Самооценка занятия в доу по фгос. Анализ современного занятия в доу по фгос


2 В современных условиях одной из острейших проблем дошкольного образования является такая организация познавательного развития, которая позволит реализовать потребности ребенка в познании окружающего мира и в то же время не перегрузит дошкольника информацией, не нарушит условие гармоничного, равноправного и равноценного интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.


3 Требования к структуре занятий по ФГОС: Четкость, компактность, сжатость учебного материала. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии. Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.


4 образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования». Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии. Систематичность и доступность изложения материала. Необходимость соблюдения временных рамок занятия.




6 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Обратить внимание детей на зайца (кукла- марионетка), который разгуливает по группе. Взять зайца к себе на колени и предложить детям расположиться на коврике, чтобы познакомиться с ним. Вместе с детьми выяснить, откуда заяц и как попал в нашу группу, Выясняется, что заяц живет в лесу и приглашает всех в гости, чтобы познакомиться с другими лесными жителями.


7 Мотивация деятельности детей Выяснить, как далеко живет заяц, необходимо ехать или идти к нему в гости, решить, на каком транспорте поедут (велосипеды). Целеполагание Узнать о том, что не рассказал заяц: кто живет в лесу, как выглядит жилище, чем питаются.




9 Актуализация ранее приобретенных знаний Отметить, что все прибыли в лес, спросить у зайца, на этой ли полянке он живет. Предложить внимательно рассмотреть картинки-пазлы (Дикие животные) и найти каждому животному «домик». Обсудить результаты игры, отметить, что все животные отправились по «домам», никто не заблудился.


10 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Предложить зайцу представить своего друга белку. Внимательно рассмотреть её дупло. Обсудить с детьми внешние приметы белки, различия в образе жизни зайца и белки, отметить, чем эти животные похожи и чем различаются. Обратить внимание детей на бочонок. Чей же это бочонок?Предложить мёд зайцу и белке. Предложить рассмотреть медведя на картинке (внешний вид, где живет, чем питается).


11 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Подвижная игра «У медведя во бору» (физминутка) Лепка (угощение для зверей – фрукты и овощи (морковь, орехи, яблоко); выбор пластилина с учетом цвета плода, добавление деталей: листья, черенки)






14 Дальнейшая разработка темы Беседы наедине с воспитательницей Иллюстрации Е.Чарушина с дикими животными. Сообщение дополнительных сведений о животных в беседе по инициативе ребенка. Художественно-творческая деятельность Изучение ребенком и его родителями семейного фотоархива по итогам прогулки по лесу, посещения краеведческого музея (животный мир области)


15 Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере со всеми кризисами трех и семи лет, с проявлением негативизма. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы.Содержания конспекта образовательной деятельности должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.



Самоанализ НОД

Тема: «Сказка в гости к нам приходит» в старшей группе детского сада№1 «Тополёк», воспитатель Акинина Н.А.

На занятии «Сказка в гости к нам приходит» была поставлена следующая цель:

Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам, способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка».

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.

Структура НОД

Непосредственно-образовательная деятельность (далее по тексту НОД)

Проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов

Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в сказочную страну.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации, спасение героев сказок от Змея Горыныча.

В заключительной части НОД использовала так же игровую проблемную ситуацию- возвращение в группу с помощью счёта на ковре самолёте, были сюрпризные моменты, это персонажи из сказок-Баба Яга и Золушка, памятные сувениры (книги). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых ситуациях, в которых я старалась закреплять знания детей о сказках.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение, подбор слов антонимов) ;

2. Наглядно-демонстрационный (изображение персонажей сказок, предметов, с которыми они ассоциируются) ;

3. Практический (пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», пазлы героев сказок, физкультминутка по сказке, раскладывание зёрнышек, психогимнастика «Колобок»)

4. Игровой (путешествие в сказочную страну, помощь героям сказок)

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценены результаты деятельности с помощью памятных сувениров (книг)) ;

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуальное развитие каждого ребенка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены! НОД своей цели достигло!

БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида №15» г. Сокол

Кокшарова Ольга Павловна, высшая кв.кат.

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

  1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)
  2. Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)
  3. Соблюдение структуры занятия:
  • Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа)
  • Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
  • В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
  • После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование
  • В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка . Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)
  • На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»
  • Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.
  • Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).
  • Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)

4.Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.

Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.

5.Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)

«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО


Татьяна Николаевна Лютая
Проведение анализа открытого занятия

Существует два вида открытого занятия . Первый – это самоанализ занятия воспитателем . Второй вид – это анализ присутствующих .

Если это открытое занятие , где присутствовали воспитатели с других групп, учителя, то следует исходить из цели этого занятия .

Для каждой цели есть свой алгоритм просмотра. Обмен мыслями во время анализа просмотренного занятия прекрасная возможность повышения профессионального мастерства, не только того, кто его проводил , но, и присутствующих. Очень важно проанализировать занятие . Для этого предлагаем ориентированный алгоритм анализа занятия во время открытого просмотра .

Шаг 1. Оцениваем готовность детей к занятию

Во-первых, следует обратить внимание на то, как педагог объяснил детям присутствие посторонних на занятии , далее – на мотивацию последующей работы.

Шаг 2. Анализируем занятия поставленной цели

Необходимо проанализировать соответствие фактического содержания занятия (объем предложенного детям материала, его характер, употребление игр и упражнений) поставленной цели.

Шаг 3. Определяем эффективность организации детей на занятии

В соответствии с целью занятия следует определить эффективность организации детей на нем :

Выбор методов и приемов обучения с точки зрения придатности для реализации цели занятия ;

Результативность способов стимулирования познавательной активности детей;

Оптимальность темпа речи воспитателя и темпа работы детей;

Способы привлечения концентрации внимания детей;

Использование приемов, препятствующих утомлению;

Уровень сформированности организационных умений и навыков.

