С каких целей и задач начать новый год для успешного саморазвития? Стоит ли строить планы на год. Целеполагание в управлении Основы целеполагания и принципы достижения цели

Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.
Марк Туллий Цицерон
И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал - Я одинок. Сотворю себе мир.
Джонсон Дж. У.

Как мы уже выяснили, любое движение любого живого, а тем более разумного существа есть поведение, имеющее цель. Бесцельного поведения не бывает. Человек не совершает ни единого движения, не преследуя при этом ту или иную цель.
Причина этого очевидна, т.к. источник любой цели - это потребность. У любого человека есть потребности, и цель – образ их удовлетворения.
Таким образом, цель есть начало, содержание и завершение любого движения. Из этого следует простая и понятная мысль: с практической точки зрения для любого человека нет ничего важнее Цели.
Собственно, этот факт находит прямое отражение в работе нашего мозга. Последний занят всегда одним и тем же процессом – идеальным созданием будущего, т.е. целеполаганием. Нам нет никакой надобности заставлять свой мозг ставить цели и задачи, он и так только этим и занят.
Все просто и очевидно. Мы всегда движемся соответственно неким целям. Иного нам просто не дано. Мы можем сознавать этот факт или нет – суть вещей от этого не поменяется.
Можно даже говорить о наличии непреложного закона причины и следствия, который гласит, что у каждого следствия в нашей жизни есть причина. Цели - это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание - это следствия. Мы сеем цели и пожинаем результаты. Цели начинаются с мыслей или причин и проявляют себя в виде условий или следствий.
Из этого автоматически следует, что мы находимся там, где мы есть, и являемся теми, кем мы являемся, именно потому, что сами того хотели. Получается, что исключительно наши мысли, планы, цели, дела и поведение привели нас в нынешнее состояние. Иначе и быть не могло. Таково устройство Мира и нас самих.
Тут возникает простой, но закономерный вопрос. Если мы всегда движемся не иначе, как сообразно поставленной нашим собственным мозгом цели, то почему так многие из нас не удовлетворены тем, где находятся, и тем, кем являются?
Почему принято полагать, что кто-то «достигает цели (успеха)», а кто-то – нет? Откуда берутся «неудачники»? Откуда берутся не-здоровье, не-счастье, не-свобода и прозябание? Разочарования в себе, людях, жизни? Обида, вина, стыд? Страх, гнев, злость, ненависть? Откуда, в конце концов, взялась эта затертая до неприличия фраза «хотели, как лучше, а получилось – как всегда»?
Видимо, мы никогда не бываем по-настоящему счастливы, если не перемещаемся по направлению к достижению чего-то очень важного для нас.
Тут есть нюансы.
«После двадцати пяти лет исследований и опытов я пришел к выводу о том, что успех равен цели, все же остальное - домыслы. Умение наметить цель и составить план по ее осуществлению послужит делу обеспечения вашего успеха больше, чем любое другое занятие.» (Артур Б. Ван Ганди)
Максимальное сосредоточение на цели, продолжает тот же автор, есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю нашего потенциала невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться ее так же просто и естественно, как чистить зубы и расчесывать волосы по утрам.
Итак, первый важнейший нюанс – это сосредоточение. Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, непрерывно поддерживает обратную связь с целью и автоматически корректирует курс. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы достигаем любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы - достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.
Второй принципиальный нюанс – определение цели.
Любопытный факт состоит в том, что очень немногие люди имеют собственную, осознанную, реальную цель. Считается, что только менее трех процентов людей записывают свои цели на бумаге. И менее одного процента из них перечитывают и переосмысливают эти цели с должной регулярностью. Многим просто не приходит в голову, насколько важно физическое существование собственной цели.
А между тем, люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Мы работаем для достижения либо собственных, либо чужих целей. Мы проживаем либо собственную жизнь, либо «чужую» жизнь, жизнь во имя исполнения чужих целей и интересов. Самая лучшая работа - для достижения собственных целей и ради помощи другим в достижении их целей. Это вообще не «работа», а истинное наслаждение.
Почему же люди не ставят собственные цели?
Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто не в курсе. Не в курсе относительно основ причинности нашего мира. На наш взгляд, свою немалую роль в этом играет «вульгарный материализм», господствующее массовое мировоззрение последних 150 лет, который обуславливает изменения случаем, генетикой, наследственной предрасположенностью, «естественным отбором», «борьбой за существование» и пр. внешними по отношению к человеку обстоятельствами.
Вот классическое высказывание материалистической науки: «Цель вторична, а материальные условия ее становления и реализации первичны, потому что они не только предшествуют процессу формирования цели, не только в известном смысле порождают ее, но и определяют ее».
