Шардакова Виктория (15) - Великая Отечественная война в истории моей семьи. Механика - это фундаментальная наука

Родился 19 апреля 1922 года в городе Оханске Пермской губернии в семье рабочего. Окончил 9 классов школы № 23 в Симферополе и аэроклуб. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года ладший лейтенант И. А. Шардаков в действующей армии. По июль 1941 года сражался в составе 126-го ИАП; по август 1941 года - в 402-м ИАП; по октябрь 1941 года - в 29-м ИАП; по январь 1942 года находился в госпитале; с мая 1942 года по март 1945 года - в 5-м Гвардейском ИАП. Воевал на Западном, Степном, Калининском, Юго - Западном, 1-м и 3-м Украинских фронтах.

К июлю 1943 года заместитель командира эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт) Гвардии старший лейтенант И. А. Шардаков совершил 156 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил 16 самолётов противника.

8 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Свою последнюю победу командир 3-й эскадрильи 5-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан И. А. Шардаков одержал 14 марта 1945 года, в день отъезда в Академию, сбив на прикрытии Ил-2 истребитель FW-190.

Всего выполнил более 200 успешных боевых вылета, в воздушных боях сбил 20 самолётов противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию имени Жуковского. С 1956 года Гвардии подполковник И. А. Шардаков - в запасе. Жил и работал в Симферополе. Умер 2 августа 1982 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Красной Звезды (дважды); медалями.

* * *

Воспитанник Симферопольского аэроклуба Игорь Шардаков после окончания военной школы лётчиков служил в строевой части, дислоцировавшейся северо - западнее города Бреста.

Одним из первых в полку он встретил начало Великой Отечественной войны в воздухе. Отходя вместе с наземными частями на восток, познал и горечь отступления и стойкую оборону наших войск под Москвой. Здесь, на дальних подступах к столице, в жестоких воздушных боях с отборными фашистскими лётчиками умножил славу 5-го Гвардейского полка. Сбивая фашистские самолёты под Смоленском, Демянском, Ельней, Ярцевом, Великими Луками, Старой Руссой и Ржевом, штурмуя вражеские аэродромы, доказывал делами свою верность воинскому долгу.

Большую помощь получил Шардаков от своих старших наставников - капитанов Василия Найденко и Василия Ефремова. Эти лётчики были командирами эскадрильи - воспитателями и учителями молодых воздушных бойцов.

У Ефремова Шардаков научился строгому расчёту и дисциплине в бою, перенял требовательность и внимательность к подчинённым, а главное, к себе. Всегда был опрятен, подтянут, отвечал всегда лаконично - слова он также экономил, как снаряды в бою.

Свой боевой счёт открыл в первые же дни войны. Тогда он был рядовым лётчиком. К лету 1943 года стал заместителем командира эскадрильи, кавалером 3-х орденов Красного Знамени.

Первую боевую награду получил за боевую работу на Западном и Калининском фронтах. Вторым и третьим орденами Красного Знамени награждён за 9 сбитых самолётов на Юго - Западном фронте.

Август 1942 года оказался знаменательным для 5-го Гвардейского полка. Быстро рос счёт сбитых самолётов. Выросло и мастерство лётчиков. 30 августа 2 пятёрки ЛаГГ-3, возглавляемые Василием Гринёвым и Игорем Шардаковым, над линией фронта встретили смешанную группу бомбардировщиков: 8 Ju-87, 6 Ju-88, 4 Do-215 под прикрытием 8 Ме-109.

Смешанная группа бомбардировщиков лишний раз доказывала, что у фашистов сорвалось "молниеносное" наступление. Война оказалась затяжной, они потеряли много машин, поэтому вынуждены посылать самолёты разных типов, с разной скоростью полёта. Это сразу определил Василий Гринёв. В первую очередь надо атаковать Dо-215. Они маломаневренные. После выхода из атаки стоит заняться Ju-87. Нельзя пропускать к линии фронта и Ju-88.

Спланировав мысленно свой бой, командир группы начал его осуществлять со всей решимостью. Так Григорий Инякин сбил Do-215. Шардаков сумел снизу зайти к Ju-87 и с ходу поразил его. Его примеру последовал Николай Макаренко, умело уничтожив второй Ju-87. Но Ju-88 оказались более крепкими орешками. На них, видно, были опытные лётчики: подстроились ближе друг к другу, чтобы усилить плотность огня своих воздушных стрелков. И всё же Гринёву и Лавренко удалось сбить по одному бомбардировщику Ju-88.

Тройка Ме-109 с разных сторон атаковала самолёт Макаренко. Осколки разорвавшихся в кабине ЛаГГ-3 вражеских снарядов срезали ручку управления, ранили лётчика. Пришлось выброситься с парашютом. Когда шёлковый купол наполнился воздухом, Макаренко попытался подскользнуть, однако подтянуть стропы ранеными руками ему не удалось - не хватило сил. После приземления на передовой линии к Макаренко подбежали наши солдаты и на плащ - палатке оттащили его в овраг, затем погрузили на двуколку и отвезли в землянку, где оказали первую помощь...

Однажды наши лётчики сбили немецкого аса - подполковника. На допросе он заявил, что на этот участок фронта из Берлинской школы высшего пилотажа и воздушного боя прибыла специально подготовленная группа лётчиков, имеющих большой опыт ведения воздушных боев в небе Франции, Бельгии и Норвегии. Фашистские асы вели себя в воздухе самоуверенно, действовали нагло.

Василию Зайцеву захотелось встретиться с ними, помериться силами, доказать, что "русские прусских всегда бивали". Вечером Зайцев и комиссар полка провели совещание о предстоящем боевом вылете. С командиром пошли лучшие, наиболее опытные лётчики. Среди них 5 Героев Советского Союза: Василий Ефремов, Григорий Онуфриенко, Александр Кондратюк, Павел Песков. Ведущим группы был сам Василий Зайцев.

На другой день, едва только занялся рассвет, Гвардейцы прибыли на аэродром и разошлись по машинам. Усаживаясь в самолёт, Зайцев с улыбкой оглядел своих орлов. Он первым запустил мотор, проверил его работу на максимальных оборотах, затем дал команду убрать колодки.

Поднялись в воздух. Подошли к линии фронта. Разделившись на 2 четвёрки, они вышли к окраинам русского города. Внизу лежали дымящиеся развалины, на спокойной поверхности Волги то и дело вставали пенистые султаны: немцы обстреливали переправы. И вот, словно по уговору, в небе появилась шестёрка Ме-109. По команде Зайцева четвёрка самолётов, шедшая за ним в первом эшелоне, бросилась на немцев. Те резко пошли вверх, чтобы занять выгодную для себя позицию. Но не тут-то было! Зайцев и Ефремов нагнали их с такой быстротой, какой никак не ожидали надменные асы. Два "Мессера" тут же попали под огонь пулемётов и пушек наших лётчиков. Вражеские самолёты упали, объятые пламенем.

Фашисты вызвали на помощь ещё 10 "Мессеров". Завязалась ожесточённая схватка. Взаимные атаки следовали одна за другой. В воздухе образовалась карусель из 22 машин. В ходе боя 2 наших самолёта были подбиты, а лётчики ранены. Они покинули неуправляемые машины и опустились на парашютах. Теперь против 14 немецких самолётов осталось только 6 советских. Но Гвардейцы и не думали отступать. Зайцев уверенно вёл бой, командовал, направлял. Как всегда в минуты крайней опасности, Василия охватывало чувство дерзкой отваги, страстное стремление победить во что бы то ни стало. Вот он с предельной скоростью ринулся навстречу немецкому асу. Матёрый фашистский волк, видимо, решил принять лобовую атаку и тоже держал курс на Зайцева. Самолёты с рёвом неслись друг на друга. Ближе, ближе...

Это уже был бой нервов. В самый последний момент, когда катастрофа казалась уже неизбежной, немецкий самолёт резко изменил курс. Зайцев без промедления прошил "Мессершмитт" меткой пулемётно - пушечной очередью. Самолёт берлинского аса накренился. Лётчик попытался было восстановить горизонтальный полёт. Но, получив дополнительную очередь, "Мессер" загорелся и стал падать на нейтральную полосу. Залп реактивных миномётов накрыл его.

А бой продолжался. Атаки, огонь, рёв моторов. Ещё одного самолёта недосчитался враг. Уцелевшие немецкие лётчики поспешно стали выходить из боя, удирая за линию фронта.

