Шекспир гамлет на английском языке читать. Монолог Гамлета

Как репетитор английского языка я работаю уже много лет и готовлю своих учеников, как к вступительным, так и к выпускным экзаменам. Я могу сказать, что любой экзамен является серьезным испытанием для абитуриента, а ЕГЭ по английскому языку – это один из самых сложных экзаменов в среднеобразовательной школе. Ведь это не только выпускной, но и вступительный экзамен в институт! Поэтому к подготовке следует подходить со всей ответственностью.
Для того чтобы сдать ЕГЭ по английскому языку на высокий бал (84-100), необходимо иметь уровень знаний не ниже upper-intermediate. Именно на такой уровень необходимо ориентироваться, если ваша цель - поступить в ведущие ВУЗы Москвы.

Литературы для подготовки к единому государственному экзамену выпущено немало. В основном, это пособия с набором примерных вариантов ЕГЭ по английскому языку. Такие пособия очень полезны на последнем этапе обучения, когда у ребёнка уже сформировался определённый грамматический, лексический и разговорный уровень, многие темы программы изучены, и целью учителя остается теперь сориентировать учащегося на новую форму тестирования. Опытный педагог прекрасно понимает, что без формирования прочного теоретического фундамента базирующегося на знаниях различных компетенций, никакое натаскивание не поможет в выборе правильного ответа. Для этой цели существуют разные учебники как отечественных, так и зарубежных авторов. И те, и другие имеют свои плюсы и минусы. Поэтому в выборе учебников я всегда стараюсь воспользоваться теми заданиями, которые наиболее полезны в обучении конкретного ребёнка и могут дать лучший результат. Не забывайте, что любой опытный репетитор будет ссылаться и на свои методические пособия, разработки и идеи.

Аудирование является видом речевой деятельности, вызывающим наибольшее количество трудностей не только у тех, кто начинает изучать язык или готовиться к разнообразным видам экзаменов, но и у тех, кто оказывается в иноязычной среде и вынужден принимать самостоятельные решения. Для начала надо ответить на следующие вопросы:
1)Что такое аудирование и чем оно отличается от слушания?
2)Почему этот вид речевой деятельности вызывает наибольшее количество трудностей?
3)Как обучение аудированию связано с формированием смежных языковых и речевых навыков?
Во-первых, аудирование Listening Comprehension- это процесс восприятия и понимания речи на слух. Научить учащихся понимать речь на слух - одна из важнейших целей обучения английскому языку. В ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием, как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности. Часто помимо восприятия речи на слух мы выполняем и другие действия: наблюдаем, говорим, пишем. Любая аудиозапись дает информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения. Поэтому аудирование является средством обучения. Провести четкую грань между аудированием и говорением в данном случае просто невозможно. Даже термин « устная речь» изначально предполагает навыки аудирования.
Во-вторых, к трудностям аудирования можно отнести:
А)трудности, вызванные условиями аудирования(внешние шумы, качество записи, плохая акустика)
Б)трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи(отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста, особенности дикции, темпа, паузации)
В-третьих, психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования. Тот, кто имеет привычку внутренне проговаривать, фиксировать информацию, лучше поймет и запомнит ее. Экзамен, проверяющий восприятие английской речи на слух, представляет, пожалуй, одну из основных проблем. Причина не только в том, что аудио-кассеты не слушают на протяжении всего школьного курса (а это 11 лет), но и в том, что ученики не умеют соотносить ключевые слова в вопросах и аудио-записях и выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в текстах, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимично. Плюс к этому, на любом экзамене на выполнение задания выделяется ограниченное время. Добавьте сюда естественное на экзамене волнение, и экзамен сдается хуже, чем мог бы.
Чтение, с моей точки зрения, - это раздел, вызывающий у абитуриентов наибольшие сложности. Даже если учащийся знает формат заданий, не следует забывать, что тексты для тестирования предоставляются аутентичные, и те, у кого недостаточно хорошая лексическая и грамматическая база не смогут проявить языковую интуицию, так как, задания сформулированы так, что использование синонимичного ряда может сбить ребёнка с толку. На экзамен по английскому языку выделяется ограниченное количество времени, и дети просто не успевают, спешат, плюс волнение – и опять нежелательные ошибки. Поэтому на своих уроках я особое внимание уделяю на изучение аутентичных текстов различной тематики и сложности, что непременно ведет к улучшению навыков аудирования, говорения, письма. Художественная, классическая, английская литература, предложенная для восприятия на слух и последующего обсуждения, поощряет детей к самостоятельному изучения произведения.

Грамматика и лексика - это проблема не одного или двух учеников, а беда 90 % всех, решивших сдавать ЕГЭ по английскому. В лексических же заданиях синонимичные ряды в состоянии поставить в тупик и сильных учеников. Поэтому особое внимание уделяется знанию правил орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала, на представление о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности, дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями, на соблюдение существующих в английском языке норм лексической сочетаемости; я учу находить и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования, распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);
Письменные задания. Сюда входит написание личного письма на 140 слов, и написание эссе на заданную тему с выражением своей точки зрения (200-250 слов). В этом типе заданий важно соблюдать строгую структуру, используя аргументы, чтобы доказать свою точку зрения. Аргументы придумать нелегко и часто на разбор темы уходит много времени, эссе приходится переписывать, а каждый понимает - чем больше тем ученик разберёт, тем больше у него шансов получить высший балл.
Говорение неразрывно связано с культурологической компетенцией, смысл которой заключается в творческом усвоении и осмыслении всего ценного как в культуре собственного народа, так и в других культурах. Высоким уровнем культурологической компетенции владеет лишь незначительная часть учащихся. Для других же характерен низкий и средний уровень данной компетенции. Следовательно, необходима организация специальной работы по формированию культурологической образованности в процессе обучения, а именно, в процессе изучения иностранного языка. Для формирования данной компетенции необходима организация особой деятельности, которая позволила бы ориентироваться на взаимосвязь культуры, образования и коммуникации. Устный экзамен по английскому языку (также как и письменный) имеет свою собственную структуру. Поэтому для успешной сдачи этого вида тестирования (20 из 20) следует ее соблюдать. Безусловно, для тех, кто владеет свободным навыком говорения справиться с этой задачей значительно легче.
Необходимо отметить, что важнейшей задачей ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому самой важной задачей любого учителя должно быть развитие у ученика мотивации и веры в свои силы.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

