Серж и Анн Голон, "Анжелика". Биография писательницы Анн Голон

Вы никогда не задумывались, кто скрывается за именами, стоящими на обложках многочисленных томов "Анжелики"?
Это имена людей, чья жизнь, безусловно, достойна того, чтобы быть описанной в романе.
Начнем с человека, чьей рукой написан текст романов, создательницы сюжета и литературных образов.
17 декабря 1921 года в Тулоне, в семье капитана французского флота Пьера Шанжё родилась дочь, которую назвали Симоной. Девочка рано проявила способности к живописи и рисунку. Когда ее отец занялся авиацией и написал книгу о самолетах, то десятилетняя Симона раскрасила для него более 500 экземпляров. Когда ей исполнилось 18 лет, она написала свою первую книгу "Au pays de derriere mes yeux" ("Страна за моими глазами") (опубликована в 1944 году под псевдонимом Жоэль Дантерн. Именем Жоэль ее впоследствии называли в семье). Тогда же она начала работать как журналистка.
В 1939 году началась вторая мировая война, а летом 1940 года Франция была оккупирована немецкими войсками. В то время семья уже жила в Версале. Симона решила вырваться из оккупированной зоны и отправиться на юг, к испанской границе. В Испании в то время действовал франкистский режим, но в те страшные дни, когда почти всю континентальную Европу накрыла тень оккупации, призрачная свобода еще не оккупированного тогда юга и невоюющей Испании были для юной девушки действительно глотком чистого воздуха. Летом 1941 года она отправилась в путь на велосипеде, уверив своего отца, что будет очень осторожна. Путь ее лежал через былую провинцию Пуату, где в будущем она поселит свою героиню. В этих местах еще царил дух старины и консерватизма. Впечатление, которое Симона получила во время путешествия, осталось с ней на всю жизнь, а зло, свидетельницей которого она стала в оккупированной стране, только укрепили ее характер и стремление к независимости и справедливости.

На границе оккупированной зоны Симону арестовали немцы. Ей мог угрожать расстрел, или, по крайней мере, лагерь. Но девушка смело заявила немецкому офицеру, что она художница, путешествует для того, чтобы увидеть красоту своей страны, и указала на свои рисунки. Ошарашенный таким поведением офицер не только отпустил ее, но и снабдил пропуском, добавив при этом: "Вот это француженка так француженка!" Симона добралась до Испании, ступила на землю, свободную от немецких оккупантов, и пустилась в обратный путь.
После возвращения домой Симона продолжала заниматься литературным трудом. Она организовала журнал "Франция 47", написала несколько сценариев. В 1949 году молодая писательница получила премию за новую книгу - "La patrouille des Saints Innocents" ("Патруль невинного святого"). На полученные деньги она решила поехать в Африку, откуда собиралась посылать репортажи. Симона отправилась в Конго, там она и встретила свою судьбу. Человека, которому суждено было сыграть такую огромную роль в ее жизни, звали Всеволод Сергеевич Голубинов. Он родился 23 августа 1903 года в Бухаре, в семье русского дипломата. Отец его был российским консулом в Персии (Иране). Детство Всеволода прошло в богатстве и благополучии, но в 1917 году его судьба резко изменилась. Тем летом, когда Россия содрогалась от революционной бури, родители отправили четырнадцатилетнего мальчика учиться в гимназию в Севастополь. Теперь, после девяностых годов, вновь перевернувших наш мир, это уже не может показаться странным. В 1917 году работали гимназии и университеты, выходили научные труды, и очень многие юноши и девушки начали свою учебу именно в этот год. Вспомним еще, что люди той эпохи были воспитаны десятилетиями относительно мирной жизни. Даже революция 1905 года не смогла переломить отношение к миру, как к чему-то стабильному. Только мировая война потрясла представления европейцев и россиян. Но в 1917 году до ее окончания было еще далеко. Итак, подросток оказался один в охваченной революцией и войной стране. Но он сумел вырваться из хаоса и добраться до Марселя. Во Франции он соединился со своей семьей. В городе Нанси Всеволод Голубинов получил образование: он стал химиком и геологом, а к языкам, выученным в детстве, прибавил новые. Позднее, кроме геологии, он занимался и живописью. В молодости он много путешествовал, занимался геологическими изысканиями в Китае, Индокитае, Тибете, а в сороковых годах оказался в Конго. В эти же годы вышла книга о его юности "Le Cadeau de Riza Khan" ("Подарок Реза-Хана"), в написании которой участвовал один из молодых французских писателей. Тогда же впервые появился псевдоним "Серж Голон". Впоследствии Симона написала еще одну биографию Всеволода. Эти люди не могли не заинтересоваться друг другом. Роман, начавшийся между ними, вылился в глубокое чувство и вскоре они поженились. Жизнь в Конго, однако, становилась сложнее. Движение за независимость вытесняло европейцев из Африки. Дело, которым занимался Всеволод, перестало приносить доход; супруги вернулись во Францию и поселились в Версале. Всеволод Голубинов, опытный геолог, не мог найти работу во Франции. Они попытались заниматься совместным литературным трудом, и выпустили книгу о диких животных ("Le Coeur des Betes Sauvages"). Однако положение было трудным, кроме того, Симона к тому времени родила своего первого ребенка. И тогда она решила написать историко-приключенческий роман. К делу писательница подошла исключительно добросовестно.

Симона и Всеволод три года проработали в библиотеке Версаля, изучая исторические материалы, посвященные истории семнадцатого века. Работа распределялась так: Симона изучала материал, писала, строила фабулу, составляла план, а Всеволод заботился об историческом материале и консультировал ее. Первая книга получилась объемной - 900 страниц. Всеволод нашел издателя, который был заинтересовано в таком произведении. Но французское издательство, куда отдали рукопись, тем не менее затягивало с ее выпуском, и тогда супруги решили опубликовать ее в Германии. Книга увидела свет в 1956 году, а в следующем году она вышла и во Франции. Из-за большого объема ее издали в двух томах. Первый получил название "Анжелика, маркиза ангелов", а второй - "Путь в Версаль". Французские издатели предложили поставить на обложку два имени. Симона была не против, но Всеволод дал свое согласие не сразу. Он резонно утверждал, что книгу написала Симона. Однако издатели настояли на своем, и псевдоним "Анн и Серж Голон" получил право на существование. В Германии же на обложках книг стояло только имя Анн Голон. Интересно, что английские и американские издания выходили под псевдонимом "Сержанн Голон" (Sergeanne Golon). Это произошло без согласия авторов, и англоязычные читатели долгие годы оставались в неведении об истинном авторстве полюбившейся им книги.
Итак, книга вышла и получила невиданную популярность. За первыми томами последовали еще четыре, причем развитие сюжета шло по заранее составленному плану. А жизнь продолжалась. В 1962 году, когда существовало шесть книг (шестой была "Анжелика и ее любовь") у Анн и Сержа Голон (будем отныне называть их так) было уже четверо детей.
Издатели и литературные агенты, видя популярность книги, пришли к мысли об экранизации. Первый фильм вышел в 1964 году и сразу стал знаменитым. Но, к величайшему сожалению, репутация книги оказалась в результате сильно подорванной. Литературные образы и кинообразы были непохожи друг на друга, но некоторые зрители заранее составили себе предвзятое мнение о романе. Тем не менее, многие и многие, просмотрев фильм, заинтересовались и книгой.
Тем временем Анн и Серж продолжали работу. Шестая книга закончилась прибытием Анжелики в Америку. Действие, по планам Анн, должно было происходить в Мэне, где находились поселения французских, английских и голландских колонистов, и в Канаде. И вот семья отправилась в США и в Канаду, чтобы собрать там материал для новых книг. Они прожили там несколько лет и собрали немало интересных сведений. Серж Голон напряженно работал как художник, занимаясь также химией красок.

