Самый бесстрашный народ. Самые храбрые народы россии

Любой народ переживает время активных войн и экспансий. Но есть племена, у которых воинственность и жестокость - неотъемлемая часть их культуры. Это идеальные воины без страха и морали.

Маори


Название новозеландского племени «Маори» означает «обычный», хотя, по правде говоря, ничего обычного в них нет. Еще Чарльз Дарвин, которому довелось встретиться с ними во время своего путешествия на «Бигле», отмечал их жестокость, особенно по отношению к белым (англичанам), с которыми им довелось сражаться за территории вовремя маорийских войн. Маори считаются автохтонным населением Новой Зеландии. Их предки приплыли на остров, приблизительно, 2000-700 лет назад из Восточной Полинезии. До прихода англичан в середине XIX века серьезных врагов у них не было, развлекались, в основном, междоусобицами. За это время сформировались их уникальные обычаи, свойственные многим полинезийским племенам. Например, они отрубали головы плененным врагам и съедали их тела - так, по их верованиям, к ним переходила сила противника. В отличие от своих соседей - австралийских аборигенов, маори участвовали в двух мировых войнах. Причем, во время Второй мировой они сами настояли на формировании собственного 28 батальона. Кстати, известно, что во время Первой мировой войны они прогнали противника своим боевым танцем «хаку», в ходе наступательной операции на Галлипольском полуострове. Этот ритуал сопровождался воинственными криками и страшными лицами, что, в буквальном смысле, обескуражило врагов и дало маори преимущество.

Гурки

Другой воинственный народ, который тоже повоевал на стороне британцев - непальские гурки. Еще во время колониальной политики англичане отнесли их в категорию «самых воинствующих» народов, с которыми им пришлось столкнуться. По их словам, гурков отличала агрессивность в бою, храбрость, самодостаточность, физическая сила и пониженный болевой порог. Самой Англии пришлось сдаться перед напором их воинов, вооруженных одними только ножами. Неудивительно, что еще в 1815 году была развернута широкая компания по привлечению добровольцев-гурков в британскую армию. Умелые бойцы быстро сыскали славу лучших солдат мира. Они успели поучаствовать в подавлении восстания сикхов, Афганской, Первой, Второй Мировых войнах, а также в Фолклендском конфликте. Сегодня - гурки, по-прежнему, элитные бойцы английской армии. Набирают их все там же - в Непале. Надо сказать, конкурс на отбор сумасшедший - по данным портала modernarmy, на 200 мест приходится 28000 кандидатов. Сами британцы признают - гурки лучшие солдаты, чем они сами. Может потому что они более мотивированы. Хотя сами непальцы утверждают, дело здесь совсем не в деньгах. Они гордятся своим воинским искусством и всегда рады применить его в деле. Даже если кто-то дружески похлопает их по плечу - в их традиции это считается оскорблением.

Даяки

Когда одни малочисленные народы активно интегрируются в современный мир, другие предпочитают сохранять традиции, даже если они далеки от ценностей гуманизма. Например, племя даяков с острова Калимантан, которые заслужили страшную репутацию охотников за головами. Что поделать - мужчиной можно стать только принеся в племя голову своего врага. По крайней мере, так было еще в XX веке. Народ даяков (по-малайски — «язычник») - это этническая группа, которая объединяет многочисленные народы, населяющие остров Калимантан в Индонезии. Среди них: Ибаны, кайяны, моданги, сегаи, тринги, инихинги, лонгваи, лонгхаты, отнадомы, сераи, мардахики, улу-айеры. До сел некоторых и сегодня добраться можно только на лодке. Кровожадные обряды даяков и охота за людскими головами официально были прекращены в XIX веке, когда местный султанат попросил англичанина Чарльза Брука из династии белых раджей, как-то повлиять на народ, которые не знали иного способа стать мужчиной, кроме как отсечь кому-то голову. Захватив в плен наиболее воинственных вождей, «политикой кнута и пряника» ему удалось наставить даяков на мирный путь. Но люди продолжили бесследно исчезать. Последняя кровавая волна прокатилась по острову в 1997-1999 годах, когда все мировые агентства кричали о ритуальном каннибализме и играх маленьких даяков с человеческими головами.

Калмыки


Среди народов России, одни из самых воинственных - калмыки, потомки западных монголов. Их самоназвание переводится, как «отколовшиеся», что обозначает ойратов, не принявших ислам. Сегодня большая их часть проживает в Республике Калмыкия. Кочевники всегда агрессивнее земледельцев. Предки калмыков - ойраты, жившие в Джунгарии, были свободолюбивыми и воинственными. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что он требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска великого полководца, и многие из них породнились с чингизидами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана. В XVII веке ойраты ушли из Джунгарии, и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. В 1641 году Россия признала Калмыцкое ханство, и отныне с XVII века - калмыки стали постоянными участниками в русской армии. Говорят, что боевой клич «ура», когда-то произошел от калмыкского «уралан», что значит «вперед». Особенно они отличились в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России. А вот в Великой Отечественной они подкачали - часть из них сформировала Калмыцкий кавалерийский корпус, выступивший на стороне Третьего рейха.

