Шелли Перси Биши — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Перси Биши Шелли

Мэри Шелли и Перси Биши Шелли. Муж и жена. Писатели. Английский режиссер Кен Рассел в фильме «Готика» обращался к обоим супругам, а также к их приятелю Байрону. Рассела, конечно, интересовало то лето, когда был написан «Франкенштейн». Однако жизнь Мэри и Перси Шелли, из ряда вон не только для тогдашней пуританской Англии, но даже и для сегодняшнего мира, когда возможно все, достойна отдельного сюжета фильма.

Дочь писателя и феминистки

Мэри Шелли появилась в семье, которая для своего времени была чрезвычайно продвинута. Она родилась в Лондоне 30 августа 1797 года. Мать девочки, Мэри Уолстонкрафт, была одной из первых суфражисток — женщин, которые боролись за равные права с мужчинами, — и автором многочисленных эссе на эту тему. Она вышла замуж за отца Мэри, имея на руках внебрачную дочь Фэнни. Факт, конечно, вопиющий в глазах приличного общества конца XVIII века. Впрочем, отца Мэри, Уильяма Годвина, это мало волновала. Литератор и публицист, он был духовным сыном Французской революции и проповедовал свободу нравов.

Дом (слева), где родилась Мэри Шелли

На одиннадцатый день после рождения дочери Мэри Уолстонкрафт умерла. Это событие повлияло на всю последующую жизнь будущей писательницы. Мать для нее была идолом, и портрет ее всегда стоял у Мэри на столе. Мистические предчувствия, впечатлительность, постоянное ожидание несчастья сопровождали ее всю жизнь. Отец, оставшись один, немедленно женился. Справиться с детьми и домом рассеянному литератору было не под силу. Избранницей его стала вдова с детьми, простая и далеко не такая образованная, как покойная госпожа Уолстонкрафт.

Мэри Шелли была дочерью феминистки и писателя

«Сумасшедший Шелли»

Будущий муж Мэри, Перси Биши Шелли, родился 4 августа 1792 года в графстве Суссекс. Его семья была старинная и уважаемая, но ни один из предков поэта не проявлял никогда признаков литературного гения. Его дед, Биши Шелли, получивший баронетство в 1806 году, скопил большое состояние, был женат на двух богатых наследницах, поссорился со своими детьми и жил в то время довольно скряжнически в коттедже в Хоршаме, тревожимый подагрой и недугами своего возраста. Отец Перси, Тимоти Шелли, был деревенский джентльмен — напыщенный, раздражительный, но не злой в душе. Его жена Элизабет Пилфолд была красива и умна, когда разум ее не был затемнен вспыльчивостью. К литературе она была равнодушна, но хорошо писала письма.




Портрет Перси Биши Шелли, 1819 год

Перси, старший ребенок, унаследовал от матери красоту. По отзывам современников, он был строен, голубоглаз и кудряв. Ребенком Шелли был мечтательным, выдумщиком, кроме того, был так чувствителен, что, разволновавшись, мог упасть в обморок. В возрасте 10 лет его отдали в Sion House Academy, где сверстники насмехались над его необычностью, а старшие дети так просто издевались. Учился Перси хорошо, был добр, имел пылкое сердце, поэтому, несмотря на издевательства большинства, завел себе несколько друзей.

В 1804 году Шелли перешел в Итон. Именно здесь он начал писать, и был признан поклонниками большим поэтом. Здесь царил все тот же произвол по отношению к младшим студентам. Старшие могли безнаказанно издеваться над новичками. Перси это возмущало. В Итоне его прозвали «сумасшедшим Шелли». Один из его товарищей по школе вспоминал: «Я видел его окруженным со всех сторон, с гиканьем и свистом его дразнили, как бешеного быка». Однако он не сдавался. Перси вообще не боялся ничего, кроме предательства. Он решил не обращать внимания на издевательства и побороть в себе желание мести, которое испытывал к своим врагам.

В роду Перси Биши Шелли никогда не было писателей


После Итона Шелли намеревался завершить свою учебу в Оксфорде, однако проучился он там недолго — 25 марта 1811 году студента Шелли из Оксфорда исключили за напечатанную им брошюру «Необходимость атеизма». Через пару лет он появился в доме Мэри Годвин — ничуть не утративший романтизма и в 21 год из чувства долга женатый (за эту женитьбу отец поначалу лишил его средств).

Встреча

Произошла в доме Годвинов. Перси заметил 16-летнюю стройную блондинку с золотистыми волосами, с бледным чистым лицом, высоким лбом и серьезными карими глазами. Мэри была не только хороша собой, но и на равных поддерживала разговор на любые темы. Она перечитала всю библиотеку отца, в которой были Ариосто, Тассо, Петрарка. К тому же будущая миссис Шелли занималась сочинительством. Как написала она сама о себе позже: «Нет ничего удивительного в том, что я, дочь родителей, занимающих видное место в литературе, очень рано начала помышлять о сочинительстве. Я марала бумагу еще в детские годы, и любимым моим развлечением было «писать разные истории»».


Мэри Шелли. Портрет кисти Ричарда Ротвелла, 1840 год

Пылкий Шелли влюбился в очаровательную мисс Годвин, и больше они не расставались. Короткий период ухаживания заключался в том, что Мэри назначала Перси свидания у могилы матери, а потом они обсуждали труды очередного мыслителя и так забывались, что отмахивали целые версты по пригородам Лондона. Однако у Шелли была одна проблема — он был женат и имел ребенка. Можно сказать, что дочь владельца кофейни, Гарриэт Вестбрук, женила его на себе. Когда-то она училась вместе с сестрами Перси и таким образом познакомилась с ним. Молодой безбожник, который вместе с тем был и баронет, в будущем, с большим состоянием, закрепленным за титулом, ей очень понравился. А когда Гарриэт поняла, что у богатого аристократа доброе и благородное сердце, то закидала его письмами, в которых жаловалась на произвол отца и свою несчастливую судьбу. Просила помочь ей бежать из родительского дома. Сохранились свидетельства кузена Чарльза, которому Шелли признался, что «отдает себя Гарриэт не из любви к ней, а из рыцарского чувства самоотвержения». В общем, рыцарский долг завел Перси далеко — Гарриэт оказалась недалекой мещанкой и мечтала лишь о нарядах и выходах в свет. Шелли сходил от этого с ума.

И вот как когда-то он увел из дома Гарриэт, теперь он уводил Мэри. Влюбленные решили вместе совершить побег.

Кладбище стало местом свиданий Мэри Годвин и Перси Шелли

Восемь лет, стоившие целой жизни

Шелли бросил Гарриэт почти с легким сердцем — помогать ей он не переставал никогда, а тут еще выяснилось, что жена, тоскуя с мужем-поэтом, изменила ему с ирландским офицером. Перси вызвал Гарриэт на разговор в Лондон, объяснил ей, что больше не может с ней жить, и на этом посчитал прежнюю жизнь законченной.

28 июля 1814 года Перси и Мэри были на пути к Франции. Вместе с ними решилась бежать и Клэр Клэрмонт — дочь второй миссис Годвин от первого брака. Беглецы в открытой лодке добрались до Парижа. Там они достали денег и пустились в путь, в Швейцарию, Шелли пешком, а Мэри и Клэр на муле. Возможно, это были самые счастливые шесть недель в их жизни. Далее следовали лишь одни разочарования.


Мэри и Перси Биши Шелли. Гравюра, 1853 год

Осенью влюбленные вернулись в Лондон, где их осудили все, включая отца Мэри. Была крайняя нужда в деньгах. Супругам даже приходилось жить на разных квартирах, так как Шелли повсюду искали кредиторы. Гарриэт, родившая второго ребенка, впала в депрессию, а через год и вовсе покончила с собой — утопилась. Перси и Мэри хотели было взять опеку над двумя сиротами и принять их в семью, но власти отказали им, посчитав Шелли слишком неблагонадежным, чтобы воспитывать собственных детей. После такого удара супруги решили покинуть негостеприимную Англию и переехать в Европу. Они путешествовали по Италии, Швейцарии и Франции. За те восемь лет, что Мэри и Перси провели вместе, у них родилось четверо детей. Выжил только последний сын Перси Флоренс, которому суждено было пережить своего отца и быть утешением своей матери в ее горе.

Мэри Шелли: Те восемь лет, что я провела с ним, стоили целой жизни


Погиб Перси Биши Шелли, когда ему не было и тридцати лет. На лето 1822 года супруги сняли дом, который стоял на берегу моря, возле итальянской рыбацкой деревушки Сан-Теренцо. В один из дней Шелли узнал, что в Ливорно прибыл его лучший друг Лей Гент, и немедленно со знакомым отправился туда на лодке. Немного погостив, двинулись в обратный путь. Лодку застала гроза, и домой Шелли и его знакомый не вернулись. Через 10 дней их тела нашли выброшенными на берег. По высокой стройной фигуре, по тому Софокла и поэме Китса, находившихся в карманах, был опознан Перси Биши Шелли.

Горю Мэри не было предела. Она и друзья получили разрешение сжечь тело Шелли. При этом присутствовали Трелони, Байрон и Гент. Обугленное сердце вдова забрала себе и зашила в ладанку, чтобы носить на груди до самой смерти. Прах похоронили на старом протестантском кладбище в Риме, там, где покоился старший сын Мэри и Перси Уильям.

