Самая древняя библия в мире. Сколько на самом деле лет Библии? История деления Библии на главы и стихи

«Иерусалимский крест», хранящийся в ризнице собора в Гильдесгейме (Хильдесхайм, Германия, Нижняя Саксония). ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПАТРИАРХ ИОАНН ДАРИТ КАРЛУ ВЕЛИКОМУ (VIII в.н.э.) КРЕСТ, ИСПИСАННЫЙ РУССКИМИ НАДПИСЯМИ: «СЕ КР СТО ЧЬСТЬНУ, ГРОБ СТ ГО ДАНИЛА, ГРОБ СТ ОЕ ПЕЛАГИЕ И СТ ГО САВЫ, ГРОБЪ ЛАЗОРЕВ, ОДРЪ СТОЕ БЦ Е, АН ГЛОВА СТОПА, ПОСТЬНИЦА ГН Я, ГРОБЪ КОСТЯНТИНА И ЕЛНИ, СЕ ГРОБЪ ГН Ь И ГРОБЪ СТЛЕ БЦ И, ГРОБЪ ИОАНА КУЩНИКА».


Нами начато совместное расследование по вопросу, сформулированному в на- звании одного из материалов - «БИБЛИЯ - СБОРНИК МИФОВ ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ?» На суд наших читателей выносятся мнения автора, основанные на существующих документах и артефактах, не находящих объяснения в нынешней концепции истории. Мы ставим задачу - вывести из научных кулуаров на самое широкое общественное обсуждение создание новой концепции истории.

Требование Президента России создать единую концепцию школьного учебника истории вызвало настоящую информационную войну в СМИ. Накал страстей возрастает в геометрической прогрессии. Чем это вызвано? Почему столь обыденная проблема вызвала откровенную ярость внутренних и внешних русофобов? Немецкая газета «Die Welt», например, заявила, что от нового учебника «вряд ли стоит ожидать чего-то хорошего». Редакцию немецкой газеты возмущает тот факт, что в нем, наверное, будет «говориться о национальной судьбе, героях» России... Много желающих, чтобы наше образование плодило полуграмотных, не умеющих мыслить самостоятельно людей, без чувства Родины, предпочитающих собственную шкуру и благополучие превыше готовности её защищать ценой собственной жизни. История государства тесно связана с историей религии. На начальном этапе именно церковь и монастыри вели исторические хроники, на фундаменте которых стоит вся современная историческая наука. Именно поэтому нам так важно изучить это наследие. А Библия, как мы уже выяснили, является не сборником мифов, а вполне историческим свидетельством. Не будем только забывать, что, с одной стороны, церковь - институт цивилизации. С другой - составная часть управления человеческим сообществом, в котором, к сожалению, прибегают и к технологиям манипулирования нашим сознанием. А для этого используют искажение информации.

Что мы знаем о возрасте языков Библии

Исходя из преподносимого нам учебником истории, древнейшей должна быть еврейская, затем латинская, греческая и славянская Библия. Вот что пишет Н.А. Морозов: «Что касается древности дошедших до нас еврейских «под- линников», то оказывается, что никаких библейских рукописей ранее X в. нигде на свете нет… Нигде нет никаких первичных документов, удостоверяющих существование хотя бы отдельных её книг до кануна средних веков». Подлинник он ставил в кавычки недаром. Исследованные им экземпляры имели слишком гибкие и хорошо сохранившиеся листы пергамента, по сравнению с экземплярами книг того же времени. Но и это ещё не все доводы, позволяющие судить о завышенной древности. Библиотеку «древнейших» библейских рукописей составил в XIX в. А.С. Фиркович. До открытия кумранских рукописей они считались самыми древними. А.Г. Герцен и Ю.М. Могаричев пишут о его коллекции следующее: «В лаборатории консервации и реставрации документов при АН СССР были исследованы специальными приборами несколько библейских рукописей… датированных IX-X вв… при чтении в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах ясно видно, что буквы обозначенных дат были переделаны... что существенно удревняло пер- воначальную дату». О методах работы Фирковича по фальсификации не только документов, но и надгробных памятников караимских кладбищ в Крыму было известно ещё при его жизни. В 1947 г. в районе Мёртвого моря были найдены кумранские рукописи, принадлежащие, как считается, монастырю, развалины которого нашли вблизи от пещер, где они были найдены, археологами. По возрасту христианских рукописей (есть документы и другого по- рядка) историки до сих пор не могут определиться. Так, например, американец С. Цейтлин категори- чески настаивает «на средневековом происхождении этих текстов». Учёные, настаивающие на более древней датировке, основываются только лишь на палеографическом (стиль почерка) методе. На этом основана и датировка экземпляров Библии на других языках.


Отметим, что ВНЕШНИЙ ВИД «ДРЕВНИХ» КУМРАНСКИХ СВИТКОВ УДИВИТЕЛЬНО НАПОМИНАЕТ СОВРЕМЕННЫЕ КАРАИМСКИЕ СВИТКИ, например, XIX века, из их синагог-кенасс. На территории нашей страны КАРАИМЫ были известны в Крыму. Они использовали БУКВЫ, НАЗЫВАЕМЫЕ СЕГОДНЯ ЕВРЕЙСКИМИ, а говорили на ТАТАРСКОМ. По мнению И.А. Крывелёва, наиболее древние из сохранившихся рукописей Библии выполнены на ГРЕЧЕСКОМ языке, что само по себе странно. Поскольку исторически это должны были быть экземпляры на еврейском и латыни. Три древнейших кодекса Библии (Александрийский, Ватиканский и Синайский) - на греческом языке, датировка которых основана на АВТОРИТЕТЕ немецкого учёного К.Тишендорфа (XIX в.). Однако этот метод основывается на УЖЕ ИЗВЕСТНОЙ глобальной хронологии документов для сравнения, а это далеко не соответствует истине. Кроме того всегда были умельцы по подделке ЛЮБОГО стиля почерка. Об этом писал, например, видный историк церкви, профессор В.В. Болотов в начале прошлого века. Сами же кодексы ВСЕ были обнаружены очень поздно. Синайский - в XIX в., история Александрийского прослеживается только с XVII в., только Ватиканский считается появившимся в 1475 г., но его история, как и самой библиотеки, считается самой тёмной. Библия на латинском языке, естественно, тесно связана с Ватиканской библиотекой. По статье её директора Л. Бойля, в фундаментальном труде, посвящённом истории этого кладезя древних знаний, становится понятным, что её ДОКУМЕНТАЛЬНО не удаётся проследить ранее конца XVI в. Это на 100, а то и на 200 лет позднее, чем датируется знаменитая и ПРОПАВШАЯ библиотека Ивана Грозного. Разброс в 100 лет - поскольку в романовской версии истории спокойно существуют ДВА ГРОЗНЫХ: Иван III Васильевич и Иван IV Васильевич. Об этом свидетельствует сам первый официальный историк Романовых Н.М. Карамзин. Считается, что Ватиканская библиотека не подвергалась разорениям, не сгорала, не гибла. Поэтому резонно ожидать, что в ней должны были сохраниться самые древние экземпляры Библии, которые, как считается, появились якобы в IV-V вв. н.э. Это - ВУЛЬГАТА, латинский перевод Библии (народный, общедоступный). Из энциклопедического издания «Христианство»: «В 382 г. папа Дамас дал поручение перевести Би- блию Иерониму… знатоку еврейского языка… Разница между его переводом и италийским (Итала, ни одного экземпляра не сохранилось. - Авт.) … оказалась очень значительной… перевод Иерони- ма испытал судьбу италийского текста (пропали? - Авт.)… С Амиатинской рукописи (якобы самой древней - VI-VII вв. н.э.- Авт.) её издал в 1861 г. знакомый нам АВТОРИТЕТ Тишендорф. Из вышесказанного возникают сразу два вопроса, на которые нет ответов в нынешней истории. Вульгата первоначально называлась «Вульгатный перевод», что ставит его в один ряд с «Итальянским переводом» и означает, что это были РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ. Значит, в Западной Европе существовал некий язык, своеобразное ЭСПЕРАНТО, на котором говорила значительная часть простонародья этих стран..." . Что это был за язык?

Кто и как нашел древнейшие Библии

СИНАЙСКИЙ КОДЕКС ОБНАРУЖЕН ТОЛЬКО в XIX в. известным богословом К. Тишендорфом, который датировал «древнейшую» из греческих Библий IV в. н.э. Н.А. Морозов в своём труде «Христос» писал следующее. Выхлопотав у русского императора крупную субсидию, он отправился в Египет и на Синай, где и нашёл у монахов рукописный материал Библии. Нашёл в мусорном ведре, предназначавшемся для растопки печи, и не весь сразу, сначала 43 листа. Кстати, кто-нибудь пробовал растапливать печь пергаментом? Ведь он изготавливается из КОЖИ, а она, как известно, не горит. Поэтому людей, связанных с опасностью пострадать от огня (первых авиаторов и автомобили- стов), и одевали в одежду из кожи. Он несколько раз возвращался обратно и каждый раз «находил» (наверное, в том же мусоре) другие листы - всего 129. А затем, через семь лет после того как ПРАВИЛЬНО определил возраст этой рукописи, названной Синайской, продал её России (1869.г.) за 9000 рублей и получил в придачу ещё и ПО- ТОМСТВЕННОЕ РУССКОЕ ДВОРЯНСТВО. Вся эпопея с поисками в одном и том же монастыре св. Екатерины и ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ её в глазах научной общественности заняла ВСЕГО 15 лет. По этому поводу Морозов писал: «Можно только удивляться, что лейпцигский протестантский профессор библейской палеографии, германец Тишендорф, имевший полную возможность подарить эти рукописи СВОЕМУ УНИВЕРСИТЕТУ, предпочел отдать их в далекую... Россию». Морозов отмечает прекрасную сохранность внутренних листов Библии для столь варварского отношения к ней и полное отсутствие переплёта и наружных листов. А ведь именно на них указывались выходные данные рукописи. Что более чем странно, переплёты всегда изготавливаются прочнее, чем пергаментные листы, и даже для растопки печи не подходят. Тишендорфа просто-таки «преследовали» библейские рукописи якобы IV века. Ставшие, благодаря ему, знаменитыми. Как и он сам стал очень знаменит благодаря им. Он ПЕРВЫЙ ВОЗВЕЛИЧИЛ ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС (Codex Vaticanus), тоже написанный ПО- ГРЕЧЕСКИ НА СОХРАНИВШЕМ СВОЮ ГИБКОСТЬ ПЕРГАМЕНТЕ, как и Синайский сборник. А с ним и Ватиканское книгохранилище, и себя самого, отнеся его к IV веку, как к наибольшей из всех возможных древностей. А ведь, по свидетельствам самих монахов, КОДЕКС НЕИЗВЕСТНО КОГДА И КАК ПОПАЛ В ВАТИКАН. Отметим и совпадение выше рассказанной истории с подобными же поисками ещё одного АВТОРИТЕТА, уже упомянутого Фирковича. Он также искал и находил библейские тексты в Палестине, а потом (1856 г.) продал за 100 тыс. серебром своё собрание императорской Публичной библиотеке в С.Петербурге. Споры вокруг наследия Фирковича разгорелись особенно яростно уже после смерти караимского коллекционера-востоковеда, хотя начались ещё при его жизни.

