Семинар для педагогов в детском саду. Упражнение «Диснеевская стратегия креативности»

Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.

Задачи:

  • Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.
  • Совершенствование качества языкового оформления речи.
  • Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации.

Атрибуты: буклеты-памятки «Искусство говорить с детьми», подборка высказываний великих людей о речи (для каждого педагога), игра «Загадочный букет» (заготовки с вопросами), бланки для оценки семинара-практикума, стих – шпаргалка собственного сочинения для быстрого запоминания компонентов речи, компоненты речи «Радуга» (названия каждого компонента, раскрашенного в цвета радуги), стих для картинки о речи, заготовки к аппликации.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля:

«Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»

То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок.

Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?

А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.

Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).

Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом!

Предлагаю поиграть в игру «Загадочный букет» и вспомнить определения семи компонентов речи.

Методические требования к речи педагога. Игра «Загадочный букет»

Воспитатели берут по одному определению из серединки розы, читают и определяют, о каком компоненте речи идёт речь.

Например: 1.…………..-.соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.

1. Правильность - соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

2.Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3.Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

5.Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6.Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи

7.Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи - это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ.

Для того, чтобы легче запомнить все 7 компоненты речи, я сочинила стишок, ассоциируя с радугой. У радуги тоже 7 цветов. Она удивительна, прекрасна и многогранна, как и речь.

Приложение №1- стихотворение

Стих – шпаргалка для быстрого запоминания компонентов речи.

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко!

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло!

Ведь радуга, как речь, игрива,

Спонтанна, звучна и проста,

И удивительна красива

Во все былые времена!

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая?

Ведь от неё поёт душа!

Мой стих приобретёт известность,

И в этом есть свой толк, уместность!

Спасибо всем за нашу встречу,

За семинар «Культура речи!»

Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность.

Практикум «Проверь себя» (Устно)

Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах:

договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, каталог, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, уведомление, феномен, звонит, пальцами, ножницами, новорождённый, ходатайство, торты, обеспечение, банты, включит (1- слова в текст, 2 — свет), рожки (животное), рожки (макаронные изделия).

Задание № 2. Определите род существительных.

Шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), тюль (м.р.), вуаль (ж.р.) , какао(несклон., ср.р), пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.).

Задание № 3. Исправь ошибку в предложении.

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Задание №4. Скажи правильно слова.

Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастной-возрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.

Перед тем, как подготовиться к семинару, был проведён опрос «Какие ошибки у нас встречаются чаще всего?»

Наши ошибки!

Чо – что (што), ихние- их, нету –нет, оделися- оделись, обезбаливающий-обезболивающий, уплотишь- уплатишь, оплатишь, заплатишь, пальцами – пальцами, ножницами- ножницами, салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть, бежи – беги, позвонит -позвонит, рожки – рожки,

Не забывайте о том, что слова: гель, шампунь, тюль мужского рода.

Главной задачей является — исправление данных ошибок!

Безусловно, знание названных требований к педагогам, а я считаю и к младшему персоналу тоже, соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи - это залог успешной работы по речевому и нравственному развитию детей в ДОУ.

А сейчас мы ещё раз обобщим все знания, которые получили на семинаре в виде красочного шедевра. Мы будем создавать картину. Раздаю заготовки. Они выполнены на самоклеющейся фотобумаге.

Получилась необычная картина, из которой понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда наша речь и речь наших воспитанников будет грамотна.

Культура речи!

Солнце – это воспитатель!(Солнце)

Он творец красивой речи,

Освещая путь детишкам,(фото детей)

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение.(Облака)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,(Капельки)

Слово, мимика, контакт

И прикосновения,

Вера, уважение!

Речь, что грамотна, чиста,

Выразительна, проста!

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво.

Появилась радуга.(Радуга)

Тучки тёмные – ошибки.(Тёмные тучки)

Они есть и их немного.

Будем исправлять все дружно,

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью

От могущества и силы.

Но, а знания о речи

Только радость приносили!

О речи много сказано. Мне хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нём кладезь мудрости вековой.

В память о нашем семинаре, я дарю вам листочки с высказываниями великих людей о речи.

Приложение №2 «Высказывание великих людей о речи».

Высказывания великих людей о речи.

(Каждому воспитателю в подарок)

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» А.Ф. Кони.

«Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть» Паскаль Блез.

«Красноречие - это живопись мысли» Паскаль Блез.

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие» Галилео Галилей.

«Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление» Паскаль Блез.

«Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» Низами.

