Сексуальные часы второклассников. Самые распространенные проблемы второклассников: что должны знать родители

Задачи по математике редко даются детям, которые учатся в начальной школе, с первого раза. Это связано с тем, что многие родители уделяют мало внимания дошкольному образованию детей, развитию их логического мышления. Кроме того, многие учителя не способны заинтересовать школьников, обосновать нужность предмета в будущем, грамотно, последовательно и понятно изложить материал. В результате ребенок не просто не умеет решать задачи, он даже не хочет учиться это делать. Это можно исправить только одним способом. Ребенка нужно заинтересовать, дать ему мотивацию и стимул развиваться. Для этого нужно сделать все возможное, чтобы школьник понял, что у него есть все шансы освоить эту науку.

Петерсон Людмила Георгиевна и ее методика

Петерсон - это российский педагог. Она добилась больших успехов в своей сфере деятельности. Благодаря педагогическому таланту Людмила Георгиевна написала несколько учебников, которые завоевали сердца многих учителей и родителей. Они разработаны для школьников. Книгу о том, как научить ребенка решать задачи по математике (3 класс), Петерсон Л. Г. выпустила совсем недавно, но она уже стала актуальной и востребованной. Аналогичные учебники можно найти и для остальных школы.

Методика основана на том, что дети не просто заучивают понятия и формулы, стараясь подставить в них цифры. Они анализируют, сравнивают данные, ищут верное решение, учатся следовать алгоритмам. Этот способ обучения основан на том, что дети самостоятельно приходят к правильному ответу. Он воплощает в себе как математические задания, так и психологический подход к обучению.

В книгу о том, как научить ребенка решать задачи по математике (2 класс), Петерсон Л. Г. включила задания, которые помогают проверить, насколько ученик усвоил программу. В учебниках для всех последующих классов также присутствует практическая часть.

Как научить ребенка решать задачи по математике: 1 класс

Решение математических заданий иногда оказывается сложным процессом даже для взрослого человека. А ребенок в первом классе и вовсе может отчаяться, когда поймет, что у него не получается справиться с этой наукой. Вы должны понимать, что малыш только недавно перешагнул порог школы впервые, если вы его не поддержите и не поможете ему освоить школьную программу, он может усомниться в своих умственных способностях.

Для первоклассника важно, чтобы вы:

  • периодически говорили ему, что у него все получится;
  • помогали ему с решением задач;
  • хвалили его, когда он достигает цели;
  • мотивировали его для новых подвигов.

В таком возрасте главная цель ребенка - это угодить вам, показать, что он достоин вас, что он не хуже других детей. Поэтому, работая с первоклассником, обращайте внимание на психологический аспект. В обучении ребенка такого возраста следует участвовать гораздо чаще, чем в школьной жизни второклассника или третьеклассника.

Чтобы научить решать задачи ученика начальной школы, воспользуйтесь рекомендациями, изложенными ниже.

Разбираем суть задания

Первое, что нужно сделать, сидя с ребенком, это разобрать содержание задачи. Вы должны четко осознать, к какой теме, группе относится задание, какие формулы должны использоваться при решении. Эту информацию нужно максимально понятно объяснить ребенку. Наберитесь терпения, возможно, вам придется повторить все не один раз.

Как правило, из содержания задачи исходит ход ее решения. Если школьник научится понимать, что от него требуется, ему не составит труда при наличии необходимых знаний решить любое практическое задание.

Научите ребенка составлять план решения

Не всегда школьник способен последовательно рассматривать все возможные решения. Родители не знают, как научить ребенка решать задачи по математике. 2 класс, например, наполняют дети, которые не способны быть терпеливыми, концентрироваться на определенном алгоритме. То же самое касается и первоклассников. Поэтому вам нужно научить ребенка составлять план решения.

Школьник должен понимать, что сначала записывается краткое условие задачи, затем делается чертеж, выписываются формулы, подбирается методика решения. Параллельно с этим постоянно напоминайте ребенку, что логическое мышление практически всегда приводит к правильному ответу, поэтому можно полагаться и на него тоже.

Приступаем непосредственно к решению задания

Объясните ребенку, что нужно решать задачу строго по составленному плану. В начальной школе редко попадаются сложные задания. Обычно их все можно решить, подставив числа в формулы. Объясните ученику, как это делается.

Также ребенок должен понять, что всем свойственно ошибаться. Пусть он не боится оступиться и написать неправильное решение. Но он не должен лениться. В случае получения неправильного ответа нужно поискать другой путь к решению.

Проверка решения

Ребенок должен уметь проверять правильность подобранного решения. Наиболее распространенной методикой проверки является прикладка. Это способ мышления, при котором ученик представляет, мог бы получиться такой ответ или нет, если бы задача была задана не на уроке, а в жизни.

Также можно научить школьника составлять обратные задачи. Для этого измените формулировку условия таким образом, чтобы в результате могло получиться уже известное заранее число. Решите эту задачу, чтобы убедиться в правильном ответе.

Как научить ребенка решать задачи по математике: 3 класс

Вы должны понять, что нельзя постоянно контролировать ребенка во время обучения. Это приведет только к тому, что он перестанет мыслить логически, поскольку постоянно будет полагаться на умственные способности папы с мамой. Его психология сработает таким образом, что он и вовсе будет думать, что ему это не нужно, а нужно только вам.

