Сельское хозяйство кабардино-балкарии. Кабардино‑Балкарская республика

Вступление

Изучение истории образования племен, народностей и наций, правильное истолкование происхождения и этапов формирования братских народов в их связи и взаимовлиянии относятся к числу насущных задач исторической науки.

Между тем изучение этой проблемы даже у народов, имевших с древнейших времен свою письменность и другие источники, представляет серьезные трудность. Что же касается возникновения и этапов формирования балкарского и карачаевского народов, то, несмотря на то, что вопрос этот давно занимал исследователей и привлекал внимание многих передовых русских ученых он до сих пор оставался нерешенным. Из-за скудости достоверных источников ранняя история карачаевцев и балкарцев окружена легендами, имеет целый ряд версий и догадок.

Достаточно сказать, что об их происхождении выдвинуто более десяти гипотез. Одна часть предположений и легенд порождена добросовестными попытками осмыслить на основе крайне скудных источников исторический процесс, другая часть версий создавалась фальсификаторами с предвзятой целью извращения подлинной истории.

Одни предположения порождены пытливыми и беспристрастными историками, которые только из-за крайней скудости материала могли сбиться с правильного пути и оказались не в силах среди многочисленных племен и народностей рассмотреть истоки формирования балкарского и карачаевского народов. Другие же версии, наоборот, распространялись панисламистам и националистами целью извращения истории взаимоотношений между народами, противопоставления одних народов другим и т. д. Все это очень важно учитывать при разборе материалов, которые могут служить основой для установлений исторической правды.

В этом реферате я постараюсь рассмотреть всю суть происхождения и нынешнего существования Кабардино-Балкарии в целом, от истоков и языка до религиозной принадлежности и наиболее ярких представителей этой республики.


Происхождение

Большинство ученых считает, что среди предков, от которых шло формирование балкарцев, были как местные, собственно “северокавказские” племена, так и аланы, кипчаки и болгары.

Таким образом, корнями своими балкарцы уходят в стародавние времена. В процессе формирования предки балкарцев прошли на протяжении многих столетий сложный путь своего развития, оказываясь в составе различных объединений и союзов родов и племен, взаимовлияя и сталкиваясь не только с родственными, но и с неродственными племенами и народностями. Вследствие этого на долгом пути своего формирования балкарцы приобрели целый ряд черт и признаков, являющихся, в некотором отношении “общими и с болгарами, и с кипчаками, и с адыго-черкесо-кабардинцами, и со сванами”.

Следовательно, происхождение балкарцев является результатом многовекового исторического процесса, в котором отразились как общие внутренние закономерности становления и развития каждой народности, так и разнообразные взаимные влияния; смешение, перемещение различных этнических групп на Кавказе.

Истинное направление, взятое в 1959 году сессией Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института в разрешении вопроса о происхождении балкарцев и карачаевцев, позволило отвергнуть версию о простом перемещении племенных образований и ошибочные представления о превращении одного народа в другой.

Предки современных кабардинцев, известные под именем адыгов, к середине I тыс. до н.э. на Таманском полуострове имели свое государственное объединение, которое позднее вошло в состав Боспорского царства. Нашествие гуннов в 4 в. заставило адыгов переселиться ближе к горам Кавказа. Примерно в это же время в результате смешения северокавказских племен с болгарами из Приазовья образовалась балкарская народность. В 13 в. в связи с вторжением монголо-татар предки балкарцев переселились в горы. К 14 в. часть адыгов получила название кабардинцев и заняла современную территорию расселения.

В 1557 г. при правителе Темрюке-Кабарда добровольно вошла в состав Русского государства. Вскоре Иван IV Грозный женился на кабардинской княжне Марии, что значительно укрепило отношения между двумя странами. В 1774 после подписания Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией присоединение Кабарды к России получило международное признание. К 1827 завершилось присоединение к России Балкарии. В 60-х гг. 19 в. Кабарда и Балкария были включены в состав Терской области. В 1867 здесь было отменено крепостное право.

Следовательно, происхождение балкарцев является результатом многовекового исторического процесса, в котором отразились развития каждой народности и смешение, перемещение различных этнических групп на Кавказе.

По своему облику балкарцы и карачаевцы очень близки с горными осетинами и северными грузинами. Это обстоятельство следует учесть, так как тюркский язык балкарцев и карачаевцев дал основание многим исследователям считать их прямыми потомками монголов, пришедших на Кавказ с Востока. Анализ антропологических признаков балкарцев и карачаевцев, проведенный экспедицией Института экспериментальной морфологии Академии наук Грузинской ССР, исследования В. П. Алексеева и других авторов показали, что монголоидные элементы среди представителей карачаевского и балкарского народов отсутствуют.

Горных жителей Кавказа связывает не простое сходство, а глубокое родство по происхождению.

Таким образом, вывод научной сессии Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института о том, что в образовании карачаевского и балкарского народов принимали участие местные северокавказские и ираноязычные племена (аланы), подтверждается данными языка, археологии, антропологии и исторических документов.

Наряду с местными северокавказскими и аланскими племенами, в образовании карачаевского и балкарского народов участвовали и тюркоязычные племена – болгары и кипчаки.

Изучение начального периода истории балкарцев показывает, что их образование, расселение и смешение с различными племенами являются не причиной, а следствием социально-экономического развития общества.

Разбор источников позволяет предполагать, что, возможно, к числу коренных кавказских племен горной части Центрального Кавказа следует отнести овсов, имя которых встречается в некоторых документах. Осетины и сваны и поныне называют балкарцев осами, овсами. Причем осетины называют их также “ассон” – с оттенком уважения, как бы намекая на общность их происхождения от одних и тех же предков, далеких ассов. Сами же балкарцы и карачаевцы слово “алан” употребляют в смысле “товарищ”.Балкарцы сами себя называют “таулу”, что означает “житель гор”. По вопросу о происхождении этого термина существуют различные мнения и версии. Народная летопись указывает, что балкарцы, или малкары, жившие в Черных горах по р. Черек в деревне Уллу-Малкар (Большая Балкария), получили свое этническое название от реки Малки, которая известна у кабардинцев и балкарцев под названием Балъкь. Но этот вопрос изучен недостаточно.

