Саргон первый. Подчинение юга страны

Саргон Древний. XXIII в. до Р. Х.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Шаррумкен (Саргон), царь Аккада в 2316-2261 гг. до Р. Х. Основатель Аккада династии.

По происхождению Шаррумкен был восточным семитом. Согласно "Царскому списку", он служил садовником и чашеносцем у последнего царя 4-й династии Киша Ур-Забабы, а затем, неизвестно каким образом ("по особой милости Иштар"), сделался царем вместо него. Однако править Шаррумкен стал не в Кише, а перенес свою резиденцию в небольшой северный городок Аккад, который дал название новому государству. Совершая отсюда походы, Шаррумкен овладел прежде всего верхней Месопотамией (в том числе государствами Акшак и Мари), а после напал на царя Урука Лугальзагеси, объединившего к этому времени под своей властью весь Шумер. По легенде, поводом к войне стал отказ Лугальзагеси породниться с Шаррумкеном. В 2312 г. до Р. Х. аккадцы разбили шумеров в большом сражении. Лугальзагеси попал в плен. В клетке для собак его отвезли в Ниппур и там, видимо, казнили. Шаррумкен взял Урук и разрушил его укрепления. В следующем году он разбил шумеров еще в одном сражении, взял Умму, Лагаш, вышел к Нижнему морю (Персидскому заливу) и омыл здесь свое оружие. Власть Шаррумкена простиралась теперь от Сирии до Персидского залива. Это было самое большое из когда-либо существовавших до этого государств Междуречья. Следующие годы Шаррумкен, по-видимому, посвятил организации власти в его царстве. Лишь в 2306 г. до Р. Х. он предпринял большой поход вверх по Евфрату через Сирию к Ливану.

О дальнейших военных событиях долгого царствования Шаррумкена известно очень мало. Существует легенда о его походе в Малую Азию. Другой большой поход был совершен против Элама. Аккадцы взяли Аван, Сузы и пленили правивших там царей. Но Элам сохранил после этого свою независимость. Кроме того, Шаррумкену пришлось подавлять какое-то большое восстание шумеров, которые даже осаждали царя в Аккаде.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Электронный текст перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Саргон, Шаррум-кен - основатель и царь Аккадского царства (2369-2314 гг. до н.э.). Согласно легенде, мать Саргона была бедной женщиной и подбросила маленького сына водоносу Акки, который усыновил его. В молодости Саргон работал садовником при храме богини Иштар в городе Киш. Впоследствии он стал слугой местного правителя Урзабабы. После поражения, которое Урзаба-ба потерпел от правителя города Умма Лугальзагеси, Саргон захватил власть в Кише. Стремясь придать своей власти характер законности, он объявил себя ставленником богини Иштар.
В самом начале своего правления Саргон уделял основное внимание созданию сильной армии, с помощью которой собирался подчинить себе Северное Междуречье. Ему удалось сформировать регулярный корпус из 5400 воинов, вооруженных луками. Этот корпус являлся ядром народного ополчения, на которое Саргон мог рассчитывать в военное время.
Имея в распоряжении внушительную военную силу, Саргон постепенно покорил города Северного Междуречья и объединил их в одно государство, имеющее типичные черты восточной деспотии. Город Аккад он сделал столицей нового царства, которое по названию столицы стало называться Аккадом.
После объединения Аккада Саргон обратил свои взоры на Южное Междуречье. Он задался целью покорить весь Шумер. Чтобы найти повод к войне, Саргон предложил правителю Уммы Лугальзагеси породниться с ним, но тот отказал. Тогда повелитель Аккада перешел к военным действиям. Вскоре ему удалось разгромить войска Лугальзагеси и пятидесяти энси (правителей), которые поддерживали его. Сам Лугальзагеси попал в плен и был в оковах отправлен в город Ниппур для принесения в жертву богу Энли-лю. Между тем Саргон продолжил поход на юг Междуречья и достиг берегов Персидского залива. Объединив Аккад и Шумер, Саргон принял титул "царя страны, которому Энлиль не давал врага", но это не означало, что он покончил с завоевательными походами.
Для того чтобы обезопасить юго-восточные границы своего царства, Саргон вторгся в Элам и захватил ряд эламских городов, через которые шел торговый путь в Индию. Вслед за этим он повел войско в страну Субарту, расположенную в северо-восточной части Междуречья, и завоевал ее. С этого момента все Междуречье оказалось в руках аккадского царя.
Однако Саргон не ограничился завоеваниями в пределах Междуречья. В стремлении захватить западные караванные пути он повел войско на запад. В течение трех лет он покорил Мари, страну к западу от среднего течения Евфрата, Ярмути и Иблу в Северной Палестине, а затем через Киликийские ворота проник в Сирию и вышел к берегам Средиземного моря. Есть основания предполагать, что Саргон хотел покорить всю Малую Азию; во всяком случае, достоверно известно, что он посылал часть своего войска в малоазийский город Ганиш для оказания помощи в борьбе с царем города Бурушханда.
Таким образом, в середине XXIV века до н.э. под властью Саргона оказалась огромная территория, объединенная в единый государственный организм. Саргон уделял много внимания усовершенствованию и расширению ирригационной системы; при нем были проведены новые оросительные и отводные каналы, что улучшило состояние земледелия в Междуречье. С целью развития торговли Саргон ввел единую систему мер и веса; он заботился о поддержании сухопутных и водных коммуникаций. Саргон был ревностным почитателем богов; он поддерживал культы многих аккадских и шумерских богов; примечательно, что свою дочь Эн-Хедуанну он отдал в жрицы бога Нанны, храм которого располагался в городе Ур.
Согласно легенде, Саргон был долгожителем - он прожил более ста лет. Созданная им династия (Саргониды) правила около ста сорока лет.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов ») на Евфрате . Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии . Во всяком случае Саргон судя по имени был восточным семитом . По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы . Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, мы едва вправе сомневаться в том, что Саргон действительно вышел из народа (собственно из членов персонала царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём.

