Схема профессионального образования лиц с овз. Профессиональное образование лиц с овз

«Санитарно-гигиенические нормы в 1 классе» - Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели. Состояние здоровья детей: Просмотр видеофильма- 15-20 минут; просмотр презентация, видеороликов – 15 минут. Оптимальная длительность использования ТСО на уроке в 1 классе: Трудности предметов. Родительское собрание. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. (Г.Н. Сердюковский, С.М. Громбаха).

«Проект школьный дворик» - Цель: Декоративно – цветочное оформление школьного двора. Описание проекта. Создать декоративное оформление школьного дворика. Способствовать объединению участников воспитательного процесса, педагогов, учащихся, родителей в школе. Задачи: Облагородить территорию школы. Проект «Наш школьный дворик».

«Школьный сад» - Согласны ли вы оказать посильную помощь в восстановлении школьного сада? Мы – любители природы. Дорогие родители! Анкета. Может ли школьный сад служить для воспитания экологической культуры учащихся? Мы знаем, саду цвесть, Когда такие люди В школе нашей есть! Каково состояние нашего школьного сада? Нужен ли школе пришкольный участок или сад?

«Пыль в помещении» - 1. Установка пылевых ловушек в помещениях школы.23.03.2011. На книжной полке. Исследовательская работа по экологии «Оценка запылённости воздуха». На вытяжном шкафу. 3.Школьный гардероб. на металлической опоре. 4.Школьная рекреация. Объекты: воздух в вестибюле и гардеробе школы, в кабинете биологии, в рекреации у столовой, в библиотеке.

«Площадь кабинета» - С результатами исследования обратились с ходатайством к директору школы. Выводы. Вот, что у нас получилось: Мы измерили длину и ширину каждого кабинета, «Соответствие площади классных комнат количеству учащихся в классе».

«Моя будущая школа» - Люди. Учёба и общение. Проект «Школы будущего». Экология. Создать свой проект. Содержание проекта. Существующие здания школ. Спорт и здоровье. Отдых и питание. Архитектура.

Е. М. Старобина

Специфика профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются особенности профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья, которые заключается в междисциплинарном подходе, реабилитационно-образовательной сущности, учете особенностей людей с ограниченными возможностями, в частности ограничений способности к обучению и последующему труду.

The article describes the specific of vocational education for people with disabilities, which is an interdisciplinary approach, rehabilitation and educational essence, taking into account characteristics of people with disabilities, particularly educational and employment opportunities.

Ключевые слова: профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, реабилитационно-образовательная среда, реабилитационно-образовательные технологии, сопровождающие службы.

Key words: vocational education of persons with disabilities, rehabilitation and educational environment, rehabilitation and educational technology, accompanying services.

Принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 г. Конвенцией о правах инвалидов предлагается признать ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние. Содействие полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод позволит им добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества. Необходимо признавать право инвалидов на образование и труд наравне с другими; инвалиды должны иметь доступ к профессиональной ориентации, общему и профессиональному образованию, образованию для взрослых в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими.

Конвенцией определяется, что государства должны признавать право инвалидов на образование. В целях реализации этого права на основе равенства возможностей должно быть обеспечено инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

К полному развитию человеческого потенциала, основных свобод и человеческого многообразия;

К развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

© Старобина Е.М., 2014

К наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни общества.

Нормами статьи 19 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нашим государством обеспечивается инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии с положениями ч.ч. 5, 6 ст. 19 этого же закона для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Однако на практике эти декларации реализуются с большим трудом.

В настоящее время в исследованиях связанных с изувением профессионального образования различных категорий людей с ограниченными возможностями здоровья , поставлены проблемы формирования системы непрерывного многоуровневого вариативного по форме профессионального образования данной категории обучающихся, интеграции существующей системы специализированных и массовых учреждений в единое образовательное пространство и совершенствования специализированных учреждений профессионального образования на основе внедрения эффективных реабилитационно-образовательных технологий и единых образовательных стандартов.

Теория профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) в настоящее время только формируется на стыке нескольких наук: педагогики, реабилитологии, психологии, социологии, медицины и др. Специфичность теории профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья заключается в ее междисциплинарности, реабилитационно-образовательной сущности. Она основана на учете особенностей людей с ограниченными возможностями, в частности, различных ограничений способности к обучению и последующему труду. При этом необходимо отметить высокую социальную значимость данной проблемы.

Проблема теоретического обоснования системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья возникла сравнительно недавно в связи необходимостью обеспечения доступа данной категории обучающихся к качественному профессиональному образованию. При этом можно констатировать отсутствие специальных образовательных условий, специальных образовательных технологий, комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся со специальными потребностями, подготовленных педагогических кадров, обеспечивающих сохранение их здоровья и

функциональную адаптацию в условиях существующей системы профессионального образования.

