Саморефлексия. Человек и рефлексия

Понятие рефлексии было знакомо еще философам античных времен. Например, Аристотель считал ее «мышлением, направленным на мышление». Изучением этого феномена сознания занимались философы, психологи, педагоги и представители других наук.

Философ Локк, проживавший в Англии, считал, что источниками всех знаний человека являются два фактора: это объекты окружающего мира и продукты его мыслительной деятельности.

Впечатление о происходящих внешних событиях и окружающем мире у человека формируется с помощью чувств, вызванных этими событиями. Результаты работы ума, выраженные, по мнению Локка, в мыслительной деятельности, сомнениях, желаниях, рассуждениях создаются внутренней чувствительной деятельностью, называемой рефлексией. По его мнению, рефлексия – это «наблюдение ума за своей деятельностью».

Локк выделял два уровня психики:

первый включает возникновение мыслей или желаний;

второй состоит из наблюдения и анализа возникших на первом уровне мыслей и желаний.

Что понимают под рефлексией?

С точки зрения психологии и в жизни под рефлексией понимают размышления человека о себе, анализ собственного опыта: впечатлений, поступков, прошлых событий. Сегодня общее понятие слова рефлексия, обозначающего «обращение назад» в переводе с латинского reflexio, трактуется как разновидность человеческого сознания, направленного на свои знания.

Т.е., под этим феноменом подразумеваются навыки, позволяющие не только осуществлять контроль направления внимания, но и реально осознавать свои мысли и ощущения. Благодаря способности рефлексировать человек может наблюдать себя как бы со стороны, воспринимая себя глазами окружающих людей, и проводить самоанализ себя, как личности.

Понятие саморефлексии

Часто вместо объективной оценки и анализа воспринятой информации, событий и собственных действий, человек интерпретирует входящую информацию в разрезе своего субъективного восприятия мира. На это восприятие накладывается собственное отражение в других людях. При оценке себя человека, прежде всего, интересует, какое впечатление он производит на других, не собственные дела и чувства, а как это смотрится окружающими. Получается, что он воспринимает себя через собственное отражение в глазах других, а их, в свою очередь, видит в зеркальном отражении своих представлений.

Такая рефлексия называется саморефлексией. Она искажает истинное представление о себе. В результате человек становится полностью закрытым «зеркальным отражением» от реального мира, включающего происходящие вокруг процессы и собственную реально происходящую деятельность. Его поведение, вследствие такой неадекватной оценки собственной личности, часто приводит к ошибочным поступкам, ненужным переживаниям и часто к замкнутости.

Можно ли научиться рефлексии?

У разных людей, так же как и у одного человека в процессе развития самосознания, способность рефлексировать проявляется в разной степени глубины. Она зависит от уровня образованности каждого человека, его морального аспекта, степени общего интеллекта и способностисамоконтроля.

Уровень рефлексии может меняться от элементарного упрощенного мышления до глубокого осмысления собственного бытия, включая нравственный аспект. Это происходит на высоком уровне процессов, когда осмысливание человеком самого себя с точки зрения духовности, приводит его к критической оценке своего поведения и внутреннего мира, осуждения дурных поступков и привычек. Познавая свое я, человек меняется в лучшую сторону.

Способность человека проявлять рефлексивное мышление, позволяющее осуществлять контроль над своими мыслями и поступками, служит доказательством его высокой мыслительной деятельности. Чем выше уровень рефлексивного мышления человека, тем объективнее его самооценка.

Она формируется путем:

критической оценки собственной личности;

постоянного соотношения своих возможностей с возникающими жизненными требованиями;

умения правильной постановки осуществимых целей;

регулярной оценки течения собственных мыслей и их результатов;

анализа возникших догадок и своевременный отказ от несостоятельных гипотез и возможных версий.

Такая объективная самооценка позволяет человеку совершать правильные поступки и не делать ошибок. Это приводит к успешности в жизни и нравственному удовлетворению. Низкий уровень рефлексивных процессов, при которых человек не в состоянии объективно оценивать самого себя, приводит к неадекватному поведению, постоянным конфликтам с самим собой, доводящим до нервных срывов.

Рефлексия, которая направлена на анализ причин и мотивов, возникающих у человека суждений, чаще всего имеет философский характер. Независимо от этого, контроль правильного обоснования выводов обязателен для личности с высоким интеллектом, он является составляющим элементом метода развития человеческого мышления. Рефлексия отличается от самосознания тем, что она обращает сознание на уже произошедшее, тогда как самосознание направлено на понимание собственной самости.

Признаки склонности к рефлексии

С психологической точки зрения выделяются следующие основные признаки рефлексивного мышления:

глубина, выраженная степенью вхождения в свой внутренний мир, содержащий также миры людей из ближайшего окружения;

обширность, отражающая количество миров других людей, внедренных в собственное сознание.

Как можно научиться рефлексии?

Развитие рефлексивного феномена важно для каждой личности. Это способствует развитию человека в лучшую сторону и заметно расширяет его внутренний мир.

Научиться правильно рефлексировать можно с помощью следующих мыслительных упражнений:

следует анализировать свои действия и поступки в связи с важными жизненными событиями и при необходимости принятия значимых решений;

в конце каждого дня анализировать все случившиеся события, критически оценивая свое поведение и принятые решения;

проверять периодически сложившееся мнение об окружающих людях;

больше контактировать с людьми, имеющими мировоззрение, непохожее на ваше;

при анализе любой сложной ситуации стараться увидеть хоть толику положительных и комичных моментов.

