Сценарий устного журнала "дети суровых военных лет". Сценарий встречи «Дети войны

Организация: МАОУ гимназия №35

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Цель:
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.
Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны.

Задачи:
Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности.
Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям.
Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
Материалы:
мультимедийная презентация «Дети войны»;
фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли», «Священная война» «Бухенвальдский набат» «Ах, война, что ты сделала…»«Ничто не забыто, никто не забыт», «День победы».
Выставка книг.

На мероприятие приглашаются родители.
Ход занятия:

Ученица: Тебе сейчас 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со Дня Победы над фашистско-немецкими захватчиками. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

Ученик:

Вспомним безмятежный детский сон счастливый,
Первый солнца луч неторопливый,
Запах яблок, зреющих в саду,
Вспомним самый страшный день в году.

Ученица : Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа…
ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
(А. Александрова, Лебедева-Кумача)

Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».

Ученица: Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
(Фоном звучит спокойная музыка.)

Ученик:

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?

Ученик:
Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.
Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту – 6 детей,
Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Ученица:

А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик:

Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученица:

В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
Ученица:

В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.
Ученик:

Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Дети войны..Как же выжили вы?
Дети войны..Устоять как смогли?

Начинается демонстрация слайдов презентации.
Ученица:

Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Ученик:

Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые:
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Ученица:
Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.
Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
(Зажигаем свечу)
На экране портреты пионеров героев.

Ученик:
Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

Ученик:

. Марат Казей был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".
А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Ученик:

Дети войны
Светлана Сирена.

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…

Чёрные дни от пожаров и гари-
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.

Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!
Сколько же лет разделяло людей?
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и радостных дней!

Ученик:
По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей.
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.


Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.

По рассказам и книжкам я слышу войну
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, затихших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.

Я не знаю войны, да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.

Фонограмма «День Победы»
(Д. Тухманова, В. Харитонова)

Прошла война, прошла страда.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки!

Ученица:
Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колено пред памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, ничто не забыто.
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!

Ученица:

Минута молчания…
Склонитесь, и молод, и стар.
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.
Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет.
Дети войны-
И веет холодом,
Дети войны-
И пахнет голодом.
Дети войны-
И дыбом волосы-
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими
И не советскими.
Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла-
Где дети плакали.-
Дети войны-
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов)

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы

Дети Войны

Ученик: (2слайд)

Без малого четыре года

Гремела грозная война,

В войне с фашизмом, чёрной силой,

Сумела выстоять страна.

Ученик:

И не секрет, что наше поколенье

Не знает страшных ужасов войны,

Но к теме той сегодня непременно

Мы обратиться всё-таки должны.

Ведущая 1: Две странички календаря.

Ведущий 2: Два дня жизни планеты Земля.

Ведущий 1: Два дня истории Человечества.

Ведущий 2: Они отмечены в календаре разными цветами.

Ведущий 1: Один - чёрный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами.

Ведущий 2: Другой - красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.

Ведущий 3: День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Ведущий 4: День Памяти и Скорби22 июня - особая дата в нашем календаре. Это день памяти всех погибших в Великой Отечественной войне, нашей скорби по ее жертвам и благодарности за спасение Отечества, за жизнь на земле.

Ведущий 1: Самой черной стала та короткая летняя ночь, когда тишину, занимавшегося утра на западной границе Союза, взорвали тысячи снарядов и бомб…

Чтец 1: (4 слайд)

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Чтец 2: Июнь, клонился к вечеру закат

И теплой ночи разливалось море

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя

Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ведущий 2: В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось … (звучит речь Левитана) (5 слайд)

(Б.Окуджава «Ах, война…» на фоне музыки ученики читают 1- й куплет) (6 слайд)

Учащиеся:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

(музыка звучит громче. Потом стихает.)

Ведущий 3: На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда» (7 слайд)

Ведущий 4: Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. А какие дела могли делать дети? Ведь они были еще совсем маленькие и многого не умели.