Если вы успешно учили ребенка решать задачи в 1 и 2 классе, то третьеклассник должен самостоятельно это делать. Он может обращаться к вам за помощью, вести дискуссии, просить проверить правильность выполненного задания, но в суть его он должен вникнуть самостоятельно. Это наиболее эффективная методика обучения, которая подготовит школьника к среднему звену.

Таким образом, ваше участие в учебном процессе ребенка приведет к положительному результату, если оно будет обоснованным, умеренным. Проявляйте терпение, регулируйте свое присутствие в школьной жизни малыша, следуйте рекомендациям выше, чтобы в будущем ученик умел самостоятельно анализировать любое явление и находить решение к абсолютно любой задаче.

Одна из идей нового закона «Об образовании» — дать возможность получить образование любому ученику вне зависимости от его способностей. Теперь любой двоечник может переходить из класса в класс без особых проблем, главное каждый год удовлетворительно писать промежуточную аттестацию. Но есть и исключения, о которых некоторые школы даже не знают (невнимательно читают закон). О них подробнее в статье.

Новый закон принес и новую головную боль школам и , а также и их родителям — ежегодную промежуточную аттестацию по каждому предмету. Начинают их проводить, как правило, во 2 классе (хотя могут начать уже и в первом) до 10 класса. Исключение составляют 9 и 11 классы, так как у них на носу выпускные экзамены. Хотя и им стали подсовывать выпускные проверочные работы (ВПР), дабы добавить побольше стресса.

Получил двойку по одному предмету — не избежать «второгодничества»?

Раньше могли оставить на второй год, сейчас же переведут в следующий класс, даже если двойка не одна. Главное, чтобы оценки за промежуточную аттестацию по предметам были не ниже удовлетворительной. Иначе здесь будет работать статья 58 закона «ОБ образовании в РФ» (об читайте ниже)

Не сдал промежуточную аттестацию хоть по одному предмету — дадут второй шанс, не использовал и его — условно переведут в следующий класс. Об этом нам говорит 58 статья закона «Об образовании»

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью .

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

Что значит «условный перевод в следующий класс»?

Условно — значит учишься в следующем классе, но обязан пересдать предмет. Если по каким-то причинам не получилось — могут предложить варианты продолжения обучения —

«повторное обучение , переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану ».

Повторное обучение — оставляют на второй год. Но только по письменному согласию родителей. Как правило, школа не предлагает индивидуальное обучение (только если есть серьезные причины, например, ребенок не может сам посещать занятия по медицинским показаниям или состоит на учете в полиции). Но в данном случае школа не имеет право самостоятельно оставлять ребенка на второй год.

Кто точно останется на второй год?

П. 5 ст. 66 закона «Об образовании в РФ»:

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Таким образом, если ребенок получил двойки (даже одну) по итогам года в 4,9,11 классах, то он не завершил программу определённого уровня (начального, общего, среднего образования соответственно). Такие дети, к сожалению, не могут перейти в следующий класс и будут вынуждены заново учиться в 4,9,11 классах.

Резюмируем сказанное:

Остаются на второй год те учащиеся, которые закончили 4,9,11 класс с «двойками» (даже одной).

Если по промежуточной аттестации неудовлетворительные оценки, то дается две попытки исправить, если не исправил — условно переводят в следующий класс. Не исправил в установленные сроки — выбери три варианта продолжения обучения (выбирают родители): второй год, индивидуальное обучение или обучение по адаптированным образовательным программам (по заключению ПМПК).

Будьте внимательны в законах, а мы поможем вам в этом разобраться. Желаем вам никогда с этими проблемами не сталкиваться.

Вот и настал новый учебный год. У кого-то дети первый раз пошли в школу. Сколько переживаний, опасений и радостных надежд таит в себе эта «смена статуса». Все внимание – и со стороны старшеклассников на школьной линейке, посвященной первому сентября, и со стороны учителей, завучей, директора школы – отдано первоклашкам. Они, да еще, пожалуй, выпускники, будущие абитуриенты, являются главными действующими лицами в учебном году.

А что же наши второклассники? Казалось бы, совсем недавно поздравления звучали в их честь. Это они гордо вышагивали в непривычной школьной форме, с новенькими ранцами за спиной. Сегодня для этих восмилетних ребятишек все проходит гораздо более буднично, несмотря на радостную встречу с друзьями и новые предметы.

Второклашки уже не понаслышке знают о том, что такое школа, их ожидания строятся на личном опыте, а не на восторженных и оторванных от жизни впечатлениях, как у первоклассников. Малыши полагают, что учиться – это не столько работа, сколько приятное времяпровождение с новыми друзьями и важное дефилирование по коридорам в строгой «взрослой» одежде. Ну и, личный портфель, разумеется.

Родители юных второклассников как правило, достаточно спокойно встречают «День знаний». Они, эдакие «школьные морские волки», уже пережили сложный первый год обучения, когда все в новинку, «с ног на голову». Часто родители полагают, что для их умного и талантилвого ребенка все проблемы уже остались позади. Он самостоятелен – без напоминания делает домашнее задание, собирает портфель и возможно даже ходит в школу и обратно без сопровождения взрослых. Совсем большой!

