Шахматов алексей александрович общение с портретом. Биография

Алексей Александрович Шахматов (5 (17) июня 1864, Нарва - 16 августа 1920, Петроград) - русский филолог, лингвист и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы, член Императорского православного палестинского общества.

Биография

Родился в дворянской семье. В 1874-1878 годах учился в гимназии Креймана (с I по IV класс), затем - в 4-й московской гимназии. Окончив гимназию с серебряной медалью, он в 1883 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1884 году в «Исследованиях по русскому языку» опубликована первая его статья «Исследования о языке новгородских грамот XIII и XIV вв».

Ученик Ф. Ф. Фортунатова. Впервые замечен в серьёзных научных кругах после выступления во время защиты А. И. Соболевским его магистерской диссертации - о системе фонем праславянского языка. Шахматов выступил с убедительной критикой некоторых важных положений доклада, чем вызвал сильную неприязнь уже известного в ту пору научными трудами Соболевского. Напряжённые отношения учёных сохранялись до конца жизни Шахматова.

В 1887 защитил диссертацию на тему «О долготе и ударении в общеславянском языке», после окончания университета остался при нём и к 1890 стал приват-доцентом.

В 1890 году Алексей Александрович начал читать курс истории русского языка в Московском университете. Однако, едва приступив к преподавательской деятельности, А. А. Шахматов принял неожиданное для коллег-филологов решение оставить науку и уехать к родственникам в саратовскую деревню. Уже из Саратова в одном из писем Фортунатову Шахматов признаётся, что заинтересовался современным крестьянским управлением и теперь полагает всю свою душу в работе на благо окружающего его сельского населения.

1 июля 1891 года Шахматов официально вступил в должность начальника земской управы и в течение двух лет активно участвовал в хозяйственной жизни вверенного ему уезда. Во время эпидемии холеры весной 1892 года содействовал организации медицинской помощи, хлопотал о командировании в волость нескольких сестёр милосердия и фельдшеров.

В том же 1892 году А. А. Шахматов возобновил работу над магистерской диссертацией, а в 1893 году по приглашению председателя Отделения русского языка и словесности Петербургской Академии наук академика А. Ф. Бычкова принял звание адъюнкта Академии и вернулся к научной деятельности.

В 1894 году выдвинул свою работу «Исследования в области русской фонетики» на соискание степени магистра, однако ему была присуждена высшая степень доктора русского языка и словесности.

Первые научные разработки - в области диалектологии. Совершил две экспедиции в середине 1880-х гг. - в Архангельскую и Олонецкую губернии.

После смерти Я. К. Грота взял на себя составление первого нормативного словаря русского языка.

С 1894 года - адъюнкт Петербургской АН, с 1898 года - член Правления Академии наук, самый молодой за всю историю её существования (34 года), с 1899 года - действительный член АН. С 1901 года - действительный статский советник. С 1908 г. - приват-доцент, с 1910 года - профессор Петербургского университета.

С 1906 года - член Государственного совета от академической курии. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918.

Член Сербской Академии наук (1904), доктор философии Пражского университета (1909), доктор философии Берлинского университета (1910), член-корреспондент Краковской Академии наук (1910), почётный член Витебской учёной архивной комиссии и др.

Умер от воспаления брюшины в Петрограде 16 августа 1920 года. Похоронен на Волковском кладбище.

После смерти учёного в 1925-1927 был издан его во многом нетрадиционный «Синтаксис русского языка», оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России. В нём Шахматов впервые сделал попытку выявить систему в огромном разнообразии синтаксических конструкций русского языка.

Неманежина Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ» Охочевская СОШ»

Щигровского района Курской области

2014г

Разработка урока по русскому языку (с презентацией)

Выдающиеся ученые- лингвисты А.А.Шахматов и А.М.Пешковский

и их вклад в развитие русского синтаксиса.

Цель урока: познакомить учащихся с вкладом в лингвистику выдающихся отечественных синтаксистов А.А.Шахматова и А.М.Пешковского, повысить лингвистическую компетенцию школьников, вызвать интерес к русскому языку как к учебному предмету

Ход урока:

Организационный момент.

2.Сообщение учителя о жизни и деятельности ученых- лингвистов.

(слайды 1-12)

ША́ХМАТОВ Алексей Александрович -российский языковед, историк, педагог, академик Петербургской АН. Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблем русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка славян. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки.

В истории русской филологии

нет главы более яркой, чем

деятельность А. А. Шахматова

В. В. Виноградов

Достигнутое Шахматовым - грандиозно.

Д. С. Лихачев

А. А. Шахматов родился 5 (17 по новому стилю) июня 1864 года в г. Нарве в семье юриста. Раннее детство будущего ученого прошло в Москве и Одессе. В 1870 году он лишился матери, а в 1871 умер и его отец. Детей взял на воспитание их дядя - Алексей Алексеевич Шахматов. Он поселился с семьей в деревне Губаревка Саратовской губернии. Здесь прошли детские годы будущего лингвиста. В 1875 году Алексей Шахматов в течение трех месяцев обучался в Московской частной гимназии Ф. И. Крейцмана, но потом вследствие болезни продолжил домашнее образование в Губаревке; он с интересом изучал историю и языки.

В 1876 - 1877 гг. А. Шахматов с родными побывал в Лейпциге, Мюнхене, Париже и других европейских городах. Вернувшись в Россию, весной 1877 года он увлекся русской словесностью. В январе 1879 года Алексей Шахматов перешел в 4-ю Московскую гимназию. Увлечение историей и языками, коллекционирование слов древнеиндийского языка - санскрита перерастает у Шахматова в большое исследование о происхождении индоевропейских слов. Первый научный труд семнадцатилетнего гимназиста Алексея Шахматова был опубликован в 1881 году берлинским журналом «Архив славянской филологии».

После окончания гимназии с серебряной медалью осенью 1883 года А. А.Шахматов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Встреча с известным ученым-языковедом Ф. Ф. Фортунатовым определила выбор Шахматовым будущей профессии: впоследствии он становится ученым-лингвистом.

А. А. Шахматов не был кабинетным ученым. В 1884 и 1886 гг. он участвовал в диалектологической экспедиции в Олонецкую губернию.

Материалы, полученные исследователем, были признаны лучшими в русской фольклористике. Весной 1887 года Совет Московского университета, отмечая блестящие способности А. А. Шахматова и ценность его научного исследования, присвоил ему звание кандидата и рекомендовал продолжить научную работу. И уже через 7 лет за фундаментальное исследование по истории русского языка 29-летнему А. А. Шахматову была присвоена сразу степень доктора русского языка и словесности.

В 1890-1893 гг. А. А. Шахматов, избранный в Саратовское уездное земское собрание, жил и работал в Губаревке. А в мае 1894 года, после защиты диссертации, он получил официальное приглашение на службу в Петербург, в Академию наук. С 1894 года А. А. Шахматов жил и работал в Петербурге. Он редактировал «Словарь современного русского языка» (1-й том вышел уже в 1897 году)

В 1890-1893 гг. А. А. Шахматов, избранный в Саратовское уездное земское собрание, жил и работал в Губаревке. А в мае 1894 года, после защиты диссертации, он получил официальное приглашение на службу в Петербург, в Академию наук. С 1894 года А. А. Шахматов жил и работал в Петербурге. Он редактировал «Словарь современного русского языка» (1-й том вышел уже в 1897 году). За неполные 40 лет научной деятельности А. А, Шахматов стал автором более 170 исследований, учебных пособий и статей по истории языка и диалектологии, лексикологии и лексикографии, синтаксису русского языка. Средних - неоконченный «Словарь современного русского языка» (1897 - 1937) и проект реформы русского правописания, исследование летописей, фундаментальный труд «Синтаксис русского языка» (1925-1927) и многие другие работы. В области синтаксиса А. А. Шахматов разработал учение о предложении как единице коммуникации. За большие научные достижения в возрасте 33 лет ученый был избран экстраординарным (т. е. сверхштатным) академиком, а через два года (в декабре 1899) - ординарным, С 1906 г. А. А. Шахматов руководил Отделением русского языка и словесности, был директором I отделения Библиотеки Академии наук. Последние 12 лет научно-педагогической деятельности А. А. Шахматова (с 1908 по 1920) были посвящены преподаванию истории русского языка, русской диалектологи и церковно-славянского языка в Петербургском (с 1914 г. - Петроградском) университете.

А. А. Шахматов скончался 16 августа 1920 г. в Петрограде. Жизнь ученого оборвалась рано, но он успел очень много сделать для русского языкознания.

Александр Матвеевич Пешковский
(1878-1933)

И в наши дни любой серьезный исследователь в области методики вряд ли может обойтись без того, чтобы в той или иной мере не воспользоваться трудами Л. М. Пешковского,
- так широк круг проблем, затрагивавшихся и разрабатывавшихся нашим замечательным ученым.
А. В. Текучев

A . M . Пешковский родился 23 августа (4 сентября по новому стилю) 1878 г. в Томске. В 1889 году семья Пешковских обосновалась в Крыму. Здесь, в Феодосии, одиннадцатилетний Пешковский пошел в гимназию. В 1897 году будущий ученый окончил Феодосийскую гимназию с золотой медалью и уехал в Москву, где он был принят в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета.