«Все вы грубо заблуждались относительно Шелли, который был вне всяких сравнений самым лучшим и самым неэгоистичным из людей. Я не знал никого, кто не был бы животным по сравнению с ним...» Так сказал погрязший в мании величия Байрон, причём сказал уже после гибели друга. Для обывателя же, каковыми является абсолютное большинство людей, бурная скандальная жизнь Перси Биш Шелли и его ужасная трагическая смерть сделали поэта своеобразным символом разбушевавшегося порока, претерпевшего заслуженное возмездие. Виновен ли Шелли в такой жёсткой оценке? Трудно сказать. Но редкий порок не приписан ему нашими современниками, особенно любителями интеллектуального фантазирования. Одновременно все исследователи как один говорят о нежной ранимой душе лирика, о его доброте и отзывчивости.

Родился будущий поэт 4 августа 1792 года в Филд-Плейс (графство Суссекс). Он был старшим из семерых детей состоятельного землевладельца Тимоти Шелли (1753-1844), впоследствии возведённого в баронеты, и Элизабет Шелли (1763-1846), урождённой Пилфорд.

После сравнительно безоблачного раннего детства Перси учился в привилегированных школах в Сайон-Хаусе близ Лондона и в Итоне. В октябре 1810 года юноша поступил в Юниверсити-колледж Оксфордского университета. Там Шелли живо интересовался логикой, этикой, метафизикой и критикой христианства и свёл дружбу с Томасом Джефферсоном Хоггом (1792-1862), который разделял многие его увлечения, хотя и уступал в остроте ума. Друзья стали закоренелыми атеистами и в начале 1811 года анонимно выпустили брошюру под названием «Необходимость атеизма», в которой утверждали, что бытие Божие нельзя обосновать рационально. Откровенное глумление над Богом вызвало возмущение у руководства университета. Авторов брошюры вычислили быстро, но они отказались признаться в содеянном. Тогда 25 марта 1811 года обоих заслуженно исключили из университета.

Отец Шелли был возмущён недостойным поведением сына и для начала лишил его содержания. Но окончательный разрыв с родителями произошёл летом того же года после бегства молодого человека с одноклассницей его младших сестер Элен и Мэри - шестнадцатилетней Гарриет Уэстбрук (1795-1816). Девушка была дочерью зажиточного трактирщика; ряд биографов поэта предполагают, что побегу этому способствовали её родители, рассчитывавшие таким образом породниться с аристократами. Главное, на что всегда обращают особое внимание: Перси подругу никогда не любил - он ей симпатизировал. В Эдинбурге молодые люди обвенчались. Девушка была красивая, умная, образованная, но слишком молоденькая, а со временем она стала раздражать мужа.

Шла затяжная война против Наполеона. Как обычно в тяжёлые для Великобритании времена, борцы за независимость Ирландии устраивали раскольническую возню. Неприкаянный бездельник Шелли поспешил поучаствовать в смуте и прихватил с собою юную Гарриет. Они колесили по Шотландии, Англии, Ирландии и Уэльсу, нигде не задерживаясь подолгу. Шелли много читал и с мыслью о близящемся освобождении человечества одну за другой публиковал «свободолюбивые» брошюры.

Как и прочие ранние произведения, проза Шелли того периода были весьма слабой, к тому же носила политический и антирелигиозный характер. Бунтарские настроения присущи и его первым литературным произведениям - анонимно изданным готическим романом «Застроцци» (опубликован в 1810 году) и «Сент-Эрвин» (опубликован в 1811 году), поэтическому сборнику «Подлинные стихотворения Виктора и Казиры» (1810 год, совместно со старшей сестрой Элизабет ), ранним политическим стихотворениям.

Шелли познакомился с автором «Исследования о политической справедливости» Уильямом Годвином (1756-1836) и с философом Джоном Франком Ньютоном (1770-1827), разрабатывавшим далёкие от канонических теории религии и морали. Каждый из них оказал огромное влияние на мировоззрение молодого человека и в известной степени - на всю его дальнейшую жизнь.

1813 год ознаменовался для поэта анонимным изданием его первого значительного произведения - поэмы «Королева Маб» и рождением дочери Ианты (1813-1876).
К тому времени семейная жизнь Шелли основательно расстроилась, а после того, как в июле 1814 года Перси познакомился с родной дочерью Годвина - Мэри Уолстонкрафт Годвин (1797-1851), окончательно развалилась. Мэри шёл семнадцатый год, Перси - двадцать второй. Молодые люди влюбились друг в друга. К тому же Шелли уже был убеждённым сторонником и популяризатором свободной любви.

Супруг предложил своей законной жене Гарриет жить втроём и быть друзьями, вместе воспитывать общих детей от него. Мэри сразу согласилась на такой брак, но Гарриет категорически отказалась. Тогда 28 июля 1814 года влюбленные Перси и Мэри, сопровождаемые сводной сестрой последней Клэр Клермонт (1798-1879), девицы безбашенной, как нынче говорят, сбежали на континент. Отныне эту дату влюблённые до конца дней считали своим общим днём рождения и ежегодно праздновали только её. Более того, с 28 июля 1814 года они стали вести общий дневник! Клэр же стала роковой женщиной этого злосчастного семейства.

Через несколько недель беглецы вернулись в Лондон, но теперь уже Уильям Годвин даже на порог не пустил распутных дочерей. Мэри и Клэр оказались на улице. Если бы не помощь и забота Перси, девицам пришлось бы худо. Но Шелли был рядом. Правда, теперь он предложил Мэри добровольно отдаться его другу Томасу Хоггу и всем вместе жить одной семьёй, но для Мэри это было слишком - она отказалась. Шелли пришлось смириться, инцидент был исчерпан.

В декабре 1814 года покинутая мужем безутешная Гарриет преждевременно родила от Шелли сына Чарльза Биш (1814-1826). Через три месяца Мэри тоже родила - недоношенную девочку Сару, которая умерла, прожив всего две недели.
В январе 1815 года скончался дед поэта и Тимати Шелли стал баронетом. Зато всё своё солидное состояние старик завещал любимому внуку Перси. Молодой человек, полагая, что не способен управлять таким богатством, оставил за собой ежегодную ренту в 1 тыс. фунтов стерлингов, оплатил все свои долги, после чего основной капитал добровольно отдал отцу. 200 фунтов из тысячи отныне получала Гарриет, для Британии того времени это было весьма достойное содержание.

Наступил 1816 год, который мистически настроенные фантазёры называют роковым годом Перси Биш Шелли - годом, «когда великий поэт продал душу дьяволу». В начале года у Мэри родился сын Уильям. Тогда же мечтавшая о карьере актрисы Клэр ухитрилась ненадолго стать любовницей Байрона. Она самовольно заявилась к поэту в дом. Амбициозный милорд не стал церемониться с её девственностью, при этом Байрон изначально относился к девице как к простолюдинке, удовлетворявшей его физиологические потребности. Клэр же влюбилась.

Летом всё семейство Шелли уехало в Швейцарию, подальше от лондонского общества, где молодые люди давно стали париями по причине «развратного» образа жизни. Поселились они в Сешероне, предместье Женевы. Вскоре в гостиницу, где они остановились, волей случая въехал навечно покинувший Англию Байрон. В первый же день ничего не подозревавший поэт оказался в объятиях Клэр Клермонт. Заявилась она не одна - привела знакомиться трепетавшего перед своим кумиром Перси Шелли. Оказалось, что гений уже читал «Королеву Маб» и приветствовал в Шелли собрата по перу.

Через несколько дней Байрон и семейство Шелли сбежали от назойливых почитателей гения в сельскую глухомань. Настало время идиллической жизни, которую портила только назойливая любовь Клэр к Байрону. В августе стало ясно, что она беременна. Жениться Байрон не собирался, но чтобы не позорить девицу внебрачным ребёнком, они с Шелли договорились, что Клэр родит тайно, а через год отдаст младенца на воспитание возлюбленному. В конце августа Байрон уехал в Италию.

Швейцарское отшельничество сотворило из Перси великого поэта, почти равного Байрону. В месяцы общения с гением Шелли создал сразу несколько шедевров англоязычной литературы: первым его безусловно великим творением признано стихотворение «Гимн Интеллектуальной Красоте», далее последовали стихотворение «Монблан», а также поэма «Алистор, или Дух одиночества» (начата в 1815 году).
Видимо, именно тогда в Швейцарии и произошло знаменитое соревнование между Мэри Шелли и Байроном. Дождливым днём вся компания сидела дома. Со скуки мужчины обсуждали вопросы гальванизации - сокращения мёртвых мышц под воздействием электрического тока, затем перешли на немецкие рассказы о привидениях, а под конец Байрон предложил каждому участнику беседы на спор сочинить рассказ о сверхъестественном. Той же ночью Мэри приснился доктор Франкенштейн и его ужасное творение. Шелли же уговорил жену писать в жанре романа, а не ограничиваться новеллой. Так родился «Франкенштейн, или Новый Прометей», благодаря которому Мэри Шелли стала основоположницей жанра романа ужаса, а для многих читателей - более знаменитой, чем её гениальный муж.

Ранней осенью семейство вернулось в Лондон. А в конце 1816 года покончила жизнь самоубийством Гарриет Шелли. Потрясённая изменой мужа и униженная роднёй, женщина нашла себе любовника, который бросил её беременной. Обратно домой Гарриет не приняли, и другого выхода, кроме как утопиться, бедняжка не нашла.

Все попытки Перси Шелли забрать собственных детей кончились неудачей - Уэстбруки отказались даже показать их отцу. Чтобы иметь возможность беспрепятственно судиться за детей, Перси и Мэри срочно обвенчались. Случилось это 30 декабря 1816 года.

