Санкции против советского союза. Почему ссср успешно противостоял санкциям запада


Экономические санкции как явление, зародившееся в XX в., представляют собой распространённый инструмент, применяемый в геополитике странами или блоками стран с целью повлиять на оппонентов, проводящих самостоятельный политический курс. Исходя из принципа взаимоувязанности национальных рынков и господства международного разделении труда, санкции позволяют в определённых случаях внести дисбалансы в экономическое развитие тех или иных стран, заставляя их правительства идти на политические уступки. Кроме того, санкции дают возможность странам добиться реализации своих целей без затратного примирения вооружённых сил.

Экономические санкции, введённые странами Запада в 2014–2015 гг. против России, не являются для нашей истории чем-то новым и неизведанным. Ранее Европа и Америка неоднократно пытались повлиять на политику СССР через применения различного рода экономических и политических ограничений. Фактически, капиталистические страны вели против Советского Союза перманентную экономическую войну.

Впрочем, стоит отметить, что в силу большей устойчивости и самодостаточности экономики СССР в виду её меньшей зависимости от внешней конъюнктуры, риски, связанные с санкциями, для нашей страны были невысоки.

Экономическую агрессию в отношении Советской России страны Запада стали проявлять сразу после событий 1917 г. К наиболее масштабным примерам применения санкций против СССР можно отнести следующее.

1) Сразу после Октябрьской революции странами Антанты в ответ на отказ советской власти от выплат по долгам Российской Империи и национализаций предприятий, принадлежащих иностранному капиталу, были введены торговая и морская блокада. Блокада была снята в 1920 г. в связи с изменившейся в пользу РСФСР ситуации на фронтах Гражданской войны.

Последствия: Объём внешней торговли РСФСР сильно упал почти до нуля. В 1919 г. оборот составил 14,4 млн. руб. Для сравнения, в 1913 г. этот показатель равнялся 12,6 млрд. руб.

2) «Золотая блокада» относится уже к послевоенному времени. Она была введена Европой и США в ответ на решение РСФСР о монополизации внешней торговли. С 1925 г. эти страны перестали принимать у СССР золото в качестве оплаты импортного оборудования и технологий, требуя у советской власти расплачиваться нефтью, зерном и лесом. В 1930 г. в качестве «валюты» внешнеторговые партнёры стали принимать только зерно. Вплоть до 1934 г. Советский Союз не мог расплачиваться золотом. Исключения составляли лишь золотые монеты, произведённые в Российской Империи.

Приблизительно в те же годы Запад объявил Советскому Союзу кредитную блокаду. Такая форма воздействия заключалась в отказе от кредитования советской экономики или предоставлении кредита на невыгодных условиях. Поводом для их введения стал всё тот же отказ советской власти от наследования долгов и обязательств царского правительства. Кредитная блокада применялась неоднократно, в том числе и после Второй мировой войны. Однако уже в 1960-е годы кредитные связи СССР и стран соцлагеря с капиталистическим миром стали стремительно развиваться.

Санкции против «советского демпинга» были введены 1930-е годы Правительство США обвинило СССР в умышленном занижении цены на некоторые товары, а также в использовании труда заключённых в производстве. Специальные пошлины и ограничения были введены в отношении таких товаров, ввозимых из СССР, как спички, асбест, марганец, пиломатериалы. К санкциям присоединились Франция и Великобритания.

Последствия: В 1930 г. объёмы внешнеторгового борота достигли максимума в 9,1 млрд. руб., после чего начался спад, как по импорту, так и по экспорту. Причиной тому стала эффективная реализация программы социалистической индустриализации. И реального импортозамещения. В предвоенные годы доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей СССР как по средствам производства, так и по потребительским товарам, упала до уровня около 2%.

3) В послевоенные годы США ограничили экспорт оборудования и вооружений в страны соцлагеря, приняв акт об экспортном контроле. Несмотря на давление США, европейские страны не присоединились к санкциям. Ограничения был фактически сняты в 1970-е годы.

В 1949 году США, Великобритания, Канада, Франция, ФРГ, Австралия, Япония и др., объединились в Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), который на протяжении десятилетий составлял перечни «стратегических» товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны соцлагеря. Организация была упразднена лишь в 1994 г.

Последствия: Влияние данных ограничений на экономику СССР были весьма ограниченными. Советский Союз сумел обходить ряд ограничений и запретов на торговлю со странами Запада. Кроме того, общая зависимость от экспорта и импорта страны в послевоенные годы оставалась низкой, а значительно расширившийся лагерь дружественных стран давал возможность компенсировать некоторые важные поставки, недоступные из-за санкций.

4) В 1974 г. в США была принята Поправка Джексона-Вэника. Эта дискриминационная мера означала отмену режима наибольшего благоприятствования в торговле, ограничение государственных кредитов и кредитных гарантий. Поправка была направлена против стран, которые, по мнению США, ограничивали свободу эмиграции своих граждан. С 1989 г. на действие поправки в отношении СССР был наложен мораторий. Полностью мера была отменена лишь в 2012 г.

В первой половине 1980-х годов американские власти издали приказ об использовании экономических мер воздействия на экономику СССР в ответ на введения советских войск в Афганистан. Кроме того, правительство Рейгана попыталось воспрепятствовать строительству газопровода Уренгой–Помары–Ужгород, оказывая давление на участвовавшие в проекте европейские банки и компании. Европа в лице Франции и ФРГ продолжила сотрудничество с Советским Союзом, и проект был успешно завершён в 1982 г.

Последствия: В связи с четырёхкратным ростом цен на нефть в середине 1970-х СССР стал наращивать экспорт энергоресурсов. В результате возросла зависимость страны от экспорта и, как следствие, от мировой конъюнктуры сырьевых рынков. В этих условиях внешние санкции стали более чувствительными для советской экономики. В частности, страны Запада ограничили поставки СССР труб большого диаметра, которые не производились в стране, но были необходимы для строительства газо- и нефтепроводов.

