены довольно сильно в личные переживания по поводу всего подряд. Что-то случилось - буря во внутреннем пространстве. Очень ранимы, все вокруг принимают на свой счет и все кажется замкнутым на них. Если кто-то умер, они в первую очередь могут переживать, что не смогут теперь чего-то иметь от этого человека и как им будет тяжело. Чувства других они не то, чтобы игнорируют, просто для них это совершенно непонятная сфера, в которую они даже не пытаются вникнуть. Они довольно сильно бывают погружены в собственные телесные ощущения и чувства по поводоу этих ощущений. Кольнуло в боку? Что это? Зачем кольнуло? В отличие от истериков они не пытаются завлдеть чьим-то вниманием или самовыразится в болезни. Все проходит на уровне личном. Если кто-то попадает в их поле зрения, то бывает, что окружающих захватывает переживанием, нет никого вокруг - переживание не ослабевает.
4. «Асоциальные» полностью погружены в себя, без особого интереса к происходящему во вне.
5. « Инфантильные» погружены в довольно детские переживания и требуют постоятнно внимания и зависимы от окружающих.

Вообще, ребенок у шизоидной матери появляется по 2 основным сценариям. « Так получилось, а раз получилось, ну что уж там» или является частью некоторой довольно сложной жизненной концепции. Беременность может проходить на автомате. Тут важно добавить, что у шизоидов часть связи с телесными ощущениями и, вообще, своим образом тела довольно своеобразная и иногда слабая. Часто это протекает по типу «вот я, а вот беременность». Иногда с беременностью может что-то случаться, но это не обязательно совпадает с тем, что ощущает в отношении себя сам шизоид. Потом беременность может быть для шизоида некоторой сложной жизненной концепцией неким сферическим конем в вакууме, которого приятно крутить с разных сторон про себя.

Поэтому когда ребенок рождается, они редко испытывают чувтсва «вот теперь родился человек мы были вместе, а теперь он отдельно» и всякая такая ерунда, которая лезет в голову матерям. Родилась концепция. Или «блин, ребенок, что-то с этим надо делать, как-то действовать». Т.е. мать могут занимать довольно длительно вопросы, а как брать ребенка и сколько раз, сколько раз качнуть кровать. И это не просто тревога молодой матери, а желание узнать, как реально функционирует ребенок и как им управлять, и что делать, если он не поддается управлению.

Связь с ребенком в дальнейшем скорее формальная. Иногда про него забывают, если ум отвлекся на какую-то идею. Если мать не заинтересована в обществе, то она не сильно и заинтересована в ребенке. Т.е. книга может запросто выиграть в соревновании за внимание матери. Все это не со зла или с умыслом, просто так вот с приоритетами.

Ребенок растет и развивается, но отражения и какого-то взаимодействия от матери не получает. На деткие вопросы о том, почему светит солнце, он может получить теории термоядерных реакций с уравнениями. О том, хорошо ли брать чужую машинку из песочницы - рассуждения о морали и праве. Что это для ребенка? Во-первых, не формируется хорошего понятия о том, кто он, чего он стоит и, вообще, что происходит в мире. Мать может поступать по-разному в разных ситуациях в зависимости от процессов происходящих в ее богатом внутреннем мире. Маленький ребенок ее заметно напрягает потому, что он явно не поддается управлению и мать не знает кода доступа к нему. Более того, от нее требуют каких-то эмоций и каких то действий сопряженных с эмоциями, а она понятия не имеет, что надо делать.

И когда ребенок наконец решает жить своей жизнью, для матери это заметное облегчение. Подростковый возраст - это прекрасно, потому что ребенок со своими переживаниями идет к другим и формальная атмосфера мать вполне устраивает. Если подросток трудный, либо отходит от генеральной линии концепции, по которой он был задуман - то мать чувствует, что что-то надо делать. Но у нее опять нет кода доступа.

Вообще, когда с ребенком проблемы, мать начинает читать литературу и так как литература разная, то она пытактся взломать ребенкин код простым подбором. Это не работает - возьмем другое. Иногда она поддерживает стиль, который близок к ее миропониманию. Если ребенок выпадает из него - это странно, но и это можно объяснить в виде новой концепции или доработки предидущей.

Дети вырастают довольно самостоятельными, если они пошли не в маму (тут довольно четко прослеживается наследственный фактор). Однако со слабым чувством собственной личности без четких границ ис трудностями взаимодействия с людьми, особенно, что касательно семьи и родных. Т.е. у них мало практики на тему базовых понятий « что такое хорошо и что такое плохо», когда достаточно, а когда нет, во взаимодействии с людьми. Так как все-таки отношения с родителями должны пройти определенные стадии и интегрироваться во внутренний мир человека, то этот процесс может затягиваться на неопределенное время. То, что происходило в детсве и, почему мать реагировала так, а не иначе довольно сложно осознать. Вообще, человеку нешизоиду часто сложно понять шизоида даже в текущем времени, а тем более понять, что там было в детсве, еще сложнее.

