Сергей Карпов: «Люди, не извлекающие уроков из истории, допускают майданы.

В субботу и воскресенье бушевали, как сказал поэт, бури революционных лон — сначала в Белоруссии, потом в России. В Минске попытка провести «Марш Воли» была энергично подавлена верными правительству полицейскими частями — так что «минской небесной сотни», добровольческих батальонов, артиллерийских дуэлей в городской застройке и других симптомов запущенной революции мы, дай Бог, в Белоруссии не увидим.

Это, однако, заставляет с печалью подумать о том, что, окажись в Петрограде 1917 года достаточно верных полицейских частей, вся история ХХ века могла бы быть гораздо менее кровавой. Нас, русских, к этому моменту осталось бы гораздо, гораздо больше. Да и других народов тоже. Но, увы, в кузнице не было гвоздя — а в столице не было достаточно верных частей — и ХХ век оказался именно таким. Историю невозможно переиграть — можно только учесть ее уроки, идет ли речь о событиях столетней давности — или значительно более свежих.

Как заметил Бернард Шоу, «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков». Конечно, знаменитый острослов преувеличил — некоторые люди извлекают уроки, некоторые — нет; некоторые извлекают — и используют их во зло, прибегая к уже проверенным приемам совращения и обмана.

И минские, и московские, и питерские выступления обращают внимание на такой интересный феномен, как революционная необучаемость.

Кажется, не так давно произошел Киевский Майдан, его результаты налицо. Коррупция — по самым благожелательным западным оценкам — стала еще хуже, жизненный уровень населения, и до того бедного, катастрофически упал, по всем измеримым показателям жить стало хуже, чем при злочинной владе, и намного. И вот в Минске являются люди, один в один воспроизводящие риторику и эмоции раннего киевского Майдана. А через день мы наблюдаем подобное и в наших городах.

Как будто человек рвется прыгнуть с балкона, потому что ему летать охота. Ему кричат, что, мол, старый трюк, твой сосед слева недавно прыгнул с балкона и сильно покалечился. Твой сосед справа тоже (давно, правда) вообще грандиозно прыгал с балкона и разбился еще сильнее. Весь опыт прыжков разных людей с балконов показывает, что результат один - человек разбивается и потом очень-очень медленно собирает кости и пытается залечить увечья. Но он негодует - «ах, отстаньте от меня, рабы и подлецы! я-то непременно полечу! не смейте мне указывать, что мне делать с моего балкона!». Как объяснить эту удивительную необучаемость, эту неспособность людей извлекать очевидные уроки из того, что происходило прямо у них на глазах?

Сходство — если не сказать, идентичность — выступлений на Украине, в Белоруссии и, теперь, в России, наводит многих на мысль об общих методичках, и, возможно, общем руководстве. Это не обязательно так. Человеческая природа везде одинакова, если какие-то методы с ней работают, они будут воспроизводиться раз за разом. У различных команд игроков в наперсток может не быть ни общих методичек, ни общего руководства. Но они — возможно, просто наблюдая за удачливыми наперсточниками — освоили технологию и знают, что в большой толпе, спешащей по своим делам, обязательно найдутся люди, на которых можно заработать. Зеваки, которые будут смотреть и привлекать внимание, и азартные люди, которые захотят сыграть. При этом всем прекрасно известно, что обыграть наперсточников нельзя — и они стоят тут не чтобы раздавать деньги, а чтобы собирать их. Но обязательно находятся лохи, у которых азарт, и ни на чем не основанная вера, что вот с ними-то все будет по другому, легко перебьет доводы разума.

Так и среди населения в целом, хотя большинство просто проигнорирует революционную агитацию, найдется небольшая часть, которая отзовется. Но этого достаточно — революции и делаются активным меньшинством. Есть люди, в силу личных особенностей уязвимые для наперсточников — как есть люди, уязвимые для агитаторов.

Прежде всего, конечно, это люди молодые, сочетающие простейшую житейскую неопытность и молодецкую тягу к адреналину. Опасность быть задержанным и выпущенным через день придает всему развлечению остроты - немного, столько сколько нужно. Это молодое желание выпендриться, произвести впечатление, я хорошо помню за собой. Сам драйв в этом глупом возрасте является достаточным побудительным мотивом для действия. Когда ты не имеешь опыта заботы о других людях, своей семьи еще нет, родители не только не старики, но, напротив, на пике своей карьеры, очень легко бежать, куда гонит адреналин — и не думать о планах и ожидаемых результатах.