В дальнейшем резкое снижение мировых цен на нефть привело к стремительно сокращению валютной выручки СССР, что стало причиной появления дисбалансов в бюджете страны.

Другие материалы по теме:

7 комментариев

Владлен 01.08.2015 14:18

Да, экономика СССР имела немало преимуществ. Правда, в конечном счёте подсела на нефть, что печально

    АБВГД 02.08.2015 11:34

    Экономика послесталинского СССР (как и весь СССР ревизионистский) не функционировала и не развивалась так, как положено экономике социалистического государства, идущего к коммунизму.

    Александр Шабалов в маленькой, но интересной книжке «Одиннадцатый удар товарища Сталина» писал:
    «Нельзя говорить о «70 годах Советской власти» вообще. Ясно прослеживаются следующие этапы:
    1917 — 1918 г.г. Установление Советской власти.
    1919 — 1920 г.г. Гражданская война, удержание Советской власти.
    1921 — 1933 г.г. Подготовка социалистического строительства.
    1934 — 1940 г.г. Строительство социализма.
    1941 — 1945 г.г. Великая Отечественная война.
    1946 — 1953 г.г. Продолжение строительства социализма.
    1954 — 1964 г.г. Дезорганизация социалистического строительства.
    1965 — 1985 г.г. Скрытая реставрация капитализма.
    1986 — 19.. г.г. Легальная реставрация капитализма».

    Социалистической здоровой научной плановой экономике было начхать на кризисы капиталистического мира и цены на нефть.
    По уродливой ревизионистской экономике «развитого общенародного социализма», которая зависила от рынка кап.мира и цен на нефть: да, экономические меры воздействия мира капитала били очень сильно.

    Ну, а потом, как написано выше: с 1986 года началась легальная реставрация капитализма.

    «Перерождение партийного и государственного руководства было вызвано проникновением в партию некомпетентных, идейно чуждых и классово враждебных элементов, которые составили в ней большинство. Незнание ими объективных законов общественного развития — и вызвало принятие ими ошибочных и контрреволюционных решений», писал коммунист Денис Асюнькин, на своей странице ВКонтакте. Это верная характеристика для хрущёвско-брежневских времён. А «элитарии» из партийного и гос. руководства СССР, которые пошли на реставрацию открытую капитализма, сговор с миром капитала, предательство, развал, разграбление, распродажу СССР: отлично знали, что делали.

      кот Леопольд 06.08.2015 05:44

      …»Социалистической здоровой научной плановой экономике было начхать на кризисы капиталистического мира и цены на нефть.» — АБВГД.

      Абсолютно верно! Ибо Финансы или ТДО в СССР р е а л ь н о имели значительно меньшее значение, чем в странах «чистого» капитализма.
      В настоящее же время, когда наша страна сдана в «аренду» Либерасне, последяя подсела на чисто капиталистические ТДО, то есть попала в полную зависимость от них(ТДО), и потому агрессивная КАПМРАЗЬ играет с ней(нашей страной) как кошка с мышкой.
      ВЫВОД, думаю, ОЧЕВИДЕН!

Рулин 05.08.2015 14:35

«С 1925 г. эти страны перестали принимать у СССР золото в качестве оплаты импортного оборудования и технологий» -там не всё так просто. Именно в 1925 году мы выпустили большое количество момент царского образца. Если не внешняя торговля, для чего они тогда были нужны?

    Владлен 05.08.2015 15:44

    вот, видимо, и запретили после этого 🙂

08.09.2015 15:49

Периодизация почти правильная: только 1954-1964 дезорганизация политико-идеологической надстройки, 1991 год — приход к политической власти «представителями теневой экономики» и вне законное (не конституционное)разрушение социалистической экономики, и октябрь 1993 года — полная ликвидация советской власти.

александр челябинская область г. аша 08.09.2015 15:53

Скрытая же реставрация капитализма шла вплоть до 1991 года. Вернее укрепление экономической силы воров и бандитов.

Ведущие капиталистические страны редко упускали случай применить к СССР санкции в области экономики, политики и культуры - был бы повод. Так, в ответ на ввод советских войск в Афганистан США и Европа сделали все, чтобы нанести урон советскому государству и изолировать его от мирового сообщества.

Мировая реакция на события в Афганистане

12 декабря 1979 года силами Ограниченного контингента советских войск в Афганистане была осуществлена операция «Шторм-333»: место не оправдавшего надежд Амина пост руководителя государства занял Бабрак Кармаль. Советские войска вошли в Афганистан.
Первым отреагировал президент США Джеймс Картер. 29 декабря он направил Л. И. Брежневу послание, в котором осудил военное вмешательство СССР во внутренние дела Афганистана и пригрозил негативными последствиями.

Л. И. Брежнев пояснил, что имеет место лишь содействие в отражении внешней агрессии, а ОКСВ уйдет из страны, как только исчезнут причины, «вызвавшие просьбу Афганистана к Советскому Союзу».

Не прошло и месяца, как действия СССР в Кабуле были осуждены Совбезом ООН, а 14 января 1980 года на чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция с требованием вывести войска из Афганистана. Резолюцию поддержали 104 страны, против голосовали 18 и столько же воздержались.

Наиболее рьяными противниками СССР в афганском вопросе были американцы, сами потерпевшие поражение в Иране. Картер назвал вторжение советской армии в Афганистан «самой большой угрозой миру после окончания Второй мировой войны».

Не остались в стороне и страны мусульманского мира. 25-28 января 1980 года на чрезвычайной встрече Организации «Исламская конференция» (ОИК) в Исламабаде по инициативе Пакистана и Саудовской Аравии участники ОИК осудили «советскую военную агрессию против афганского народа». Позднее, осенью 1981 г., президент Египта А. Садат сделал публичное заявление о намерении оказать помощь вооруженной афганской оппозиции. Сформированный на деньги Саудовской Аравии Арабский экспедиционный корпус вел партизанскую войну на афганской территории.