Предание выводит название “Малкар” от имени Малкар. Один из вариантов этого предания повествует следующее. С равнины в Черекское ущелье пробрался один охотник по имени Малкар, человек неизвестного происхождения, и застал там на одной поляне поселок из нескольких дворов, жители которого называли себя “таулу”, что означает “горец”. Малкару очень понравилась эта местность, и он решил навсегда остаться там, переселив туда и свой род. Местные жители этому воспротивились, поэтому Малкаровы поселились на другой поляне, и оба рода жили некоторое время спокойно. Но вот однажды пришел в горы неизвестный человек по имени Мисака и гостил у Малкаровых, которых было девять братьев и единственная их сестра-красавица. Гость влюбился в нее, она ответила ему взаимностью, но гордые братья не согласились на брак сестры с безродным пришельцем. Тогда Мисака прибег к хитрости и с помощью своей возлюбленной убил ее братьев. Женившись на сестре Малкаровых, Мисака завладел их землей и другим имуществом. Он привел с плоскости своих людей и начал притеснять местных жителей, превратив их в конце концов в своих данников.Но следует учитывать что это лишь одна из тысячи легенд о происхождении названия,а более достоверную версию о происхождении двух народов дает и их языковая принадлежность

Карачаево-балкарский язык, один из тюркских языков относится к кыпчакской группе. Современное название стало общепринятым с 50-х годов 20 века, ранее он назывался горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским. Используется двумя народами– карачаевцами и балкарцами. Распространен в основном в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике, в которых является государственным языком наряду с русским и кабардино-черкесским, есть также в Средней Азии, Казахстане, Турции. Число говорящих на территории СССР в 1989 превышало 230 тыс. человек, из них карачаевцев, проживающих в Карачаево-Черкесии, было около 130 тыс., а балкарцев в Кабардино-Балкарии – около 70 тыс.

Основные диалекты: карачаево-баксано-чегемский («ч»-диалект) и малкарский («ц»-диалект)

Однако карачаево-балкарский язык имеет и своеобразные черты, отличающие его от других кипчакских языков.

Карачаево-балкарский язык характеризуется следующими особенностями: исчезновение начального «и» в некоторых словах (ахши "хороший" вместо йахши); аффиксы 1-го и 2-го лица единственного числа и аффиксы родительного падежа без конечного согласного (-ма/-ме, а не -ман/-мен, -са/-се, а не -сан/-сен, -ны/-ни, а не -нын/-нин); в числительных следы двадцатиричной системы; лексические заимствования из адыгских и осетинского языков.

Осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках не могут быть объяснены простым распространением из нынешней Осетии. В этом случае количество этих элементов резко убывало бы с востока на запад и на далеком Баксане или в Каравае не было бы значительным. Между тем на Баксане и в Карачае сходств в языке не меньше, чем в Чегемском и Черекском ущельях, причем некоторые из них не встречаются в Верхней Балкарии, расположенной по соседству с Осетией.Отсюда делаем вывод что осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках - не результат заимствования от современных осетин, а наследие старого смешения, происходившего во всех ущельях от Черека до Верхней Кубани и до Теберды

Историческая справка

На территории Северного Кавказа в целом, и на территории КБР в частности, прослеживается деятельность человека с древних времен. В Баксанском ущелье обнаружены стоянки первобытных людей позднего палеолита (древнекаменный век) и мезолита (среднекаменный век). На Северо-Западном Кавказе, где жили предки кабардинцев, обнаружены орудия труда конца раннего палеолита.

Находки кремневых и обсидановых орудий вблизи Нальчика, на реке Кенже, в 1924 г. с явными следами обработки человеком, а также в гроте Кала-Тюбю, вблизи селения Верхний Чегем, доказывают, что первобытные общины продолжали жить на территории нынешней Кабардино-Балкарии в эпоху раннего неолита (новокаменный век). Хорошо изучены более поздние неолитические памятники: Агубековское и Долинское поселения вблизи Нальчика. Они свидетельствуют о том, что жизнь здесь продолжалась непрерывно и в последующие периоды - в эпоху позднего неолита, бронзы и железа.

Установлено, что далекими предками адыгов (к адыгам относятся и кабардинцы) были хаты и хетты, создавшие в III тысячелетии сильную империю, соперничавшую с Египтом и Вавилоном, территория которой простиралась на весь Анатолийский полуостров, включала часть нынешнего Ирака и Кавказ. После распада империи адыгские племена сосредоточились на Северо-Западном Кавказе. В их число вразные времена входили меоты, синды, керкеты, а позже зихи и касоги. Они впитали в себя в VIII-I вв. до н. э. и позже проникавшие к ним киммерийские, скифские, греческие, сармато-аланские и другие этнические элементы. Однако у них сохранился древнекавказский национальный язык, относящийся к индоевропейской группе языков, со следами языковых влияний разных народов.

Основой хозяйства этих племен было скотоводство и довольно развитое, для того времени, земледелие, а по берегу морей (Черного и Азовского, которое древние называли «Меотским озером») - торговля и рыбная ловля. На высоком уровне развития находились металлургия и гончарное производство. В V-IV в. до н.э. была широко развита торговля с греческими колониями Черноморского побережья. Основная статья экспорта - зерно.

Уже в V в. до н.э. под влиянием греческих колоний у предков адыгов - синдов происходил процесс образования государства. В этот период образовалось раннерабовладельческое государство Синдика - древнейшее и первое государственное образование на территории России. Синды жили в низовьях Кубани, на Таманском полуострове и на прилегающих территориях Черноморского побережья. Во 2-й половине V в. до н.э. в Синдике чеканились собственные металлические деньги, а на базе греческого алфавита была создана своя письменность. Это доказывают надписи на золотых и серебряных монетах государства Синдика того времени.

Но это небольшое государство просуществовало лишь около 100 лет. Достигнув расцвета, оно, будучи окружено более сильными и, наверное, агрессивными соседями, не смогло сохранить самостоятельность и было включено (1-я половина IV в. до н.э.) в состав эллинского Боспорского царства.

Религиозные воззрения меото-синдо-керкетских племен характеризуются наличием у них элементов первобытной религии (анимизм, тотемизм, магия и пр.). Наибольшее развитие получил земледельческий культ плодородия. Почитаемы были небесные светила, а также другие культы: охоты, ремесла, домашнего очага. Под влиянием греков происходит смешение местных и греческих культов. Возможно, образ Прометея греки позаимствовали у этих племен из существовавшего уже тогда эпоса «Нарты», где есть герои и принесшие огонь людям, и прикованные к склонам Эльбруса , которым орел выклевывает печень (Сосруко, Насранжача).

В I в. н.э. из меотских племен выделяется племя зихов, занимавших территорию между нынешними городами Туапсе и Гагра . Во II в. вождь зихов - Стахемфак - объявляет себя подданным римского императора, что усиливает влияние зихов на соседние племена, и их территория значительно расширяется. Несмотря на нашествие гуннов в 375 г. и нашествие авар в VI веке, оттеснивших меотские племена, в т.ч. и зихов, в ущелья левобережья Кубани, зихи становятся в VI-X вв. ядром вновь образующегося племени адыгов. Византийский император Константин Багрянородный писал в это время, что территория Зихии простирается на 300 миль.

Появившиеся на Северном Кавказе в I в. н.э., ираноязычные аланы проживали здесь более 1000 лет и оставили после себя многочисленные памятники. Судя по ним, центром Алании служили нынешние территории Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. В начале они входили, как и зихи, в состав Хазарского каганата, а после его распада (разгром Хазарии киевским князем Святославом Игоревичем в 965 г.) образуется государственное объединение - Алания, считавшееся в Х-ХШ вв. довольно сильным государством. Интересно отметить, что современные осетины и балкарцы считают аланов (в русских источниках ясы, асы) своими предками (Республика Северная Осетия-Алания, балкарская общественная организация «Алан»).

В этот же период, после распада в VII в. на три части тюркоязычной Великой Болгарии, занимавшей территорию Приазовья, часть племен уходит за Дунай (нынешняя Болгария), часть в верховья Волги (Черная Булгария), а часть во главе с Басиятом осела в предгорьях Центрального Кавказа, и, возможно, именно они дали название одному из коренных народов Кабардино-Балкарии - балкарцам. Во всяком случае, все таубии (горские князья балкарцев) считали своим родоначальником Басията, а часть грузин (рачинцы, сваны, мингрелы) и до настоящего времени балкарцев называют басиянами.

С VI в. на Северный Кавказ из Византии начинает проникать христианство. Вначале оно было православного толка. И у алан (до 1366 г.), и у зихов (до 1398 г.) были свои епархии во главе с епископами.

Возможно, к этому времени (IV-VI в.) относятся связи зихов с восточными славянами - антами. К X-XI вв. эти связи расширились, т.к. на Таманском полуострове образуется русское княжество с центром в Тмутаракани. В 1022 г. Мстислав Удалой (младший сын киевского князя Владимира - Красное Солнышко), получивший в удел это княжество, нападает на касогов (одно из зихских племен) и в результате единоборства с касожским князем Редедей побеждает его (источники пишут, что коварно, вытащив из-за голенища нож) и подчиняет касогов Тмутаракани. Касожские полки вместе с Мстиславом участвуют в его войнах против своего брата Ярослава Мудрого за Киевский престол. (Черниговского престола, второго по значимости в иерархии русских княжеств, Мстислав все-таки добился).

Затем касоги разоряют Тмутаракань, и она, как княжество, с XI в. не существует. (Интересная деталь - знаменитый русский адмирал Ушаков выводит свою родословную от Редеди. Взятые Мстиславом в плен двое малолетних сыновей Редеди были воспитаны при княжеском дворе и, дав потомство, образовали множество русских фамилий, в том числе и Ушаковых.) Как бы там ни было, к X в. из зихов и касогов складывается новый союз племен, члены которого сами себя называют «адыге» (адыгэ), а другие народы эти племена с XIII в. называют черкесами.

В 1-й четверти XIII в. началось опустошительное нашествие на Северный Кавказ монголо-татар, с которыми местные жители упорно боролись. Острие агрессии монголов в центральной части Предкавказья было направлено против алан, которые подверглись разгрому и к XIV в. прекратили свое существование. Остатки их укрылись в горах, смешались с местными племенами и образовали осетинскую народность (осетины, как и аланы, ираноязычны).

Как кочевые племена монголы-татары недолго оставались на Северном Кавказе, и начиная с XIII в. в Центральное Предкавказье небольшими партиями переселяются адыги из Прикубанья. Некоторые, возможно, и раньше, так как у селения Этоко близ Пятигорска есть памятник - статуя Дука-Бека, датированный 1130 г. (некоторые ученые оспаривают эту дату и говорят, что памятник относится к V в.), на котором имеется надпись, написанная греческими буквами на адыгском языке. Массовое же переселение адыгов на восток происходит в XIV в. (такова официальная версия, принятая на сегодняшний день, дискуссии продолжаются), и с этого времени восточная ветвь адыгов в источниках начинает называться Кабардой. У кабардинцев есть предание, которое объясняет это название: предводителем адыгских переселенцев был Кабарда Тамбиев, и так как новые земли стали его владением, то и вся территория стала называться Кабардой (есть и другие легенды по этому поводу). Центром Кабарды была местность нынешнего Пятигорья, и в русских письменных источниках XVI в. кабардинцы именуются «пятигорскими Черкассами». Территориально владения Кабарды простирались до реки Сунжи, вплоть до ее впадения в Терек (территория нынешней Чеченской Республики).

Этот период (XV в.) интересен еще и тем, что родоначальник кабардинских князей - Инал (у кабардинцев до него князей не было) делает первую попытку объединения народа, с четко структурированной иерархической системой, укреплением центральной власти князя, ликвидацией междуусобиц. Но после его смерти не нашлось таких же умных, энергичных и решительных последователей его идей, и Кабарда вновь вверглась в омут междуусобиц.

В 1395 г. на территорию Северного Кавказа вторгается новый, жестокий, теперь уже узбекский, завоеватель Тамерлан (Тимур Хромой), который почти окончательно (вдобавок к Куликовской битве) разваливает Золотую Орду, и на ее остатках появляются новые феодальные государственные образования: Ногайская Орда, Казанское, Астраханское, Крымское и другие ханства. С распада Золотой Орды и ухода в результате нашествия Тимура части степных кипчаков (половцев) в ущелья Центрального Кавказа начинается автономное развитие карачаево-балкарского языка. То есть «половцы явились завершающим звеном в формировании тюркоязычного ядра при сложении балкаро-карачаевского народа» (Бекалдиев М. Д. История Кабардино-Балкарии).