Саморефлексия

Самосознание - саморефлексия, самоопределение индивида, может быть истинным и ошибочным, порождающим возвышенные устремления и роковые жизненные заблуждения, увлекающим индивида в мир эфемерных мечтаний или затягивающим его в омут бездуховности. Источником обновления, самообновления обучающейся организации является постоянная критическая рефлексия собственного поведения, норм, правил - саморефлексия.

Присутствие социальной компетентности, трактуемой как общая ориентированность на социум, проявляющейся не просто в установлении и поддержании контакта с окружающими, но в знании механизмов, способов и технологий освоения окружающей социальной среды, в умении предъявлять себя и результаты своей деятельности в ней - здесь речь идет, главным образом, о навыках самопозиционирования, умении продать себя. Развитые навыки маркетинговой деятельности порой сопоставимы с профессиональным мастерством высокого уровня. Преобразование потенциальной ценности индивидуального личностного ресурса в актуальную представляет собой, по сути, процесс объективации личностного потенциала, определяя необходимость демонстрации ценности своих внутренних возможностей «для всех». Столин В. В. Самосознание личности. М., 2013. Он основывается на саморефлексии и признании своих слабых сторон, ограничений и выявление своих конкурентных возможностей, а также на определении наиболее адекватной области их применения наряду со способами их декларирования. Это связано с особенностями продвижения своего конкурентного преимущества на рынке труда, что предполагает их декларирование в целях демонстрации готовности к удовлетворению потребности.

Новейшая экономическая система, создавая новую систему ценностей, где на первый план выходит множественность возможностей индивидов как членов общества, которые, актуализируясь в их способностях, превращаются в социальное богатство, создавая все новые и новые ценности, требует от общества развития готовности и способности выявить, развить и использовать личностные ресурсы человека. С другой стороны, каждая личность обладает присущим только ей потенциалом ресурсов. Чтобы действительно претендовать на преимущество в процессе предложения своих возможностей, само их наличие не является достаточным условием - данный ресурс должен быть адекватен той деятельности, на которую претендует человек и актуализирован в ней. Следовательно, от человека требуется принять новые критерии оценки его деятельности и соответствовать им. В решении этой проблемы человеку могут помочь привычка к саморефлексии и набор простых методов саморегуляции, техника которых доступна в самом помраченном состоянии.

Уровень притязаний личности

В мерах особенно значимой сферы деятельности на чувствительности человека к той или иной оценке сказывается еще и уровень притязаний личности. Характер же и уровень притязаний человека обычно находятся в зависимости от уровня достижений его в данной области. С повышением уровня достижений личности, как правило, повышается и уровень ее притязаний. Таким образом, результаты деятельности изменяют условия этой деятельности: создается своеобразная «циркулярная реакция», которая особенно ярко проявляется во влиянии эмоциональных факторов на протекание действий. Успешный или неуспешный ход деятельности всегда, так или иначе, изменяет психологические условия ее протекания. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 2014.

С действием успеха и неуспеха на деятельность связано влияние посильно и непосильно трудных задач. Трудные, но посильные задачи и соответствующие требования стимулируют, выявляя, по мере того как человек с ними справляется, повышающийся уровень доступных ему достижений, и повышают тем самым и уровень его притязаний, готовность и охоту браться за дальнейшие, все более трудные задачи.

В общности, экспериментально показал, что переживание успеха и неуспеха зависит не только от результата деятельности самого по себе, но и от Разных моментов, в частности от отношения данного результата к установившемуся на данный момент уровню притязаний личности, к тому, насколько данная деятельность переживается как личностная. В соотношении между уровнем притязаний и уровнем достижений проявляются значительные индивидуальные различия, причем для каждого индивида это соотношение является относительно устойчивой характеристикой.

Для справедливого понимания влияния успеха или неуспеха на ход деятельности необходимо различать два момента: во-первых, объективную успешность или не успешность, т.е. собственно эффективность или неэффективность самого действия, во-вторых, успех или неуспех действующего лица, этот последний в свою очередь может быть понят по-разному или как чисто личный успех, или как успех определенного общественного дела.

Но одно дело личный успех данного индивида, который достигается ради успеха своего дела. Совсем другое дело общественный успех дела, которому человек отдается и ради которого он готов приносить всяческие жертвы. Именно этот мотив успеха большого общего дела, а не успех только личный должен стать основным в мотивации деятельности человека социалистического общества.

Всяческие личностные типы можно увидеть и при рассмотрении более частных задач исследованием личности в результате применения психологом той или иной психодиагностической методики, позволяющей целенаправленно выявить те или иные характерные особенности личности, ее мотивационную сферу, уровень притязаний, самооценку. Ведь именно личностные амбиции мешают нам принимать наших руководителей такими, какие они есть, а следовательно, мешают эффективно использовать наши знания и навыки и быть полезными для организации. Именно личностные амбиции мешают нам находить наиболее оптимальные решения даже для самых сложных задач.

Вывод. Проанализированные понятия, а также раскрытые факторы формирования личности и ее психологическая структура позволяют заключить, что личность - это очень сложное структурное понятие, включающее набор наследственных факторов, продуктов социализации, особенностей обучения и воспитания человека, делающие его неповторимым и наделяющие индивидуально-психологическими особенностями. Практическая деятельность человека - основа единства присущих ему психических процессов, свойств, состояний и образований. В свою очередь, личность человека выражается в единстве психических процессов, свойств, состояний и образований.

что такое саморефлексия

Если говорить научным языком, то саморефлексия, или «втыкание» в себя - это отслеживание или прислушивание к себе, к свои ощущениям, к своим мыслям, эмоциям. Такое своеобразное сканирование себя. И казалось бы, это прекрасное качество.