ЭТИОЛОГИЯ

В тот момент, когда ребенок просыпается, чтобы жить в социальном мире, может оказаться, что это целиком зависимое существование не встретит со стороны этого мира доброжелательного приема, полного контакта и надлежащего ответа. В реальности родители могут быть холодными, сухими, отвергающими, полными ненависти, совершенного нежелания воспринимать детское существование. Реакция родителей конечно же может не быть такой крайностью или же может не быть последовательной. Однако нам известно, что многие из человеческих существ - это существа нежелаемые, а те из них, которые были сознательно желаемы, не всегда воспринимаются однозначно. Более того, многие родители, думая, что хотят ребенка, меняют свое отношение, когда на них обрушивается весь груз ответственности за это тотально зависимое человеческое существование, когда изменяются условия их жизни или когда их ресурсы, к которым они могли бы прибегнуть в борьбе с действительностью, оказываются значительно меньшими, чем они предполагали. Возможно еще чаще бывает, что родители думают, что хотят ребенка, но то, чего на самом деле они желают - это идеальное отражение их собственного идеализированного self. Они хотят «идеального младенца» вместо живого человеческого существа с частично животной натурой. Каждый младенец рано или поздно многократно разочарует эти идеальные ожидания, а спровоцированное таким образом родительское отчуждение и злоба могут быть для него шоком. Однако всегда именно эта настоящая, спонтанная жизнь в ребенке вызывает такого типа реакции отчуждения и ненависти.
Если соединить обычную реальность ненавидимого ребенка с пониманием, что это только что «проклюнувшееся» человеческое существование не обладает сознательным различением между собственным self и опекуном, можно начать дискуссию о плачевных последствиях этой ситуации. Я не хочу этим сказать, что ребенок использует симбиотическую фантазию, но то, что его сознания бывает недостаточно, чтобы распознать отличие между я - ты. Можно себе представить, что когда опекун окажется достаточно сухим, ребенок может просто решить вернуться туда, откуда он пришел - к разделению, которое для него является единственной дорогой к бегству. Холодное и презрительное отношение со стороны опекуна может быть либо частичным, либо полным, постоянным или периодическим. Детский защитный уход (отчуждение) будет значительно более глубоким, если будет ответом на регулярно повторяющиеся болезненные переживания, а не едва ли не единичные взрывы или минутный холод, проявляемый в какой-нибудь области опеки. Так обозначенный континуум общественных ошибок будет отражать таким образом структурный континуум, представленный в главе 1 - нарушение личности, невроз характера и стиль характера.[...]