Основание собственного царства

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша , Акшака или Мари , а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар . Город носил название Аккаде . По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом , а восточносемитский язык - аккадским .

Победа над Лугальзагеси

Древнее Междуречье

В начале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю . На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Войско Саргона

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали, из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана , либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Подчинение юга страны

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура ». Разбив войско Ура , Саргон двинулся против Уммы и Лагаша . Захватив Умму , Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша , дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари , страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра). Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы» , рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца» . Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев в глубь Малоазиийского полуострова . Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат , немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

Поход в Элам

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге он предпринял поход в Элам , где в это время существовало несколько небольших номов , государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру ) Луххишшаном и энси (ишшакку ) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку ) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы , в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан , энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно, что все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (кутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению надписи в период правления Саргона, не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает дотированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл» .

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш , и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде » и титула южных гегемонов «царь Страны» , он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)» , так теперь стали переводить по аккадски шумерский титул «лугаль Киша » .

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по свей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По преданию корабли из Мелахи (Индии) поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде , и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть своего родового бога) и культ Забабы , бога Киша , но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре . В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес» ), он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур ; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны . Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон , чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его» , причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде . В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде . В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона . Саргон умер, так и не успев покорить это восстание.

Правил Саргон 55 лет.

АККАДСКАЯ ИМПЕРИЯ

Ок. 2 316 - 2 230 гг. до н.э.

По наиболее распространённому мнению, в конце 4-го - начале 3-го тыс. до н.э. семиты в Сирийской степи - разделились (по языку) на две большие группы - Восточную и Западную.

Из Сирийской степи восточная (северо-восточная) группа первоначально расселилась в северной части Южного Двуречья, где вошла в соприкосновение с шумерами (нач. 3-го тыс. до н.э.). Представители этой группы говорили на аккадском языке.

В Средней Месопотамии, жили восточные семиты с шумерами, и только в Нижней, да и то лишь в южной части, шумеры доминировали.

В Верхней Месопотамии возникают города, храмы, но не с шумерской структурой. У местного населения свое отношение к храмам - их тоже много, свои конструкции, своими были и традиции изготовления металлических изделий, типы стилей печатей. Государства и здесь возникают в III тыс. до н.э.

С середины 3-го тыс. до н.э. аккадцы проникают в южную часть Южного Двуречья, и вскоре язык северо-восточной группы семитов вытесняет шумерский. Дальнейшая судьба этой группы семитов связана с историей Аккада, Вавилонии, Ассирии.

В последней трети III тыс. до н.э. мы видим на верхнем Евфрате, в верхней Месопотамии, два народа, - диданы и хонейцы (через земли ханейцев проходил Авраам). Это - часть западно-семитской группы, которую восточные семиты, жившие в Аккаде, называли "западниками" (амурру, амореи).

Амореи (амориты. самоназвание «сутии», то есть потомки легендарного праотца Суту; он же Сиф в синодальном переводе Библии, Шет в еврейских текстах) - кочевой западно - семитский народ древней Передней Азии. Выделились из родственной семитской племенной среды на южных рубежах Месопотамии в начале 3 тыс. до н.э., когда от них отселились на запад предки ханнанеев.

На северных границах Шумера образовалось могущественное семитское царство - Аккад .

Культура шумеров оказала мощное влияние на этот регион. Аккадцы усвоили шумерскую культуру, религию и письменность на раннем этапе своего развития. Постепенно семитские народы проникали вглубь Шумера.

Цари IV династии Киша, как и последние правители Акшака, имели исключительно семитские имена.

