Русский язык в татарстане изменения. Путин не понимает по-татарски

В школах республики Татарстан наступила вторая четверть, а вместе с ней - перемены и новая неразбериха с языковыми дисциплинами. Напуганные прокурорскими проверками школы наспех вносят изменения в учебные планы, меняя татарский язык на такие новообразования, как "казаневедение", "риторика", "наследие Татарстана" , иные и вовсе ничего не меняют, потому что "нет возможности". Родители, отчаявшиеся писать в прокуратуру запросы об отказе от изучения неродного татарского, недоумевают, почему вместо более глубокого изучения русского языка дети "шатаются по коридорам" в часы национального языка, а местные власти, как заколдованные, повторяют мантру про "компромиссный вариант с федеральным центром". Тем временем приближается 1 декабря - день, ставший для Татарстана "днем икс", - обозначенный президентом РФ срок, до которого власти республики должны довести объем изучения русского языка до рекомендованного Минобром уровня. За пару дней до этого острую проблему рассмотрят в Госсовете республики. Об особенностях нового этапа лингвистического конфликта в Татарстане читайте в материале Накануне.RU .

"Ничего не изменилось, только хуже стало, родители в отчаянии, не знают, что делать. Дети в коридорах, фактически беспризорные!" - рассказала мама восьмиклассника Инесса Гудочкина .

В школе, где учится ее ребенок, объемы изучения русского языка довели до рекомендованных Министерством образования объемов: три часа в неделю - "русского языка" и два часа - "родного русского языка" . Согласно образовательным программам школ Татарстана, это два разных предмета. У школ, а, следовательно, и у русскоязычных родителей, возникла новая проблема - отсутствие учебных планов и пособий для преподавания "родного русского". Из-за этого дети, чьи родители отказались от родного татарского языка, вынуждены бездельничать, пока их сверстники занимаются изучением национального языка республики. Этот факт вкупе с давлением на родителей приводит к тому, что они отзывают свои заявления, соглашаясь на возвращение к татарскому.

"Многие родители забрали свои заявления. Им звонили из школы домой, просили, они переписали заявления. Давление на родителей идет колоссальное. Предложили моего сына-отличника перевести в класс послабее. Он согласился. Пообещали, что там вместо татарского языка дети будут изучать какой-то другой предмет. В итоге другого предмета нет, он у меня остался "коридорным", девать его некуда. Он и еще два мальчика сидят на том же татарском, но на задних партах и делают свои уроки. Так во многих школах" , - поделилась Инесса.

Во многих, но не во всех. Мама второклассницы Рая рассказала о положительных изменениях в школе, где учится ее дочь.

"У нас довели количество уроков русского языка и литературы до требований, предъявляемых Министерством образования и науки РФ. И вместо татарского языка (которого раньше было четыре урока в неделю) сделали родной язык (в объеме два урока в неделю). В эти часы класс теперь делится на две подгруппы. Те, кто выбрал русский язык, изучают родной русский (в настоящий момент - без учебников), те, кто выбрал татарский - изучают родной татарский язык" , - рассказала она корреспонденту Накануне.RU .

Правда, возникла новая проблема: администрация школы не может угодить всем родителям - одни хотят, чтобы ребенок учился пятидневку, другие - исключить "родной русский".

"Учебные планы с родным языком невозможно реализовать при пятидневной учебной неделе - в СанПиН не укладываемся. У нас не вводят учебный план без родного языка, как я понимаю, в том числе и из-за того, что тогда русскоязычные дети начнут претендовать на пятидневку. А те, кто хочет изучать татарский язык, вынуждены будут учиться по шестидневке. А так - мол, никому не обидно. У всех шестидневка. А то, что наши дети чем-то непонятным занимаются на ненужных им уроках родного русского языка (потому что глупо это - делить русский язык на "государственный" и "родной" для детей - носителей русского языка), никого не волнует" , - добавила родительница.

Проходить на "родном русском" программу "русского языка" дети не могут: тогда возникнет перекос в скорости усвоения программы теми, кто выбрал для изучения русский язык как родной, и теми, кто выбрал для изучения татарский язык как родной, пояснила она.

Чтобы наполнить урок "родного русского" содержанием, директора исхищряются как могут. Где-то вводят "казаневедение", где-то "риторику", а где-то "наследие Татарстана".

"В одной из школ Татарстана на уроках родного русского языка даже на ложках играть учатся!" - добавила она.

Отдельного внимания заслуживает содержание уроков татарского языка, где зачастую отсутствует дисциплина. Это подтверждает и тот факт, что после выпуска из школы дети не владеют национальным языком на разговорном уровне. А в некоторых школах учителя татарского и вовсе пытаются заниматься политпросвещением .

"Меня волнуют национальные классы в школах. У сына есть друг из татарского класса, они встречаются на перемене. Он рассказывает, что им учительница по татарскому, она у них классный руководитель, говорит, что Путин плохой , что якобы государство Татарстан самостоятельно , что у нас свои законы и Путин не имеет право вмешиваться, говорит, что Иван Грозный был плохим, а татары самоотверженно защищались от него. Учителя татарского таким образом обрабатывают детей, воспитывают маленьких сепаратистов. А после родительского собрания, когда я написала отказ от изучения татарского, учитель сказала моему сыну: "Иди в класс, учись. А если не хочешь учиться, езжай в Москву и Россию" , - вспоминает Инесса Гудочкина откровенно сепаратистские высказывания.

"Как на Украине "онижедетей" воспитали, так и у нас. Когда я училась, у нас не было такого разделения, мы не задумывались, кто по национальности татарин, а кто русский. А теперь в школе делят на татар и на русских. Вроде, Кремль заявляет о принципе добровольности, но в реальности его нет" , - добавила она.