Анн успешно трудилась над продолжением цикла. Вышли романы "Анжелика в Новом свете", "Искушение Анжелики". В 1972 Анн завершала роман "Анжелика и демон", Серж готовил очередную выставку своих работ, которая должна была состояться в Квебеке, куда и отправилась семья. Однако через несколько дней по приезде Серж неожиданно скончался, не дожив до своего семидесятилетия. Анн осталась с детьми и с неоконченной книгой. Но она сумела преодолеть горе и продолжала трудиться. За последующие годы вышли еще четыре тома. Последний, тринадцатый, - "Победа Анжелики", был опубликован во Франции в 1985 году. История Анжелики оставалась еще далеко не завершенной, но Анн вынуждена была на время остановиться и заняться менее приятными делами - конфликтом с бывшим литературным агентом и борьбой за свои авторские права с издательством "Hachette". Судебный процесс продлился много лет, в 1995 году Анн выиграла дело, но только формально. Издатели подали апелляцию, и решение вопроса затянулось на долгие годы. В декабре 2004 года Анн Голон получила у издательства все авторские права на книжную серию. Писательница продолжает работать над своим романом, который стал делом ее жизни. Сейчас она живет в Версале и уже несколько лет пишет заключительный роман всего цикла, рабочее название которого "Анжелика и французское королевство". Но это еще не все! Анн также задумала и осуществляет грандиозный труд по ревизии и переработке всего цикла. Дело в том, что издатели сделали во многих местах купюры. Это относится, как ни странно, и к французским публикациям. Таким образом, Анн вставляет в книги недостающие фрагменты, вносит дополнения, исправляет ошибки, которые, вероятно, были неизбежны при таком объеме и при скорости, с которой издавались первые тома. В 2003 году она закончила переработку первой части первой книги (о детстве Анжелики). Когда-то она писала свою книгу от руки. Теперь, когда писательнице уже исполнилось 82 года, она пользуется компьютером, и очень радуется, что это помогает ей ускорить работу.
Агентство "Archange International", созданное дочерью Анн и Сержа Голон Надей, взяло на себя организационные вопросы, связанные с авторскими правами и изданием будущих книг.
Поддержка многочисленных читателей со всех концов мира, которую Анн нашла в последние годы благодаря Интернету, придает ей новые силы, чтобы довести до конца труд своей жизни - историю Анжелики.

Анн Голон (Anne Golon)

Анн (Анна) Голон (фр. Anne Golon), настоящее имя Симона Шанжё (фр. Simone Changeux). Родилась 17 декабря 1921 года в Тулоне - умерла 14 июля 2017 года в Версале. Французская писательница. Автор (вместе с мужем Всеволодом Голубиновым) знаменитой серии романов об Анжелике.

Анн Голон родилась 17 декабря 1921 года в Тулоне в семье капитана французского флота Пьера Шанжё.

Рано проявила способности к живописи и рисунку.

Когда ей исполнилось 18 лет, она написала свою первую книгу «Страна за моими глазами», опубликованную в 1944 году под псевдонимом Жоэль Дантерн. Именем Жоэль её впоследствии называли в семье. Тогда же она начала работать как журналистка.

Летом 1940 года, когда Франция была оккупирована немецкими войсками, семья жила в Версале. Симона решила вырваться из оккупированной зоны и отправиться на юг, к испанской границе.

В 1949 году молодая писательница получила премию за свою новую книгу - «Патруль невинного святого». На полученные деньги она решила поехать в Африку, откуда собиралась посылать репортажи.

Симона отправилась во Французское Конго, где познакомилась с геологом . Роман, начавшийся между ними, вылился в глубокое чувство, и вскоре они поженились.

Жизнь в Конго, однако, становилась сложнее, супруги вернулись во Францию и поселились в Версале. Однако Всеволод Голубинов не мог найти работу во Франции. Они попытались заниматься совместным литературным трудом, и выпустили книгу о диких животных «Le Coeur des Betes Sauvages». Тем не менее положение было трудным, кроме того, Симона к тому времени родила своего первого ребёнка. И тогда она решила написать историко-приключенческий роман.

Симона и Всеволод три года проработали в библиотеке Версаля, изучая исторические материалы, посвященные истории семнадцатого века. Работа распределялась так: Симона изучала материал, писала, строила фабулу, составляла план, а Всеволод заботился об историческом материале и консультировал её.

Как сейчас утверждает Симона и её дочь Надин, действительным автором была одна Симона Шанжё, её муж был больше помощником в поисках исторического материала в версальской библиотеке.

В 1953 году рукопись первого тома серии романов «Анжелика» была отправлена в четыре издательства во Франции, Германии, Англии и Италии от имени Анн Голон.

Первыми издали «Анжелику» немцы в 1956 году, указав автором Анн Голон.

В 1957 году в день рождения их третьего ребёнка первый том вышел во Франции, авторами были обозначены Анн и Серж Голон, введение мужского имени предполагало бо́льшую серьёзность изданию романа.

Всеволод Голубинов умер от инсульта в июле 1972 года, когда Симона Шанжё только начинала поиски исторического материала для десятого тома серии об Анжелике.

Уже первый роман об Анжелике получил международное признание: 320 издателями из 63 стран мира продано более 150 млн экзэмпляров всех 13 книг серии. Помимо оригинальных изданий, было выпущено очень много пиратских изданий, которые не принесли автору дохода.

В 1962 г. началась подготовка первого фильма об Анжелике, он вышел на экраны в 1964 г. с в главной роли, что придало роману ещё большую популярность.

Фильмы об Анжелике с Мишель Мерсье:

1964 - Анжелика - маркиза ангелов (Angélique, marquise des anges)
1965 - Анжелика в гневе / Великолепная Анжелика (Merveilleuse Angélique)
1966 - Анжелика и король (Angélique et le roy)
1967 - Неукротимая Анжелика (Indomptable Angélique)
1968 - Анжелика и султан (Angélique et le sultan).

Кадры из фильма "Анжелика" с Мишель Мерсье

После выхода картин об Анжелике популярность книги стала падать, а автор Анн Голон потеряла права и вынуждена была начать судебный процесс в начале 1979 года.

Романы Анн и Серж Голон об Анжелике:

1957 - Анжелика, маркиза ангелов (Angélique Marquise des Anges);
1958 - Путь в Версаль / Дорога в Версаль / Анжелика и Версаль (Angélique, le Chemin de Versailles);
1959 - Анжелика и король (Angélique et le Roy);
1960 - Неукротимая Анжелика / Анжелика в Берберии / Анжелика и султан (Indomptable Angélique);
1961 - Бунтующая Анжелика / Бунт Анжелики / Мятежница Пуату / Анжелика в мятеже / Анжелика в гневе (Angélique se révolte);
1961 - Анжелика и её любовь / Любовь Анжелики / Анжелика в любви / Анжелика и её любовь / Анжелика и её любовники / Анжелика и Рескатор (Angélique et son Amour);
1964 - Анжелика в Новом Свете (Angélique et le Nouveau Monde);
1966 - Искушение Анжелики / Анжелика в Голдсборо (La Tentation d’Angelique);
1972 - Анжелика и Демон / Дьявол / Дьяволица (Angelique et la Demone);
1976 - Анжелика и заговор теней/Анжелика и заговор темных сил (Angélique et le Complot des Ombres);
1980 - Анжелика в Квебеке (Angélique à Québec);
1984 - Дорога надежды (Angélique, la Route de l’Espoir);
1985 - Триумф / Победа Анжелики (La Victoire d’Angélique)

Новая версия романов Анн и Серж Голон об Анжелике:

2006 - Маркиза Ангелов (Marquise des Anges);
2006 - Тулузская свадьба (Mariage Toulousain);
2007 - Королевские празднества (Fêtes Royales);
2008 - Мученик Нотр-Дама (Le Supplicié de Notre Dame);
2008 - Тени и свет Парижа (Ombres et Lumières dans Paris);
2010 - Путь в Версаль (Le Chemin de Versailles);
2011 - Война в кружевах (La Guerre en Dentelles)

Названия новых книг Анн и Серж Голон об Анжелике:

1. Angélique et le Roy (Анжелика и король) - ноябрь 2008;
2. Indomptable Angélique (Неукротимая Анжелика) - апрель 2009;
3. Angélique se Révolte (Мятеж Анжелики) - апрель 2009;
4. Angélique et son Amour (Любовь Анжелики) - ноябрь 2009;
5. Angélique et le Nouveau Monde - 1 (Анжелика в Новом свете. Том 1) - ноябрь 2009;
6. Angélique et le Nouveau Monde - 2 (Анжелика в Новом свете. Том 2) - ноябрь 2009;
7. La tentation d’Angélique (Искушение Анжелики) - апрель 2010;
8. Angélique et la Démone (Анжелика и демон) - дата неизвестна;
9. Angélique et le Complot des Ombres (Анжелика и тайный заговор) - апрель 2010;
10. Angélique à Quebec - 1 (Анжелика в Квебеке. Том 1) - ноябрь 2010;
11. Angélique à Quebec - 2 (Анжелика в Квебеке. Том 2) - ноябрь 2010;
12. Angélique à Quebec - 3 (Анжелика в Квебеке. Том 3) - дата неизвестна;
13. Angélique, La Route de l’Espoir (Анжелика. Дорога надежды) - ноябрь 2011;
14. La Victoire d’Angélique - 1 (Победа Анжелики. Том 1) - апрель 2011;
15. La Victoire d’Angélique - 2 (Победа Анжелики. Том 2) - дата неизвестна;
16. Angélique et le Royaume de France - 1 (Анжелика и французское королевство. Том 1) - ноябрь 2011;
17. Angélique et le Royaume de France - 2 (Анжелика и французское королевство. Том 2) - ноябрь 2011;
18. Angélique et le Royaume de France - 3 (Анжелика и французское королевство. Том 3) - ноябрь 2011

Другие книги Анн и Серж Голон::

1940 - «Страна за моими глазами» («Au Pays de derrère mes yuex», Симона Шанжё под псевдонимом Жоэль Дантерн);
«Патруль у фонтана Сан-Инносан» (La patrouille des Saints Innocents);
1947 - «Подарок Реза-Хана» (Le Cadeau de Riza Khan, Серж Голон);
1949 - «Случай с Лимбой»;
1950 - «Белая госпожа Кермалы»;
1953 - Сердце диких зверей (Le Coeur des Bêtes Sauvages);
1959 - «Гиганты озера» (Серж Голон);
1961 - «Моя истина» («Ma Vérité»), книга о деле Жакуя (l’Affaire Jacquou) была написана Анн Голон и опубликована под именем Линды Бод, подруги Жакуя.

Анн Голон в России

Симона Шанжё занялась переизданием всех томов серии в новой версии, - после того как ей удалось после 10-летнего судебного процесса со своим агентом («Ашетт Ливр» (Hachette Livre), группа Лагардер) вернуть себе авторские права на книги в 2004 году. В своё время перед публикацией авторские рукописи Анны Голон подверглись жёсткой редакции, с исключением целых параграфов и страниц, чем и была вызвана переработка романа для новейшей публикации.

В последние годы молодое поколение европейцев стало проявлять особый интерес к книгам об Анжелике. Также участились продажи тех книг, на которые не были сняты фильмы.

Заключительный роман - «Анжелика и королевство Франция» - был издан в 2012 году. Всего на сегодняшний момент вышло 13 томов. Все они переведены на русский язык.