Естественная первоначальная реакция ребенка на холодное, враждебное и угрожающее окружение - это ужас и злость. Хронический страх становится невыносимым состоянием, в котором ведется жизненная игра, также происходит и с хронической злостью. Более того, эта злость провоцирует мщение, воспринимаемое ребенком, как устрашающее и угрожающее его жизни. В этой ситуации ребенок обращается против самого себя, подавляет естественные эмоциональные реакции и использует доступные в этом начальном периоде жизни очень примитивные защитные механизмы, чтобы справиться с враждебным миром. Дополнением или частью этого ухода внутрь является какая-либо существенная задержка в жизни организма - предпринимаемая с тем, чтобы спасти подвергающуюся опасности жизнь. Способность осуществлять этот маневр ограничена степенью развития эго ребенка в этом периоде. В течение месяцев сохранения симбиоза однако может произойти регресс к предыдущему периоду развития, что Mahler назвала аутизмом и что - используя далее ее язык - позднее будет требовать пробуждения. Во время этого самого раннего периода жизни ребенок более отчужден и менее активен, чем вскоре станет. Ненависть опекающего его родителя станет предметом интроекции и начнет подавлять жизненные силы организма - движения и дыхание станут стесненными и выработается невольное напряжение в мускулатуре, служащее сдерживанию жизненных сил. Терапевтический опыт с клиентами, которые перенесли такого рода испытания, показывает, что рано или поздно они принимают фундаментальные эмоциональные решения: 1) «Наверное со мной что-то не так». 2) «Я не имею права жить». Эти когнитивные репрезентации могут быть, осознанны или вытеснены, но на неком фундаментальном уровне экзистенции личности воспринимают лично реакции окружения и осуществляют их инкорпорацию в своем понятии self. Этот эффект закрепляется фактом, что в этой симбиотической точке развития не существует еще осознанного различения между собой и опекуном. Именно довер-бальная ассимиляция принижающих «сценарных решений» повинна в том, что они становятся так предательски разрушительны и неподатливы изменениям.
Одним из способов понять эту исходную дилемму шизоидной личности, может быть воспоминание тех ситуаций, когда мы в магазине или в других публичных местах оказывались свидетелями приступа ярости отца или матери по отношению к маленькому ребенку. Эти часто тревожные публичные примеры негативной трактовки ребенка являются демонстрацией далеко не редкой утраты самоконтроля родителями. Поэтому мы не можем много сделать, нам остается задуматься, каковы же границы такого поведения. Скорее всего, ребенок тоже не знает наверняка, где же эти границы и наверняка время от времени родители значительно выходят за рамки обычной ругани и какого-то несильного телесного наказания. В этом же случае можно заметить, как ребенок перенимает роль матери и делает все необходимое, чтобы только овладеть ситуацией и заставить родителя сдержать эмоции. В случае родителей с очень ограниченной эмоциональной стабильностью их болезненные взрывы слабо связаны с тем, что делает ребенок или чего не делает. В результате в ребенке часто развивается глубинная впечатлительность (чувствительность) и способность распространять заботу на родителей в ситуации, когда им грозит потеря контроля и когда таковое уже произошло. Шизоидный невроз характера и стиль характера могут также появиться как результат воздействия окружения, которое не обязательно пренебрегает физическими потребностями или открыто выражает свою враждебность, но которое просто всегда хронически холодно. Определение «ненавидимый ребенок» поэтому кажется несколько преувеличенным. Чтобы признать метафорическую правду этого определения, нужно поставить себя на место ребенка, который имеет огромную врожденную потребность гармоничной поддержки. Недостаток такого необходимого человеческого тепла и заботы приводит к искажению его экзистенции и к предприятию того самого рода феноменологических шагов, которые я здесь привел, в отношении к открыто обижаемому ребенку, хоть часто и в меньшей степени. Как будет показано более подробно в ходе анализа поступков, отношений и чувств, связанных с этой структурой характера, ненавидимый ребенок начинает находить тихую пристань в уходе в мир познавательной и духовной реальности. «Если мать меня не любит, то Бог любит» и хотя внешне мир кажется враждебным, фактически он представляет дружественное целое, в котором теперешняя жизнь это лишь отблеск вечности, а «жизнь в своем физическом измерении не много значит». Таким образом, жизнь скорее спиритуализируется, а не переживается. Ненавидимый ребенок может стать тем, кто любит других людей, но почти автоматически отвергает близость, необходимую для поддержания более прочных уз любви.
Когда человек созревает, искусность и сложность защиты усиливаются, но на фундаментальном эмоциональном уровне защитные структуры остаются по-прежнему очень примитивными и по сути отражают вытеснение того, что на самом деле произошло в отношениях с его опекуном. Механизм вытеснения способствует закреплению настоящей ситуации в симбиозе - с одной стороны не удовлетворенная жажда интимного единения, а с другой - автоматическое отвергание слияния. Таким образом замороженная симбиотическая ситуация обусловливает постоянную склонность к интроекции всех убеждений, характерных черт и чувств других людей, и в то же время как к негативной, так и позитивной проекции чувств и мотиваций на других. При такой структуре характера в сущности никогда не возникала полная симбиотическая привязанность, приводящая к последующей индивидуации с автономным функционированием. Ненавидимый ребенок убежден: «Моя жизнь угрожает моей жизни». Независимость и изоляция этой исходно напуганной и разъяренной особы носит чисто защитный характер. Происходит блокировка развития в процессе гуманизации и блокировка жизни еще до того, как она начнется.[...]