В результате люди предпочитают слово - делу, хотят достичь успехов, улучшить свою жизнь, но при этом не вполне представляют себе, как это конкретно сделать и куда прикладывать усилия.
Как уже отмечалось в разделе «Потребности», отсутствие постановки вопроса о смысле жизни практически приводит к отказу от собственного целеполагания вообще.
Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не берут на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, как человек принял на себя полную ответственность за все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже шаг к постановке цели. Человек без ответственности- это тот, кто постоянно ждет, когда «начнется настоящая жизнь». В этом ожидании вся энергия и время тратится на придумывание объяснений и отговорок по поводу отсутствия желаемого хэппинесса.
Единственный способ определить, во что в действительности верит человек, это судить по его делам, а не по словам. Имеет значение то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Наши истинные ценности и убеждения всегда выражаются нашим поведением, и только им. Один человек, приступающий к делу, стоит десятерых блестящих ораторов, не делающих ничего. Серьезный человек – это делающий человек.
Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Современное массовое воспитание устроено таким образом, что ребенок, подросток, а потом и взрослый как бы постоянно кому-то что-то должен - родителям, школе, старшим, государству и т.д. Людям непрерывно навязываются всевозможные «эталоны» в виде так называемых звезд, кумиров и прочих «знаменитостей». В невольном, но неизбежном сравнении обычный человек ощущает собственную «малость», приземленность. Люди, искусственно отпрессованные на такой низкий оценочно-эмоциональный уровень, что им приходится «посмотреть вверх, чтобы увидеть дно», не могут, понятное дело, уверенно и оптимистично намечать цели на месяцы и годы вперед. Человек, выросший в негативном окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает или подход типа «и какая от этого польза!», а также «я недостаточно хорош», вряд ли способен ставить серьезные цели.
Четвертая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не сознают важности целеполагания. Этому просто не обучают. Если мы выросли в семье, где оба родителя не ставят целей, а определение и достижение целей не является повторяющейся темой семейных разговоров, то мы можем стать взрослыми, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте. Если мы принадлежим к социальному кругу, где у людей отсутствуют четко определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность, мы вряд ли задумаемся о феномене целеполагания вообще. Восемьдесят процентов окружающих нас людей идут в никуда, и если мы смешаемся с толпой, то пойдем туда же.
Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они не знают, как это делается. В нашем обществе возможно получить университетский диплом - итог пятнадцати или шестнадцати лет, потраченных на образование, - так и не получив даже часового урока по постановке целей. Между тем, изучение принципов и способов целеполагания едва ли не важнее любого другого предмета, когда-либо изучавшегося нами.
Шестая причина, по которой люди не ставят цели, - это страх. Страх неудачи, страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Возможно, что нашим родителям не хотелось, чтобы мы лелеяли высокие мечты и затем разочаровывались, поэтому они быстро указывали нам причины, по которым мы не сможем добиться своих целей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то или делали что-то, что превосходило их представления о самих себе. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе и постановке целей в течение многих лет.
Дети совсем не глупы. Они очень скоро усваивают, что «если хочешь со всеми ладить, поступай как все». Со временем ребенок, которого не одобряют и постоянно критикуют, прекращает вырабатывать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели. Он начинает путь длиной в жизнь, играя в безопасность, продавая себя по дешевке, принимая собственные низкие достижения как жизненную неизбежность, не поддающуюся изменениям.
Боязнь неудачи - величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо.
Боязнь неудачи выражается во внушении «я не могу, я не могу, я не могу». Боязнь усваивается в раннем детстве в результате деструктивной критики и наказания за те действия, которые не встречали одобрения наших родителей. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу.
Седьмая причина – это непонимание и неприятие смысла и роли «неудачи» в достижении успеха. Правило таково: невозможно добиться успеха, не потерпев поражения. Неудача - предпосылка успеха.
Величайшим успехам почти всегда предшествует множество поражений. Именно уроки, извлеченные из неудач, делают достижение успеха возможным.
Смотрите на каждое временное поражение как на дорожный знак, говорящий: «Остановись, иди лучше вот этим путем». Одно из качеств лидера заключается в отказе мыслить понятиями «провал» или «поражение». Их заменяют понятиями «ценный урок» или «временный сбой».
Можно научиться преодолевать страх поражения, ясно осознавая свои цели и принимая временные трудности и препятствия как неизбежную цену, которую приходится платить для достижения любого значительного успеха в жизни.

