Сформулируйте методические рекомендации по оцениванию учащихся на уроках ОБЖ. Рекомендации по оцениванию результатов Методические рекомендации по оцениванию выполнения

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

___________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий

по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2017 года

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Авторы-составители: Трубанева Н.Н., Спичко Н.А.
Повышение объективности результатов государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (далее ОГЭ ) во многом определяется качеством экспертной проверки предметными комиссиями выполнения заданий с развернутым ответом.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ №1394 от 25.12.2013) устанавливает обязательность прохождения экспертами, проверяющими экзаменационные работы обучающихся, "дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором".

С этой целью специалистами Федерального института педагогических измерений подготовлены методические материалы для организации подготовки экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом в 2017 г. Пособие по предмету включает в себя описание экзаменационной работы 2017 г., научно-методические подходы к проверке и оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, примеры ответов участников экзамена с комментариями к оценке этих ответов, а также материалы для самостоятельной работы эксперта.

©. Трубанева Н.Н., Спичко Н.А.

©. Федеральный институт педагогических измерений. 2017
Содержание


Раздел 1. Основные понятия тестирования и правила написания личного письма

4

Тема 1. Основные понятия тестирования

4

Тема 2. Личное письмо: формат и содержание

15

Раздел 2. Общие положения основного государственного экзамена

18

Тема 1. Формат и содержание КИМ основного государственного экзамена по английскому языку

18

Тема 2. Раздел «Письмо» экзаменационной работы: формат задания и технология оценивания

24

Раздел 3 . Практикум по оцениванию задания 33 («Личное письмо»)

30

Тема 1. Технология оценивания задания по письму

30

Тема 2. Примеры экзаменационных работ для самостоятельного анализа

48

Приложение 1. Дополнительная схема оценивания задания 33 «Личное письмо»

59

Раздел 1. Основные понятия тестирования и правила написания

личного письма

Тема 1. Основные понятия тестирования
Перед рассмотрением раздела «Задания по письму» экзаменационной работы основного государственного экзамена по английскому языку познакомимся с терминами, которые будут затем использоваться в данном пособии. После каждого мини-блока понятий даются вопросы для самоконтроля.

Контроль (от фр. contrôle – проверка, наблюдение) – процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса.

В процессе обучения с помощью контроля реализуются следующие педагогические функции:


  • обучающая – обеспечивается системой контрольных упражнений и заданий, синтезирующих ранее усвоенный материал;

  • диагностическая – позволяет своевременно оценить успешность / неуспешность обучения и в зависимости от его результатов строить дальнейшую работу;

  • корректировочная – реализуется в двух направлениях: выявляется уровень знаний, умений, навыков учащихся и устанавливается степень соответствия используемых приемов и заданий целям обучения;

  • управленческая – обеспечивает управление процессом овладения языковым материалом и речевыми умениями;

  • оценочная – в отличие от диагностической, позволяет дать не общую, а конкретную оценку результатам обучения, которая может быть выражена в баллах, процентах и т. д.
В обучении иностранным языкам к контролю предъявляются следующие требования: целенаправленность, объективность, систематичность.

По организационно-временному фактору выделяют: поэтапный контроль, который определяет уровень сформированности навыков и умений, а также уровень владения знаниями относительно этапа обучения и конечных целей обучения; конечный контроль, который устанавливает соответствие/несоответствие уровня сформированных навыков и умений, уровня владения знаниями по отношению к целям обучения. Конечный контроль проводится по завершении обучения.

По степени сформированности умений и навыков выделяют текущий и ито говый контроль.

По форме организации различают устный и письменный контроль. В процессе контроля широко используются приемы тестирования и привлекаются технические средства обучения.

Тестирование – один из методов исследования, предусматривающий выполнение испытуемыми тестовых заданий, с помощью которых определяются различные характеристики личности и/или оценивается уровень владения языком. Стандартная форма заданий обеспечивает оперативность тестирования и легкость подсчета результатов. Термин «тестирование» встречается в литературе в узком значении – как использование и проведение тестов,
и в широком значении – как совокупность процедурных этапов планирования, составления и опробования тестов, обработки и интерпретации их результатов.