В произведениях Анна и Сержа Голона рассказывается о необычной жизни главной героини, волею судьбы и своего неугомонного характера испытывающей самые невероятные взлеты и падения: от знатной дамы до служанки таверны, от "маркизы" преступного мира до некоронованной королевы Версаля.
Впервые мы знакомимся с Анжеликой - девочкой, потом она воспитывается в монастыре, ее выдают замуж за Жоффрея де Пейрака, знатного вельможу, ученого, известного своим независимым характером и богатством. И то, и другое привлекло к нему внимание и вызвало ревность молодого короля Людовика XIV. Жоффрея де Пейрака обвиняют в колдовстве и приговаривают к сожжению на костре. Оставшиеся в нищите и одиночестве, с двумя сыновьями - Флоримоном и Кантором, Анжелика попадает на парижсткое "дно", в мир преступников и бродяг. Ценой огромных усилий и тяжелой работы ей удается снова занять положение, подобающее ей по праву рождения. Она вторично выходит замуж и вторично теряет мужа; погибает на море и ее младший сын Кантор.
Вступив в борьбу с герцогиней де Монтеспан за право быть королевской фавориткой, Анжелика одерживает блистательную победу, хотя не может заставить себя воспользоваться ею. Узнав от короля о том, что ее первый муж, Жоффрей де Пейрак, не был сожжен на костре, она, вопреки королевскому запрету, пускается на его поиски. Анжелика проходит через множество опасностей и унижений и в конце концов попадает в гарем султана Марокко Мулаи Исмаила, откуда совершает побег с помощью «короля рабов» Колена Патюреля.
Однако, как только они добираются до французской территории, беглянку арестовывают и под стражей отвозят в ее поместье. В это время обостряется вражда между католиками и гугенотами; и замок Анжелики, где укрылась гугенотская семья, подвергается нападению королевских драгунов. Исчез старший сын Анжелики – Флоримон, жестоко расправились с маленьким Шарлем – Анри, ее сыном от второго брака с Филиппом дю Плеси – Бельер, погибли все слуги, и сама она, подвергшаяся насилию, только чудом остается в живых. Вспыхивает восстание – и героиня встает во главе его. Почти пять лет отчаянно сопротивляется ее родная провинция Пуату королевским войскам. За поимку Анжелики назначено шедрое вознаграждение. После разгрома восстания ей с маленькой дочерью Онориной, родившейся от насильника, удается скрыться и найти пристанище в Ла – Рошели, оплоте французских гугенотов. Но преследование гугенотов усиливается, и Анжелика с горсткой своих верных друзей бежит их Франции на корабле пирата Рескатора. На борту корабля обнаруживается, что Рескатор – не кто иной, как ее первый муж Жоффрей де Пейрак. Добравшись до североамериканского побережья, где ее муж основал независимое поселение Голдсборо, Анжелика узнает: оба ее сына – Флоримон и Кантор, живы. Покинув Голдсборо, где остались друзья – гугеноты, Анжелика с мужем и детьми отправляется в глубь континента, там они проводят суровую канадскую зиму, поселившись на маленьком руднике Вапассу. С приходом весны, оставив Онорину в Вапассу, семейство Пейрак возвращается в Голдсборо, в окрестностях которого объявился пират Золотая Борода.
Едва вступив на американский берег, Анжелика сталкивается с враждебным отношением французских колонистов. Подогревает страсти одна фантастическая монахиня, уверовавшая в то, что прекрасная женщина – демон явилась к ним, дабы погубить Акадию, часть Мэна (район современной канадо – американской границы). Этим демоном сразу же начинают считать Анжелику. Официальные власти и отцы – иезуиты, имеющие большое влияние на жителей заморской французской колонии, не скрывают враждебного отношения к Анжелике, ее мужу, и всему пестрому населению Голдсборо. Особенно непримиримо настроен отец д’Оржеваль. Анжелика убеждается: жители Старого Света перенесли в Новый Свет все свои недостатки и предрассудки, заражая ими коренное население – индейцев. К тому же чета Пейраков находится в постоянном поле зрения властителей далекой родины. Вокруг сгущается атмосфера подозрительности, враждебности, распространяются нелепые слухи, происходят странные события, появляются сомнительные люди.
На пути в Голдсборо Анжелику, которая к тому времени приобрела репутацию колдуньи, втайне от мужа и от своего имени заманивают в английскую деревушку, через некоторое время подвергшуюся опустошительному набегу индейцев, пытавшихся захватить мадам де Пейрак в плен. Но Анжелика избегает этой незавидной участи и в конце концов попадает на корабль пирата Золотой Бороды. А в нем, к своему изумлению, узнает своего товарища по неволе и побегу Колена Патюреля. Любящий ее со времен рабства в Марокко, не подозревающий о ее замужестве, простодушный и добрый великан пытается возобновить и былую связь, но любовь Анжелики вновь обретенному мужу позволяет ей справиться с искушением. Однако их видит через окно в довольно сомнительной ситуации один из людей Пейрака, пленник на пиратском корабле, пытающийся бежать. Добравшись до Голдсборо, и не зная, что виденная им женщина – жена его господина, он рассказывает о пикантной сцене, называя ее людовницей Золотой Бороды.
Между тем Колен Патюрель передал Анжелику моряку Джеку Мервину, который на самом деле был иезуитом де Верноном, близким к отцу д’Оржевалю, чтобы тот на своей шлюпке доставил ее в Голдсборо. Но вернувшись домой, Анжелика сталкивается с неистовым гневом публично униженного Жоффрея де Пейрака. На другой день происходит сражение между флотом Пейрака и кораблем Золотой Бороды, в котором последний терпит поражение. Сам Золотая Борода исчезает, но когда неизвестный человек заманивает Анжелику на остров, то неожиданно она встречается с бывшим любовником и другом. Между ними происходит откровенное объяснение. Колен успокаивает Анжелику, пришедшую в ужас только от мысли: как расценит ее муж очередную отлучку. Однако на рассвете Золотую Бороду захватывают в плен люди графа. Позднее выясняется, что и сам
Жоффрей был заманен на этот остров и стал невольным свидетелем свидания Анжелики с бывшим любовником. Но провокация с целью публично опозорить и разлучить супругов не удалась. Противники не подозревая о том, что Жоффрей де Пейрак с давних лет уважает и ценит Колена Патюреля. К тому же он воочию мог убедиться: ни Колен, ни Анжелика не предали его. Поэтому властитель Голдсборо не только не казнит своего соперника, но и назначает его губернатором своего поселения. Неожиданно у берегов терпит крушение корабль, направлявшийся в Квебек с «королевскими девушками», предназначенными в жены французским колонистам. Им оказывают помощь и гостеприимство. Почти все они уцелели, исчезла только их покровительница и благодетельница герцогиня де Бодрикур, которая оказывается тем демоном, за которого принимали Анжелику.
Семейство Пейрак отправляются в Квебек и проживают там некоторое время. С началом весны, их младший сын – Кантор отправляется во Францию к королю, чтобы тот простил их и вернул все титулы…
И вот конец великолепного романа Анна и сержа Голона «Анжелика»!