12 января 1817 года Клэр Клермонт родила девочку Аллегру (1817-1822). Для всего мира родителями ребёнка объявили таинственных лондонских друзей.
В марте состоялся суд. Приговор ошеломил Шелли. Там в частности говорилось: «Поведение Шелли было в высшей степени безнравственным, и, не стыдясь его, он ещё проповедует ужасы атеистического учения. По смыслу закона приказываю отнять детей вышеназванного Шелли и одну пятую его доходов, чтобы обеспечить детям религиозное воспитание...» Под тяжестью случившегося Шелли создал одно из самых прославленных своих произведений - поэму «Лаон и Цитна», впоследствии переименованную в «Восстание Ислама». Поэма была опубликована в следующем году. Необходимо отметить, что при жизни все свои произведения Шелли издавал за свой счёт, и книги его мало кто покупал. Его творчество вообще интересовало только узкий круг любителей философской литературы. Затраты же на издательское дело были у поэта значительные.

В сентябре 1817 года Мэри родила дочь Клару Эвелину. Шелли в пятый раз стал отцом. Но примерно в это же время врачи обнаружили у него начальную стадию туберкулёза. Помимо этого в обществе усиливались слухи о безбожии и безнравственности семьи Шелли, возникла угроза, что суд заберёт у них Уильяма и малышку Клару. Перси, Мэри и Клэр приняли решение навсегда перебраться в Италию.
Италия, куда семья Шелли уехала в 1818 году, не изменила их кочевого образа жизни. Едва ли найдётся между Миланом и Неаполем большой город или морской курорт, где бы Шелли не останавливались на протяжение последующих четырёх лет. Когда они жили в Милане, приехал слуга-посыльный от Байрона и забрал Аллегру, причём Клэр предупредили, что она не должна искать встречи с дочерью или с Байроном.

Через месяц девочка надоела поэту, и папаша отдал дочь на попечение чужим людям. С этого времени жизнь семьи Шелли в значительной мере вертелась вокруг Аллегры - Клэр при поддержке сестры и Шелли безуспешно пыталась бороться за возвращение ей дочери. Байрон категорически отказался потакать «бабским капризам».

Первой не выдержала безостановочных переездов годовалая Клара - она умерла в Венеции. Утешение Шелли нашёл в творчестве. Вскоре после смерти дочери он создал три поэмы - «Розалинда и Елена», «Строки, написанные у Евганейских холмов» и «Юлиан и Маддало». Тогда же был начат «Освобождённый Прометей».

7 июня 1819 года в Риме умер от воспаления лёгких сын Шелли - Уильям. Похоронив мальчка, убитые горем родители уехали в Ливорно. Мэри уже была беременна в очередной раз. 12 ноября во Флоренции родился мальчик Перси Флоренс (1819-1888), ставший единственной любовью и надеждой матери и единственным отпрыском Мэри и Перси, прожившим относительно долгую и благополучную жизнь.
Этот тяжкий год поэт Шелли назвал самым плодотворным в его жизни. Были созданы «Освобождённый Прометей», романтическая трагедия «Ченчи», поэма «Маскарад Анархии», драматический «Питер Белл III», стихотворная повесть «Розалинда и Елена», поэма «Юлиан и Маддало» и др.

В начале 1820 года семейство перебралось жить в Пизу. Сюда пришло известие о том, что Байрон влюбился в Терезу Гвиччиоли и переехал в Равенну, а маленькую Аллегру отдал в монастырский пансион. Клэр Клермонт и Шелли потребовали вернуть им ребёнка, но Байрон отказал им в очередной раз. Шелли смалодушничал и не настаивал.

Тогда же поэт неожиданно воспылал платонической любовью к юной графине Эмилии Вивиани, жившей под строгим надзором в монастыре. После смерти сына между Перси и Мэри словно пробежала чёрная кошка - внешне они по-прежнему были добры друг к друга, но духовная близость пропала. Во славу новой возлюбленной поэт создал поэму «Эпипсихидион». Вскоре Эмилия ради избавления от монастыря вышла замуж за противного ей человека, чем глубоко разочаровала поэта. Любовь прошла.

Но к Мэри супруг не вернулся. Вскоре его новым идеалом стала юная жена друга - молодого драгунского лейтенанта Эдуарда Уильямса (1793-1822) - Джейн Уильямс (1798-1884). В январе 1822 года Уильямсы переехали жить к Шелли, стали их неотлучными гостями.

Когда в апреле пришло известие о смерти от тифа маленькой Аллегры, чтобы хоть как-то развеять безутешную мать, Шелли сняли на лето уединённую виллу «Каса Магни» близ деревушки Сан Теренцо под Ливорно.

Великой радостью стало прибытие туда 12 мая двухмачтовой яхты «Дон Жуан», постройку которой Шелли заказал зимой в Генуе. Вместе с яхтой прибыл её единственный матрос - восемнадцатилетний Чарльз Вивьен. Отныне «Дон Жуан» стал главной забавой компании. К сожалению, опытных моряков среди любительского экипажа не было, и когда Шелли указывали на изначальную неустойчивость судёнышка, он не принимал эти указания всерьёз.

А потом начался кошмар. В середине июня у Мэри случился выкидыш, и женщина чуть не умерла от кровотечения - спас её Перси, своевременно обложив льдом. Но когда жена пошла на поправку, поэт вновь всё внимание стал отдавать обожаемой Джейн, а с Мэри общался постольку поскольку. В те дни Шелли посвятил Джейн Уильямс несколько коротких стихотворений. Впрочем, нервы у него самого были тогда столь расшатаны, что начались видения: то являлась мёртвая Аллегра, то приходил скелет Гарриет.

1 июля 1822 года Шелли и Эдвард Уильямс на «Дон Жуане» отправились в Ливорно, а оттуда в Пизу - к Байрону. Там они обсуждали с общим приятелем Джеймсом Генри Ли Хантом (1784-1859) перспективы издания нового журнала. В час дня 8 июля Шелли, Уильямс и Чарльз Вивиан вышли на яхте в открытое море, рассчитывая до темноты быть уже дома. На следующий день в «Каса Магни» получили от Ханта письмо, адресованное Шелли: «Как добрались, ведь когда вы отчаливали, на горизонте собирался шторм?» Началась паника, поиски…

Прошло больше недели, когда искалеченные морем тела утопленников выбросило на побережье близ Виареджо (на полпути между Ливорно и Вилла Магни).
Что случилось с лодкой, покрыто неразрешимой тайной. По одной версии, неустойчивую яхту опрокинул внезапно налетевший шквал, путники же оказались скверными пловцами (Шелли вообще не умел плавать). По другой версии, примерно в десяти милях от Виареджо, в заливе Специя на яхту наскочила шедшая из Ливорно фелюгой, капитан которой испугался неприятностей и предпочёл скрыться.

По итальянским правилам карантина во избежание возможной эпидемии утопленников следовало похоронить в песке, предварительно залив трупы негашёной известью. Из уважения к Байрону власти разрешили кремировать останки Шелли и Уильямса. Вивьена похоронили по закону - в песке.

Действо состоялось на пляже Виареджо. Ритуальным сожжением на костре занимались Байрон, его друг и капитан яхты Эдуард Джон Трелони (1792-1881) и Хант. Власти выделили им в помощь отряд солдат с пиками. 15 августа 1822 года сожгли Уильямса. 16 августа состоялась кремация Шелли.

«Трудно вообразить ландшафт более величественный, чем тот, который судьба избрала в качестве декораций для этого последнего акта жизненной драмы. Пустынный берег, спокойное сине-фиолетовое море, желтый песок, белая стена Апеннин вдали, и над всем этим - ослепительное солнце в безоблачном небе...

Покрывшееся известковой корою тело было вырыто из песка и возложено на костер, полито маслом и вином, посыпано ладаном. Вспыхнуло и поднялось высокое, очень яркое, светозарное пламя. Жар был так силен, что струи воздуха над огнем дрожали и колыхались» (Вера Бесистова).

Сердце Шелли не сгорело, лишь слегка обуглилось. Его сохранили и отвезли в Англию. Бережно собранный пепел поэта похоронили на протестантском кладбище в Риме, рядом с могилой его сына Уильяма. Там же немногим раньше был погребён поэт Джон Китс.

После гибели мужа Мэри оказалась полностью во власти свёкра - баронета Тимоти Шелли, который согласно британским законам в любое время мог отлучить мать от внука. Ради сына женщина претерпела множество издевательств, ей даже запрещалось издавать рукописи Шелли или упоминать где-либо его имя. Поскольку баронет положил внуку скудное содержание, а невестке вообще не дал ничего, Мэри пришлось много работать, причём анонимно.

Ситуация слегка разрядилась после смерти в 1826 году старшего сына Перси Шелли - двенадцатилетнего Чарльза Шелли. С этого времени Перси-младший стал единственным наследником титула и всего состояния старика Шелли. Но на самом деле положение Мэри нормализовалось только после смерти баронета в 1844 году. Впрочем, было уже поздно - у женщины стала развиваться опухоль мозга. С 1839 года Мэри мучили сильнейшие головные боли и периодические приступы частичного паралича.
Мэри Шелли умерла 1 февраля 1851 года.

Клэр Клермонт пережила всех своих родичей. Она моталась по свету, служила гувернанткой или была просто приживалкой. С 1825 по 1828 год работала гувернанткой у дочки русского генерала от инфантерии Паисия Сергеевича Кайсарова (1783-1844). Затем жила в Англии, в Германии, во Франции. Дни свои закончила во Флоренции, где умерла 19 марта 1879 году. Замуж она никогда не вышла, хотя сватались к ней многие.