А. М. Пешковский не сразу определил, чем будет заниматься в будущем, и только в 1901 году он поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Дважды (в 1899 г. и 1902 г.) А. М. Пешковского исключали из высшего учебного заведения за участие в студенческом движении, поэтому два года он учился в Берлинском университете. Осенью 1902 года он был восстановлен в Московском университете и закончил его в 1906 году. В том же 1906 году А. М. Пешковский начал работать учителем русского и латинского языков в частных гимназиях Москвы. С 1914 по 1918 г. он преподавал на Высших педагогических курсах Д. И. Тихомирова, а в 1918 - 1921 гг. был профессором на кафедре сравнительного языковедения в Екатеринославском (позже Днепропетровском) университете и сотрудничал с другими учебными заведениями. В 1921 году А. М. Пешковский, вернувшись в Москву, стал профессором Первого Московского университета и Высшего литературно-художественного института им. В. Я. Брюсова. С 1926 по 1932 г. ученый преподавал на филологическом факультете Второго Московского государственного университета, в Московском педагогическом институте им. Ленина и в Редакционно-издательском институте.

A . M . Пешковский - автор многих статей, учебных пособий и научных исследований. Наиболее известные из них - «Русский синтаксис в научном освещении» (1-е издание - 1914 г.), «Школьная и научная грамматика» (1914), «Синтаксис в школе» (1915), пособие «Наш язык» (1922-1927). 3-е издание фундаментального труда А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении», переработанное автором с учетом новых научных достижений, вышло в свет в 1928 году. О научной ценности этого исследования свидетельствует премия Академии наук, присужденная автору книги.

А. М. Пешковский разработал учение о предложении как основной единице синтаксиса.

А. М. Пешковский умер в Москве 27 марта 1933 года. Он оставил большое научное наследие и обогатил лингвистику и методику своими замечательными трудами.

    Кроссворд.(слайд 13)

По горизонтали . 1. Раздел языкознания, занимающийся изучением говоров какого-либо языка. 2. Усадьба, в которой прошли детские годы

А. А. Шахматова. 3. Город, с которым была неразрывно связана жизнь и научно-педагогическая деятельность А. А. Шахматова. 4. Совокупность букв, принятых в данной письменности. 5. Город, в котором родился А. М. Пешковский. 6. Множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой единство частей. 7. Язык, слова которого коллекционировал и исследовал Шахматов-гимназист. 8. Слово, совпадающее но написанию с ему подобным, но отличающееся от него произношением (замок - замок). 9. Город, в котором в 1897 году А. М. Пешковский окончил гимназию. 10. Синоним к слову языковед. 11. Тип связи простых предложений в составе сложного, для которого характерно синтаксическое равноправие элементов.

По вертикали . 12. Языки, историю и диалектологию которых изучал А. А. Шахматов. 13. Выдающийся русский ученый-языковед, оказавший влияние на выбор жизненного пути А. А. Шахматова. 14. Раздел лингвистики, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. 15. Раздел н языке, в котором излагается система написания слов. 16. Слово или словосочетание, точно обозначающее определенное научное понятие.

Ответы на кроссворд:

По горизонтали.

1.Диалектология

2.Губаревка.

3.Петербург

4. Азбука.

5.Томск.

6.Система.

7.Санскрит.

8.Омограф.

9.Феодосия.

10.Лингвист

11.Сочинение

По вертикали.

12. Славянские

13. Фортунатов

14. Пунктуация

15.Орфография

16.Термин

4. Лингвистическая викторина.(слайд 14-15)

1. Круг научных интересов А. А. Шахматова был чрезвычайно широк. Назовите те области науки о языке, которые ученый исследовал и обогатил своими трудами.

2.Чем интересовался в детстве будущий ученый-лингвист А. А. Шахматов? Что коллекционировал Шахматов-гимназист?

3. С кем из ученых-лингвистов познакомился А. А. Шахматов? Кто из ученых- языковедов оказал влияние на выбор его жизненного пути?

4. Что связывало А. А. Шахматова с Губаревкой?

5. Расскажите о реформе русского правописания, сторонником и соавтором проекта которой был А. А. Шахматов.
Когда была проведена эта реформа?

6. Назовите основные работы ученого-лингвиста А. М. Пешковского.

7. А. А. Шахматов и А. М. Пешковский не были кабинетными учеными. Расскажите об их педагогической деятельности. В каких учебных заведениях они преподавали?

8. Можно ли назвать современниками А. А. Шахматова и

А. М. Пешковского?
Назовите имена известных вам ученых-лингвистов конца XIX - начала XX века.

9.«Русский синтаксис в научном освещении» А. М. Пешковского и «Синтаксис русского языка» А. А. Шахматова были написаны приблизительно в одно время. Кто из двух великих ученых был первооткрывателем в этой области лингвистики?

10. Какие качества были свойственны А. А. Шахматову и А. М. Пешковскому? Какие черты характера, присущие этим ученым, вы можете назвать?

Ответы на вопросы лингвистической викторины

1. Алексей Александрович Шахматов - великий русский ученый-лингвист конца XIX - начала XX века. За неполные четыре десятиле тия научной деятельности он создал более 170 научных трудов. Это монографические исследо вания, статьи и рецензии, справочные и учеб ные пособия по истории русского языка и диалектологии, лексикологии и лексикографии, синтаксису современного русского языка.

Первая научная работа А. А. Шахматова, семнадцатилетнего гимназиста, была опублико вана в берлинском журнале «Архив славянской филологии». Она называлась «К критике древ нерусских текстов (О языке «Жития Феодосия»)» и содержала исследование древнерус ских летописей. Обучаясь на историко-филологическом факультете Московского университета, студент Шахматов занялся исторической диа лектологией, еще никем не изученной областью лингвистики. Работая с летописями, он пришел к выводу, что для исследования истории русского языка необходимо знать современные говоры. Для изучения диалектов А. А. Шахма тов путешествовал по Олонецкой губернии.

Результаты экспедиции позволили ученому получить бесценные материалы и обогатить лингвистическую науку работами по исторической диалектологии.

В конце XIX - начале XX века А. А. Шахматов редактировал «Словарь современного русского языка». В 1897 г. вышел в свет первый том этого справочного пособия, издан ного под редакцией А. А. Шахматова.

В начале XX века А. А. Шахматов в соавторстве с Ф. Ф. Фортунатовым и другими учеными разрабатывал проект реформы русской орфографии. Эта реформа была проведена в 1917-1918 гг.

В 1916 году ученый приступил к подготови тельной работе над монографией «Синтаксис русского языка». А вскоре он принялся за работу над учебником русского языка для университетов.

К сожалению, А. А. Шахматов умер в расцвете творческих сил, не успев завершить все задуманные исследования.

2. Интерес к русской словесности и истории проявился у Шахматова очень рано. Вот как вспоминает о детских годах будущего ученого
его родственница, Наталья Александровна Шахматова: «С шестнадцати лет я приезжала из Петербурга в Губаревку... В Губаревке меня
поразила интеллектуальность Лели (так звали в семье близкие маленького Шахматова. В. Я.) крошечный мальчик все сидел на
скамеечке у открытого шкафа с книгами и усердно читал «Русскую старину», которая мне казалась страшной сушью»

Увлеченность русской словесностью, по сви детельству самого ученого, зародилась у него, тринадцатилетнего гимназиста, весной 1877 года. С неослабевающим интересом Алексей Шахматов изучал историю и словесность, а в свободное время коллекционировал санскрит ские слова. Сопоставляя богатство этого мертво го языка с другими языками, ученые-лингвисты воссоздали достоверную картину индоевропей ского языка. Увлечение санскритом вскоре переросло у гимназиста Шахматова в первое научное исследование.

3. Преподаватели истории и словесности 4-й Московской гимназии, в которой А. А. Шахма тов учился с января 1879 года, посоветовали
одаренному гимназисту встретиться с учеными-языковедами Московского университета. Благодаря знакомству с преподавателем университета Н. И. Стороженко, профессором Ф. Е. Коршем и В. Ф. Миллером начинающему исследователю удалось расширить круг своих научных интере сов.

Доктор сравнительного языковедения Москов ского университета Филипп Федорович Форту натов, специалист по фонетике и грамматике индоевропейского языка, с которым вскоре познакомился А. А. Шахматов, посоветовал молодому ученому продолжить научную работу. Эта встреча с известным ученым-лингвистом определила выбор А. А. Шахматовым будущей профессии. Он решил стать исследователем русского языка.

А. А. Шахматов считал себя учеником и последователем Ф. Ф. Фортунатова.

4. Чубаревка - имение Шахматовых, расположенное в Саратовской губернии. После смер ти матери (в 1870 г.) и отца (1871 г.) Алексея
и его сестер взял на воспитание их дядя, Алексей Алексеевич Шахматов, поселившийся с семьей в деревне Губаревке. Там семья жила до 1876 г. Здесь началось обучение Алексея. Он изучал французский, английский, немецкий, латинский языки. Знания, полученные в детст ве, и одаренность помогли А. А. Шахматову в феврале 1875 г. поступить в Московскую гимназию и впоследствии окончить гимназичес кий курс с отличием (с серебряной медалью).

