Обособленные обстоятельства

Обособляются обстоятельства , выраженные:

1) деепричастиями:

    одиночными: Поев, ребёнок заснул.

    в составе деепричастных оборотов: Обсудив результаты работы, мы разошлись .

2) обстоятельствами с предлогом несмотря на : Несмотря на дождь, дети убежали гулять.

3) сравнительными оборотами с союзами: как, будто, точно, словно, что, чем, нежели и др. подобными: Облака, как ватные, низко и неспешно плыли над землёй.

О пунктуации простых предложений с обособленными обстоятельствами.

Различаются общие и частные условия обособления. Первые касаются всех или большинства второстепенных членов, вторые - только отдельных их видов. К общим условиям обособления относятся следующие: 1) порядок слов, 2) степень распространенности члена предложения, 3) уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому, 4) смысловая нагрузка второстепенного члена предложения.

Порядок слов имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств. Препозитивное определение, выраженное причастием или прилагательным с пояснительными словами, не обособляется (если не имеет добавочных оттенков значения), постпозитивное, как правило, обособляется. Ср.: Около стола гуляла привязанная за ногу курочка (Л. Т.). - У крыльца стояло несколько повозок и саней, запряженных гуськом (Акс.).Значение порядка слов при обособлении определений сказывается и в том, что препозитивное определение, непосредственно предшествующее определяемому слову, не обособляется, а определение, оторванное от последующего определяемого слова другими членами предложения, обособляется. Ср.: На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки (Григ.). - На минуту озаренный молнией, перед нами - ствол березы (М. Г.).Препозитивное приложение, стоящее перед собственным именем, как правило, не обособляется, постпозитивное - обособляется. Ср.: Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров (П.). - Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка (Ч.).Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обычно обособляется, если предшествует сказуемому, и чаще не обособляется в постпозитивном по отношению к сказуемому положении. Ср.: Возле крыльца, покуривая, толпилось человек десять казаков (Шол.). - Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел посвистывая (А.Н. Т.). Степень распространенности члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений. Одиночное постпозитивное определение обычно не обособляется, распространенное - обособляется. Ср.: Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным (П.). - Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом (Фет).Одиночное приложение, выраженное именем существительным нарицательным и относящееся к нарицательному же существительному, обычно не обособляется, тесно сливаясь с ним, а распространенное приложение обособляется. Ср.: Какой-то повар-грамотей с поварни убежал своей в кабак (Кр.). - Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого (М. Г.).Одиночное обстоятельство, выраженное деепричастием, обычно не обособляется в постпозитивном положении по отношению к сказуемому, а распространенное обстоятельство с тем же значением (деепричастный оборот) обособляется. Ср.: - Видал? - спросила улыбаясь бабушка (М. Г.). - Резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо (Т.).Члены предложения со значением включения, исключения и замещения с предлогами кроме, вместо, помимо и др. обнаруживают тенденцию к обособлению в зависимости от степени распространенности. Ср.: ...Вместо слов из груди его выходило глухое какое-то клокотанье (Григ.). - ...Вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места(Т.).

    Уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому имеет значение для обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Например: Толстые, гвардейского сукна, штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку (Кат.); Нас, русских, двое только было, а все остальные - латыши (Н. Остр.); Мне хочется одного - покоя (Купр.); Далеко, где-то в чаще, застонала ночная птица (М. Г.); Всю ночь, до петушиного рассвета, мерил Чапаев карту и слушал молодецкий храп командиров (Фурм.).