Ребята кричат «мы здесь власть», и «мы здесь государство». Естественно, им в голову не приходит, что в стране еще живет очень много людей - и их не спросили, хотят ли они видеть толпу юных недоучек в качестве власти и государства. Они вообще имеют крайне смутное представление о том, как функционирует государство и каковы обязанности власти. Это понятно — ответственность за других людей, хотя бы за свою семью, или, возможно, подчиненных, у них впереди, и тут ситуация напоминает анекдот — «Умеете ли вы играть на скрипке? Не знаю, не пробовал». Люди, которые не были ответственной властью хотя бы в масштабах своей семьи или отдела на предприятии, не представляют себе, что это такое. Иначе им самим было бы очевидно, что кричать «мы здесь власть» так же странно, как пойти под окна больницы с криками «мы здесь медицина», под окна школы с криками «мы здесь образование», под окна завода с криками «мы здесь производство» или под стены атомной электростанции с криками «мы здесь ядерщики». Впрочем, у некоторых людей подростковый бунт может затягиваться до глубокой старости, и фигура ненавистного завуча прочно ассоциируется с любыми представителями власти.

Но рассмотрим некоторые простые, но доказавшие свою эффективность манипулятивные приемы.

Первый прием можно было назвать «все вместе против зла». Мы все вместе должны выйти против коррупции! Что же, я тоже против коррупции, проституции, карманных краж, алкоголизма и других социальных язв. Я также против близорукости, гипертонии и гастрита. Но я знаю, что социальные язвы — как и язвы медицинские — не лечатся выходами на площадь. Они требуют внимательного рассмотрения их причин, использования накопленного опыта лечения, составления реалистичных планов, то есть квалифицированной, тщательной и утомительной работы. Коррупция не побеждается «антикоррупционными революциями», украинский опыт тут весьма поучителен. Человеческая природа не меняется от революций. Волонтеры-революцинеры, получив в свои руки бесконтрольные средства, очень быстро начинают приворовывать. Да и бессребреничество Навального не для всех несомненно.

Ловушка тут в том, что в качестве борьбы с неким злом людям предлагают совершать какие-то действия, которые — по любым разумным оценкам — вовсе не приведут ни к искоренению, ни даже к уменьшению упомянутого зла. Зато эти действия выгодны манипуляторам.

Второй прием — «возмутительно, что мы живем не в раю». В России, несомненно, есть коррупция и другие социальные язвы. Хуже того, всегда будут. Будем надеяться, что их масштабы будут уменьшаться. Но мы грешные люди, живущие в падшем мире, и мы никогда не будем жить в идеальной стране. Один из лозунгов демонстрантов — «Россия без коррупции» - увы, неосуществим в реальности. В любом государстве совершаются несправедливости. Оба президентских кандидата на выборах в Величайшей Демократии Мира сталкивались с правдоподобными обвинениями в коррупции. Вопрос в масштабах этих несправедливостей, в том, насколько от них страдает рядовой гражданин, в том, какова динамика. Как показывает опыт, позитивная динамика достигается путем очень медленного процесса выстраивания взаимного доверия, революциями достигается только обвальное ухудшение. «Россию без Путина» — или, во всяком случае, страну, из всех стран мира в наибольшей степени похожую на Россию — можно наблюдать в реале. Так что когда люди указывают на нынешние несправедливости, чтобы навлечь на нас еще худшие, стоит ответить, что еще худших нам не надо, нам и этих хватит.

Третий прием — «раздача достоинства». Как написал один участник выступлений, «Погуляли, покричали, почувствовали себя гражданами, а не баранами. Это было чудесно!». Эйфорический опыт переживания себя «гражданином, а не бараном» возможен только на фоне того, что обычно человек чувствует себя именно бараном. И вот ему говорят — почувствуй себя хорошо! Мы создаем условия, в которых ты можешь чувствовать себя достойным гражданином! Этот прием не сработает в отношении людей, которые и без того чувствуют себя гражданами, а не баранами — независимо от участия в манифестациях. При этом упор делается (как и в Киеве) не на обдуманные цели, а именно на переживания. Приди к нам, мы прольем бальзам на твой комплекс неполноценности.

Четвертый прием — знаменитое «они побили детей!». Омоновцы в доспехах грубо тащат упирающихся граждан — лучше всего детей, стариков, особенно востребованы симпатичные девушки — в автозаки. Всякий, у кого есть хоть немного совести и сострадания, просто обязан исполниться негодования и ярости, потому что ясно же, на чьей стороне Правда — на стороне репрессивной машины или юных граждан, бросающих ей вызов. Тут, конечно, граждан поливают нравственным пафосом, как дустом — всякий, в ком еще жива честь и совесть, просто обязан встать вместе с побитыми детьми против прислужников тирана.

Это уже в 2014 году вызывало некоторый скептицизм — а избитый, окровавленный «титушка» которого волоком тащат по киевской брусчатке, не возмущает нравственное чувство? А камни и бутылки с горючей смесью чем нравственней резиновых дубинок? С тех пор много крови утекло, и нравственный пафос революционеров показал свою крайнюю избирательность. Бросать демонстранта в автозак — при том, что к вечеру он будет дома живой и здоровый — есть немыслимое зверство, и кипит разум возмущенный. Обстреливать из орудий жилые кварталы, убивая и увеча людей, которых угораздило там жить — вполне нормальные действия в ходе «отражения путинской агрессии», разум и не думает кипеть. Стукнуть разгулявшегося юношу резиновой дубинкой — возмущенная совесть человечества кричит от негодования и боли. «Добробаты» похищают, пытают, насилуют, о чем есть доклады международных организаций — совесть человечества не испытывает ни малейшего неудовольствия.

