Сценарий вечера на татарском языке габдулла тукай. Конспекты занятий в детском саду

Дети заходят в зал под мелодию “Тәфтиләү”.

Ведущий 1 : Хәерле иртә, кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар!

Ямьле язның бер көнендә без татар халкының сөекле шагыйребез Г.Тукайны искә алу кичәсенә җыелдык.

Ведущий 2 : Доброе утро дорогие дети, уважаемые гости! Здравствуйте!

Сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения великого татарского поэта, писателя Г.Тукая, послушать его стихи, вспомнить сказки.

Показ слайдов:

1слайд. (Фото Г.Тукая.) Г.Тукай родился 26 апреля в деревне Кушлавыч Арского района в семье муллы.

2 слайд. (Детство Тукая.) Уже с пяти лет остался без родителей, очень рано познал тяготы сиротства. До девяти лет жил в деревне. С деревенскими мальчиками ходил на речку, рыбалку, помогал взрослым убирать сено.

3 слайд. Затем маленького Тукая увозят в город Уральск к родственникам. Там он поступает в школу. Внимательно слушает учителей, старательно занимается. Став взрослым пишет много стихов, статей, рассказов и сказок. В своих стихах воспевает родной край, природу, родной язык, рассказывает о жизни людей, о том, как они умеют трудиться. Много у него стихов, сказок для детей.

Ведущий 1: Ребята, какие сказки, стихотворения, знаете Г.Тукая.

4 слайд: (Фото памятника Г.Тукая в Казани.) Каждый год в день рождения поэта у памятника в Казани собираются любители поэзии, поэты Татарстана.

Ведущий 2: стихотворение Закии Туфайловой «Тукай абый» .

(1 ребёнок прочитает стихотворение.)

Ведущий 1: Г.Тукай очень любил свою родную деревню и написал о ней стихотворение «Родная деревня».

(2 ребёнок прочитает стихотворение.)

Ведущий 2: Сейчас послушаем стихотворение Г.Тукая. «Кызыклы шәкерт» «Забавный ученик».

(3 ребёнок прочитает стихотворение.)

“Бала белән күбәләк” җырының көе яңгырый.

Күбәләк булып киенгән кыз “очып” керә. Аның артыннан кулына күбәләк тоткычы тотып кыз керә, күбәләкне куып тота.

Кыз: Нинди матур күбәләк!

“Бала белән күбәләк” җыры башкарала.

Ведущий 1: Лето. В жаркую погоду, любо в озере играть:брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бадать. (вбегает мальчик, идет к озеру, играет с водой).

Мальчик: Я резвился больше часа, нипочем теперь жара! Но из озера однако, вылезать пришла пора. (на краю озера стоит скамейка, вдруг мальчик видит золотой гребень, берёт и убегает.

Бежит и говорит: Ничего вокруг не вижу, и бегу, бегу, бегу. Отдышаться не могу (убегает за домик, макет деревенского дома).

Звучит музыка из балета “Шүрәле” Ф.Яруллина.

Водяная: Держите вора! Стой, негодный, погоди!

Отдавай, немедля гребень, в грех старуху не вводи!

(Ищет, подходит к дому, стучится в окно.)

Мать: Кто там в полночь колобродит? Тьма, не видно ничего! Ну чего ещё тут надо! Грабят, что ли, там кого?

Водяная: Водяная я, откройте! Где мой гребень золотой? Знай, на озере сегодня, вором стал сыночек твой!

(Мальчик выходит из-за домика, отдаёт Водяной золотой гребень, просит прощения.)

Мальчик: Мама меня так ругала, так ругала. Вот дала мне нагоняй! С той – то взбучки материнской научился я добру:

Есть хозяин или нету –

Век чужого не беру!

Ведущий 2 : Ребята, вы узнали этих героев? Скажите, мальчик правильно поступил, можно ли брать чужие вещи?

Дети : Ответы детей.

Ведущий 1 : Вот такие интересные и поучительные сказки написал Г. Тукай. Оставайтесь с нами, мы с вами поиграем в игру “Су анасы”.

Все играют игру «Су анасы».

Ведущий : Су анасы утыр. Послушай стихотворения Г.Тукая.

4 ребёнок .“Киска – озорница”.

5 ребёнок .“ “Гали белән кәҗә”.

6 ребёнок .“ “ Безнең гаилә”.

7 ребёнок .“ “Ул безнең күңелләрдә”.

С криком входит Шүрәле.

Шүрәле: Вы меня не бойтесь дети, я не вор и не грабитель.

Встречных – это мой обычай – всех я на смерть щекочу.

Вот вы стали моей добычей – я от радости кричу.

Ведущий: Ребята,кто к нам пришёл? (Шумит, кричит.)

Дети : Шүрәле. (Шүрәле кычкыра.)

Ведущий: Ну что ты, подожди, послушай, у нас сегодня праздник.

Шүрәле: А что у вас за праздник?

Дети отвечают.

Ведущий: Правильно.Сегодня день рождения великого писателя Г. Тукая.

Ведь и про тебя Шүрәле сказку написал.

Шүрәле: Ребята, как мне больно, помогите пожалуйста освободить мои пальцы.

Ведущий: Успокойся Шүрәле. Мы тебе поможем, но с одним условием, если ты нас не обидишь, и не будешь до смерти щекотать.

Шүрәле: Нет, нет, только помогите мне.

Ведущий: Ребята, поверим его словам? Поможем ему?

Дети : Да. (Ведущий убирает пальцы Шүрәле из бревна.)

Шүрәле: Спасибо вам большое, спасли вы мои пальцы. Ребята, а давайте с вами поиграем.

Шүрәле играет с детьми игру “Шүрәле” .

Шүрәле: Молодцы, рәхмәт балалар.

Ведущий: Ребята, сейчас мы с вами посмотрим мультфильм по сказке Г. Тукая « Кәҗә белән сарык “.

Вот и собрались на наш праздник герои сказок и стихотворений Г.Тукая. Произведения Г.Тукая раскрывают нам все секреты жизни и ими нужно правильно воспользоваться. И наш праздник мы закончим песней “Туган тел” . Слова этой песни написал Г.Тукай, а музыку придумал татарский народ.

Песня “Туган тел”.

Сценарий мероприятия,
посвященный дню рождения Г. Тукая
«В мире стихов и сказок Габдуллы Тукая»

Низамова Т.Х., воспитатель по обучению татарскому языку Д/С №5 г. Лениногорска РТ

Когда наступает веснасолнышко улыбается, весело журча бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краевв апреле месяце, каждый год мы вспоминаем великого татарского поэта Габдуллы Тукая.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в маленьком ауле Кушлавыч (Арского района РТ) в семье муллы Мухаметгарифа. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец. Оставив малыша в родной деревне, мать вторично вышла замуж, но вскоре умирает и мать...Кто возьмет мальчика на воспитание? Как часто приходилось это слышать маленькому Апушу (так называли Габдуллу дома) . Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки. И унижение довелось ему встретить и нужду и доброту. Апушу было 6 лет, когда его привозит в дом Сагди абзый - крестьянин из деревни Кырлай, душевно добрый человек. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку... Всего 3 года прожил Габдулла в Кырлае, но годы, проведенные там, стали особенными. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания.

