Самашки вторая война в чечне. От самашек до бачи-юрта

Самашки можно поставить в один скорбный ряд с Лидице, Катынью и Сонгми…

С самого начала войны в Чечне Самашки были как кость в горле у российского командования. Село расположено в 10 км от чечено-ингушской границы, через него проходит автотрасса Ростов — Баку и железная дорога.

Победное шествие российских войск прервалось, едва успев начаться: жители Самашек категорически отказались пропускать танковые колонны. Тогда войска обогнули село с севера, и оно оказалось в полублокаде — свободной осталась только дорога на юг, в сторону райцентра Ачхой-Мартан.

Всю зиму российскому командованию было не до Самашек: шли тяжёлые бои за Грозный. К 6 апреля 1995 года обстановка вокруг села накалилась до предела: в районе населенного пункта действовали чеченские подразделения.

Российское оккупационное командование перебросило дополнительно формирования ОМОНа, внутренние войска, около 100 единиц артиллерии и предъявило ультиматум, согласно которому село должны были покинуть все «боевики», жители должны были сдать 264 автомата, 3 пулемёта и 2 БТРа.

После совета между собой сельчане решили начать выполнять условия ультиматума, хотя требуемого оружия в селе не было. Люди надеялись на переговоры.

Около 70 ополченцев ушли из села по просьбе людей в сторону Сунженского хребта. В тот день в Самашках оставалось только 4 вооружённых человека. Срок ультиматума истекал к 9 часам утра 7 апреля 1995 года, но уже в ночь с 6 на 7 апреля по беззащитному селу был открыт артиллерийский огонь, а в 5 часов утра нанесла удар авиация.
***

Invalid video URL.

Утром 7 апреля около 300 жителей Самашек покинули село. В 10 часов переговоры были продолжены, но ни к чему не привели, потому что жители не смогли сдать требуемого количества оружия, которого у них не было.

В 14 часов командующий группировкой «Запад» генерал Митяков повторил ультиматум, а к вечеру российские части ворвались в село.

Карательная акция продолжалась 4 дня, в течение которых в село не пропускали ни прессу, ни представителей красного креста. Непосредственным исполнителем кровавого убийства являлся генерал Романов (он же генерал Антонов). Именно он командовал частями внутренних войск, вошедших в село.

То, что в эти дни творилось в Самашках имеет одно определение — геноцид. В Самашках за один день 8 апреля были убиты сотни женщин, детей, стариков.

Бесчинства начались сразу же после входа в село русских карателей. Расправа над невинными людьми была скорой и страшной.

«Подозрительные» дома сначала забрасывались гранатами, а затем «обрабатывались» огнемётами «шмель».

На глазах у местной жительницы Янист Бисултановой застрелили старика, когда он молил о пощаде и показывал на свои орденские планки. У Руслана В. убили 90-летнего тестя, который в своё время участвовал в освобождении Бухареста и Софии…

Во время «зачистки» примерно 40 сельчан бежали в лес и пытались там отсидеться. Однако, по лесу ударила артиллерия. Под артиллерийским огнём почти все они погибли…
***
Только по данным на 16 апреля на сельском кладбище было вырыто 211 свежих могил, и с каждым днём их число прибавлялось. Многие самашкинцы были похоронены в других местах…

Жительница Самашек Аминат Гунашева рассказала следующее:

«17 мая (1995 г.), когда мы стояли в пикете возле Госдумы, из подъезда вышел Станислав Говорухин, узнал нас и убежал. Когда он был в Самашках, то видел и наши братские могилы, и сожжённые дома. Люди тогда подходили к нему, подносили останки своих близких — кто пепел, кто кости… Российские войска стояли возле Самашек с января этого года. И все эти месяцы мы каждый день ожидали штурма…

Утром 7 апреля русские командиры сказали, что если до 16 часов мы не сдадим им 264 автаматв, то начнётся штурм. Взять оружие было неоткуда, потому что в тот самый день все бойцы ушли из Самашек. Их уговорили старики. Командиры твёрдо обещали, что если из села уйдут все вооружённые защитники, то войска в него не войдут…

На собрании народ решил резать скот, продавать мясо и на вырученные деньги покупать автоматы у российских военных. Знаете, откуда к чеченцам при полной блокаде с земли и воздуха поступает оружие? Мы покупаем его у русских интендантов и меняем на еду у вечно голодных солдат срочной службы. Часто боевую гранату отдают за буханку хлеба.

Но в тот день положение было безвыходным. Мы никак не могли так скоро достать требуемое. Попросили неделю. Но, очевидно, ультиматум был только предлогом, потому что никто не стал ждать даже обещанных 16 часов. Всё началось на 2 часа раньше…

… Мы сидели, ожидая своей участи. Убежать не могли — боялись, что раненый ранее дядя истечёт кровью. Слышим, как открываются ворота, как въезжает БТР, как бросают гранату в пустой подвал. Вошли в комнату. Их было 18-20 человек. На вид трезвые, только глаза будто остекленевшие.

Увидели дядю: «Когда ранило? Где автомат? Где «духи» ?»

Раиса бросилась к пришедшим: «Не убивайте, никого в доме нет, автоматов нет, папа тяжело ранен. У вас же тоже есть отец?» — «У нас приказ убивать всех от 14 до 65 лет,» — заорали пришедшие и стали опрокидывать ногами вёдра с водой. А мы уже знали, что это значит: теперь непременно сожгут, а воду вылили, чтобы нечем было тушить. Омоновцы вышли из комнаты. Бросили в дверь гранату. Раису ранило. Она стонала.

Я слышала, как кто-то спросил: «Что?» Рядом ответили: «Баба ещё жива.» Это про Раису. После этих слов — два выстрела из огнемёта. Я почему-то не могла заставить себя закрыть глаза. Знала, что сейчас убьют, и хотела только одного — умереть сразу, без боли. Но они ушли. Я оглянулась — Раиса мертва, дядя тоже, а Ася жива. Мы с ней лежали, боясь пошевелиться. Горел трельяж, занавес, линолеум, пластмассовые вёдра. Нас оставили жить по ошибке, приняв за мёртвых…

Я подошла к школе. Там женщины вынимали из петли нескольких повешенных мальчиков. На вид 1-3 класса. Дети от ужаса выбежали из здания. Их поймали и удушили на проволоке. Глаза вылезли из орбит, лица распухли и стали неузнаваемыми. Рядом была куча сгоревших костей, останки ещё, примерно, 30 школьников. По словам очевидцев, их также повесили, а потом сожгли из огнемёта. На стене чем-то бурым было написано: «Музейный экспонат — будущее Чечни». И ещё: «Русский медведь проснулся.»

Больше я никуда идти не могла. Вернулась домой. От дома остались только стены. Остальное сгорело. Мы с Асей собрали в клеёнку и газетную бумагу пепел и кости дяди Насреддина и Раисы. Дядя прожил 47 лет, а Раисе в июле должно было исполниться 23…

Мы приехали в Москву не только для того, чтобы донести до вас боль нашего народа. Мы хотели рассказать и о ваших убитых солдатах. Нам дико смотреть, как их тела вывозят на вертолётах в горы и там сбрасывают на растерзание диким зверям, как трупы разлагаются в озере ядовитых отходов химкомбината (между Грозным и 1-м молочным заводом), сваливаются в силосные ямы.