В результате миграционных процессов, происходивших на Кавказе, Черкесия, как, впрочем, и Абхазия, и Грузия, в силу ряда причин, превращается в регион поставки рабов в разные страны мира, и, особенно, на Арабский Восток, т.к. арабам нужны были воины. Этот процесс порождает институт рабов-воинов, называемый «мамлюками». Мамлюки постепенно настолько усиливаются, что в 1250 г. свергают династию султанов Айюбидов и основывают династию мамлюкских султанов, правивших Египтом, и подчиненными ему странами (Сирия, Месопотамия, Ливия, Йемен и др.) вплоть до 1517 г., когда султан укрепляющейся Османской империи- Селим разгромил войска мамлюков и захватил Египет. В 1711 г. мамлюкские эмиры черкесского происхождения возвращают себе власть и находятся во главе Египта до 1811 г.

Именно во времена правления черкесских султанов были окончательно изгнаны с территории Ближнего Востока войска крестоносцев. Монго-ло-татары, несмотря на неоднократные попытки завоевать Египет, благодаря сопротивлению мамлюков этого сделать так и не смогли. Что интересно, в абсолютистской монархии этого периода не было династического наследования трона от отца к сыну, и все султаны избирались на высшем совете эмиров мамлюков, в зависимости от военных заслуг эмиров.

К XVI в. Кабарда господствует на равнинах Центрального Кавказа, контролируя северокавказские торговые пути. У кабардинцев окончательно формируются феодальные отношения. Борьба за торговые пути является причиной как внутренних распрей, так и бесконечных агрессий на Кабарду соседей-соперников. Она ведет упорную борьбу с Крымским ханством, калмыками, пришедшими сюда в это время из-за Волги, кумыкскими и Тарковскими шамхалами (Дагестан). В этих условиях некоторые кабардинские князья ищут союза с московскими царями. Расширяющееся Русское государство (1552 г. - завоевание Казанского, а затем в 1556 г. и Астраханского ханств), ищущее выход к богатым восточным и южным рынкам, с удовольствием идет на сближение, и в 1557 г. подписывает военно-политический союз с Кабардой. Союз этот укрепляется женитьбой Ивана Грозного на кабардинской княжне Гошаней (в крещении Мария) - дочери верховного князя (валия) Кабарды Темрюка Идарова. Тем самым Темрюк Идаров, праправнук Инала, делает еще одну попытку объединить Кабарду под единой властью, что, к сожалению, ему не удается, а Кабарда попадает в вассальную зависимость от России.

После смерти Темрюка в 1571 г. из-за борьбы между княжескими фамилиями за пост валия (верховного князя) Кабарда раскололась на Большую и Малую. Большой Кабардой, занимавшей левобережье Терека, правили четыре княжеские фамилии, а в Малой Кабарде, ушедшей на правобережье Терека, господствовали два княжеских рода. То есть в Кабарде все больше разрастается междуусобица.

В XVI в. на Кавказе появляются первые русские поселенцы. Это были казаки, селившиеся на свободных территориях вдоль реки Терек. Так как казаки основывали свои станицы на холмах (гребнях) вдоль Терека, то кроме названия «терские» они называют себя еще и «гребенскими казаками», чтобы отличить себя от «низовых казаков», селившихся в устье Терека.

Кстати, интересно происхождение казаков, как особого слоя русского воинства. С. М. Броневский, официальный историограф царизма начала XIX в., в своей книге «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» (М., 1823) пишет: «В 1282 году татарский баскак (наместник хана) Курского княжества призвал черкесов из Бештау (Пятигорье), населил ими слободу под именем казаков (скорее всего для защиты границ от набегов или как полицейские части. - А. А.). Разбои и грабежи, ими причиняемые (наверное, не платили денег, раз начались разбои. -А. А.), впоследствии произвели многие на них жалобы... князь Курский по дозволению ханскому, разорил их жилища, многих из них побил, а прочие разбежались... Многолюдная их шайка, не обретя себе безопасности там, ушла в Канев (под Киев) к баскаку, который назначил им место к пребыванию, ниже по Днепру. Тут построили они себе городок и назвали его Черкасск, по причине, что большая часть из них была породою черкесы, которые проспавились потом под именем Запорожских казаков». К этим переселенцам присоединяются впоследствии беглые кипчаки, русские и другие, не терпящие власти, люди. Славянский и христианский компонент преобладает, поэтому язык - русский, а религия - православие. «Республика» растет и расселяется на новые места: Дон, Волга, Яик (Урал). По их примеру создаются казачьи вольницы и в других местах. Но фундамент казачества заложили черкесы. Доказательства:

1. На Украине - город Черкассы, на Дону - Новочеркасск. С чего бы им там появляться, если черкесы живут в другом месте?

2. Черкесами (ед. число - «черкешенин») русские называли выход цев с Украины: «...название черкас, относившееся первоначально к при шлому населению Украины в XVI и XVII веках, постепенно стало синонимом малороссиянина» (Дж. Н. Коков).

3. Казаки, как когда-то, черкесы, в середине макушки оставляли чуб, называемый «оселедец». Кстати, по этому казацкому чубу всех украинцев стали называтьобидным для них прозвищем «хохол».

4. Многие казацкие и украинские фамилии оканчиваются на «ко» (Бойко, Шевченко и т.д.), что является результатом влияния адыгского (черкесского) языка, т.к. «къуэ» (в русской транскрипции - «ко») у адыгов означает сын, как у тюркских народов «оглы», у арабов «ибн». У адыгов также много фамилий, оканчивающихся на «къуэ» - Къэзэнокъуэ (Казаноко - Казаноков), Сэхъурокъуэ (Сохроко - Сохроков) и т.п.

5. Неприятие любой власти над собой, чем славились и черкесы, и казаки, что, собственно, и погубило и тех и других.

6. Одинаковая тактика набегов и ведения боевых действий как у черкесов, так и у казаков.

7. Еще в XIX в., и это подтверждено источниками, донские казаки утверждали, что они произошли от черкесов.

8. Казацкое звание «есаул» происходит от адыгских слов «есау лIы» -выученный (натренированный, опытный) мужчина (воин).

9. Кипчакский (тюркский) компонент прослеживается в слове «атаман», что в переводе означает «отец я» (ата мен), т.е. «я ваш отец, предводитель, начальник».

Можно выискать еще множество доводов в защиту этой версии, но это дело историков, филологов, этнографов и других ученых.