Политуправление ВВС выпустило листовку с описанием подробностей и результатов этого боя. А некоторое время спустя лётчики Лавейкин, Романов и Шардаков сбили ещё по одному Ме-109 из группы фашистских асов.

"Командование ВВС и наземных войск Калининского фронта боевую работу наших лётных подразделений оценивает как отличную. Боевое задание в течение дня выполнено на отлично, за что ведущим групп тов. Зайцеву, Ефремову, Шардакову, Балалуеву, Фёдорову, Разоренову, Чертову и всему личному составу, участвовавшему в боевой работе, объявить благодарность".

15 декабря 1942 года 5-й Гвардейскиы ИАП в составе 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й Воздушной армии приступил к боевой работе в средней излучине Дона. 16 декабря войска Юго - Западного фронта перешли в наступление. В первые часы операции авиация не смогла поддержать войска, которые, встретив упорное сопротивление противника, продвигались медленно. Но в середине дня, когда распогодилось, эскадрильи штурмовиков и бомбардировщиков под прикрытием истребителей обрушили бомбовые удары на оборону противника и его тыл.

Совместно с наземными частями 1-й Гвардейской армии, 6-й армии, 4-го гвардейского танкового корпуса Юго - Западного фронта полк принял участие в разгроме войск немецко - итальянских армий в среднем течении Дона, а также в воздушной блокаде окруженной группировки в районе Сталинграда. В 207-ю истребительную авиадивизию, кроме 5-го Гвардейского ИАП, входили ещё 2 истребительных полка на "Яках". Их возглавляли опытные командиры М. В. Кузнецов и С. Л. Индык. Позднее эти полки стали 106-м и 107-м Гвардейскими.

Первым в полку счёт сбитых вражеских самолётов на Юго - Западном фронте открыл Гвардии старший лейтенант Игорь Шардаков. Встретив при патрулировании в районе Новая Калитва 4 Ме-109, он смело атаковал ведущего группы. Остальных связали боем Виталий Попков и Николай Макаренко. После первой меткой атаки Шардакова вражеский самолёт на высоте 300 метров перевернулся на спину и врезался в землю. Опасаясь разделить участь ведущего, остальные Ме-109 удрали.

4 января 1943 года командир полка приказал Игорю Шардакову и недавно прибывшему в полк молодому лётчику лейтенанту Петру Борсуку перегнать 2 самолёта с тылового аэродрома на аэродром Радченское. Утром 5 января они вылетели на Ла-5. Но приёмники на заданную на этот день радиоволну не настроили, полёт продолжали без должной осмотрительности. В районе Богучара на большой высоте за ними увязались 2 Ме-109, которые при подходе к нашему аэродрому, прикрываясь солнцем, стали заходить в хвост самолёта лейтенанта Борсука для атаки. И когда Шардаков уже приземлился, в эфир с наземной радиостанции немедленно понеслось предупреждение лётчику о грозящей ему опасности. По тревоге пошли на взлёт 2 пары самолётов дежурного звена. Но... было уже поздно. Атака со стороны солнца, сзади, справа на пикировании была скоротечной, наш самолёт загорелся. Пламя перекинулось на мотор и кабину.

"Лавочкин" рухнул на восточной окраине деревни. Взрыв бензобаков поднял вверх столбы густого чёрного дыма, который тут же заволок чистое небо. К месту пожара нельзя было подойти ближе, чем на 15 - 20 шагов. Полыхал огонь, рвались снаряды. Наконец удалось с большим трудом извлечь из обломков обугленное тело Петра Борсука.

В тот же день командир полка Зайцев долго беседовал со всеми, детально анализируя причины трагической гибели лётчика. Разобрал различные способы наблюдения за воздушной обстановкой при следовании к цели, при ведении группового боя, при выходе из него и возвращении на аэродром. Предупреждал, что опаснее всего для воздушного бойца неосмотрительность. Есть люди, которые храбро дерутся, умело маневрируют в воздушном бою, метко поражают противника. Но вот бой заканчивается, враг бежит, и молодой лётчик, упоенный победой, забывает об осторожности. Только этого и ждёт фашистский "охотник". Выйдя из боя и спрятавшись в облаках, он ищет случая, чтобы "из-за угла" ударить того, от кого только что бежал. Надо быть готовым в любую минуту к встрече с врагом. Опытный истребитель чувствует в полёте всю глубину неба, как говорят, видит на все 360 градусов. Вот тогда он может своевременно принять разумное решение, упредить внезапную атаку.

Кто не умеет видеть в воздухе, тот не истребитель, а летающая мишень, - этими словами закончился подробный разбор.

Гибель Петра Борсука многому научила лётчиков, послужила уроком не только полку, но и всей дивизии. И надолго запомнилась всем.

11 февраля советские танки с ходу заняли важный узел железнодорожных и шоссейных дорог Красноармейское, а части 1-й Гвардейской армии вошли в город Красный Лиман. На правом фланге фронта наши войска, взламывая оборону, продвинулись вперед на 250 километров. Передовые части фронта вышли к Днепропетровску и Синельниково.

По 3 - 4 боевых вылета делали ежедневно наши лётчики, обеспечивали прикрытием наземные войска, штурмовую и бомбардировочную авиацию. В битве за Донбасс приходилось ежедневно вести воздушные бои, и каждый раз они выходили победителями. Всего за февраль было сбито 39 самолётов противника.

4 февраля четвёрка Ла-5 с ведущим Шардаковым, прикрывая переправы через реку Северный Донец в районе Звановка, встретила 6 немецких бомбардировщиков. Лётчики смело атаковали Не-111, разбили строй, а затем стали уничтожать их поодиночке. Двух сбили. Гвардии лейтенант Кильдюшев, преследуя одного, беспрерывно атаковал его, несколько раз зажигал моторы, но фашисту удавалось сбить пламя. Увлекшись, Гвардеец загнал врага далеко за линию фронта. "Хейнкель-111", дымя моторами, перешёл на бреющий полёт. При 4-й атаке сбросил бомбы, чтобы уйти от истребителя. Кильдюшев висел на хвосте Не-111, повторял все его маневры, обстреливая короткими очередями. Он убил стрелка, затем штурмана. Продолжая преследование, ещё раз нажал на гашетки. Однако пушечных выстрелов не последовало: кончился боекомплект. Тогда Гвардеец уничтожил врага таранным ударом. Эти же вечером его, комсомольца, уроженца Кубани, приняли в кандидаты партии. К этому времени Гвардии лейтенант Кильдюшев провёл 10 воздушных боёв, сбив 6 самолётов противника.

5 августа 1943 года в столице нашей Родины прогремел первый артиллерийский салют в честь воинов, освободивших Белгород и Орел. В этот же день в 5-й Гвардейский авмаполк прилетел командир корпуса генерал Аладинский, чтобы вручить отличившимся воинам полка ордена и медали. На правом фланге строя чуть колышется алое полотнище, овеянное славой Гвардейское знамя. Первым получает орден Отечественной войны 1-й степени заместитель командира полка по политчасти. Лётчикам И. Шардакову, А. Мастеркову и В. Попкову вручают сразу по 2 ордена. Награждаются И. Лавейкин, Н. Дмитриев, А. Беляков, И. Лавренко, Н. Григорьев, П. Горбатов, В. Комаров и другие. Всего 35 человек получили правительственные награды в этот день. Генерал по-отцовски обнимал награждённых, желал каждому из их новых успехов в боевой работе.

Шардаков был не только мастером воздушного боя. Это был ещё и прирождённый разведчик: недаром его звали "глазами полка". Задание на выполнение полёта на разведку поручалось, как правило, опытным лётчикам, с хорошей лётной подготовкой, развитой смекалкой. Разведчику во вражеском тылу приходится встречаться с истребителями противника. Здесь важно, не ввязываясь в бой, оторваться от них или обойти стороной, чтобы непременно выполнить порученное задание.

Объекты разведки зачастую прикрыты сильным зенитным огнём, и лётчику приходится прорываться сквозь плотный огненный заслон. Шардаков попал как-то в зону сильного огня зенитной артиллерии противника. Казалось, из огненного ада уже не выбраться. Его выручила хитрость. Делая вид, что машина подбита, он с высоты 2000 метров пошёл вниз. Вышел из пикирования на высоте 150 метров. Вражеские зенитки прекратили огонь, и Шардаков благополучно ушёл на бреющем полёте.