«Позаботьтесь о том, чтобы все ваши слова были поняты, пристойно и правильно расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и полнозвучный, с наивозможною и доступною вам простотой и живостью передал то, что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла. Позаботьтесь также о том, чтобы, слушая вашу речь, меланхолик рассмеялся, весельчак стал еще веселее, простак не соскучился, разумный пришел в восторг от вашей выдумки, степенный не осудил ее, мудрый не мог не воздать ей хвалу». М. Сервантес.

Приложение №3 — Анкета

Оценка семинара

Ф.И.О педагога__________________________________

Из сегодняшнего семинара я извлекла……_______________

В ходе семинара мне понравилось…____________________

______________________________________________

Какую бы тему хотела обсудить?_____________________

______________________________________________

Я оцениваю семинар …_____________________________

Дата_____________________Подпись_______________

Спасибо всем за участие!!!

Приложение №4

Приложение №5.(Заготовки к картине).

"Мои эмоции"/Семинар-практикум для воспитателей ДОУ.

Автор : Петрова Наталия Ивановна, методист ДОУ
Место работы: ГККП "Детский сад №6 "Солнышко" при ОО г. Степногорска, п Шантобе Акмолинской области.
Описание материала:
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у педагогов, возникновения у них психосоматических расстройств и заболеваний.
Предлагаемый семинар ориентирован на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данного семинара помогут педагогам правильно оценить возможности своей нервной системы, познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния, нестандартно решать повседневные проблемы.
Цель:
Ознакомление педагогов с понятием «эмоции», «психологическое здоровье»
Задачи:
-мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира;
-наполнить содержанием понятие «эмоции»;
-способствовать осознанию собственных эмоций;
-обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум.
Наглядный и раздаточный материал: презентация, листы белой бумаги, анкеты, смайлики- эмоции, заготовки цветов по количеству участников для самопроизвольного деления на команды.
Участники мероприятия: педагоги, психолог, методист
Продолжительность мероприятия: 45 минут
План проведения мероприятия.
1.Организационный момент. Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.
2.Теоретическая часть.
2.1Введение в тему. «Эмоции». Стресс,«мифы» о нем
3. Практическая часть
3.1 Работа с тестом «Подвержены ли Вы стрессу?»
3.2 Определение основных признаков стресса
3.3 Выработка умения изменять отношение к проблемам
3.4 Знакомство с цветотерапией
3.5 Знакомство приемами с ароматерапии
4. Подведение итогов
«Мое настроение» нарисовать на цветке смайлик