Во время выступлений в Москве был серьезно ранен полицейский — один из “мирных протестующих” нанес ему профессионально поставленный удар ногой в голову. Что характерно, люди, возмущенные тем, что мирных протестующих кидают в автозаки, ничуть не возмущены ранением полицейского. Зато они будут возмущены, когда драчуна поймают и посадят, и будут требовать немедленной свободы узникам 26 марта, и возмущаться бессердечием и отсутствием сострадания у тех, кто не требует. Впрочем, убивать жандармов — это традиционная забава революционной интеллигенции, отражающая ее высокие этические идеалы.

Со стороны это выглядит чудовищно фальшивым, но в этом есть некоторая последовательность. Это, увы, одна из определяющих черт русской (хотя не только русской) революционной интеллигенции — полная подмена нравственного суждения политическим. «Нравственно» то, что помогает своей политической стороне, «безнравственно» то, что ей мешает. Любые действия революционеров по определению моральны; любые действия против революционеров по определению преступны и заслуживают только крайнего негодования. Совесть нужна революционеру только затем, чтобы свидетельствовать ему о безусловной правоте его политического дела. Пафосный эмоциональный надрыв есть надрыв чисто политический — хотя и выдает себя за моральный.

Когда люди кричат «долой царя», явно напоминая нам о столетней давности революционном опыте, они оказывают нам некоторую услугу. Да, мы должны хорошо помнить, что бывает, когда ловкие демагоги возбуждают безрассудных людей к мятежу, а верные законной власти части оказываются где-то далеко. За этот урок истории было заплачено смертью и страданиями миллионов людей. Его нужно, наконец, выучить — чтобы больше не повторять.

Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории
Из эссе «Случай добровольного невежества» (1959) английского писателя Олдоса Леонарда Хаксли (1894- 1963).
В оригинале: Главный из всех уроков истории заключается в том, что люди не слишком многое извлекают из уроков истории.
Сама эта мысль впервые встречается у немецкого философа Георга Фридриха Гегеля во введении, которое он написал к своим «Лекциям по философии истории» (1832): «Опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научались из истории и не действовали согласно урокам, которые из нее можно было бы извлечь».

  • - популярный жанр приключенческой литературы для детей в позапрошлом и первой половине прошлого века: ஐ "Вот они, истории с индейцами, о которых я всегда мечтал.....

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - От лат. discret"us - «разделенный, прерывный»...

    Постмодернизм. Словарь терминов

  • - термин, выражающий идею, что начиная с какого-то ключевого момента времени человеческая история радикально изменит свое течение или придет к завершению...

    Философская энциклопедия

  • - термин философии истории, фиксирующий феномен радикального несовпадения целей человеческих усилий в социальной сфере и полученного результата...

    Новейший философский словарь

  • - "ШУ ЦЗИН""Канон писаний", "Книга истории","Книга документов".Др. назв. - "Шан шу" . Один из наиболее почитаемых древнекит. памятников, входящих в конф. свод классич. лит-ры "Тринадцать канонов" ...

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - «ИДЕЯ ИСТОРИИ» - работа английского историка и философа-неогегельянца Р. Дж. Коллингвуда, впервые вышедшая в 1946. В ней Коллингвуд изложил свою концепцию критической философии истории...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - ежемесячный науч. журнал, орган Отделения историч. наук АН СССР и Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР, выходит в Москве с янв. 1926, под наст. названием - с сент. 1945...
  • - чжэнши, - вид кит. ист. сочинений, один из важнейших разделов кит. феод. историографии. Д. и. - это официальное, утвержденное императором описание истории Китая за период правления одной или неск....

    Советская историческая энциклопедия

  • - Академии наук СССР - н.-и. учреждение, изучающее историю народов СССР и зарубежных гос-в. Находится в Москве. Создан в 1936 на базе Ин-та истории Коммунистич. академии и Ист.-археографич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - ежемесячный научный журнал, орган Отделения истории АН СССР и министерства высшего и среднего специального образования СССР. Выходит в Москве...
  • - чжен ши, вид китайских исторических сочинений...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Академии наук СССР, научно-исследовательское учреждение, в котором исследовались проблемы истории народов СССР, истории стран Европы, Северной и Южной Америки...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ФИЛОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ ИНСТИТУТ СО РАН, организован в 1966 в Новосибирске. Исследования по истории советского общества; истории, археологии и этнографии народов Сибири...
  • - ФИЛОСОФИИ, ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТЫ, в 1930-е гг. гуманитарные вузы университетского типа в СССР. Слились с Московскими и Ленинградскими университетами...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Из выступления известного деятеля русской революции 1917 г. Льва Троцкого на Втором съезде Российского коммунистического союза молодежи в 1919 г.: «И впрямь, мы были бы банкротами истории, если...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ИСТОРИИ ий, мн. < historier. Убирать мелкими украшениями. Мак. 1908. Рукава эти бывают или совершенно гладки или historiées, с разными историями. БДЧ 1838 27 151...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории" в книгах