Целеполагание и закон контроля

Кораблю, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Целеполагание - это постановка цели и ее достижение. Достижение цели - трудновыполнимое занятие, и это объясняет, почему так много людей живет без четкой цели. Однако поставленная цель в жизни человека наполняет ее большой осознанностью и смыслом.

Почему у людей возникают сложности в постановке и достижении постановленных целей?

Проблема может быть, например, в том, что человек имеет противоположные критерии. Критерий ценности выбора - то, на основании чего человек делает свой выбор. Критерии, в отличие от целей, не лежат на поверхности и могут быть неочевидны человеку сразу. Определить критерии ценности можно, ответив себе на вопрос - что для меня важно в жизни?


Пример противоположных критериев: стремление быть успешным и стремление никогда не рисковать. Ведь известно, что невозможно стать успешным человеком, ничем не рискуя. Таким образом, необходимо провести инвентаризацию своих целей, на предмет того - нет ли в ваших желаниях противоречащих и взаимоисключающих критериев?

Также, в постановке и достижении целей многим мешает такое понятие, как время. Люди обеспокоены сроками достижения, полагая, что на это могут уйти месяцы и годы. Подобные мысли способны полностью отбить желание что-либо делать, но это неверное понимание времени.

Время - это тот ресурс, который мы не можем потратить. Время расходуется само по себе, вне зависимости от того, делаем мы важное дело или занимаемся ерундой.

Также есть понятия прошлого, настоящего и будущего, к которым мы привычно апеллируем, однако стоит принять тот факт, что мы существует всегда в настоящем. Прошлого уже нет, а будущего еще нет. Настоящий момент - это все что есть у человека. Поэтому нет смысла постоянно думать и переживать о долгосрочных целях.


Человек должен ставить цель, не для того, чтобы строить свое будущее, ведь оно всегда существует только в воображении. Смысл целеполагания состоит в том, чтобы оно улучшало качество жизни в текущий момент. Поставленная цель помогает лучше сконцентрироваться на деле в настоящий момент. В момент постановки цели необходимо спрашивать себя, чем конкретно эта цель улучшает текущую ситуацию? Если цель никак не влияет положительно на настоящий момент, значит, эту цель можно отбросить. Однако если цель дает больше понимания и ясности, привносит мотивацию – это стоящая достижения цель.

Не стоит думать о том, что достижение целей потребует много жертв и страданий. Подобное отношение может привести к неудаче. Необходимо сконцентрироваться на том позитивном влиянии, которое цель оказывает на качество жизни в настоящее время, даже если до полного воплощения потребуется еще много времени. Каким образом поставленная цель улучшает жизнь уже сегодня?

Не стоит много думать об огромных трудностях, что ждут в будущем. Их может вовсе не случиться, или они окажутся совсем не такими ужасными, как это представляется сегодня. Необходимо концентрировать свое внимание на том, как все будет здорово, когда цель будет достигнута. Если подобные мысли вдохновляют и дают надежду, то стоит прокручивать их чаще, а также размышлять над тем, как улучшить ситуацию уже сегодня.

Феликс Дёмин

Предприниматель, путешественник, сёрфер.

Многие спрашивают, как у меня получается вести несколько бизнес-проектов в разных странах (при этом живя на Бали), путешествовать по миру (54 страны), в месяц делать 39 тренировок (сёрфинг и Workout), 25 медитаций, читать 14 книг, осваивать 25 занятий по английскому, внедрять по две новые привычки, изучать 110 статей и видео по самообразованию, осваивать один новый навык, при этом уделять достаточно времени отношениям и быть счастливым каждый день.