ЧУВСТВА, ПОВЕДЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ

Чувства

Психоаналитическая концепция блокировки развития гласит, что познавательные и поведенческие ресурсы, так же как и формы эмоциональной экспрессии, неким образом замораживаются в момент серьезной фрустрации развития . Таким образом в случае с ненавистным ребенком выступает блокировка в период привязанности - связи, а у некоторых людей, также на более раннем этапе развития, к которому осуществляется защитный регресс. В области чувств классический шизоидный характер можно наиболее точно охарактеризовать, ссылаясь на глубинные, часто неосознаваемые чувства ужаса и злости, появляющиеся в ответ на угрожающие его жизни внешние обстоятельства . Ужас может находить свое выражение во многих симптомах, не исключая страха и приступов паники в реакции на ситуации, которые воспринимаются как угрожающие. Такого типа стимулы не обязательно осознанно воспринимаются как угрожающие и личность может совершенно не подозревать природу сигналов, обуславливающих ее поведение. Однако по меньшей мере на уровне подсознания эти раздражители будут высвобождать реакцию ужаса. В некоторых случаях его канализируют в форме фобии, а у более сознательных людей может восприниматься как общее беспокойство и напряжение, связанное с конкретными социальными ситуациями и интимностью. Может также возникать общее впечатление дискомфорта и отсутствие чувства принадлежности к миру, и даже такой некий род переживаемой в связи со всем этим нереальности.
У людей, принадлежащих к шизоидному типу, и в то же время защищающихся от него более целостным образом, наблюдается отсутствие настоящей эмоциональной спонтанности и некая механичная манера в выражении собственного self. Может иметь место также чрезмерный рационализм, соединенный с тенденцией воспринимать тех, кто более эмоционален, как иррациональных, лишенных самоконтроля или сумасшедших. Дополнительно может наблюдаться специфическая искусственность эмоциональной экспрессии, до такой степени, что человек выглядит так, словно плохо играет отведенную ему роль. Иногда он может проявлять интерес к тому, что он «должен чувствовать» в некоторых определенных обстоятельствах.[...]

Обычно в еще большей степени, нежели в случае с чувством страха, происходит вытеснение и избегание чувств злости или ярости. В младенчестве деструктивная злоба связывается с риском деструкции опекуна, то есть, впоследствии, и самого ребенка, может также провоцировать разрушительную месть со стороны опекуна. Поэтому репрессия этих чувств служит сохранению жизни. У взрослых пациентов обычно наблюдается избегание или уход от конфликтных ситуаций, неумение злиться и принимать злость со стороны других людей, и, наконец, склонность выражать ее, если она вообще находит какое-то выражение, в пассивно-агрессивном уходе. Ненавидимый ребенок научился, что лучше удалиться, чем бороться, и что переживание чувств злобы безрезультатно и ничего не решает. Очень часто ненавидимый ребенок полностью вытесняет свою злобу и начинает идеализировать и спиритуализировать собственную доброжелательную натуру.
Как только личности такого типа начинают более осознанно воспринимать свои глубокие залежи злости, часть их испытывают серьезный страх перед собственной разрушительной силой. В своих фантазиях они могут неожиданно выходить из дома и крушить все и всех на своем пути. Внезапные вспышки, приводящие к тому, например, что тихий, замкнутый и скорее сдержанный парень начинает стрелять с крыши здания по случайным прохожим, свидетельствуют о том, что иногда эти фантазии реализуются. [...]

В семье, где кто-то умирает, царит печаль и траур. Когда наступает смерть self, как в шизоидном случае, появляется подобное чувство сожаления о self, которое могло бы существовать, и об отношениях любви, которые инстинктивно ожидаются, но не приходят. Таким образом, чувства грусти, траура и депрессии становятся распространенными симптомами, провляющимися у людей с характерологическими чертами такого типа. Это обычно наименее подавляемые чувства, хотя их активные проявления в виде надрывного плача или стенания могут в значительной степени, если не полностью, отсутствовать. Подобно другим чувствам, эти тоже не целиком и не глубоко переживаются организмом. Они могут переживаться скорее в форме длительных или хронических состояний депрессии, характеризующихся скорее уходом и поверхностной жалостью к себе, чем действительно глубоко переживаемой печалью.
Чтобы справиться с жизненными трудностями, ненавидимый ребенок вынужден скрывать также эти эмоциональные переживания и упорно продолжать свои усилия, несмотря на хроническую внутреннюю депрессию . Такая депрессия, особенно если она сопровождается суицидальными мыслями, недоразвитость функций, задача которых состоит в заботе о self, и осознаваемая неспособность переживать что-либо другое, с успехом могут быть признаны типичными у таких людей, с похожей на вышеописанную общей историей и структурой характера.
Личность этого типа характеризуется скудной палитрой чувств, как негативных, так и позитивных. Исключением является достаточно часто появляющаяся необоснованная эйфория, минутная и искусственная, выступающая в связи с переживанием исполнения какой-то формы симбиотической иллюзии - то есть тогда, когда на мгновение религия, идея, другой человек или наркотическое состояние становятся ответом на все молитвы. Конечно, такой полет всегда заканчивается и возвращается прежнее эмоциональное состояние.