Кремль, действительно, выступает за добровольное изучение национальных языков в российских школах. Позицию федеральных властей на прошлой неделе напомнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

"Все будет в соответствии с законодательством - национальные языки изучаются на добровольной основе. Это правило для всех национальных республик, исключений не будет ни для кого" , - заявил РБК федеральный чиновник.

Заявление Кремля местные власти проигнорировали, рассказал член родительского комитета русскоязычных родителей, председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов .

"Заявление Кремля никак не повлияло на ситуацию. Школы с этой нахлынувшей проблемой воюют в одиночку, воюют против родителей - не только русскоязычных, но и татар. Идет настоящая война школы против родителей. Действуют запугиванием, на детей давят, при проведении бесед требуют убрать мобильные телефоны, чтобы родители не могли записать на диктофон или на видео этот разговор и потом пожаловаться в прокуратуру. Больше никакого регулирования со стороны регионального руководства нет. Школы не допускают, чтобы во время отсутствующего у части школьников татарского языка они учили русский язык в полном объеме. Ведут себя как собака на сене. Конечно, ведь те дети, которые в это время будут учить русский и литературу, окажутся потом более конкурентоспособными, легче поступят в вузы, и так далее. Доходит до того, что требуют на это время покинуть школу!" - отметил в разговоре с Накануне.RU Михаил Щеглов.

Конкретику в разрешение наболевшего вопроса внес 24 ноября во время рабочей поездки в Казань полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич .

"Минобразования РФ разработало методические указания по реализации права граждан на изучение государственных языков республик, входящих в состав РФ. Впервые в учебных планах в части, формируемой участниками образовательных отношений, предусматривается возможность до двух учебных часов в неделю на изучение государственного языка республики" , - сообщил Бабич журналистам.

Полпред добавил, что во всех республиках Поволжья изменены учебные планы, а количество часов русского языка доведено до установленного и рекомендуемого Министерством образования РФ, во всех регионах округа организована, а где-то уже завершена работа по выбору детьми и их родителями или законными представителями родного языка. Соответствующие методические указания, по его информации, Минобрнауки РФ направит в регионы в ближайшее время.

"Тем самым, вопросы изучения русского языка, а также родных языков и государственных языков республик и нормативно, и методологически будут окончательно урегулированы. И тем самым поручение президента РФ будет выполнено в полном объеме. Далее практической деятельностью органов государственной власти регионов необходимо довести эти вопросы до фактического исполнения" , - отметил полпред, его слова приводит РИА Новости.

При этом нельзя утверждать, что власти Татарстана игнорируют проблему. Языковой вопрос поднимался на заседаниях госсовета республики в конце ноября и начале октября.

"Как государственный язык может быть добровольным? Он добровольный в Швейцарии, где из четырех языков выбирают один. А у нас один государственный язык нашего субъекта . Я согласен, нам надо работать над риторикой, над количеством часов. Мы эти вопросы понимаем и эту работу ведем! Если кто-то хочет сказать, что президент республики не реагирует, не занимается - я работаю над этим вопросом, и не надо его политизировать!" - взволнованно заявил президент республики Рустам Минниханов и попросил прокуратуру все претензии адресовать ему, а не директорам школ.

"К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я должен с ними организовывать выборы. В преддверии выборов разве такие вещи можно делать? Или специально это делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину?" - недоуменно вопрошал глава региона.

Минниханов согласился: за 20 лет законы республики несколько устарели и требуют внесения коррективов.

Обсуждение продолжилось 8 ноября на заседании госсовета. Тогда президент республики призвал школы "сохранять спокойствие" и заверил учителей татарского, что те не останутся без работы.

Разговор продолжится незадолго до знакового для республики дня - установленного президентом срока для проверки добровольности изучения татарского в школах. 29 ноября на заседании госсовета парламентарии рассмотрят "вопрос о преподавании и изучении государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан".

Тем временем, министр образования и науки республики Энгель Фаттахов обивает пороги кабинетов Министерства образования РФ в попытках утвердить "компромиссный вариант". Об этом пишут местные СМИ.

"Во вторник на приеме у чиновника Минобрнауки РФ я рассказала о текущей ситуации в школах и поинтересовалась, что решено насчет татарстанского "компромисса". Он мне ответил, что вариант учебного плана от Татарстана у них "лежит"… По его словам, Энгель Фаттахов бывает в министерстве через день, "ходит из кабинета в кабинет" и всюду ему отвечают одно и то же: "Ваш вариант прекрасен, если его одобрит высшее руководство страны. Ведь ваш вариант с двумя часами обязательного татарского не согласуется с поручениями президента России" , - пересказала свой диалог с сотрудником Минобрнауки РФ активистка интернет-сообщества "Елабужский контроль образовательных организаций" Оксана Ермакова .

Успеют ли власти Татарстана смириться с необходимостью выполнять поручения президента РФ и вернется ли регион в правовое пространство остальной России, станет ясно уже скоро - 1 декабря. На следующий день после "дня икс" русскоязычные родители республики планируют масштабный митинг в поддержку решений Путина, но, как и следовало ожидать, его согласованию препятствуют местные власти. К слову, не в восторге они и от деятельности организаторов - комитета русскоязычных родителей. На днях человек, представившийся представителем МВД, звонил "за дачей показаний" администратору группы комитета "Вконтакте" Инессе Гудочкиной.

В противовес деятельности русскоязычных родителей активизируются татарские семьи, который выкладывают в сеть видео со страдающими без татарского языка детьми. Что странно, на одном из таких роликов девочка говорит на русском.

"Это настоящая информационная война, в которую суют детей" , - прокомментировала Инесса Гудочкина.

Подпишитесь на нас

Политические процессы, связанные с распадом СССР и сопровождавшиеся «парадом суверенитетов», в национальных республиках России привели к националистическому реваншу правящих элит . На практике это выражалось в моноэтниизации государственного аппарата, когда руководящие посты занимались представителями титульного этноса, поддержкой антироссийских настроений в общественно-политическом пространстве региона, неравным финансированием национальных культур (предпочтение отдавалось культуре титульного этноса), закреплением за языком титульного этноса государственного статуса и обязательном его изучении всеми школьниками, мифологизацией местной национальной истории.

