Седов павел викторович. Павел седов

Призёр Международного конкурса имени И. Менухина (1991);
Лауреат Международной благотворительной программы «Новые имена» (1994);
Тема кандидатской диссертации: «Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры ХХ века» (Московская консерватория, 2002)

Родился в городе Москве, в семье музыкантов. В возрасте 8 лет дебютировал как скрипач на сцене Малого зала Московской консерватории. Стал первым исполнителем в России партии дисканта в вокальном цикле Дж. Крамба «Вечные голоса детей» вместе с Ансамблем солистов Большого театра под управлением А. Лазарева (цикл записан на пластинку фирмой «Мелодия» в 1985).

С 9 лет гaстрoлировал зa рубeжoм: в Пoльшe, Бoлгaрии, Румынии, Итaлии, Фрaнции, Aнглии, Бeльгии, Турции, Кувейте, Израиле, Южной Корее, Индонезии. Ученик Н. К. Боярской (1982-1990 — Музыкальная школа, 1990-1993 — Академическое музыкальное училище при Московской консерватории) и Народного артиста СССР В. В. Третьякова (1993-1998 — Московская консерватория, 1998-2001 — аспирантура).

C отличием окончил Московскую консерваторию по классу народного артиста СССР Виктора Третьякова (красный диплом, именная стипендия мэра Москвы Ю. М. Лужкова). По личному приглашению И. Менухина пoсeтил eгo шкoлу в Лoндoнe, гдe стaжирoвaлся пoд рукoвoдствoм мaэстрo (1991-1993). Принимал участие в мастер-классах Д. Ситковецкого, Ф. Андриевского и Народного артиста России В. A. Пикaйзeнa.

С 1995 года имя П. Седова находится в Золотой книге ЮНЕСКО «Новые имена планеты: ХХ век — ХХI веку», открытой в Кремле Президентом России Б. Н. Ельциным. С 1999 года сотрудничает с Международным союзом музыкальных деятелей под руководством И. К. Архиповой, в 2002-2006 годах — ведущий специалист Союза. В 2002 году защитил в Московской консерватории диссертацию на тему: «Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры ХХ века».

Педагогическая деятельность:

В 2003 году начал преподавать по контракту в Московской консерватории на кафедре истории и теории исполнительского искусства и в школе-десятилетке сектора педагогической практики кафедры. В 2006 году зачислен в штат.

С 2007 года — старший преподаватель Московской консерватории. С 2013 года — доцент кафедры Истории и теории исполнительского искусства. Принимает активное участие в научно-творческой работе кафедры: В 2005-2006 годах был в числе организаторов цикла «Исполнительские сессии», посвященного 140-летию Московской консерватории, а также являлся одним из редакторов-составителей кафедрального сборника «Деятельность профессоров Московской консерватории от истоков до наших дней», разрабатывал авторский курс истории скрипичного и альтового искусства ХХ века.

В 2007 году стал участником нового цикла «Мастера интерпретации», проведя лекцию о педагогической и ансамблевой деятельности Я. Хейфеца в рамках «Теоретических сессий» кафедры. Помимо основной гастрольно-концертной и преподавательской деятельности в Московской консерватории ведёт активную просветительскую и педагогическую работу в Москве, Московской области и различных городах России:

  • регулярно участвует в концертах Университета культуры Московской консерватории под руководством доктора искусствоведения, профессора Е. М. Царёвой;
  • постоянный участник «Григорьевских чтений» в Чеховском центре, посвященных памяти профессора Московской консерватории кафедры истории и теории исполнительского искусства В. Ю. Григорьева;
  • проводит концерты, лекции, мастер-классы и курсы повышения квалификации для педагогов в Научно-методическом центре Министерства культуры Московской области;
  • cотрудничает с Интеллект-центром им. В. Г. Короленко;
  • регулярно сотрудничает с Тамбовским колледжем искусств, проводя сольные концерты, лекции, мастер-классы и курсы повышения квалификации для педагогов.

C 2005 года — художественный руководитель Музыкальных ассамблей в музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка». В 2006 года был в числе инициаторов и разработчиков региональной программы развития творческого воспитания молодёжи Тамбовской области, а также принял непосредственное участие в подготовке договора о сотрудничестве между Московской консерваторией, Тамбовским колледжем искусств и Музеем-усадьбой С. В. Рахманинова «Ивановка» при поддержке Управления культуры Тамбовской области.

