Самые приподнятые равнины имеют высоту более метров. Почему бы не делать подробными все изображения

ВЕЛИКИЕ ОЗЁРА (Great Lakes), крупнейшая в мире озёрная система в восточной части Северной Америки, в бассейне реки Святого Лаврентия. Включает пресноводные озёра Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри и Онтарио (смотри таблицу 1). Озеро Мичиган целиком расположено в США, по остальным озёрам и соединяющим их рекам проходит граница между США и Канадой, которой принадлежит около 1/3 акватории Великих озёр.

Общая площадь Великих озёр 244,8 тысяч км 2 , суммарный объём вод 22,7 тысяч км 3 (21% мирового запаса поверхностных пресных вод). Длина береговой линии свыше 15 тысяч км. Озёра соединены между собой короткими, порожистыми и многоводными реками: Верхнее и Гурон - рекой Сент-Мэрис (длина 112 км); Гурон и Эри - рекой Сент-Клэр (43 км), через озеро Сент-Клэр (площадь 1275 км 2) и реку Детройт (51 км); Эри и Онтарио - рекой Ниагара (54 км), образующей Ниагарский водопад. Из Мичигана в Гурон вода поступает через пролив Макино шириной около 3 км. В Великие озёра впадает несколько сотен небольших рек с общей площадью водосбора 525 тысяч км 2 , наиболее крупные - Эсканоба, Каламазу, Гранд-Ривер, Маскигон, Манисти, О-Сейбл, Сагино, Моми. Сток озёрных водных масс (210 км 3 /год) происходит по реке Святого Лаврентия, вытекающей из Онтарио, он регулируется гидроузлом Ирокуа, расположенным между её истоком и устьем крупнейшего её притока - реки Оттава.

Котловины Великих озёр возникли в результате тектонических движений, доледниковой речной и ледниковой эрозии. Чаши озера Верхнее и северной части озера Гурон выработаны в кристаллических породах южного края Канадского щита Североамериканской платформы, остальных озёр - в толще палеозойских известняков, доломитов и песчаников платформенного чехла. После сокращения ледникового покрова крутые берега преобразованы волновой абразией. Вдоль мелководных и защищённых от волнения участков побережья сформировались пляжи, валунные и гравелисто-песчаные косы. В северной части Великих озёр береговая линия расчленена, берега (высота до 400 м) скалистые, обрывистые, очень живописные, особенно озёр Верхнее и Гурон. Южные берега преимущественно низкие, глинистые и песчаные. Самый крупный остров на всей акватории Великих озёр - Манитулин площадью свыше 1000 км 2 (озеро Гурон).

Климат региона Великих озёр умеренно континентальный. Средние температуры воздуха в январе на озере Верхнее -8°С, на южном берегу Эри -3°С, в июле соответственно 19 и 22°С. Осадков 700-800 мм в год.

В питании озера Верхнее объём атмосферных осадков превышает приток речных вод, поэтому его водная масса наименее минерализована. В водном балансе остальных озёр значительнее роль речного стока и притока вод из расположенных выше озёр. Испарение с поверхности озёр около 165 км 3 /год (на 20% меньше, чем сток в реку Святого Лаврентия). Последние 150 лет амплитуда колебаний уровня воды в Великих озёрах составляет ±2 м, внутригодовые его колебания - не более 0,3 м вследствие регулирования стока гидроузлами. Сгонно-нагонные перекосы водной поверхности достигают 3-4 м (Верхнее, Мичиган). Великие озёра замерзают главным образом у берегов (с декабря - января по март - апрель). В центральной части из-за зимних штормов ледяной покров отсутствует, лишь на Онтарио изредка наблюдается сплошной ледостав. Продолжительность навигации 8-9 месяцев в году. Подлёдная стратификация водной толщи выражена слабо. Весной и осенью происходит конвективное перемешивание озёрных вод до дна. Средняя температура поверхностных вод в августе 18-22°С. Воды в озёрах имеют низкую минерализацию (72-232 мг/л) (смотри таблицу 2).

В Мичигане, Верхнем и Гуроне состав наиболее распространённых видов планктона и бентоса сходен. В фитопланктоне доминируют диатомовые водоросли, из полупогружённых макрофитов - камыш, ежеголовник, тростник, ситняг, из погружённых - харовые и полушниковые водоросли. Зоопланктон состоит преимущественно из босмин, дафний и копепод, зообентос - из олигохет, моллюсков. В Эри и Онтарио в фитопланктоне преобладают цианобактерии, диатомовые, зелёные и динофитовые водоросли, из макрофитов - рогоз, уруть, рдесты, в зообентосе - хирономиды (мотыль). Во всех Великих озёрах водятся корюшка, жёлтый окунь, алозы, светлопёрый судак, в Гуроне, Верхнем и Мичигане - кижуч, чавыча, голец-квистивомер и сиг сельдевидный. На побережье озера Верхнее - парк штата Такуаменон-Фолс; остров Айл-Ройал (Верхнее) - в составе одноимённого национального парка; между Верхним и Мичиганом - резерват Сеней.

На ГЭС системы Великих озёр производится 50 миллиардов кВтч энергии в год. Суммарное водопотребление из Великих озёр к концу 20 века превысило 20 км 3 год. От 40 до 70% забираемой из озёр воды расходовалось ТЭС и АЭС, от 20 до 48% - промышленными предприятиями, 5-9% - коммунальным хозяйством. Из района города Буффало вода озера Эри подаётся по каналу Эри в бассейн реки Гудзон, к городу Нью-Йорк. Для восполнения водных ресурсов Великих озёр ведётся переброска в озеро Верхнее части стока из речной системы Олбани (бассейн Гудзонова залива) через озёра Нипигон и Лонг-Лейк.

Великие озёра соединены с бассейном реки Миссисипи системой судоходных каналов, начинающейся у города Чикаго на озере Мичиган; с рекой Гудзон - каналом, берущим начало у города Буффало на озере Эри. Река Святого Лаврентия вместе с Великими озёрами - важнейший естественный путь, соединяющий внутренние части США и Канады с Атлантическим океаном. Внутренний водный путь Великих озёр составляет 1870 км благодаря наличию шлюзованных каналов в обход порогов на реке Сент-Мэрис и Ниагарского водопада (канал Уэлленд). После завершённой в 1959 году реконструкции каналов, сооружённых в обход порожистых участков на реке Святого Лаврентия, создан водный путь из Атлантического океана в Великие озёра протяжённостью 3 тысячи км и глубиной не менее 8 м, доступный для крупных морских судов. Главные порты - Дулут, Милуоки, Чикаго, Толидо, Кливленд, Эри, Буффало (США), Тандер-Бей, Гамильтон, Торонто (Канада).

