Сергей паршин. Биография Где живет паршин олег михайлович

», очаровательный кот Снежок из мультфильма «Стюарт Литл» - этих героев знают во всем мире. Для российского зрителя в них вдохнул жизнь, а точнее голос народный артист России Сергей Паршин. Признанного мастера сцены обожают поклонники Александринского театра, его фото на сайте размещено в разделе ведущих артистов.

Любителям динамичных сюжетов Сергей Иванович знаком по образам отца главной героини в драме «Бой с тенью», генерала Ремезова из популярного сериала «Псевдоним «Албанец», владельца автомастерской Валерия Шаахова из первого сезона «Улиц разбитых фонарей». Даже мерзавцы в исполнении Паршина получаются мягкими и по-своему обаятельными.

Детство и юность

Родился Сергей в семье, в которой никто не имел отношения к искусству. Мама Софья Петровна родом из Смоленска, отец Иван Дмитриевич – из Орловской области, служил в морской авиации. В 1948-м, когда в Эстонии обнаружили сланцевые месторождения, молодежь со всего Союза поехала работать в шахтах. Родители познакомились в городе Кохтла-Ярве, в 1952-м родился Сергей, а через шесть лет – брат Александр.


По воспоминаниям актера, родители много работали, и заботы по дому легли на плечи Сергея. В то время он и научился хорошо готовить. Кроме этого, будущий актер много читал, занимался спортом – футболом, боксом, баскетболом, бегал на лыжах, стоял в хоккейных воротах.

Шахтерские мальчишки собирали коллекции из кусков сланца, на которых сохранились отпечатки доисторических растений, птиц. Была такая и у Сергея. Воспоминания о жизни шахтеров, о их нелегком труде Паршин позднее постарался передать в картине «Зеркало для героя».


Актерскую биографию предопределил случай. По заданию преподавателя русского языка и литературы Паршин выучил стихотворение, последующее прочтение которого ввергло в шок учителя и класс. На следующий урок классный руководитель пригласила педагога из театральной студии, которую Сергей Иванович сравнивал с . Женщина буквально за шкирку привела парнишку в студию.

В дальнейшем Паршин переиграл на школьной сцене все, что было можно, и в итоге планам о поступлении в институт физкультуры не суждено было реализоваться. «Дитрих» не терпящим возражения тоном сказала, что юноша должен поступить в театральный. Сергей выбрал Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Студенту несказанно повезло – он попал на курс к великим и Ирине Мейерхольд.

Театр

Сразу же по окончании учебы Паршина пригласили в труппу академического театра драмы имени , на сцене которого он сыграл больше 80 ролей. Одной из первых удач стал образ в постановке по сказке Карла Гоцци «Зеленая птичка». В нем в полной мере раскрылись комедийный талант, тяга к зрелищности молодого артиста.


Актеру подвластен широкий исполнительский диапазон: Джордан из «Аэропорта» , Боркин в чеховском «Иванове», Скотинин в «Недоросли» по , Филург в аристофановском «Лисистрате».

За роль Городничего в «Ревизоре» в постановке Валерия Фокина Сергей Паршин удостоен «Золотого софита» и Государственной премии России. За воплощение персонажа таксиста Николая в спектакле «Изотов» по пьесе Михаила Дурненкова актер получил второй «Софит».

Фильмы

Фильмография у Сергея Паршина не менее запоминающаяся, чем театральные работы, на невостребованность актер не жаловался. Одну из ведущих ролей – светлейшего князя – Сергей Иванович сыграл в популярном телесериале «Россия молодая» о временах строительства российского флота.


В полюбившейся миллионам мелодраме о женской судьбе «Зимняя вишня» артист выступил в образе веселого и грубоватого сожителя одной из главных героинь в исполнении . Еще с одной актрисой из этого фильма - - Сергей поработал в семейной комедии «Мама будет против» о двух уже взрослых молодых людях, находящихся в полной зависимости от матерей и не приспособленных к жизни.


Зрителям запомнился учитель химии из сериала «Чистая проба», о котором Паршин отзывался как о «симпатичной гниде».

«Отрицательные роли играть интереснее, поскольку копаешься в себе в попытках как-то оправдать своего персонажа», - говорил Сергей.

Однако ради театра Сергей Иванович всегда готов отказаться от съемок в кино. По его словам, в отличие от молодежи, у него нет стремления заработать побольше.


Паршин с удовольствием рассказывает о работе на Ленинградском телевидении. Юным зрителям Советского Союза нравился его солдат Иван Варежкин из передачи «Сказка за сказкой». Актер очень сожалел, что с приходом к власти «канал понадобился его дочери», и одна из самых сильных детских редакций в стране закрылась.