Поведение

Поведение нелюбимого или недостаточно любимого ребенка может различаться в нескольких измерениях. Он может быть способен функционировать в мире в зависимости от того, в какой степени сможет контролировать или прятать глубоко скрытые эмоциональные состояния. Хотя такое сдерживание чувств может вызывать другие негативные последствия, такие как психосоматические болезни, которые мы обсудим позже, или пониженную способность поддерживать любого рода близкие отношения, несмотря на это, оно все же дает возможность относительно неплохо функционировать. В зависимости от того, насколько эти проблемы остаются неразрешенными, мы можем иметь дело с личностью, которая экстремально впечатлительна к любым проявлениям холодности со стороны общества, которая не способна на долгое время увлечься каким-нибудь занятием или отношениями, и которая, зачастую будучи в более или менее сильном состоянии внутренней расщепленности, будет кидаться от одного занятия к другому. В зависимости же от того, насколько ей доступны глубокие чувства, ее могут воспринимать как особу исключительно мягкую и подверженную эмоциональным срывам, помрачению и даже потере контакта с реальностью. Такое ослабление связи с реальностью может выражаться в умеренных состояниях «полета», более глубоких состояниях амнезии и в периодах поведения психотического характера.
Когда имеющиеся формы защиты позволяют личности более эффективно функционировать во внешнем мире, она может начать уходить в ту активность, которая предлагает какие-либо жизненные перспективы, и избегать других областей деятельности. Кто-то может быть, к примеру, прекрасным программистом, вызывающим всеобщее признание артистом балета или юристом -трудоголиком, и в то же время не иметь вовсе или иметь очень скромные интимные отношения с супругом и семьей, несмотря на слабый эмоциональный контакт или интимность. Может выступать также склонность играть роль убедительной и доминирующей личности в определенных изолированных контекстах (напр. в классе или зале суда), и боязливой и несамостоятельной в других социальных ситуациях.
Ключом к распознанию шизоидной структуры может служить отключенность личности от главных жизненных процессов - от тела, чувств, от близких людей, от общности, а иногда даже от некоторых неодушевленных объектов, таких как животные, природа и т.п. Вне ситуаций, в которых личность может иметь исключительные достижения, выступает универсальная тенденция к тому, чтобы избегать непосредственного контакта с жизнью лицом к лицу - путем открещивания, бегства от прямой конфронтации или близости, переключения внимания, «одухотворения» действительности и внутренней миграции. Личность может не придавать значения этим тенденциям, поскольку они зачастую представляют собой ее автоматические и неосознанные реакции на угрозу. Даже в областях солидных достижений почти всегда появляется серьезный, часто ограничивающий действие страх, вытекающий из того, что личность так нераздельно связывает свою идентичность с этими достижениями, что малейший неуспех воспринимается ею как равнозначный уничтожению (аннигиляции) self. He редким способом выражения этих тенденций является перфекционизм и откладывание дел на потом. Как мы уже подчеркивали ранее, шизоидная особа часто обнаруживает, что углубление в интеллектуальные процессы и инвестирование во внешние достижения могут служить безопасной пристанью, защищающей от жизни. Поскольку шизоидный человек не способен идентифицироваться с жизнью в теле и развить на этой биологической основе ее стабильное ощущение, он вынужден искать его где-то в другом месте. Очень распространены при такой структуре характера защитные попытки заслужить внешнее одобрение и самоодобрение через достижения, часто связанные с умственными способностями. Это единственная возможность контактировать с миром, выразить самого себя, получить признание, одобрение и чувство своего места и своей роли в жизни. Поражение в этой сфере жизненных целей может вызвать серьезную депрессию, а также суицидальные мысли и попытки самоубийства.
С целью вытеснения чувств ненависти и холода, с которыми шизоидному характеру пришлось столкнуться, он обычно предлагает другим то, чего сам не получил. Его идеальное self специфически одобряюще и полно сочувствия к другим; как он сам верит - он позволяет жить другим. Проявление же враждебности по отношению к другим воспринимается как серьезная угроза и не может найти своего активного выражения, пока не наступит какое-нибудь внутреннее расщепление или не найдутся для него какие-нибудь согласные эго отговорки.
Несмотря на это, некоторых шизоидных особ считают людьми, склонными действовать в условиях относительного контроля, особенно в близких отношениях. Такие, часто нарушенные личности, держат свои архаичные чувства ужаса и злобы в узде путем постоянного контроля над всеми обстоятельствами, которые могли бы такие чувства вызвать. Именно поэтому они могут дать четкую оценку любому действию, в которое вовлечен другой человек, и стремиться к осуществлению контроля над ним. В психотерапии или в других близких отношениях они могут без устали регулировать широту и глубину контактов с целью сохранения чувства безопасности. Это обычно сочетается с наблюдением также и за другими чувствами. Возникшая таким образом баталия за контроль может быть чрезвычайно интенсивна, поскольку шизоидный человек чувствует, что в буквальном смысле борется за свою жизнь.
Часто ощущается потребность, как правило осознанная, быть кем-то особенным. Компенсаторная идея собственной исключительности, реализуемая на разные лады, является в этом случае способом вытеснения реального состояния бытия особой нелюбимой, даже ненавистной, отвергаемой и используемой. Она может реализовываться через реальные достижения в науке и искусстве или через достижения придуманные, известной иллюстрацией чего является исполненный Робертом Де Ниро образ нарциссического характера (Rupert Rupkin) в фильме King of Comedy (Король комедии). Как только эта исключительность, реальная или вымышленная, оказывается под угрозой, происходит усиление форм защиты или возможно нарушение структуры.
Я вспоминаю одного моего клиента, делающего профессиональные успехи сорокалетнего врача, который с горечью признался: «Мне кажется, что я всю жизнь так тяжело работал только лишь затем, чтобы забыть, что не имею права жить». Шизоидная проблема касается в буквальном смысле экзистенции и те, кто с ней сталкивается, вынуждены найти для себя нечто, что оправдает их существование. Их право на жизнь постоянно «балансирует на грани» и связано с серьезными опасениями по поводу того, что случится, если их подведет выбранное оправдание.