А. А. Шахматов вернулся в Губаревку лишь зимой 1890 - 1891 г., после окончания Москов ского университета. В Губаревке он был избран земским начальником в Саратовское уездное земское собрание. Здесь, в деревне, в течение трех лет он изучал быт крестьян, помогал им в годы неурожая и эпидемии холеры. Несмотря на огромную занятость земскими делами, А. А. Шахматов готовил к изданию магистерскую диссертацию «Исследования в области русской фонетики», блестящая зашита которой состоя лась в Московском университете. Совет Мос ковского университета единогласно присвоил 29-летнему автору этого исследования, создан ного в Губаревке, сразу ученую степень доктора русского языка и словесности.

5. Русский язык на протяжении столетий непрерывно развивался. В конце XIX века стало ясно, что следует провести реформу
алфавита и упростить правописание. Передовые русские ученые и педагоги стали предлагать различные проекты орфографической реформы.

В 1904 году была создана специальная комиссия Академии наук, в которую вошли известные ученые-языковеды. Комиссия должна была выработать проект реформы русского правописания. Первоначально эту группу уче ных возглавлял доктор сравнительного языковедения Ф. Ф. Фортунатов, а после его кончины руководителем комиссии стал академик А. А. Шахматов.

Ученые-практики предлагали отменить двойные буквы и упростить правописание. Но этот проект, содержащий новые принципы правопи сания, отвергли консервативно настроенные чиновники и некоторые ученые, противившиеся нововведениям. Комиссия продолжала совершенствовать проект реформы до 1912 года, но и после доработки предложенный вариант не был принят.

Реформа русской орфографии была проведе на лишь в 1917 - 1918 гг., после того как Народный комиссариат просвещения, возглав ляемый А. В. Луначарским, издал декрет о введении нового правописания. Были отменены двойные буквы, потому что разграничение и употребление букв «ять» и е, «фита» и « фита»и ф, i и и было одним из самых трудных орфографичес ких правил для гимназистов прошлого века. Особенно сложными были случаи написания, в которых разграничивались «ять» и е. Умение правильно употреблять букву «ять» было свое образным признаком социального положения: отличало грамотного от неграмотного, дворяни на от недворянина.

Реформа 1917 - 1918 гг., подготовленная Ф. Ф. Фортунатовым, А. А. Шахматовым и другими русскими учеными, сделала русскую орфографию более легкой для усвоения и применения.

6. Замечательный отечественный ученый-лин гвист первой трети XX века Александр Матвее вич Пешковский известен как автор большого и глубокого труда «Русский синтаксис в научном освещении», учебного пособия для школьников и учителей «Наш язык», работ «Синтаксис в школе», «Школьная и научная грамматика», «О грамматическом разборе» и многих других статей, исследований, рецензий.

А. М. Пешковский создал много научных трудов, обогативших русскую лингвистическую науку. Исследования ученого в области синтак сиса, грамматики, правописания и стилистики сыграли большую роль в становлении и разви тии науки о языке.

7. А.А.Шахматов и Пешковский были лингвистами - теоретиками и педагогами – практиками. В течение 12 лет (с 1908г)А.А.Шахматов преподавал в Петербургском - Петроградском университете историю русского языка, церков но-славянский язык, русскую диалектологию. Он был одним из самых уважаемых профессо ров университета. «Его квартира в Санкт-Пе тербурге была штабом русской науки. Сюда приходили многие ученые: друзья и знакомые, гости из других городов, иностранные филоло ги, чтобы повидаться и поговорить с академиком Шахматовым, получить здесь советы и указания» (16, с. 83 - 87).

Летом А. А. Шахматов отправлялся в диалектологические экспедиции. Он много путе шествовал по России, изучая фольклор, делал записи диалектной речи, а затем, вернувшись в Петербург с бесценными материалами, продол жал научную работу.

А. М. Пешковский начал преподавательскую деятельность в 1906 году. После окончания университета он работал учителем русского и латинского языков в частных гимназиях Москвы. Тогда и возникла у Пешковского идея сближения научной и школьной грамматики. Он, творчески мыслящий ученый-лингвист и педагог, старался обучать гимназистов таким образом, чтобы они понимали русскую грамма тику и имели представление о языковедении как науке. А. М. Пешковский стремился поставить науку о языке на службу школе. С 1914 по 1918 г. А. преподавал различные дисциплины на Выс ших педагогических курсах Д. И. Тихомирова. С 1918 по 1921 г. ученый был профессором на кафедре сравнительного языковедения в Екате ринославском (позже Днепропетровском) уни верситете. Одновременно он работал в Высшем институте народного образования и других высших учебных заведениях.

В 1921 г. А. М. Пешковский вернулся в Москву и продолжил педагогическую деятель ность - он был профессором Первого Мос ковского государственного университета и Выс шего литературно-художественного института им. В. Я. Брюсова.

С 1926 по 1932 г. А. М. Пешковский занимался подготовкой учителей на педагогичес ком факультете Второго Московского государст венного университета и в Московском педагоги ческом институте им. Ленина, работал он и в Редакционно-издательском институте.

Многолетний опыт работы ученых в школе и вузе позволил А. А. Шахматову и А. М. Пеш ковскому создать пособия, доступные преподавателям, студентам, гимназистам. Написанные более семи десятилетий назад, «Синтаксис рус ского языка» А. А. Шахматова и «Русский синтаксис в научном освещении» А. М. Пешков ского не утратили своего значения и в наше время. Эти труды во многом предопределили современные исследования в области синтаксиса.

8. Выдающиеся отечественные ученые-лин гвисты А. А. Шахматов (1864-1920) и А. М. Пешковский (1878 - 1933) были современника ми. Тогда же, в конце XIX - начале XX века работал в области фонетики, диалектологии и сравнительно-исторического языкознания И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929), разрабатывал теорию русского правописания Ф. Ф. Фортуна тов (1848 - 1914), обогащал исследованиями русскую лексикографию Д. Н. Ушаков (1873- 1942), занимался разносторонней лингвистичес кой деятельностью Л. В. Щерба (1880-1944).

9. Первое издание исследования А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» вышло в свет в 1914 году.

Известно, что «...академик А. А. Шахматов, приступая в 1916 г. к подготовительной работе над «Синтаксисом русского языка», прежде всего зафиксировал свои соображения по пово ду книги А. М. Пешковского» Труд А. А. Шахматова «Синтаксис русского языка», изданный посмертно в 1925 - 1927 годах, обогатил науку новыми фактами. А. М. Пешковский продолжил работу над своей концепцией с учетом теории А. А. Шахматова и критически переосмыслил прежние ошибочные взгляды. «А.М.Пешковский, пытливый и вдумчивый исследователь, никогда не останав ливался на достигнутом и не боялся заявить о новых фактах, даже если это было связано с пересмотром, иногда коренным, его собственных взглядов: он всегда был готов во имя науки, во имя истины отказаться от того, чему «поклонял ся» раньше» (17, с. 99). Третье издание книги Пешковского «Русский синтаксис...» (1928), основательно переработанное автором, «...вби рает в себя наиболее передовые идеи современ ного ему языковедения, становится генератором новых идей на долгие годы» (/5).

Исследования в области синтаксиса русского языка взаимно обогатили концепции А. А. Шахматова и А. М. Пешковского.

10. Современники выдающихся ученых А. А. Шахматова и А. М. Пешковского отмечали их исключительное трудолюбие.

А. А. Шахматов не знал ни выходных, ни отпусков: ежедневно работал по 10-12, а летом в деревне и по 15 часов в сутки, исключительно бережно относился к своему времени.

Ученый продолжал научную работу даже в суровые годы гражданской войны, когда в тес ных служебных комнатах Академической библи отеки зимой 1919-1920 гг. температура была ниже нуля (см.: 12). «Рядом с трудом А. А. Шахматов ставил доброе отношение к людям. Он всегда находил время помочь тому, кто нуждался в его помощи» (16, с. 84). О беско рыстном служении Шахматова делу науки и просвещения свидетельствует и тот факт, что ученый отказался от денежного вознаграждения, которое ему полагалось как директору I отделе ния Библиотеки Академии наук, и отдал эту значительную денежную сумму на нужды библи отеки, вскоре открытой для всех желающих.

А. М. Пешковский - «...пытливый и вдумчивый исследователь» был всегда очень скромен в оценке своего вклада в лингвистическую науку.

5.Подведените итогов викторины.

6. Д.З. Сочинение об отечественных языковедах

Литература:

1.Белов А. И. А. М. Пешковский как лингвист и методист.- М., 1958.

2.Виноградов И. И. А. А. Шахматов.- Петербург, 1922.

3.Кондрашов Н, А. Жизнь и труды А. А. Шахматова: к 130-летию со дня рождения
дения // РЯШ.- 1994- № 3,- С. 98-101.