Часто родители с самого начала пускают все на самотек, слишком рано «расслабляются», не подумав, что у их ребенка, еще достаточно юного, могут возникнуть разного рода сложности. Как совсем новые, характерные для второго года обучения, так и «проявиться» старые, не решенные в первом классе проблемы.

Чтобы не упустить некоторые проблемы из-под контроля, могу посоветовать первое время уделять повышенное внимание к учебной деятельности ребенка. Но не «давить авторитетом», а пристально наблюдать со стороны, чтобы иметь возможность быстро прийти на помощь, когда это будет необходимо, при этом не ущемляя самостоятельность ученика.

Первые оценки: учимся реагировать

Одной из самых главных новинок, которые могут вызвать сложности, на мой взгляд является введение системы оценок. В первом классе дети практически не получали отрицательной реакции на свою работу, кроме комментариев учителя на тему «надо лучше стараться». Сейчас же невнимательность, неаккуратность или неправильно понятый материал могут найти свое отражение в тройке, а то и двойке.

Очень важно заранее научить детей адекватно реагировать на оценки в своих дневниках. А для этого нужно начать с себя. Тройки и двойки, понятное дело, никого из родителей не обрадуют. Существует великий соблазн отругать ребенка за них, упрекнув в невнимательности, нежелании учиться, или, того хуже, вслух выразить сомнение в его умственных способностях. Путь, конечно же, тупиковый. Кому будет польза с того, что получивший «пару» или «трояк», а то и «четверку», ребенок будет лить горькие слезы в гардеробе, боясь предстать перед строгими очами родителя. По возможности, повинуясь инстинкту самосохранения, он будет утаивать свои проблемы, оценки и сложности от мамы с папой, чтобы не получить лишний раз порицание.

Поэтому гораздо более конструктивный путь – в начале пути объяснить ребенку, что оценка, выставляемая учителем:

    оценивает определенное задание, качество его выполнения. А вовсе не ставит пожизненный диагноз интеллекту ученика. То есть двойка за решение задачи по математике говорит о том, что ты не справился именно с этой задачей, а не то, что ты «дурак полный и 3 к 2 не можешь прибавить».

    плохая оценка ставится учителем не из вредности, не со злости. Он не стремится наказать ею ученика, лишь дать понять, где именно находятся слабые стороны. Какой материал нужно повторить, разъяснить, довести до понимания.

Ответственно реагировать на плохую оценку надо не пустыми горькими слезами и не полным безразличием. А сделать самую настоящую работу над ошибками, разобраться в материале с родителями или подойти за разъяснением к учителю. И тогда в будущем не заставят себя ждать долгожданные заслуженные пятерки.

  1. Оценка – это не приговор. Сегодня ты можешь получить тройку за решение уравнений, потом поработать хорошенько, и впредь щелкать похожие задачи, как орешки. Нельзя позволять ребенку примерять на себя «клеймо» двоечника или троечника. Он должен знать, что все в его руках, и стремиться к лучшему.

И самое главное – оценка не должна стать для ребенка самоцелью. Учится он не для того, чтобы любым путем, включая обманный, получить «пятерку» и удовлетвориться этим. А для получения ЗНАНИЙ, которые объективно оцениваются авторитетными взрослыми высшим баллом.

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».
Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.
Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. «В школе ребенок выступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания» (А.В. Захарова, 1998).
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.
Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Осложняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА

Оценка не тождественна отметке. Оценка - это процесс оценивания; отметка - результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь объявлением отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня - «тройку».
Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.
Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого - жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В.А. Сухомлинский, 1969).
К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».
Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ

Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего - с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника.
Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для родителей, но нередко встречающаяся, - несовпадение стилей познания ребенка и матери.
Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.
Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс.
Специальные психологические исследования (Э.М. Сагилян, 1999) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.

Назовем важнейшие параметры, по которым могут совпадать (или не совпадать) когнитивные стили матери и ребенка.

Направленность в изучении материала: от общих закономерностей к конкретным примерам или, наоборот, движение от фрагментов к целому, от элементов к системе;
- умение связывать вновь изучаемый материал с уже имеющимися знаниями;
- форма восприятия материала: абстрактная, опирающаяся на общие схемы и формулы, или конкретная, сопровождающаяся наглядными иллюстрациями (либо опорой на собственный жизненный опыт ребенка);
- умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий, давать оценку качеству своей работы;
- наличие (или отсутствие) склонности к конкретным учебным предметам;
- эмоциональная насыщенность общения матери и ребенка в процессе выполнения домашних заданий.

Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери - внимание к деталям и частностям.
К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.
К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери - повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный.
Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.
Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
Понимание взрослым особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.

Амонашвили Ш.А . Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.
Матейчек З . Родители и дети. М., 1992.
Популярная психология для родителей. М., 1988.
Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П . Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Предлагаемый ниже опросник поможет вам обратить внимание на важные моменты в познавательном и личностном развитии второклассников, в организации их учебной работы, в ваших взаимоотношениях с детьми по поводу учебы. Оценка ответов в баллах не предусмотрена. Достаточно того, что вы задумаетесь над вопросами и, возможно, захотите что-то изменить в жизни своего ребенка.

