Сценарий праздника к Международному Дню родного языка «О родной язык, певучий…. Методическая разработка на тему: Сценарий праздника родного языка

Т.П.Каткова,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 111» г. Перми

Внеурочная деятельность школьника

Литературная композиция, посвященная Дню родного языка

Ведущий 1 Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой,

Ведущий 2 В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля.

Ведущий 3 Как и все мировое сообщество, мы отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

Ведущий 4 В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Ведущий 5 «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - писал Белинский.

А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной...»

Ведущий 1

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

Ведущий 2

Когда с природой я наедине,

То различаю языки земные:

Беседуют деревья в тишине.

Друг с другом птицы говорят лесные.

Есть говор свой у волн вдали,

Насвистывает что-то тихий ветер...

Мне не узнать всех языков Земли

За краткий срок, отпущенный на свете.

Ведущий 3

Так тяжко на Земле без языка!

Не высказать ни счастья, ни печали...

Безмолвны горы долгие года.

О чём они, возвысясь, замечтали?

Всё в языке: рожденье, первый шаг,

Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.

И если вдруг исчезнет мой язык.

То и меня вы больше не найдете!

Ведущий 4 Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался « сечень », потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и « лютым » - ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя « березозол ».

В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи - сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя « цветень », а маю - « травень ». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.

Ведущий 5 А знаете ли вы, что в разных источниках можно встретить разные варианты самого длинного слова в русском языке. Например, в Книге рекордов Гиннесса это слово - «превысокомногорассмотрительствующий», а в орфографическом словаре РАН - «водогрязеторфопарафинолечение». Однако все эти рекорды безосновательны, ведь некоторые правила русского языка позволяют теоретически легко их побить. Так, для обозначения возраста человека самым длинным словом будет «восьмидесятичетырёхлетний», но по этому же принципу можно строить гораздо более длинные прилагательные для возраста деревьев или даже космических объектов.

Ведущий 1 А знаете ли вы, что в русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и слово змееед. Также есть одно слово с тремя «о» подряд - зоообъединение.

Ведущий 2 А знаете ли вы, что единственное слово русского языка, не имеющее на
поверхностном уровне корня - вынуть (приставка вы- + суффикс -ну- + окончание -ть). Считается, что в этом слове так называемый нулевой
корень, находящийся в чередовании с корнем -им-. Раньше, примерно до XVIII века, этот глагол выглядел как выняти.

Ведущий 3 А знаете ли вы, что писатель и языковед Лев Успенский, автор книги «Ты и твоё имя», подсчитал, что 90% наших имён, в том числе самые, казалось бы, исконно русские, на поверку оказываются имеющими иноязычные корни и происхождение. Больше всего имён заимствовано из трёх языков: греческого (Василиса, Екатерина, Ксения, София, Алексей, Андрей, Георгий, Кузьма, Фёдор), древнееврейского (Анна, Елизавета, Мария, Захар, Иван, Илья, Михаил) и латинского (Валентина, Клавдия, Марина, Виктор, Игнат, Константин, Лаврентий, Павел).
Надо было быть полиглотом – знатоком многих языков, – чтобы разобраться в том, что имя Никифор, например, означает по-гречески «победоносный», Даниил на древнееврейском языке – «суд божий», а Акулина по-латыни – «орлица»

Ведущий 4 А знаете ли вы, что в русском языке есть недостаточные глаголы

Классический пример: "победить". Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Так не говорят! Нет такой формы! Приходится пользоваться заменяющей конструкцией "я одержу победу" или "стану победителем". Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.

Ведущий 5 Много интересного вы узнаете о языке, если будете внимательны к словам, к речи, если будете вдумчивыми читателями и слушателями.

Ведущий 1 Дорогие ребята! Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Ведущий 2 Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

Ведущий 3

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.


В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой великий язык!

Ведущий 4 Иван Сергеевич Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Ведущий 5

В международный день родного языка

Тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка!

Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

. — Что это? \Глобус\

А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\

— Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.\

— На глобусе мы можем увидеть все страны.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?, в каком городе?

