Ширма григорий романович биография. Ширма Григорий — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Страна

Российская империя 22x20px Российская империя
Флаг Польши
СССР 22x20px СССР

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Григорий Романович Ширма (белор. Рыго́р Рама́навіч Шы́рма ; псевдонимы: Р. Баравы , Вучыцель ; криптонимы: В. М. ; В.-ч ; Г. Ш. ; Р. Ш. ;) ( -) - советский белорусский хоровой дирижёр , композитор , педагог , музыковед -фольклорист , музыкальный этнограф, музыкальный публицист и музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (). Герой Социалистического Труда ().

Биография

В конце войны мобилизован в армию. Окончил Чугуевское военное училище на Харьковщине . Служил в звании прапорщика в Туркестане .

После воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР в году Ширма организовал и возглавил Белорусский ансамбль песни и танца (с - Государственный академический хор Белорусской ССР, с - Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР , с - имени Г. Ширмы). С началом войны коллектив находился на гастролях в РСФСР , откуда выехал на Кавказ , а затем в Красноярск . Здесь Григорий Ширма был арестован НКВД и находился в тюрьме до марта года. После перевезен на Лубянку , где допросы проводились до августа. Освобожден по ходатайству Я. Коласа перед П. Пономаренко и выслан под надзор органов НКВД в Северный Казахстан , где работал учителем средней школы.

Семья

Еще в Новогольском Григорий Ширма познакомился со своей будущей женой, школьной учительницей Клавдией Ивановной Раевской. После брака она тридцать лет пела в капелле. Дочь Елена.

Творчество

Григорий Романович Ширма - автор записей, гармонизаций, музыкального оформления и публикации около 5000 белорусских народных песен, статей и исследований по вопросам белорусского искусства, фольклору и хоровому исполнительству. Составитель многочисленных фольклорных сборников, в том числе:

  • «Белорусские народные песни» (1929)
  • «Наша песня» (1938)
  • «Белорусские народные песни, загадки и пословицы» (1947)
  • «Белорусские песни» (1955)
  • «Школьный песенник» (1957)
  • «Избранные песни из репертуара Государственного хора БССР» (1958)
  • «Двести белорусских народных песен» (1958)
  • «Белорусские народные песни» (т. 1-4, 1959, 1960, 1962, 1976)
  • «Поет Государственная академическая хоровая капелла БССР» (1966)
  • «Белорусские народные песни (для хора)» (т. 1-2, 1971, 1973)
  • «Песня - душа народа: Публицистика; Фольклор; Музыка; Литература: 1929-1939; 1944-1974» - Мн., 1976
  • « Песня - душа народа: Из литературного наследия». Мн., 1993.

Сочинения

  • «Белорусская рапсодия» для симфонического оркестра
  • Пьеса для скрипки на тему колядки из Пружанского уезда «Дар Белой Руси»
  • Музыка для пьесы Василия Шашалевича «Преисподняя»
  • Обработоки белорусских народных песен для голоса и фортепиано, для смешанного хора.

Награды и звания

Память

  • Имя Григория Ширмы носят основанная им Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР, Пружанская детская школа искусств, Брестский государственный музыкальный колледж , а также улицы в Пружанах и Минске
  • В Пружанах открыт музей Г. Ширмы, в средней школе № 150 Минска с хоровой специализацией Г. Ширме посвящена экспозиция
  • Мемориальные доски установлены на домах, где он жил, в Вильно, Гродно, Минске (дом № 19 по улице Советской)
  • В 1991 году издан художественный маркированный конверт , посвященный дирижёру
  • Г. Ширме посвящено стихотворение Нила Гилевича «Сердце дяди Григория».

Напишите отзыв о статье "Ширма, Григорий Романович"

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1093 дня))

Отрывок, характеризующий Ширма, Григорий Романович

– Ты абсолютно права, Изидора. Как я уже говорил тебе ранее, «сильные мира сего», кто создавал фальшивую историю человечества, «надели» на истинную жизнь Христа чужую жизнь иудейского пророка Джошуа (Joshua), жившего полторы тысячи лет тому назад (со времени рассказа Севера). И не только его самого, но и его семьи, его родных и близких, его друзей и последователей. Ведь именно у жены пророка Джошуа, иудейки Марии, была сестра Марта и брат Лазарь, сестра его матери Мария Якобе, и другие, которых никогда не было рядом с Радомиром и Магдалиной. Так же, как не было рядом с ними и чужих «апостолов» – Павла, Матфея, Петра, Луки и остальных...
Именно семья пророка Джошуа перебралась полторы тысячи лет назад в Прованс (который в те времена назывался Гаул (Transalpine Gaul), в греческий город Массалию (теперешний Марсель), так как Массалия в то время была «воротами» между Европой и Азией, и это было самым лёгким путём для всех «гонимых» во избежание преследований и бед.
Настоящая же Магдалина перебралась в Лангедок через тысячу лет после рождения иудейки Марии, и она-то шла именно Домой, а не убегала от иудеев к другим иудеям, как это сделала иудейка Мария, никогда не бывшая той светлой и чистой Звездой, которой была настоящая Магдалина. Иудейка Мария была доброй, но недалёкой женщиной, выданной замуж очень рано. И она никогда не звалась Магдалиной... Это имя «повесили» на неё, желая соединить в одно этих двух несовместимых женщин. И чтобы доказать подобную нелепую легенду, придумали фальшивую историю про город Магдалу, которого во время жизни иудейки Марии в Галилее ещё не существовало... Вся эта возмутительная «история» двух Иисусов была намеренно так перемешана и перепутана, чтобы простому человеку оказалось слишком сложно доискаться до истины. И только лишь те, которые по-настоящему умели мыслить, видели, какую сплошную ложь несло христианство – самая жестокая и самая кровожадная из всех религий. Но, как я уже говорил тебе ранее, в большинстве своём люди не любят ДУМАТЬ самостоятельно. Поэтому они принимали и принимают на веру всё, чему учит римская церковь. Так было удобно, и так было всегда. Человек не был готов принимать настоящее УЧЕНИЕ Радомира и Магдалины, которое требовало труда и самостоятельного мышления. Но зато людям всегда нравилось и ими одобрялось то, что было предельно просто – что говорило им, во что надо верить, что можно принимать, а что должно отрицаться.