VII. Продолжение переписки с М.А. Максимовичем: об "Истории Малороссии"; - о малороссийских песнях; - о Киеве; - об "Арабесках" и "Истории Средних веков"; - о "Миргороде". - Переписка с М.П. Погодиным: о всеобщей истории, о современной литературе, об истории Малороссии. - Переписка с матерью в 1833-

Из книги автора

VII. Продолжение переписки с М.А. Максимовичем: об "Истории Малороссии"; - о малороссийских песнях; - о Киеве; - об "Арабесках" и "Истории Средних веков"; - о "Миргороде". - Переписка с М.П. Погодиным: о всеобщей истории, о современной литературе, об истории Малороссии. - Переписка с

Уроки истории

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Уроки истории О причинах поражения США во Вьетнаме даже в Америке нет единого мнения. Одни считают, что американская армия была предана и продана политиками и «левыми», сделавшими все, чтобы помешать ей победить. Другие полагают, что она с самого начала была обречена на

5. УРОКИ ИСТОРИИ

Из книги Большая игра автора Треппер Леопольд

5. УРОКИ ИСТОРИИ Следствие по моему «делу» закончилось, но я отлично знал, что еще до начала допросов меня признали виновным… 19 июня 1947 года «тройка» в составе представителя Министерства государственной безопасности, прокурора и судьи приговорила меня к пятнадцати

Уроки истории

Из книги В команде Горбачева: взгляд изнутри автора Медведев Вадим

Уроки истории Все это было потом, а на 1987 год выпало еще одно событие, оказавшее большое влияние на перестройку, формирование ее идеологии, понимание исторических корней и смысла осуществляемых преобразований. Таким событием явилось празднование 70-летия Октябрьской

20. УРОКИ ИСТОРИИ

Из книги Я - аферист [Признания банкира] автора Крез

20. УРОКИ ИСТОРИИ В тот вечер я решил вернуться рано. Меня уже тошнило и от Банка, и от всех гроз, грохотавших над нашими головами. Крах или не крах? У нас только об этом и говорили, словно пытаясь убедить себя, что ничего такого с нами случиться не может.К тому же я хотел

Уроки Истории.

Из книги Философия права автора Алексеев Сергей Сергеевич

Уроки Истории. Мысль о том, что Историю не обма­нешь (не "выпрыгнешь на ходу", не "перескочишь" через ее вехи), все более утверждается в нашей жизни. Увы, лишь после того, как российское общество, все мы не раз и очень жестоко поплатились за пренебрежение исторической

4. 7. Уроки истории

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

4. 7. Уроки истории Попробуем сделать выводы. Во-первых, мы обнаруживаем, что попытки движения к демократии в истории России случались только в моменты ослабления государства, всегда управлявшегося деспотической самодержавной властью, в те моменты, когда интересы

XVI. Уроки истории

Из книги Краткая история аргентинцев автора Луна Феликс

XVI. Уроки истории В начале книги я писал, что попытка обобщить историю Аргентины в шестнадцати главах - это почти проявление неуважения к ней, так как исторический процесс очень сложен и в нем переплетено множество факторов. Различные события оказывают влияние друг на

1.5. Уроки истории

автора

1.5. Уроки истории Рассмотрев истоки и весь процесс расширения фашистской агрессии с 1931 г. по трагические 1940–1941 гг., когда сложилась реальная угроза завоевания блоком фашистских государств мирового господства, важно сделать выводы из уроков истории для современников XXI

2.5. Уроки истории

Из книги Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне автора Ольштынский Леннор Иванович

2.5. Уроки истории Анализ политики и военной стратегии англо-американских союзников в развернувшейся совместно с СССР коалиционной войне против фашистского блока позволяет извлечь некоторые уроки для современников начавшегося XXI в., уже принесшего новые войны

3.6. Уроки истории

Из книги Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне автора Ольштынский Леннор Иванович

3.6. Уроки истории История открытия второго фронта, борьбы европейских народов против немецко-фашистского ига и их освобождения в ходе наступления вооруженных сил антифашистской коалиции дает поучительные уроки применительно к международной жизни последних

Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории Из эссе «Случай добровольного невежества» (1959) английского писателя Олдоса Леонарда Хаксли (1894- 1963).В оригинале: Главный из всех уроков истории заключается в том, что люди не слишком многое

1. Уроки истории

Из книги "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917) автора Мельников Рафаил Михайлович

1. Уроки истории 1783 год. Воды Черного моря вспенил спущенный на воду 66-пушечный линейный корабль "Слава Екатерины". Это были годы выдающихся свершений, когда держава возвращала себе историческое право на территорию Крыма и Причерноморья, когда, оправившись от пугачевщины,

Уроки истории

Из книги Зов ягуара автора Гроф Станислав

Уроки истории Альдебаран и Альфекка пришли на очередную встречу с Аргосом. На этот раз он не встал, чтобы, как обычно, заключить их в объятия. Он сидел в позе лотоса на зафу, твердой подушке для медитации, - ноги скрещены, руки сложены пониже пупка. Сияющий свет его глаз

1. Осмысление уроков истории

Из книги Православное богословие на рубеже столетий автора Алфеев Иларион

1. Осмысление уроков истории Для того чтобы понять, куда русское богословие будет двигаться в новом тысячелетии, необходимо прежде всего подвести итоги XX века. Наша новейшая история еще до конца нами не осмыслена. Иначе не раздавались бы голоса, призывающие восстановить

Восемьдесят лет назад, в 1934 году вышло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР».