Если человек ставит перед собой цели, то для их достижения нужно отслеживать, а точно ли туда ты идешь, а точно ли тебе хорошо на этом этапе достижения.

Если человек не уверен в себе, личность как бы размазана, из-за стрессов или травмы, то тоже полезно и весьма, задавать себе вопросы, а я-то что чувствую в данный момент, а я-то как это ощущаю.

Саморефлексия дает прекрасную возможность понять себя, разобраться, что хочется на самом деле, а что привнесено чужим мнением, чужими установками. Вернуть свое собственное мнение.

После долгих лет, когда человек жил по чужим правилам, поступил учится в тот университет, куда отправили родители, или женился на том, кого посоветовали, или как получилось. Когда мнение друга играло важную роль в принятии решений, очень здорово начать пользоваться саморефлексией.

Смотреть в себя, изучать, разбираться, а какие на самом деле эмоции есть в себе. Как будто заново открывать себя и мир вокруг.

Можно после долгих лет пребывания в «анабиозе», когда травма перекрыла все чувства, снова начать быть любящим, понимающим, более чувственным, таким сенситивным. Очень точное слово.

зачем саморефлексия нужна

  • мы можем анализировать свои действия, чтобы понимать, как поступить в серьезных жизненных ситуациях;
  • мы можем учиться критически оценивать самого себя;
  • мы можем узнавать иногда, когда нам нужно, у других мнение о себе;
  • понимая себя, мы можем расширять контакты с другими людьми, которые нам подходят, имеют такие же ценности;
  • мы можем анализировать ситуацию, и менять свое отношение к ней на положительное или нейтральное, если нужно
  • ставя перед собой цель, отслеживать экологичность ее, изучая и замечая свое состояние на каждом этапе.

как можно застрять во «втыкании» в себя

Сегодня очень популярны тренинги личностного роста, где дают пошаговые методики, как изменить свою жизнь, дают инструменты, как изменить себя. Как говорят, благими намерениями устлан путь… сами знаете куда. И все замечают, что человек после таких интенсивов, подкрепленных поглаживаниями и поддержкой, вдохновленный новыми вершинами, начинает «втыкать».

Постоянное отслеживание своих мыслей, своих ощущений, как компьютер, как сканер. Известно, что ищешь, то и находишь. Мало того, что человек все время в состоянии «втыкания», да еще и проверки окружения на предмет соответствия поданным знаниям на тренинге.

Фактически человека ввергают в невроз. Да и самому человеку иногда кажется что он постепенно съезжает с катушек. Особенно, если до этого уже заморачивался проблемами психологии и самопознания.

ипохондрия, или что происходит с человеком, когда «втыкание» в себя уже слишком

Так часто бывает, что саморефлексия может стать навязчивой и неконтролируемой. Вплоть до ОКР. До ипохондрии. И так просто не прекратить это. Такой анализ себя, привитый горе-тренерами, которые в итоге «заражают» слушателей своим самокопанием, рано-или поздно может потухнуть. Бессознательное все-равно очищается от ненужного.

Но впечатлительный, легковерный человек, «втыкая», накручивает сам себя, и создает себе иллюзорную действительность, в которой ему реально становится не по себе. Как будто кукла со сломанными глазами, запавшими внутрь, были такие в детстве.

И что делать тогда, когда оказался в самом эпицентре «втыкания». Когда ипохондрия - идея, что нашел у себя болезнь, что надо еще и еще пройти обследование, не покидает. И очередная порция анализов не приносит облегчения? Когда есть «уверенность», что можешь заболеть раком или каким-то другим серьезным заболеванием?

Если человек ищет негатив, он его непременно найдет, найдутся ему тысячи подтверждений. Вспомните только про «не думай о фиолетовой лягушке».

что делать, если саморефлексия перешла в невроз - ипоходрию

Итак, уже застрял в саморефлексии, уже невмоготу, и надо выбираться, потому что это просто мешает жить. Что делать? Как контролировать это? Люди, которые застревают в этом, имеют истероидную природу, более эмоциональные, и часто просто пугаются таких своих состояний. Невозможно адекватно реагировать на простую смс, тысячи мыслей и анализ, анализ. Самые элементарные ситуации стресса, которые бывают у каждого, и начинается поиск, а что надо сделать, а как я должен поступить. Так что же действительно стоит попробовать сделать:

  • прежде всего сказать себе: мне надо выходить из этого, мне надо искать дорогу обратно. Там уже не норм. Там уже неадекват. Такое излишнее сканирование себя и других - это уже не достоверная информация.
  • сказать себе: я молодец, в конце концов. Я смог столько проделать работы.
  • сфокусировать свое внимание не на себе, но теперь на предметах внешней среды, например, небо, погода, природа. Только заметил, что копаешься в себе, «втыкаешь» - тут же на окружающее пространство.
  • или оставь «втыкание» в себя и фокусируй свое внимание на себе до абсурда, до максимума, пока оно не взорвется.

Самое главное, просто учиться переключать фокус внимания - от себя - во вне, или доводить до максимума.

Если самому не получается, лучше всего обратиться к психотерапевту. Много чего человек не видит, как ни всматривается в себя. Много чего не понимает, пытаясь разобраться. На пути к достижению цели есть много моментов, которые стоит проработать со специалистом.

Взять хотя бы самый главный пункт - что будет хорошего, если я достигну цели? Как можно полнообъемно представить себе, как, если до этого и понятия не было, а как это, например, быть любимым, счастливым, уверенным в себе. И это совместная работа и клиента и психотерапевта.