Я считаю, что делиться ценными знаниями важно и нужно, и даю вам самое ценное из своих наработок.

Цель этой статьи - стать полезной для вас и сделать жизнь лучше. Тот, кто почерпнёт что-то полезное и применит это в своей жизни, станет лучшей версией себя.

Делюсь тем, к чему пришёл на данный момент с помощью компиляции других систем и идей, экспериментов и работы над созданием своей системы на протяжении многих лет.

Постановка целей

Вот как было распределено моё время на изучение английского языка в феврале:

1. Новых слов внесено через сайт - 2 650. Выучить 300 новых слов.

2. Словарный запас - 8 746 слов.

3. Часов на сайте - 41 час.

4. TED - 40 роликов (40 + 2 на русском языке).

5. Прочесть минимум одну книгу: Eliezer Yudkowsky. New book: A Girl Corrupted by the Internet is the Summoned Hero? (4 часа 20 минут).

6. Просмотреть видео из того, что обычно смотрю: минимум 8 часов на английском.

7. Фильмы и сериалы:

  • The Revenant - 2 часа 30 минут;
  • Elementary (season 4, episodes 10–12) - 120 минут;
  • Титаник - 90 минут; 90 минут ещё не просмотрено;
  • Deadpool - 1 час 50 минут;
  • Zootopia - 1 час 45 минут;
  • Gods of Egypt - 2 часа 7 минут;
  • Walking Dead (season 6, episode 11) - 40 минут.

Итого: 12 часов 22 минуты.

8. Разговорная практика с иностранцами: 21 час 30 минут.

9. Калифорнийский университет в Сан-Диего. Курс Learning How to Learn: Powerful Mental Tools to Help You Master Tough Subjects (3 часа 10 минут).

Итого за месяц: 82 часа 22 минуты.

Также в это папку добавляю разовые задачи. Обычно это статьи, обзоры, видео TED, полезные и прочие материалы, связанные с саморазвитием.

В Google Chrome есть удобное расширение для Wunderlist. Можно быстро создавать задачу. Она попадёт в нужную папку с названием веб-страницы и ссылкой на неё. Так можно сохранять все ценные статьи и материалы и учитывать время, затраченное на них в месяц.

В среднем я трачу на такую задачу 10 минут. В конце месяца открываю завершённые задачи в папке «Саморазвитие» и считаю, сколько их, освежая в памяти всё то, что оказалось полезным для меня за этот месяц.

Папка «Навыки»

Я составил список навыков, которыми к концу года хочу обладать, и распределил их по месяцам. Чтобы закрепить старые навыки, на них стоит цикличная задача с повторением раз в месяц.

На развитие бизнеса трачу не менее 120 часов. В конце месяца анализирую то, что даёт наибольший ROI. Также рассматриваю, какие идеи внедрил, какой от них результат, что можно убрать из текучки и какое обучение наиболее эффективно.

По каждому дню я пишу в таком формате отчёт:

  • Н: 1 час. Созвонились с Михаилом по автоматизации расчётов.
  • О: 1 час. Начал читать книгу по скриптам от скриптолога, которого рекомендовал Азимов, размышлял и писал задачи.

Есть три формата задач:

  • Т - текучка - повторяющиеся задачи, выполнение которых я стремлюсь минимизировать.
  • Н - новые и полезные задачи, которые связаны с развитием компании, запуск новых проектов, разработка и создание чего-то нового.
  • О - обучение. Сюда относятся статьи, тренинги, книжки по бизнесу. Всегда стараюсь учиться чему-то новому и полезному, что внедряю сразу в бизнес и жизнь.

В конце месяца подвожу итог по времени и по различным типам задач. Анализирую то, что выполнено, а что нет, корректирую план и составляю на следующий месяц.

Папка «Привычки»

Обычно выбираю 2–3 полезные привычки на месяц и их внедряю. Записываю в заметки то, как идёт процесс. Если не идёт, то записываю причины, некоторые привычки исключаю.

Каждый месяц проверяю весь список уже приобретённых привычек и их соблюдение. Если же я их не соблюдаю, то анализирую и принимаю решение, что с этим делать.