О методах работы А.С.Фирковича ярко говорят, кроме уже приведённых исследований библейских текстов, следующие факты. Изучая надгробные памятники известного караимского кладбища в Иосафатовой долине в Крыму, многие востоковеды считают, что РЯД НАДГРОБНЫХ НАДПИСЕЙ БЫЛИ ФИРКОВИЧЕМ ФАЛЬСИФИЦИРОВАНЫ С ЦЕЛЬЮ ОБОСНОВАНИЯ СВОЕЙ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАРАИМОВ. По мнению известного гебраиста А.Я. Гаркави, Фиркович, во-первых, «ФАБРИКОВАЛ НО- ВЫЕ ДАТЫ НА НАДГРОБИЯХ... Во-вторых, ПОДПРАВЛЯЛ ДАТЫ НАДПИСЕЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПОЗДНЕМУ СРЕДНЕВЕКОВЬЮ, в-третьих, НЕПРАВИЛЬНО ВЫЧИСЛЯЛ ДАТЫ ПРИ ПЕРЕВОДЕ В ХРИСТИАНСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ, в-четвертых, ИЗОБРЕТАЛ ОСОБЫЕ, ЯКОБЫ БЫТОВАВШИЕ ТОЛЬКО В КРЫМУ, СИСТЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ». Академик РАН, доктор физико- математических наук А.Т. Фоменко и его партнёр Г.В. Носовский, которые создали новую хронологию истории (НХ) считают, что А.С. Фиркович был не злостным фальсификатором, подделывавшим даты исключительно из любви к 100 сребреникам. Он был искренним человеком, старавшимся «исправить историю» из самых лучших побуждений. По-видимому, крымские караимы в XVIII-XIX веках еще помнили, быть может, уже смутно, что старые надгробия и памятники, разбросанные вокруг них, относятся к БИБЛЕЙСКИМ ВРЕМЕНАМ. То есть к временам, описанным в Библии. И так, вероятно, оно и было. Поскольку, как доказывают с по- мощью современных технологий и математического аппарата создатели НХ, библейские времена, в действительности, охватывают эпоху вплоть до XVI века. На надгробных памятниках стояли, по-видимому, ИМЕННО ТАКИЕ, СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ДАТЫ. В этой информации явно доказывается непосредственное участие дома Романовых в фальсификации артефактов с целью создания ДРУГОЙ, устраивающих их клан истории. Как всегда, в процессе искажения РЕАЛЬНОЙ истории действует тандем из немца Тишендорфа и соотечественника Фирковича. Какова же была задача, поставленная перед фальсификаторами? Не дать истинной оценки роли нашего государства в мировой истории. А об этом гово- рило даже само название вышедшей в 1854 г. книги также немецкого историка Е.Классена «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно- руссов дорюриковского времени в особенности, с легким очерком ИСТОРИИ РУССОВ ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».

Славянская Библия древнее еврейской, латинской и греческой

Историк церкви А.В. Карташёв пишет: «Первой для всего Восто- ка рукописной (ещё до появления печатного станка) явилась Библия 1499 г., созданная архиепископом Новгородским Геннадием...». С этим соглашаются и другие специалисты в этой области. Но ведь ОБЩЕИЗВЕСТНО, что дочь Ярос- лава Мудрого Анна, во время своей коронации во Франции, поже- лала давать королевскую присягу не на латинской, а на привезенной из Киева славянской Библии. А ВЕДЬ ЭТО XI в.!!! Если исходить из принятой ныне хронологии. Библия так и осталась в Реймсском соборе, где до 1825 г., при церемонии коронования, все последующие поколения французских королей ПРИСЯГАЛИ НА СЛАВЯНСКОЙ Библии. Как уже было сказано выше, древнейшей СЧИТАЕТСЯ греческая Библия. Приведённые данные о несомненной фальсифи- кации Тишендорфа и Фирковича, а также крайней сомнительности палеографического (стиль почерка) метода для объективного определения возраста письменного источника, позволяют сделать следующий вывод. На сегодняшний день НЕТ рукописей полной Библии, надежно датированных РАНЕЕ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА. Поэтому необходимо признать САМОЙ ДРЕВНЕЙ ИЗ ДОКУМЕНТИРОВАННЫХ БИБЛИЙ СЛАВЯНСКУЮ.

Канон

Ещё более таинственной становится история БИБЛИИ, если рассматривать её по канону (составу) книг, входящих в Священное Писание. Он разный и в настоящее время в православной, католической, протестанской и еврейской церквях. Но он был другим и у каждой церкви в отдельности в РАЗНОЕ время. Это можно было бы как-то объяснить тем, что к древним текстам прибавлялись вновь найденные. Но это не соответствует действительности, поскольку ряд древних текстов не только не включены в современный канон Библии, но они ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО УНИЧТОЖАЛИСЬ . Что уж говорить о текстах, которые представлены в них ДРУГИМИ РЕДАКЦИЯМИ. По распоряжению Тридентского собора (1545-1563 гг.) в эпоху Реформации было уничтожено много книг из Святого Писания, признанных АПОКРИФИЧЕСКИМИ. Обширный список книг, не признанных каноническими и потому УНИЧТОЖЕННЫХ, приведён в монографии Я.А. Лецмана «Происхождение христианства» (М., 1958). Среди этих книг, КОТОРЫЕ МЫ УЖЕ НИКОГДА НЕ ПРОЧТЁМ, числится, например, «Летописи о царях иудейских и израйль- ских».