И тогда станет легко входить в саморефлексию и выходить. И это будет помогать в жизни, а не быть тормозом.

Материал из энциклопедии Чапараль

Саморефлексия (англ. self-reflection)

Он сказал, что одной из самых драматических черт человеческой природы является ужасная связь между глупостью и саморефлексией .

Именно глупость заставляет нас отвергать все, что не согласуется с нашими рефлексивными ожиданиями. Например, являясь обычными людьми, мы не в состоянии оценить наиболее важный аспект знания, доступного человеческим существам: наличие точки сборки и ее способность сдвигаться.

Человеку рациональному кажется немыслимым, что должна существовать невидимая точка, в которой собирается восприятие, - продолжал он. - Еще более немыслимым кажется то, что эта точка находится не в мозге, - это он еще мог бы смутно себе представить, если бы принял идею ее существования.

Дон Хуан добавил, что непоколебимое стремление рационального человека твердо придерживался образа себя - это способ надежно застраховать свое дремучее невежество. Он, например, игнорирует тот факт, что магия - это не заклинания, не магические формулы, не фокус-покус, но свобода восприятия не только повседневного мира, но и любого другого, доступного человеческому существу.

Цель

Разбить зеркало саморефлексии

Каждый из нас в равной степени подвержен своей саморефлексии, - продолжал он. - Это проявляется в виде потребностей. Например, до того, как я стал на путь знания, моя жизнь была бесконечной чередой потребностей. И даже годы спустя после того, как Нагваль Хулиан взял меня под свое крыло, я все еще испытывал множество потребностей, может быть, даже в большей степени, чем раньше. Однако существуют и маги, и обычные люди, которые не нуждаются ни в чем. Они получают умиротворение, гармонию, смех, знание непосредственно от духа. Такие люди не нуждаются в посредниках. Другое дело - ты и я. Я - твой посредник, моим был Нагваль Хулиан. Посредники, кроме того, что предоставляют минимальный шанс - осознание намерения, еще и помогают разбить зеркало саморефлексии . Единственной конкретной помощью, которую ты когда-либо получал от меня, является разрушение твоей саморефлексии. Если бы это было не так, ты попросту терял бы время. Это единственная реальная помощь, которую я тебе оказывал.
Пока дон Хуан говорил о том, как разбить зеркало саморефлексии, совсем стемнело. Я сказал ему, что чудовищно устал и предложил прервать наше путешествие и вернуться домой. Однако он настаивал на продолжении пути, заметив, что необходимо использовать каждую минуту наших с ним встреч, чтобы рассмотреть истории магов или вспоминать происходившие у меня сдвиги точки сборки.

Я был не в духе и пожаловался на то, что сильная усталость может породить во мне чувство неуверенности и неопределенности.

Твоя неуверенность вполне понятна, - сказал дон Хуан как нечто само собой разумеющееся. - В конце концов ты имеешь дело с новым видом непрерывности. Нужно время, чтобы привыкнуть к ней. Воины проводят годы в таком состоянии, когда они уже не обычные люди, но еще и не маги.

Что с ними происходит потом? - спросил я. - Они выбирают что-то одно?

Нет. Они не имеют выбора, - ответил он. - Все они в конце концов осознают, что стали магами. Трудность заключается в том, что зеркало саморефлексии чрезвычайно могущественно, и его можно одолеть только после беспощадной битвы.

Безупречность

- Безупречность, как я уже говорил тебе много раз, это не мораль, - сказал он. - Она только напоминает мораль. Безупречность - это только наилучшее использование нашего уровня энергии. Естественно, это требует и бережливости, и благоразумия, и простоты, и моральной чистоты; но прежде всего это подразумевает отсутствие саморефлексии . И хотя это напоминает выдержку из монастырского устава, но это не так.

Маги говорят, что для того, чтобы управлять духом, - а под этим они подразумевают управление движением точки сборки, - необходима энергия. Единственная вещь, которая сберегает для нас энергию - это наша безупречность.

Дон Хуан заметил, что вовсе не обязательно изучать магию, чтобы сдвигать точку сборки. Иногда вследствие драматических обстоятельств, таких как война, лишения, стрессы, усталость, горе, беспомощность - точка сборки человека подвергается глубоким сдвигам.

Благодаря устранению саморефлексии, - ответил он. - Движение точки сборки или разрушение непрерывности не является реальной трудностью. Реальной трудностью является накопление энергии. Если у кого-то есть энергия, и если его точка сборки сдвинулась, он открывает для себя поистине непостижимые вещи.

Дон Хуан объяснил, что все трудности для человека состоят в том, что интуитивно он осознает свои скрытые ресурсы, но не отваживается воспользоваться ими. Вот почему маги говорят, что человек находится в положении, среднем между глупостью и невежеством. Он сказал, что люди сейчас более чем когда бы то ни было нуждаются в обучении новым идеям, которые касались бы их внутреннего мира, - идеям магов, - а не в социальных идеях, ставящих человека перед лицом неизвестного, перед лицом его личной смерти. Сейчас более чем когда бы то ни было мы нуждаемся в том, чтобы обучиться тайнам точки сборки.

Возросшая энергия за счет исчезновения чувства собственной важности

Он сказал, что маги могут находить такие места, воспринимая всем своим телом небольшие всплески волн энергии там, где они находятся. Возросшая энергия магов, полученная за счет исчезновения чувства собственной важности , позволяет их чувствам расширить свой диапазон восприятия .