на каком языке мы с вами говорим?

А на каком языке говорят:

украинцы — украинском.

белорусы — белорусском.

поляки — польском.

немцы — немецком, и т.д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Стихи (рассказывает ребенок)

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете?

Всегда во рту, а не проглотишь.

Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью — потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Игра «Подбери слово»

российский…(герб, флаг, дом, гимн)

русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

Антонимы — слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно — тепло: широкий- узкий, толстый — худой, горячий -холодный,

громкий – тихий день-ночь. хорошо — плохо.

длинный — короткий и т.д.

Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура — жура -журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края.

(П.Воронько)

Игра многозначные слова:

На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

ручка (рука,то, чем пишут, часть двери)

Кисть (часть руки, для рисования)

Лук (овощ, то, чем стреляют)

Кран (в ванне стоит, строительный)

Коса (прическа, то чем траву режут)

Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа

Игра на русском языке: «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

«Пословицы и поговорки»

— Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

— Язык острее бритвы.

— Язык до Киева доведёт.

— Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

— Язык мой — враг мой.

— Языком не спеши – спеши делом.

— Слушай больше, а говори меньше.

Выставка «Стена добрых слов»

Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами», которые они написали вместе с родителями. Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.

После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в группе. — Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.

Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит…
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем - незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!

Шар земной, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома,

Дом на улочке одной

Неприметный, небольшой

Этот дом, страна, земля –

Это родина моя.

Наша родина – Россия,

Где в озёрах облака,

Где берёзки молодые

Нарядились в кружева.

Россия как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и горы,

Раздолье, русская душа.

Родина – это звёзды кремля

Родина – это леса и поля,

Родина – это трель соловья,

Это Великая наша Нева.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Литературная композиция, посвященная Дню родного языка

Тема: день родного языка

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

    Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».

    Продолжать развивать и коррегировать устную связную речь учащихся, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.

    Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов -«Дополни пословицу», «Грамотеи»; орфографические словари; жетоны.

Форма проведения: конкурс «Знатоки родного языка».

Ведущий: Язык-одна из величайших загадок человеческого бытия. Одни ученые утверждают, что язык возник из звуков и жестов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию, но так или иначе люди когда-то разговаривали на одном языке.

Вопрос детям: А сейчас люди разговаривают на одном языке?(Нет) Хотите узнать как появились другие языки на Земле? Давайте посмотрим как это произошло.

!(пять слайдов презентации)

1-й ведущий (слайд 1) Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках. А всегда ли это было так?

2-й ведущий (слайд 2) Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.

(Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства)

(слайд 3) Господу не понравилось это дело.

(слайд 4) В наказание за такое суетное и гордое намерение, он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».

(слайд 5) Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

Ведущий: В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля

(следующих 2 слайда)

Ведущий : Как и все мировое сообщество, мы тоже отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

(следующий слайд)

Ученик:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Так тяжко на Земле без языка!

Не высказать ни счастья, ни печали...

Безмолвны горы долгие года.

О чём они, возвысясь, замечтали?

Всё в языке: рожденье, первый шаг,

Любовь и жизнь на новом взлете.

И если вдруг исчезнет мой язык.

То и меня вы больше не найдете!

Ведущий : Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, С.Я. Маршак, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой,

(следующий слайд)

Родной язык

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже я десять лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Законы Менделеев дал

На русском языке!

(следующие слайды про многонациональность)

Ученик:

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

Ведущий: Вот давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, но могли говорить и придумали за много сотен лет такие мудрые выражения – как пословицы. Наш родной язык богат пословицами. –Что такое пословица? Дети: (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

Ведущий:- Для чего нужны пословицы?

Дети : (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Ведущий: Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

И от беды нас берегут.

Объявляется такая игра «Собери пословицу»

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их.

(Кто больше соберет пословиц,тот получит жетончик, а в конце занятия мы определим лучшего знатока родного языка)

Век живи - …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит, а человека - …(труд).

Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Язык мой - …(враг мой).