Не потому ли, что тогда мы бы знали, что сокрыто в самом сердце Германии - Кёльнском соборе? Чем является главная святыня собора - ковчег Трёх Магов, или Святых Царей? Уничтожались книги Священного Писания и при Романовых, во время церковной реформы XVII в. и дальнейшего жестокого преследования СТАРООБРЯДЦЕВ. Состав библейского канона в Рус- ской православной церкви также менялся. Полный перечень книг Ветхого и Нового завета, помещённый в Кормчей первой половины XVII в. - канонической церков- ной книге, был совсем иным, чем нынешний. Новый Завет вклю- чал значительно больше книг, чем ныне. Исчезнувшие книги сегодня вообще неизвестны: новозаветный «Иисус Навин» (наряду с ветхозаветным), новозаветный «Паралипоменон» (наряду с вет- хозаветным), книги «Родословие» (!?), «Иисус Семирамин» (!?), новозаветная «Палея», второй «Апокалипсис» и т.д. В Ветхом Завете отсутствовала книга «Есфирь». Можем сделать вывод, что канон Библии, так же как и другие исторические документы, подвергся цензуре и фальсификациям.

(Продолжение следует...)

Сергей ОЧКИВСКИЙ,
эксперт Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ.

Би́блия (от греч. βιβλία – книги) или Священное Писание – собрание Книг (Ветхого и Нового Заветов), составленных по Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов. Собрание и возведение в единый книг совершено Церковью и для Церкви.

Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке св. и .

Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин «Писание» (пишется обязательно с заглавной буквы) или же «Священное Писание» (подразумевая, что оно является частью Священного Предания Церкви, понимаемого в широком смысле).

Состав Библии

Библия (Священное Писание) = Ветхий Завет + Новый Завет.
См.

Новый Завет = Евангелие (по Матфею, Марку, Луке и Иоанну) + Послания св. Апостолов + Апокалипсис.
См. .

Книги Ветхого и Нового Завета условно можно подразделить на законоположительные, исторические, учительные и пророческие.
См. схемы: и .

Главная тема Библии

Библия – книга религиозная. Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением.

Богодухновенность Библии

Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. ()

Библию писали более 40 человек, жившие в разных странах: Вавилоне, Риме, Греции, Иерусалиме… Авторы Библии принадлежали к разным социальным слоям (от пастуха Амоса до царей Давида и Соломона), имели различный образовательный уровень (ап. Иоанн был простым рыбаком, ап. Павел закончил Иерусалимскую раввинскую академию).

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность. Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Им людьми. Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги, вот почему мы можем заметить индивидуальные психологические и литературные особенности её авторов.

Св. Писание - не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого со-творчества. Священное Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Писания.

Правильное понимание и толкование Библии

Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. ()

Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть книга . По плану Божию люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. не только сохранила букву слова Божия, но обладает и правильным пониманием его. Это связано с тем, что , который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.

Обратим внимание, даже апостолы, которые долгое время следовали за Христом и слушали Его наставления, не смогли сами, без Его помощи, христоцентрично уразуметь Св. Писание ().

Время написания

Библейские книги написаны в разное время на протяжении около 1,5 тысяч лет – до Рождества и после Его Рождения. Первые называются книгами Ветхого Завета, а вторые – книгами Нового Завета.

Библия состоит из 77 книг; 50 содержится в Ветхом Завете и 27 – в Новом.
11 (Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2 и 3 Маккавейские книги) не являются богодухновенными и не входят в канон Священного Писания Ветхого Завета.

Язык написания Библии

Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке (за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке), Новый Завет – на александрийском диалекте древнегреческого языка – койнэ.

Первоначально библейские книги были написаны на пергаменте или на папирусе заостренной тростниковой палочкой и чернилами. Свиток имел вид длинной ленты и накручивался на древко.
Текст в древних свитках был написан большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была, как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания, ни придыханий, ни ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы, но только согласные.

Библейский канон

Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393г. и Карфагенском Соборе 397 г.

История деления Библии на главы и стихи

Деление слов в Библии ввел в 5-м веке диакон Александрийской церкви Евлалий. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего латинский перевод Библии, Вульгату, в 1205 г. А в 1551 году женевский печатник Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи.

Классификация книг Библии

Библейские книги Ветхого и Нового Заветов классифицируются на Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие. Например, в Новом Завете Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова.

Переводы Библии

Греческий перевод семидесяти толковников был начат по воле египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Рождества Христова. Православная Церковь с апостольского времени пользуется священными книгами по переводу 70-ти.

Латинский перевод — Вульгата — был обнародован в 384 году блаженным Иеронимом. С 382 г. блаженный переводил Библию с греческого на латинский; в начале работы он пользовался греческой Септуагиптой, но вскоре перешел на использование непосредственно еврейского текста. Этот перевод стал известен как Вульгата – Editio Vulgata (vulgatus означает «широко распространённый, общеизвестный»). Тридентский собор в 1546 г. утвердил перевод св. Иеронима, и он вошёл во всеобщее употребление на Западе.

Славянский перевод Библии сделан по тексту Септуагинты святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, в середине 9-го века по Р. Х., во время их апостольских трудов в славянских землях.