    Смысловая нагрузка второстепенного члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств. Препозитивное определение, имеющее только атрибутивное значение, не обособляется, а определение, осложненное обстоятельственным значением, обособляется. Ср.: Тесно торчали на грядах перепутанные горохом бурые прутья (Т.). - Крепко привязанные к молодым дубкам, добрые кони наши терпели страшную пытку от нападения овода (Акс.).Препозитивное приложение, относящееся к собственному имени, не обособляется, если имеет только атрибутивное значение, и обособляется, если оно осложнено обстоятельственным значением. Ср.: ...Мой товарищ Емельян Пиляй в десятый раз вынул из кармана кисет... (М. Г.). - Человек маленького роста, Темкин почти не виден был из-за трибуны (Аж.).Обстоятельство, выраженное именем существительным в косвенном падеже с предлогом, обособляется, если помимо своего основного значения (например, временного) имеет еще дополнительный оттенок значения (например, причинный, условный, уступительный). Ср.: С приближением ночи все вокруг странно переменилось (Т.). - С приближением неприятеля к Москве, взгляд москвичей на свое положение не только не сделался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее (Л. Т.).К частным условиям обособления относятся такие, как синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов (например, личных местоимений и определений), слабая синтаксическая связь определяемого и определяющего слов (слабоуправляемость существительных в косвенном падеже); соседство других обособленных групп и т.д.


В5. Простое осложненное предложение
Подготовка к ЕГЭ

На этом уроке мы повторим виды «осложнителей» простого (или части сложного) предложения: однородные члены, обособленные члены (в том числе уточняющие и сравнительный оборот); вводные слова, сочетания и предложения, вставные конструкции, обращения. Рассмотрим алгоритм и особенности решения заданий типа В5.


Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: Простое осложненное предложение - В5

I . Особенности выполнения заданий типа В5

Напомним, что осложнение предложения вызывают однородные члены, обособленные члены (в том числе уточняющие и сравнительный оборот ); вводные слова, сочетания и предложения, вставные конструкции, обращения . Соответственно, вот какими могут быть варианты задания В5 .

1. Среди указанных предложений найдите предложение с необособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

2. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

3. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

4. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

5. Среди указанных предложений найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

6. Среди указанных предложений найдите предложение с обращением. Напишит е номер этого предложения.

7. Среди указанных предложений найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

8. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

9. Среди указанных предложений найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Варианты зависят от вида осложнения: нужно найти необособленное или обособленное определения, обособленное приложение, обособленное обстоятельство, однородные члены, обращение; вводное слово, или сочетание, или предложение; уточняющее обособленное обстоятельство, обособленный сравнительный оборот.

:

1. однородными членами:

За обедом он ничего не ел и был очень задумчив.

2. обращением:

Вася , немедленно подойди!

3. вводным словом, сочетанием и предложением; вводной конструкцией:

Дождь, однако, зарядил надолго.

! Эта книга, если я не ошибаюсь, вышла недавно.

4. сравнительным оборотом (начинается сравнительными союзами как, словно, точно, чем, нежели, будто, как будто, подобно и др. ):

Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды.

Предложение может быть осложнено однородными членами : в нашем предложении это сказуемые не ел и был задумчив , обращением - Вася , вводным словом - однако . Будьте внимательны: вводное предложение, вводная конструкция могут присоединяться союзами: Эта книга, если я не ошибаюсь, вышла недавно . Если я не ошибаюсь - это вводное предложение . Все предложение будет простым, осложненным.

Предложение может быть осложнено сравнительным оборотом , начинающимся союзами как, словно, точно, чем, нежели, будто, как будто, подобно и т.д. В нашем примере сравнительный оборот присоединен союзом будто .

Чаще всего задание В5 посвящено обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам .

II . Обособленные определения

Часто недоумение вызывает слово «согласованные». Это значит, что определение связано с главным словом с помощью согласования - деревянный стол . А есть еще управление - человек в очках , примыкание - приказ атаковать . Но мы говорим только о СОГЛАСОВАННЫХ определениях.

Рис. 1. Согласованные обособленные определения

Обратите внимание на то, что в задании В5 может быть нужно найти необособленное согласованное распространенное определение.

Вот пример:


Рис. 2. Согласованное необособленное распространенное определение

Выполним задание В5 .

Найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1) Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в воздухе. (2) Мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце. (3) Голосок малиновки, золотой, звонкий, звучит невинной, болтливой радостью… (4) А осенний, ясный, немножко морозный день, когда береза, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе!

В первом предложении обособления нет: запятая разделяет однородные члены. Во втором предложении обособление есть: светлея в тени, темнея на солнце . Но это не определение, а обстоятельство: вьются как? В третьем предложении есть обособление - золотой, звонкий , и это определение. Но это одиночные определения. Нам это не подходит. Наконец, четвертое предложение. Понятно, что ответ здесь. Но давайте его найдем. Обособлено определение вся золотая , выраженное прилагательным с зависимым словом. Значит, ответ - 4.

Как вы помните, приложения - это, определения, выраженные существительным.

Рис. 3. Обособленные приложения

Приложение может быть обособлено с помощью тире:

Я лишь не могу забыть одной вещи - знакомства моего с издателем.

Приложение может быть присоединено союзом КАК:

Как человек замечательно умный, он не встречал равного себе.

Выполним вариант задания В5.

Найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Лавочник налил ему чаю. (2) Егорушка сел на складной стул и стал пить. (3) Он хотел еще спросить, сколько стоит фунт миндаля в сахаре, но вошел покупатель, и хозяин, отставив в сторону свой стакан, занялся делом.(4) Покупатель, человек, по-видимому, очень упрямый и себе на уме, все время в знак несогласия мотал головой и пятился к двери.

В первых двух предложениях просто нет обособления. Во втором предложении обособление есть - отставив в сторону свой стакан . Но это обособленное обстоятельство. А вот обособление в четвертом предложении - это то, что нам нужно. Определяемое слово - покупатель . Человек очень упрямый и себе на уме - приложение, выраженное существительным с зависимыми словами. Ответ - 4.

Рис. 4. Обособленные обстоятельства

Выполним вариант задания В5.

Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. Напишите номер этого предложения.

(1)В бричке находился еще один пассажир - мальчик лет девяти. (2) Это был Егорушка, племянник Кузьмичова. (3) Он ехал куда-то поступать в гимназию. (4) Его мамаша, Ольга Ивановна, любившая образованных людей и благородное общество, умолила своего брата, ехавшего продавать шерсть, взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию. (5) И теперь мальчик, не понимая, куда и зачем он едет, сидел на облучке рядом с Дениской, держался за его локоть, чтоб не свалиться, и подпрыгивал, как чайник на конфорке. (6) Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.

Обособление есть и в первом, и во втором, и в четвертом, и в пятом предложениях. В первом предложении есть обособленное приложение - мальчик лет девяти . Во втором предложении тоже есть обособленное приложение - племянник Кузьмичова . В четвертом предложении - вновь обособленное приложение Ольга Ивановна и два обособленных определения, выраженных причастными оборотами: любившая образованных людей и благородное общество и ехавшего продавать шерсть . А вот в пятом предложении находим то, что нужно: не понимая - обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. Как чайник на конфорке - сравнительный оборот. Ответ - 5.

Последнее, что мы сегодня повторим, - обособление уточняющих членов предложения (здесь говорим только об обстоятельствах). Напомним, что уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он находится, и служащий для уточнения. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени.

Рис. 5. Обособление уточняющих членов предложения

V . Разбор задания типа В5 ЕГЭ

В заключение разберем задание типа В5 из демоверсии 2013 .

Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь - всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)- Да нет же, тут другое совсем, - содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек. (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, - видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

В первом предложении есть вводное слово главное . Есть и несогласованное определение - много страшнее . Но нам нужно согласованное. Есть и сравнительный оборот. Во втором предложении появляется обособленное обстоятельство - отвернувшись к стенке . В третьем и четвертом предложениях вообще нет обособления. В пятом есть вводное слово конечно , согласованное обособленное определение любимой . Но оно выражено одиночным прилагательным (см. задание!). В шестом предложении обособления нет, в седьмом есть вводное сочетание во всяком случае . В восьмом - листок какой? весь проткнутый карандашом . Обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом. Вот ответ. Чтобы закончить, скажем, что в этом предложении есть еще вводное слово видно , а в девятом предложении нет обособления. Ответ - 8.