Лучшие переводы произведений Перси Биш Шелли на русский язык были сделаны К.Д. Бальмонтом.

Маскарад Анархии

И вот гляжу, в лучах зари,
Лицом совсем как Кэстельри,
Убийство, с ликом роковым,
И семь ищеек вслед за ним.

Все были жирны; и вполне
Понятно это было мне:
Он под плащом широким нёс
Сердца людей в росе из слёз,
И сыт был ими каждый пёс.

За ним Обман; одет был он
Весь в горностай, как лорд Эльдон,
Он плакал; силой волшебства,
Те слёзы, наземь пав едва,
Вдруг превращались в жернова.

И дети малые кругом,
Себе игрушку видя в том,
Ловили слёзы те, в борьбе,
И выбивали мозг себе.

И Лицемерье, всё в тенях,
Но с светлой Библией в руках,
На крокодиле, как Сидмут,
Ползло, глядя и там и тут.

Другие Порчи, целый ряд,
Сошлись на страшный маскарад,
Наряжены, вплоть до очей,
В шпионов, в пэров и в судей.

Последней Смута, в этом сне,
На белом ехала коне,
И конь был кровью обагрен,
А Призрак - точно Смерть был он.

Чело жестокое в венке,
И скипетр был в его руке,
И знак на лбу лелеял он:
«Я Бог, я Властелин, Закон».

Он ехал с пышной быстротой,
Над всей Английскою землёй,
И он толпой был слепо чтим,
И лужей кровь была за ним.

Был свитой Призрак окружён,
Был шум и звон со всех сторон,
У каждого - кровавый меч,
Чтобы врагам пути пресечь.

И вот по Англии, кичась,
Толпа свирепая неслась,
Вином отчаянья полна,
Для тёмных дел опьянена.

От моря к морю, как беда,
Через поля, чрез города,
Они неслись в крови, в пыли,
Покуда в Лондон не пришли.

Всех обитателей, в домах,
Панический застигнул страх,
Когда под крик, неукротим,
Тот Призрак Смуты прибыл к ним.

Ему навстречу, как река,
Явились дикие войска,
И пели все, и слушал он:
«Ты Бог, Король, и ты Закон.

Мы твой приветствуем приход,
Тебя давно недостает.
Мечи остыли, денег нет,
Дай крови, золота и бед».

Ханжи, законники, толпой,
Склоняясь перед тенью той,
Молитву тихую, как вздох,
Шептали: «Ты Закон и Бог».

И все вскричали, как один:
«Ты Бог, Король и Властелин,
Тебе от нас земной поклон,
Дух Смуты ныне освящён».

И вот Анархии скелет
Всем, скаля зубы, шлёт привет,
Народ, чтоб так учтив был он,
Учителям дал миллион.

Он знал, что все ему - венцы
И королевские дворцы,
Ему - почёт от всех рабов
И шитый золотом покров.

И вот приспешников, вперёд,
Банк захватить скорей он шлёт,
В парламент хочет он вступить,
Он знает, как ему там быть.

Безумная явилась тут,
Надеждою её зовут.
Но, как Отчаянье, она
Вскричала, вся дрожа, бледна:

«Отец мой, Время, стар и сед,
Ждёт лучших дней, а их всё нет,
Глядите, он, как идиот,
Руками шарит, счастья ждёт.

Он за детьми рождал детей,
Всех схоронил в теченье дней,
Осталась только я одна,
О, горе, скорбь мне суждена!»

И до коня она дошла,
Пред ним на улице легла,
Ждёт, чтоб в неё вдавили след
Обман, Убийство и Скелет.

Меж ней и ими вдруг возник
Какой-то свет, какой-то лик,
Сперва он был и слаб, и мал,
Как бы туман долин меж скал.

Но в буре зреют облака,
Меж скал густеет их река,
И светят молнии из туч,
И гром идёт к низинам с круч.

Так вырос образ тот, в огне,
Горя в чешуйчатой броне,
На алых крыльях он взвился,
Предстал как света полоса.

На шлеме, издали светла,
Планета блеск зари зажгла,
И перья искрились на нём,
Горя пурпуровым огнём.

Над головами тех людей,
Как ветер, всё скорей, скорей,
Он шёл, все слышали его,
Но не видали ничего.

Как Май, идя, цветы родит,
Как звёзды Ночь с волос струит,
Куда б ни шёл он, с высоты,
Во всех умах рождал мечты.

Толпа взглянула, - перед ней
Надежда, в красоте своей,
Вперёд, вперёд, спокойно шла,
Хоть вся земля в крови была.

И Смута, вскормленная в зле,
Лежала мёртвой на земле,
Конь Смерти словно ветер был,
Летел, копытами дробил
Убийц, чей строй так люден был.

Лучистый свет блеснул из туч,
Он нежен был, хоть был могуч,
И Гимн возник во всех умах,
Была и радость в нём, и страх.

Как будто бы Земля, родив
Сынов Английских, - ощутив
Негодованье, видя кровь
И к детям чувствуя любовь, -

Из каждой красной капли вдруг
Соделала могучий звук,
И сердце всё вложила в крик,
И гимн властительный возник:

«О, Люди Англии, Сыны
Непогасимой Старины,
Питомцы матери, чей дух,
На время только, в вас потух, -


Вас столько ж, как стеблей травы,
Развейте чары тёмных снов,
Стряхните гнёт своих оков,
Вас много - скуден счёт врагов!

В чём Вольность, знаете ль? Увы,
В чём Рабство, испытали вы,
И ваше имя - звон оков,
В нём отзвук имени рабов.

Да, рабство, подневольный труд,
В работе вечной дни идут,
И платят вам тираны так,
Чтоб прозябать вам кое-как.

Вы всё для них, вы - дом и печь,
Станок, лопата, плуг и меч,
С согласия иль без него,
Вы им пригодны для всего.

И жалок вид детей нагих,
И бледны матери у них,
Покуда речь моя течёт,
К ним смерть идёт, и смерть не ждёт.

И было бы желанно вам
Есть то, что сильный жирным псам
Бросает щедрою рукой,
Но пищи нет у вас такой.

Дух Золота лелеет взгляд,
И от труда берёт сто крат,
И в тираниях старых дней
Работать не было трудней.

И за чудовищный ваш труд
Бумажных денег вам дают,
Вы им даруете кредит,
Хоть в них обман бесстыдный скрыт.

И воли вам, в мельканье лет,
Над волей собственною нет,
Но что другие захотят,
В то вашу волю превратят.

Когда ж вы издадите вздох,
Что сон ваш скуден, хлеб ваш плох,
Когда тиран к вам войско шлёт,
И вас, и ваших жён он бьёт,
И кровь из ваших ран течёт.

И месть горит, и хочет вновь
За пытку - пытку, кровь - за кровь:
Не поступайте так, когда
Настанет ваша череда.

Да, птицы носятся везде,
Но отдохнут в своём гнезде,
И есть берлога у зверей
В суровый холод зимних дней.

Для лошадей и для быков
В их стойлах корм всегда готов,
Собак дворовых впустят в дом,
Когда бушуют вихрь и гром.

Есть хлеб, и корм есть у ослов,
И для свиней приют готов,
О, Англичанин, только ты
Бездомен в мраке нищеты.

Вот это Рабство - посмотри,
Терпеть не станут дикари,
И зверь доселе не терпел
То, в чём обычный твой удел.

В чём ты, Свобода? О, когда б
Сказал, в живой могиле, раб
Ответ, - тиран бежал бы прочь,
Как от лучей победных - ночь.

О, Вольность, мир огнём одень,
Пусть говорят, что ты лишь тень,
Что из пещеры Славы ты -
Лишь суеверие мечты.

Нет, для работника ты хлеб,
Чтоб он, насытившись, окреп,
Чтобы, окончив труд дневной,
Он счастлив был с своей семьёй.

Ты всем, кто знает скорбь и мрак,
Одежда, пища и очаг;
В краях, где свет твой не погас,
Не мог бы голод мучить нас,
Как видим в Англии сейчас.

Ты для богатого, когда
Он топчет слабых, - как узда:
Отдвинет ногу он свою,
Как наступивши на змею.

Ты Справедливость: никогда
Не купишь твоего суда;
Продажен в Англии закон,
Тобой же всякий ограждён.

Ты Мудрость: в Вольном не горят
Огни, твердящие про ад,
Он не подумает, что он
Навеки будет осуждён.

Ты Мир: сокровища и кровь
Не тратишь, чтоб сбирать их вновь,
Как тратили тираны их,
Чтоб пламень в Галлии затих.

Но, если пролилась из ран
Кровь слишком многих Англичан,
Свобода, ты затемнена,
Но заблистать опять должна.

Ты свет Любви: к тебе припал
Богатый, ноги целовал,
Своё богатство отдал им,
Кто был тиранами гоним, -

Оружье выковал себе,
Чтоб в благородной встать борьбе
На притесненье и обман,
Кому весь мир был в жертву дан.

Познанья, Мысли и Мечты -
То светочи средь темноты,
Зажжённые для тех тобой,
Кто в жизни истомлён борьбой.

В терпенье, в Нежности, во всём,
Что расцветает нам цветком,
Ты скрыта: не слова - дела
Нам говорят, что ты светла.

Пусть соберутся те толпой,
Что вольны смелою душой,
Пусть соберёт их дух один
На свежей зелени долин.

Пусть голубые небеса,
Земля, и светлая роса,
И всё, что вечно, не мертво,
Увидят это торжество.