Личная жизнь

Первой женой Сергея Паршина стала однокурсница Татьяна Астратьева. Ради мужа супруга пожертвовала собственной карьерой и посвятила жизнь семье и воспитанию сыновей Ивана и Александра. Немного поработала искусствоведом в Доме моделей одежды и вместе с Сергеем преподавала в театральном институте.


Александр живет за границей, работает в сфере компьютерных технологий. пошел по стопам родителей, ныне он звезда сериала «Морские дьяволы». Внуки от его первого брака – Евгения и Коля – живут с мамой в Германии, во второй семье Ивана родился сын Андрей.


Сергей Паршин и его жена Наталья Кутасова

Татьяна умерла от рака в 2006-м, а перед смертью попросила мужа не оставаться одному. Спустя два года Сергей Иванович женился на актрисе Театра на Васильевском Наталье Кутасовой. Артисты и раньше слышали друг о друге, здоровались при встрече, а сблизились на съемках фильма «Любовь под надзором», в котором сыграли родителей Натальи Шаминой, исполнившей главную роль.

Сергей Паршин сейчас

В мелодраме «Лабиринты» о женщине, мечтающей обзавестись ребенком, и ее муже, уже имеющем наследника от любовницы, Сергей Паршин сыграл отца главной героини Марии. Аркадий Михайлович – высокопоставленный чиновник, оказывает давление на зятя Сергея, потому тот не может бросить жену и воссоединиться с любимой женщиной и сыном. Экранную жену Паршина сыграла .


В марте 2018-го состоялась премьера семейной саги «Одна жизнь на двоих» с участием Сергея Ивановича. За основу сюжета взят роман Анны и Сергея Литвиновых «Черно-белый танец». Повествование охватывает жизнь нескольких поколений двух семей от Великой Отечественной до 80-х. Сергей исполнил главную роль Егора Капитонова в возрасте.

Фильмография

  • 1980 – «Россия молодая»
  • 1985 – «Зимняя вишня»
  • 1987 – «Зеркало для героя»
  • 1992 – «22 июня, ровно в 4 часа»
  • 1993 – «Макаров»
  • 1997 – «Улицы разбитых фонарей»
  • 2004 – «Гибель империи»
  • 2005 – «Бой с тенью»
  • 2013 – «Мама будет против»
  • 2017 – «Лабиринты»
  • 2018 – «Одна жизнь на двоих»

Биография Паршина В.Г.

ПАРШИН Владимир Гаврилович - один из старейших свободненских и амурских капитанов речного флота, ветеран советско-японской войны, ветеран труда, автор публикаций по истории речного флота.
Родился в г.Благовещенске в семье речника, участника гражданской войны. В 1932-42 гг. вместе с родителями жил, учился в Хабаровском крае (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и др.) и на Сахалине (г.Оха,1938-39).С 1942 года - в селе Большая Сазанка Серышевского района. Трудовую деятельность начал с 14 лет, в мае 1943, в МТС колхоза им. Ленина села Большая Сазанка. В янв. 1944 пришёл в качестве юнги на речной флот на Суражевскую пристань (город Свободный Амурской области).
В авг.- сент. 1945 участвовал в качестве юнги в составе экипажа легендарного парохода «Харьков» в советско-японской войне. Пароход был придан Амурской военной речной флотилии, участвовал на Амуре в операциях 2-й Краснознамённой Армии. В 17 лет был награждён первой медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». На воинском учете в последующем состоял в Военно-Морском флоте.
После войны, в 1945-1949 гг., был судовым машинистом и рулевым на ряде пароходов. В 1949, в 20 лет, стал третьим штурманом знаменитого амурского пассажирского, двухпалубного парохода «Академик Крылов», самым молодым тогда штурманом на свободненском речном флоте. В 1953 году закончил Школу командного состава, а затем также отделение стажистов и вечерне-заочное отделение Благовещенского речного училища. В 1950-1960-х годах был штурманом(вторым, первым пом.капитана) на пароходах «Аргунец», «Мазурук», «Котовский», «Саратов», а также капитаном речных пароходов «Уран», «Черненко», «Гродеков», «Томск». Более 20 лет, с 1944 по 1966 гг., ходил на пароходах по рекам Зея, Селемджа и Амур (вплоть до Николаевска-на-Амуре).
В 1966 перешёл на работу из РЭБ флота в речной порт, где до выхода на пенсию в 1989 году трудился капитаном теплоходов «РТ», капитаном паромной переправы, капитаном рейда, диспетчером порта, зам. главного инженера порта.
За трудовую деятельность был награжден медалями «За трудовое отличие» (2.03.1955), «Ветеран труда» (16.12.1987), «300 лет российскому флоту» (7.06.1996), а как ветеран войны «Медалью Жукова» (19.02.1996) и многими юбилейными медалями. Был, как ветеран войны также удостоен Знака «Ветеран 2-й Краснознаменной армии» (2.09.1997).Его имя, как ветерана войны, указано во 2-ом томе областной книги "Солдаты Победы", а также в интернет-проекте "Победители". За свою трудовую деятельность неоднократно поощрялся медалями, Почетными грамотами, дипломами, благодарностями, денежными премиями, ценными подарками.
Состоял в браке с 1952 года с Паршиной (урожд. Афониной) Валентиной Фоминичной (1929-1996), воспитывали двух сыновей.
С выходом на пенсию занимался сбором материалов по истории местного речного флота и речных предприятий, публиковал (в 1990-2003 гг.) материалы в ряде местных и обл. газет, в т.ч. в газетах «Амурская правда», «Амурская газета», «Зейские огни», "Свободенский вестник" и др. В 1996 составил «Краткую летопись истории Свободненского речного порта» (в машинописном тираже).
В ходе проводимого исторического поиска открыл имена пяти ранее не известных в области амурцев - Героев Советского Союза, в том числе двух речников В.А.Суслова (г.Свободный) и С.И.Голуковича (г.Благовещенск). Был одним из тех, кто принимал участие в подготовке материалов обл. книги «Амурцы-Герои» (имя В.Г.Паршина указано в 1-ом томе).
Болезнь, инвалидность,ухудшившееся зрение не позволили ему продолжить работу и завершить задуманную книжку о свободненском речном флоте и свободненских речниках.
Умер на 78 году жизни в г. Свободном, похоронен на Ударненском кладбище.
Некролог был опубликован в газете "Зейские огни" (Памяти товарища. Паршин Владимир Гаврилович // Зейские огни, 24 января 2007,№ 9-10, С.15)

