Русские и советские труды по истории норвегии. Русские в истории норвегии

Обращение Руси в христианство, по всей вероятности, происходило непросто, совсем не так, как утверждают в летописях монахи летописцы. Например, в "Житии блаженнаго Володимира" сказано: «Повелел рубити церкви и поставляти по местом, идяже стояху кумиры. И постави церковь св. Василия на холме, идяже стояще кумир Перун и прочии, идяже творяху потребе князь и людье. И нача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градам и селом. … и всю землю русскую исторже из уст диавол и к Богу приведе и к свету истинному. … и всю землю русскую крести от коньца и до коньца. Храмы идольские и требища всюду раскопа и посече и идолы сокруши. … и честными иконами церкви украси.»

Приведу отрывок из Иокамивской летописи: "В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться. ...Тогда тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до вора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тогда первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира. Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. И пришли многие, а не хотящих креститься воины протаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечом, а Добрыня огнем."

Как это похоже на то, как коммунисты в 20-50-е годы ХХ столетия боролись с христианством в СССР! Прошло более 1000 лет, а методы обращения в новую веру остались прежние - "мечом и огнем!".

Кольские норвежцы – кто они? Прийти на Русь – не значит стать ее частью… А им удалось. Влиться в иной для них мир, оставить после себя память, создать свою собственную русско-норвежскую историю.

Кто такие Kolanordmenn

Понятие "кольские норвежцы" (или по-норвежски Kolanordmenn) появилось примерно в 1990-х годах, когда норвежские семьи возобновили поиски родственников, иммигрировавших в Россию в XIX веке. Это были выходцы из норвежского Финнмарка, создавшие поселения на Мурманском берегу и ставшие впоследствии целым субэтносом.К XVIII веке Мурманский берег стал центром торговли между норвежцами и поморами. Они общались на арго - «руссенорске», состоящем из норвежских и русских слов. Торговля была исключительно меновая: поморы привозили в Финнмарк хлеб, муку и зерно, а взамен забирали рыбу.В Мурмане (так назывался тогда Мурманский берег) никто не жил до конца XIX века. Российская власть не контролировала эту территорию, поэтому первые норвежские поселения обосновались там самовольно. А через 10 лет, только уже с разрешения Александра II, было населено практически всё побережье: на западной части преимущественно финнами и норвежцами, на востоке – русскими. Колонизация Мурмана была частью общего процесса освоения Русского Севера.

Первые колонии кольских норвежцев

В 1859 году норвежцы первыми обратились за «разрешением» поселиться на Кольском полуострове. На их родине были огромные налоги, голод и отсутствие каких-либо возможностей. А здесь свободная земля и богатая природа. Норвежцы были предприимчивы и самостоятельны в благоустройстве и организации промыслов и торговли, поэтому местные власти понимали, что норвежское поселение позволит сэкономить средства государственной казны.

По указу царя норвежцам предоставлялось официальное право обосноваться на Мурманском берегу. Было лишь одно условие – все иностранные поселенцы должны стать российскими подданными. Колонисты освобождались от налогов и воинской обязанности на 3 призыва. Поселенцы всех национальностей могли свободно заниматься любыми промыслами и торговлей; ввоз товаров из-за границы был беспошлинным, а на строительство домов и разведение хозяйства выдавалась безвозмездная ссуда в размере до 150 рублей на каждую семью.

Зачем все это было нужно Российской империи? Постоянные поселения в Мурмане должны были повысить доход от рыбных промыслов и укрепить суверенитет России в Заполярье. Территорию нужно было защитить от экономической и политической экспансии Норвегии.За первые 5 лет колонизации на Мурманский берег приехали 245 норвежцев. На полуострове Рыбачий в селении Цыпнаволок, которое было ближе всего к их родине, норвежцы организовали интернациональную колонию. Русские долгое время не хотели становиться колонистами на Мурмане – в ожидании ссуды, их поселения жили там в страшной бедности. В то время, как иностранные мигранты за свой счет выстроили дома, завели хозяйство и несколько раз меняли место поселения в поисках лучшего. Когда ссуды начали выдавать, поморы передумали, но губернатор области запретил беднякам селиться на побережье. Населять Мурман охотнее позволяли тем, кто не просил никакой помощи – норвежцам и финнам.

Чем жили кольские норвежцы

Дома норвежцев были просторными и уютными: вместо печей камины, собственные ванны, в комнатах комоды и даже мягкая мебель. Они разводили домашний скот и северных оленей.Норвежцы могли свободно ездить на родину: посещать церковь, продавать сено, мясо, дрова, рыбий жир и ворвань, а также привозить оттуда мыло, спички, керосин, шерстяную одежду. Доход в основном приносили ловля рыбы и охота на тюленя и гренландскую акулу.Уже после революции, в 1930 году, группа норвежцев организовала рыбколхоз «Полярная звезда». И несмотря на то, что половину выручки от улова рыбаки отдавали туда, их уровень жизни был намного выше, чем у русских и финнов.Колонии норвежцев, вопреки желаниям местных властей, жили в некой обособленности. Больше всего этому способствовал языковой барьер и конфессиональные различия, а также настороженное отношение к русским. На полуострове Рыбачий из 7 поселений колонистов не было ни одного русского человека.

Обучение в школе проходило на русском языке, учебников практически не было, из культурных мероприятий только танцы, и то редко.

Появившаяся в 1876 году возможность беспошлинно привозить из-за границы спиртные напитки сделала многих кольских норвежцев весьма состоятельными. Они везли из Финнмарка дешевый некачественный ром, который стал главным алкогольным напитком на побережье. В Норвегии этот ром был запрещен к продаже и закупался исключительно для ввоза в Россию.Так в Мурмане появилось пьянство и снизился заработок, поморы стали постоянными должниками норвежцев, поэтому в 1886 году российским властям пришлось отменить беспошлинный ввоз алкоголя на территорию Кольского полуострова.К 1899 году число постоянных жителей на Мурманском берегу достигло 2153 человек. Норвежские колонисты вели более активную торговую и промышленную деятельность, чем русские, поэтому их влияние на Мурмане было высоко. Это, конечно, не нравилось властям. К 1940 году советские власти депортировали большинство норвежцев с территории побережья.