1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы:

А) «Что было сегодня на завтрак?»
Б) «Что ты сегодня получил, какую отметку?»
В) «Что нового сегодня узнал? Чему научился?»

2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?

А) не более 1 часа
Б) не более 2 часов
В) может просидеть за уроками до позднего вечера

3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашние задания?

А) работает преимущественно сам, вы только проверяете работу
Б) задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим - нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны
В) вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца

4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?

А) понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал
Б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного
В) практически никогда вас не понимает
Г) лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши

5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?

А) ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи
Б) ему интересно узнавать в школе новое
В) любит получать хорошие отметки
Г) все ходят в школу, и он ходит
Д) боится, что будет наказан, если не пойдет в школу
Е) другой ответ

6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?

А) говорит сам, по-деловому и откровенно
Б) рассказывает о «двойке», только если специально об этом спросить
В) не говорит, прячет дневник, может стереть отметку
Г) рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам
Д) он никогда «двоек» не получал

7. Есть ли у вашего второклассника любимый школьный предмет?

А) есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум
Б) есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык)
В) любимые предметы: пение и рисование (или физкультура)
Г) другой ответ


Педагог-психолог:

МОУ «СОШ №21»

г. Калуги

Анализ УМК по русскому языку для 3 класса с целью выявления способов организации работы над ошибками в системе обучения правописанию

Учебно-методические комплекты по русскому языку являются основными средствами обучения русскому языку по всем направлениям. В начальной школе всё обучение орфографии носит предупредительный характер (Н.С. Рождественский, Г.А. Фомичёва и др.), что требует от самого учителя осознание того, что «основой методики обучения русскому правописанию является знание его свойств, различение частей речи и значимых частей слова».

Любой учебно-методический комплект по русскому языку должен быть направлен на развитие комплекса орфографических умений, т. к. они являются основой безошибочного письма учащихся. В нашем исследовании мы будем опираться на комплекс орфографических умений, описанный М.С. Соловейчик:

«1) ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом, то есть выбирать способ решения задачи (действие по известному правилу или обращение в словарь);
3) применять правило (верно выполнять предписываемый или выбранный им способ решения поставленной задачи);
4) проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль».

Проанализировав учебно-методические комплекты, мы сможем предположить, могут ли реализоваться предъявленные планируемые результаты в развитии орфографической грамотности, заявленные ФГОС, средствами учебника и тетради-задачника по русскому языку.

Для анализа были избраны два УМК по русскому языку, используемые в начальной школе.

Образовательная система «Гармония»:

  1. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В двух частях. Часть 1 / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 9-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. - 160 с.
  2. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В двух частях. Часть 2 / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 9-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. - 144 с.
  3. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник 1 к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 64 с.
  4. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник 2 к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 64 с.
  5. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник 3 к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 64 с.
  6. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 4-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 112 с.
  7. Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». Сборник программ. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 208 с.

Учебно-методический комплекс «Школа России»:

  1. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
  2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
  3. Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 80 с.
  4. Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 80 с.
  5. Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П. Канакина. - М.: Просвещение, 2012. - 271 с.
  6. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 528 с.

Направления анализа:

  1. Установить, как организована работа над ошибками средствами учебника в соответствии с концептуальными авторскими подходами к обучению правописанию;
  2. Определить, насколько адекватны эти подходы заявленным в программе и иных директивных документах требованиям к уровню орфографической грамотности учащихся 3 класса;
  3. Сделать выводы об оптимальности объёма учебных материалов для формирования у учащихся 3 классов умения работать над ошибками.

В программе по русскому языку УМК «Гармония» учтены важные традиционные методические подходы к обучению правописанию и идеи, разработанные в русле развивающего обучения.

Особенность курса русского языка, разработанного М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко составляет «внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников».

Программа курса имеет новую логику в построении содержания материала. По этой логике обучение строится так, что каждая следующая тема тесно связана с предыдущей, и в результате созданы условия для повтора ранее изученного и соответственно для развития орфографического навыка учащихся.

Практически во всех разделах курса соблюдается определённая логика построения материала. «Сначала в центре внимания оказывается формирование грамматических и связанных с ними орфографических умений, а затем акцент смещается на проблемы развития речи учащихся».

Нетрадиционен подход и к изучению основных орфографических правил в программе «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Основываясь на «движении «от общего к частному», правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются вместе, т. к. они предполагают формирование у школьников единого способа действия для решения орфографических задач этого вида.

Обучение в курсе русского языка М.С. Соловейчик построено на освоении учащимися общих способов действия для решения конкретных задач. «Движение «от общего к частному» делает процесс обучения не только более эффективным, но и более экономичным. Открыв для себя на одном уроке правильный способ действия, школьники получают возможность на всех следующих уроках накапливать опыт его свободного применения». Это построение обучения послужило причиной переноса отдельных тем к изучению в другие классы.

Так по программе М.С. Соловейчик правописание гласных в суффиксах в неопределённой форме и прошедшем времени глаголов изучается в 3 классе, что направлено на дальнейшее обучение определению спряжения глаголов по его начальной форме. Это же говорит и об опережающем обучении.

Деятельностный подход в организации обучения - это ещё одна особенность курса, при котором сначала ставится учебная задача, затем вводятся новые знания, а информация не предоставляется в готовом виде, она «добывается» вместе с учениками.

Особенностью программы М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко является работа по формированию умения обнаруживать орфограммы («опасное при письме место») безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных уже с первого класса. Со второго класса для предотвращения орфографической ошибки вводится письмо «с окошками», при котором орфограмму пропускают. Для освоения этого письма отведено время, а изучение правил отсрочено, чтобы у учащихся возникла потребность узнать правило для освоения «взрослого письма».

Применение приёма письма «с окошком» продолжается и в 3 классе, что способствует последовательному совершенствованию орфографической зоркости, а также основанному на ней действию орфографического самоконтроля.

Новый подход в программах к изучению орфографии влечёт за собой и различное построение содержания материала в учебниках, а соответственно и в тетрадях с печатной основой.

Реализованные в учебниках «К тайнам нашего языка» методические подходы к организации учебной деятельности школьников обеспечивают ситуации успеха и преодолевают трудности обучения за счет следующих мер:

1) логики построения содержания курса, нацеленного на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно - следственных связей и закономерностей;

2) способов, средств и форм организации учебной деятельности младших школьников;

3) системы учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебного предмета, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

Система учебных знаний, предложенная в учебнике, помогает учителю организовывать систематическую целенаправленную работу по формированию у младших школьников учебной деятельности (умения учиться) и развитию таких качеств мышления как гибкость и критичность.

Темы учебника «К тайнам нашего языка» логически связаны друг с другом, так при формировании грамматических умений совместно формируют орфографические умения связанные с ними, в чём учащийся видит взаимосвязь тем и целостность языка. Тема «Суффиксы -ек, -ик в словах и их правописание» изучается в логической последовательности при повторении состава слова и связанных с ним орфограмм, что не отягощает и не загромождает восприятия нового материала учащимися.

В процессе обучения учащийся сталкивается с проблемами понимания, усвоения материала, выбором действий при изучении орфограмм, с которыми остается один на один, что отталкивает ребёнка от изучения данного предмета, образуется проблема в общении со взрослыми и сверстниками. В учебниках М.С. Соловейчик эта проблема решена при помощи заданий в которых учащийся должен рассказать дома взрослым, что теперь знает по пройденной теме (упр. 22), герою учебника (упр. 79), узнать у взрослых информацию (упр. 193), а также подсказками самих авторов учебника (упр. 29). Такие приёмы создают благоприятные условия и мотивацию для изучения предмета.

Особое внимание уделено в учебниках «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко целенаправленному использованию словарей: орфографического («Как правильно писать?»), толкового («Что значит слово?), орфоэпического («Как правильно говорить?»), грамматического («Какого рода и числа слова?»). Непосредственно с решением орфографических задач связаны два типа словарей (из названных): орфографический и грамматический. «Таким образом, в учебнике «К тайнам нашего языка», входящем в комплект «Гармония», сделана попытка расширить круг словарей, к использованию которых приобщаются младшие школьники. Думается, что предусмотренная в учебнике работа должна оказать положительное влияние не только на культуру речи учащихся, но и в целом на их отношение к качеству речи, своей и окружающих, а также на внутреннюю готовность обращаться за разрешением возникающих вопросов к различным видам словарей».

Работа в учебниках построена таким образом, что учащийся на первых порах с помощью подсказки, а затем основываясь на уже имеющимся собственном опыте, обращается к словарю. В самом же учебнике отсутствуют привычные рамочки с очередным словарным словом.

Нетрадиционен подход к правилам и комплексу упражнений, которые ставили бы перед учащимися проблемную задачу. Так в учебниках «К тайнам русского языка» комплекс упражнений построен так, что изучение нового материала основано на ранее полученных знаниях. Через выполнение заданий с неизвестной орфограммой, наблюдая, анализируя, опираясь на собственный опыт приходят к выводу правила и способам его применения, схематично оформляют своё предположение и проверяют его по учебнику. Само правило представлено не в виде сообщения нового материала, который должен запомнить учащийся, а в виде алгоритма, т. е. способа действия, что развивает у ребёнка умение действовать по правилу и осуществлять самоконтроль.

В учебниках М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко встречается множество заданий на обращение к пройденным материалам (упр.141,156), которые помогают прочно усвоить материал опираясь на приобретенный опыт и знания, но отдельных тем «повторение» нет. Ведётся устная и письменная подготовка к проверочным работам. После определённых тем есть задания «Проверь свои умения», при помощи которых учащиеся могут произвести самооценку своих умений. Задания к упражнениям «Проверь свои умения» построены таким образом, что ученик рассуждая, применяя свои знания и умения выполнит их безошибочно, произведёт самопроверку и сможет оценить свои умения, что показывает уровень сформированности орфографических навыков.

Тетради-задачники нужны для соединения системы воедино, это как бы каркас, который объединяет учебную информацию и технологию усвоения и запоминания. Учебные пособия соединяют в себе две функции: и учебника, и рабочей тетради для выполнения учениками индивидуальных работ в классе и дома. Своей структурой, содержанием и системой развивающих заданий учебники-тетради обеспечивают ученику возможность и ознакомления с новым учебным материалом, и выполнения заданий первичного закрепления знаний, умений и навыков в классе, и выполнения домашних работ.

Учебники, тетради-задачники «К тайнам нашего языка» имеют много развивающих, проблемных заданий, заданий на практику, предлагаются задания для детей с различным уровнем их подготовленности. Система дифференцированной работы, яркая наглядность и моделирование в виде слайдов, всё это облегчает и помогает учителю готовиться к уроку, повышает эффективность урока для самого ученика.

В комплекте используются новые технологии, позволяющие развивать способности ученика к логическому мышлению. К примеру, если ребенок не знает, какая буква пишется в определенном месте в слове, то он ставит «окошко», затем вместе с учителем разбирает вопросы, вспоминает нужные для слова правила и заполняет это «окошко», вписывая нужную букву, что благотворно влияет на мотивацию обучения школьников орфографии. Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.

При изучении различных тем в учебниках, тетрадях-задачниках «К тайнам нашего языка» ведётся систематическая работа над предупреждением орфографических ошибок, используются различные виды упражнений на отработку умения пользоваться комплексом орфографических действий, обращая учащихся за помощью к памяткам учебника и тетради-задачника.

В учебниках и тетрадях с печатной основой представлены памятки, задача которых заключается в том, что учащийся не должен заучивать правило, а уметь правильно применять его. Памятки представлены в достаточном объёме и по всем основным темам, что помогает учащемуся самостоятельно, не заучивая правил, выполнить задание. Краткость и чёткость составленных памяток, которые учащиеся дополняют при дальнейшем изучении темы, требуют точного выполнения алгоритма действий, что приводит к безошибочному письму.

Перед учащимися часто встаёт проблема не только как написать без ошибок, но и как их исправить. Памятка по исправлению ошибок есть в учебнике М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, что наглядно показывает на сколько глубоко и прочно ведётся работа над предупреждением орфографических ошибок и выработки алгоритмов действий.

Все те идеи развивающего обучения, связанные с организацией учебной деятельности при обучении русскому языку и реализуемые в учебниках и тетрадях-задачниках, воплощены и в материалах связанных с обучением правописанию. В них мы обнаруживаем формирование алгоритмизированных действий, связанных с постановкой и решением орфографических задач.

Название памятки

Количество памяток

Пример памятки

Как правильно писать? Правила переноса

Не пиши ь между двумя буквами согласных

Как списывать?

Как писать без ошибок?

Как искать проверочные слова для корня?

Письменно орфограммы корня объясняй так

Как выполнить звуко-буквенный разбор?

Как узнать строение слова?

Анализируем слово как часть речи

Как узнать падеж имени существенного?

Если нужно исправляй так

Как узнать род имени существительного?

Как узнать число, род, падеж имени прилагательного? Как не ошибиться в его окончании?

Как узнать род глагола прошедшего времени? Как не ошибиться в его окончании?

Как определить время глагола?

Как найти неопределённую форму глагола?

Как узнать суффикс в фоме прошедшего времени?

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных орфографических упражнений.

Примеры

Номеров упраж-нений

Пример упражнения

№ 4, 11, 13, 16, 17, 27, 28, 29, 31, 38, 40, 42, 45, 47, 49, 50, 51, 52, 59, 66, 67, 68, 70, 72, 73, 75, 84, 87, 94 и т. д.

15,4 %

Упражнение 51.

Как назвать маленькие предметы? Выдели все части слов с.с. .

мост - _________ дож ь - _______________

бант - _________ к р ндаш - ____________

Какое окончание у этих слов? Чем по построению похожи их основы?

Какие орфографические задачи встретились при записи слов? Как ты их решил(а)? Написал(а) ли ты буквы безударных гласных в суффиксе?

Орфографические упражнения на основе какографического материала

Примеры номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 5, 6, 14, 36, 86, 134, 136, 144, 213, 234, 238, 246, 284, 304, 315, 327 и т. д.

5,3 %

Упражнение 6.

Найдёшь ошибки, исправь. Подчёркнутые слова проверь по словарю учебника.

У меня есть кошечка. Её зовут Мура. Летом она была со мной надаче.

Один раз за абедом я засмотрелась в окно. Мурка техонько залезла на стол и стинула у меня сосиску. А потом задела хвостом, уронила и разбила торелку .

Вот какая озорница моя Мурка!

Какие правила ты применял(а), исправляя ошибки? Какой совет можешь дать автору на будущее?

В этом материале обнаруживаем и задания направленные на предупреждение орфографических ошибок в письменных работах школьников и на организацию работы по устранению допущенных орфографических ошибок.

Примеры

номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 18, 23, 24, 26, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 41, 43, 44, 48, 55, 56, 57, 58, 61, 62 и т. д.

25,3 %

Упражнение 41.

Реши орфографические задачи. Написание трёх слов узнай на словарной странице в конце учебника.

? ?

С няк з служ л я храброс т ю,________________________

? ?

Как орден, н шу его с радос т ю.______________________ О. Григорьев

Выше леса кран п д ёмный

Поднимает гру громный.