Из самых дальних уголков,
От всех Английских берегов,
Из городов и деревень,
Где люди, чахлые, как тень,
Живут и стонут каждый день,

Из тюрем, где, как тощий труп,
С дрожаньем жалким бледных губ,
Толпа детей и стариков
Ест горький хлеб под звон оков,

Из всех тех мест, где жизнь идёт
И каждый миг усилий ждёт,
Встают заботы, бьётся страх,
И сеют плевелы в сердцах,

И наконец, из всех дворцов,
Где, точно дальний гул ветров,
Звучат, то слабо, то слышней,
Глухие отзвуки скорбей,

Из тех блистательных темниц,
Где жесток вид холодных лиц
И где немногим слышен стон
Тех, кто нуждой обременён, -

Вы все, чьим горестям нет слов
И кто сочувствовать готов
Стране, где кровь невинных льют
И где страданье продают, -

В Собранье смелом и живом
Сверитесь, с пышным торжеством,
Пусть скажут ваши голоса,
Что вольным каждый родился.

Как заострённые мечи,
Слова пусть будут горячи
И полны смелой широты,
Как в бой подъятые щиты.

И пусть тогда, со всех сторон,
Тираны к вам, под шум и звон,
Придут воинственной толпой,
Как море громкое в прибой.

Пусть артиллерия гремит
И пылью воздух продымит,
Чтоб всё пространство потряслось
Под стук копыт и звук колёс.

Пускай, блестя, пройдут полки,
И неподвижные штыки
Сольются, сеть одну соткав,
Английской крови возжелав.

Пусть сабли всадников светло
Под звук команды: «Наголо!» -
Горят, чтоб погасить свой свет
В пучине гибели и бед.

Спокойный сохраните вид,
Как лес, что сомкнут и молчит,
С такими взорами, где свет,
Которому преграды нет.

Пусть Паника, чей бег быстрей
Проворных боевых коней,
Сквозь ваши плотные ряды
Пройдёт, как только тень беды.

Пускай закон родной страны -
Ему мы все подчинены -
В раздоре том, рука с рукой,
Стоит единственным судьёй.

Закон Английский старых дней
Блистает мудростью своей,
Умней он наших новых дней;
В нём вспыхнет, - как тогда возник,
Свобода, твой могучий крик.

Священный вестник он, - и тот,
Кто на герольда посягнёт,
Пусть примет кровь, так суждено,
Но будет не на вас пятно.

И раз насильники дерзнут,
Пусть между вас с мечом пройдут.
Пусть рубят, колют и дробят,
Пускай поступят как хотят.

Не отводя упорных глаз,
На них глядите в этот час,
Не удивляясь, не сробев,
Пока не кончится их гнев.

Тогда они придут домой
С позором, жалкою толпой,
И кровь, что пролили они,
На их щеках зажжёт огни.

И женщины всех мест родных
Укажут пальцами на них,
И стыдно будет им встречать
Друзей и близким отвечать.

И те, что были на войне
И бились в Смерти и в огне,
Гнушаясь обществом таким,
Уйдут к свободным и благим.

И для народа та резня
Зажжёт огонь иного дня,
В нём будет знак для вольных дан,
Далёко прогремит вулкан.

Промчатся звучные слова,
И будет сила их жива,
Сквозь каждый разум их печать
Блеснёт опять - опять - опять.

Восстаньте ото сна, как львы,
Вас столько ж, как стеблей травы;
Развейте чары тёмных снов,
Стряхните гнёт своих оков,
Вас много - скуден счёт врагов!»

Не поднимайте тот покров, который…

Не поднимайте тот покров, который
Зовут живые жизнью: пусть на нём
Лишь вымысел мерцает беглым сном,
Всё то, чему хотели б верить взоры,

Два духа, Страх и Чаянье, как воры,
Таятся там, во мраке роковом,
И тени ткут в провале снов глухом,
Над бездной создают свои узоры.

Был некто, кем покров приподнят был:
Любить хотел он, - но в широком мире
Он никого, увы, не полюбил.

Свет в тени, зрячий меж слепых на пире,
Ждал правды он, спасения от зол
И, как Пророк в пустыне, не нашёл.

Спешите к мертвым вы! Что там найдете…
(сонет)

Спешите к мертвым вы! Что там найдете,
О, мысли и намеренья мои?
Ткань мира ждёт на каждом повороте.
Ты, Сердце, быстро бьёшься в забытьи, -

Ждёшь радости, но предано заботе.
Ты, жадный ум, о смерти, бытии
Всё хочешь знать. Куда же вы идёте,
Зачем шаги торопите свои?

Путь жизни с быстротою покидая,
От боли и от счастия равно
Вы прячетесь во гроб, где смерть седая.

Здесь зелень трав, там пусто и темно.
О, мысли, сердце, ум! Чего ж вы ждёте,
Что в глубине могильной вы найдёте?

Я боюсь, что эти стихи не понравятся вам, но…

(сонет Байрону)

Когда бы меньше почитал я вас,
От Зависти погибло б Наслажденье;
Отчаянье тогда б и Изумленье
Над тем умом смеялись бы сейчас,

Который, - как червяк, что в вешний час
Участвует в безмерности цветенья, -
Глядя на завершённые творенья,
Отрадою исполнен каждый раз.

И вот, ни власть, что дышит властью Бога,
Ни мощное паренье меж высот,
Куда другие тащатся убого, -

Ни слава, о, ничто не извлечёт
Ни вздоха у того, кто возвещает:
Червяк, молясь, до Бога досягает.

Гимн Интеллектуальной Красоте
(Гимн Духовной красоте)

Таинственная тень незримой высшей Силы,
Хотя незримая, витает между нас
Крылом изменчивым, как счастья сладкий час,
Как проблеск месяца над травами могилы,
Как быстрый летний ветерок,
С цветка летящий на цветок,
Как звуки сумерек, что горестны и милы, -
В душе у всех людей блеснёт
И что-то каждому шепнёт
Непостоянное виденье,
Как звёздный свет из облаков,
Как вспоминаемое пенье
От нас ушедших голосов,
Как что-то скрытое, как тайна беглых снов.

О, Гений Красоты, играющей окраской
Ты освящаешь всё, на что уронишь свет.
Куда же ты ушёл? Тебя меж нами нет!
Ты в помыслах людей живёшь минутной сказкой.
Ты нас к туманности унёс
И позабыл в долине слёз,
Чтоб люди плакали, обманутые лаской.
Зачем? - Но чей узнает взор,
Зачем вон там, средь дальних гор,
Не светит радуга бессменно,
Зачем над нами вечный гнёт,
Зачем все пусто, все мгновенно,
И дух людской к чему идёт,
И любит, и дрожит, и падает, и ждёт?
Поэты, мудрецы в небесности прозрачной
Искали голоса, но в небе - тишина.
И потому слова Эдем и Сатана
Есть только летопись попытки неудачной.
Нельзя их властью заклинать,
Нельзя из наших душ изгнать
Сомненья, случая, измен, печали мрачной.
Одно сиянье Красоты,
Как снег нагорной высоты,
Как ветер ночи, сладко спящей,
Что будит чуткую струну
И грезит музыкой звенящей,
Из жизни делает весну,
Даёт гармонию мучительному сну.

Любовь, семья надежд и самоуваженье,
Как тучи, сходятся неверною толпой.
Мечту бессмертия вкусил бы род людской,
Когда б не краткий миг он видел отраженье
Непостижимой Красоты, -
Когда б священные черты
В его душе нашли живое воплощенье.
Ты, вестник чувства и лучей
В сверканье любящих очей,
Ты, пища помыслов от века,
Свети, огонь свой не тая,
Не уходи от человека,
Не уходи, как тень твоя,
А то для нас как смерть - вся сказка бытия.
Когда, ещё дитя, искал я привидений
По чутким комнатам, взирая в темноту,
В лесу, при свете звёзд, преследуя мечту -
Беседовать с толпой отшедших поколений,
Я звал, я был заворожён,
Но ряд отравленных имён
Ребёнку не принёс волшебных откровений.
И как-то раннею весной
Скитался я в глуши лесной,
О судьбах жизни размышляя,
Бесшумный ветер чуть дышал,
Как вдруг, всё в мире оживляя,
Твой призрак на меня упал, -
Я вскрикнул и, дрожа, в восторге руки сжал.

И клялся я тогда, что посвящу все силы
Тебе, одной тебе: и клятву я сдержал.
Вот, я теперь к теням прошедшего воззвал,
И каждый час встаёт из дремлющей могилы;
Когда в полночной тишине
Они склонялися ко мне,
Мой труд мне легок был, мне ласки были милы.
Так пусть же скажет их семья,
Что, если радовался я,
Всегда я тешился надеждой,
Что ты лохмотья нищеты
Заменишь светлою одеждой,
Что, высший Гений Красоты,
Ты дашь нам, дашь нам всё, что можешь
дать лишь ты.

Когда полдневный час проходит, день - яснее,
Торжественней лазурь, - и есть покой в мечтах
Прозрачной осени, - в желтеющих листах
Живёт гармония, что летних трав пышнее, -
Как будто не было её,
Когда призвание своё
Ещё не понял мир, в восторгах цепенея.
Мой полдень канул; власть твоя
Зажгла в нём правду бытия.
О, дай мне вечер тихий, ясный,
О, дай в тебе себя забыть,
Хочу всегда, о, Дух прекрасный,
Предназначенью верным быть, -
Бояться лишь себя и всех людей любить!