***
- "Солдаты Победы. 1941-1945", Том 2, стр. 124 (Благовещенск, 2003 г.)
ПАРШИН Владимир Гаврилович, родился 20 февраля 1929 г. в г. Благовещенске. Участвовал в войне с Японией с 9 августа по 3 сентября 1945 г. в составе Краснознаменной Амурской флотилии 2-го ДВ фронта. Судовой машинист.

Сайт Проекта "Победители" (Победители.Ру) -
Владимир Гаврилович
Россия/Дальний Восток/Амурская область:
ПАРШИН Владимир Гаврилович
20.02.1929 г.р.

Сайт Союза пенсионеров России: http://www.rospensioner.ru/node/3330
...Паршин Владимир Гаврилович был юнгой в речном порту...

Реестр амурских ветеранов, награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отчественной войне 1941-1945 гг.» - http://www.libamur.ru/page/4487.html

Сайт "Свободной газеты +" :
Публикация: "Материал взят из архивных документов «Краткая летопись истории Свободненского речного порта и флота», составленной в 1996 году Паршиным Владимиром Гавриловичем..."

- "Имена в истории города Свободного". Свободный: ПЦ "Дизайн-Принт", 2017. стр.129 (капитаны пароходов); стр.132 (краеведы...).

-"Свободненский Биографический Словарь", Книга 2-я. Свободный: ПЦ "Дизайн-Принт". 2018, стр.31 (Паршин Владимир Гаврилович...)



П аршин Георгий Михайлович - командир авиаэскадрильи 943-го штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, Ленинградский фронт), капитан.

Родился 10 (23) мая 1916 года в селе Сетуха ныне Залегощенского района Орловской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Работал слесарем на заводе. В 1936 году окончил Херсонскую школу лётчиков-инструкторов Гражданского Воздушного Флота, а затем Высшую парашютную школу. Работал лётчиком-инструктором в аэроклубах городов Днепропетровск, Чебоксары, Грозный.

В армии с 1941 года. В 1941 году – лётчик-инструктор 28-го запасного авиационного полка.

Участник Великой Отечественнойвойны с января 1942 года в должности лётчика 65-го штурмового авиационного полка (Центральный фронт). В декабре 1942-апреле 1943 – командир звена, заместитель командира авиационной эскадрильи 765-го штурмового авиационного полка (Северо-Кавказский фронт). В 1943 году окончил Липецкие курсы усовершенствования офицерского состава. С августа 1943 года – командир авиаэскадрильи 943-го штурмового авиационного полка (Ленинградский фронт).

З а мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашисткими захватчиками, командиру авиаэскадрильи 943-го штурмового авиационного полка капитану Паршину Георгию Михайловичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4345).

На заключительном этапе войны был помощником командира по воздушно-стрелковой службе, штурманом и командиром 943-го штурмового авиационного полка (Ленинградский и 3-й Белорусский фронты). Всего за время войны выполнил 253 боевых вылета на штурмовике Ил-2 на штурмовку скоплений живой силы и техники противника, его экипаж сбил в воздушных боях 10 самолётов противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года командир 943-го штурмового авиационного полка майор награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№40).

После войны командовал полком в Ленинградском военном округе. С 1946 года – в запасе.