Зачистка Кольского полуострова

После окончания Гражданской войны советская власть вдруг обнаружила, что западная часть Кольского залива населена в основном норвежцами. С точки зрения стратегической важности этого района для контроля над Севером, это было опасно. Начались политические преследования норвежцев. НКВД обвиняло их в шпионаже и участии в подготовке свержения советской власти. Более половины населения Цыпнаволока выслали с полуострова в Карелию и Заонежье.С 1930 по 1938 год около 25 человек попали в лагеря, 15 человек расстреляли. Политическим репрессиям тогда подвергался каждый четвертый норвежец.По приказу Сталина все приграничные территории должны были быть «очищены от чужеродных элементов». Таким образом история существования кольских норвежцев на Мурмане завершилась в 1940 году.

В годы Второй мировой войны некоторые норвежцы стали радистами Красной Армии, агентами НКВД, разведчиками и лоцманами. После войны оставшимся в живых разрешили вернуться на Мурманский берег, однако полуостров Рыбачий и Цыпнаволок стали закрытой военной зоной. Некоторые норвежцы поселились в селе Порт-Владимир. Большинство из них ассимилировались с русскими.Сегодня бывшие колонии являются нежилыми, а кольских норвежцев разбросало по разным регионам бывшего Советского Союза. В 2007 году поселок Порт-Владимир официально упразднили как необитаемый и заброшенный населенный пункт. В Цыпнаволоке установлен камень в память о норвежцах, отважившихся когда-то поселиться в великой России.

Любопытная статья попалась в 3-м номере Военно-исторического журнала за 1940 год.

Древнейшие договоры русских князей с норвежскими и шведскими королями

Б. Тельпуховский

НИЖЕ мы публикуем древнейшие договоры русских со своими скандинавскими соседями. Два из них заключены с норвежцами и один со шведами. Эти договоры представляют исключительно большой интерес, так как они дают представление о том, какие территории находились в прошлом в составе Новгородских пятин. Договоры показывают, что выход к берегам Балтики искони принадлежал новгородским славянам. Последние на протяжении ряда веков вели решительную борьбу против шведских захватчиков, которые в XIII в. завоевали Финляндию и пытались отбросить новгородцев от берегов Балтики.

Первый документ — рунная грамота о рубежах между владениями короля Норвегии и государя Руссов. Впервые она опубликована в книге шведского лингвиста Эрика-Юлия Бьернера «Критико-филологические рассуждения об орфографии языка Свео-готского, как рунного, так и простонародного, для очищения оной от испорчетного писания средняго века» (Стокгольм, 1740 г.).

В России эта грамота впервые была опубликована Бутковым в «Журнале Министерства Внутренних Дел» (1837 г., № 1, ч. XXIII, стр. 328—329); публикацию из этого журнала мы и даем. Надо заметить, что грамота, будучи известна норвежским и шведским правительствам, а также их историкам, долго держалась под спудом. Только Эрик-Юлий Бьернер решил ее опубликовать в своем исследовании, и то лишь как документ, вызывавший чисто лингвистический интерес.

Рунная грамота является первым письменным документом, на основе которого между новгородскими славянами и норвежцами была установлена разграничительная линия обоюдных интересов Эта грамота была заключена, как установили Бьернер и Бутков, либо «во время когда над всею Норвегиею властвовал Геральд Гарфагер 885 — 933 гг. и Приботнический Рюссаланд составлял еще особое княжество: ибо в грамоте нет ни Гардарика, ни Холмгорда, ни Острогорда, имен, какими Скандинавцы обыкновенно называли северную Россию, или в продолжение связей государей русских с королями норвежскими: Владимира I с Олофом Трюггесоном, проведшим отроческие лета свои в Новогороде 978 — 985 года, царствовавшим 996 — 1000 года; также Ярослава I, со свояком своим Олофом Толстым 1019 — 1030, а с зятем Горальдом 1046 — 1054 года» .

В рунной грамоте названа разграничительная линия владений между норвежцами и славянами. Рассматривая географическую карту, нельзя ошибиться в двух пунктах: в Сантвике, показанном на стороне Норвегии, и Лигкяре — на стороне славян. Сантвик — это пункт, очевидно позже названный Сангвин или Сандэ (под 34° 10′ долготы и 68° 50′ широты); а Лигкяр (Lidher в описании Норвегии у Зейглера , изданном в начале XVI в.) равно и Линкастуфут точно соответствуют лежащему между 38° и 39° долготы и под 70° широты Люнгенфьорду (заливу), Логену и Лоппену, до которого, но не дальше, граница Норвегии подходила во время королей Горяльда Гатфагера, умершего в 936 г., и Олюфа Трюгеесона, убитого в 1000 г. Итак можно с уверенностью считать: Маяйашллю за соседнюю Люнгенфьорду к востоку от Маарзунд; Дриадиму за Тромзэ, Вилляа за Хальзен, соседние к западу тому же Люнгенфьорду .

Ореховский вечный мир был заключен новгородцами со Швецией 12 августа 1323 г. после длившейся почти тридцать лет непрерывной борьбы, которая с особым напряжением велась между шведами и славянами поеле разгрома шведов Александром Невским, Шведы, воспользовавшись тем, что Русь разорялась татарами, возобновили свои захватнические набеги на славянские земли. Борьба происходила с переменным успехом. Новгородским славянам удалось отбить шведских захватчиков и построить на Ореховом острове крепость, прикрывающую выход Невы из Ладожскою озера.

Ореховский договор имел большое значение в истории взаимоотношений со Швецией новгородских славян, а потом и Русского государства. Это был первый письменный документ, которым определялись границы между шведами и русскими на территории Финляндии. После отражения нападений шведов, чтобы поддержать дружественные отношения и избежать дальнейших конфликтов, уполномоченные представители новгородцев уступили шведско-немецким представителям Магнуса часть территории Карелии, которая до сих пор находилась в составе новгородских земель, а также часть восточной Финляндии.