К середине 20 века мощное антропогенное воздействие привело к сильному загрязнению и эвтрофикации Великих озёр (особенно в заливах). Вследствие деградации ихтиофауны из некоторых районов побережий Мичигана, Гурона, Верхнего почти исчезли ранее многочисленные популяции норки и выдры. В тканях рыб отмечаются высокие концентрации ДДТ и ртути. Наименее пострадало от антропогенного воздействия озеро Верхнее, сохранив олиготрофный статус из-за большего размера, замедленности водообмена и невысокой плотности заселения водосбора (4,5 человек/км 2). Вода в нём наиболее прозрачна (> 10 м), отличается наименьшим содержанием доступного для фитопланктона фосфора (<3 мг Р/м 3), низким показателем биомассы фитопланктона - хлорофилла «а» (<0,4 мг/м 3) и наименьшей первичной продукцией органических веществ (0,7 мг С/м 3 в час). Более низкое качество воды - в самом проточном озере Эри из-за меньших размеров и наибольшей нагрузки его эвтрофной экосистемы загрязняющими веществами сточных вод крупных городов. Экосистема Эри испытала сильнейшее эвтрофирование, но и ранее, чем в других озёрах, наступает её оздоровление благодаря запрету сброса в Великие озёра недостаточно очищенных сточных вод и наибольшей проточности. Водные массы Мичигана у южных берегов - мезотрофны, в центральной части - олиготрофны. Видовой состав фитопланктона Гурона характерен для олиготрофных озёр, но воды залива Сагино сильно эвтрофированы. Прибрежные воды Онтарио эвтрофны и мезотрофны. Будучи замыкающим, оно получает биогенные и токсичные вещества из остальных озёр (за последние годы скорость эвтрофирования заметно понизилась). В 1909 году правительства США и Канады подписали соглашения о совместном рациональном использовании водных ресурсов. В последней четверти 20 века работы по улучшению состояния Великих озёр активизировались. Для сохранности олиготрофии Мичигана обработанные сточные воды города Чикаго сбрасывают по судоходному каналу в бассейн реки Миссисипи.

Лит.: Мировой водный баланс и водные ресурсы Земли. Л., 1974; Biennial report under the Great Lakes water quality agreement of 1978... Wash, а.о., 1982-2004-. Vol. 1-12-; Data book of world lake environments. Otsu, 1988. Vol. 3: Americas; Кондратьев К. Я., Поздняков Д. В. Экология Великих Североамериканских озер: проблемы, решения, перспективы // Водные ресурсы. 1993. Т. 20. №1; Эдельштейн К. К. Гидрология материков. М., 2005.

До сих пор вспоминаю с ужасом, как нам пришлось делать огроменный макет планеты для школьного концерта! Наша группа оформителей решила, что отличной идеей будет обклеить фитбол пластилином. В итоге его потребовалось столько, что мне по ночам снилась зелено-голубая планета и летающий над ней пластилин. Наша затея в итоге провалилась, но если бы макет был бы доделан – он бы был изображением земной поверхности. Правда, есть намного более подробные изображения.

Почему бы не делать подробными все изображения

Изображать планету или ее части бывает очень полезно. И в учебных целях, и для того, чтобы ориентироваться в пространстве, и даже просто для игр или театральных выступлений.


Логично, что изображения, сделанные с разными целями, будут отличаться. Ведь для того, чтобы построенная модель была полезной , она должна отображать только нужные свойства Земли. К примеру, представьте себе карту или глобус, которые по размеру будут примерно совпадать с реальным размером планеты – да, они будут более натуралистичны, конечно, но при этом абсолютно неудобны в использовании.

Потому, если вам нужна точность – надо отображать точно. Если важна форма – то тогда в приоритете будет передать ее. Сочетание всего и сразу только усложнит выбранную модель – и для производства, и для пользования.


Какие бывают изображения земной поверхности

В зависимости от разных целей, поверхность планеты изображают по-разному. Основные способы, которые имеют практическую ценность, такие:


План – это изображение небольшой в масштабах планеты местности. Какой-нибудь области, поселка и так далее. Да, его делают очень подробным – вплоть до отмечания деревьев и кустов. Но он соотносит размеры объектов только в пределах той территории, которая отмечена на плане. Да и все-таки она изображает на плоскости объемную Землю. Без погрешностей не обойтись – как и в случае с картой.


Глобус тоже не отображает форму планеты в точности. Да и сами объекты тоже.

Так что лучше всего понятно соотношение размеров участков земной поверхности именно на космическом изображении.


  • Низменность — равнина, поднимающаяся не выше 200 м над уровнем моря.
  • Возвышенности — это равнинные участки суши высотой от 200 до 500 метров над уровнем моря.
  • Плоскогорье — это равнина с плоской или слегка волнистой поверхностью, приподнятая над уровнем моря более чем на 500 метров.

Аккумуляция

Подъём морского дна

Изменение равнин под действием водных потоков

Так же, как и горы, равнины постепенно изменяются. Большую работу на них производят водные потоки, как постоянные (реки), так и временные, которые образуются на склонах после сильных дождей или во время весеннего таяния снега.

Каждый приток реки вырывает себе долину, по которой он течёт, каждый приток размывает берега, углубляет, хотя и медленно, своё русло. Особенно быстро процесс размывания идёт на возвышенностях и плоскогорьях, так как реки, берущие с них начало, имеют более стремительное течение.

Стекающая по поверхности вода смывает с полей верхний, пахотный слой почвы вместе с питательными веществами, кото-рые так необходимы растениям . Особенно быстро смыв идёт на крутых склонах, не покрытых растительностью; вот почему кру-тые склоны не распахивают. Склоны же, имеющие незначительный уклон, следует распахивать только поперёк. При поперечной распашке склона стекающая вода задерживается бороздами, впитывается в землю и не смывает почву. Таким образом, миллионы гектаров плодородной почвы сохраняются от размыва. Материал с сайта

Изменение равнин под влиянием ветра

Ветры, проносясь над равнинами, производят большую разрушительную работу. Бывает так, что ураганной силы ветры дуют над равнинами несколько суток подряд, не переставая. Начинается пыльная буря. За одну такую бурю ветер может снести слой почвы толщиной до 25 см, и плодородные до этого земли превращаются в бесплодные пустоши.