В качестве базовых принципов системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья выдвигаются принципы доступности всех ступеней и уровней профессионального образования, оптимальности содержания и объема специальных образовательных и реабилитационных услуг, сочетания строгой вертикальной иерархии и широких (развитых) горизонтальных (региональных и межрегиональных) связей образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Теория профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья, являясь интегративной по сути, в реабилитационном аспекте характеризуется специфическими понятиями: «инвалид», «человек с ограниченными возможностями здоровья», «ограничение жизнедеятельности», «ограничение способности к труду», «ограничение способности к обучению», «социальная защита», «реабилитация инвалидов», «профессиональная реабилитация».

С точки зрения реабилитации, профессиональное образование -один из ее аспектов, элемент профессиональной реабилитации. Профессиональная подготовка как центральное звено профессиональной реабилитации обусловливается взаимосвязью с профориентацией, выбором профессии, допрофессиональной подготовкой, с одной стороны, и с трудоустройством и производственной адаптацией как критериями ее эффективности, с другой.

Важнейшими категориями профессиональной реабилитации инвалидов являются: трудовой потенциал, трудовой прогноз, рациональное трудоустройство. Трудовой потенциал определяет возможность обучения инвалида по доступной ему специальности и последующей работы в ней с учетом как индивидуальных, так и внешних факторов и условий. В процессе профессионального образования обучающийся подготавливается к работе в рекомендуемых ему условиях и формах организации труда. Выделяются обычные и специально созданные производственные условия. В специальных условиях труда и обучения в специализированных учебных заведениях нуждаются в основном инвалиды, ЛОВЗ, имеющие ограничения способности к обучению.

Профессиональное образование призвано решать задачи не только освоения профессии, но и социальной адаптации, интеграции в учебный и трудовой коллективы, общество.

Состав реабилитационной составляющей процесса профессионального образования инвалидов обосновывается комплексным подходом в реабилитации, концепцией психолого-педагогического медико-социального сопровождения человека в ходе образовательного процесса (Е.И. Казакова), в которой определен комплексный метод сопровождения, включающий единство диагностики, информационного поиска,

планирования, консультирования и помощи в реализации плана сопровождения, в общем виде определены функции и направления деятельности службы сопровождения.

Основные элементы реабилитационной составляющей процесса профессионального образования инвалидов включают: доступную реа-билитационно-образовательную среду обучения, специальные реабили-тационно-образовательные технологии, сопровождающие службы.

Реабилитационно-образовательная среда представляет собой приспособленную к специальным потребностям инвалида в образовательном учреждении среду, которая обеспечивает условия для освоения профессиональных программ, адаптации личности в учебном заведении и в социуме, решения сопутствующих обучению проблем. Эта среда должна компенсировать полностью или частично ограничения жизнедеятельности инвалида и предоставить условия для оптимального реабилитационно-образовательного процесса.

Реабилитационно-образовательная среда должна быть приспособлена не только к образовательным потребностям инвалида, но и к его социально-бытовым, социально-средовым, социокультурным потребностям (перемещение по зданию, общение, информирование, прием пищи, выполнение основных гигиенических процедур и т.п.). Среда должна создавать условия для реабилитации в процессе образования и последующей наиболее полной интеграции в общество и трудовой коллектив. Также необходимо учитывать, что не все инвалиды могут быть конкурентоспособными на рынке труда и для их трудоустройства требуются специально созданные условия труда.

Можно выделить следующие составляющие реабилитационно-образовательной среды:

Специальные реабилитационно-образовательные технологии;

Беспрепятственная среда обучения, общения и жизнедеятельности инвалидов за счет архитектурно-планировочных решений и технического обеспечения (индивидуальных и групповых технических средств обучения и реабилитации);

Информационное обеспечение реабилитационно-образовательного процесса для инвалидов в доступной для них форме, их родственников, педагогов и других специалистов;

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса;

Благоприятная, доброжелательная, психологически комфортная атмосфера в реабилитационно-образовательном учреждении.

Необходимо уточнить, что в учебном заведении при профессиональном обучении инвалидов реабилитационно-образовательная среда обеспечивает не только беспрепятственное общение и жизнедеятельность инвалидов для преодоления трудностей социальной адаптации, а

главное - оптимальные условия обучения в соответствии с особыми ре-абилитационно-образовательными потребностями инвалидов.

В социально-психологическом плане формирование реабилитаци-онно-образовательной среды, например, учреждения начального профессионального образования, в решающей мере обусловливается действием субъективных факторов социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в среде обучающихся, таковыми не являющихся.

Среда является важнейшим средством реабилитации, являясь в то же время лечебным, терапевтическим средством для инвалидов. В понятие «среда» входит также и ближнее окружение, круг общения инвалида: это и семья, и те, кто окружает его в специализированном учреждении, и те, кто находится рядом с ним на работе, учебе, в часы досуга. Характер общения и отношения (взаимоотношения) инвалида с окружающими людьми зависит не только от особенностей его личностных свойств, но и от восприятия его окружающими. Нельзя их трактовать как субъективное отражение человеческих отношений или брать за основу только материальные или организационные аспекты, необходимо рассматривать их как психо-социальный фактор с направляемым характером взаимоотношений. При этом, важное значение имеет и «вещевое окружение» (интерьер, комфорт, неформальная обстановка в учреждении и т.п.).