Ведущий 1: Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. (9 слайд)

Ведущий 2 :(10 слайд) Стояли у станков вместо отцов и матерей. Станки были высокие, рассчитанные на рост взрослого мужчины, поэтому мальчики стояли возле станков на табуретках, ящиках, чтобы достать. Послушайте маленький рассказ, про этого мальчика. (11 слайд)

Учащийся:

Вовка - токарь

«Нет, не получится, слабый я, не удержать заготовку» - так поначалу говорил лучший токарь военного завода - Вовка. Потом ничего, привык. Сначала к винтовке прилаживал штык. Потом всё серьёзней работа, и получилось!

Что, ты… Сейчас и смотреть загляденье,

на Вовкиных рук творенье:

снаряды и корпус для мины,

для автоматов стволы,

детали для машины,

для походных кухонь котлы.

Без сна, на лютом морозе

(в цеху только крыша, но не было стен)

губы закусив до крови,

Вовка не сдавался усталости в плен.

Сутками от станка не отходил.

Маленький, упрямый рот как молитву твердил…

Твердил маленький упрямый рот:

«За бабушку, за братишку; - что, взяли нас сволочи?, это мой фронт».

Такие вот Вани и Сани,

Пети и Вовки

победу в тылу ковали:

гранаты, патроны, винтовки.

Ведущий 3 : В колхозах создавались отряды для оказания помощи в полевых работах. Заработанные деньги дети вносили в фонд обороны.

Ведущий 4: (12 слайд) На этой фотографии мы видим советский танк Т-60 Малютка. У этого танка очень интересная история, послушайте.

Ученик 1: (13 слайд) В редакцию газеты “Омская правда” пришло письмо:

И редакцию завалили тысячи детских писем.

Ученик 2 :“Мне папа с фронта прислал 136 рублей на новые сапоги, но я еще похожу в старых ботиночках … Адик Солодов, 6 лет”.

Ученица 1 : “Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко . Тамара Лоскутова”.

Ученица 2 : “Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага . Таня Чистякова”…

Ученик 3 :(14 слайд) Танк был сделан, и воевала на нем сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила благодарность. Вскоре была награждена орденом Красной Звезды, а позднее, за отличие в боях под Орлом - орденом Отечественной войны.

Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка “Малютка 160 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии .
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин”. Май 1943.

Ведущий 1 : И таких примеров не тысячи, а много больше. И произошло это потому, в том числе, что Великая Отечественная война с первых часов ее рассматривалась нашим народом, всеми советскими людьми, как Священная народная Отечественная война.

Ведущий 2 : Когда обстановка требовала от детей активных действий, они участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. (15, 16 слайд)

Ведущий 3 :(17 слайд) Дети воевали с врагом наравне со взрослыми. Причем сражались так смело и отважно, что имена многих навечно занесены в списки героев этой страшной войны.Володя Казьмин, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Зина Портнова, Таня Морозова, Витя Коробков. Все они погибли ради того, чтобы жили вы.

Розенбаум «А может, не было войны?» Видеоряд

Учащийся: (18 слайд)

Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.

Учащийся:

Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Ведущий 4: (19 слайд) Наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: «Хватит, достаточно, всё уже сказано о Великой Отечественной».

Всего сказать, я думаю, не удастся никогда, потому что нет меры трагедиям войны, нет меры героизму людей, проявленному в сражениях, нет меры горечи и страданиям.

Ведущий 1: Диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан вспоминал: “9 мая 1945 года мне выпало счастье прочесть Акт о безоговорочной капитуляции Германии. После прочтения мы увидели, как во всех окнах домов вспыхнул свет, на улицах появились толпы людей... Сообщение повторялось всю ночь и весь день. Но хотелось читать его снова и снова, так, чтобы с каждым разом все радостнее звучала наша Победа!”

Песня «Послевоенная пора» (инсценированная песня) (20 слайд)

МУЗ В. Ильина слова Ю. Рыбчинского
1. Ах… послевоенная пора…
Стояла, рты разинув, детвора.
А перед потрясённой детворой
Крутил, крутил шарманщик ящик свой.
Звучала шарманка, играла шарманка,
Шарманщик шептал: «Начинай!»
И сальто крутила его обезьянка,
И «браво» кричал попугай.

Припев:

И не плачьте никогда!
Если солнце в небе светит,
Значит, горе не беда!