ЭПОХА ИНАННЫ/ИШТАР

САРГОН ДРЕВНИЙ/Саргон I/Саргон Великий/Сарго́н Аккадский/Шаррумкен

Ок. 2316 - 2261 гг. до н. э.

Голова Саргона Великого. Ниневия.

Инанна стала верховным божеством. Она нашла человека по имени Саргон.

"Саргон - один ранний вавилонский монарх, родился он от родителей царей, был спрятан своей матерью от его родственника - правителя, она унесла его на Евфрат и поместила в ковчеге из камышей, изнутри покрытым горной смолой. Саргона обнаружил человек по имени Акки, водонос, который усыновил его ".

"Я буду присматривать за тобой (с небес) из своей золотой небесной камеры (барки )" - сказала Инанна Саргону.

Сам Саргон никогда не называл имени своего отца. Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате. Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии. Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом.

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Царь Киша был побеждён царём Лугальзагеси (см. ).

Саргон был человеком ловким, дальновидным и проницательным политиком. Для него не были секретом ни слабость двора в Кише, ни сепаратистские устремления отдельных династий.

Он переждал то время, когда Лугальзагеси одерживал победы и видел дальше, чем завоеватель Уммы. Саргон понимал, что объединение Шумера неизбежно окажется кратковременным, недолговечным и непременно обернётся против Лугальзагеси.

Улучив подходящий момент, Саргон во главе своих соплеменников, лишь ожидавших его сигнала, двинул на Шумер свои войска и ок. 2 316 г. до н.э. Саргон Великий победил Урук, сокрушил его стены; в битве с жителями Урука одержал победу.

Лугальзагеси, царя Урука, взял в плен в этой битве, отправил его в клетке для собак к вратам Энлиля. "Когда Энлиль, рассерженный, словно небесный бык, предал смерти жителей Киша и, словно разъярённый бык, сокрушил дома Урука, обратив их во прах, передал Энлиль Саргону, царю Аккада, власть и царство в странах от нижних до верхних (от южных до северных )".

Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар. Город носил название Аккаде. По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом, а восточносемитский язык - аккадским.

В начале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию.

Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю.

На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура». Разбив войско Ура, Саргон двинулся против Уммы и Лагаша. Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша, дойдя до Персидского залива (Нижнего моря).

Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты.

«Саргон, царь Аккаде, машким Инанны, царь Киша, гуда-жрец Ана, царь Страны, великий энси Энлиля, разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.
Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.
Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно «сыны Аккаде») получили энство [повсюду] от нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].
Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.
Кто когда-либо разрушит эту надпись - пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени
».

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали, из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана, либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари, страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра). «Саргон, царь Киша, одержал победу [над городами] в тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи, суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде.
Саргон, царь, простёрся перед Даганом [и] вознёс ему молитву; [и] он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Иблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы.
Саргон, царь, которому Энлиль не позволил иметь равных, - 5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб.
Кто когда-либо сотрёт эту надпись - пусть Ан сотрёт его имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна
...». - надпись на табличке
Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы», рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения, чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца». Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова. Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш, и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде» и титула южных гегемонов «царь Страны», он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)», так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша».
При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По преданию, корабли из Мелуххи (поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде, и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть, своего родового бога) и культ Забабы, бога Киша, но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре. В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес»), он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны. Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон, чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Так называемая "Маска Саргона Древнего". ок. 2300г. до н.э. Иракский музей, Багдад.

Рельеф из дворца царя Саргона в Хорсабаде.

Поход в Элам

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам, где в это время существовало несколько небольших номов - государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру) Луххишшаном и энси (ишшакку) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы, в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан, энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.
Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению, надписи в период правления Саргона не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает датированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл».

В конце своего правления Саргон Великий взял из Вавилона Священную Землю. Бог Мардук вернулся в Вавилон и умертвил голодом людей Саргона. Мардук воссоздал Вавилон, он создал водопроводную систему, перекачивая из низин Вавилона воду в окрестности. Война между Мардуком и сторонниками Саргона продолжались. Прибыл брат Мардука-Нергал, чтобы уговорить Мардука уйти из Вавилона. После того, как Мардук уехал, то Нергал уничтожил водную систему, в округе началась великая засуха.

Карта Аккадской империи, показывающая завоевания Саргона.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его », причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.
Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде. В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона. Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

Правил Саргон 55 лет.

2261 - 2252 гг. до н. э., правит сын Саргона Римуш (букв. «Телец Уша»).