«Анжелика – маркиза ангелов» — первый роман из серии книг про красавицу Анжелику.
В этой части читатели знакомятся с умной и прекрасной Анжеликой, которую отец решает выдать замуж за загадочного графа де Пейрака. Ходят слухи, что он владеет даром колдовства и превращает металлическую руду в золото. Несмотря на свою хромоту, шрамы на лице он обладает невероятной харизмой и привлекателен для женщин…Что же скрывает будущий муж Анжелики и сможет ли главная героиня его полюбить?…

Путь в Версаль (1958)

В период правления Людовика XIV все пути вели в Версаль. Однако до того, как Анжелика наконец доберется до королевского двора ей придется выживать в сообществе бандитов и нищих, которое прозвали Двором Чудес. Автору удается невероятно точно воссоздать и описать жизнь парижского дна того времени. Анжелика дает себе обещание, что не сломается и во что бы то ни стало вернет себе положение в обществе после всех тех роковых событий, которые произошли в первом романе. Но сможет ли эта хрупкая рыжеволосая красавица этого достичь, ведь у нее на руках двое маленьких детей?…

Анжелика и король (1959)

Оказавшись при королевском дворе Анжелика наконец начинает жизнь заново — восстанавливает репутацию, состояние, уважение. Но в личной жизни все не так гладко — ее отношения с Филлипом не особо теплые и близкие. В это же время на Анжелику обращает внимание сам король и жаждет ее внимания. Однако ее чувства к нему противоречивы. Она до сих пор не может простить ему смерть Жоффрея… Но неожиданно король признается, что ее первый и горячо любимый супруг — жив, а казнь была лишь инсценировкой…

Неукротимая Анжелика (1960)

После того, как Анжелика дю Плесси-Бельер узнает, что ее первый супруг остался жив, она решается на отчаянные меры. Она нарушает все приказы короля и покидает Париж, чтобы отправиться на поиски своего возлюбленного, который по слухам может быть на острове Лангустье. Компанию ей составляет ученый Савари. Во время поисков в Средиземном море главная героиня оказывается в плену у пиратов, а затем выставляется на торги на невольничьем рынке. Здесь ее покупает легендарный и загадочный Рескатор…

Бунтующая Анжелика (1961)

Действие романа «Бунтующая Анжелика» разворачивается в глухих лесах Франции, где начинается восстание гугенотов против жестокого короля.
После возвращения с Востока в Париж, Анжелику сразу же арестовывают. Находясь в темнице она получает письмо от короля, который требует, чтобы она стала его любовницей. Но гордая Анжелика ему отказывает и решает присоединиться к мятежникам…
Мятеж длится около 3х лет, но кто-то предает её, и теперь ей приходится скрываться от преследований королевских солдат…

Анжелика и её любовь (1961)

Находясь на корабле Анжелика не может избавиться от мыслей о Рескаторе. Всё в нем напоминает ей Жоффрея, но она не может поверить в правдивость этих подозрений. К счастью, через некоторое время Рескатор сам раскрывает ей свой секрет — он и правда Жоффрей де Пейрак. По дороге в тюрьму ему удалось бежать и спастись от казни…
Однако после пятнадцатилетней разлуки герои не сразу находят взаимопонимание, каждому кажется, что любовь у другого прошла…
В это же время на корабле случается бунт, но Жоффрей решает не наказывать виновных, потому что об этом его умоляет Анжелика…

Анжелика в Новом свете (1964)

Анжелике и ее супругу удается достигнуть соглашения и мира с представителями колониальных властей из Квебека и племенами ирокезов, но не всё идет гладко. Они вынуждены выживать в условиях суровой зимы на небольшом руднике, где страдают от голода и холода, но неожиданно им на помощь приходят дружественные индейцы.
Вскоре им становится известно, что в Канаде у них появился серьезный враг — иезуит Себастьян д’Оржеваль, который убеждает всех вокруг в появлении демона Акадии в женском обличии, и связывает его с Анжеликой. В итоге Анжелика подозревается в колдовстве, а Жоффрей — в отсутствии веры…

Искушение Анжелики (1966)

«Анжелика и Демон» — восьмая книга в серии, рассказывающей о приключениях прекрасной Анжелики.
Отныне все будущие замыслы и надежды Анжелики и ее возлюбленного Жоффрея де Пейрака связаны с Канадой. Но осуществить всё это оказывается совсем нелегко. Французским колонистам, англичанам, испанцам постоянно приходится вступать в неравный бой с беспощадной природой, отражать атаки индейцев, иметь дело и разбираться с религиозными предрассудками…

Анжелика и Демон (1972)

Пока еще небольшая французская колония в Новом Свете уже начала процветать. И всё это благодаря усилиям и предприимчивости Жоффрея де Пейрака. В это же время в Париже создается заговор, целью которого является убийство Жоффрея. Для этого в Америку посылают герцогиню Амбруазину де Модрибур. Эта жестокая женщина с необычайно развитым аналитическим умом, но совершенно лишенная всяких моральных принципов, готова на всё, чтобы осуществить задуманное. Именно из-за нее чуть не погибает Анжелика…

Анжелика и заговор теней (1976)

Анжелика и ее муж Жоффрей де Пейрак наконец осознают, что следы направленных против них заговоров ведут в столицу Новой Франции — Квебек. Однако как раз там и стоит попытаться найти союзников. Поэтому они решают на корабле добраться туда. Во время пути им предстоит спастись от наемных убийц и тайных недругов. Они понимают, что лишь в Квебеке они смогут обеспечить безопасность своей колонии в Америке. В период длительного путешествия Анжелика снова вспоминает свое прошлое в Версале, Париже. Перед ней проносятся образы тех, с кем она была связана…

Анжелика в Квебеке (1980)

Квебек и остальные поселения Новой Франции находятся под угрозой…
Анжелике и Жоффрею необходимо сделать всё, чтобы изменить общественное мнение и найти как можно больше союзников. И у них получается этого достичь. Жоффрей использует для этого давнего сторонника — главу иезуитов отца де Мобеж, который, используя свою власть, изгоняет из города Себастьяна д’Оржеваля. Пустив в действие свое очарование и харизму, граф де Пейрак получает поддержку со стороны губернатора Канады Фронтенака и большинства жителей города. Анжелике также удается доказать свою непричастность к демону Акадии…

Дорога надежды (1984)

Анжелика и Жоффрей наконец находят время, чтобы насладиться временем друг с другом. Они строят планы о том, как начать жизнь заново. На свет появляются их близнецы. Но, только родившись, младенцы оказываются на грани смерти. А сама Анжелика может погибнуть из-за настигнувшей ее малярии. Жоффрею удается спасти любимых ему людей, вовремя отыскав нужного лекаря. Вся эта драма разворачивается в Новой Англии, куда главные герои поехали летом. Возвращаясь из Нью-Йорка, они решают остановиться в Салеме. Спасенная благодаря любви, она снова понимает, что — рай — это счастье на Земле.

Анн Голон, Серж Голон

Анжелика

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МАРКИЗА АНГЕЛОВ

Нянюшка, - спросила Анжелика, - для чего Жиль де Рец убивал столько детей?