Если солнце в небе светит,
Значит, горе не беда!
Громче! Громче смейтесь, дети!
И не плачьте никогда!

2. И говорил шарманщик: «Попугай!»
А ну, дружочек, детям погадай!»
И попугай «брависсимо» кричал
И каждому «судьбу» его вручал:
Дарил он билеты, цветные билеты,
Цветные, как детские сны.
И в каждом писалось, что счастье мы встретим
И больше не будет войны!

Звучит музыка. Выходят ведущие праздника.

1 ведущий –

Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.

И птицы - память по утрам поют,

И ветер – память по ночам гудит,

Деревья – память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

Шумит, не умолкая, память – дождь,

И память – снег летит и пасть не может.

2 ведущий – Течет река времени. Минуло уже более 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны.

3 ведущий - Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

4 ведущий - Сегодня, отмечая праздник Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.

Звучит фонограмма песни «Утомленное солнцем», выходят3 чтеца, у них в руках зажженные свечи.

1 чтец -

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали.

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей.

1 ведущий - Они встречали войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохотным, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

2 чтец -

Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день Земли – двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и в этот час – ВЗРЫВ!

Что солнце погасил в кромешном гуле,

И сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем,

День за днем, взрыв за взрывом,

Смерть за смертью, боль за болью.

Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

Звучит фонограмма взрывов, затем первый куплет песни «Священная война».

3 ведущий - Дети и война – нет более ужасного сближения двух противоположных вещей на свете. Мальчик трех лет, по-немецки благодарящий нашего офицера за хлеб: «Данке шен».

4 ведущий - Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжело раненую, когда шел бой за их деревню.

1 ведущий - Дети и война... Для кого-то - это блокадный Ленинград, для кого – сиротское детство.

Звучит музыка. Выходят ученики, играющие беспризорников. Садятся вкруг, играют в карты.

Жора – Я, Мишка, сегодня немецкую «Раму» видел – кружилась, высматривала, на крыло повертывалась. Чтоб ей лопнуть!

Миша - Я бы ее из зенитки, залпами, чтобы она вверх тормашками вместе со своими крестами навернулась. Эй, ты, Жорка, не жульничай! Кто трефового короля дамой бубен кроет?

Жора - Все, надоело мне играть.

Миша - Жорка, у тебя махорка есть? Дай покурить, а то очень... есть охота, а ребят еще нет.

Заика - Д-да-а-й и мне к-курнуть.

Миша - Мал еще, подрасти маленько.

Жора - Тише, ребята, Васек идет.

Заходят Хромой, Поэт, Василий. Василий держит за руку малыша.

Вася - Ребята, я привел малого с вокзала, не обижайте его. У него мамку убили фашисты, он целый час молчит и плачет. Садись, Малой, вот тебе конфетка. На, ешь! Ну а вы, ребята, что сегодня сделали?

Жора гордо кладет в центр буханку черного хлеба.

Вася - Снова ты, Жорка, украл у какой-нибудь зазевавшейся бабульки?

Жора - Что я для себя что ли свистнул? Для вас же старался! Подумаешь, богатого жмота обчистил! Он на базаре вещи продавал. Подумаешь, спер...Эх ты...

Миша - А я во... что в карты выиграл! Показывает веревку с баранками.

Вася - Врешь Мишка! Тебе в карты ни за что не выиграть.

Миша - Что, я вру?!.. Я вру?!.. Ну да, я вру. Фельдшер дал за то, что я ему три ведра воды для раненых солдат принес и дров наколол.

Вася - Хорошо, верю. А ты, Заика, что принес?

Заика - У-у м-меня т-только э-э-то. Я за г-городом от-ткоп-пал. Показывает несколько картофелин.

Вася - Хорошо, Заика, не напрягайся, мы все поняли. А ты, Хромой?

Хромой - А у меня только одна луковица и две картошки.

Вася - Что же ты милостыню плохо просил, не жалостливо. Не в голосе был что ли?

Хромой - Да просить не у кого было: бабы все худые да костлявые стояли, у самих нет ни черта, акромя голодных детей.

Вася - Ну а ты, Поэт, что принес? Почему молчишь?

