С а есенин презентация для начальной школы. Презентация на тему "сергей александрович есенин"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Уголки родного края, воспетые Есениным в стихах МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа». Ефремова Алла Николаевна

Поля в окрестностях Константинова "Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол..." "Я сегодня влюблен в

Константиновские раздолья « Тихо струится река серебристая...»

"Я более всего Весну люблю. Люблю разлив Стремительным потоком..." Разлив Оки

Родное Константиново Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Концертная площадка в Константинове "Любя твой день и ночи темноту, Тебе, о родина, сложил я песню ту..."

"Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова…» Памятник Сергею Есенину в Константиново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)

Материал данного урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)

Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...

Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015

Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015...









1 из 8

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Биография Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

№ слайда 3

Описание слайда:

В 1915 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерями в Царском Селе.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Личная жизнь В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян в 1937 году). В 1917-1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой Николаевной Райх, впоследствии женой Всеволода Мейерхольда. От этого брака родились дочь Татьяна и сын Константин - впоследствии футбольный журналист. Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился 2 мая 1922 года. После свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе и США. Их брак был краток, и в 1923 году Есенин вернулся в Москву. 12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр от переводчицы Надежды Вольпин - впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения. Осенью 1925 года Есенин женился в четвертый раз - на Софье Андреевне Толстой, внучке Л. Н. Толстого.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Поэзия С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

№ слайда 8

Описание слайда:

Смерть поэта 28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер» . Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью, и по свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью. По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством. Похоронен 31 декабря 1925 года в г. Москва на Ваганьковском кладбище.

Cлайд 1

Сергей Александрович Есенин Презентация Лютгольц Л.В. Учителя литературы МОУ «СОШ №23» Биография писателя- юбиляра

Cлайд 2

Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Александр Никитич Есенин (1873-1931) и Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865-1955).

Cлайд 3

Cлайд 4

"С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду". Есенин о своем детстве:

Cлайд 5

Земская начальная школа В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты".

Cлайд 6

Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина Москва

Cлайд 7

1913 год Есенин примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

Cлайд 8

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (первое стихотворение "Береза"). Дебют поэта.

Cлайд 9

Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым, сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех. 1915 год

Cлайд 10

Cлайд 11

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. Служба в армии

Cлайд 12

Cлайд 13

"Радуница" Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.

Cлайд 14

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918) проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Революция

Cлайд 15

Имажинизм С.А.Есенин 1919 г. Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» - литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве.

Cлайд 16

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924). "Москва кабацкая"

Cлайд 17

Айседора Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой.

Cлайд 18

Есенин и Айседора, 1922 Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923),

Cлайд 19

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". К этому периоду относятся лучшие произведения: "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др. 1923-1925

Cлайд 20

Одним из последних произведений стала поэма «Страна негодяев» , в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования, он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. Трагический финал

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас- Клепиковской школе. Константиновское земское училище С.Есенин 1913-14 год

С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского университета,но не закончил. В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. С.А. Есенин Фотография. 1916 А А.А. Блок

Мать поэта С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом… Интерьер дома-музея Окрестности села Константиново

С.А. Есенин и Айседора Дункан С.Есенин с сестрой Шурой

Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. С. Есенин

“ У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благополучие ” К.Г. Паустовский

1. Любовь к природе «Черемуха» «Поет зима- аукает…»» «Закружилась листва золотая…»

2. Любовь к малой родине. «Край ты мой заброшенный…» «Эта улица мне знакома…» «Низкий дом с голубыми ставнями…»

3. Любовь к России «Гой ты, Русь моя родная…» «Спит ковыль…»

4. Любовь к животным «Песнь о собаке» «Корова» «Лисица»

5. Любовь к родным и близким «Письмо матери.» «Я красивых таких не видел…»

6. Любовь к женщине «Не бродить, не мять в кустах багряных…» «Выткался на озере алый свет зари…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)

Материал данного урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)

Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...

Урок литературного чтения во 2-м классе. «Красота зимы в произведениях русских поэтов. С. Есенин «Берёза»

Целью урока является формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки ан...