Курды


Курды, наряду с арабами, персами и армянами являются одним из древнейших народов Ближнего Востока. Проживают они в этногеографической области Курдистан, которую поделили между собой Турция, Иран, Ирак, Сирия после Первой мировой войны. Язык курдов, по мнению ученых, принадлежит к иранской группе. В религиозном плане единства у них нет - среди них встречаются мусульмане, иудеи и христиане. Курдам вообще сложно друг с другом договориться. Еще доктор медицинских наук Э.В.Эриксон отмечал в своей работе по этнопсихологии, что курды - народ беспощадный к врагу и ненадёжный в дружбе: «уважают они только себя и старших. Нравственность их вообще очень низка, суеверие чрезвычайно велико, а настоящее религиозное чувство развито крайне слабо. Война - их прямая врождённая потребность и поглощает все интересы». Насколько применим этот тезис, написанный в начале XX века, сегодня - сложно судить. Но тот факт, что они никогда не жили при собственной централизованной власти, дает о себе знать. По словам Сандрин Алекси из Курдского университета в Париже: «каждый курд — король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко». Но при всей своей бескомпромиссности друг к другу - курды мечтают о централизованном государстве. Сегодня «курдский вопрос» - один из самых острых на Ближнем Востоке. Многочисленные волнения с целью добиться автономии и объединиться в одно государство продолжаются вот уже с 1925 года. В 1992 по 1996 года курды вели гражданскую войну на севере Ирака, перманентные выступления до сих пор возникают на территории Ирана. Одним словом, «вопрос» висит в воздухе. На сегодняшний день, единственное государственное образование курдов с широкой автономией - Иракский Курдистан.

На огромной территории России живет большое число народов. Многие из них отличаются воинственностью и непокорством, силой и храбростью. В истории своей страны они достойно проявили себя, защищая рубежи, честь и славу России. Перечислим эти народы.

Русские

Русский народ вел большое количество войн, а имена Суворова, Кутузова, Брусилова, Жукова известны всему миру. Немецкие генералы, воевавшие против Российской империи в Первую мировую войну, отмечали необычайную храбрость русских солдат, которые шли в атаку, даже на поле боя им грозило неизбежное поражение. Со словами: "За Веру, Царя и Отечество" они нападали на противника, не обращая внимания на огонь с противоположной стороны, и свои потери. Высокую боеспособность и храбрость русских оценили немецкие военачальники и Второй Мировой войны. Так, Гюнтер Блюментрит восхищался их способностью выносить лишения, не дрогнув в сложных ситуациях и выстоять до конца. "К такому русскому солдату мы прониклись уважением", - писал в своих мемуарах генерал.

Исследователь Николай Шефов в своих книгах о военной истории приводил статистику боевых действий с участием России с XVIII по XX века. По материалам ученого, русская армия победила в 31 войне из 34 случившихся, а также в 279 баталиях из 392, при этом, в большей части случаев отечественная армия была количественно менее своих оппонентов. Ну и, напоследок, хочется напомнить цитату императора Александра III Миротворца, присутствовавшего на полях сражений и знавшего, что такое война: "Русский солдат храбр, стоек и терпелив, потому непобедим".

Варяги


Варяги, они же викинги, населяли в далекие годы территорию нынешней Скандинавии, но селились они и на северных рубежах Древнерусского государства. О военных похождениях варягов слышали, более-менее знакомые с историей. Само слово "викинг" уже ассоциируются с силой, храбростью, топорами и войной. Многие западные земли ощутили на себе атаки северян, а особенно доставалось христианским храмам, которые неоднократно были ограблены этим могущественным народом.

Слава о варягах гремела по всей Европе, поэтому их часто принимали на службу древнерусские князья и императоры Византии. Историки сообщают, что в период IX-XII веков ни в Европе, ни в Азии никто не мог создать равные скандинавам по боевитости формирования.

Балтийские немцы

В XIII веке германские крестоносцы захватывают город Юрьев на Балтике, основанный еще Ярославом Мудрым, после чего на этих землях они основали Ливонский орден, доставивший немало неприятностей русичам, в частности, царю Ивану Грозному, который довольно длительное время воевал с немцами.

Остзейские дворяне (потомки рыцарей Тевтонского ордена) активно служили в русской армии, в частности, их военная выучка и дисциплина были высоко оценены Павлом I.

Многие балтийские немцы за свою безупречную службу в армии дослуживались до высших чинов. К примеру, соратник Кутузова Барклай де Толли, столь сильно критикуемый дворянами за постоянное отступление вглубь России от армий Наполеона, но именно эта тактика военачальника поспособствовала разгрому грозного француза. На фронтах Первой Мировой прославились такие генералы немецкого происхождения, как Ренненкампф, Миллер, Будберг, фон Штернберг и другие.

Татары


Согласно данным историков, татары являлись одним из крупнейших монгольских племен, который сумел подчинить Чингисхан. Конница татар во время походов "Потрясателя Вселенной" представляла собой грозную и страшную силу, которую боялись все.

Татарские лучники оставили немалый след в истории. Летописи сообщают, что на полях сражений они применяли удачную тактику маневрирования, а также засыпая своих врагов тучами стрел. Кроме того, татары умели устраивать засады и проводить быстрые атаки, когда противник совсем не догадывался об этом, что в итоге приводило к победе татар.

Многие татарские вельможи переходили на службу русским князьям и царям, принимая православную веру и воюя на стороне России. Так, например, крымский хан Менгли-Гирей помог Ивану III в его "Стоянии на Угре" против хана Ахмата тем, что выступил против союзника Большой Орды - Литвы.

Тувинцы


Во время войны 1941-1945 гг. тувинцы также призывались в Красную Армию для борьбы против немцев. Представители этого народа показывали стойкость и мужество. В Вермахте их называли "черной смертью" (Der Schwarze Tod).

Тувинская кавалерия особенно прославилась на полях войны благодаря своему внешнему виду: наряженные в национальные костюмы, непонятные немцам, с аналогичными амулетами-оберегами, они казались противнику древними солдатами варварами Аттилы.

«Это они, Чеченцы, возмущают весь Кавказ. Проклятое племя!