Поэт - А я не смог ни чего принести.

Миша - Ты что, изверг, сделал? Опять стишки свои кропал? Да?

Жора - Мы что с тобой делиться должны? Ты что, сявка безродная, самый хитрый?

Хромой - Он нас своими стихами кормить будет.

Миша - Иди подобру-поздорову отсюда, а то побью.

Вася - Ладно, ребята, оставьте... Завтра покрутится, больше принесет. Правда, Поэт?

Поэт – (бурчит) Завтра видно будет.

Василий - Картошку кинем в ведро, до утра дойдет в углях, а остальное сейчас съедим.

Поэт - Ребята, я сегодня стихи о нас написал. Хотите послушать? Лежим. Не пропадем авось.

Темно на белом свете.

Пронизывает нас насквозь

Осенний черный ветер.

А обувь мокрая. Она

Дрожь вызывает в теле.

Как лед, земелька холодна,

Аж руки онемели.

Мечты о мире, словно сны,

Витают, согревая,

И на мгновенье – нет войны,

А только жизнь простая.

Жора - Точно, Поэт, о нас все написал!

Миша - Ага! Хорошее стихотворенье!

Вася - Молодец, Поэт! Прощаем тебя. Стихи про нас. Правда, ребята?

Дети - Ага, точно, да, про нас, хороши...

Вася - Ладно, босяки, пошли спать.

Звучит музыка. Дети уходят, выходят чтецы со свечками.

1 чтец -

Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Не выговорить мне.

Не выговорить - нет мочи! –

Беспризорных детей число,

Чьи жизни в те черные ночи,

В те страшные дни унесло.

2 чтец -

Что с них спросишь, боже мой?

Что им дети?

Что им мать обезумевшая?

Наши села с бабьим воем?

Что им грады? Что им веси?

Сколько ж злобной надо спеси,

Чтоб детей швырять в огонь?

Звучит музыка, дети ставят свечи на возвышение и уходят.

2 ведущий – Фашизм... Что такое фашизм они увидели глазами своей детской души. Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы. Школа восторга мести и жажды справедливости.

3 ведущий – Они увидели глазами своей детской души свой народ, его горе, его силу и благородство. Они поняли и узнали цену хлеба и слова. Они очень рано стали взрослыми.

4 ведущий – Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые в быту.

Звучит музыка, выходят 4 чтеца со свечами в руках.

1 чтец -

В цветной бумажке розовое мыло,

Ты пахнешь чем-то очень дорогим,

Ты пахнешь чем-то несказанно милым,

Но чем же? Память, память, помоги!

Чуть уловимый запах земляники,

Едва заметный – ржи и васильков.

И аромат лесных тропинок диких,

И душный мед нескошенных лугов,

И вместе все... Когда такое было?

Но память вновь меня не подвела:

Ты пахнешь детством, розовое мыло!

Как позабыть об этом я могла?

2 чтец -

Была война. Дымы больших пожаров

Не залетали в нашу глухомань,

Но как-то в сельсовет пришел подарок

С короткой странной надписью: «Для бань».

Я материнских глаз не позабыла,

Они светились, радовались так,

Как будто дали ей не кубик мыла,

А самородок золота с кулак.

Намытое давно скрипело тело,

Уж мать в предбанник выносила таз,

Но открывать я долго не хотела

Захлопнутых от мыльной пены глаз.

Тогда впервые за четыре года

Мне снова пахло теплым молоком,

И белым хлебом, и тягучим медом,

И васильками, и – живым отцом...

1 ведущий – Шла война, но были праздники, радостные моменты, люди хотели мирной жизни, хоть чуточку отвлечься от горя и страданий.

2 ведущий – Что могло быть прекраснее новогодней елки или весточки с фронта...

3 чтец -

Назло Освенциму, осколкам,

Назло войне

Полуобугленная елка в моем окне.

3 ведущий – С обгоревшими веточками, ее вывезли из какого-то расстрелянного леса, эвакуировали в тыл, в мое новогоднее счастье.

3 чтец -

Моя первая цвета хаки елочка.

Переломленные ветки перевязывали бинтом.

Забинтованная елка.