Реабилитационно-образовательные технологии представляют собой совокупность организационных форм, методов и средств, обеспечивающих профессиональное образование. Это педагогический процесс и аспект профессиональной реабилитации на оптимальном уровне, с учетом специфики контингента обучающихся и конкретных условий учебного заведения с выходом на конкретные как образовательные, так и реабилитационные результаты в соответствии с действующими образовательными и реабилитационными стандартами.

Реабилитационно-образовательные технологии должны обеспечивать:

Органическую связь и единство образовательного и реабилитационного процессов;

Оптимальность усвоения учебного материала, как теоретического, так и практического;

Физический доступ к учебному и производственному оборудованию,

Информационную доступность;

Доступность межличностного общения;

Психологическую комфортность реабилитационно-образовательного процесса;

Доступ к интенсивным, высоким технологиям обучения, коммуникации и реабилитации, когда доступ к ним затруднен в силу конкретных

ограничений жизнедеятельности;

Возможно более полную коррекцию и компенсацию (и/ или замещение) нарушений функций организма (например, процессоры «искусственного уха», программируемые и цифровые слуховые аппараты и др.).

Технологическая база должна включать специальную материально-техническую и учебно-методическую базы, обеспечивающие доступность и оптимальную эффективность реабилитационно-образовательного процесса для каждого инвалида, создание специальной реабилитационной среды и образовательного пространства, приспособленных к потребностям инвалидов.

Организация сопровождающих служб обосновывается теорией комплексного сопровождения развития, которая переносится и на профессиональное образование инвалидов, что обусловлено рядом причин:

Признание принципов гуманистической педагогики, провозглашающей личность человека самой большой ценностью, обязывающей создавать условия максимального развития этой личности;

Признанием новых подходов к целям, содержанию и результативности образования;

Наличием четко просматривающейся тенденции ежегодного увеличения количества инвалидов, желающих получить профессиональное образование, в том числе в учебных заведениях общего типа;

Значительным ростом трудностей организационного, правового, технического, методического, психологического, этического характера, возникающих на пути инвалида в период профессионального образования и после его завершения.

В качестве основных целей сопровождения инвалидов в процессе профессионального образования определено следующее: организация психологической, методической, технической и просветительской поддержки данной категории студентов. В качестве форм организации сопровождения предлагаются как специализированные отделения (при учреждениях общего типа или специализированных для сопровождения обучающихся данного учебного заведения), так и сопровождающие службы.

Сопровождающие службы, обеспечивающие комплексный подход к реабилитации инвалида в процессе обучения, его психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение, включают методическую, психологическую, социальную, медицинскую, техническую службы.

Методическая служба обеспечивает адаптацию учебных программ и методик обучения, внедрение современных образовательных, в том числе специализированных, и реабилитационных технологий, методическую поддержку, взаимодействие сопровождающих служб, снабжение адаптированными учебными материалами и пособиями.

Психологическая служба решает следующие задачи: разработка индивидуальных программ психологического сопровождения учащихся в учебном заведении; участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе; психологическая диагностика; психологический патронаж, психологическая помощь в форме психотерапии, психокоррекции, консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме; обучение учащихся самопознанию, методам социального и делового общения, психологической саморегуляции и самореализации; психологическая помощь преподавательскому составу; психологическая помощь семье.

Социальная служба решает следующие задачи: координация и контроль работы всех сопровождающих служб, ведение индивидуальных реабилитационных дневников; разработка индивидуальных программ социального сопровождения учащихся в учебном заведении; участие в профессиональном отборе, профессиональном подборе и зачислении, проводя социальную диагностику и организуя работу по регистрации абитуриентов и комплектованию групп; социальная диагностика; осуществление социального патронажа; выявление группы «риска» с социальной точки зрения, проведение мероприятий по социальной реабилитации; посредническая функция между обучающимися и учреждением, а также учреждениями государственной службы реабилитации в реализации личных и профессиональных планов; консультирование инвалидов по вопросам социальной защиты, льгот и гарантий, содействие реализации их прав; социальное обучение (социально-бытовым и соци-ально-средовым навыкам), организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы; содействие рациональному трудоустройству выпускников в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией, сотрудничая со службой занятости и работодателями; отслеживание результатов трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников, выявление встречающихся им трудностей и проблем в профессиональной реабилитации.

Медицинская служба участвует в профессиональном отборе и профессиональном подборе путем оценки состояния здоровья абитуриентов, уточняя показания и противопоказания по конкретной специальности; в разрабатывает индивидуальные программ медицинского сопровождения учащихся в учебном заведении; согласует и координирует свою деятельность с лечебными учреждениями; направляет обучающихся в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование; обучает учащихся и их родителей осуществлению мер медицинской реабилитации в домашних условиях, передает медицинские знания, умения и навыки, осуществляет медико-консультативную и профилактическую работу, санитарно-гигиеническое и медицинское просвещение; осуществляет контроль состояния здоро-

вья обучающихся, медицинский патронаж, установка допустимых учебно-производственных нагрузок и режима обучения; выделение из числа обучающихся групп «риска» и «повышенного риска» с медицинской точки зрения; принятие решения при необходимости экстренной медицинской помощи; контроль санитарного состояния учреждения, контроль качества и рекомендации по организации питания, в том числе диетического; осуществляет лечебно-оздоровительные мероприятия.