Тестирование проводится как с помощью специальных технических устройств, так и путем использования печатных материалов. На занятиях по языку проводится тестирование владения отдельными аспектами языка и речевой деятельностью (по отдельным видам деятельности и в целом). Тестирование не заменяет традиционных методов контроля, а дополняет их. К достоинствам тестирования как способа проверки уровня владения иностранным языком относится массовость проверки и использование единого методического инструментария, на основе которого сравниваются результаты учащихся

Как видно из приведенных выше определений, контроль является более общим понятием по отношению к тестированию. Контроль в первую очередь представляет собой процесс определения уровня овладения знаниями, в котором нередко используется тестирование как один из способов определения этого уровня.

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия «теста» как основного элемента тестирования, вспомним, на каких уровнях это тестирование может осуществляться в средней общеобразовательной школе.

Как известно, система уровней «Общеевропейских компетенций» предусмат­ривает три уровня обученности: А, В и С. Каждый уровень
(А, В, С) в свою очередь делится на два подуровня.Так, уровень А, которыйпредполагает элементарное владение язы­ком, разделяется на А1 (уровень выживания) и А2 (предпороговый уровень); уровень В, предусматривающий самостоятельное владение языком, включает В1 (пороговый уровень) и В2 (поро­говый продвинутый уровень).

В соответствии с современными нормативными документами выпускник IX класса общеобразовательного учреждения должен в плане владения иностранным языком достичь уровня А2; выпускник XI класса общеобразовательного учреждения – уровня В1 (если обучение в старших классах происходит на базовом уровне).

Что должен уметь учащийся по достижении каждого уровня применительно к письменной речи?

Уровень А1 предполагает написание простых открыток (например, поздравление с праздником), заполнение формуляров (внесение своей фамилии, национальности, адреса в регистрационный листок в гостинице).

Уровень А2 предусматривает написание простых коротких записок
и сообщений, а также написание несложного письма личного характера небольшого объема.

Уровень В1 включает умение писать простые связные тексты на знакомые или интересующие автора темы; письма личного характера, сообщать
в них о своих личных переживаниях и впечатлениях (объем письма больше, чем на уровне А2).

Тест (от англ. test – испытание, исследование) – задание стандартной формы, выполнение которого позволяет установить уровень и наличие определенных умений, навыков, способностей, умственного развития и других характеристик личности с помощью специальной шкалы результатов.

Основное отличие теста от контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает объективное измерение. Другим важным отличием является то, что тесты проходят процедуру стандартизации. Поэтому отметка, выставленная по итогам тестирования, отличается большей объективностью, чем оценка контрольной работы, вынесенная на основе личного суждения проверяющего.

Тестовое задание – минимальная составляющая единица теста, которая предполагает определенную вербальную или невербальную реакцию тестируемого. От формулировки тестового задания и его содержания во многом зависит успех процедуры тестирования.

В методической литературе используются четыре основных формы тестовых заданий.

1. Задания в закрытой форме. Задание состоит из основного текста (инструкции), служащего стимулом для ответа, и нескольких вариантов ответов, только один из которых является правильным. К заданиям данной формы можно отнести задания на альтернативный выбор (True/False), на множественный выбор (Multiple Choice) и т. д.

2. Задания в открытой форме. В них не используются готовые варианты ответов, а испытуемому следует вставить недостающее слово (группу слов), что явится показателем правильности выполнения задания, например, задания на краткий ответ (Short Answer Questions), на заполнение пропусков (Gap Filling), на подстановку (Substitution) и т. д.

3. Задания на установление соответствия (Matching). В таких заданиях испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков.

4. Задания на установление правильной последовательности (Ordering).
Задания такого вида позволяют контролировать знания в тех видах учебной деятельности, где можно использовать повторяющиеся элементы из данной области содержания.