Своей пламенной верой в полновластный и всеразрешающий разум, своим полным пренебрежением к унаследованным от прошлого человеческим воззрениям, верованиям и привычкам Шелли принадлежит ещё к последователям идей века Просвещения. «Политическая справедливость» Годвина, проникнутая целиком революционным национализмом девяностых годов XVIII в., стала очень рано его евангелием; но идеи Годвина претворились у Шелли в красивые поэтические видения, смело задуманные и своеобразные. Эти образы, воздушные и туманные, убаюкивают сознание своей дивной художественностью. Как поэт, Шелли принадлежит уже целиком к началу истекшего столетия, к тому блестящему возрождению поэзии, которое мы называем романтизмом. Поэтическое дарование Шелли, таким образом, не вполне соответствует его миросозерцанию. Двойственность Шелли, как рационалиста и романтика, мыслителя и художника, проповедника и поэта, составляет самую характерную черту его гения.

«Шелли научил нас, - пишет профессор Доуден - признавать благодетельность высшего закона, тяготеющего над избранными душами, живущими ради идеи, ради надежды, и готовых претерпеть за них и попреки, и посрамление, и даже принять смерть мученичества. Но этот высший закон, как его представил себе Шелли, - вовсе не добровольное подвижничество или жалкий аскетизм; Шелли и в стихах, и в прозе отдаёт должное музыке, живописи, скульптуре и поэзии и обогащает наше сознание их могуществом. Его только никогда не удовлетворяет эпикурейское наслаждение красотой или удовольствием. Его поэзия вливает в нас божественную тревогу, которую не могут рассеять ни музыка, ни живопись, ни скульптура, ни песня; через их посредство мы поднимаемся к какой-то высшей красоте, к какому-то вожделенному добру, которых мы, может быть, никогда не достигнем, но к которым мы постоянно и неминуемо должны стремиться» («Transcripts & Studies», стр. 100). Женственно-красивый и нежный облик Шелли, с его открытым и вдумчивым взором, заканчивает обаятельность его, как поэта и как человека.

Созерцательная, склонная к мечтательности и к сильным душевным возбуждениям натура Шелли сказалась очень рано, когда ещё ребёнком, в поместье своего деда, он рассказывал маленьким сестрам страшные сказки и забавлялся химическими и электрическими опытами, производившими впечатление алхимии .

Те же интересы преобладают и позже в Итонской школе, куда отец поэта, сэр Тимоти Шелли, деревенский сквайр , отдал своего сына, в надежде ввести его в круг избранной молодежи. В первые годы мы и здесь видим Шелли за чтением страшных романов г-жи Редклиф и Люиса и за химическими опытами. Здесь впервые жизнь показалась Шелли и своей неприглядной стороной.

Суровое воспитание тогдашнего английского юношества жестоко отразилось на чувствительной душе поэта. Он долго помнил издевательства, кулачную расправу, приставанья своих товарищей и наставников. В «Лаоне и Цитне» он вспоминает о них, как о своих «тиранах и врагах». В последние годы пребывания в Итоне занятия Шелли становятся более серьёзными. В нём просыпается потребность творчества.

В честь Шелли назван кратер на Меркурии .

Ссылки

  • Шелли, Перси Биши в библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Перси Шелли" в других словарях:

    Перси Биши Шелли Percy Bysshe Shelley … Википедия

Муж Мэри Уолстонкрафт Шелли .

Своей пламенной верой в полновластный и всеразрешающий разум, своим полным пренебрежением к унаследованным от прошлого человеческим воззрениям, верованиям и привычкам Шелли принадлежит ещё к последователям идей века Просвещения. «Политическая справедливость» Годвина, проникнутая целиком революционным национализмом девяностых годов XVIII в., стала очень рано его евангелием; но идеи Годвина претворились у Шелли в красивые поэтические видения, смело задуманные и своеобразные. Эти образы, воздушные и туманные, убаюкивают сознание своей дивной художественностью. Как поэт, Шелли принадлежит уже целиком к началу истекшего столетия, к тому блестящему возрождению поэзии, которое мы называем романтизмом. Поэтическое дарование Шелли, таким образом, не вполне соответствует его миросозерцанию. Двойственность Шелли, как рационалиста и романтика, мыслителя и художника, проповедника и поэта, составляет самую характерную черту его гения.

«Шелли научил нас, - пишет профессор Доуден - признавать благодетельность высшего закона, тяготеющего над избранными душами, живущими ради идеи, ради надежды, и готовых претерпеть за них и попреки, и посрамление, и даже принять смерть мученичества. Но этот высший закон, как его представил себе Шелли, - вовсе не добровольное подвижничество или жалкий аскетизм; Шелли и в стихах, и в прозе отдает должное музыке, живописи, скульптуре и поэзии и обогащает наше сознание их могуществом. Его только никогда не удовлетворяет эпикурейское наслаждение красотой или удовольствием. Его поэзия вливает в нас божественную тревогу, которую не могут рассеять ни музыка, ни живопись, ни скульптура, ни песня; через их посредство мы поднимаемся к какой-то высшей красоте, к какому-то вожделенному добру, которых мы, может быть, никогда не достигнем, но к которым мы постоянно и неминуемо должны стремиться» («Transcripts & Studies», стр. 100). Женственно-красивый и нежный облик Шелли, с его открытым и вдумчивым взором, заканчивает обаятельность его, как поэта и как человека.

Созерцательная, склонная к мечтательности и к сильным душевным возбуждениям натура Шелли сказалась очень рано, когда ещё ребенком, в поместье своего деда, он рассказывал маленьким сестрам страшные сказки и забавлялся химическими и электрическими опытами, производившими впечатление алхимии.

Те же интересы преобладают и позже в Итонской школе, куда отец поэта, Тимофей Шелли, деревенский сквайр , отдал своего сына, в надежде ввести его в круг избранной молодежи. В первые годы мы и здесь видим Шелли за чтением страшных романов г-жи Редклиф и Люиса и за химическими опытами. Здесь впервые жизнь показалась Шелли и своей неприглядной стороной.

Суровое воспитание тогдашнего английского юношества жестоко отразилось на чувствительной душе поэта. Он долго помнил издевательства, кулачную расправу, приставанья своих товарищей и наставников. В «Лаоне и Ситне» он вспоминает о них, как о своих «тиранах и врагах». В последние годы пребывания в Итоне занятия Шелли становятся более серьёзными. В нём просыпается потребность творчества.

В , когда Шелли перешёл в Оксфордский университет , он уже был автором двух романов : «Цастроцци» и «Св. Ирвайн». Оба они отражают самый фантастический и грубый романтизм тогдашнего ходячего романа, но несомненно нашли себе читателей. В Итоне Шелли впервые увлекся и идеями «Политической справедливости» Годвина; его кузина Гарриэт Гров, на любовь к которой благосклонно смотрели его родители, была уже по первым письмам, пришедшим из Оксфорда, встревожена вольномыслием своего молодого друга. На первых порах в Оксфорде Шелли испытал мало новых впечатлений. Он издает шутовские стихи, под заглавием: «Посмертные записки Маргариты Никольсон», зачитывается Платоном , Еврипидом , Лукрецием, знакомится с Франклином и Кондорсе, с философией Локка и Юма . Сам университет не произвел на Шелли, по-видимому, никакого впечатления. Характерная для Шелли жажда прозелитизма и потребность высказываться быстро привели его, вместе с его товарищем и другом Гоггом, оставившим интересные воспоминания (Hogg, «Life of Р. В. S.», Лондон, 1858), к крайне опасному шагу: изданию брошюры о «Необходимости атеизма». Шелли собственноручно распространял эту брошюру среди студентов, рассылал её множеству лиц и быстро распространил её по всему Оксфорду.

Хотя имя его не стояло на заголовке, тем не менее университетское начальство вызвало Шелли на суд и, после его отказа отвечать на предложенные вопросы, постановлением 25 марта исключило обоих друзей из числа студентов. О женитьбе Шелли на Гарриэт Гров не могло быть более речи. Отец Шелли на некоторое время запретил ему даже являться домой, назначив ему 200 фунтов (=2000 руб.) ежегодной пенсии, - и 19-летний Шелли раз навсегда был предоставлен самому себе.

Следующие три года жизни Шелли можно назвать эпохой общественно-политических скитаний. Уже как бы приобретя венец гонимого за идею, Шелли в эти годы чувствует себя защитником угнетенных и смелым поборником правды и свободы. В таком свете представлялась ему дружба с Гарриэт Уэстбрук, пансионной подругой его сестер, дочерью богатого трактирщика, подозревавшегося и в ростовщичестве. Увезя эту шестнадцатилетнюю девочку в Эдинбург к Гоггу и женившись на ней в августе того же года, Шелли считал, что спасает её от тирании старого Уэстбрука. Родители Шелли, возмущенные таким неподходящим для наследника баронетского достоинства браком, предложили ему отказаться от наследства в пользу будущего сына или младшего брата. Это ещё более укрепило Шелли в той мысли, что он служит дорогим ему идеям свободы, равенства и справедливости. В таком настроении совершил Шелли свою поездку в Ирландию, где распространял почти собственноручно свою брошюру о даровании равноправности католикам.