Техническая служба обеспечивает вспомогательными техническими средствами обучения (например, специализированные рабочие столы, опоры для сидения и изменения положения тела и т. д.), доступность помещений (мостики, пандусы, спуски, звукоречевая среда, зрительная среда, и т. д.), безопасность труда и приспособление учебных и рабочих мест на производственном обучении, оборудование учебной, рекреационной и жилой среды для различных категорий инвалидов; индивидуальное консультирование по оборудованию рабочих мест и жилища обучающихся.

Такое обеспечение реабилитационной составляющей процессе профессионального образования инвалидов обеспечит высокую эффективность освоения профессии системного, мультидисциплинарного сопровождения, его непрерывный характер, опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка, взаимодействие вместо воздействия, а также приоритет интересов сопровождаемого, независимость и автономность специалистов службы сопровождения (всегда на стороне ребенка).

Многолетняя практика деятельности специализированных учреждений профессионального образования системы социальной защиты показала, что такая организация реабилитационной составляющей процесса обучения, основанная на принципах непрерывного системного, мультидисциплинарного сопровождения процесса обучения с опорой на позитивный внутренний потенциал развития индивида, обеспечивает высокую эффективность освоения профессии ЛОВЗ.

В настоящее время все больше учебных заведений профессионального образования общего типа создают на своей базе специализированные отделения, группы для профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, постепенно начинает реализовываться интегрированный подход к обучению. Однако, эта деятельность не обеспечена ни нормативно, ни методически, ни технически, ни кадрами, что не способствует обеспечению сохранения здоровья данной категории обучающихся, их функциональной адаптации в условиях существующей системы профессионального образования.

Проблема эффективного интегрированного профессионального образования инвалидов в соответствии с мировыми стандартами должна решаться в русле обозначенных выше направлений как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Список литературы

1. Кантор В.З., Мурашко В.В. Вуз в системе непрерывного образования инвалидов: социально-психологические аспекты реабилитационно-образовательного пространства. // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования. - СПб: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2002. - С. 183-191.

2. Никулина Г.В. Современные подходы к профессиональной подготовке инвалидов по зрению // Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения: материалы Рос. науч.-практ. конф. - СПб.: РНПК, 2002. - С. 72-73.

3. Птушкин Г.С. Организация профессионального обучения в специальном государственном образовательном учреждении // Докл. всерос. науч.-практ. конф., 11-13 окт. 2000 г. - М.: ВНПК, 2000. - С. 3-10.

4. Станевский А.Г. Модель инновационного образования инвалидов, интегрированного с социальной политикой // Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э.Баумана. - М.: МГТУ, 2000. - С. 19-27.

5. Старобина Е.М. Профессиональное образование инвалидов. - М.: Интеллект-Центр, 2003. - 192 с.

6. Храпылина Л.П. К вопросу о специальных образовательных технологиях для инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - М.: МСЭ, 1998. -С. 30-31.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Яковлева А.И. (г. Советск, Калининградская область, Россия)

Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и проведения образовательного процесса в техникумах и колледжах.

В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. В настоящее время стали четче обозначаться новые подходы к организации и реализации профессионального образования данной категории лиц.

Государственное бюджетное социальное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Советский техникум-интернат» (далее – ПОО) было открыто в 1949 году. За 67 лет его деятельности более четырех тысяч выпускников техникума получили путевку в жизнь. Педагогическим коллективом образовательного учреждения накоплен интересный опыт работы по организации и проведению комплексной реабилитации инвалидов. Реабилитация строится на принципе индивидуального подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья обучающихся и включает в себя три составляющие: профессиональную (образовательный процесс), медицинскую и социально-психологическую. То есть наряду с профессиональной реабилитацией техникум предоставляет комплекс других социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические и социально-правовые.

Мы реализуем модель образовательной интеграции, которая предусматривает формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов и обучающихся сирот, не имеющих функциональных отклонений в здоровье. Учебные группы в техникуме разновозрастные. Обучающиеся получили предшествующее образование в неодинаковых условиях: находились на домашнем обучении, имеют документы об окончании специальных школ-интернатов, учились в обычных школах, получили основное общее или среднее общее образование пять и более лет назад. Данные факторы усложняют организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, такое интегрированное обучение способствует развитию у обучающихся толерантности, гуманности и готовности помогать окружающим. Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии, но и эффективной социализации личности.

Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны в ряде нормативно-правовых актов и других документов, разработанных в ходе реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В декабре 2013 года Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО при Министерстве образования и науки Российской Федерации утверждены «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса». Реализация основных положений, содержащихся в этом документе, в определенной степени способствует разрешению проблем, существующих в образовательной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности.