Жить бы да поживать здесь, в этом «дивном крае», вместе хорошими людьми, заменившими ему отца и мать. Но вспомнила о нем его тетка, проживавшая в Уральске, замужем за торговцем. Им нужен был помощник... И вот Габдуллу увезли в Уральск. Мальчик попал в новую среду, но не сжился в этой среде. Его стали часто попрекать куском хлеба, ругали, унижали. Самолюбивый и гордый мальчик не выдержал унижений и упреков и ушел жить в медресе. Жить было очень трудно, и чтобы не умереть с голоду, ему приходилось совмещать учёбу с работой водовоза и сторожа.

Габдулле в эти годы посчастливилось посещать русский класс при медресе. Здесь он впервые прочитал стихи Пушкина, Лермонтова...Произведения этих писателей утверждали право человека на свободную жизнь, призвали не мириться со злом, а бороться с ним.

Габдулла с малых лет любил слушать стихи и народные песни, и сам хорошо пел. Учась в медресе, Тукай начинает сам писать стихи. День за днем растет мастерство поэта и он становится известен среди татар как талантливый поэт. Тукай переезжает в Казань, где создает свои замечательные произведения: стихи, сказки, поэмы.

Тукай никогда не забывал родной деревни, этот обширный нищий край, татарские селения, где он рос сиротой. Он воспевает свой край и родной язык в своих стихах: «Родная деревня» («Туган авыл») , «Родной язык» («Туган тел») . Чистота и напевность родной речи проникали в душу. .. Ещё в Кырлае Габдулла убедился, как любят и уважают в народе певцов. Чтобы добиться успеха на этом поприще, мало одного умения исполнять мелодию. Надо ещё знать много песен. И Габдулла старался в этом преуспеть. «Нет песни, которую я бы не знал», - сказал он как-то сестре. А память у него была превосходная: раз заучил – всю жизнь помнит. Но ему так хотелось знать все песни на свете, что, не доверяя своей исключительной памяти, он каждую услышанную или вычитанную в книге песню записывает в особую тетрадь.

Однажды шакирды медресе, где учился Тукай, узнали, что он ко всему прочему ещё мастер петь. Правда, голос его не отличался особой красотой и силой. Но пел он как-то по-особенному, протяжно, до тонкостей передавая мельчайшие переливы мелодии, вкладывая в пенье всего себя, отчего оно действовало на слушателей порой сильнее, чем исполнение профессиональных певцов. С самого раннего детства имя Тукая для нас связано с любимой песней «Туган тел». Давайте послушаем эту песню.

Песня «Туган тел» (Г. Тукай суз.)

Жизнь Габдуллы Тукая оборвалась рано. Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни...

Образ бессмертного Тукая воплощен в поэзии, прозе, драматургии. О нем написаны сотни стихотворений, поставлены спектакли, созданы поэмы, написаны повести и романы, сняты телевизионные и художественные фильмы.

Тукай в скульптуре.

В центре Казани стоит памятник Г. Тукаю, созданный скульпторами С. Ахуном, Л. Кербелем и Л. Писаревским. Он находится в маленьком скверике по улице А. С. Пушкина. А сквер так и называется - Сквер Тукая.

Есть памятник поэту в Казани и возле Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Здесь ежегодно в день рождения поэта проходит праздник Поэзии, самым талантливым представителям творческой интеллигенции республики присуждается Тукаевская премия в области искусства.

В деревнях Кырлай и Кушлавыч Арского района открыты памятники работы скульптора И. А. Новоселова.

Эти памятники вернули бессмертный образ поэта в нашу современность, воплотив его в гранит и мрамор.

Особое место в творчестве Тукая занимают сказки. В сказках Тукая много чудес и забавных историй. Водяные ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко и привольно живет шурале. Но его герои не омрачают жизнь людей, скорее эти наивные и доверчивые лесные существа, в столкновении с которыми человек всегда выходит победителем.

Мы сегодня с вами побудем в мире стихов и сказок Габдуллы Тукая. Сегодня наши ребята покажут инсценировки по произведениям Габдуллы Тукая.

Начинает свое представление

  1. Ст. Гр. №2 с инсценировкой «Шурале».
  2. Подготовительная группа №2 «Забавный ученик»;
  3. Подготовительная группа №1 «Водяная»;
  4. Ср. гр. №2 «Гали и коза»;
  5. Ст. гр. №1 «Ребенок и бабочка».

Наше мероприятие, посвященное поэту Габдулле Тукаю, мы хотим завершить стихами другого известного татарского поэта Шауката Галиева

«Завещание Тукая»

Поэт, умирая,

В минуту прощания

такое оставил

друзьям завещанье:

На деньги за песни,

что пел я так звонко,

хотя б одного

воспитайте ребенка...-

Шли черные годы,

шли страшные годы.

От холода, голода

гибли сироты...

Но жизнь доказала,

что песня бессмертна.

И песня исполнила

волю поэта:

в просторах поэзии

нашего края

все дети воспитаны

Чыганак:

Китап бәйрәме: сценарийлар җыентыгы / төз. Р.М.Гыймадиева.- Казан: Мәгариф, 2003.- 95 б.

...И МӨКАТДӘС, МОҢЛЫ САЗЫМ

Г. Тукайның 130 еллык юбилеена багышланган әдәби-музыкаль кичә

Сәхнә түрендә - Тукай портреты. «Ачыйк күңелләрне ак нур белән...» исемле китап күргәзмәсе, «Мин Тукайга киләм» дигән баш астында укучыларның Тукай әкиятләре буенча ясалган рәсемнәре. Өстәлгә Тукай китаплары, кара савыты, каурый куелган. Азан тавышы яңгырый.

1нче алып баручы

Много-много лет назад, в один из весенни х солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.

1й ребенок: О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!

2й ребенок: О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

3й ребенок: И туган тел, и матур тел! Әткәм-әнкәмнең теле.

4й ребенок: Дөньяда күп нәрсә белдем, син туган тел аркылы.

2нче алып баручы

Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа

Звучит песня «Туган тел»

1нче алып баручы

Габдулла Тукай... Литературный гений, который прожил всего 27 лет, своими яркими и звучными стихами заслужил высокого звания «народный поэт». В чем же причина такого признания? Габдуллу Тукаева, родившегося 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч под Казанью, сиротство настигло ещё в колыбели: в пятимесячном возрасте он остался без отца, в три года – без матери. Детство будущий поэт провёл, не ведая родительской любви, передаваемый из одних чужих рук в другие, чаще всего в невыносимых условиях в ближайших деревнях Сасна, Училе, Кырлай, а позже в городе Уральске.