Кузнецова Татьяна Владимировна, репетитор английского языка

Боритесь со страхами внутри себя: 5 способов не дать предэкзаменационному страху испортить вам жизнь

Превращайте свои страхи в свою мудрость
У нас всех есть как позитивный, так и негативный опыт. Это естественно, но часто мы терпим неудачи в борьбе с негативным опытом — с ошибками, принесшими нам боль, — и они преследуют нас и не дают нам быть счастливыми. Мы боимся опять совершить ошибки, и это не дает нам возможности наслаждаться жизнью и поэтому мы находимся в постоянном напряжении. Чтобы достичь счастья, снизить стресс и продвинуться вперед к мечтам, нужно бороться с этими страхами. Один из самых страшных страхов, с которым нам приходится бороться, — постоянные ожидание неудачи. Когда мы не можем освободиться от негатива, который нам может принести будущее, мы допускаем его и в сегодняшнюю жизнь. Цепляясь за свой страх, мы ограничиваем свой потенциал и свое будущее. Правильное восприятие и умение осознать, что же не дает нам покоя, в том числе в отношениях с людьми, позволяет усваивать ценные уроки, которые помогают избегать серьезных промахов в будущем. Если мы способны преодолевать ошибки прошлого и забыть о них, то становимся более устойчивыми к стрессам и превратностям судьбы и осознаем, что можем справиться с ними. Но иногда мы не вполне осознаем, что же нас тревожит. Удивительно, но страхи могут воздействовать на нас и благотворно, заставляя меняться, смотреть на жизнь по-новому и более конструктивно. Умение побеждать страхи делает нас более сильными и устойчивыми к взлетам и падениям. Успешная борьба со страхами в себе определяет нашу способность быть счастливыми, самосовершенствоваться и пользоваться всем, что дает нам жизнь. И вот как это можно сделать.
1. Умейте точно определить причину своего страха.
Прежде чем вы сможете вступить в борьбу с внутренними страхами, нужно увидеть их. Не надо говорить без конца, что вы не можете справиться с проблемой, вступать в игры со своим подсознанием, впадать в уныние и нервировать окружающих. Найдите время на себя, останьтесь один на один с собой и найдите объективную причину своего страха.
2. Проявите объективность.
Назвав причину своего страха, переходите в более объективную плоскость, старайтесь мыслить более рационально. Спросите себя, что именно вызвало это переживание.
3. Смотрите в перспективу.
Напомните себе, что неудачи, боль, разочарования и другие негативные ощущения — неотъемлемая часть жизни. Но вы достаточно сильны для того, чтобы не дать своей тревоги сделать вас заложником ситуации. Подумайте о перспективе развития своих проблем. Что будет, если вы победите? Или что будет, если вы проиграете?
4. Займитесь разработкой своего маленького бизнес-плана.
Зачастую нам сложно это сделать, потому что у нас нет подобного опыта. Но задумайтесь, что мы теряем? Немного своего времени и пару листков бумаги? Возьмите тетрадь. Напишите, какая у вас проблема, стрелочкой влево укажите причину, стрелочкой или несколькими вправо укажите идеи преодоления препятствия, которое мы называем страхом. Если у вас нет идей, вы можете спросить совет у родителей или учителей. У вас, конечно, есть друзья, которые тоже испытывают эти же проблемы. Действовать вместе всегда легче.
5. Начинаем действовать.
Когда мы постоянно «цепляемся» за тревогу, то ограничиваем собственные возможности, так как избегаем рисков и новых начинаний из-за страхов. Мы мыслим категориями «Я не смогу», «Я не должен», «У меня не получится». А надо наоборот. У вас есть четкое понимание своей проблемы, и вы знаете пути ее преодоления. Вперёд и не забывайте: у вас свой бизнес-план и только от вас зависит его осуществление.

Part 1. The Night Sentry

It was a stormy night at Elsinore, the residence of the kings of Denmark. Through ragged clouds the moon lit up the castle, built on the top of a high cliff, at whose foot the gray waves of the North Sea beat against the rocky shore. It was very cold and the wind blew in gusts.

The broad platform in front of the castle gates was empty at this late hour. There was only one sentry on guard, a soldier in full armour and with a partisan, who tried in vain to hide from the gusty wind. The man felt evidently ill at ease, - this could be seen by his anxious glances which he threw into the darkness of the night, eagerly listening to every suspicious sound.

«Who is there? Stand, and unfold yourself» 1 the man cried, on hearing the footsteps of someone approaching him in the darkness. It was only when the new-comer gave the password of the night - ‘Long live the king!’ - that the sentry recognised his commanding officer, Bernardo.

«You come most carefully upon your hour,» 2 he said with relief.