Обозначим некоторые из этих проблем.

На сегодняшний день недостаточно разработана нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО), ведущих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обычно в техникумах и колледжах ответственными за данную работу являются заместители директора по учебной работе, заведующие учебно-методическими отделами, имеющие широкий спектр должностных обязанностей. Для упорядочения этой деятельности рекомендуется создание в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель его деятельности – создание специальных условий для получения образования названной категорией обучающихся. Наличие и особенности работы данного подразделения должны быть прописаны в уставе ПОО. Актуальность создания такой структурной единицы в первую очередь важна для техникумов, колледжей и вузов, учредителями которых являются региональные Министерства образования.

Нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должны быть закреплены в локальных нормативных актах ПОО. Образцов подобных локальных актов не существует. Поэтому в первую очередь необходимо разработать положение о структурном подразделении, ответственном за образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, внести изменения в устав ПОО, положения об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, режим занятий, порядок обучения по индивидуальному учебному плану и иные нормативные акты.

Осуществление названных требований позволит упорядочить нормативно-правовую базу деятельности ПОО в данном направлении.

В качестве второй проблемы выделим недостаточную сформированность у педагогических работников готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Преподавателями и мастерами производственного обучения в колледжах и техникумах работают специалисты с высшим и средним педагогическим и / или профессиональным образованием. Среди них мало педагогов, имеющих специальное (дефектологическое) образование. Отсутствие такой специальной подготовки затрудняет формирование у преподавателей и мастеров производственного обучения реабилитационной направленности профессионально-педагогической деятельности.

Реабилитационная направленность, по мнению О.А. Степановой, является необходимой составляющей профессиональной компетентности современного педагога, который обучает инвалидов и лиц с ОВЗ. Реабилитационная направленность – это сплав определенных психолого-педагогических установок с междисциплинарными знаниями, умениями и опытом реализации задач выявления, профилактики и преодоления барьеров и затруднений, возникающих в процессе обучения данной социальной группы [с.45].

Если уровень реабилитационной направленности у педагога достаточный, то он может компетентно решать задачи, связанные с:

Распознаванием затруднений в учебной и учебно-профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ, установлением их причин;

Проектированием индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ в рамках учебной дисциплины (ее отдельного раздела, темы) или направления профессиональной подготовки;

Оптимальным выбором приемов и методов организации учебной и учебно-производственной деятельности обучающихся с ОВЗ;

Объективным анализом текущих и этапных результатов усвоения учебных программ лицами с ОВЗ и инвалидами;

Созданием условий для их социализации и социально-трудовой интеграции.

Поэтому сегодня одним из требований, предъявляемых к педагогу, обучающему инвалидов и лиц с ОВЗ, является дополнительная подготовка с целью получения знаний о психофизиологических особенностях этой категории обучающихся, специфике приема–передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека [с.4]. Для этого в программах повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки педагогических кадров необходимо предусмотреть модули по осуществлению инклюзивного образования.

Реализация таких модулей, наряду с повседневной практикой педагогической деятельности, должна способствовать формированию и развитию у педагогов достаточного уровня реабилитационной направленности. Этот уровень предполагает решение преподавателем и мастером производственного обучения следующих типовых задач:

Диагностической,

Проектировочной,

Коррекционно-профилактической,

Контрольно-аналитической,

Организационной

И задачи профессионального совершенствования.

Каждая из этих задач предполагает, что педагог владеет конкретным набором знаний и умений, которые позволяют решить данную задачу.

В этой связи представляется интересной разработанная О.А. Степановой модель непрерывного образования педагогов, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья [с.51]. Данная модель позволяет выстроить индивидуальные траектории повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.

Третья проблема связана с адаптацией образовательных программ и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Наш техникум в течение трех лет реализует ФГОС третьего поколения. Новые образовательные стандарты адресованы в первую очередь обычным обучающимся и студентам, то есть сфере массового профессионального образования. Поэтому они не могут в полной мере исполнять свою роль гаранта системы профессиональной подготовки кадров для лиц с особыми образовательными потребностями и ограниченными физическими возможностями, а именно – инвалидов .

Сегодня по-прежнему одним из актуальных остается вопрос о разработке ФГОС профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Их психофизиологические особенности должны определять трудоемкость, продолжительность и эффективность процесса обучения. В этих стандартах должны быть прописаны различные модели и формы (индивидуальное, интегрированное, инклюзивное, дистанционное обучение) внутренних структур профессиональных образовательных организаций. С учетом психофизических и психофизиологических особенностей инвалидов должны быть обоснованы требования к результатам освоения ОПОП по профессии СПО или специальности.

В период с 2014 по 2015 годы Министерство образования и науки совместно с общественными организациями инвалидов разработало некоторые ведомственные акты с изменениями в утвержденные ранее федеральные образовательные стандарты, а также по необходимости организовать разработку и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти действия проводились согласно Распоряжению правительства Российской Федерации «Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 – 2015 годы».