Ход проведения семинара

Теоретическая часть
Вступительное слово:
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критичекого момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.
Поэтому возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления психического здоровья.
Методист:
Человек живет эмоциями: что такое «эмоция», какие бывают эмоции, какие из них разрушают личность, возможно ли контролировать свои эмоции и управлять ими?
Эмоция- это выражение чувств и отношений человека к окружению или себе, так, например, крайние проявления эмоций по отношению к себе: нарциссизм(самовлюбленность, восхищение собой) и аутоагрессия (от разрушающих тело и души вредных привычек до самоубийства). Эмоцию сам человек или тот, на кого она направлена, может оценивать как положительную (радость, удовлетворение,…) или отрицательную (гнев, печаль, злость,…)
Бывают простые (базисные эмоции), т.н. чувства: теплота, страх, удивление, радость, грусть, гнев, прилив сил, интерес, игнорирование,…- они понятны любому. Этим языком мы можем общаться и с нашими домашними питомцами, а они, как известно, не врут (даже хитрят по-честному), чтобы лучше понять человеку причину своих поступков, выбор поведения в проблемной ситуации, сделанные им умозаключения (выводы), психологи стараются вывести его на этот уровень простых эмоций.
Сложные: обида, печаль, удовлетворенность, стыд, вина, презрение. Эти эмоции формируются уже не только как реакции нашей первой сигнальной системы. Сюда «примешивается» и наш прошлый опыт, и рассужденияпо поводу ситуации, в какой-то мере направленными внутрь(этика отношений), когда человек реагирует на слова, эмоцию, поступок- эмоцией, но через какое- то время и не совсем (или не совсем) той эмоциональной реакцией, которая могла бы быть первоначально.
Управлять эмоциями и просто, и сложно одновременно. Эмоция- это взрыв, повышение давления и пульса и т.д. Чтобы хорошо контролировать физиологию – нужна тренировка. Но выбор любой эмоции, нашей чувственной реакции на происходящее, делаем всегда мы сами.
Какие эмоции разрушают? В основном это те, что отнимают у нас силы, т.н. астенические: подавленность, вина, обида, унижение, ведь что такое, к примеру, обида? Это подавленная в нас злость. Лучше как следует один раз разозлиться, чем потом мучить себя и других, вызывая в них чувство вины обиженностью. Для обучения управлением эмоциями мне нравится метод творческого выражения эмоций.
Выражение эмоций. При всем обилии форм есть два главных варианта отреагирования чувств:
1 через двигательную энергичность;
2 через творческое самовыражение.
Вспомните, что происходит с вами, когда волнуетесь?
Кто-то перебирает в руках маленькие предметы (этой людской потребностью разъясняется успокаивающее действие четок), кто-то прогуливается взад- вперед, кто-то отрисовывает на клочке бумаги… Одна из действенных форм выражения эмоций – обычное проговаривание. Если есть возможность выговориться, нам становится существенно легче. Как говорится, произнес- и душу облегчил.
Что происходит с теми, кто эмоции сдерживает?
Ответ на этот вопрос издавна известен: такие люди заболевают. Недаром говорится, что невыплаканными слезами рыдают внутренние органы. Подавленный ужас, волнение- основная причина язвенной болезни, инфаркта миокарда.
Особенное место в методах отреагирования чувств занимает творческое самовыражение, так именуемая арттерапия.
«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».
Профессия педагога относится к группе наиболее психологически опасных профессий наряду с такими, как, например, милиционер, предприниматель, пожарный. Взаимодействие с людьми в профессиональной деятельности было и остается одним из мощнейших стрессогенных факторов. У педагога стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, коллегами, родителями, представителями различных организаций. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о педагоге, испытывающем хроническое стрессовое состояние.
Мы постоянно слышим понятие «стресс» из разных источников, говорим о стрессе, но знаем ли мы о нем всю правду? В быту распространены следующие утверждения:
Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении.
От стресса страдают только психологически слабые люди.
Установить причины стресса несложно.
Все люди реагируют на стресс одинаково.
Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса.
Согласны ли Вы с данными утверждениями?
Так что же такое стресс? В переводе с английского «стресс» означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году выдающимся канадским физиологом Гансом Селье: «стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям».
Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу. Это реакции специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптация к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись.
Как на странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г.Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме.
2. Таким образом, знание основных признаков стресса позволит Вам вовремя распознать его появление и принять меры. Основные признаки стресса, независимо от его причины, таковы:
Невозможность сосредоточиться на чем-то
Слишком частые ошибки в работе
Ухудшение памяти
Слишком часто возникает чувство усталости
Мысли часто улетучиваются
Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
Повышенная возбудимость
Работа не представляет прежней радости
Потеря чувства юмора
Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет
Пристрастие к алкогольным напиткам
Постоянное ощущение недоедания
Пропадает аппетит, потерян вкус к еде
Невозможность вовремя закончить работу
3. Г Селье «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации. Например:
Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи: использовать слово «зато».
Доказать себе, что «могло быть и хуже».
Сравнить собственные невзгоды с чужим, еще большим горем («а другому гораздо хуже»).
Прием «зелен виноград» (подобно лисице из басни сказать себе, что то, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо»).
Вспомните ситуацию, вызвавшую у Вас отрицательные эмоции или стрессовое состояние. Попробуйте изменить значимость этих ситуаций для себя.
Подведение итогов
Итак, мы узнали главное о стрессе. Настала пора развенчать общераспространенные неверные представления о нем:
Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении. Неверно: стресс влияет не только на психические процессы, но и на физиологические. Заболевание, развивающееся в результате стресса, может представлять реальную опасность для здоровья.
От стресса страдают только психологически слабые люди. На самом деле все наоборот. Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят себе сложные цели и стремятся как можно быстрее достичь их. Высокие притязания вызывают перегрузку, что приводит к стрессу
Установить причины стресса несложно. Неверно: симптомы появляются сразу после незначительного воздействия какого-либо фактора, то есть даже при слабом стрессе. Но при сильном стрессе его признаки не развиваются до тех пор, пока не исчезнет причина. В таких случаях установить раздражитель бывает довольно сложно.
Все люди реагируют на стресс одинаково. Это утверждение абсолютно неверно. Каждый человек имеет свои особенные причины, симптомы, способы преодоления стресса, у каждого свой порог сопротивляемости. Хотя стрессовая реакция развивается по определенным законам, общим для всех людей, проявления могут быть совершенно разными.
Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса. Стресс не может быть устранен полностью. Напряжение – неотъемлемая часть жизни. Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.
Осознание ошибочности этих утверждений поможет нам более успешно бороться со стрессом.
Задумайтесь:
Практическая часть
1. Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»
На каждый вопрос Вы можете ответить «да (+), «нет (-)», «иногда (+ -)».
Часто ли у Вас появляется чувство усталости?
Чувствуете ли Вы ухудшение способности сосредоточиться?
3 Замечаете ли Вы, что Ваша память стала хуже?
4 Есть ли у Вас склонность к бессоннице?
5 Частот ли Вас беспокоят боли в области позвоночника?
6 Бывают ли у Вас сильные головные боли?
7 Есть ли у Вас проблемы с аппетитом?
8 Замечаете ли Вы, что отдых не дает желаемого результата?
9 Скучаете ли Вы на работе?
Легко ли Вас вывести из себя?
Замечаете ли Вы за собой склонность к излишней суете?
Часто ли Вам хочется выпить?
Часто ли Вы курите?
Бывает ли, что Вам трудно завершить мысль?
Часто ли Вы перестаете себе нравиться?
Часто ли Вам без видимой на то причины становится тревожно?
Часто ли Вам не хочется видеть вообще никого?
Обработка результатов
Подсчитайте набранное Вами количество баллов:
«да» - 2 балла
«иногда» - 1 балл
«нет» - 0 баллов
0 – 10 баллов. Вам можно позавидовать, Вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и опасных ситуациях Вы спокойны и рассудительны. Если набрали от 0 до 5 баллов, то Вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности стрессам – это действительно невероятно.
11 – 25 баллов. Стрессы Вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса – средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для Вас большой трудностью.
26 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если Вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем: Вам надо срочно изменить свою жизнь
Цветотерапия
«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» (Сенека).
Участникам занятия предлагается под музыку (Вивальди «Лето») при помощи пальцев рук красками изобразить цветовые пятна.