Особенно опасна воздушная разведка с фотографированием вражеских аэродромов и передовой: высота строго заданная, скорость постоянная, курс определённый. В этих условиях разведчик представляет собой хорошую мишень. И не случайно по ней наровит стрелять каждый, кому ни лень. Зная ограничения, накладываемые на полёт разведчика, любой фашистский истребитель не прочь вступить с ним в бой.

Труд воздушного разведчика тяжёл и сложен. И не всякий хороший истребитель может быть хорошим разведчиком. Ведь ему мало уметь отлично пилотировать машину, мастерски и смело бросаться в бой. Разведчик обязан иметь острые глаза, замечать всё, что делает враг, распознавать его намерения, разгадывать его маневр.

Вот только один пример. Однажды Шардакову поставили задачу произвести фотосъёмку двух аэродромов противника. Это значит, над целями нужно было пройти на небольшой высоте, при постоянных скорости и курсе. А такой самолёт - лучшая мишень для зенитчиков.

Прикрывало Шардакова звено ЛаГГ-3. На высоте 3000 метров наши лётчики обошли группировку немцев с севера, затем пересекли линию фронта левым разворотом со снижением. Ещё при подходе к цели Шардаков снизился до заданной высоты, установил нужные для фотографирования курс и скорость. Три его товарища шли выше, оберегая разведчика от атак истребителей врага.

В воздухе спокойно. Зенитки на аэродроме тоже молчат. Лётчик включил фотоаппарат. В каждую секунду - десятки кадров. Но и враг ожил - затрещали зенитки разных калибров. Снаряды рвутся почти рядом. Их много...

Представьте себе на минуту одного истребителя, вынужденного без маневра лететь среди десятков разрывов на заданных высоте, скорости и курсе. Повернуть бы ему чуть в сторону от огневой трассы, и было бы хорошо; или ударить по вражеской батарее... Но этого делать нельзя: плановая съёмка требует строго установленного режима полёта. Надо во что бы то ни стало выждать немного - ещё 5 секунд. А чёрные шапки разрывов плотным кольцом окружают самолёт. Секунды кажутся вечностью. Но и у вечности есть конец, Шардаков резким правым разворотом со снижением выходит из зоны обстрела и берёт курс на следующий аэродром.

Здесь картина повторяется снова: опять заданные курс, высота, скорость, опять зенитный огонь врага губительный, ураганный. Как сумеет выйти из этого кромешного ада, одному ему известно. При разрыве одного из снарядов градом раскалённых осколков обдало самолёт Шардакова. "Лавочкин" сильно тряхнуло. Но лётчик с удивительным необычайным хладнокровием вёл фотосъёмку. Руки и ноги его продолжали удерживать машину на точно заданном курсе. Красные и фиолетовые шарики "эрликонов", словно бусины, одна за другой бежали в его направлении. Некоторые прошли совсем близко. Выстоял наш лётчик. Задание выполнено, пора домой... Самолёты на максимальной скорости спешат на базу. Там их ждут. Вот и аэродром. Шардаков садится первым, остальные обеспечивают его посадку от внезапных нападений вражеских истребителей.

На земле техники насчитали более 30 осколочных пробоин в плоскостях и фюзеляже истребителя - разведчика.

Пройдёт немного времени, и дешифровщики фотоплёнки не только подсчитают число и типы самолётов, окопы, доты, но и перенесут их расположения на крупномасштабные карты, которые затем будут переданы истребительным, штурмовым и бомбардировочным частям.

Шардакову удавалось привозить такие замечательные кадры, что и профессиональные фотостудии могли бы позавидовать качеству его снимков. А сейчас, достав свою потрёпанную лётную карту, Игорь подробно докладывает начальнику штаба полка Калашникову всё, что он успел увидеть своими глазами. Начальник штаба доволен. Сделав последние сокращенные записи в блокноте, он похвалил Шардакова и заключил: "Орлиные у тебя глаза, товарищ старший лейтенант". И с этим определением нельзя было не согласиться.

"Как одному из лучших лётчиков полка Шардакову поручали самые сложные задания по штурмовке и сковыванию аэродромов противника. Как правило, на задания он ходил ведущим группы и своими грамотными действиями наносил большой урон врагу..." - Так характеризовался Шардаков при представлении его к высшей награде - званию Героя Советского Союза.

8 сентября 1943 года, в день освобождения Донецкого бассейна от немецко - фашистских захватчиков, голос диктора принёс по радио радостную весть: "За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Гвардии лейтенантам Попкову В. И., Сытову И. Н., Гвардии старшему лейтенанту Шардакову И. А."

31 августа 1944 года Гвардии капитан Шардаков во главе шестёрки Ла-5 прикрывал штурмовиков Ил-2, действовавших на Сандомирском плацдарме. У цели из облачности появились 4 Ме-109. Один из них, не задумываясь, пошёл в атаку на штурмовиков. Шардаков в паре с Трутневым резко развернули свои машины, чтобы пресечь намерение фашистов. Вот дистанция сократилась до 200 метров. Враг заметил нависшую угрозу и ввёл свой истребитель в так называемый "королевский" боевой разворот, которым владели только асы. "Лавочкины" неотступно преследовали его, и, когда "Мессершмитт" оказался в положении вверх колёсами, Шардаков с вертикали дал короткую очередь. Шквал огня обрушился на Ме-109. На его капоте мотора разорвалось несколько пушечных снарядов. Выйдя из боевого разворота, наша пара устремилась в лобовую атаку на оставшиеся вверху вражеские машины, но те ретировались в облака.

Когда наши истребители возвратились на аэродром, Шардаков собрал лётчиков и кратко разобрал результаты боевого вылета. Подошёл капитан Григорий Яковлев - заместитель начальника штаба полка по оперативной части. Записал в блокнот всё услышанное, чтобы затем доложить в штаб дивизии. Под конец спросил Шардакова.

А что стало с тем Ме-109, которого вы атаковали?

К сожалению, сам я не видел. Но лётчик Полунин подтверждает, что "Мессершмитт" был сбит. Да вы сами спросите его.

Так и доложили в дивизию, что в бою Шардаков атаковал один "Мессер", но результата не наблюдал.

Это было 31 августа, а 4 сентября во время ужина в столовую доставили "трофей" - фашистского лётчика. Как оказалось, одна из пушечных очередей Шардакова попала в заливной бензобачок, самолёт загорелся. Фашист покинул машину на последнем своём "королевском" развороте...

11 февраля 1945 года шестёрка "Лавочкиных" - ведущий Шардаков, лётчики Павел Куделя, Иван Артамонов, Михаил Подгорный, Александр Бузункин и Дмитрий Штоколов - успешно проштурмовали вражеские самолёты на аэродроме Шпроттау. Наблюдали 3 больших взрыва, 1 самолёт загорелся, более 10 было повреждено.

14 марта лётчики провожали на учёбу в академию командира 3-й эскадрильи Гвардии капитана Шардакова. Это было в полдень. А утром, когда в кармане гимнастёрки уже лежало направление, он летал прощаться с небом войны. Возглавив четвёрку Ла-5, сопровождал группу Ил-2 штурмовать укрепление врага и в скоротечном бою сбил свой последний, 20-й по счёту, вражеский самолёт.

(Из книги воспоминаний Н. Г. Ильина - "Гвардейцы в воздухе". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2006 год.) * * *

Количество самолётов, сбитых И. А. Шардаковым, в различных источниках трактуется по-разному. Большинство изданий "советских времён", а также Н. Г. Бодрихин, указывают на 20 личных и 6 групповых побед в 483 боевых вылетах и 80 воздушных боях. М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 2 групповые победы лётчика, в 200 боевых вылетах и 25 воздушных боях.

Список всех известных побед Гвардии капитана И. А. Шардакова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 02.08.1942 г. 1 Ме-109 Полунино МиГ-3, И-16,

ЛаГГ-3, Ла-5.