По Ореховскому договору границы новгородцев со шведами проходили по южному берегу Финского залива от реки Нарозы и дальше на восток через остров Котлин (Кронштадт). Остров пересекался пополам: западная часть отходила к шведам, восточная — к новгородцам. Дальше граница шла к устью реки Сестры и на гору Румете, разделяющую верховье рек Сестры и Саи, дальше по Сан, впадающей в Вуоксу при почтовой станции Кивиниеми, на пересечении дороги из Кексгольма к Выборгу. Далее в северо-западном направлении граница шла озерами и перешейками до окрестностей Нейшлота; от Нейшлота на северо-восток по озерам Пуроувеси и Ори-веси и далее в северо-восточном направлении к озеру Рикавеси; от озера Рикавеси прямо на север через гору Писавуори в приходе Нильсия (около 60 км к северо-востоку от города Куопио) и далее на север к Ледовитому океану.

Ореховский договор являлся основанием для всех последующих договоров. Он был подтвержден при переговорах 1338, 1339 и 1350 гг. На него ссылались в сношениях русского правительства со шведами в 1510, 1537, 1557 и 1563 гг.

Русский текст Ореховского договора был открыт только в 70-х годах XIX в. в Стокгольме шведским ученым Рюдбергом. До этого времени он был известен лишь по латинскому тексту, хранившемуся в Стокгольмском архиве и изданному проф. Абской академии Портаном . Рюдберг посвятил обстоятельное исследование Ореховскому договору и раскрыл ряд интересных фактов в дипломатических отношениях между русским и шведским государствами . Рюдберг указывает, что договор принадлежал к серии документов, носивших отметку: «Старая рубежная грамота, которой не должно показывать» (Camla Radartz breif , som intet skoleframbaras ).

He случайно, что при переговорах в 1537 г., когда русские ссылались на этот договор, то шведы заявили, что Юрьева грамота о мире пропала. Оказывается, это заявление было только предлогом для того, чтобы не признать границ, установленных Ореховским договором 1323 г. Однако русские послы добивались признания Ореховского договора. Так, например, в заключенном между Россией и Швецией мирном договоре у Тявзина 18 мая 1595 г. были в основном подтверждены условия договора 1323 г.

Заключенный со Швецией Ореховский мирный договор не устранил столкновения с Норвегией, границы с которой на севере оставались неопределенными. В 1323 г. новгородцы вместе с карелами отбили натиск норвежцев и сами произвели нападение на Галугаланд, Биаркею (Бьярк-Зунд) и на другие норвежские села и города.

Решительная борьба новгородцев и карел за свои исконные владения и отсутствие необходимых средств заставили правителя Норвегии Эрлиюга пойти на мирные переговоры. Новгородцы тоже были не прочь установить дружественные отношения, 11 июля 1326 г. было заключено перемирие между новгородцами и норвежцами: «как бывало прежде между предшественниками нашими сроком на 10 лет». Этим договором был восстановлен древний рубеж, определены отношения и указывались взыскания за нарушение границы .

Древнейшие договоры показывают нам как новгородцы решительно боролись за свои исконные земли, как они упорно охраняли свои права на выход к берегам Балтики. Договоры говорят также и о том, что новгородцы всегда старались поддерживать дружественные отношения со своими соседями и шли им на ряд уступок. Между тем, шведские захватчики нарушали принятые ими обязательства и при первой возможности, как только чувствовали слабость русских славян, стремились отрезать их от берегов Балтики. Однако новгородцам всегда удавалось отбивать набеги шведов. Только в начале XVII в., во время польской и шведской интервенции, захватчики, воспользовавшись ослаблением русского государства, временно отрезали русских от берегов Балтики.

По укреплении русского государства шведские захватчики в начале XVIII в. были жестоко наказаны Петром I, русское государство вступило в свои законные права и исконные земли русских славян были возвращены России. Швеция потерпела небывалое для того времени поражение. Русское государство добилось выхода к берегам Балтики.

В приведенных ниже документах нами опущены отдельные места, не имеющие существенного значения (религиозные отступления и пр.).

Батальонный комиссар Б. ТЕЛЬПУХОВСКИЙ.

О ДРЕВНЕЙШИХ ГРАНИЦАХ МЕЖДУ КИЕВСКОЙ РУСЬЮ И НОРВЕГИЕЙ

ОРЕХОВСКИЙ ДОГОВОР 1323 ГОДА

1323 г.

Я,великий князь Юрге (Юрий) с посадником Алфоромеем (Варфоломеем) и с Тысяцким Абрамом, со всем гражданством Новагорода, назначил границы с братом моим, Королем Швеции Магнусом, Эраковым сыном. Пришли из Швеции Королевские послы: Эрик Туресон, Хеминг Эдгисласон, Петр Ионсон и Вермунд Священник: тут же были, от купечества Готландского, Людовик и Фодра. Мы возобновили всегдашний мир, и целовали Крест. Великий князь Юрге, со всеми Новогородцамй, отдал для дружбы три Гислалага ; Саволакс, Ескис и Егрепя Карельский Гислалаг . Пределы и грани, именуемый Ландемеркия : от моря на устье реки Сестры и срединою реки на гору, называемую Руунета; оттуда на реку Саю, вливающуюся в Боксу; оттуда на Пейвякиви; оттуда на Уутенкиви; потом на Прентлампи, Муста-неми; откуда на Пайюлакси, Кухалото, Руские, Хаука Ривта, Савизо, Перке хон-полви; оттуда на Пиитонлампи, Лорикамяки и Тулисо; оттуда в Пиитонсари на Торсаярви, в Варпавори на Салкоярви; оттуда в Валкаярви на Юрелакс и на остров Кюмман, коим Саволаксцы владеют с Русскими пополам; оттуда в Карьялото на Пуровеси; откуда в Райкотайпаль на Пасколото и на Оривеси; оттуда на Соммертай-пала, и чрез Иоярви на Октенсальми, и к Приидкаярвы на Камкоски, Кидкаярви, оттуда в Каскиярви, Рауикоски на Келлон Тайпала. Оттуда грани предлежащей земли содержатся в других местах и проч. Купцы из всей Алмании, то есть: Любека, Голландии и Швеции, имеют свободный, без всякого препятствия, проезд по Неве к Новогороду, как сушею, так и водою. Шведы и военноелужители замка Выборга, или подвластные им, да не делают насилия купцам и путешественникам Новогородским, или людям их; но да имеют обе стороны безопасный путь, в продолжение сего мира. Ни мы, ни вы не должны сооружать укреплений ни в Руссии, ни в Карелии… Все Новогородцы да имеют мир, и все крепости и все земли их вне вышепоказанных рубежей. Подобно и вся земля Шведская и Выборг. Великий Князь Новогородский и все Новогородцы взяли мир с Королем Швеции, со всем государством Шведским и с Выборгом, во второй день после Рождества блаженной Девы…».