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:
Влияние цвета на психологическое состояние человека
Цвет Действие
Белый Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады
Серый Создает скуку, апатию, ощущение холода
Синий Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть, успокаивает
Голубой Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает
Фиолетовый Вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты, подавляет эмоции
Пурпурный Возбуждает, вызывает возвышенные чувства, ощущение тепла
Красный Создает ощущение теплоты, возбуждает при длительном действии приводит к чрезмерной усталости
Оранжевый Создает ощущение теплоты, бодрит
Желтый Возбуждает радость, создает ощущение тепла, простора, легкости
Коричневый Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение
Зеленый Вызывает ощущение холода, успокаивает
Черный Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение, угнетает
Тест на эмоциональное отношение.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

1.Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь на работу.
2.Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься домашними делами.
3.…, когда думаешь о близких.
4.…, когда ты приходишь домой.
5.…, когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов:
Красный - возбуждение, восторженное отношение
Оранжевый - радостное, приятное
Желтый - теплое, доброжелательное
Зеленый - спокойное
Синий - грусть, неудовлетворенность
Фиолетовый - коричневый- тревога
Черный - печаль, уныние.
Приемы снятия эмоционального напряжения.
Психологический душ- комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергического потенциала.
1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»
2.Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней…»
3.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично»
4.Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»
5.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
6.Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»
7.Руки на бедрах, делая наклоны туловищем вперед- назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна»
8.Руки на талии, выполняя наклоны вправо- влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу»
9.Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается…», глубокий выдох: «И все у меня получается»
«Нарисуй настроение»
Предлагаю всем педагогам нарисовать в серединке цветка смайлик, обозначающий их настроение на данный момент. Приклеить свои цветы – настроение на общий лист – получился «букет эмоций».

Елена Таймолкина
Семинар-практикум по саморазвитию и самосовершенствованию с элементами тренинга для воспитателей

Семинар - практикум с элементами тренинга для воспитателей по

Каждый человек - творец собственного благополучия

Ричард Стил

Цель семинара - практикума : повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через развитие способности педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию .

Задачи :

Знакомство с понятием «профессиональная идентичность педагога» .

Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости.

Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психологического перенапряжения педагогов, в условиях профессиональной деятельности.

Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Семинар - практикум состоит из двух частей :

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

1. Теоретическая часть.

Психолог : Уважаемые коллеги!

Приглашаю вас принять активное участие в семинаре – практикуме , направленного на развитие способности педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию . В настоящее время модернизация системы образования вступила в период адаптации к рыночным отношениям, что предъявляет новые требования к деятельности всех образовательных учреждений, их целевым ориентирам и результатам. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольных образовательных учреждений как первой ступени в системе непрерывного образования. Государственная политика в этой области отражена в Законе РФ «Об образовании» , ориентирующая на построение новой системы дошкольного образования, в центре которой находится личностное развитие ребенка.

В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование. Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек» , что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции . К личности педагога нему всегда предъявлялись и предъявляются достаточно высокие требования. Современное общество встало на путь инновационного развития, в центре которого стоит фигура педагога, потому что через образовательное учреждение как социальный институт проходит каждый гражданин страны. Государство и общество должны понимать непреложную истину : от того, насколько личностно и нравственно развитыми выпускники будут покидать стены различных образовательных учреждений, зависит будущее России.