Уменьшают выдувание почв травяные полосы, которые создают через определённые промежутки на полях, а также лесные полосы.

Особенно большую работу производит ветер на равнинах, покрытых сыпучими песками, не скреплённых корнями расте-ний — дюнах и барханах. Открытое пространство песков никогда не бывает ровным.

1. Отметьте характеристики земной коры красным карандашом, мантии - зелёным, ядра - синим.

2. Подпишите на рисунке 9 внутренние оболочки Земли и укажите, на какой глубине находятся границы между ними.


3. Из чего состоит земная кора? Дополните схему 4.


4. Выберите из списка самые распространённые в земной коре минералы и отметьте их знаком «+»


5. На схеме 5 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


6. Закончите предложения.
Из медленно остывающей на глубине магмы образуются глубинные магматические горные породы.
Из излившейся на земную поверхность лавы образуются излившиеся (вулканические) магматические горные породы.

7. Из списка (каменная соль, мрамор, песок, глина, гранит, известняк, мел, базальт, гипс) выберите:
а) глубинную магматическую горную породу:

гранит;
б) излившуюся (вулканическую) горную породу:
базальт.

8. Как различаются осадочные горные породы по происхождению? Дополните схему 6.


9. Из списка (гнейс, гранит, мрамор, песок, базальт, гипс, торф) выберите:
а) осадочную обломочную горную породу:

песок;
б) осадочную породу химического происхождения:
гипс;
в) осадочную породу органического происхождения:
торф.

10. Подчеркните название самой распространённой в земной коре метаморфической горной породы.

Песок, гравий, базальт, мел, мрамор, гранит, гнейс, уголь, каменная соль, гипс.

11. Заполните таблицу 5, выбрав из списка горные породы соответствующего происхождения: торф, гнейс, гранит, песчаник, уголь, гравий, базальт, щебень, мел, соли, песок, мрамор, известняк, гипс, галька, глина.


12. Как одни горные породы преобразуются в другие? Дополните схему 7.


13. Отметьте характеристики континентальной земной коры красным карандашом, океанической - синим.


14. На рисунке 10 обозначены виды земной коры (цифрами 1-2); слои земной коры обоих видов (цифрами 3-7); толщина земной коры (цифрами 8-10).


Определите и запишите, что обозначено каждой цифрой.
1. Океаническая земная кора.
2. Материковая земная кора.
3. Осадочный слой материковой земной коры.
4. Гранитный слой материковой земной коры.
5. Базальтовый слой материковой земной коры.
6. Базальтовый слой океанической земной коры.
7. Осадочный слой океанической земной коры.
8. Толщина океанической земной коры, составляющая 0,5-12 км.
9. Толщина материковой земной коры, составляющая 35-40 км.
10. Толщина литосферы, составляющая под океанами 50 км, на материках -200 км.
11. Толщина материковой земной коры под горами, составляющая 75 км.

15. Закончите предложение.
Литосфера - твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

16. Отметьте знаком «+» характеристики литосферы.


17. Закончите предложение.
Литосфера не монолитна, а разбита разломами на отдельные блоки, которые называются литосферными плитами.

18. Пользуясь рисунком 44 учебника, определите, какие семь самых больших литосферных плит Земли изображены на рисунке 11 цифрами 1-7. Обведите красным карандашом границы их раздвижения, а синим - столкновения.


1. Южно-Американская.
2. Африканская.
3. Евроазиатская.
4. Северо-Американская.
5. Тихоокеанская.
6. Индо-Австралийская
7. Антарктическая.

19. Закончите предложение.
Совокупность всех неровностей поверхности суши и дна морей и океанов называется рельефом.

20. Заполните таблицу 6.


21. Отметьте выпуклые формы рельефа красным карандашом, вогнутые - синим.


22. Как формы рельефа разделяют по размерам? Заполните таблицу 7.


23. Рассмотрите рисунок 12.


24. На схеме 8 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


25. На схеме 9 с помощью стрелок установите соответствие между абсолютными высотами и цветами послойной окраски. Раскрасьте рисунок соответствующими цветами.


26. Рассмотрите фрагмент карты на рисунке 13.


а) Закончите предложения.
Показанные на карте линии называются горизонталями. С помощью этих линий изображают рельеф местности.
б) Выпуклая или вогнутая форма рельефа изображена на карте?
Выпуклая.
в) Раскрасьте изображённую форму рельефа, применяя послойную окраску.

27. Заполните таблицу 8, выбрав из списка (материки, равнины суши и дна океанов, овраги, холмы, горные хребты, кочки, балки, межгорные впадины, впадины океанов) формы рельефа, созданные внутренними или внешними силами, действующими на Земле.


28. На какие виды в зависимости от направления разделяют медленные движения земной коры? Дополните схему 10.


29. На рисунке 14, а показано положение полуострова Индостан 70 млн лет назад, на рисунке 14, б - в настоящее время. Остров передвигался к берегам Евразии вместе с литосферной плитой со средней скоростью 9 см в год. Какова длина пройденного Индостаном пути?
Длина пути полуострова Индостан составляет

30. Рассмотрите рисунок 15 (а и б) и закончите предложения.


а) Горы на рисунке 15, а возникают в местах столкновения литосферных плит, а горы на рисунке 15, б - в местах их расхождения.
б) Горы на рисунке 15, а располагаются на суше и состоят из смятых в складки горных пород.
в) Горы на рисунке 15, б располагаются на дне океанов и состоят из магматических горных пород.

31. На плане (рис. 16) изображён рельеф приморской территории. Закрасьте голубым цветом часть местности, которую затопит море, если земная кора опустится на 6 м.


Землетрясения - это быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками.

33. Перечислите виды залегания горных пород, изображённые на рисунке 17.


1. Смятие в складки
2. Сброс
3. Горст
4. Грабен

34. На схеме 11 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


35. Подпишите на рисунке 18 очаг и эпицентр землетрясения.

36. Почему районы часто повторяющихся землетрясений располагаются на Земле поясами?
Эти пояса – зоны столкновения литосферных плит.

37. Подпишите на рисунке 19 названия частей вулкана и вулканических выбросов (веществ).


38. На рисунке 20 представлены два типа извержений вулканов. Опишите их.