Что же должны предпринимать современные ПОО с учетом сложившейся ситуации? Согласно «Требованиям к образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья …», необходимо включать в вариативную часть образовательных программ СПО адаптированные дисциплины. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также дисциплины для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор таких дисциплин ПОО определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов.

Важное значение при разработке рабочих программ адаптированных дисциплин имеет выбор методов обучения, осуществляемый ПОО. Прежде всего, они должны быть доступны и понятны обучающимся инвалидам и обучающимся лицам с ОВЗ. Этот выбор должен быть обусловлен целями и содержанием обучения, исходным уровнем знаний, умений и навыков, имеющимся у обучающихся, профессиональным уровнем педагогов, методическим и материально-техническим обеспечением, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в учебной группе.

Кроме этого, особое внимание следует уделить обеспечению обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

При необходимости нужно разработать индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом того, что возможно увеличение сроков обучения этой категории лиц, но не более чем на 6 месяцев.

Новые подходы в организации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в нашей стране не исчерпываются вышеуказанными мероприятиями, требованиями и рекомендациями. Комплексная реабилитация в условиях профессиональной образовательной организации СПО становится одной из основных задач деятельности техникума.

Список литературы

  1. Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Пустовой Н.В. Теоретические основы формирования государственных (специализированных) образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.// Среднее профессиональное образование. 2009, № 1.
  2. Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.
  3. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования.// Инновации в профессиональной школе. 2012. №8.

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование. Задача закона была не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Новый Закон об образовании дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:

· обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

· инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

· адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано:

v совместно с другими обучающимися;

v в отдельных классах, группах;

v в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Основная статья, в которой определены особенности обучения лиц с ограниченными возможностями это ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Закон обязывает создать специальные условия для обучения рассматриваемой нами групп лиц и конкретизирует эти условия: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

v использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

v специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

v специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

v предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

v проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

v обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

v другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В законе нашло отражение увеличение финансирования получения образования для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Естественно, что в Законе установлены не только нормы связанные непосредственно с правом на получение образования, в нем затронуты и смежные права, в частности право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находиться на полном государственном обеспечении и обеспечиваться питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием; на стипендии и другие денежные выплаты, особый порядок к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, преференции при оплате родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Кроме этого, «Обязанности и ответственность педагогических работников» обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Ориентируясь на интеграцию и совместное обучение детей разных категорий, обучение детей с особыми потребностями по адаптированным программам, Закон не упустил и особые случаи, в частности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. В частности «Охрана здоровья обучающихся» говорит о том, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

На данный момент нормативная база для организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья сформирована не в полной мере. Отдельные положения урегулированы при установлении на уровне Минобрнауки России особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. Вместе с тем, необходимых изменений в ФГОС еще не произведено, в связи с чем у многих организаций возникают вопросы, как им продолжать свою деятельность.

Подзаконные нормативные акты, принятые ранее, сохраняют свое действие в отношении особенностей работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья вплоть до коррекции федеральных государственных образовательных стандартов и до принятия дополнительных подзаконных нормативных актов, при соблюдении двух условий. Во-первых, акт специально не отменен. Во-вторых, он не содержит прямых противоречий новому Федеральному закону .

ИНКЛЮЗИВНЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровьяи нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации иреабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Описанный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное - штат квалифицированных специалистов), в неприспособленные для него общеобразовательный детский сад или школу не имеет ничего общего с интеграцией, соответствующей возможностям и особым потребностям ребенка.

Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но ухудшается.

Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.

Основные задачи инклюзивного образования:

1) расширение охвата нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью;

2) обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников;

3) обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультативной помощи;

4) обеспечение педагогам, работающим с интегрированными детьми постоянную и квалифицированную методическую помощь.

Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.

Основные условия инклюзивного образования:

1) наличие возможности подобрать ребёнку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития;

2) желание родителей обучать своего ребёнка вместе с нормально развивающимися сверстниками;

3) стремление и готовность семьи систематически помогать ребёнку в процессе обучения.

В основе построения модели инклюзивного (интегрированного) образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья положены следующие принципиальные положения:

Гуманизация системы образования, создание условий для удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей;

Взаимодействие структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья;

Доступность образования детям при наличии дефектов развития различной тяжести и глубины;

Обеспечение своевременной диагностики отклонений в развитии, направленной на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка, предусматривающего обучение и воспитание в наименее ограничивающих условиях;

Индивидуализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как универсальный механизм, направленный на помощь ребёнку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;

Формирование банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сторонники инклюзии в числе основных преимуществ чаще всего упоминают о том, что в ее результате «включенный» ребенок успешно овладевает социальным опытом. Второе достоинство инклюзии состоит в том, что дети из окружения «включенного ребенка» становятся добрее и заботливее.

Качество образовательного процесса в интегрированных группах во многом определяется согласованными и целенаправленными действиями всех педагогов и специалистов, работающих с детьми. Данное обстоятельство определяет необходимость разработки моделей интеграции в соответствии с особенностями детей и возможностями дошкольного образовательного учреждения (кадровый потенциал, нормативно-правое, материально-техническое и научно-методическое обеспечение процесса интегрированного образования).