4. Коротаева Э. И. Университетская и школьная деятельность А. А. Шахматова // РЯШ.- 1964.- № 3.- С. 93-99.

5. Лихачев Д. С. Шахматов как исследователь русского летописания // А. А. Шахматов (1864-1920): Сб. статей и материалов / Под ред. акад. С. П. Обнорского.- М,-Л., 1947.

6.Макаров В. И. А. А. Шахматов:Книга для учащихся.- М., 1981.

7.Масальская Е. А. Повесть о брате моем, А. А. Шахматове,- М., 1929.

8.Смирнов С. В. Свет вечной правды: К 125-летию со дня рождения А. А.
Шахматова // Русская речь.- 1989. -№ 3.- С. 83-87.

9.Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов,- М.,
1984,- С. 128, 274.

10.Энциклопедия для детей.- Т. 10.Языкознание. Русский язык.- М.: Аван-
та+, 1998.- С. 227, 253.

11.ЯненкоВ.Д. Рассказываем школьникам о русских лингвистах. Русский язык в школе.- №5.- 1999.

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=54424

http://genhis.philol.msu.ru/article_391.html

Алексей Александрович Шахматов

Шахматов Алексей Александрович (5/17.06.1864-14.08.1920), филолог, языковед, историк русского летописания, исследователь современного русского языка и его истории. Заложил основы текстологического изучения русских летописей, разработал научную гипотезу возникновения русского летописания, которую изложил в своих капитальных исследованиях “Разыскания о древнейших русских летописных сводах” (1908) и “Повесть временных лет” (т. 1, 1916); проследил историю развития русского летописания с XI по XVI в. (“Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв.”, 1938). Занимался изучением проблем образования русской народности, славянского этногенеза, внес большой вклад в изучение русского языка, сравнительного языкознания и диалектологии.

ШАХМАТОВ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДОРОВИЧ (1864-1920), русский филолог и лингвист-славист. Родился 5 (17) июня 1864 в Нарве (ныне Эстония). Очень рано, еще гимназистом, проявил незаурядные способности к научной деятельности. В 1887 окончил Московский университет, там же преподавал. С 1899 академик (самый молодой в истории русской филологии), с этого времени работал в Петербурге. Выдающийся организатор науки. В 1905-1920 возглавлял Отделение русского языка и словесности Императорской - Российской Академии наук. После смерти Я.К.Грота продолжил начатую им работу над академическим Словарем русского языка ; руководил изданием многотомной Энциклопедия славянской филологии . Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918. Умер Шахматов в Петрограде 16 августа 1920.

Ученик Ф.Ф.Фортунатова, Шахматов стремился применить разработанные им строгие методы к изучению истории русского языка. Творческое наследие ученого весьма обширно. Шахматов изучал язык летописей и историю русского летописания, издавал древнерусские памятники; под его руководством было возобновлено издание Полного собрания русских летописей . Заложил основы текстологического анализа памятников русской письменности. Исследовал современные русские диалекты. Выдвинул гипотезу о распаде общерусского праязыка в 9-10 вв. на южнорусское, среднерусское и севернорусское наречия. Автор работ по фонетике, акцентологии, синтаксису русского языка. В посмертно изданном Очерке современного русского литературного языка (1925, 4-е изд. 1941) изложил свои взгляды на соотношение синтаксиса и морфологии, настаивая на подчиненном положение последней, а также проанализировал различные принципы выделения частей речи в русском языке. Посмертно (1925-1927) был издан и его во многом нетрадиционный Синтаксис русского языка , оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Шахматов Алексей Александрович (5.06.1864-3.08. 1920), языковед, историк древнерусской литературы, исследователь русского летописания. Академик Петербургской Академии наук (1894). Окончил Московский университет (1887), приват-доцент там же (1890), профессор Петербургского университета (с 1909), директор 1-го отделения библиотеки Академии наук (с 1899), председатель Отделения русского языка и словесности Академии наук (1906-20).

Шахматов оставил глубокий след во всех областях науки о русском языке, явился основоположником исторического изучения русского литературного языка; выявил древние койне - общие устные языки, отличные от живых говоров. На протяжении всей жизни изучал проблему образования русской народности и славянского этногенеза, вопросы прародины и праязыка. Шахматов проследил историю древнерусского летописания XI-XVI вв., заложил основы современного текстологического изучения летописей и текстологии как науки.

Широко использовав диалектные данные для интерпретации письменных источников, Шахматов обратил внимание на древние орфографические системы, мешавшие отражению на письме особенностей живой речи. Изучал современные олонецкие, калужские и рязанские говоры, создал программы изучения говоров, обрабатывал и печатал многочисленные ответы на них. Шахматов исследовал также славянскую акцентологию, вопросы сравнительной фонетики и грамматики славянских языков, древние и современные индоевропейские языки, финский и мордовский языки; разработал историческую морфологию русского языка. Его учение о грамматических формах слов, частях речи, словосочетаниях, типах предложения, соотношении морфологии и синтаксиса - важный вклад в теоретическое языкознание. Шахматов - редактор выпусков академического «Словаря русского языка» (1891-1916).

Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности Академии наук стало центром филологии в России. Им было организовано изучение многих памятников письменности, современных диалектов, составление словарей, подготовка многотомной «Энциклопедии славянской филологии»; возобновлено издание «Полного собрания русских летописей», в котором Шахматов опубликовал ряд важнейших летописей. Организовал издание серии памятников старославянского и русского языков, мировой литературы.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Введение в курс истории русского языка , ч. 1. Пг., 1916

Исследования в области русской фонетики . 1893-1894

Историческая морфология русского языка . М., 1957

Обозрение русских летописных сводов ХIV-XVI вв . M. - Л., 1938

Общерус. летописные своды XIV и XV вв. // Журнал Министерства народного просвещения, 1900. № 9, 11; 1901. № 11;

Очерк древнейшего периода истории рус. языка. Пг., 1915;

Очерк совр. рус. лит. языка. 4-е изд. М., 1941;

Разыскания о древнейших русских летописных сводах . СПб, 1908

Сборник статей и материалов . М. - Л., 1947

Синтаксис рус. языка. Вып. 1-2. Л., 1925-27;

Литература:

Шахматов А.А. 1864-1920 . Л., 1930

Лихачев Д.С. Шахматов-текстолог . - Известия АН СССР. Сер. литературы и языка, 1964, № 6

Родился в дворянской семье, в 1883 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1884 в «Исследованиях по русскому языку» опубликована первая его статья «Исследования о языке новгородских грамот XIII и XIV вв».

Ученик Ф. Ф. Фортунатова. Впервые замечен в серьёзных научных кругах после выступления во время защиты А. И. Соболевским его магистерской диссертации - о системе фонем праславянского языка. Шахматов выступил с убедительной критикой некоторых важных положений доклада, чем вызвал сильную неприязнь уже известного в ту пору научными трудами Соболевского. Напряжённые отношения ученых сохранялись до конца жизни Шахматова.

В 1887 защитил диссертацию на тему «О долготе и ударении в общеславянском языке», после окончания университета остался при нём и к 1890 стал приват-доцентом.

В 1894 выдвинул свою работу «Исследования в области русской фонетики» на соискание степени магистра, однако ему была присуждена высшая степень доктора русского языка и словесности.

Первые научные разработки - в области диалектологии. Совершил две экспедиции в середине 80-х гг. - в Архангельскую и Олонецкую губернии.

После смерти Я. К. Грота взял на себя составление первого нормативного словаря русского языка.

С 1894 адъюнкт Петербургской АН, с 1898 - член Правления Академии наук, самый молодой за всю историю её существования (34 года), с 1899 - действительный член АН. С 1910 профессор Петербургского университета.

С 1906 - член Государственного совета от академической курии. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918.

Лучшие дня

Член Сербской Академии наук (1904), доктор философии Пражского университета (1909), доктор философии Берлинского университета (1910), член-корреспондент Краковской Академии наук (1910) и др.

Умер от истощения в Петрограде в августе 1920 года.

После смерти ученого в 1925–1927 был издан его во многом нетрадиционный «Синтаксис русского языка», оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России. В нем Шахматов впервые сделал попытку выявить систему в огромном разнообразии синтаксических конструкций русского языка.

Об учёном его сестрой - Е. А. Шахматовой-Масальской - оставлены мемуары.

Научный вклад

Шахматов проследил историю древнерусского летописания XI-XVI вв., впервые применив для их изучения сравнительно-исторический метод, благодаря чему установил время создания, источники и вклад каждого из авторов старейших летописных сводов, состав текста «Повести временных лет». После работ Шахматова любое исследование по истории древней Руси опирается на его выводы. Учёный заложил основы текстологии как науки.

Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности Императорской Академии наук стало центром отечественной филологии. По инициативе Шахматова Академия наук издала монографии, словари, материалы и исследования по кашубскому, полабскому, лужицкому, польскому, сербскому, словенскому языкам. В 1897 Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918.