Работал лётчиком в транспортном отряде Министерства авиационной промышленности. В 1950-1951 годах – лётчик-испытатель авиазавода №30 (Москва); испытывал серийные бомбардировщики Ил-28. Катапультировался из аварийного Ил-28. С 1952 года – лётчик-испытатель Научно-испытательного института самолётного оборудования; занимался испытаниями различных систем и оборудования на самолётах.

Жил в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Награждён орденом Ленина (1944), 4 орденами Красного Знамени (1943, январь 1944, июль 1944, 1945), орденами Суворова 3-й степени (1945), Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (1943), медалями, иностранным орденом.

Его именем названа улица в Москве. Бронзовый бюст установлен в посёлке Залегощь Орловской области. На доме, где он жил в Москве, установлена мемориальная доска.

С лава храброго и неутомимого летчика-штурмовика пришла к Георгию Паршину с первыми же его полетами на Ленинградском фронте.

На вид несколько старше своих лет, невысокий, стремительный, с размашистыми движениями, с золотым чубом, упрямо спадающим на лоб, казалось, он не мог существовать вне боя.

Взметая густые облака снежной пыли, штурмовики с ревом оторвались от земли. Паршин летел во главе эскадрильи. Вот и Ленинград-белый, озаренный вспышками взрывов вражеских снарядов, но все такой же величественный, непобедимо прекрасный.

Отчетливо выделялись на горизонте пулковские высоты. Паршин вел эскадрилью на Пушкин, откуда, по данным службы наблюдения, били дальнобойные батареи гитлеровцев. Скоро около самых крыльев самолетов замелькали огненные шары. Линия фронта!

Самолеты набрали высоту. Легкие слоистые облака скрыли от летчиков землю. Паршин вывел эскадрилью из облаков над районом, где были расположены бившие по Ленинграду орудия.

Ложбины, бугры-все покрыто снегом. Ничего не различить внизу. Но вдруг под самыми крыльями вспыхнула короткая молния. Орудие!

Приготовиться к атаке!-скомандовал Георгий своей эскадрилье.

Сквозь стекло кабины летчик видел надвигавшуюся на самолет белую, заснеженную землю. Его зоркий глаз ясно различил какой-то чуть темневший на снегу квадрат.

Быстрый нажим пальцев на маленькие светящиеся кнопки, и от самолета отделились снаряды и бомбы. Почти у самой земли Паршин вывел машину из пике и снова набрал высоту. Он повел эскадрилью в новую атаку, и только когда внизу, на месте темного квадрата, заходили волны огня и дыма и бившая по Ленинграду фашистская "точка" замолкла, он подал команду:

Н ачалось наступление на Ленинградском фронте. Паршин вел свою эскадрилью курсом Красное Село-Ропша. Густые снеговые облака прижимали самолеты к земле. Мокрый снег залеплял стекла машин. Но и сквозь белесую мглу острый взгляд летчика различил цель-танки врага, обстреливавшие наши танки.

Заходим "тиграм" с тыла!-дал Паршин команду своим ведомым. Он поймал в перекрестье прицела башню головного танка и, спикировав, сбросил на него первые бомбы. Паршин сфотографировал самый большой костер, возникший на месте головного танка, и, вернувшись на свой аэродром, доложил командиру полка:

Цель уничтожена. Танки противника горят!

И когда командир ответил ему: "Передохни",-Георгий воскликнул:

Да какая же может быть передышка, когда такие дела творятся?!

Паршин вылетел со своей эскадрильей на штурмовку немецких танков во второй, в третий, потом в четвертый и уже на рассвете нового дня-в пятый раз. Так летал он в первый день, так летал во все последующие дни наступления.

Н ет на свете дружбы крепче и беззаветней, чем дружба людей, вместе смотревших в лицо смертельной опасности. Такая беззаветная фронтовая дружна связывала Георгия Паршина с Андреем Кизима. Часто, когда тяжелые снеговые облака заметали небо и нельзя было даже представить себе, как можно вести в такую погоду самолет, Паршин и Кизима вместе вылетали на разведку.

В одной из разведок, когда летчики уже закончили фотографирование вражеских укреплений под Кингисеппом, разорвавшийся зенитный снаряд пробил плоскость и хвост самолета Кизимы.

Держись ко мне ближе, Андрей,-крикнул ему по радио Паршин.-До линии фронта недалеко. Дотянем!

И два штурмовика, один невредимый, другой с перебитым крылом и поврежденным хвостовым оперением, прижавшись друг к другу, словно связанные какими-то невидимыми нитями, летели через линию фронта... ИI там, где на их пути начинали рваться огненные шары вражеских снарядов, самолет Паршина прикрывал своим крылом раненую машину друга.

И вот новое утро, и оба командира повели эскадрильи на штурмовку большой группы немецких танков. При выходе из атаки на них из-за облака выскочили шесть тупорылых немецких истребителей.