Общество у них не так многолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимает к себе дружественных злодеев всех прочих народов, оставляющих землю свою после совершения каких-либо преступлений. И не только.

Даже наши солдаты бегут именно в Чечню. Их привлекает туда совершенное равноправие и равенство Чеченцев, не признающих в своей среде никакой власти.

Эти разбойники принимают наших солдат с распростертыми объятиями! Так что Чечню можно назвать гнездом всех разбойников и притоном наших беглых солдат.

Я этим мошенникам предъявлял ультиматум: выдать беглых солдат или мщение будет ужасным. Нет, не выдали ни одного солдата! Приходилось истреблять их аулы.

Сего народа, конечно, нет под солнцем ни гнуснее, ни коварнее. У них даже чумы не бывает! Я не успокоюсь до тех пор, пока своими глазами не увижу скелет последнего Чеченца...»

Ермолов:

«Ниже по течению Терека живут Чеченцы, самые злейшие из разбойников, нападающие на линию.

Общество их весьма малолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимались дружественно злодеи всех прочих народов, оставляющие землю свою по каким-либо преступлениям.

Здесь находили они сообщников, тотчас готовых или отмщевать за них, или участвовать в разбоях, а они служили им верными проводниками в землях, им самим не знакомых. Чечню можно справедливо назвать гнездом всех разбойников»

Записки 1816–1826 гг., когда Ермолов был командующим Кавказским корпусом и главнокомандующим в Грузии во время Кавказской войны.

«Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как Чеченцы, на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение Чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение».

«Государь!.. Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости».

«Чеченцы сильнейший народ и опаснейший....»

Ермолов.

«Так же невозможно покорить Чеченцев, как сгладить Кавказ. Кто кроме нас сможет похвастаться, что видел Вечную войну?»

(генерал Михаил Орлов, 1826 год).

Сталкиваясь со многими кавказскими народами Н.С. Семенов к моменту создания своего сборника статей явно выделял своим вниманием Чеченцев:

«племя которое я изучал больше чем другие племена, и которое по своей цельности и жизнеспособности заслуживает большего интереса»

«Чеченцы, как мужчины так и женщины чрезвычайно красивый народ.

Они высоки ростом, очень стройны, физиономия их, в особенности глаза, выразительны.

В движениях Чеченцы проворны, ловки, по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют французами Кавказа.

Но в тоже время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны.

Когда они стремятся к цели, для них все средства хороши. Вместе с тем Чеченцы неукротимы. необыкновенно выносливы, храбры в нападении, ловки в защите»

«...Чеченцы не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. "Зачем уничтожать дар божий и труд человека", - говорили они...

И это правило горского "разбойника" есть доблесть, которой могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они имели ее...»

А.А. Бестужев-Марлинский в "Письме доктору Эрману"

«Чеченцев, как своих врагов, мы старались всеми мерами уничтожить и даже их достоинства обращать в недостатки.

Мы их считали народом до крайности непостоянным, легковерным, коварным и вероломным потому, что они не хотели исполнять наших требований, несообразныx с их понятиями, нравами, обычаями и образом жизни.

Мы их так порочили потому только, что они не хотели плясать под нашу дудку, звуки которой были для них слишком жестки и оглушительны...»

Генерал М. Я. Ольшевский.

«Кто-то справедливо заметил, что в типе Чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка.

Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все - безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью.

И раз попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона»

(В. Потто, XIX век).

«Маниакальная ненависть к Чеченцам объясняется подсознательной завистью людей, обделенных генами мужества, нравственности, интеллекта»

("Общая газета",17-23.04.1997)

– Один нюанс. Скинхеды бьют «черных» – но боятся Чеченцев. Почему?

– А вы почитайте Солженицына. Чеченцев в зонах не трогали даже наши урки и администрация ГУЛАГа.

Чеченцы – люди поразительной личной отваги.

В картине «Мой друг Иван Лапшин» снялся бывший зэк, судимый за убийство.

Он сыграл того мужика, что по сюжету зарезал героя Андрея Миронова. Андрей даже вне кадра, в жизни его боялся. После 11 лет отсидки уголовный мир его отпустил…

Этот зэк рассказал мне историю из жизни зоны.

Однажды кто-то из блатных зарезал Чеченца. А вокруг болота, не уйдешь.

Так вот, Чеченцы, отбывшие срок и живущие уже на поселении, сделали приспособление и попрыгали в зону через колючую проволоку. И порезали многих - да и остались, как вы понимаете, в зоне очень надолго.

При всей любви к нашему народу – наши бы не попрыгали…

Скинхеды знают: пырнешь Чеченца – порешат всех.

А на других инородцев их даже науськивают, как пса на поводке…

Статья: А. Герман. Игры с совестью.

Elena 26.01.2008, 00:11

«Трудно быть Чеченцем.

Если ты Чеченец - ты должен накормить и приютить своего врага, постучавшегося к тебе как гостя.

Ты должен, не задумываясь умереть за честь девушки. Ты должен убить кровника, вонзив кинжал в его грудь, потому что ты никогда не можешь стрелять в спину.

Ты должен отдать свой последний кусок хлеба другу. Ты должен встать, выйти из автомобиля, чтобы приветствовать идущего мимо пешком старца.

Ты никогда не должен бежать, даже если твоих врагов тысяча и у тебя нет никаких шансов на победу, ты все равно должен принять бой.

И ты не можешь плакать, что бы ни происходило. Пусть уходят любимые женщины, пусть нищета разоряет твой дом, пусть на твоих руках истекают кровью товарищи, ты не можешь плакать, если ты Чеченец, если ты Мужчина.