Выводил восточнославянские языки от «общедревнерусского» языка, дезинтеграция которого, по его мнению, началась уже в VII ст.[источник не указан 339 дней], но была задержана интеграционными процессами, связанными с государственным единством в рамках Киевской Руси

По украинскому языку

Алексей Шахматов - один из авторов работы «Украинский народ в его прошлом и настоящем» (1916), принимал участие в написании декларации Петербургской АН «Про отмену ограничений малорусского печатного слова» (1905-1906), автор подробных рецензий на грамматики украинского языка А. Крымского и С. Смаль-Стоцкого, словарь украинского языка Б.Гринченко.

Алексей Александрович с интересом и сочувствием относился к развитию украинской литературы и украинского языка, но скептически высказывался по отношению к стремлению деятелей «украинского движения» к отделению малорусской народности от единого русского народа, по этнографическим представлениям того времени подразделявшегося на белорусов, великороссов и малороссов.

Шахматов, в отличие от других русских филологов - Соболевского, Флоринского, Ягича, Корша и др. видел причиной стремления части украинской интеллигенции к обособлению не идейные и политические аспекты, а реакцию на запретительные меры по отношению к украинскому языку.

Алексей Александрович Шахматов - великий русский филолог и историк, языковед, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы; участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918 гг.; произвёл настоящую «революцию» в истории изучения древнерусского летописания, предложив новую версию истории создания ПВЛ на основе её текстологического анализа. Самый молодой академик Петербургской Академии наук (1894), действительный член АН (1899), профессор Петербургского университета; автор более 170 монографических исследований, статей и рецензий, справочных и учебных пособий по истории русского языка и диалектологии, лексикологии и лексикографии, синтаксису современного русского языка.

Семья и детские годы

Алексей Александрович Шахматов родился 17 июня (5 июня по ст.ст.) 1864 года в городе Нарве на Ивановской стороне в дворянской семье.

Род Шахматовых – довольно древний, он даже имел собственный герб, но его представители почти никак не проявили себя ни на государственной службе, ни при дворе. Предки Алексея Александровича Шахматова принадлежали к «саратовской» ветви рода, и в большинстве своём делали военную карьеру или служили чиновниками государственных учреждениий.

Отец будущего лингвиста, Александр Алексеевич Шахматов (1828-1871) получил блестящее образование в Петербургском училище правоведения, был участником русско-турецких войн, прошёл трудный путь от мелкого чиновника канцелярии Саратовского генерал-губернатора до сенатора (1868) и тайного советника. В последние годы жизни занимал должность старшего председателя Одесской судебной палаты. На службе зарекомендовал себя человеком благородным, честным, неподкупным и справедливым.

Интерес к языкам и литературе Алексей унаследовал от матери – выпускницы Екатерининского женского института в Петербурге Марии Фёдоровны Козен (1838 - 1870). Она была высокообразованной женщиной, в совершенстве знала европейские языки, прошла превосходную эстетическую и филологическую школу.

Детские годы А.А.Шахматова прошли в постоянных скитаниях: семья всюду следовала по местам назначения мужа и отца. Часто она на длительное время приезжала в Саратов и в родовые поместья в губернии, отошедшие братьям Шахматовым после смерти родителя в 1868 году. В 1870 году, когда Алексею ещё не исполнилось 6-и лет, неожиданно от чахотки умерла его мать, а 1871-м от нервного удара скоропостижно скончался отец, оставив круглыми сиротами трёх своих несовершеннолетних детей - Евгению, Алексея и Ольгу.

Брата и сестёр взял на воспитание дядя – родной брат отца Алексей Алексеевич Шахматов, проживавший в имении Губаревка близ Саратова. Алексей Алексеевич и его жена Ольга Николаевна (ур.Челюсткина) полностью заменили детям умерших родителей. По воспоминаниям сестры А.А.Шахматова, Е.А.Масальской, родственники сделали всё, чтобы создать в доме благоприятную обстановку, разбудить в детях интерес к наукам и обучению, стали для них первыми, самыми доброжелательными наставниками и учителями.

Ольга Николаевна преподавала детям французский, немецкий, английский языки, учила их основам латыни и греческого. В доме была прекрасная библиотека.

Не удивительно, что интерес к русской истории и филологии проявился у Алексея Шахматова очень рано. Одна из его родственниц, Наталья Александровна Шахматова, впоследствии так вспоминала о детских годах учёного:

Хорошая домашняя подготовка позволила Шахматову в феврале 1875 года поступить в Московскую частную гимназию Ф.И. Крейцмана, но через три месяца Алексей заболел корью, истосковался по дому, и вернулся в Губаревку, где продолжил домашнее образование. Русскую словесность преподавал детям А.П. Ясиневич. Благодаря ему, дети рано знакомятся с классическими образцами русской литературы - произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева. Согласно воспоминаниям сестры А.А.Шахматова, Е.А. Масальской, детям продолжают старательно прививать любовь к музыке, в особенности к русской народной.

Но юного Алексея Шахматова больше всего занимали языки и древняя история. Говорят, что языки он изучал с огромным интересом, на занятия не ходил, а бегал.

Летом 1876 года, взяв с собой Алёшу, Алексей Алексеевич Шахматов уехал для лечения за границу. Но в Мюнхене, вместо того, чтобы отдыхать, поправляя здоровье, мальчик засел в Королевской библиотеке, изучая памятники немецкой литературы и античности. Переехав с дядей в Лейпциг, 12-летний Алеша уже на следующее утро спешит в Университетскую библиотеку, и вскоре поступает учиться в одну из лучших лейпцигских гимназий. Здесь он считает, что ему непременно нужно быть учеником, достойным своего российского происхождения. И мальчик из русской деревни становится лучшим учеником класса! Гимназия Креймана, куда вернулся А. Шахматов по возвращении в Россию, с её невысоким уровнем преподавания, уже не могла удовлетворить юного вундеркинда. В январе 1879 года он перешел в Московскую 4-ю гимназию, где продолжил изучение истории и словесности.

«Легендарный мальчик»

Под влиянием работ выдающегося отечественного лингвиста Ф.И. Буслаева, юный Шахматов увидел в языке не хранилище слов и звуков, а отражение внутреннего мира человека, истории, культуры, быта… «Язык облагораживает и историю, и религию, и литературу...»

Ещё в гимназии Шахматов начал собственное исследование о происхождении индоевропейских слов. Законченный, что называется, на одном дыхании труд автор показывает учителю английского языка Ходжецу. Тот находит сочинение гимназиста весьма оригинальным и решает познакомить Шахматова с доктором истории всеобщей литературы Московского университета Н.И. Стороженко.

После беседы с гимназистом А. Шахматовым Н.И. Стороженко передал его сочинение доктору сравнительного языковедения В.Ф. Миллеру. Пораженный серьёзностью работы, В.Ф. Миллер, возвращая её Стороженко, восклицает:

Устроив А. Шахматову серьезный экзамен по славянским, санскриту и ряду других языков и получив блестящие ответы, В.Ф. Миллер убеждает юношу непременно писать и при этом обещает активное содействие в публикации его сочинений.

Встреча с русским языковедом Ф.Ф.Фортунатовым, который был также поражён широтой кругозора и лингвистическими познаниями гимназиста, делающими честь и совершенно зрелому человеку, окончательно определила выбор Шахматовым будущей профессии.

По совету Ф.Ф. Фортунатова с лета 1879 года юноша изучал только что переизданное «Житие Феодосия Печерского» и, сравнивая его с оригиналом, нашёл более шестисот неточностей перевода, о которых написал в своей работе «К критике древнерусских текстов (о языке «Жития Феодосия»)». Первое научное исследование Шахматова было опубликовано в 1881 году в крупнейшем славистическом берлинском журнале «Архив славянской филологии». Автору тогда не исполнилось ещё и 17-и лет.

А в 1882 году его знания были уже настолько обширны, что молодой языковед не побоялся выступить оппонентом на защите магистерской диссертации А.И. Соболевским, посвящённой исследованиям в области русской грамматики. Это был беспрецедентный случай: возражения и замечания 18-и летнего гимназиста были так серьёзны, а его мнение по спорным вопросам аргументировано так убедительно, что юному исследователю тут же предложили опубликовать эти материалы. Алексей Шахматов сразу обратил на себя внимание научной общественности. За ним закрепилась слава одного из самых выдающихся молодых филологов России. В учёных кругах Москвы и Петербурга его называли «вундеркиндом», «мальчиком-легендой».

Начало пути

Шахматов окончил 4-ю московскую гимназию с серебряной медалью и осенью 1883 года поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

В те годы в Московском университете было несколько незаурядных профессоров: Ф.Ф. Фортунатов, Н.С. Тихонравов, Н.И.Стороженко, Ф.Ё. Корш. Самое большое влияние на молодого Алексея Шахматова оказал Ф.Ф.Фортунатов, который разжёг в нем страсть к науке и был долгие годы советчиком и наставником молодого исследователя в его научных занятиях.