«Tis now struck twelve, get thee to bed, Francisco,» Bernardo replied, and added: «Have you had quiet guard?» 3

«Not a mouse stirring,» 4 Francisco assured him.

«Well, good night. If you meet Horatio and Marcellus, the rivals of my watch 5 , bid them make haste.»

«I think I hear them coming,» said Francisco, and called out: «Stand, ho! Who is there?»

«Friends to this ground! And liegemen to the Danel» 6 two voices replied from the distance. Two men came in -one of them Marcellus, an officer, and the other Horatio, a civilian. Relieved from his post, Francisco went away. The three new sentries took their places under the cover of the castle walls. The wind howled as before, heavy waves struck against the shore. For some time all three kept silence, watching the dimly-lit platform in front of them. At last Horatio broke the silence.

«Well, has this thing appeared again to-night?» he asked Bernardo.

«I have seen nothing,» Bernardo answered briefly.

«Horatio says it’s all our fantasy,» Marcellus informed his fellow-officer. «He does not believe in the dreadful sight, twice seen by us. That is why I have entreated him to come with us to-night, so that if the apparition comes again, he may approve our eyes and speak to it.» 7

«Tush, tush, it will not appear!» said Horatio.

Horatio’s scepticism concerning the ghost’s appearance might well be understood: being a student of the university, and therefore a man of science, he could not be so easily convinced of the existence of supernatural forces as his honest but ignorant friends. However he was interested, since the officers assured him that the ghost they had seen looked exactly like the late king Hamlet, who had died recently.

The night watch went on, yet nothing extraordinary happened. Only the wind howled over the platform and the waves below struck with the same force against the shore. Little by little the three men began to forget about their former anxieties. But suddenly Marcellus uttered a cry, which put his companions on the alert: «Look, here it comes again!»

All three jumped to their feet and looked with, horror at the distant corner of the platform. There they saw the blea figure of a warrior in full armour, emerging from the surrounding mist. The figure walked slowly across the platform evidently unsuspecting of their presence.

«Doesn’t it look like the late king?» whispered Bernardo «Mark it, Horatio!» The student, whose former scepticism was greatly shaken, could not tear his eyes from the spectre.

Shaking off the spell of fear, Horatio stepped forward and addressed the ghost:

«What art thou, that usurpst this time of night, 9 to­gether with that fair and warlike form in which the majesty of buried Denmark did sometime march?» 10 he said. «By heav­en, I charge thee, speak!» 11

On hearing the human voice, the ghost stopped and looked at the man. Its face, adorned with a long gray beard, was very pale but not angry. It even made a gesture, as if in­clined to speak, but then suddenly turned away and without uttering a sound» resumed its march.

«It is offended. See, it walks away!» Marcellus cried.

Seeing the ghost move away, Horatio boldly pursued it crying: «Stay, stay! I charge thee, speak!»

All was in vain. The apparition withdrew farther and farther, until it reached the distant border of the platform. There it faded and vanished in the dark air.

The three men ran to the parapet and leaned over, but they saw nothing except a heavy pall of mist and heard noth­ing except the beating of the waves below. Quite discouraged they returned to their places. Little by little they began to realize the complete failure they had suffered.

«It is gone, arid will not answer!» Marcellus lamented. «How now, Horatio? 12 You tremble and look pale,» said Bernardo. «Is not this something more than fantasy? What do you think of it?»

«Before my God,» answered petrified Horatio, «I might not this believe, had I not seen it with my own eyes!» «Is it not like the king?» Marcellus asked. «As thou art to thyself,» 13 said Horatio thoughtfully. «The same armour had he on while combating with the king of Norway. So frowned he once when in anger he smote the sledded Polack on the ice. 14 All this is very strange.»

For some time the three men were silent; unable to find the solution of the mystery that they had- just witnessed. They believed that the ghost’s appearance predicted some misfortune to the state. Horatio, as a man better informed in politics, was able to explain to his friends the reasons of’ the alarming situation existing at that time in Denmark. His explanation was as follows.

Comments to Hamlet in prose in Russian:

If you don’t know Russian, click twice on a Russian word to get the meaning.

  1. Стой, кто идет? Приподними забрало!
  2. Приходите вы точно на дежурство.
  3. Полночный час пробил, поди усни, Франциско. (…) Дежурство прошло спокойно?
  4. И мышь не шелохнулась.
  5. мои товарищи по вахте
  6. И верноподданные короля.
  7. чтоб смог он убедиться сам и заговорить с видением
  8. Ведь ты ученый, обратись к нему, Горацио.
  9. Кто ты господствующий здесь в полночный час.
  10. (виде) в котором некогда ходил усопший монарх Дании
  11. Небом заклинаю тебя, скажи!
  12. Ну что, Гораций?
  13. Точь в точь, как на себя похож ты.
  14. (когда) с саней он выбросил на лед владыку Польши.

Монолог «To be, or not to be» является, пожалуй, одним из наиболее известных фрагментов наследия Шекспира. Даже человек, не читавший «Гамлета», наверняка слышал слова «Быть или не быть - вот в чём вопрос?» - это выражение постоянно повторяется в нашей речи. При этом сам текст знаменитого монолога является одним из самых сложных для перевода отрывков творчества Шекспира и до сих пор привлекает внимание множества русских переводчиков. Предлагаем вашему вниманию текст монолога в подлиннике и 7 русскоязычных переводов, появившихся в разные времена - от XIX века до наших дней. Некоторые из этих переводов уже стали классикой, а некоторые весьма несовершенны, но итог «состязания переводчиков» определит время - и Вы, уважаемые читатели.