… Во время пикета у здания Думы оттуда выскочила пожилая, прилично одетая дама. Она смеялась над нами, показывала язык, корчила рожи. Её поддержали какие-то мужчины. Они плевали в нас жвачкой…

Я хочу, чтобы все знали: да, нам невыносимо жалко своих погибших, но нам жаль и Россию. Что будет, когда убийцы, насильники и наркоманы, бесчинствующие сегодня на нашей земле, вернутся на родину? И ещё я не понимаю, как вы можете жить, зная, что сейчас ваши военные живьём сжигают из огнемётов наших детей? На глазах у родителей давят ребёнка БТРом и кричат матери: «Смотри, б***ь, не отворачивайся!» Как вы после этого глядите в глаза своим матерям, своим жёнам, своим детям?»

В материале использованы материалы правозащитных организаций, рассказы жертв карательной акции в Самашки и фрагменты книги Игоря Бунича «Шесть дней в Будённовске»

«Зачистка» Самашек сопровождалась убийствами мирных жителей, издевательствами над задержанными, грабежами и поджогами домов. Именно в ходе «зачистки» погибло больше всего жителей села и было разрушено большинство домов.

В северной части села, прежде всего в районе вокзала, она была начата еще в первый день операции — вечером 7 апреля, вскоре после входа туда войск.

В остальных частях села военнослужащие также заходили в дома еще вечером и ночью 7 апреля, проверяя отсутствие там боевиков. Однако, по сообщениям свидетелей, основная «зачистка» началась в Самашках в 8-10 часов утра 8 апреля.

Следует отметить, что внутренние войска и ОМОН 7 и 8 апреля прошли лишь по основным улицам села, протянувшимся по линии восток-запад, даже не заходя на многие улицы, протянувшиеся с севера на юг.

Большей частью, зайдя ночью в дом и убедившись, что там нет боевиков, солдаты не трогали мирных жителей. Однако уже в это время имели место случаи задержания людей и убийства мирных жителей.

Так, по показаниям свидетелей, люди в форме зашли ночью 7 апреля в дом 93 по ул. Шарипова и проверили документы у находившихся там людей. Обнаружив, что сын хозяев дома, АХМЕТОВ БАЛАВДИ АБДУЛ-ВАХАБОВИЧ, прописан не в Самашках, а в Прокопьевске Кемеровской области, они сказали, что отведут его на станцию в штаб. Один из свидетелей (Х.РАСУЕВ) привел слова этих людей: «Документы проверим. Там в списках есть ты или нет. Потом отпустим». Ну, матери говорят: «Не беспокойся. Мы там проверим, отпустим». Тело расстрелянного Б. АХМЕТОВА было обнаружено на следующий день на улице (см.Приложение 3 ). По показаниям свидетелей, зашедшие в дом военнослужащие были не солдатами срочной службы, а людьми более старшего возраста.

ЧИНДИГАЕВ АБДУРАХМАН, 1952 г.р., проживающий по ул. Шарипова, 46 и УМАХАНОВ САЛАВДИ, пожилой мужчина, проживающий по ул. Шарипова, 41, сообщили, что вечером 7 апреля они вместе с ИСАЕВЫМ МУСАИТОМ, 1924 г.р., и БАЗУЕВЫМ НАСРУДДИНОМ, 1948 г.р., находились в доме по адресу ул.Шарипова 45. Выбор этого дома объяснялся наличием крепких бетонных стен и перекрытий первого этажа, способных выдержать артиллерийский обстрел (см.фото ). При приближении к их району военнослужащих федеральных сил все четверо забились в кладовку, находящуюся на первом этаже. Войдя во двор военнослужащие бросили в примыкающее к этой кладовке помещение гранату. Далее, по словам УМАХАНОВА, события развивались так:

«Тут через минуту, даже, может, раньше открывают дверь: «Живой кто есть?» Есть, выходим [Во двор — авт.докл. ]. Их было четыре человека. «Суки, ложитесь! Суки, ложитесь!» — Мы легли. Нас обшарили. Тут сзади один кричит, мне говорит: «Там остался кто?» Я говорю: «Нет». «Бери заложников», — сзади кричит. Меня заводят обратно туда. Никого нет. Выходим. «Суки, в яму! Суки, яма!» Нас загоняют туда [в яму в гараже для ремонта автомобиля — авт.докл. ]. Машина стоит как тогда стояла. Насруддин первым залез. Вон туда встал, к стене. Да, да, к дальней стене. Мы втроем тут стоим. Я говорю: «Нас убивать сюда ставят». Ну, я почитал там молитву. У нас эти стоят, солдаты. МУСА говорит: «Ребята, не стреляйте. Скотину кормить надо... Не стреляйте». ИСАЕВ на третью ступеньку шагнул. Двое солдат... Наставили на него автомат. Толкали туда его так. Да, он не успел спуститься. Моментом оттуда автоматную очередь ему дал. Мы только спустились и только нагнулись — эти вторую пустили очередь».

После этого военнослужащие ушли со двора. В результате ИСАЕВ был убит, БАЗУЕВ и УМАХАНОВ ранены (БАЗУЕВ погиб на следующий день). УМАХАНОВУ перевязку в Самашках делали врачи Красного Креста.

О расстрелах мирных жителей сообщали также жители северной части Самашек, которая, в целом, пострадала меньше других районов села.

Утром, по словам всех опрошенных жителей села, военнослужащие двинулись по улицам, грабя и поджигая дома, задерживая всех мужчин. Были совершены многочисленные убийства.

Полной ясности в том, кто же производил «зачистку» 8 апреля, нет. Большинство жителей сообщали, что среди проводивших «зачистку» основную массу составляли не солдаты срочной службы (18-20 лет), первыми зашедшие в село, а военнослужащие старшего возраста (25-35 лет) — по-видимому, контрактники.

Однако имеются показания пострадавших о том, что их дома поджигали утром 8 апреля те же самые военные, которые зашли в село вечером 7 апреля. Например, ЛАБАЗАНОВ МАГОМЕД, пожилой человек, проживающий в доме 117 по ул. Кооперативной, рассказал, что во двор дома, в подвале которого он скрывался вместе с другими стариками, женщинами и детьми, ночью 7 апреля вошли российские военные. Они предварительно бросили во двор гранату, но после криков из подвала туда гранату бросать не стали. Командующий этой группой капитан разрешил всем остаться в подвале; военные ночевали во дворе. Утром эти же солдаты, по возрасту — срочной службы, начали поджигать дома. В частности, так сгорел дом, где проживал сын рассказчика ЛАБАЗАНОВ АСЛАМБЕК (Кооперативная 111). Однако когда солдат с канистрой в руках пришел поджигать тот дом, в подвале которого прятался рассказчик, другой военнослужащий не дал ему это сделать, сказав: «Там в подвале старики и женщины. Назад!».

Важным источником информации для авторов доклада стали слушания, проведенные парламентской комиссией по расследованию причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской Республике 29 мая. Лишь на этих слушаниях они смогли услышать рассказы непосредственных участников операции в Самашках, т.к. сами встретиться с этими людьми не могли вследствие враждебного отношения к наблюдательной миссии правозащитных организаций со стороны командования федеральных сил.

Военнослужащие и сотрудники ОМОНа описывали свои действия 8 апреля просто как выход из практически не разрушенного села. По их словам, поджогов домов и убийства мирных жителей не было. Более того, утверждалось, что они фактически не видели мирных жителей села и не имели с ними дела. При этом сотрудник московского ОМОНа, вразрез с показаниями солдат ВВ, рассказал о том, что бой продолжался и утром: «приходилось фактически ползком пробираться по улицам вперед».

Если картину происшедшего в Самашках строить на основе этих рассказов, как это делают члены парламентской комиссии, то операция в Самашках приобретает чрезвычайно странные черты. С боем заняв село, войска утром под огнем почему-то выходят из него. Массовые же разрушения каким-то образом возникают позже.