В университете круг интересов Шахматова значительно расширился: он стал заниматься исторической диалектологией, тогда ещё никем не изведанной областью лингвистики. Работая с летописями, Шахматов пришел к выводу, что для исследования истории языка очень важно знать современные шпоры. Чтобы основательно их изучить, студент Шахматов в первые студенческие летние каникулы (1884 г.) отправился в северную Олонецкую губернию. На эту поездку он истратил пожалованную ему двухсотрублевую университетскую премию.

Шахматов начал диалектологическую экспедицию из Петрозаводска, преодолевая большие расстояния на попутных лошадях, а чаще пешком. Он исследовал фольклор и этнографию Олонецкой губернии. Материалы, собранные Алексеем Александровичем, получили в науке самую высокую оценку и были признаны лучшими в русской фольклористике. Вскоре, летом 1886 года, он повторил поездку на север. Результаты работы превзошли ожидания и были достойно отмечены другими учёными.

В студенческие годы Шахматов занимался исследованиями древнерусских рукописей, их научным описанием и подготовкой к публикации. Созданные им в этот период работы, и в частности «Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV вв.» (1886), до сих пор являются образцом научных изысканий.

Самый молодой академик

Весной 1887 года Совет Московского университета, отмечая блестящие способности Шахматова и высокую ценность его работы, присвоил выдающемуся выпускнику звание кандидата и рекомендовал продолжить исследование.

В 1890-1893 годы Шахматов, избранный земским начальником в Саратовское уездное земское собрание, жил и работал в Губаревке, изучал быт крестьян, помогал им в годы неурожая и эпидемии холеры. Несмотря на огромную занятость земскими делами, Шахматов подготовил к изданию магистерскую диссертацию «Исследования в области русской фонетики», которую успешно защитил в Московском университете. 12 марта 1894 года.

Совет Московского университета единогласно присвоил учёную степень доктора русского языка и словесности 29-летнему автору монографии, соискателю звания магистра А.А.Шахматову. В 1894 году Шахматов становится адъюнктом Петербургской Академии наук, а с 1899 года – её действительным членом. Такого русская филология ещё не знала.

Шахматову принадлежит немало научных открытий в области истории и диалектологии русского и других славянских языков. В своих работах «Исследование в области русской фонетики» (1894), «К истории звуков русского языка» (1898), «Очерк древнейшего периода истории русского языка» (1915) он решал задачу реконструкции древнейших славянской и русской языковых систем, изучал их фонетические особенности. Сделанные учёным открытия были включены в университетский курс истории русского языка, который Шахматов читал в Петербургском университете в 1910-1911 гг. Он поставил изучение истории языка в широкий культурно-исторический контекст, впервые использовал данные диалектологии при изучении древних письменных памятников с целью воссоздания особенностей живой древнерусской речи.

«Словарь русского языка»

В 1893 году в Петербурге скончался редактор «Словаря русского языка» Я.К.Грот, и для продолжения лексикографической работы потребовался достойный кандидат. Выбор пал на молодого учёного Алексея Шахматова.

По получении известия о своём избрании в адъюнкты Петербургской академии А.А. Шахматов 16 декабря 1894 года прибывает в столицу, а уже на следующий день впервые участвует в заседании своего Отделения и выступает перед коллегами с предложением о полном изменении программы Словаря. Тщательно проанализировав готовившийся к печати материал, извлечённый из произведений более 100 русских писателей, Шахматов решительно заявляет о его недостаточности. По мнению учёного, Словарь нельзя ограничивать лишь языком писателей, так как лексика художественной литературы может служить лишь подспорьем при определении значений слов и особенностей их употребления. Источником же Словаря должен стать живой, повседневный русский язык.

Очерченные новым редактором широкие перспективы Словаря показались коллегам настолько неожиданными и так меняли уже сложившиеся принципы работы, что академики не решились тотчас поддержать их. Немногим менее месяца спустя Отделение снова дискутирует этот вопрос. И снова А.А. Шахматов настойчиво отстаивает свои научные лексикографические принципы. Отделение наконец соглашается с шахматовской программой, и редактор принимается за осуществление своих грандиозных замыслов, поставив перед собой дерзкую задачу: продолжить печатание Словаря уже с января 1897 года.

31 марта 1876 года в личной жизни А.А.Шахматова происходит крупное событие: он женится на Наталье Александровне Градовской, дочери известного юриста, профессора права А.Д. Градовского. На следующий день после свадьбы молодая чета направляется в своеобразное свадебное путешествие: Академия наук командирует своего адъюнкта за границу с целью углублённого исследования диалектов южных славян и изучения сербскохорватского ударения и интонации. Шахматов и здесь куда больше увлечён работой, чем своей молодой супругой: Наталья Александровна отчаянно скучает и пишет домой письма с жалобами на невнимание к ней. Увы! Она вышла замуж за человека, для которого наука составляла основной смысл его жизни. К тому же Шахматов, по воспоминаниям всех знавших его людей, был типичным увлечённым «трудоголиком», работоспособность которого подчас изумляла коллег-филологов.

Первый том «Словаря», действительно, вышел в свет в 1897 году. Даже те, кто изначально не одобрял принципов построения шахматовского Словаря, были не в силах скрыть своего восхищения масштабом проделанной работы. О колоссальной работоспособности Шахматова красноречиво говорят и внешние факты: объём всего второго тома Словаря, включившего в себя 9 вышедших до 1907 года выпусков, составляет 1483 страницы, а размер всех вообще его выпусков более чем в 10 раз превзошёл объёмистое издание «Словаря церковнославянского и русского языка» 1847 года.

Ф.Ф.Фортунатов (друг и учитель Шахматова) писал своему ученику: «Ваша деятельность меня просто изумляет. Думаю, что Вы совсем не бережёте себя.»

Действительно, Алексей Александрович не знал ни выходных, ни отпусков: ежедневно он работал по 10-12, а в деревне летом и по 15 часов в сутки.

Библиотека Академии наук

В 1899 году А.А.Шахматова назначают директором I (русского) отделения Библиотеки Академии наук. Новый директор смотрел на книгу, прежде всего, как на главное орудие просвещения широких масс. Поэтому он сразу же устраняет все привилегии в пользовании фондами библиотеки. Теперь Академическую библиотеку могут посещать не только учёные, но и преподаватели гимназий и даже студенты. Шахматов добился открытия при библиотеке специального читального зала для учащейся молодежи. Видя, как тесно становится теперь в помещении библиотеки (тогда она располагалась в старом здании Кунсткамеры), директор отдаёт свой кабинет для выдачи книг на дом, и теперь, встречая кого-либо из своих коллег по Академии, учёному ничего не остаётся, как вести с ними деловые разговоры в одном из проходов между книжными шкафами.

По инициативе Шахматова в библиотеке создаются новые отделы: картографический, иконографический, нотный, отдел отчётов и др. Особенное внимание оказывает директор библиотеки рукописям. В них для учёного важно всё: содержание и языковые особенности, форма орнамента и манера изображения, раскраска букв. Сохранить рукописи означает для А. А. Шахматова не только обеспечить учёных бесценным материалом для исследования. Это значит также сохранить первоисточники проявления русской духовной культуры, национальное достояние всего народа. В 1900 году Шахматову удается добиться создания при библиотеке специального Рукописного отделения. Первым ученым хранителем рукописей избирается В.И. Срезневский. По его инициативе были организованы археографические экспедиции в районы русского Севера. В Рукописное отделение поступило 500 древнерусских рукописей, 205 актов и около 100 старопечатных книг.

Известно, что всё своё директорское жалование академик А.А. Шахматов передавал на нужды библиотеки: покупку новых книг, оборудование читальных залов, археографические экспедиции и т.д.

Реформатор русского языка

В феврале 1904 года начала работу специальная комиссия Академии наук по подготовке реформы русского правописания. Вместе с другими известными языковедами вошел в неё и Алексей Александрович Шахматов. Первоначально эту группу лингвистов возглавлял доктор сравнительного языковедения Ф.Ф. Фортунатов, а после его смерти руководителем комиссии стал академик Шахматов.

Учёные-практики уже тогда предлагали отменить двойные буквы и значительно упростить русское правописание, сделав его более доступным для самых широких слоёв населения. К сожалению, этот проект отвергли консервативно настроенные чиновники и некоторые учёные, которые противились нововведениям. Комиссия продолжала совершенствовать проект орфографической реформы до 1912 года, но и после доработки предложенный вариант не был принят.

Реформа русской орфографии, сделавшая русское правописание более лёгким для усвоения и применения, была проведена лишь в 1917-1918 годы. Вся слава реформаторов досталась чиновникам Народного комиссариата просвещения под руководством наркома А.В.Луначарского, а имена истинных разработчиков реформы, русистов «старой» школы Ф.Ф.Фортунатова, А.А.Шахматова, Д.Н.Ушакова и других, были забыты и долгое время вовсе не упоминались в советской литературе.

Шахматов и русское летописание

Помимо лингвистических и филологических изысканий, А.А. Шахматов проделал огромную и, можно сказать, беспрецедентную работу в области изучения древнерусских летописей. Именно он заложил основы их текстологического исследования и тем самым определил фундамент текстологии как науки. Он первым установил время создания и источники старейших летописных сводов (XI - XVI вв.), в частности «Повести временных лет», полностью пересмотрев все существовавшие до него представления об истории русского летописания.