Текст подлинника

(дан в современной английской орфографии

To be, or not to be, that is the question:

Whether "tis nobler in the mind to suffer

The slings and arrows of outrageous fortune,

Or to take arms against a sea of troubles,

And by opposing, end them. To die, to sleep -

No more, and by a sleep to say we end

The heart-ache and the thousand natural shocks

That flesh is heir to; "tis a consummation

Devoutly to be wish"d. To die, to sleep -

To sleep, perchance to dream - ay, there"s the rub,

For in that sleep of death what dreams may come,

When we have shuffled off this mortal coil,

Must give us pause; there"s the respect

That makes calamity of so long life:

For who would bear the whips and scorns of time,

Th" oppressor"s wrong, the proud man"s contumely,

The pangs of despis"d love, the law"s delay,

The insolence of office, and the spurns

That patient merit of th" unworthy takes,

When he himself might his quietus make

With a bare bodkin; who would fardels bear,

To grunt and sweat under a weary life,

But that the dread of something after death,

The undiscover"d country, from whose bourn

No traveller returns, puzzles the will,

And makes us rather bear those ills we have,

Than fly to others that we know not of?

Thus conscience does make cowards ,

And thus the native hue of resolution

Is sicklied o"er with the pale cast of thought,

And enterprises of great pitch and moment

With this regard their currents turn awry,

And lose the name of action. - Soft you now,

The fair Ophelia. Nymph, in thy orisons

Be all my sins rememb"red.

Перевод А. И. Кронеберга

Быть или не быть? Вот в чём вопрос!

Что благороднее: сносить ли гром и стрелы

Враждующей судьбы или восстать

На море бед и кончить их борьбою?

Окончить жизнь - уснуть,

Не более! И знать, что этот сон

Окончит грусть и тысячи ударов, -

Удел живых. Такой конец достоин

Желаний жарких. Умереть? Уснуть?

Но если сон виденья посетят?

Что за мечты на смертный сон слетят,

Когда стряхнём мы суету земную?

Вот что дальнейший заграждает путь!

Вот отчего беда так долговечна!

Кто снес бы бич и посмеянье века,

Бессилье прав, тиранов притесненье,

Обиды гордого, забытую любовь,

Презренных душ презрение к заслугам,

Когда бы мог нас подарить покоем

Один удар? Кто нёс бы бремя жизни,

Кто гнулся бы под тяжестью трудов?

Да, только страх чего-то после смерти -

Страна безвестная, откуда путник

Не возвращался к нам, смущает волю,

И мы скорей снесём земное горе,

Чем убежим к безвестности за гробом.

Так всех нас совесть обращает в трусов,

Так блекнет в нас румянец сильной воли,

Когда начнем мы размышлять: слабеет

Живой полет отважных предприятий,

И робкий путь склоняет прочь от цели.

Офелия! О нимфа? Помяни

Мои грехи в твоей святой молитве!

Перевод К. Р.

Быть иль не быть? Вот в чём вопрос. Что выше:

Сносить в душе с терпением удары

Пращей и стрел судьбы жестокой или,

Вооружившись против моря бедствий,

Борьбой покончить с ними? Умереть, уснуть -

Не более; и знать, что этим сном покончишь

С сердечной мукою и с тысячью терзаний,

Которым плоть обречена, - о, вот исход

Многожеланный! Умереть, уснуть;

Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот оно!

Какие сны в дремоте смертной снятся,

Лишь тленную стряхнем мы оболочку, - вот что

Удерживает нас. И этот довод -

Причина долговечности страданья.

Кто б стал терпеть судьбы насмешки и обиды,

Гнёт притеснителей, кичливость гордецов,

Любви отвергнутой терзание, законов

Медлительность, властей бесстыдство и презренье

Ничтожества к заслуге терпеливой,

Когда бы сам все счёты мог покончить

Каким-нибудь ножом? Кто б нёс такое бремя,

Стеная, весь в поту под тяготою жизни,

Когда бы страх чего-то после смерти,

В неведомой стране, откуда ни единый

Не возвращался путник, воли не смущал,

Внушая нам скорей испытанные беды

Сносить, чем к неизведанным бежать? И вот

Как совесть делает из всех нас трусов;

Вот как решимости природный цвет

Под краской мысли чахнет и бледнеет,

И предприятья важности великой,

От этих дум теченье изменив,

Теряют и названье дел. - Но тише!

Прелестная Офелия! - О нимфа!

Грехи мои в молитвах помяни!

Перевод А. Д. Радловой

Быть иль не быть? - вот в чём вопрос!

Что благородней для души - терпеть

Судьбы-обидчицы удары, стрелы,

Иль, против моря бед вооружась,

Покончить с ними? Умереть, уснуть,

И всё... И говорить, что сном покончил

С сердечной болью, с тысячью страданий,

Наследьем тела. Ведь конца такого

Как не желать нам? Умереть, уснуть,

Уснуть... И, может быть, увидеть сны...

Ах, в этом-то и дело всё. Какие

Присниться сны нам могут в смертном сне,

Когда мы сбросим этот шум земной?

Вот здесь подумать надо... Оттого

У наших горестей так жизнь длинна.

Кто снес бы времени удары, глум?

И гнёт господ? Насмешки наглецов?

Страдания отвергнутой любви?

Медлительность судов? И спесь властей?

Пинки, что терпеливый и достойный

От недостойных получает, - если

Покоя мог бы он достичь ножом

Простым? Кто стал бы этот груз тащить,

Потея и ворча под тяжкой жизнью?