Остромирово Евангелие – первая полностью сохранившаяся славянская рукописная книга (середина XI века).

Геннадиевская Библия – первая полная рукописная русская Библия. Составлена в 1499 году под руководством Новгородского архиеп. Геннадия (до того времени библейские тексты были разрозненны и существовали в различного рода сборниках).

Острожская Библия – первая полная печатная русская Библия. Её издал в 1580 г. по приказу князя Конс. Острожского, первопечатник Иван Федоров в Остроге (вотчине князя). Этой Библией до сих пор пользуются старообрядцы.

Елисаветинская Библия – церковнославянский перевод, использующийся в богослужебной практике церкви.В конце 1712 г. Пётр I издал указ о подготовке к изданию исправленной Библии, однако закончена эта работа была уже при Елизавете в 1751 г.

Синодальный перевод первый полный русский текст Библии. Осуществлён по инициативе Александра I и под руководством свт. . Выходил частями с 1817 по 1876, когда вышел в свет полный русский текст Библии.
Елизаветинская Библия целиком вышла из Септуагинты. Синодальный же перевод Ветхого Завета сделан с масоретского текста, но с учётом Септуагинты (выделено в тексте в квадратных скобках).

Священное писание Библия – одна из старых книг на земле. Писалась она разными авторами в течение очень длительного промежутка времени – по предположению ученых, начиная с XIV века до н. э. (Бытие) и заканчивая концом I века н. э. (Откровение Иоанна Богослова).

Однако самые старые книги Библии в том виде, в котором мы привыкли видеть эту книгу сегодня, относятся лишь к IV веку н. э. Именно к этому времени относятся находки, объединяющие в себе Ветхий и Новый Заветы. Древнейшие манускрипты Ветхого Завета датируются ІІІ веком до н. э. Старые Библии являются объектом пристального изучения археологов, историков, богословов, лингвистов. Каждая такая находка становится сенсацией.

До нашего времени дошло множество старинных книг Библий, которые хранятся в музеях, архивах, монастырях. Старейшие из них изготовлены в виде пергаментных свитков, более «молодые» изданы уже в виде книг.

Старые Библии в виде кодексов

Старые книги святой Библии, в состав которых входит и Ветхий, и Новый Заветы, написаны в виде кодексов. Это довольно известные Синайский, Ватиканский и Александрийский кодексы. Синайский кодекс получил свое название от Синайского монастыря святой Екатерины, в котором он был найден в XIX веке. Написание кодекса относят к IV веку н. э. До 1933 года рукопись хранилась в Императорской библиотеке Санкт-Петербурга, а в 1933 был продан правительством большевиков Британскому музею. Ватиканский кодекс старой Библии хранится в Апостольской библиотеке Ватикана, и также датируется IV веком н. э.

Этот экземпляр старой Библии не полон – в нем отсутствуют некоторые книги Нового Завета. Александрийский кодекс найден в Египте, время его написания относят к V веку н. э. Это самый полный из трех кодексов, он содержит , и почти весь Новый (начиная с 25 главы Евангелия от Матфея). В 2012 году мир потрясла находка – в Турции археологами была найдена старая Библия, написанная на арамейском языке, возраст которой, по результатам предварительной экспертизы, насчитывает 1500 лет. В настоящее время этот манускрипт еще исследуется, но в СМИ он уже получил название «Евангелия от Варнавы.» Будет или нет эта рукопись причислена к самым старым Библиям мира – покажет время, на сегодняшний день по поводу достоверности этого документа ведется множество споров.

Старые Библии на славянском языке

Самая старая православная Библия Руси датируется XV веком, появилась она по инициативе архиепископа Геннадия. Книги для этой Библии были собраны по разным монастырям, переведены на церковно-славянский язык, и переписаны вручную. Один из экземпляров этой православной библии сохранился до наших дней и находится в Государственном историческом музее России в Москве. Первая саринная печатная православная Библия в России была издана в 1663 году. А в 1751 году по приказу императрицы Елизаветы старая Библия был переиздана, сверена с греческим текстом, и выпускалась уже более массовым тиражом. Именно этот вариант православной Библии до сих пор используется русской православной церковью.

"Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно", -- писал пророк Исайя.

Это цитата из Библии, Книги, которую называют ещё Словом Божьим. Согласно ей, Бог никогда не оставлял Своё творение без Своего слова. Это слово всегда было с человечеством: в виде клинописи на камнях, иероглифов на папирусе, букв на пергаменте, и даже в виде Человека Иисуса Христа, Который Сам есть Слово, ставшее плотью. Наверное, всем понятно, для чего нужно Слово Божье людям? Человек всегда жаждал и жаждет узнать "три вечные вопроса": откуда мы, для чего и куда идем. На них имеется только один действительно авторитетный ответ – ответ Самого Создателя всего существующего, и находится он в Библии.
В то же время, сторонники других религий пытаются доказать, будто бы именно их священные писания являются истинными, потому что тоже по-своему объясняют окружающий мир. В подтверждение своих слов они указывают на якобы очень древний возраст своих книг. Хотя древность не является синонимом истинности, однако многим это кажется убедительным доводом. Древность языческих книг, а также некоторая схожесть сюжетов, позволила некоторым философам даже выдвинуть гипотезу, что Библия, якобы, вторична по отношению к древним языческим книгам, и что, мол, Библейское Христианство позаимствовало свою религиозную систему от предшествовавших ей более древних языческих религий. Причем сторонниками этой гипотезы выступают отнюдь не только атеисты, но и называющие себя христианами люди. В качестве примера можно назвать православного писателя Александра Меня, который отстаивал теорию эволюции не только в развитии земной жизни, но и в религиях. Но действительно ли Библия моложе языческих священных преданий?