Первый разгром мятежников

На монолите, в составе текста перечисляющего дары царя храму бога солнца Шамаша в Сиппаре Римуш говорит, что после смерти отца «все страны, которые оставил мне мой отец Саргон, восстали против меня и не одна не осталась мне верной». Во главе восставших встал шумереец Каку (или Энимкуг, чтение имени спорно), правитель Ура. К нему примкнули Умма и много других городов. Римуш разбил армию Каку, восставшие потеряли убитыми 8040 человек, в плен взято 5460. Затем Римуш двинулся к Персидскому заливу и забрал в городах, примкнувших к Каку, пленных ещё 5700 человек. На обратном пути в Аккаде Римуш разгромил Казаллу. Энси Казаллу семит Ашаред был взят в плен. Число убитых составило 12 650 человек, а пленных еще 5864 - едва ли не всё взрослое население Казаллу. По-видимому, во время этого похода Римуш совершил набег на государство Хишепратепа (или Хишепрашера), одного из царей Элама и разрушил там несколько городов.

Второй разгром мятежников

Через некоторое время Римуш совершил ещё один, более серьезный поход на юго-восток Двуречья, где образовалась мятежная коалиция во главе которой стояли города Умма и Киан (Дер?). Римуш разгромил эту коалицию, энси Уммы и Адаба были убиты, а энси Киана, Халлаба и Лагаша, а также ряд военачальников были взяты в плен. Число убитых только в Умме и Киане составило 8900 человек, там же было взято в плен 3540 человек.

Поход в Элам

Замирив таким образом Нижнюю Месопотамию, Римуш на 3-ем году правления (ок. 2258 г. до н. э.) предпринял ещё один поход против Элама, точнее против царя Варахсе (область нагорья Пошт-ем Кух и земли у верхнего течения р. Керхе) Апалкамаша, и против шаганы (правителя или военачальника) города Варахсе Сидгау, который до этого подчинялся Саргону. Разгромив их Римуш затем разбил и войска других эламских государств, «в беде Варахсе» поспешившие ему на помощь. Число убитых и пленных в этом походе также было очень велико. В плен попали также шагана Сидгау и шагана города Захары Ункапи (или Сакарпи).

Дары храмам

Видимо, Римуш предпринимал также и походы на север, т. к. в своей надписи от утверждал, что держит для Энлиля моря Верхнее (Средиземное) и Нижнее (Персидский залив) и все горы. Основной целью расправ Римуша было устрашение населения и пресечение мятежей против династии Аккаде. Достигнутое, таким образом, временное замирение страны свидетельствует лишь о шаткости власти Римуша. Пытаясь заручиться поддержкой жречества, Римуш приносил обильные дары храмам. Существенно при этом, что несмотря на захват большого числа пленных, говорить о возникновении прямого рабства в большом масштабе в пределах царско-храмовых хозяйств, видимо, не приходится. Римуш, например, увековечил специальной надписью на статуе дарение храму Энлиля в Ниппуре 15 кг золота, 1,8 тонн меди из эламской добычи, и всего 6 рабов и рабынь. Видимо, большинство пленных по-прежнему уничтожалось. «[Во время оно] никто не создавал статуи из свинца, [но] у Римуша, царя Киша, была статуя его самого, сделанная из свинца. Она стояла перед Энлилем; [и] она повторяла (?) о его [Римуша] достоинствах в иду богов.
Кто когда либо разрушит эту надпись - пусть Энлиль и Уту выбьют [из-под него] основы, пусть они лишат его семени
. Надпись с...». - надпись на табличке.

Убийство Римуша

По преданию, Римуша убила знать, закидав его тяжелыми каменными печатями. Как видно, в присутствии царя не полагалось находиться с оружием.

Правил Римуш 9 лет, но есть данные и о 15-летнем его правлении.

2252 - 2237 годах до н. э. царствует в Аккаде Маништушу . Сын Саргона, брат Римуша.

Образование централизованного государства:

1) Основатель Аккадского царства – Саргон (2316-2261) – Шаррум-кен, «царь истинен»)

2) взял власть в результате дворцового переворота, подчинил Киш, Упи-Акшак, принял титулы «лугаль Киша», «лугаль Старны», «лугаль Аккада».

3) война с Лугальзаггеси, победа над 50 правителями, после 34 битв с Уром, Уммой и Лагашем расширил государство до Персидского залива

4) походы на северо-запад: покорение Мари, Эблы до «кедрового леса» и «Серебряных гор», т.е. до горных хребтов Амана и Тавра

5) в конце правления Саргон завоевал Субарту (СМ)

6) набеги в Элам (восток долины Тигра и Евфрата)

Экономическое развитие, товарно-денежные отношения и торговля:

1) создание общей ирригационной сети в южной Месопотамии и средней Месопотамии

2) строительство дорог, гаваней

3) введение общегосударственной системы мер и весов

Социально-политическое развитие:

1) утверждение власти царя-деспота в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин

2) формирование служилой аристократии – опоры царской власти

3) царская бюрократия заменяет в ряде городов местных «энси»

4) переход храмовое хозяйство переходит в руки правителя

5) дополнительные льготы жречеству

6) имущественное расслоение в общине, появление зажиточных и разорившихся общинников