В 2007 году П. Седов принял участие в уникальном цикле концертов инструментов Государственной коллекции РФ в Екатеринбурге, дав сольный концерт на скрипке Андреа Гварнери. В этом же году стал участником исторического фестиваля «Из России в Индонезию с любовью», прошедшего в Джакарте и приуроченного к Государственному визиту в Индонезию Президента РФ В. В. Путина.

В 2008-2009 годах в сотрудничестве с программой Правительства Москвы «Открытая сцена» стал организатором цикла концертов «Музыкальные диалоги: связь времен и поколений», с успехом прошедшего в Рахманиновском зале Московской консерватории.

В 2009 году принял участие в открытии Консульства РФ на о. Бали (Индонезия).

В 2012 году осуществил первое исполнение Концерта № 2 М. Кастельнуово-Тедеско «Пророки» в Петербурге с оркестром под управлением Фабио Мастранжело в Концертном зале Мариинского театра в рамках Фестиваля итальянской музыки под патронатом В. А. Гергиева.

Концертная деятельность:

Один из первых стипендиатов и лауреатов международной благотворительной программы «Новые имена» со дня её основания. Принимал учaстие в прeзeнтaциях прoгрaммы «Нoвыe имeнa» в Штaб-квaртирe НAТO в Брюссeлe, в Cент-Джеймском дворце в Лондоне при участии Его Королевского Высочества принца Майкла Кентского, а также в Государственной думе, Гeнeрaльнoм штaбe и Министeрствe oбoрoны Рoссии. Имеет персональные благодарности от академика Д. С. Лихачева, Великой княгини Леониды Георгиевны, Министра культуры СССР Н. Н. Губенко за участие в «Чeрнoбыльском мaрaфoне» в Рoссии, нa Укрaинe и в Бeлoруссии в сoстaвe группы министрoв культуры, посвящённом пятилетию чернобыльской катастрофы.

Неоднократно принимал участие в правительственных концертах, в том числе к 45-летию Организации Объединенных Наций в Кремлевском Дворце Съездов. Имеет записи на радио, телевидении, пластинке и компакт-диске фирмы «Мелодия».

С 2000 года — постоянный участник ежегодного музыкального фестиваля «Шереметевские сезоны» на сцене театра Московского музея-усадьбы «Останкино», где выступает с эксклюзивными тематическими программами в жанре «инструментального театра».

В 2001 году стал инициатором и организатором международного фестиваля, посвящённого 100-летию со дня рождения Я. Хейфеца, в рамках которого впервые в России исполнил ряд произведений, написанных для Хейфеца, в том числе осуществил российскую премьеру посвященного Хейфецу Концерта № 2 для скрипки с оркестром «Пророки» М. Кастельнуово-Тедеско.

В 2002 году стал организатором цикла камерных концертов в Музее Ф. И. Шаляпина.

Основной репертуар:

Концерты для скрипки с оркестром Й. Брамса, М. Бруха, Г. Венявского, А. Вьетана, А. Глазунова, М. Кастельнуово-Тедеско, Г. Конюса, В. А. Моцарта, Я. Сибелиуса, П. И. Чайковского, Э. Шоссона.

Сонаты И. С. Баха, Л. ван Бетховена, Й. Брамса, Г. Ф. Генделя, Э. Грига, Э. Изаи, В. А. Моцарта, С. С. Прокофьева, К. Сен-Санса, С. Франка, Р. Штрауса.

Более 100 разнохарактерных пьес.

Научные труды. Издания. Публикации

  • Кандидатская диссертация на тему: «Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры ХХ века» (2002);
  • Император скрипки // Российская музыкальная газета. 2001, № 3; Приложение: «Музейный листок». 2001, март, № 20. — С. 2;
  • К 100-летию со дня рождения Яши Хейфеца // Музыка и время, 2001, № 2. — С. 2-5;
  • Бах в исполнении Хейфеца // Музыка и время, 2002, № 1. — С. 45-47. 28.02.2002;
  • Заметки о Хейфеце-педагоге // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин: Межвузовский сбоник научных трудов. Вып. 4. — М., Московский педагогический государственный университет, 2002. — С. 117-121;
  • Яша Хейфец — Император скрипки // Галерка. 2002, № 1. — С. 42-44;
  • Рахманинов и скрипичное искусство // В сборнике «Сергей Рахманинов: история и современность». Издательство Ростовской государственной консерватории, 2005.