В связи с внутренними неурядицами в России (Смутное время; становление и укрепление новой царской династии Романовых), ей было в конце XVI - в XVII в. не до Кабарды, хотя кабардинские князья выезжают в Москву и служат России: один из трех претендентов на русский престол в 1613 г. потомок кабардинских князей; первый генералиссимус России -кабардинский князь Михаил Алегукович Черкасский, воспитатель царя, произведенный в это звание в 1696 г. Петром I.

С укреплением Российского государства вновь обостряется интерес к Кавказу (Азовские и Прикаспийские походы Петра I), но активная колонизация Кавказа начинается со 2-й половины XVIII в. Первый этап - покорение Кабарды, как самого влиятельного на Кавказе государственного образования, - начался со строительства на Кабардинской земле крепости Моздок (Глухой лес), который в настоящее время является городом и находится на территории Северной Осетии. Постройка крепости резко ограничивает свободу передвижения кабардинцев: они не могут пасти скот на своих исконных пастбищах и ездить беспрепятственно за солью в Астраханские степи. Кабардинские крестьяне бегут от своих князей под крепость Моздок, принимают христианство и получают от русских властей наделы земли. Потомки этих кабардинцев-христиан (примерно 10 тысяч человек) сейчас проживают в Северной Осетии и Ставропольском крае и называются моздокскими кабардинцами.

Дальше больше - строятся Кизляро-Моздокская, а затем Азово-Моз-докская линии военных укреплений, впоследствии названные Кавказской военной линией; основываются казачьи станицы, клиньями разделяющие горские народы, в т.ч. и единый адыгский народ (Прохладная - 1765 г., Екатериноградская - 1777 г., Константиноградская (нынешний г. Пятигорск) - 1778 г., Владикавказская - 1784 г. и т.д.); переселяются на Кабардинские земли из горных ущелий осетины и ингуши, принявшие подданство России и всегда страдавшие от безземелья, находясь в вассальной зависимости от кабардинских князей; учреждается в 1785 г. Кавказское наместничество во главе с П. С. Потемкиным - племянником знаменитого фаворита Екатерины Второй, Г. А. Потемкина-Таврического со столицей в Екатериноградской (триумфальная арка в станице стоит до настоящего времени. Это же триумф - построить крепость на завоеванных Кабардинских землях).

Вот парадоксы истории: казаки, первооснову которых заложили адыги, теперь, подчинившись российскому правительству, воюют против адыгов, становятся их поработителями.

Кабардинские князья, не мирясь с таким положением, организуют набеги на крепости, направляют депутатов в Санкт-Петербург. Но все тщетно - российские власти не идут на уступки, направляют в Кабарду карательные экспедиции, которые накладывают на кабардинцев непосильные контрибуции, угоняют скот и сжигают их аулы. Особенно опустошительными эти экспедиции были в 1779 г. под командованием генерала Якоби и подполковника Савельева, в 1804-м - генерала Глазенапа, в 1810-м - генерала Булгакова, в 1822 г. - генерала Ермолова .

Несмотря на то, что Белградский договор в 1739 г. (после очередной войны между Российской и Османской империями) признавал Кабарду «вольной», Россия в 1769 г. назначает в Кабарду пристава, а в 1793 г. в Кабарде вместо традиционных судов вводятся «родовые суды и расправы», подчиненные Моздокскому коменданту и применяющие уже и российские законы вместо традиционного адыгэ хабзэ (адыгские обычаи) - норм поведения кабардинцев.

К 1825 г. Кабарда прекратила и сопротивление, и свое существование как свободное территориально-государственное образование. Из 350-тысячного кабардинского народа остается в живых 35 тысяч - 10%. Остальные погибли в национально-освободительной войне.

После покорения Кабарды Россия основной упор делает на покорение Чечни и Дагестана (2-й этап колонизации Кавказа), а по пленении Шамиля в 1859 г. всей мощью 200-тысячной армии обрушивается на адыгов Западного Кавказа. 21 мая 1864 г. на поляне Къуэбыдэ (крепкое, недоступное ущелье), на земле одного из адыгских племен - убыхов (ныне Красная поляна близ Сочи, где любит кататься на горных лыжах В. В. Путин), царские генералы во главе с великим князем Николаем Николаевичем празднуют окончательную победу и раздают медали «За покорение Западного Кавказа», а адыгов изгоняют в Турцию.

Результат войны: сотни тысяч убитых русских солдат и офицеров (по подсчетам Чернышевского, на Кавказе ежегодно гибло не менее 25 тысяч русских воинов); подорванная финансовая система России (1/6 часть бюджета ежегодно шла на Русско-Кавказскую войну); поражение России в Крымской войне; не менее двух миллионов погибших кавказцев; выселение более одного миллиона адыгов в Турцию, разбросанных сейчас в 40 странах мира. Из 1,5 миллиона адыгов на родной земле в 1865 г. осталось примерно 35 тысяч кабардинцев и столько же человек из других адыгских народов, т.е. не более 5% всех адыгов. Остальные либо погибли, либо были депортированы со своей исторической родины. Это был геноцид адыгского народа. Никогда и нигде ни один народ не уничтожался так массово.

Прогрессивные люди всей Европы, в т.ч. и России, осуждали царизм за его жестокость на Кавказе. Интеллигенция России не была услышана властями, но их произведения остались для потомков. Русская культура пришла в Кабарду и Балкарию через русскую интеллигенцию, в т.ч. через декабристов, которые были разжалованы и сосланы в действующую армию на Кавказ - «в теплую Сибирь».

Балкария добровольно входит в состав России в 1827 г. Балкарцы, возникшие как единый этнос на рубеже XIV-XV вв., в русских письменных источниках назывались «горскими татарами» (сами себя они называют «таулу» - горские люди) и жили обществами в ущельях. Таких обществ было пять: Балкарское, Безенгиевское, Хуламское, Чегемское и Урусбиев-ское (Баксанское). С вхождением в состав России балкарцы с разрешения русских властей начали расселяться в предгорьях, на землях кабардинских князей и дворян, противников России, погибших в национально-освободительной борьбе или сбежавших за Кубань для продолжения борьбы. После революции 1917 г. население всех горских обществ было объединено под общим названием - «балкарцы», по самому многочисленному из обществ.