На минуту мне стало очень страшно – слова Севера слишком напоминали изречения Караффы!.. Но в своей «бунтующей» душе я никак не желала согласиться, что кровожадный убийца – Папа – мог оказаться хоть в чём-то по-настоящему прав...
– Эта рабская «вера» нужна была всё тем же Думающим Тёмным, чтобы укрепить своё господство в нашем хрупком, ещё только зарождающемся мире... чтобы никогда уже не позволить ему родиться... – спокойно продолжал Север. – Именно для того, чтобы успешнее поработить нашу Землю, Думающие Тёмные и нашли этот малый, но очень гибкий и тщеславный, им одним понятный еврейский народ. В силу его «гибкости» и подвижности, этот народ легко поддавался чужому влиянию и стал опасным орудием в руках Думающих Тёмных, которые и нашли жившего там когда-то пророка Джошуа, и хитро «переплели» историю его жизни с историей жизни Радомира, уничтожив настоящие жизнеописания и подложив фальшивые, дабы наивные людские умы поверили в такую «историю». Но даже и тот же иудейский Джошуа, так же не имел ничего общего с религией, называемой Христианством... Оно было создано по приказу императора Константина, которому требовалась новая религия, чтобы бросить уходящему из-под контроля народу новую «кость». И народ, даже не задумавшись, с удовольствием проглотил её... Такова пока ещё наша Земля, Изидора. И очень нескоро кому-то удастся изменить её. Очень нескоро люди захотят ДУМАТЬ, к сожалению...
– Пусть они не готовы ещё, Север... Но ты же видишь, люди очень легко открываются «новому»! Так не показывает ли это именно то, что человечество (по-своему) ИЩЕТ пути к настоящему, что люди стремятся к ИСТИНЕ, которую просто некому им показать?..
– Можно тысячу раз показывать самую ценную на свете Книгу Знаний, но это ничего не даст, если человек не умеет читать. Не правда ли, Изидора?..
– Но своих учеников вы ведь УЧИТЕ!.. – с тоской воскликнула я. – Они ведь тоже не знали всего сразу, перед тем, как попали к вам! Так учите же человечество!!! Оно стоит того, чтобы не исчезнуть!..
– Да, Изидора, мы учим наших учеников. Но одарённые, которые попадают к нам, умеют главное – они умеют МЫСЛИТЬ... А остальные пока всего лишь «ведомые». И у нас нет на них ни времени, ни желания, пока не придёт их время, и они не окажутся достойны того, чтобы кто-то из нас их учил.
Север был совершенно уверенным, что прав, и я знала, что никакие доводы не смогут его переубедить. Поэтому решила не настаивать более...
– Скажи, Север, что из жизни Иисуса является настоящим? Можешь ли ты рассказать мне, как он жил? И как же могло случиться, что с такой мощной и верной опорой он всё же проиграл?.. Что стало с его детьми и Магдалиной? Как долго после его смерти ей удалось прожить?
Он улыбнулся своей чудесной улыбкой...
– Ты напомнила мне сейчас юную Магдалину... Она была самой из всех любопытной и без конца задавала вопросы, на которые даже наши волхвы не всегда находили ответы!..
Север снова «ушёл» в свою грустную память, вновь встречаясь там с теми, по кому он всё ещё так глубоко и искренне тосковал.
– Она была и впрямь удивительной женщиной, Изидора! Никогда не сдававшейся и не жалеющей себя, совсем, как ты... Она готова была в любой момент отдать себя за тех, кого любила. За тех, кого считала достойнее. Да и просто – за ЖИЗНЬ... Судьба не пожалела её, обрушив на её хрупкие плечи тяжесть невозвратимых потерь, но она до последнего своего мгновения яростно боролась за своих друзей, за своих детей, и за всех, кто оставался жить на земле после гибели Радомира... Люди называли её Апостолом всех Апостолов. И она истинно была им... Только не в том смысле, в котором показывает её в своих «священных писаниях» чуждый ей по своей сути еврейский язык. Магдалина была сильнейшей Ведуньей... Золотой Марией, как её называли люди, хоть однажды встретившие её. Она несла собою чистый свет Любви и Знания, и была сплошь пропитанной им, отдавая всё без остатка и не жалея себя. Её друзья очень любили её и, не задумываясь, готовы были отдать за неё свои жизни!.. За неё и за то учение, которое она продолжала нести после смерти своего любимого мужа, Иисуса Радомира.
– Прости мою скудную осведомлённость, Север, но почему ты всё время называешь Христа – Радомиром?..
– Всё очень просто, Изидора, Радомиром нарекли его когда-то отец и мать, и оно являлось его настоящим, Родовым именем, которое и впрямь отражало его истинную суть. Это имя имело двойное значение – Радость мира (Радо – мир) и Несущий миру Свет Знания, Свет Ра (Ра – до – мир). А Иисусом Христом его назвали уже Думающие Тёмные, когда полностью изменили историю его жизни. И как видишь, оно накрепко «прижилось» к нему на века. У иудеев всегда было много Иисусов. Это самое что ни на есть обычное и весьма распространённое еврейское имя. Хотя, как ни забавно, пришло оно к ним из Греции... Ну, а Христос (Хristos) – это вообще не имя, и значит оно по-гречески – «мессия» или «просвещённый»... Спрашивается только, если в библии говорится, что Христос – христианин, то как же тогда объяснить эти языческие греческие имена, которые дали ему сами Думающие Тёмные?.. Не правда ли, интересно? И это лишь самая малая из тех многих ошибок, Изидора, которых не хочет (или не может!..) видеть человек.
– Но как же он может их видеть, если слепо верит в то, что ему преподносят?.. Мы должны показать это людям! Они обязаны всё это знать, Север! – опять не выдержала я.
– Мы ничего людям не должны, Изидора... – резко ответил Север. – Они вполне довольны тем, во что они верят. И не хотят ничего менять. Желаешь ли, чтобы я продолжил?
Он снова наглухо отгородился от меня стеной «железной» уверенности в своей правоте, и мне не оставалось ничего более, как лишь кивнуть в ответ, не скрывая проступивших слёз разочарования... Бессмысленно было даже пытаться что-либо доказывать – он жил в своём «правильном» мире, не отвлекаясь на мелкие «земные неполадки»...