Только один раз, всего один раз в жизни ты можешь плакать: когда умирает Мать»

NO_COMMENT 26.01.2008, 04:37

Чеченцы - как много в этом слове! Как бы врагам это не нравилось! Но я ничего не имею против национальностей иных!

Моурави 30.01.2008, 15:48

Салам Алейкум. Для начала расскажу просто историю из жизни.

Я как то разговаривал с одним парнем. Он казах, зовут его Арман. Он живет в городе Степногорск, Казахстан.

Там с советских времен есть золотоносная шахта, которая остановилась с развалом Союза. Но местные жители стали лазить туда на свой страх и риск (это далеко не безопасно).

Она представляет собой целый подземный лабиринт. Что бы лучше представили могу сказать что она имеет форму перевернутой корнями вверх елки.

Во время работы она была электрофицирована и работали все системы энергообеспечения, то после остановки само собой все остановилось, и она приняла вид темной бездны.

Но не имея другого пути пропитания в 90-е годы люди лазили туда в надежде поймать удачу. Многие правда нашли там смерть потерявшись в тоннелях и ветках шахты.

Арман также долго промышлял этим. Он рассказывал как по несколько дней люди жили в тоннелях видя только свет фонарика, и ища золотую руду.

Он говорил что со временем, у людей наступала состояние подавленности в вечной тьме, и бывалые говорили: "Значит пора на вверх".

В тех тяжелых условиях стирались все условности и забывались все приличия. Мрак, недостаток чистого воздуха, страх, давили на психику человека.

Но было исключение.

Он рассказывал что даже в этих условиях местные Чеченцы также спускавшиеся в шахту, соблюдали все правила национального поведения и этики. Даже мелочи.

Он с большим удивлением наблюдал как младшие не садились есть перед старшими.

Как если сверху начинала сыпаться земля (работали ведь без техники, в ручную) то все движимые инстинктом самосохранения старались первыми выскочить из забоя в тоннель.

И только Вайнахи старались вытолкнуть в первую очередь друг друга (младшие старших, а те их).

Что говорить, мне было очень приятно слушать, что мои братья даже в самых экстремальных и опасных для жизни условиях остались ЧЕЧЕНЦАМИ, которые по Яхь в первую очередь думают о друге и брате, а потом только о себе.

Девушка Е

Так уж сложилось что по ходу моей жизни я столкнулась со многими Чеченцами.

1) Красавцы.
2) Умные.
3) Умеют заставить себя уважать как словами, так и действиями.
4) Потрясающее чувство юмора.
5) Когда идешь с Чеченцем по темной улице, можешь быть за себя спокойна, в обиду не даст.

Так же в компании где я работаю есть несколько два Чеченца и их если не любят, то уважают все (коллектив 100 с лишком человек).

Один из них, кстати, делает очень много для персонала и все за помощью всегда идут к нему, а он делает все чтоб им помочь ничего не прося в замен.

Короче очень мне они нравятся, жаль что такой ареол им создают. Понятно что слабой стране нужен образ врага.

Короче, надеюсь наша страна станет сильнее, а Чеченцы смогут показать миру какие они на самом деле.

26/12/01, Major Payne

По-моему Чеченцы - это самый смелый народ в мире! Процитирую лишь старую Чеченскую песню, которую Ичкеристы сделали гимном Ичкерии!

Мы родились в ту ночь, когда щенилась волчица,
Утром, под рев льва, нам дали имена.
В орлиных гнездах вскормили нас матери,
На тучах укрощать коней учили нас отцы.

Нас матери родили для народа и отечества,
И по их зову мы храбро вставали.
С горными орлами мы свободно выросли,
Трудности и препятствия гордо одолевали.

Скорее скалы гранитные, как свинец, расплавятся,
Чем полчища врагов заставит нас склониться!
Скорее земля возгорится во пламени,
Чем мы предстанем могиле, продав свою честь!

Никогда и никому мы не покоримся
Смерть или Свобода - одного из двух добьемся.

23/05/02, СВЕТА

Я люблю Чеченцев за всё!

1. Они честные, свободолюбивые, у них есть чувство собственного достоинства.
2. Т. к. я очень близко общаюсь с Чеченцами, то могу сказать, что они: весёлые, жизнерадостные, темпераментные и самое главное - смелые!
Они верят в свои идеалы, и поддерживают свои традиции!

27/01/03, Элина 2002

Вы знаете, я раньше очень мало знала про Чеченские обычаи и нравы, но я полюбила Чеченца и сейчас мы собираемся пожениться.

Я уважаю Чеченцев за то, что они крепко держатся за свои корни, поддерживают друг друга.

Это очень гордый народ, который чтит свои обычаи и традиции.

А насчет того, что все они бандиты, то это неправда. В каждой народности есть хорошие люди и плохие.

28/01/03, Артур

Этот народ достоин уважения во первых потому, что:

1. Чеченец никогда ни оставит в беде земляка.
2. Чеченцы очень смелые люди.

Я сам Армянин по национальности, и кто говорит что Чеченцы и Армяне ни могут быть друзьями нагло врет.

06/05/03, ЛЕНА

Как же не любить Чеченцев они никогда не пройдут мимо когда их земляк в беде. А мы, если увидим что нашего бьют, сбежим оттуда.

Чеченцы - такие же люди как Русские, Украинцы, Дагестанцы, Евреи, Американцы.

Моя бабушка часто бывала в Чечне и рассказывала о Чечне только хорошее. Бабушка плакала, когда началась война.

Дядя мой в Чечне работал лет 20 назад, он тоже хорошо отзывается о Чечне и Чеченцах..