Утверждение одного из солдат ВВ о том, что они в дома не входили, находится в противоречии с ответами на вопросы сотрудника подмосковного ОМОНа:

Вопрос к сотруднику подмосковного ОМОНа: «Вы для того, чтобы обеспечить безопасный отход, проверяли дома? Заходили в дома?
Вопрос: «Скажите, кто заходил в дома? ОМОН обеспечивал эту безопасность или солдаты срочной службы?»
Ответ: «Мы были вместе. Утром все понимали, что выходим, вроде все тихо, спокойно, но бессонная ночь и напряжение сказывались».

Здесь возникает вопрос, который почему-то никто из членов парламентской комиссии не задал — каким образом при проверке домов участники операции ухитрились не иметь дела с мирными жителями?

Нельзя исключить того, что большинство из выступивших на парламентских слушаниях участников операции в Самашках действительно сами не принимали участия в «зачистке» и просто не обладают полной информацией о происшедшем в селе. Никто из них не знал, по какой улице они заходили и выходили из села — возможно, это были те улицы, где серьезных разрушений нет.

Тем не менее, один из военнослужащих рассказал следующий важный эпизод, противоречащий показаниям остальных выступивших участников операции:

«На следующий день, когда мы возвращались, в одном из домов мы заметили шевеление, это было 8-го утром. При осмотре дома в подвале были обнаружены около 70 мужчин разного возраста... По радиостанции была получена команда взять их в плен. Мы их привели на КП, там сдали сотрудникам ФСБ... Взяли, можно сказать, по подозрению, в боевой обстановке». Задержанные люди не были вооружены.

В данном рассказе вызывает сомнение то, что около 70 мужчин-самашкинцев могли находиться в одном подвале.

Жители села обычно описывают проверку подвалов по-другому. Приведем выдержки из рассказов нескольких жителей.

АНСАРОВА АЗМАН, поживающая в Самашках на Выгонной улице:

«В пятницу я узнала, что в четыре часа будут вводить войска. У меня два сына и муж. У нас нет оружия и мы никогда не воевали. Взяли своих сыновей и спустились в бомбоубежище на Рабочей улице... Вдруг пришли солдаты. »Есть кто? Выходите!". Я сказала: «Здесь женщины и наши дети». Мы вышли. Они: «Женщины в сторону» — прямо с автоматами. Нашим сыновьям — «Быстро раздевайся — босым и до пояса!» Кто медлил — тому автоматным прикладом били. Один из мужчин — МУРТАЗАЛИЕВ УСАМ (двое детей у него, жена и отец мертвые лежали во дворе). Он показал солдату свой паспорт — тот взял на клочки разорвал документ. «Мне, говорит, ваши документы не нужны. Вы чеченцы — мы вас будем убивать». Мы просили, умоляли их: «Они не брались за оружие! Мы их берегли. Никто с оружием в селе не остался. Не трогайте наших сыновей!» Они сказали: «Если еще слово скажете — мы вас пристрелим!». Нецензурными словами нас обзывали. Потом наших сыновей забрали и увезли".

Проживающая по ул. Рабочая, дом 54 КАРНУКАЕВА:

«Дома сожжены. Мне сейчас некуда идти. Я голодная, холодная осталась на улице с 4 детьми. Детей избивали передо мной даже. Это было позавчера — 8-го числа. Как услышали шумы машин, танков, побежали к соседям, спрятались у них в подвал. Заходят они в соседский двор, кричат деду: »Где, кто здесь?" Дед, наверное, испугался подумал, что бросят в подвал что-то, говорит: «У меня там женщины и дети». «Ну-ка, пусть выходят!» Стоит — прямо автомат на нас. Как пацаны выходят, сразу ногами их бьют, на колени к стенке сразу ставят детей. Им 12-13 лет. И нас. Последний когда вышел [солдат — авт.докл. ] говорит: «Есть кто еще?». Мы говорим — «нет». И закинул гранату. Потом детей избивать. Я плачу, у меня девочка 5 лет тоже плачет: «Отдайте их, отдайте».
Мужа моего, КАРНУКАЕВА АЛИКА, взяли, деверя моего, КАРНУКАЕВА ХУСЕЙНА, инвалида без руки, забрали. Забрали и двоих сыновей моих. Через час они [сыновья — авт.докл. ] вернулись домой, а мужа моего забрали, прямо во дворе раздели. Голым забрали. Даже рубашки на них не оставили...
Их [сыновей рассказчицы — авт.докл. ] ставят к стенке, бьют пинком под зад, а он [сын рассказчицы — авт.докл. ] говорит: «Дядя — вы нас не убьете? Не убьете?». А военный взял голову и об стенку его. Отец стоит — наверно жалко ему было сына и говорит: «Он русский язык не понимает». А он отца ударил прямо в подбородок. А я говорю: «Ради бога не говори им ни слова — он тебя убьет»... Бабке говорят: «Это у вас питьевая вода?». Та говорит: «Да, это чистая вода». «Давайте пейте сами сначала». Она взяла кружку, выпила воды, потом сами пьют и разлили ее, ни капли не оставили. Все эти бочки и фляги перевернули, и вылили воду. В случае чего, если пожар будет, чтобы не тушили. Наверно, так они думали. Мы сегодня утром к восьми часам вышли из Самашек, пешком. Через пост нас беспрепятственно пропустили — ну не сказали ничего. Сказали: «Проходите». Проверили правда, не документы, а сумки, вот так, карманы. А так ничего не сказали".

ЮЗБЕК ШОВХАЛОВ, старейшина села Самашки, принимавший участие в переговорах с российским командованием, проживающий по адресу ул. Кооперативная дом 3, рассказал:

«Прихожу домой [7 апреля — авт.докл. ], мне говорят: идут танки, БТРы, все, что у них есть. Сзади машины идут, солдаты. Я говорю: »Ребята, семьи, залезьте в подвал". А я стою на улице. Идет. «Дай боевиков». Я говорю: «Боевиков нет здесь». «Ты, пошли со мной». Мы проходим по комнатам в моем доме. Второй раз, приходят другие. Мне не говорят: иди. Идет он. Очередь какая-то автоматная. Они выходят, я захожу — прострелено два телевизора... Первые были молодые, второй раз, в черном одеты были, я не знаю, кто они такие, по возрасту лет 25-30. Агрессивно настроены. Целую ночь мы не спали, целую ночь стрельба, стрельба. Жена у меня больная лежит с давлением. Второй день [8 апреля — авт.докл. ] утром часов в девять я выхожу на улицу, идет прямо колонна, прямо по нашей Кооперативной улице. Бронетранспортеры... Стреляют из крупнокалиберных пулеметов. Прямо в селе. В тот дом, где живут... Или дом сжигают, или дом погибает, все что угодно... Сено, солома, заносят и сжигают. Сами уходят... Выхожу. Где боевики? Я говорю: «Боевиков нет, и вообще в селе нет боевиков». «Выходите все из подвала!» Там человек восемь в подвале собралось. Кто поднимется, они их прямо по голове, по морде, где там нельзя ударить, ударяют, они падают. «Раздевайтесь!» Они раздеваются. Наполовину. Рубашку, штаны. «Обувь снимайте». Снимают. Проверяют там, носили они автомат или нет. Смотрят потертости. Никто из них автомат не носил. Все ребята молодые, всех я их знаю, ни один из них автомат не имеет. «Ложитесь». Уводят и кладут на перекресток на асфальт. Меня загоняют назад в подвал, жену, дочь, еще двух племянниц, в общем, человек шесть нас сидит... Раз, я вижу, что идет дым, невозможно даже сидеть. Когда я подымаюсь оттуда, выбиваю крышку, выбегаю вот с этими ожогами, бегу, думаю, хоть фляга там стояла с водой. Нет, они вынесли ее, пьют воду. Все сидят с той стороны улицы, сидят, смеются, щелкают семечки, щелкают орехи, у кого-то дома нашли, кушают компоты, я там с семьей сгораю. Ну, думаю, скот, наверно, не убили. Прихожу, четыре коровы убили автоматами и гранатами, постреляли овец".