После завоевания Кабарды и добровольного вхождения Балкарии Россия постепенно внедряет свою администрацию и свои порядки на территориях вновь присоединенных земель. Во 2-й половине XIX в. Кабарда и Балкария утрачивают остатки старинно-патриархальной замкнутости, втягиваясь во всероссийский рынок. Это меняет структуру производства сельскохозяйственной продукции (промышленности нет): вместо традиционного проса сеется пшеница и кукуруза, больше внимания уделяется выращиванию знаменитой «кабардинской лошади», поставляемой в российскую кавалерию и прочее. Кабардинские и балкарские добровольцы, и уже не только из привилегированных классов, участвуют в войнах, которые ведет Россия: русско-турецкая война 1877-1878 гг., русско-японская война 1904-1905 гг., Первая мировая война.

Еще один парадокс истории: адыги, которые так самоотверженно защищали свои земли, что даже Карл Маркс писал: «...народы, учитесь у черкесов, как надо защищать свою родину», после изгнания в Турцию сами стали душителями свободы в колониальных владениях Османской империи. Многих адыгов расселили в эти владения (Балканы, Болгария, Палестина) именно для того, чтобы подавлять национально-освободительные выступления и отражать агрессию соседних племен (берберов) на рубежах империи. Эти же адыги-выселенцы, которых назвали мухажирами, воевали против своих братьев - адыгов-добровольцев российской армии во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и в Первой мировой войне. Парадоксов в истории много.

Революция принесла кабардинцам и балкарцам, как и многим народам окраин Российской империи: письменность, которой до 1920 г. у них не было; всеобщее образование; усеченную государственность; почти полное забвение своих традиций, основанных на адыгэ хабзэ и тау адет; бюрократию и многие другие положительные и отрицательные аспекты жизни советской (российской) системы.

После окончания Гражданской войны в 1920 г., на территории Восточного Кавказа, образуется Горская АССР, в состав которой входят отдельными административными единицами Кабардинский и Балкарский округи. Но в связи с малоземельем ингушей, осетин, балкарцев от территории Кабардинского округа отрывается все больше земель и передается этим народам. Кабардинцы ставят вопрос о выходе из состава Горской республики и добиваются этого. 1 сентября 1921 г. образуется подчиненная только Москве Кабардинская автономная область. 16 января 1922 г. и Балкарский округ выходит из состава Горской республики. Он объединяется с Кабар-дой и создается новая административная единица - Кабардино-Балкарская автономная область. 1 сентября в Кабардино-Балкарии ежегодно празднуется День государственности. В 1934 г. область за успехи в сельском хозяйстве награждается орденом Ленина. В 1936 г. статус области повышается, и она называется с этого времени Кабардино-Балкарская АССР.

В 1941 году сыны и дочери Кабардино-Балкарии, как и представители других народов, становятся на защиту СССР и 26 человек награждаются званием Героя Советского Союза, а четверо становятся кавалерами орденов Славы всех степеней. С августа 1942 г. по январь 1943 г. республика оккупирована войсками противника (в основном румынскими частями), разорена и разрушена, как все оккупированные территории.

8 марта 1944 г., через год с лишним после освобождения от оккупации, в то время когда каждый четвертый балкарец сражался на фронте, войска НКВД окружают балкарские села, вывозят стариков, женщин и детей без средств к существованию на железнодорожную станцию Нальчик, грузят в 17 эшелонов, предназначенных для перевозки скота, и отправляют в бесплодные пустыни Средней Азии (Киргизия) и Казахстана. Всего было выселено почти 38 тысяч человек. При этом часть балкарских земель, в том числе и Приэльбрусье, была присоединена к Грузинской ССР, а часть кабардинских земель вошла в состав Северо-Осетинской АССР (нынешний Курпский район Северной Осетии-Алании).

13 долгих лет балкарскому народу приходилось выживать вдали от Родины, но они не пали духом, выстояли и вернулись на свои земли во времена хрущевской оттепели более сплоченными. 28 марта 1957 г. Верховный Совет Кабардинской АССР принимает постановление о восстановлении государственности балкарского народа, и республика вновь называется Кабардино-Балкарская АССР. Про эти годы так проникновенно скажет впоследствии Кайсын Кулиев:

Упал я на колени пред камнями
И горько плачу о недавнем зле.
Нет, не бывать жестокости над нами!
Нет, ей жилья не будет на земле!

Балкарские земли возвращаются в состав КБ АССР, но кабардинские земли, к сожалению, так и остаются до настоящего времени в составе Северной Осетии. С 1994 г. 28 марта в нашей республике празднуется как День возрождения балкарского народа.

В том же, 1957 г. республика награждается вторым орденом Ленина. Упор в народном хозяйстве делается на развитие промышленности, и республика из аграрной постепенно становится аграрно-индустриальной, а к середине 80-х гг. XX столетия - индустриально-аграрной.

В этот период бурно развиваются туристская и курортная отрасли республики. Активно строятся туристские базы, санатории, дома отдыха и другие рекреационные учреждения по всей республике, и особенно интенсивно в Нальчике и Приэльбрусье. Эти местности становятся крупными рекреационными районами не только в масштабах республики, но и в масштабах всей страны.

Нальчику в 1964 г. придают статус «Курорт Всесоюзного значения», и здесь отдыхают свыше 100 тысяч человек ежегодно. В Приэльбрусье строятся канатные дороги на склоны гор Чегета и Эльбруса , и оно превращается в горнолыжный центр страны, где проводятся не только всесоюзные, но и крупные международные соревнования по слалому и скоростному спуску.

В 60-70-х гг. XX столетия в республике организуется очень сильная команда альпинистов во главе с X. Ч. Залихановым и Ш. С. Тенешевым, неоднократно выигрывавшая чемпионаты СССР в классе технических, и скальных восхождений.

Новые веяния конца 80-х - начала 90-х гт. коснулись республики как экономически, так и политически. Производство всех товаров снижается, закрываются предприятия, появляется безработица, увеличивающаяся с годами, падает уровень благосостояния населения. В 1991 г. Верховный Совет республики убирает статус автономии и КБ АССР превращается в КБССР, а в 1992 г., в связи с развалом СССР, из названия убираются и «Советская Социалистическая» и республика с того времени именуется КБР. Принимаются Конституция, герб, флаг и гимн республики, на демократической основе избираются Парламент и Президент республики. Несмотря на то, что в Конституции появляется термин «суверенное государство», это не становится поводом для противостояния с федеральным центром, как это случилось в соседней Чечне. В республике мир и спокойствие, она постепенно становится на ноги, и ее перспективы, особенно в области туризма и курортов, представляются радужными.