31/05/03, Гюльча

Я люблю одного единственного Чеченца! Остальных я уважаю. За их терпение, дружбу, ответственность за свой народ и за свою семью.

Они если любят, то на всю жизнь!!!

Никогда не путайте Чеченцев и понятие террористы. Эти понятия не совместимы.

17/07/03, ЛИЛИАНА

Радистка Кэт! Как я тебя понимаю!

Я ведь тоже жила на Кавказе в Чеченском ауле и полюбила эту часть планеты так, как наверное, не любила даже родную Ливию, где родилась и провела самые ранние детские годы!

И даже здесь, в Питере у меня много друзей - Чеченцев и я их всех очень люблю! Они называют меня "сестра" и очень уважают.

Часто попадаются и те, кто одной веры со мной - зороастрийцы. С ними мы собираемся вечерами вместе и читаем Авесту.

И ни разу в жизни ни от одного Чеченца я не видела плохого, а вот от других - сколько угодно!

03/06/04, Анимэ

Обожаю просто, пожалуй один из немногих мусульманских народов, который я уважаю!!!

Чеченцы древнейший народ, они тоже Урартцы, к тому же у меня куча друзей Чеченцев и подруг.

Их девушки нереально красивые, а вообще народ весёлый!!!

Валерия Новодворская.

Народом книги называют евреев, они бесспорно самый образованный народ на земле.

Но Чеченцы люди Из книги!

Грузинка

Вы не представляете насколько я и моя семья уважает Нохчи.

Я не буду повторяться, что это очень смелая нравственная, гордая, действительно верующая нация. Я с детства общаюсь с ними. И не капельки не жалею.

А кто их ненавидит.... хватит смелости подойти к одному Чеченцу и сказать ему это в лицо..

Общаясь с Чеченцами я пришла к выводу, что стать другом Чеченца сложно, но, если ты им станешь, то Чеченец готов будет умереть за тебя, но если ты предашь Чеченца, то тебе не поздоровится.

Выдвину гипотезу.

Я уже у кого-то читал, что Чечня представляет собой сгусток энергии, и очень важно, на что она будет направлена.

Заметили, подошли вплотную: «Сгусток энергии».

Но это, вероятно, недостаточно. Видимо, мы имеем дело со сгустком, флуктуацией генофонда. Предмет, достойный серьезного научного изучения!

Флуктуация (сгущение), напомню, процесс стихийный, малой вероятности, антиэнтропийный. Флуктуация материи обеспечила нам чудо жизни.

И флуктуацию генофонда надо беречь, даже если она случилась в чужом народе! В конечном итоге, от этого всем будет лучше.

Пока существуют такие народы, как Чеченский, у человечества есть надежда.

Александр Минкин писал в «Новой газете» (19.25.08.)

После поездки с Лебедем в Хасавюрт:

«Первое, что бросается в глаза:

У нас – бардак, у Чеченцев порядок.
У нас показуха, у них – ни одного лишнего движения.
У федералов график сдвигается на часы, у Чеченцев нигде
не пришлось ждать ни минуты…
Боевики энергичны, уверены, все абсолютно трезвые.

Ужасная деталь:

Наши – от солдата до премьер-министра – с абсолютным трудом объясняются по-Русски, редко могут закончить начатую фразу, переходят на жестикуляцию и бесконечное «э-э»;

Чеченцы же – на чужом, Русском языке – объясняются четко, мысли формируют без труда.

Бескрайние просторы России всегда заселяло множество народов. Воинственным и непокорным, им тяжело было уживаться рядом. Отвоевывая друг у друга земли, они оттачивали свои боевые качества.

Русские

Суровый климат, обширные территории и бесконечная череда завоевателей выковали у русских огромную силу воли и упорство в достижении побед.

«Русские часто шли в атаку на наши пулеметы и артиллерию, даже когда их атака была обречена на поражение. Они не обращали внимания ни на силу нашего огня, ни на свои потери», – вспоминал немецкий генерал Первой мировой войны Антон фон Позек.

Четверть века спустя другой немецкий генерал Гюнтер Блюментрит дополнил своего соотечественника: «Русский солдат предпочитает рукопашную схватку. Его способность не дрогнув выносить лишения вызывает истинное удивление. Таков русский солдат, которого мы узнали и к которому прониклись уважением».

«Переход Суворова через Альпы», Василий Суриков, 1899 год

Писатель Николай Шефов в своей книге «Битвы России» приводит статистику войн с XVIII по XX столетие, в которых участвовала Россия. Согласно автору, за 250 лет русская регулярная армия из 34 войн выиграла 31, из 392 сражений победила в 279. В подавляющем большинстве сражений русские войска уступали своим противникам в численности.

Варяги

Варяги не были единым народом. Однако эти пестрые в этническом плане группы, населявшие, в том числе, северные земли Древней Руси, отличались сплоченностью и воинственным нравом. С ними можно было или воевать, или договариваться.

У Европы не получилось ни то, ни другое. По рекам варяги проникли вглубь континента, опустошив Кельн, Трир, Бордо, Париж.

«От свирепости норманнов избави нас, Господи!», – доносилось из многих церквей Западной Европы.

По Днепру варяги добрались и до Черного моря, откуда они совершали свои разорительные походы на Царьград.

Прощание Олега с конем. Виктор Васнецов, 1899 год

Развитая техника обработки железа позволяла варягам создавать высококачественное оружие и доспехи, практически не имевшие аналогов. Историк Александр Хлевов отмечает, что ни Европа, ни Азия в то время не смогли создать равных по боеспособности варягам воинских формирований.