Я постоянно стараюсь показать тебе, что единственно правильными действиями как для магов, так и для обычных людей являются те, что направлены на сопротивление вовлечению нас в наш образ себя, - продолжал дон Хуан. - Цель Нагваля в отношении его учеников - это разбить зеркало их саморефлексии .

Восстановление связующего звена с духом

Он объяснил, что та особая последовательность, которую он имеет в виду, требует осознавания того, что самозначительность является той силой, которая удерживает точку сборки фиксированной . Когда самозначительность уменьшается, то больше не расходуется энергия, которая обычно тратится на ее поддержку. Увеличенная таким образом энергия затем служит своего рода трамплином для отправления точки сборки в невообразимое путешествие автоматически и непреднамеренно.

Такой сдвиг точки сборки уже сам по себе означает отход от саморефлексии, а это в свою очередь обеспечивает четкое связующее звено с духом. Он добавил, что в конце концов именно саморефлексия когда-то и разъединила человека с духом .

Достижение

Искоренение привычек (инвентарный список)

Для того, чтобы идти в неизвестное и отдавать себе отчет в том, что там происходит, тебе не хватает свободной энергии. Выстраивая истины об осознании в определенном порядке, видящие увидели, что первое внимание потребляет все свечение осознания, которым обладает человеческое существо. Свободной энергии при этом практически не остается. Вот в чем твоя нынешняя проблема. Рано или поздно каждому воину предстоит проникнуть в неизвестное. Поэтому новые видящие рекомендуют экономить энергию. Но откуда ее взять, если вся она задействована? Новые видящие говорят: свободную энергию можно добыть, искореняя привычки, которые не являются необходимостью .

Дон Хуан остановился и спросил, есть ли у меня вопросы. Я поинтересовался, что происходит со светимостью осознания при искоренении ненужных привычек.

Он ответил, что осознание в этом случае выходит из состояния замкнутости на самом себе (self-reflection) , обретая свободу для концентрации на чем-нибудь другом.

Неизвестное неизменно присутствует здесь и сейчас, - продолжал дон Хуан, - однако оно находится за пределами возможностей нашего нормального осознания. Для обычного человека неизвестное является как бы ненужной, лишней частью его осознания. А становится оно таковым потому, что обычный человек не обладает количеством свободной энергии, достаточным для того, чтобы отследить и ухватить эту часть самого себя.

Остановка саморефлексии

Неделание

Дон Хуан напомнил мне, что когда-то он познакомил меня с понятием остановки мира. Он сказал, что остановка мира является такой же необходимостью для мага, как для меня - чтение и письмо. Она заключается в том, что в ткань повседневного поведения привносится какой-то диссонирующий элемент с целью всколыхнуть обычно монотонное течение событий повседневной жизни - событий, разложенных нашим разумом по полочкам нашего сознания.

Диссонирующий элемент назывался "неделанием", или противоположностью "деланию". "Делание" - это все, что является частью целого, в котором мы отдаем себе отчет. "Неделание", в свою очередь, есть элемент, не принадлежащий к этому строго очерченному целому.

Маги, будучи сталкерами, в совершенстве понимают человеческое поведение, - сказал, он, - Они понимают, например, что человеческие существа являются плодом инвентаризационного списка. Знание того или иного списка делает человека учеником или мастером в своей области.

Маги знают о том, что если инвентаризационный список среднего человека разрушается, такой человек или расширяет его, или же рушится его собственный мир саморефлексии. Обычный человек стремится включить в свой список новые темы, если они не противоречат основополагающему порядку этой описи. Однако если темы противоречат друг другу, разум человека рушится. Инвентаризационная опись - это разум. И маги принимают это во внимание, когда пытаются разбить зеркало саморефлексии .

Безжалостность

Моя точка сборки достигла места без жалости, когда под влиянием превращения дона Хуана она была вынуждена покинуть свое привычное положение саморефлексии .

Находясь в положении саморефлексии, - продолжал дон Хуан, - точка сборки собирает мир ложного сострадания, который на поверку оказывается миром жестокости и эгоцентризма. В этом мире единственно реальными чувствами оказываются лишь те, которые каждому из нас удобно испытывать в данный момент. Для магов безжалостность - это не жестокость. Безжалостность - это противоположность жалости к самому себе и чувству собственной важности. Безжалостность - это трезвость.

Смещение точки сборки

Сразу после позднего завтрака еще за столом дон Хуан объявил, что нам предстоит провести ночь в пещере магов, и что мы должны отправиться в путь. Он сказал, что для меня крайне необходимо посидеть там снова в полной темноте, чтобы дать возможность скальным образованиям и намерению магов сдвинуть мою точку сборки.

<...> - Что за странное чувство - понимать, что все, что мы думаем, все, что мы говорим, зависит от положения точки сборки, - заметил он.

И это было именно то, о чем я только что подумал и над чем смеялся.

Я знаю, что твоя точка сборки в данный момент сместилась, - продолжал он, - и ты понял секрет наших цепей. Они держат нас в заточении, и приковывая к нашей такой удобной саморефлексии , они защищают нас от яростной атаки неведомого.

Для меня наступило одно из тех необычных мгновений, когда представления о мире магов становятся кристально ясными.

Как только наши цепи разорваны - мы больше не ограничены интересами повседневного мира, - продолжал он, - и хотя мы по-прежнему остаемся в этом мире, но больше не принадлежим ему. Для того, чтобы быть его частью, мы должны разделять интересы людей, чего без цепей мы делать уже не можем.