Шахматову принадлежит работа по восстановлению летописных сводов, предшествовавших ПВЛ. До него считалось, что автор ПВЛ Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, первый русский летописец, а созданная им «Повесть временных лет» - первая русская летопись, время создания которой датировалось рубежом XI-XII веков.

Изучая списки Новгородской первой летописи, Шахматов пришёл к выводу, что в ней сохранились отрывки более древней летописи, чем сама ПВЛ. Между Новгородской первой летописью и «Повестью временных лет» замечаются значительные расхождения. Эти расхождения Шахматов объясняет тем, что текст, лежавший в основе Новгородской первой летописи, гораздо древнее текста ПВЛ. Летописец, составлявший «Повесть временных лет», расширил свод новыми материалами, различными письменными и устными источниками, документами (договорами с греками), выписками из греческих хроник и довёл изложение до своего времени.

А.А. Шахматов проделал колоссальную работу, попытавшись восстановить свод, лежащий в основе и «Повести временных лет» и Новгородской первой летописи. Исследователь назвал его «Начальным», предполагая, что с него именно и началось русское летописание.

Шаг за шагом в различных исследованиях А. А. Шахматову удалось восстановить полностью его состав, установить время его составления (1093-1095 гг.) и показать, в какой политической обстановке он возник:

Однако, назвав этот свод «Начальным», А. А. Шахматов ещё не предполагал, что вскоре это название окажется неточным. Дальнейшие исследования учёного показали, что и в составе Начального свода имеются различные наслоения и вставки. Впоследствии А. А. Шахматову удалось вскрыть в основе Начального свода два ещё более древних свода.

Таким образом, история древнейшего русского летописания представляется А. А. Шахматовым в следующем виде:

В 1037-1039 гг. была составлена первая русская летопись - Древнейший Киевский свод.

С начала 60-х гг. ХI века игумен Киево-Печерского монастыря Никон продолжал ведение летописания и к 1073 году составил второй летописный свод.

В 1093-1095 гг. в том же Киево-Печерском монастыре был составлен третий летописный свод, условно называемый Начальным.

Наконец, в начале ХII века, не сразу, а в несколько приёмов, была составлена дошедшая до нас «Повесть временных лет».

Эта схема истории древнейшего летописания, хорошо обоснованная множеством соображений, изложенных в трудах А.А.Шахматова, произвела настоящую «революцию» в исторической науке.

В прижизненных работах академика Шахматова она так и не доведена до логического конца – за него это сделали его последователи - М.Д.Присёлков, Я.С.Лурье и другие историки. И хотя отдельные положения шахматовской гипотезы о ПВЛ подвергались обоснованной и не совсем обоснованной критике академиками В. М. Истриным, Н. К. Никольским, С.Ф.Платоновым и другими учёными, точка зрения А. А. Шахматова была подтверждена многими фактами. Схемой, предложенной Шахматовым и М.Д. Присёлковым, продолжает руководствоваться и современная историческая наука. Представленная ими концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют все последующие исследователи.

Особенно ценно то, что А. А. Шахматов в своих работах не останавливался на выяснении главнейших фактов истории начального русского летописания. Он стремился к восстановлению самого текста каждого из перечисленных выше сводов.

В «Разысканиях о древнейших русских летописных сводах» (1908 г.) А. А. Шахматов дал восстановленный им текст Древнейшего свода в редакции 1073 года - то есть текст свода Никона 1073 года, с выделением в нём при помощи особого шрифта тех частей, которые вошли в него из Древнейшего свода 1037-1039 гг.

В более позднем своем труде «Повесть временных лет» (т. 1, 1916) А. А. Шахматов дал текст «Повести временных лет», в котором крупным шрифтом выделил те части её, которые восходят к Начальному своду 1093-1095 гг.

Политические взгляды

Советские исследователи, обращавшиеся к биографии А.А.Шахматова в 1970-80-е годы, неоднократно пытались представить учёного как принципиального противника царского режима, борца за демократические идеалы, истинного патриота России, который лояльно отнёсся к революционным преобразованиям, как Февраля, так и Октября и искренне желал быть полезным своей стране. Отчасти эти утверждения справедливы: Шахматов долгие годы бескорыстно служил делу науки и народного просвещения. Его подчас возмущали косность и безразличие государственных чиновников, от которых зависели необходимые преобразования. Как и всякий интеллигентный человек начала XX века, А.А.Шахматов находился в оппозиции власти в тех вопросах, которые возмущали всю прогрессивную общественность того времени. В частности, он осуждал имперскую политику в отношении инородцев и использования языков национальных окраин, наступления на свободу слова, притеснения студенчества и различных общественных организаций, сословные привилегии и т.д. В период революции 1905-1907 годов Шахматов подписывался под различными коллективными обращениями университетской профессуры и академической общественности к властям, возможно, разделял взгляды «кадетского» большинства в Академии наук. В 1905 году А.А.Шахматов написал скандально известное, слишком смелое письмо президенту Академии великому князю К.К.Романову (КР):

“Мы, действительно порицаем правительство: порицаем его за то, что оно так мало сделало для народного образования, и, несмотря на услуги земства, не сумело до сих пор привить сельскому населению элементарной грамотности…; мы порицаем правительство за то, что, приступив к реформе средней школы еще при министре Боголепове, оно до сих пор не разберется в трудах комиссий и комитетов и оставляет школу без твердой программы преподавания; мы порицаем его за то, что оно, давно уже сознав недостатки университетского устава 1884 года, внесшего в высшие учебные заведения наши разложение, не устранило до сих пор ненормальных условий университетского строя… Да, мы порицаем это правительство, и главным образом за то, что оно не сознает своей ответственности перед страной и своих обязанностей перед Верховною властью…”

По одной из версий, с подачи В.Д. Бонч-Бруевича, Шахматовым была принята на хранение в библиотеку Академии наук едва ли не вся нелегальная литература партии большевиков и некоторые документы по истории революционного движения. В соответствии с существовавшим в России законом, почта, идущая из-за границы в адрес Академии наук, не подвергалась таможенному досмотру, а имущество и литература Академии на территории страны обладали правом экстерриториальности, то есть неприкосновенности. Потом сами же большевики отменили этот закон, и обвинили в «хранении» и даже «утаивании» документов С.Ф.Платонова и других руководителей уже советской Академии наук, состряпав «академическое дело» (1929).

Тем не менее, называть А.А.Шахматова «идейным борцом» и «пламенным революционером» было бы большой натяжкой даже с точки зрения советских историков. Он оставался, прежде всего, учёным, для которого политика и борьба за интересы каких-либо социальных групп не представляли никакого интереса. Как директор библиотеки, академик стремился лишь сохранить для потомков документы (рукописи, автографы), имеющие историческую ценность. Политических последствий этой деятельности ни он, ни кто-либо другой, в то время не мог себе даже предположить.

Современники отзывались об Алексее Александровиче Шахматове как об исключительно честном и порядочном человеке, всю свою жизнь положившем на алтарь бескорыстного служения науке. Он был удивительно талантлив, трудолюбив и настойчив в достижении поставленной перед собой высокой цели. Но в то же время академик Шахматов остался в памяти коллег и учеников как человек со «светлой», искренней душой, тактичный, мягкий, скромный, совершенно беззащитный перед лицом окружающей действительности и худших проявлений человеческой натуры.

«В его отношениях к людям, насколько это удалось уловить мне и испытать на себе, сказывалось необыкновенное благородство души, чуткость, искренность, отзывчивость, тонкость душевной организации и исключительная доброжелательность. И что всего характерно, проявление этих качеств сопровождалось необычайной скромностью,» - писал впоследствии один из близко знавших Шахматова людей.

Как филолог Шахматов произвёл истинную «революцию» в истории изучения русского летописания. Для учёного этого вполне достаточно.

Преподавательская деятельность

А.А.Шахматов с 1908 по 1919 годы преподавал в Петербургском (впоследствии -Петроградском) университете историю русского языка, церковно-славянский язык, русскую диалектологию. Он был одним из самых уважаемых и авторитетных профессоров университета. Уже на первой встрече со студентами 18 октября 1906 года Шахматов сразу же очертил широкий круг стоящих перед лекционным курсом задач. Он подчеркнул, что история языка в состоянии представить картину исторического развития народа, но решить эту задачу можно лишь при тщательных наблюдениях над говорами и памятниками письменности, а также современным живым языком. «Я очень желал бы,- обращается лектор к студентам,- чтобы и вы, начинающие филологи, были охвачены интересом к богатейшей нашей письменности. Но я употреблю все старания, чтобы доказать вам, что изучению памятников должно предшествовать изучение живого языка, что…не может быть изучения истории языка без постоянной опоры на историю самого народа…»

Этот принцип был основополагающим в научной работе самого лектора.