Первой книгой Библии является книга Бытие, и поэтому именно от определения ее возраста зависит и степень древности Библии, а значит, и самой религии христиан. Если согласиться с точкой зрения, что всё Пятикнижие написал Моисей, а это датируется 1600 годом до Р. Х., тогда, конечно, верным будет утверждение, что Библия моложе многих индусских, вавилонских, египетских и тибетских записей. Однако авторство всей книги Бытие за одним Моисеем уже давно оспаривается. Существовала даже версия, что авторами книги были 4 человека, обозначавшиеся буквами J, E, D и P. В целом, разработчики этой версии глубоко ошибались, приписывая авторство каким-то кочевникам, жившим намного позже самого Моисея.

Тем не менее, в Новом Завете книга Бытие упоминается 200 раз, но, заметьте, ни разу не сказано, что автором какой-либо фразы является Моисей! Вообще, большинство современных людей, а порой и христиан, почему-то думает, что пророк Моисей начал писать Пятикнижие только на горе Синай, где получил также и Скрижали с 10 заповедями. Но это не так! Первый раз повеление сделать запись в некую Книгу находится в книге Исход: "И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу…" (Исх. 17:14). Что этому предшествовало? Перейдя расступившееся Чермное море посуху, израильтяне вошли на Синайский полуостров и на местности Рифидим их атаковали амаликитяне. Бог дал Израилю победу, и об этом-то Господь повелел Моисею записать в Книгу. Следовательно, КНИГА УЖЕ БЫЛА!

Кто же был автором Бытия? – спросите вы. По-христиански можно сразу ответить без колебаний: Дух Святой, то есть Сам Бог вдохновлял писца-пророка на запись Его слов в Книгу. Поэтому вопрос только в том, кто были эти первые пророки, записавшие Первую книгу Библии.
Пятикнижие, действительно, записано всё Моисеем. Он был очевидцем и участником событий, которые описал в четырех книгах. События же книги Бытие повествуют о том, что было задолго до его рождения, в том числе задолго и вообще до чьего-либо рождения. Само слово "бытие", передающее греческое слово "генезис", означает, кстати, "родословие", "генеалогическая запись", то есть что-то, относящееся явно к истории, к прошлому. Евангелие от Матфея начинается именно этим словом: "Генезис Иисуса Христа…" Следовательно, логично предположить, что Моисей просто собрал, отредактировал и переписал то, что было уже записано кем-то до него, сопроводив всё это своими замечаниями! Естественно, такая работа была осуществлена им по вдохновению свыше.
Бог никогда не оставлял человечество в неведении о Себе. Сначала человек имел непосредственное общение со своим Творцом в Едемском саду, и, вполне вероятно, мог разговаривать с Богом лично после своего грехопадения. Однако постепенно, всё больше отдаляясь от Бога, строя свою собственную земную цивилизацию, порою обращаясь к темным силам, сатане, человек утратил способность прямого общения с Господом. Подрастали новые поколения детей и внуков, которым нужно было передавать сведения об их происхождении. Тогда-то и возникла необходимость поведать потомкам о Боге и сотворении Им мира, о пути спасения от греха и смерти. В допотопные времена (до Всемирного Потопа) люди жили 800--900 лет, и это позволяло ограничиваться сперва одним лишь устным преданием. Но вот в книге Бытие мы читаем о развитии цивилизации у древних потомков Каина, о развитии у них науки, музыки, поэзии. Почему, собственно, мы решили, что у них не было письменности? Достоинствами письменности являются ее долговечность, точность формулировок, возможность хранения, накопления, сопоставления, просмотра и посылки на расстояния в большом объеме без необходимости заучивать наизусть. При развитии цивилизации не мыслимо говорить об отсутствии письменности. Письменность была. И вот, сначала один, затем другой человек, потом еще и еще записывали то, что говорил и делал в их жизни Бог, не забывая воспроизводить или сохранять записи предшественников. В конце письма обычно ставят подписи. В книге Бытие они тоже есть, их несколько: 2:4, 5:1, 10:1-32, 37:2. Эти утомительные для кого-то родословия, над которыми так много издевались атеисты, и есть ПОДПИСИ патриархов, писавших Слово Божие в древности!

Однако, подписи в первом (1:1-2:3), явно законченном, отрывке нет. И действительно, кто же мог быть очевидцем сотворения всего существующего: неба, земли, звезд, растений и животных? Кто мог написать первую главу так точно и ясно, что она не опровергается до сих пор никакой наукой? Только Сам Бог! Бог! Как Скрижали Завета были начертаны на горе Синай "рукою Самого Господа", так же и повествование о сотворении мира было написано Богом и затем вручено Адаму. Первая глава – это запись Самого Бога.

Записи Адама говорят уже только о том, чему он сам был свидетелем. Его записи кончаются в Бытии 5:1. Этим, кстати, объясняется, почему в 1-й и во 2-й главе в оригинале Бог назван по разному. В первом отрывке Бог Сам пишет о Себе, а во втором повествовании – Его имя пишет человек Адам. Этим же объясняется и повторение событий о сотворении в 1-й и 2-й главах. Адам, излагая историю происхождения всего живого, в том числе и жены Евы, не посмел уничтожить предыдущих слов Самого Бога. Два взаимодополняющих взгляда на сотворение так и остались в Писании. То же самое делали и все последующие переписчики и пророки Библии – они оставляли записи предыдущих авторов слово в слово, знак в знак. Так Слово Божие сохранялось веками. Первая Библия состояла всего из пяти глав, но это была уже Библия – Слово Божие. В ней уже была весть о Том, Кто родится от "семени жены" и поразит змея в голову.