МИРНЫЙ ДОГОВОР, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ В 1326 г. В НОВОГОРОДЕ МЕЖДУ НОРВЕЖЦАМИ И НОВГОРОДЦАМИ

Посол Великого Государя Магнуса, Короля Норвегии, Швеции и Готскаго, по имени Гаквин, утвердил мир со стороны всего королевства Норвегии, с Епископом Новгородским Моисеем и с посадником Олфоромеем (Варфоломеем) и с тысяцким Астафием, и со всеми Новгородцами вообще и порознь, как бывало прежде между предшественниками нашими .

Где земля и вода принадлежат Королю Норвегии, там норвежцы имеют свободу ездить, водворяться и признавать за свои и землю и воду по древней оседлости или по разграничению.

Также если Норвежцы в новые времена перешли за древний рубеж, или за пределы земель, то они должны сойти и возвратить Руссам их землю, по Крестному целованию.

Также Новгородцы не должны переходить за древний рубеж или за пределы земель, по Крестному целованию; а если перешли, должны равномерно возвратить Норвежцам их землю.

Также когда послы придут из Новогорода к Королю Норвегии, должны разделить землю по древним рубежам, по Крестному целованию, дабы каждый владел своею землею…

Также за вред, какой Норвежцы причиняли Новгородцам на земле или на воде, либо смертоубийством, либо иными обидами, Новгородцы не должны мстить, ни держать того в памяти. И если Новгородцы нанесли какой-либо вред Норвежцам, то равномерно и Норвежцы не должны припоминать о том.

Также если Норвежцы перейдут грани и пределы земель, с намерением сделать зло,— и если Новгородцы перейдут с своей земли на Норвежскую, для причинения вреда; таковые, как злоумышленники, должны быть схватываемы и обуздываемы, по Крестному целованию, не нарушая мира.

Также гости из Норвегии должны иметь безпрепятственный проезд к Новогороду и Санлеку . И с другой стороны гости из Новогорода и Санлека имеют проезд в Норвегию, без всякого препятствия.

Также мир сей заключен и утвержден на 10 лет.

И какой мир Новгородцы с Норвежцами постановили, в тот же мир включаются и Санлекцы.

Примечания:


  1. Бутков. Журнал Мин. Внутр. Дел, 1837 г., №1, ч. XXIII, стр. 356. [↩ ]

  2. Мною ссылка дана по Буткову — Б. Т. [↩ ]

  3. Неврлин. О пятинах и погостах новгородских в XVI в., 1853 г., стр, 138. [↩ ]

  4. Неволин. О пятинах и погостах новгородских в XVI в., 1853 г., стр. 138. В «Атласе Финляндии» (Atlasae Finlande), изданном Финляндским географическим обществом в 1899 г., имеется историческая карта, которая выводит границы по Ореховскому договору на Ботнический залив, южнее Улеаборга. Следовательно, владения новгородцев в Финляндии определяются значительно шире [↩ ]

  5. Portan. Solloge monumetorum ad illustrancam Historiam Fennikam Pertinentium, стр. 76 — 89. [↩ ]

  6. Rudberg . Sverdes Traktater, 1877 г. Стокгольм; Я. К . Грот. Ореховский договор. Записки II отдел, импер. академии наук, № 4, 1877 г., в ней точный список со славянского текста договора. [↩ ]

  7. Бутков. Журнал Мин. Внутр. Дел, № 9, 1840 г. [
Русские и норвежцы первыми среди других европейских народов начали осваивать арктическое пространство и сделали его сферой своей жизнедеятельности, поэтому северный элемент получил большое значение в национальной культуре этих народов. На это повлияли многие обстоятельства, и, прежде всего, география расселения русского и норвежского народов.

Интересно, что в европейском контексте и русские, и норвежцы воспринимались издавна как «северные нации», причем если в отношении норвежцев главную роль в таком восприятии играло географическое положение страны, то в отношении русских главным фактором «северности» стал климат, и, особенно, долгая и суровая зима с обилием снега и сильными морозами, которые случались и в средней полосе. Это неудивительно – ведь центр европейской культуры – наследницы греков и римлян - находился в Средиземноморье, где климат довольно теплый и мягкий. В XVIII в., в эпоху Просвещения, когда в Европе усилился интерес к Северу, в трудах французских просветителей и норвежцам, и русским уделялось много внимания, как к нациям с особыми чертами характера, сформировавшимися под влиянием условий их проживания. Так, например, Монтескье в сочинении «Дух лесов» («De l’esprit des lois», 1748 г.) писал о норвежцах как о людях с особо сильной нервной системой, которая реагирует только на исключительные обстоятельства: они не чувствительны к боли. Их сила и размеры, писал Монтескье, сформированы климатом и особенно «силой зимы». Такими же качествами, по его мнению, обладают и русские: «Нужно содрать кожу с московита, чтобы заставить его что-либо почувствовать». Французские просветители называли Россию времен Екатерины Великой «просвещенным Севером». Суровый характер русской зимы в полной мере испытала на себе армия Наполеона во время вторжения в Россию в 1812 г., что еще больше укрепило имидж русских как северного народа. Так или иначе, климатический фактор стал одним из слагаемых победы русской армии над французами.