а) вулкан трещинного типа.
б) вулкан кратерного типа.

39. Почему горообразование, вулканизм и землетрясения происходят в одних и тех же районах?
Это границы столкновения литосферных плит.

40. Пользуясь текстом учебника и физической картой мира, приведите примеры крупных вулканов:
а) Средиземноморского пояса: Везувий, Этна, Эльбрус, Казбек, Арарат, Стромболи.
б) Тихоокеанского пояса: Ключевская Сопка, Фудзияма, Попокатепетль, Орисаба, Льюльяйльяко, Котопахи, Сан-Педро.

41. Под воздействием каких внутренних и внешних сил формируется рельеф Земли? Заполните таблицу 9.


42. Отметьте характеристики внутренних сил красным карандашом, внешних - синим.


43. Какие виды выветривания вы знаете? Дополните схему 12.


44. Закончите предложения.
Выветривание - это разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды.

45. Как воздействует выветривание на горные породы? Заполните таблицу 10.


46. Выберите правильный вариант ответа.
Сильно вытянутое понижение рельефа, образованное длительной работой реки, называется:
в) долиной;

47. Какова роль внешних сил в формировании рельефа? Заполните таблицу 11.

48. На Восточно-Европейской равнине нет ледников. Но многие возвышенности между параллелями 50 и 55° с. ш. состоят из ледниковых отложений (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Северные Увалы). Как они образовались?
В антропогенный период кайнозойской эры по этой территории проходил древний ледник, который и принёс большое количество отложений.

49.Выберите правильный вариант ответа.
Песчаные серповидные холмы, образующиеся в пустынях, называются:
в) барханами.

50. Определите, какие элементы строения горной страны изображены на рисунке 21 цифрами 1-4.


1. Горный хребет.
2. Вершина горы.
3. Межгорная долина.
4. Склон горы.

51.Самые длинные горы суши:
б) Анды;
Самые высокие горы суши:
б) Гималаи.

52.Как различаются горы по абсолютной высоте? Дополните схему 13.


53. На рисунке 22 изображены равнины, имеющие разную абсолютную высоту. Как они называются?


а) низменность;
б) возвышенность;
в) плоскогорье.

54. Выберите правильный вариант ответа.

Самыми крупными по площади низменностями являются:
г) Амазонская и Западно-Сибирская.

55. Выберите правильное утверждение.
б) Равнины занимают 60% площади суши, а горы - 40%.

56. Используя физическую карту мира, определите, какие формы рельефа дна океана обозначены на рисунке 23 цифрами 1-5. Запишите название каждой из них.


1. Северо-Атлантический хребет;
2. Южно-Атлантический хребет;
3 .Восточно-Тихоокеанское поднятие;
4. Западно-Индийский хребет;
5. Австрало-Антарктическое поднятие.

57. Выберите правильный вариант ответа.

Подводные горные цепи с океанической земной корой, образующие единую горную систему протяжённостью более 60 тыс. км, называются:
в) срединно-океаническими хребтами.

58. Отметьте знаком «+» характеристики срединно-океанических хребтов.


59.Выберите правильный вариант ответа.
Ложе океанов занимает от площади их дна около:
б) 50%.

60. Из каких форм рельефа состоит ложе океанов? Дополните схему 14.


61.Определите и запишите, какие формы рельефа дна Мирового океана изображены на рисунке 24 цифрами 1-5.


1. Шельф (материковая отмель).
2. Континентальный (материковый склон).
3. Ложе океана.
4. Срединно-океанический хребет.
5. Глубоководный желоб.

62. Вставьте в предложение вместо каждой цифры одно из слов, приведённых в списке под соответствующим номером, чтобы предложение получилось правильным по смыслу.
1. Короткие, длинные.
2. Узкие, широкие.
3. Поднятия, хребты, впадины.
4. 60 м, 600 м, 6000 м.
5. Раздвижения, столкновения.
Глубоководные желоба - это длинные и узкие океанические впадины с глубиной более 6000м, располагающиеся на границах столкновения литосферных плит.

63. Выберите правильный вариант ответа.
Самый глубокий желоб Земли:
в) Марианский.

64. Почему 80% населения Земли живёт на равнинах (до высоты 500 м) и только 1% - в горах на высоте более 2000 м?

На равнинах проще строить здания и дороги, вести сельское хозяйство.

65. Какие грозные природные явления, связанные с земной корой, происходят в горах?
Землетрясения и извержения вулканов, обвалы, оползни, грязекаменные потоки (сели).

66. Какой хозяйственной деятельностью занимается человек в горах? Как она меняется в зависимости от высоты гор? Опишите эту деятельность на схеме 15.


67. Какими способами добывают полезные ископаемые? Дополните схему 16.


68. Каково воздействие хозяйственной деятельности человека на земную кору? Заполните таблицу 12.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Основное общее образование

Линия УМК В. П. Дронова. География (5-9)

К УМК по географии для 6 класса В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой

Тестовые задания (в формате ЕГЭ) для проверки знаний учащихся по начальному курсу географии, составленные в соответствии с программой для общеобразовательных учебных заведений, и предназначенные для проверки усвоения материала учебника В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой «Землеведение. 6 класс».

Тематические разделы содержат задания разной степени сложности: блоки «А», «В» и «С».

Пособие адресовано учителям – предметникам, а также полезны школьникам для самоконтроля усвоения обязательного стандарта образования по начальному курсу географии при подготовке к зачету, контрольной работе и экзамену. Задания снабжены ключами, что дает читателю возможность проверить себя.

Предисловие

Проверка знаний и умений учащихся является одним из важных элементов учебного процесса. Контроль за результатами обучения должен осуществляться не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Те и другие должны быть заинтересованы в получении высоких результатов знаний.

Тестовый контроль – одна из форм проверки способностей, умений, знаний обучаемого. Он вырабатывает навыки самостоятельного анализа и помогает учащемуся быстро находить необходимую информацию из большого объема усвоенных знаний.

Данное пособие предназначено для подготовки к Единому государственному экзамену по начальному курсу географии.

В пособии представлены 7 вариантов экзаменационной работы (по количеству разделов учебника В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «Землеведение 6 класс») по подобию проверки знаний и умений в ЕГЭ по географии.

Каждый вариант состоит из заданий блоков «А», «В» и «С»

В них проверяются знания всех разделов обязательного минимума содержания по начальному курсу географии:

  1. Земля во Вселенной.
  2. Географические модели Земли.
  3. Земная кора.
  4. Атмосфера.
  5. Гидросфера.
  6. Биосфера.
  7. Географическая оболочка.