В знак протеста ввода советских войск в Афганистан дипломатическими представителями 15 стран бойкотировался парад на Первомае 1980 года в Москве.

Санкции США

Не дожидаясь резолюции ООН, 4 января 1980 года Дж. Картер выступил с речью, которая транслировалась по телевидению. Он обозначил следующие меры в ответ на советское вторжение в Афганистан:

1. отложить рассмотрение Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2);
2. отложить экономический и культурный обмен;
3. ограничить торговлю с Советским Союзом, сократить или перекрыть поставку в СССР наиболее важных для него товаров;
4. сократить привилегии СССР в рыболовстве в водах США;
5. отказать в продаже Советскому Союзу 17 млн. тонн зерна;
6. ограничить для СССР кредитование в США и странах-союзниках.

Также под запрет попали лицензии на продажу в СССР высоких технологий.

Американские санкции против СССР полностью поддержала только Великобритания. Государства Западной Европы придерживались своей политики и были согласны только на эмбарго зерна.

Часть ограничений нанесла экономике Советского Союза существенный урон. Так, примерно на 75 тыс. тонн снизился годовой улов в рыбной промышленности. Существенным ударом стал запрет на передачу высоких технологий, из которых черпались идеи для оборонного производства. Значительно упал объем импорта-экспорта с США, который в 1979 году достигал 540 млн. долларов.

В знак протеста против событий в Афганистане Национальная академия наук США объявила о прекращении контактов с Академией наук СССР. Правда, протест академиков длился всего полгода, но прохладные отношения между учеными двух стран установились надолго.

Как американский президент сам себя наказал

А вот с эмбарго зерна у Картера случилось фиаско. Те 17 млн. тонн пшеницы, которые США отказались продавать СССР, были дополнением к основным поставкам. Джимми Картер пообещал Министерству сельского хозяйства США, которое возлагало большие надежды на средства от продажи зерна, что предназначенная для поставки в СССР пшеница будет у выкуплена у американских фермеровгосударством. Излишки зерна будут отправлены в бедные страны или пойдут на биотопливо.

Однако публикации американских исследователей свидетельствуют, что зерновое эмбарго не достигло своей цели. Советский Союз приобрел зерно в Аргентине, Австралии, Испании и Канаде, которые занимали не столь жесткую позицию, как США. Так, Канада отменила собственное ранее введенное эмбарго, Австралия поставила зерна как за предыдущие четыре года.

В свою очередь, в марте 1980 года в Комитете Сената по делам банков ведущие американские бизнесмены отметили, что «подобными действиями надели на своих фермеров и экспортеров зерна нечто вроде смирительной рубашки». Ими было признано, что ограничительные меры наносят ущерб, в первую очередь, интересам США.

В итоге, выполняя обещание Дж. Картера, американское правительство израсходовало более 2 млрд. долларов, чтобы выкупить у фермеров отложенное для СССР зерно. Эмбарго на поставку зерна продержалось чуть более года, и стало первым, что отменил следующий президент США Рональд Рейган.

Бойкот московской Олимпиады

«Советский Союз должен осознать, что продолжение агрессивных действий поставит под вопрос участие спортсменов, которые хотели бы приехать на Олимпийские игры», - сказал Дж. Картер в своей знаменитой речи 4 января. Бойкот Олимпийских игр в Москве был утвержден Национальным олимпийским комитетом США, который призвал поддержать своих союзников по холодной войне. К бойкоту присоединилось более 60 стран (по другим данным, – 45) из числа приглашенных: ФРГ, Япония, Канада, Норвегия, Аргентина, Китай и др.

Спортсмены ряда стран, не желавших жертвовать ради политики спортивной карьерой, выступали под флагами национальных или Международного олимпийского комитета.
В пику московским Играм в Филадельфии (США) 16-17 июля 1980 г. были организованы альтернативные Олимпийские игры бойкота (Olympic Boycott Games). Спортсмены, отказавшиеся ехать в Советский Союз, могли испытать свои силы на этой арене. В филадельфийской Олимпиаде приняли участие атлеты из 29 бойкотирующих государств.
Аналогичным образом Советский Союз и страны соцлагеря бойкотировали Олимпийские игры летом 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).

В целом санкции против СССР, предпринятые в ответ на ввод советских войск в Афганистан, хоть и причинили определенный урон экономике и авторитету Союза, но не достигли своих целей, а лишь продемонстрировали, что ограничение в сотрудничестве двух стран - всегда обоюдоострое оружие.

На самом деле санкции Запада против России совсем не новость. Москву Запад изо всех сил экономически блокирует уже век! Сегодня распространен миф, что страны Антанты выступили на стороне Белого движения якобы потому, что мы отказались платить царские долги. Однако на самом деле было все не так просто.

Это заметка издания Известия, 25 июля, 19-го года. В ней Ленин сообщает американским журналистам, что советское правительство готово заплатить Западу все царские долги, при условии, что наступит мир, то есть заграничные правительства перестанут поддерживать белое движение.

Однако этого не произошло, и лишь в 1922 году Москва отказалась платить долги как раз по причине поддержки интервенции.

Однако почти полную блокаду большевицкой Россию объявили гораздо раньше.

Знакомьтесь, это Роберт Лансинг - государственный секретарь США 1915 по 1920 годы.

Именно ему приходит в голову идея ввести против большевиков в 1919-м году санкции. Его расчет крайне прост. К этому времени страну уничтожает голод и экономическая блокада должна уничтожить власть большевиков, но этого не происходит. Ведь они пообещали фабрики - рабочим, землю - крестьянам, а там, где появились белые, местное население явно не испытало радости. В итоге, через несколько лет Западу пришлось ослабить санкции. Однако это было лишь первое сражение экономической войны, и следующее началось всего через несколько лет.