Византийские императоры и русские князья предпочитали иметь варягов в качестве наемников. Когда новгородский князь Владимир Святославич с помощью варяжской дружины в 979 году захватил киевский престол, он попытался избавиться от своенравных соратников, но в ответ услышал: «Это наш город, мы его захватили, – хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека».

Балтийские немцы

В XII веке вслед за ганзейскими купцами на восточный берег Балтики пришли крестоносцы. Главная цель экспансии – завоевание и крещение языческих народов. В 1224 году немцы захватывают основанный Ярославом Мудрым Юрьев, а созданный вскоре ими Ливонский орден на долгое время станет одной из главных угроз для западных рубежей Руси.

Потомки ливонских пленников Ивана Грозного с начала XVII века активно привлекаются для формирования «полков иноземного строя».

В конце XVIII века вместе с остзейскими дворянами в русскую армию приходит прусская дисциплина, вышколенность и доведенная до автоматизма боевая выучка – то, что вдохновило Павла I на военные реформы.

Многие из остзейских немцев на русской военной службе достигают карьерных высот. Например, выходец из старинного эстляндского рода Карл фон Толь. Этому талантливому штабному генералу принадлежит план войны с Наполеоном, именно он разработал оперативный план Бородинского сражения. Позднее Толь руководил успешными операциями в ходе русско-турецкой войны 1828 -1829 годов.

Еще одним знаменитым остзейцем был Барклай-де-Толли. «Тактика выжженной земли», которая использовалась генералом во время войны с Наполеоном, вызывала протест у русского поместного дворянства, но именно она во многом предрешила исход военной кампании.

Перед русско-японской войной доля генералов немецкого происхождения в генералитете русской армии составляла 21,6%. На 15 апреля 1914 г среди 169 "полных генералов" было 48 немцев (28,4 %), среди 371 генерал-лейтенанта - 73 немца (19,7 %), среди 1034 генерал-майоров - 196 немцев (19%).

Большой процент офицеров немецкого происхождения был в Лейб-гвардии Конном полку, в который, по традиции, набирались в основном прибалтийские (остзейские) немцы.

Другими известными балтийскими немцами в русской армии и флоте были П.К. Ренненкампф, Е.К. Миллер, адмирал фон Эссен, барон А. Будберг, генерал Н.Э. Бредов.

Особняком в ряду балтийских немцев стоит барон . Исключительно решительный, пренебрегающий опасностями, еще на фронтах Первой мировой войны он снискал себе славу героя. Во время Гражданской войны армия под командованием генерала Унгерна стала одной из главных угроз для Советской России. Имя барона Унгерна особо памятно в Монголии: во многом благодаря полководческому таланту генерала эта страна смогла отстоять свою независимость от Китая.

Шляхтичи

Шляхта Речи Посполитой не раз доставляли проблемы Русскому государству, не только посягая на территории восточного соседа, но и владея московским . Английский историк Норман Дэвис так характеризует «гоноровых шляхтичей»: «Они не занимались никаким ремеслом или торговлей, но могли лишь поступать на военную службу или управлять поместьем».

Шляхта изначально была военно-рыцарским сословием. Львиную долю жизненного уклада шляхтича занимали охота, фехтование, скачки и стрельба. В коллегиумах Великого княжества Литовского практиковались военно-спортивные игры, например, бои на «пальцатах», которые имитировали сабельные поединки.

«Это боевое начало являлось проекцией шляхетских поединков, дуэлей – игр со смертью в реальной жизни», – отмечает историк Игорь Углик.

Много шума в Европе наделали «крылатые гусары» – элитная конница Речи Посполитой, неоднократно побеждавшая русских, шведов, турок и немцев. Успех гусарии приносила ее излюбленная тактика: нарастающий темп атаки и уплотненный фронт хоругви, позволявшие при столкновении нанести максимальный урон противнику.

С XVI столетия шляхтичи стали пополнять ряды Запорожского казачества, привнеся в него рыцарский лоск и военную демократию. Для обедневшей или провинившейся части польско-литовской шляхты казачество воспринималось как восстановление чести – «или пасть со славою, или воротиться с военною добычею».

На протяжении столетий черкесы создали особую военную культуру – «Уорк Хабзэ», выделявшую их среди соседей. Неотъемлемой чертой этой культуры было почтительное отношение к противнику.

Черкесы не жгли дома, не топтали нив, не ломали виноградников. Восхищения заслуживает и забота черкесов о раненых или павших товарищах. Несмотря на опасность, они среди боя мчались к погибшему, только чтобы вынести его тело.

Придерживаясь рыцарского кодекса чести, черкесы всегда вели открытую войну. Сдаче в плен они предпочитали смерть в бою. «Одно могу похвалить в черкесах, – писал астраханский губернатор Петру I, – что все они – такие воины, каких в здешних странах не обретается, ибо, что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот».

Вайнахи

Существует гипотеза, согласно которой древние вайнахские народы заложили основы сарматского и аланского этноса. Нам вайнахи известны в первую очередь как и ингуши, которые оставили в истории не менее яркий след, чем их грозные предки.

Во время нашествия орд сначала Чингисхана, а затем Тимура отошедшие в горы вайнахи сумели оказать им героическое сопротивление.

В этот период вайнахи довели до совершенства свою оборонительную архитектуру: высящиеся сегодня в горах Кавказа сторожевые башни и крепости – лучшее тому подтверждение.


Интересное описание вайнаха встречается в дневнике русского солдата, попавшего в плен к горцам во время Кавказской войны: «Это поистине зверь, отлично оснащенный всяким боевым оружием, острыми когтями, могучими зубами, прыгающий как резина, как резина увертливый, уносящийся с быстротою молнии, с быстротою молнии настигающий и разящий».