В более раннюю эпоху Север воспринимался в цивилизованной Европе как страна мрака и холода, населенная дикарями, колдунами и невероятными животными, как «край света». Еще во второй половине XVIII века итальянцы, например, считали норвежцев «уродами с лицами более похожими на свиные рыла, чем на человеческий лик». Однако в эпоху Просвещения переводы древнескандинавских литературных текстов представили образцы «демократического» в терминах XVIII века общественного уклада. Вольтер в «Истории Карла XII» (1731 г.) описал норвежцев и шведов как высоких, здоровых, храбрых и гордых людей. Уже упомянутый нами Монтескье особенно выделял в этой связи норвежских женщин, которые, в отличие от своих южно-европейских сестер, имели более свободное положение и большие права в обществе. С этого времени образы «жителей Севера» начинают приобретать в западноевропейской культуре значение позитивного идеала.

Для самих норвежцев изменение их восприятия в Европе послужило толчком к развитию своей «северности» как основного национального культурного элемента. Само название страны переводится к древнескандинавского как «путь на Север», а жители буквально называют себя «северянами» (nordmenn). Во второй половине XVIII в. выдающийся деятель норвежской культуры Герхард Шёнинг уже указывал на «северность» как на базовый элемент норвежской национальной культуры. Норвежцы, считал он, имеют отличное от своих соседей-скандинавов происхождение. Если шведы и датчане пришли с юга, то норвежцы пришли с севера, чтобы «жить среди гор и скал, снега и холода». Как важную составную часть северного идентитета и национальной норвежской культуры в целом, Шёнинг выделял традиции, связанные с развитием зимних видов спорта и особенно лыжного спорта. В «Истории Норвежского Королевства» (Norges Riiges Historie ) он цитировал рассказы из древнескандинавских саг о героях-лыжниках и подчеркивал, что лыжный спорт считался «благородным искусством» в старые времена.

Северный элемент как основа норвежского национального самосознания приобрел особое значение во второй половине XIX - начале XX вв. Это был период становления норвежской нации. В 1814 г. королевство Дания-Норвегия прекратило свое существование в результате наполеоновских войн, и хотя Норвегия перешла под патронаж шведского монарха, эта уния не была тесной и не препятствовала развитию норвежского национального самосознания. Образы севера и зимы широко использовались в патриотической пропаганде. В стихотворении «Песнь Отечеству» (1859 г.) норвежский поэт и общественный деятель Бьернштерне Бьернсон назвал Норвегию «страной вечного снега», определения Норвегии как «страна Зимы» и норвежцев как «зимнего народа» использовались им и в других патриотических произведениях и в речах.

Одной из важнейших составляющих норвежского национального самосознания стал лыжный спорт. Лыжи издавна были частью норвежской материальной культуры, хотя и не являлись собственно норвежским изобретением. Тем не менее, Норвегия стала родиной современного лыжного спорта. Здесь этот способ передвижения в зимнее время превратился в 19 веке в универсальный вид спорта, который за пределами страны все еще оставался экзотическим. Даже в соседней Швеции в 1880 г. лыжи как вид спорта практически оставались неизвестными и использовались только среди населявших Швецию саами. В Норвегии же уже в 60-е годы лыжный спорт стал популярен не только среди мужчин, но и среди женщин. Аделаида Нансен, мать будущего знаменитого путешественника Фритьофа Нансена, была одной из первых женщин-лыжниц. Зимние виды спорта, походы и национальные традиции, связанные с северным образом жизни, стали в Норвегии важными составляющими воспитания подрастающего поколения.

Возрос интерес к эпохе викингов и древнескандинавской литературе. Элементы древнескандинавского искусства и архитектуры, так называемый «драконовский стиль» (Dragestilen) стал популярен среди норвежских мастеров того времени. Дух эпохи викингов способствовал также возникновению интереса к путешествиям в Арктику и развитию морских промыслов в полярном море, и именно в 19 веке норвежцы начинают постепенно вытеснять поморов с морских промыслов в северных морях. В это же время происходит расцвет норвежского кораблестроения, и норвежские суда начинают использовать в качестве транспортного средства полярные экспедиции многих стран. Несомненно, что собственные полярные экспедиции еще в большей степени способствовали укреплению имиджа Норвегии как северной, полярной нации. Полярные исследования стали важным составным звеном норвежского национального самосознания, более того, они стали его квинтэссенцией. В полярных экспедициях аккумулировались и подчеркивались все северные качества норвежцев – географическая принадлежность к Северу, способность к перенесению суровых климатических условий, навыки полярного мореплавания и кораблестроения, умение организовать зимовку, привычка к пребыванию на открытом воздухе, мастерство в ходьбе на лыжах и любовь к северной природе. Эти характерные особенности норвежской нации были продемонстрированы всему миру именно посредством полярных экспедиций, которые способствовали завоеванию Норвегией международного авторитета и уважения. Личности норвежских полярных исследователей и путешественников сами по себе стали визитной карточкой страны. В этой связи символично, например, назначение Фритьофа Нансена норвежским послом в Великобритании в 1905 г. – первым послом молодого норвежского государства. Северная страна сделала полярного исследователя своим высшим официальным представителем за рубежом.

В России основную роль в формировании национального самосознания, в отличие от Норвегии, сыграл все же не географический фактор. Основным отличием русских от других народов стало православное христианство, которое русские приняли от Византии. После падения Константинополя в 1453 г. Россия стала центром православной культуры в Европе. Кроме того, брак Великого князя Ивана Ш и племянницы последнего византийского императора Константина XI Зои Палеолог законодательно закрепил эту преемственность. Московское государство приняло государственный символ Византийской империи – двуглавого орла – в качестве своего герба, а в 1547 г. Иван IV (Грозный) принял титул царя (Caesar). В национальном сознании образ России как преемника Византии был усилен философской доктриной «Москва – Третий Рим», которая определяла историческую миссию России как хранительницы истинного христианства.