2 нче алып баручы

По сути Тукай на себе испытал состояние человека, родившегося и выросшего в самых тяжелых условиях жизни, что позволило ему во всей полноте изобразить трагическую историю татарского народа, его тяжелое настоящее и туманное будущее.

Азан тавышы яңгырый.

1 нче алып баручы.

Әйт азан! Таң атты, кошлар да уянып сайрасын,

Кычкырып моңлан: һава, җир-күк аһәңне тыңласын!

Изге тәкбир яңгырасын, барсын Ходайның каршына!

Һәм матур таң атканын һәркем ишетсен, аңласын!

2 нче алып баручы.

Мен манараң өстенә, хәсрәтле җырчы, әйт азан!

Моң белән яңгырат, уят тизрәк татарлар дөньясын!

Әйт азаныңны, шагыйрь! Таңга калсын бар галәм!

Таулар-урманнар, сулар, кырлар азаннан яңгырасын!

Сәхнә артында «Тәфтиләү» көе яңгырый.

1 нче алып баручы.

Хак Тәгалә әмере белән җиргә раушан йолдыз иңде,

Бу сәгатьтә Кушлавычта дөньяга бер Шагыйрь килде.

2 нче алып баручы.

Үткәннәрдән киләчәккә барып җитте Хәтер нуры,

Кабындырды Өмет шәмен, йөрәкләргә үтеп туры..

1 нче алып баручы.

Әмма ләкин татарга илчеңне биргәнсең, Ходай!

Пәйгамбәрләр нәселеннән булгандыр ул безнең Тукай.

«Тукай маршы» ишетелә.

2 нче алып баручы

«Моя жизнь была весьма неприглядной, весьма мрачной, но вместе с тем и довольно-таки интересной; поэтому, раз начав, захотел я изложить всё, что сохранилось в памяти.
Нахожу удобным издать мои воспоминания двумя книжками: в первую войдёт всё то, что пережил я до приезда моего в Уральск, во вторую - всё последующее вплоть до минут, когда пишу эти строки*.» говорил Тукай.

Г. Тукаев.
29 сентября 1909 года.

(*Вторую часть автобиографии Тукай не успел написать)

Сәхнәгә, кечкенә Тукай булып киенеп, яланаяклы укучы малай чыга.

Нәни Тукай. Мин кышкы көннәрдә төнлә яланаяк, күлмәкчән көенчә тышка чыгам икән дә бераздан өйгә кермәкче булып ишеккә киләм икән. Әмма ишекне ача алмыйм. Аякларым бозга ябышып катканчы көтеп торам икән. Шуннан әби-карчыкның: «Кадалмас әле, килмешәк!» - дигән сүзләрен ишетәм. Ул мине үзе теләгән вакытта орыша-орыша кертә икән...

Әни үлгәч, мин бөтенләй ятим булып калдым. Беркөнне, Казанга бара торган бер ямщикка утыртып, мине Казанга озаттылар. (Тагын музыка яңгырый.)

Минем гомерем шактый ямьсез, шактый караңгы, шул ук вакытта кызык кына да үткән.

1нче алып баручы

(Говорят, зимними вечерами босиком, в одной рубашонке выходил я на двор и потом возвращался к двери, чтобы войти в избу. А ведь зимой распахнуть дверь деревенского дома не то что детям, но и взрослым доставляет немалое усилие и труд; а я, естественно, не мог отворить её, ну и стоял, дожидался, когда откроют, пока у меня ноги не примерзали ко льду. Старуха же, убеждённая в своём «милосердии» - «не подохнет, приблудыш!» - впускала меня под окрики и брань, когда ей вздумается.)

1нче алып баручы

Приехав в Казань (наша деревня находится всего в шестидесяти верстах от Казани), ямщик пошёл на Сенной базар и начал выкрикивать: «Отдаю мальчика на воспитание! Бери, кто хочет!» Тут из толпы вышел какой-то человек и забрал меня у ямщика. Он и увёз меня к себе домой.

Сәхнә артыннан берничә кат көчле тавыш яңгырый: «Асрамага бала бирәм, кем ала?»

Сәхнәгә 2 укучы бала чыгып баса. Берсе - малай, берсе -кыз бала.

Укучы малай.

Асрамага бала, әй, кем ала?

Язмыш кырыс, язмыш битараф.

Алмасалар, кабык арбаларны

Алып китәр иде кай тараф?

Укучы кыз.

Үксез ятим -

Кемгә бала кирәк? -

Дип, язмышың сине рәнҗеткән.

Ул чак язмыш - үзе тере ятим;

Кемнәрдәндер җылы сүз көткән.

Укучы малай.

«Асрамага бала бирәм! - диеп,

Кем ала?» -дип сатып йөргәннәр.

Әй язмышның шомлы агышы!

Бөеклекнең алтын ярлары...

Гомерендә - халкы язмышы,

Җырларында - халкы моңнары.

« Әллүки » җыры яңгырый. Сәхнәгә 5 укучы чыгып баса.

1нче алып баручы :

За свою короткую жизнь успел написать много стихов, интересных сказок, где воспевал красоту родного края, любовь к народу.

Песня»Туган ил» сл.Э.Моэминовой, муз.М.Минхажева.

2нче алып баручы :

Г.Тукай призывал нас любить Родину, родной язык, свой народ.

Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на

земле своих отцов, в единстве с русским народом.

ученик :

С народом России мы песни певали

Есть общее в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую нить.

Русский танец.

Входит мальчик, гоняющийся за бабочкой.Инсценировка «Бала бел ән күбәләк”

Звучит музыка С.Сайдашева из балета “Шүрәле”

В зал входит Шүрәле

Ш урале:Пальцам больно

Прищемил их Год назад.

Ай, умру- беда какая

Жизни я своей не рад

1нче алып баручы:

Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.

Шурале:Никого теперь не трону-поклянусь тебе душой.

2нче алып баручы:

Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.

Шурале: А вы (детям) действительно со мной хотите играть?

Дети: Да!

Игра» Шурале и дети». Пойманные дети рассказывают стихи:

« Ак бабай » - Капитонов Дима

« Карлыгач » - Тухватуллина Эвелина

Куян”- Белова Раиса

Кызыклы шәкерт”- Ендирякова Анна и Яллин Алексей

Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только

дети. И это оказалось правдой! Я больше никого никогда не буду

обижать. А сейчас мне надо возвращаться в лес, там меня мои друзья-

другие Шурале ждут. Я всем расскажу, с какими умными, смелыми и

воспитанными детьми познакомился. Да, чуть не забыл, я тут по

дороге нашел расческу (отдает ведущей). А мне пора уходить. До

свидания! (Уходит)

1нче алып баручы:

Дети, а ведь эту расческу кто-то потерял. Как вы думаете-кто?