7) брожение среди «старейшин», мятеж в общинном войске, отложились Субарту и Вавилон

Середина III тысячелетия до н.э. была отмечена энергичным заселением Двуречья скотоводческими семитскими племенами, и до того в немалом количестве проникавшими в Шумер. Их поселения на севере стали активно заимствовать достижения шумерской цивилизации, сближаясь с ней по уровню развития (впрочем, аналогичный процесс шел, видимо, и в соседнем с Шумером Эламе, расположенном к востоку от него). Представителем и выразителем активной наступательной политики семитских племен стал в конце XXIV в. Саргон (Саргон Древний, или Аккадский). По преданию, он был незаконнорожденным младенцем, выловленным в корзине в реке и воспитанным чужими людьми (частый легендарно-мифологический сюжет, известный в истории многих народов). Поступив на службу к правителю Киша, Саргон быстро выдвинулся, а после гибели Киша выкроил себе собственное государство и стал успешно воевать с соседями. Затем Саргон провозгласил себя лугалем выстроенного им на севере Шумера нового города Аккада.

Вступив в длительную войну с Лугальзагеси, Саргон успешно довел ее до конца, объединил под своей властью Шумер и Аккад и стал правителем большого государства, состоявшего из многих десятков региональных подразделений бывших городов-государств, В успехах Саргона большую роль сыграла созданная им армия: едва ли не впервые в истории в руках именно этого завоевателя оказалась крупная боевая сила профессиональных воинов (5400 человек), каждый из которых за свою службу получал надел и жил за счет дохода от него. Неудивительно, что после создания единого государства Саргон сумел подчинить себе соседний Элам и совершил ряд успешных походов на север и северо-запад.


Возникновение крупного централизованного государства привело к концентрации в руках его правителя всей полноты власти. Храмы с их жрецами, хозяйством и обслуживающим персоналом, равно как и возникавшие параллельно с ними и во многом на основе той же модели царские хозяйства, за счет которых выделялись наделы воинам и иным служащим, были основой экономического могущества центра. Рента-налог с общинников, дань с покоренных соседей и повинности населения были основой нормального функционирования структуры в целом. При этом усиление роли государственного хозяйства и приток дани извне объективно способствовали росту престижного потребления верхов, следствием чего стал заметный процесс приватизации. Вначале он выявлялся на уровне верхов и реализовывался в форме индивидуального накопления имущества - как в результате войн, так и в ходе обменных операций тамкаров. Важную роль играл при этом приток пленных иноплеменников, превращаемых в рабов, чей труд использовался практически почти бесплатно.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» - новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Лугальзагеси него союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь лосле 34 битв Саргон смог омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы предприняли ряд успешных походов в северозападном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до «Кедрового леса» и «Серебряных гор», т. е. до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месопотамия). Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Евфрата - в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства - земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти - служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение покровительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряду с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн, за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»),

Аккадская держава при приемниках Саргона. Эволюция царской власти в период правления Нарам-Суэна.

Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.).

Преемник Саргона - Римуш предпринял решительные меры, направленные на уничтожение сепаратизма родовой аристократии Шумера. Были организованы три похода против мятежных правителей городов, сопровождавшиеся жестокими битвами и расправами. Особенно важным был третий поход против сильной коалиции городов - Уммы, Адаба, Лагаша. Их «энси» были убиты или пленены, перебито только в Умме и Дере около 13 000 человек.

При таком размахе карательных операций и шаткости внутриполитического положения организовать военные походы в чужеземные страны было затруднительно, к тому же некоторые из них (например, Эбла) резко усилились, и Римуш ограничился лишь двумя походами на Элам.

Во внутренней политике Римуш, как и Саргон, пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура, Лагаша, Ура. Но противоборствующая сторона оказалась сильнее, и вследствие заговора царь погиб от руки приближенных, убивших его каменными печатями. Брату Римуша - Маништушу также пришлось подавить ряд восстаний. Наряду с этим он совершил два похода в Элам. Один из походов был предпринят по морю к восточному побережью Персидского залива.

В целях укрепления царской власти Маништушу вводит налоги с храмового хозяйства, расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли, что закладывает основы системы царских хозяйств. В то же время он ищет у жрецов поддержки, увеличивая размер наделов и количество рабов у храмового персонала, принося храмам богатые дары, освобождая некоторых из них от налоговой повинности.

После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он сажает в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низводит «энси» до положения чиновников. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества ставится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна отличается большой активностью. Он предпринимает успешные походы на северо-запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север - в Субарту и верховья Тигра, на восток – в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос - против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне с луллубеями. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию.