– После жестокой смерти Радомира Магдалина решила вернуться туда, где был её настоящий Дом, где когда-то давно она родилась на свет. Наверное, всем нам присуща тяга к нашим «корням», особенно когда по той или иной причине становится плохо... Вот и она, убитая своим глубоким горем, раненая и одинокая, решила наконец-то вернуться ДОМОЙ... Это место находилось в загадочной Окситании (сегодняшняя Франция, Лангедок) и называлось оно Долиной Магов (или также – Долиной Богов), славившейся своей суровой, мистической величавостью и красотой. И не было человека, который однажды побывав там, не полюбил бы Долину Магов на всю свою оставшуюся жизнь...
– Прости, Север, что прерываю тебя, но имя Магдалины... не от Долины Магов ли пришло оно?.. – не в состоянии удержаться от потрясшего меня открытия, воскликнула я.
– Ты совершенно права, Изидора. – улыбнулся Север. – Вот видишь – ты мыслишь!.. Настоящая Магдалина родилась около пятисот лет назад в Окситанской Долине Магов, и поэтому называли её Марией – Магом Долины (Маг-долины).
– Что же это за долина – Долина Магов, Север?.. И почему я никогда не слышала о подобном? Отец никогда не упоминал такое название, и об этом не говорил ни один из моих учителей?
– О, это очень древнее и очень мощное по своей силе место, Изидора! Земля там дарила когда-то необычайную силу... Её называли «Землёю Солнца», или «Чистой землёй». Она была создана рукотворно, много тысячелетий назад... И там когда-то жили двое из тех, кого люди называли Богами. Они берегли эту Чистую Землю от «чёрных сил», так как хранила она в себе Врата Междумирья, которых уже не существует сегодня. Но когда-то, очень давно, это было место прихода иномирных людей и иномирных вестей. Это был один из семи «мостов» Земли... Уничтоженный, к сожалению, глупой ошибкою Человека. Позже, много веков спустя, в этой долине начали рождаться одарённые дети. И для них, сильных, но несмышлёных, мы создали там новую «мэтэору»... Которую назвали – Раведой (Ра-ведать). Это была как бы младшая сестра нашей Мэтэоры, в которой так же учили Знанию, только намного более простому, чем учили этому мы, так как Раведа была открыта без исключения для всех одарённых. Там не давались Сокровенные Знания, а давалось лишь то, что могло помочь им жить со своей ношей, что могло научить их познать и контролировать свой удивительный Дар. Постепенно, в Раведу начали стекаться разные-преразные одарённые люди с самых дальних краёв Земли, жаждущие учиться. И потому, что Раведа была открытой именно для всех, иногда туда приходили так же и «серые» одарённые, которых так же учили Знанию, надеясь, что в один прекрасный день к ним обязательно вернётся их затерявшаяся Светлая Душа.

Г. Р. Ширма (1892-1978)

Григорий Романович Ширма (1892-1978) — выдающийся деятель белорусской культуры, хоровой дирижер, этнограф.

Биография

В небольшой деревушке Шакуны, неподалеку от города Пружаны, что граничит с бескрайней Беловежской пущей, в семье Романа Ширмы 21 января 1892 года родился сын Григорий. Испокон веков этот земледельческий патриархальный род в неимоверных трудах добывал хлеб на крошечном наделе земли, узкой полосой протянувшемся возле тучных полей помещиков Дьяконских. Помещикам приходилось отдавать две трети собранного урожая.

Эта давняя несправедливость была не первой и не единственной, с которой довелось в детстве столкнуться талантливо­му мальчику из нищей белорусской крестьянской семьи.