Кто был вторым автором Библии после Адама? Возможно, им был его сын Сиф, но возможно, что это был кто-то из его правнуков, ведь сам Адам жил 930 лет. Однако нам достоверно известно, что последним переписчиком и хранителем Слова Божьего до Потопа был Ной. Он не только сохранил Священное Писание, доставшееся ему от предшественников, но и оказался первым послепотопным патриархом, имеющим это Слово, потому что все люди были уничтожены. От него Библия, дополненная повествованием о Потопе, перешла к Симу, от того – к Еверу, Фалеку, и, в конце концов – к Аврааму. Не все они что-то записывали в Библию, однако они могли быть просто хранителями и копировальщиками истинного Слова Божьего, людьми, ответственными за передачу Библии следующему патриарху. Вполне вероятно, какие-то копии этой Библии распространялись по тогдашнему миру, проповедовались и переписывались всеми желающими. В этом отношении примечателен царь Салимский Мелхиседек, являвшийся одновременно и священником истинного Бога, которому патриарх Авраам принес десятину. Это наталкивает на мысль, что верующие в истинного Бога люди в древности всегда были, имели истинные понятия о Боге, о сотворении мира, и даже совершали Ему служение.

Последняя подпись в книге Бытие располагается до 37:2. Потом идет повествование о сыновьях Иакова, о переселении израильтян в Египет, то есть об истории возникновения израильского народа. Книга с таким содержанием вполне могла существовать у тех древних евреев, которых предстояло выводить из Египетского плена Моисею.
Моисей, как прямой потомок Авраама (это опять сообщает родословие), обучавшийся и живший при дворе фараона в полной безопасности, имел и хранил эти Священные Записи своих предков. Они, видимо, были разрозненные, написанные на папирусах или другом каком-нибудь недолговечном материале. Их-то Моисей и систематизировал, переписав и соединив в единую Книгу, на что ему было отпущено 40 лет жизни в пустыне, когда он укрывался от фараона. Эта книга и была потом названа ПЕРВОЙ КНИГОЙ МОИСЕЯ.

После Моисея Библия перешла к Иисусу Навину, о поручении записывать которому мы читаем в И. Нав. 1:7-8. Затем израильские судьи, пророк Самуил, цари и священники также хранили и вели дальше записи в Слове Божьем. Ко времени Иисуса Христа Ветхий Завет был известен в греческом переводе (под названием "Септуагинта") далеко за пределами Иудеи. Так что древняя Библия дошла до наших дней абсолютно неискаженной, что подтверждают и данные археологических находок. Например, найденные в 1947 г. древние кумранские папирусы с записями книг Ветхого Завета подтвердили, что за 2 000 лет текст не претерпел никакого искажения.

Во время пришествия на землю Самого Бога, ставшего человеком, Иисуса Христа, авторитет Библии был Им полностью подтвержден, и Библия дарована христианам как "верное пророческое Слово". Поэтому, подводя итог вышеизложенному, мы, христиане, имеем полное право утверждать, что являемся наследниками и хранителями Записей, ведущих свое происхождение ОТ САМОГО СОТВОРЕНИЯ МИРА! Библия является самой древней книгой в мире, самой уникальной, стройной, согласованной, непротиворечивой внутри себя и самой истинной!

Писания же людей других религий, увы, лишь слабые тени и отзвуки этой Книги. Это как информация из "испорченного телефона", имеющая на выходе нечто отличное от того, что было на входе. Мы уже говорили, что люди древности были осведомлены об истинной вере в истинного Бога. Все народы произошли от одних и тех же людей – Ноя с сыновьями, которые имели полное представление об истинном положении вещей в мире. После Вавилонского столпотворения, а это был бунт нового населения Земли против Бога, образовались разные народы, которые рассеялись по планете. Естественно, у них пропал единый язык, Священные тексты читать в оригинале они не могли или не хотели, а может и заведомо отказались. Возможно, после обретения своих национальных языков и рассеявшись, они стали воссоздавать прежние Библейские истории по памяти, раскрашивая их собственными фантазиями и сюжетами, дополняемыми и искажаемыми последующими поколениями. Вполне вероятно и вмешательство сил тьмы – дьявола через своих сторонников в служителях культов. Внушаемые сатаной откровения, сны и знамения могли быть прибавлены к истинному Слову Божьему и таким образом исказили истинное лицо первоначальной Божьей религии. В результате мы имеем на сегодня то, что все религиозные тексты мира в описании каких-то древних событий часто очень схожи, являясь по своей сути то более, то менее точной копией с Оригинала. Конечно, некоторые искаженные версии Оригинала выглядят очень красиво и логично, но все-таки для правильного разрешения основных вопросов жизни и смерти необходимо руководство только заслуживающим доверие проверенным Оригиналом -- Библией христиан.

Сторонники языческих религий, например, индуисты, говорят, что их писания истинны, потому что они самые древние. Для христиан это, конечно, слабый аргумент, потому что и сатана, противник истинной веры в Бога, тоже очень древняя личность, и вполне мог быть автором очень древних, альтернативных Божественной Библии, писаний. Но на самом деле получается, что, действительно, самая древняя Книга – она же и самая истинная! Это Библия! Но она истинная не потому, что старше других книг, а потому, что ведет свое происхождение от Самого Бога – Создателя всего видимого и невидимого. Знать ее и жить по ней – значит идти к истинному Богу и к даруемой Им через Иисуса Христа жизни вечной!