Ведь сегодня далеко не все знают, что чудеса индустриализации советские люди совершили в условиях полной экономической блокады зарубежных стран!

На рубеже 20-х и 30-х наша страна оказалась в сильнейшей международной экономической блокаде, по сравнению с которой нынешние санкции будут почти незаметны. Сама блокада появилась вскоре после прихода большевиков к власти. Причем с 1925 года США, Британия, Франция и другие промышленные страны ввели против Москвы так называемую золотую блокаду. Они отказывались продавать Советскому союзу любые товары за золото!

Сначала в качестве оплаты принимались лес, нефть и зерно. При этом Советский союз стал продавать эти товары по крайне низким ценам из-за чего, остальные государства стали терять миллиарды. И вот с 30-го года западные страны усилили блокаду СССР и стали принимать в качестве оплаты лишь зерно, которого катастрофически не хватало в самом Советском союзе!

Это притом, что Запада началась Великая Депрессия и пшеницу там сжигали тоннами из-за кризиса перепроизводства. Скупка зерна в стране Советов, с точки зрения прибыли кажется абсурдной. Однако многие историки уверены, что Западные правительства рассчитывали, что скупая пшеницу, они провоцируют в Советском союзе голод. И вот западные правительства своего добились. Голод пришел в Россию. От него в СССР погибло около 8 млн. человек. Однако к свержению власти большевиков это не привело.

Никто в мире не мог себе представить, что Россия в условиях, почти полной блокады сможет совершить экономическое чудо, во много раз опередив по темпам роста - флагмана мировой экономики США.

Начало движения Алексея Стаханова, который менее чем за шесть часов добыл более 100 тонн угля! Ему подражают все шахтеры, металлурги и вообще вся страна! В 30-е Советский союз преображается. За несколько лет повсюду возводятся заводы гиганты, гидроэлектростанции. Это притом, что государство полностью лишено зарубежных кредитов.

Всего за несколько лет Советский союз превратился из аграрной державы в мощную промышленную страну.

Впрочем, Запад продолжал ограничивать Россию и после Великой отечественной. В 1949 году Вашингтон создает Координационный комитет по экспортному контролю, более известный как КОКОМ. Международная организация составляла перечни стратегических товаров и технологий, которые нельзя было поставлять в страны Варшавского договора. В 1994 этот союз сменило Вассенаарские соглашения, согласно которым Запад ограничивал поставку товаров двойного назначения.

Для строительства крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» Россия тогда заключила с ФРГ контракт на поставку 130 тонн труб большого диаметра. Однако сделка так и не состоялась. Под давлением КОКОМ правительство Западной Германии наложило вето на поставку труб. Нефтепровод, конечно, был построен, но для этого понадобилось еще несколько дополнительных лет.

На самом деле, экономическое давление Запад оказывал и на СССР, и на современную Россию всегда. Так, почти 3 десятилетия, в отношении нашей страны действовали поправки к закону США о торговле Вэника-Джексона. Их приняли в 1974-м, чтобы заставить Москву снять ограничения на выезд из СССР евреев. Поправки были отменены лишь в 2012-м, но на смену им тут же пришел «Акт Магнитского», согласно которому президент США может ограничивать торговлю своей страны с Россией.

Экономические санкции представляют собой распространенный инструмент, применяемый в геополитике странами или блоками стран с целью повлиять на оппонентов.

В марте 2014 года США, Евросоюз, Австралия, Япония и Канада ввели первые санкции против России из-за присоединения Крыма . Сначала ограничительные меры касались отдельных граждан, которые, по мнению западных стран, способствовали нарушению территориальной целостности Украины, затем санкционные списки пополнили российские компании.

Ранее Запад уже пытался повлиять на политику СССР посредством экономических и политических ограничений.

О том, какие санкции вводились против СССР, - в материале ТАСС.

Вскоре после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. государства Антанты (Великобритания, Франция, США и др.) ввели против Советской России (с 1922 г. - СССР) экономическую блокаду, полностью прекратив с ней всякие экономические отношения.

Основанием для таких мер послужило начало в декабре 1917 г. переговоров между советским правительством и Германией о заключении сепаратного мира (Брестский мир подписан 3 марта 1918 г.), национализация предприятий, принадлежащих иностранному капиталу, и отказ от выплат по долгам Российской империи.

В декабре 1917 г. торговые отношения с Советской Россией прекратили США, в 1918 г. к ним присоединились Англия и Франция. После завершения Первой мировой войны и заключения Версальского мирного договора (28 июня 1919 г.) Верховный совет Антанты объявил о полном запрещении всех форм экономических связей с Советской Россией. К экономической изоляции РСФСР подключилась и Германия, вынужденная исполнять решения стран-победителей. Блокада начала действовать с 10 октября 1919 г. и продолжалась до 16 января 1920 г. Санкции Антанты оказали серьезное влияние на внешнюю торговлю РСФСР: если в 1918 г. ее оборот составлял 88,9 млн руб., то в 1919 г. - 2,6 млн руб.

Антидемпинговые меры и другие санкции против СССР в начале 1930-х гг.

В июле 1930 г. США обвинили СССР в демпинге (сознательном занижении цен на свои товары) при поставках в Соединенные Штаты спичек, угля, асбеста, марганца и других товаров и ввели протекционистские меры (ввозные пошлины и др.).

В 1931 г. Соединенные Штаты запретили импорт советских пиломатериалов из четырех зон европейской части СССР - Кольского полуострова, Карельской автономной республики, Северной области и Зырянской автономной области - в связи с тем, что в этих регионах использовался принудительный труд заключенных.

3 октября 1930 г. Франция обвинила СССР во вмешательстве в свои внутренние дела, в частности в финансировании подрывной деятельности компартии. В качестве санкционных мер была введена система лицензирования советских товаров, что привело к их удорожанию и потере конкурентоспособности. В том же году аналогичные меры против советской продукции ввели Югославия, Венгрия, Бельгия и Румыния.