Осетины

В пестрой этнической родословной осетин отчетливо вырисовываются воинственные ираноязычные племена Северного Кавказа: скифы, сарматы и аланы. В отличие от других кавказских народов, осетины довольно рано налаживают отношения с Россией. Уже в середине XVIII века руководитель осетинского посольства в Петербурге Зураб Магкаев заявляет о готовности выставить армию численностью в 30 тыс. человек для участия в военных действиях против Ирана и Турции.

Преданность, отвага и доблесть – черты, которые наиболее точно характеризуют осетинских воинов:

«Осетины особенно бесстрашны и закалены как спартанцы. Договариваться с ними – политическая необходимость»,

– пишет в своих записках русский драматург Михаил Владыкин. Генерал Скобелев отмечал, что если осетины и бывают последними, то только при отступлении.

Татары

Татарская конница со времен первых завоевательных походов Чингисхана представляла собой грозную силу.


На поле боя татарские лучники использовали доведенную до совершенства тактику маневрирования и засыпания противника стрелами. Военное искусство татар также славилось разведкой, благодаря которой небольшие отряды могли устраивать засады и совершать молниеносные нападения.

В середине XV столетия у московских царей появилась идея подчинить татарскую воинственность своим интересам.

Так на территории Русского государства возникли татарские анклавы, члены которых обязывались нести воинскую повинность в обмен на неприкосновенность территории и религии.

Для решения политических задач татарские войска активно использовали Василий II и Иван III . Иван Грозный положился на татар при взятии Казани и Астрахани, в Ливонской войне и в опричнине.

Ногайцы

Золотоордынский беклярбек Ногай дал начало этнониму, с которым связан один из самых грозных и воинственных народов Евразии. Уже при своем основателе Ногайская Орда распространила влияние на огромные территории от Дона до Дуная, вассальную зависимость от нее признавали владения Византии, Сербии, Болгарии и многие юго-восточные земли Руси.

Ногайцы, которые к середине XVI века могли выставить 300-тысячную армию, были силой, с которой мало кто осмеливался соперничать. Московские цари предпочитали выстраивать добрососедские отношения с Ордой. Взамен на экономическую помощь ногайцы несли кордонную службу на юге Руси, а их конные полки помогали русским войскам в Ливонской войне.

Калмыки

Неотъемлемой частью жизни калмыка была его физическая подготовка. Так, национальная борьба «ноолдан» тренировала у молодежи силу, выносливость и несгибаемую волю к победе.

Во время праздника Цаган Сар калмыцкие юноши сходились друг с другом в настоящей «рубке», правда, используя вместо сабель плетки. Такие забавы впоследствии делали калмыцких воинов непревзойденными «рубаками».

Особое место у калмыков занимало умение контролировать отрицательные эмоции, что позволяло им накапливать физические и моральные силы.

Во время боя входил в особое состояние духа, при котором не чувствовал ни боли, ни усталости, а силы его словно удесятерялись.

С XVII века калмыки демонстрируют свое воинское искусство, защищая рубежи Русского царства: иррегулярная кавалерия Калмыцкого ханства принимала участие во многих войнах, которые вела Россия на протяжении XVIII столетия.

Манси

Облюбовавшие суровый северный край вогулы (или манси) в совершенстве овладели искусством выживания. Отличные охотники и бесстрашные воины, они заставляли считаться с собой соседей: сибирских татар, ненцев и зырян.

Дружину мансийского хана составлял отряд профессиональных воинов – «косатых отыров». Залогом их успеха было скрытое передвижение и незаметное выслеживание противника.

В разное время на земли вогулов пытались проникнуть орды Батыя и отряды новгородцев – все безуспешно. Только потерпев болезненное поражение от казаков Ермака, манси отступили дальше на Север.

Тувинцы

Этот немногочисленный скотоводческий народ во время Великой Отечественной войны демонстрировал чудеса стойкости и храбрости. Неслучайно немцы называли тувинцев – «черная смерть». Из 80-тысячного населения Тувы 8 тыс. человек сражались в рядах Красной Армии.


Воевавшая в Галиции и Волыни Тувинская кавалерия без преувеличения произвела неизгладимое впечатление на немецкие войска.

Пленный офицер вермахта на допросе признавался, что его подчиненные «подсознательно восприняли этих варваров как полчища Аттилы и потеряли всякую боеспособность».

Нужно отметить, что тувинским кавалеристам воинственности добавлял их внешний вид: на маленьких лохматых лошадях, одетые в национальные костюмы с диковинными амулетами, они бесстрашно неслись на немецкие части. Ужас немцев усиливал и тот факт, что тувинцы, приверженные собственным представлениям о воинских правилах, принципиально не брали противника в плен, а при явном превосходстве врага стояли насмерть.

Любой народ переживает время активных войн и экспансий. Но есть племена, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры. Это идеальные воины без страха и морали.

Название новозеландского племени «маори» означает «обычный», хотя, по правде говоря, ничего обычного в них нет. Еще Чарльз Дарвин, которому довелось встретиться с ними во время своего путешествия на «Бигле», отмечал их жестокость, особенно по отношению к белым (англичанам), с которыми они сражались за территории во время маорийских войн.

Маори считаются автохтонным населением Новой Зеландии. Их предки приплыли на остров приблизительно 2000-700 лет назад из Восточной Полинезии. До прихода англичан в середине XIX века серьезных врагов у них не было, "развлекались" они в основном междоусобицами.

За это время сложились их уникальные обычаи, свойственные многим полинезийским племенам. Например, они отрубали головы плененным врагам и съедали их тела – так, по их верованиям, к ним переходила сила противника. В отличие от своих соседей – австралийских аборигенов - маори участвовали в двух мировых войнах.