Заключила союз с Россией. [ ]

  • - сражение вблизи горы Канжал (Канжальская битва), между кабардинским войском во главе с князем Кургоко Атажуко против войска крымского хана Каплан-Гирея. В битве был уничтожен цвет крымской аристократии. Хан потерял брата, сына, всю артиллерию и едва сумел спастись бегством. Тогда погибла практически вся армия вторжения. [ ]
  • 1739 - по Белградскому мирному договору России и Турции установлено, что "обоим Кабардам и кабардинскому народу быть вольным и не быть под владением ни одного, ни другаго империя, но токмо за бариеру между обоими империями служить, и со обе стороны оные в покое оставить". При этом обе договаривающиеся стороны для обеспечения безопасности взяли "заложников" (аманатов) .
  • 1774 - по Кючук-Кайнарджийскому договору земли Большой Кабарды формально отошли к России [ ]
  • - Балкария вошла в состав России [ ]
  • 1832-1860 - территория КБР к югу от реки Малка находится под управлением Кавказской кордонной линии в составе Кавказского наместничества . Земли к северу от Малки входят в состав Ставропольской губернии [ ]
  • 1860 - образование Кабардинского округа (центр - Нальчик) в составе Терской области [ ]
  • 1865 - 68 - земли Терского казачьего войска (вкл. земли к северу от Малки) входят в состав Терской области [ ]
  • 1871 - реорганизация внутреннего устройства Терской области: земли будущей КБР образуют Георгиевский округ [ ]
  • 1874 - Георгиевский округ разделяется: земли к северу от Малки входят в Пятигорский округ , к югу - в Нальчикский округ [ ]
  • 1917, ноябрь - земли к югу от Малка входят в состав Горской республики [ ]
  • 1918, март - Терская советская республика [ ]
  • 1921, 20 января - образуется Горская АССР в составе РСФСР [ ]
  • 1944 - депортация балкарцев в Среднюю Азию и Казахстан ; преобразование Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР
  • 1957 - возвращение балкарцев на родину; преобразование Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР
  • 1991, 31 января - Верховным Советом КБАССР принята Декларация о государственном суверенитете КБССР
  • Археологические поселения

    Название

    Население

    Кабардинцы

    Основная статья: История адыгов

    Позже, когда на исторической арене появились русские, то их летописцы в 965 году стали именовать кабардинцев - "КОСОГИ" - см - Косоги .

    К XV-XVI вв. относится массовое и мирное переселение части адыгов (кабардинцев) на равнины Центрального Предкавказья , почти обезлюдевшие после погромов, учинённых полчищами среднеазиатского завоевателя Тамерлана в самом конце XIV в.

    Русские

    После Кавказской войны , Русские стали вторым этносом Кабардино-Балкарии по численности. Сближение Кабардинцев и Русских началось с 15-го века, тогда же началось заселение русскими казаками Северного Кавказа и было создано Терское казачье войско.

    На конец 19 века приходится расцвет казачьих станиц, возникает слобода возле крепости Нальчик. После строительства в конце 19-го века железной дороги и развития промыслов доля русского населения в регионе существенно возрастает. Много русских специалистов приехало в Кабардино-Балкарию после Великой Отечественной войны в рамках политики социалистического государства по индустриализации окраинных регионов. Русский язык является языком межнационального общения народов Кабардино-Балкарии.

    Балкарцы

    Балкарцы также являются коренным народом Кавказа и Кабардино-Балкарии . В соответствии с имеющимися на сегодняшний день научными разработками основой этой народности следует считать местные кавказские племена, носители кобанской археологической культуры , сложившейся в XIV-XIII вв. до н.э. в горах и ущельях Центрального Кавказа , на основе древнейшего населения. В IV в. н.э. с горцами - потомками кобанцев слилось одно из племен алан , которые были изгнаны гуннами из степей Предкавказья в горы. В V-VI вв. н.э. группы болгар расселяются в Предкавказье . К сформировавшейся ранее алано-кобанской этнической группе присоединились тюркоязычные болгары , ставшие впоследствии основным этническим ядром балкарской народности . В результате монгольских походов и особенно разгрома Алании , учинённого полчищами среднеазиатского завоевателя Тамерлана в самом конце XIV в., предки балкарцев были вытеснены в горы.

    ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

    Кафедра этнологии, истории народов КБР и журналистики является одним из структурных подразделений Института истории, филологии и СМИ. Кафедра истории и этнографии народов КБР была открыта в 1990 году благодаря огромной организационной учебно-методической работе бывшего ректора Тлостанова В.К. и ее первого заведующего, доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки КБР Мамбетова Г.Х., проработавшего в качестве заведующего кафедрой с 1990-1995 гг.

    Галим Хизирович Мамбетов принадлежит к той плеяде ученых, которые стояли у истоков исторического кавказоведения и являются олицетворением академической гуманитарной науки Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа. Его работы отличаются оснащенностью документальными источниками, огромным объемом исследовательской литературы, привлеченной при разработке избранных автором тем, богатством фактического материала, выверенностью и обоснованностью суждений, мнений и выводов, критическим анализом узловых проблем истории кабардинцев и балкарцев.

    О плодотворности научно-исследовательской работы Г.Х. Мамбетова свидетельствуют его труды, опубликованные в разных городах и изданиях. Свет увидели 400 работ маститого ученого по истории и этнографии народов КБР, а также 20 монографических исследований.

    Занимаясь исследовательской деятельностью, Галим Хизирович работал заведующим сектором истории Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. В эти годы сектор истории подготовил такой обобщающий фундаментальный труд, как «История Кабардино-Балкарской АССР». Впоследствии книга была выпущена в 1967 году в издательстве «Наука». Галим Хизирович стал одним из ведущих авторов этого двухтомника.

    Мамбетов одним из первых указал на трансформацию княжеско-уоркских съездов в своеобразный «трехпалатный парламент». Дело в том, что с 60-х годов XVIII в. в общекабардинскую Хасэ созывали и старшин «черного народа», то есть представителей от крестьянства. Галим Хизирович также указал и на причину расширения социального состава народного собрания. Это – обострение в кабардинском обществе классовых противоречий и желание феодалов ослабить недовольство крестьян усилением крепостничества.