Нет, ужас перед чем-то после смерти,

Та неоткрытая страна, откуда

К нам путешественник не возвращался,

Сбивает нашу волю, заставляет

Знакомые нам горести сносить

И не бежать от них к тем, что не знаем.

Так в трусов нас сознанье превращает,

И так природный цвет решенья меркнет,

Чуть ляжет на него тень бледной мысли,

И так дела высокой, смелой силы,

Остановившись на пути, теряют

Названье "действия". Но тише! Здесь

Прекрасная Офелия.

Входит Офелия.

Мои грехи в своих молитвах, нимфа!

Перевод Б. Л. Пастернака

Быть иль не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чём разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снёс бы униженья века,

Неправду угнетателя, вельмож

Заносчивость, отринутое чувство,

Нескорый суд и более всего

Насмешки недостойных над достойным,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала! Кто бы согласился,

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться!

Так всех нас в трусов превращает мысль

И вянет, как цветок, решимость наша

В бесплодье умственного тупика.

Так погибают замыслы с размахом,

Вначале обещавшие успех,

От долгих отлагательств. Но довольно!

Офелия! О радость! Помяни

Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

Перевод А. В. Дёмина

Так быть или не быть? В смятеньи ум...

Что лучше: выносить покорно ярость

Пращей и стрел взбесившейся фортуны -

Иль, взяв оружие на сонм напастей,

Всё разом кончить?.. Умереть - уснуть,

Всего лишь... Знать, что с этим сном прервутся

И боли сердца и мученья плоти, -

Наследницы бесчисленных недугов, -

Какой запал развязке - умереть,

Забыться! - Спать... но благостны ль виденья,

Которые пригрезятся в том сне,

Когда затянется смертельная удавка

Вот что сбивает пыл, вот отчего

Так долго длится тягостная жизнь...

Терпел бы кто: плеть и презренье века,

Тирана прихоть, хамство гордеца,

Терзанье страсти безответной,

Бесстыдство власти, лицемерие закона,

Превозношенье подлости над честью, -

Когда б над смертию своей был волен,

Лишь обнажив клинок; надел бы кто

Ярмо - пыхтеть, потеть под гнётом, - страх

Неведомой страны, с чьих берегов

Никто не возвращался, волю душит;

И легче нам сносить невзгоды мира,

Чем, скинув кожу, скрыться в неизвестном...

Как размышление легко вселило робость!

Как быстро цвет желания увял,

Лишь пала мысли мертвенная тень;

Намеренье, могучее в истоке,

Растёкшееся за порогом этим,

Не назовёшь уже поступком... Тише!..

Офелия, свет мой! - В молитве, нимфа,

Страдающую душу помяни...

Перевод А. В. Козырева

Быть иль не быть? - Вот как стоит вопрос…

Что выше: выносить пращи и стрелы

Взбесившейся фортуны - или разом

Восстать противу них, и, взяв оружье,

Закончить всё? Погибнуть… Умереть…

Уснуть… Всего лишь? Знать, что сном прервёшь ты

Страдание и боль - наследство плоти…

Какой конец - забыться и уснуть,

Уснуть! Но каковы тогда виденья,

Которые во сне увижу я,

Когда петля смертельная сомкнётся?

Вот что смущает нас; вот объясненье,

Что делает настолько длинной жизнь

И горе. - Кто бы снёс презренье века,

Тирана гнёт и хамство гордеца,

Тоску любви, медлительность законов,

Глумленье подлости над стойкой честью,

Когда бы волен был прервать свой век

Простым кинжалом? Кто бы под ярмом

Пыхтел, потел, неся груз этой жизни,

Когда б не страх страны, с чьих берегов

Ещё никто вовек не возвращался?

Он волю ослабляет, и нам легче

Терпеть страданья этой долгой жизни,

Чем страхи той, что неизвестна нам.

Так совесть в трусов превращает нас,

Так яркий цвет решимости природной

Бледнеет под тенями слабой мысли;

Стремление, могучее в истоке,

Течет теперь иным, кривым путем

И в океан поступка не впадет…. Но тише!

Офелия, мой свет! В молитве, нимфа,

Мои грехи пред небом помяни…

МОНОЛОГ ГАМЛЕТА. ОРИГИНАЛ И ВСЕ ПЕРЕВОДЫ

1. Original english version

To be, or not to be: that is the question:

Whether "tis nobler in the mind to suffer

The slings and arrows of outrageous fortune,

Or to take arms against a sea of troubles,

And by opposing end them? To die: to sleep;

No more; and by a sleep to say we end

The heart-ache and the thousand natural shocks

That flesh is heir to, "tis a consummation

Devoutly to be wish"d. To die, to sleep;

To sleep: perchance to dream: ay, there"s the rub;

For in that sleep of death what dreams may come

When we have shuffled off this mortal coil,

Must give us pause: there"s the respect

That makes calamity of so long life;

For who would bear the whips and scorns of time,

The oppressor"s wrong, the proud man"s contumely,

The pangs of despised love, the law"s delay,

The insolence of office and the spurns

That patient merit of the unworthy takes,

When he himself might his quietus make

With a bare bodkin? who would fardels bear,

To grunt and sweat under a weary life,

But that the dread of something after death,

The undiscover"d country from whose bourn

No traveller returns, puzzles the will

And makes us rather bear those ills we have

Than fly to others that we know not of?

Thus conscience does make cowards of us all;

And thus the native hue of resolution

Is sicklied o"er with the pale cast of thought,

And enterprises of great pith and moment

With this regard their currents turn awry,

And lose the name of action.-Soft you now!