ЮСУПОВ САДУЛЛА ИДАЕВИЧ, проживающий в доме № 75 по Выгонной улице, пожилой человек, глава семьи рассказал, что он свою семью отправил в начале апреля из села, а сам не успел выехать на автобусе из Самашек 7 апреля до начала обстрела. 10 Приведем выдержки из его рассказа:

«Соседняя улица погорела, а наша улица еще не горела ночью [c 7 на 8 апреля — авт.докл. ]. Шум, гам, туда-сюда, а оказывается, они дошли до школы в нашем селе, там укрепились, бой прекратился. Освещающие ракеты были как днем. Редкие солдаты бегали по дорогам. По перекресткам видно было, а так, вообще, прекратилось. »Слава богу, может быть, это закончится" — мы думали. Утром еще нет войны. Солнце немножко поднялось. В десять часов утра тут побежали солдаты... Они кричали нечеловеческим голосом матом, матюгали, кричали: «Выходите, суки!», и к каждому дому подходили, стреляли... Они с западной стороны к нам бежали. А потом до меня очередь дойдет, думаю. Забежал в подвальчик маленький, тут прижался. У меня подвал был очень маленький... Как он подходит, по ногам я слышу. А я прижался к правой стенке, где я сидел, маленький нарчик я поставил специально, чтобы отдыхать, сидеть, когда опасное положение. Тут он очередь дал... А потом собрался уйти, его товарищ подоспел. Когда тот отошел, он ему говорит: «Может еще кто живой там остался». Он вернулся, гранату бросил, а за ней колечко кругленькое забросил. Это оказывается у него какой-то замок. «Ну, все — я думаю,— теперь мне капут. Спокойно надо умереть». Я даже не боялся тогда. Грохнула граната. Нары, которые были с двойными досками, пополам поломались, меня оглушило. Под нарами взорвалась. На плечо что-то ударило, на ноги что-то ударило. Я на колени упал. Оглох совсем. Проглотил такой черный яд. Целый день я бухал такой черной заразой. А потом они отошли. Думаю, ушли. Ногу проверил, туда-сюда шевельнул: нога цела, не поломалась, чего-то попало, черт с ним. Из руки чуть кровь идет. Я вышел... Они вытащили вот этот сейф маленький, вот такой. В нем денежки, бумаги там хранили. Двое его открывают чем-то, стараются открывать, а третий их охраняет и стреляет кур, в дом. Черт возьми, если сейчас обернется, увидит меня, опять в третий раз убьет меня. Думаю — сейчас я забегу в баню... Они открыли сейф и ушли они за дорогу. И дом горел, и кухня горела, и баня горела, и сено горело. Я в бане пламя заглушил, чтобы дальше не пошло — немножко ведро воды нашел и залил, заглушил. А о доме думать нечего. Ничего оттуда не вытащил".

Далее С.ЮСУПОВ рассказал о том, как на улице он увидел тела 6 убитых людей, в том числе двух стариков и одной женщины (см.раздел «Гибель жителей села Самашки» и Приложение 3 ). При посещении дома С.ЮСУПОВА представители миссии правозащитных организаций увидели уничтоженный пожаром дом (остались лишь кирпичные стены), на стенах, воротах и ограде этого и других близлежащих домов следов боя не было; в земляном подвальчике имелись следы от взрыва гранаты-"лимонки".

Вообще, судя по рассказам жителей Самашек, в ходе «зачистки» села военнослужащие не задумываясь бросали гранаты в жилые помещения. Так, КЕЙПА МАМАЕВА, проживающая по адресу: ул. Заводская, дом 52 (рядом с перекрестком с Кооперативной ул.) рассказала, 11 что в 7:30 утра 8 апреля она и члены ее семьи (муж, сын, брат мужа) увидели в окно, как из соседнего дома (хозяева уехали из села) военнослужащие выносили ковры, телевизор и другие вещи. Награбленное грузили в стоящий на улице «Камаз» и БТР. По-видимому, кто-то из военнослужащих увидел лица в окне дома МАМАЕВОЙ, после чего подбежал к окну и бросил в него гранату-"лимонку" (см.фото ). В последний момент сама рассказчица и ее родные успели выскочить из комнаты и никто из них не пострадал. Результаты осмотра места происшествия позволяют авторам доклада считать рассказ К.МАМАЕВОЙ достоверным.

Многие жители села считают, что военнослужащие в ряде случаев совершали преступления, находясь под наркотическим опьянением. В качестве доказательства они показывали журналистам, депутатам и членам правозащитных организаций, посещающим Самашки, одноразовые шприцы, в большом количестве валявшиеся на улицах села после ухода из него федеральных сил.

Следует сказать, что по сложившейся практике перед операцией каждому из солдат в индивидуальную аптечку выдаются одноразовые шприцы с противошоковым препаратом промедолом. Этот препарат относится к классу наркотических анальгетиков, его положено внутримышечно вводить при ранениях. По правилам, после окончания операции неизрасходованные дозы должны сдаваться назад. Однако, естественно, если в ходе операции имелись раненые, то учесть, где и как была израсходована доза, затруднительно.

При оценке возможности использования промедола не по назначению, следует учитывать, что имеется масса свидетельств о крайне низком уровне дисциплины среди многих частей федеральных сил в Чечне, о распространении среди военнослужащих пьянства. Члены миссии правозащитных организаций А.БЛИНУШОВ и А.ГУРЬЯНОВ лично слышали в апреле, как сотрудники МВД на 13-й заставе говорили о том, что после окончания их смены они «уколются промедольчиком».

Об уровне дисциплины и нравственности говорит также тот факт, что среди части контингента федеральных сил в Чечне получила распространение мода вразрез с уставом повязывать голову или шею платком со сделанной на нем самодельной надписью «Рожденный убивать». В частности, член «Мемориала» А.БЛИНУШОВ видел такие платки 12 апреля на постовых, стоящих на 13-й заставе у Самашек. Находившиеся там французские журналисты также зафиксировали этот факт.

5

Недавно некая датская "общественная" организация обратилась к руководству своей страны с требованием арестовать бывшего главу МВД России Анатолия Куликова, приехавшего в Данию для участия в конференции, посвященной борьбе с терроризмом, "как военного преступника, виновного в Самашкинской трагедии", и передать его Гаагскому трибуналу. Хотя датский парламент и проявил благоразумие, и провокация не получила дальнейшего развития, но, по сообщению ряда СМИ, полиция была готова задержать российского генерала армии. Ввиду того, что измышления о "чеченской Хатыни", во-первых, неоднократно опровергались, а во-вторых, являются "экспортным продуктом", полемизировать с их распространителями едва ли имеет смысл. А вот вспомнить, что случилось в Самашках десять лет назад, стоит. Слово - офицеру спецназа Внутренних войск МВД.

Достаточно крупное село Самашки каким-либо стратегически значимым пунктом не являлось. Впрочем, и все это направление в приоритетных тогда не значилось. Гораздо больше внимания командование уделяло вопросам удержания Грозного, освобождения Гудермеса и Аргуна. Здесь же никаких особенных проблем не ожидалось. Но уже приближаясь к Самашкам, мы получили информацию, что из Ачхой-Мартана, Бамута, Закан-Юрта к селу подтянулись боевики - сборный отряд из 300 человек. В общем, довольно крупная банда.