По структуре и способу оформления ответа рассматриваются избирательные задания и задания со свободно конструируемым ответом. Задания на говорение и на написание личного письма относятся к заданиям со свободно конструируемым ответом.

Типовая схема задания выглядит следующим образом: инструкция, основной текст, список элементов. В большинстве тестовых заданий используется техника множественного выбора, т. е. выбора одного ответа из нескольких вариантов.

Отметка – условное выражение оценки знаний, навыков и умений, а также поведения учащихся (школьников). Успеваемость учащихся оценивается также по результатам тестирования с использованием шкал оценок.

Оценка успеваемости учащихся – определение степени усвоения учащимися знаний, навыков, умений в соответствии с требованиями программы. Оценка успеваемости осуществляется в процессе повседневного знакомства учителя с результатами работы учащихся на уроках и дома, а также по итогам промежуточной и итоговой проверок знаний, навыков, умений как в устной, так и в письменной форме. Оценка успеваемости выставляется в баллах.

Как видно из определения, для определения результатов тестирования выставляется оценка.

Ошибка – отклонение от правильного употребления языковых единиц и форм, а также результат ошибочного действия учащегося. Ошибки классифицируются по аспектам языка (фонетические, лексические, грамматические) и видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Под типичными ошибками понимают определенные типы повторяющихся регулярных ошибок. В зависимости от влияния ошибок на понимание и построение высказывания выделяются «грубые» ошибки, абсолютно затрудняющие понимание высказывания, и «негрубые» ошибки, слабо влияющие на понимание.

Задания для самоконтроля.
1. Заполните таблицу.

2. Заполните диаграмму.

3. Дополните предложения.


  1. Тестирование – один из … .

  2. … обеспечивает оперативность тестирования и легкость подсчета результатов.

  3. К достоинствам тестирования как способа проверки уровня владения иностранным языком относится массовость проверки и … .

4. Дайте название уровней иноязычной коммуникативной компетенции в терминологии Совета Европы. Вспомните, какие виды письменных работ упоминаются на каждом из уровней.


Вид письменной работы

А1

А2

В1

5. Определите форму тестового задания. Задания, которые обычно даются на иностранном языке, даны на английском языке.

6. Заполните типовую схему задания названиями ее элементов.


You have received a letter from your English-speaking pen friend Martin.

My best friend had a birthday party last weekend. We went on a picnic. There were many guests and it was great. And when is your birthday? How do you usually celebrate it? What present would you like to get for your next birthday?

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100-120 words. Remember the rules of letter writing.

7. Рассмотрите примерную шкалу пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале и ответьте на в опросы.

Сколько всего оценочных баллов может набрать тестируемый?

Каково минимальное количество баллов для тестируемого, желающего получить удовлетворительную отметку?

Какую отметку получит тестируемый, набравший 20 баллов? 30 баллов? 44 балла? 58 балл? 59 баллов?
8. Классифицируйте ошибки, представленные в таблице.


Пример ошибки

Классификация ошибки (фонетическая, грамматическая, лексическая)

Затрудняет ли ошибка понимание?

As you know I live in Moscow.

пунктуационная, пропущена запятая после know

нет

We was playing volleyball at 5.

If you leave for London now, you will be in Mos cow tomorrow.

I don’t like fish. I like salmon.

I lik boks about animals.

I live in Moscow all my life.

Основная литература к Теме 1 раздела 1


  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. – М.: Икар 2009.

  2. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. – М.: Высшая школа, 1989.

  3. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004.

  4. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2008.

  5. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. – М.: Титул, 1999.

Одной из составляющих образовательного процесса по курсу ОБЖ является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Именно она является наиболее основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом. При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но и в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса по предмету, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. В общем, система оценивания и самооценивания - это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса по курсу ОБЖ, что определяет его исключительную важность.

Система оценивания выполняет три функции:

1. Нормативная функция, которая включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

2. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей.

3. Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся.

Опираясь на перечисленные функции, Положение об аттестации обучающихся можно сформулировать следующие требования к системе оценивания учащихся:

ѕ система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс ОБЖ. При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен.

ѕ система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования. При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся.

ѕ в механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания.

ѕ в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий.

ѕ система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

ѕ система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

ѕ система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. Как представляется, основной путь для достижения этого - внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того.

Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания учащихся предполагает выполнение следующих методических рекомендаций по оценке образовательных достижений современных школьников в курсе ОБЖ:

ѕ отказ от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний, переход к оценке уровня владения компетентностями, к интегральным многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к безопасной жизнедеятельности;

ѕ ориентация не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;

ѕ дифференциация оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев для учащихся. Отказ от привычной ориентации на «среднего ученика» и переход к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля;

ѕ изменение практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период.

Химия Промежуточная аттестация по химии учащихся 8 класса МБОУ «СОШ № 6» проводится в виде устного экзамена. В соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования экзаменационные билеты ориентированы на проверку усвоения содержания ведущих разделов (тем) курса химии основной школы. К числу таких разделов относятся: периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома; химическая связь и строение вещества; классы неорганических соединений, их свойства; химическая реакция: классификация реакций и закономерности их протекания, методы познания веществ и химических явлений; экспериментальные основы химии; применение веществ. Объем содержания, проверяемый билетами, соотнесен с объемом учебного времени, отводимого на изучение химии в основной школе базисным учебным планом (по 2 часа в неделю в 8-х классах). Уровень предъявления содержания учебного материала в экзаменационных билетах соотнесен с требованиями государственного стандарта к общеобразовательной подготовке выпускников основной школы. Благодаря этому обеспечена независимость экзаменационных материалов от вариативных подходов к преподаванию химии в основной школе по различным программам и учебникам. Каждый из билетов комплекта включает два вопроса: первый — теоретический, второй — практико-ориентированный. Теоретические вопросы билетов ориентированы на проверку сформированности у выпускников: . основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, химическая связь, вещество, реакция, классификация веществ и реакций, окислитель и восстановитель; . умений: характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и строения их атомов; устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ; классифицировать вещества и химические реакции; характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений; объяснять сущность окислительно-восстановительных реакций. Практике-ориентированные вопросы представляют собой расчетные задачи. Предлагаемые в билетах расчетные задачи и лабораторные опыты ориентированы на проверку сформированности практических умений:, вычислять массовую долю вещества в растворе и т. д. Для подготовки к ответу выпускнику потребуется 20—30 минут, из которых 8—10 минут могут быть использованы для выполнения расчетов. Рекомендации по оцениванию ответа ученика Ответ ученика на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале. Общая оценка выводится на основе оценок, полученных по каждому из двух вопросов билета. При оценивании ответа можно руководствоваться следующими критериями, которые дают экзаменующему определенные ориентиры. Отметка «5» ставится, если: . содержание ответа на первый вопрос представляет собой связный рассказ, в котором используются все необходимые понятия по данной теме, раскрывается сущность описываемых явлений и процессов; рассказ сопровождается правильной записью химических формул и уравнений; степень раскрытия понятий соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для выпускников основной школы; в ответе отсутствуют химические ошибки; . содержание ответа на второй вопрос включает план выполнения опыта или решения расчетной задачи, запись формул и названий веществ, участвующих в реакции, уравнений химических реакций и условий их протекания, а также результата решения расчетной задачи; при ответе должен быть продемонстрирован результат проведения опыта. Отметка «4» ставится в случае правильного, но неполного ответа на первый вопрос, если в нем: . отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания; присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности или незначительные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными умениями (ошибки при составлении химических формул и уравнений, выделение признаков классификации при определении химических свойств веществ различных классов). . При ответе на второй вопрос использован правильный алгоритм выполнения химического эксперимента (или проведения расчетов), но при этом допущены незначительные погрешности при подготовке и проведении опытов или при вычислениях, которые не повлияли на конечный результат. Отметка «3» ставится, если:  в ответе на первый вопрос отсутствуют некоторые понятия, которые необходимы для раскрытия сущности описываемого явления или процесса, нарушается логика изложения материала;  при решении расчетной задачи (или проведении опыта) допущены существенные ошибки, что привело к неверному результату, или опыт выполняется с дополнительной помощью, а объяснение его результатов отсутствует. Отметка «2» ставится, если:  в ответе на первый вопрос практически отсутствуют понятия, которые необходимы для раскрытия содержания темы, а излагаются лишь отдельные его аспекты;  не решена расчетная задача или не выполнен предлагаемый опыт. Билет № 1 1. Периодический закон Д. И. Менделеева. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства хлороводородной кислоты. Билет № 2 1. Простые и сложные вещества. 2. Задача. Вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе. Билет № 3 1. Строение атомов химических элементов. 2. Задача. Вычисление количества вещества одного из продуктов реакции, если известна масса исходного вещества. Билет № 4 1. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства серной кислоты. Билет № 5 1. Валентность. Определение валентности. 2. Задача. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества. Билет № 6 1. Ковалентная полярная связь. 2. Составить формулы по валентности. Билет №7 1. Ковалентная неполярная связь 2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа. Билет № 8 1. Ионная связь. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих свойства кислорода. Билет № 9 1. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель (на примере двух реакций). 2. Составить электронные формулы предложенных элементов. Билет № 10 1. Типы кристаллических решеток. Примеры веществ с различными типами решеток. 2. Задача. Вычисление массовой доли (%) химического элемента в веществе, формула которого приведена. Билет № 11 1. Кислоты: состав, классификация. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями (на примере хлороводородной кислоты). 2. Распределить предложенные вещества по классам и дать им названия. Билет № 12 1. Кислород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства кислорода., получение и применение. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оксида натрия. Билет № 1 3 1. Щелочи: состав, классификация Химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями (на примере гидроксида натрия или гидроксида кальция). 2. Задача. Вычисление массы исходного вещества, если известно количество вещества одного из продуктов реакции. Билет № 14 1. Водород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, получение и применение. 2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа. Билет № 15 1. Вода: ее состав, физические свойства. Химические свойства воды: разложение, отношение к натрию, оксидам кальция, оксиду серы(1V). Основные загрязнители природной воды. 2. Опыт. Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей. Билет № 16 1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от их порядкового (атомного) номера. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих свойства гидроксида кальция. Билет № 17 1. Оксиды: их классификация и химические свойства (взаимодействие с водой, кислотами и щелочами). 2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ. Билет № 18 1. Закон Авогадро. 2. Задача. Вычисление количества вещества продукта реакции, если известна масса одного из исходных веществ. Билет № 19 1. Хлор: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства хлора, получение и применение. 2. Задача. Вычисление объема газа, вступившего в реакцию, если известна масса одного из продуктов реакции. Билет № 20 1. Соляная кислота и ее соли. 2. Задача. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества другого вещества.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15

Муниципального образования г. Армавир

А. В. Тимофеева

Тесты

По окружающему миру

Класс

Из опыта работы

Тест №1 по теме: «Родная страна?».

Тест №2 по теме: «Город и село?».

Тест №3 по теме: «Природа и рукотворный мир?».

Тест №4 по теме: «Неживая и живая природа?».

Тест №5 по теме: «Явления природы».

Тест №6 по теме: «Что такое погода?».

Тест №7 по теме: «В гости к осени»

Тест №8 по теме: «Звёздное небо».

Тест №9 по теме: «Заглянем в кладовые земли».

Тест №10 по теме: «Про воздух ».

Тест №11 по теме: «Про воду».

Тест №12 по теме: «Какие бывают растения?».

Тест №13 по теме: «Какие бывают животные?».

Тест №14 по теме: «Невидимые нити».