Дети: Водяная!

Стук в дверь. Входит Водяная.

Водяная: Я Водяная. Дети, здравствуйте! Где ж мой гребень золотой?

2нче алып баручы:

Вставай с нами в круг и поиграй с детьми: догонишь свой гребень

Золотой - он твой. Ребята, поиграем?

Игра «Догони свой гребень»

Мальчик: Мә, Су анасы, сиңа алтын тарак,

Бер кайчан да булмабыз без карак!

В одяная: Вот,спасибо, обрадовали меня. Нельзя брать чужие вещи без

разрешения! А как же это звучит в сказке, давайте вспомним!

Дети: Есть хозяин или нету

Век чужого не возьму!

Водяная: Молодцы, ребята! Умные вы, однако!

Ох, устала я!

Водяная: Какие же вы ребята молодцы. Спасибо вам всем!

Вы мне очень помогли. А мне пора на речку, до свидания!

Заходят Коза и Баран

Коза: Сарык, куда же мы попали?

Сарык: Не знаю, это и не лес, и не поляна. Тут только люди

Коза: Э-э-э…При входе было же написано, что это же Егоркинская школа.

Коза и Сарык: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Сарык: А что за праздник тут у вас?

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! У них же большой праздник., посвященный

130-летию со дня рождения великого татарского поэта-писателя

Г.Тукая. А на день рождения, тем более на юбилей, нельзя

приходить без подарка. Открывай свой мешок! Там должны быть

и подарки от нас.

Сарык достаёт волчью голову: Вот от нас подарок!

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! Это же волчья голова. Из какой сказки она,

ребята?

Дети: Сказка про Козу и Барана.

Коза: А вот вам от нас всех и подарки!

Достает из мешка награды прошлых лет и нынешнего года.

Коза: Что такое? Опять не то. Может быть, кто-нибудь объяснит нам?

Ведущий показывает и объявляет, кто, за что и когда получил эти

награды.

Бальный танец

Коза: Сарык, видно твой мешок подменил кто-то.

Сарык (роется в мешке): Нет, нашел-нашел. Вот же все здесь!

Показывает подарки.

Коза: Дарим вам ручку и блокнот, чтобы вы хорошо учились в школе и

смогли сочинять стихи, как Габдулла Тукай.

Раздают подарки, прощаются и уходят.

Ведущий: Шигыр ь ләрен-әкиятләрен сөйләп,

Үсеп җитәрсез шулай.

Барлык милләт балалары

Ярата сине Тукай!

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню

Рождения Г.Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной

язык!

Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.

Список использованной литературы

1. Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.

2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

3. Тукай г. Ребенку.Стихи,поэмы, басни. Казань,1982.

4. Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.

5. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986.

1 нче укучы . Еллар үткән, ара ерагайган саен, Тукай шәхесе безгә якыная, кадерлерәк була бара. Тукай иҗаты - татар халкының гаҗәеп зур байлыгы. Мәкаль, әйтем, канатлы сүзләргә әйләнеп киткән шигъри юллары, гимн вазифасын башкаручы «Туган тел»е, Җир шарының бөтен халыкларын сокландырган «Шүрәле»се үзе генә дә ни тора?!

Җырлап торган Тукай теле, гаҗәеп бай Тукай иҗаты! Чиксез Тукай рухы! Тукай теле - туган телем! Бүген бу телдә кошлар сайрый сыман, бүген бу телдә чишмәләр чылтырый сыман, иген үсә сыман. Бүген шушы илаһи телдә без сөйлә­шәбез, елыйбыз, җырлыйбыз!

Сәхнә артында « ?» җыры яңгырый.

2 нче укучы. Уйлар Тукайга тора-тора әйләнеп кайта. Җиде-еллык иҗат гомерендә татар халык шагыйре дәрә­җәсенә күтәрелгән бөек шәхеснең язмышы вакыт узган саен игътибарны үзенә җәлеп итә бара.

Язмыш булачак шагыйрьне бишектән үк каһәрли. Шәрифә карчыкның: «Кадалмас әле, килмешәк!» -дигән сүзләре Тукай колагында гомер буе яңгырый. Бу килмешәк - Ту­кай - татар поэзиясенең генә түгел, бөтен төрки әдәбияты­ның күгендә яначак.

Тукайның сабый чакта ук яра алган җанына гомер агышын­да яңадан-яңа җәрәхәтләр өстәлә. Хәзер инде ул милләт өчен яна, көя, хәсрәтләнә, нәфрәтләнә, сызлана. Мөгаен, шушы сый­фатлар Тукайны халык шагыйре дәрәҗәсенә күтәргәндер дә.

3 нче укучы. Тукай - балаларның үз шагыйре, ул аларча сөйләшә, алар дөньясында яши. Шагыйрь дөньяны нәниләр күзе белән күрә. Ул үзе дә тәмам сабыйга әйләнә. «Шүрәле», «Су анасы» кебек әсәрләре белән Тукай безне гаҗәеп тә, серле дә булган әкияти дөньяга алып керә, бераз сискәндерә, юата. Аннары ул безгә дусларча эндәшә:

Һич сине куркытмасыннар шүрәле, җен һәм убыр;

Барчасы юк сүз - аларның булганы юктыр гомер.

Бу - бары тик күңелле бер хикәят, шагыйранә ялган гына икән. Моны аңлау өчен, әлбәттә, күп укырга, белергә кирәк. Шул вакытта «Мәгърифәт нуры ачар күп нәрсәләрнең ялганын». Гомумән, Тукай балалар әдәбиятына зур игътибар бирә. Ул башлангыч мәктәпләр өчен дәреслек-хрестоматияләр төзи. Аларны даими тулыландырып тора.

4 нче укучы. Тукай шигърияте сабый бала өчен дә, олы яшьтәге кешегә дә якын, аңлашыла. Татар халкының гимны булып әверелгән «Туган тел» шигырен генә алыйк: соң­гы сулышкача җанга изгелек, өмет, милли хис иңдереп, буын­нар арасындагы күпер булып тора.

Нинди генә кимсетүләргә дучар булмаган Тукай: ятимлек, фәкыйрьлек, ачлык, авылдан авылга сатылып йөрүләр, татар байларына хезмәт итүләр, татар мәдрәсәсендә черүләр. Тукай кечкенә чакта ук бик күп җырлар белгән. Ул үзенең Газизә апасына: «Апай, минем белмәгән җырым юк бит»,- дип мактана торган булган. Тукай җыр, бәет, әкиятләр җыйган. Ул хисапсыз күп әкият белгән, аларны искиткеч оста итеп сөйләгән. Аның әкиятләрендә җырлар, бәетләр дә була.

