Семинары. Риа новости круглый стол эффективность школы и зарплаты учителей

В Президентской академии состоялся семинар по вопросам реформирования бюджетного сектора в образовании в рамках серии заседаний «Роль системы образования в развитии субъектов Российской Федерации».

Мероприятие в формате общероссийской видеоконференции традиционно провел Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС. Семинар прошел при поддержке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и Фонда поддержки образования. В мероприятии приняли участие представители научных и аналитических центров, образовательных организаций, а также органов управления образованием регионального и муниципального уровня. Собрались спикеры из профильных периодических изданий.

Дистанционно мероприятие объединило около ста экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Калмыкии, Крыма, Краснодарского края. С помощью видеосвязи участвовали представители Волгоградской, Иркутской, Калужской, Московской, Новгородской и Тверской областей.

Эксперты обсудили вопросы эффективности реализации закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (№ 83-ФЗ от 08.05.2010) в системе образования.

Семинар открыла директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко . Она представила доклад на тему: «Реформа бюджетного сектора в образовании (83-ФЗ)». О выгодах и потерях автономных учреждений и о том, почему остановился переход учреждений в статус автономных, рассказала директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Затем выступил народный учитель России, главный редактор журнала «Управление школой», директор московского Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский. Эксперт представил позицию практика-руководителя автономной образовательной организации. Результатами своего исследования по вопросам реализации 83-ФЗ в системе образования Кубани поделился председатель Ассоциации директоров школ Краснодарского края, директор сочинской гимназии №8 Игорь Никитин. Тема проведенного исследования: «Сравнительный анализ результативности деятельности и управления бюджетными и автономными учреждениями в современных социально-экономических условиях на примере образовательных учреждений Краснодарского края за период 2011–2015 гг.».

Член Совета Общественной палаты Новгородской области, исполнительный директор Новгородского фонда содействия некоммерческим проектам Нина Костенко затронула тему места и роли «третьего сектора» (некоммерческих организаций) в содействии реализации обсуждаемого закона. В этой связи профессор Клячко предложила подумать о возможном влиянии региональной Общественной палаты, аппарата губернатора и местной структуры ОНФ на органы управления образованием региона. По ее мнению, необходимо сокращение административного давления и предоставление большей экономической свободы автономным образовательным организациям (как это и было заложено в содержание 83-ФЗ Минфином России). В ходе семинара Ирина Абанкина ответила на ряд уточняющих вопросов об эффективности 83-ФЗ.

В обсуждении докладов приняли участие старший научный сотрудник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инна Каракчиева, директор Института социально-гуманитарного образования МПГУ Марк Мусарский, генеральный директор ООО «Центр универсальных программ» Наталия Типенко, заместитель президента Фонда поддержки образования Алексей Федоров и другие эксперты.

В работе семинара приняли участие руководители и журналисты профильных периодических изданий – официального издания Минобрнауки России «Вестник образования», журналов «Директор школы», «ПроОБРАЗ», «Управление школой», «Высшее образование сегодня», а также представители профильных сайтов и иных информационных ресурсов.

Программу "Персона грата" ведет Виталий Ушканов .

Лето уже на носу. Понятно, что школьники, как и во все времена, ждут не дождутся каникул, и только у выпускников радость омрачена необходимостью делать решающий выбор: какую профессию избрать, в какой вуз поступить? Насколько готовы к этому шагу выпускники? Кто им должен помочь сделать правильный выбор?

Директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Татьяна Львовна Клячко – желанная персона в студии.

Собственно, это не первая ситуация, когда нужно делать выбор. Первый шаг, во многом определяющий, делают родители, когда отдают ребенка в ту или иную школу. Давайте с самого начала пойдем по этой дорожке. Как в этой ситуации ведут себя родители? Какова их мотивация? Как они выбирают ту или иную школу?

Т. Клячко: Вообще говоря, выбор начинается не со школы, а выбор сегодня начинается уже с детского сада . И если родитель думает о том, какую выбрать траекторию для своего ребенка, то он это делает фактически уже с пеленок. Потому что для того, чтобы попасть в хороший сад, нужно приложить очень много усилий: записать ребенка за много времени до того, как ребенок вообще начнет ходить, чтобы он пошел в какой-то, как считают родители, "приличный" сад с приличным окружением, с хорошими воспитателями и т.д.

Потом начинается дорога в школу . Ребенка могут готовить к школе, тогда это будет предшкола и соответствующие выборы. Но, в принципе, родителей волнуют несколько вещей, когда выбирается школа.

Это, какой у ребенка будет первый учитель , обязательно должен быть хорошим. Это самое главное, чтобы ребенку в школе было комфортно, но с точки зрения родителя. Как говорила одна из моих приятельниц, для нее главное – чтобы ребенка в школе не мордовали.