Тест №15 по теме: «Дикорастущие и культурные растения»

Тест №16 по теме: «Дикие и домашние животные»

Тест №17 по теме: «Комнатные растения»

Тест №18 по теме: «Животные живого уголка».

Тест №19 по теме: «Про кошек и собак?».

Тест №20 по теме: «Красная книга?».

Тест №21 по теме: «Что такое экономика?».

Тест №22 по теме: «Из чего что сделано?».

Тест №23 по теме: «Как построить дом?».

Тест №24 по теме: «Какой бывает транспорт?».

Тест №25 по теме: «Культура и образование?».

Тест №26 по теме: «Все профессии важны?».

Тест №27 по теме: «В гости к зиме?».

Тест №28 по теме: «Строение тела человека?».

Тест №29 по теме: «Если хочешь быть здоров?».

Тест №30 по теме: «Берегись автомобиля!».

Тест №31 по теме: «Домашние опасности»

Тест №32 по теме: «Пожар».

Тест №33 по теме: «На воде».

Тест №34 по теме: «Лесные опасности».

Тест №35 по теме: «Опасные незнакомцы».

Тест №36 по теме: «Моя дружная семья».

Тест №37 по теме: «В школе».

Тест №38 по теме: «Правила вежливости».

Тест №39 по теме: «Ты и твои друзья».

Тест №40 по теме: «Мы зрители и пассажиры».

Тест №41 по теме: «Посмотри вокруг».

Тест №42 по теме: «Ориентирование на местности».

Тест №43 по теме: «Формы земной поверхности».

Тест №44 по теме: «Водные богатства».

Тест №45 по теме: «В гости к весне».

Тест №46 по теме: «Россия на карте».

Введение.

В сборнике представлены тематические задания, составленные в чётком соответствии с содержанием учебника по окружающему миру для 2 класса. Автор А. А. Плешаков. М, Просвещение, 2011 г.

Тесты разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Тестирование - основное средство контроля и проверки обязательного уровня обученности. Наборы тестов признаются сегодня наиболее объективными измерителями. Тестовые задания имеют преимущества перед традиционными методами контроля знаний: более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля; оценка, полученная с помощью теста, может быть более дифференцированной.

Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий. Тестирование – завершающий этап во всей системе комплексного контроля.

Материал разбит на темы, каждое задание имеет цель отработать определённые навыки и понятия. Используя материал этого пособия, учителя начальных классов получают возможность сразу увидеть пробелы в знаниях учащихся.

Благодаря тестам задания проверяются легко, позволяют активизировать деятельность учащихся на уроках, разнообразить процесс обучения, получать наглядную картину успеваемости, экономить время, отводимое на опрос и контроль.

Работа с тестами может проводиться почти на каждом уроке окружающего мира, так как материал тестов идёт параллельно с учебником.

Тематические задания могут быть использованы для организации индивидуальной и коллективной работы на уроке. При фронтальной работе с текстами учитель сам может читать задания, а дети отмечают правильный ответ. Отводить на тестирование больше 20 минут не рекомендуется. Материал сборника поможет оказать методическую помощь учителю в подборе упражнений для закрепления знаний, умений, навыков учащихся.

Сборник адресован учителям начальной школы, но может быть также использован родителями для занятий с детьми дома.

При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен использоваться вместе с традиционными формами проверки результатов обучения.

Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл.

80 – 100% от максимального количества баллов – оценка «5».

60 – 80% - оценка «4».

40 – 60 % - оценка «3».

0 - 40% - оценка «2».

Тексты к разделу «Где мы живём?»