Тукай! Йөз меңнәрчә кешеләр зур горурлык һәм илаһи мәхәббәт белән телгә алалар бу исемне. Тукай ул халкыбыз­ның йөзен, рухи асылын чагылдыра. Тукай ул еллар үткән саен биеккәрәк күтәрелә бара. Тукай халыкның киләчәге яшь буын икәнен аңлый. Ул балаларга багышлап бик күп ши­гырьләр яза: «Сабыйга», «Бәйрәм бүген», «Китап», «Бәхетле бала», «Бала белән Күбәләк», «Эшкә өндәү», «Сөткә төшкән тычкан», «Җир йокысы», «Гали белән Кәҗә» һ. б.

Коридор буйлап килеп, сәхнәгә Кәҗә белән Сарык менә.

Кәҗә. Ми-ки-ки-ки! Без кая килеп кердек соң, Сарык?

Сарык . Мә-ә-ә! Белмим шул. Бу урман да, алан да түгел. Ә бу нинди балалар?

Кәҗә. Ми-ки-ки-ки! Ах, уңмаган, надан Сарык! Язып куелган иде бит: «Егоркино мәктә бе »,- диеп.

Сарык . Мә-ә-ә! Болар бит сөекле Тукаебызның туган көненә җыелганнар! Нинди шатлык! Бәйрәм бүген!

Кәҗә. Ми-ки-ки-ки! Надан Сарык, нәрсә басып торасың, кеше көлдереп. Бәйрәм булгач, ач капчыгыңны! Туган көнгә буш кул белән килмиләр бит! (Капчыкта актарына баш­лыйлар.)

Сарык . Бүре башын гына чыгара күрмә! Балалар куркышып таралырлар. Бүген бит бәйрәм!

Кәҗә . Кайгырмагыз, бездә китап күп. Ул китап белән һәркайсыбыз булырбыз тук!

Сарык. Менә бит Тукайның «Сабыйга» китабы. (Кап­чыктан чыгара. Шул исемдәге китаптан бер шигырь укыла.)

Кәҗә. Менә бусы - «Бала белән Күбәләк» китабы. (Сәх­нәгә бала белән Күбәләк чыга. «Бала белән Күбәләк» җыры башкарыла.)

Сарык. Мә-ә-ә, менә бусы - «Су анасы» китабы (капчык­тан чыгара).

«Су анасы» әсәренең сәхнәләштерелгән варианты башкарыла.

Кәҗә. Ми-ки-ки! Карагыз әле, балалар! Менә «Шүрәле» китабы.

«Шүрәле» әсәренең сәхнәләштерелгән вариантыннан өзек күрсәтелә.

Сарык. Мә-ә-ә! Менә бусы, балалар, бөек Тукаебызның юбилеена багышлап чыгарылган китап - «Мин Тукайга киләм». (Яңа китаптан бер шигырь укыла.)

1 нче алып баручы. Тукай рус халкына, рус мәдәниятенә зур ихтирам белән карый, халыклар дуслыгын яклый. Пушкинны Тукай үзенең остазы итеп саный. Тукайның халыклар дуслыгына кагылышлы мондый мәгълүм юллары бар:

Рус җирендә без әсәрле, эзле без,

Тарихында бер дә тапсыз көзге без.

Рус белән тормыш кичердек сайрашып,

Тел, лөгать, гадәт вә әхлак алмашып.

Бергә тормыш, бергәлек чиктән ашып,

Без шаярыштык, вакытлар алмашып.

Һич бетәрме тарихи бу бергәлек? -

Без туган бер җепкә бергә теркәлеп.

2 нче алып баручы. Үз чиратында рус әдәби жәмәгатьчелеге дә Тукай иҗатына игътибар итә башлый. 1914 ел­ны аның берничә әсәре рус теленә тәрҗемә ителә. Тукайны рус укучыларына җиткерүдә дистәләгән тәрҗемәчеләр, шагыйрьләр эшләп килде һәм эшлиләр. Рус теле Тукайга зур дөньяга чыгу өчен ярдәм итә. Ул Пушкин һәм Лермонтов шигъриятеннән сихерләнә, Жуковскийны, Чеховны, Пуш­
кинны, Крыловны бик яратып укый. Тукай Пушкин һәм Лермонтовның күпчелек шигырьләрен татарчага тәрҗемә итә. Тукай әсәрләре илебездә яшәүче барлык халыклар телләренә дә тәрҗемә ителде. Һәм, моннан тыш, гарәп, япон, француз, инглиз, немец һәм башка телләргә тәрҗемә ителде.

Хәзер, әйдәгез, Тукаебызның «Туган тел»ен рус, инглиз телләрендә тыңлап карыйк.

«Туган тел»нең берәр куплеты рус, инглиз телләрендә башкарыла. Сәхнәгә 2 укучы чыга. Берсе артыннан икенчесе чиратлашып укыйлар.

1. 1906-1907 еллар. Бер ел эчендә Тукай 50 ләп шигъри әсәр, поэма (барлыгы меңнән артык шигырь юлы), 50 гә якын мәкалә һәм фельетон яза.

2. 1907 ел. Тукай тәрҗемә итә.

3. 1909 ел. Тукайның 7 китабы дөньяга чыга.

4. 914 ел. Тукайның берничә әсәре рус теленә тәрҗемә ителә.

5. 1917 елдан алып бүгенге көнгә кадәр кайбер әсәрләре рус телендә 2 млн нан артык тираж белән 50 тапкыр басылып чыкты.

6. 1921 ел. Тукайның «Шүрәле»се беренче тапкыр рус телендә басылып чыкты.

7. 1945 ел. М. Җәлил исемендәге Татар дәүләт опера һәм балет театры сәхнәдә беренче мәртәбә «Шүрәле»не куя.

8. 1958 ел. Татарстан Министрлар советы карары белән, 1958 елдан башлап, әдәбият-сәнгать өлкәсендә аеруча уңыш­ларга ирешкән авторларга республиканың Г. Тукай исемен­дәге дәүләт премиясе булдырылуы игълан ителә. Аның дипломы һәм билгесе бар.

9. 1971 ел. Арча районы Яңа Кырлай авылында Г. Тукайның әдәби-мемориаль музее ачыла.

10. 1979 ел. Ибраһим Нуруллинның «Атаклы кешеләр тормышы» сериясеннән «Габдулла Тукай» китабы басылып чыга. Китап рус телендә дә дөнья күрә.

11. 1984 елда Мәскәүдә Пушкин музеенда Тукайга да урын бирелә.