Папка «Отношения»

В эту папку попадают все значимые мне люди: с кем я буду общаться вне зависимости от того, где я нахожусь, кому я всегда буду рад.

В «Новых знакомствах» - описание ключевых моментов встреч, идей, мест с людьми, с которыми первый раз встретился и пообщался.

«Не регулярные» - это встречи с людьми, которые не попали в список с отдельным именем.

Всё это я пишу для понимания развития моих отношений.

Дневники

Дневники пишу для осознанности и отслеживания того, как я меняюсь на протяжении лет, для сохранения моментов моей жизни, для практики формулирования мыслей письменно, что, на мой взгляд, полезно по многим причинам.

Пишу каждый день, но в разные дневники по-разному. Сейчас у меня есть около 9 дневников для определённых целей:

  • Личный дневник.
  • Дневник благодарности.
  • Дневники отношений.
  • Дневник счастья.
  • Дневник правды.
  • Дневник здоровья.
  • Дневник сёрфера.
  • Дневник осознанности и медитации.
  • Дневник тренировок.

Благодаря дневникам я смог проанализировать последние годы и не нашёл ни одного дня, когда у меня была или плохое настроение. Для себя я вывел формулу счастья из образа жизни, привычек. Следуя ей, мне удаётся быть счастливым.

Для меня очень важно жить в кайф. То, что я делаю, доставляет мне невероятное удовольствие. Видеть каждый день, как я развиваюсь, как каждый день я становлюсь ближе к миссии моей жизни, - всё это делает меня по-настоящему счастливым.

Жизнь - это лодка, плывущая по реке. Ты, конечно, будешь плыть по ней, но можно взять вёсла, карту и компас в свои руки, чтобы управлять лодкой. Или же можешь просто и смотреть, куда тебя занесёт река жизни.

Брайан Трейси – известный пустозвон, или тренер по саморазвитию. Его типичное упражнение звучит так: запиши цель, составь план, действуй. Никто бы так и не подумал сделать:)

Обычно, его россказни связаны с каким-то американским университетом с непонятным исследованием , затем он озвучивает свои «экспертные» мысли и выдаёт примитивные рекомендации. Краткий пример:

Брайан Трейси о методе 10 целей:

Нужно написать 10 ваших целей в жизни на ближайший год. Если бы вы достигли только одну цель, то какую? Составьте план, списки будущих препятствий, требуемых навыков и знаний.

Говорят, техника 10 целей «просто потрясает». Иногда люди добивались 5 целей за неделю.

Вид Макаки с бананом у вулкана – просто потрясает!


Брайан Трейси даёт упражнения для примитивных людей с примитивными целями . Немного личного опыта в постановке целей проявят для вас всю его «экспертность».

Такой метод годится для целей вроде: «Постирать носки», «Позвонить маме», «Вынести, наконец-то, пивные бутылки». Так, конечно, можно выполнить даже 7 из 10 целей за неделю. А остальной «ближайший год» собирать новые бутылки и прятать грязные носки.

Если у вас нет опыта планирования личной жизни – нужно срочно его наработать, чтобы не остаться наивной жертвой «экшпертов».

Опыт планирования личной жизни

Основная причина, почему большинство людей не ставят перед собой цели – это отсутствие опыта их достижения. В школе не учили, мама с папой не подсказали. Бизнес тренеры заставляют ставить, но у них выработалась стойкая привычка сопротивляться развитию.

Тогда появляются «экшперты» личностного роста с волшебными техниками, дающими потрясающие результаты не отходя от компьютера. Они могут говорить что угодно, ведь их слушатели не проверят ни слова, упражнения не выполнят. Ничего не сделают. А «экшперт» станет экспертом.

Колдун личностного роста.


Неуверенность в своих силах и способностях, заставляет людей только говорить о своих целях, и никогда их не записывать. Безопаснее забыть свои цели, чем видеть нетронутые списки. Жить с целями – небезопасно для слабой психики.

Опыт планирования личной жизни поможет упорядочить её, дать ощущение своей силы и укрепит веру в себя. Планирование личной жизни – лучший способ повышения уверенности в себе и самооценки.