2 07.08.1942 г. 1 Ju-88 Васельки
3 10.08.1942 г. 1 Ju-88 сев. Перхурово
4 13.08.1942 г. 1 Ju-87 юго - вост. Пудово
5 13.09.1942 г. 1 Ме-109 юго - вост. Ржев
6 26.09.1942 г. 1 Ме-109 Панино
7 26.12.1942 г. 1 Ме-109 сев - зап. Новая Калитва
8 01.02.1943 г. 1 Hs-126 (в паре - 1 / 2) сев. Верхне - Боровая
9 04.02.1943 г. 1 Hе-111 сев - вост. Артемовск
10 1 Hе-111 (в группе - 1 / 4) юго - вост. Маяки
11 05.02.1943 г. 1 Hе-111 Ямполь
12 11.02.1943 г. 1 "Ягуар" Славянск
13 16.02.1943 г. 1 FW-189 Славянск
14 28.02.1943 г. 1 Ju-87 Великая Камышеваха
15 10.03.1943 г. 1 Ме-109 Сидорово
16 19.03.1943 г. 1 Ме-109 юго - зап. Терновая
17 31.08.1944 г. 1 Ме-109 зап. Дольно
18 03.03.1945 г. 1 Ме-109 Хегенсдорф

Всего сбитых самолётов - 16 + 2; боевых вылетов - более 200; воздушных боёв - более 25.

семьи

Шардаков Игорь Александрович

(1922-1982)

Я отношусь к большому и крепкому роду Шардаковых. Благодаря тесной связи между членами нашей семьи была составлена родословная в семи поколениях, начиная с 1745 года. Сегодня она насчитывает 385 человек.

В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне я в родословной отметила звездой с георгиевской лентой всех моих родственников, которые защищали Родину. С трепетом, гордостью и слезами на глазах изучала найденные в архивах материалы об их подвигах.

Герой Советского Союза, знаменитый пилот-ас Игорь Александрович Шардаков – двоюродный брат моего деда. Родился 19 апреля 1922 года в городе Оханске Пермской губернии в семье рабочего. Окончил 9 классов школы №23 в Симферополе и аэроклуб. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков. В первый день войны 22 июня 1941 он совершил шесть боевых вылетов и уже во втором сбил первый немецкий самолет. На военной фотографии ему всего 21 год, а он уже Герой Советского Союза! Бесстрашный летчик-истребитель 5-го Гвардейского истребительного полка, Шардаков И.А. был не только мастером воздушного боя, но и прирожденным разведчиком: недаром его называли «глазами полка». Однажды он попал в зону сильного огня противника. Из огненного ада выбрался, благодаря хитрости. Дела вид, что его самолет подбит, он с высоты 2000 м резко пошел вниз, вышел из пикирования на высоте всего лишь 150 метров. Вражеские зенитки прекратили огонь, и Шардаков И.А. благополучно ушел на бреющем полете.

Трудно передать мое волнение, когда узнала из статьи «Оханский тенор Первого Украинского», что прототип одного из героев знаменитого фильма «В бой идут одни старики» мой земляк и родственник – оханец Шардаков И.А. Командир той самой эскадрильи дважды Герой Советского Союза Виталий Попков (в фильме – капитан Титоренко) вспоминая историю создания фильма, пишет в книге: «Все эпизоды были в действительности. В фильме старший лейтенант Скворцов, «лучший тенор первого Украинского фронта»

- это и есть Игорь Шардаков – замкомэска и штурман. Высокий статный блондин с волевым лицом и профессионально поставленным голосом, вполне пригодным для сцены Большого театра. Это с ним произошел эпизод, показанный режиссером Л.Быковым. Однажды в небе над аэропортом, где базировался полк, показалось пара «мессершмиттов». Игорь Шардаков с ведомым тут же устремились к своим самолетам. Как только наши пошли на взлет, «мессеры» начали атаку. Ведомый был сразу сбит и погиб (в фильме – Смуглянка), а самолет Шардакова немцы изрешетили настолько, что Игорь с трудом его посадил на пашне. После этого случая Шардакова, действительно охватил страх. В любой другой воинской части с ним разбирался бы СМЕРШ. Но командир Попков-Титоренко сам разобрался со своим потерявшим уверенность заместителем: взял Шардакова в бой в самый опасный момент передал по рации Игорю, что у него отказало оружие. Теперь-то мы знаем, что это был воспитательный маневр, но Шардаков-то не знал. Кинувшись на выручку командиру, он с ходу сбил один «мессер» и подбил второй. Больше Игорь не пасовал до конца войны. В фильму его кинообраз – Скворцов погибает, сам же Игорь Александрович прошел войну без единого ранения»

Всего он выполнил 483 боевых вылета, в 80 воздушных боях лично сбил 20 и в группе 6 самолетов противника. Свою последнюю победу гвардии капитан Шардаков одержал 14 марта 1945 года в день отъезда в академию, сбив на прикрытии вражеский Fw -190. В 1949 году он окончил ВВИА им. Жуковского. В 1956 году демобилизовался в звании подполковника. Жил и работал в г. Симферополе. Умер 2 августа 1982 года.

Шардаков Игорь Александрович прожил долгую жизнь и за себя, и за Скворцова, и даже за «того парня, не успевшего шепнуть «Мама», о котором поется в финале картины «В бой идут одни старики».

У моей семьи мощное генеалогическое древо. И вся история семьи прочно вписана в историю моей большой страны. Я горжусь тем, что мой родственник воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Горжусь тем, что имя Игоря Александровича Шардакова высечено на мемориале, который реконструировали в Очере в 2014 году. ПАМЯТЬ наполнила наши сердца теплом, благодарностью и гордостью за наш род и Отечество! Я считаю, чем больше людей будет помнить о страшных событиях Великой Отечественной, тем больше шансов сохранить мир на нашей земле!


Приложения:

1. «Наградной документ Шардакова Игоря Александровича»

«Тов. Шардакову Игорю Александровичу

Ваш героический подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками,

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР своим указом от 8 сентября 1943 года присвоил Вам звание ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»



п / п

Д а т а

Сбитые
самолёты

Место воздушного боя
(одержанной победы)

Свои
самолёты

02.08.1942 г.

1 Ме-109

Полунино

МиГ-3, И-16,

ЛаГГ-3, Ла-5.

07.08.1942 г.

Васельки

10.08.1942 г.

сев. Перхурово

13.08.1942 г.

юго - вост. Пудово

13.09.1942 г.

1 Ме-109

юго - вост. Ржев

26.09.1942 г.

1 Ме-109

Панино

26.12.1942 г.

1 Ме-109

сев - зап. Новая Калитва

01.02.1943 г.

1 Hs-126 (в паре - 1 / 2)

сев. Верхне - Боровая

04.02.1943 г.

1 Hе-111

сев - вост. Артемовск

1 Hе-111 (в группе - 1 / 4)

юго - вост. Маяки

05.02.1943 г.

1 Hе-111

Ямполь

11.02.1943 г.

1 "Ягуар"

Славянск

16.02.1943 г.

1 FW-189

Славянск

28.02.1943 г.

Великая Камышеваха

10.03.1943 г.

1 Ме-109

Сидорово

19.03.1943 г.

1 Ме-109

юго - зап. Терновая

31.08.1944 г.

1 Ме-109

зап. Дольно

03.03.1945 г.

1 Ме-109

Хегенсдорф


Всего сбитых самолётов - 16 + 2; боевых вылетов - более 200; воздушных боёв - более 25.

2. «Список всех известных побед Гвардии капитана И. А. Шардакова»

Количество самолётов, сбитых И. А. Шардаковым, в различных источниках трактуется по-разному. Большинство изданий "советских времён", а также Н. Г. Бодрихин, указывают на 20 личных и 6 групповых побед в 483 боевых вылетах и 80 воздушных боях. М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 2 групповые победы лётчика, в 200 боевых вылетах и 25 воздушных боях.

5. «О Шардакове И.А.»

Шардаков Игорь Александрович.(из архива Очерского краеведческого музея)

Родился 19 апреля 1922г. в Оханске. Его дед Илья Тимофеевич Шардаков работал кузнецом на Очёрском заводе. Отец – Александр Ильич один из организаторов комсомола в Очёре, делегат 5,6,7 съездов комсомола, член РКП(б) с 1919г; мать – Татьяна Ивановна Тиунова была одним из организаторов комсомола в Очёре, делегатом 2 съезда РКСМ, в 1919 – 1920гг. председатель волостного исполкома. Детские годы провёл в Очёре, считая его своей родиной. С 1935г. живет в Крыму в Симферополе. В 14 лет поступил в планерный кружок, продолжая учиться в школе. В ноябре 1938г. юноша окончил симферопольский аэроклуб, продолжая одновременно учиться в средней школе. В дни полетов он в четыре часа утра уже был на аэродроме, с 9 до 2 часов дня проводил в школе, а в 5 часов начинались теоретические занятия будущего пилота. При поступлении в Качинскую летную школу на медосмотре выяснилось, что его организм ослаблен и не отвечает требованиям, предъявляемым к летчикам. Комиссар аэроклуба помог поправить здоровье в санатории, и Игорь был зачислен в курсанты Качинской школы военных летчиков 28. 12. 1938г. В 1940г. И. А. Шардаков в звании лейтенанта был выпущен в ВВС.