В наши руки попал список жителей села, вооруженных бандитами: было роздано около двухсот семидесяти единиц стрелкового оружия. Нам предстояло его изъять и выдавить боевиков из этого района. Оперативная группа провела встречу с самашкинскими старейшинами и объявила им наши требования: бойцы СОБРа и ОМОНа прочесывают село на предмет проверки паспортного режима и выявления незаконного хранения оружия, после чего войска идут дальше. По такой схеме мы, как правило, всегда работали тогда в населенных пунктах.

Честно говоря, эта тактика могла оправдать себя только в том случае, если бы в каждом селении после "зачистки" оставалось подразделение для несения комендантской службы. Об этом неоднократно говорили на совещаниях в штабе группировки, но все предложения во время первой кампании воспринимались как "пожелания".

Старейшины всячески пытались убедить нас, что входить в село нам нельзя, что это несовместимо с менталитетом чеченцев, равно как и сдача оружия, и паспортный режим. Те же слова нам неоднократно приходилось слышать и в других населенных пунктах Чечни. А потому мы решили не тратить времени на бесполезные препирательства. Довольно твердо потребовали обеспечить сдачу оружия, чтобы начать проверку паспортного режима. Нами была названа точная цифра находящихся в селе стволов. Старейшины стали уверять, что это ошибка. Предъявили им список раздачи оружия, спрашиваем: "Где эти люди?" В ответ слышим, что их в селе давно уже нет: этот в Москву уехал, тот тоже в России.

Но, видя, что просто так от нас не отделаться, чеченцы принялись тянуть время: "Подождите два часа, соберем оружие."

Прошло два часа, затем еще два часа: Короче, под Самашками мы три дня простояли. Из своих источников узнали, что за это время боевики провели в клубе собрание жителей. Угрозами вынудили их принять решение: русских в село не пускать. Тем, кто воевать не хотел, бандиты ненавязчиво "посоветовали" уйти куда-нибудь подальше. По поступающей из Самашек информации, дудаевцы вовсю готовились к обороне. Подтверждая эти сведения, из села потянулись беженцы. Стало ясно, что боя нам не избежать. Путем наблюдения выявили огневые точки противника, окопы, вырытые на окраинах и в самом селе. Определили установленные боевиками минные поля вокруг него. По всем признакам населенный пункт был подготовлен к обороне весьма грамотно. Население уходило в направлении Серноводска. Мы не препятствовали выходу, но документы проверяли и досматривали транспорт на предмет наличия оружия. Могу с полной уверенностью утверждать: все, кто хотел выйти из села, вышли. Через некоторое время поток беженцев иссяк. Мы видели в бинокли, как оставшиеся в селе боевики исполнили на центральной площади свой "ритуальный" танец - "зикр" - и разошлись по позициям.

Подобраться к селу было довольно сложно: управляемые фугасы, вокруг минное поле. Утром, пока еще не рассеялся туман, к Самашкам попыталась подойти разведка софринской бригады. Отделались легко: БТР разведчиков возвратился назад без переднего колеса - наехал на мину. Отходя, софринцы успели прихватить в огороде одного из окраинных домов "языка". Допросили. Оказалось, русский, чеченцы его из Курска выкрали. Приставили нож к горлу и вывезли в Чечню. Так он и жил с тех пор в одной семье на положении раба: ходил за скотиной, выполнял грязную работу по хозяйству. Окончив допрос, спрашиваю:

Ну, а если бы ты отказался работать на чеченцев?

Били бы. Могли бы и убить.

А бежать не пробовал?

Один попробовал. Чеченцы его поймали, голову отрезали. Так с этой головой в руках и ходили - нам показывали.

По словам невольника, таких, как он, только в близлежащих домах селения было пятнадцать человек.

Вокруг села, во избежание прорыва боевиков, разместили боевые машины пехоты. Провели аэрофотосъемку объекта. Четко обозначили секторы для работы штурмовых групп, их командиры тщательно изучили свои участки. Предприняли безуспешную попытку проделать проход в минном поле - слишком профессионально боевики мины расставили. Пришлось подорвать инженерный боеприпас "Дракон". Мины сдетонировали, и в образовавшийся проход двинулась бронетехника.

В 16.00 приступили к операции. Планировали начать ее утром, но потом решение изменили в расчете на элемент внезапности. Едва ли противник ожидал, что мы войдем в село вечером. Каждой штурмовой группе была определена улица, по которой ей предстояло продвигаться. Группы скрытно выходили в свои секторы, и только оказавшись на улице, разворачивались в боевой порядок. Первоначально сопротивление было не слишком сильным: лишь в двух или в трех местах нас обстреляли. Видимо, сказалось то, что мы заранее предупредили старейшин о возможных последствиях: если по нам откроют огонь, войска отведут на исходный рубеж, а огневая точка будет подавлена огнем танка, после чего движение возобновится. На начальном этапе завязавшегося боя так и было. Но с наступлением сумерек ситуация изменилась: в рядах наступающих штурмовых групп возникла неразбериха. Оказалось, что на наших планах не был учтен овраг, пролегавший посреди села. Дойдя до него, техника, до этого обеспечивавшая прикрытие групп, встала. Штурмовым группам пришлось действовать в пешем порядке, без брони.

А боевики, повторяю, основательно подготовились к обороне. Окопы для огневых точек они рыли не вдоль улиц, а в густо заросших палисадниках, где их было непросто обнаружить. Разумеется, бандиты значительно лучше нас знали село и, заходя через дворы и огороды в стык между нашими группами, пытались заставить нас вести огонь друг по другу. Спасало наличие хорошей связи - у командира каждой группы была "моторола". Так что все недоразумения удавалось быстро решать. В ходе боя одна радиостанция попала к боевикам. Они пытались и огонь "корректировать", и в наши переговоры вклиниваться. Но каждый раз их подводил акцент. Был там и такой эпизод: перед нашим бойцом кто-то из-за забора внезапно выпрыгнул. Солдат ему: "Стоять! Кто такой!?". А он в ответ: "Эй, я - ОМОН, слюшай!". По другому такому же "омоновцу", тоже из-за забора выскочившему, наши стреляли целым взводом, а он все подскакивал и порывался бежать. Оказалось, что он был в тяжелом бронежилете - БЖСН.

Наша авиация постоянно "подвешивала" "люстры" (т. е. осветительные боеприпасы, спускающиеся на парашютах). Благодаря этому мы могли хоть как-то ориентироваться, но те же "люстры" высвечивали и нас.

Около десяти часов вечера взяли в плен семь боевиков. Вывели их из села в поле, где была застава, там мы устроили что-то вроде фильтрационного пункта. Местность довольно холмистая, и вертолет не смог сесть ночью, даже на обозначенную огнями площадку. Но, если пленники могли подождать до утра, раненых нужно было отправлять сразу. Из-за отсутствия квалифицированной медицинской помощи погибло несколько военнослужащих.

:Самашки мы прошли только к четырем часам утра, развернулись и с наступлением рассвета начали обратное движение. К исходной позиции вернулись к двенадцати дня, то есть операция продолжалась двадцать часов. Было задержано около ста двадцати боевиков, еще около ста убито. Настоящих боевиков - абсолютно достоверных, с оружием, с документами. Задержанных мы отправили вертолетами в Моздок. Под утро оставшиеся бандиты пытались прорваться к лесу, но налетели на собственное минное поле, мы отсекли их от леса и накрыли минометным огнем.