В. Мусатов

Вся павлин я красота ________________________________

Начинается с хв ста.________________________________

Б. Заходер

Ш ют портнихи на м шинке,_________________________

Ш ют с пожники б тинки.__________________________

С. Маршак

Отметь все орфограммы и спиши 1,4 отрывки; не пропускай запятые.

Примеры номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 54, 60, 74, 77, 81, 82, 85, 94, 104, 114, 116 и т. д.

6,2 %

Упражнение 82.

Проверь ребят: они выбирали или подбирали свои проверочные слова. Если принимаешь решение ученика, над галочкой ставь +, если нет, то ставь -. Тогда рядом пиши 4 своё проверочное слово; помни об «окошках» и в нём.

1) п лил (дрова) - пить, пилить ۷ _____________________ п и лил

2) в сёлый - весь, веселье ۷ __________________________в е сёлый

3) облак - (нет) облак о в ۷ , облака ____________________ облак о

4) кро ки (хлеба) - крошечный ۷, крошить_____________кро ш ки

Были среди решений второклассников правильные или нет? В чём ошибки учеников?

В процентном отношении упражнения, задания которые формируют у учащихся орфографические умения, представлены следующим образом (за 100% принято общее количество упражнений учебника, их 622).

Диаграмма 1

Диаграмма 2

В программе курса «Русский язык» отражены требования к формированию следующих орфографических умений:

  1. «Обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний.
  2. Осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение. Самостоятельно пользоваться орфографическим словарем учебника.
  3. Выполнять необходимые действия и правильно писать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов; буквы соединительных гласных в сложных словах; суффиксы -ек, -ик ; родовые окончания в начальной форме имен существительных и имен прилагательных, в форме прошедшего времени глагола; ь после шипящих на конце имен существительных в начальной форме, а также в неопределенной форме глагола; суффиксы -а-, -я-, -и-, -е- в то й же форме глагола и в формах прошедшего времени; частицу не с глаголами.
  4. Списывать и писать под диктовку текст объемом 55-65 слов. Проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
  5. Писать слова с непроверяемыми орфограммами».

Представленным УМК по русскому языку «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, входящих в образовательную систему «Гармония», показано, что суммарный объём учебных материалов, количество упражнений, предполагающих работу над ошибками, обладают достаточным потенциалом для реализации формирования орфографических умений учащихся 3 классов.

В качестве второго объекта анализа, представленного в данном параграфе избран учебно-методический комплекс «Школа России».

Рассмотрим, как реализуются предъявленные программой планируемые результаты в развитии орфографической грамотности средствами учебника русского языка и тетрадей с печатной основой по тем же направлениям анализа.

Программа В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого имеет концентрическое строение, которое предусматривает изучение одних и тех же разделов, тем в каждом классе с постепенным возрастанием сложности материала. Такая структура программы, по мнению авторов, «позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке», но не предусматривает проблемы в усвоении нового материала, т. к. темы изучаются порой в отрыве друг от друга. Так тему «Употребление в речи слов с суффиксами» изучают на 46 уроке, а «Суффиксы -ек, -ик в словах и их правописание» аж на 68 уроке.

В курсе русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого большее значение уделяется развитию речи с включением развития орфографических умений. «Одно из центральных направлений работы по русскому языку в 3 классе связано с развитием у детей дара слова, формированием умений выражать свои мысли в устной и письменной форме, приобретением опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах, условиях общения и выбора адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач. Речевое развитие детей - основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует в воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников».

Орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных изучаются с первого класса в традиционной форме, где перед учащимися ставится проблема в выборе написания буквы (согласно требованиям стандартов второго поколения), но не приводит учащихся к потребности узнать правила, т. к. оно дается в готовом виде сразу при изучении той или иной темы в виде заданий, которые не приводят к логическому размышлению, наблюдению, анализу, а открыто формулируют его.

В программе В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого традиционен подход к изучению основных орфографических правил правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных. Имея одинаковый способ действия, они разведены во времени и связаны с изучением тем: «Ударение», «Согласные звонкие и глухие», что усложняет процесс работы над предупреждением орфографических ошибок.

При организации работы по учебникам и рабочим тетрадям В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности.

В учебниках В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого темы объединены в разделы, где имеют последовательность, но логики и связи между собой не имеют, что не способствует целостному восприятию языка.

При изучении различных тем используются различные виды упражнений на отработку умения пользоваться комплексом орфографических действий, обращая учащихся за помощью к памяткам учебника и тетради - задачника, но не в достаточном объёме и разнообразии. Большенство заданий на работу над ошибками и выработки орфографических умений сводятся к «спишите, вставляя пропущенные буквы». Есть темы, даже блоки, в которых работа по предупреждению орфографических умений не ведётся или ведётся, но очень слабо. Так например в разделе «Язык и речь» представлены только словарные слова, а в разделе «Текст. Предложение. Словосочетание» всего 6 упражнений на работу над орфографическими умениями.

В учебниках В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого словарные слова представлены традиционным способом в рамочках, а наличие различных словарей («Орфоэпический», «Орфографический», «Толковый», «Словарь синонимов», «Словарь антонимов», «Словарь омонимов», «Словарь фразеологизмов») должно предполагать большое количество разнообразных заданий, однако таких упражнений мало, что не вызывает потребности обращения к ним, не развивает умений использования словарей.