Семеро одного … (не ждут).

Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

Делу время … (потехе час).

Друзья познаются в …(беде).

Ведущий: В то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать жетоны.

Вопрос 1 кл.

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопрос 2 кл.

Сколько согласных букв? (21)

Вопрос 3 кл.

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)

Вопрос 4 кл.

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

Вопрос 1 кл.

Сколько гласных букв? (10)

Вопрос 2 кл.

Первый звук в слове Яблоко? (й)

Вопрос 3 кл.

Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

Вопрос 4 кл.

Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

Вопрос 1 кл.

Как пишутся имена собственные?

Вопрос 2 кл .

Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др

. Вопрос 3 кл.

Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Вопрос 4 кл.

Сколько падежей в русском языке?

Ведущий: Проверим выполненные задания участников.

Ведущий: Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался « сечень », потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и « лютым » - ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя « березозол ».

В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи - сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя « цветень », а маю - « травень ». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.

Ведущий: В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Ведущий : «Наш язык-наш меч,наш свет, наша любовь, наша гордость»-писал К.Г Паустовский. А Н.Г.Чернышевский говорил: «Изучать родной язык необходимо…чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»

(следующий слайд)

Конкурс «Крылатых выражений»

Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

2-й ведущий Раскройте смысл этих выражений.

1.Во весь дух. (быстро)

2.Сесть в лужу. (быть обманутым)

3.Прикусить язык. (замолчать)

4.Знать на зубок. (выучить)

5.Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

6.В час по чайной ложке. (медленно)

7.Водить за нос.(обманывать)

8.Зарубить на носу. (запомнить)

9.Чесать языком. (болтать)

10.Делать из мухи слона. (преувеличивать)

11.Белая ворона. (о лишнем человеке)

12.За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

Молодцы,ребята!

Ведущий: А вот еще- писатель и языковед Лев Успенский, автор книги «Ты и твоё имя», подсчитал, что 90% наших имён, в том числе самые, казалось бы, исконно русские, на поверку оказываются имеющими иноязычные корни и происхождение. Больше всего имён заимствовано из трёх языков: греческого (Василиса, Екатерина, Ксения, София, Алексей, Андрей, Георгий, Кузьма, Фёдор), древнееврейского (Анна, Елизавета, Мария, Захар, Иван, Илья, Михаил) и латинского (Валентина, Клавдия, Марина, Виктор, Игнат, Константин, Лаврентий, Павел).
Надо быть знатоком многих языков, – чтобы разобраться в том, что имя Никифор, например, означает по-гречески «победоносный», Даниил на древнееврейском языке – «суд божий», а Акулина по-латыни – «орлица»

Ведущий: Много интересного вы узнали о нашем родном языке и о том, что очень много еще языков на Земле существует. Р ебята! А в нашей школе для некоторых детей родным языком является не только русский язык, но и эрзянский. .

Об эрзях как и о мокшах сообщал один иранский ученый в начале

В раннем средневековье эрзя - народность, которая оказывала сопротивление , и . Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному .

В отличие от мокши, признавшей в зависимость от , эрзяне отступают на в леса и оказывают монгольским войскам сопротивление. Письменность у мокшанского и эрзянского языков возникла во второй половине этих языков полностью совпадают с русским алфавитом

Мы сейчас с вами послушаем песенку на эрзянском языке, которую исполнят наши ребята.

(МОРДОВСКАЯ ПЕСЕНКА)

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Ведущий: Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота! И чтобы не потерять эти крупицы золота давайте постараемся запомнить простые правила речи.

(слайд «Заповеди речевого поведения»)

Ведущий:

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.


В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой великий язык!

Ведущий:

В международный день родного языка

Тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ.

У кого набралось больше всех жетонов, тот получает грамоту как лучший знаток родного языка.

РЕФЛЕКСИЯ: Лучики солнца.