Наши потери также оказались чувствительными: двадцать шесть человек погибли, около девяноста бойцов получили ранения, было подбито два наших танка и три бронетранспортера. Урон немалый, что явно опровергает тезисы дудаевской пропаганды о мирном селе.

Меня самого контузило в Самашках. В одном из дворов я присел на краю канавы, чтобы перезарядить магазины. Вдруг, будто что-то толкнуло: поднимаю глаза и вижу: в метрах в двадцати стоит чеченец и целится в меня из "шайтан трубы". Автомат и пистолет сгреб в охапку и через спину кувыркнулся в канаву. Следом граната. Ударила в стену, меня камнями и землею осыпало. Слава Богу, это было на открытом месте, головой потряс, вроде ничего. А гранатометчика этого наши ребята пристрелили.

К двенадцати мы уже из села вышли. Остались только блок-посты омоновцев на окраинах. А мы продолжили движение на Ачхой-Мартан, даже не подозревая, какая шумиха разыгралась в СМИ по поводу этого боя, тяжелого, но довольно обычного.

Где-то через неделю мне поставили задачу - сопровождать Станислава Говорухина в Самашки. Как руководитель соответствующей парламентской комиссии, он прибыл для выяснения обстоятельств происшедшего в селе. Мы обеспечивали охрану ему и прибывшей с ним съемочной группе "Вестей". Так у нас появилась возможность взглянуть на Самашки уже в спокойной обстановке. Никаких особых разрушений в селе не было. Да и быть не могло - бомбоштурмовых ударов не наносилось, а самым большим калибром был преимущественно гранатомет, ну еще "Шмель". Говорухин свободно общался с жителями села, причем постоянно уходил довольно далеко, заставляя нас здорово нервничать. Вероятно, он поступал так, думая, что чеченцы вдали от нас будут откровеннее (нельзя, правда, сказать, что наше присутствие их слишком стесняло).

Потом мы собрались пройти по селу и были обстреляны. Прямо в Самашках. Заняли оборону и под прикрытием БТРа стали выводить Говорухина и телевизионщиков. Когда по нам открыли огонь, я спрыгнул в канаву, под мостик. И увидел свисающий кабель, как от полевого телефона. Мина! А по мостику как раз БТР должен был пройти. Взял и тут же провод ножом перерезал, лишь потом подумал, что мина (или фугас) могла быть поставлена на размыкание. Но пронесло. Мы с двумя омоновцами, побежав по проводу, вышли к землянке. Там стоял армейский коммутатор: ручку накручиваешь, два штеккера вставляешь - и фугас срабатывает. В землянке - никого, видимо, боевики заметили нас издали и успели скрыться. Господь уберег нас тут и во второй раз, поскольку мы гранату в землянку не бросили, как полагается. А там - около ста штук разнообразных мин, заряды аммонала, детонирующий шнур с взрывателями. Рвануло бы - от нас бы и мокрого места не осталось. Из землянки это богатство вытаскивали перед камерой телевизионщиков и на глазах Говорухина: "Понятно, теперь, что это за мирное селение".

А обо всех "зверствах", сотворенных нами в Самашках, узнали из газет. Могу со всей ответственностью сказать, что все это чистейшей воды ложь. Никаких предосудительных действий со стороны наших бойцов по отношению к тем бабкам и дедам, что находились в селе (более молодые мирные жители ушли, остались старики да бандиты), не было. Это, кстати, и подтверждено заключением комиссии Госдумы.

«Я сейчас молитву почитаю, вы просто „аминь“ скажите…», - местный житель Магомет ведет меня на деревенское кладбище Самашек. Могилы погибших во время боевых действий легко отличить от остальных - возле них вкопаны длинные металлические трубы, которые частоколом уходят до горизонта. Многие из могил Магомет копал лично:

«Вот два брата лежат… Еще один пацан был - он за скотом поехал, прямо на месте тоже убили его.

Я же большинство хоронил, детей хоронил. Выкопаем одну яму: в могилу только одного положено, а тут два было, может быть, троих хоронили, не успевали…. А тут экскаватор приехал, выкапывал, хоронили и сразу закидывали экскаватором…

Здесь, видите, тоже во время войны убили. Я его хоронил, когда бомбили здесь вертолеты. Молодой парень был, 20–21 год, не больше. И он не отсюда был - приехал в гости и уехать не мог. Прямо у входа в Самашки. Вывезти и отвезти нельзя было. Даже если [родственники] забрали бы [тело], то, может быть, [российские военные] не пропустили бы его, сказали бы, что он боевик. Родители потом узнали, что его похоронили здесь, родственники приехали, памятник поставили

Когда я в том месте копал, начали стрельбу, по-моему, с вертолета оттуда. Мы бросились в ямы, которые копали, и остались живы».

Sergey Dmitriev / RFI

Село Самашки в Первую чеченскую стало одним из символов жестокости и бессмысленности военных действий. Штурм и зачистка Самашек наряду с битвой за Бамут считаются одними из самых кровопролитных эпизодов военной кампании 1994 - 1996 годов.

«В начале штурма, я был в районе, где телевышка стояла (сейчас ее сняли), на огороде - картошку пытался сажать, - один из старейшин села Самашки, 76-летний Юсуп, работал в начале войны на фабрике в Грозном. После начала штурма Грозного, в январе 1995 года он вернулся в родное село. - Здесь обстрелы велись понемногу, то там, то тут снарядами чуть-чуть обстреляют. А тут внезапно изо всех видов оружия. Так интересно стало: и ракеты, и снаряды тут обрушились сразу. Я с огорода пришел домой, у меня здесь мать больная лежала. Мимо Абдурахман бежал. Я спрашиваю: „Что такое?“ „О, - говорит, - все село горит“. Сразу загорелась мечеть, около мечети школа стояла, она тоже сразу загорелась. В общем, все в дыму было. Это первый штурм».

7-8 апреля сводный отряд МВД из Софринской бригады внутренних войск и отрядов СОБРа и ОМОНа вошел в село Самашки, в котором, как утверждалось российскими военными, укрылось более 300 боевиков так называемого «Абхазского батальона» Шамиля Басаева. Сопротивление федеральным силам оказывали также и некоторые местные мирные жители, у которых имелось оружие.

«Местное население чем могло сопротивляться? - пожимает плечами Юсуп. - Конечно, некоторые сопротивлялись, у кого оружие было. Абсолютно никакой необходимости не было штурмовать село. Что такое штурм, наверное, по литературе или так вы знаете? Были разрушены дома, при первом штурме где-то 200 с лишним человек убито, многие сожжены. Я записывал все. Даже по этой улице был один участник Отечественной войны, парализованный лежал в постели - его сожгли. За 30 минут до начала штурма, для формальности муллу они предупредили. А как мулла - его уже нет в живых - как в таком большом селе может предупредить людей и вывести? Никто никого не выводил. Все были по домам. Ну если у кого-то был подвал, то по подвалам прятались. Простое мирное население было не в курсе, не знали, что нужно выходить, коридора не было, чтобы вывести людей».

Именно в ходе «зачистки», утверждают правозащитники, погибло больше всего мирных жителей села и было разрушено большинство домов, многие из которых не восстановлены до сих пор. Юсуп идет по улице Шарипова: «Следы войны я могу показать. У нас здесь был хороший сад. Вот сюда попал снаряд, под это дерево. Вот еще остатки, но это вертолетный снаряд. Вот этот дом тоже был разрушен, крышу два раза перекрывали. Вон следы, посмотрите. У этих [соседей] дом полуразрушенный. Даже не все разрушенные дома получили компенсацию. Видите, этот дом - он на 70% был разрушен, вот и сейчас: и спереди, и сзади - везде трещины. Это все осталось с военных времен».