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса. Сергей Есенин. Стихи


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса по теме: «Сергей Есенин. Стихи». Данное мероприятие входит в цикл «Из списка литературы на лето» . Материалы из цикла можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев. Данное внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся четвёртых классов.
Цель: знакомство детей с творчеством Сергея Есенина.
Задачи:
- донести до учащихся красоту поэзии Сергея Есенина;
- развивать навыки выразительного чтения;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- формировать глубокое уважение к родной природе и Родине;
- совершенствовать культуру младшего школьника;
- воспитывать у учащихся эстетический вкус.
Предварительная работа: задание детям - выучить отрывки стихотворений Сергея Есенина о разных временах года.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с поэзией Сергея Есенина, а также с интересными фактами его жизни. Есенин изображал природу яркой, нарядной. Всё блестит и сверкает. Поэт писал о природе необычно, нежно, любуясь и удивляясь ею. Сергей Есенин - великий поэт всех времён и народов. Не только русский народ, но и весь мир восхищается легендарной творческой личностью. Этот небывалой красоты человек, умел лирическими и красивыми словами затрагивать сердца людей. У него был непревзойденный дар стихотворчества. Его шедевры подобны музыкальной струе, льющейся из самого сердца и души, в которых огромная и необъятная любовь к Родине и её просторам. Биография Есенина - это жизнь активного и целеустремленного человека.

Примерный текст:

Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925 г. г.)

Родился в Рязанской губернии в обычной крестьянской семье. Родители: отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931 г. г.) и мать - Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865-1955 г. г.).


Фёдор Андреевич (1845-1927 г. г.) и Наталья Евтихиевна (1847-1911 г. г.) Титовы - дед и бабушка Есенина по матери (родители Татьяны Фёдоровны). Сёстры - Екатерина Александровна (1905-1977 г. г.) и Александра Александровна (1911-1981 г. г.).


Отец Сергея Есенина Александр Никитич мальчиком пел в церкви. Он работал старшим приказчиком в мясной лавке, куда в 1912 году поступил работать Сергей, переехав из села Константиново в Москву. Мать и отец Сергея жили в селе Константиново, но его воспитанием занимался дедушка. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил юного Есенина любить природу и искусство. Не смотря на огромный талант и умственные способности, Есенин, имел только четыре класса образования Константиновского сельского училища, которое закончил в 1909 году с отличием, продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 г. г., после чего стал «учителем школы грамоты».


В 1912 году Есенин переехал в Москву. Служил в мясной лавке, работал в книгоиздательстве, в типографии. В это же время учился на историко-философском отделении университета, активно посещал музыкальные литературные общества и лекционные занятия. Первые стихотворения молодого, но талантливого поэта были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок». Он пишет стихи для детей, такие как: «Сиротка», 1914 г., «Побирушка», 1915 г., повесть «Яр», 1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…», 1925 г. В Петрограде знакомится с С. Городецким, А. Блоком и Н. Клюевым, которые оказали огромное влияние на творчество Есенина. В 1916 году Есенина призывают на военную службу и прикомандировывают санитаром к Царскосельскому военному госпиталю. В это время выходит первое собрание сочинений под названием «Радуница», получив при этом широкую известность. В 1918 году Есенин переезжает в Москву. В 1919 году с группой писателей и поэтов входит в созданную ими группу имажинистов.
Имажинизм (от лат. Imagо - образ) - литературное направление в русской поэзии XX века, цель творчества - создание образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора.
Интересный факт: Есенин был хорошо образован, много читал, однако совсем не знал языков. Живя за границей, с иностранцами он общался с помощью переводчика.
В период 1923-1925 годов Есениным были созданы лучшие стихотворения и поэмы. Биография Есенина удивительная, но довольно короткая, оборвалась она в 1925 году, на тот момент ему было всего тридцать лет.
Учитель: Ребята, у Вас было небольшое задание. Прошу Вас рассказать нам отрывки стихотворений Сергея Есенина, которые Вы учили наизусть.
(Дети рассказывают стихотворения).
Учитель: Молодцы, ребята! Внимание, вернёмся к презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Сергей Есенин родился в обычной, крестьянской семье. Как и все деревенские ребятишки, он бегал по улице, резвился на свежем воздухе в любое время года, слушал деревенские сказки и песни.


С самого раннего детства он видел и замечал всё: и тяготы сельской жизни, и красоту окружающей природы. Это не могло не отразиться на его творчестве. Рязанское раздолье , убегающая голубой лентой Ока, просторные луга, берёзовые рощи – именно эти картины родной природы и нашли отражение в поэзии Есенина.


В настоящее время на родине, в селе Константинове, бережно хранится память о поэте в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина .



Рядом с домом Есениных находится восстановленная к 100-летию со дня рождения Есенина деревянная земская начальная школа , которую Сергей закончил с похвальным листом. Созданная экспозиция рассказывает о роли земских школ в образовании и воспитании крестьянских детей. Здесь грифельная дощечка, которой пользовался Сергей Есенин, фотографии его первых учителей, учебники.



Украшением села является Казанская церковь - памятник архитектуры 18 века. В ней крестился Сергей Есенин. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина является одним из крупнейших музейных комплексов нашей страны.
Учитель: А теперь предлагаю Вам разделиться на группы по временам года (по выученным стихотворениям) и занять свои места за столами.
«Белые» - те, кто рассказывал стихотворение о зиме.
«Зелёные» - те, кто рассказывал стихотворение о весне.
«Жёлтые» - те, кто рассказывал стихотворение о лете.
«Красные» - те, кто рассказывал стихотворение об осени.
А для начала, вспомним правила работы в группе.
(Далее следуют ответы детей и групповая работа).
Учитель: Послушайте внимательно стихотворения Сергея Есенина «Бабушкины сказки» :
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.
Учитель: О каком времени года идёт речь?
Дети: О зиме.
Учитель: Верно. Стихи Есенина о зиме необычайно искренние и тёплые. Вот некоторые из них: «Зима», «Заметает пурга», «Бабушкины сказки», «Белая берёза», «Поёт зима – аукает», «Пороша» и другие. Несмотря на то, что зима - это суровое время года, строки согреты особой теплотой. Зима - чудесная пора. Зимой всё вокруг кажется таинственным. В стихах зимнее время пронизано с одной стороны - особой грустью, а с другой - небывалой лёгкостью. Есенин очень любил это время года. Может быть, поэтому, именно в это время он написал многие свои самые лучшие стихотворения.
Стихи Есенина о зиме, которые мы сегодня услышали: «Белая берёза», «Поёт зима - аукает», «Пороша» .


Учитель : Какие чувства они у Вас вызывают? Почему? Понравились? Чем?

Задание: Вспомните птиц, о которых идёт речь в этих стихотворениях. Необходимо раскрасить из всех предложенных только их. Работать каждый будет индивидуально. Но результат Вы принесёте своей группе.
Примечание: Даются листы с изображением следующих птиц: воробей, ворона, дятел (правильный вариант). А также листы с изображением любых других птиц, например: голубь, попугай и т. д.
(Проводится индивидуальная работа с детьми и подводится итог работы группы).





Учитель: Следующее задание для групп – разгадать загадки , о каком времени года наша следующая группа стихотворений Сергея Есенина.
(Каждая группа получает свою загадку о весне в конверте).
Примерные загадки о весне:
1.Зеленоглаза, весела,
Девица - красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство - чтоб всё цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – … (Весна).
2.Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу … (Весна).
3.Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна).
4.Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла … (Весна).
(Дети читают загадки и разгадывают их).


Учитель: Верно. Эти загадки о весне, о пробуждающейся природе, о первых цветах и весеннем настроении. Устав от долгой и холодной зимы, все с нетерпением ждут наступления тёплой, солнечной и такой долгожданной весны. Хочется поскорее вдохнуть весенний аромат, понежится на тёплом солнышке, когда вокруг поют птицы, и всё цветёт, пахнет и благоухает. Стихи Есенина о весне необыкновенно лиричны, они согреты удивительным внутренним теплом. Чистые и верные. Сергей Есенин - исконно русский поэт. Его огромное дарование и безусловный талант не подвергаются сомнению. Родная природа - его страсть и любовь. Ему удавалось разглядеть прекрасное там, где иной, пройдя мимо, не заметил бы ничего особенного.
Стихи Есенина о весне, которые мы сегодня услышали: «Наступление весны», «Весенний вечер», «Черёмуха».
Задание: Напишите все признаки весны, которые встречаются в этих стихотворениях. (Правильные ответы: тает снег, появляются первые листочки, зеленеет трава, ранние цветы ароматно пахнут, прилетают с юга птицы и другие) .