В этом документе констатировалось, что преподавание истории в школах поставлено неудовлетворительно, изложение материала в учебниках носит отвлеченный схематический характер вместо «преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших фактов в их хронологической последовательности». В целях подготовки квалифицированных специалистов, в Московском и Ленинградском университетах создавались исторические факультеты с контингентом приема в 150 человек и сроком обучения пять лет. О проблемах, которые сегодня стоят перед исторической наукой, корреспондент «Культуры» побеседовал с деканом исторического факультета МГУ, академиком РАН, лауреатом Государственной и Ломоносовской премий Сергеем КАРПОВЫМ.

культура: Восемьдесят лет для исторического факультета — это, простите за каламбур, по историческим меркам, много или мало?
Карпов: Дело в том, что мы начинаем нашу историю не с рубежа прошедших восьмидесяти лет, а с момента создания Московского университета, связывая ее с теми базовыми принципами преподавания, которые были заложены Ломоносовым. Однако восемьдесят лет - несомненно, значимая эпоха. Постановление 1934 года о преподавании гражданской истории - это веха в изменении отношения государства к исторической науке как таковой. И в целом, к исторической памяти. Если с 1919 года прошлое рассматривалось как некий атрибут социологических схем, только в контексте смены формаций и революций, то с 1934-го фактически был принят принципиально другой подход, направленный на изучение реальной истории - источников, артефактов. Именно в этом направлении исторической науке и предстояло развиваться.

культура: Сегодня в обществе отношение к истории хоть и пристальное, но неоднозначное. Постоянно идут разговоры о ее фальсификации, не первый год ведется речь о создании единого учебника, в отношении какого-либо периода или события можно услышать самые разные, порой взаимоисключающие, точки зрения... Какие, в этой связи, основные задачи, которые стоят сейчас перед исторической наукой?
Карпов: Могу сказать совершенно определенно: главная задача - верификация знаний. Извините за это латинское слово, но оно в данном случае очень важное и точное. Верификация - очищение знания от всех напластований и намеренных искажений. Нужно создавать большие базы данных, где можно было бы проследить четкую связь между утверждением и первоисточником. Реализуя это как посредством учебника, монографии, исследовательской статьи, так и через публикацию архивных документов. Дабы человек, рассматривающий те или иные факты, мог сопоставить их с научной литературой и источниками. Сегодня мы стараемся выстроить подобную цепочку при помощи интернет-ресурсов и учебников нового поколения.

Ведь когда говорят о едином учебнике, часто не понимают: это должна быть не единая книга, а единая концепция. Смысл ее заключается не в том, чтобы дать новую идеологему, представить свежий «Краткий курс». Надо четко определить, что должен знать грамотный человек - по сравнению с малообразованным и заблуждающимся. Ибо есть вещи, которые обязан знать каждый: нельзя, к примеру, заявлять, что Багратион - это герой Великой Отечественной войны, а Петр I жил в XIII веке. А такое, к сожалению, порой встречается, даже у абитуриентов. Виной тому - исключение истории из числа обязательных для аттестации школьников предметов. Скажем, те, кто на ЕГЭ (плюсы и минусы этой процедуры - отдельный разговор) выбирают историю, как правило, этот экзамен сдают. Но если человек собирается поступать, к примеру, на естественно-научные специальности, проверка знаний по истории для него не обязательна. Следовательно, в школе он не уделяет должного внимания историческим дисциплинам. Такой выпускник не обладает достаточной эрудицией и - как результат - в дальнейшем питается мифологическими представлениями об истории. Так вот, наша основная задача - от подобных иллюзий избавить, дав, вместо мифологизированного, научное представление.

Конечно, любая история политизирована. Но надо просто знать, где правда, а где вымысел. Если мы говорим о великих победах, - ими нужно гордиться. А когда заводим речь о горьких поражениях, которые тоже были, необходимо объяснять, почему они имели место, что сделано для их предотвращения, и какие уроки из этого извлечены.

Я не согласен со знаменитой фразой Ключевского, что история ничему не учит. История как раз учит - но тех, кто хочет учиться. Люди, которые не желают извлекать уроков из истории, допускают майданы.