12. 1985 ел. Октябрь. Париж. Берләшкән Милләтләр Оешмасының мәгариф, фән һәм мәдәният мәсьәләләре буенча комитеты (ЮНЕСКО) татар халык шагыйре Г. Тукайны бөтендөнья бөек кешеләр исемлегенә кертелүен игълан итте.

13. 1986 ел. Башкалабыз Казанда Тукай музее ачыла.

1 нче алып баручы. Тукайга күңел тора-тора әйләнеп кайта. Тукай турында инде күп язылды кебек. Ләкин ачыкланып бетмәгән сораулар күп әле. Тукай әсәрләренең яңа академик басмасын җыялар. Кайчандыр Парижда чыккан «Мусульманин» журналын тикшерәләр. Тукай тавышы язылган пластинка да бар икән. Тукай фондын булдыру буенча эш башланды.

2 нче алып баручы. Шагыйрьне ныграк аңлау өчен, аның туган якларын барып күрү кирәк, диләр. Бу сүзләрдә, чыннан да, зур хаклык бар. Тукайның юбилеен каршылап, безнең мәктәп коллективы Казан арты тарафларына сәяхәт кылды. Без Тукай-Кырлай авылы музеенда булдык. Кырлай Тукай күңеленә иң якын яклары белән кереп кала һәм аның иҗатында зур урын алып тора. Ә хәзер сүзне шул сәяхәттән
кайтучыларга бирәбез.

Экранда Кырлайда төшерелгән видеофильм күрсәтелә.

2 нче алып баручы. Ике катлы, берничә залдан торган бу музейдан без үзебезгә зур рухи азык, көч алып кайттык. Бу музейда инде 100 меңнән артык кеше булып киткән. Сириядән килгән галим язып калдырганча әйтсәк: «100 меңнән артык кеше хаҗ кылган». Алар арасында Япония, Америка, Африка, Испания һ. б. бик күп илләрнең сәяхәтчеләре, галимнәре булып киткән, шул исәптән без - 3 нче мәктәп-гимназия коллективы да бу музейда булып, истәлек альбомына тамгабызны салып калдырдык.

Тукай белән бәйле урыннарны халкыбыз изге итеп сак­лый. Ул яклар кешеләрне сихри бер көч белән үзенә тартып тора. Әнә шуңа күрә без дә, шундый озын юллар үтеп, Кырлайны күреп кайттык. Тукай эзләреннән үтү - үзе бер гомер. Аның иҗаты алдында баш ию - үзе бер бәхеттер.

1 нче алып баручы. Безнең китапханәдә Тукай китаплары күп. Алар төрле яшьтәге укучыларга адресланган. Китаплар - барысы да диярлек татар һәм рус телләрендә.
Шунысы куанычлы: Тукаебызның китаплары беркайчан да киштәләрдә ятмый, аларны яше-карты бик яратып укый. Тукайны укыганда хәйран каласың: сәламәтлеккә дә туймаган, ябык кына, кечерәк буйлы бу кешегә шулкадәр рухи биеклек каян килгән? Күрәсең, халыктан - халык белән берегүдәндер. Табигать Тукайга бөек талант та биргән - шул­кадәр аз вакыт эчендә 10 мең шигырь, 50 табактан артык чәчмә әсәр язып калдыра алмас иде.

Тукай тормышы ул - күз яшьләре белән ачынып көлү, җыр белән тулы тормыш. Аның 110 еллыгына багышланган күп серияле фильм төшерелде. «Каргышлы балачак» дип атала ул.

2 нче алып баручы («Т ә фтилә ү » музыкасы астында укый).

Киләчәкне күреп бара шагыйрь,

Пар атлары күптән җигелгән.

Күчә Тукай яңа дәверләргә,

Халык йөрәгенең түреннән.

Данный материал может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями по обучению детей татарскому языку дошкольных образовательных учреждений для проведения праздника, посвященного творчеству великого татарского поэта-писателя Г. Тукая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника, посвященного творчеству Габдуллы Тукая

“САНДУГАЧТАЙ МОҢЛЫ ТУКАЙ ТЕЛЕ”

Ц ЕЛЬ : Повышение эффективности работы по приобщению детей к

Творчеству ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.

Задачи:

Познакомить детей с жизнью и творчеством ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.

Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.

Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ,

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,

умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).

Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.

Расширить представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Оформление зала: портрет Г.Тукая, обрамленный красной тканью, цветы.Цитаты на татарском языке:

“Уртак Ватан тарихында эзле иттең син безне;

Мәңге-мәңге тап кунмаслык, көзге иттең син безне.

Сәнгатебез күкләрендә-Кояшыбыз, Аебыз.

Бар җиһанга күренерлек Тукаебыз”

Илдар Юзеев.

“Тукай- халык моңнарының бакчасында тибрәп үскән гөл.”

Фатих Кәрим.

Под музыку С.САЙДАШЕВА “Тукай маршы” входят дети.

На фоне музыки чтение стиха “Тукай теле” с показом слайдов.

Ведущий: Много-много лет назад, в один из весенних солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.

1й ребенок: О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!

2й ребенок: О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

3й ребенок: И туган тел, и матур тел! Әткәм-әнкәмнең теле.

4й ребенок: Дөньяда күп нәрсә белдем, син туган тел аркылы.

Ведущий: Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа

Игра на скрипке песню «Туган тел»

Ведущий: Сложной была судьба Тукая. Он очень рано осиротел-скитался от

Одного человека к другому. Детство у него было очень трудным.

Но Тукай рос смышленым старательным ребенком, рано научился

Стих»Багышлау»сл. Р.Ахметвалеевой.

Ведущий: За свою короткую жизнь успел написать много стихов, интересных

Сказок, где воспевал красоту родного края, любовь к народу.

Песня»Туган ил» сл.Э.Моэминовой, муз.М.Минхажева.

Ведущий: Г.Тукай призывал нас любить Родину, родной язык, свой народ.

Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на

Земле своих отцов, в единстве с русским народом.

Ребёнок: С народом России мы песни певали

Есть общее в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую нить.

Русский танец.

Входит мальчик, гоняющийся за бабочкой.Инценировка «Бала белән күбәләк”

Звучит музыка С.Сайдашева из балета “Шүрәле”

В зал входит Шүрәле

Шурале:Пальцам больно

Прищемил их Год назад.

Ай, умру- беда какая

Жизни я своей не рад

Ведущий: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.

Шурале:Никого теперь не трону-поклянусь тебе душой.

Ведущий:Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.

Шурале: А вы (детям) действительно со мной хотите играть?

Дети: Да!

Игра» Шурале и дети». Пойманные дети рассказывают стихи:

«Киска-озорница» и «Забавный ученик»

Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только

Дети. И это оказалось правдой! Я больше никого никогда не буду

Обижать.Асейчас мне надо возвращаться в лес, там меня мои друзья-

Другие Шурале ждут. Я всем расскажу, с какими умными, смелыми и

Воспитанными детьми познакомился. Да, чуть не забыл, я тут по

Дороге нашел расческу (отдает ведущей).А мне пора уходить. До

Свидания! (Уходит)

Ведущий: Дети, а ведь эту расческу кто-то потерял. Как вы думаете-кто?