Глава третья

История Старого Завета

3.1. Появление иудаизма

Библия хронологически поделена на две части – Новый и Старый Заветы, и о последнем как раз пойдет речь в этой главе.

Эта древняя часть Библии называется Тана?х в иудейском каноне или же «еврейской Библией». Танах от христианского Ветхого Завета отличается достаточно сильно. Он более подробен, и в нем заложены более древние варианты Писания. Ветхий Завет написан на древнееврейском языке, зародившемся в Древнем Израиле. Только несколько частей были составлены на арамейском, также распространенном в Израиле во времена Вавилонского завоевания.

Иудаизму около трех тысяч лет, это самая древняя мировая религия, существующая в наши дни. А с появлением первых христиан Ветхий Завет был переведен на древнегреческий язык и стал каноническим в христианстве.

Завет – соглашение между людьми и Богом. В древности заветом называли любое важное соглашение, договор, клятву, которую нельзя было нарушить. Библейские писания тоже позже назвали «Заветом» и это слово приобрело религиозный характер, в бытовых вопросах от использования его отказались. Соответственно, Ветхий Завет – первое соглашение с Богом, Новый Завет – второе. Когда Бог увидел, что люди стали забывать его заповеди, стали алчными и богохульными, он послал на Землю своего сына – Иисуса Христа, и они заключили с Богом Новый Завет.

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ. Четвертая глава книги Бытие начинается кратким и достаточно ясным замечанием о том, что после изгнания из рая библейские «прародители» прежде всего позаботились оставить после себя потомство.«Адам познал Еву, жену свою; и она

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Часть II Скрижали Завета: Священная история Ветхого Завета МОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ НА НАЧАЛО ДНЯ Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Часть третья СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА. Введение в Священную историю Ветхого и Нового Завета Бог всегда живет в любви. Как Бог Отец любит Бога Сына и Бога Духа Святого, так Бог Сын любит Бога Отца и Бога Духа Святого, так и Бог Дух Святый любит Бога Отца и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

9:1-10 Ограниченность старого завета В этой главе выявляется контраст между ветхим и новым, земным и небесным. В 9:1 автор отмечает два аспекта первого завета, которые он рассматривает в обратном порядке: его земную скинию (2-5) и установления церемониального закона (6-10).

Из книги Книга о Библии автора Крывелев Иосиф Аронович

Из книги Священное автора Отто Рудольф

Из книги Том 2. Магизм и единобожие автора Мень Александр

Глава двадцать третья СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ Израильское царство, 950-930 гг. Я убежден, что, чем больше будут понимать Библию, тем прекраснее она будет казаться. Гете При Соломоне, который царствовал почти сорок лет (961-922), в Палестине наступил наконец долгожданный мир .

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Глава третья. БНАЙ-БРИТ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ПЕРВЫЕ ШАГИ ОРДЕНА Двенадцать предприимчивых евреев Основатели ордена не были нищими иммигрантами живущими за счет собственного труда. Генри Джонс был учредителем механической мастерской. Вовлеченный с головой в еврейскую

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Раздел 1. Священная история Ветхого Завета Значение понятий «Божественное Откровение», «Священное Предание», «Священное Писание», «Библия», «Ветхий и Новый Завет» Целью Божественного домостроительства, т. е. попечения Бога о Своем творении, является спасение человека и

Из книги Библия. Популярно о главном автора Семенов Алексей

Раздел 2. Священная история Нового Завета Значение понятий «Новый Завет», «Евангелие» Священным Писанием Нового Завета называется собрание книг, написанных святыми апостолами и рассказывающих о Боговоплощении, земной жизни Иисуса Христа и жизни святой Христовой

Из книги Библия без цензуры Ключ к самым загадочным текстам Ветхого Завета автора Томпсон Алден

Глава четвертая История Нового Завета 4.1. Появление первых писаний Первые тексты Нового Завета появились в начале первого века нашей эры. Они были написаны на древнегреческом языке, на диалекте койн[э?], его еще называли александри?йским. Все дело в том, что тогда всё

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

6. Наихудшая история Ветхого Завета: Книга Судей 19–21 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым (Суд 21:25). Данная глава связана со следующей двумя моментами. Во–первых, истории, обсуждаемые в них, абсолютно противоположны: здесь речь

Из книги Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала автора Эрман Барт Д.

7. Лучшая история Ветхого Завета: Мессия Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий… Ибо младенец родился нам - Сын дан нам… (Ис 9:2, 6). В качестве наилучшей ветхозаветной истории я выбрал не какой–то один эпизод, как это было в случае с наихудшей, но великую тему, которая

Из книги автора

Библейская история ветхого завета

Из книги автора

Библейская история Нового завета Настоящее «Руководство» есть необходимое дополнение к изданному раньше подобному же «Руководству библейской истории Ветхого Завета», и потому оно составлено совершенно по тому же плану и преследует те же цели. При составлении обоих

Из книги автора

ГЛАВА 8 ИСТОРИЯ ПЕРЕДАЧИ ТЕКСТА НОВОГО ЗАВЕТА Для текстолога, которого интересует восстановление оригинального новозаветного текста, важно изучить историю текстуальной традиции начиная с древнейших времен и до конца средневековья. Среди прочего, это означает, что ему