В учебниках по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого работа над новой орфограммой и правилом ведётся традиционным способом, а правило представлено для заучивания учащимися, т. к. никаких алгоритмов действий не представлено, что не развивает у ребёнка умение действовать по правилу и осуществлять самоконтроль.

В учебниках и тетрадях с печатной основой представлены памятки, задача которых заключается в выработке алгоритма последовательных действий. Набор памяток в учебниках и тетрадях с печатной основой В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого очень мал и объём их велик, соответственно учащиеся не стремятся пользоваться ими.

В учебниках русского языка и тетрадях с печатной основой устная и письменная подготовка к проверочным работам не предусмотрена. Включены темы «Повторение» предполагающие повторение материала 2-го класса, но заданий, обращающих учеников к своим умениям полученным уже в 3 классе, практически нет. После каждого раздела есть задания: «Проверь себя» при помощи которых учащиеся могли бы произвести самооценку своих умений, но задания к упражнениям построены таким образом, что ученик механически выполняет упражнение, что приводит к невозможности произвести самопроверку.

Идеи развивающего обучения, связанные с организацией учебной деятельности при обучении русскому языку реализуются в учебниках, тетрадях с печатной основой, воплощаются в материалах связанных с обучением правописанию. В них мы обнаруживаем формирование алгоритмизированных действий, связанных с постановкой и решением орфографических задач.

Материалы для усвоения алгоритма действий

Название памятки

Количество памяток

Пример памятки

Как сделать звуко-буквенный разбор слова

Как сделать

звуко-буквенный разбор слова

1. Произнеси слово. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси по слогам.

2. Определи ударный слог. Произнеси слово, выделяя голосом ударный слог.

4. Определи, каким является каждый звук: если гласный, то какой он - ударный или безударный; если согласный, то какой он - звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный.Назови букву, которой обозначается каждый звук.

5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.

Как подготовиться к диктанту по учебнику

Как разобрать слово по составу

Как подготовиться к письму по памяти

Орфографические упражнения проблемного характера

Примеры

Номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 11, 26, 37, 43, 57, 63, 75, 98, 102, 114, 123, 128, 136, 142, 157, 164, 171 и т. д.

13,5 %

Упражнение 260.

Прочитайте стихотворение.

Солнце (с)пряталось (за)бор. 4

Галка села на (за)бор.

Мы (у)виделись (у)дачи,

(По)желали всем (у)дачи.

Зависело б (от)мыла,

Веснушки я б (от)мыла.

Найдите слова, которые произносятся одинаково, что они обозначают? Как узнать, что дано в скобках: предлог, приставка или часть корня?

Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, в словах выделите приставки.

Однако упражнений содержащих какографический материал в учебниках и тетрадях с печатной основой по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого мы не обнаружили.

В материалах учебников и тетрадей обнаруживаем и задания направленные на предупреждение орфографических ошибок в письменных работах школьников и на организацию работы по устранению допущенных орфографических ошибок.

Упражнения на предупреждение орфографических ошибок

Примеры

Номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 6, 15, 23, 31, 39 45, 58, 65, 71, 80, 92 104, 118, 125, 130, 133, 137, 145, 148, 153 и т. д.

18,8 %

Упражнение 225.

Прочитайте.

Гру ст ить - гру стн ый че ст ен - че стн ость

опо зд ать - по здн ий зве зд а - звё здн ый

ме ст о - ме стн ость сви ст еть - сви стн уть

Сравните произношение и написание каждой пары однокоренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук? В какой значимой части слова он находится?

Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком и почему?

Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.

Упражнения на устранение допущенных орфографических ошибок

В процентном отношении упражнения учебников по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, задания которые формируют у учащихся орфографические умения, представлены следующим образом (за 100% принято общее количество упражнений учебника, их 547).

Диаграмма 3

В программе курса «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого отражены требования к формированию следующих орфографических умений:

1. Применять ранее изученные правила правописания, а также:

Непроизносимые согласные;

Разделительный твёрдый знак (ъ) ;

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь) ;

Безударные родовые окончания имён прилагательных;

Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

Раздельное написание частицы не с глаголами;

2. Подбирать примеры с определённой орфограммой;

3. Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

4. Определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

5. Применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

6. Безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов);

7. Писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

8. Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Представленным УМК по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, входящих в учебно-методический комплекс «Школа России», показано, что суммарный объём учебных материалов, количество упражнений, предполагающих работу над ошибками, не обладают достаточным потенциалом для реализации формирования орфографических умений учащихся 3 классов.

Проведённый сопоставительный анализ двух учебников с точки зрения заложенных в них возможностей для обучения младших школьников грамотному письму подтвердил мысль о том, что поиск путей формирования орфографических умений продолжается. Достаточно последовательное использование отдельных подходов к решению задач обучения младших школьников правописанию, в том числе развитие традиционных для отечественной методики представлений о способах работы над орфографическими ошибками, позволили авторам учебника «К тайнам нашего языка» сделать важный шаг на пути совершенствования обучения младших школьников грамотному письму.