Варианты составлены так, чтобы дать представление о том, какие географические знания из каждой темы начального курса географии проверяются в ЕГЭ (факты, географическая номенклатура, пространственные и причинно – следственные связи).

Задания блока «А» сравнительно простые. К каждому заданию предлагается четыре варианта ответа, из которых только один является верным.

Блок «В» состоит из более сложных заданий, которые требуют дать краткий ответ по теории пройденного раздела.

Задания блока «С» наиболее сложные, требуют развернутого ответа. В основном это задания на определение причинно-следственных связей и умений использования полученных знаний на практике.

Время на выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по разделам рассчитывается учителем в соответствии с уровнем подготовки учащихся.

Тестовые задания по разделу №1

«Земля во Вселенной». Землеведение, 6 класс

Блок «А»

А1. Выберите правильный ответ: Наука, изучающая поверхность Земли как среду обитания, где возникло и развивается человечество.

1. биология 2. астрономия 3. география 4. геология

А2. Весь существующий мир – это:

1. Вселенная 1. Галактика 3. Млечный Путь 4. Космос

А3. Скорость света равна: (в км/с)

1. 150 млн. 2. 184 тыс. 3. 300 тыс. 4. 400 тыс.

А4. Сколько ярких звезд, используемых для ориентирования, называют навигационными звездами:

1. 22 2. 24 3. 26 4. 28

А5. Пояс астероидов находится между:

1. Землей и Марсом 2. Землей и Венерой

3. Юпитером и Сатурном 4. Марсом и Юпитером

А6. Самый маленький океан Земли:

А7. Найдите ошибку: К планетам – гигантам относятся:

1. Марс 2. Юпитер 3. Сатурн 4. Уран

А8. Больше всего суши на Земле в полушарии:

1. западном 2. южном 3. северном 4. нет правильного ответа

А9. Земля вращается вокруг своей оси с:

1. запада на восток 2. по часовой стрелке 3. востока на запад 4. севера на юг

А10. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом (в градусах):

1. 55,6 2. 60, 6 3. 55, 5 4. 66,5

А11. Географическим следствием вращения Земли вокруг своей оси является:

  1. Земля немного приплюснута с полюсов
  2. Происходит смена времен года
  3. Все движущиеся тела на Земле отклоняются вправо
  4. Все движущиеся тела на Земле отклоняются влево

А12. Земля движется по орбите вокруг Солнца со скоростью (в км/с):

1. 20 2. 25 3. 30 4. 35

А13. Возраст Земли (в млрд. лет):

1. 3,8 2. 4,4 3. 4,6 4. 5,0

А14. Всего созвездий в ночном небе:

1. 54 2. 56 3. 78 4. 88

А15. Чтобы узнать, високосный год или нет, надо две последние цифры года разделить без остатка на:

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

А16. Фигура Земли называется:

1. шар 2. эллипс 3. окружность 4. геоид

А17. Длина экватора (в тыс. км):

1. 40 2. 45 3. 20 4. 50

А18. Площадь земной поверхности равна (млн. кв. км):

1. 149 2. 361 3. 510 4. 610

А19. Полярный радиус Земли меньше экваториального радиуса на (км):

1. 21 2. 22 3. 23 4. 24

А20. Древнегреческий ученый, рассчитавший размеры Земли:

1. Пифагор 2. Аристотель 3. Эратосфен 4. Птолемей

Блок «В»

В1 . Расположите планеты Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца:

1. Марс 2. Меркурий 3. Юпитер 4. Земля

В2. Определите во сколько раз крупнейший океан Земли больше Африки

В3 . Как в ночном небе найти Полярную звезду?

Блок «С»

С1 . Каковы географические следствия вращения Земли вокруг своей оси?

С2 .Что такое Солнечная система? Какие космические тела входят в ее состав?

Ответы на блок №1

«Земля во Вселенной »

Блок «А»

Блок «В»

В1 . 2 – 4 – 1 – 3

В2 . 180 млн. кв. км: 30 млн. кв.км = 6 Ответ: в 6 раз

В3 . Найти ковш созвездия Большая Медведица. Мысленно соединить 2 крайние звезды ковша и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится в конце ручки ковша созвездия Малая Медведица. Это и есть Полярная звезда.

Блок «С»

С1 . – Вращение Земли влияет на ее форму: она немного сплюснута у полюсов.

Из- за вращения Земли все движущиеся по ее поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо по ходу своего движения, а в Южном – влево.

Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи.

С2 . Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него космические тела.

Состав Солнечной системы: планеты, спутники планет (более 60), малые планеты (астероиды), кометы, метеориты, космическая пыль.

Тестовые задания по разделу №2

«Географические модели Земли». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Создатель первого в мире глобуса:

1. Геродот 2. Птолемей 3. Вальдземюллер 4. Бехайм

А2. Азимут измеряется в:

1. километрах 2. часах 3. градусах 4. процентах

А3. Если численный масштаб составляет 1: 5 000 000, то именованный будет:

1. в 1 см 5 км 2. в 1см – 50 км 3. в 1 см – 500 км 4. в 1 см – 5000 км

А4. Чему равен азимут северо-востока?

1. 0 градусов 2. 30 градусов 3. 45 градусов 4. 60 градусов

А5. Угол на местности между направлением на север и на предмет в градусах – это

1. горизонт 2. азимут 3. полюс 4. ориентир

А6. Азимут отсчитывается:

1. от севера по часовой стрелке

2. от севера против часовой стрелки

3. от юга по часовой стрелке

4. от юга против часовой стрелки

А7. Экватор является:

1. самой длинной параллелью

2. самым длинным меридианом

3. самой короткой параллелью

4. самым коротким меридианом

А8. Географическая долгота бывает:

1. западной и южной

2. западной и северной

3. западной и восточной

4. южной и северной

А9. От экватора отсчитывается:

1. западная и восточная долгота

2. северная и южная долгота

3. западная и восточная широта

4. северная и южная широта

А10. Дополните фразу: «К северу от Москвы расположен город…» (выберите ответ):

1. Астрахань 2. Адлер 3. Архангельск 4. Анадырь

А11. Укажите, каким цветом на физической карте показаны горы:

1. темно- зеленым 2. коричневым 3. желтым 4. светло-зеленым

А12. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географической карте – это…

1. горизонтали 2. азимут 3. градусная сетка 4. географическая широта

А13. Найдите ошибку:

1. 90 с.ш. 125 в.д. 2. 5 ю.ш. 170 з.д. 3. 17с.ш. 182 з.д 4. 78 ю.ш. 28 в.д.