Учитель: Лето - одно из самых удивительных времён года. Во всей своей красе предстаёт перед человеком природа. Жаркий полдень, сочные травы, аромат цветов, прохлада леса - всё это отражено в творчестве Сергея Есенина, который посвятил лету волнующие и романтичные стихи. Деревья стоят пышно одетые в яркие, зелёные наряды. Повсюду растёт трава, а на ней разноцветные огоньки цветов - васильков, колокольчиков, ромашек. А над ними порхают бабочки и гудят всякие мушки. Стихи о лете в творчестве Есенина передают красоту русской природы, пение птиц и шум леса. Всё благоухает и цветёт. Стихи насыщены теплом летней красоты и полны любви к родной природе, которая богата сочными зелёными красками и благородным летним настроением.
Стихи Есенина о лете, которые мы сегодня услышали: «Вот уж вечер», «С добрым утром».
Стихотворение «С добрым утром» - это попытка запечатлеть удивительную красоту тёплого летнего утра, когда деревья, трава, умытые серебристой росой, замерли в ожидании первых лучей солнца. Короткий миг между сном и бодрствованием наполнен спокойствием и очарованием, и даже пение птиц не в состоянии нарушить восхитительную идиллию.


Учитель: Лето украшает сады и огороды. Ароматная клубника клонится низко к земле. Спеют сочные вишни и другие ягоды, овощи и фрукты. Повсюду - буйство красок, праздник плодородия, приятное ощущение тепла и уюта. Высокое чистое небо и тёплая прозрачная вода рек. Лето такое яркое и разноцветное.
Задание: вспомните и напишите всю растительность, встречающуюся в стихотворениях Сергея Есенина о лете. (Правильные ответы: берёзки, крапива, ива).
(Далее следует выполнение задания и подведение итога работы группы).


Учитель: В стихотворении Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» изображается картина осенней природы . Но это не просто осенний этюд, здесь автор посвящает нас в свои сокровенные мысли. Осень вызывает грустное, унылое, тоскливое настроение. Когда читаешь произведение, сразу буквально «оказываешься» в осеннем лесу. Есенин помогает рассмотреть красоту поздней осени в неприглядной картине: рощи, нивы, река, сырость, туман. Все эти непоэтичные и общеупотребительные слова в прямом значении. Есенин же преображает голые унылые рощи в звонкие прекрасные чащи, неприятные сырость и туман - в таинственную дымку. Есенин даёт нам возможность почувствовать, что мир полон чудес, что природа близка, и мы связаны с ней кровным родством, потому что у неё те же радости, мечты и печали.
Стихи Есенина об осени, которые мы сегодня услышали: «Осень», «Нивы сжаты, рощи голы», «В ожидании зимы» .


Учитель: Ваше задание: сложить из данных слов пословицы об осени. Помните, ребята, что пословица - это мудрость, проверенная веками. Желаю Вам удачи!
Примерные пословицы:
Осень - время собирать урожай.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Цыплят по осени считают.
Осень идёт, а за собою дождь ведёт.
От осени к лету поворота нету.
(Далее следует выполнение задания и подведение итога работы группы).


Учитель: По своему ритму стихи Есенина близки русским народным песням, они напевны и мелодичны. Именно поэтому многие стихотворения Сергея Есенина положены на музыку и превращены в песенные композиции - романсы. Ребята, как вы думаете, что такое - романс ?
(Далее следуют рассуждения детей).
(Просмотр презентации с комментариями учителя).


Примерный текст:
Слово «романс» пришло в Россию в середине XVIII века из Испании. Первоначально оно обозначало стихотворение на испанском («романском») языке в музыкальном исполнении с инструментальным сопровождением. Одноголосое исполнение песни и дало начало русскому романсу. В романсе важно каждое слово. И без хороших стихов романса не будет, даже какой бы красивой ни была мелодия. Сюжет в романсе обычно простой, о человеческих переживаниях: любви, разлуке, одиночестве, памяти о прошлом. Чувства в романсе выражаются прямо, открытым текстом. Особенность романса - доверительная интонация к слушателю. Романс всегда побуждает к сопереживанию.
Много песен-романсов на стихи Сергея Есенина написал композитор Григорий Фёдорович Пономаренко (1921 - 1996 г. г.). Такие как: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Королева» и другие.


А также песни-романсы на стихи Есенина писали: А. Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива»), В. Липатов («Письмо к матери»), Е. Попов («Над окошком месяц»), А. Покровский («Песни, песни, о чём вы кричите?»), Н. Кутузов («Берёза»), Г. Свиридов («Есть одна хорошая песня у соловушки»), Муслим Магомаев («Прощай, Баку!») и многие другие.
Перечень исполнителей романсов на стихи Сергея Есенина огромен: академические и оперные певцы, исполнители эстрадных песен и романсов, академические, народные и казачьи хоры, певцы, ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Известные исполнители романсов: Владимир Ивашов, Александр Новиков, вокальное трио «Реликт», Александр Малинин и многие другие.