1) три похода против мятежных правителей (против Уммы, Адаба, Лагаша)

2) два похода на Элам

3) попытка заручиться поддержкой жречества, смерть от рук заговорщиков

Маништушу

1) два похода на Элам

2) подавление ряда восстаний

3) ввод налогов с храмового хозяйства

4) расширение царского земельного фонда

5) поиск поддержки у жречества

Нарам-Суэн (2236-2200)

1) Внутренняя политика:

Подавление вспышки недовольства

Наместники в городах – сыновья Нарам-Суэна

Низведение «энси» до уровня чиновников

Ведущая линия политики – опора на жречество

Признание Нарам-Суэна «богом Аккада»

2) Внешняя политика:

Успешные походы на С-З (Эбла)

На С (Субарту, верховья Тигра)

На В (Элам, страны Персидского залива)

В горы Загрос (луллубеи)

Сузская «Стела Нарам-Суэна», титул «царя четырех стран света»

3) конец правления – упадок ирригации, конфликты с жречеством, голод

Нашествие кутиев.

Кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися вождями. Они обложили данью М., угоняли в плен население. Кутии предпочитали находиться на территории своей страны, а управлять М. с помощью наместников. Одним из таких наместников был Гудеа , возможно осуществлявший власть над всем Шумером ок. 20 лет во второй пол. 22в. Политическое поражение Аккада ослабило деспотическую Власть царя. При Гудеа Лагаш имел широкие торговые связи с сев. М. Сирией, Индией и др. странами. Около ста лет кути удерживали полит. Господство над страной. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил Утухенгаль.

В 2109г. Кути были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер и к власти пришел основатель 3й династии Ура – Ур-Намму . Династия правила объединенным шумерским гос-вом с конца 22 до конца 21 вв.

Правитель государства Аккад, повелитель шумеров, родоначальник династии царей Аккадских. Долгое время считалось, что этот древний правитель легендарен, однако появились неопровержимые доказательства того, что Саргон жил на самом деле. Эти доказательства - дошедшие до наших дней надписи самого правителя. Биография Саргона Аккадского будет представлена вашему вниманию в статье.

Детство и отрочество

Где же родился Саргон Аккадский? Точный ответ дать очень непросто, если вообще возможно. Стоит довериться такому источнику, как поэма «Легенда о Саргоне». Согласно этой поэме, место рождения будущего царя - город с экзотическим названием Азупирану (переводится это название двояко - городок крокусов или шафрановый городок). Матерью Саргона была жрица одного из храмов, а вот об отце не известно ровно ничего, есть лишь догадки (этому способствовал и сам Саргон). Тайно родив ребёнка, жрица положила его в ящик из тростника, затем бросила ящик в бурные воды реки Евфрат.

К счастью, ребёнок был спасён - водонос по имени Акки заметил плывущий по реке тростниковый ящик, решил узнать, что в нём лежит. С помощью багра водонос подцепил ящик, подтащил его к берегу и увидел младенца. Водонос воспитал мальчика как родного сына. Также легенда говорит о том, что Саргон служил садовником и чашеносцем при дворе царя Ур-Забабы, правителя города-государства Киш.

Основание царства Аккада

Когда город-государство был разгромлен войсками царя Лугальзагеси, повзрослевший Саргон призадумался о том, что пора бы создать собственное царство. Размышляя о том, где именно должна быть столица государства, Саргон сделал вывод, что для этого нужен не город с богатыми традициями вроде Киша, а практически безвестный город Аккаде. Об этом городе не известно практически ничего, потому что не найдено руин (были бы найдены руины - были бы доказательства).

А раз нет руин, остаётся довериться письменным источникам. По одним источникам, город Аккаде был расположен неподалёку от Киша. Литературный же источник утверждает, что Аккаде находился в окрестностях Вавилона. Какой из источников более правдивый, сказать трудно. Можно лишь уверенно сделать вывод, что столица царства Саргона располагалась в одном из районов нома (то есть города-государства) Сиппар. Прилегающая к городу область получила название Аккад, а восточносемитский язык получил название аккадского. Царь назвал столицу своего царства в честь приёмного отца.

Началось правление Саргона в 2316 году до нашей эры. Правление было весьма продолжительным - 55 лет.

Если в школе перед учениками будет поставлена задача описать походы Саргона Аккадского, употребив в рассказе названия исторических областей, то сделать это будет не очень просто. В этом им поможет следующая информация.

Первые походы Саргона

Итак, царствование началось. Нужно было решить две задачи - разгромить опасных соседей, и в первую очередь - Лугальзагеси, а также захватить стратегически важные земли. Сначала Саргон организовал военный поход, завершившийся захватом двух стратегически важных мест. Первое из них - город-государство Мари, в результате его захвата появился доступ к рудникам Малой Азии. Второе из захваченных мест - стоящий на реке Евфрат город Туттуль, также известный под названием «Ворота в Верхнее царство» (сегодняшнее название города - Хит).