Мышление

Многие из адаптивных и познавательных функций, которые развиваются в период привязанности - связи, могут быть серьезно ослаблены и заторможены в развитии по причине травм. Сфера и продолжительность травмирующих переживаний, генетически обусловленная сила организма, доступность альтернативных источников поддержки, таких как большая семья, а также природа доступных форм защиты и компенсации, будут детерминировать степень, в какой адаптивные структуры могут оказаться недостаточными или чрезмерно развитыми. По этим причинам, вероятно более полезным будет сознание того, оценку каких способностей мы можем проделать, нежели описание всех возможных способов их проявления у людей с такой структурой характера. Однако все же возможно выделение многих внутренних убеждений, идеалов эго и «сценарных решений», которыми чаще всего пользуются люди с этого типа историей. К примеру, в этой последней области всегда будет иметь место глубоко укорененное убеждение: «Со мной что-то не так». Другие постоянные убеждения касаются мира, который, согласно этому представлению, опасен, сложен и холоден. В зависимости от того, в какой степени личность реагирует в этой ситуации компенсацией и защитными механизмами, эти идеи будут вытесняться и появятся познавательные структуры и системы убеждений, поддерживающие это отрицание. Эта конструкция, однако, может рухнуть под ударом какого-нибудь стресса, результатом чего могут быть суицидальные мысли или поведение, депрессия, приступы паники, параноидные мысли и другие симптомы. Чем более часты такие кризисы и чем более интенсивно их протекание, тем больше вероятность, что мы имеем дело с человеком, формы защиты которого чрезвычайно слабы и которому следует приписать нарушение личности. Чем более человек способен интеллектуализировать или каким-либо другим образом защищаться от такого рода убеждений и сопутствующих им эмоций, а также чем менее нарушены другие адаптационные функции, тем лучше он будет функционировать и выдерживать усиленный стресс (невроз или стиль характера). Несмотря на очень серьезные различия, скрытая динамика все же подобна и формирует ее именно эта ключевая проблема, которая рано или поздно должна будет человеком поднята, чтобы он мог реализовать свой потенциал.
Поскольку проблема существования является для этой структуры решающей, скорее всего она найдет какое-то выражение в повседневной жизни человека. Может быть, к примеру, так, что вопрос безопасности станет особенно важным, или, наоборот, будет явно отвергаться. Обладание достаточным количеством денег, судорожное цепляние за выполняемую работу, выражаясь в общем - жизненный успех может быть предметом особых усилий. Пытаясь убежать от страха, связанного с выживанием, человек может просто искать другие пути решения проблем взрослой жизни или же защитным способом игнорировать саму безопасность. Может также появиться защитное убеждение или идея «я - некто исключительный». Часто этому сопутствует убеждение философского или религиозного происхождения, гласящее, что вселенная - дружественна, что она - единое целое и имеет глубокое значение. В обоих случаях эти убеждения не будут хорошо интегрированы с остальной частью личности. Исключительность такой личности может проявляться в ее самовозвеличивании, по крайней мере время от времени, а ее философские и религиозные убеждения могут составлять такую часть концепции собственного self, противоречие между которыми могло бы восприниматься как угроза. Поскольку идеи эти служат размыванию настоящих взглядов, они могут сохраняться особенно стойко.
Независимо от качества шизоидных познавательных функций, одна из их главных характерных черт, это диссоциация между мышлением и эмоциями. Имея дело с такого типа людьми, проще всего составить себе представление об ограниченности чисто интеллектуального, оторванного от чувств взгляда на действительность. Однако, наверное именно благодаря этой способности к диссоциации многие люди смогли развить свои интеллектуальные способности до чрезвычайно высокого уровня, хотя часто в очень ограниченной области знаний. Отделение интеллектуальных процессов от чувств вероятно предохраняет интеллектуальные функции от нежелательного засорения - через защиту от хлопотливых эмоций и чувств. Подобно многим другим защитным и компенсаторным попыткам и эта имеет свою цену, но в то же время представляет очевидную ценность - способствует выживанию, и причем не только в детстве, но и на протяжении всей жизни.
Пользуясь при оценке заторможенности развития периода привязанности - связей терминами теории объектных отношений, стоит заметить, что явно заметной чертой является переживание слияния с человеком, осуществляющим опеку. Появляется способность к имитации и способность погружаться в примитивные защитные функции вытеснения, интроекции и проекции. Выявляется также возможность возвращения к состоянию ухода из первых нескольких недель жизни. Развитие в этот момент идет от 1) состояния относительного ухода, через 2) состояние переживания слияния или симбиоза и вплоть до 3) фазы, в которой self сознательно отличаемо от других. Если в более поздний период разовьются и другие способы защиты от шизоидной реальности, в этой ранней фазе все, что кажется личности доступным, это непосредственное отрицание этой реальности и уход, а также механизмы проекции и интроекции. Иными словами, все, что человек может в этой ситуации сделать, это примитивным образом заблокировать реальность своего существования, осуществить интроекцию «плохого объекта» и затем проецировать его аспекты вовне.
Окончательным результатом всех шизоидных травм и ранних ограничений развития является «замораживание» тела, цель которого - контроль над мощными негативными эмоциями. Личность затем может направить свою энергию на развитие, в относительной изоляции, познавательных адаптивных функций, которые начинают выделяться как результат ее естественного развития. Однако по причине нарушений в этом раннем периоде, постоянно могут иметь место проблемы с умением различения, особенно в социальном контексте и - на самом глубинном уровне - проблемы с различением собственных мыслей и чувств от чужих. (с)