20 октября 1930 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление "Об экономических взаимоотношениях со странами, устанавливающими ограничительный режим для торговли с СССР". Внешнеторговым организациям было запрещено размещать заказы и производить закупки в подвергнутых санкциям странах и фрахтовать их суда. Было максимально сокращено использование портов этих стран для транзитных и реэкспортных операций через СССР.
Ограничения на торговлю с Францией были отменены в 1931 г. в связи с денонсацией французским парламентом декрета от 3 октября 1930 г. Эмбарго в отношении США снято после официального установления советско-американских дипломатических отношений 16 ноября 1933 г.

В результате антидемпинговых мер общий оборот советский внешней торговли упал с 1,6 млрд руб. в 1930 г. до 1,5 млрд в 1931-м. Советский экспорт за этот период также снизился с 812,7 млн до 636,1 млн руб.

Санкции Великобритании против СССР

В марте 1933 г. советские власти арестовали несколько британских инженеров, работавших на строительстве электростанций в СССР, по обвинению в шпионаже и саботаже. Великобритания потребовала немедленного освобождения своих граждан. Однако советский суд признал пятерых британцев виновными, двое из них были заключены под стражу, остальные высланы из страны на родину. В ответ 26 апреля 1933 г. Великобритания ввела эмбарго на импорт из Советского Союза различных видов зерна, хлопка, леса и нефтепродуктов вплоть до освобождения своих граждан. На следующий день СССР закрыл транзит британских товаров через свою территорию, советским организациям было запрещено размещать заказы в Великобритании, использовать британские порты и т. п. После непубличных переговоров, начатых по инициативе советской стороны, 1 июля 1933 г. британские граждане были освобождены и высланы на родину, взаимные санкции отменены. Согласно советским статистическим данным, объем советско-британской торговли в 1933 г. упал почти в два раза по сравнению с 1932 г.: с 1 млн руб. до 515 тыс. руб.

2 декабря 1939 г. администрация президента США Франклина Рузвельта объявила так называемое "моральное эмбарго" на торговлю с СССР. Одной из причин его введения стали бомбардировки жилых районов Хельсинки советской авиацией. В связи с этим в рамках эмбарго был установлен запрет на поставки в СССР авиатехники, а также материалов для авиапромышленности, таких как алюминий, молибден и авиабензин. "Моральное эмбарго" было отменено в январе 1941 г., когда в США стали рассматривать СССР в качестве потенциального союзника против гитлеровской Германии.

Советско-финская война также привела к исключению СССР из Лиги Наций (США, Германия, Италия и Япония на тот момент не входили в организацию). Соответствующую резолюцию Совет Лиги принял 14 декабря 1939 г.
Согласно советским статистическим данным, советско-финская война не оказала негативного влияния на внешнеторговый оборот СССР. Объем торговли с США в 1939 г. составлял 66,1 млн руб., в 1940 г. возрос до 95,3 млн руб. Общий оборот советской внешней торговли также увеличился - с 271,4 млн руб. в 1939 г. до 485,2 млн руб. в 1940-м.

Ограничение экспорта в СССР и соцстраны

С началом холодной войны США стали применять новый тип экономических санкций против СССР и стран социалистического блока. Они были направлены на перекрытие доступа к передовым технологиям и высокотехнологичной продукции. В марте 1948 г. Министерство торговли США ограничило экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР и соцстраны Восточной Европы. В 1949 г. эти ограничения были закреплены в Законе об экспортном контроле (Export Control Act).

Для реализации ограничительных мер в 1949 г. по инициативе США был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ; Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, COCOM), который осуществлял надзор за поставкой товаров и технологий западных государств СССР и его союзникам. В КОКОМ входили 17 стран (США, Канада, Австралия, Япония, Великобритания, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Турция). Еще шесть государств сотрудничали с комитетом (Австрия, Финляндия, Ирландия, Новая Зеландия, Швеция и Швейцария), формально не являясь его членами. Комитет разработал стратегию "контролируемого технологического отставания", согласно которой техника и технологии могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска. КОКОМ вел три списка товаров и технологий: первый с полным запретом на экспорт, второй с экспортом в ограниченном количестве и третий без ограничений экспорта, но с контролем за их конечным использованием. Любое из государств-участников комитета могло наложить вето на сделку по продаже, предложенную другим участником комитета. КОКОМ прекратил свою деятельность в 1994 г.

Самым громким случаем нарушения ограничений, наложенных КОКОМ, стала продажа в 1982-1984 гг. японской компанией Toshiba совместно с норвежской Kongsberg Gruppen фрезерных станков с программным управлением. С их помощью советской промышленности удалось создать новый тип лопастей для подводных лодок, которые значительно снизили уровнем шума и, соответственно, возможность обнаружения субмарин противником.

Закон об оборонной взаимопомощи и контроле

В 1951 г. США ужесточили экономические ограничения для экспорта в социалистические государства в связи с войной в Корее (1950-1953), где СССР поддерживал Северную Корею (КНДР), а западные государства – Южную.

В том же году Соединенные Штаты расторгли соглашение с советским правительством о торговле 1937 г., лишив СССР режима наибольшего благоприятствования. В результате таможенные тарифы на советские товары выросли в 4,6 раза по сравнению с уровнем налогообложения товаров других стран. Американский Конгресс принял Закон об оборонной взаимопомощи и контроле (Mutual Defense Assistance Control Act). Согласно этому документу, США могли отказать в экономической поддержке (например отменить режим наибольшего благоприятствования в торговле) любому государству, которое не присоединится к эмбарго против СССР и "находящихся под его влиянием" стран и продолжит поставки им стратегических товаров. Однако впоследствии, под давлением своих европейских союзников, США внесли в данный закон множество поправок и исключений, которые привели к тому, что акт фактически не действовал.