Применительно к Татарстану весь этот набор признаков националистического реванша был характерен, и в 1990-е годы при слабом федеральном центре получил свое внедрение. Несмотря на постоянное декларативное подчеркивание со стороны региональных властей отсутствия ущемлений русского населения, последнее ощущало определенную степень дискриминации , что было отражено даже в Конституции Татарстана, где в преамбуле Основного закона было прописано, что он выражает волю «многонационального народа Республики Татарстан» и «татарского народа», тем самым даже юридически было обозначено неравноправие (татар выделили в отдельную юридическую категорию, русских и все остальные национальные группы были отнесены в понятие «многонациональный народ Татарстана»).

Хотя реформы второго президента России Владимира Путина в 2000-е годы были направлены на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, выстраивание вертикали власти и борьбу с иными проявлениями сепаратизма в республиках, комплекс проблем, получивший название «русский вопрос », не был разрешен в Татарстане. Сам по себе «русский вопрос» в Татарстане сводится к трем проблемам:

  1. отсутствие должного этнического представительства русских в органах власти;
  2. положение православия (отсутствие полной реституции церквей, запущенное состояние православных храмов, искусственное превращение православной общины в религиозное меньшинство, массовые поджоги церквей ваххабитами и др.);
  3. положение русского языка в школах Татарстана.

Последняя проблема привела за последние 5 лет к формированию этнолингвистического конфликта в Татарстане.

Этнолингвистический конфликт в Татарстане - это конфликт не между русскими и татарами, а конфликт между русскоязычными и региональными органами власти по поводу права обучать своих детей русскому языку и русской литературе в том же объеме, что и по всей России.

Придание в 1991 году татарскому языку статуса государственного и закрепление его положения в региональной конституции на практике вылилось в обязательное его изучение в средних общеобразовательных учреждениях. В 1990-е годы подобное решение региональных властей русскими поддерживалось (по опросу 1995 года 65,3% русских считали, что татарский язык должен преподаваться в школе; у русской молодежи в 1997 году поддержку это решение вызывало уже лишь у 53,2% опрошенных) и воспринималось как в целом справедливое решение, тем более, что на фоне советской практики национальное образование у татар находилось в удручающем состоянии (в Казани действовала всего 1 татарская национальная школа).

Однако почти 20-летняя практика преподавания татарского языка как обязательного предмета не привела к тому, что знания у русскоязычных детей в сфере его изучения улучшились. Это констатировали и педагоги, и родители, и сами вчерашние школьники, отмечая безрезультатность в деле изучения татарского языка . Так, в ходе социологических опросов важность знания татарского языка отметили лишь 21,2% (по Татарстану) и 12,5% (по Казани) русских детей. Педагоги констатировали незначительное повышение мотивации обучения татарскому языку как в городской, так и в сельской местности.

Практика введения татарского языка в школах как обязательного предмета для поголовного изучения происходила за счет сокращения часов, отводимых на русский язык. В результате если школьники России за годы обучения в школе в 1-4 классах получали 675 часов и в 5-9 классах 735 часов русского языка, то школьники Татарстана - только 405 часов в 1-4 классах и 490 часов в 5-9 классах. Эта существенная разница в часах, отводимых на изучение русского языка при низкой результативности русскоязычных учащихся по татарскому языку, стала выливаться в форме протестов родителей русскоязычных детей.

Первый подобный публичный протест высказал Сергей Хапугин, который обратился в суд в 2001 году по поводу того, что его сын лишен возможности изучать русский язык в полном объеме, как все остальные школьники, живущие за пределами Татарстана. Помимо этого он был не согласен с обязательным изучением татарского языка, большими его объемами в школьном расписании. Однако его судебные тяжбы в 2001-2002 гг. (он дошел до Конституционного суда РФ) не привели к изменению ситуации.

В 2008 году всплеск возмущений родителей вылился в сетевое пространство: было организовано интернет-сообщество «Русский язык в школах Татарстана », которое собрало 15 тысяч участников, активно высказывавших свое недовольство существующей практикой. В 2010 году начинается длительная переписка с органами власти, когда эту проблему пытаются решить конструктивным путем. Результата это никакого не дало. После этого конфликт переходит в форму уличных протестов: в феврале 2011 года проходит одиночный пикет в Казани напротив здания Министерства образования и науки Республики Татарстан, в апреле 2011 года первый массовый митинг родителей в Казани (организатором выступило Общество русской культуры Республики Татарстан) и Набережных Челнах, затем в июне и сентябре 2011 года пикеты в Казани, в апреле 2012 года был митинг в Казани, в июне 2013 года митинг в центре Казани, в ноябре 2013 года шествие под лозунгом «За русский язык» в Казани, пикет в Москве в декабре 2013 года, одиночные пикеты в Казани в феврале 2014 года.

Таким образом, проблема русского языка стала причиной для регулярных уличных акций протеста. При этом со стороны региональных властей в отношении родителей, которые считали, что обязательное изучение татарского языка не нужно их детям, начались судебные преследования. Так, мать двух детей Виктория Можарова из Нижнекамска (город в Татарстане) привлекалась к суду за то, что ее дети в течение 5 лет не посещали уроки татарского языка в школе.

Ситуация остается острой еще и потому, что русская общественность выступает за изучение русского языка в качестве родного. По российскому законодательству понятие «родной язык» закреплено за всеми национальными языками народов России, кроме русского. Русский, имея статус государственного языка, не обладает статусом родного языка.