А как учат, это дело десятое?

Т. Клячко: Хороший учитель – это тот учитель, который притом, что будет с ребенка требовать, мордовать его не будет.

Затем для родителя очень важна степень близости к дому , потому что ребенок еще маленький, возить его куда-то далеко могут не все родители. Те, которые возят, это уже несколько специфичные родители.

Третье , что волнует родителей при выборе школы задолго до ее окончания, а какие в этой школе будут учебные результаты?

Родители начинают все это изучать, беседовать, когда могут, с профессионалами, когда не могут, слушать радио, и, соответственно, начинают делать выбор, который предстоит для их ребенка.

Российская академия народного хозяйства и госслужбы совсем недавно в лице своих социологов провела исследование подобных траекторий, и выяснилось, что многие родители просто хотят передать школе функции по воспитанию ребенка. Родители (одна группа) делают достаточно осознанный выбор. Для них основное, насколько недалеко расположена школа, насколько удобна она расположена, чтобы ребенок не уставал.

Они хотят сдать ребенка в школу и больше не думать о том, как там все происходит?

Т. Клячко: Ну, это не совсем такой как бы сейв для ребенка, но близко.

Другие хотят, как говорит человек, который проводил это исследование, Виктор Вахштайн , получить "пакетные услуги". Весь набор, чтобы они могли опять же получить в школе: и немножко кружков, и немножечко пения в хоре и еще чего-нибудь. Значит, подобный как бы пакет услуг.

Причем, если в первом случае это будут родители, где хотя бы один имеет высшее образование, то во втором случае – это, как правило, родители с не очень высоким доходом, с не очень высоким уровнем образования, но, тем не менее, заинтересованные в продвижении своих детей.

И есть третья группа родителей , которые сознательно и долго выстраивают образовательную карьеру своих детей. Сначала будут говорить, что ребенок пойдет в эту школу, потом будет делаться выбор уже по окончании начальной школы, затем будет делаться выбор после 9-го класса, и там возможны очень серьезные смены траекторий. И они будут еще набирать множество компетенций для ребенка из разных источников. Например, будут музыкальная, художественная, спортивная школы.

Бедные дети…

Т. Клячко: Да, дети становятся у нас уже такими работающими людьми. И в каком-то смысле, как кажется, мы в этом плане, по крайней мере, для трети семей, которые делают подобный выбор, приближаемся к Японии, где трудоголизм японской нации вырастает из того, что дети с самого начала работают в поте лица своего, чтобы выстроить образовательную карьеру, чтобы затем попасть в престижный вуз, после окончания которого попасть на престижную работу, а далее прожить престижную жизнь. Хорошо это для ребенка или нет, я не знаю, но…

Стоит ли игра свеч? Стоит ли лишать ребенка, по сути, детства ради каких-то будущих, кстати, абсолютно не гарантированных достижений и благ?

Т. Клячко: Ну, это же опять зависит от того, во-первых, что мы понимает под детством. Если занятия ребенка хорошо организованы, в школе ему комфортно, то, может быть, у него нормальное детство, хотя он и тяжело при этом развивается. С другой стороны, кажется, что многие родители так работают над траекторией своих детей, потому что они боятся оставить детей незагруженными. Чтобы не было соблазнов, а соблазнов сейчас очень много, чтобы ребенка не затянула какая-то не та компания. А тут жизнь расписана. Ребенок уже идет по этой жизни, его как бы передают из одного места в другое место, и по накатанной человек движется.

Другое дело, как в свое время Леонид Жуховицкий писал, надо "остановиться и оглянуться". И если вдруг человек останавливается и огладывается, то здесь могут быть очень серьезные проблемы, потому что, остановившись, он вдруг решает, что пошел не тем путем, и тогда начинаются проблемы.

Досье:

КЛЯЧКО Татьяна Львовна – директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при президенте страны.

Родилась 7 марта 1951 года в столице. Окончила экономический факультет МГУ имени Ломоносова по специальности "экономист-математик" и аспирантуру Центрального экономико-математического института.

Работала во ВНИИ системных исследований, в Институте народнохозяйственного прогнозирования АН, в Высшей школе экономики. С 2003 года возглавляет Центр экономики непрерывного образования.

Доктор экономических наук. Автор 16 монографий и многих научных и научно-публицистических работ. В круг научных интересов входят: нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений социальной сферы, экономика образования, управление образованием, государственное и муниципальное управление, повышение эффективности использования бюджетных средств.

Руководитель экспертной группы реформирования бюджетного сектора в экономике "Стратегии-2020".

Разведена, есть сын.

Татьяна Клячко увлечена своей работой, но находит время для книг, театра и живописи.

Окончание беседы с гостьей слушайте в аудиозаписи программы.