Список литературы

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. - М.: Русское слово.

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. - М.: Эксмо, 2006. - 480 с.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

4. Федеральный институт педагогических измерений ().

Домашнее задание

1. Выполните задание типа В5:


Рис. 6. Задание типа В5

2. Выполните задание типа В5:


Рис. 7. Задание типа В5

Итоговый тест по теме: «Предложения с обособленными членами».

9 класс

I . Найдите предложения, осложнённые обособленным распространённым определением.

    Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

    Слышится то шёпот, то осторожный шелест.

    Метели, снега и туманы покорны морозу всегда.

    Наступил день, назначенный для отъезда.

1)1, 2. 2)1, 3 . 3)1, 4. 4)2, 3.

II .Найдите предложения, осложнённые обособленным распространённым приложением.

    Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться с вами.

    Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 3.

III .Найдите предложения, осложнённые обособленными нераспространёнными однородными определениями.

    Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь.

    Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

    Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.

    Над рекой повис густой туман, белый, страшный.

IV .Найдите предложения, осложнённые обособленным распространённым определением, которое имеет добавочное обстоятельственное значение .

    Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.

    Раненый осколком в плечо, капитан Сабуров не покинул строя.

    Смышлёные звери, бобры зимуют разумно.

    Цветная осень, вечер года, мне улыбается светло.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 4.

V .Найдите предложения, осложнённые обособленным приложением. Знаки препинания не расставлены.

    Валерию как уроженцу юга трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

    Все знают Семёнова как хорошего слесаря.

    Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу.

    Наш сад как проходной двор.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 4.

VI .Найдите предложения, осложнённые обособленным распространённым обстоятельством, выраженным причастным оборотом.

    Подписав соглашение, главы государств провели пресс-конференцию.

    Сжигаемый беспокойством, он устремился вперёд.

    Обогнув высокий мыс, пароход вошёл в залив.

    Пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 4.

VII .Найдите предложения, осложнённые обособленным распространённым обстоятельством. Знаки препинания не расставлены.

    Крейсеры вследствие недостатка места в бухте держались в открытом море.

    Перевозчик грёб стоя.

    Работаем мы спустя рукава.

    Несмотря на поздний час было душно.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 4.

VIII .Найдите предложения, осложнённые обособленным уточняющим обстоятельством.

    Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес.

    Мы гуляли довольно долго, до самого вечера.

    Лёжа на горячем песке, мы слушали шум прибоя.

    Грузчики, бросив работу, рассыпались по гавани.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 4.

IX .Найдите предложения, осложнённые обособленным уточняющим дополнением.

    Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля.

    Внизу, под глинистым обрывом, поблёскивало Азовское море.

    За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.

    На западе, за селом, светало.

1)1, 2. 2)1, 3 . 3)1, 4. 4)2, 4.

X .Найдите предложения с выделительными знаками препинания.

    Небо надолго заволокло тучами, и дождю конца не предвидится.

    Здесь, на вершинах Урала, начало жизни рек.

    Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата.

    Мысли мои, моё имя, труды будут принадлежать России.

1)1, 2 . 2)1, 3 . 3)1, 4 . 4)2, 3.

XI .Найдите предложения, осложнённые обособленным нераспространённым приложением.

    Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий.

    Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, стучит в окна.

    На митингах мы, газетчики, узнаём много новостей.

1)1, 2 . 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 3.

Ответы на тест.

I. 3)1, 4

II. 2)1, 3 .

III. 4)2, 4.

IV. 1)1, 2. .

V. 2)1, 3 .

VI. 2)1, 3 .

VII. 3)1, 4 .

VIII. 1)1, 2.

IX. 2)1, 3

X. 4)2, 3.

XI. 3)1, 4 .