Детям предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

(Красные- ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ ЗАНЯТИЕ,

ЖЕЛТЫЕ- не очень ПОНРАВИЛОСЬ

СЕРЫЕ-НЕ ПОНРАВИЛОСЬ)

21 февраля 2019 года отмечается Международный день родного языка. К празднику приурочено множество мероприятий, которые проходят в национальных культурных центрах и учебных учреждениях.

Сценарий мероприятия к Международному дню родного языка

Предлагаем вам план мероприятия, приуроченного к Международному дню родного языка, для детского сада или начальной школы.

Ведущие:
– Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.

– Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

– С рождения ребенок слышит звуки родного языка. Мать поет ему колыбельные, бабушка рассказывает сказки. Ещё не зная слов, малыш по звукам голосов узнаёт близких ему людей, а затем постепенно начинает овладевать речью. К семи годам, как выяснили учёные, ребёнок запоминает больше слов, чем за остальную часть жизни.

– В каждом языке есть свои пословицы и поговорки. Некоторые из них посвящены языку.

Продолжите ребятам продолжить следующие крылатые выражения:

  • Слово не воробей, (вылетит – не поймаешь)
  • Что написано пером, (не вырубишь топором)
  • и т. п.

Есть и другие пословицы и поговорки о языке. Предложите детям объяснить, что они означают?

  • Не бросай слов на ветер.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • По речи узнают человека.
  • Твоими бы устами да мед пить.

Ведущий:
– Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Продолжить мероприятие, посвященное Международному дню родного языка по сценарию может продолжить веселая игра.

Ведущие:
– Нам сложно представить, какой была бы наша жизнь, если бы мы не умели говорить. И все же давайте попробуем сделать это.

– Как мы знаем, у первобытных людей не было языка. Они общались с помощью жестов, отдельных звуков, объяснялись друг с другом с помощью рисунков. Давайте представим, легко ли им было понять друг друга.

Предложите ребятам выразить чувства и эмоции так, как это сделал бы первобытный человек в различных ситуациях.

  • Медведь или волк заглянул в пещеру.
  • Охотники возвращаются с добычей.
  • На охоте зверь ранил вождя.
  • В пещере погас огонь.

Затем можно провести с детьми игры на развитие речи: «Лишнее слово», «Подбери словечко», «Замени букву» и другие.

Ведущие подводят итоги игры и обращаются к детям:
– Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Затем мероприятие на Международный день родного языка может продолжить танцевальная программа.

Ведущие:
– У каждого из народов есть замечательные танцы, которые связаны с его культурой и бытом. Танцы – воплощение души народа, его национальных традиций.

А завершить мероприятие, проводимое в День родного языка можно, поиграв с ребятами в русские народные игры: салочки, пятнашки, горелки, «третий лишний» и др.

Татьяна Мальцон
Сценарий мероприятия к Международному Дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи : Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер.

Интеграция образовательных областей : познание, социализация, здоровье.

Ход мероприятия:

Ведущий : Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык . Более 130 языков звучат в нашей стране.

Как называется республика, в которой мы с вами живем? (ответы детей ) .

Ведущий : правильно, Республика Татарстан.

Показ презентации «Республика Татарстан» (в сопровождении государственного гимна Татарстана) .

А какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей ) .

Ведущий : А как называется город, в котором мы живем? (ответ детей ) .

Ведущий : правильно, город Набережные Челны. Сейчас мы с вами посмотрим, какой красивый наш город и послушаем гимн города.

Показ презентации «Набережные Челны» .

Ведущий : В нашем городе и республике мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки . В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком , но средством межнационального общения является русский язык .

Ребята, в нашей республике вторым государственным языком является татарский язык . Среди нас тоже есть ребята разных национальностей. В детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке , но и изучаем татарский. Но все, же язык , на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.

Есть слово такое хорошее - «наш» .

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык !

Он твой наставник великий, могучий,

Он - переводчик. Он - проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык .

Ведущий : Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка . Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 13 лет. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка . На языке мы думаем , общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными , потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык . Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык , свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

А давайте поиграем в переводчиков.

Игра : «Переводчики»

Давайте вспомним, какие слова вы знаете на татарском языке . Как будет по-татарски : папа, мама, бабушка, девочка, мальчик, дом, собака, кошка. (ответы детей ) .