Второй раз село Самашки федеральные войска штурмовали в марте 1996 года. Только начавшее восстанавливаться село было разгромлено повторно.

«Эту крышу мне пришлось перекрывать два раза: при первом штурме и втором, - тычет костылем в сторону собственного дома Юсуп, - в марте 96 года еще один штурм села был, тогда уже все село разрушили. Они что-то попросили, чтобы военные через село проходили. Им сказали, что будет провокация: с вашей стороны может быть провокация, с нашей стороны может быть провокация. Они без всякого предупреждения штурм начали. 20 самолетов бомбили село, в селе, по-моему, был единственный дом Абдуллы полуразрушенный, остальное все разрушенное».

{{ scope.counterText }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

Как писали по итогам специального расследования правозащитники, штурм и зачистка Самашек проводились в нарушение всех правил ведения войны и международных конвенций. Операция силовиков сопровождалась убийствами мирного населения, издевательствами над задержанными и поджогами домов. Людей на улицах и во дворах обстреливали снайперы, в жилые дома забрасывали гранаты или специально поджигали.

«Я была во второй штурм, мне было 15 лет. Я здесь была с бабушкой. Никого не было, бабушка была одна во дворе, - рассказывает о своих воспоминаниях жительница Самашек Айшат. - Стояла мебель - раньше стенка была - они просто взяли и повалили все на пол, непонятно почему. Просто назло. Когда выезжаешь из села, там мост. Нас вывели туда, мы ждали - нас и не выпускали, и не запускали. Не выпускали почему - нам сказали выходить без мужчин, а женщины, у которых сыновья, братья, они не хотели. Нам через мегафон говорили: „Уходите, женщины, вас будут обстреливать“. Но не все были непорядочными. Были и порядочные среди них тоже люди».

Айшат уехала после войны учиться в Москву, там вышла замуж и осталась жить, однако несколько лет назад решила вернуться в родное село - нужно помогать постаревшим родителям. Таких как Айшат в селе немного. В основном молодежь старается уезжать из села. После войны здесь не осталось никакого производства. В отличие от Грозного восстанавливается село не по государственной программе, а в основном спонсорами-меценатами или силами самих местных жителей. «Мечеть строит спонсор, эту дорогу построил тоже спонсор из Башкирии. Вон ту - улица раньше называлась Пролетарской, а сейчас - Кадырова - в честь того, что она названа Кадырова, там положили асфальт», - смеется Юсуп, провожая меня до центральной улицы.

Его дом тоже до сих пор в трещинах и выбоинах от снарядов. На восстановление жилья после войны власти выделяли 300 тысяч рублей, но этих денег не хватает даже на строительные материалы, вздыхает старик: «Я не могу восстановить его, что такое 300 тысяч рублей? У кого есть возможность, они отстроились. Вот сзади был разрушенный дом, ничего там не оставалось, они отстроились, у меня - нет. Конечно, село могли бы восстановить, сделать все, как положено. Но это скоро развалится, вот этот дом - трещины везде, тот вообще еле-еле держится. Но нам же тоже надо где-то жить».

Sergey Dmitriev / RFI

Население села Самашки еще до войны было практически моноэтническим, русских в селе было всего несколько семей - направленных еще в советские годы по распределению молодых специалистов. Мария Николаевна приехала в Самашки в 1960-х, сразу после пединститута и до самой пенсии проработала учителем. Преподавала в местной школе русский язык и литературу, рассказывает она: «Учитель начальных классов и старших. Начинала с начальных классов, когда сюда присылали.

- Откуда вы сюда приехали?

Из Подмосковья. Я ведь не приехала, нас посылали. Привезли, как котов в мешке, маленьких девчонок, от родителей оторвали и послали - мол, республику надо восстанавливать. А мы глупые были, лет-то нам было по 18–19. Романтика нужна была. Или на север, или на юг - нам все равно было.

- Обратно уехать в Подмосковье мысли не было, когда война началась?

Я не могла уехать. Когда мои ученики шли, я их воспитывала в духе патриотизма, любви к родине, я не могла убежать. А если бы я ушла, а потом пришла, они бы сказали: когда было плохо, сбежала, а теперь у нас хорошо - приехала. Три недели я отсутствовала, когда нас вывезли на небольшой машине: «Давайте, давайте, выходите из подвалов». На машину нас посадили, обстрел был ужасный. Ночь потерпели, а потом нас вывезли. Немножко отсутствовала, а потом назад пришла.

Когда после первого штурма я из города возвращалась - машина МЧС ехала, и меня взяли. Я когда вошла в село - тишина. Ни людей, ничего. Ни одного целого дома, ни одной крыши, ничего нет. Коровы мычат, и все разрушено, все. Опаленные дома - с огнеметами ходили, живых людей сжигали. У моего ученика дочку сожгли заживо.

После первой войны крыш не было, и у домов все-таки стояли остовы. А во время второй войны на каждом шагу воронки были, глубокие-глубокие. В детстве я бежала от немцев из Завидово на другую сторону Москвы, мне четыре года было - одну войну пережила, потом здесь… Три войны было в жизни. Надеюсь, еще войны не будет».

Если в Грозном следов войны почти не осталось, и местные жители предпочитают о ней не вспоминать, то в селах люди общаются проще. Здесь война - незаживающая рана для тех, кто ее помнит. Но на официальном уровне власть делает все, чтобы вычеркнуть те события из истории.

«Нас, очевидцев, не будет, а другие поколения не помнят, - переживает Мария Николаевна. - В каждой семье есть погибшие, в каждой семье есть раненые. Да, в селе выросла молодежь, те дети, которые тогда маленькие были, выросли, кто в живых остался, еще народились. Дети, которые маленькие были, они выросли и не знают, не помнят, им не больно. Чем дальше будет время от войны, тем больше лжи будет.

- И никакого памятника о событиях в селе нет?

Воспоминаний нет, не только памятника».

По данным правозащитного центра «Мемориал», проводившего независимое расследование обстоятельств операции МВД в Самашках, 7-8 апреля 1995 года в результате действий силовиков погибли по меньшей мере 112–114 мирных жителей. Точных данных о числе погибших мирных жителей во время второго штурма нет. По итогам официального расследования, никто из руководителей или участников спецоперации не понес ответственность.

{{ scope.counterText }}

{{ scope.legend }} {{ scope.credits }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

«Вот видите - трубы стоят. Чтоб знать, что они ни за что умерли, ни за что. Поставили во время войны. Вот это моя хозяйка лежит здесь… - останавливается возле могилы погибшей при штурме Самашек жены Магомет. - Там дальше у нас еще кладбище, тоже стоят такие же трубы: это все, считай, процентов 90 - мирные люди: дети, старики. Если вдруг когда-нибудь зайдет кто-нибудь, спросит: „Где ваши, во время войны убитые?“, чтобы показать им, трубы поставили…»

Имена некоторых героев репортажа изменены в целях безопасности.

Самашки можно поставить в один скорбный ряд с Лидице, Катынью и Сонгми…

С самого начала войны в Чечне Самашки были как кость в горле у российского командования. Село расположено в 10 км от чечено-ингушской границы, через него проходит автотрасса Ростов — Баку и железная дорога.

Победное шествие российских войск прервалось, едва успев начаться: жители Самашек категорически отказались пропускать танковые колонны. Тогда войска обогнули село с севера, и оно оказалось в полублокаде — свободной осталась только дорога на юг, в сторону райцентра Ачхой-Мартан.