Отбивай "фоккеров"!-крикнул Паршин своему стрелку Бондаренко. И:как бы в ответ на его команду в воздухе перевернулся и окутанный дымом пошел к земле вражеский истребитель.

Все дальнейшее произошло молниеносно: на штурмовик Паршина ринулся другой истребитель, но в тот же миг на него обрушилась длинная пулеметная очередь штурмовика Кизимы.

Андрей!-узнал Паршин машину друга.-Спасибо! Выручил!

Второй "фокке-вульф", разламываясь на части, летел к земле.

Паршин снова ударил по танкам. Самолет его сильно тряхнуло, и пулемет стрелка замолчал. Было ясно, что его штурмовик подбит.

Другой снаряд ударил по рулям управления. Острая боль обожгла лицо и правую руку Паршина. Он с трудом перевел штурмовик в горизонтальный полет.

Только бы дотянуть до линии фронта. Всего десять километров, не больше. Но фашистские истребители упорно преследовали его. Рули управления уже не подчинялись летчику. Едкий дым окутал кабину, со страшной скоростью приближалась земля. Внизу чернел лес...

Паршин не вернулся из полета. Но сама мысль о том, что он мог погибнуть, казалась в полку неправдоподобной, и ни командир, ни лётчики не уходили до поздней ночи с летного поля, дожидаясь, что вот-вот Георгий прилетит.

Уже стемнело; техники замаскировали на ночь машины, а Паршина и его стрелка Бондаренко не было.

В этот день полк получил несколько новых штурмовых машин. Одна из них особенно привлекла внимание летчиков. На правой стороне ее фюзеляжа крупными красными буквами была выведена надпись: "Месть Бариновых", на левой-"За Ленинград". Как сообщало командование, эта машина была построена на средства двух ленинградок Бариновых-Прасковьи Васильевны и ее дочери Евгении Петровны-служащих одной из ленинградских поликлиник. Они внесли в Госбанк на постройку штурмовика имевшиеся у них сбережения. В письме в полк патриотки просили вручить этот штурмовик самому храброму летчику.

"Пусть летчик нашего самолета не забудет о мучениях, перенесенных нами, ленинградцами!-писали Бариновы.-Пусть не дает он врагу покоя ни в воздухе, ни на земле! Пусть освобождает от фашистских орд родную землю".

Усталые, с окровавленными повязками на лицах, в ссадинах и ожогах вошли Паршин и Бондаренко в землянку КП.

Георгий!-воскликнул Кизима, бросившись к другу.

Спасибо тебе за сбитого "фоккера", а то, кто знает, может, и не вернулся бы...-сказал Паршин. И тотчас же зазвучал в землянке его отрывистый голос, рапортовавший командиру:

Наш подожженный немецкими истребителями штурмовик упал на лес. Деревья амортизировали удар. Мы успели выскочить! Самолет взорвался... Встретили в лесу разведчиков. Пошли с ними за "языком". Они нам помогли.

И, закончив рапорт, спросил командира:

На какой же машине я полечу завтра, товарищ майор?

Обсуждая вопрос, кому вручить штурмовик "Месть Бариновых", командование части остановило свой выбор на Георгии Михайловиче Паршине.

Летчик заканчивал осмотр новой машины, когда по аэродрому пронеслась весть:

Приехали Бариновы! Приехали хозяйки самолета!

Вместе с командиром полка подошли они к самолету.

Товарищ майор, разрешите мне пролететь с ними над Ленинградом,-неожиданно для себя обратился Паршин к командиру.

Получив разрешение, Георгий усадил Бариновых в кабину стрелка и так бережно, как только мог, оторвал штурмовик от земли. Он пролетел со своими пассажирками над серебристой излучиной Невы, над проспектами города. Потом развернул машину в сторону аэродрома и осторожно повел ее на посадку.

Бариновы провели весь день в дружной семье летчиков.

Никогда ни одна машина не была так дорога Паршину, как эта. Она была для него символом неразрывной связи и единства народа со своей армией. Он попросил полкового художника нарисовать на левой стороне фюзеляжа, рядом с надписью "За Ленинград", контур Петропавловской крепости и стрелу. На правой стороне, рядом с надписью "Месть Бариновых",-четыре красные звезды-счет сбитых им самолетов.

И хотя, как говорил Георгий, не всегда выпадает такой праздник штурмовику, чтоб вражеский самолет сбить, однако в первый же свой вылет на новом самолете, совершая "прогулку" на разведку вражеского аэродрома, он увидел выскочивший из-под его крыла длинный самолет с синей свастикой на фюзеляже. Разведчик! Нажим на гашетки пулеметов и пушек, и самолет противника пошел к земле. В этот день на самолете "Месть Бариновых" появилась пятая красная звезда.