С первых часов Великой Отечественной войны он вместе с боевыми друзьями стал отражать налёты вражеской авиации. За первый день войны И. А. сделал шесть боевых вылетов и уже во втором сбил первый немецкий самолёт. В 1941г. он совершил 250 боевых вылетов. Часто приходилось вести бои с превосходящими силами противника. 22 июля 1941г. с рассветом под бомбежкой он вылетел по тревоге. Через 10 минут догнал девять «юнкерсов» и атаковал их. Атакуя в просветы из-под облаков, быстрой атакой поражал моторы самолетов противника. В тот день он сбил 3 «юнкерса». Увлекшись боем, не заметил, что закончились боеприпасы и горючее. Пришлось садиться на не действующий аэродром. Горючее подвезли к вечеру. В это время немцы прорвались к аэродрому. Пришлось лететь, хотя ночью никогда не летал. На свой аэродром вернулся благополучно. Приходилось летать на разведку на Ельнинском, Ярцевском, Смоленском направлениях Западного фронта на 150 и более км. за линию фронта и всегда доставлял ценные сведения о противнике.

В августе 1942г. И. А. Шардаков лично сбил пять самолетов. За успешное выполнение боевых заданий и 5 сбитых самолетов награжден орденом Красного Знамени 4.09.1942г. К концу 1942г. на его счету было 8 сбитых самолетов. В феврале 1943г. уничтожил еще 5 самолетов и был награжден 23.03.1943г. вторым орденом Красного Знамени. Третью награду И. А. Шардаков получил за боевую работу на Юго-Западном фронте. В тот момент им было произведено 14 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 2 самолета противника, за что и награжден третьим орденом Красного Знамени. К июлю 1943г. на его счету был 21 сбитый лично самолет противника и 6 в группе. 8 сентября 1943г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Войну закончил зам. командира 5-го гвардейского истребительного полка. Закончил Военно-воздушную академию и продолжал службу в ВВС. Уйдя в запас по состоянию здоровья, подполковник Шардаков жил в Симферополе, где и умер в августе 1982г.

Из летной книжки Героя Советского Союза Шардакова Игоря Александровича. Итоги боевой работы с 22 июня 1941г по 15 марта 1945г.

вид работы

налет час.

боевые вылеты

штурмовки

сопровождений

прикрытие

разведка

перехват

сковывание аэродромов противника

свободный вылет

бомбо вылет

итого 36,8 суток

воздушных боёв

сбито самолетов

подбито

групповых


6. «Шардаков И.А. как герой фильма.

В «топ - десятке» советских фильмов о Великой Отечественной почти наверняка первое место займёт неувядающая картина «В бой идут одни «старики» с неподражаемым Леонидом Быковым в главной роли. История о «поющей» гвардейской эскадрилье лётчиков - истребителей, считавших, что война - преходяща, а музыка - вечна. Но мало кто из жителей Прикамья знает, что прототипом одного из героев знаменитой ленты стал наш земляк - уроженец Оханска. Герой Советского Союза Игорь Александрович Шардаков: лётчик, ничуть не уступавший в воздушном мастерстве признанным асам Покрышкину и Кожедубу, но незаслуженно обойдённый официальной славой. Так как, по мнению тогдашних партийных идеологов, некоторые черты его характера никак не вписывались в рамки коммунистического иконостаса - «пай - мальчиком» ни он, ни его товарищи никогда не были. И не случайно, почти весь лётный состав «второй поющей» состоял из бывших штрафников.

В БОЙ ИДУТ ОДНИ «ШТРАФНИКИ»

Командир той самой эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиаполка, дважды Герой Советского Союза Виталий Попков (в фильме -капитан Титаренко), вспоминая историю создания кинофильма «В бой идут

одни «старики», говорил, что Леонид Быков основывался только на реальных фактах. Все эпизоды ленты, так или иначе, имели место в действительности. Конечно, образы персонажей по большей части были собирательными -хороших летчиков было много, поэтому кто-то «отдал» для своего персонажа внешность, кто-то - характер, кто-то - неординарные случаи военной жизни. Так в фильме появились Смуглянка, Кузнечик, Ромео, техник Семёныч, которых в действительности не существовало, но их характеры сплетены из реальных героев: летчиков Лавейкина, Дмитриева, Сытова, Пчелкина.

Сам Титаренко-Быков вобрал в себя черты нескольких асов, но в основном это, несомненно, Виталий Попков. А «лучший тенор Первого Украинского фронта» старший лейтенант Скворцов, как признался сам Попков, это и есть оханец Игорь Шардаков - замкомэска и штурман. Как по внешнему облику, так и по характеру. Высокий статный блондин с волевым лицом и профессионально поставленным голосом, вполне пригодным для сцены Большого театра. Его появление заставляло учащенно биться женские сердца, а блеск многочисленных орденов на груди вызывал неприкрытую зависть однополчан.

«Все мы были не манекены, а люди! - вспоминал позднее Попков, - даже война не смогла вытравить из нас человеческое. Изнурительные воздушные бои, количество вылетов превышало все допустимые нормы, ранения и гибель товарищей - это с одной стороны. С другой - гусарские загулы в свободное от полетов время, высокое понимание чести - вплоть до дуэлей, своеволие и, наконец, как бы помягче выразиться, - слишком шершавые языки, не доставлявшие удовольствия начальственным задницам. Порой наши фортели на земле и в воздухе кое-кого доводили до гауптвахты и даже до трибунала. Мы ж «стариками» были только в небе: в 43-м, когда разворачиваются события фильма, нам с Игорем, к примеру, было всего по 21 году. Юнцы - по нынешним временам. Но я был уже комэска, а он - моим замом!»

Тут важно добавить, что некоторые летчики «второй поющей» пришли в эскадрилью из... штрафников. Нет, конечно, асы не ходили в штыковые атаки в составе пехотных штрафбатов - Сталин все-таки по-хозяйски бе­режно относился к своим «соколам», особенно истребителям. Из летчиков-штрафников, создавались специальные авиагруппы, коим

поручались самые неимоверно опасные задания. И ни орденов, ни звездочек на погоны и на фюзеляж самолета за сбитых фрицев не полагалось. Тем не менее к концу войны из 14 асов эскадрильи 11 стали Героями СССР. Таким был и Игорь Шардаков: бесстрашный в воздухе, от метких очередей которого редко кто из вражеских пилотов уходил обратно на свой аэродром, и бесшабашный, открытый парень - на земле, живший, в первую очередь, не по уставу партии, а по законам совести и справедливости.

КАК НАШИ БИЛИ «БУБНОВЫХ»

Летом 1942 года немцы для деморализации советской авиации создали особую группу из шести десятков лучших летчиков-истребителей люфтваффе. Эти асы ввели новую «авиамоду»: размалевывали фюзеляжи своих самолетов игральными картами. Даже воинская субординация соблюдалась: офицеры летали на «тузах», фельдфебели - на «валетах». Командир «картежников» полковник фон Берг имел на плоскости изображение дракона - «джокер». И это, кстати, были не просто понты: ведь все пилоты «ягд-группы» («охотничьей группы») имели на своем счету не по одному десятку личных побед в небе Франции, Северной Африки и

СССР. Действовали они по принципу «тасовки карт»: если где-то люфтваффе оказывалось серьезное сопротивление в воздухе, то асы при­летали туда и наводили «орднунг». Немало наших погибло в результате такой тасовки. В августе 43-го «тузов» бросили на участок фронта, где воевали летчики 5-го Гвардейского авиаполка. Это стало ясно после того как резко возросло число потерь наших самолетов. Немцы прилетали незаметно, били чаще всего слабых и уходили безнаказанно. В связи с чем и наглели донельзя.

Тогда, кстати, и случился эпизод, показанный режиссером Быковым. Однажды в небе над аэродромом, где базировался полк, показалась пара «мессершмиттов» - бубновый и пиковый тузы. Они сбросили на землю вымпел, к которому была пришпилена издевательская записка на русском языке: «Это мы сбили ваших летчиков. Если среди вас еще остались смельчаки - вызываем на дуэль. Все будет честно: один на один, на взлете бить не будем». Игорь Шардаков с ведомым тут же устремились к своим самолетам.