Стивен М. Джонсон "Психотерапия характера"

**************************************** ************
Хочется сказать, что:
1. Не каждый абьюзер имеет именно нарциссическое расстройство личности.
2. Достаточно часто в жизни случаются ситуации, когда родителям не хватает собственных психических ресурсов для того, чтобы любить, а порой и растить, своих детей.
И это очень грустно: признать, что ты был не любим в детстве. До конца понять "ПОЧЕМУ тебя не любили?" даже умом сложно, а душой практически невозможно. И воспоминания о том "КАК тебя не любили?" заставляют сердце ныть даже спустя годы.

Можно ли это простить? Я не знаю. Это выбор для каждого, кого не любили родители, а позднее партнер.
Лично мне сложно простить взрослого человека, у которого был выбор каким быть родителем, партнером. Можно понять, особенно имея знания о причинах поведения людей, и отпустить.

Хотелось бы, чтоб все дети были желанны и любимы, чтоб каждый взрослый нашел в себе силы сделать выбор быть достаточно хорошим родителем и партнером. Хочется, чтобы каждый из нас делал выбор разрешать свои детские и взрослые травмы с помощью психологии, а не вымещал их на своих близких, особенно на детях.

Берегите друг друга!

Многие наши психологические проблемы лежат в глубоком детстве. Наша скрытность, раздражительность, виктимность, повышенная чувствительность, страхи, дурные привычки – все это родом из детства. Иногда женщина, решившая родить ребенка, даже не задумывается, какую ответственность на себя берет. Ведь ее ошибки в поведении и в отношениях с ребенком могут стать причиной серьезных и порой трагических последствий в судьбе ее малыша. Который вырастет, и привычка матери отпускать ему подзатыльники или чрезмерно опекать обязательно аукнется в деспотичности или инфантильности его характера. Есть матери, поведение которых может привести к шизофрении у ребенка.

Черты шизофреногенной матери

Таких матерей психологи называют шизофреногенная мать. С точки зрения официальной медицины, эта женщина может быть вполне здорова. Более того, внешне она похожа на очень , которая все знает о своем ребенке и наблюдает за каждым его шагом. Опекает, оберегает, предупреждает возможные опасности и ошибки. И? кажется, что даже забывает о себе и собственном покое, лишь бы ее малышу было хорошо.

Кто-то может сказать, что так все и должно быть. Она же мать. Как только в ее жизни появился малыш, она должна забыть о себе и в лепешку расшибиться, но сделать все, чтобы ему было хорошо и комфортно.