Эскадрилья Паршина вела непрерывные бои. Георгий отыскивал вражеские машины, танки, самоходные орудия и, пикируя на "цель", уничтожал ее. Он наносил удары по вражеским аэродромам именно тогда, когда там было больше всего самолетов. Не давая им взлетать, сбрасывал он свой разящий груз на летное поле врага до тех пор, пока оно не превращалось в бушующее море огня.

Паршин всегда Появлялся там, где больше всего нужна была его помощь. На имя командира полка стали приходить телеграммы и письма от пехотинцев, артиллеристов, танкистов. Все они благодарили летчика Паршина за помощь в бою. "Мы узнаем его самолет с земли",-писали они.

В августе 1944 года, незадолго до Дня авиации, в жизни Паршина произошло огромное событие. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Он рвался в бой. Но получил строгий приказ командира полка-сутки отдыхать.

Уж если пошло на то, чтобы отдыхать,-сказал Паршин,-разрешите в Ленинград слетать, товарищ командир!

Получив разрешение, он полетел в Ленинград.

Внимательно вглядываясь в черты города-героя, Паршин шел по чисто прибранным улицам, по Театральной площади, мимо поврежденного фашистской бомбой и уже стоящего в лесах здания Театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Затем свернул на проспект Маклина, нашел нужный ему дом, постучал в квартиру Бариновых.

Бариновы встретили его, словно родного. Долго беседовали они в тот вечер.

У меня есть две мечты,-говорил им Паршин.-Первая-долететь на вашем самолете до самого Берлина и рассчитаться с фашистами за все, что перенесли ленинградцы.

А вторая?

Вернуться в Ленинград...

Наступление войск Ленинградского фронта становилось все стремительней. Теперь эскадрилья Георгия Паршина летала над городами, деревнями и хуторами Советской Эстонии. Радио приносило на пункт управления боем голос Паршина:

Враг бежит. Подготовьте горючее для моей машины!

Слишком уж низко летаете, товарищ капитан! Верхушки деревьев в радиаторе машины привозите,-удивлялся старый техник, снимая с самолета Паршина березовые ветки.

С наслаждением раскуривая после ужина крепкую папиросу, Паршин стоял на крыльце бревенчатого домика, в котором жили командиры эскадрилий. Подставив разгоряченное лицо свежему влажному ветру, смотрел он на белевшие неподалеку чуть освещенные луной избы эстонских крестьян.

Заново жить начинают. Хозяйство свое налаживают.

Внезапно со стороны аэродрома раздались сильные залпы.

Таллин взят! Взят Таллин!-донесся до его слуха чей-то возбужденный голос. И одновременно кто-то сунул ему в руку письмо в большом самодельном конверте.

Он прочел его тут же при свете карманного фонарика.

"Мне построили новый дом вместо спаленного гитлеровцами. Когда же ты приедешь, сынок? Хотя бы на денек на родину вырвался",-писала Георгию мать.

И в ночи, озаренной вспышками праздничных ракет, он ясно увидел ее-сгорбленную, поседевшую, думающую о нем день и ночь, день и ночь... Видел свою деревню Сетуху такой, какой она была раньше,-с яблоневыми и грушевыми садами, бревенчатыми. избами, обнесенными свежевыкрашенными заборами, золотистые волны хлебов на колхозных полях...

Н а последний отбитый у гитлеровцев аэродром штурмовики сели прежде, чем команды обслуживания успели туда доставить горючее и боеприпасы.

Вот что, орлы!-подошел Паршин к своим летчикам.-Получен срочный приказ прикрыть наш десант при высадке на остров Даго!

На чем полетим? Нам даже машины заправить нечем!-заволновались летчики.

Ничего.-сказал уверенно Паршин.-Я уже договорился с командиром. Одну шестерку поведет Кизима, другую-я. Мы перельем остатки горючего из баков всех машин в наши самолеты. Заберем все оставшиеся снаряды. Не страшно, что неполный комплект!..

Советские катера были уже в море, когда над ними появились две группы штурмовиков., И тотчас же с темневшего впереди острова Даго по катерам открыли огонь вражеские орудия. Около самых бортов, высоко вздыбив воду, разорвалось несколько снарядов.

Паршин и Кизима метнулись к острову и резко спикировали на две бившие по катерам батареи. Батареи смолкли.

Но Паршин знал, что, как только катера подойдут к острову, батареи вновь откроют по ним огонь. Чтобы обеспечить успех десанта, надо перехитрить врага.

Ставь свою шестерку в оборонительный круг. Я свою тоже поставлю,-сказал он по радио Кизиме.-Будем атаковать вхолостую. Снаряды беречь на крайний случай!

И две группы штурмовиков во главе со своими командирами закружились над позициями противника. Все кручи пикируя на батареи, они совершали заход за заходом, парализуя волю врага стремительностью своих атак.

Лишь когда все десантники высадились на остров, на батареи врага обрушились последние снаряды советских штурмовиков.

В дни боев за освобождение Советской Эстонии майор Георгий Михайлович Паршин был назначен командиром полка. Паршин знал, какая огромная ответственность ложилась на его плечи.

Вместе с другими авиационными частями Ленинградского фронта штурмовики перелетели к границам Восточной Пруссии.

Бои шли в направлении Кенигсберга. Паршин прорывался со своими летчиками сквозь заслоны гитлеровцев и, теряя счет атакам, штурмовал самые упорные "цели", уничтожал орудия, эшелоны, поджигал танки, пытавшиеся остановить движение советских войск.

В один из самых напряженных дней наступления он собрал командиров эскадрилий на командном пункте.

Крупная немецкая группировка юго-западнее Кенигсберга прижата к морю нашими войсками,-разъяснял он летчикам новую задачу.-Мы должны помешать группировке перебраться в порт Пиллау. Вместе с артиллерией ударим по всем плавучим средствам. Предупреждаю, будем сбрасывать бомбы замедленного действия, чтобы не задело самолеты взрывной волной, летать будем низко.

Штурмовики подлетели к порту Розенберг, когда десятки барж, катеров, самодельных плотов и лодок отплыли из порта, стараясь добраться до косы в заливе Фриш-Гаф.

Атакуем головное судно,-приказал Паршин своим штурмовикам.-Бьем бронебойными.

Выводя самолет из пике, видел, как бомбы проломили палубу. Значит, как только штурмовики повторят удар и наберут высоту, в трюмах произойдут взрывы.

Теперь на баржу! Бьем осколочными!

Новая серия бомб. Новый набор высоты. Новая цель-катер!

Долго отражалось в воде зарево от горящих катеров и барж.

В один из боевых вылетов в район Гольдапа был тяжело ранен Андрей Кизима. На маленьком учебном самолете Паршин увез своего друга в госпиталь в Каунас.

После лечения в госпитале по приказу командования Кизима должен был отправиться в санаторий. Война для него кончалась. В госпитале, сидя около койки раненого друга, Паршин старался не выдавать своего волнения и без того огорченному Кизиме.

Да что ты расстраиваешься, Андрей,-утешал он друга.-Ведь ты войну не где-нибудь, а в Восточной Пруссии, в логове зверя, заканчиваешь.

Вернувшись на аэродром, Паршин сразу же собрал летчиков кизимовской эскадрильи.

Вот что, орлы,-обратился он к ним,-вашему командиру надо лечиться и поправляться. А вам-громить врага так, как если бы он был с вами. В первый же боевой вылет я поведу на задание и вашу эскадрилью, вместе со своей. Начинался штурм Кенигсберга.

Кенигсберг-оплот эсэсовцев-доживал свои последние часы. Гитлеровцы, окруженные со всех сторон советскими войсками, уже отрезанные от порта Пиллау, превратили в опорный пункт каждый дом. Они били из множества орудий по аэродромам, на которых теперь базировались советские летчики, по наступавшей советской пехоте и танкам.

Искусно лавируя между трассами зенитного огня, Паршин пикировал на бившие по советским войскам орудия.

Он разрабатывал с командирами эскадрилий план выполнения очередного задания, когда его позвали к телефону.

Говорит начальник штаба дивизии. Сейчас получена телеграмма. Поздравляю с присвоением вам второй раз звания Героя Советского Союза!-услышал Паршин в телефонной трубке.

Служу Советскому Союзу!-ответил Георгий.

Радость Георгия Паршина была особенно полной, так как в этот же день, 19 апредя 1945 года, было присвоено звание Героя Советского Союза его другу Андрею Кизиме.

Н аступил великий день победы над фашистской Германией.

Украсьте все самолеты живыми цветами,-приказал летчикам Паршин,-сегодня, в День Победы, мы совершим двухтысячный по счету вылет нашего полка.

Над городами Германии навстречу солнцу большим пеленгом летели штурмовики за своим командиром.

По команде "огонь" летчики нажимали кнопки бомбосбрасывателей, и с весеннего неба на улицы немецких городов падал многоцветный дождь листовок, в которых советское командование возвещало о полной капитуляции гитлеровской Германии.

Плавно пробежав по взлетной дорожке, легко оторвался от летного поля штурмовик "Месть Бариновых". Дважды Герой Советского Союза майор Георгий Паршин взял курс с одного из аэродромов Германии на Ленинград. Рука летчика спокойно лежала на штурвале. Под крыльями его самолета плыла земля, своя, советская, родная, освобожденная от чужеземного нашествия и уже набирающая силы для нового своего расцвета.

Земля, на которой утверждалось счастье человека. И он призван был оберегать это счастье.

1916 — 1956

Дважды Герой Советского Союза (19.08.1944, 19.04.1945), летчик-испытатель, майор.
Родился 23 (10 — ст.ст.) мая 1916 года в селе Сетуха ныне Залегощенского района Орловской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Работал слесарем на заводе. В 1936 году окончил Херсонскую школу лётчиков-инструкторов Гражданского Воздушного Флота, а затем Высшую парашютную школу. Работал лётчиком-инструктором в аэроклубах городов Днепропетровск, Чебоксары, Грозный.
В армии с 1941 года. В 1941 году – лётчик-инструктор 28-го запасного авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны с января 1942 года в должности лётчика 65-го штурмового авиационного полка (Центральный фронт). В декабре 1942-апреле 1943 – командир звена, заместитель командира авиационной эскадрильи 765-го штурмового авиационного полка (Северо-Кавказский фронт). В 1943 году окончил Липецкие курсы усовершенствования офицерского состава. С августа 1943 года – командир авиаэскадрильи 943-го штурмового авиационного полка (Ленинградский фронт).
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашисткими захватчиками, командиру авиаэскадрильи 943-го штурмового авиационного полка капитану Паршину Георгию Михайловичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4345).
На заключительном этапе войны был помощником командира по воздушно-стрелковой службе, штурманом и командиром 943-го штурмового авиационного полка (Ленинградский и 3-й Белорусский фронты). Всего за время войны выполнил 253 боевых вылета на штурмовике Ил-2 на штурмовку скоплений живой силы и техники противника, его экипаж сбил в воздушных боях 10 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года командир 943-го штурмового авиационного полка майор Паршин Георгий Михайлович награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№40).
После войны командовал полком в Ленинградском военном округе. С 1946 года – в запасе.
Работал лётчиком в транспортном отряде Министерства авиационной промышленности.
В 1950-1951 годах – лётчик-испытатель авиазавода №30 (Москва); испытывал серийные бомбардировщики Ил-28.
26 августа 1951 года Паршин при испытании реактивного бомбардировщика Ил-28 попал в аварию. Экипажу пришлось катапультироваться, командир при этом получил серьезную травму позвоночника, а штурман и бортрадист погибли.
После долгого лечения был допущен к полетам только на самолетах с двойным управлением.
С 1952 года – лётчик-испытатель Научно-испытательного института самолётного оборудования; занимался испытаниями различных систем и оборудования на самолётах.
Погиб 13 марта 1956 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ил-28.
Вспоминает Б.А.Лопухов:
«Однажды зимним ясным утром Паршин попросил у меня разрешения сходить к приятелям в Летно-исследовательский институт. А через два часа ко мне пришел знакомый летчик и огорошил:
— Жорка разбился на самолете…
— Как?! У нас же нет полетов!
Оказалось, что приятели уговорили Георгия на самолете Ил-28 выполнить какую-то киносъемку. Дважды Герою, видимо, отказаться было неудобно, хотя к полету он совершенно не готов. Результат: по неизвестной причине на высоте три тысячи метров самолет вошел в пикирование…»
Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза А.А.Щербаков. (второй выпуск Школы летчиков-испытателей 1951-1953 гг.) в то время в основном летал на киносъемку испытаний. Как всякий начинающий испытатель, он с нетерпением ждал случая, чтобы подменить кого-либо на сложной машине. В этот день случай представился. Ему позволили вылететь на скоростном истребителе… А когда он вернулся, упоенный первым полетом на новой машине, ему сказали, что произошло.
«Паршин заменил его на киносъемке и разбился, едва поднявшись над аэродромом… Едва он набрал высоту, как машина перевернулась и пошла в землю почти под прямым углом. С полдороги она начала выравниваться, но было поздно, и она ударилась так, что двигатели вылетели из крыла на двести метров…»
Вместе с Г.М.Паршиным на Ил-28 погибли: кинооператор Ростовцев, б/радист С.П.Горюнов. Они должны были снимать дозаправку МиГ-19 от Ту-16.
Жил в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Награждён орденом Ленина (1944), 4 орденами Красного Знамени (1943, январь 1944, июль 1944, 1945), орденами Суворова 3-й степени (1945), Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (1943), медалями, иностранным орденом.
Его именем названа улица в Москве. Бронзовый бюст установлен в посёлке Залегощь Орловской области. На доме, где он жил в Москве, установлена мемориальная доска.

Источники информации:

  • «АВИАЦИЯ». Энциклопедия / Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», ЦАГИ им.проф. Н.Е. Жуковского. Москва, 1994 г. /
  • «У прошлого нет вариантов» / Б. Лопухов, “Воздушный транспорт” №33-34 1994 г. /
  • «О тех, кто уходит в небо» / А. Меркулов, Издательство ДОСААФ. Москва, 1968 /
  • Паршин Георгий Михайлович / Герои Страны /

Помогали:

  • В.П.Тарасенко
  • А.А.Симонов