Русская Православная Церковь распространяла свое влияние и на отдаленные районы, и монастырская колонизация сыграла важную роль в освоении северных территорий. В 1417 г. на берегу Белого моря был основан Николо-Корельский монастырь, за ним последовали Михаило-Архангельский и Антониево-Сийский монастыри. Большую роль в истории России сыграл Соловецкий монастырь, основанный в 1425 г. монахом Зосимой на Соловецких островах Белого моря. Самый северный русский монастырь – Трифоно-Печенгский - появился в XVI в. Монастыри стали не только религиозными и культурными, но также торговыми и промышленными центрами. Здесь занимались охотой, рыболовством, и даже тюленебойным и китобойным промыслами. Вокруг монастырей возникали города и поселения. Так, в 1584 г. указом Ивана Грозного в устье Северной Двины около Михайло-Архангельского монастыря был основан город Архангельск, который до основания Петербурга был единственным русским морским портом и «окном в Европу».

Несмотря на активное освоение северного пространства, в русском народном сознании образ севера сначала имел негативный, демонический оттенок. Это было связано, прежде всего, с тем, что северные территории были заселены языческими финно-угорскими племенами, а также с суровым климатом и труднодоступностью этих районов. Однако именно эти качества привлекали в северные края подвижников благочестия и любителей пустынножительства, которые несли туда свет Православия. Составитель «Архангельского патерика» епископ Никодим (Кононов), ныне прославленный в сонме новомучеников Российских, писал, что «по числу местных св. мужей Архангельская епархия уступает только «Матери градов русских» - Киеву и древнему «Господину великому Новгороду». Освящение северного пространства и появление со временем местных православных святынь и св. угодников, почитаемых всем русским народом, духовно объединило Север с остальной Россией. В связи с этим северный элемент в большей степени проявился в русской материальной культуре, чем в сознании. Это выразилось в формировании специальных умений и навыков, необходимых для жизни и деятельности в суровых климатических условиях, традиций в одежде и способах передвижения. Мы уже говорили о русских традициях полярного судостроения (см. статью «Особенности русской традиции полярных исследований в дореволюционный период»). Сюда же можно отнести и русские сани, теплую меховую одежду, меховую и валяную обувь, различные приспособления для передвижения по глубокому снегу (широкие лыжи и снегоступы). Однако если для европейского человека эти вещи были экзотическими атрибутами, характеризующими северный характер русского народа, для самих же русских все это представляло собой обычный элемент быта.

Что касается использования русскими своих полярных исследований в качестве национального символа, то здесь мы наблюдаем несколько парадоксальную картину. С одной стороны, как уже отмечено выше, северный элемент как один из атрибутов русской нации, нашел свое проявление в национальной культуре. С другой стороны, несмотря на давние традиции полярного мореплавания, а также достижений в освоении Севера в допетровскую эпоху и в последующий период, полярные исследования в России, в отличие от Норвегии, не стали национальным символом, а воспринимались как рутинная деятельность, имевшая ярко выраженное практическое направление. Отношение русского государства и общественности к вопросам Севера менялось в зависимости от их влияния на насущные потребности страны.

В конце XIX – начале XX в. к северным регионам и необходимости их исследования преобладало негативное отношение, по крайней мере, до Русско-японской войны. Известный русский геолог И.П. Толмачев писал в 1912 г., что к началу века интерес к северу был «только в узком кругу специалистов, или людей, с севером так или иначе связанных, так или иначе им заинтересованных. Большая публика о севере не знала, не хотела знать, и к вопросу об исследовании севера и северного морского пути относилась нередко как к академическому предприятию, ничего общего не имеющего с практической жизнью». Однако было бы неправильным утверждать, что север в России был забыт окончательно даже в то время. 21 апреля 1871 г. на заседании Общества для содействия русской промышленности и торговле выступил с докладом «О Шпицбергене и о правах русских на этот архипелаг-остров» сибирский золотопромышленник, сын архангельского купца Михаил Константинович Сидоров (1823-1887). Это выступление было вызвано инициативой королевства Швеция-Норвегия присоединить архипелаг к своим владениям. Ноты с запросом соответствующего содержания были направлены правительствам Германии, Бельгии, Голландии, Дании, Великобритании, Франции и России. Первоначально русское правительство заняло неопределенную позицию по этому вопросу, и Сидоров начал свою кампанию. Он напомнил русским об их вкладе в освоение Шпицбергена. Ему удалось доказать, «что русские поселения на Груманте были древнее всех других и поэтому за русскими следует признать территориальные права на Шпицберген, где промыслами и мореплаванием занимался 400 лет род Архангельских купцов Старостиных». Так же горячо Сидоров отстаивал права России на Новую Землю и Карское море, на которые начали претендовать норвежцы. Сидоров также был самым убежденным пропагандистом идеи Северного морского пути в России. Норвежский историк Йенс Петтер Нильсен считает, что он первый предложил идею о пути из Сибири в Западную Европу через Карское море.

В 60-е годы Сидоров обращался со своими идеями о возрождении и более глубоком изучении Русского Севера и к правительству, и к ученым обществам, но его планы не встречали поддержки. П.А.Кропоткин, в то время ученый секретарь Русского Императорского географического общества писал в своих мемуарах: «Бедного Сидорова просто поднимали на смех». Однако в конце 70-х и особенно в 80-е годы, когда иностранная деятельность в Русской Арктике начала вызывать беспокойство и в правительственных, и в научных кругах, к Сидорову начали прислушиваться. Его попытки не пропали даром и внесли весомый вклад в осознание русским обществом непосредственной причастности России к Северу и всему, что с ним связано. В качестве одной из мер по защите русских северных территорий от посягательств иностранцев рассматривался, в частности, вопрос о создании поселения из Соловецких монахов на Новой Земле.

В конце 80-х годов 19 в. мы уже можем наблюдать осознанное использование «северного фактора» как предпосылки для русской исследовательской и научно-практической деятельности в Арктике. Однако, в отличие от наступательной тактики норвежцев, русская позиция была скорее оборонительной – полярные исследования рассматривались как обязанность России по отношению к прилежащим к ней территориям и защита их от посягательств иностранцев. Так, например, барон Эдуард фон Толль в своем докладе «Очерк геологии Ново-Сибирских островов и важнейшие задачи исследования полярных стран» 16 декабря 1898 г. на заседании Физико-математического отделения Академии наук подчеркнул: «Неужели мы отдадим последнее поле действия для открытий нашего севера опять другим народам? … Мы, русские, пользуясь опытом наших предков, уже по географическому положению лучше всех других наций в состоянии организовать экспедиции для открытия архипелага, лежащего на север от наших Ново-Сибирских островов и исполнить их так, чтобы результаты были и счастливы и плодотворны».

Д. И. Менделеев в докладной записке об исследовании Северного полярного океана министру финансов С. Ю. Витте также ссылается на «северный фактор»: «Желать истинной, то есть с помощью кораблей, победы над полярными льдами, Россия должна еще в большей мере, чем какое-либо другое государство, потому что ни одно не владеет столь большим протяжением берегов в Ледовитом океане, здесь в него вливаются громадные реки, омывающие наибольшую часть Империи…»

Северный статус России и наличие у русских особых навыков и умений, способствующих успешному осуществлению освоения полярных регионов, признавали и скандинавские путешественники. Это признание выражалось, прежде всего, в том, что, организуя свои экспедиции, норвежцы обращались за советом к русским коллегам и по научным, и по практическим вопросам, тем самым признавая ценность их опыта. Однако сознание ответственности за исследование и освоение северных территорий, входящих в состав Российской Империи, и защита их от посягательств иностранцев являлось в русском общественном сознании более весомым основанием для организации национальных экспедиций, чем демонстрация всему миру своих особых, северных, качеств, что, в свою очередь, было важно для норвежцев.

В своей книге «Фрам» в полярном море», повествующей о знаменитой Норвежской полярной экспедиции 1893-1896 гг. Фритьоф Нансен, описывая заход в русскую гавань Хабарово на южном берегу пролива Югорский шар в Карском море, отмечает: «Первое, что обратило на себя наше внимание, были две церкви. …Потом мы должны были осмотреть монастырь – «скит», где жили, или вернее, умерли шесть монахов….Теперь тут жил священник со своим псаломщиком».

ИЗ СЕРИИ «РУССКИЕ В СКАНДИНАВИИ»/ОЛЬГА КОЛЕСНИКОВА. Несмотря на то, что Норвегия – относительно молодое государство, история отношений российского и норвежского народов насчитывает многие века. Письменные упоминания о первых российско–норвежских связях относятся к IX веку, когда скандинавские дружины и купцы появляются на Руси как с военными, так и с торговыми целями. Норвежские викинги служили в качестве воинов–наемников в дружинах русских князей в Новгороде, Киеве, Смоленске, Чернигове. Креститель Руси князь Владимир I Святославич (Владимир Великий) до занятия киевского престола три года (977–980 годах) провел в Норвегии. В середине XI века в дружине великого князя киевского Ярослава I Мудрого служил норвежский викинг из королевского рода Инглингов – Харальд Сигурдарсон, по возвращении в Норвегию ставший норвежским королем (Харальд III Суровый). Сохранились также сведения и о том, что еще до него викинги находили пристанище при дворе киевских князей и оттуда возвращались в Норвегию для занятия трона. В XI–XII веках установились прочные династические связи Рюриковичей и Инглингов: дочь Ярослава I Мудрого Елизавета стала женой норвежского короля Харальда III Сурового, а Мальмфрид, дочь великого князя киевского Мстислава I Великого, внучка Владимира II Мономаха, была замужем за норвежским королем Сигурдом Иерусалимским Паломником (Йорсальфаром). Первые упоминания о договорном оформлении двусторонних отношений относятся к XIII веку. В 1251 году в Трондхейме между Русью (Новгородским государством) и Норвегией заключается первый договор об урегулировании отношений в приграничных областях, оригинал которого не сохранился. В 1326 году в Новгороде подписан договор, закрепивший уже реально сложившуюся сухопутную границу двух государств. Его оригинал также утерян, но сохранились копии эпохи средневековья. Им утверждались условия взимания налогов в общих районах на Севере и принципы проведения границы. Никогда не нарушавшаяся войнами, она стала первой договорно закрепленной границей в Европе и является старейшей из современных государственных границ нашей страны. Договор 1326 года создал предпосылки для упорядоченной и регулярной торговли между северными частями Новгородского княжества и Норвегией на долгие времена.