Тем не менее гитлеровцы проявили коварство: как только наши пошли на взлет, «мессеры» начали атаку. Ведомый был сразу сбит и погиб (в фильме

Смуглянка), а самолет Шардакова немцы изрешетили настолько, что Игорь с превеликим трудом его посадил на пашне. Асы же люфтваффе, покачав крыльями и прошив очередями стоявшие «на приколе» самолеты, благополучно смылись, не дожидаясь мести.

Помните эпизод фильма, когда старший лейтенант Скворцов «скиксовал»

Боялся летать и принимать бой даже под страхом трибунала? Это как раз после того случая. Шардакова, действительно, охватил мандраж. В любой другой воинской части с ним, как со струсившим, разбирался бы СМЕРШ, но в эскадрилье Попкова -Титаренко, помнившей штрафное прошлое, не было принято сдавать товарищей «особистам» на скорую расправу.

Виталий Попков сам разобрался со своим потерявшим уверенность заместителем: взял Шардакова, ни о чем заранее не предупреждая, ведо­мым, нашел аэродром «бубновых», кинул им вымпел с ответным вызовом и принялся кружить в воздухе, дожидаясь, пока взлетят гитлеровские асы. Но немцы опять сподличали: в небо взлетели не два, а сразу четыре разукрашенных тузами фашиста. Впрочем, это не помешало нашим взять верх: Попков и Шардаков классически «обескозырили» всех четырех, поочередно вогнав их в землю на глазах у командования люфтваффе. Причем Виталий в самый опасный момент боя передал по рации Игорю, что у него отказало оружие. Теперь-то мы знаем, что это был воспитательный маневр, но Шардаков-то не знал. Кинувшись на выручку командиру, он с ходу на вираже сбил один «мессер» и подбил второй, который тут же попал в перекрестие прицела пушки Попкова. Больше Игорь не пасовал до конца войны...

БЕЗ «ГЕРОИЧЕСКОЙ ЛИПЫ»

Командир авиаполка подполковник Зайцев (в фильме - Батя), направляя наградные документы командующему фронтом Малиновскому, писал о гвардии старшем лейтенанте Игоре Шардакове: «Смелый и бесстрашный воздушный боец. Неоднократно ходил за 150 и

более километров в тыл врага на разведку и всегда доставлял ценные сведения. Товарищу Шардакову, как одному из лучших летчиков-командиров, доверяли самые сложные задания по штурмовке войск и аэродромов противника. Обладает большим чувством взаимовыручки и воспитывает эти качества у подчиненных...» Именно Шардаков во время Курской битвы обнаружил замаскированную в стогах сена эсэсовскую танковую дивизию (в"фильме это делает Титаренко) и вскоре принял самое непосредственное участие в её уничтожении. 8 сентября лётчику за это и за 34 сбитых самолёта врага было присвоено звание Героя.

Лучший немецкий ас Второй мировой Эрих Картманн, имевший к концу войны 352! личные победы, писал: «Постоянные воздушные сражения на Востоке в течение долгого периода говорили о техническом и психологическом превосходстве немцев. Тем не менее это не относится к гвардейским авиаполкам, элите сталинской истребительной авиации. Это были настоящие асы: агрессивные, тактически умелые, бесстрашные...»

Если рассматривать количество сбитых Шардаковым самолетов с зафиксированной в документах точки зрения, то, сравнении с числом побед Хартмайна, оханский герой выглядит желторотым птенцом на фоне старого стервятника. Но дело в том, что у «наци» считалось победой, если «питомец Геринга» всего лишь попал в самолёт противника, и при этом гитлеровским асам верили на слово. Вот и появилось неслыханное число - 352. Советским же воздушным бойцам такой «липовый» счёт не дозволялся, и коль на счету у Шардакова набралось 34 сбитых, то уж будьте уверены, что все тридцать четыре были вогнаны в землю. Да ещё при свидетелях. К тому же в 41-м, когда Игорь сбил свой первый самолёт, в нашей авиации вообще не было принято вести личный счёт побед.

Более того тот же Хартманн говорил: «Желание принижать все русское (в первую очередь - самими русскими) сослужило плохую службу. Выдающиеся русские асы, несомненно, заслуживают большего внимания со стороны военных историков. Ведь многие из них до сих пор малоизвестны, а то и вовсе преданы забвению даже в России!» Это писал враг, когда-то обласканный Гитлером, а ныне ставший национальным немецким героем. Хотя, судя по всему, тоже был парень не подарок: презирал нацистов и противника уважал. Этот «белокурый рыцарь рейха» не встретился в честном бою Игорю Шардакову или Виталию Попкову, однако много лет спустя Попков встретил-таки Эриха Хартманна - не в небе, конечно, а на земле г на форуме ветеранов войн. Говорят, наш прославленный ас с молодым задором вызвал немца на поединок, но тот, привыкший во время войны нападать лишь на слабых, стушевался, покраснел и быстро удалился прочь.

«РЕБЯТА! БУДЕМ ЖИТЬ!»

Официальная история выступила со сдержанными оценками летчиков-гвардейцев 5-го авиаполка. Пробел восполнил актер и режиссер Леонид Быков, а то бы мы так никогда и не узнали о героях. Он сдул неестественную шелуху с характеров своих персонажей и показал их такими, какими они были. Худсоветы, и цензура долго не желали выпускать на экраны его фильм о «второй поющей». Никак не вязалось с идеологией, что летчики там не ходят строем, не орут «За Сталина!», а просто воюют, смеются, ругаются, влюбляются и поют песни. Ладно бы еще «Интернационал» пели, как Швондер, а то про какую-то смуглянку-молдаванку да про любовь-морковь! А ведь военные летчики Украины, кстати, до сих пор считают «Смуглянку» своей профессиональной песней. И все это - благодаря Леониду Быкову.

Игорь же Шардаков провоевал до самых последних дней победного 45-го: сам стал комэска. Свой последний «фокке-вульф» ас сбил в день своего отъезда в Академию ВВС. Сбил и поехал учиться. В фильме его кинообраз - Скворцов - погибает, направляя свой горящий самолет в гущу вражеской техники, перед тараном выкрикивая в радиоэфир: «Ребята! Будем жить!» Сам Игорь Александрович, к счастью, не погиб. Он прожил жизнь и за себя, и за Скворцова, и даже за «того парня, не успевшего шепнуть «Мама», о котором и поется в финале, картины «В бой идут одни «старики». И дай-то Бог, чтобы хотя бы оханские пацаны помнили о своем герое-земляке...

Газета «МК в Перми». Максим АЛЕКСЕЕВ

Я отношусь к большому и крепкому роду Шардаковых. Благодаря тесной связи между членами нашей семьи была составлена родословная в семи поколениях, начиная с 1745 года. Сегодня она насчитывает 385 человек. В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне я в родословной отметила звездой с георгиевской лентой всех моих родственников, которые защищали Родину. С трепетом, гордостью и слезами на глазах изучала найденные в архивах материалы об их подвигах.

Отправлен сертификат:Всероссийский литературный конкурс «История моей семьи»

Тема: механика

Программа: «Ни дня без науки»

Гости: Игорь Шардаков, доктор физико-математических наук, профессор; Валерий Матвеенко, председатель пермского научного центра УРО РАН.

Ведущий: Роман Попов

Справка

Игорь Шардаков - доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории Моделирования термомеханических процессов в деформируемых телах Института механики сплошных сред УрО РАН. В 1972 году закончил Пермский политехнический институт, по специальности «Динамика и прочность машин». После этого закончил аспирантуру в Московском институте электронного машиностроения.

Является членом Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике, объединенного ученого совета по математике, механике и информатике при Президиуме УрО РАН, экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований.

Научные интересы - разработка новых подходов и методов решения краевых задач механики сплошных сред, исследования термомеханических явлений в полимерных материалах при релаксационных и фазовых переходах, разработка и создание автоматизированных систем деформационного мониторинга инженерных и строительных сооружений.