Северо-запад был покорён, стратегически важные земли попали в руки царя Саргона. После этого успеха можно было заняться другой важной задачей - устранением опасного южного соседа. Собрав сильную армию, царь начал военный поход против Лугальзагеси. В окрестностях завязалось сражение. Саргон был лучше подготовлен к битве, поэтому сражение быстро закончилось разгромом Лугальзагеси и его союзников-энси. После победы город Урук был разорён, а его стены были уничтожены. Судьба царя, в своё время разорившего город-государство Киш, была печальной: считается, что его казнили по приказу Саргона (месть за старую обиду, не иначе).

Год спустя вновь разгорелись военные действия, только на этот раз не Саргон шёл войной на врага, а наоборот, отбивал атаку недругов. Южные энси не желали мириться со своим поражением в битве при Уруке и объединились под командованием правителя города-государства Ур. Однако сражение завершилось новым поражением энси. Саргон перешёл в наступление, захватил города-государства Ур, Умму, Лагаш и дошёл до берегов Персидского залива (в те времена залив называли Нижним морем). Результат двух походов - во власти царя из Аккаде оказались все шумерские земли, лежащие между побережьями Средиземного моря (тогда его называли Верхним морем) и Персидского залива.

Чтобы все видели, кто стал правителем Шумера, Саргон Аккадский омыл оружие в Персидском заливе. Именно омывание оружия в водах так называемого Нижнего моря стало традицией всех шумерских монархов, правивших после Саргона.

Что же случилось с правителями трёх городов-государств? Судьба тех, кто правил Уром и Лагашем, остаётся неизвестной - то ли они были казнены, то ли пропали без вести. С правителем Умму Саргон поступил нормально - этот эмси стал пленником (хорошо, что не был казнён, повезло ему). С городами всё ясно: их стены были устранены.

В клинописных записях царя Саргона говорится о том, что за всё время походов на юг и северо-запад было 34 сражения. Также упоминается о восстановлении города Киша.

Новый поход на северо-запад

После укрепления позиций в Южной Месопотамии, в государстве Шумер, восстановления города Киша (именно там царь провёл детство и юность) пришло время вновь отправиться в поход к Малой Азии. Результаты предыдущего похода оказались непрочными, а государству требовались высококачественная древесина и металл. Крупный город Мари был захвачен, а затем разрушен.

Царские войска сумели захватить два важных сырьевых источника - Ливанские горы, славящиеся великолепной древесиной кедра, и горную местность Малоазийского Тавра, славящуюся серебряными рудниками. Результат похода: как металл, так и древесина беспрепятственно доставлялись в Аккад и Шумер.

Клинописные таблички с записями самого царя - единственный достоверный источник информации. В более поздние времена вокруг военных походов Саргона начали формироваться многочисленные легенды. Отличить вымышленные подробности от реальных очень непросто, лишь исследования археологов позволяют опровергнуть, например, легенду о завоевательном походе на остров Кипр и остров Крит.

Походы в Элам и Месопотамию

Как повествует нам история, Саргон Аккадский, став повелителем севера, запада и юга, решил продолжить успешные походы. На этот раз могущественный царь организует военный поход на восток, к Северной Месопотамии и государству Эламу. Военный поход закончился очередным триумфом - часть земель, лежащих в окрестностях реки Тигр, стали областями Аккадского царства, часть же государств, в их числе Элам, признали власть Саргона и стали вассальными землями.

Есть ли доказательства того, что царь Саргон Аккадский во время своего правления смог подчинить Северную Месопотамию? Есть. Во-первых, об этом свидетельствуют таблички с клинописным текстом на ибо они появились в период правления Саргона. Второе доказательство - в тот же период в районе Ниневии появляется бронзовое изображение головы Саргона Аккадского.

После завоевания Северной Месопотамии и Элама Саргон Аккадский стал царём четырёх сторон света.

Секреты военных успехов Саргона

Почему основатель Аккадского царства сумел покорить земли к северу, западу, югу и востоку от своего государства? Как удалось стать Саргону Аккадскому царём четырёх сторон света? Ведь его противники были ничуть не менее искушёнными в военном деле.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно присмотреться к различиям в военной тактике противников. На кого могли опираться шумерские правители правителей также называли лугалями)? На наёмное войско. Но это далеко не всё. Наёмное войско может быть многочисленным, хорошо обученным, а вот какое оружие оно использует - это уже другой вопрос.

Интересно, что в Шумере попросту не было подходящей древесины для изготовления отличных боевых луков. Из-за этого лугали решили, что стрелковое оружие попросту не нужно, и решили сделать ставку на рукопашный бой. Отряды воинов с щитами и отряды солдат, вооружённых копьями, двигались сомкнутым строем. Скорость их движения была не очень высокой, поворотливость не очень высокой. Эти недостатки выявились именно при столкновении с войском царя из Аккаде.