Публикации об этом педагоге:

  • Молодость Большого // Советская культура, 12 мая 1990, — С. 16;
  • Гастролёру — тринадцать лет // Вечерняя Казань, 7 февраля 1991, — С. 1;
  • Анонс концерта // Вечерняя Казань, № 30, 13 февраля 1991, — С. 4;
  • Радость безмерная // Большой театр, 24 мая 1991, — С. 3;
  • И музыкой наполнились сердца // Большой театр, 10 января 1992, — С. 4;
  • Бал в честь прав человека // Музыкальная жизнь, № 4, февраль 1992, — С. 10;
  • Третий концерт // Большой театр, 14 января 1993, — С. 2;
  • Российские вундеркинды дали концерт в штаб-квартире НАТО // Известия, № 75 (23930), 22 апреля 1993, — С. 2;
  • Журнал «Passport to the New World», апрель — май 1993, — С. 81;
  • Посол Чили мечтает о музыкальном клубе // Вечерняя Москва, май 1993;
  • Анонс телепередачи // Семь дней, 25 апреля — 1 мая 1994, — С. 3;
  • Солисты в нежном возрасте // Российские вести, 15 июня 1994, № 108(532), — С. 6;
  • Павел Седов // Музыкальная жизнь, № 6, июнь 1994,— С. 13;
  • «Новые имена» прозвучат в Сент-Джеймском дворце // Вечерний клуб, № 56-57, 16 марта 1995;
  • Наследники // Аргументы и Факты — Москва, 1996, № 4, — С. 13;
  • Russian musicians perform for children // Arab Times, 1 декабря 1996;
  • Анонс концерта // Arab Times, 2 декабря 1996, — С. 16;
  • Kornienko, Fedorov and Sedov to perform at Radisson SAS // Kuwait Times, 2 декабря 1996;
  • Анонс концерта // Досуг в Москве, № 4 (678), 18 января 1997, — С. 3;
  • Размышления о прекрасном // Жуковские вести, № 49 (314), 3 декабря 1997, — С. 9;
  • Павел Седов — новое имя // Удмуртская правда, № 27 (22731), 23 февраля 1999, — С. 3;
  • Новое имя планеты: Павел Седов // Известия Удмуртской республики, № 26 (1517), 23 февраля 1999, — С. 4;
  • Анонс концерта // Филармония (газета Карельской государственной филармонии), № 3 (13), март 1999, — С. 1;
  • Жизнь строится по законам искусства // Известия Удмуртской республики, № 38 (1529), 16 марта 1999, — С. 4;
  • Музыкальные вечера на Селигере // Музыкальное обозрение, № 9 (189), сентябрь 1999;
  • В честь мастера // Трибуна молодого журналиста (приложение к газете «Российский музыкант»), № 3 (25), 2001
  • Музыкальные метаморфозы // Ваш досуг, № 28 (221), 16-22 июля 2001, — С. 22;
  • Мансуров просил публику не аплодировать и плакал… // Восточный экспресс, № 37 (044), 21-27 сентября 2001, — С. 9;
  • Скрипач номер один // Новые известия, № 4, 12 января 2002, — С. 6;
  • Актерские будни, актерские праздники // Независимая газета, 18 января 2002;
  • Останкинские превращения // Новые известия, № 131, 31 июля 2002, — С. 6;
  • Творчество С. В. Рахманинова: исследования на рубеже веков // Уваровская жизнь, № 70 (9772), 10 июня 2003, — С. 1;
  • Инструментальный театр в Останкине // Русский курьер, № 66, 11 августа 2003, — С. 8;
  • Вы познакомитесь с замечательными музыкантами // Тамбовская жизнь, 55, 20 марта 2004, — С. 1, 4;
  • Музыкальная Ивановка // Наедине, № 29 (501), 21-27 июля 2004, — С. 2;
  • Мы имели возможность репетировать в любое время суток // Новости, № 35 (1949), 1 сентября 2004, — С. 3;
  • Мастер-класс Павла Седова // Наедине, № 10 (534), 9-15 марта 2005, — С. 4;
  • Мастер-класс Седова // Тамбовский курьер, № 12 (493), 21 марта 2005,— С. 30;
  • Слушать сердцем // Тамбовская жизнь, № 43-44, 28 февраля 2006, — С. 6;
  • Музыкальные ассамблеи на Тамбовщине // Тамбовская жизнь, № 161, 7 июля 2006, — С. 6;
  • Наследник пророков скрипки // Интернет-журнал «Музыка для всех» (www.musicforall), 13.08.2006;
  • Мастер-классы стали системой // Тамбовский курьер, № 6 (593), 5 февраля 2007, — С. 3;
  • Поддержать молодые дарования // Тамбовский курьер, № 6 (593), 5 февраля 2007, — С. 15;
  • Мастер-классы для молодых дарований // Тамбовская жизнь, № 45-46, 14 февраля 2007, — С. 16;
  • Скрипка Гварнери // www.studio-41.com, 10.04.2007, — Екатеринбург;
  • Musisi Klassik Rusia Hadir di Indonesia // Republika, 21 августа 2007, — С. 17;
  • В Индонезии поют «Калинку» // Российская газета, № 201, 12 сентября 2007, — C. 13.