Стихийная тяга к знаниям проявилась у него еще в шестилетнем возрасте, когда Григорий Ширма, не расставаясь с книжкой, пас скот на кулацком хуторе. Однако учение в так называемой «школе грамоты», у переходившего из хаты в хату учителя, было тем пределом, дальше которого Роман Ширма не мог вести своего сына - старшего, значит, будущего кормильца. Несмотря на слезы, Гришу заставили с шести лет работать по найму. Лишь в 1904 году, получив от матери благословение и одолженные у кого-то 15 копеек на дорогу, тайком от отца мальчик ушел в Пружаны, где было городское училище. В него-то и спешил он: держать экзамены на вакантное место.

Первое, с чем столкнулся Григорий Ширма в Пружаиах, была насмешливая издевка над его нищенской крестьянской одеждой. Стиснув зубы, стерпел он эту обиду. Не только стерпел, но и стал лучшим учеником в училище, добился права быть репетитором многих неуспевающих барчуков, На добытые «учительством» деньги еще и помогал отцу оплачивать долги, которые вместе с налогами все росли и росли, в то вре­мя, как семья Романа Ширмы все больше и больше нищала. Не так-то легко было выкраивать Григорию Ширме деньги для помощи семье. Даже обыкновенный чай становился ла­комством, которое он разрешал себе далеко не каждый день. Так добывал крестьянский сын право на первый классный чин в чиновничьей иерархии царской России.

В 1907 году начались странствия пешком, которые совершил Григорий Романович по Беловежской пуще. Здесь впервые в жизни увидел он железную дорогу. Здесь же в исполнении отличного хора Управления императорских уделов под руководством регента Рютова услышал он впервые произведения Чайковского, русские народные песни… Быть может, это и решило его творческую судьбу. В те же годы Григорий Романович стал записывать белорусские народные песни.

Миновали годы учения в Пружанах. В 1910 году Григорий Романович уже в Вильно. Его дядя, почтовый чиновник, реко­мендует ему поступить в юнкерское училище. Но не влечет Ширму карьера военного, он хочет обучать детей белорусских крестьян грамоте. Отказавшись от всех привилегий военного учебного заведения, юноша поступает на двухгодичные педагогические курсы в Свенцянах. Курсы дают право быть учителем начальной двухклассной школы. На этих курсах особое внимание уделялось пению и игре на скрипке. Важно и то, что выдаваемая десятирублевая ежемесячная стипендия позволяла не отрываться от учебы для заработка.

Курсы закончены. Началась учительская работа в Лидском. Григорий Романович организует школьные хоры, пытливо отыскивает и бережно собирает в деревнях жемчужины белорусского народного песенного творчества.

Первая мировая война застает Григория Романовича в Седлеце, где он занимается на литературном факультете учи­тельского института. Вместе с отходящими русскими войсками эвакуируется и институт - сначала в Москву и Ярославль, потом в Воронеж. В Воронеже Ширма вступает в ряды Красной Армии. Однако молодой Советской республике учителя нужны не меньше, чем воины. Григория Романовича демобилизуют и направляют на работу в Ново-Хоперский уезд Воро­нежской губернии. Здесь он руководит школой в селе Новогольском, преподает литературу, заведует волостным отделом народного образования.

Воронежцы - народ певучий и на песню отзывчивый. Ширма организует любительские хоры, народный театр, ставит пьесы А. Н. Островского, читает лекции.

В июне 1922 года началась реэвакуация из РСФСР жителей многих районов Западной Белоруссии на родину, Григорий Романович решил поехать в Шакуны.

Легче оказалось вернуться в родительский дом, чем получить какую-нибудь работу. Учитель-белорус, да еще числившийся по вероисповеданию православным (атеист вообще не имел права преподавать на территории Польши), был лицом нежелательным и в Пружанах, и в Бресте, и в Вильно. В кураториуме - польском попечительстве по вопросам просвещения - с учителем Ширмой даже разговаривать не захотели. К тому же брестский воевода запретил выдавать белорусам паспорта, а без документов в городах жить было нельзя. И пришлось Ширме работать месяцы на лесоразработках возле Шакунов.

С грехом пополам удалось ему пристроиться учителем пения и белорусской литературы в открывшейся на частные средства Виленской белорусской гимназии. Работа Ширмы в этой гимназии явилась началом его многолетней деятельности хормейстера - воспитателя большой плеяды любителей и профессионалов хорового искусства.

В основе репертуара гимназического хора всегда была белорусская народная песня, большей частью в композиторских обработках.

В хоре совсем не было текучести. Занятия назначались регулярно два раза в неделю, и каждый участник считал своей обязанностью прийти в назначенное время. Каждая репетиция была интересной, она всегда вносила нечто новое в духовный мир хористов. В перерывах хормейстер знакомил хористов с новинками западно-белорусской литературы, читал стихи М. Василька и М. Машары, революционную лирику Ф. Пестрака и М. Танка. Получало огласку то, что не могло попасть в печать из-за сурового цензурного режима. На этих же занятиях Ширма делился своим богатым опытом фольклориста-краеведа.

Однако работа даже в этой частной школе недолго кормила Григория Романовича Ширму. В 1928 году он был изгнан из гимназии!

Уже в 1930 - 1931 годах Ширма, как один из руководителей культурно-просветительской организации - Товарищества белорусской школы, - подвергается судебному преследованию польских властей. Его сажают в тюрьму Лукишки, обвиняя в коммунистической деятельности, в «злоумышленном препятствии полонизации белорусского населения», которая насильственно проводилась властями. Очутившись на свободе, Григорий Романович, как секретарь Главного управления Товарищества, принимается за работу. Он организует в Западной Белоруссии национальные школы, устраивает спектакли и концерты с белорусским репертуаром, читает лекции, причем не только в таких крупных городах, как Вильно, Белосток, но и в самых отдаленных, «заброшенных» пунктах Западной Белоруссии, как например, Будслав.