Известно, что во время Первой мировой войны они с помощью своего боевого танца хака заставили противника ретироваться в ходе наступательной операции на Галлипольском полуострове. Этот ритуал сопровождался воинственными криками, топотом и устрашающими гримасами, что в буквальном смысле обескуражило врагов и дало маори преимущество.

В ходе Второй мировой войны маори сами настояли на формировании собственного 28 батальона.

Другой воинственный народ, который тоже повоевал на стороне британцев, – это непальские гурхки. Еще в колониальные времена англичане отнесли их к категории «самых воинствующих» народов, с которыми им пришлось столкнуться. По их словам, гуркхов отличала агрессивность в бою, храбрость, самодостаточность, физическая сила и пониженный болевой порог. У этих гордых воинов даже дружеское похлопывание по плечу считается оскорблением. Самим британцам пришлось сдаться под напором гуркхов, вооруженных одними ножами.

Неудивительно, что еще в 1815 году была развернута широкая кампания по привлечению гуркхских добровольцев в британскую армию. Бесстрашные воины быстро сыскали славу лучших солдат мира.

Они успели поучаствовать в подавлении восстания сикхов, в Афганской, Первой и Второй мировых войнах, а также в Фолклендском конфликте. Сегодня гуркхи по-прежнему являются элитными бойцами английской армии. Набирают их все там же – в Непале. И надо сказать, что конкурс, по данным портала modernarmy, сумасшедший - на 200 мест претендуют 28 000 кандидатов.

Сами британцы признают – гуркхи как солдаты лучше, чем они сами. Может, потому что они более мотивированы. Хотя сами непальцы утверждают, дело здесь совсем не в деньгах. Они гордятся своим воинским искусством и всегда рады применить его в деле.

Когда одни малочисленные народы активно интегрируются в современный мир, другие предпочитают сохранять традиции, даже если они далеки от ценностей гуманизма.

Например, племя даяков с острова Калимантан, которые заслужили страшную репутацию охотников за головами. Что скажешь, если по их традициям мужчиной можно стать, только добыв голову своего врага. По крайней мере, так было еще в XX веке. Народ даяков (по-малайски - «язычник») – это этническая группа, которая объединяет многочисленные народы, населяющие остров Калимантан в Индонезии.

Среди них: ибаны, кайяны, моданги, сегаи, тринги, инихинги, лонгваи, лонгхаты, отнадомы, сераи, мардахики, улу-айеры. До места проживания некоторых из них даже сегодня добраться можно только на лодке.

Кровожадные обряды даяков и охота за людскими головами официально были прекращены в XIX веке, когда местный султанат попросил англичанина Чарльза Брука из династии белых раджей как-то повлиять на народ, представители которого не знают иного способа стать мужчиной, кроме как отсечь кому-то голову.

Захватив в плен наиболее воинственных вождей, посредством политики кнута и пряника ему вроде бы удалось наставить даяков на мирный путь. Но люди продолжили бесследно исчезать. Последняя кровавая волна прокатилась по острову в 1997-1999 годах, когда все мировые агентства кричали о ритуальном каннибализме и играх маленьких даяков с человеческими головами.

Среди народов России одной из самых воинственных народностей являются калмыки, потомки западных монголов. Их самоназвание переводится как «отколовшиеся», ойраты означает "не принявшие ислам". Сегодня большая их часть проживает в Республике Калмыкия. Кочевники всегда агрессивнее земледельцев.

Предки калмыков – ойраты, жившие в Джунгарии, были свободолюбивыми и воинственными. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что он требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска монгольского полководца, и многие из них породнились с чингизидами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана.

В XVII веке ойраты ушли из Джунгарии и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. В 1641 году Россия признала Калмыцкое ханство, и с этого времени калмыков постоянно стали набирать в русскую армию. Говорят, что боевой клич «ура» когда-то произошел от калмыкского «уралан», означающего «вперед». Особенно они отличились в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовали три калмыцких полка численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высших орденов России.

Курды наряду с арабами, персами и армянами являются одним из древнейших народов Ближнего Востока. Проживают они в этногеографической области Курдистан, которую после Первой мировой войны поделили между собой Турция, Иран, Ирак и Сирия.

Язык курдов, по мнению ученых, принадлежит к иранской группе. В религиозном плане единства у них нет – среди них встречаются мусульмане, иудеи и христиане. Курдам вообще сложно друг с другом договориться. Еще доктор медицинских наук Э.В. Эриксон отмечал в своей работе по этнопсихологии, что курды – народ беспощадный к врагу и ненадёжный в дружбе: «Уважают они только себя и старших. Нравственность их вообще очень низка, суеверие чрезвычайно велико, а настоящее религиозное чувство развито крайне слабо. Война – их прямая врождённая потребность и поглощает все интересы».

Насколько в наши дни актуален этот тезис, высказанный в начале XX века, сложно судить. Но тот факт, что они никогда не жили при собственной централизованной власти, дает о себе знать. По словам Сандрин Алекси из Курдского университета в Париже: «Каждый курд - король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко».

Но при всей своей бескомпромиссности друг к другу курды мечтают о централизованном государстве. Сегодня «курдский вопрос» - один из самых острых на Ближнем Востоке. Многочисленные волнения, устраиваемые курдами с целью добиться автономии и объединиться в одно государство, продолжаются с 1925 года. С 1992 по 1996 год они вели гражданскую войну на севере Ирака, перманентные выступления до сих пор возникают на территории Ирана. Одним словом, «вопрос» висит в воздухе. Сейчас единственное государственное образование курдов с широкой автономией – это Иракский Курдистан.