Все это козни дьявола, моя девочка. Жиль де Рец, людоед из Машкуля, хотел стать самым могущественным сеньором среди всех. В его замке было полно всяких колб, склянок и горшков с красным варевом, а над ними клубились зловонные пары. Дьявол требовал себе в жертву сердца маленьких детей. Вот почему Жиль де Рец убивал. Потрясенные матери с ужасом смотрели на черную башню Машкуля, вокруг которой всегда стаями кружилось воронье - столько трупов невинных младенцев было в подземельях замка.

И он их всех съедал? - спросила дрожащим голосом Мадлон, маленькая сестренка Анжелики.

Нет, всех просто не смог бы, - ответила кормилица. Склонившись над котлом, она некоторое время молча помешивала заправленный салом суп из капусты.

Ортанс, Анжелика и Мадлон, дочери барона де Сансе де Монтелу, сидя за столом, на котором уже стояли миски и лежали ложки, с замиранием сердца ждали продолжения.

Он поступал еще хуже, - снова заговорила кормилица, и в голосе ее зазвучал гнев. - Сперва требовал, чтобы младенца - девочку или мальчика - привели к нему. Испуганный малыш кричал, звал свою мать, а сеньор, развалившись на кровати, наслаждался его ужасом. Затем приказывал подвесить дитя у стены на специальном приспособлении вроде виселицы, которое сжимало бедняжке грудь и шею, душило его, но не до смерти. Малютка бился, словно придушенный цыпленок, потом начинал хрипеть, глаза несчастного вылезали из орбит, он весь синел. И в огромном зале слышались лишь хохот жестоких мучителей да стоны их маленькой жертвы. Наконец Жиль де Рец давал знак снять ребенка, сажал его к себе на колени, прижимал лобик бедненького ангелочка к своей груди и нежно успокаивал.

«Ничего, ничего страшного, - говорил он. - Нам просто хотелось немного поразвлечься, но теперь уже все кончено. Теперь у тебя будут конфетки, чудесная пуховая постелька, шелковый костюмчик, как у маленького пажа…» Малыш затихал. Его наполненные слезами глазки начинали светиться радостью. И вот тут-то сеньор неожиданно всаживал ему в шейку свой кинжал… А когда он умыкал совсем юных девушек, то творил такие мерзости…

А что он с ними делал? - спросила Ортанс.

Но тут вмешался старый Гийом, который сидел у очага и растирал на терке свернутые трубочкой листья табака.

Да помолчите же вы, сумасшедшая старуха! - проворчал он в свою пожелтевшую бороду. - Я солдат, и то от ваших россказней у меня все внутри переворачивается…

Толстая Фантина Лозье с живостью обернулась к нему.

Россказни!.. Сразу видно, Гийом Люцен, что вы чужак, совсем чужак в наших краях. А ведь стоит поехать в сторону Нанта, и сразу же наткнешься на проклятый замок Машкуль. Уже двести лет миновало с той поры, как творились эти злодеяния, а люди, проходя мимо, все еще осеняют себя крестом. Но вы не здешний, откуда вам знать о наших предках.

Хороши же ваши предки, если все они такие, как Жиль де Рец!

Жиль де Рец был величайшим злодеем, и кто еще, кроме нас, жителей Пуату, может похвастаться, что и. у них был такой вот страшный душегуб. А когда его в Нанте судили и приговорили, он перед смертью раскаялся и попросил прощения у бога, и все матери, чьих детей он мучил и съел, все они надели по нему траур.

Ну и ну! - воскликнул старый Гийом.

Вот какие мы здесь, в Пуату, люди! Великие во зле и великие в прощении!

Кормилица с суровым видом поставила миски на стол и горячо поцеловала маленького Дени.

Я, конечно, в школу ходила недолго, - продолжала она, - но все же могу отличить сказки, которыми развлекаются на посиделках, от того, что и впрямь происходило в старину. Жиль де Рец жил на самом деле. И пусть тело его сгнило в нашей земле, но, кто знает, может, душа его и сейчас еще бродит где-нибудь неподалеку от Машкуля.

И лучше ее не трогать, это не домовые и не феи, что разгуливают среди больших камней в полях. Да и над домовыми тоже лучше не насмехаться…

А над привидениями можно смеяться, няня? - спросила Анжелика.

Тоже не надо, детка. Привидения не злые, но они почти все несчастные и обидчивые, зачем же насмешками заставлять их страдать еще больше?

А почему старая дама, которая появляется в нашем замке, плачет?

Разве узнаешь? В последний раз я повстречала ее шесть лет назад, как раз между бывшим караульным помещением и большой галереей, и мне показалось, тогда она не плакала. Может, потому, что мессир барон, ваш дедушка, велел отслужить в часовне молебен за упокой ее души.

А я слышала, как она шла по лестнице башни, - сказала служанка Бабетта.

Это, верно, была крыса. Старая дама из Монтелу очень скромная, она старается никого не беспокоить. А еще думают, что она была слепая. Ведь она ходит, вытянув вперед руку. Или она что-то ищет. Иногда она подходит к спящим детям и проводит рукой по их личикам.

Фантина говорит все тише и наконец заключает зловещим шепотом:

А может, она ищет своего мертвого ребеночка…

Вас послушать, тетушка, хуже, чем на бойне побывать, - запротестовал старый Гийом. - Пусть ваш сеньор де Рец и в самом деле был великим человеком и вы, его земляки, гордитесь им, хотя вас и разделяют двести лет, пусть дама из Монтелу - очень достойная дама, но я лично нахожу, что нехорошо так пугать наших крошек, ведь они от страха даже перестали набивать свои животики.

А-а, полно вам прикидываться ягненком, солдафон вы эдакий, вояка чертов! Сколько животиков у таких же крошек проткнули вы своей пикой на полях Эльзаса и Пикардии, когда служили австрийскому императору? Сколько хижин подожгли, заперев двери и живьем изжарив там целые семьи? А разве вилланов вы никогда не вешали? Столько вешали, что ветки на деревьях обламывались! А сколько изнасиловали женщин и девушек, и они, не снеся позора, наложили на себя руки?..

Как и все, как все другие, тетушка. Такова солдатская судьба. Такова война. Но в жизни этих девочек не должно быть ничего, кроме игр да веселых историй.

До той поры, пока на страну не налетят как саранча солдатня и разбойники. А тогда жизнь маленьких девочек станет ох как похожа на солдатскую: те же война, несчастье, страх…

Горько поджав губы, кормилица подняла крышку большого глиняного горшка с заячьим паштетом, намазала бутерброды и раздала их всем по кругу, не обойдя и старого Гийома.