Поэтому и сейчас очень уместен разговор о том, а каким должен быть современный педагог, какими профессиональными качествами необходимо овладеть не только начинающему, но и опытному педагогу в быстро меняющемся информационном обществе. Не случайно, нас заинтересовала проблема профессиональной идентичности педагога.

Ведущий :

Охарактеризуйте, пожалуйста, что такое идентичность для Вас? (Ответы педагогов) .

Ведущий :

«Идентичность» – от французского -identigue– точно соответствующий, тождественный.

Идентификация (от лат. identifico - отождествлять) :

Идентификация в Энциклопедическом словаре : признание тождественности, отождествление объектов, опознание. В психологии и социологии - процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом, процесс сравнения объекта с некоторым эталоном.

Профессиональная идентичность – ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития , как осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней. Важно, чтобы процесс становления профессиональной идентичности педагога проходил безболезненно и позитивно в течение всего периода педагогической деятельности.

2. Практическая часть.

Упражнение “Аплодисменты”.

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

Упражнение «Образ, который вы создали сами» (работа в таблице) .

Все мы родом из детства. Предлагаю вспомнить любимых героев мульт- или кинофильмов, сказок; людей шоу-бизнеса, которые оставили след в вашей душе.

Герой сказки или мультфильма Кумир шоу-бизнеса (актёр, артист, певец, юморист) Реальный пример для подражания в жизни

Имя Яркие черты характера, особенности поведения Имя Яркие черты характера, особенности поведения Имя Яркие черты характера, особенности поведения

После заполнения таблицы участники тренинга высказываются .

Упражнение “Мои положительные черты”.

Напишите свои положительные черты. Трудно ли было написать эти черты? Почему?

Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили.

Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?

Упражнение “Отражение в воде”.

Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тем, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды :

Человек скорчил страшную рожицу;

Человек замахнулся палкой;

Человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке.

Что вы чувствовали, когда ваш партнёр скорчил вам рожу (замахнулся на вас, улыбнулся вам?

Что вам было приятнее делать : корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?

Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?

Наша злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих; замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Упражнение “Волшебное озеро”.

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Упражнение «Моя позиция» . (работа в таблице) .

Характерные для вас мысли и действия

Позиция… Позиция…

По жизни меня ведут действия, основанные на обязательствах и ожиданиях…. По жизни меня ведут надежды и пожелания, оценки нравится- не нравится, суждения, мнения, чувства доминируют над действиями

Возможность что-либо изменить есть всегда Возможности что-то изменить нет

Я - чемпион по результатам Я -чемпион по оправданиям

Я- часть решения Я- часть проблемы

Я-мой свободный, осознанный выбор Мои действия- это вынужденность,соглашательство

Я знаю, ради чего я это делаю, если нужно, я выбираю платить цену Я- жертва обстоятельств. Меня используют другие люди

Успех-это намеренно созданный результат Мне повезло или не повезло : обстоятельства сложились благополучно, обстоятельства были против.

Что даёт такая позиция…. Что даёт такая позиция….

После заполнения таблицы ведущий предлагает участникам высказаться.

Интерпретация.

Капитан собственной жизни. Ты чувствуешь ответственность за всё, что с тобой происходит, преодолеваешь трудности. Ты видишь перед собой цель и думаешь над тем, как её достигнуть. Твои мысли и чувства- загадка для окружающих.

Рулевой на собственном жизненном корабле. Если это необходимо, ты способен передавать штурвал в надёжные руки. При оценке собственных трудностей ты частенько ошибаешься. То, что ты считаешь чересчур сложным, на самом деле оказывается довольно простым. Рассудительность, чуткость, отсутствие лишнего упрямства обычно помогают тебе. Ты умеешь жить в согласии с другими людьми.

Пассажир на корабле своей жизни. Ты прислушиваешься к тому, что говорят и думают другие. Причину своих ошибок и трудностей видишь чаще всего в том, что так всё само складывается , чем в собственных промахах. Часто ты считаешь, что какое-то дело значительно сложнее, чем оно есть на самом деле , если только взяться. То, что кажется невыполнимым- вполне тебе по силам, стоит только поверить в себя. Ты умеешь мирно сосуществовать с окружающими тебя людьми.

Кем быть в этой жизни-свободный выбор каждого человека.

Релаксация «Цветы» .