Статистические данные показывают, что с 1947 г. объем советско-американской торговли начал резко сокращаться. В 1946 г. он составлял 303,9 млн руб., в 1947 г. - 170 млн, в 1948 г. - 119 млн руб. В 1951 г. этот показатель упал до 24,3 млн руб., в 1952 г. - до 16,2 млн. Медленный рост начался только с 1955 г., отметка в 100 млн руб. была преодолена только в 1964 г. В эти же годы оборот внешней торговли СССР с "промышленно развитыми капиталистическими странами" Запада в целом рос, пережив лишь небольшое сокращение в 1949-1951 гг. В 1947 г. он составлял 459,1 млн руб., в 1948 г. - 679 млн, в 1949 г. - 565,8 млн, в 1951 г. - 576,8 млн, а в 1952 г. уже 734,5 млн руб.

Эмбарго НАТО на поставку труб большого диаметра для трубопровода "Дружба"

С 1955 по 1965 г. СССР нарастил экспорт нефтепродуктов практически в десять раз. В 1959 г. в Праге руководители стран - членов Совета экономической взаимопомощи (СССР, Венгрия, Чехословакия, Польша и ГДР) подписали соглашение о строительстве нефтепровода "Дружба", который должен был связать СССР и соцстраны Восточной Европы.

Строительство началось в 1960 г. и завершилось в 1964 г., с 1969 г. велось расширение системы трубопровода, а в 1974 г. построена его вторая нитка. Позднее, в начале 1970-х гг., с помощью системы трубопроводов "Дружба" был налажен экспорт советских нефти и газа в капиталистические государства, в первую очередь в Западную Германию. Одной из проблем при строительстве был недостаток и низкое качество отечественных труб большого диаметра, производство которых в СССР только началось. Поэтому Советский Союз организовал закупку таких труб в Западной Европе. В октябре 1962 г. три крупные германские фирмы Mannesmann, Hoesch и Phoenix-Rheinrohr подписали контракт на их поставку в СССР. Также заказы были сделаны в Италии и других западноевропейских государствах.

США расценили активное продвижение СССР на нефтегазовом рынке как "военную угрозу". Для противодействия строительству нефтепровода американская администрация организовала давление на своих союзников по НАТО через структуру Комитета экономических советников альянса. В ноябре 1962 г. подготовленный США проект эмбарго на поставку труб большого диаметра в СССР был одобрен Североатлантическим советом НАТО (за - 13 из 15 стран-участниц). При этом эмбарго носило рекомендательный характер. Поначалу Германия и Франция разорвали свои соглашения о поставке 40-дюймовых труб в СССР, что привело к задержке строительства трубопровода на один год. Первая очередь "Дружбы" была построена из труб, произведенных в СССР. Позднее, под давлением европейских производителей, запрет на поставку труб большого диаметра в СССР был полностью снят. В феврале 1970 г. Карл Шиллер, министр экономики ФРГ, и Николай Патоличев, министр внешней торговли СССР, подписали контракт на поставку советского природного газа в Западную Германию – около 3 млрд куб. м в год. Со своей стороны Германия через компанию Mannesmann оплачивала полученное топливо поставками 1,2 млн тонн труб большого диаметра, необходимых для строительства газопровода. Поставки по контракту начались 1 октября 1973 г.

Поправка Джексона - Вэника к Закону о торговле США

В 1974 г. в обеих палатах американского парламента рассматривался Закон о торговле.

По инициативе сенатора Генри Джексона и члена Палаты представителей Чарльза Вэника в закон была внесена поправка, отменяющая режим наибольшего благоприятствования в торговле, а также предоставление кредитов и кредитных гарантий для стран, которые ограничивают право своих граждан на эмиграцию. Кроме того, поправкой предусматривалось применение дискриминационных тарифов в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой.

Поводом для введения данных мер послужил указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., согласно которому граждане, выезжающие на постоянное место жительство за рубеж и имеющие высшее образование, должны были возместить государству затраты на их обучение в вузах. Наибольшее сопротивление данная мера встретила среди советских еврейских активистов, выступавших за свободу эмиграции в Израиль.
Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом США Джеральдом Фордом 3 января 1975 г. Поправка вошла в документ как ст. 2432 ("Свобода эмиграции в торговых отношениях Восток - Запад"). Под действие санкций, помимо СССР, попали Китай, Вьетнам и Албания.

С 1989 г. на действие поправки Джексона - Вэника в отношении СССР был наложен мораторий, в связи с разрешением на свободную эмиграцию из СССР. В 2002 г. США официально признали РФ "страной с рыночной экономикой". 21 ноября 2012 г. поправка Джексона - Вэника была официально отменена в отношении России Конгрессом США.

По данным советской статистики, объем торговли между СССР и США в 1975 г. составлял 1,6 млрд руб., в 1976 г. - 2,2 млрд, в 1977 г. - 1,5 млрд руб.

"Зерновое эмбарго" США

В 1975 г. между СССР и США был заключен долгосрочный договор, согласно которому Соединенные Штаты обязались поставлять 8 млн тонн зерна в Советский Союз. В 1979 г. Министерство сельского хозяйства США разрешило продать СССР в 1980 г. 17 млн тонн зерна свыше этой нормы. 4 января 1980 г., в ответ на ввод советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 г., президент США Джимми Картер объявил о расторжении зернового контракта на поставку 17 млн тонн. Он пообещал, что предназначенное для СССР зерно будет выкуплено государством у американских фермеров по рыночным ценам, после чего его излишки направят в бедные страны и на производство биотоплива. Помимо ограничений на продажу зерновых, в январе 1980 г. была прекращена выдача лицензий на продажу высоких технологий СССР, ограничен экспорт американских товаров, заморожены все совместные культурные и экономические мероприятия, а советским судам было запрещено заниматься рыбным промыслом в водах США.