Биографы обыкновенно подсмеиваются над этим вмешательством Шелли в политику. Хотя эта пропаганда и кажется наивной, но, читая брошюру Шелли теперь, при свете современных политических отношений Англии, нельзя не признать, что он вовсе не витал в заоблачных мечтаниях, а лишь высказывал взгляды, к которым его соотечественникам предстояло прийти через три четверти века. Все в том же настроении Шелли знакомится вскоре сначала письменно, а затем и лично с Годвином, отдается со всем пылом молодости делам благотворительности (преимущественно в Тримедоке, в Карнарвоншире), издает ещё целый ряд политических памфлетов и, наконец, пишет свою «Королеву Маб», с длинными примечаниями. Это первый поэтический опыт, ещё слишком полный юношеского риторизма и бледнеющий перед вдохновенной лирикой его последующих поэм. Насколько молодой Шелли ещё мало чувствовал себя в то время поэтом, видно из того, что во время его пребывания в «стране озер», где жили «поэты-лэкисты» - Саути , Вордсворт и Кольридж , - их поэзия мало заинтересовала Шелли, хотя он и был близко знаком с Саути, и впоследствии влияние «лэкистов» сильно сказалось на его творчестве. Увлечение политическими, социальными и философскими вопросами в то время ещё, по-видимому, сдерживало поэтическое дарование Шелли в слишком узких для него рамках рассудочности. Вскоре для Шелли наступили новые треволнения, и они могут считаться последним толчком к поэтическому творчеству.

Через год после выхода «Королевы Маб» и рождения дочери, названной в честь героини этой поэмы тоже Ианти, Шелли расходится с Гарриэт, и сердце его воспламеняется уже настоящей любовью к дочери Годвина, Мэри. Разрыв с женой и вторичный увоз семнадцатилетней девушки много обсуждались биографами Шелли и обыкновенно толковались не в пользу поэта; в них видели прямолинейное и бездушное приложение теорий свободной любви (жена его была в то время беременна вторым ребенком и спустя два года утопилась). Разобраться в этих событиях жизни Шелли трудно. По-видимому, Шелли имел какие-то основания подозревать Гарриэт в неверности и даже не считать её будущего ребенка своим. Гарриэт вскоре сошлась с другим человеком, причем её самоубийство было следствием, с одной стороны, давнишней склонности её к такому концу, с другой - неудовлетворенности в её новой привязанности. Бегство с Мэри Годвин (28 июля ) сопряжено с первой поездкой Шелли в Швейцарию, где годом позже он близко сошелся со знаменитым уже в то время Байроном. Четыре года жизни Ш. с его новой подругой проходят то в Швейцарии, то в Англии. За это время в окрестностях Виндзора возник «Аластор» (1816) (см. также Аластор), первое истинно поэтическое произведение Шелли. Через два года вышла в свет и вторая большая поэма, «Лаон и Ситна», более известная под заглавием «Восстание Ислама» (1818). Ещё не признанный и известный лишь как автор зажигательной «Королевы Маб», Шелли стоит уже на высоте своего поэтического гения. К этому времени относится и знакомство Ш. с Ли Гентом и с юным, вдохновенным Китсом . Это вступление в литературную среду сказалось как обогащением, так и более всесторонним развитием художественных вкусов Шелли.

Вместе с расцветом его таланта наступает и время полной политической зрелости. Памфлет Шелли «Предложение о реформе избирательных законов во всем королевстве» (1817) указывает на серьёзные знания и трезвые взгляды. Об этом свидетельствует и очерк, озаглавленный: «Философский взгляд на реформы», до сих пор не изданный, но пересказанный Доуденом в одной из его последних статей о Шелли. Для взглядов Шелли этого времени в высшей степени характерны слова его в одном письме к Ли Генту. «Я принадлежу к тем, - пишет Шелли, - кого ничто не может удовлетворить, но кто готов покамест довольствоваться всем, что действительно достижимо». Можно с уверенностью сказать, что юношеские увлечения Шелли разрешились бы серьёзным вступлением его на политическую арену, и здесь Шелли оказался бы, вероятно, более полезным и деятельным, чем член палаты лордов Байрон . В 1815 г. баронетство перешло к отцу Шелли и поэт начал получать ежегодный доход в 1000 фунтов (=10000 руб.), обеспечивавший ему и известное положение в обществе. Но уже в 1816 г., когда утонула его первая жена, жизнь Шелли начинает принимать такой оборот, что о его личном вмешательстве в политику не может быть более речи. Против него вооружается его тесть, Уэстбрук, по ходатайству которого лорд Эльдон, как лорд-канцлер, 17 марта 1817 года постановил лишить Шелли права воспитывать своих детей от первого брака. Основанием этому послужили его связь с Мэри Годвин (несмотря на то что в это время Шелли, овдовев, уже был женат на ней) и главным образом атеистические взгляды, высказанные в «Королеве Маб». Шелли был таким образом как бы объявлен вне закона. Против него восстало и общественное мнение, преследовавшее его до самой смерти. Его поэмы также все ещё не вызывали сочувствия. В горестном настроении Шелли решил покинуть родину. 11 марта 1818 г., вместе с семьей и со сводной сестрой Мэри Годвин, Марией Клермон, матерью маленькой Аллегры, прижитой ею от Байрона, Шелли уехал в Италию.

Четыре года, которые Шелли прожил в Италии, были самыми продуктивными и полными годами его жизни. В первые два года уже возникли его «Освобожденный Прометей» и трагедия «Ченчи», заставляющие думать, что останься Шелли в живых, Англия обладала бы сильным, глубоким и вдумчивым драматургом. В это время расширяются артистические запросы Шелли, характерные для него, как для английского романтика, родоначальника того особого эстетизма, который тянется через Рёскина до Росетти и В. Морриса. Давнишний восторг перед поэзией древней Эллады, перед Гомером, гимны которого переводил Шелли, перед Софоклом, с которым он никогда не расставался, и, наконец, перед Феокритом, чье влияние слышится в одной из наиболее проникновенных поэм Шелли, «Адонанс», написанной за год до его смерти в память рано умершего Китса, весь этот чисто артистический восторг перед Грецией ещё обновляется вестями о греческом восстании и знакомством с одним из его видных деятелей, Маврокордато. Шелли искренно говорит ему: «мы все греки» и задумывает свою «Элладу» (1821).

Под небом Италии - Италии начала века, где вспыхнуло национально-освободительное движение, - Шелли увлекается Данте , с его «Божественной Комедией» и с более близкой лирическому гению самого Шелли. «Vita Nuova». С Италией, «раем изгнанников», как назвал её Ш., связаны, кроме «Ченчи», «Строки, написанные среди Евганейских холмов» и «Юлиан и Маддало». Через посредство итальянского Возрождения Ш. понял и поэтов «старой веселой Англии» времен королевы Бетси, к изысканной прелести которых так внимательно прислушивались поэты-лэкисты и ещё больше Китс. Подобно лэкистам, поэта приковывает к себе и красота природы. Время пребывания в Италии может быть названо самым счастливым периодом в жизни Ш. Первый год, проведенный частью в Ливорно, частью в Неаполе, был омрачен посещением Байрона в Венеции. Ш. был удручен не только распутством Байрона, но и его странным отношением к маленькой дочери Аллегре и к её матери. Несколько позже супругам Ш. пришлось оплакивать потерю своего сына Вильяма, похороненного на том же кладбище в Риме, где покоится теперь и прах Ш. Но уже второй и третий год итальянской жизни, прошедшие частью в Пизе, частью в Ливорно, были полны надежд и разнообразия впечатлений. Кроме Байрона, которого, несмотря на разочарование в нём, как в человеке, Ш. продолжал от времени до времени посещать, к образовавшемуся около него кружку присоединились теперь Медвин и Трелоне, поддерживавшие бодрость духа Ш. Медвин, двоюродный брат Ш., был и товарищем его по пансиону, где он воспитывался до поступления в Итон. От него мы знаем о Шелли-мальчике (см. Th. Medwin, «The life of P. B. S.», Лондон, 1847). Блестящие и остроумные рассказы Трелоне касаются именно последних годов жизни Ш.; он же сообщил всего более подробностей и о несчастной поездке под парусами, во время которой погиб Ш. (см. E. Trelawny, «Recollections of the last days of S. & of Byron», 2 изд., Лондон, 1859; см. также «Records of S., Byron & the author», Л., 1878). Известность Ш. возрастала туго (издание «Ченчи» и «Освобожденного Прометея», вышедшее в Лондоне в 1821 г., пошло в ход лишь после смерти поэта). Написанный в год смерти блестящий очерк: «В защиту поэзии», который справедливо характеризует один из биографов поэта, Шарп, говоря, что «каждый интересующийся поэзией должен не только прочесть, но изучить его», - вовсе не нашёл издателя. В конце мая 1822 г. Ш. с женой и супругами Вильямс жили на берегу моря около Специи, в вилле Casa Nova. Ш., не умевший плавать и не имевший понятия о морском спорте, страстно любил море и вместе с Байроном приобрел шхуну, названную «Ариэль». Когда прибыла шхуна, у Ш. было несколько видений: то маленькая Аллегра выходила из моря, то какая-то фигура позвала его за собой в гостиную и там, сняв покрывало, оказалась его двойником, исчезнувшим со словами: «Siete soddisfatto». Кто-то видел также Ш. в лесу, когда он в это время был дома. 1-го июля Ш. и Вильямс отправились в Ливорно и оттуда в Пизу, где происходило совещание между Байроном и Ли Гентом по поводу затеянной первым газеты. На возвратном пути Ш. вновь шёл на шхуне «Ариэль» с Вильямсом и лишь одним мальчиком в виде матроса, а Трелоне следовал на яхте Байрона, «Боливар». Скоро из-за густого тумана «Ариэль» не был более виден, а после быстро налетевшего непродолжительного, но сильного шквала от «Ариэля» не оставалось уже и следа. Через несколько дней море выкинуло два трупа, оказавшихся Ш. и Вильямсом. Труп Ш. был сожжен на месте, и урна с его прахом отослана в Рим, где она покоится рядом с останками поэта Китса и маленького сына Ш. В карманах Ш. были найдены томики

(29 лет)

Своей пламенной верой в полновластный и всеразрешающий разум, своим полным пренебрежением к унаследованным от прошлого человеческим воззрениям, верованиям и привычкам Шелли принадлежит ещё к последователям идей века Просвещения . «Политическая справедливость» Годвина , проникнутая целиком революционным анархизмом девяностых годов XVIII в. , стала очень рано его евангелием; но идеи Годвина претворились у Шелли в красивые поэтические видения, смело задуманные и своеобразные. Эти образы, воздушные и туманные, убаюкивают сознание своей дивной художественностью. Как поэт, Шелли принадлежит уже целиком к началу XIX столетия, к тому блестящему возрождению поэзии, которое мы называем романтизмом . Поэтическое дарование Шелли, таким образом, не вполне соответствует его миросозерцанию. Двойственность Шелли, как рационалиста и романтика , мыслителя и художника , проповедника и поэта , составляет самую характерную черту его гения.