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе : греет теплое ласковое солнышко, дует легкий приятный ветерок… Вы находитесь на лугу, покрытом цветами : красными, желтыми, небесно-голубыми. Цветы настолько красивы, что завораживают взгляд. Постарайтесь рассмотреть их повнимательнее. Одни цветы яркие, крупные, другие нежные, хрупкие, некоторые совсем меленькие, есть даже цветы с колючками. У каждого цветка свой неповторимый аромат. Какие-то пахнут медом, какие-то - карамелькой, ванильным мороженым, приятной горчинкой… Какой бы ни был цветок - он неповторим… С высоты птичьего полета кажется, что это совсем не луг, а ослепительной красоты ковер. И каждый цветок, даже самый маленький, находится на своем месте, создавая дивный узор. Не будь его здесь, и узор был бы совсем другим… Представьте себе, что каждый из вас - тоже цветок из этого великолепия… Постарайтесь рассмотреть себя в капельке утренней росы… Что вы за цветок?. Как вы выглядите?. Какого цвета?. Какой аромат от вас исходит?. Этот луг настолько прекрасен, что постоянно притягивает к себе нежных бабочек, стремительных стрекоз, медлительных божьих коровок… Цветы не только радуют их своей красотой, но и дают возможность спрятаться от палящих солнечных лучей, сильного ветра, от птиц; они щедро делятся своим целебным нектаром… Вы так нужны им… Постарайтесь оставить в своей памяти эти ощущения красоты, нужности кому-либо, единения с другими… Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в свой реальный облик. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Семинар для воспитателей ДОУ

«Такие разные дети»

Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями развития агрессивных, застенчивых, гиперактивных и тревожных детей, представить педагогам содержание игр, направленных на преодоление агрессивности, тревожности, застенчивости у воспитанников; содействовать развитию эмпатийности, коммуникативных умений у педагогов.

Предварительная работа:

1.Создание презентации «Такие разные дети».

2.Подбор демонстрационного материала по тематике.

Ход семинара:

    Приветствие.

    Показ мультфильма «Откуда берутся дети»

    Упражнение «Все дети разные»

Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик) . А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать неваляшку) . А есть, которые живут в своем мирке – тихие, не заметные, не общительные (достать ракушку) . А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать мячик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий ежик ). Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.

Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь нередко попадают в данную категорию дети- дошкольники.

Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок поведение которого отличается от поведения других детей – это могут быть дети с признаками агрессивного поведения, гиперактивные дети или наоборот замкнутые, боязливые, тревожные . (слайд 2 – категории «Трудных детей»)

    Мини-лекция «Психологические особенности агрессивных, гиперактивных детей»

Рассмотрим основные признаки таких детей по схеме «Портрет особого ребенка» (Приложение 1) – слайд 3

(Педагоги выбирают качества, характерные для агрессивных детей)

    Агрессивный ребенок (слайд 4)

Портрет агрессивного ребенка.

Он нападает на остальных, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, одним словом, становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал « SOS », крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. Т.е. детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия.

Агрессивность в дошкольном возрасте может проявляться в виде угроз, дразнилок, а также разрушение продуктов деятельности другого; уничтожение или порча чужих вещей; непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросту драка).

Причины детской агрессивности: (слайд 5)

Вследствие этого причинами агрессивного поведения можно назвать:

Наличие у ребенка неврологических заболеваний;

Стиль воспитания в семье (гипер-, гипоопека, отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; нет единства требований к ребенку; ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические (особенно жестокие) наказания; асоциальное поведение родителей);

Психологический климат в детском коллективе

Как помочь агрессивному ребенку: (слайд 6)

Работа воспитателей должна проводиться в трех направлениях:

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение умению владеть собой.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Первое направление . Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». (Упражнение «Шарик») Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

    Можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

    В ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

    Способ выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

    Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогам – беспрепятственно проводить занятие поможет игра «Мешочек для криков». Перед занятием каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.

    Слепить фигуру своего обидчика, разбить, смять, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.

    Игры с песком и водой. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью используют игрушки из «Киндер-сюрпризов». Закапывая – раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.

Второе направление

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.

Задача взрослого – научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно:

    в группе обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

    проговаривать свои чувства и чувства других детей.

    проигрывать проблемные ситуации при помощи игрушек

    чтение и сказок и обсуждение чувств героев.

    Рисование на темы «Я сержусь», «Я радуюсь»

Третье направление. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии: это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

    Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости известных детям литературных героев, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разыгрывать ситуации, которые чаще все вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную те игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная работа помогает ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

    Играть в игры, развивающие сопереживание «Добрые волшебники», «Жужа»

    Демонстрация модели неагрессивного поведения. Воспитателю (взрослому) нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

    Гиперактивный ребенок

Портрет гиперактивного ребенка (слайд 6)

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, поэтому Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы.

Причины гиперактивности (слайд 7)

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

Генетические (наследственная предрасположенность);

Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

    Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению.

    Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

    Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места.

    Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять “случайно” оброненный карандаш и так далее.

    Для гиперактивных детей важен физический контакт. Поэтому педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий “включить” внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

    Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.

    Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

    При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Взрослый, требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

    Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

    Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Игры для гиперактивных детей

Игры на развитие внимания "Корректор", "Учитель", "Лови - не лови", "Все наоборот"

Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);"Солдат и тряпичная кукла", "Шалтай-Болтай", психогимнастические занятия

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"

игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы», «испорченный телефон».

Обзывалки” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко!”

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Два барана” (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: ^Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.

Тух-тиби-дух” (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Жужо” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. “Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. “Жужа” терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет “Жужей”.

Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными.

Ошибки, способствующие усилению напряжения ситуации

Основная задача воспитателя (либо любого другого взрослого), сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

Демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

Крик, негодование;

Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

Использование физической силы;

Втягивание в конфликт посторонних людей;

Непреклонное настаивание на своей правоте;

Нотации, проповеди, "чтение морали",

Наказания или угрозы наказания;

Обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

Сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

Команды, жесткие требования, давление;

Оправдания, подкуп, награды.

    у!»

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Приложение 1. Портрет «Особого ребенка»

Характерные особенности ребенка

Слишком говорлив

Продуктивно работает с пооперационными картами.

Отказывается от коллективной игры.

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается с взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен

Вертится на месте

Совершает стереотипные механические движения

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы боли в животе, в горле, головные боли

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Часто предчувствует «плохое»

Самокритичен

Имеет мускульное напряжение

Имеет плохую координацию движений

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру

Мало и беспокойно спит

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Занятие 1. «Рассматривание картин»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей при рассматривании художественных картин; вырабатывать творческий подход при составлении литературных произведений по картине; закреплять знания о литературных жанрах, умения владеть на практике заданным литературным жанром. Преобразовывать и применять при работе с детьми методы и приемы рассматривания картин (художественных произведений), которые использовались во время проведения семинарского занятия.

  1. Деление педагогов на команды по 5-7 человек.
  2. Выбор капитанов команд.
  3. Выбор репродукций художественных произведений для рассматривания.
  4. Знакомство с картиной.
  5. Поиск странностей в изображении.
  6. Выбор литературного жанра командами.
  7. Изучение владения жанром.
  8. Составление литературного произведения командами в выбранном жанре.
  9. Оценка литературного произведения товарищами, самооценка.

Материалы: репродукции художественных картин, разрезанные открытки, столы, указки (материал предоставляется по количеству команд), мелкие предметы для обозначения принятых ответов команд.

Ход занятия

В зале расположены столы, на одном из них - разрезанные части двух открыток. Воспитателям предлагается взять каждому по части открытки и составить целые открытки из частей. При составлении образуются две команды. Команды выбирают капитанов. Ведущий предлагает подойти капитанов к нему. (Отдельно лежат репродукции картин художников). Совместно выбирают одну из репродукций.

С этого момента начинается знакомство с картиной. Ведущий предлагает найти на картине то, что есть в помещении, где проводится семинар. (Команды по очереди называют. Правильные ответы отмечаются мелкими предметами). Далее ведущий предлагает найти и назвать белые предметы на картине, твердые предметы, предметы, в названии которых имеется звук «р»; предметы, которые начинаются на звук «р». После этого ведущий предлагает найти странности на картине и обосновать их. (Команды выполняют задание.)

После детального рассматривания картины ведущий спрашивает, какие литературные жанры знают команды (команды называют). Предлагается выбрать каждой команде литературный жанр. (Команды совещаются, и капитан называет ведущему выбранный литературный жанр.) Для изучения владения командами выбранного литературного жанра ведущий называет три слова, например, щенок, гулять, вечер. С этими словами в выбранном литературном жанре предлагается составить небольшое литературное произведение. (Команды выполняют задание. Капитан зачитывает литературное произведение). Если команды владеют выбранными жанрами, то дается задание составить произведения по картине. (Команды составляют литературные произведения. Капитаны команд зачитывают произведения, а члены команды оценивают собственное произведение, потом оценивают произведение соперников.)

Подводятся итоги работы с картиной для каждой из команд. Награждается лучшая.

В конце семинарского занятия каждой команде дается задание к следующему семинару: придумать и продемонстрировать костюмы: «Воспитатель в настоящем», «Воспитатель в будущем».

Занятие 2. «Мастерская фантазий»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей; развивать умение работать сообща в экстремальных условиях, эффективно взаимодействовать в ходе общения.