Забинтованные солдаты цвета елки за окном.

Ростом с меня, как она прямо стояла!

Как важно было быть прямой,

Как важно было елке выстоять,

Всей хвойною своей судьбой

Срастись с усталою страной

И как страна – в бинтах – но выстоять!

4 ведущий – В суровые годы войны школьники работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали теплые вещи для фронтовиков, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и боеприпасы.

3 чтец -

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтешь, а в прочем все равно,

Вы сегодня с нами в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнем,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идем.

1 ведущий – Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

2 ведущий – У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.

3 ведущий – Дети войны никогда не забудут тех, кто избавил их от беды, несчастья и неволи...

4 ведущий – 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей.

1 ведущий – Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с легкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча километров в час, миллионы тонн сырья... Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?

2 ведущий – Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать... 32 года!

3 ведущий – 2,5 тысячи километров – это значит 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!

4 ведущий – 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

1 ведущий – Почтим память павших Минутой молчания.

Звучит метроном. После минуты молчания звучит фонограмма песни «День Победы», выходят все чтецы и ведущие.

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вкинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари, пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Если мы войну забудем,

Вновь придет война!!!

Продолжает звучать фонограмма песни «День Победы».

Составила старшая вожатая Багомедова Н.Н.

Для детей старшего дошкольного возраста
9. для старшеклассников
10.

«Дети войны»

У нас и детства не было отдельно
А были вместе детство и война.

Ведущий:
Слово учителю. Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много - их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с вашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.

Показ видеоролика или слайдовых фотографий о войне в сопровождении слов:
Дети войны. В этот солнечный воскресный день 22 июня 1944 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери-от голодай бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем - концлагерь. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь. Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Ведущий.
Мы дети войны.
Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась.
Не знали мы детских забав.
И летопись лет страшных в память вписалась.
Боль, отклик у Эха нашла.

Ведущий.
А мы не стали памяти перечить.
Вспомним дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была зима и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.

Показ видеоролика или фотографии детей войны. Закадровый голос мальчика, читающего стихотворение о детях войны на фоне военных фотографий:

Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских - седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?

Ведущий:
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запом­нить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Кузьмичёва Валентина Сергеевна: Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики.

Рябова Адельфина Петровна. Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.

Бабенко Пётр Ерофеевич. Помню, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в ко­нюшнях и сараях

Валеева Лидия Фёдоровна. Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.

Борисова Валентина Алексеевна. В деревне тоже люди жили тяжело: голодали, ели мякину, крапиву, конину. Там, в деревне, впервые увидела новых беженцев, опухших от голода.

Трушакова Маргарита Аркадьевна. В этот день немцы сначала вывезли евреев с вещами, а затем ещё 72 человека. Всех вывезенных расстреляли на девятом километре. Очень тяжёлое время: собирали очистки от картофеля, жарили и ели.

Мельникова Мария Ивановна. Вышки, овчарки, заставляли работать. Помню вкус брюквы с землёй и 200 гр. хлеба с отрубями.

Ведущий.
Словно призраки, бледны,
Мы крепились - не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали. В. Шамшурин

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Ведущий.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» - девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Станки «малолетки», как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.

Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Ведущий:
Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Ведущий.
Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой. Меди­цинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие пись­ма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Ведущий.
Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами - героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Ведущий.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам.
И в рабство везли их, как скот.
Кому-то из плена бежать удавалось.
И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались.
Кто шёл в партизаны из нас.
И горели лица их отвагой.
И глаза светились их огнём.
Прибавлялись годы на бумаге.
Детям были пули ни по чём.
Трудные задачи выполняя,
Шли они в разведку, рвались в бой,
Бой вели, наград не ожидая.
Был любой мальчишечка герой!

Показ видеоролика или фотографий детей - воинов, детей в партизанских отрядах, детей в госпиталях, детей на трудовом фронте.

Ведущий.
«…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах-испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

Показ видеоролика. Фрагмент художественного фильма «Щит и меч»: Дети в концлагере. Можно заменить фотографиями детей в концлагерях.

Ведущий.
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Ведущий.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блока­да, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными втом поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда».