Дети: Водяная!

Стук в дверь. Входит Водяная.

Водяная: Я Водяная. Дети, здравствуйте! Где ж мой гребень золотой?

Ведущий:Вставай с нами в круг и поиграй с детьми: догонишь свой гребень

Золотой-он твой. Ребята, поиграем?

Игра»Догони свой гребень»

Мальчик: Мә, Су анасы, сиңа алтын тарак,

Бер кайчан да булмабыз без карак!

Водяная: Вот,спасибо, обрадовали меня. Нельзя брать чужие вещи без

Разрешения! А как же это звучит в сказке, давайте вспомним!

Дети: Есть хозяин или нету

Век чужого не возьму!

Водяная: Молодцы, ребята! Умные вы, однако!

Ох, устала я!

Ведущий:Водяная, сядь, отдохни! Девочки исполнят для тебя татарский

танец .

Татарский танец

Водяная:Какие же девочки молодцы. Спасибо им, и вам всем спасибо!

Вы мне очень помогли. А мне пора на речку, до свидания!

Заходят Коза и Баран

Коза: Сарык, куда же мы попали?

Сарык: Не знаю, это и не лес, и не поляна. Тут только люди

Коза: Э-э-э…При входе было же написано, что это 41-й детский сад

«Умырзая».

Коза и Сарык: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Сарык: А что за праздник тут у вас?

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! У них же большой праздник., посвященный

125-летия со дня рождения великого татарского поэта-писателя

Г.Тукая. А на день рождения, тем более на юбилей, нельзя

Приходить без подарка. Открывай свой мешок! Там должны быть

И подарки от нас.

Сарык достаёт волчью голову: Вот от нас подарок!

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! Это же волчья голова. Из какой сказки она,

Ребята?

Дети: Сказка про Козу и Барана.

Коза: А вот вам от нас всех и подарки!

Достает из мешка награды прошлых лет и нынешнего года.

Коза: Что такое? Опять не то. Может быть, кто-нибудь объяснит нам?

Ведущий показывает и объявляет, кто, за что и когда получил эти

Награды.

Бальный танец

Коза: Сарык, видно твой мешок подменил кто-то.

Сарык (роется в мешке): Нет, нашел-нашел. Вот же все здесь!

Показывает подарки.

Коза: Дарим вам ручку и блокнот, чтобы вы хорошо учились в школе и

Смогли сочинять стихи, как Габдулла Тукай.

Раздают подарки, прощаются и уходят.

Ведущий: Шигырьләрен-әкиятләрен сөйләп,

Үсеп җитәрсез шулай.

Барлык милләт балалары

Ярата сине Тукай!

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню

Рождения Г.Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной

Язык!

Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.

Список использованной литературы

1. Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.

2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

3. Тукай г. Ребенку.Стихи,поэмы, басни. Казань,1982.

4. Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.

5. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986.


«Сценарий литературного вечера посвящённого творчеству поэта Габдуллы Тукая»

Преподаватель теоретических дисциплин Васильева Ольга Олеговна

МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 24»

    Звучит песня «Туган тел».

Эта песня «Туган тел» («Родной язык») написана на стихи нашего знаменитого татарского поэта Габлуллы Тукая. Его стихи и песни знают не только у нас в Татарии, но и за её пределами. А эта песня знакома всем с детства. Её напевают детям, и они разучивают её с малых лет. Мало того, песня «Родной язык» стал гимном, прославляющим красоту и величие родной речи.

Родился будущий поэт 26 апреля 1886 г. в семье деревенского муллы. Вот мы приближаемся к деревне поэта. Будто из далека доносится тихий, грустный голос Тукая:

Стоит моя деревня на горе некрутой,

Родник с водой студеной от нас подать рукой.

Мне вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

Люблю душой и телом я все в краю моем.

Отец недолго радовался рождению сына. Через 4,5 месяца после рождения Габлуллы, отец заболел и умер. Смерть отца предопределила судьбу Габдуллы на многие годы вперёд. «Жизнь моя прошла весьма неприглядно и мрачно, но в то же время интересно». (Г. Тукай).

В то же время жить крестьянам было очень трудно, часто в доме не было никакой еды, даже хлеба. Маленький Тукай часто ходил голодным. Мать не могла его прокормить и, когда Габдулле исполнилось 3 года, снова вышла замуж. Не зная, как отнесётся будущий муж к её ребёнку, мать решает пристроить ег на время к одинокой старухе Шарифе из соседней деревни Кушлауч.

По-видимому, эта старуха Шарифа не отличалась добротой. Бывало, что трёхлетний Габдулла босой, в одной рубашке выбегал во двор в туалет. А зимой не только ребёнку, но и взрослому человеку нелегко открыть примёрзшую дверь. Старуха не торопилась впускать его: ничего, мол, не подохнешь, приблудный. Ребёнок подолгу мёрз в сенях, иногда до тех пор ноги его чуть не примерзали ко льду. И вот один раз он, простояв на морозе почти час, тяжело заболел. И во время болезни ему снился сон, что приехала его мама и поёт ему колыбельную.

«Колыбельная»

    Баю-баю-баю, сын

В медресе поедет сын,

Все науки превзойдет,

Всех учений будет сын.

    Глазки сонные закрой,

Спи, мой месяц. Золотой,

Что не спишь ты по ночам,

Что ты плачешь день-деньской?

    Баю-баюшки-баю,

Хочешь, песенку спою?

Стану сказку говорить,

Колыбель качать твою.

    Спи, усни, бесценный мой,

Лучше всех ты, мой родной,

У меня на всей земле

Нету радости иной.

Но вот, наконец мать приехала и забрала его к себе. Эту поездку Габдулла заполнил на всю жизнь. Он был счастлив, что рядом с ним мама, он заполнил, как ехал, как ощущал себя в просторном и счастливом мире, и как перед его глазами мелькали светлые и яркие лучи. Заполнилось ему и то, что, когда он приехал, отчим дал кусок хлеба, намазанный мёдом. Такое угощение Габдулле доставалось редко. Не успел Габдулла досыта наесться хлеба, а душа – насладиться материнской лаской, как подоспело новое горе. В начале 1890 г. умирает его мама.

Смерть матери, которая была для него единственным источником света и тепла, потрясла 4-х летнего мальчика. Когда тело матери понесли на кладбище, Габдулла вылез из-под ворот и, захлёбываясь слезами, кричал: «Верните маму! Отдайте маму!».

И снова Габдуллу уводят в другую деревню, к делу Зинатулле.