культура: А как заставить современного молодого человека полюбить историю? Ведь в нашем материальном мире, когда все стремятся к быстрым и легким деньгам, сделать это не просто. История, что ни говори, не самая «хлебная» отрасль человеческой жизнедеятельности. Какова у нынешнего абитуриента основная мотивация при поступлении на исторический факультет?
Карпов: При всей прагматичности, студенты последних поколений стали, я бы сказал, более адекватными, открытыми к образованию. На исторический факультет абитуриенты приходят, как правило, не для того, чтобы сделать карьеру, а для получения аналитического образования. Они обретают необходимый культурный багаж, благодаря которому способны самореализоваться в различных сферах: от преподавания и науки до PR-служб и банковских структур. У такого выпускника широкий спектр выбора. Те, кто поступает на исторический факультет, - люди в основе своей мотивированные. Но все равно идут прежде всего за знанием.

Важно, чтобы ценность знания как такового уважалась. Надо думать не только о деньгах, но и о статусе. Поскольку даже обеспеченный человек, но не обладающий соответствующим статусом, лишенный общей культуры, как правило, в обществе не уважается. Важно, чтобы социально-культурный уровень педагога, его положение и престиж профессии были значительно повышены.


культура: Кстати, о педагогах... Есть разница между преподавателями старой школы и учителями нового поколения? Нет ли некой пропасти между ними, не возникает порой ощущения незаменимости корифеев?
Карпов: Каждый человек незаменим - это аксиома. С уходом той или иной яркой индивидуальности часто исчезает определенный пласт в науке. Но на смену приходят новые кадры - они могут в чем-то продолжать труды предшественников, в чем-то их модифицировать, а могут и вовсе отвергать, создавая нечто новое. Примерно каждые пять лет наука радикально обновляется - это закономерность ее развития. Всегда говорю: каждое поколение пишет свою историю. В условиях, когда постоянно меняются ситуации и взгляды, это нормальный и естественный процесс. Здесь как в фотографии: вы можете снять один и тот же объект в разных ракурсах. Отражая одну и ту же действительность, эти ракурсы дают возможность взглянуть на нее с различных сторон.

Конечно, определенный период провала, в области преподавания истории, в нашей стране был. И пришелся он на конец 80-х - середину 90-х. Не секрет, что тогда большое количество инициативных молодых людей ушло из науки в бизнес, или даже покинуло страну. Поэтому сейчас определенная лакуна в рядах преподавательского состава среднего - не нового, не старого, а именно среднего - поколения ощущается. То поколение было словно вынуто из общей педагогической и научной структуры. Мы стараемся эту нишу, по возможности, заполнять. И у нынешних, молодых специалистов есть все шансы - при наличии хорошей школы - данную проблему решить.

культура: Несмотря на то, что истфак МГУ - общепризнанный флагман в области исторического образования в России, не чувствуете ли дыхание в спину со стороны исторических факультетов других вузов? В частности, относительно недавно на базе Высшей школы экономики была основана довольно сильная кафедра истории. Не возникает ли между вами конкуренции?
Карпов: Конкуренция всегда есть, и я не вижу в этом ничего дурного. Считаю, что разные школы могут успешно развивать собственные направления, расставляя различные акценты. Этот процесс естественен не только для России, но и для других стран. Но мы стремимся не к конкуренции, а к сотрудничеству - учимся тому лучшему, что есть у других. Ибо ни у одной школы нет монополии на истину. Мы все - люди, знающие о своих преимуществах, но ощущающие собственные недостатки. Необходимо взаимодействовать, а не препятствовать друг другу: не занимаясь мимикрией или подражательством, брать позитивный опыт, но при этом отстаивать ценности и традиции, представляющиеся нам правильными. Надо идти своим путем, однако стараться быть восприимчивым к полезным инновациям.

культура: Сейчас как для студентов, так и для преподавателей, - горячая пора. Но, изучив юбилейный альманах (в связи с 80-летием истфака, ограниченным тиражом была выпущена книга «Летопись Московского университета. Исторический факультет». - «Культура» ), я обнаружил, что научная и общественная жизнь у историков не прекращается ни на минуту. То есть очередной выпуск дипломированных специалистов не дает педагогам права на передышку. Есть ли у такого занятого человека, как Вы, шанс нормально отдохнуть?
Карпов: Знаете, страдаю не только от того, что времени на отдых очень мало - его не остается даже для реализации тех научных идей и планов, которые хотелось бы успеть завершить. Давно уже живу не по календарю, а по секундомеру. Стараюсь, по возможности, организовать свое время, принося ту пользу, которую могу. Главное - пытаюсь укреплять научную школу. Ибо, когда думаешь о своих учениках и преемниках, трудишься вместе с талантливыми коллегами, это помогает жить.

А понятия «горячей поры» у нас не бывает - она всегда такая. Кроме учебных дел, в течение года проводятся многие интересные мероприятия - обсуждения, круглые столы, выставки, конференции, в том числе международные. Сейчас, например, готовимся к крупной конференции, посвященной Первой мировой войне.