Дон Хуан рассказал, что Нагваль Элиас однажды объяснил ему, что обычных людей отличает то, что все мы разделяем владение неким метафорическим кинжалом: заботами нашей саморефлексии . Этим кинжалом мы рассекаем себя и истекаем кровью. И наши цепи саморефлексии дают нам чувство, что мы истекаем кровью вместе, что все мы имеем нечто чудесное - нашу человеческую природу. Но если вглядеться повнимательнее, то окажется, что мы истекаем кровью в одиночестве, что мы ничем не владеем совместно и все, что мы делаем - это тешимся своими иллюзорными рефлексиями , являющимися нашим же творением.

Маги больше не пребывают в мире обыденных дел, - продолжал дон Хуан, - поскольку уже не являются жертвами саморефлексии .

Накопление энергии

вовсе не обязательно изучать магию, чтобы сдвигать точку сборки. Иногда вследствие драматических обстоятельств, таких как война, лишения, стрессы, усталость, горе, беспомощность - точка сборки человека подвергается глубоким сдвигам.

Если бы человек, который находится в подобных обстоятельствах, был способен воспринять идеологию магов, - сказал дон Хуан, - то он был бы способен без проблем довести до предела этот естественный сдвиг. И люди могли бы искать и находить необыкновенные вещи, вместо того, чтобы делать то, что люди обычно делают в подобных обстоятельствах - жаждать поскорее вернуться в обычное состояние.

Когда движение точки сборки доведено до предела, - продолжал он, - как обычный человек, так и ученик магии становятся магами, потому что благодаря предельному усилению этого движения непрерывность разрушается так, что восстановить ее уже нельзя.

Как можно до предела усилить это движение? - спросил я.

Благодаря устранению саморефлексии , - ответил он. - Движение точки сборки или разрушение непрерывности не является реальной трудностью. Реальной трудностью является накопление энергии. Если у кого-то есть энергия, и если его точка сборки сдвинулась, он открывает для себя поистине непостижимые вещи.

Альтернативные расшифровки

Саморефлексия в простом смысле

В самом простом смысле раскрытие пузыря саморефлексии - это расширение кругозора.

Например, человек познаёт всё рационально, пытается всё свести к логике и формулам, его бесят иррациональные люди, он их не может понять логически и они его бесят. А потом раз, и его пузырь саморефлексии потрясается, и он начинает писать стихи (обычно бредовые) - он пытается инстинктивно включить иррациональный способ познания мира.

Любой из нас обладает умением направлять внимание внутрь своего существа, осознавать свои мысли, состояния, настроения и ощущения. С помощью этой способности мы можем видеть себя со стороны. Кроме того, данная способность имеет важное практическое значение, ведь она служит средством полноценного и эффективного самоанализа, позволяя оценивать собственные мысли, действия и поступки, анализировать их и изменять. Называется эта способность рефлексией.

Что такое рефлексия

Определение рефлексии гласит, что она является качеством, присущим только человеку, и служит одним из его отличий от любого другого живого организма. За многовековую историю феноменом рефлексии (также ее называют саморефлексией) интересовались представители психологии, философии и даже педагогики. Все они приписывали рефлексии огромную роль в функционировании личности человека, а также искали самые разные пути ее самостоятельного развития в себе.

Термин «рефлексия» произошел от латинского слова «reflectio», означающего «размышление» или «обращение назад». На самом деле у этого понятия есть много трактовок, причем каждая из них уникальна в своем роде.

Если мы обратимся к «Википедии», то увидим, что рефлексия понимается как обращение внимания человека на себя, свое сознание, продукты личной поведенческой активности, навыки, умения и знания, а также переосмысление всего этого. Сюда же можно отнести анализ уже совершенных или планирующихся поступков. Говоря проще, рефлексия является умением заглядывать внутрь своего сознания (и даже подсознания), оценивать свои поведенческие шаблоны, эмоциональные реакции.

Когда мы говорим, что человек рефлексирует, мы подразумеваем, что он фокусируется на собственном «Я» и осмысливает (или переосмысливает) его. Способность к рефлексии позволяет выходить за границы «Я-пространства», предаваться активным размышлениям, заниматься самоанализом, делать из всего этого выводы и использовать их в дальнейшем. Она дает возможность сравнивать себя и свою личность с окружающими, критически себя оценивать, адекватно воспринимать и видеть себя так, как видят другие люди.

Но не будет лишним также, если мы укажем на различие в понимании саморефлексии в психологии и философии. В философии она понимается как высший феномен, включающий в себя размышления на тему оснований человеческой культуры и изначальном замысле бытия всего сущего.

Впрочем, о роли рефлексии в жизни человека нам стоит поговорить подробнее, но прежде позвольте предложить вам небольшое видео, где в интересной, простой и понятной форме рассказывается о том, что такое рефлексия.

Роль рефлексии в жизни человека

Если рассмотреть вопрос значения рефлексии в жизни человека детально, можно сделать несколько многоговорящих выводов. Благодаря рефлексивной деятельности человек может:

  • контролировать и анализировать собственное мышление;
  • оценивать свои мысли, смотря на них со стороны, и анализировать их правильность, обоснованность и логичность;
  • очищать свое сознание от ненужных и бесполезных мыслей и размышлений;
  • преобразовывать скрытые возможности в активные и эффективные;
  • более ;
  • оценивать свои поведенческие шаблоны и корректировать свои действия;
  • определять более четкую жизненную позицию;
  • избавляться от сомнений, колебаний и нерешительности.