Ваши цели на ближайший год

Если это ваш первый опыт, и вам сложно оценить свои силы – рекомендую выбрать цели легче. Лучше вы их выполните за месяц, затем составите новый список на оставшийся год. Каждый новый план будет более продуманным, и с хорошо подобранными целями.

Чтобы составить список целей, рекомендую выполнить упражнение 100 желаний , из них выбрать 5-10 желаний. Лучше ставить не конечные цели, а серию промежуточных простых и достижимых целей. Вместо «Создать свой бизнес» – поставить цели: «Выбрать нишу для бизнеса», «Создать сайт», «Написать 10 статей», «Изучить SEO».

Очень важно, чтобы первые пробы жить с прописанными целями были удачными. Ещё раз – очень рекомендую для начала составлять простенький план, даже хоть список задач.

Сначала – простой план.


Для разогрева воображения и памяти, изучите примеры ниже – списки целей на год по сферам жизни . Дополнительно изучите списки: 20 целей , 25 целей , 50 целей и 100 целей . Составьте себе список целей, которые изменят вас за год.

10 целей по работе и в карьере

  1. Пройти курс по смежной специальности.
  2. Изучить варианты роста в карьере.
  3. Прочитать 12 книг по работе .
  4. Перейти на менеджмент с помощью коучинга.
  5. Получить повышение по работе.
  6. Договориться с руководством о дополнительной зоне ответственности.
  7. Выполнять более сложные задачи по работе.
  8. Сменить работу.
  9. Определить круг профессий для новой карьеры.
  10. Организовать своё предприятие, или выбрать направление для поиска свободных ниш.

10 жизненных целей по здоровью

  1. Наша разработка. Определить текущее состояние здоровья .
  2. Убрать 10 вредных продуктов из своего рациона за год.
  3. Пройти консультацию по здоровью.
  4. Сделать 12 массажей.
  5. Консультация у остеопата.
  6. Попробовать 5 новых видов массажа.
  7. Найти спорт для регулярных занятий 2–3 раза в неделю.
  8. Поголодать один день.
  9. Пройти нетрадиционную оздоровительную практику.
  10. Пройти курсы медитации и расслабления.

10 целей по покупкам

  1. Проконсультировать со стилистом, совершить с ним покупки.
  2. Оценить рентабельность покупки недвижимости в своём городе.
  3. В течение месяца не делать эмоциональные покупки, покупать через 3–10 дней.
  4. Купить MacBook и/или iPhone.
  5. Купить игрушку из детских воспоминаний.
  6. Сделать «душевный» подарок другу.
  7. Купить игрушку для взрослого себя.
  8. Купить чашку, нарисовать на ней смайлик и подарить коллеге.
  9. Взять тур выходного дня.
  10. Одеть новые вещи в магазине после покупки.

10 целей на год по личностному росту

  1. Прочитать «Мышление быстрое и медленное» .
  2. Изучить материал, не принимаемой вами точки зрения.
  3. Поучиться выступать с докладом.
  4. Установить личный рекорд по прочитанным книгам.
  5. Улучшить навыки письма: написать 5 статей.
  6. Улучшить понимание статистики: прочитать «Чёрный лебедь» .
  7. Поучиться рисовать смайлики от руки.
  8. Поднять уровень владения иностранным языком.
  9. Научиться водить скутер.
  10. Ввести в привычку личный тайм-менеджмент.

10 целей женщины, мужчины, семьи

  1. Ослабить потребность всё контролировать.
  2. Прочитать книгу «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» .
  3. Больше уважать партнёра.
  4. Устроить забавный и романтический пикник.
  5. Прослушать курс «Естественные роды» .
  6. Подарить спутнику украшение ручной работы.
  7. Приготовить завтрак для влюблённых.
  8. Отслеживать, когда слушаете не внимательно.
  9. Устроить семейный ужин при свечах.
  10. Чаще говорить слова поддержки и заботы.

Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Понятие целеполагания

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего. Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?». Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены. Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком. Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.


Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека. Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).


Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать. Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И. Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму. Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга. Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

  • Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
  • Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
  • Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
  • Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
  • Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в .

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

  • определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём:
    — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей);
    — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;
    — выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
  • конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
  • планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
  • определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
  • разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
  • все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

3.3. Метод «цели — ценности»

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:


Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.