Павел Седов (р. 1976)окончил Московскую консерваторию (1998) и аспирантуру (2001) в классе выдающегося отечественного музыканта Виктора Третьякова. Первоначальное музыкальное образование получил у педагога Н. К. Боярской в школе и училище при Консерватории. В юные годы выступал на сцене Малого зала консерватории, был одним из первых стипендиатов и лауреатов программы «Новые имена», участвовал в зарубежных концертах. В 1991 году стал лауреатом Международного конкурса молодых...

Павел Седов (р. 1976)окончил Московскую консерваторию (1998) и аспирантуру (2001) в классе выдающегося отечественного музыканта Виктора Третьякова. Первоначальное музыкальное образование получил у педагога Н. К. Боярской в школе и училище при Консерватории. В юные годы выступал на сцене Малого зала консерватории, был одним из первых стипендиатов и лауреатов программы «Новые имена», участвовал в зарубежных концертах. В 1991 году стал лауреатом Международного конкурса молодых скрипачей Иегуди Менухина, а затем, по личному приглашению маэстро стажировался под его руководством в Великобритании.

Музыкант ведет обширную гастрольно-концертную деятельность. Он побывал в Англии, Бельгии, Болгарии, Италии, Израиле, Индонезии, Кувейте, Пoльшe, Румынии, Турции, Фрaнции, Южной Корее. Сотрудничает с Международным союзом музыкальных деятелей и Фондом Ирины Архиповой. Постоянный участник ежегодного музыкального фестиваля «Шереметевские сезоны» в музее-усадьбе Останкино, где выступает с эксклюзивными тематическими программами в жанре «инструментального театра». Неоднократно выступал в правительственных концертах и мероприятиях (концерт в Кремлевском дворце к 45-летию ООН, фестиваль «Из России в Индонезию с любовью», приуроченный к государственному визиту в Индонезию Президента РФ В. В. Путина, концерт по случаю открытия Консульства Российской Федерации на о. Бали и т.д.)

Павел Седов является первым исполнителем в России Скрипичного концерта «Пророки» М. Кастельнуово-Тедеско. Это произведение он сыграл в Казани (дирижер Фуат Мансуров), в концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге (дирижер Фабио Мастранжело). В 2014 году исполнил его в Москве на новой сцене ГАБТ с оркестром Большого театра (дирижер - Михаил Юровский).

Скрипач имеет записи на радио, телевидении и дисках фирмы «Мелодия». С 2003 года преподает в Московской консерватории.

Наряду с исполнительской деятельностью Павел Седов ведет активную просветительскую и педагогическую работу в России и за рубежом. Он является одним из инициаторов проведения фестиваля в Казани и Москве к 100-летию Я. Хейфеца, организатором цикла концертов «Музыкальные диалоги: связь времен и поколений» в Рахманиновском зале Московской консерватории, художественный руководитель проектов «Музыкальные метаморфозы» (Москва, 2000 - 2012), «Музыкальные диалоги: связь времен и поколений» (Москва 2008 - 2009), «Скрипичные ассамблеи» (Тамбов, с 2005 по настоящее время)».

П. Седов имеет персональные благодарности от академика Д. С. Лихачева, Великой княгини Леониды Георгиевны, Министра культуры СССР Н. Н. Губенко за участие в «Чeрнoбыльском мaрaфoне» в Рoссии, нa Укрaинe и в Бeлoруссии, посвященном пятилетию чернобыльской катастрофы.