А сейчас мы послушаем стихотворение, посвященное дню родного языка , которое прочитает Ярослава.

В день родного языка

Вам его хранить желаю,

Чтобы речь была легка,

Бранных слов не повторяя,

Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел ,

Чтоб на нем общаться внятно.

Ведущий : Каждый народ восхвалял свой язык . На родном языке написаны стихи , песни, былины, сказания

А теперь послушаем стихотворение «Татар теле» Нажипа Мадьярова.

Татар теле-минем туган телем,

Сойлэшуе рэхэт ул телдэ.

Шул тел белэн койлим.

Шул тел белэн сойлим

Миллэттэшем булган хэркемгэ.

Доньялар кин, анда иллэр бик куп.

Туган илем минем бер генэ.

Туган илемдэ дэ теллэр бик куп,

Туган телем минем бер генэ.

Ведущий : Еще мы с вами знаем татарские и русские народные игры :

Поиграем в одну из них : «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены» ).

Цель игры : развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Ход игры:

Играющие разделяются на две группы : дети-горшки и игроки-хозяева горшков.

Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым

горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за

кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор :

Эй, дружок, продай горшок!

Покупай!

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай.

(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по

кругу навстречу друг другу (круг обегают 3 раза) . Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.

Ведущий : А сейчас прозвучит песня «Туган тел» («Родной язык » ) из репертуара Зульфии Минхажевой.

Слушание аудиозаписи «Туган тел» .

У каждого из народов нашего края есть замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом. Танцы - воплощение души народа, его национальных традиций.

Давайте станцуем наш любимый танец «Самовар» .

С рождения ребенок слышит звуки родного языка . Мать поет колыбельные, бабушка рассказывает сказки. В каждом языке есть свои пословицы и поговорки :

иде кат лч, бер кат кис. - Семь раз отмерь, один раз отрежь.

йткн сз - аткан ук. - Слово – не воробей : вылетит – не поймаешь.

Сабыр иткн - морадына иткн. - Терпенье и труд все перетрут.

Сабыр тбе сары алтын. - Терпенье и труд все перетрут.

Тырышкан табар, ташка кадак кагар. - Терпенье и труд все перетрут.

Кем эшлми - шул ашамый. - Кто не работает, тот не ест.

Картлык - шатлык тгел. - Старость не радость .

Кз курка – кул эшли. - Глаза страшатся, а руки делают.

Без капчыкта ятмый - Шило в мешке не утоишь.

Китап - белем чишмсе. - Книги не говорят, а правду сказывают.

Тамчы тама-тама таш тиш. - Капля долбит камень.

Капля по капле и камень долбит.

Ведущий :

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой - это честь .

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком .

Ты говоришь всегда индус,

О языке своем .

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех родной язык один .

В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык , куда бы вы не поехали в путешествие, английский язык ваш главный помощник.

А сейчас послушайте песню на английском языке «Как дела мой друг?» .

Ведущий :

Праздника пришла пора,

Смех звучит и песня.

В гости нас зове игра-

Будет интересно.

Русская народная игра «Удочка» .

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными.

1-ый вариант : без смены водящего (взрослый) . В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека) . 2-ой вариант : со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

Ведущий :

Нет для дружбы расстояний,

Для сердец преграды нет.

Мы сегодня в этот праздник

Детям мира шлем привет.

Ведущий : Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы?

Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Семь капитанов» .

В этом мультфильме рассказывается о том, как семь капитанов из разных стран мира, говорящие на разных языках , помогли маленькой девочке. (просмотр мульфильма)

Ведущий : Поэту Вязомскому принадлежат такие слова :

«Язык - есть исповедь народа.

В нем слышится его природа.

И душа. И быт родной »

Действительно, все языки прекрасны , каждый язык красивый . Не забывайте, любите свой родной язык , берегите его, гордитесь им!

Ведущий : Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.

На этом наш праздник закончен.