Слушайте меня, детки, слушайте, что говорит вам Фантина Лозье…

Пока шла перепалка между кормилицей и Гийомом, Ортанс, Анжелика и Мадлон опустошили свои миски и теперь снова навострили уши, а их десятилетний брат Гонтран вышел из темного угла, где он сидел, надувшись, и подошел к столу. Настал час войн и грабежей, отчаянных рубак и разбойников, которые носятся в зареве пожарищ под вопли женщин и стук мечей…

Гийом Люцен, вы ведь знаете моего сына? Он конюх нашего хозяина, барона де Сансе де Монтелу.

Да, знаю, очень красивый парень.

Ну так вот, о его отце я могу вам сказать только одно: он служил в армии монсеньера кардинала Ришелье, когда тот пошел на Ла-Рошель, чтобы уничтожить протестантов. Сама я не была гугеноткой и всегда молилась богородице, чтобы она помогла мне остаться девушкой до замужества. Но после того. как войска нашего христианнейшего короля Людовика XIII прошли через Пуату, я, как бы это сказать помягче, потеряла свою невинность. А в память о тех дьяволах, чьи латы, утыканные гвоздями, разорвали единственную рубашку, что у меня была тогда, мой сын носит имя Жан Латник. Ведь один из этих дьяволов - его отец. А о всяких разбойниках да грабителях, которых голод то и дело выгонял на большую дорогу, я бы столько могла порассказать - ночи не хватит. Что они вытворяли со мной на соломе в риге в то время, как их дружки палили на очаге пятки моему мужу, допытываясь, куда он спрятал деньги! А я чуяла запах, да думала, что они жарят поросенка.

Толстая Фантина рассмеялась и налила себе сидру, чтобы промочить горло, пересохшее от этой длинной тирады.

Итак, детство Анжелики де Сансе де Монтелу протекало в рассказах о людоедах, привидениях и разбойниках.

В жилах Фантины Лозье текла кровь, в которой была и доля мавританской крови - примерно в XI веке мавры дошли чуть ли не до Пуату, и Анжелике вместе с молоком кормилицы передались страстность и богатая фантазия, издавна свойственные людям этого края, края болот и лесов, открытого, словно залив, теплым океанским ветрам.

Она сжилась с этим миром, где волшебство и трагедия переплетались. Он нравился ей, и она научилась не бояться его. Она с жалостью смотрела на перепуганную маленькую Мадлон и на свою чопорную старшую сестру Ортанс, которая явно сгорала от желания спросить кормилицу, что делали с ней разбойники на соломе в риге.

А восьмилетняя Анжелика сразу же догадалась, что там произошло. Ведь сколько раз она водила на случку коров и коз! А ее приятель, пастушок Никола, объяснил ей, что мужчины и женщины занимаются тем же, чтобы у них были дети. Вот так и у кормилицы появился ее Жан Латник. Анжелику смущало только одно: почему кормилица рассказывала об этом то голосом томным и взволнованным, то с искренней ненавистью.

Впрочем, зачем допытываться, отчего кормилица вдруг задумчиво умолкает, отчего приходит в ярость. Надо просто радоваться тому, что она есть, что она всегда в хлопотах, толстая, рослая, с сильными руками, что можно уютно примоститься на ее широко расставленных под бумазейным платьем коленях и она тебя приголубит, словно птенчика, споет колыбельную песенку или расскажет о Жиле де Реце.

***

Старый Гийом Люцен был попроще. Говорил он медленно, с тяжелым акцентом. По слухам, он был не то швейцарец, не то немец. Вот уже скоро пятнадцать лет, как он, хромая, босой пришел сюда по старой римской дороге, которая ведет из Анже в Сен-Жан-д"Анжели. Вошел в замок Монтелу и попросил кружку молока. Да так и прижился в замке. Он был мастер на все руки - мог починить и смастерить что угодно, по поручению барона де Сансе он относил письма его друзьям, живущим по соседству, и принимал вместо него сборщика налогов, когда тот являлся в замок за деньгами. Старый Гийом терпеливо выслушивал его, потом что-то отвечал ему на своем наречии - то ли тирольском, то ли швейцарском, - и сборщик, обескураженный, уходил.

Где он сражался, на севере или на востоке? И как могло случиться, что этот чужестранный наемник пришел из Бретани, как утверждали люди, которые встретили его на дороге? О нем знали только то, что он в Люцене служил в войсках кондотьера Валленштейна и что там ему выпала честь вспороть пузо толстому славному королю Швеции Густаву-Адольфу, который во время битвы заблудился в тумане и наткнулся на австрийских копейщиков.

Когда на чердак, где жил Гийом, сквозь паутину пробивались лучи солнца, можно было видеть, как сверкают его старые доспехи и каска, из которой он до сих пор пил глинтвейн, а иногда даже хлебал суп. Когда же в лесу поспевали орехи, их сбивали его огромной - в три раза выше самого Гийома - пикой.

Больше всего Анжелика завидовала его маленькой черепаховой с инкрустацией табакерке с теркой, которую он, как и все немецкие наемники, служившие во французской армии, величал «кокоткой». Кстати, «кокотками»

называли в армии и самих наемников.

Весь вечер двери просторной кухни замка беспрерывно открывались и закрывались. Со двора из ночи входили, принося с собой крепкий запах навоза, слуги и служанки, среди них был и конюх Жан Латник, такой же смуглый, как и его мать.

Меж ног входящих проскальзывали в кухню собаки: две борзые - Марс и Маржолен - и забрызганные по самые уши грязью таксы.

Двери, ведущие во внутренние покои, пропускали ловкую Нанетту - она поступила к де Сансе Горничной в надежде научиться хорошим манерам и потом перейти от своих нищих хозяев к мессиру маркизу дю Плесси де Бельер. Маркиз жил в нескольких лье от Монтелу. Взад и вперед носились две девочки-служанки со спадающими на глаза нечесаными волосами Они таскали дрова в гостиную и разносили воду по комнатам. Появлялась в кухне и сама госпожа баронесса. У нее было доброе, обветренное от деревенского воздуха лицо, преждевременно увядшее от многочисленных родов. Она была одета в серое саржевое платье, а голову ее прикрывал платок из черной шерсти, так как и в гостиной, где она коротала время с бароном-дедушкой и старушками тетками, было более сыро, чем в кухне.

Она спросила, скоро ли будет готов липовый отвар для мессира барона, потом справилась, хорошо ли пососал грудь малыш, не капризничал ли. Мимоходом она погладила по щеке дремавшую Анжелику, длинные волосы которой цвета потемневшего золота рассыпались по столу и блестели в отсветах пламени очага.

Пора в постель, девочки. Пюльшери сейчас проводит вас.

Всегда покорная Пюльшери, одна из старых теток, каждый вечер укладывала девочек спать. Она была бесприданницей и так и не сумела найти себе мужа или хотя бы монастырь, куда бы ее согласились принять, но, вместо того чтобы плакаться или дни напролет сидеть над вышиванием, она, желая быть полезной, охотно выполняла роль наставницы при своих племянницах, за что в замке ее немножко презирали и выказывали гораздо меньше внимания, чем другой тетушке, толстой Жанне.