Школьникам расскажут о Крыме

Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ совместно с Российским историческим обществом до 15 августа дополнить концепцию нового учебно-методического комплекса отечественной истории сведениями о роли Крыма и Севастополя в судьбе Российской империи, СССР и современной России.

О необходимости разработать единый учебник истории России для средней школы, где не содержалось бы внутренних противоречий и двойных толкований, Владимир Путин заявил в феврале 2013 года. Единый историко-культурный стандарт, утвержденный Российским историческим обществом, прошел общественное обсуждение. Новые учебники по отечественной истории появятся в школах в 2015 году.

Учебное пособие в форме вопросов-ответов позволяет пре­подавателям и студентам еще раз задуматься о «непредска­зуемой истории» нашей страны. Но в условиях плюрализма невозможно требовать от историков вообще и авторов дан­ного пособия в частности концептуального единомыслия. По­этому предложенные ответы на вопросы несут различную учебно-познавательную нагрузку и в ряде случаев косвенно противоречат друг другу. В одних статьях акцент сделан на фактографию, в других - на оценочные моменты, в треть­их содержатся попытки новационных решений дискуссион­ных вопросов. Однако все материалы могут способствовать осмыслению исторического опыта нашей страны и уроков, которые желательно было бы извлечь всем гражданам Рос­сии.

Известна формула истории, которую критиковал М. По­кровский, но которую постоянно ему приписывают: «Исто­рия - это политика, опрокинутая в прошлое». В историо­графии иногда ошибочно считают эту мысль квинтэссенцией понимания сущности исторических знаний марксизмом. В реальной действительности историографическая парадигма формируется практически всегда исходя из текущей поли­тической ситуации, из задач, стоящих перед обществом на данном конкретном этапе. Вопрос заключается только в том, в какой степени политическая конъюнктура сказывается на познании истории, подавляет ли она научный поиск? Исто­рия всегда была резервуаром аргументов и идей для поли­тиков и наоборот - ее зачастую переписывали для обосно­вания легитимности политических режимов.

В. О. Ключевский справедливо отмечал: «История наро­да, научно воспроизведенная, становится приходно-расход­ной книгой, по которой подсчитываются недочеты и пере­держки его прошлого. Прямое дело ближайшего будущего - сократить передержки и пополнить недоимки, восстано­вить равновесие народных задач и средств. Здесь истори­ческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты». Но решение такой задачи в современных условиях чрезвычай­но осложнено как недостаточно высоким уровнем истори­ческих знаний, так и квалификационным уровнем полити­ческих деятелей.

Что и как использовать из накопленного исторического опыта - вопрос дискуссионный. Можно свести все богатство современных идей к повторению того, что когда-то было, по принципу: «новое - хорошо забытое старое». Другой вариант - рассматривать все новые политические явления без всякой связи с тем потенциалом, который был накоплен обществом.

В недавнем прошлом активно изучался исторический опыт строительства социализма, преобразующей деятельности КПСС, причем делалось это в откровенно апологетическом духе. Такой подход в известной степени дискредитировал сами понятия «исторический опыт» и «уроки», которые стали выпадать из научного оборота. Однако декоммунизация ис­торической науки не может сопровождаться превращением ее в фактографическое описание прошлого и тем более но­вой идеологизацией с позиций либерализма. К сожалению, на современном этапе под руководством высших инстанций происходит активно стимулируемая смена исторического сознания общества на антикоммунистической основе. Этот про­цесс оказался болезненным для старшего поколения населе­ния, вдруг ощутившего, что «жизнь пролетела зря», в несколько меньшей степени для среднего поколения и даже для молодежи, потерявшей устойчивые ориентиры и цен­ности. В общественное сознание внедряются новые догмы и стереотипы о либерализме как высшей ценности цивилиза­ции, о разумности безработицы, о блестящих перспективах финансирования науки и образования частным бизнесом, о безальтернативности реформ. Средства массовой информа­ции распространяют настроения негативизма в отношении советского прошлого страны, представления о «преступнос­ти» большевизма, «тупиковости» советской цивилизации, процветающей России до революции и «империи зла» пос­ле. Однако, оценивая перечисленные факты как перегибы, следует признать, что очевидное окончание социалистичес­кого эксперимента в реально сложившейся форме предпо­лагает обновление исторического сознания и научное обоб­щение столь противоречивого исторического опыта, извлечение таких уроков из истории, которые были бы ин­тересны всему обществу.


Как известно, под опытом в целом понимается совокуп­ность практически усвоенных знаний, навыков, испытанных на практике, обладающих объективным содержанием, реа­лизованных в предметной и языковой форме, в ценностях культуры, В свою очередь, исторический опыт есть сово­купность таких знаний и умений, которыми обладают клас­сы, партии и лидеры, другие субъекты исторического, пре­жде всего политического процесса. Исторический опыт обязательно включает в себя оценку результатов событий и действий, преломленную через призму мировоззренческих факторов. По мнению Н. Н. Маслова и В. Р. Овчинникова, исторический опыт политического субъекта в качестве катего­рии познания в целом и исторической науки в частности вклю­чает в себя обобщенную и теоретически осмысленную практи­ку, служащую одним из средств и условий объективного познания и преобразования реальной действительности.