Этот парадоксальный факт дает повод для юридической манипуляции в национальных республиках вроде Татарстана: в регионе часы, выделяемые в школьном расписании на изучение родного языка, отдаются под изучение татарского языка. В результате получается абсурдная картина: для русских детей родным языком по документам объявляется татарский язык. Родители русскоязычных детей настаивают на том, чтобы их дети изучали свой родной русский язык, а власти Татарстана не дают этого делать, отдавая все часы, выделяемые на изучение родного языка, под татарский язык.

Исследователи констатируют: концепт «родного языка» в Татарстане чрезвычайно идеологически перегружен. На протяжении всего постсоветского времени именно он составлял риторику татарских националистических групп. «Сегодня этот концепт активно заимствуется активистами, отстаивающими положение русского языка. Основная публично дебатируемая проблема для них - преподавание русского языка во всех русскоязычных школах Татарстана "по плану национальной школы". Таким образом, русский формально имеет статус неродного языка , в том числе и для этнически русских школьников, в то время как татарский язык преподается как "родной" для всех», - констатирует социолог Екатерина Ходжаева.

Отличительная особенность этнолингвистического конфликта в Татарстане заключается в том, что сторонниками факультативной формы обучения татарскому языку выступают не только родители детей русской национальности, но и татарской. Для городских татар понимание необходимости изучения русского языка в большем объеме, чем он существует в школах Татарстана, объясняется их прагматичностью: высшее образование и возможности карьерного успеха в будущем для детей возможны благодаря хорошему знанию русского языка. Поэтому на уличных акциях протеста русской общественности в защиту русского языка участвуют и татары.

Противостояние родителей и региональных властей усугубляется акциями со стороны татарских национал-сепаратистов , вставших в этом конфликте на сторону местных органов власти. При этом со стороны татарских националистов в адрес родителей сыплются обвинения в фашизме, татарофобии, а также регулярно звучат призывы к тому, чтобы родители русскоязычных детей за свое несогласие с существующей образовательной практикой в регионе покинули Татарстан. Серия ответных уличных акций и громких заявлений со стороны татарских сепаратистов, выступавших в роли защитников татарского языка, позволила региональным властям преподнести их акции как ответ возмущенной татарской общественности и попытаться нивелировать требования родителей русскоязычных детей.

Здесь очень важно подчеркнуть, что как и родители, так и русская общественность выступали не против татарского языка , а за русский язык, говорили о праве изучать его детям в том объеме, в каком он практикуется по всей стране. Более того, русская общественность поддерживала необходимость сохранения татарских национальных школ, подвергнувшихся «оптимизации» (т.е. закрытию), особенно в сельской местности. Однако аргументы русской стороны в ходе организованного по инициативе Общества русской культуры Татарстана 28 апреля 2011 года круглого стола с приглашением татарских националистов последними не были услышаны, а само мероприятие они постарались эмоционально заболтать, тем самым убедив всех в собственной недоговороспособности и нежелании идти на компромиссы.

Разрешить ситуацию с положением русского языка попытались через Государственную Думу России, где на заседаниях экспертного совета Комитета по делам национальностей нижней палаты российского парламента, состоялось несколько заседаний, в том числе с участием родителей не только из Татарстана, но и из Башкирии, где схожая ситуация с положением русского языка.

Члены экспертного совета Комитета по делам национальностей Госдумы РФ признавали нарушения в региональном законодательстве Татарстана в сфере образования. Возникала и до сих пор продолжает быть данностью ситуация, при которой федеральное законодательство предоставляет родителям выбор стандартов образования, в том числе и возможность изучать русский язык в качестве родного языка в школах, а республиканское законодательство этой возможности выбора лишает.

Более того, парламент Татарстана выступил против предложений внести изменения в федеральный закон «О языках народов России», которые предусматривали наделение русского языка статусом родного языка, и это при том, что Госсовет Татарстана регулярно выступает поборником родных языков народов России.

В результате этнолингвистический конфликт в Татарстане, приобретший затяжной характер, превратился в основную причину дискомфортности своего положения у русских в этом регионе. Если с отсутствием равного этнического представительства в органах власти русских кадров русское население в целом смирилось (никаких уличных протестов по этому поводу не возникало до сих пор, а обсуждение подобных перекосов в кадровой политике, как правило, дальше публичных заявлений не пошло), то в вопросе положения русского языка возмущение до сих пор не утихает.

Со стороны же региональных властей предпринимаются попытки по дальнейшему усугублению этнолингвистического конфликта: татарский язык в обязательном порядке внедрен для изучения в детские сады для всех детей. Тотальное насаждение даже в дошкольных учреждениях татарского языка, когда русские дети еще не освоили собственный родной русский язык , вызывает естественную тревогу у родителей. При этом все это сопровождается внедрением халяльного питания (разрешенного с точки зрения шариата) в детсадах и школах, оставляя вопрос о добровольности и согласия родителей за скобками.

На наш взгляд, разрешиться этнолингвистический конфликт в Татарстане мог бы путем предоставления родителям выбора стандарта образования, по которому те родители, которые хотели бы, чтобы их ребенок изучал русский язык в том же объеме, что и по всей стране, получили бы такое право и могли бы его реализовать. Те же родители, для которых важно, чтобы их ребенок больше изучал татарский язык, должны за собой это право сохранить. Только таким образом, вероятно, можно разрешить эту ситуацию, тем более, что федеральное законодательство в сфере образования подобные возможности предоставляет. Принудительные меры сохранения, навязывания татарского языка в ущерб русскому будут неизбежно вызывать у родителей и русской общественности справедливое возмущение.

Нежелание региональных властей в Татарстане идти по такому, в принципе, демократическому пути объясняется их стремлением сохранить этнократическую модель политического строя Татарстана, где татарскому языку придается символическое значение. К тому же существует в глазах этнократов убеждение (оно никакими эмпирическими данными не подтверждено, но это убеждение неоднократно озвучивалось татарскими националистами в беседах с автором), что предоставление выбора стандарта образования в школах Татарстана приведет к тому, что не только родители русских детей, но и родители татарских детей выбор сделают в пользу большего изучения русского языка и факультатива для татарского, что на практике приведет к языковой ассимиляции татарской молодежи в будущем.

Подобные страхи ведут к тому, что, несмотря на низкую результативность познаний в области татарского языка среди русскоязычных детей за все годы обучения в школе (эта практика существует уже 23 года), татарский язык будет сохраняться как обязательный предмет обучения для всех поголовно в ущерб русскому языку, изучать который в качестве родного языка будет невозможно в Татарстане, соответственно, часов, отводимых в школьном расписании на изучение русского языка в республике, будет меньше, чем по всей стране.

Оказавшись в подобной ситуации, когда федеральный центр закрывает на это глаза (попытки добиться поправок в законодательстве России не увенчались успехом: «татарстанское лобби » в Госдуме России заблокировало эти инициативы, родители переживают отчаяние. Истории о том, как приходится дома родителям сидеть с детьми, помогая им делать домашние задания по татарскому языку, полны упаднических настроений.

Из личных бесед автора с такими родителями у него сложилось мнение о намерении родителей покинуть Татарстан и переехать в другой регион России, чтобы дети имели возможность полноценно изучать русский язык. Если проблема этнолингвистического конфликта в Татарстане не будет решена, то может начаться отток русского населения из региона . Люди, испытывая притеснения со стороны местных властей, обычно голосуют ногами. Русские в Татарстане хотят своим детям давать знания в том же объеме, что и по всей стране. Печально, что федеральные органы власти предпочитают не замечать подобной проблемы.

Глава Комитета русскоязычных родителей Татарстана Эдуард Носов и лидер Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов после выступлений республиканских властей на сессии Госсовета Татарстана направили обращение на имя президента России Владимира Путина . В нем они просят его вмешаться в ситуацию и не допустить "откровенных угроз миру и согласию в регионе и в целом в России". Информация об этом опубликована в соцсетях организаций.

Вчера на сессии Госсовета Татарстана президент республики Рустам Минниханов , что татарский язык будет преподаваться два часа в неделю и что такие договоренности достигнуты с федеральным центром. Республика ожидает, когда изменения внесут в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ситуацию с изучением татарского языка в Татарстане к компетенции властей республики.

Авторы письма к президенту России задаются вопросом: "С кем из ваших, Владимир Владимирович, чиновников "договаривается" региональная власть Республики Татарстан, чтобы выполнять ваши поручения в ином понимании, чем они предельно конкретно написаны"?

"Одновременно со стороны региональных провластных СМИ и различных татарских национал-сепаратистских интернет-ресурсов, стремительно набирающих популярность, начались информационные вбросы, откровенно разжигающие межнациональную ненависть к "угнетателям" татар", - отмечают авторы в письме.

Так, они отмечают, что в сети используется хештег #ОстановитеЯзыковойГеноцид (и англоязычный вариант). Большую часть письма авторы описывают плакаты.

"Изображен юноша в зеленой тюбетейке (национальный татарский цвет), некая рука вытягивает из него язык вверх, так, что голова сильно запрокинулась назад, а в другой наготове резать ножницы. Из глаза юноши в форме мусульманского полумесяца скапывает слеза", - отмечают они.

При описании другого плаката они отмечают, что мальчику на нем "подправлен татарский разрез глаз".

"И, наконец, плакаты с явными призывами к неповиновению, к татарской национальной революции, как, например, на одном из них, отображающем сюжет Французской революции, группа детей организованно рисует яркую надпись на стене дома "ТАТАР ТЭЛЕ" ("татарский язык") повыше гораздо менее броской надписи "PAIX" ("мир" - франц.)", - указывают авторы.

Кроме того, авторы сетуют на том, что их и других, выступающих против обязательного изучения языка, "выставляют на всех этих ресурсах и в СМИ как ненавистников татарского языка и татар, желающих искоренить этот предмет из регионального образования". Хотя на деле, отмечают авторы, они лишь хотят уберечь своих детей от "агрессивно навязываемого в непомерных объемах и по ужасным методикам предмета "татарский язык"".

"Однако эти русские и русскоязычные организации и сообщества безапелляционно зачислены наряду с "федералами" во "враги татарского языка и татарского народа". При этом педалируется и образ "героев-защитников татарского языка"", - уверены они.

Они также отмечают, "своеобразное отношение регионального руководства к силовым структурам федерального подчинения". Имея ввиду слова президента Татарстана на предыдущем заседании, где он якобы был не доволен работой прокурора Татарстана Илдуса Нафикова.

"Мало того, что уравнивать "русских" и "татар" в разжигании - просто цинично, глава региона регулярно называет прокурора Нафикова "прокурором республики", позиционируя его чуть ли не как своего подчиненного, а на предыдущем заседании публично стыдил за его работу по выполнению ваших поручений, прозрачно намекая с госсоветником Шаймиевым на то, как "с вами дальше работать?"", - отмечают авторы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram . Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Вконтакте

Ильнар Гарифуллин

Татарстан в последние несколько месяцев стал все чаще появляться в федеральной политической повестке. Сперва была короткая эпопея с Москвы продлевать Договор с республикой. Затем начались «языковые» баталии, начатые после высказывания В. Путина на совещании в г. Йошкар-Оле 20 июля 2017 года, о том, что обязательным языком для изучения может быть только русский язык, и никого нельзя принуждать изучать неродной язык. Для тех кто «в теме», было понятно, что данное высказывание касается преподавания государственных языков в национальных республиках РФ. Парадоксально, но под это никоим образом почему-то не относили иностранные языки, которые изучаются в школах без всякого на то желания родителей. Но таких парадоксов как выяснилось потом, было немало.

Здесь стоит вначале рассмотреть, что называется, технический аспект проблемы. Проблемы начались в 2007 году, когда Госдума приняла федеральный закон №309 под названием «О внесении изменений в части изменения и понятия федерального государственного образовательного стандарта». За длинной формулировкой скрывалась ликвидация национально-регионального компонента в российском образовательном стандарте. В дальнейшем на основе этого закона был создан «Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС), который, по мнению гражданских активистов национальных объединений, стал могильщиком национально-регионального компонента в системе образования. Никаких русскоязычных «родительских комитетов» против изучения региональных языков до этих реформ не было.

Вообще проблема ФГОСа в том, что в пункте, касающемся национального компонента, имеется на сегодняшний день только предмет «родной язык». То есть там абсолютно не прописан такой предмет как «государственный язык» субъекта Российской Федерации. Но и здесь своя особенность – предмет «родной язык» преподается по желанию родителей и не является обязательным предметом. Что тоже, мягко говоря, не соответствует международной практике, если брать опыт современных многонациональных стран с развитыми институтами демократии, вроде Испании, Великобритании, Канады и т.д. (впрочем, это тема для отдельного рассмотрения). То же касается и мер государственной поддержки региональных языков путем расширения их правоприменительной сферы. В тех же западных демократических государствах никто не считает это недопустимой дискриминацией.

Отсутствие в Федеральном образовательном госстандарте предмета «государственный язык республик РФ» по сути своей диссонирует с 68 статьей Конституции РФ, где прописан пункт о праве республик на принятие своих государственных языков, имеющих такой же статус, что и русский язык. Но зато в содержании ФГОС есть вариант с изучением двух иностранных языков.

После «йошкар-олинского совещания» прокуратура РФ дала предписание своим региональным управлениям начать проверку по результатам распоряжения президента. Как часто бывает в России, ради быстрого отрапортования об «успехах», чиновники рьяно принялись за дело. В Башкортостане, уже после первого общего предписания прокуратуры, министерство образования и глава этой республики Рустем Хамитов объявили об изменениях. Башкирский язык отныне вошел в вариативную часть учебного плана (то есть стал добровольным). В большинстве уфимских школ сразу же выяснилось, что основная масса родителей отказывается от башкирского языка. Причем это касалось и самих башкир. Впрочем, ситуация в Башкорстостане требует отдельного детального рассмотрения в силу ее внутренних сложностей, которые серьезно отличаются от «классических» национальных республик.

В Татарстане же, напротив, руководство министерства образования в лице его главы Энгеля Фаттахова не согласилось с Москвой. Сразу после выступления В. Путина он обозначил позицию своего ведомства: «Распоряжение президента РФ не может касаться нас, т.к. татарский язык, являясь государственным языком Республики Татарстан, преподается в соответствии с Конституцией республики, и региональным законодательством об образовании». Эта принципиальная позиция вызвала неудовольствие у ряда чиновников казанского Кремля, которые попытались использовать это в аппаратной борьбе. Пошли разговоры о скорой отставке своенравного министра.

Но прокуратура республики более послушна «вертикали». Так, с ее стороны под давлением московского начальства уже к концу сентября началась форменная травля директоров школ. Они получили предписания с приказом немедленного (это после начала учебного года) пересмотра учебных планов, сокращения объемов изучения татарского языка и перевода его в вариативную часть. В случае промедления, руководителям учебных заведений и завучам школ грозили уже уголовным преследованием.

Одновременно с давлением прокуратуры началась и информационная кампания. На целом ряде казанских сайтов, ранее постивших «котиков» и расписания праздничных мероприятий, вдруг начали интересоваться языковой проблемой. И материалы «топили» исключительно на стороне прокуратуры и так называемого «комитета русскоязычных родителей», выступающих за отмену обязательности татарского языка и требующих перевода его в разряд факультативных предметов (таких, как курсы кройки и шитья, безо всяких итоговых экзаменов).

В то же время выяснились и весьма любопытные вещи. К примеру основная масса немногочисленных активистов этой организации (которая ныне переименовалась просто в «родительский комитет Татарстана») https://vk.com/rus_rodnoyэто даже не русские, родившиеся в Татарстане, а недавние приезжие из других регионов страны , не имеющие в отличие от местных русских, исторического и социокультурного опыта сосуществования и взаимодействия с татарским населением. Постепенно даже самым наивным стали очевидны истинные цели этих «варяжских» активистов. Первоначальные возгласы про неэффективность нынешних методик преподавания татарского языка затем перешли к требованиям полной отмены татарского языка в школах, и далее – отмены его государственного статуса (дескать, республика – это не государство, а потому и незачем государственный статус татарскому языку).

Ожидаемо эти обсуждения пошли еще дальше. Руководительница этого «комитета» Инесса Гудочкина на своих страницах в соцсетях, помимо лозунгов за ликвидацию национальных республик, уже открыто начала призывать вообще к ликвидации всяких учебных заведений на территории России, где преподавался бы язык народов России (разумеется кроме русского языка), поскольку там «готовят потенциальных сепаратистов».

Далее другая «активистка» Ольга Гавриленко, подавшая в суд на министерство образования иск о возмещении морального и материального вреда (!) за обучение ее сына татарскому языку, прославилась татарофобскими комментариями на своей странице в сети «Вконтакте». Здесь в частности, помимо оскорбительных эпитетов (цитировать их – это прямой выход на 282 ст. УК РФ), выражались ее сожаления по поводу того что «Иван Грозный не добил татар до конца».

Все это даже для самых ярых скептиков обнажило основную суть «языкового противостояния» – противники татарского языка ставят в конечном итоге своей целью борьбу вообще с национально-территориальным делением нынешней РФ и ликвидацию вообще всего национально-регионального компонента в образовательной сфере. Хотя в этой связи справедливее будет отметить, что за их спинами стоят гораздо более могущественные силы. Широкую информационную поддержку «комитету» обеспечили имперские инфопорталы («Свободная пресса»), клерикальные телеканалы («Царьград»), праворадикальные сайты (запрещенный Роскомнадзором «Спутник и погром») и т.п.

В ведущем интернет-издании Татарстана «Бизнес-онлайн», в комментариях под материалами по языковой проблеме наблюдались все признаки работы так называемых «фабрик троллей», топивших именно на стороне противников татарского языка. Местные популярные телеграм-каналы также стали ареной «языкового противостояния».

Неудивительно, что подобные накаты вызвали небывалый подъем активности у татарской части населения республики, выступающей за сохранение позиций татарского языка и тех немногих достижений суверенитета, что еще остались . Наступление на главный и чувствительный нерв национального самосознания – язык, вызвало ответную реакцию. Многие из тех, кто еще вчера занимал вполне тихую конформистскую позицию, вдруг проснулись от «спячки». Причем это именно тот искренний порыв гражданского общества, безо всякого участия властных кругов, которые в обстановке накала страстей предпочли уйти в тень, долгое время не высказывая свою позицию по данному вопросу.

Первым делом было создано сетевое сообщество «Комитет татароязычных родителей» (https://vk.com/telemtatar) от имени которого написано обращение на имя Путина с требованием оставить татарский язык в качестве обязательного предмета в школах. Это письмо-обращение всего за несколько дней собрало несколько тысяч подписей.

Был использован и предвыборный фон. Возникло даже сообщество «татары за Собчак», которое выступило с предложением Ксении Собчак, собирающейся стать кандидатом в президенты РФ, включить в свою предвыборную программу пункт о защите языков народов России.

Далее с целью привлечения внимания были проведены уличные флешмобы с исполнением неофициального гимна всех татар «Туган тел» («Родной язык») на слова знаменитого татарского поэта Габдуллы Тукая. Этот вирусный флешмоб был подхвачен татарскими артистами и студентами Казанского Федерального университета. Ряд артистов напрямую обратились к президенту республики Рустаму Минниханову, покритиковав его молчание по такому важному вопросу.

Вообще, стихотворение «Туган тел», как и букварь татарского языка «Алифба» стали своеобразным символом татарского протеста. Поэтому неслучайно на самом пике этих событий 26 октября, прямо перед зданием республиканского парламента – Госсовета Республики Татарстан, молодежь провела массовый флешмоб с раздачей татарских букварей депутатам парламента, спешившим на заседание по обсуждение как раз языкового вопроса. Стоит отметить, что популярность министра образования Энгеля Фаттахова резко возросла, благодаря решительности и последовательности его позиции, которую он проявил в языковом вопросе. Сегодня он фактически стал самым популярным политиком в республике. Президент Татарстана же, напротив, стал объектом серьезной критики, как из-за своего долгого молчания, так и по причине постоянных зарубежных вояжей на фоне больших имиджевых неудач Татарстана последних месяцев.

26 октября на сессии Госсовета Минниханов потребовал от прокурора Татарстана прекратить давление на директоров школ, с которыми, как он выразился, ему предстоит организовывать президентские выборы 2018 года. В 1,5 тысячах мечети Татарстана прошли пятничные проповеди с призывом защитить татарский язык и национальную идентичность. Представители татарской интеллигенции направили президенту Минниханову «Обращение татар Российской Федерации», которое подписали десятки тысяч человек.

Эта неожиданная для многих гражданская активность вызвала у имперских унитаристов весьма нервную реакцию. В частности, на студентов, принявших участие во флешмобе в поддержку татарского языка у Госсовета 26 октября, началось давление: их вынудили написать объяснительные с пояснением кто, когда позвал их на акцию, какова была причина их появления там, кто организовал и т.д.. Также отныне им было приказано ограничить свое общение в социальных сетях. По словам самих студентов, руководитель высшей школы татаристики и тюркологии имени Габдуллы Тукая Альфия Юсупова вызвала кураторов с каждого курса и приказала выйти из групп в соцсетях, посвященных защите татарского языка - а также студентам отныне запрещено общаться друг с другом в WhatsApp и Telegram. Она пояснила свою директиву тем, что участие в подобных акциях непременно скажется на их будущем, т.к. его участников, что называется, «берут на карандаш».

Региональные власти, обещая учесть интересы всех сторон конфликта, не нашли ничего лучшего, чем запретить любую уличную активность с обеих сторон баррикад «языковой войны» . Так мэрия Казани не разрешила митинг в поддержку татарского языка, заявка на который была подана на 3, а затем и на 6 ноября. 4 ноября «Общество русской культуры Татарстана» и «Комитет русскоязычных родителей Татарии» готовились провести в Казани так называемое «Республиканское родительское собрание» в форме митинга, но он тоже был не согласован. Серьезный скандал вызвало желание руководителя ОРК Михаила Щеглова привлечь к охране митинга вооруженных мятежников из Донбасса. Вот такая интересная политическая коалиция…

Максимум, на что согласились власти после долгих согласований – это концерт ко Дню Конституции Татарстана (6 ноября), да и то с подачи аппарата президента республики (а иначе никакого концерта просто не было бы), превращенный в «дружбонародный» фестиваль.

В общем, можно сделать вывод о том, что Татарстан стал ареной «языкового противостояния», своеобразной «холодной войны» между защитниками татарского языка и их противниками.

Власти Татарстана после прогремевшего на всю страну заседания 26 октября поспешили успокоить общественность и депутатов и пообещали вскорости представить свой «компромиссный» вариант разрешения ситуации. 8 ноября с подачи министра образования республики Энгеля Фаттахова и при поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова такой вариант наконец появился. Он предусматривает в частности, что татарский язык останется обязательным предметом с 1 по 9 класс, где ему будет отведено два часа в неделю. Еще 3 часа в неделю может добавляться по программе «родной язык», но уже в вариативном ключе. Для 10-11 классов татарский язык будет полностью добровольным. Также для узаконивания именно такого варианта, власти республики намерены добиваться включения изучения татарского языка как государственного в ФГОС.