После 1917 года

После октября 1917 года академик А.А.Шахматов остался в Петрограде, ни на миг не помышляя об эмиграции. Для русского филолога, историка и теоретика русского языка бегство из своей страны в годину тяжких испытаний выглядело как предательство:

Кроме того, Шахматов прекрасно понимал, что продолжать дело всей своей жизни, а именно – научную работу - он сможет только в России. Учёный не мыслил себя и свою жизнь без живой русской речи, русской литературы, русского народа.

Несмотря на бытовые лишения, голод, холод, военную разруху А.А.Шахматов продолжает активно работать в Академии наук, читать лекции в университете. Он стал одним из немногих представителей дореволюционной профессуры, кто охотно включился в общественную, организаторскую и административную деятельность Академии наук при власти большевиков.

В феврале 1918 года Шахматов входит в состав Комиссии по разработке предложений в связи с предстоящим 200-летием Академии наук, в апреле его избирают в Комиссию для выработки нового устава Пушкинского Дома, в мае Алексей Александрович становится представителем академии в Комитете Публичной библиотеки, в конце октября он один из трёх представителей от Академии на совещании Совета высших учебных заведений университетского типа. Шахматов участвует в Комиссии по рассмотрению нового Устава Академии наук, представляет Академию в коллегии Института истории искусств. В октябре 1919 года учёному поручается временное заведование II отделением Академической библиотеки, а также председательствование в Библиотечной комиссии; в декабре Общее собрание Академии наук избирает академика своим представителем в комиссию при Книжной палате.

В период революций и Гражданской войны Шахматов не оставляет и свою научную деятельность. С 1918 по 1919 год в свет выходят его работы: «Волохи древнерусской литературы», «Заметки об языке волжских болгар», «Древнейшие судьбы русского племени». Летом 1919 года Шахматов приступил к написанию огромного труда «Синтаксис русского языка», ставшего в дальнейшем выдающимся лингвистическим исследованием, без знания которого даже в наши дни невозможно научное изучение синтаксиса русского языка.

Последняя зима

Книга «Синтаксис русского языка» является венцом всего педагогического и научного пути А.А.Шахматова. Однако она оказалась его последней «лебединой» песней, оставшись навеки незаконченной. Знания, опыт, научные открытия, равно как сама жизнь выдающегося учёного, не были нужны новой революционной России.

Зима 1919-1920 года стала для академика Шахматова последней. В тесных служебных комнатах Академической библиотеки температура нередко стояла на отметке 5 градусов ниже нуля, в хранилищах мороз достигал 10 градусов. Электричества нет: его давно заменили керосиновые лампы. Та же ситуация и в большинстве петроградских квартир. Каждый вечер полуголодный академик носил на свой третий этаж тяжёлые поленья дров, пилил и колол их, чтобы не окоченеть, чтобы продолжать работу.

О переживаемых им тяготах и лишениях дают отчётливое представление последние письма Алексея Александровича своему близкому другу и соратнику филологу Д.Н.Ушакову:

«Житье Ваше, как вижу, труднее моего, не скажу нашего, петербургского, т. к. в общем здесь еще хуже, чем в Москве. Но я в казенной квартире, получаю достаточное количество дров на плиту; от времени до времени, правда, в миним дозах могут топить две печи внизу (у нас ведь два этажа). Электрический свет в посл время стали давать от 6 до 12. Правда, мы не сытые, бедствуем из-за продуктов, но так или иначе до сих пор пробавлялись. Требуется на содержание громадная сумма денег. Достать деньги трудно. Кроме увеличившегося жалованья, нас выручает продажа вещей. Но вещам скоро конец, их хватит разве на месяц. Чем будем жить дальше, не видно…»

В середине декабря 1919 года в Петрограде умирает ставшая матерью для Шахматова и его сестёр тётя Ольга Николаевна Шахматова. 11 февраля, менее чем через два месяца после смерти тёти, умирает Ольга Александровна - младшая сестра академика. Умирает и одинокий курьер Илья, которого Алексей Александрович несколько месяцев назад взял в свою семью.

Лишившись дорогих и близких людей, Шахматов уходит в работу. Он лично руководит перевозкой в Академию наук книжных сокровищ из разграбляемых домашних библиотек известных петроградских учёных, спасает от гибели множество памятников отечественной культуры, собственными руками разгружает подводы, переносит на плечах неимоверно тяжелые тюки с книгами.

По странному стечению обстоятельств, конец жизни академика А.А.Шахматова оказался связан с именем А.И. Соболевского, с оппонирования диссертации которого начался его творческий путь. 30 июля 1920 года А.А.Шахматов перевозил в Академию наук библиотеку Соболевского, и на этом наступил предел физических возможностей без того истощённого, усталого человека.

Через десять дней врачи поставили Шахматову диагноз: инвагинация кишок. Была сделана операция, но организм 55-и летнего учёного оказался настолько истощён, что был уже не в силах бороться за жизнь. 16 августа 1920 года Алексей Александрович Шахматов скончался. Похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.

Наследие и память

После смерти А.А.Шахматова в 1925–1927 годы был издан его во многом нетрадиционный «Синтаксис русского языка», оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России.

Его труды в области изучения русских летописей были переизданы, систематизированы и приведены к логическому заключению только в конце 1930-х- начале 1940-х годов.

Ниже приводится далеко неполный список работ учёного, изданных при его жизни и после смерти:

  • Исследование о Несторовой летописи (1890)
  • О сочинениях преподобного Нестора (1890)
  • Несколько слов о Несторовом Житии Феодосия (1896)
  • Древнейшие редакции Повести временных лет (1897)
  • Исходная точка летосчисления Повести временных лет (1897)
  • Киевско-Печерский патерик и Печерская летопись (1897)
  • О начальном Киевском летописном своде (1897)
  • Хронология древнейших русских летописных сводов (1897)
  • Отзыв о сочинении Eugen Scepkin «Zur Nestorfrage» (1898)
  • Начальный Киевский летописный свод и его источники (1900)
  • Сказание о призвании варягов (1904)
  • Корсунская легенда о крещении Владимира (1908)
  • Один из источников летописного сказания о крещении Владимира (1908)
  • Разыскания о древнейших русских летописных сводах (1908)
  • Предисловие к Начальному Киевскому своду и Несторова летопись (1909)
  • Несторова летопись (1913-14)
  • Нестор летописец (1914)
  • Повесть временных лет (1916)
  • Житие Антония и Печерская летопись
  • Киевский Начальный свод 1095 г.
  • Очерк современного литературного языка (1913)
  • Очерк древнейшего периода истории русского языка (1915)
  • Введение в курс истории русского языка (1916)
  • Синтаксис русского языка (1 т. – 1925; 2 т. – 1927)
  • Древнейшие судьбы русского племени (1919)

21 января 1921 года с целью увековечения памяти А. А. Шахматова Академия наук обращается в Совет Народных Комиссаров с ходатайством о национализации имения академика в селе Губаревка и превращении его в дом отдыха для работников Академии. В. И. Ленин одобряет это решение и принимает все необходимые меры для скорейшего его осуществления. Однако в 1921 году у советской власти было много других забот, помимо увековечивания памяти «старорежимных» филологов. Имение было взято под охрану государством, но создание мемориального музея А.А.Шахматова в Губаревке так и не состоялось. Ни усадебное здание, ни какие-либо хозяйственные постройки до наших дней не дошли. Сохранился лишь фрагмент парка, который сегодня входит в число охраняемых объектов на территории Саратовской области.

Историк, генеалог, старшая сестра А.А.Шахматова Евгения Александровна Масальская- Сурина (1863-1940) оставила интересные воспоминания о брате, которые впервые были опубликованы в полном варианте только в 2012 году.

От брака с Н.А. Градовской Шахматов имел трёх дочерей: Ольгу (1898-?), Софью (1901-1942) и Екатерину (1903-1942).

Софья Алексеевна Шахматова (по мужу Коплан) окончила в 1924 году общественный факультет этнолого-лингвистического отделения Ленинградского университета. С 1920 по 1931 год работала научным сотрудником и учёным хранителем в Пушкинском Доме. В 1923 году вышла замуж за Б.И. Коплана (1898-1941) – историка литературы, тоже сотрудника Дома, который был репрессирован по «академическому делу» (1929). В 1931 году Софья Алексеевна уволилась и последовала за мужем в Ульяновск – место его ссылки. По возвращении в 1930-е годы она работала библиотекарем и архивистом в Архиве Академии наук и Институте востоковедения. Умерла от голода в блокадном Ленинграде один день с сыном Алёшей Копланом (16-и лет) 5 января 1942 года.

В блокадную зиму 1941-1942 года в Ленинграде умерла и младшая дочь академика Шахматова Екатерина и предположительно – его вдова Н.А. Градовская-Шахматова, которая до последнего дня ухаживала за больным внуком.

Компиляция Елены Широковой по материалам:

А.А.Шахматов (1864-1920). Летопись жизни и деятельности академика Шахматова. М.-Л., 1930;

Измайлов Н.В.Воспоминания о Пушкинском доме//Пушкинист Н.В.Измайлов. – Калуга, 2008.

Макаров В.И. А.А.Шахматов: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981;

Масальская Е.А. Повесть о брате моём, А.А.Шахматове. М., 1927.