    В начале нашего столетия Галим Хизирович вернулся к указанным в учебном пособии «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев» проблемам. В четвертом издании Мамбетов с основательностью учел достижения более поздних авторов (Е.Д. Налоева, Ж.А. Калмыков) и показал более полную и объективную картину княжеских съездов-советов и народных собраний.

    В 1971 г. вышла монография Галима Хизировича под названием «Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии (вторая половина XIX – 60-е годы XX века)». Эта работа в значительной мере восполнила пробел в истории материальной культуры сельского населения нашей республики. В основу этой монографии лег обширный материал, собранный автором во время его полевых этнографических исследований, а также архивные и литературные источники.

    В том же году была выпущена монография Галима Мамбетова «Из истории развития транспорта и средств связи Кабардино-Балкарии». Сущностный социально-политический и экономический «вес» этой монографии мог проявиться значительно позже ее издания, так как в это время развитие высокими темпами всего и вся, в том числе транспорта и связи, воспринималось в СССР так же естественно, как смена дня и ночи. На примере Нальчикского округа Терской области Мамбетов данными статистики показал, как развивались в этом регионе связь и транспорт.

    Г.Х. Мамбетов внес немалый вклад в развитие исторической науки Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа. Он принимал участие в составлении таких фундаментальных трудов, как «История Кабардино-Балкарии», «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года» и многих других. Венцом его работы стал сборник «История Кабардино-Балкарии в трудах Кокиева Г.А.», где были собраны лучшие работы крупнейшего ученого XX века.

    Научные труды Галима Хизировича стали неотъемлемой частью кавказоведения. Они известны не только в научных кругах, но и многочисленным читателям, интересующимся историей и этнографией наших народов. Они играют важную роль на путях возрождения духовного потенциала наших народов и являются важным вкладом в развитие истории народов России.

    С 1995 г. на должность заведующего кафедрой Истории народов КБР был назначен Кашиф Хаждаутович Унежев. С декабря 2012 года кафедра переименована на кафедру Культурологии, этнологии и истории народов КБР и присоединен профессорсо-преподавательский состав Культурологии и этнологии. На кафедре в различные годы работали доктора наук, профессора Дзамихов К.Ф., Мамсиров Х.Б., доценты Нальчикова Е.А., Кажаров А.Г., Баразбиев М.И., Березгов Б.Н. и другие, которые немало сделали в ее становлении. По кафедре ежегодно десятки студентов пишут квалификационные работы по проблемам истории и культуры народов Северного Кавказа. Многие ее выпускники стали известными педагогами, учеными и работниками различных государственных учреждений нашей страны.

    Под руководством Унежева К.Х. была проведена большая учебно-методическая и организационная работа. Подготовлены и изданы планы лекций и семинарских занятий по основным базовым учебным дисциплинам (История народов КБР, Культура и этнология народов КБР, История народов Северного Кавказа).

    Весной 2014 года кафедру возглавил Артур Гусманович Кажаров, совмещавший заведывание кафедры с обязанностями проректора по учебной работе. С его приходом началась работа по подготовке открытия нового направления 46.03.03 Антропология и этнология.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ

    Введены в учебный процесс более двадцати новых спецкурсов по самым актуальным проблемам истории и культуры Северного Кавказа, в том числе Кабардино-Балкарии: «Национально-государственное строительство в Кабардино-Балкарии»; «Этнография адыгских народов», «Народная педагогика кабардинцев и балкарцев», «Историография истории КБР», «Культура народов Северного Кавказа», «Народная медицина кабардинцев и балкарцев» и т.д.

    Кафедра постоянно сотрудничает с общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями. Налажены контакты с вузами Москвы, Ростова-на-Дону, Краснодара, Черкесска, Пятигорска и некоторыми зарубежными вузами (Турция, Австрия, Абхазия, Грузия, Германия и т.д.).

    На кафедре имеется аспирантура по двум специальностям: «Теория и история культуры»; «Этнология». Научное руководство аспирантами осуществляют профессор Унежев К.Х. и профессор Текуева М.А. Кроме этого кафедра Культурологии, этнологии и истории народов КБР проводит большую научную и учебно-методическую работу.

    Основное направление научной деятельности сотрудников кафедры — это актуальные проблемы социально-экономической и политической истории народов Северного Кавказа, этнокультурные процессы на Северном Кавказе, гендерные исследования в области антропологии, этнологии и истории Кавказа.

    Предки современных кабардинцев, известные под именем адыгов, к середине I тыс. до н.э. на Таманском полуострове имели свое государственное объединение, которое позднее вошло в состав Боспорского царства. Нашествие гуннов в 4 в. заставило адыгов переселиться ближе к горам Кавказа.

    Предки современных кабардинцев, известные под именем адыгов, к середине I тыс. до н.э. на Таманском полуострове имели свое государственное объединение, которое позднее вошло в состав Боспорского царства. Нашествие гуннов в 4 в. заставило адыгов переселиться ближе к горам Кавказа. Примерно в это же время в результате смешения северокавказских племен с болгарами из Приазовья образовалась балкарская народность. В 13 в. в связи с вторжением монголо-татар предки балкарцев переселились в горы. К 14 в. часть адыгов получила название кабардинцев и заняла современную территорию расселения.

    В 1557 г. при правителе Темрюке Кабарда добровольно вошла в состав Русского государства. Вскоре Иван IV Грозный женился на кабардинской княжне Марии, что значительно укрепило отношения между двумя странами. В 1774 после подписания Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией присоединение Кабарды к России получило международное признание. К 1827 завершилось присоединение к России Балкарии. В 60-х гг. 19 в. Кабарда и Балкария были включены в состав Терской области. В 1867 здесь было отменено крепостное право.

    В 1921 была образована Кабардинская автономная область в составе России, а в 1922 она была объединена с Балкарией. В 1936 область была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР.

    С октября 1942 по март 1943 г. Кабардино-Балкария была оккупирована немецко-фашистскими войсками.

    На месте Нальчика в 1743 был основан аул, с 1808 - административно-политический центр Кабарды, резиденция Кабардинских князей. В 1822 была построена русская крепость Нальчик на Кавказской пограничной линии. В 1838 при крепости заложено военное поселение, в 1871 преобразованное в слободу, центр Нальчикского округа Терской области.