Многие поэтические произведения западнобелорусских писателей вообще впервые были «обнародованы» на квартире Ширмы, которая превратилась в те годы в своеобразный штаб творческой молодежи. Тут можно было отдохнуть, назначить свидание с товарищем, найти нужную литературу. Голодных кормили, выделяя из скудных личных средств деньги. Приунывшего приободряли, слишком горячего приостужали. Мудрым советчиком был Ширма. Тут, после побега из-под ареста, М. Танк в 1935 году впервые прочитал Григорию Романовичу свои стихи «Спатканне», и хозяин квартиры горячо оцепил произведение молодого поэта.

Правительство Польши, желая продемонстрировать общественности якобы «расцвет» культуры на захваченной Виленщине, устроило передачу по радио концертов этого хора. Даже такие проправительственные газеты, как «Наше время», вынуждены были признать, что хору Ширмы удалось показать свои артистические достижения и необычайное богатство белорусского народного музыкального творчества. Характерно, что, составляя программы концертов своего хора, Ширма никогда не становился на путь этнографизма, включал в них жемчужины белорусского народного песенного творчества в хоровых обработках таких крупнейших мастеров, как Л. Гречанинов, А. Кошиц, М Гайворонский. К. Галкаускас. Стремясь познакомить общественность Западной Белоруссии с творчеством белорусских советских композиторов, Ширма обогащал их произведениями репертуар солистов, выступавших в концертах университетского хора.

1 ноября 1939 года, уже после воссоединения западных и восточных областей Беларуси, Ширме был вручен мандат на организацию Ансамбля песни и пляски - первого профессионального коллектива в его жизни.

Много было споров о профиле коллектива, о том, как и что исполнять, из кого комплектовать состав. Руководитель первого профессионального коллектива на территории западных областей Белоруссии, коллектива, созданного государством, сумел отстоять свою, выношенную годами раздумий и ожидания, точку зрения. Ширма правильно считал, что народ, получивший социальную и национальную свободу, должен уметь воспеть ее в высшей форме хорового искусства, в форме академического, акапельного хорового пения. II проявить в этом сложном вокальном жанре даровитость своего народа он призвал крестьянина В. Юневича и крестьянку Е. Шустер, рыбака М. Шуманского и ткачиху Е. Шафран, учителя Н. Теодоровича и слесаря В. Волошина, профессиональных певиц К. Ширму и Л. Шенц и других исполнителей из профессионального и самодеятельного искусства западных областей Белоруссии. Хор в 60 человек 15 января 1940 года начал работу в Белорусском ансамбле песни и пляски под художественным руководством Ширмы.

Прошел год после первых репетиций ансамбля. Начались его концерты в Минске, получившие очень высокую оценку общественности. Уже 6 июня 1941 года «Правда» писала о «свежести, непосредственности и красоте белорусского народного творчества в исполнении этого коллектива». Ансамбль отправился в поездку по стране. Вернуться в родные края коллективу не пришлось до середины 1944 года. Ширма вместе со своими воспитанниками обслуживал концертами горняков и сталеваров Кузбасса и Урала, тружеников колхозов и совхозов, раненых в госпиталях, воинов Первого Белорусского фронта. То, о чем пели артисты хора Ширмы, напоминало мирное время. И песня звала на борьбу во имя освобождения от нацистской чумы, стучалась в сердца воинов и тружеников тыла.

В июле 1944 года ансамбль приезжает в освобожденный Минск. В коллектив съезжается группа талантливых предста­вителей белорусской певческой молодежи из освобожденных от фашистской оккупации районов республики, В прошлом все они - ученики Ширмы по бесчисленным хорам, которые он организовывал и которыми руководил до начала войны. Всем им в дальнейшем Григорий Романович «дал путевку» в большое искусство. И сегодня нам хорошо известны имена Леонида Мурашко - лауреата Международного конкурса вокалистов; Владимира Рубацкого - заслуженного артиста Литовской ССР и ведущего солиста оперного театра; Виктора Ровды - кандидата искусствоведения, доцента и заведующего кафедрой Белорусской государственной консерватории; Дмитрия Рулинского - дирижера капеллы; Леонида Федорова научного сотрудника Института искусствоведения, фольклора и этнографии Академии наук БССР.

После приезда в Минск Ширма писал: «Будить в народе чувство гордости и восхищения родным творчеством, нести культуру песни на освобожденные земли — вот задача, которую ставит перед собой наш коллектив. Песню нельзя искус­ственно примитивизировать, ее нельзя рассматривать как музейный экспонат или искать в ней только экзотику. Песня — это душа народа, его живая история…».

Следующий этап в творческой деятельности Ширмы - годы его постоянного жительства в Гродно, куда ансамбль песни и пляски был направлен Правительством БССР осенью 1944 года с тем, чтобы создать коллективу лучшие условия работы.