А какое же войско набирал Саргон? С одной стороны, у царя Саргона Аккадского была постоянная армия, достаточно многочисленная - в войске было 5400 воинов, причём кормилась армия за счёт самого правителя. С другой стороны, у царя был дополнительный козырь - добровольцы-ополченцы. Получались многочисленные отряды, но как удавалось использовать эти козыри? Вся соль - в вооружении. Неспроста перед походом на Шумер царь направлялся на северо-запад: захватив стратегически важные места, он получал доступ к тисовым деревьям или зарослям дикого орешника. Из этой древесины получались великолепные луки. Также не исключено, что мог быть изобретён и так называемый клеёный лук.

От тактики рукопашного боя Саргон Древний Аккадский не отказывался, но при этом разработал другую тактику: ставку на орду лучников, атакующих или широкой цепью, или врассыпную. Во время похода против Лугальзагеси аккадский царь использовал оба рода войск: для рукопашного боя и для стрельбы с дистанции. Лучники засыпали отряды воинов со щитами или копьями тучей стрел, при этом не вступая в рукопашный бой. Как только строй вражеского войска расстраивался, бойцы из регулярной армии Саргона атаковали врага и громили его.

Получалась интересная картина: у обеих враждующих сторон были воины - мастера рукопашного боя, а лучники - лишь у владыки царства Аккаде. Результат - разгромные победы над войсками шумеров.

Обустройство государства, религия

Основатель династии царей Аккадских создал государство, где хозяйства самого правителя и хозяйства храмов были единым целым. Саргон был одним из первых правителей, экспериментировавших с централизованным типом государства. В этом царстве органы самоуправления были превращены в низовой тип администрации, а место родовитых влиятельных аристократов заняли царские бюрократы незнатного происхождения.

Для правителя большой страны, в составе коей была вся территория Шумера, было необходимо обосновать с помощью религии законность своей власти. Саргон опирался на несколько культов: бога Забабы, родовой культ бога Абы, а также культ бога Энлиля (верховное божество для всего Шумера). Стоит отметить весьма примечательный факт: правитель Аккадский основал необычную традицию, согласно коей старшая дочь правителя должна быть жрицей

В более поздние времена жрецы Вавилона распустили много недостоверны слухов, связанных с якобы наплевательством Саргона на богов. Один из этих мифов (в худшем смысле слова) гласил, что для возведения пригорода Аккаде царю понадобилось развалить кирпичные сооружения Вавилона. Это противоречит фактам: в те годы Вавилон был второстепенным, а то и третьестепенным городом Шумера.

Мятежи против царя

В конце правления первого царя из династии Аккадских начались серьёзные проблемы в государстве. Главными возмутителями спокойствия были влиятельные родовитые аристократы - и неудивительно, ибо их оттесняли от власти, заменяя худородными бюрократами.

Реальной угрозой для государства стал мятеж, возглавленный Каштамбилой, правителем города Казаллу. Саргон сумел разгромить мятежников, город Казаллу был захвачен и уничтожен.

Но этот мятеж был лишь невинными цветочками, впереди были те ещё ягодки - родовитые аристократы всего царства устроили заговор против правителя. Чтобы спастись от расправы, царь был вынужден скрываться. Правда, чуть позже Саргон Древний Аккадский сумел собрать верных соратников и с их помощью разгромить мятежную знать.

Как будто мало было этих напастей, так в 2261 году до нашей эры стряслась новая беда - голод в южной части Месопотамии, ставший удобным поводом для нового мятежа аристократии. Во время подавления мятежа царь умер, не доведя свой план до конца.

Сохранившиеся изображения Саргона

Фото Саргона Аккадского, конечно же, никак не могли сохраниться. Есть лишь три изображения, кои можно связать с правителем Аккадским. Стела из Суз, открытая французскими археологами, сохранилась лишь в двух частях. Из-за сильной повреждённости от фигуры самого царя остались лишь фрагменты рук и ноги, а потому очень непросто доказать, что это действительно стела, посвящённая правителю.

Другая стела, найденная опять-таки французами, сохранилась в трёхъярусном варианте. На среднем ярусе отчётливо видны изображения воинов и самого владыки Аккаде. Именно это изображение, по мнению большинства экспертов археологии, подлинный портрет Саргона Аккадского.

Самое известное изображение - голова Саргона Аккадского, это изображение нашли британские археологи во время раскопок одного из храмов Ниневии. Именно эти археологи и дали название «Голова Саргона» артефакту. оспаривают многие специалисты: по их мнению, изображение связано не с родоначальником Аккадских царей, а с одним из правителей этой династии.

Саргон Аккадский и Моисей

Какая связь между этими личностями, жившими в разное время и не встречавших друг друга? Оказывается, вся соль в легендах. По легенде, младенец, будущий царь Аккаде, был положен в плетёную тростниковую корзину и пущен по реке, а позже спасён водоносом. Так вот, чрезвычайно похожая легенда связана с другой реально жившей знаменитостью - Моисеем.