Показано, что наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы.

В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из моделей:

1) Постоянная полная интеграция - эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.

2) Постоянная неполная интеграция - полезна дошкольникам с различным уровнем психического развития, но не имеющим сочетанных нарушений.Эффективна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени.

3) Постоянная частичная интеграция - расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их, нормально развивающимися сверстниками.

4) Временная частичная интеграция - дошкольники коррекционной группы объединяются с нормально развивающимися детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий.

5) Эпизодическая интеграция - смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.)

Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

За каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка-инвалида и на желании ему помочь.

Для нормально развивающихся детей не менее значимо развитие интеграции, поскольку эта форма организации обучения позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, формировать толерантное отношение.

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование , но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции. Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена:

· на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

· развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

· интеграцию в общество.

Органы управления образованием и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации.

Дети-инвалиды и их родители (законные представители) обеспечиваются информацией по вопросам получения образования и реабилитации.

При получении инвалидами образования, в т. ч. на дому и в форме семейного образования, им должна оказываться психолого-педагогическая поддержка.

Инвалиды могут получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ , в которых созданы специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях органы управления образованием с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию их обучения по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для такого обучения являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной (муниципальной) образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ.

При организации дистанционного образования детей-инвалидов необходимо также руководствоваться постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 и письмом Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254, которым направлены рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ.
Меры, направленные на государственную поддержку детейинвалидов и детей с ОВЗ перечислены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Они предусматривают:

v создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую,

v реабилитационную,коррекционно-педагогическую помощь ребенку,

v социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;

v обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;

v законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;

v внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003 . Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения.

Официальный источник

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2

· Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6

· Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19

· Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"

· Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)

· Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)

· Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5

· Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации"

· Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ, опыт работы

преподаватель Э.Р.Ястребова

ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России

«Сегодня необходимо продолжать работу по всесторонней интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, содействовать их реабилитации и социальной адаптации, помогать обрести уверенность в своих силах, получить образование, найти интересную работу, реализовать свои способности в творчестве и спорте», - сказал Дмитрий Медведев на V съезде Всероссийского общества инвалидов.

Методическая деятельность преподавателя обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей, выполнение ОПОП, обеспечение внеаудиторной творческой работы.

В связи с этим, с целью повышения уровня педмастерства и реализации принципов педагогики сотрудничества осуществляла изучение актуальных нормативных и методических документов в образовании, анализировала публикации в журналах «Специалист», «Среднее профессиональное образование», «Вестник образования», «Стандарты и мониторинг», «Образовательная политика» и др., программно - методические материалы. Посещала уроки коллег, обменивалась опытом работы с преподавателями в реабилитационно-образовательном режиме с анализом результатов деятельности.

С целью расширения и углубления профессиональных знаний посещала обувные предприятия, изучала материалы по компетентностно-ориентированному подходу в профессиональном обучении, а также специальную литературу по специальности, журнал - «Кожевенно - обувная промышленность», источники Интернет и др.

С целью самосовершенствования и накопления педагогического опыта принимала участие в смотрах-конкурсах методической работы, в городских и областных семинарах, научно-практических конференциях, выставках, Территориальных методических объединениях по экономике.

С целью формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, развития интереса к будущей профессии, повышения качества их подготовки к практической самостоятельной деятельности на преподаваемых мною дисциплинах и междисциплинарных курсах:

1) использовала образовательно - реабилитационные технологии обучения и воспитания: личностно - ориентированного образования, мультимедийные технологии,индивидуализацию, рейтинговую систему оценивания знаний. Развивала у студентов профессиональный и творческий интерес к избранной специальности, применяла элементы интенсивных педтехнологий (опорные конспекты, индивидуализация обучения, проблемное обучение, саморазвивающее обучение). С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетала фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы, что дает возможность дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на обучающегося, полнее и посильно использовать учебное время. Для сохранения высокой работоспособности, исключения снижения переутомления студентов проводила динамические паузы, чередуя виды деятельности, что в конечном итоге благотворно влияет как на организм, так и на обучаемость в целом.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья имеет исключительное значение при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.

2) С целью повышения мотивации познавательной деятельности студентов, тренировки памяти, сообразительности, развития интереса к изучаемому предмету и активизации мыслительной и познавательной деятельности, на занятиях отдавала приоритет практической деятельности студентов. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов: подготовка к отдельным вопросам по изучаемым дисциплинам, составление презентаций, мини-проекты, выполнение курсовых и дипломных проектов. Также, применяла в работе метод обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом этого является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке будущих специалистов. Внедрение такой формы обучения позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что обогащает содержание дисциплины и профессионального модуля.