Всю зиму российскому командованию было не до Самашек: шли тяжёлые бои за Грозный. К 6 апреля 1995 года обстановка вокруг села накалилась до предела: в районе населенного пункта действовали чеченские подразделения.

Российское оккупационное командование перебросило дополнительно формирования ОМОНа, внутренние войска, около 100 единиц артиллерии и предъявило ультиматум, согласно которому село должны были покинуть все «боевики», жители должны были сдать 264 автомата, 3 пулемёта и 2 БТРа.

После совета между собой сельчане решили начать выполнять условия ультиматума, хотя требуемого оружия в селе не было. Люди надеялись на переговоры.

Около 70 ополченцев ушли из села по просьбе людей в сторону Сунженского хребта. В тот день в Самашках оставалось только 4 вооружённых человека. Срок ультиматума истекал к 9 часам утра 7 апреля 1995 года, но уже в ночь с 6 на 7 апреля по беззащитному селу был открыт артиллерийский огонь, а в 5 часов утра нанесла удар авиация.
***

Утром 7 апреля около 300 жителей Самашек покинули село. В 10 часов переговоры были продолжены, но ни к чему не привели, потому что жители не смогли сдать требуемого количества оружия, которого у них не было.

В 14 часов командующий группировкой «Запад» генерал Митяков повторил ультиматум, а к вечеру российские части ворвались в село.

Карательная акция продолжалась 4 дня, в течение которых в село не пропускали ни прессу, ни представителей красного креста. Непосредственным исполнителем кровавого убийства являлся генерал Романов (он же генерал Антонов). Именно он командовал частями внутренних войск, вошедших в село.

То, что в эти дни творилось в Самашках имеет одно определение — геноцид. В Самашках за один день 8 апреля были убиты сотни женщин, детей, стариков.

Бесчинства начались сразу же после входа в село русских карателей. Расправа над невинными людьми была скорой и страшной.

«Подозрительные» дома сначала забрасывались гранатами, а затем «обрабатывались» огнемётами «шмель».

На глазах у местной жительницы Янист Бисултановой застрелили старика, когда он молил о пощаде и показывал на свои орденские планки. У Руслана В. убили 90-летнего тестя, который в своё время участвовал в освобождении Бухареста и Софии…

Во время «зачистки» примерно 40 сельчан бежали в лес и пытались там отсидеться. Однако, по лесу ударила артиллерия. Под артиллерийским огнём почти все они погибли…
***
Только по данным на 16 апреля на сельском кладбище было вырыто 211 свежих могил, и с каждым днём их число прибавлялось. Многие самашкинцы были похоронены в других местах…

Жительница Самашек Аминат Гунашева рассказала следующее:

«17 мая (1995 г.), когда мы стояли в пикете возле Госдумы, из подъезда вышел Станислав Говорухин, узнал нас и убежал. Когда он был в Самашках, то видел и наши братские могилы, и сожжённые дома. Люди тогда подходили к нему, подносили останки своих близких — кто пепел, кто кости… Российские войска стояли возле Самашек с января этого года. И все эти месяцы мы каждый день ожидали штурма…

Утром 7 апреля русские командиры сказали, что если до 16 часов мы не сдадим им 264 автаматв, то начнётся штурм. Взять оружие было неоткуда, потому что в тот самый день все бойцы ушли из Самашек. Их уговорили старики. Командиры твёрдо обещали, что если из села уйдут все вооружённые защитники, то войска в него не войдут…

На собрании народ решил резать скот, продавать мясо и на вырученные деньги покупать автоматы у российских военных. Знаете, откуда к чеченцам при полной блокаде с земли и воздуха поступает оружие? Мы покупаем его у русских интендантов и меняем на еду у вечно голодных солдат срочной службы. Часто боевую гранату отдают за буханку хлеба.

Но в тот день положение было безвыходным. Мы никак не могли так скоро достать требуемое. Попросили неделю. Но, очевидно, ультиматум был только предлогом, потому что никто не стал ждать даже обещанных 16 часов. Всё началось на 2 часа раньше…

… Мы сидели, ожидая своей участи. Убежать не могли — боялись, что раненый ранее дядя истечёт кровью. Слышим, как открываются ворота, как въезжает БТР, как бросают гранату в пустой подвал. Вошли в комнату. Их было 18-20 человек. На вид трезвые, только глаза будто остекленевшие.

Увидели дядю: «Когда ранило? Где автомат? Где «духи» ?»

Раиса бросилась к пришедшим: «Не убивайте, никого в доме нет, автоматов нет, папа тяжело ранен. У вас же тоже есть отец?» — «У нас приказ убивать всех от 14 до 65 лет,» — заорали пришедшие и стали опрокидывать ногами вёдра с водой. А мы уже знали, что это значит: теперь непременно сожгут, а воду вылили, чтобы нечем было тушить. Омоновцы вышли из комнаты. Бросили в дверь гранату. Раису ранило. Она стонала.

Я слышала, как кто-то спросил: «Что?» Рядом ответили: «Баба ещё жива.» Это про Раису. После этих слов — два выстрела из огнемёта. Я почему-то не могла заставить себя закрыть глаза. Знала, что сейчас убьют, и хотела только одного — умереть сразу, без боли. Но они ушли. Я оглянулась — Раиса мертва, дядя тоже, а Ася жива. Мы с ней лежали, боясь пошевелиться. Горел трельяж, занавес, линолеум, пластмассовые вёдра. Нас оставили жить по ошибке, приняв за мёртвых…

Я подошла к школе. Там женщины вынимали из петли нескольких повешенных мальчиков. На вид 1-3 класса. Дети от ужаса выбежали из здания. Их поймали и удушили на проволоке. Глаза вылезли из орбит, лица распухли и стали неузнаваемыми. Рядом была куча сгоревших костей, останки ещё, примерно, 30 школьников. По словам очевидцев, их также повесили, а потом сожгли из огнемёта. На стене чем-то бурым было написано: «Музейный экспонат — будущее Чечни». И ещё: «Русский медведь проснулся.»

Больше я никуда идти не могла. Вернулась домой. От дома остались только стены. Остальное сгорело. Мы с Асей собрали в клеёнку и газетную бумагу пепел и кости дяди Насреддина и Раисы. Дядя прожил 47 лет, а Раисе в июле должно было исполниться 23…

Мы приехали в Москву не только для того, чтобы донести до вас боль нашего народа. Мы хотели рассказать и о ваших убитых солдатах. Нам дико смотреть, как их тела вывозят на вертолётах в горы и там сбрасывают на растерзание диким зверям, как трупы разлагаются в озере ядовитых отходов химкомбината (между Грозным и 1-м молочным заводом), сваливаются в силосные ямы.

… Во время пикета у здания Думы оттуда выскочила пожилая, прилично одетая дама. Она смеялась над нами, показывала язык, корчила рожи. Её поддержали какие-то мужчины. Они плевали в нас жвачкой…

Я хочу, чтобы все знали: да, нам невыносимо жалко своих погибших, но нам жаль и Россию. Что будет, когда убийцы, насильники и наркоманы, бесчинствующие сегодня на нашей земле, вернутся на родину? И ещё я не понимаю, как вы можете жить, зная, что сейчас ваши военные живьём сжигают из огнемётов наших детей? На глазах у родителей давят ребёнка БТРом и кричат матери: «Смотри, б***ь, не отворачивайся!» Как вы после этого глядите в глаза своим матерям, своим жёнам, своим детям?»

В материале использованы материалы правозащитных организаций, рассказы жертв карательной акции в Самашки и фрагменты книги Игоря Бунича «Шесть дней в Будённовске»