А14. Чему равен один градус меридиана в километрах:

1. 25 2. 110, 3 3. 111,3 4. 111, 9

А15. Чему равна длина меридиана в градусах:

1. 90 2. 120 3. 180 4. 360

Блок «В»

В1. Прочитайте и выберите правильный ответ.

1. Параллели – это линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно нулевому меридиану.

2. Меридиан – это кратчайшая линия, соединяющая полюсы Земли.

Варианты ответов: (да, да), (нет, нет), (да, нет), (нет, да)

В2 . Выпишите название линии, условно проведенной по земной поверхности параллельно экватору:

Горизонталь, меридиан, параллель, абсолютная высота, географическая широта

В3. Какие океаны пересевает нулевой (Гринвичский) меридиан?

В4 . Какие материки и океаны пересекает экватор?

Блок «С»

С1 . В каких полушариях находятся Евразия, Австралия и Африка?

С2 . Сколько параллелей и меридианов можно провести по земной поверхности?

С3. С помощью каких географических моделей (объемных и плоских) изображают Землю и ее отдельные участки?

Ответы на блок №2

«Географические модели Земли»

Блок «А»

Блок «В»

В1 . нет, да

В2 . параллель.

В3 . Северный Ледовитый и атлантический.

В4 . Материки – Ю. Америку, Африку и острова Евразии;

Океаны – Тихий, Атлантический и Индийский

Блок «С»

С1 . Евразия – во всех четырех; Австралия – в южном и восточном; Африка – во всех четырех.

С2 . 180 параллелей и 360 меридианов

С3 . глобус, карта, план местности, аэрофотоснимок

Тестовые задания по разделу №3

«Земная кора». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Температура ядра Земли (в градусах):

1. 2000 – 3000 2. 3000 – 4000 3. 4000 – 5000 4. 4500 – 5000

А2. Какое утверждение о земной коре верно?

1. Земная кора под материками и океанами имеет одинаковое строение

2. Под океанами мощность земной коры больше, чем под материками

3. Границы литосферных плит совпадают с контурами материков.

4. Литосферные плиты медленно перемещаются по поверхности мантии

А3. Какой по происхождению горной породой является глина?

1. осадочной органической 2. осадочной обломочной

3. метаморфической 4. магматической

А4. Как называется приподнятый участок земной коры между двумя разломами?

1. сброс 2. грабен 3. горст 4. трапп

А5. Какие формы рельефа образовались в результате деятельности древних ледников?

1. овраги 2. дюны 3. речные долины 4. морены

А6. Как называются равнины с абсолютной высотой 0-200 метров?

1. плоскогорье 2. низменность 3. возвышенность 4. нагорье

А7. Крупнейшее плоскогорье мира?

А8. Выходом срединно-океанического хребта на поверхность Мирового океана является остров:

1. Исландия 2. Пасхи 3. Сахалин 4. Мадагаскар

А9. Самый высокий вулкан России:

1. Ключевская Сопка 2. Шивелуч 3. Кроноцкая Сопка 4. Ичинская Сопка

А10. Мощность континентальной земной коры под высокими горами:

1. 35 км 2. 55 км 3. 65 км 4. 75 км

Блок «В»

В1 . Выберите из перечисленного списка основные части дна Мирового океана

1. желоб 2. горы 3. вулканы 4. шельф 5. материковый склон 6. ложе

В2. Определите регион России по краткому описании.

Это полуостровная территория нашей родины. По очертанию напоминает рыбу. Имеет сильно изрезанную береговую линию. Господствуют муссоны. Много действующих вулканов. Есть Долина гейзеров.

В3 . Как подразделяются горы по абсолютной высоте?

Блок «С»

С1 . Почему на Земле такой разнообразный рельеф?

С2 . Объясните причины совпадения районов извержения вулканов и землетрясений.

Ответы на блок №3

«Земная кора»

Блок «А»

Блок «В»

В1. 1, 2,3,6

В2. полуостров Камчатка.

В3 . низкие горы, средневысотные и высокие горы.

Блок «С»

С1. Рельеф разнообразен, потому что на поверхность Земли одновременно воздействуют внутренние и внешние силы. Источник энергии внутренних сил – тепло, образующееся в недрах планеты, а внешних – солнечная энергия

С2. Это края литосферных плит или линии разломов литосферных плит. Здесь происходит смещение слоев земной коры, что и приводит к землетрясениям или вулканизму.

Тестовые задания по разделу №4

«Атмосфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Атмосфера-это оболочка Земли:

1. земная 2. воздушная 3. водная 4. живая

А2. На какой высоте проходит условная граница атмосферы:

1. 100 км 1. 500 км 3. 1000 км 4. 1500 км

А3. На какой высоте находится озоновый экран атмосферы?

1. 20-30 км 2. 30-40 км 3. 40-50 км 4. 50-60 км

А4. В какой части атмосферы расположен озоновый слой?

А5. В каком слое атмосферы температура воздуха растет и у верхней границы близка к 0 градусам по Цельсию?

1. стратосфере 2. тропосфере 3. ионосфере 4. экзосфере

А6. Чему равна высота тропосферы над полюсами Земли?

1. 10-12 км 2. 16-18 км 3. 8-10 км 4. 12-14 км

А7. При подъеме на каждый километр температура воздуха понижается на:

1. 3 о С 2. 4 о С 3. 5 о С 4. 6 о С

А8. Как называется линия, соединяющая точки с одинаковой средней температурой?

1. изобара 2. изотерма 3. изогипса 4. изогиета

А9. Сколько поясов освещенности на планете Земля?

1. 3 2. 4 3. 5 4. 6

А10. Прибор для определения относительной влажности воздуха?

1. гигрометр 2. барометр 3. анемометр 4. психрометр

А11. Чему равен максимальный показатель степени облачности? (в баллах):

1. 8 2. 10 3. 11 4. 12

А12. С какой силой давит столб воздуха на каждый квадратный сантиметр земной поверхности?