The fair Ophelia! Nymph, in thy orisons

Be all my sins remember"d.

2. Русские варианты перевода

(пер. Владимир Набоков)

Быть иль не быть - вот в этом вопрос; что лучше для души - терпеть пращи и стрелы яростного рока или, на море бедствий ополчившись покончить с ними? Умереть: уснуть не более, и если сон кончает тоску души и тысячу тревог, нам свойственных, - такого завершенья нельзя не жаждать. Умереть, уснуть; уснуть: быть может, сны увидеть; да, вот где затор, какие сновиденья нас посетят, когда освободимся от шелухи сует? Вот остановка.

Вот почему напасти так живучи; ведь кто бы снес бичи и глум времен, презренье гордых, притесненье сильных, любви напрасной боль, закона леность, и спесь властителей , и все, что терпит достойный человек от недостойных, когда б он мог кинжалом тонким сам покой добыть? Кто б стал под грузом жизни кряхтеть, потеть, - но страх, внушенный чем-то за смертью - неоткрытою страной, из чьих пределов путник ни один не возвращался, - он смущает волю и заставляет нас земные муки предпочитать другим, безвестным. Так всех трусами нас делает сознанье, на яркий цвет решимости природной ложится бледность немощная мысли, и важные, глубокие затеи меняют направленье и теряют названье действий. Но теперь - молчанье... Офелия...

В твоих молитвах, нимфа, ты помяни мои грехи.

Б. Пастернак

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженья века,

Заносчивость, отринутое чувство,

Нескоры суд и более всего

Насмешки недостойных над достойным,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала! Кто бы согласился,

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться!

Так всех нас в трусов превращает мысль,

И вянет, как цветок, решимость наша

В бесплодье умственного тупика,

Так погибают замыслы с размахом,

В начале обещавшие успех,

От долгих отлагательств. Но довольно!

Офелия! О радость! Помяни

Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Что выше:

Сносить в душе с терпением удары

Пращей и стрел судьбы жестокой или,

Вооружившись против моря бедствий,

Борьбой покончить с ним? Умереть, уснуть -

Не более; и знать, что этим сном покончишь

С сердечной мукою и с тысячью терзаний,

Которым плоть обречена,- о, вот исход

Многожеланный! Умереть, уснуть;

Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот оно!

Какие сны в дремоте смертной снятся,

Лишь тленную стряхнем мы оболочку,- вот что

Удерживает нас. И этот довод -

Причина долговечности страданья.

Кто б стал терпеть судьбы насмешки и обиды,

Гнет притеснителей, кичливость гордецов,

Любви отвергнутой терзание, законов

Медлительность, властей бесстыдство и презренье

Ничтожества к заслуге терпеливой,

Когда бы сам все счеты мог покончить

Каким-нибудь ножом? Кто б нес такое бремя,

Стеная, весь в поту под тяготою жизни,

Когда бы страх чего-то после смерти,

В неведомой стране, откуда ни единый

Не возвращался путник, воли не смущал,

Внушая нам скорей испытанные беды

Сносить, чем к неизведанным бежать? И вот

Как совесть делает из всех нас трусов;

Вот как решимости природный цвет

Под краской мысли чахнет и бледнеет,

И предприятья важности великой,

От этих дум теченье изменив,

Теряют и названье дел.- Но тише!

Прелестная Офелия!- О нимфа!

Грехи мои в молитвах помяни!

П. Гнедич

Быть иль не быть - вот в чем вопрос.

Что благороднее: сносить удары

Неистовой судьбы - иль против моря

Невзгод вооружиться, в бой вступить

И все покончить разом... Умереть...

Уснуть - не больше,- и сознать - что сном

Мы заглушим все эти муки сердца,

Которые в наследье бедной плоти

Достались: о, да это столь желанный

Конец... Да, умереть - уснуть... Уснуть.

Жить в мире грез, быть может, вот преграда.-

Какие грезы в этом мертвом сне

Пред духом бестелесным реять будут...

Вот в чем препятствие - и вот причина,

Что скорби долговечны на земле...

А то кому снести бы поношенье,

Насмешки ближних, дерзкие обиды

Тиранов, наглость пошлых гордецов,

Мучения отвергнутой любви,

Медлительность законов, своевольство

Властей... пинки, которые дают

Страдальцем заслуженным негодяи,-

Когда бы можно было вековечный

Покой и мир найти - одним ударом

Простого шила. Кто бы на земле

Нес этот жизни груз, изнемогая

Под тяжким гнетом,- если б страх невольный

Чего-то после смерти, та страна

Безвестная, откуда никогда

Никто не возвращался, не смущали

Решенья нашего... О, мы скорее

Перенесем все скорби тех мучений,

Что возле нас, чем, бросив все, навстречу

Пойдем другим, неведомым бедам...

И эта мысль нас в трусов обращает...

Могучая решимость остывает

При размышленье, и деянья наши

Становятся ничтожеством... Но тише, тише.

Прелестная Офелия, о нимфа -

В своих святых молитвах помяни

Мои грехи...

М. Лозинский

Быть или не быть,- таков вопрос;

Что благородней духом - покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть,-

И только; и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти,- как такой развязки

Не жаждать? Умереть, уснуть.- Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;

Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум,

Вот что сбивает нас; вот где причина

Того, что бедствия так долговечны;

Кто снес бы плети и глумленье века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей неправду,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге,

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей,

Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,

Когда бы страх чего-то после смерти,-

Безвестный край, откуда нет возврата

Земным скитальцам,- волю не смущал,

Внушая нам терпеть невзгоды наши

И не спешить к другим, от нас сокрытым?