«Шелли научил нас, - пишет профессор Доуден - признавать благодетельность высшего закона , тяготеющего над избранными душами, живущими ради идеи, ради надежды, и готовых претерпеть за них и попреки, и посрамление, и даже принять смерть мученичества». Но этот высший закон, как его представил себе Шелли, - вовсе не добровольное подвижничество или жалкий аскетизм; Шелли и в стихах, и в прозе отдаёт должное музыке, живописи, скульптуре и поэзии и обогащает наше сознание их могуществом. Его только никогда не удовлетворяет эпикурейское наслаждение красотой или удовольствием. Его поэзия вливает в нас Божественную тревогу, которую не могут рассеять ни музыка, ни живопись, ни скульптура, ни песня; через их посредство мы поднимаемся к какой-то высшей красоте, к какому-то вожделенному добру, которых мы, может быть, никогда не достигнем, но к которым мы постоянно и неминуемо должны стремиться" («Transcripts & Studies», стр. 100). Женственно-красивый и нежный облик Шелли, с его открытым и вдумчивым взором, заканчивает обаятельность его, как поэта и как человека.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Перси Биши Шелли - «Лето и зима»

    ✪ Перси Биши Шелли отрывок из драмы "Прометей освобожденный"

Субтитры

Биография

Созерцательная, склонная к мечтательности и к сильным душевным возбуждениям натура Шелли сказалась очень рано, когда ещё ребёнком, в поместье своего деда, он рассказывал маленьким сестрам страшные сказки и забавлялся химическими и электрическими опытами, производившими впечатление алхимии .

Те же интересы преобладают и позже в Итонской школе , куда отец поэта, сэр Тимоти Шелли, деревенский сквайр , отдал своего сына, в надежде ввести его в круг избранной молодежи. В первые годы мы и здесь видим Шелли за чтением страшных романов г-жи Редклиф и Люиса и за химическими опытами. Здесь впервые жизнь показалась Шелли и своей неприглядной стороной.

Суровое воспитание тогдашнего английского юношества жестоко отразилось на чувствительной душе поэта. Он долго помнил издевательства, кулачную расправу, приставанья своих товарищей и наставников. В «Лаоне и Цитне» он вспоминает о них, как о своих «тиранах и врагах». В последние годы пребывания в Итоне занятия Шелли становятся более серьёзными. В нём просыпается потребность творчества.

Четыре года, которые Шелли прожил в Италии, были самыми продуктивными и полными годами его жизни. В первые два года уже возникли его «Освобожденный Прометей» и трагедия «Ченчи», заставляющие думать, что останься Шелли в живых, Англия обладала бы сильным, глубоким и вдумчивым драматургом. В это время расширяются артистические запросы Шелли, характерные для него, как для английского романтика, родоначальника того особого эстетизма, который тянется через Рёскина до Россетти и В. Морриса. Давнишний восторг перед поэзией древней Эллады, перед Гомером , гимны которого переводил Шелли, перед Софоклом , с которым он никогда не расставался, и, наконец, перед Феокритом , чье влияние слышится в одной из наиболее проникновенных поэм Шелли, «Адонис», написанной за год до его смерти в память рано умершего Китса, весь этот чисто артистический восторг перед Грецией ещё обновляется вестями о греческом восстании и знакомством с одним из его видных деятелей, Маврокордато . Шелли искренно говорит ему: «мы все греки» и задумывает свою «Элладу» (1821).

Под небом Италии - Италии начала века, где вспыхнуло национально-освободительное движение, - Шелли увлекается Данте , с его «Божественной Комедией» и с более близкой лирическому гению самого Шелли, «Vita Nuova». С Италией, «раем изгнанников», как назвал её Шелли, связаны, кроме «Ченчи», «Строки, написанные среди Евганейских холмов» и «Юлиан и Маддало». Через посредство итальянского Возрождения Шелли понял и поэтов «старой веселой Англии» времён королевы Бетси , к изысканной прелести которых так внимательно прислушивались поэты-лэкисты и ещё больше Китс. Подобно лэкистам, поэта приковывает к себе и красота природы. Время пребывания в Италии может быть названо самым счастливым периодом в жизни Шелли. Первый год, проведённый частью в Ливорно, частью в Неаполе, был омрачен посещением Байрона в Венеции. Шелли был удручен не только распутством Байрона, но и его странным отношением к маленькой дочери Аллегре и к её матери. Несколько позже супругам Шелли пришлось оплакивать потерю своего сына Уильяма, похороненного на том же кладбище в Риме, где покоится теперь и прах Шелли. Но уже второй и третий год итальянской жизни, прошедшие частью в Пизе, частью в Ливорно, были полны надежд и разнообразия впечатлений. Кроме Байрона, которого, несмотря на разочарование в нём, как в человеке, Шелли продолжал от времени до времени посещать, к образовавшемуся около него кружку присоединились теперь Медвин и Трелоне, поддерживавшие бодрость духа Шелли. Медвин, двоюродный брат Шелли, был и товарищем его по пансиону, где он воспитывался до поступления в Итон. От него мы знаем о Шелли-мальчике (см. Th. Medwin, «The life of P. B. S.», Лондон, 1847). Блестящие и остроумные рассказы Трелоне касаются именно последних годов жизни Шелли; он же сообщил всего более подробностей и о несчастной поездке под парусами, во время которой погиб Шелли (см. E. Trelawny, «Recollections of the last days of S. & of Byron», 2 изд., Лондон, 1859; см. также «Records of S., Byron & the author», Л., 1878).

Творчество Шелли медленно пробивало путь к читателю (издание «Ченчи» и «Освобожденного Прометея», вышедшее в Лондоне в 1821 году , получили известность лишь после смерти поэта). Написанный в год смерти блестящий очерк «В защиту поэзии », о котором Шарп, один из биографов поэта, справедливо пишет, что «каждый, кто интересуется поэзией, должен не только прочесть, но изучить его», вовсе не нашёл издателя.

В конце мая 1822 года Шелли с женой и супругами Уильямс жили на берегу моря около Специи, в вилле Casa Nova. Шелли, не умевший плавать и не имевший понятия о морском спорте, страстно любил море и вместе с Байроном приобрёл шхуну, названную «Ариэль». Когда прибыла шхуна, у Шелли было несколько видений: то маленькая Аллегра выходила из моря, то какая-то фигура позвала его за собой в гостиную и там, сняв покрывало, оказалась его двойником, исчезнувшим со словами: «Siete soddisfatto»(с итал.  -  «Вы довольны»). Кто-то видел также Шелли в лесу, когда он в это время был дома. 1 июля Шелли и Уильямс отправились в Ливорно и оттуда в Пизу, где происходило совещание между Байроном и Ли Гентом по поводу затеянной первым газеты. На возвратном пути Шелли вновь шёл на шхуне «Ариэль» с Уильямсом и лишь одним мальчиком в качестве матроса, а Трелоне следовал на яхте Байрона, «Боливар». Скоро из-за густого тумана «Ариэль» не был более виден, а после быстро налетевшего непродолжительного, но сильного шквала от «Ариэля» не оставалось уже и следа. Через несколько дней море выкинуло два трупа, оказавшихся Шелли и Уильямсом. Труп Шелли был сожжен на месте, и урна с его прахом отослана в Рим, где она покоится на протестантском кладбище рядом с останками поэта Китса и маленького сына Шелли. В карманах Шелли были найдены томики Софокла и Китса.

Цитаты

«Каждый способный мыслить должен сознавать, что нет доказательства существования бога».

Память

  • В честь Шелли назван кратер на Меркурии .
  • В культовом сериале «Твин Пикс» Уиндом Эрл неоднократно цитирует стихотворение Перси Шелли «Ода западному ветру». Это же стихотворение, исполненное под музыку, стало одной из песен проекта Amurekimuri украинской певицы Елены Войнаровской .
  • В фильме «Трещины» цитировался стих Биши Шелли «Озимандиас».
  • В 5-й серии сериала «Преступления прошлого» также несколько раз упомянуто стихотворение «Озимандиас».
  • Стихотворения Шелли Перси Биши были ключом к раскрытию серии преступлений в игре L.A. Noire .
  • Также фрагмент стихотворения «Озимандиас» («И письмена взывают с пьедестала: „Я Озимандия. Я царь царей. Моей державе в мире места мало. Всё рушится.“») является эпиграфом к технологии «конструирование» в игре Civilization 4.