1. 1 кг 33 г 2. 1 кг 29 г 3. 2 кг 33 г 4. 3 кг 29 г

А13. При подъеме на каждые 10,5 м давление в тропосфере уменьшается примерно на:

1. 1мм рт. ст. 2. 2 мм рт. ст. 3. 5 мм рт. ст. 4. 10 мм рт. ст.

А14. Сезонные ветры, меняющие свое направление два раза в год – это:

1. бриз 2. пассат 3. муссон 4. северо-восточные ветры

А15. Какой месяц в году самый жаркий?

А16. Чему равна максимальная сила ветра в баллах?

1. 12 2. 10 3. 11 4. 9

Блок «В»

В1. Перечислите основные элементы погоды.

В2 . Какие свойства погоды являются главными?

В3. Какие атмосферные явления наносят наибольший ущерб человеку и его хозяйству?

В4 . От каких причин зависит атмосферное давление?

Блок «С»

С1 . Начертите розу ветров на июнь месяц по следующим показателям:

С – 10 дней, С-В – 3дня, С-З – 2 дня, Ю-В – 4дня, Ю-З – 1 день, Ю – 4 дня, З – 3 дня, В – 3 дня.

С2 . Чему равна среднесуточная температура воздуха и суточная амплитуда колебания температуры по следующим показателям температуры воздуха?

7, -5, -1, +1, +6, +9

С3. Чему равна температура воздуха у поверхности земли, если на высоте 2000 м температура воздуха –10 градусов?

С4. Чему равно атмосферное давление на высоте 1,5 км, если у поверхности земли атмосферное давление 757 мм рт. ст.?

С5 . Чему равна относительная влажность воздуха при температуре +30 градусов, если в воздухе содержится 18 г влаги?

Ответы на блок №4

«Атмосфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1. температура воздуха, влажность, атмосферное давление, облачность, осадки, направление и скорость ветра.

В2 . Главные свойства погоды- это ее разнообразие и изменчивость.

В3 . Засухи, ураганы, грозы, гололед, град, ливневые дожди, туман.

В4 . Атмосферное давление зависит от высоты местности, от температуры воздуха, от характера земной поверхности.

Блок «С»

С1. График построен в масштабе: 1 клетка – 2 дня.

С2. Среднесуточная температура: 1) (-7) + (-5) + (-1) = -13

3) 16 – 13 = +3

4) +3: 6 = +0,5 (градуса)

Суточная амплитуда колебания температуры: 9 – (-7) = 16 (градусов)

Ответ: +0,5 градуса; 16 градусов.

С3. 1. 6 * 2 = 12 (градусов)

2. - 10 – (+12) = +2 Ответ: +2 градуса

С4. 1. 1500: 10 = 150 (мм рт. ст.)

2. 757 – 150 = 607 (мм рт. ст.) Ответ: 607 мм рт.ст.

С5. При температуре +30 градусов в воздухе может содержаться 30 г влаги, а содержится только 18 г. Из этих данных составляем пропорцию:

Х = 18г * 100% : 30г = 60% (относительная влажность воздуха)

Тестовые задания по разделу №5

«Гидросфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Чему равна доля пресной воды на Земле? (в %)

1. 20% 2. 30% 3. 5% 4. 3%

А2. Сколько процентов воды гидросферы находится в Мировом Океане?

1. 96% 2. 80% 3. 55% 4. 75%

А3. Сколько процентов от площади Земли занимает Мировой океан?

1. 90% 2. 80% 3. 71% 4. 75%

А4. Чему равна площадь Мирового океана? (в квадратных километрах)

1. 510 2. 149 3. 361 4. 75

А5. Какой океан Земли самый глубокий?

1. Тихий 2. Индийский 3. Северный Ледовитый 4. Атлантический

А6. Какое море Земли не имеет берегов, его границами служат течения?

1. Коралловое 2. Саргассово 3. Красное 4. Фиджи

А7. Какое море является внутренним морем Мирового океана?

1. Аравийское 2. Белое 3. Охотское 4. Карибское

А8. Какой пролив Мирового океана самый широкий и глубокий?

1. Гибралтарский 2. Лаперуза 3. Беренгов 4. Дрейка

А9. Чему равна средняя соленость вод Мирового океана? (в промилле)

1. 37 2. 35 3. 33 4. 36

А10. Как называется растояние между гребнями волны?

1. высота волны 2. длина волны 3. склон волны 4. подошва волны

А11. Чему равна высота самых высоких приливов в Мировом океане?

1. 18м 2. 19м 3. 20м 4.17м

А12. Как называется самое мощное в Мировом океане течение?

1. Гольфстрим 2. Западных ветров 3. Куросио 4. Калифорнийское

А13. Самая протяженная река в мире:

А14. Какая река в мире имеет самый большой водосборный бассейн?

1. Конго 2. Амазонка 3. Обь 4. Нил

А15. Самый высокий водопад на Земле:

1. Игуасу 2. Виктория 3. Анхель 4. Илья Муромец

А16. Самое большое озеро в мире:

А17. Самое высокогорное озеро в мире

1. Байкал 2. Онежское 3. Каспийское 4. Титикака

А18. Какое озеро из перечисленных является сточным:

1. Байкал 2. Балхаш 3. Мертвое 4. Каспийское

А19. Сколько пресной воды законсервировано в современных ледниках?

1. 75% 2. 70% 3. 65% 4. 96%

А20. Какое происхождение имеет озерная котловина озера Байкал?

1. карстовое 2. ледниковое 3. тектоническое 4. вулканическое

Блок «В»

В1 . Какими бывают подземные воды? Как они образуются?

В2 . Перечислите формы карста?

В3 . На какие группы делятся ледники? Где они встречаются?

В4. Перечислите главные стихийные явления в гидросфере.

Блок «С»

С1. Напиши названия: а) 2 архипелага, б) два внутренних моря, в) любой залив Атлантического океана, г) пролив, соединяющий два моря двух океанов и разъединяющих две страны, расположенные на двух материках.

С2. Почему Гольфстрим теплое течение, а Канарское у берегов Африки – течение холодное, если температура этих течений, практически, одинаковое?

С3. Сколько всего соли можно получить из 1 т воды, взятой в Океане? В Красном море?

Ответы на блок №5

«Гидросфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1 . Подземные воды: грунтовые и межпластовые. Грунтовые воды образуются на первом водоупорном слое, межпластовые – между двумя водоупорными пластами.

В2. Формы карста: карстовые колодцы, воронки, пещеры, подземные озера и реки, сталактиты и сталагмиты.