Шаг 4. Анализируем ход занятия

Очень важно проанализировать предложенный ход (последовательность) работы на занятии , именно уместность :

Распределение времени на разные виды деятельности;

Смены разных видов деятельности, как по содержанию, так и по форме восприятия.

Шаг 5. Оцениваем структуру занятия

Необходимо проанализировать соответствие выбранной структуры занятия относительно цели , а также мотивацию и последовательность каждого этапа занятия , логическую связь между ними. Следует оценивать мотивированный микроклимат занятия .

Шаг 6. Определяем стиль общения воспитателя, ведущего занятие

Одним из признаков успешности занятия является стиль общения педагога с детьми. Поэтому очень важно определить :

Стиль общения воспитателя с детьми, ведущего занятие ;

Общую эмоциональную атмосферу общения;

Правильность и нормативность речи воспитателя;

Приемы стимулирования детей к взаимодействию.

Шаг 7. Анализируем употребляемые приемы формирования оценочно-контрольных действий

Систематическое обучение детей дошкольного возраста оценочно-контрольных действий дает возможность педагогу развить у них правильную речь, сформировать предпосылки учебной деятельности к школе. Поэтому важно проанализировать :

Стимулирует ли педагог детей к контролю и оцениванию речевой деятельности;

Создает ли ситуации взаимоконтроля.

Шаг 8. Осуществляем общее оценивание занятия

Наконец необходимо обобщить предыдущие выводы и осуществить оценивание занятия .

Путь к высокому мастерству педагогов - длительный и даже тернистый. Успех зависит от многих факторов. Во-первых, от их комплексной психолого-педагогической подготовки. Не менее важным является приобретение практического профессионального опята, обогащению которого является показательные открытые занятия в том числе .

А помощь старшего воспитателя в овладении техникой и технологией анализирования и посещения занятий своих коллег , является ключом усовершенствования педагогами собственного мастерства к самоанализу .

Анализ занятия во время открытого просмотра

Шаг 1 Оцениваем готовность детей к занятию

Шаг 2 Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели

Шаг 3 Определяем эффективность организации детей на занятии

Шаг 4 Анализируем необходимость предложенного хода занятия

Шаг 5 Оцениваем структуру занятия и подаем качественную характеристику его отдельных элементов

Шаг 6 Определяем стиль общения воспитателя на занятии

Шаг 7 Анализируем использованные приемы формирования оценочно-контрольных действий

Шаг 8 Осуществляем общее оценивание занятия

Публикации по теме:

Анализ группового занятия «Звуки [ш]-[ж]» Анализ группового занятия, проведенного студенткой …. в подготовительной группе детского сада № «» Занятие, проведенное студенткой ….по.

Анализ контрольно-итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе Анализ контрольно-итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе 1. Тема занятия: «Как зайчик свою сказку искал». 2. Воспитатель:.

Анализ открытого занятия для 2 класса «Из всех земных чудес мне милее русский лес» Анализ открытого занятия для 2 класса. Тема занятия «Изо всех земных чудес мне милее русский лес». Цели: формирование ответственного отношения.

Анализ открытого занятия НОД по ФЭМП в средней группе «На поиски клада» В своей работе я всегда стремилась доставлять детям удовольствие математикой, и в этом мне помогает программа «Занятия по формированию элементарных.

Анализ занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки, буквы и слова» Возрастная группа: подготовительная к школе группа-подгруппа детей (8 человек) Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении.

Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: развитие фонематических процессов; формирование навыков анализа.

Козаренко Е.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №53 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Алгоритм оформления конспекта НОД в соответствии с ФГОС ДО

Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается. Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись: Конспект непосредственной образовательной деятельности по (Область) на тему: «……………..» для детей старшего дошкольного возраста.
Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора и его должность, № группы.
Внизу титульного листа, посередине пишется город, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель?

Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

А задачи формировать глаголам в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п .

Цель и задачи занятия заменяют программное содержание.

Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание . Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе . В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные .


Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:
1. Обучающие задачи (пишется, чему детей будем обучить на данном занятии). В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать - «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т.д.

2. Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).
3. Воспитывающие задачи (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).
Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.
Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась
предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (Беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т.д.)

Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).


Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход, участие родителей на НОД (если имеет место).

Материалы и оборудование: перечисляется какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).
Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.
Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы. Например:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
б) наблюдение из окна за осенним небом;
в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва).
II. Основная часть - 15 минут.
а) беседа о погодных явлениях осенью;
б) рассматривание календарей погоды;
в) физическая минутка;
г) составление рассказов об осенней погоде;
д) называние детьми осенних примет и поговорок об осени;
е) дидактическая игра «С какого дерева лист»... и т.д.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).
И, наконец, начинается описание хода НОД.
Ход НОД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Например:
Ход НОД:
1. Чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
Воспитатель: «Дети, а хотите, я вам прочту стихотворение А.С. Пушкина «Осень»?»
Дети: «Да, хотим!»
Воспитатель: «
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает...»
Итак далее по всем пунктам структуры НОД.

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта НОД следующая:
Если есть титульный лист, то вторая страница начинается с Цели, если без титульного листа, то выглядит следующим образом:

Тема: «Снежинки за окном» (Times New Roman 16)
(Средняя группа № 1 , Иванов И.И.)
(Times New Roman 14)
Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

Предварительная работа:
Методы и приемы
:
Материалы и оборудование:
Структура НОД:
I. Вводная часть:

II. Основная часть:
III. Заключительная часть:

Ход НОД: