Rustik68: История казанского трамвая.

Общая длина маршрутов Общая длина маршрутов в период максимального развития Модели эксплуатируемых трамваев Ширина колеи Тип питания

Электричество

Напряжение контактной сети Регламентированная высота подвеса контактной сети Протяжённость самого длинного маршрута Протяжённость самого длинного маршрута за всю историю системы Компания-перевозчик

МУП «Метроэлектротранс»

Сайт компании

По состоянию на середину 2012 года насчитывается 4 маршрута - № 5,9,11,13, а также временно из-за реконструкции улиц не действуют ещё 2 маршрута - № 3,7. Количество вагонов - 120. Систему обслуживает депо (ранее № 1) имени И. К. Кабушкина . До 2005 года действовало бывшее депо № 2, а до 2011 - депо № 2 (ранее № 3) имени Х. Х. Акалаева. Стоимость проезда составляет 12 рублей наличными, 10 рублей по электронной карте (2011 год). На маршрутах задействованы кондукторы и, помимо оплаты за наличный расчёт (с более высокой стомостью проезда), действуют общегражданские (с разными тарифными планами пополнения, включая проездные по срокам и «электронный кошелёк»), а также льготные электронные транспортные карты. Оператор - МУП «Метроэлектротранс».

Система имеет и имела несколько уникальных особенностей:

  • самый длинный в России и СНГ маршрут № 5 (скоростной (ускоренный) трамвай первого этапа) протяжённостью 26 км с 32 остановками и временем проезда около 1 часа. Ранее действовали самые длинные в России и самые длинные в мире из числа внутригородских встречные кольцевые маршруты № 20,21, имевшие протяжённость 32 км, 46 остановок, время проезда 2 часа 10 минут. Отменены в 2008, ожидается их возобновление по изменённому пути следования по Большому казанскому кольцу вместо маршрута № 5.
  • разворотный треугольник на конце маршрута № 5 возле пересечения проспекта Победы и Оренбургского проезда у микрорайона Солнечный город. Ранее несколько десятков лет действовал разворотный треугольник на конце закрытого маршрута № 2.
  • ранее полное пересечение трамвайных путей на все 6 возможных направлений на перекрёстке улиц Татарстан и Тукая. В настоящее время осталось 3 направления: в сторону площади Тукая пути демонтированы.
  • двухуровневые перекрестия трамвайных линий без поворотных-стрелочных пересечений: на перекрёстке улицы Зорге (надземный уровень-путепровод с маршрутом № 11) и проспекта Победы (наземный уровень со скоростным маршрутом № 5), под которым на подземном уровне также находятся пути и станция метро; на перекрёстке Сибирского тракта (наземный уровень с маршрутом № 11) и улицы Арбузова (выемочный нижний уровень со скоростным маршрутом № 5).
  • вагоны РВЗ-6М2 - 2 пассажирских (временно не на линии; до 1987 вагонный парк состоял из них на 100 %), а также парадный (на линии в дни праздников) и кафе (временно не на линии).
  • экспозиция под открытым небом из вагонов-репликаров конки, Эрликон, на Аллее Славы на пересечении улиц Петербургская и Эсперанто перед офисом МУП «Метроэлектротранс» возле станции метро «Суконная слобода» .
  • новые трамваи (модели ЛМ-99АЭ партии, полученной в 2007 г.), а также ряд старых вагонов без рекламы имеют унифицированную окраску красного цвета (подобно тому как все новые автобусы - также красные, а троллейбусы - зелёные).

История

Спецвагон-вышка контактной сети, изготовленный из РВЗ-6 в городе

Спецвагон-рельсотранспортер ТК-28 в городе

Спецвагон-снегоочиститель ВТК-01 в городе

Спецвагон-шпалоподбивочник ШПМА-4К на строительстве трамвайной линии по улице Энергетиков

Маршруты

Трамвайные маршруты в Казани
№ марш. Конечные остановочные пункты Примечание
5 Ж/Д Вокзал Микрорайон Солнечный Город Открыт 31.10.2012
9 Ж/Д Вокзал Ул. Химическая с 2010 по новой трассе через Кировский район.
11 Ул. Халитова 9-й Микрорайон
13 Халитова-2 Караваево Не работал с 13.10.2009 до 4.11.2011, с 14.11.2011 продлён до ул. Химическая, 21.03.2012 сокращён обратно до Караваево.
Временно не работающие маршруты
№ марш. Конечные остановочные пункты Примечание
3 Ж/Д Вокзал Посёлок Борисково Продлён до ЖД Вокзала в 2008 году, временно не работает с 25 июня 2012 в связи с ремонтом путей по ул.Г.Тукая
7 Ж/Д Вокзал Речной порт Временно не работает с 25 июня 2012 в связи с ремонтом путей по ул.Г.Тукая
Закрытые маршруты
№ марш. Конечные остановочные пункты Примечание
1 Ж/Д Вокзал Ул. Адмиралтейская закрыт из-за нерентабельности в 2007 году. Рельсы разобраны с 17 июля 2010 года.
2 Ж/Д Вокзал Строительная академия закрыт для увеличения пропускной способности ул. Бутлерова, Волкова и Площади Тукая (неофициально - трамвайная линия помешала жильцам «элитного» дома) 6 июля 2011 года
4 ЖД Вокзал Ул. Спартаковская
5 Ул. Каюма Насыри Ул. Халитова закрыт 10 июня 2008 года для увеличения пропускной способности улицы К.Маркса и дублирования 7 маршрутом троллейбуса.
6 Ул. Кызыл Татарстан Ул. Спартаковская закрыт 25 июля 2005 года вместе с линией по улицам Островского, Качалова и Трамвайным депо №2
8 Ул. Ершова Посёлок Борисково закрыт в 2004 году.
10 Посёлок Караваево Ул. Химическая Закрыт 27 июля 2008 года, поглощён маршрутом № 9
12 Ул. Каюма Насыри Девятый микрорайон закрыт 13 сентября 2008 года для увеличения пропускной способности улицы К.Маркса.Заменен на 21 троллейбус.
14 Ж/Д Вокзал Ул. Халитова-2 Закрыт 31 октября 2012 года в связи с пуском 5-го маршрута, почти полностью дублирующиго 14-й. Фактически действует как парковый для маршрутов 5 и 9
15 Ул. Ершова Девятый микрорайон закрыт в 2004 году.
16 Трамвайное депо № 1 Ул. Халитова закрыт в 2007 году
17 Ул. Короленко Ул. Халитова пиковый, закрыт в 2004 году. Позже перенумерован в 19А
18 Речной Вокзал Ул. Ершова закрыт в 2004 году.
19 Проспект Победы Ул. Халитова Закрыт 3 июля 2011 в связи с ремонтом путей на Пр.Победы. Перенумерован в 5.
19А Ул. Короленко Ул. Халитова закрыт в 2009 году в связи с ремонтом путей на Пр.Ямашева
20 ЖД Вокзал Кольцевой открыт 2 декабря 1999 года, закрыт 1 июня 2008 года из-за постоянных сбоев движения, как следствие не обособленных от потока машин путей
21 ЖД Вокзал Кольцевой открыт 2 декабря 1999 года закрыт 1 июня 2008 года
22 Ж/д вокзал Мехкомбинат Закрыт в 2008, трамвайная линия законсервирована, контактная сеть снята
23 Ул. Кызыл Татарстан Девятый микрорайон Закрыт в 2005 году

Перенумерация 2013

К маю 2013 года планируется изменить нумерацию трамвайных маршрутов .

Подвижной состав

В Казани работают линейные вагоны нескольких типов: 71-605 , 71-605А , 71-608 КМ, 71-619 К, 71-619 КМ, 71-619 КТ, 71-132 (ЛМ-93), 71-134 К (ЛМ-99К), 71-134 А (ЛМ-99АЭ), 71-402 , РВЗ-6 (2 пассажирских). Преобладает модель 71-608 KM.

Специальные и служебные трамваи: РВЗ-6 (парадный, кафе, сварочные, вышка контактной сети, поливомоечный), 71-605 (тягачи), ВТК-24, ВТК-01, ГС-4 (снегоочистители), ТК-28, ТК-28А (рельсотранспортёры), ШПМА-4К (шпалоподбивочная машина)

В 2007 году получены 20 вагонов модели ЛМ-99АЭ.

В декабре 2009 года были списаны все вагоны 71-608 К. Работавшие на маршруте № 2 и др. до середины 2009 года пассажирские вагоны РВЗ-6М2 по состоянию на конец 2012 года не списаны, но не используются.

Последние изменения и перспективы сети

В 1999 году, к 100-летнему юбилею казанского трамвая, была сооружена 8-километровая новая трамвайная линия, одна из крайне немногих новых в стране в конце XX века, по проспекту Победы от его начала до пересечения с улицей Зорге, по которой были пущены маршруты № 19 и встречно-кольцевые 20,21, самые длинные в мире.

В 2005 году были закрыты депо № 2 и демонтированы трамвайные пути по улице Островского. В связи с этим закрыты маршруты № 4,6.

В 2007 году были закрыты нерентабельные маршруты № 1,16,22. Трамвайные пути маршрута № 1 по улице К.Цеткин демонтированы в 2010, у трамвайных путей маршрута № 22 по улице М.Гафури демонтирована только контактная сеть.

В 2007 и 2008 годах действовало недолгое время в порядке эксперимента и признано нерациональным объединение маршрутов соответственно № 3,5 в № 5 и № 7,14 в № 14. Объединение маршрутов № 9,10 в № 9 с 2008 года оставлено на постоянно.

В 2008 году (несмотря на дорогостоящую переукладку в 2005 году) были демонтированы трамвайные пути по улицам Пушкина, К.Маркса, Ершова на участке от площади Тукая до перекрёстка улиц Ершова и Гвардейская. В связи с этим закрыты маршруты № 5, 12, кольцевые 20 и 21.

Осенью 2009 в связи со строительством двухуровневой развязки Ямашева/Декабристов были временно закрыты маршруты 13, 14, а маршрут 19 укорочен до Короленко.

В 2010-2011 годах осуществлялся перенос трамвайной линии с Кремлёвской (Ленинской) дамбы на Адмиралтейскую (Кировскую) дамбу, включая демонтаж трамвайных путей на улице Набережная, Кремлёвской дамбе и в начале улицы Декабристов, реконструкцию трамвайных путей на Адмиралтейской дамбе и строительство новых трамвайных путей по улицам Несмелова, Краснококшайская, Б.Крыловка, Ленская (участок Большого казанского кольца) и Энергетиков, куда переносятся участки трамвайных маршрутов № 9,13,14,19.

6 октября 2010 года временно сокращённый весной 2010 до трамвайного депо № 2 маршрут № 9 был восстановлен до Железнодорожного вокзала с движением по вышеуказанной новой трамвайной линии, проложенной через Кировский район (кроме участка по Ленской).

Осенью 2010 в связи со строительством двухуровневых развязок и реконструкцией-модернизацией линии по проспекту Ямашева маршрут 19 был временно укорочен до Халитова.

7 июля 2011 в связи с оптимизацией движения автотранспорта в центре города, несмотря на протесты общественности, закрыт один из самых востребованных трамвайный маршрут № 2.

Летом 2011 маршрут № 11 был временно укорочен до Гарифьянова в связи со строительством двухуровневой развязки Победы/Зорге, а маршрут № 19 был временно закрыт в связи со строительством двухуровневых развязок, реконструкцией-модернизацией линии по проспекту Победы и строительством новой трамвайной линии до начала микрорайона Солнечный город.

31 октября 2011 в связи со строительством нового автовокзала «Северный» было закрыто трамвайное депо № 2 (бывшее № 3) на ул. Копылова. Все вагоны перешли в оставшееся одно депо № 1.

4 ноября 2011 после окончания модернизации путей по проспекту Ямашева были восстановлены маршруты № 13 и 14, проходящие отныне через Энергетиков и затем соответственно через Ленскую и Б.Крыловку,Адмиралтейскую дамбу.

14 ноября 2011 маршрут № 13 продлён до ул. Химической, 21 марта 2012 снова сокращён до Караваево.

27 августа 2012 маршрут № 11 пущен через построенный над просп. Победы путепровод по ул. Зорге вновь до 9-го микрорайона.

31 октября 2012 года открыты реконструированная линия по просп. Победы и новая трамвайная линия до начала микрорайона Солнечный город (участок Большого казанского кольца) с пуском туда маршрута № 5 (Ж/Д Вокзал - микрорайон Солнечный Город), который стал скоростным (ускоренным) трамваем первого этапа (до замыкания в полную кольцевую линию). Маршрут № 14 закрыт.

В 2013 году ожидается возобновление трамваев № 3, 7.

В начале 2013 года ожидается замена на скоростном (ускоренном) маршруте № 5 обычных вагонов на трёхсекционные сочленённые низкопольные поезда АКСМ-843 .

К 1 мая 2013 года ожидается перенумерация маршрутов на номера подряд, начиная с № 1 (см. выше).

В 2013-2015 гг для 33-километровой полной кольцевой линии скоростного (ускоренного) трамвая ожидается строительство новых трамвайных путей от микрорайона Солнечный город до посёлка Борисково (участок Большого казанского кольца) и возобновление встречно-кольцевых маршрутов (вместо № 3, 5) со следованием по всему Большому казанскому кольцу .

Примечания

См. также

Ссылки

Памятник, имитирующий целый трамвайный парк - самая молодая казанская достопримечательность. Установили его в честь 65-летия Победы. Раритеты, долгое время пылившиеся в трамвайном депо N1, восстановили к столетию Казанского трамвая и установили на центральной улице.

Водителем довоенного трамвая под номером 24 с 1932 до 1937 года был легендарный подпольщик Жан, Герой Советского Союза - Иван Кабушкин, награжденный посмертно орденом за проявленное мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками.

Еще два трамвая - более старые экспонаты. Один из них - двухъярусный, другой - работавший на конной тяге, круглые сутки открыт для посетителей. Зайти в него, чтобы почувствовать себя пассажиром или вагоновожатым может каждый. Вечером кабины при помощи специальной подсветки словно оживают. За штурвалом можно увидеть пассажиров-манекенов, одетых в духе своего времени и даже копию вагоновожатого Жана, стоящего за штурвалом.

Казанский трамвай - один из старейших в России. Он начал свою работу в 1898 году, и стал третьим (после Киева и Нижнего Новгорода) трамваем, пущенным в Российской империи. К слову сказать, в тогдашенй столице страны - Санкт-петербурге - трамвай появился только в 1905 году, целых семь лет спустя!

В начале прошлого века в городе было уже целых пять трамвайных маршрутов. У них не было номеров, а обозначались они по названиям линий. Первая линия называлась Волго-Проломная, вторая - Воскресенская, третья - Грузинская, четвертая - Екатерининская, и, наконец, пятая линия, Круговая. Общая протяженность этих пяти линий составляла более 26 километров, из них около 16 километров были двухпутными. Средняя скорость, развиваемая вагоном, включая и остановки, не превышала 11-13 километров в час, а максимальная равнялась 25 километрам.

Цена за проезд менялась в зависимости от линии и КЛАССА (да-да, трамвайные вагоны тоже были первого и второго классов! - представьте, как бы сейчас это смотрелось), но была не дороже 10 копеек. Трамвай был дешев - и поэтому любим горожанами.

В таком виде казанский трамвай функционировал вплоть до 1917 года. Неразбериха и разруха революции и гражданской войны остановили самый любимый транспорт горожан. Трамвай совершенно не работал с 1918 до 1922 года. С середины 20-х годов XX века трамвайное движение в городе постепенно налаживается; меняется устаревшее оборудование и рельсы, поступают новые вагоны. Постепенно возобновляется движение по старым трамвайным линиям. К 1930-ому году в городе работает 4 трамвайных линии. К 1939 их число увеличено до девяти - более, чем в два раза!

Во время ВОВ Казанский трамвай - единственный транспорт города.

Быстро раздвигая свои границы, город с каждым годом предъявлял все больше требований к транспорту. В 1948 году было открыто троллейбусное движение. Но "старичок" трамвай не отдал пальмы первенства. Он начал прокладывать свои рельсы к речному порту, к новым предприятиям, в новые жилые массивы. За двадцать пять лет протяженность трамвайных путей увеличилась более чем в полтора раза и достигла 130 километров. В 1970 году трамвай перевез около 150 миллионов пассажиров. Это в три с половиной раза превысило показатель 1945 года.

В 1970 году автобусы перевозили каждого второго пассажира, трамвай - каждого третьего, троллейбус - каждого шестого. В середине 70-х годов в городе функционировало 320 трамвайных вагонов и 198 троллейбусов. Были проложены трамвайные и троллейбусные линии в новые районы Горки I, Горки II, 38-й и 39-й кварталы. Началось строительство самого крупного в городе трамвайное депо на 150 вагонов в Советском районе. К концу 1970-х годов трамвай ежегодно перевозил уже более 250 миллионов пассажиров.

Сеть общественного электротранспорта постоянно росла и улучшалась. К началу 1980 г. город располагал 13 трамвайными маршрутами с протяженностью линий 120 километров и 9 троллейбусными маршрутами протяженностью 124 километра. Вместе взятые эти виды транспорта перевозили ежедневно свыше миллиона пассажиров.

У станции метро "Суконная слобода" выставлены трамваи, работавшие в разные годы в Казани. Рядом с трамваями - доска почета предприятия Казаньэлектротранс.



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Маршруты
  • 3 Подвижной состав
  • 4 Изменения и перспективы сети
  • Примечания

Введение

Каза́нский трамва́й - трамвайная система Казани. Одна из старейших электрических трамвайный систем в России, открыта 20 ноября 1899 года, заменила казанскую конку.

По состоянию на июль 2011 года действуют 4 маршрута (№ 3,7,9,11) (также ожидается возобновление маршрутов № 13,14 и 19), количество вагонов - 161 всего. Систему обслуживают депо № 1 (имени И.К.Кабушкина) и № 2 (имени Х.Х.Акалаева). До 2005 года было 3 депо. Стоимость проезда составляет 12 рублей наличными, 10 рублей по электронной карте (2011 год). На маршрутах задействованы кондукторы и, помимо оплаты за наличный расчёт (с более высокой стомостью проезда), действуют общегражданские (с разными тарифными планами пополнения, включая проездные по срокам и "электронный кошелёк"), а также льготные электронные транспортные карты. Оператор - МУП «Метроэлектротранс».

Система имела и имеет несколько уникальных особенностей:

  • самые длинные в России (и самые длинные в мире из числа внутригородских) маршруты - встречные кольцевые маршруты № 20,21, имевшие протяжённость 32 км, 46 остановок, время проезда 2 часа 10 минут (отменены в 2008, ожидается их возобновление по изменённому пути следования по Большому казанскому кольцу)
  • разворотный треугольник на конце маршрута № 2
  • полное пересечение трамвайных путей на все 6 возможных направлений на перекрёстке улиц Татарстан и Тукая
  • вагоны РВЗ-6М2 - 2 пассажирских (временно не на линии; до 1987 вагонный парк состоял из них на 100 %), а также парадный (на линии в дни праздников) и кафе (временно не на линии)

вагон Х на Аллее Славы

  • экспозиция под открытым небом из вагонов-репликаров конки, Эрликон, Х на Аллее Славы на пересечении улиц Петербургская и Эсперанто перед офисом МУП «Метроэлектротранс» возле станции метро «Суконная слобода».
  • новые трамваи (модели ЛМ-99АЭ партии, полученной в 2007 г.) имеют окраску красного цвета (подобно тому как все новые автобусы - также красные, а троллейбусы - зелёные).

1. История

2. Маршруты

Трамвайные маршруты в Казани
№ марш. Конечные остановочные пункты Примечание
1 ЖД Вокзал Ул. Адмиралтейская закрыт в 2007/2008 году. Рельсы разобраны с 17 июля 2010 года
2 ЖД Вокзал Строительная академия закрыт 6 июля 2011 года
3 ЖД Вокзал Посёлок Борисково продлён в 2008 году; ранее ходил до Каюма Насыри
4 ЖД Вокзал Ул. Спартаковская закрыт 25 июля 2005 года
5 Ул. Каюма Насыри Ул. Халитова закрыт в 2008 году; незадолго до закрытия был объединён с маршрутом № 3
6 Ул. Кызыл Татарстан Ул. Спартаковская закрыт 25 июля 2005 года
7 ЖД Вокзал Речной Вокзал
8 Ул. Ершова Посёлок Борисково закрыт в 2004 году
9 Ул. Химическая ЖД Вокзал объединён с маршрутом 10 в 27 июля 2008 году, пущен по новой линии 6 октября 2010 года
10 Посёлок Караваево Ул. Химическая Закрыт 27 июля 2008 года, поглощён маршрутом № 9
11 Ул. Халитова Девятый микрорайон В августе 2011 будет временно укорочен до остановки Сады
12 Ул. Каюма Насыри Девятый микрорайон закрыт 13 сентября 2008 года
13 ул. Халитова Посёлок Караваево
14 ул. Халитова ЖД Вокзал временно не работает с октября 2009 года
15 Ул. Ершова Девятый микрорайон закрыт в 2004 году
16 Трамвайное депо № 1 Ул. Халитова закрыт в 2007 году
17 Ул. Короленко Ул. Халитова пиковый, закрыт в 2004 году. Позже перенумерован в 19А
18 Речной Вокзал Ул. Ершова закрыт в 2004 году
19 Проспект Победы Ул. Халитова временно не работает с 3 июля 2011, идет замена путей
20 ЖД Вокзал Кольцевой
21 ЖД Вокзал Кольцевой открыт 2 декабря 1999 года закрыт 1 июня 2008 года
22 ЖД Вокзал Ул. Кызыл Татарстан закрыт в 2008 году
23 Ул. Спартаковская Девятый Микрорайон закрыт в 2005 году

3. Подвижной состав

В Казани работают линейные вагоны нескольких типов: 71-605, 71-605А, 71-608КМ, 71-619К, 71-619КМ, 71-619КТ, 71-132 (ЛМ-93), 71-134К (ЛМ-99К), 71-134А (ЛМ-99АЭ), 71-402, РВЗ-6 (2 пассажирских). Преобладает модель 71-608KM

Специальные и служебные трамваи: РВЗ-6 (парадный, кафе, сварочные, вышка контактной сети, поливомоечный), 71-605 (тягачи), ВТК-24, ВТК-01, ГС-4 (снегоочистители), ТК-28, ТК-28А (рельсотранспортёры).

В декабре 2009 были списаны все вагоны 71-608К. Работавшие на маршруте № 2 и др. до середины 2009 года пассажирские вагоны РВЗ-6М2 по состоянию на январь 2011 года не списаны, но не используются.

К 2013 году (Универсиаде-2013) ожидается приобретение 125 вагонов , в том числе 66 - для ускоренного трамвая (см.ниже) .


4. Изменения и перспективы сети

В 1999 году, к 100-летнему юбилею казанского трамвая, была сооружена 8-километровая новая трамвайная линия, одна из крайне немногих новых в стране в конце XX века, по проспекту Победы от его начала до пересечения с улицей Зорге, по которой были пущены маршруты № 19 и встречно-кольцевые 20,21, самые длинные в мире.

В 2005 году были закрыты депо № 2 и демонтированы трамвайные пути по улице Островского. В связи с этим закрыты маршруты № 4,6.

В 2007 году были закрыты нерентабельные маршруты № 1,16,22. Трамвайные пути маршрута № 1 по улице К.Цеткин демонтированы в 2010, у трамвайных путей маршрута № 22 по улице М.Гафури демонтирована только контактная сеть.

В 2007 и 2008 годах действовало недолгое время в порядке эксперимента и признано нерациональным объединение маршрутов соответственно № 3,5 в № 5 и № 7,14 в № 14. Объединение маршрутов № 9,10 в № 9 с 2008 года оставлено на постоянно.

В 2008 году (несмотря на дорогостоящую переукладку в 2005 году) были демонтированы трамвайные пути по улицам Пушкина, К.Маркса, Ершова на участке от площади Тукая до перекрёстка улиц Ершова и Гвардейская. В связи с этим закрыты маршруты 5, 12, кольцевые 20 и 21.

В 2010-2011 годах осуществляются перенос трамвайной линии с Кремлёвской (Ленинской) дамбы на Адмиралтейскую (Кировскую) дамбу, включая демонтаж трамвайных путей на улице Набережная, Кремлёвской дамбе и в начале улицы Декабристов, реконструкцию трамвайных путей на Адмиралтейской дамбе и строительство новых трамвайных путей по улицам Несмелова, Краснококшайская, Б.Крыловка, Ленская (участок Большого казанского кольца) и Энергетиков, куда переносятся участки трамвайных маршрутов № 9,13,14,19.

6 октября 2010 года временно сокращённый до трамвайного депо №2 маршрут № 9 был восстановлен до Железнодорожного вокзала с движением по вышеуказанной новой трамвайной линии, проложенной через Кировский район (кроме участка по Ленской). Маршруты № 13,14,19 будут восстановлены 1 сентября 2011 года, после окончания модернизации путей по Проспекту Ямашева, Проспекту Победы и строительства двухуровневой развязки Ямашева/Декабристов.

Во второй половине 2011 года в связи со строительством нового вокзала будет закрыто трамвайное депо №2 (бывшее №3) на ул. Копылова. Все остальные вагоны перейдут в оставшееся одно депо №1.

К 2013 году (Универсиаде-2013) ожидается строительство новых трамвайных путей до микрорайона Солнечный город (участок Большого казанского кольца) с продлением туда маршрута № 19 и его преобразованием в скоростной (ускоренный) трамвай.

К 2015 году ожидается строительство новых трамвайных путей от микрорайона Солнечный город до посёлка Борисково (участок Большого казанского кольца) и возобновление кольцевых маршрутов № 20, 21 (вместо № 3, 19) со следованием по всему Большому казанскому кольцу.


Примечания

  1. 1 2 Летопись казанского транспорта - kazantransport.by.ru/kaztranh.htm
  2. Интересные факты | История трамвая - protramvai.ru/interesnye_fakty.html
  3. 1 2 В Казани закрывается трамвайный маршрут №2 - kazan24.ru/news/78565.html
  4. В Казани открылось трамвайное движение через Кировский район - www.tatar-inform.ru/news/2010/10/06/239900/ . Татар-информ (2010-10-06). - Теперь трамваи вновь ходят из центра города в Авиастроительный район, но уже по новому маршруту..

В дни 117-летия казанского электрического трамвая, прямо в салоне вагона пятого маршрута прошла лекция по его истории. Ее ведущий Илья Евлампиев написал нам полную версию. Во второй части - описание развития трамвайного движения вплоть до 50-х годов прошлого века.

История трамвая. Детали

До определенного момента сеть трамвая в городе только развивалась: поначалу конка ходила от затопленного ныне Дальнего Устья - пристаней на берегу Волги в устье Казанки - по современной улице Клары Цеткин, Кировской дамбе, нынешней улице Московской до пересечения Баумана и Чернышевского, а оттуда линия шла по Баумана и Петербургской, до пересечения с Миннулина.

Депо было одно - то самое, что фигурирует в предложении про музей, рядом располагался парк «Тиволи». Владелец предприятия Густав Тальквист популяризировал такой отдых, как поездки из города к Волге в дни ледохода (фильмов-катастроф тогда не было, только и оставалось, что смотреть на огромные движущиеся массы льда).

В здании депо в 1880 году проходила Вторая частная выставка, на которой демонстрировались новшества техники тех времен - так что выставочным залом нашему депо быть уже приходилось. С приходом бельгийских, в современной терминологии, «инвесторов» линии конки расширились и охватили улицу Пушкина (причем конка шла и за площадь Свободы), современные улицы Карла Маркса, Дзержинского у Черного Озера, всю Московскую и Тукаевскую от улицы Татарстан до площади Вахитова.

С конкой в Казани связан как минимум, один топоним. Петрушкин разъезд назван по имени коня Петрушки, пристегиваемого к вагону на подъеме из волжской поймы на террасу Адмиралтейской слободы. Сейчас коню в этом месте установлен памятник. Со времен конки сохранился и участок с самым старым движением трамвая - это нынешняя Кировская дамба.


Наверное, мало у кого трамвайное движение и татарская поэзия ассоциируются друг с другом. Но в городской культуре татар трамвай, несомненно, нашел самое яркое отражение в поэме Габдуллы Тукая « ». Главный герой поэмы, борец цирка Никитиных, «турецкий легионер» Карахмет, едет на «разборку» с Дивом от Сенного базара на трамвае, проезжая реальные места за мифическую (или сатирическую?) неделю до завода Крестовниковых на Кабане. Обратно же стреноженный Див буксировался на Сенной базар также при помощи трамвая. Кстати, дом Дива (под которым имелся в виде руководитель секты начала века Багаутдин Ваисов) выходил на Екатерининскую линию. Что ж, поэты были не чужды новшествам в своих произведениях: и у Пушкина мы читали про «страсбурский пирог нетленный», на проверку оказавшейся обыкновенной консервой.

Упали руки вниз на звук трамвая,
Он подошел, звеня и громыхая.
Батыр вошёл и занял своё место,
Билет взял с пересадкой, как известно.
С молитвой на устах единоверцы
Стоять остались, и закрылись дверцы.
Вагон рванулся, словно ветер, с места,
Баш покатился по земле с ним вместе.
Собаки на базаре будто ждали,
За ними с громким лаем побежали.
За Башем увязались на дорогу,
Куда им Баш! Отстали понемногу.
Быстрее рысака, стрелы быстрее
Несётся Баш, от скорости шалея.
Вовсю спешит вагон с батыром нашим,
Кидается шпана камнями в Баша.
Осталась слева «Эльислах» газета,
Что справа, то – библиотека это.
День, три, неделя; перед этим за день
Оставили Крестовникова* сзади.
Семь дней и семь ночей прошли, не боле,
Вагон приехал на большое поле.
И встал. Баш катит, хода не сбавляя.
«Что делать?» – крикнул Карахмет с трамвая.
«Слезай, – сказал Баш, – кончилась дорога,
До озера пешком пройдём немного.
То озеро Кабан. На дне его в колодце
Жена моя по сей день остаётся.
Проклятый Див на этом самом месте
Расправы нашей ждёт и нашей мести».
Берзаман куллар салындылар төшеп -
Күрделәр: килде трамвай җитешеп.
Пәһлеван вагонга җирләште кереп,
Алды «пересадка» берлән бер билет.
Барча мөэминнәр озатып калдылар:
«И Ходаем, рәхмәтеңне сал!» - диләр.
Кузгалып китте вагон, җилдәй бара,
Баш йомарланып китә, җирдән бара.
Башны күргәч, кузгалып гайрәтләре,
Өрде барча итчеләрнең этләре.
Йөгерәләр алды-артлы бер көтү
Кәкре койрыклар! - кая Башны җитү!
Ул барадыр йөгрек аттан да каты
Һәм җәядән аткан уктан да каты.
Үз хәленчә китмәдә тыр-тыр вагон,
Таш ата башка малайлар яльгабун.
Калды уң якта «Китаплар ханәсе»,
Сулда - «Әлислах» идарәханәсе.
Бер сәгать, бер көн вә өч көн киттеләр, -
Зур завод Крестовниковны үттеләр.
Җиде көне, төне чөнки киттеләр,
Нагяһан бер сахрая ирештеләр.
Шунда җиткәчтен, трамвай туктады,
Баш йомарланып барадыр туктамый.
Туктагач шунда сихерле машина:
«Нишлибез?» - диде Карәхмәт Башына.
Ул Баш әйтә: «Син вагоннан төш хәзер,
Бик якынлашты кирәкле төш хәзер.
Без барыйк азрак җәяү алга табан;
Иштә бу алдыңдагы күлдер - Кабан.
Бар дорыр күлнең төбендә бер кое,
Шунда керде ул теге залим Дию!»

Далее расцвет сменился годами испытаний. В годы гражданской войны на трамвайных вагонах из здания банка на улице Баумана на пристани белочехами был вывезен золотой запас и погружен на пароходы. Кстати, грузы от пристаней в город возили также посредством трамвайной сети. В годы гражданской войны и несколько лет после работа транспорта была нестабильна. В определенные периоды, например, после снежных заносов, трамвай, к тому времени национализированный, не работал весь вообще, а когда работал - то далеко не на всех линиях.

Вот после этих лет и произошел первый «трамвайный погром», когда число линий в городе уменьшилось. Вагоны так и не вернулись на Черное озеро, Касаткина, Федосеевскую и Япеева, были разобраны пути на Вишневского. А пути, поворачивающие внутрь Русской Швейцарии, современного парка Горького, нельзя увидеть уже на фотографии 1918 года.

Существует источник, который показывает, что к 27 году отсутствовал и путь на улице Нариманова. В 1930 году Казани посетил американский экономист Фрэнк Феттер, оставивший богатый архив своих фотографий, не так давно оцифрованный и выложенный в интернет. На них предстает экономическая жизнь города на закате НЭПа, а общий уровень обустроенности жизни - как будто передает ощущения из произведений Ильфа и Петрова. На фото нет признаков трамвайных линий на современных улицах Федосеевской, Япеева и на подъеме современной улицы Чернышевского к современной же Кремлевской линий уже нет. А отсутствие трамвая на Горбатом мосту в Ягодную слободу современники помнят как минимум с 1951 года, не исключая, что исчез он и раньше.

Эта же эпоха оставила несколько деталей, разгадать которые пока что не удалось ввиду небогатого картографического и фотоматериала. Так, на некоторых фотографиях видна линия трамвая от Черного озера к Кремлевской мимо Пассажа по современной улице Мусы Джалиля, отсутствующая на всех широко известных схемах. Также неизвестно, по какой причине прекратилось движение внутрь Русской Швейцарии, судя по фото, уже к 1918 году. А ряд источников указывает на нереализованный перспективы. Так, немецкоязычная карта издания Wagner & Debes в 1904 году указывает наличие трамвайных линий под Кремлем с восточной стороны, на улице Батурина, в то время как достоверно известно, что линия прошла по Япеева. А в 1914 году это же издание рисует линию по Ново-Горшечной (Бутлерова), разветвляющуюся на участок по улицам Толстого и Айвазовского и продолжающейся на территории военного госпиталя (до 2011 года трамвай ходил прямо по Бутлерова до стыка с Волкова). Неясно, когда точно исчезла ветка на «Ближнее Устье», по которой трамваи ходили к весенним пристаням на высокой воде, пока Дальнее Устье было затоплено.


В 1930-е, в эпоху индустриализации, к новым окраинам и предприятиям потянулись ветки. Появился маршрут №5 в Ягодную Слободу, проложенный по Горбатому мосту, ныне закрытому, через никуда не текущее старое русло Казанки.

Следующий маршрут, №6, был проложен от улицы Татарстан по Полянинской дамбе, возвышавшейся над заливным лугом, а точнее болотом в районе улицы Карима Тинчурина, до Новотатарской слободы и только что переродившейся из завода имени Пугачева меховой фабрики. В начале 40-х конечную трамвая продлят от территории мехкомбината – вдоль границы Новотатарского кладбища по продолжению улицы Меховщиков дотянут до «Макаронки» - поселка Поповка, где расположатся бараки.

Наиболее значительным событием является строительство в 1937 году трамвайной линии в нынешний Соцгород. В своем первом варианте линия не переходила за железнодорожную линию в районе нынешнего метро «Северный вокзал», и имела два «хвоста». Один них был в поселке ИТР, где-то в районе ДК Урицкого (представить такое, конечно, сложно, а фотографий, увы, пока что не всплывало; в этом районе мог быть построен гигантский завод по производству пишущих машин взамен площадки Пишмаша на площади Свободы, но уход с латинского алфавита не дал планам реализоваться).

Второй, ненадолго задержавшись в районе пересечения Декабристов и железной дороги, был продлен до КАПО, причем в изначальном варианте к своей конечной трамвай шел обходным путем по улице Челюскина. Изучение инвентарных карточек путей трамвая за 1940 год, любезно предоставленных для ознакомления Львом Моисеевичем Жаржевским, показывает, что помимо ответвления на поселок ИТР (к парку Урицкого примерно на уровне улице Королева, но до возникновения современной сетки улиц), известного старожилам ответвления по Восстания до Бакалейной, была еще пара ответвлений на карьер. А вот соединение с трассой по улице Челюскина никак не упоминается, хотя на врезке с Казанью с карты ТАССР 1940 года показаны одновременно трассы трамвая по Челюскина и по Копылова, то же мерещится и на немецкой аэрофотосъемке 1942 года с сайта warfly.ru.

Продлевается и линия по улице Тукаевская - трамвай за площадью Вахитова продолжил движение до КазГРЭС, как тогда называлась ТЭЦ-1. Но трасса не совпадала с современной - улицы Техническая еще не существовало, а трамвай подныривал под железной дорогой под старым мостиком времен строительства железной дороги, которым заканчивается улица Тукая и начинается Лебедева. За железную дорогу линия продолжалась совсем недалеко, до места, где теперь к улице Лебедева выходит трасса электрички до аэропорта.

В тридцатые же годы в центре города также происходят изменения: в 1935 трамвай убирают с улицы Баумана, вместо этого линия проходит по Булаку, по обеим сторонам. Трамвай, до этого Булак пересекавший лишь перпендикулярно, окончательно покинет берега лишь в 2002 году. В 1934-м трамвай с современной улицы Московская переносится на Тукаевскую на участке от Татарстан до Чернышевского. На участке же от Чернышевского до Кировской дамбы, которая тогда выходила на улицу Кирова (Московскую), трамвай продолжит ходить еще какое-то время, как и по самой улице Чернышевского. В то же время, трамвай вполне продолжал ходить мимо здания Университета по Кремлевской, только от Бутлерова продолжал подниматься без заезда на Баумана, а поворачивая на Университетскую с Профсоюзной. Так что полноценным, вторым, «погромом» трамвая изменения середины 30-х можно считать очень условно.

Увы, по ходу движения трамвая во время лекции практически не удалось пересечься с большим числом исторических мест. Удалось только заострить внимание на поворот к Петрушкиному разъезду налево после старейшего участка от вокзала - Кировской дамбы, вкратце рассказав про самый первый в Казани трамвайный парк. В определенный момент времени он назывался, кстати, Парк имени Петрова, хоть с одноименным парком рядом и не располагался. В 1960-е в данном парке расположились специальные трамваи - рельсотранспортеры, снегоуборочники и поливалки. Ну а года с 1998-го парк оказался отделен от сети и в нем размещались автомобили специальных служб. Следующим историческим кусочком, к которому удалось прикоснуться, был угол Крыловки и Краснококшайской, в районе бывшего «Эфировского кольца». Тут как раз проходил фрагмент первой открытой при советской власти трамвайной линии - маршрута №5 в Ягодную слободу.

Следующая волна изменений накрыла центр горда в 1948 году в связи с открытием в городе троллейбусного движения, и вполне годится под определение «третьего погрома». Троллейбус прошел по улице Баумана, а трамвай исчез с параллельных современных Кремлевской, Университетской и Профсоюзной, а также с Булака, за исключением разворотного кольца по Островского, Университетской, современной Пушкина и Право-Булачной; исчез трамвай и с участка Чернышевского до современной Московской - до следующей волны изменений. В то же время, по улице Ершова трамвай пролили дальше, до Октябрьского городка. В то же время по ряду вопросов остались неясности: что в этот момент происходило с трамваем в Ягодной слободе, с линией на поселок ИТР. Есть, к примеру, свидетельства, что в 1980-х горожане с удивлением для себя обнаруживали остатки трамвайных рельс в кустах у ДК Урицкого...

Окончание следует.

В этом репортаже я расскажу вам об одной из самых старых в стране трамвайных систем, о её нынешнем состоянии и о планах на будущее.

Трамвай в Казани пережил множество чёрных и белый полос в своей истории, были и демонтажи и строительства новых путей, трамвай в городе был самым обычным и заурядным, пока в 2007 году в городе не грянула транспортная реформа, придуманная мэром Казани Ильсуром Метшиным, и появилась концепция трамвая как магистрального скоростного транспорта.

Также в будущем планируется завершение трамвайного кольца строительством линии «Солнечный город - Посёлок Борисково», и уже известно, что эта линия входит в программу подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Систему обслуживает МУП «Метроэлектротранс» , образованное в 2006 году слиянием МУП «Казгорэлектротранс» и МУП «Казанский метрополитен». Генеральный директор - Асфан Галямович Галявов. При здании управления организован музей трамваев под открытым небом. В экспозиции представлены: репликар вагона Конки; ретро вагон, построенный к столетию трамвая из снегоочистителя ГС;, а также вагон Х №24, на котором работал герой СССР Иван Константинович Кабушкин, в честь которого названо трамвайное депо.

Каждый год проводится конкурс профмастерства, победитель которого получает более высокий класс

Все линии казанского трамвая построены по технологии бесстыкового пути, рельсы укладываются длинными сваренными плетями по 100 метров, а затем свариваются между собой. Через каждые 300 метров устанавливаются термокомпенсаторные стыки, либо обычные сборные стыки через каждые 200 метров.


Вагоны, покрашенные в августе 2012 года

Казань - является одним из немногих городов, где до трамвайного депо нет маршрутного трамвайного сообщения, линия «Халитова - Депо» используется только для выпуска и обкатки вагонов. До 2007 года по этой линии действовал подвозной маршрут №16, который обслуживал 1 вагон.


Вагон 71–402 в окраске 2012 года

В конце 2012 ожидается поступление первой партии новых трёхсекционных вагонов Белкоммунмаш 843, под которые ведётся переоборудование депо.


ЛМ-99К на Кировской дамбе

Большинство трамвайных линий проходит по выделенным путям, и в последние годы заметем рост пассажиропотока по нескольким направлениям, в основном по новым линиям, а также на 11 маршруте, который активно используется студентами, правда некоторые маршруты «пустовозят» из-за чрезмерного дубляжа автобусными маршрутами.


Один из старых 71–605 в Речном порту

Трамвайная линия 9-го маршрута от остановки «Ленинградская» до остановки «Давыдова» проложена по просёлочной дороге посёлка «Северный», входящего в границы Казани.


Трамвайная линия в посёлке Северный

Текст и фотографии Дмитрия Сагдеева (VarS), 2012 год.