Тест №1

Тема: «Родная страна»

Можно предположить, что многочисленная группа тестируемых, не превысившая по результатам экзамена удовлетворительного уровня подготовки, изучала физику на базовом уровне с учебным планом 2 часа в неделю. Однако в этой группе при проверке освоения понятийного аппарата школьного курса физики наблюдаются примерно одинаковые результаты для одних и тех же моделей заданий, но контролирующих элементы знаний, как входящие, так и не входящие в стандарт базового уровня. Наиболее вероятно, что независимо от учебного плана и заявленного уровня изучения предмета (профильный или базовый) школьники изучают один и тот же объем понятийного аппарата. Однако при изучении курса физики базового уровня из-за недостатка времени не обеспечивается качество усвоения понятийного аппарата, не формируются умения, связанные с применением полученных знаний. Для этих выпускников можно прогнозировать серьезные затруднения при дальнейшем обучении по программам высших учебных заведений.

3. Роль заданий открытого типа в системе ЕГЭ

Бóльшая часть заданий в КИМ по физике являются заданиями с выбором ответа и с кратким ответом. Задания с выбором ответа достаточно информативны, но направлены на проверку лишь одно-двух элементов знаний или умений, и, следовательно, могут проверить усвоение учащимися далеко не всех видов деятельности. Такие задания позволяют отследить типичные ошибки, допускаемые учащимися при ответах на подобные вопросы, и заложенные в дистракторы. Это делает задания с выбором ответа привлекательными для использования в целях диагностики состояния преподавания и корректировки методик.

Задания с кратким ответом не дают экзаменуемому возможности угадать правильный ответ. Но эти задания совершенно не позволяют определить причину ошибки при неверном ответе (за исключением элементарных арифметических ошибок).

Проверка знаний и умений учащихся по физике при решении расчетных задач является традиционной как для школьной методики преподавания предмета, так и вступительных испытаний в вузы. Использование задач, к которым необходимо привести полное решение, позволяет получить больше информации об индивидуальном уровне подготовки каждого учащегося. При проверке ответа можно оценить умение применять законы физики в измененной или новой ситуации, умение выбирать оптимальный способ решения, корректность представления своего решения и т.п. Анализ ошибочных решений задач позволяет определить место ошибки, выявить неусвоенные или плохо усвоенные элементы знаний или умений; оценить значимость ошибки – ошибка в арифметических вычислениях или незнание фундаментальных физических законов. Именно поэтому данная форма заданий и выбрана в качестве заданий с открытым ответом в ЕГЭ по физике.

Ограничением в использовании заданий с открытым ответом является значительно большее время, требующееся экзаменуемому для ответа на одно такое задание. В условиях, когда за ограниченное время экзамена необходимо проверить усвоение конкретным учеником большого числа элементов знания и умений и оценить глубину их усвоения, необходимо находить баланс между числом заданий с выбором ответа и со свободным ответом.

Задания со свободными развернутыми ответами должны проверять важные стороны общеобразовательной подготовки выпускников средней (полной) школы, которые не могут быть проверены заданиями с выбором ответа или заданиями с кратким ответом.

В заданиях с развернутым ответом, проверяющих учебные достижения (предметные знания и умения), от учащихся не должно требоваться написания длинного текста.

Формулировка задания должна быть такой, чтобы испытуемый после прочтения задания понял, какую задачу ему предстоит выполнить, и с какой полнотой он должен дать ответ для получения максимального балла. Например, сколько привести аргументов, фактов или примеров, нужно ли представить чертеж или диаграмму, нужно ли записать полное решение с пояснениями.

Особенно важным является единое понимание всеми экзаменующимися требований к полноте и правильности выполнения открытых заданий. В 2010 г. задания части 3, включенные в КИМ по физике, представляют собой одно задание-вопрос, при ответе на который требуется описать и объяснить какой-либо процесс, и пять расчетных задач, при решении которых необходимо получить численный ответ. В каждом варианте экзаменационной работы перед заданиями С2-С6 третьей части приведена инструкция по выполнению открытых заданий, которая в целом отражает требования к полному правильному решению расчетных задач:

Полное правильное решение каждой из задач С2–С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчеты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение.