Показ видеоролика. Открытие памятника в 2010 году девочке - блокаднице на Пискарёвском кладбище. -Можно использовать для показа фото данного памятника.

Ведущий.
Эту девочку звали Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Боль­шой земли - он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным - 125 граммов. То есть ребёнок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125 граммов) - это была суточная норма.

Можно показать видеоролик о Тане Савичевой или её фотографию. Прочитать странички дневника девочки.

Ведущий.
Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.

(Слайды из дневника)

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». Женя - это сестра Тани. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год». Лёка - это брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
После смерти родных Таня попала в детский дом,откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

Показ видеоролика. Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт автор в сопровождении детского хора на фоне слайдовых фотографий. Слова песни:

Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, чёрным вороном
Налетела нежданно беда.
Разбросала нас во все стороны.
В детстве нас разлучила война.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.

Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери? У любого отца?

На фоне печальной музыкальной мелодии ведущие по очереди выходят на сцену и произносят слова:

Я хочу, чтоб на нашей планете
-Никогда не печалились дети.
-Чтоб не плакал никто, не болел,
— Только б хор наш звенел.
-Чтоб навек все сердцами сроднились.
— Доброте, чтобы
-Чтоб забыла планета Земля,
-Что такое вражда и война.

Учитель.
На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. !9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Показ видеоролика «Память народная». Слайдовый показ фотографий взрослых и детей Беслана. Объявляется минута молчания.

Учитель.
Скоро наступит великий праздник всего нашего народа - годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы поста­раетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня - Дня Победы!

Показ видеоролика «Ко дню Победы». Ветераны в праздничные дни. Можно использовать фото ветеранов войны. Звучат стихи детей.

Ведущий.
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)

Ведущий.
Мир
Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину. (В. Берестов)

Сценарий внеклассного мероприятия к 70- летию Победы в начальной школе

ВОЙНА И ДЕТИ

Данное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, проводимую в форме устного журнала. Мероприятие может быть приурочено к дате 9 мая – Дню Победы как общешкольное для учащихся 1-4 классов. Мероприятие призвано способствовать воспитанию и формированию таких качеств личности, как гражданственность, патриотизм, гордость за свое Отечество.

Цели:

    расширить знания детей о войне 1941-1945гг.,

    формировать активную гражданскую позицию школьников,

    познакомить с детскими художественными произведений обсуждаемой тематики,

    на примерах героических поступков детей в военное время воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,

    воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам героям войны.

Форма проведения: устный журнал.

Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.

Оформление: мультимедийная презентация «Дети войны», плакаты со словами эпиграфа, скрепленные в виде книги листы ватмана с названиями страниц устного журнала.

Ход классного часа.

Война –такое маленькое слово, Но сколько бед оно в себе таит.

Война - страшнее нету слова.

Ведь никого она не пощадит.

Учитель. Ребята, каждый год 9 мая мы проводим митинг, посвященный Дню Победы. Чествуем ветеранов ВОВ, чтим память павших, отдавших свою жизнь за наше счастливое детство, за мирное небо над головой. Прошло уже 70 лет с той победной весны. Но какой ценой досталась нам эта победа? Более 20 миллионов наших сограждан погибли или пропали без вести. С каждым годом редеют ряды ветеранов.Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет. Что они помнят о войне?

Прочитаем воспоминания детей.

(ученики зачитывают отрывки из воспоминаний).

«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».

«Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»

«Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка».

«Мы были малы и не участвовали в Великой Отечественной войне. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах. Собирали колоски на полях или лекарственные растения в тайге. Шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, мы чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против фашистских захватчиков».

Дети и война - несовместимые понятия. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Стать взрослыми им пришлось очень рано.

Чтец . Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись. (слайд 3, 4).

Десятилетний человек.

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе...

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Выть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,

Расскажет все, на что глядели

Его недетские глаза.

(С. Михалков)

Мальчик из села Поповки

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребёнок – Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

(С. Маршак)

На оккупированной территории фашисты создавали концентрационные лагеря, в которых гибли тысячи детей.(Слайд)

Горели фашистские печи,

Хлестали фашистские плети,

Кричали и плакали дети,

Сквозь слезы зовя матерей…

Т. В. Балакина.