Одним из основных прикладных результатов механики деформируемого твердого тела являются пакеты программ для решения различных механических задач. Известные системы инженерного анализа постоянно развиваются и пополняются новыми задачами. Исследование термомеханики аморфно-кристаллических полимеров. Особенности термомеханического поведения твердых полимерных материалов обусловлены: высокими массовыми характеристиками полимерных цепочек; многообразием надмолекулярных структур; способностью реализации процесса полимеризации, фазового перехода и релаксационного. Экспеприментально-теоретические исследование были направлены на построение математических моделей, позволяющих описывать взаимосвязь процессов превращения с напряженно-деформированным состоянием в широком интервале изменения температуры. Математические модели, построенные с использованием полученных определяющих соотношений, могут быть использованы для выбора рациональных параметров технологических процессов получения полимерных материалов и их обработки. Исследование механических свойств и деформационного поведения насыщенных жидкостью нелинейно-упругих материалов. Процессы переноса жидкостей в полимерных гелях и эластомерах широко используется во многих современных технологиях, например, в биотехнологии, медицине и фармакологии, биохимии. Изделия из эластомеров часто эксплуатируются в физически агрессивных средах – органических растворителях и их парах. Поглощение растворителя вызывает набухание материала, порождает в нем внутренние напряжения и в конечном итоге может вызвать разрушение изделия. Теоретическое описание процессов деформирования и массопереноса в полимерных материалах позволило в полной мере учесть фундаментальную взаимосвязь между термодинамическими и транспортными свойствами полимерных сеток. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании изделий на основе эластомеров, предназначенных для работы в физически агрессивных средах, а также при создании и совершенствовании технологий, основанных на применении массообменных процессов в полимерных гелях.

Есть ощущение, что механику сложно назвать наукой, потому что это слово используется довольно часто в разных контекстах. Механика - что это такое?

Игорь Шардаков: Механика - очень расширенное понятие. За ним стоит очень глубокая история. Механика - одна из древнейших, основополагающих наук. Из механики выросло все человечество. Механика - это движение материальных тел, все то, что окружает нас. Люди, которые развивали эту науку, основоположники современной классической механики - это Ньютон, Лейбниц. Из механики развились другие разделы физики. Если говорить о современном состоянии этой науки, мы видим, что в последние десятилетия развилось много специфических разделов - это биомеханика, хемомеханика, мехатроника, микромеханика, наномеханика, астрофизика. Механика продолжает расширяться и влиять на нашу жизнь.

Закономерности механики настолько богаты, что от прогресса в этой области зависит развитие человечества.

- Во всех ли науках механика является некой составляющей или основой?

Игорь Шардаков: Я не вижу тех областей, где не было бы отклика в механике.

Валерий Матвеенко: Может быть, самое обидное, что механика, зачастую решая глобальные вопросы, остается на вторых ролях. Простой пример: сконструирован новый самолет, мы знаем имя генерального конструктора. Но самолет не полетит без знания аэродинамики, без обеспечения соответствующей прочности и решения массы других проблем. А это все решает механика.

- Механика - это фундаментальная наука?

Игорь Шардаков: Это не просто фундаментальная наука. Это основа, из которой вырастали все естественные науки.

Хорошо, мы знаем генерального конструктора самолета. Должны ли, можем ли мы знать тех ученых механиков, которые вкладывали свои знания в строительство этого самолета?

Валерий Матвеенко: Механики знают.

Игорь Шардаков: Это было бы совершенно не лишним.

Механика - это не просто таблица умножения, которая лежит в основе всего и вся. Она решает огромное количество современных задач?

Игорь Шардаков: Безусловно. Весь окружающий мир - это все механика. Механика - это и то, что идет внутри тел. С механикой человек знакомится с самого детства. Процесс разрушения - это один из процессов, который является сферой наших интересов. Разрушение различных материалов происходит по-разному.

Валерий Матвеенко: Тут, наверное, лучше на примерах. Почему кашалот быстро плавает при относительно малых энергетических затратах? Объяснение этого - задача механики.

Игорь Шардаков: Биомеханика - это гигантский раздел науки, который привлекает большие средства. Он соприкасается с медициной. Мы изучаем процессы, которые происходят в мышечной ткани.

Валерий Матвеенко: Игорь - один из идеологов проекта "Виртуальное сердце".

Игорь Шардаков: Это моделирование сердца, которое опирается на реальные процессы, происходящие в мышечной структуре. Это значимо для медицины. В частности, наши работы позволили обнаружить достаточно интересные электродинамические явления, которые протекают в тканях сердца и они определяют возможность изучения аритмии сердца.

- Я правильно понимаю, что механика - она в некотором роде абсолютна. К вам могут прийти биологи, физики...

Игорь Шардаков: ...химики, физиологи. Как раз на контакте наук возникают самые интересные проекты. В сентябре-октябре я был второй раз в Сиднее. У нас совместный проект с сиднейским университетом, со школой физики. Мы взаимодействуем по проблемам биосовместимости. Там задействованы физики, биологи, медики, физиологи, химики. Со стороны России я руководитель, а со стороны Сиднейского университета Белик Марцелла. В процессе выполнения проекта мы на семинарах пересекаемся с учеными из института исследования сердца сиднейского. Тут же возникают контакты, обсуждаются проблемы. Мы проводим небольшой цикл исследований совместно.

Можно обозначить основные векторы, по которым сейчас наука как наука движется? Или выделить несколько направлений сложно?

Игорь Шардаков: В Перми основные направления - это механика твердого тела и механика жидких и газообразных тел. Эти две школы известны в России и не только. Они достигли значимых результатов.

Валерий Матвеенко: Механика твердого тела изучает объекты, форма которых изменяется под воздействием внешних факторов. Тут возникают задачи прочности, надежности. Чтобы появился интерес к механике, я бы обозначил некоторые темы. Мы говорили о междисциплинарном взаимодействии. Был такой исторический факт: Институт технической химии рождался в недрах нашего института. На одном этаже была лаборатория Шардакова и на этом же этаже была лаборатория химиков. Волей - неволей, в процессе общения, родилась наука под названием хемомеханика.

- Хемомеханика родилась в Перми.

Игорь Шардаков: Может быть, не стоит претендовать на звание родины этой науки, но вклад мы в нее внесли значительный. У нас был Валерий Павлович Пегишев, который занимался полимерами. Мы исследовали воздействие на полимеры различных нагрузок - температурных, динамических, силовых. Здесь появился очень интересный фрагмент работ, когда производится всевозможная оценка прочностных характеристик этих материалов с момента его рождения - полимеризации, фазовых переходов. Они оказались очень значимыми для этих материалов. Если недолжным образом реализовать эти процессы, материал может разрушиться от тех противоречий в виде напряжений.

Валерий Матвеенко: Яркий пример - все пользуются эпоксидкой. Иногда ее замешаешь удачно, и все склеится, а иногда неудачно, и она вся потрескается.

- Я с этим бытовым примером знаком очень хорошо, особенно, с его второй частью.

Валерий Матвеенко: Полимеры, конечно, сложная, многокомпонентная система. Они по-разному ведут себя при смешивании, разных температурах. Чтобы получить нужный продукт, нужна хемомеханика.

- Какие еще направления можно вспомнить в пермской механике?

Игорь Шардаков: Я скажу о том, что ближе ко мне. В последнее время мы занялись внедрением хороших научных достижений в разработку автоматизированных систем мониторинга деформационного механического состояния сооружений и конструкций. Это системы, которые отслеживают состояние конструкций и позволяют предсказать какой интервал времени конструкция может безопасно эксплуатироваться. Это стало возможно благодаря развитию информационных технологий и тем достижениям механики, которыми мы обладаем. Мы этими системами занимаемся лет 10 и успешно используем в различных современных сооружениях. Например, мы внедрили такие системы в торгово-развлекательном комплексе "Семья". Горно-нефтяной институт заказал нам создание системы мониторинга в Березниковском районе.

Валерий Матвеенко: В пятидесяти домах установлены наши системы.

Игорь Шардаков: Они в онлайн-режиме отслеживают состояние строений. Я вижу это, сидя в своем кабинете.

- Как формировалась механическая научная школа в Перми. С чего все начиналось?

Игорь Шардаков: Механическая школа в Перми начиналась с двух основополагающих...

Валерий Матвеенко: Мы затронем только одну ветвь, к которой мы причастны.

Игорь Шардаков: Да. Это политехнический институт, середина 60-х, приезд сюда Александра Александровича Поздеева, известного профессора, члена-корреспондента АН СССР. Он приехал сюда очень молодым. И он со всем своим багажом и азартом принялся за создание кафедры динамики и прочности машин. Эта кафедра и родила основную ветвь - механики деформированного твердого тела. Мы с Валерием Павловичем выпускники это кафедры. Это был третий выпуск.

Валерий Матвеенко: Поздееву удалось создать маленький МИФИ в стенах Пермского политехнического института. Ему дал карт-бланш Михаил Николаевич Дедюкин, который тогда был ректором. В техническом вузе читался почти полный курс университетских дисциплин. Такая закваска очень многое дала.