С 1380 по 1814 годы Норвегия находилась под властью Дании и не имела самостоятельной внешней политики. К периоду вхождения Норвегии в унию со Швецией (1814–1905) относится самый ранний действующий российско–норвежский договор – подписанная в Санкт–Петербурге «Конвенция о статусе границ между Россией и Норвегией» от 1826 года. В соответствии с конвенцией, а также дополнительным протоколом к ней от 1834 года между двумя государствами была установлена граница. Вместе с более поздними договоренностями 1940–х годов данные соглашения заложили основу добрососедского сосуществования в районе общей сухопутной границы между Россией и Норвегией протяженностью 196 км. Для российско–норвежских связей на протяжении всей их истории были характерны добрососедство, взаимопомощь и взаимовыручка. Не случайно российское правительство первым официально признало в 1905 году независимость Норвегии, а Норвегия в числе первых признала государственный суверенитет России 16 декабря 1991 года. В Норвегии по сей день с благодарностью вспоминают события октября 1944 года, когда Советская Армия, осуществив Петсамо–Киркенесскую операцию, освободила от немецких войск восточную часть норвежской губернии Финнмарк и тем самым положила начало освобождения Норвегии от немецкой оккупации. Не стали исключением и времена «Холодной войны», когда, несмотря на ограничение контактов между двумя принадлежавшими к разным идеологическим и военно–политическим блокам странам, связи как на официальном уровне, так и между простыми людьми по–прежнему определялись, в основном, атмосферой добрососедства. Тот факт, что Норвегия являлась единственным членом НАТО, имевшим общую сухопутную границу с СССР, накладывал особый отпечаток на отношения между двумя странами. В период «оттепели» в 1955 году состоялся первый в истории визит главы правительства Норвегии (тогда им был Э.Герхардсен) в СССР, а в 1964 году – ответный визит Н. Хрущева в Норвегию. В 1972 году была создана Межправительственная Советско– (ныне Российско–) Норвежская комиссия по экономическому, промышленному и научно–техническому сотрудничеству, которая и по сей день остается важным инструментом регулирования торгово–экономических отношений двух стран. В 1976 году учреждена смешанная Российско–Норвежская комиссия по рыболовству, в рамках которой и сегодня регулярно обсуждаются вопросы сотруднчества в этой области. Несомненно, новый этап в российско–норвежских отношениях наступил с падением «железного занавеса». Резко возрос объем контактов между людьми – как деловых связей, так и туристических поездок. Статистика перемещений через российско–норвежскую границу свидетельствует о том, что число взаимных посещений только через КПП «Борисоглебск–Сторскуг» с 1991 года выросло в 10 раз и составило в 2007 году 150 тысяч человек.

С начала 90–х годов прослеживается существенное увеличение количества российских иммигрантов в Норвегию. В настоящее время наших соотечественников, имеющих в Норвегии разрешение на проживание, работу, вид на жительство или норвежское гражданство, насчитывается более 11 тысяч человек. Большинство российской диаспоры в Норвегии составляют женщины, вышедшие замуж за норвежцев. Вместе с тем, согласно официальной норвежской статистике, постоянно возрастает число специалистов, приезжающих в Норвегию на работу. Российско–норвежские отношения в последние годы развиваются более, чем активно. Общность интересов на Севере, близость позиций по многим вопросам международной повестки обуславливают плодотворность двустороннего диалога, сотрудничества в рамках международных регаинальных и глобальных организаций. Важнейшей областью, представляющей интерес для обеих сторон, является охрана окружающей среды. С целью регулирования совместных мер в этой сфере в 1992 году создана соответствующая смешанная комиссия. В 1998 году также учреждена двусторонняя комиссия по ядерной и радиационной безопасности. В 90–е годы на Севере создается ряд региональных организаций с участием России и Норвегии – Совет Баренцева/Евроарктического региона, Арктический совет, Совет государств Балтийского моря. В рамках этих структур рассматривается целый комплекс вопросов: социально–экономические, природоохранные, образовательные, культурные, связанные с интересами коренных народов Севера. Связи в приграничных районах на Севере сегодня настолько тесные, что в обиход входят новые лексические понятия, объединяющие проживающие в этом регионе народы разных стран, – «баренцева культура», «баренцева идентичность» и т.д. Показательно, что доля россиян и выходцев из России в приграничном норвежском городе Киркенес составляет около 10 процентов. Уже несколько лет названия улиц Киркенеса обозначены на норвежском и русском языках. Традиционно активные контакты между Россией и Норвегией характерны для культурной области. Наиболее яркие примеры взаимопроникновения культур связаны с именами драматургов А.Чехова и Г.Ибсена, композиторов П.Чайковского и Э.Грига, писателей Ф.Достоевского и К.Гамсуна. Так, произведения Достоевского оказывали и продолжают оказывать в Норвегии огромное влияние на становление последующих поколений не только писателей и поэтов, но и художников (например, самый известный норвежский художник Э.Мунк считал «Преступление и наказание» своей настольной книгой), специалистов по России. Важнейшим проектом в области культуры, своего рода подведением итогов многовековых связей, стала состоявшаяся в 2004–2005 годах в Санкт–Петербурге и Осло под патронажем президента России и короля Норвегии широкомасштабная выставка «Россия – Норвегия. Сквозь века и границы», которая приурочена к 100–летию установления дипломатических отношений между двумя странами. И сегодня россияне в Норвегии, а норвежцы в России продолжают открывать для себя много нового и интересного. Для российского бизнеса интерес представляет накопленный норвежцами богатый опыт управления производством, в частности, в нефтегазодобывающей, рыбной отраслях. Как никогда, активно развивается сотрудничество в области высшего образования – ежегодно в норвежских ВУЗах обучаются несколько сотен российских студентов. «Страна фьордов» привлекает все больше российских туристов, одновременно, норвежцы все чаще отправляются работать или проводить отпуск в России. Показательно, что в 2007 году Норвегию в туристических целях посетили 41 тысяча россиян, что на 18 процентов больше, чем в 2006 году, в деловых – 9 тысяч (рост на 38 процентов). Большие надежды как в России, так и в Норвегии связываются с тем, что норвежская компания «СтатойлГидро» будет участвовать в освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения (расположено на шельфе российской части Баренцева моря). Значение Штокмана выходит далеко за чисто коммерческие рамки. Он способен дать импульс экономическому развитию Севера, укреплению разноплановых связей между соседними регионами, вывести их в целом на качественно новый уровень, создать условия для формирования более благоприятной атмосферы в двусторонних отношениях, способствовать успешному решению существующих проблем на Севере. Сотрудничество России и Норвегии не только расширяется, но и во все большей степени приобретает характер равноправного и взаимовыгодного партнерства. И хотя основным фактором, привлекающим россиян в Норвегию, по–прежнему остается высокий уровень жизни, постоянно возрастает доля тех, кто стремится получить в Норвегии высшее образование, установить деловые контакты и работать в дальнейшем на благо России – своей исторической Родины. Об авторе – Ольга Колесникова, Второй секретарь, посольство РФ в Норвегии. Статья напечатана в книге ”Русские в Скандинавии” и перепечатывается по договоренности с посольством РФ в Швеции, издавшим упомянутую книгу.