/Звучит отрывок из песни «Саласпилс»/

Сегодня на классном часе хотелось поговорить о юных героях войны, ваших сверстниках, которые тоже внесли посильный вклад в приближение победы.

В суровые дни войны на защиту своего Отечества в одном ряду со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Василий Васильевич

В великой русской кузнице за каменной горой

Стоит, гудит, работает заводик номерной.

Туда Василь Васильевич приходит чуть заря

И весело командует: "За дело, токаря!

С глазами светло-синими, с кудрявой головой

Работает, старается гвардеец тыловой.

Фотографы газетные бегут его снимать.

Никто Василь Васильича не может обогнать.

В минуту получается готовая деталь,

На грудь ему повешена отличия медаль.

Девчата им любуются, подходят и молчат,

А он и не оглянется, не смотрит на девчат.

За горы за Уральские молва о нем идет,

А он себе работает и бровью не ведет.

Василию Васильичу всего тринадцать лет.

Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!

(Б. Ласкин, 1944)

Мужчина

Отца на фронт призвали.

И по такой причине

Я должен жить отныне,

Как следует мужчине.

Мать вечно на работе.

Квартира опустела.

Но в доме для мужчины

Всегда найдётся дело.

Полны водою вёдра.

Подметена квартира.

Посуду мыть несложно –

На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны

Стригут мне в гастрономе. Кормилец и добытчик.

Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,

Что стал отцу заменой.

Но в жизни той далёкой,

Блаженной, довоенной,

Отец не занимался

Подобными делами.

Мать заменила папу.

Я помогаю маме.

Спою тебе, родной

Синеглазая девчонка

Девяти неполных лет...

Льётся песня нежно, звонко

На больничный белый цвет.

И под звуков переливы

Чьи-то братья и отцы

Вспоминают дом счастливый,

Просят спеть ещё бойцы

«Я спою, - в ответ девчонка, -Низко голову склонив,

Вот, пришла нам похоронка..

Но я верю: папа жив!

Может, кто из вас случайно

Папу где-нибудь встречал?

Где-то там, в сторонке дальней,

Вместе с папой воевал? Вдруг отводят все солдаты

От девчонки малой взор.

И как будто виноваты

В том, что живы до сих пор,

Проглотив слезу украдкой,

Вновь поёт до хрипотцы,

И, по-взрослому, солдаткой

Кличут девочку бойцы.

Бесконечно петь готова

Песни раненым она,

Но при этом спросит снова,

А в ответ лишь тишина.

И однажды, как награда,

Весь изранен, но живой,

Папа, милый! Вот он, рядом!

«Я спою тебе, родной!»

Стихи о почтальонке

Ей пятнадцати нет. Девчонка.

Невысока и очень худа.

Письмоносица, почтальонка,

По прозванию Нюрка-беда.

В зной и в слякоть, в метель со стужей

С сумкой кожаной наперевес

Разнести Нюрке почту нужно

По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,

Мать болеет почти уж год.

Слава Богу, отец с фронта пишет –

Ждут и верят, что он придет.

Он придет, и все будет как прежде,

Как в далеком-далеком вчера.

Не лиши только, Боже, надежды…

И опять на работу пора.

Ребятишкам – картошка в печке,

Ей с утра – с сумкой наперевес.

А что впроголодь…Бегать легче

По пяти деревенькам окрест.

В деревнях – старики да дети,

Бабы – в поле, то сеют, то жнут.

Почтальонку вдали приметят

И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!

Коли серый казенный конверт –

Замолчат, закричат, заплачут…

И померкнет в глазах белый свет…

Защемит у девчонки сердчишко

От людского горя и бед…

Тяжела эта сумка слишком,

Если там от беды привет.

Вести черные – похоронки,

Горя горького череда.

Письмоносице, почтальонке

Без вины дали имя – Беда.

Малолетка еще, девчонка –

Только в косах полно седины.

Письмоносица, почтальонка,

Разносящая вести с войны.