  1. Показ и презентация домашнего задания.
  2. Анализ выполнения домашнего задания. Оценка товарищей и самооценка.
  3. Задание с ограничением времени для каждой команды - изготовить атрибуты для инсценировки предложенной сказки. Показать инсценировку предложенной сказки в новой интерпретации.
  4. Обсуждение увиденного. Оценка товарищей, самооценка.

Материалы: цветная бумага (для каждой команды), клей, ножницы, лоскутки цветной ткани, нитки, иглы, фломастеры, карандаши, грим, краски акварельные, белые листы бумаги, ватман, резинки, шнурки и т. д. Столы по количеству команд. Конверты (количество на один-два больше, чем команд), в которых находятся названия наиболее известных программных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка» и т. д.).

Ход занятия

Показ и презентация домашнего задания каждой из команд (костюмы «Воспитатель в настоящем» и «Воспитатель в будущем»). После представления костюмов команды анализируют и оценивают друг друга.

Ведущий раскладывает конверты с названиями сказок, а капитаны команд вытягивают конверт, вслух зачитывают название сказки.

Ведущий дает задание: «В течение 20 минут командам изготовить атрибуты для инсценировки предложенной сказки и проинсценироватъ в новой интерпретации. (На отдельном столе находятся различные материалы для изготовления атрибутов. Члены команд подходят и выбирают то, что им необходимо.)

Команды показывают инсценировку выбранных сказок. Далее ведущий вместе с командами обсуждают увиденное и оценивают результат.

В конце семинарского занятия ведущий предлагает изменить состав команд для проведения педагогического КВН «Творчество плюс ИЗО». (Если команды согласны, происходит новое деление на команды.)

Подготовка к следующему занятию:

  1. Домашнее задание для команд: придумать название команды, придумать рекламу для своей команды.
  2. Выбрать капитанов команд.

Занятие 3. КВН «творчество плюс ИЗО»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей при проведении КВН; вырабатывать творческий подход при решении педагогических ситуаций; вырабатывать умения действовать сообща, умело и точно распределять функции участников для достижения необходимого результата. Закрепить знания и умения, полученные на прошлых семинарских занятиях.

  1. Представление жюри.
  2. Приветствие команд.
  3. Презентация команд.
  4. Оценка жюри.
  5. Разминка «Что бы это значило?»
  6. Оценка жюри.
  7. Конкурс капитанов «Творческий рассказ по картине».
  8. Оценка жюри.
  9. Конкурс команд. Творческое рисование на заданную тему.
  10. Оценка жюри.
  11. Подведение итогов жюри.
  12. Награждение победителей.

Материалы: зарисовки (иллюстрации) для конкурса «Что бы это значило?», репродукция художественной картины для конкурса капитанов, ватман (по количеству команд) для конкурса, таблички с цифрами до 6 для каждого члена жюри.

Подготовительная работа: жеребьевка команд.

Ход занятия

Ведущий представляет жюри и предлагает занять им почетные места. Объявляется конкурс «Приветствие команд» и максимальный балл данного конкурса. Презентация команд. После окончания конкурса ведущий предоставляет слово жюри. Оценивается каждая команда.

Ведущий объявляет следующий конкурс - разминка «Что бы это значило?». Командам показываются композиции из игрушек, нарисованные странные предметы, символы, недорисованные предметы - через десять секунд каждая команда отвечает на вопрос: «Чтобы это значило?» После окончания разминки жюри выставляет оценки, называет общий счет.

Ведущий объявляет конкурс капитанов. Капитанам показывается картина из серии «Мы играем», предлагается составить творческий рассказ по ней. Дается время 10 минут. Капитаны выходят из помещения. В это время с командами проводится игра «Необитаемый остров».

(Представьте себе, что вы плывете на корабле. Корабль терпит бедствие, рядом с местом крушения два маленьких необитаемых острова (две развернутые газеты). Вокруг в море (на полу) плавают опасные акулы. Вы можете плавать вокруг острова, но как только услышите команду «опасно», то вся команда должна собраться на острове так, чтобы ноги не касались воды. Тот, кто коснется пола после команды, считается съеденным акулой и выходит из игры. Но есть еще одно предупреждение, что остров все время уменьшается на половину. Побеждает та команда, которая сохранит максимальное количество членов экипажа. Победившей команде присуждается 1 балл.

После игры «Необитаемый остров» и конкурса капитанов жюри оценивает и подводит общий счет.

Далее ведущий объявляет конкурс команд - творческое рисование на заданную тему. Командам даются листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры. Ведущий предлагает нарисовать рисунок за 3 минуты и защитить свою работу перед жюри. После окончания конкурса жюри оценивает работы команд и выставляет оценки.

Подводится общий итог. Награждается команда-победитель.