В3. Ледники делятся на две группы: покровные и горные. Покровные образуются в Антарктиде, Гренландии, на арктических и антарктических островах. Горные ледники образуются только на вершинах и склонах гор.

В4. Главные стихийные явления гидросферы: наводнения, лавины, селевые потоки.

Блок «С»

С1. а) Японские острова, Канадский Арктический архипелаг (произвольный вариант); б) Белое море, Черное море (произвольный вариант); в) Бискайский залив; г) Беренгов пролив.

С2 . Если окружающая вода холоднее воды в течении – это теплое течение, если окружающая вода теплее, чем вода течения – это течение холодное.

С3. В литре океанской воды растворено в среднем 35 г различных солей. 1 тонна воды – это 1000 л. Следовательно, из 1 т океанической воды можно получить 35 кг соли. Соленость вод Красного моря 42 промилле, т.е. в 1 л воды содержится 42 г соли, значит, из 1 т воды Красного моря можно получить 42 кг соли.

Тестовые задания по разделу №6

«Биосфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Жизнь на планете Земля зародилась в воде около: (в млрд. лет)

1. 4,6 2. 3,5 3. 3,8 4. 4,5

А2. Живая оболочка земли, где существует жизнь, называется:

1. атмосфера 2. гидросфера 3. биосфера 4. литосфера

А3. Чему равно соотношение растений и животных на суше: (в процентном отношении)

1. 92: 8 2. 94: 6 3. 71: 29 4. 75: 25

А4. В какой части Мирового океана больше всего живых организмов:

1. на материковом склоне 2. в шельфе 3. на ложе океана 4. в желобах

А5. Какую часть площади суши занимают леса?

А6. Какую часть общей лесной площади Земли занимают влажные экваториальные леса?

1. третью 2. четвертую 3. пятую 4. шестую

А7. Леса какого климатического пояса Земли включают три лесных подпояса?

1. тропического 2. экваториального 3. арктического 4. умеренного

А8. В какой природной зоне Земли большое разнообразие крупных травоядных животных?

1. пустыни 2. саванны 3. степи 4. леса

А9. Русский ученый, создавший учение о почвоведении?

1. Воейков 2. Алисов 3. Вернадский 4. Докучаев

А10. Как называюся самые плодородные почвы?

1. чернозем 2. подзолистые 3. тудрово- глеевые 4. бурые

А11. На каком материке Земли доля заповедных территорий самая высокая?

1. Африка 2. Евразия 3. Австралия 4. Америка

А12. Русский ученый, создавший учение о биосфере.

1. А.И. Воейков 2. Б.П. Алисов 3. В.И. Вернадский 4. В.В.Докучаев

Блок «В»

В1. Какие леса распространены на территории России?

В2 . В каких климатических поясах Земли на равнинах распростанены степи и саванны, а в каких пустыни?

В3 . Что такое почва?

Блок «С»

С1. Из приведенного списка деревьев выпиши те, которые образуют широколиственные леса: лиственница, дуб, бук, клен, пихта, осина, береза, тополь.

С2 . Запишите не менее семи значений биосферы.

С3. В чем особенности влажных экваториальных лесов?

Ответы на блок №6

«Биосфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1. На территории России в умеренном поясе распространены: хвойные (тайга), смешанные и широколиственные леса.

В2. Степи и саванны распространены в субэкваториальном и умеренном поясах; пустыни – в тропическом и умеренном поясах.

В3. Почва- это верхний слой земли, обладающий плодородием.

Блок «С»

С1. В широколиственных лесах преобладают дуб, бук, клен.

С2. Значение биосферы:

  1. сохраняет неизменным состав солей в океане;
  2. обеспечивает человека продуктами питания;
  3. придает разноообразие окружающей среде;
  4. обеспечивает самоочищение водоемов;
  5. поддерживает газовый состав атмосферы;
  6. создает осадочные горные породы и полезные ископаемые;
  7. осуществляет биологическое выветривание горных пород.

С3. Особенности влажных экваториальных лесов: ярусность, вечнозеленые (деревья сбрасывают листву постепенно), легче найти 10 стволов разных видов деревьев, чем 10 стволов одного и того же вида, сосредоточено 75% всей растительности суши, «хранитель» многочисленных видов растений и животных, в лесу влажно и сумрачно, большинство обитателей этих лесов живут в кронах деревьев.

Тестовые задания по разделу №7

«Географическая оболочка». Землеведение, 6 класс.

Блок «А».

А1. Какое утверждение о географической оболочке Земли считается верным:

1. Особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

2. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие атмосферы и гидросферы.

3. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие атмосферы и биосферы.

4. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие гидросферы и литосферы.

А2. Как называется этап развития географической оболочки, если идет формирование земной коры и зарождение жизни в океане:

  1. антропогенный
  2. геологический
  3. Биологический
  4. нет правильного ответа

А3. Смена природных зон в горах называется:

1. природный комплекс 2. географическая оболочка

3. высотная поясность 4. широтная зональность.

А4. Примером негативного воздействия на географическую оболочку является:

1. проведение мелиоративных мероприятий

2. добыча полезных ископаемых открытым способом

3. создание лесополос

4. создание замкнутого цикла переработки воды

А5. Природный комплекс «степь» расположен в:

1. северном холодном поясе

2. южном холодном поясе

3. северном умеренном поясе

4. в жарком поясе

Блок «В»

В1. Перечислите основные компоненты природно-хозяйственного территориального комплекса.

В2. Перечислите этапы развития географической оболочки.

В3. В чем уникальность географической оболочки?

Блок «С»

С1. Какие отрицательные последствия может вызвать образование оврага? Укажите не менее двух последствий.

С2. Какими особенностями определяется количество и разнообразие природных зон в горах? Укажите не менее двух причин.

Ответы на блок №7

«Географическая оболочка»

Блок «А»

Блок «В»

В1. Воздух, растения, животные, вода, горные породы, почва, человек и его деятельность

В2. 1 этап – геологический (добиогенный)

2 этап – биологический (биогенный)

3 этап – антропогенный (современный)

В3. Только в ней есть условия для жизни, в ней живет и хозяйствует человек.

Блок «С»

С1. 1. понижение уровня грунтовых вод

2. уменьшение почвенного покрова (уменьшение площади пахотных земель).

С2. Чем выше горы и чем ближе они к экватору , тем больше высотных поясов и они разнообразнее.