Обладая способностью к рефлексии, человек многократно вырастает в понимании себя и своей личности, овладевает более мощным самоконтролем и идет по пути полезных в жизни перемен. А вот если у человека эта способность плохо развита, он будет хуже знать себя, а также будет продолжать совершать повторяющиеся ошибочные действия.

Очевидно, что человек, всегда действующий однообразно, но при этом ждущий новых результатов, ведет себя как минимум глупо и неэффективно. Поэтому несложно сделать вывод, что рефлексия помогает скорректировать такое поведение, устранить сбои в мыслях и поступках, начать накапливать важный опыт и личностно расти.

Именно по этой причине рефлексия стала методом, активно применяющимся психологами по всему миру. Психологи используют его, чтобы помогать людям обращать свой взор внутрь своего существа и исследовать свою сущность. При условии проведения методичной и профессиональной работы психологи помогают клиентам находить правильные решения сложных ситуаций, разрешать проблемы и искать ответы на все вопросы внутри самих себя.

Давайте укажем на конкретные результаты, которых может достичь человек, обратившийся к рефлексии как к методу психологической и психотерапевтической помощи. Такой человек может понять:

  • свои переживания и ощущения на данном жизненном этапе;
  • свои слабости, скрытые глубоко в подсознании и подверженные влиянию со стороны;
  • способы применения проблем, трудностей и преград на жизненном пути во благо себе и для улучшения жизни.

В большинстве случаев, в процессе использования метода рефлексии человек с помощью специалиста также начинает осознавать несколько частей своей личности:

  • Я – отдельный индивид;
  • Я – личность среди других личностей;
  • Я – идеальное существо;
  • Я – отдельный индивид в восприятии со стороны;
  • Я – личность среди других личностей в восприятии со стороны;
  • Я – идеальное существо в восприятии со стороны.

Для достижения понимания вышеназванных вещей психологи могут применять один из трех методов рефлексивной терапии:

  • Ситуативная рефлексия. Помогает человеку осознать суть сложившейся ситуации, подойти критически к ее оценке и определить все имеющиеся тонкости того, что происходит.
  • Саногенная рефлексия. Помогает человеку управлять своими эмоциональными проявлениями и сознательно блокировать негативные, бессмысленные и тяжелые мысли, размышления и переживания.
  • Ретроспективная рефлексия. Помогает человеку посмотреть на прошлый опыт, и извлечь из них важный и полезный опыт.

По мнению многих практикующих психологов, рефлексия является одним из самых лучших, полезных и эффективных способов для человека достичь внутренней гармонии и начать самосовершенствоваться, собрать в единое целое мозаику своих мыслей и преобразовать их в целостные идеи, способствующие достижению успеха и благосостояния.

Рефлексия, намеренно используемая человеком (не важно: самостоятельно или посредством психолога) становится дорогой к познанию своего внутреннего мира, возможностью посмотреть на себя глазами других людей, а также обрести образ идеального себя – той личности, которой мечтает стать человек.

Выше мы заметили, что психологи при работе со своими клиентами применяют один из трех методов рефлексивной терапии, но и сама рефлексия может быть нескольких видов. О них мы тоже немного поговорим, прежде чем расскажем, как развить в себе рефлексию.

Виды рефлексии

Представленная ниже классификация рефлексии считается одной из самых распространенных в психологии. Каждый из видов отличается своими специфическими признаками и особенностями. Вкратце рассмотрим эти виды:

  • Личностная рефлексия. В данном случае объект познания – это личность рефлексирующего человека. Он оценивает себя, свои поступки и действия, мысли и поведение, отношение к себе, другим людям и окружающему миру.
  • Интеллектуальная рефлексия. Активизируется тогда, когда человек решает какую-либо интеллектуальную задачу. Благодаря такой саморефлексии он может множество раз возвращаться к исходным условиям этой задачи (или ситуации) и находить наиболее эффективные и рациональные способы ее разрешения.
  • Коммуникативная рефлексия. Здесь человек старается познать других людей. Делается это посредством оценки и анализа их поступков, поведения, реакций, эмоциональных проявлений и т.д. При этом человек стремится понять причины, по которым люди ведут себя тем или иным образом, чтобы получить более объективное представление о внутреннем мире окружающих.

Однако вышеназванные виды рефлексии не исчерпывают все их многообразие. Те ее виды, о которых мы уже сказали, относятся либо к философскому, либо к психологическому пониманию данного феномена. Но рефлексию можно также рассматривать еще и с точки зрения науки и общества:

  • Научная рефлексия. Предназначена для исследования и анализа научных знаний и инструментов, методов получения результатов научной работы, научных обоснований, теорий, точек зрения и законов.
  • Социальная рефлексия. Уникальный вид рефлексии, суть которого состоит в понимании эмоций и поступков других людей с помощью размышлений за них, от их имени. Интересно, что социальная рефлексия имеет еще одно название – «внутреннее предательство». Внутренний мир окружающих познается через собственные размышления, т.е. человек «входит в образ» интересующей его персоны и пытается понять, что думает о себе как сам этот человек, так и те, с кем он взаимодействует.

Любой из видов рефлексии (философская, психологическая, социальная или научная) занимает особое место в жизни человека. В зависимости от преследуемой цели можно обратиться к конкретному «направлению», и действовать, исходя из него. Примеры рефлексии подобрать очень просто:

  • если нужно лучше понять себя, нужно обратиться к личностной рефлексии;
  • если нужно лучше понять процесс решения какой-то задачи, нужно обратиться к интеллектуальной рефлексии;
  • если нужно лучше понять другого человека, нужно обратиться к коммуникативной или социальной рефлексии;
  • если нужно лучше понять какое-то научное направление или научный метод, нужно обратиться к научной рефлексии.