Удастся ли властям республики все-таки отстоять свой «компромиссный» план урегулирования – остается пока под вопросом. Московский Кремль пока подает весьма противоречивые сигналы на сей счет. Хотя уже ясно, что власти республики будут в торге с Москвой уповать на предстоящие выборы и нежелательность в их преддверии «раскачивать лодку» . И многие национальные республики, не принявшие в отличие от Казани открытой дискуссии с Москвой в «языковом» вопросе, несомненно ждут результатов, в случае чего надеясь апеллировать к «татарстанскому опыту».

При таком раскладе татарская общественность, как и республика в целом, несомненно сохранит свое лицо. Но вот для татарского языка это все равно будет иметь негативные последствия, т.к. его статус уже очевидно не будет прежним. Вероятнее всего ожидается ликвидация итогового экзамена у учеников 9 классов по татарскому языку. Это, в свою очередь, снижает и планку требований к знаниям учащихся и их мотивацию. Более мягкое отношение к ученикам, завышенные оценки - это то, чего будут негласно требовать от учителей татарского. По сути, это уже полуфакультативный статус, который означает еще более низкую мотивацию к изучению языка и второсортность учебной дисциплины. И это не говоря уже о сотнях уволенных учителей татарского языка, которые, несомненно, появятся уже в ближайшее время.

Как бы то ни было, «языковое противостояние» 2017 года стало еще одним ударом по этноязыковому многообразию России. А также – по ее федеративному устройству, которое прописано в Конституции. Впрочем, многие ли об этом помнят?

В Казани опять заговорили о том, что татарский язык необходимо изучать каждому ребенку в каждой школе. Ранее точку в этом вопросе поставил Владимир Путин, но татарстанские единороссы пытаются сделать вид, что это не точка, а точка с запятой. Показательно, что их в этом поддерживают пропагандистские СМИ, финансируемые из США.

В прошлом году Госсовет Татарстана принял решение о том, что преподавание татарского языка в школах республики будет проводиться . А теперь – принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором призывает закрепить в федеральных образовательных стандартах обязательность изучения языков национальных республик.

Неделю назад на ту же тему в интервью ТАСС высказался спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который заявил, что добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить. «Я думаю, что надо добровольность убрать вот эту, она расколола и забила клин между русскими и татарами, в одном классе сидят дети, антагонизм такой делать зачем?» – заявил он.

Отметим, что из других источников информации об «антагонизме» не поступало.

Напомним, что логика противников «обязаловки» выглядит чрезвычайно просто. Российская Федерация – многонациональное государство, где живут представители более чем ста народов. Некоторые регионы являются национальными, и если в Татарстане одна «титульная» нация, то в Дагестане их десяток. Все языки смогут выучить только гении-полиглоты.

Государственным языком России и средством межнационального общения является русский язык – поэтому его должны знать все. Национальные языки при этом, цитируя Владимира Путина, «неотъемлемая часть культуры народов страны, и Конституция гарантирует право изучать эти языки в добровольном порядке».

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», – это тоже , сказанные им на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле в июле 2017 года. Казалось бы, что к этому могут добавить депутаты от «Единой России» – а именно эту партию представляют и Шарипов, и Мухаметшин, и большинство других подписантов обращения о необходимости «обязаловки»?

Однако добровольность изучения татарского языка не устраивает татарских единороссов.

При этом президент Татарстана Рустам Минниханов (кстати, последний оставшийся в России глава субъекта Федерации, носящий титул президента) в декабре 2017 года выступал со вполне разумными инициативами:

«Язык должен быть привлекательным, если язык используется, и изучение интересное. Сама система татарского языка была очень сложной, поэтому вызвала некое недовольство не только русского населения, но и татар. Поэтому нам надо работать над популяризацией татарского языка. Мы, конечно, будем работать и по части онлайн-обучения».

А в феврале 2018 года бесплатные курсы по изучению татарского языка открылись в мечетях Татарстана – и представители Духовного управления мусульман республики говорили о высоком интересе прихожан.

То есть ничто не мешает как этническим татарам, так и представителям других национальностей изучать татарский. А также – запускать программы по повышению привлекательности своего родного языка хоть на местном, хоть на федеральном, хоть на мировом уровне.

Поэтому слова о «рабстве» или о «холокосте» – это обыкновенная провокация. Отметим, кстати, что евреи почти 2000 лет пользовались языками окружающих народов, и только после создания государства Израиль был отчасти возрожден, а отчасти создан с нуля (в части современной терминологии) иврит. «Сохранению нации» многовековое отсутствие изучения родного языка ничуть не повредило. В отличие от холокоста, уничтожившего значительную часть европейских евреев.

Еще один яркий пример бессмысленности «обязаловки» демонстрирует нам городской совет Одессы и мэр этого города Геннадий Труханов. И городской глава, и большинство одесских депутатов родились и выросли на Украине. И в советские времена, и тем более после получения независимости украинский язык был обязательным для изучения во всех школах. Однако ни Труханов, ни подавляющее большинство депутатов государственным языком и не способны говорить на нем даже под угрозой репрессий.

Так зачем бессмысленно тратить время живущих в Татарстане и других национальных республиках детей на обязательное изучение языков, которые им никогда не пригодятся?

Дети, чьи родители думают о сохранении национальной культуры, будут добровольно (ну или по принуждению родственников, но это совсем другое, нежели принуждение со стороны государства) учить родной язык. А остальные лучше потратят это время на получение других, более актуальных для их профессионального будущего знаний.

В вопросе добровольности изучения национальных языков точка была поставлена в июле 2017 года. И превратить ее в точку с запятой ни у депутатов татарского госсовета, ни у кого-либо еще не получится.