Павел Иванович Седо́в (1906 - ?) - конструктор электровакуумных приборов, начальник лаборатории завода «Плутон».

Биография

Родился в 1906 году в деревне Бор (ныне Бежецкий район , Тверская область . Детские годы провел в городе Ленинграде . Здесь кончил школу и вечерний рабфак, работал электромонтером. Член ВКП(б) с 1930 года.

В марте 1945 года по Постановлению ГКО СССР старший техник-лейтенант П. И. Седов был отозван с фронта в город Москву и направлен работать инженером на завод «Точизмеритель».

В мае 1946 года в составе завода было создано Особое конструкторское бюро для разработки сверхвысокочастотных электровакуумных приборов. Налаживанием нового производства занимался в числе других инженеров и П. И. Седов.

В 1948 году он был назначен начальником одной из лабораторий в новом КБ. Лаборатория П. И. Седова занималась разработкой 2-х и 3-сантиметровых импульсных неперестраиваемых и перестраиваемых магнетронов. Под его руководством создается целая серия электронно-лучевых трубок различного назначения, начиная от снабжения бытовых телевизоров и кончая военной техникой.

Середина 1950-х годов в СССР ознаменовалось бурным развитием ракетно-космической техники. В связи с этим перед ОКБ была поставлена задача организации разработок магнетронов для бортовой аппаратуры, отвечающих жёстким условиям эксплуатации. В лаборатории П. И. Седова был разработан ряд надёжных измерительных приборов для освоения космического пространства.

П. И. Седов работал начальником до ухода на пенсию 1975 году. За четверть века работы главным конструктором им было создано более 15 типов магнетронов .

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (17 июня 1961 года) - за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полёта советского человека в космическое пространство

1977-1982 - Ленинградский государственный университет, исторический факультет.
1982-11.1985 - аспирант кафедры истории СССР исторического факультета ЛГУ.
12.1985 -1986 сотрудник Музея истории ЛГУ.

01.1987 - по настоящее время Санкт-Петербургский институт истории РАН; мл. науч. сотрудник Отдела истории СССР периода феодализма; 12.1992 - науч. сотрудник; 10.1994 - ст. науч. сотрудник; 10.2009 - вед. науч.сотрудник Отдела древней истории России; 06.2015 - зав.Отделом древней истории России.

1995 - ученый секретарь Отдела древней истории России.

1985 - защита кандидатской диссертации «Социально-политическая борьба в России 70-80-х гг. XVII в. и отмена местничества», ЛГУ.
2009 - защита докторской диссертации «Закат Московского царства. Царский двор конца XVII века».

с 2013 - член Диссертационного совета Д 002.200.01 СПбИИ РАН.
c 2013 - член Ученого совета СПбИИ РАН.

с 2015 - ответственный редактор «Трудов СПбИИ РАН».

Монографии :
Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. (СПб., 2006; 2-е изд. СПб., 2008).
. - СПб.:«Нестор-История», 2018. - 192 с. Тир. 500 экз. ISBN 978-5-4469-1487-6

Коллективные труды :
Правящая элита Русского государства. IX-начало XVIII в. Очерки истории. СПб., 2006. (Часть IV. Правящая элита Русского государства 1660-1680-х гг.).