Может показаться, что все это требует огромных усилий, специфических знаний и уникальных навыков, но в действительности все обстоит намного проще. Рефлексия, какой бы она ни была, почти всегда подчинена единому алгоритму (он может отличаться только по форме (в зависимости от вида рефлексии), но не по сути). И теперь мы хотим рассказать вам, как развить в себе рефлексию, т.е. как ей научиться.

Как развить в себе рефлексию

Развить в себе способность рефлексировать может, пожалуй, любой человек. Для этого нужно следовать предложенным ниже рекомендациям. Каждую из них не обязательно рассматривать, как какой-то этап саморефлексии, но в целом все они вполне могут составить целостный алгоритм.

Итак, что же нужно делать, чтобы овладеть навыком рефлексии:

  • После принятия любого решения анализируйте его эффективность и свои действия. Пытайтесь посмотреть на себя со стороны, увидеть себя в глазах окружающих, понять, что вы делали правильно и что требует доработки. Стремитесь увидеть, была ли у вас возможность действовать как-то иначе – правильнее и результативнее. Также важно после любых событий и решений оценивать свой опыт.
  • По окончании каждого рабочего дня анализируйте его. Мысленно возвращайтесь к тому, что происходило днем, и тщательно разбирайте то, чем остались недовольны. На неудачные моменты и неловкие ситуации старайтесь смотреть со стороны, чтобы увидеть их более объективно.
  • Время от времени анализируйте свое собственное мнение об окружающих. Ваша задача – понять, правильны или ошибочны ваши представления о них. Одновременно с развитием навыков рефлексии вы будете .
  • Старайтесь больше общаться с теми, кто на вас не похож, кто разделяет другие взгляды и убеждения. Каждый раз, когда вы будете пытаться понять другого человека, вы будете активизировать рефлексию, тренировать гибкость мышления и учиться видеть ситуацию шире, а также , что улучшит ваши взаимоотношения с окружающими.
  • Используйте проблемы и трудности для анализа свих действий, умения решать сложные задачи и выходить из затруднительных положений. Пытайтесь смотреть на разные ситуации под разным углом, искать в них неочевидные плюсы и минусы. Очень полезно находить в любых ситуациях какие-то смешные моменты, а также относиться к себе с некоторой долей самоиронии. Это не только отлично развивает саморефлексию, но и позволяет находить нестандартные пути решения проблем.

В принципе, этих нескольких рекомендаций будет достаточно, чтобы понять, что необходимо делать, чтобы способность к рефлексивному мышлению начала активизироваться и развиваться. Но все же мы хотим дать еще несколько хороших упражнений на ее развитие:

  • Упражнение «Карусель». Направлено на развитие навыков рефлексии, установления контакта и быстрого реагирования на поведение другого человека. Суть упражнения в том, что вам нужно ежедневно знакомиться хотя бы с одним новым человеком и поддерживать с ним небольшую беседу. По окончании встречи необходимо проанализировать свои действия.
  • Упражнение «Без маски». Направлено на снятие поведенческой и эмоциональной закрепощенности, формирование навыков рефлексии и искренности в поведении, а также на последующий анализ собственного «Я». В упражнении принимают участие несколько человек. Каждому выдается карточка с началом какой-то фразы, но без ее окончания. По очереди все участники должны искренне закончить свои фразы.
  • Упражнение «Автопортрет». Направлено на развитие навыков рефлексии и самоанализа, а также умения быстро узнавать другого человека и описывать его по разным признакам. Смысл упражнения в том, что вы представляете, будто вам нужно встретиться с незнакомым человеком, но чтобы он смог вас узнать, вам необходимо максимально точно себя описать, причем это касается не только внешности, но и поведения, манеры вести беседу и т.д. Лучше всего работать с напарником. При желании можно изменить «полярность» упражнения: вы описываете не себя, а своего помощника.
  • Упражнение «Качества». Направлено на развитие навыков рефлексии и формирование правильной самооценки. Вам нужно взять листок и ручку, разделить лист на две части. Слева напишите 10 своих достоинств, а справа – 10 недостатков. Затем оцените каждое положительное и отрицательное качество по шкале от 1 до 10.

При помощи этих советов и упражнений вы сможете развить в себе способность к рефлексии очень быстро. А если будете следовать нашим рекомендациям , сформируете у себя полезную для жизни привычку, и рефлексия станет вашим верным спутником по жизни.

Научившись правильно рефлексировать, вы заметите массу положительных перемен в своей жизни: станете лучше понимать себя и разбираться в окружающих людях, будете принимать больше правильных решений и легко учиться на ошибках, начнете прогнозировать возможные варианты развития событий и даже поведение других людей, будете готовы к непредвиденным обстоятельствам и неожиданным поворотам на жизненном пути.

Все это привнесет в вашу жизнь и внутренний мир огромное количество положительной энергии, гармонию и ощущение самодостаточности. Развиваться в этом направлении можно всю свою жизнь, все время становясь лучше и лучше. Но и забывать о том, что во всем должна быть мера, тоже нельзя, ведь излишняя и гипертрофированная саморефлексия может привести к самокопанию, самобичеванию и другим негативным психическим состояниям. И тогда придется искать способы, как избавиться от рефлексии. Но это уже тема другой статьи.

На этом мы подводим итог материалу, и в качестве хорошего послесловия предлагаем вам посмотреть небольшое видео, в котором психолог Юрий Николаевич Левченко приводит интересную точку зрения на самокопание и рассказывает, почему оно не приводит ни к чему хорошему.