Пюльшери занималась старшими племянниками. Младших детей укладывала кормилица, а Гонтран, у которого не было наставника, отправлялся спать на свой соломенный тюфяк под крышу, когда ему заблагорассудится.

Вслед за худощавой старой девой Ортанс, Анжелика и Мадлон входили в гостиную, где пламя очага и три свечи не могли до конца рассеять густую темень, веками накапливавшуюся под высокими старинными сводами. На стенах, спасая от сырости, висели гобелены, но такие уже старые, источенные молью, что невозможно было разобрать, что за сцены изображены на них, и только молчаливой укоризной глядели оттуда чьи-то мертвенно-бледные лики.

Девочки подходили к деду и делали реверанс. Старый барон сидел у огня в своем широком черном плаще, отороченном вытертым мехом. Но его белоснежные руки, лежавшие на набалдашнике палки, были поистине королевские. Голову барона покрывала широкополая черная фетровая шляпа, а его квадратная, как у короля Генриха IV, борода покоилась на стоячем гофрированном воротнике, который Ортанс втайне считала давно вышедшим из моды.

Второй реверанс девочки делали тетушке Жанне - та сидела с недовольным видом и не удостаивала их даже улыбкой, затем они поднимались по длинной каменной лестнице, где было сыро, как в склепе. В спальнях зимой было пронизывающе холодно, но зато прохладно летом. Впрочем, там только спали. Большая кровать - одна для всех трех девочек - словно саркофаг, возвышалась в углу пустой комнаты; остальная обстановка была распродана последними поколениями баронов де Сансе. Каменные плиты пола, которые зимой застилали соломой, во многих местах дали трещины. На кровать взбирались при помощи скамеечки с тремя ступеньками. Облачившись в ночные кофты и надев на головы чепчики, сестры де Сансе де Монтелу становились на колени и, возблагодарив господа бога за все его благодеяния, вскарабкивались на мягкую перину и ныряли под рваные одеяла. Анжелика тут же выискивала дыру в простыне, просовывала сквозь нее и дырку в одеяле свою розовую ножку и принималась шевелить пальцами, смеша Мадлон.

После рассказов кормилицы Мадлон дрожала от страха как осиновый лист. Ортанс тоже было страшно, но, как старшая, она не подавала виду. У одной лишь Анжелики все эти ужасы вызывали какое-то радостное возбуждение. Жизнь для нее состояла из тайн и открытий. За деревянной обшивкой стен скреблись мыши, под крышами обеих башен замка летали, пронзительно крича, совы и летучие мыши. Слышно было, как во дворе скулили борзые, а мулы, которые паслись на лугу, приходили почесать спину о стены замка.

Иногда в зимние снежные ночи слышалось завывание волков, выходивших к жилью из дремучего леса Монтелу, а с наступлением весны по вечерам из деревни в замок доносилось пение крестьян, которые при свете луны танцевали ригодон.

***

Одна из стен замка Монтелу выходила на болото. Здесь была самая древняя часть крепостной стены, построенная еще в далеком XIV веке сеньором Ридуэ де Сансе, соратником Бертрана дю Геклена. По концам ее находились две большие башни, опоясанные наверху крытыми дранкой мостками для дозорных. Прихватив с собой Гонтрана или Дени, Анжелика взбиралась туда, и они развлекались тем, что плевали в машикули, через которые в старину солдаты из ведер обливали противника кипящим маслом. Стена возвышалась на самом краю небольшого, но высокого известкового мыса, за ним простирались болота. Давно, еще в первобытные времена, на месте болот было море отступив, оно оставило тесное сплетение рек, ручейков, прудов, заросших впоследствии травой и ивами и превратившихся в царство лягушек и ужей, и крестьяне передвигались здесь не иначе как на лодках. Деревушки и отдельные хижины стояли на возвышавшихся над топями островках бывшего залива. Герцог де ла Тремуй, уверявший, что он любитель экзотики, и гостивший одно лето у маркиза дю Плесси, много плавал по этому водному краю и прозвал его «зеленой Венецией».

Этот огромный заливной луг, это пресноводное болото раскинулось от Ниора и Фонтене-ле-Конта до самого океана. Немного не дойдя до Марана, Шайе и даже Люсона, оно сливалось с горькими болотами, то есть с солончаками. Дальше шел берег, вдоль которого тянулись белые холмы драгоценной соли - предмета жестокой борьбы между таможенниками и контрабандистами.

И если кормилица почти никогда не рассказывала о них никаких историй - а их ходило множество в этих краях, - то лишь потому, что ее родная деревня стояла в стороне, на твердой земле, и Фантина Лозье глубоко презирала людей, которые живут «ногами в воде», да еще вдобавок все гугеноты.

Фасад самого замка Монтелу, построенного позже, всеми своими многочисленными окнами смотрел в противоположную от болот сторону. Только старый подъемный мост с ржавыми цепями, на которых любили сидеть куры и индюки, отделял главный вход в замок от луга, где паслись мулы. Справа от входа находилась принадлежавшая барону голубятня с крышей из круглой черепицы и ферма. Остальные службы были расположены по другую сторону рва. Вдали виднелась колокольня деревни Монтелу.

За деревней густым кудрявым ковром, без единой лужайки, до самого севера края Гатин и Вандейского бокажа тянулись дубовые и каштановые рощи. Если бы такая прогулка показалась вам хоть немного привлекательной и вас не испугали бы ни волки, ни бандиты, вы могли бы дойти почти до самой Луары и до провинции Анжу.

Ньельский лес, самый ближний к замку, принадлежал маркизу дю Плесси. Крестьяне Монтелу пасли там своих свиней, что служило причиной бесконечных тяжб с экономом маркиза, неким Молином, человеком очень алчным. В этом лесу жили несколько ремесленников, изготовлявших сабо, угольщиков и старая колдунья Мелюзина. Зимой колдунья иногда выходила из лесу, выменивала на лечебные травы у кого-нибудь из крестьян миску молока и тут же, стоя на пороге дома, выпивала ее.

По примеру Мелюзины Анжелика тоже собирала разные корни и цветы, высушивала их, затем одни варила, другие растирала в порошок, рассыпала по пакетикам, а затем прятала все в тайник, о существовании которого не знал никто, кроме старого Гийома. Бывало, Пюльшери часами не могла дозваться ее.

Анжелика очень огорчала Пюльшери, она даже плакала иногда, думая о девочке. По мнению Пюльшери, Анжелика олицетворяла собой крах того, что называлось традиционным воспитанием, и, более того, Анжелика была как бы живым свидетельством упадка их знатного рода из-за бедности и нищеты.