Согласно данным американских исследователей, зерновое эмбарго не достигло своей цели. СССР приобрел зерно в Аргентине, Канаде, Испании, Австралии, которые не поддержали позицию США. При этом американское правительство потратило более 2 млрд долларов на то, чтобы выкупить продукцию своих фермеров. В апреле 1981 г. новый президент США Рональд Рейган объявил об отмене эмбарго.

Бойкот московской Олимпиады

20 января 1980 г. президент США Джимми Картер заявил о бойкоте летней Олимпиады в Москве (19 июля - 3 августа 1980 г.) в качестве ответной меры на введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

26 января это решение утвердил Национальный олимпийский комитет США. Весной того же года американские власти призвали поддержать это решение своих союзников по НАТО, а также другие государства. В общей сложности в бойкоте участвовала 61 страна из числа приглашенных, среди них были Западная Германия, Япония, КНР, Канада, Норвегия, Аргентина и др.

Спортсмены ряда стран выступали под флагами своих национальных олимпийских комитетов или под флагом Международного олимпийского комитета (Австралия, Испания, Дания и др.).

В США в Филадельфии 16-17 июля 1980 г. прошли так называемые Олимпийские игры бойкота (Olympic Boycott Games), в которых приняли участие спортсмены из 29 стран, отказавшихся от участия в московских Играх. В качестве ответной меры Советский Союз и страны социалистического лагеря бойкотировали летние Олимпийские игры 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).

Санкции, введенные против СССР администрацией Рональда Рейгана

В годы президентства Рональда Рейгана отношения между США и СССР обострились, Соединенные Штаты ввели целый ряд экономических санкций против Советского Союза. Первый пакет был объявлен президентом Рейганом 29 декабря 1981 г. Формальным поводом для этого послужило обвинения в том, что СССР принимал участие во "введении чрезвычайного положения в Польше" 13 декабря и репрессиях "по отношению к польскому народу".

Главным решением администрации Рейгана стал запрет на поставку американскими компаниями в СССР электронного и нефтегазового оборудования. Этот шаг должен был воспрепятствовать строительству советского экспортного газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, в котором участвовали европейские компании и банки (Deutsche Bank, Creusot-Loire, Mannesmann, John Brown Engineering и др.). США рассматривали этот проект как угрозу своей национальной безопасности, так как он вел к энергетической зависимости западноевропейских государств от СССР.

В июне 1982 г. власти США ужесточили эмбарго, распространив запрет не только на продукцию американских фирм, но и на оборудование, производимое их филиалами за рубежом и иностранными компаниями по американским лицензиям. Это решение привело к конфликту между США и их западноевропейскими союзниками. В июле-августе 1982 г. западногерманское, французское, британское, итальянское правительства поддержали своих производителей, объявив американские санкции незаконными. После того как европейские компании поставили в августе 1982 г. нефтегазовое оборудование в СССР, США ввели против них специальные санкции (Creusot-Loire, Mannesmann, John Brown Engineerin и др.). В результате переговоров с представителями европейских правительств президент США Рональд Рейган 13 ноября 1982 г. объявил об отмене эмбарго на поставку нефтегазового оборудования в СССР. В итоге строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород завершилось в 1984 г. Однако под давлением санкций масштаб проекта был сокращен: вместо двух запланированных линий газопровода была проложена только одна, построенная частично из советских материалов и оборудования.

Для компенсации вынужденной отмены части санкций против СССР Рональд Рейган подписал в ноябре 1982 г. секретную директиву NSDD-66 (National Security Decision Directive; документ, устанавливающий главные направления внешней и оборонной политики). Она предусматривала расширение списка экспортных ограничений в отношении СССР в рамках КОКОМ, оказание давления на европейских союзников с тем, чтобы они выделяли кредиты СССР только по рыночным курсам, развитие сферы альтернативной энергетики, чтобы уменьшить зависимость Европы от поставок советского природного газа.

Согласно данным советской статистики, объем торговли между СССР и США в 1979 г. составлял 2 млрд 837 млн руб., в 1980 г. он сократился почти в два раза до 1 млрд 502 млн руб. В 1981 и 1982 гг. наблюдался рост (1,8 млрд и 2,2 млрд руб. соответственно), в 1983 г. последовало падение до 1,9 млрд руб., а в 1984 г. - вновь значительный рост до 3,1 млрд руб. В этот же период отмечался постоянный рост торгового оборота между СССР и "промышленно развитыми капиталистическими странами". В 1979 г. объем торговли между ними зафиксирован в размере 25,8 млрд руб., в 1980 г. - 31,6 млрд, в 1981 г. - 35,4 млрд, в 1982 г. - 37,7 млрд, в 1983 г. - 38,3 млрд, в 1984 г. - 40,9 млрд руб.

Санкции против "Аэрофлота"

В декабре 1981 г. президент США Рональд Рейган заявил о том, что "Аэрофлоту" будет запрещено совершать полеты в воздушном американском пространстве. Эта мера вступила в силу с 5 января 1982 г.

Дальнейшие санкции против советской авиакомпании были введены в сентябре 1983 г., после того как советские системы ПВО сбили Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, который вторгся в воздушное пространство СССР и не отвечал на предупредительные сигналы.

Федеральное управление гражданской авиации США закрыло авиалинию R-20 для гражданской авиации, что, по сути, означало блокаду авиасообщений с СССР. В течение двух месяцев отменялись рейсы "Аэрофлота" и воздушное пространство между США и СССР было перекрыто, однако под давлением американских авиакомпаний, потерявших один из кратчайших маршрутов между Аляской и Восточной Азией, сообщение было открыто уже 2 октября.
С 12 сентября 1983 г. в Соединенных Штатах был введен запрет на продажу билетов на рейсы "Аэрофлота". Были закрыты представительства компании в Вашингтоне и Нью-Йорке, запрещены контакты американских авиакомпаний с "Аэрофлотом". Возобновление воздушного сообщения между СССР и США состоялось только в апреле 1986 г.