В Гродно началась огромная подготовительная работа по реорганизации ансамбля в академический хор. Ширме необхо­димо было обогатить репертуар творчеством белорусских композиторов, привлечь к благородному делу художественной обработки лучших образцов белорусских народных песен ведущих советских композиторов из братских республик. Именно в результате стараний Ширмы хоровыми обработками белорусских народных песен, созданием оригинальных хоровых произведений на стихи крупнейших белорусских поэтов с этого времени активно занялись Н. Аладов, А. Богатырев, Е. Тикоцкий, П. Подковыров, Г. Пукст, В. Оловников, В. Ефимов, Н. Соколовский, С. Полонский, Д. Лукас, Э. Тырманд, И. Кузнецов и другие белорусские композиторы, также такие талантливые представители русской, украинской и других братских национальных музыкальных культур, как В. Золотарев, В. Шебалин, А. Пащенко, В. Васильев-Буглай, Г. Лобачев, А. Копосов, М. Колесса, М. Вериковский, А. Ленский, А. Флярковский, Г. Смирнова, В. Белый, Я. Солодухо, М. Коваль, Я. Медынь и др.

Григорий Романович стремится в эти годы не только количественно расширить число обработок белорусских народных песен и оригинальных хоровых произведений в репертуаре своего коллектива, но и жанрово разнообразить репертуар, обратить внимание композиторов на литературную первооснову их музыки

Так создавалась почва для реорганизации ансамбля сначала в 1950 году, в Государственный хор БССР, а потом и в , которой в 1957 году было присвоено почетное звание .

ШИРМА ГРИГОРИЙ РОМАНОВИЧ

Григорий Романович [р. 8(20).1. 1892, дер. Шакуны, ныне Пружанского района Брестской обл.], советский хоровой дирижёр, фольклорист и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1955), Герой Социалистического Труда (1977). Член КПСС с 1959. В 1918 окончил Седлецкий учительский институт. Вёл большую культурно-просветительскую деятельность в Западной Белоруссии, преследовался властями буржуазной Польши. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР организовал (1940) и возглавлял до 1970 Государственную академическую хоровую капеллу БССР (первоначально - Белорусский ансамбль песни и танца). Председатель правления Союза композиторов БССР (с 1966). С 1910 собирает белорусские народные песни. Составитель ряда фольклорных сборников ("Белорусские народные песни", т. 1-4, 1959-76, и др.). Издано 2 тома его хоровых обработок белорусских народных песен (1971-73). Депутат Верховного Совета БССР 4- 9-го созывов. Государственная премия БССР (1966 и 1974). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 другими орденами, а также медалями.

Лит.: Нисневич И. Г., Григорий Романович Ширма, 2 изд., [Л., 1971].