Учитель: Как Вы думаете, почему стихи Есенина, положенные на музыку, называют романсами?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Действительно, слова настолько лиричны, настолько проникновенны и образны, что сами ложатся на музыку. Стихи Есенина наполнены звуками, запахами и красками. Но в них всегда чувствуются грусть и печаль. Полное единение с жизнью народа - вот главная и определяющая черта поэзии Есенина. Ему не нужно постигать душу народа, он знал её и прекрасно чувствовал. Она буквально «жила в нём», с теми песнями, которые он слышал с детства. Отец Сергея Есенина Александр Никитич мальчиком пел в церкви, первой песельницей (исполнительницей песен) на селе была и мать - Татьяна Фёдоровна. Светловолосый, голубоглазый, прибегал внук к деду и говорил: "Дедушка, я поэтом буду". Дед гладил его по голове, и говорил: "Будешь, будешь, сынок". Может быть, поэтому стихи Есенина, положенные на музыку, и называют романсами.
Учитель: Предлагаю прослушать романс «Отговорила роща золотая» в исполнении учеников нашего класса - ансамбля «Звонница».
Примечание: Можно включить этот или другой романс в записи.
(Далее прослушивание романса).
Примечание: Предварительно детям можно раздать текст стихотворения "Отговорила роща золотая" Сергея Есенина.
Стихотворение "Отговорила роща золотая"
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдёт, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Учитель: Через стихи Сергея Есенина можно ощутить всю красоту и гармонию окружающего мира. За 30 лет, отпущенных ему на земле, он успел так много, словно прожил огромную жизнь. Началом всех начал для Сергея Есенина была Родина, в которой он видел Россию. С огромным восхищением превозносил он её.


(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Вот как видят тему Родины в творчестве Сергея Есенина современные художники. Юрий Александрович Федоренков - заслуженный художник России. Член Союза художников России. Картина «Село Константиново в 70-е г. г.». Александр Александрович Прокопенко . Картина «Дом родителей (С. А. Есенина)». Евгений Михайлович Сергеев . Картина «Константиново».
(Далее следует прочтение стихотворения).
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".


Учитель: Ребята, какая информация сегодня Вам запомнилась больше? Поделитесь, что нового Вы для себя узнали? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?
(Далее следуют ответы детей).
Благодарю Вас за занятие!

Приложение

Примерные стихотворения:
О ЗИМЕ
Белая берёза
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Поёт зима - аукает
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Пороша
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
О ВЕСНЕ
Наступление весны
Весна наступает, снег быстро тает,
И всё оживает с приходом ея!
Деревья оделись зелёной листвою,
Луг зеленеет, покрытый травою.
Поля зазеленели, ароматом дыша.
Цветы запестрели, птицы прилетели.
Лес оживился щебетанием,
Воздух наполнился благоуханием.
Весенний вечер
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подёрнулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще берёзовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звёзды далекие
И улыбается небу земля.
Черёмуха
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри, завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.
Черёмуха душистая развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.
Ручей волной гремучею все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею ей песенки поет.
О ЛЕТЕ
С добрым утром
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Вот уж вечер
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки.
ОБ ОСЕНИ
Осень
Осень! Небо тучно, ветер шумит.
Природа скучно всюду глядит.
Цветы поблёкли; деревья голы:
Сады заглохли, печальны долы.
И птиц не слышно, все улетели.
В последний раз весне песню спели.
Осень! Небо тучно. Дождик льёт,
Печально, скучно время идет.
Нивы сжаты, рощи голы
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
В ожидании зимы
Под осенними осинками
Зайка зайке говорит:
- Посмотри, как паутинками
Наш осинничек обвит.
Замелькали нити белые,
Закраснел в дубраве лист;
Сквозь деревья помертвелые
Чей-то слышен вой и свист.
То зима идёт сердитая -
Горе бедному зверью!
Поспешим к её прибытию
Шубку выбелить свою. -
Под осенними осинками
Обнялись друзья, молчат...
Повернулись к солнцу спинками -
Шубки серые белят.