Такую маму некоторые даже ставят в пример, не понимая, что она отбирает у своего малыша самое главное – возможность самостоятельно постигать мир, строить отношения с людьми, получать опыт негативного взаимодействия и самостоятельно защищаться от опасностей. Такая мать все берет на себя, проживая за ребенка период его нормального и обязательного взросления. Ей кажется это нормальным. Она готова сделать все, только бы оградить его от бесчисленного количества проблем, которые окружают и ее саму в этом мире.

Главная черта такой матери – . Ей всюду мерещится страшная беда. Она предусмотрительна и все тщательно продумывает, буквально просчитывает каждый шаг своего ребенка. При это все решает за него, совершенно не считаясь с его желаниями, потребностями, особенностями характера, темпераментом, состоянием. Как будто самого ребенка и не существует, есть лишь версия, которую придумала о нем для самой себя его собственная мама.

Еще одна черта такой мамы – неумение видеть реальной картины . Она выдумывает мир, выдумывает себя, но больше всего фантазирует по поводу своего ребенка, буквально диктуя ему придуманные ею правила поведения. Она контролирует его настолько, что он даже в туалет сходить без ее вмешательства не может. В такой ситуации маленький человек не имеет никакой возможности узнать себя, понять, кто же он на самом деле, чего он хочет, к чему стремиться. Мама все за него уже решила на много лет вперед.

Такая мама при всей своей явленной пламенной любви полностью игнорирует своего ребенка . Он воспринимается ею, как собственность. По существу, она любит не его, а себя в нем. Будто с помощью своего малыша реализует свои собственные замыслы и амбиции. Ребенок становиться частью ее в прямом и переносном смысле. Он обязан все ей рассказывать, даже самые . Он не имеет права самостоятельно выбирать друзей и врагов, наряды, блюда, профессию, цвет карандаша, которым хочет нарисовать картинку, даже сюжет этой картинки тоже выбирает мама.


Как ребенок реагирует на шизофреногенную мать?

Иногда любящие мамы не подозревают, что своим поведением провоцируют ребенка на бунты, депрессии и даже суицидальные порывы, ведь постоянная опека, ревностная любовь и непрерывный контроль становятся для них тюрьмой, из которой они любыми способами стараются вырваться.

Кто-то становится хулиганом, асоциальной личностью , удивляя окружающих несоответствием и своего неадекватного поведения. Часто учителя сокрушаются: «Такой жестокий и неприятный ребенок и такая приятная воспитанная мама. Как такое может быть?»

Кто-то из пленников шизофреногенной матери становится замкнутым и уходит в себя всерьез и надолго . Так формируется так называемый шизоидный тип личности, которая предпочитает одиночество, находит утешение в отверженности и получает удовольствие и компенсацию в страданиях, боли и неприятностях. Иногда такие люди, как мазохисты, даже специально ищут неприятностей, чтобы подтвердить, доказать свою неудачливость и ничтожество, которое в детстве им внушила мать своей гипертрофированной материнской любовью. Такие люди склонны к суициду, апатии, депрессивным состояниям.

Чтобы вырваться из тисков материнской любви часть детей шизофреногенной матери ударяются в экстрим разного рода . Это может быть все, что угодно: поездки на крышах поездов метро, тарзанки, диггерство, побеги из дома, эпатажные наряды, пирсинг, наркотики. В этом случае ребенок силой заставляет мать отпустить его в свободное плавание. Он борется с ней. И чем яростнее она реагирует на его выходки, тем жестче эти выходки проявляются. Часто такая опасная игра приводит к печальным последствиям. А точнее, к гибели революционера, вздумавшего свергнуть собственную любящую мать с трона ее безграничной любви.

Наконец, главным последствием шизофреногенного поведения матери является психическое заболевание ребенка . От эпилепсии до шизофрении, не говоря уже о постоянной соматической болезненности такого подавляемого со всех сторон человека. Болезнь становится для ребенка своего рода ориентиром его обособленности, самостоятельности. У меня что-то болит, значит, я существую. Значит, я не продолжение матери, а самостоятельная единица мироздания. Он пытается хоть таким образом, но почувствовать себя индивидуальностью.

Самое печальное заключается в том, что многие мамы даже не догадываются о том, что вопиющее поведение их ребенка, его болезненность или замкнутость напрямую связаны с их лже-любовью и лже-нежностью. Им бы подумать не о себе, не о том, как они выглядят перед окружающими, не о своих родительских амбициях, а о том, что чувствует маленький человек, когда ему шагу ступить самостоятельно не дают. Ведь в этот момент он, увы, чувствует не заботу, а то, что его не любят, а лишь используют в качестве игрушки и утешения для решения собственных проблем.