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШИРМА ГРИГОРИЙ РОМАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШИРМА ГРИГОРИЙ РОМАНОВИЧ
    (1892-1978) белорусский хоровой дирижер, фольклорист, народный артист СССР (1955), Герой Социалистического Труда (1977). Организатор (1940) и художественный руководитель (до 1970) …
  • ШИРМА в Словаре воровского жаргона:
    - пpедмет, пpикpывающий pуку во вpемя каpманной …
  • ШИРМА в Словаре экономических терминов:
    (сленг) - то, что служит прикрытием для кого-либо, чего-либо, обычно …
  • ГРИГОРИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Григорий VII Гильдебранд (между 1015 и 1020—1085 гг.) — папа Римский с 1073 г. Фактически правил при папе Николае II …
  • ГРИГОРИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    VII (Gregorius) Гильдебранд (между 1015 и 1020-85) римский папа с 1073. Фактически правил при папе Николае II в 1059-61. Деятель …
  • ШИРМА
    (Христиан Szyrma, 1791—1866) — профессор философии в варшавском университете. Учился в виленском университете, где в 1813 г. получил степень магистра …
  • РОМАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Тадеуш Romanowicz) — современный польский публицист и экономист, самый видный деятель польской прессы в Австрии; род. в 1843 г.; был …
  • ГРИГОРИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Богослов Haзиaнcкий, св. род. в 328 г. в Kaппaдоки, близ Назианза. Благочестию научен был своей матерью Нонною. Светским наукам учился …
  • ШИРМА
    [немецкое schirm] 1) складная переносная комнатная перегородка в виде рам-створок, обтянутых материей; 2) то, что служит прикрытием кого-либо или …
  • ШИРМА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой. Отгородиться ширмами. Ширмочка - уменьш. от ш. Ширменный …
  • ШИРМА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, мн. (в одном знач. с ед.) ширмы, ширм, ширмам, ж. 1. Комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых …
  • ШИРМА
    Ш́ИРМА Григ. Ром. (1892-1978), хоровой дирижёр, фольклорист, нар. арт. СССР (1955), Герой Соц. Труда (1977). Организатор (1940) и худ. рук. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213 - ок. 270), отец Церкви, епископ г. Неокесарии; "апостол …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ТУРСКИЙ (Gregorius Turonensis), Георгий Флоренций (Georgins Florentius) (ок. 540 - ок. 594), епископ Тура (с 573) в Галлии, автор …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ СИНАИТ (60-е гг. 13 в. - 40-е гг. 14 в.), визант. мыслитель и церк. деятель, возродивший в кон. 13-14 …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359), визант. богослов и церк. деятель, систематизатор исихазма. В полемике с Варлаамом Калабрийским развил идеи о различии …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 - ок. 394), христ. церк. писатель, богослов и философ-платоник; епископ г. Ниса (М. Азия), младший брат …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ БОГОСЛОВ (Григорий Назианзин) (ок. 300 - ок. 390), христ. мыслитель, поэт, церк. деятель, один из трёх "вселенских" учителей Вост. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ХIII (1502-85), папа Римский с 1572. Один из вдохновителей Контрреформации. Стремился распространить католицизм в Рус. гос-ве. Провёл реформу календаря …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ IX (ок. 1145-1241), папа Римский с 1227. Боролся с имп. Фридрихом II, стремясь установить верховенство пап над светскими государями. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ VII (Gregorius) Гильдебранд (между 1015 и 1020-85), папа Римский с 1073. Фактически правил при папе Николае II в 1059-61. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ I ВЕЛИКИЙ (Gregorius Magnus), в правосл. традиции Григорий Двоеслов (ок. 540- 604), папа Римский с 590. Способствовал упрочению церк. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ (в миру Гавриил Яцковский) (1866- 1932), архиепископ Екатеринбургский (1917). В 1926 отказался признать власть митрополита Сергия (Страгородского). Претендовал на …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ (в миру Георг. Петр. Постников) (1784-1860), правосл. богослов. Основатель ж. "Христианское чтение" (1821), "Духовная беседа" (1857), "Правосл. собеседник" (1855). …
  • ШИРМА
    (Христиан Szyrma, 1791?1866) ? профессор философии в варшавском университете. Учился в виленском университете, где в 1813 г. получил степень магистра …
  • РОМАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Тадеуш Romanowicz) ? современный польский публицист и экономист, самый видный деятель польской прессы в Австрии; род. в 1843 г.; был …
  • ШИРМА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ши"рма, ши"рмы, ши"рмы, ши"рм, ши"рме, ши"рмам, ши"рму, ши"рмы, ши"рмой, ши"рмою, ши"рмами, ши"рме, …
  • ШИРМА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Складная переносная перегородка, состоящая из нескольких створок обычно в виде узких рам, обтянутых тканью или бумагой. Перенести …
  • ШИРМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Стоячая …
  • ШИРМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ШИРМА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ШИРМА в Новом словаре иностранных слов:
    (нем. schirm) 1) складная переносная комнатная перегородка в виде рам-створок, затянутых материей, бумагой и т. п.; 2) перен. то, …
  • ШИРМА в Словаре иностранных выражений:
    [нем. schirm] 1. складная переносная комнатная перегородка в виде рам-створок, затянутых материей, бумагой и т. п.; 2. * то, что …
  • ШИРМА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ШИРМА в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: …
  • ГРИГОРИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ШИРМА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Комнатная складная переносная перегородка, состоящая из рам, обтянутых материей или бумагой. 2) перен. То, что служит прикрытием кого-л., …
  • ШИРМА
    ширма, …
  • ГРИГОРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Григорий, (Григорьевич, …
  • ШИРМА в Орфографическом словаре:
    ш`ирма, …
  • ШИРМА в Словаре русского языка Ожегова:
    прикрытие чего-нибудь (обычно неблаговидного) Lib За ширмой громких слов. ширма комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой Сложить, …
  • ШИРМА в Словаре Даля:
    жен. и ширмы мн. , нем. щит, заставка, заслон; ширмы б. ч. делаются створчатые, складные, филенчатые или из рам, обитых …
  • ШИРМА
    Григорий Романович (1892-1978) , белорусский хоровой дирижер, фольклорист, народный артист СССР (1955), Герой Социалистического Труда (1977). Организатор (1940) и художественный …
  • РОМАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Сергей Михайлович (1894-1968) , российский художник, испытавший особое значение влияние М. Ф. Ларионова. Участвовал в обществе «Маковец». С 1930-х гг. …
  • ГРИГОРИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Константинопольский (ум. ок. 767), имя каждого из двух монахов, пострадавших в Константинополе в иконоборческое гонение императора Константина Копронима. Память в …
  • ШИРМА в Толковом словаре Ефремовой:
    ширма ж. 1) Комнатная складная переносная перегородка, состоящая из рам, обтянутых материей или бумагой. 2) перен. То, что служит прикрытием …
  • ШИРМА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Комнатная складная переносная перегородка, состоящая из рам, обтянутых материей или бумагой. 2. перен. То, что служит прикрытием кого-либо, …
  • ШИРМА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Комнатная складная переносная перегородка, состоящая из рам, обтянутых материей или бумагой. 2. перен. То, что служит прикрытием кого-либо …
  • ТАРХАНОВ ИВАН РОМАНОВИЧ (ТАРХАН-МОУРАВОВ ИВАН РОМАНОВИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Тарханов или Тархан-Моуравов (князь Иван Романович) - русский физиолог, родился в Тифлисе в 1846 году; происходит из старинного рода грузинских …

Григорий Романович Ширма (белор. Рыгор Раманавіч Шырма; псевдонимы: Р. Баравы, Вучыцель; криптонимы: В. М.; В.-ч; Г. Ш.; Р. Ш.;) (1892-1978) - советский белорусский хоровой дирижёр, композитор, педагог, музыковед-фольклорист, музыкальный этнограф, музыкальный публицист и музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1955). Герой Социалистического Труда (1977).

Биография

Родился 8 (21) января 1892 года (по другим источникам - 20 января) в деревне Шакуны (ныне в Пружанском районе Брестской области Беларуси) в семье белорусских крестьян.

Окончил Пружанское городское училище (1905-1910). В 1911-1912 годах учился на двухгодичных педагогических курсах в Свенцянах (ныне в Литве). После окончания курсов учительствовал в Лидском и Свенцянском уездах Виленской губернии. С 1914 года продолжил учбу на литературном факультете Седлецкого учительского института (ныне Польша). Во время Первой мировой войны вместе с эвакуированным институтом попал в Москву, затем в Ярославль и Воронеж (окончил в 1918).

В конце войны мобилизован в армию. Окончил Чугуевское военное училище на Харьковщине. Служил в звании прапорщика в Туркестане.