Дед Тукая был образованным человеком для своего времени. Он много читал и писал стихи. Наверное, именно от деда перешёл к Габдулле талант сочинять стихи.

Но и в доме родного деда Габдулла не был желанным. Его постоянно мучил голод, но больше голода его мучили попрёки и оскорбления. Он то и дело слышал: «приблудыш», «лишний рот», «приживал». «Среди 6-ти голубков моей бабушки, - писал поэт, - я был галчонком. Поэтому никто не утешал меня, когда я плакал, не ласкал, когда я нуждался в ласке, не жалел, когда я хотел есть и пить. Только и знали, что толкали, да обижали». Одна лишь старшая сестра Сажида испытывала к нему добрые чувства. Она навсегда осталась в сердце Габдуллы в образе доброго, белокрылого ангела!

Стихотворение «Ребёнок и мотылёк»

Звучит песня «Мотылёк» комп. Ф. Абубакиров

Тетушка-судьба. Однако, хранила Габдуллу. В один прекрасный день она подъехала к дому в образе «ямщика» и, усадив на подводу, увезла в Казань. Это дед и бабка, решив отделаться он ненужного им внука, решили отправить с проезжим крестьянином в Казань.

А этот крестьянин, Гильфан, отвёз ребёнка на базар и, обращаясь к людям, выкрикивал: «Отдаю ребёнка на воспитание, кто возьмёт?». Никто не хотел брать маленького, худенького мальчика. Тогда Гильфан нарядил его медведем и заставил показывать разные фокусы.

Габдуллу взял на воспитание некий Мухаметвали и его жена. У них не было свих детей, и Габдулла в этом доме оказался желанным. Но через два года новые родители заболели, и, испугавшись за дальнейшую судьбу ребёнка, отправили его обратно в деревню.

Домочадцы встретили Габдуллу без особого восторга. Тут же начались поиски нового места, новых «родителей». И они нашлись в деревне Кырлай, в доме бедного крестьянина Сагди.

День, когда маленький Габдулла ехал в деревню Кырлай, был солнечным и теплым. Тукай, ехал и любовался зеленью травы и леса, солнце ласкало его своими лучам. Он чувствовал радость от встречи с родной природой. Крестьянин Сагди, который вёз Габдуллу, говорил ему: «Вот приедем домой, тебя встретить мать…У нас много хлеба и Катыка».

Вот Габдулла сидит за столом. В одной руке у него кусок хлеба, в другой – деревянная ложка. Перед плошка с картошкой и Катыком. В широко раскрытых глазах малыша искрится радость, удивление и в то же время недоверие, что всё это наяву, а не во сне.

В Кырлай Габдулла занимался и крестьянским трудом – ходил с приёмными родителями на жатву и сенокос. Сидя с пастухами у костра, он слушал татарские народные сказки о Шурале и водяной, слушал песни, воспевающую красоту родного дремучего леса, величавые горы и полноводные реки. Пока он их только запоминал и любил петь. Придёт время и эти сказки, некоторые песни он заново обработает, даст им новую жизнь.

В Кырлае будущий поэт жил до 9 лет. Вновь его ждала дорога. На этот раз снова в Казань – учиться дальше. Казань звала его, казалось ему необыкновенно величественной и сказочно красивой.

Что ждёт его в Казани? В его душе надежды и сомнения, радость и печаль – всё слилось воедино.

    Лошадей в упряжке пара, на Казань лежит мой путь.

И готов рукою крепкой кучер вожжи натянуть.

    О, прощай любимый город, город детства моего!

Милый дом во мгле растаял, будто не было его.

    Я с родными разлучился, жить не сносно стало мне,

И по милым я скучаю, как по солнцу, по луне.

«Эй, Тукай, вставай скорее! Вот Казань перед тобой»

    Вздрогнул я, услышав это, и на сердце веселей:

Ну, айда быстрее, кучер! Погоняй своих коней!

В Казани Тукай учится и много сочиняет. Чтобы заработать себе на жизнь, он устраивается работать в редакцию. Работа была для него всем, нет проходит и двух лет, как Тукай становится одним из трёх татарских писателей, получающих большие гонорары. Его книги издаются одна за другой, семьи у него нет, личные потребности у него тоже небольшие. Значит, заработанного должно хватить с избытком. А ему не хватает! На свой внешний вид он тоже обращает мало внимания.

Тут дело не столько в неряшливости Тукая, сколько в том, что он жил больше духовной жизнью и в том, что он, ценивший больше всего свободу и независимость, отрицательно относился к следованию моде, считал, что мода порабощает человека, делает его мелочным, суетным.

Зато много возился с кошками и собаками, особенно с важным чёрным котом, принадлежащим хозяину дома, в котором находилась редакция. Случалось, приносил к себе домой котят и щенят, кормил их молоком и хлебом.

Обращается Тукай и к народному творчеству, к тем сказкам и песням, которые знал ещё с детства.

«Народ – он великий, он могучий, он – мелодичный, он писатель, он поэт» - говорил Тукай.

Он сделал обработки татарских народных сказок «Шурале», «Водяная», «Коза и баран», «Кисонька».

Но обостряется болезнь – туберкулез, которой страдал с детства. Здоровье его ухудшается день ото дня. Почти на весь этаж дома, где он живёт, слышно, как поэт надрывно кашляет днём и ночью. Друзья советуют ему лечь в больницу. Тукай, ссылаясь на неотложные дела, откладывает. Он, конечно, понимает, что каждый приступ кашля уносит кусочек его жизни, что из больницы ему уже не выйти. Он думает о смерти. Она рядом, стучится в дверь. Где взять силы, чтобы встретить её гордо и спокойно?

В сущности, что же она такое смерть? Исчезновение навек? Тогда приятного мало. Или же смертью уничтожается только бренное тело, а дух продолжает жить? Тогда она вовсе не страшна.

Его мысли текли в другом направлении. Верно, ли он прошёл свой жизненный путь? Исполнил ли клятву, данную народу? Принёс ли ему какую-нибудь пользу своим творчеством?

В феврале 1913 г. Тукай, лёг в больницу. Наступала весна. Небо очистилось. В окно заглядывало солнце.

31 марта состояние его резко ухудшилось. Он потерял аппетит, поднялась температура. Врач сказал друзьям, пришедшим его навестить, что Тукай не проживёт больше 3-х дней, 2 апреля 1913 г. Тукай скончался.

4 апреля 1913 г. похороны Тукая превратились в многотысячную процессию. Целую неделю в газетах продолжалась публикация телеграмм соболезнования из самых разных уголков России. Все это было предвестником бессмертия Тукая.

Да, он жил для народа. Стихи его будут передаваться из поколения в поколение. Народ будет жить, вместе с народом будут жить и его мысли, чувства, радости, горести и надежды.