Изучение исторического опыта предполагает не только анализ фактических данных и обобщение, но прежде всего организацию проверки эффективности сделанных на этой почве выводов, их соответствия требованиям реальной ис­торической обстановки. При этом особое значение приобре­тает анализ негативного опыта, извлеченного из неудач, про­счетов, поражений, заблуждений и оцененного с позиций общечеловеческих ценностей и интересов развития России как особой геополитической общности народов. Уроки, вы­веденные из такого рода событий, предостерегают полити­ческие режимы, правящие и оппозиционные партии и дру­гие субъекты политики от повторения трагических просчетов, облегчают поиск более верной, прямой и бескровной дороги к поставленной цели.

Уроки истории - эффективная заостренная форма вы­ражения исторического опыта. Обобщения и выводы по ко­ренным историко-политическим вопросам делаются в фор­ме, позволяющей использовать их на практике. Это такие выводы, которые наиболее рельефно, чеканно и соответствен­но формулируют практические задачи и выдвигают требо­вания определенных действий. Данная форма анализа наи­более активно используется партиями и движениями, так как она позволяет предостеречь общество и сами партии от совершения принципиальных ошибок, влекущих за собой жертвы народа. Но становится очевидным, что конъюнктур­ные цели узкопартийного характера далеко не всегда по­буждают к объективному и взвешенному анализу истори­ческого прошлого. Зачастую лидеры партий ограничиваются освоением ближайшего по времени опыта своей партии или соперничающей организации. Забота о будущем россии обя­зывает политиков рассматривать историю и исторический опыт в широком спектре, учитывать интересы различных субъектов политики во имя интересов большинства нации, помнить, что общечеловеческие интересы и ценности выше классовых.

Для изучения уроков исторического опыта важно кон­цептуальное осмысление истории, понимание закономернос­тей ее развития. В ходе перестройки исторической науки и переоценки догматизированных концепций произошел отход исследователей от использования самого термина «законо­мерность». Некоторые историки бросились в другую крайность - к изучению истории исключительно через деятель­ность личностей, абсолютизируя индивидуальную сторону явлений. Стало утверждаться мнение, что деятельность лич­ностей, политиков и других участников исторического про­цесса является главной движущей силой истории. Личные качества политиков, оказывается, значительно влияют не только на участь данных деятелей, но и на судьбы классов, наций и даже цивилизаций. Между тем К. Маркс доказал, что история, безусловно, складывается через деятельность людей, представляющих собою деятелей, но при этом она подчиняется более общим закономерностям, связанным с определяющей ролью Бытия по отношению к Сознанию, с необходимостью соответствия уровня производительных сил характеру производственных отношений. Несмотря на раз­вернутую в литературе критику марксизма, не видно ни од­ной работы, научно опровергающей эти фундаментальные положения. Сомнения в возможности построения коммунис­тического общества и разочарование практикой социализма не означают отказа ученых от выявления закономерностей развития индустриального и постиндустриального обществ, социально-классовых групп и слоев общества, партий и дви­жений. Только познав определенные закономерности и осу­ществив перспективный прогноз на будущее, можно пытаться учесть уроки исторического опыта. Учиться делать настоя­щее на основе познания прошлого можно, осмысливая исто­рический опыт политологически, социологически, философ­ски и т. д. Копаясь в деталях события, разбирая конкретные повороты судьбы деятеля, можно только заложить основу для извлечения опыта, но сам процесс извлечения уроков требует анализа на стыках общественных социально-гума­нитарных наук. Именно поэтому расцвели такие научные дисциплины как политическая история, историология, соци­альная история, историческая психология и др. Активное ис­пользование достижений смежных наук в истории способству­ет более полному объяснению механизмов функционирования и смены политических режимов в рамках политических сис­тем: самодержавной, советской, посткоммунистической и др.

Познание объективных закономерностей исторического развития или какое-то приближение к нему, извлечение ис­торических уроков в современных условиях затруднено рез­кой поляризацией политических партий и движений, науч­ных сил. Субъекты внутренней политики пытаются активно формировать историческое сознание общества путем распрос­транения определенных исторических концепций, воспита­ния масс в нужном им направлении с помощью средств про­паганды и агитации.

Наряду с радикально-обновленческой и консервативно-рационалистической тенденциями в литературе в последнее время развивается течение центристского характера. Его представители пытаются осмысливать исторический опыт без очернения и нигилизма с одной стороны, а с другой - мак­симально дистанцируясь от требований партий и движений. Они пытаются анализировать исторический опыт и извле­кать уроки в интересах всего общества в целом.

Комплексное диалектическое, деидеологизированное осве­щение истории Отечества может действительно позволить сделать выводы, имеющие практическое значение. Конечно, исторический опыт не может предложить конкретных реко­мендаций субъектам политики, как бороться друг с другом, но он четко очерчивает пределы возможного в политике и указывает на недопустимое.