Перед заданием С1 не приводится дополнительной инструкции, поскольку требования к полноте ответа приведены в самом тексте задания. Как правило, все задания содержат:

А) требование к формулировке ответа - «Опишите … (конкретное явление, процесс)» или «Как изменится … (показание прибора, физическая величина)»;

Б) требование привести развернутый ответ с обоснованием - «объясните …, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано».

В экзаменационной работе 2010 г. содержится 6 заданий, требующих развернутого ответа. Каждое решение оценивается по политомической шкале с кодами от "0" до "3", отражающими полноту и правильность решения.

Недостаток заданий с развернутым ответом связан с процедурой их проверки. Такие задания на данный момент не могут быть корректно проверены и оценены компьютером. Поэтому в их проверке необходимо участие людей – экспертов. Необходимость личного участия экспертов для проверки результатов выполнения заданий с развернутым ответом ставит проблему объективности выставленной ими оценки ответа.

Выполнения указанного условия можно добиться следующим образом:

– четко определив единые критерии оценивания ответа на конкретное задание для всех экспертов;

– обеспечив стандартизированную процедуру проверки экзаменационных работ.

Для обеспечения надежности и объективности, выставляемых экспертами кодов за выполнение заданий с развернутым ответом, к этим заданиям были предъявлены следующие требования:

1. Задания с развернутыми ответами сопровождаются системой оценивания его выполнения, которая должна включать критерии выставления того или иного кода и варианты правильных ответов (решений).

2. Система оценивания должна четко соотносится с формулировкой задачи и не допускать рассогласования между правильным ходом решения задачи и критериями её оценивания.

3. Разработанная для данного задания система оценивания должна давать согласованные экспертные оценки, не менее 85-90% соответствия поставленных кодов независимыми экспертами.

4. Время, затраченное на проверку задания с открытым развернутым ответом, должно быть соизмеримо со значимостью информации, полученной на основе выполнения данного задания.

Однако, как следует из п.3, добиться абсолютного согласования оценок невозможно. Для случаев расхождения экспертных оценок предусмотрена процедура назначения третьего эксперта и определения окончательной оценки решения. При проведении ЕГЭ по физике назначение третьего эксперта производится в том случае, если расхождение в результатах оценивания задания двумя экспертами составляет 2 и более балла.

При оценивании экзаменационных работ эксперт рассматривает решения в выданных ему работах по заданиям: в начале решения задачи С1 во всех работах, затем все решения задачи С2, потом все решения С3, С4 и т.д. Некоторые работы занимают несколько страниц и решения в них представлены не по порядку предъявления задач в варианте. Тем самым обеспечивается более согласованное решение о выставлении баллов за одно и то же задание.

Перед проведением проверки каждого из заданий необходимо изучить критерии его оценивания в материалах для эксперта, обратив внимание на возможные отличия от обобщенной системы оценивания.

При работе эксперт выставляет свои оценки в специальный бланк («Протокол проверки ответов на задания в бланке № 2»), в котором вносить изменения и исправления крайне нежелательно. При отсутствии решения или свидетельств попытки решения какой-либо задачи (отсутствуют любые записи о данном задании) в бланк вносится знак «Х » в поле соответствующей задачи.

Работа эксперта рассчитана в среднем на 4 проверяемые работы за 60 минут. Перед началом работы необходимо внимательно ознакомиться с условиями задач, их решениями и соответствующими критериями оценивания.

4. Система оценивания заданий с открытым ответом в ЕГЭ 2010 г.

В материалах для экспертов ЕГЭ по физике для каждого задания приводится авторский способ решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМ способ (метод) решения не является определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся. Не является он и образцом решения, оцениваемого в три балла. Он помогает эксперту в решении соответствующего задания.

Эксперту предлагается система оценивания, которая может применяться при рассмотрении альтернативного авторскому решения в экзаменационной работе. Выполнение заданий оценивается на основании описания полного правильного ответа, за которое выставляется максимальный балл, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению на 1 или 2 балла. Неверный ответ оценивается в 0 баллов. В системе оценивания учтены наиболее типичные ошибки или недочеты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на оценивание.