Так трусами нас делает раздумье,

И так решимости природный цвет

Хиреет под налетом мысли бледным,

И начинанья, взнесшиеся мощно,

Сворачивая в сторону свой ход,

Теряют имя действия. Но тише!

ОФелия? - В твоих молитвах, нимфа,

Да воспомнятся мои грехи.

Большинство людей, с которыми у меня заходил разговор на тему "Зачем Вам нужен английский, если Вы не собираетесь ехать за рубеж?" ,
отвечают:
- Хочется Шекспира в оригинале почитать.

Как видите, можно обладать всеми возможностями изучить язык, но не иметь при этом никакого желания.
Но если Вы ПРИЛАГАЕТЕ РЕАЛЬНЫЕ УСИЛИЯ к изучению английского языка и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите прочесть Шекспира в оригинале, чтобы понять "What may this mean?" и получить истинное удовольствие от исполнения Мечты - эта страница для Вас!!!

"Английская литература есть по преимуществу шекспировская", - пишет Борис Пастернак, - " прелесть всякой английской строки, называется не ямб или пятистопник, а Вильям Шекспир".
Каждая его строка, напоенная музыкой и смыслом, прививает хороший вкус к литературе, насыщает красотой душу, погружает нашу мысль в мир искусства и творчества!

Кто-то подумает "О, английский язык и так сложный, а уж - Шекспир!... Чтобы прочесть его в подлиннике, нужно очень хорошо знать английский". Все верно - каждая строка Шекспира имеет глубокий смысл (который, кстати, не всегда верно передают переводчики, а иногда прямо-таки "с точностью до наоборот" умудряются искажать его).
Прочесть Шекспира по-английски, имея минимальный языковый багаж, нереально.

ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ БЫЛО ВЕРНО
ДО ЭТОГО МОМЕНТА,
НО С ТОЙ МИНУТЫ,
КАК ВЫ ПОПАЛИ НА ЭТУ СТРАНИЦУ
- ЭТО НЕ ТАК!

Конечно, мы можем всю жизнь изучать английский язык в надежде когда-нибудь приобщиться к гению Шекспира...
Но все ли мы имеем такой огромный запас терпения и мужества, такую волю и целеустремленность?

Поэтому я делаю Вам уникальное предложение, от которого Вы просто не сможете отказаться!

Я предлагаю Вам соединить "приятное с полезным": изучать английский язык с помощью великого Шекспира!

Самое трудное в английской грамматике - это правильное употребление временных форм. В своей книге "Искусство слова" Сомерсет Моэм пишет, что английская грамматика настолько трудна, что даже пишущие на английском делают грубейшие ошибки.
Но, полагаю, вряд ли кто-нибудь усомнится в том, что уж Шекспир-то знал английский хорошо.

Поэтому мы будем учиться у того,
кто не только действительно хорошо владеет английской грамматикой,
мы будем учиться у Шекспира,
чья мысль, чей слог
через века протягивает руку
и читателям и поэтам.

ВЫ ГОТОВЫ?

Признайтесь себе, положа руку на сердце - знаете ли Вы содержание Гамлета?
Нет? -
Очень хорошо!!!
Тогда Вас ждет счастье истинного, непосредственного - неискаженного переводами - восприятия музыки и слога шекспировской трагедии.

Но если и знаете, и читали его много раз и, быть может, в разных переводах, - тем более Вы сможете оценить сколько теряет оригинал в переводе любого, пусть даже самого талантливого пера.

ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ
Новый Интернет-Курс

"Увлекательный Английский: "Hamlet" -
Read, Enter into and Learn!" ?

Вероятно, Вы знакомы уже с другими оригинальными курсами проекта "Увлекательный Английский": и . Они основаны на Методе Погружения в языковую среду. Наши курсы построены так, что мы каждый день шаг за шагом одновременно развиваем устную и письменную речь, восприятие на слух и чтение, а грамматический строй английской речи усваивается из практики плюс просто изложенная и интересная теория.

Главное в наших курсах - ЭТО ЗВУК. Он значительно облегчает процесс чтения - Вы читаете вслух вместе со мной, одновременно вырабатывая навык устной речи, беглого чтения и произношения (кстати, оксфордского произношения я Вам не обещаю, но то, что понимать Вас будут - это гарантирую).

Вы можете убедиться в этом прямо сейчас:

Нажмите кнопку Playдля прослушивания небольшого монолога Горацио и следите глазами по тексту, затем прочтите отрывок вместе со мной вслух несколько раз:

Hor. So have I heard and do in part believe it.
But look, the morn, in russet mantle clad,
Walks o"er the dew of yon high eastward hill.
Break we our watch up; and by my advice
Let us impart what we have seen to-night
Unto young Hamlet; for, upon my life,
This spirit, dumb to us, will speak to him.
Do you consent we shall acquaint him with it,
As needful in our loves, fitting our duty?
Let"s do"t, I pray; and I this morning know
Where we shall find him most conveniently.

С каждым из монологов Вы обязательно прочтёте перевод наших поэтов, либо подстрочник , либо опорные слова - в зависимости от степени трудности отрывка для понимания и восприятия. В данном случае прочтите, пожалуйста, этот монолог Горацио в переводе Бориса Пастернака:

Гор. Слыхал и я, и тоже частью верю.
Но вот и утро в розовом плаще
Росу пригорков топчет на востоке.
Пора снимать дозор. И мой совет:
Поставим принца Гамлета в известность
О виденном. Ручаюсь жизнью, дух,
Немой при нас, прервет пред ниммолчанье.
Ну как, друзья, по-вашему? Сказать,
Как долг любви и преданность внушают?
По-моему, сказать. Да и к тому ж
Я знаю, где найти его сегодня.

ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

ТОЛЬКО ЧТО
ВЫ НАЧАЛИ ЧИТАТЬ
ШЕКСПИРА В ПОДЛИННИКЕ!

ИНТЕРЕСНО?

В процессе чтения "Гамлета" мы с Вами обсудим много интересных тем:
о переводе (например, как иногда меняется смысл от неверного перевода - на примерах из текста Вы все увидите воочию),
о психологии обучения языку (Вы на практике, под моим руководством, овладеете эффективными приёмами освоения иностранного языка и развития своих языковых способностей),
и обязательно - Вечные Вопросы, которые касаются жизни каждого человека, ответы на которые искал Шекспир, ищем и мы.

Вы получите подробные задания на каждый день - как работать с текстом, какие успешные приемы использовать, чтобы реально улучшить свой английский, рекомендации по усвоению грамматики.

Важно!!! - В течение этого курса, который рассчитан на пять недель, Вы получите полное представление о языке Шекспира и краткий курс английской грамматики.

Итак,
я приглашаю Вас
прочесть вместе
Великую Трагедию Уильяма Шекспира
"Гамлет" в подлиннике -
снова Методом Погружения!

В течение пяти недель Вы будете читать вслух вместе со мной, наслаждаясь музыкой шекспировских строк;
- через пять недель Вы сможете прочесть знаменитые монологи Гамлета вместе со своими детьми в подлиннике и даже выучить их наизусть;
- Вы пополните свой словарный запас;
- Вы сделаете еще один шаг к улучшению своей устной и письменной английской речи;
- Вы получите уникальную и увлекательную возможность прикоснуться к Шедевру Мировой Культуры в оригинале (а значит, приобретёте новый значимый внутренний опыт "труд Души"), одновременно развивая и совершенствуя свой английский.

Я Ответственно Гарантирую Вам исполнение Мечты и новую ступень к Вашему Олимпу - овладению Английским языком!
Будьте уверены, что в течение всего курса я буду с Вами: буду помогать Вам, поддерживать, советовать, корректировать ошибки, вдохновлять, побуждать - одним словом, делать все, чтобы Вы прошли этот путь в пять недель легко и уверенно.

Здравствуйте, Ирина!

Во-первых, хочу сказать, спасибо Вам огромное. В прошлое воскресенье наткнулась на статью Шестова (методика английского его, может Вы слышали)... уж не знаю, что там такое мне почудилось, но после этой его статьи у меня "руки опустились" я поняла, что ни за что, никогда мне не осилить правильное произношение, на что он делает главный акцент и без чего, как мне показалось из статьи, невозможно разговаривать полноценно... К чему это я... к тому, что в понедельник я взялась за занятие по Вашему курсу... и там, о чудо, откуда вы знали????, там такая поддержка, что вся эта чепуха с сомнениями испарилась. Ирина, нет Ирочка, Огромное Вам спасибо, в первую очередь за Вашу чуткость к людям, во вторых за то, что Вы поставив перед собой задачу, заинтересовать и увлечь английским, абсолютно верно ее реализовали, я чувствую Ваше присутствие со мной постоянно.

Янина Херл

Стоимость курса, из которого Вы:
Познакомитесь с Классикой Мировой Литературы в Оригинале на примере, который нестыдно иметь в своем культурном арсенале;
Углубите Свое Понимание Английской Речи: восприятие на слух, понимание смысла прочитанного, опыт мышления на языке;
Получите Интенсивный Языковый Опыт, который серьезно повлияет на строй Вашего английского (в Лучшую Сторону J ) и навсегда сохранится в Вашей памяти - этому очень способствует стихотворная форма и мои специально разработанные задания;
Пополните легко и безболезненно Свой Словарный Запас;
И, конечно же, исполните свою Мечту - прочесть Шекспира в оригинале,


Составляет
Всего 683 руб.

Кроме этого, я обещаю Вам
в каждом занятии небольшой Сюприз.


Are you ready ?
Yes, Irene, I want to begin the studies!

Тогда следуйте следующим инструкциям, чтобы выбрать удобный способ оплаты программы "Увлекательный Английский: "Hamlet".

На Ваш выбор предоставляются различные варианты оплаты и получения курса "Увлекательный Английский: "Hamlet":

- Банковские карты Visa/MasterCard

Вы также можете совершить оплату Электронным способом
- WEBMoney; Яндекс.Деньги

Возможна оплата через Банковские платежи (в т.ч. Сбербанк РФ) или наличными через терминалы;

Обратите Внимание!!! - Терминалы Связной действуют по всей России практически в каждом магазине и все принимают оплату, которая МГНОВЕННО зачисляется на счет Увлекательного Английского. Т.е. Вы РЕАЛЬНО можете получить программу уже через 2-3 часа.
Вся необходимая информация будет доставлена Вам на указанный при оформлении счета почтовый ящик МГНОВЕННО.


P.S. "Увлекательный Английский: "Hamlet" - Read, Enter into and Learn!" - это Интернет-Курс. В течение пяти недель Вы получите несколько ссылок для скачивания занятий с подробным заданием на каждый день.

P.S.2 Интернет-Курс "Увлекательный Английский: "Hamlet" - Read, Enter into and Learn!" , следуя закону диалектики, поможет Вам структуризировать сумму Ваших познаний в новое качество владения английским языком.

До встречи на страницах Курса!

I Wish You Further Progress!