В январе 1980 г., в ответ на вторжение советских войск в Афганистан, президент США Джимми Картер объявил о введение санкций против СССР. Первый пакет санкций был чувствительным, но не смертельным для советской экономики. США прекратили выдачу лицензий на продажу высоких технологий в СССР, был ограничен экспорт американских товаров, заморожены все совместные культурные и экономические мероприятия, а советским судам было запрещено заниматься рыбным промыслом в водах США.

В декабре 1981 г. президент Рональд Рейган объявил о введении второго пакета санкций против СССР. Поводом послужило «введение чрезвычайного положения в Польше». Новые санкции затронули электронный и нефтегазовый сектор. Американским компаниям было запрещено поставлять в СССР соответствующее оборудование и технологии. Чуть позже было сделано исключение для ряда договоров, заключенных до введения санкций. Это позволило достроить одну из двух запланированных веток советского экспортного газопровода Уренгой — Помары — Ужгород.

С учетом уже ведущейся войны в Афганистане, СССР не стал использовать для подавления антиправительственных выступлений в Польше полномасштабное военное вторжение по сценарию Венгрии 1956 г. и Чехословакии 1968 г. Вместо этого власть в Варшаве перешла к Военному совету национального спасения , который под управлением СССР и при поддержке советского “Военторга” развязал в стране волну гибридных репрессий. Прямое участие СССР в этих событиях формально не признавалось, что не помешало США ответить введением новых санкций.

В июне 1982 г. власти США ужесточили эмбарго, распространив запрет не только на продукцию американских фирм, но и на оборудование, производимое их филиалами за рубежом и иностранными компаниями по американским лицензиям. В ноябре 1982 г. список экспортных ограничений в отношении СССР был дополнительно расширен. Также были введены ограничения на льготное кредитование СССР.

Санкционная политика носила комплексный характер. Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), включающий 17 западных государств, разработал стратегию «контролируемого технологического отставания», согласно которой техника и технология могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска. Параллельно с технологическими ограничениями, была запущена долгосрочная программа по снижению энергетической зависимости западноевропейских государств от СССР. Сегодня более четверти энергии в Евросоюзе производится из возобновляемых источников.

СССР отреагировал на ограничительную политику Запада традиционными заявлениями о двойных стандартах, несправедливости и абсурдности выдвинутых обвинений. Внутри страны населению объяснили, что санкции это попытка недобросовестной конкуренции со стороны геополитического противника. Действия СССР подавались как зеркальные по отношению к действиям США, а санкции трактовались как попытка ограничить независимую внешнюю политику СССР.

В стране пропагандировалась атмосфера «намсанкциинипочем». С бравурными отчетами о том, как именно мы плевали на западные ограничения. Постепенно антисанкционная политика распространилась на все сферы общественной жизни, включая культуру и спорт.

Нельзя сказать, чтобы власти СССР не представляли себе долговременные последствия санкционной политики США. Просто там мыслили категориями мировой войны с Западом. В рамках этой войны отказ от силового контроля соседних стран в обмен на отмену санкций не рассматривался в принципе. Это поражение, капитуляция и геополитическая катастрофа, которые нельзя допустить. Вместо этого планировался асимметричный ответ силами советских спецслужб, который в длительной перспективе приводил к поражению Запада.

Подробно подрывную деятельность КГБ в США описывает в своем интервью 1984 года Юрий Безменов. Для тех, кто не знает английский, в интервью есть русские субтитры.

Юрий Безменов - специалист советской пропаганды, дезинформации и подрывных действий, сотрудник КГБ, работал под прикрытием Агенства печати «Новости» в посольстве СССР в Индии. В 1970 году бежал в Канаду, где некоторое время жил под другим именем. После того, как КГБ его разоблачило, публично раскрыл некоторую информацию о советской пропаганде и диверсионной деятельности в других странах.

Ниже небольшая цитата из интервью, который поясняет суть асимметричного ответа СССР в противостоянии с США.

Идеологическая обработка или психологическая война это публичный процесс, который легко проследить. Он означает влияние на восприятие реальности каждого человека таким образом, чтобы несмотря на обилие информации, люди не имели возможности делать разумные выводы, которые соответствовали бы интересам их близких, их ближайшего окружения и родного государства.

Подобные вещи происходят и в США. Когда народ приводит государство к кризису, выбирая правительство, которое задаривает людей обещаниями о земном рае. Если удаётся дестабилизировать экономику, изменить концепцию свободного рынка и создать правительство во главе с «добрым» диктатором, который раздаёт множество обещаний, выполнение которых на самом деле не предполагается, то нет никаких препятствий, чтобы создать иллюзию того, что положение находится под контролем. Взращивается целое поколение людей, которые уверены, что они живут во времена благоденствия и покоя. Вместе с тем, в реальности, США живёт в состоянии постоянной, необъявленной, тотальной войны, а инициатор этой войны это не внешний враг, а всемирная коммунистическая система.

СССР пытался уничтожить США до того, как США уничтожит СССР. Никакой иной результат противостояния двух супердержав в Кремле не рассматривали. В прошлый раз победили США, в этот раз есть все шансы взять реванш. Бывшие чекисты действительно так мыслят. Это для них важнее здоровья их близких, благосостояния их ближайшего окружения и интересов родного государства. Вернее, они именно так видели интересы СССР и сейчас видят интересы Российской Федерации. И готовы жертвовать жизнями и благосостоянием собственных граждан ради достижения этих интересов.

КОКОМ принял решение о частичной отмене ограничений на поставку товаров в СССР и страны Восточной Европы в мае 1991 г. До конца этого года перестали существовать СССР, СЭВ и Варшавский Договор. Это не столько результат санкций, сколько плата за попытку советского руководства реализовать утопическую идею, невзирая на цену этой реализации.