Игорь Шардаков: Сан Санычу как-то хорошо удалось сформировать эту кафедру. Было огромное количество часов математики, физики и по другим наукам.

Валерий Матвеенко: У Поздеева был еще великий дар - он не был жаден. Я говорю о том, что он лучших учеников сплавлял в Москву. Вот мы с Валерием Николаевичем в аспирантуре были в Москве. Далеко не каждый руководитель так делает. Поэтому у нас получился такой конгломерат.

Игорь Шардаков: Все возвращались. Установилась связь с МГУ-шной школой механики, которую возглавлял Алексей Антонович Ильюшин. Это очень известный в нашей стране ученый. Эти связи, контакты очень многое дали для нашей пермской школы.

Валерий Матвеенко: Поздеев был неординарным человеком. Марафон бегал, боксом увлекался, на семитысячники ходил. Одна из улиц на комплексе ППИ носит его имя.

Значит, школа сформировалась, появились молодые ученые, направления и сейчас можно говорить, что пермская школа механики - одна из...

Валерий Матвеенко: Пусть другие оценивают, но мы в тройке по России.

- А насколько российская механика как наука котируется?

Валерий Матвеенко: Мы сильны в теоретической части, но в последнее время очень отстали в приборной базе. Может быть, я крамольную вещь скажу, но при большом интересе к теории, не было большого желания заниматься экспериментальной частью.

Игорь Шардаков: Пробел был, но сейчас он очень мощно устраняется. Выделяются средства, закупаются устройства, установки. Даже возникла проблема - люди не успевают осваивать все приборы. Я знаю, что иногда полученная техника стоит нераспакованная. Сейчас для людей, которые входят в эту науку, очень благоприятное время. Можно реализовывать свои планы, амбиции, мотивации. Занятие механикой позволяет хорошо оглядеть весь мир. Наши аспиранты имеют большие возможности посещать другие страны, стажироваться там, бывать на конференциях.

Валерий Матвеенко: У нас всю жизнь была мечта побывать на Камчатке, и мы там побывали, но не как туристы, а как научные сотрудники. У нас был прекрасный грант.

Игорь Шардаков: Это все те же контакты. Мельник Олег Эдуардович - это вулканолог. Общаясь с ним, мы «родили» совместный проект. Он занимался магмой, а мы занимаемся, в основном, деформированием твердых тел. При изучении вулканов используются сейсмодатчики, изучаются деформационные процессы. Это состояние активной деятельности вулкана, которой привели какие-то причины, были какие-то предвестники. И далеко не динамические. У нас был свой взгляд на то, как можно анализировать состояние пород в окрестностях вулкана до его активной фазы.

- Предсказать извержение?

Игорь Шардаков: Да. Когда все трясется - уже поздно.

Валерий Матвеенко: Мы прекрасно прожили две недели у подножия вулкана.

Игорь Шардаков: Это соединилось с идеей мониторинга.

Валерий Матвеенко: Были написаны статьи, которые получили оценку международного сообщества. Когда был сделан доклад на одной из международных научных конференций, нам поступило предложение опробовать это на Этне.

Игорь Шардаков: Реализация этих проектов - дорогое удовольствие, и пока это остается на бумаге.

- Вы говорили про мониторинг в зоне Верхнекамья. Это работа одного порядка?

Игорь Шардаков: Здесь очень много общего с точки зрения механики.

- В мониторинге, который вы ведете, есть что-то пермское эксклюзивное, чего больше не нигде?

Игорь Шардаков: Качественная характеристика мониторинга в значительной степени зависит от тех математических моделей, которые заложены внутри, они определяют идеологию мониторинга. Блок датчиков поставляет дискретную информацию с каких-то точек исследуемого объекта. Информация поступает в математическую модель, которая позволяет, на основе этих данных, охарактеризовать состояние объекта в целом, в любой его точке.

- Насколько точны наши математические модели?

Игорь Шардаков: Это один из основных моментов - адекватность модели по отношению к объекту, который мы мониторим. Это одна из основных задач. Тут надо, чтобы модель жила с этим объектом, адаптировалась под него.

Валерий Матвеенко: Мы мониторили здание в Кунгуре. Его пришлось расселить.

В создании математических моделей и их адекватности помогла ваша фундаментальная подкованность. Создание моделей - ваша сильная сторона.

Игорь Шардаков: Абсолютно верно. Но и по инструментальной части мы кое-что делаем. Есть свои находки, достижения. Одна из наших инструментальных разработок базируется на таком простом явлении как сообщающиеся сосуды. Она оснащена современными датчиками, работает в автоматическом режиме и успешно продвигается.

- Помимо Верхнекамья вашими системами мониторинга кто-то еще пользуется?

Игорь Шардаков: Да. В Перми уже три года мы наблюдаем деформации...

Валерий Матвеенко: Заказов очень много, но мы стоим перед дилеммой. Если Игорь Николаевич будет тиражировать эти системы мониторинга, он будет успешен. Но для нас он важен в другой ипостаси. Нам необходимо создание инновационного направления в институте, которое тиражировало бы разработки, а Игорь Николаевич только курировал бы процесс.

И вопрос капитализации стоит, как я понимаю. Как раз в подобных структурах могут реализовать себя молодые ребята, организовать научные группы, которые будут двигаться дальше. А куда дальше вы планируете двигать науку? В каком направлении планируете развивать механику?

Игорь Шардаков: Страна вошла в рыночные отношения, что неизбежно сказывается на направлениях, которые мы развиваем. В частности, мы планируем развивать направления, полезные для систем мониторинга. Совсем недавно на гигантском конкурсе мы выиграли престижный российский грант фонда развития лабораторий и кафедр. Мы получили проект на разработку экспериментального стенда, который будет изучать деформационные процессы в реальных конструкциях. Одно дело - разрушить один элемент конструкции и посмотреть, как происходит процесс. Но процессы, которые происходят перед разрушением гораздо важнее. Разрушение систем, состоящих из элементов - это еще более сложный процесс.

Валерий Матвеенко: Игорь говорит - "стенд". Я поясню. Это пятиэтажное здание 36 на 18 метров. Аналогов такого стенда в России нет.

- Вы получили возможность взорвать дом (смеется) .

Валерий Матвеенко: Сначала построить, а потом ломать.

- Когда будете реализовывать?

Валерий Матвеенко: Он уже в стадии реализации.

- Где он находится?

Игорь Шардаков: На территории нашего института. Его можно будет нагружать, разрушать, регистрировать.

Я уверен, что через несколько лет, по результатам работы этого полигона мы о механике узнаем что-нибудь еще. И тогда вы снова придете к нам и расскажете об этом.

Игорь Шардаков: С удовольствием.

Гвардии Старший лейтенант И. А. Шардаков совершил 156 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил 16 самолетов противника. 8 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Родился 19 Апреля 1922 года в городе Оханске Пермской губернии в семье рабочего. Окончил 9 классов школы № 23 в Симферополе и аэроклуб. С 1939 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал в составе 129-го истребительного авиационного полка. Свой первый "Мессер" на МиГ-3 он сбил в первые дни войны. К Августу 1942 года на его счету уже было 5 немецких самолётов, сбитых на МиГ-3 и на ЛаГГ-3. С Ноября 1942 года полк воевал на Ла-5.

К Июлю 1943 года заместитель командира эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт) Гвардии Старший лейтенант И. А. Шардаков совершил 156 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил 16 самолетов противника. 8 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Он сражался на Западном, Степном, Калининском, Юго - Западном, 1-м и 3-м Украинских фронтах, в 1944 году стал командиром 3-й эскадрильи в 5-м ГвИАП - одном из лучших истребительных авиационных полков, лётчики которого сбили в воздушных боях 739 самолётов противника (2-й результат среди полков советских ВВС).

Свою последнюю победу Гвардии Капитан И. А. Шардаков одержал 14 Марта 1945 года, в день отъезда в академию, сбив на прикрытии Ил-2 истребитель FW-190. Всего он выполнил 483 успешных боевых вылета, в 80 воздушных боях лично сбил 20 и в составе группы 6 самолётов противника.

После окончания войны Игорь Александрович продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию имени Жуковского. Демобилизовался в звании Подполковника в 1956 году. Жил и работал в Симферополе. Награждён орденом Ленина, Красного Знамени (трижды), Красной Звезды (дважды), медалями. Умер 2 Августа 1982 года.