Избранные статьи:
О боярской попытке учреждения наместничеств в России в 1681-1682 гг. // Вестник ЛГУ. 1985. № 9. Вып. 2;
Реконструкция жилецкого списка первого подмосковного ополчения // Россия от Ивана Грозного до Петра Великого. Сборник трудов, посвященных 35-летию научной и педагогической деятельности профессора Р.Г.Скрынникова. СПб., Киев, 1993;
Поместные и денежные оклады как источник по истории служилых людей в Смуту // Архив русской истории. Вып. 3. М., 1993;
Захват Новгорода Шведами в 1611 г. // Новгородский исторический сборник. Вып. 4 (14). Новгород, 1994;
Лжедмитрий III // Вопросы истории Европейского Севера. Сборник научных статей. Петрозаводск, 1993;
Подношения в московских приказах ХVII в. // Отечественная история. 1996. № 1;
К изучению источников по истории отмены местничества // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 26. СПб., 1998;
Подношения в системе воеводского управления Новгорода ХVII в. // Новгородский исторический сборник. СПб., 1999;
К вопросу о достоверности данных боярских списков // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XXVII. СПб., 2000;
Конец местничества // Российское самодержавие и бюрократия. Сборник статей в честь Натальи Федоровны Демидовой. М.; Новосибирск, 2000;
Опись гардероба боярина князя Василия Васильевича Голицына // Россия ХV-XVIII столетий. Сборник научных статей. Юбилейное издание. Волгоград; СПб., 2001;
Оборона Чигирина в 1677 г. // Российское государство в XIV-XVII вв. СПб., 2002;
«Самая действенная русская конституция» (Культурный традиционализм средневекового кормления и его модернизация в петровскую эпоху) // Чело. 2003. № 1 (26);
Выдающиеся представители рода Лихачевых на закате Московского царства // ВИД. Т. XXIX. СПБ., 2005;
Челобитная князей Одоевских о своих родовых землях накануне отмены местничества // Исследования по истории средневековой Руси. К 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева. М.; СПб., 2006;
Ответ на дискуссию по поводу книги «Закат Московского царства: царский двор второй половины XVII в.» // Отечественная история. 2008. № 4;
Изменения представлений о времени в России во второй половине XVII-начале XVIII в. (по переписке монастырского стряпчего) // Religion und Integration im Moskauer Russland. Kozepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen 14.-17. Jahrhundert. Harrassowitz Verlag. Wiesbaden, 2010;
Походы царя Федора Алексеевича в село Коломенское // Коломенское: Материалы и исследования. Вып. 13. М., 2011;
Уникальные сведения о крестьянских повинностях в Смуту // Смутное время и земские ополчения в начале XVII века. К 400-летию создания первого ополчения под предводительством П.П.Ляпунова. Рязань, 2011;
Контрабандная торговля табаком в порубежных территория Новгородской земли во второй половине XVII в. // Труды Карельского научного центра РАН. 2012. № 4;
«Все де ныне государево»: традиции и новации в церковной реформе Петра I // Феномен реформ на западе и востоке Европы в начале Нового времени (XVI-XVIII вв.): сборник статей. СПб., 2013;
«В соборе и у владыки был в венгерском платье» (перемены в одежде новгородцев в конце XVII-начале XVIII в.) // Новгородика-2012. У истоков российской государственности. Материалы IV международной научной конференции. Ч. 1. Великий Новгород, 2013;
«Калязинская челобитная»: Замысел и историческая канва произведения» // Петербургский исторический журнал. 2015. № 4. С. 6–10;
// Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII веков. – СПб.: Нестор-История, 2015. – (Труды Санкт-Петербургского института истории РАН; вып. 1 (17). С. 436–553;
«Водились Пушкины с царями»: род Пушкиных и придворное общество второй половины XVII века // Пушкин и придворная среда его времени. Беляевские чтения: сборник научных статей. Вып. V. СПб., 2015. С. 11–30;
Царский двор конца XVII века // Царь Алексей Михайлович: Pro et contra. Личность царя Алексея Михайловича в восприятии современников и потомков. Антология. СПб., 2015. С. 305–356 (фрагмент монографии «Закат Московского царства. Царский двор конца XVII века»);
Комплектование полков «нового строя» во второй половине XVII в. (по документам Валдайского Иверского монастыря) // Canadian-American Slavic studies Vol. 49. № 2–3. 2015. Р. 305–321;
K istorii boiarskoi sem`i XVII v. Sem.ia kniazia Nikity Ivanovicha Odoevskogo // Cahiers du monde russe, 57/2-3, April‑septembre 2016. P. 1–31.
Был ли раскол в России XVII в. Реформацией? Европейская Реформация и ее возможные аналоги в России. – СПб.: Нестор-История, 2017. (Труды Санкт-Петербургского института истории РАН; вып. 3 (19)). С. 364–427.
«Аргамаки в чести, и нашу братью выносят в честь» (конюшня москов-ского придворного XVII века) // Петербургский исторический журнал. 2017. № 4. С.247-266.
Судьба кремлевского двора боярыни Ф. П. Морозовой в контексте ее противостояния с царем // ПИЖ. 2018. № 2. С. 7‒34

Награды :
2007 - Лауреат премии имени митрополита Макария (Булгакова) II степени в номинации «История России» за монографию «Закат Московского царства: Царский двор конца XVII в.» (СПб., 2006).

Преподавательская деятельность :
с 1995 г . - преподаватель истории в Санкт-Петербургской классической гимназии № 610.