После революции по направлению Белорусского национального комиссариата едет организовывать школу в Новохопёрский уезд Воро­нежской губернии, куда выехали перед войной его родители. Здесь работал директором школы в с. Новогольском, преподавал литературу, психологию, педагогику и словесность, одновременно заведовал волостными отделами образования и культуры. Организовал школьную библиотеку, хор, драматический кружок.

В июне 1922 года, в ходе реэвакуации из РСФСР жителей районов Западной Белоруссии на родину Г. Ширма вернулся в родные Шакуны. Чтобы прокормить семью пришлось некоторое время работал на лесоразработках. В конце 1922 года стал регентом хора пружанского Александро-Невского собора. В 1924 году организовал в Пружанах хор.

В 1926 году переехал в Вильнюс. Работал в секретариате революционно-демократической организации «Громада», учителем пения и белорусской литературы в открывшейся на частные средства Виленской белорусской гимназии, где организовал и руководил хором. В этом же году стал первым руководителем народной капеллы в Делятичах (ныне в Новогрудском районе Гродненской области). После увольнения из гимназии (1928) работал в Университете Стефана Батория (ныне Вильнюсский университет), руководил хором. Служил регентом в виленском Пречистинского соборе. В 1931 году организовал хор Белорусского союза студентов.

С 1907 года занимался собиранием и изучением белорусского народно-песенного фольклора. С 1922 года вёл большую культурно-просветительскую деятельность в Западной Белоруссии, выступал с лекциями, статьями, издавал сборники произведений белорусских поэтов (в том числе Максима Танка). С 1927 года был одним из руководителей прогрессивной культурно-просветительской западно-белорусской организацией Товарищество белорусской школы вплоть до её запрещения польскими властями в конце 1936 года. За свою деятельность дважды подвергался арестам в буржуазной Польше. Отбывал наказание в виленской тюрьме Лукишки.

После воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР в 1940 году Ширма организовал и возглавил Белорусский ансамбль песни и танца (с 1950 - Государственный академический хор Белорусской ССР, с 1957 - Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР, с 1978 - имени Г. Ширмы). С началом войны коллектив находился на гастролях в РСФСР, откуда выехал на Кавказ, а затем в Красноярск. Здесь Григорий Ширма был арестован НКВД и находился в тюрьме до марта 1942 года. После перевезен на Лубянку, где допросы проводились до августа. Освобожден по ходатайству Я. Коласа перед П. Пономаренко и выслан под надзор органов НКВД в Северный Казахстан, где работал учителем средней школы.

В 1943 году Григорию Ширме разрешают вернуться в ансамбль. Коллектив давал концерты для горняков и сталеваров Кузбасса и Урала, тружеников колхозов и совхозов, раненых в госпиталях, воинов Первого Белорусского фронта. В июле 1944-го ансамбль вернулся в Минск. С осени 1944 года работает в Гродно. В 1952 году Государственный хор Белорусской ССР снова переезжает в Минск.



Ширма Григорий Романович – советский белорусский хоровой дирижёр, композитор, фольклорист, народный артист СССР.

Родился 8 (21) января 1892 года в деревне Шакуны ныне Пружанского района Брестской области (Белоруссия). Белорус. В 1918 году окончил Седлецкий учительский институт. Преподавал литературу и пение в сельских и городских школах, гимназии, руководил хоровыми коллективами в западных областях Белоруссии, университетским хором в Вильно. С юных лет занимался собиранием и изучением белорусского народно-песенного творчества. Вёл большую культурно-просветительскую деятельность в Западной Белоруссии, преследовался властями буржуазной Польши.

После воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР организовал (1940) и возглавил (1940-1970) Государственную академическую хоровую капеллу Белорусской ССР (первоначально – Белорусский ансамбль песни и танца, ныне – имени Г.Р.Ширмы). В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ансамбль выступал на Урале, в Кузбассе, частях Советской Армии. В послевоенный период Ширма начал подготовительную работу по реорганизации ансамбля в академический хор. В 1950 году был сформирован Государственный хор Белорусской ССР, в 1957 году он был преобразован в Государственную академическую хоровую капеллу Белорусской ССР. Её репертуар пополнялся лучшими произведениями белорусских композиторов, образцами песенной культуры народов СССР и стран социалистического содружества. Капелла под руководством Ширмы стала выдающимся хоровым коллективом, отличающимся высоким мастерством.

С 1966 года председатель правления Союза композиторов Белорусской ССР. Всю творческую жизнь Ширма посвятил развитию хорового искусства Белоруссии. Он автор записей, гармонизаций, музыкального оформления и публикации около 5000 белорусских народных песен, статей и исследований по фольклору и хоровому исполнительству. С 1910 года собирал белорусские народные песни. Составитель многочисленных фольклорных сборников, в том числе «Белорусские народные песни» (1929), «Наша песня» (1938), «Белорусские народные песни» (т. 1-4, 1959, 1960, 1962, 1976), а также двух томов хоровых обработок белорусских народных песен (1971-1973).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1977 года за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства народному артисту СССР Ширме Григорию Романовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 4-9-го созывов.

Жил в городе-герое Минске. Скончался 23 марта 1978 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске.

Награждён 2 орденами Ленина (27.10.1967, 2.02.1977), орденами Октябрьской Революции (02.07.1971), Трудового Красного Знамени (10.02.1962), «Знак Почёта» (01.01.1944), медалями.

Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1966, 1974).