(Т. Черновская)

У нас в стране и за рубежом установлено много памятников и мемориалов памяти жертв Великой Отечественной войны. Создание такого памятника - это дань уважения и памяти детям, на долю которых выпало тяжелое время войны. Памятник - напоминание настоящим и будущим поколениям о том, что дети - самое дорогое, что есть у человечества.

В небольшом поселке Лычково Новгородской области есть безымянная братская могила времен Великой Отечественной войны… Одна из многих в России… Одна из самых трагично-печальных… Потому что это - детская могила...

В самом начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, из Ленинграда началась эвакуация мирного населения. В первую очередь, в тыл отправлялись дети. Никто не мог тогда предусмотреть ход военных действий... Детей вывозили из Ленинграда, чтобы спасти, подальше от смерти и страданий. Оказалось, их везли прямо навстречу войне. На станции Лычково самолеты фашистов разбомбили эшелон из 12 вагонов. Летом 41-го погибли сотни невинных малышей. (Слайд).

Памяти ленинградских детей, погибших на станции Лычково
Есть места на земле, чьи названия, словно оковы,
Держат в памяти то, что осталось в печальной дали.
Вот таким местом скорби и братства нам стало Лычково –
Небольшое село на краю новгородской земли.

Здесь в июльский безоблачный день сорок первого года
Враг, нагрянув с небес, разбомбил пассажирский состав –
Целый поезд детей Ленинграда, двенадцать вагонов,
Тех, что город хотел уберечь в этих тихих местах.

Кто же мог в Ленинграде в тревожном июне представить,
Что фашисты так быстро окажутся в той стороне,
Что детей отправляют не в тыл, а навстречу войне,
И над их поездами нависнут машины с крестами?..

Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки,
Только дети бегут от вагонов – десятки детей!..
Но пилоты спокойно и точно бомбили теплушки,
Ухмыляясь злорадной арийской усмешкой своей.

И метались по станции в страхе мальчишки, девчонки,
И зловеще чернели над ними на крыльях кресты,
И мелькали средь пламени платьица и рубашонки,
И кровавились детскою плотью земля и кусты.

Глохли крики и плач в рёве, грохоте, "юнкерсов" гуде,
Кто-то, сам погибая, пытался другого спасти...
Мы трагедию эту во веки веков не забудем.
И фашистских пилотов-убийц никогда не простим.

Разве можно забыть, как детей по частям собирали,
Чтобы в братской могиле, как павших солдат, схоронить?
как над ними, не стыдясь, и мужчины рыдали
И клялись отомстить... Разве можно всё это простить!

На Руси нету горя чужого, беды постороннее,
И беду ленинградцев лычковцы считали своей.
Да кого же убийство детей беззащитных не тронет?
Нету боли страшнее, чем видеть страданья детей.

Вечным сном спят в Лычкове на кладбищев скромной могиле
Ленинградские дети – далёко от дома и мам.
Но лычковские женщины им матерей заменили.
Отдавая заботы тепло их остывшим телам,
Убирая могилу невинных страдальцев цветами,
Горько плача над ними в дни скорби и славы страны
И храня всем селом дорогую и горькую память
О совсем незнакомых, безвестных, но всё же родных.

И воздвигли в Лычкове на площади, возле вокзала,
Скорбный памятник детям, погибшим в проклятой войне:
Перед рваною глыбою – девочка, словно средь взрывов, в огне,
В смертном ужасе к сердцу дрожащую руку прижала...
(Говорят, при отливе её капля бронзы слезой побежала
И осталась на левой щеке – до скончания дней.)

А по рельсам бегут поезда. Остановка – Лычково.
Пассажиры спешат поглядеть монумент, расспросить,
Врезать в сердце своё страшной повести каждое слово,
Чтобы лычковскую боль всей страной не забыть, не простить
(А. Молчанов)

Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.

Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А. Молчанов)

Мы живем в тревожном мире,

Но не наша в том вина,

Что звучат слова в эфире:

«Гнет», «агрессия», «война»...

Неспокойно жить на свете

На земле любой страны,

Если где-то в кабинете

Созревает план войны,

Принимаются решенья,

Как умножить разрушенья,

Как стереть с лица земли

Все, что люди возвели!С. Михалков

Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Песня «Солнечный круг».