В целях активизации обучения использовала следующие приёмы:

формулировка цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или, обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

добавление в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (например, вместо банального решения задач по экономике организовать соревнования, со стимулирующим рейтингом - это очень действенно, учащиеся стараются решить быстрее других задачу и, соответственно получить балл);

создание необычной атмосферы во время деятельности, сделать учебное занятие нестандартным (например, попросить группу решить задачу учебного занятия совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.д.);

проблемное изложение материала, позволяющее активизировать логическое и творческое мышление учащихся, что в свою очередь, учит дискутировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, дает возможность высказать каждому свое видение ситуации, решение проблемы и т.д.;

создание ситуации успеха - за счет доброжелательного отношения преподавателя, создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии, осуществления индивидуального подхода, дифференцированного подбора заданий, что дает возможность каждому учащемуся поверить в себя.

Считаю, что занятие можно построить так, чтобы организуя целенаправленную передачу обучающимся нового материала, в то же время обеспечить их индивидуальное развитие, самостоятельную учебную деятельность, либо построить занятие таким образом, чтобы студенты самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы. Очень важная задача - сформировать у них стремление самостоятельно пополнять знания, работать с дополнительной литературой, умения выделять главное, систематизировать материал, умение объяснить, доказать. Для этого на занятиях использую различные задания, например: имея текст учебника найти ответы на поставленные вопросы. Это простое задание, а вот усложненное - используя текст учебника составить опорный конспект. Либо даю опорный конспект новой темы и по нему веду объяснение, ребята видят целостность материала, взаимодействие вопросов и тут же указываю на междисциплинарные связи - где это будет использоваться, для чего, на каком этапе. Это обеспечивает долгосрочное запоминание учащимися изучаемого материала, т.к. каждый студент достигает в усвоении темы собственного результата, который фиксируется преподавателем во время индивидуальной проверки задания.

3) В работе со студентами на занятиях использовала рекомендации психологической службы по вопросам структуры психологической компетентности; особенностей психического и личностного развития инвалидов раннего юношеского возраста; способов и форм развития познавательной активности в процессе теоретического обучения и др.

Руководствуясь системно-ролевой моделью формирования личности, в рамках изучения преподаваемых мною дисциплин и профессиональных модулей на занятиях регулярно проводила целенаправленную воспитательную работу.

4) В течении года, используя рейтинговую технологию оценивания учебных достижений студентов, проводила ежемесячный мониторинг учебной деятельности по основным показателям (посещаемость, успеваемость, качество знаний, СОК), вела мониторинг каждого обучающегося по темам, по каждой дисциплине и профессиональному модулю, используя поощрительные баллы за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу. Данный метод подведения итогов позволяет сделать анализ и определенные выводы, в связи с чем, корректировала учебно-воспитательную работу в соответствии с интеллектуальными, психологическими и физическими возможностями студентов.

5) Проводила самообследование в группах по всем преподаваемым мною дисциплинам и профессиональным модулям. Контрольные срезы проводила с целью выявления и объективной оценки качества усвоения обучающимися содержания конкретной дисциплины и профессионального модуля. В качестве метода исследования использовала разработанные мною тестовые задания. Задания соответствуют требованиям к минимуму содержания образования и направлены на выявление основных компетентностей, предусмотренных требованиями к подготовке студентов среднего профессионального образовательного учреждения.

Используя рекомендации психологической службы и результаты рейтинга, выявляла конкретные для каждого студента пробелы в знаниях, их причины и проводила дополнительные занятия с учетом индивидуальных особенностей и затруднений обучающихся в соответствии с намеченными маршрутами реабилитации.

Основная задача внеаудиторной образовательно-реабилитационной работы заключается в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.

Основным принципом организации внеаудиторной образовательно-реабилитационной работы является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности обучающегося в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности, чтобы развивать умение учиться, формировать способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности.

В связи с этим, проводила внеаудиторную образовательно-реабилитационную работу: дополнительные занятия, для ликвидации пробелов в знаниях, для студентов, выполняющих внеаудиторную самостоятельную работу, для повышения рейтинговых баллов; для студентов, обучающихся по индивидуальным образовательным программам; консультации для формирования профессиональной части портфолио.

Использовала следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

Самостоятельное изучение темы;

Подготовка докладов и рефератов;

Подготовка презентации по теме;

Поиск дополнительной информации (работа с дополнительной литературой, интернет);

Составление вопросов по теме, кроссвордов, задач;

Составление опорных конспектов по теме;

Индивидуальные самостоятельные задания по решению профессиональных проблем, составление тестов и подбора на них ответов в разных вариантах;

Задания для работы со справочной литературой и нормативной документацией;

Самостоятельная работа со справочной литературой, по выполнению курсовой работы по ПМ.04 Управление структурным подразделением организации;

Самостоятельная работа с ГОСТами, нормативными документами при выполнении практических работ, дипломного проекта и т.д.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Достаточно устойчивые результаты при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью достигаются благодаря тому, что образовательно-реабилитационный процесс осуществлялся на основе системного программного и учебно-методического обеспечения с учетом междисциплинарных связей, национально-регионального компонента, достижений науки, техники, технологии в области реализуемых образовательных программ.

Литература

Ресурсы интернет: