Россия - Норвегия. Онлайн

Прежде всего, необходимо начать с того, что основы отношений между Норвегией и Россией заложены историей и географией. Географически Норвегия протянулась на 2650 км вдоль западного и северного побережья Скандинавии, ее территория, примыкающая к этому побережью, составляет 325000 кв.км, а также включает в себя архипелаг Свальбард с островом Медвежий, расположенный примерно меж 74 и 81 градусами северной широты и составляющий примерно 6300 кв.км, и полуостров Ян-Майен площадью 380 кв.км, расположенный между Исландией и Гренландией. Кроме того, Норвегия объявила суверенитет над Землей Королевы Мод в Антарктиде, над островом Петра 1 у западного побережья Антарктиды и над островом Буве, размещенным между Южной Африкой и Антарктидой за пределами деяния Договора об Антарктике.

Сухопутная граница между Норвегией и Россией составляет не наиболее 196 км. Однако это наистарейшая и наиболее стабильная русская граница, которая всегда была границей мира. Веками территории на Крайнем Севере были не достаточно заселены, и главные заботы страны сводились к сбору налогов на пушную торговлю. В течение почти всех столетий территории на Севере не были делимитированы, и перекрывающие друг друга претензии королей Норвегии и Швеции и русских царей сочетались с терпимым подходом всех заинтересованных сторон за исключением, возможно, налогоплательщиков, мнением которых никто не интересовался.

После делимитации в 1751 году границы между Швецией (включавшей Финляндию) и Норвегией статус оставшегося самого северного участка, там, где норвежская территория соприкасается с русской, был определен Договором 1826 года. С тех пор поправок в этот контракт не вносилось. Мир в этом районе был нарушен только два раза: в 1941 году, когда германские войска напали на Россию, и в 1944 году, когда Красная Армия перешла границу, чтобы прогнать оккупационную армию и освободить восточный Финмарк — самую северную область Норвегии.

Русско- норвежская граница в Северном Каллоте (установлена в 1826) во времена Российской империи была единственной непосредственной границей России с западноевропейским государством, без «буферной зоны» из восточно- или центральноевропейских стран. В заметках русских путешественников конца 19 века неоднократно отмечалось, что контраст между Россией и Западом ощущается на русско-норвежской границе сильнее, чем где бы то ни было. Тем не менее, отношения с Норвегией как на межгосударственном, так и на межличностном уровне, были на удивление дружелюбными. Скорее всего это вызвано особыми историческими условиями: в 19 веке процветала поморская торговля. Каждое лето 300 – 400 русских судов отправлялись в Северную Норвегию, чтобы менять рыбу у саамов и норвежцев. Взамен они везли зерно и деревянные изделия, которых не хватало в Северной Норвегии. Поморская торговля породила собственный язык-пиджин – так называемый «руссенорск» с упрощенной грамматикой и ограниченным запасом слов. Руссенорск значительно отличается от других языков-пиджинов в Азии и Африке, где основной словарный запас складывался на основе языка метрополии – английском, французском или голландском. В Руссенорске примерно равное количество русских и норвежских слов, что свидетельствует о том, что русские и норвежцы были социально равными партнерами.

На государственном уровне отношения России и Норвегии не избежали противоречий. Так, например, существовало устойчивое шведско-норвежское представление о русской угрозе Норвегии. В определенных кругах в России имело место соответствующее убеждение о наличии «норвежской угрозы» для Северной России в форме экономической норвежской экспансии на север. Основой этому послужила активная рыболовная и промысловая деятельность норвежцев в российских территориальных водах и начало норвежской колонизации на побережье Мурмана. Однако эти противоречия не вели к неразрешимым конфликтам. «Норвежская угроза» Северной России была явно преувеличена, и российское правительство не придавало этой идее серьезного значения.

«Русская угроза», напротив, воспринималась политическими и военными кругами Швеции и Норвегии всерьез, особенно в Швеции. Отношения Швеции и России в историческом плане имели более напряженный характер, и в 19 веке «русская угроза» активно использовалась в борьбе за сохранение союзного государства Швеция-Норвегия. Шведская сторона утверждала, что если Норвегия выйдет из союза, то Россия воспользуется возможностью заполучить себе незамерзающие порты в Северной Норвегии. В Норвегии все больше понимали, что шведы используют «русскую угрозу» для удержания норвежцев в союзе, причем без достаточных на то оснований. Страх перед Россией пошел на спад, и это способствовало более реалистичному взгляду на вещи, тем более, что исторические исследования подтверждают отсутствие у Российской империи планов на расширение за счет Норвегии.

В то же время совершенно ясно, что распад шведско-норвежского союзного государства отвечал российским внешнеполитическим интересам. Российские власти настороженно следили за так называемой пронемецкой ориентацией шведско-норвежской внешней политики. Распад союзного государства привел бы к ослаблению прогерманского направления и уменьшил бы возможность возникновения в будущем нейтрального скандинавского оборонительного или нейтрального объединения, которое могло бы увеличить риск закрытия датских проливов для российских военных судов, что, в свою очередь, имело бы негативные последствия для России в случае войны. Все эти обстоятельства в значительной степени способствовали тому, что Россия 29 октября 1905 года первой из европейских сверхдержав признала «новую Норвегию» как самостоятельное государство.

Важным элементом наших отношений является
арктическая ориентированность обеих стран. Со временем она менялась, и маршруты норвежского и российского рыболовного, зверобойного и охотничьего промысла, добычи тюленей и китов передвинулись. К 1870 году на архипелаге Шпицберген происходила в основном норвежская активность, и возникла необходимость обеспечить правопорядок на этих островах, которые считались не относящимися к юрисдикции никакой страны (ничейная земля). В период между 1871 годом и первой мировой войной Норвегия поднимала вопрос об установлении упорядоченной власти перед Россией и перед более широким кругом государств, однако решение достигнуто не было.

Версальская мирная конференция постановила передать архипелаг под «полный и абсолютный суверенитет Норвегии» «в соответствии с условиями» Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года.

Условия этого договора главным образом предусматривают равноправие судов и граждан стран-участниц с точки зрения рыболовного и охотничьего промыслов, горнорудной и иной доходной деятельности на земле и в территориальных водах, а также ограничения на налогообложение. Далее Норвегия обязалась воздерживаться от создания или разрешения на создание какой-либо военно-морской базы или же строительства оборонительных укреплений на этом архипелаге, «который никогда не может использоваться в военных целях».

Россия пошла на уступку в регулировании договором принадлежности Шпицбергена, и в 1925 году Норвегия вступила в управление данной территорией как неотъемлемой частью королевства под древним названием Свальбард. Россия присоединилась к договору в 1935 году.

К этому времени на территории архипелага уже действовала российская угольная компания «Арктикуголь».

В 1944 году советское правительство предложило изменить статус Свальбарда, затребовав уступить под его юрисдикцию остров Медвежий и, предложив ввести совместное управление Норвегией и СССР остальной территории в качестве кондоминиума. После внимательного изучения Норвегия отвергла это предложение, и Москва более не возвращалась к своей инициативе по пересмотру Договора 1920 года. Однако эта инициатива имела долговременный эффект: впредь Норвегия рассматривала различные предложения или аргументы, выдвигаемые советской стороной, с оглядкой на нее. Норвежцы искренне опасались возможности новой попытки поставить под вопрос основы суверенитета Норвегии над архипелагом или получить односторонние преимущества для «Арктикугля» по сравнению с другими государствами-участниками договора.

В начале 1970-х годов приоритетный интерес у «Арктикугля» и у норвежских и западных нефтяных компаний приобрела нефтеразведка на Свальбарде. Одновременно соображения охраны окружающей среды породили планы создания национальных парков, природоохранных зон и принятия общих мер по защите окружающей среды. Свальбард уже был не отдаленной точкой в Арктике, а частью современной Норвегии, что вызывало растущее внимание к нему со стороны общественности. Местная администрация получила дополнительные ресурсы, и губернатор архипелага распространил свою власть на всю его территорию. Новые требования со стороны администрации были восприняты «Арктикуглем» как вмешательство в его деятельность, что привело к многочисленным трениям. По большей части на сегодня эти сложности неактуальны.

Продолжается другая дискуссия. По мнению Норвегии, положения Договора 1920 года должны трактоваться строго по тексту. Права, предоставленные участникам договора и их компаниям, проистекают из конкретных условий договора, то есть они касаются участков суши и территориальных вод вокруг островов. Таким образом, эти права не распространяются на континентальный шельф или же за пределы территориального моря. Это соответствует традиционным канонам трактовки договоров, предусмотренным международным пр авом на момент, когда договор был заключен в 1920 году, и в момент присоединения к нему Советского Союза. Россия зафиксировала свое несогласие с норвежским подходом как в отношении континентального шельфа, так и в отношении введенной в 1977 году рыбоохраной зоны вокруг Свальбарда. Прочие участники Договора 1920 года придерживаются аналогичного мнения или же резервируют свою позицию.

Применительно к рыболовству тесное сотрудничество между Норвегией и Россией позволило на практике преодолеть расхождения в вопросе трактовки договора. Что же касается континентального шельфа, Норвегия исходит из того, что в практическом плане Горный устав Свальбарда абсолютно непригоден для морской добычи и что нефтяные компании в конечном итоге предпочтут работать под защитой правового режима, который применим к континентальному шельфу Норвегии в целом.

Норвежские и российские поселения на Свальбарде продолжают поддерживать гармоничные взаимоотношения. Контакты между ними носят частый и спонтанный характер. Если случается трагедия, как это было в августе 1996 года, когда российский пассажирский самолет разбился около Лонгиербюсна, чувство единства в условиях изоляции и трудностей является глубоким и сильным. В ходе спасательных и эвакуационных операций, равно как и при выполнении тяжкой работы по опознанию тел погибших, норвежские, российские, а также украинские власти смогли работать в тесном сотрудничестве.

Норвегия отплатила за быстрое признание своей независимости Россией в 1905 году тем, что она стала одной из первых западных стран, признавших после Октябрьской революции Советское правительство в 1924 г. как законное правительство России, а также была одной из первых стран, признавших независимость Российской Федерации в 1991 г. Период между этими событиями характеризуется принадлежностью двух стран к разным идеологическим лагерям, а позднее и условиями «холодной войны», которая накладывала многие ограничения на развитие двусторонних отношений

Экономическая деятельность Норвегии в России связана с большим риском и крупными проблемами. К таким проблемам можно отнести следующие:

— государственное управление малоэффективно,

— юридическая и правовая база, в том числе налоговое законодательство, слишком нестабильна,

— государственное управление и правоохранительный аппарат лишь в малой степени внушают уверенность и гарантируют правовую защиту,

— может значительно усилиться инфляция,

— слишком плохо функционирует рынок в условиях, когда распадается старая система товарообмена,

— банковская система, в том, что касается обслуживания расчетов и обеспечения кредитами, развита слабо,

— существует нехватка собственного капитала,

— слишком слабо развиты государственные службы и инфраструктура,

— существуют большие различия между западным и восточным представлениями о предпринимательской деятельности,

— имеются противоречия в компетенции и неясность в отношении того, кто является собственником ресурсов — республики или регионы и т.д.

Для норвежской стороны существуют также дополнительные трудности, связанные с традиционной ориентацией экономики на Запад. Учитывая сложившуюся ситуацию, сотрудничество с Россией требует длительной подготовки и глубокого знания местных условий. Необходимо повысить уровень знания политических, экономических, языковых и культурных связей со стороны норвежских участников хозяйственной деятельности и органов государственного управления.

Одним из настоящих пробных камней в развитии баренцева сотрудничества будут устранение препятствий для торговли в регионе и работа по стимулированию торговли и экономического сотрудничества. Речь идет не только о наработке крупных проектов сотрудничества между центральными и региональными органами государственной власти, а о предоставлении экономическим связям и человеческим контактам возможностей и пространства для развития.

Между российскими и норвежскими законами и правилами существуют большие различия, и необходимо накапливать знания и понимание правовых систем друг друга. Также предстоит проделать большую работу в части расширения сети соглашений о разрешениях, визах, приглашениях на работу и т.д. Необходимо выработать разумные решения, касающиеся охраны здоровья норвежцев в России и русских в Норвегии, функционирования спасательных служб, страхования и прочего.

В целом, указанные выше проблемы, с которыми норвежские предприниматели сталкиваются в России, превращают их активность в трудное, дорогостоящее и рискованное дело. Норвежские власти через Программу действий для Восточной Европы выделили сравнительно крупные средства. Приоритет отдается проектам в Северо-западной России.

Географически территории Норвегии и России образуют побережье Баренцева моря, расположенного между их соприкасающимися участками континентальной суши, норвежским архипелагом Свальбард (Шпицберген), российскими архипелагами Земля Франца Иосифа и Новая Земля. Российские рыбаки обычно вели промысел у норвежского побережья, а купцы заходили в норвежские порты для обмена рыбы на зерно и муку (эта практика получила известность как «поморская» торговля, причем здесь использовался даже особый диалект, состоявший из элементов германского, норвежского и русского языков).

Норвежские охотники на тюленей, китов и зверька организовывали экспедиции на Свальбард и в восточную часть Баренцева моря, а также на Землю Франца Иосифа и на Новую Землю. Начиная с конца XVII века, российские охотники из величавых северных монастырей плавали на Свальбард, однако эти экспедиции потом стали наиболее редчайшими и стопроцентно прекратились в середине XIX века. В конце того же столетия переселенцы из Норвегии в надежде на наилучшую жизнь стали оседать в редчайших поселках на побережье Кольского полуострова — русские власти приветствовали этот факт как возможность укрепить экономику этого малонаселенного района.

Географический фактор значит также, что и у Норвегии, и у России имелись стратегические интересы, привязанные к их смыкающимся территориям. Эти стратегические интересы беспристрастно различны, так как Россия является — и будет оставаться — великой державой с большими людскими и природными ресурсами, значительными обыкновенными вооруженными силами, а также одним из самых впечатляющих в мире стратегических ядерных потенциалов. Норвегия, напротив, небольшая страна, не имеющая ни желания, ни возможности производить какую-либо военную политику за пределами собственных границ. Придерживаясь фундаментального принципа миролюбивого подхода к международным отношениям, Норвегия содержит скромную по размерам военную структуру, предназначенную исключительно для целей самообороны и для участия в международных операциях по поддержанию мира и по оказанию гуманитарной помощи.

В период между установлением независимости Финляндии и началом 2-ой мировой войны напряженности в пограничных районах между Норвегией, Финляндией и Россией не было. После войны ситуация изменилась: Финляндия уступила Петсамо, и Норвегия и Россия вновь стали граничить друг с другом; единство союзников в период войны сменилось конфронтацией и состоянием холодной войны; Норвегия стала одним из стран — основателей НАТО; с созданием ядерного орудия и расширением советского Северного флота Кольский полуостров превратился в базу одного из наисильнейших в мире военных флотов и местом размещения большого арсенала ядерных вооружений, а также складирования массы отработанного ядерного топлива с военных кораблей и ледоколов и других ядерных отходов.

Норвегия занесла свой вклад в усилия по понижению уровня напряженности, приняв политику ограниченного автономного сдерживания в отношении военной активности на норвежской территории: уже в феврале 1949 года, то есть еще до вступления страны в НАТО, правительство Норвегии информировало Советский Союз о том, что оно не станет участником никакого контракта, который включал бы обязательство со стороны Норвегии по созданию баз для вооруженных сил иностранных стран, если Норвегия не станет объектом нападения или опасности нападения. Позднее Норвегия заявила, что при тех же условиях ядерное оружие не будет размещаться на норвежской территории. Норвегия также проводит политику, в соответствии с которой военные и воздушные натовские учения не должны проводиться ближе пятисот километров от российской местности и которая исключает передвижения зарубежных воинских частей поблизости границы. В связи с окончанием холодной войны эти ограничения были в определенной степени модифицированы, однако их главные положения сохранились.

Между Россией и странами — членами НАТО ведется дискуссия о будущей конфигурации Организации североатлантического контракта и о формах сотрудничества между НАТО и Россией.

2. СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НОРВЕГИИ С РОССИИ

Норвегия и Россия часто встречаются « с глазу на глаз», но контакты на широком международном уровне и международное региональное сотрудничество также играют важную роль. Особенным приоритетом у Норвегии пользуется сотрудничество в Баренц-регионе. Норвегия и Россия сотрудничают также в рамках международных организаций. Актуальными примерами являются НАТО, где Норвегия активно участвует в программе сотрудничества альянса с Россией, а также Организация Объединенных Наций, особенно во время норвежского членства в Совете Безопасности в 2001-2002 г.г. Россия является важным партнером и в Совете Европы, и в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Совет государств Балтийского моря Норвегия и Россия принимают активное участие в сотрудничестве в рамках Совета государств Балтийского моря вместе с другими государствами региона. Норвежскими приоритетными направлениями являются энергетика, экономическое сотрудничество, развитие демократии, здравоохранение и общественная безопасность.

Северное измерение Европейского Союза – ц елью этого сотрудничества является укрепление связей между Европейским Союзом и странами Северной Европы, которые на сегодняшний день не входят в состав Союза, в том числе Норвегия и Россия. Норвегия среди прочего уделяет в этой связи большое внимание сотрудничеству в области охраны окружающей среды и ядерной безопасности.

Арктический Совет – ч ленами организации являются страны Северной Европы, США, Канада, Россия и представители коренных народов. Целью Совета является осуществление и координация сотрудничества между арктическими странами, особенно в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Совет Министров Северных стран – р азвитие демократии в северном регионе является здесь основной темой сотрудничества. В рамках организации основан также фонд для финансирования природоохранных проектов в рамках сотрудничества в Баренц-регионе и Совете Государств Балтийского моря.

Активное соседство – с 1992 г. Норвегия поддерживает демократические преобразования в России и переход к рыночной экономике посредством ежегодных ассигнований через Министерство иностранных дел Норвегии на реализацию российско-норвежских проектов сотрудничества. Размер ассигнований составляет 100-150 млн. норвежских крон в год. Многие из упомянутых в этой брошюре областей, такие как здравоохранение, охрана окружающей среды и культура, получают средства из этого бюджета. В качестве конкретных примеров совместных проектов можно привести борьбу с туберкулезом, ветеринарное сотрудничество в рыбоводстве, развитие экологически чистых способов производства в промышленности, сотрудничество в области исполнения наказаний (места заключения), сотрудничество на уровне административно-территориальных единиц, строительство энергосберегающих центров, сотрудничество в области науки, женские конференции и семинары для журналистов.

В процессе реформ, в котором Россия находится со времени распада Советского Союза, реализация этих проектов внесла свой вклад в построение независимого гражданского общества. Например, решающее значение для стабильности и гражданской безопасности в регионе имеет создание в России функциональной системы здравоохранения и системы социального обеспечения, охватывающей все слои населения.

Сотрудничество в рамках различных проектов способствовало также установлению сети контактов, которой не было 10 лет назад. Сегодня налицо тесные российско-норвежские связи на всех уровнях, начиная от органов власти и заканчивая межличностными контактами. Границу, которая была герметично закрыта в недалеком прошлом, пересекают сегодня в обе стороны большое количество норвежцев и россиян, занятых в различных видах двустороннего сотрудничества. Активная деятельность – нормальное явление для соседних народов.

В 2003 году оборот российско-норвежской торговли превысил 1 млрд долл. В 2004 году товарооборот превысил 1,5 млрд долл. В 2004 году объем российского экспорта в Норвегию вырос на 17,4 %. и по сравнению с 2003 года и составил 861 млн долл. В 2006 году объем российского экспорта составил 726 млн долл., импорта — 323 млн долл.

В норвежском товарообороте доля российских товаров составляет порядка 1,5%.

Объем торгового оборота между Россией и Норвегией за 2006 г. составил 2 млрд. 117 млн. долл. США (рост на 28,5% по сравнению с 2004 г.), превысив в два раза объем торгового оборота 2002 г., что объясняется, главным образом, ростом поставок на норвежский рынок в последние годы химических продуктов, нефтепродуктов, цветных металлов, машин и оборудования, готовых изделий.

Экспорт товаров в Норвегию за 2006 г. составил 1 млрд. 297 млн. долл. США (рост на 13,8 % по сравнению с 2005 г.), превысив уровень 2003 г. в 1,8 раза.

В структуре российского экспорта в Норвегию находятся в основном сырье первично обработанное, химпродукты, цветные металлы.

В структуре российского экспорта больше всего преобладает продукция цветной металлургии, на долю которой приходит 40 %. Далее следуют рыба и морепродукты (20 %.) и сырая нефть (10%.). За последние годы в структуре экспорта отмечается рост экспорт высокотехнологического оборудования. Так, по итогам 2006 года, этот рост составил 42%.

В качестве центральной области осуществления проектов сотрудничества вырисовывается рыболовство. В структуре импорта из Норвегии 70 % оборота приходится на рыбу и морепродукты.

Крупные поставки российской трески, норвежскими рыбохозяйственными компаниями рыбоперерабатывающим предприятиям, позволили установить между ними важные связи. Норвежские предприятия обладают большим опытом также в том, что касается поставок оборудования для рыбопромыслового флота, а также в других сферах производства. Реорганизация в России бывших государственных рыбохозяйственных компаний и колхозов подтолкнула норвежскую и российскую стороны к весьма отрадному и полезному для обеих сторон сотрудничеству.

В 2006 году экспорт свежей семги увеличился на 22,6 млн. крон и доведен до отметки 40 млн. крон. Общая стоимость экспорта форели составила 15,9 млн. крон, что на 10 млн. крон больше.

Энергетика — еще одна область, которая отмечена динамизмом и в которой норвежская экономика занимает особо порочные позиции. Как известно, Россия испытывает большую потребность в развитии своей энергетики в целях достижения большей эффективности производства. В нефтегазовой отрасли северо-запада России имеется большой неиспользованный потенциал, задействование которого потребует значительных экспертных знаний, инвестиций и поставок оборудования. Крупные задачи стоят и в области электроснабжения, придания эффективности рынкам сбыта, технического совершенствования и экономии энергии.

Норвегия располагает весьма конкурентноспособной промышленностью, связанной с деятельностью на море. Это относится к предприятиям в области как судоходства и судостроения, так и поставок оборудования, проведении исследований. Для экономического сотрудничества между этими отраслями двух стран должна существовать хорошая основа.

В 2006 г. практическим по всем группам товаров (кроме пищевых продуктов и сырья непродовольственного) российский экспорт в Норвегию значительно превысил объемы 2005 г. По таким позициям, как продукция машиностроения, транспортные средства и оборудование, рост в 2006 году по сравнению с 2005 г. составил 15,8 %, а различных готовых изделий — на 18,3 %. Несырьевой экспорт российской продукции в 2006 г. составил 434 млн. долл. США, рост на 44,7% по сравнению с 2005 г., в том числе рост машин, оборудования и транспортных средств составил 115,2%.

В 2006 году по заказам судовладельцев из Норвегии на «Севмаше» продолжилось строительство 8 специальных судов для перевозки химических и опасных веществ, на Волгоградской судоверфи — трех грузовых судов. Кроме этого, на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) началось строительство 2-х ледоколов. Норвежская компания «Акер Квернер» поставит специальное оборудование для комплектации ледоколов на cумму 6,5 млн. долларов.

Импорт из Норвегии увеличился на 61% и составил 820 млн. долл. США.Значительный рост объемов импорта произошел, главным образом, за счет увеличения поставок на российский рынок рыбы и рыбопродукции (доля в общем объеме импорта составила 70,3%).

Положительное сальдо в пользу России составило 476,4 млн. долл. США.

Близость Норвегии к северо-западу России, схожесть климатических и почвенных условий создают благоприятные предпосылки для развития сотрудничества в области сельского хозяйства. Предприятия АПК Северной Норвегии обладают опытом, который может быть весьма полезен для северо-западной России, например в том, что касается обработки, переработки и распространения сельхозпродукции.

Норвежские предприятия имеют хорошие исходные позиции в таких важных отраслях, как строительство, эксплуатация шахт и добыча минеральных ресурсов, а также, не в последнюю очередь, в информатике.

Сильной стороной норвежской экономики является ее способность сочетать многие функции в отдельных отраслях, в которых имеются своего рода комплексы предприятий, дополняющие друг друга в производстве, сервисе, финансировании, страховании, маркетинге, исследованиях и разработках. Норвежская экономика, имея такие комплексы, особенно в области энергетики, рыболовства, судоходства, судостроения, металлургии и деревопереработки, обладает особо выгодными исходными позициями в плане оказания конструктивного содействия преобразованиям и придания эффективности экономике России.

Сегодня в России успешно работают 130 норвежский компаний. Он отметил, что для многих из них Россия является «страной возможностей». Стоимостные объемы перспективных проектов сотрудничества оцениваются на предстоящий трехлетий период в 1-1,2 млрд долл.

В настоящее время России сотрудничает с Норвегией по разным направлениям. И хотя в кризисном 2009 году товарооборот между Россией и Норвегией серьезно снизился (на 21%), то в 2010 г. наблюдается рост (почти 50%).

Одно из главных направлений современных взаимоотношений между Россией и Норвегией – это энергетика. Основной энергетический проект – освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Газ будут совместно добывать норвежский «Статойл», французский «Тоталь» и российский «Газпром».

Норвегия заинтересована месторождениями на Ямале и стремится к экономической кооперации с российским компанией «ЛУКОЙЛ» на рынках третьих стран.

В апреле 2010 г., во время визита Президента России Д.А. Медведева в Норвегию удалось впервые за 30 лет договориться об общих параметрах вылова рыбы в Баренцевом море.

По итогам визита были подписаны Совместное заявление и 8 межправительственных соглашений в области энергоэффективности и возобновляемых источниках энергии, образования и науки, экологии, а также сотрудничества по линии правоохранительных структур.

Кроме того, были установлены следующие договоренности.

Во-первых, россияне, проживающие в 30-километровой зоне вдоль российско-норвежской границы, получить возможность посещать Норвегию без оформления виз.

Во-вторых, Норвегия и Россия было принято решение об определении морских границы в Баренцевом море впервые за последние 40 лет. Спорные территории (175 квадратных километров) разделяются на две равные части. Эта проблема, которая осложняла российско-норвежские отношениа.

Были определены принципы, по которым Россия и Норвегия будут совместно использовать Баренцево море: не мешать друг другу, делить пространство и сотрудничать.

В настоящее время продолжается военное сотрудничество между Россией и Норвегией. Так, в Бергене 4 июня 2010 г. стартовало норвежско-российское учение Помор 2010. В первый раз с 1994 года российские и норвежские вооруженные силы проведут учение такого большого размаха.

Целью учения будет совместная отработка решений общих задач в западном полярном регионе. С норвежской стороны примут участие фрегат «Отто Свердруп», судно береговой охраны «Нордкапп», береговые патрульные самолеты P3C и истребители F-16. С российской стороны примут участие БПК «Североморск», патрульные противолодочные самолеты ИЛ-38 и истребители СУ-33. Вместе суда пройдут расстояние от Бергена до Североморска, во время плавания будут осуществлены учения команды по абордажу, учения связистов, учения по поиску и спасению и учения по стрельбе. Учения продемонстрируют возможности сотрудничества российских и норвежских вооруженных сил при проведении операций по решению задач в северных регионах.

Россия и Норвегия являются крупнейшими производителями и экспортерами нефти и газа в Европе, и принадлежат к числу крупнейших поставщиков нефти и газа в мире.

Норвежские власти контактируют с Россией в энергетическом секторе, преследуя главным образом следующие цели:

— укрепить и развить диалог в области энергетической политики;

— добиться создания ясных, стабильных и предсказуемых рамочных условий для деятельности, предпосылкой которой является охрана окружающей среды;

— уделить главное внимание инвестиционному климату в области энергетики и общим интересам страны в международных вопросах электрорэнергетики;

— защищать интересы норвежских нефтяных компаний и норвежских поставщиков;

— подчеркивать преимущества международного участия в нефтегазовой деятельности;

— развивать сотрудничество в области предаварийной готовности в нефтяной промышленности.

Норвегия и Россия имеет общий план предаварийной готовности и проводят совместные учения по предотвращению нефтяного загрязнения в Баренцевом море. Российские власти приглашены содействовать работе в рамках общего плана управления ресурсами с общим учетом окружающей среды, рыболовства, нефтяной деятельности и морских перевозок. Наблюдение за окружающей средой и картографирование также являются важными задачами.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ НОРВЕГИИ С РОССИЕЙ

Район Севера Европы в последнее десятилетие на фоне быстрых общих перемен на европейском континенте отличается относительно высокой степенью стабильности. Соответственно, граница России на северо-западе остается наиболее спокойной. Это во многом результат конструктивной и взвешенной политики большинства стран Северной Европы, их искреннего стремления к взаимодействию с Российской Федерацией по широкому спектру вопросов.

Государства этого региона сегодня сами по себе практически не несут ни военной, ни экономической угрозы интересам России. За последние годы в этих странах почти сошли на нет имевшие ранее в отношении СССР опасения и негативные настроения. Во многом это заслуга тех политиков в странах Севера Европы, которые поняли необходимость окончательно отказаться от подходов времен блокового противостояния. Со всеми странами Севера Европы существует современная договорная база, отвечающая взаимным интересам сторон.

В рамках сотрудничества со странами Северной Европы для России все большее значение имеет взаимодействие в энергетической сфере. Прежде всего должны быть предприняты шаги, направленные на привлечение дополнительных инвестиций в нефтегазовый сектор для освоения, в частности, Харьягинского месторождения и Тимано-Печерского проекта.

Особого внимания требует разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, осуществляемая ‘Газпромом’ совместно с норвежской ‘Норск Гидро’ и другими компаниями. И Россия, и Норвегия существенно выиграют в долгосрочном плане, если газ займет более существенную позицию на европейском рынке энергоносителей. Обе страны объективно заинтересованы и в координации ценовой политики в энергетической сфере.

Заслуживает внимательного рассмотрения идея создания в приграничных зонах технополисов, ориентированных на разработку новых перспективных технологий в сфере телекоммуникаций и связи.

Качественно новое обустройство российско-финляндской границы на всем ее протяжении (1300 км), которая одновременно является и границей с Европейским союзом, а также границ с Норвегией, Литвой, Латвией, Эстонией и Польшей, включая, в частности, открытие новых, современных пропускных пунктов, должно дать возможность значительно активизировать экономические связи и объединить в единое экономическое пространство, обладающее серьезным потенциалом, территорию от Баренцева до Балтийского моря.

Ситуация с Норвегией как членом НАТО, имеющим общую границу с Россией и рассматривающаяся (как и ранее) важным элементом военной стратегии НАТО в отношении России более сложна. Не может способствовать укреплению безопасности и доверия отказ Норвегии от обязательств не допускать военной активности с участием иностранных войск восточнее 24-го меридиана в области Финмарк. В результате под прикрытием мероприятий в рамках программы «Партнерство ради мира» начато проведение военных учений непосредственно у границы Российской Федерации. Решение России воздержаться от участия в учениях «Баренц пис-99» было логическим политическим шагом.

Обоснованную обеспокоенность у России вызывает оперативное использование перемещенной из США в норвежский поселок Варде многофункциональной РЛС, которая может быть использована для обнаружения и разведки пусков российских баллистических ракет наземного и морского базирования. Понятно, что эта станция рассматривается военным руководством США как важный элемент в планах строительства новой системы ПРО.

Вызывают вопросы и интенсивное развертывание станций слежения за космической обстановкой и перехвата информации с искусственных спутников Земли на Шпицбергене, а также планы развертывания на архипелаге к 2002 году мощных средств радиолокационного и радиоэлектронного наблюдения, управления и связи. Россию не может не беспокоить то, что в случае выхода США из Договора по ПРО данные объекты станут существенным элементом в создании Америкой своей национальной ПРО.
ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 2014-08-15

I. «Плохие» русские

«Русские могут только пить водку, спать, а не работать».

Такова реакция владельца ЗАО «БР Электроникс» Гейра Турбьёрнсена на результаты проведенной государственной инспекцией труда проверки его компании. Норвежское предприятие находится в Мурманске по ул. Свердлова, дом 39. Головной офис в Киркенесе (Норвегия). Занимается производством электро- и радиоэлементов. «БР Электроникс» («BR Electronics») является дочерним предприятием киркенесской компании «Barel AS». Основатель и директор которой тот же Гейр Турбьёрнсен.

Раздражение норвежского бизнесмена было вызвано выявленными инспекцией нарушениями: 10-ти часовым рабочим днем для женщин, вредными условиями труда. На предприятии не исполнялся Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Работники недовольны низкой зарплатой: средняя от 500 до 600 долларов в месяц. (Для сравнения: от российских бизнесменов, пытавшихся купить недавно норвежское предприятие, власти этой страны потребовали минимальную зарплату для работников более 4 тысяч долларов в месяц).

Гейр Турбьёрнсен часто отсылает мурманчан на «отработку» в свой офис в Киркенес. Живут те там на чердаке местной пиццерии, который приспособили для «гостей» из России. Оформляется все как «учеба» в Норвегии. Чтобы избежать лишних затрат с оплатой труда.

Норвежский бизнесмен к мурманчанам относится с нескрываемым презрением. Как европейцы к представителям Африки в период колонизации.

Оскорбительные высказывания владельца «БР Электроникс» в адрес россиян не случайны. Для России последние десятилетия контактов с Норвегией связаны с колоссальными убытками, восполнимой утратой морской территории. Мурманская область, как и весь регион Баренцева моря, сегодня превращена в зону обслуживания корыстных интересов Норвегии. В прессе это называют успешным сотрудничеством.

Об «успешном» сотрудничестве Норвегии с Россией говорит Уле Арвид Мисунд, директор Института морских исследований (Норвегия) Посвящена этому даже выпущенная книга: «Баренцево море — экосистема, ресурсы, регулирование».

С норвежским ученым следует согласится с оговоркой. Об успехах говорить можно только для одной стороны — Норвегии. Идет ее экономическая экспансия с катастрофическими последствиями для России.

Смешно читать информацию о том, что за 9 месяцев 2011 года в Мурманскую область Норвегией было инвестировано 17,8 млн. долларов. Когда потери углеводородов для будущих поколений россиян, находящихся в месторождениях шельфа, отошедшего Норвегии (по договору 2010 года), составляют до 5 млрд. тонн извлекаемых ресурсов в пересчёте на нефть. А ежегодная потеря рыбных ресурсов для российских рыбаков составляет порядка 150 тыс. тонн. Это без учета утраченных рабочих мест.

Норвежские инвестиции к интересам мурманчан никакого отношения не имеют. Проблему занятости они не решают. Количество работающих на норвежских предприятиях ограничивается несколькими десятками человек и меньше. Примером служит ООО «ОЛЕН БЕТОН». «Компания «?len Betong AS» является ведущим производителем бетона в Норвегии», — компания о себе.

Экологически вредные производства для нужд своей страны «норвежские друзья» создают в России. Штат ООО «ОЛЕН БЕТОН» не превышает 20 человек. В «БР Электроникс» — чуть более 40 человек. Всего работающих в норвежских компаниях не наберется и тысячи человек. При 787 тыс. жителей Мурманской области.

Инвестиционные средства вкладываются в дорогостоящее оборудование, программы и проекты, имеющие иную, чем экономическое развитие Мурманской области направленность.

II. «Странные» норвежские компании и зачем Норвегии убыточный бизнес в Мурманске

«В современной Норвегии невозможно понять, где заканчивается спецслужба и начинается та или иная организация». Выводы директора Аналитического бюро «Consulting Mobile» Романа Коноплева абсолютно применимы к характеристике норвежских компаний, работающих в Мурманской области.

«По данным проведенного в конце 2011 года норвежской компанией СИВА опроса 32-х иностранных компаний (22 из которых – норвежские), ведущих свою деятельность на территории Мурманской области, 45,2% респондентов считают, что результаты их предпринимательской деятельности в регионе в 2011 г. стали намного лучше показателей 2010 года.» Это из СМИ Мурманской области.

Интерес вызывает не сама информация, а «СИВА» («SIVA»), проводящая мониторинг. АО «СИВА Промышленный центр в Мурманске» — дочерняя компания Государственной корпорации промышленного развития Норвегии «СИВА с.ф.». Корпорация является собственностью Министерства местного самоуправления и регионального развития Норвегии. Как пишет корпорация о себе: «Главная цель — содействовать интернационализации норвежских компаний, уделяя особое внимание созданию малых и средних предприятий за рубежом».

Представительства компании открыты во всех уголках Мурманской области. Они занимаются сбором и обработкой информации экономического характера, в том числе и в приграничных территориях. (Опубликовано на сайте представительства). Компания «консультирует российских предпринимателей. Организует их встречи с представителями норвежского бизнеса». Затраты на сбор информации, установление доверительных отношений с российской экономической элитой и представителями власти оплачиваются из госбюджета Норвегии. «СИВА» — компания государственная.

Другой вид деятельности «СИВА» — скупка недвижимости в Мурманской области. Ремонт, реконструкция с передачей в аренду государственным и коммерческим структурам. »АО СИВА Промышленный центр в Мурманске» предлагает в аренду офисы в 2-х этажном здании бизнес-центра с удобной парковкой, находящейся под круглосуточным видеонаблюдением. В здании имеется конференц-зал, оснащенный мультимедийным оборудованием, мини-кухни для арендаторов и кафе» — из объявления компании.

Дело не в финансовой стороне вопроса. Российская бизнес-элита будет вести свою деятельность в помещениях, которые принадлежат и технически оборудованы государственной организацией Норвегии. И не только бизнесмены. «Офисы с конференц-залами» переданы «СИВА» таможенному посту «Мурманский». Ни копейки за аренду Мурманская таможня и «РОСТЭК» (Федеральное государственное унитарное предприятие Федеральной таможенной службы) норвежцам не платят. Очевидно, что для норвежской стороны трудностей в получении информации по вопросам коммерческой и государственной тайн России теперь не будет. «Бесплатного сыра», как известно, не бывает.

Штат сотрудников «СИВА» — норвежцы и русскоговорящие граждане из стран СНГ. Россиян в ней практически нет. В связи с »информационно-поисковым» характером деятельности компании на территории Мурманской области.

К такой же «специфичной» относится «Innovation Norway» — норвежская государственная компания. Действует в 30-ти странах со штатом сотрудников в 500 человек. «Мы стремимся оказывать содействие норвежским предприятиям расти и найти новые рынки сбыта». Поиск рынков сбыта и борьба за них — причина войн между странами. Поэтому представляет ее в Мурманске норвежец с выправкой кадрового офицера Кнут А. Муугас. Он Консул по коммерческим делам Генерального Консульства Королевства Норвегии в Мурманске.

Особенность норвежских предприятий в Мурманске – в абсолютном большинстве они убыточны. Тем не менее, их деятельность финансируется Норвегией. Сюда же следует прибавить многочисленные норвежские образовательные и благотворительные программы в разных сферах жизни Мурманской области.

«В рамках проекта «Сотрудничество в сфере образования между Мурманской областью и губернией Финнмарк по вопросам окружающей среды Арктики» проводятся программы обменов обучающимися и преподавателями между Мурманским технологическим колледжем сервиса, Мурманским индустриальным лицеем, Мурманским педагогическим колледжем и школами старшей ступени городов Киркенес, Вадсе, Лаксельф и Хоннигсвог» (Из пресс-релиза от 8 февраля 2012 года).

Ни о каком бескорыстии Норвегии речь идти не может. Убыточная деятельность на «суше» обеспечивает абсолютное превосходство интересов Норвегии в Баренцевом море, с его нефтью, газом и биоресурсами. Весь норвежский информационно-производственный комплекс в Мурманской области — база для создания и поддержки пронорвежского лобби в России.

Совместный бизнес, дети влиятельных россиян в норвежских университетах и школах, недвижимость в Норвегии, установление «доверительных » отношений с «нужными» лицами. Так формируется «пятая колонна» внутри России.

Заслуживает внимание иезуитский способ установления влияния на россиян. Связан с образовательными программами между Норвегией и Россией. В Норвегию идет отбор российских детей политически и экономически «значимых» персон. Тех, кто по роду деятельности занимаются вопросами российско-норвежских отношений.

Инициатива исходит с норвежской стороны: в выборе учебных заведений и групп отбора российских школьников, студентов для поездок в Норвегию. Проводятся также различные конкурсы на на выезд в «страну северной сказки». Победителями в них, как правило, оказываются дети из круга необходимых Норвегии лиц. Недостатка информации для такого отбора норвежская сторона не испытывает.

В Норвегии юные россияне попадают в норвежские семьи. Туда затем «подтягиваются» их родители. Умиленные папы и мамы не понимают, что граждане страны фьордов и троллей получают от государства средства для содержания их «чад». А вся «забота» имеет одну цель — приобретение агентов влияния Норвегии в России. Природная доверчивость русского человека беспощадно эксплуатируется холодными и циничными скандинавами на самом дорогом: детях.

Результаты эффективной работы Норвегии в этом направлении налицо. О наличии мощного пронорвежского лобби в России прозвучало на прошедшем недавно круглом столе в Государственной Думе России.

III. Благодарность по-норвежски

«Норвегия демпингует по рыбе и лоббирует в России свои интересы»,– из заявления Германа Зверева, президента отраслевого объединения — «Ассоциации добытчиков минтая».

В норвежских портах российские рыбаки реализуют рыбную продукцию, выловленную в своих территориальных водах, на сумму 1 миллиард норвежских крон в год. До 70% компаний Норвегии занимаются переработкой рыбы, выловленной российскими рыбаками. После переработки рыба попадает в Россию. Как результат — исчезновение перерабатывающей промышленности на Кольском полуострове.

Приведенная статистика общеизвестна. Не говорится только, что рыба, поставляемая российскими судами в Норвегию — контрабандный товар. Норвегия не только поощряет преступную деятельность отдельных рыболовецких фирм, но занимается укрывательством в своих портах морских судов от российского правосудия. Требования российских правоохранительных органов об их выдаче ею просто игнорируются. Ущерб экономике России от совместной преступной деятельности Норвегии и контрабандистов исчисляется миллиардами рублей.

В погоне за сверхприбылью норвежцы реализуют в Россию опасную для жизни и здоровья продукцию. 15-тью норвежскими фирмами рыба поставляется на российские рынки с сальмонеллой и листерией. Но это не все. Норвежские «друзья» хотят кормить российских школьников рыбным филе двойной заморозки. Для чего ими задействовано норвежское лобби (агенты влияния) в России. Те «продавливают» поправки в техрегламент, чтобы наши дети ели бесполезную и опасную дрянь.

С ловлей рыбы сегодня проблем у российских моряков больше, чем до заключения договора между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств в сентябре 2010 года. Целью договора было устранение проблем. Для чего Норвегия получила от России половину от 175 тыс. км. квадратных акватории Баренцева моря.

Норвегии этого мало. Число арестов российских судов в районе архипелага Шпицберген после заключения договора увеличилось. Потому, что норвежцами объявлена 200-мильная рыбоохранная зона около архипелага Шпицберген. В нарушении Шпицбергенского трактата от 1920 года. По нему воды, прилегающие к Шпицбергену в Баренцевом море являются открытыми для стран-участников договора. Норвегии на международные обязательства наплевать. Она в одностороннем порядке объявляет себя абсолютным собственником того, чем распоряжаться не может.

«Неужели наше государство уже не способно обеспечить свою юрисдикцию в отношении судов под российскими флагами? Почему Россия ходит защищать бог знает кого от каких-то пиратов в Сомали, а здесь у себя под носом не может защитить собственных рыбаков?» – спрашивает председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства РФ Вячеслав Зиланов.

Потому, что норвежские пираты состоят в «НАТО», а их главарей в Мурманске встречают как дорогих гостей. Северный флот России, вместо защиты ее рыболовецких судов от захвата вооруженными силами Норвегии, проводит с теми совместные военные учения. И даже выход в этот регион российского погранично-сторожевого корабля оговаривается как не связанный с захватами ее судов.

Перед нами обнаглевший от безнаказанности хищник — Королевство Норвегия. С антироссийской пропагандой внутри страны. С организацией в Норвегии провокационных сборищ боевиков и российской оппозиции перед президентскими выборами. Поставить на место которого следует не нотами МИД, а силами военно-морского флота России. Только тогда норвежская «моська» поймет, что перед ней сильный российский медведь.

Восстановление позиции России в регионе Баренцева моря должно начаться с выхода ее из договора от 15 сентября 2010 года. Признании его не действующим. По причинам, изложенным выше: в игнорировании Норвегией международного договора по Шпицбергену 1920 года, захвате российских судов и участию в контрабанде рыбных ресурсов.

Какие возможности появились у Норвегии от подаренного ей Россией «куска» акватории Баренцева моря ясно из заявления Министерства нефти и энергетики Норвегии. Ингмар Сундстрем, эксперт министерства, сообщил, что Норвегия рассматривает возможность предоставления Украине норвежского газа. В качестве альтернативы российскому на максимально льготных условиях. По словам эксперта, в норвежских газохранилищах достаточно газа, чтобы обеспечить Украину бесперебойными поставками.

Кто бы в этом сомневался! Щедрый »подарок» России по договору 2010 года заявление господина Сундстрема о достаточности газа в Норвегии для Украины делает вполне обоснованным. Как ответ на выступление еще одного российского »друга» – украинского президента Виктора Януковича. О том, что власти Украины продолжают искать альтернативу российскому газу.

В качестве послесловия

Сегодня позиция российского руководства на равноправное сотрудничество и взаимопонимание на международной арене воспринимается западными партнерами как проявление слабости. История с Норвегией — тому иллюстрация. Порядочность, честность, тем более благодарность в принципы политики этих стран не входят. Поэтому запас терпимости России в защите своих национальных интересов уже исчерпан.

Устраханов Руслан

Norway-Sweden

Причиной восхищения министра Норвегией стали сообщения о том, что стабилизационный фонд этого североевропейского королевства достиг 1 трлн долл. Можно ли нам догнать Норвегию, как это сделать и будет ли эта гонка благом для России? На эти и другие вопросы ответили эксперты «АиФ».

Кубышки и дно

Сходство России и Норвегии начинается и заканчивается наличием нефти в недрах обеих стран. По отзывам экспертов, своим обращением с нефтяными доходами Норвегия отличается не только от России, но и от других нефтяных держав. «В отличие от Саудовской Аравии Норвегия не проедает эти деньги и сумела накопить в своём фонде будущих поколений 1 трлн долл., - объясняет гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов . - Это 55-60 трлн руб. Бюджет России - 15 трлн руб. Если бы у нас было столько денег, сколько у Норвегии, то граждане России могли бы 3 года не платить налоги».

В России тоже есть своя «нефтяная кубышка» в 66,26 млрд долл. - Стабилизационный фонд, разделённый в 2008 г. на Фонд национального благосостояния и Резервный фонд (последний официально прекратил своё существование 1 февраля 2018 г.). И наш, и норвежский фонды создавались на случай падения доходов бюджета. Но Норвегия с самого начала заявила, что это накопления для будущих поколений, которым предстоит жить тогда, когда запасы углеводородов иссякнут. Другое название фонда - Государственный пенсионный фонд Норвегии. У нас такую задачу имеет только Фонд нацблагосостояния.

«Накопления наших суверенных фондов, уже исчерпанного Резервного и ФНБ, - это не накопления, - считает экономист Алексей Михайлов . - Накопления - это когда собранные средства во что-то инвестируются. У нас же всё просто собирают в Центральный банк. На этом всё и кончается. ЦБ хотя бы вкладывает средства в золотовалютные резервы, а Минфин просто кладёт деньги в Банк России, конвертируя их только в доллары, и всё. Это уничтожение нашего ВВП».

Норвегия свои нефтяные деньги пускает на строительство новых университетов, вкладывает их в развитие туристической инфраструктуры, медицину, в производство оборудования для добычи нефти, а также во многие другие высокотехнологичные отрасли, в том числе в производство вооружения (главным образом морских и береговых ракетных комплексов и даже стрелкового оружия).

Вроде бы в России средства ФНБ также вкладывались в «мегапроекты». Однако в Норвегии из «кубышки» можно брать не более 3%, и то из тех денег, которые возвращаются в фонд как прибыль от его инвестиций. В России средства фондов шли на латание бюджетных дыр и финансирование важных для правительства проектов. «Наш ФНБ планово должен закончиться в 2020 г., - предсказывает старший эксперт Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков . - При этом ФНБ РФ - главным образом омерщвлённые вложения в облигации, в том числе госдолга США».

Неликвидные активы в ФНБ составляют 35%, а вот целевые траты на пенсии, ради которых создавался ФНБ, минимальные.

Нефть-матушка

Другая разница между нашими странами - отношение к «отрасли-кормилице», считают нефтегазовые эксперты. «Надо перестать хаять свой нефтегазовый комплекс, - убеждён К. Симонов. - Вот в Норвегии никто не говорит, что, мол, «надо соскочить с нефтяной иглы». Нужно не заниматься диверсификацией ради диверсификации, а думать о том, как нефтегазу прирастать другими секторами: машиностроением, производством труб, полимеров…»

Нефть королевства добывается на шельфе в тяжелейших условиях - более суровых, чем в России в целом. Поэтому себестоимость её добычи выше примерно в 1,5 раза. В России добывают нефти в 5 раз больше, но и население у нас - 147 млн против норвежских 5 с небольшим миллионов. Так что в пересчёте на человека в Норвегии нефти приходится больше в 4,5 раза. В общем, многовато нас для такого объёма добычи нефти. Не хватает на всех сограждан нефтяного пирога для действительно качественной жизни. В то же время нефти на человека у нас больше, чем в США и Китае, которые в экономическом плане гораздо мощнее нас.

«Нужно сосредоточиться на том, в чём мы сильны, и признать, что нефтегазовый комплекс - никакая не архаика, - резюмирует К. Симонов. - Это передовые технологии дистанционного управления, наклонного бурения, шельфовой добычи, «интернет вещей». Пример Норвегии показывает, что при грамотном подходе ТЭК обязательно станет локомотивом экономики».

Наш северный сосед умудряется почти не чувствовать ударов падающих цен на нефть по экономике. «При последнем падении нефтяных цен норвежская крона тоже несколько понизилась, но обвала не было, - вспоминает директор Института стратегического анализа Игорь Николаев . - Не было и падения производства. В 2014-2016 гг. норвежская экономика росла на 1-2%. Мы же ушли в минус, и рубль обвалился. Напомню, что у нас тогда проводилась консервативная финансовая политика, накопительская, но от кризиса она всё равно не уберегла. Норвегию спасли гражданские институты - антимонопольная политика, защита прав собственности… Именно они удержали экономику на плаву».

«Нам нужно идти норвежским путём в том смысле, что приоритетом расходов у нас должны быть социальная сфера, образование и здравоохранение, - говорит С. Жаворонков. - Сейчас Россия тратит на всё это 40%, учитывая пенсионные расходы. Норвегия - больше половины госбюджета. При этом военный бюджет Норвегии - 6 млрд долл., военный бюджет России - 60 млрд. Душевой ВВП Норвегии - 70 тыс. долл. на человека, душевой ВВП России - 9 тыс. долл.».

«Хоть там и монархия, это социалистическая страна. В Норвегии образование и здравоохранение бесплатные и на высочайшем уровне. У них есть самые передовые технологии, которые позволяют стране эффективно заниматься добычей нефти. Мужчины живут там 80 лет, женщины - 84 года», - перечисляет плюсы декан ВШКУ РАНХиГС Сергей Календжян . Но и налоги у них впечатляющие - ведь нефтяной ренты на всё не хватит. Базовая ставка налога - 23% годовых (против наших 13%) плюс прогрессивная налоговая шкала (до +15%), всего получается 40%.

«Самым важным отличием Норвегии от России является уровень управленцев, - считает политолог Дмитрий Журавлёв . - То, что министр финансов у нас сравнивает абсолютно несравнимые страны, многое говорит об уровне его интеллекта и образования».

«Что такое эта ваша разруха?

Разруха не в клозетах, а в головах»

(проф.Преображенский, Собачье сердце, М.Булгаков)

Все таки Россия это удивительная страна. Может появится когда то наш Л.Кэрролл и напишет про нашу Машеньку в стране чудес. Ну то, что умом не понять, все знают. Других понять, а нас нет. Потому, что мы особенные. И аршином не измерить. Страна велика и просторна. Но есть несколько вещей, которые лично мне абсолютно непонятны, даже если глядеть со стороны. Хотя и говорят, что со стороны виднее. Нет не виднее.

У меня такое впечатление, что вся наша новая история это нечто типа маятника. Или если хотите, качелей. На которых весь народ качается из стороны в сторону с очень высокой амплитудой, интенсивностью, детской наивностью и доверчивостью, что ничего плохого не случиться. Почему? Так это же Папа нас раскачивает, он большой, сильный, нас любит и защищает. Весело, дух захватывает, холодок в животе и немного страшно и интересно. Поясню. Давайте прищуримся по доброму, как Владимир Ильич на ходоков, и посмотрим на нашу историю за последние 100 лет до сейчас.

Было у нас два отца революции 1917 , Владимир Ильич и Лев Давыдович. Все уже забыли, но Лев Давыдович был в определенное время еще более популярен чем В.И.Ленин. Демоном революции был, вождем и трибуном. И очень любил его весь революционный народ.

А потом бам! Погнали его из СССР и стал он вместо демона проституткой. Просто оборотень какой-то. Качнулись качели резко в другую сторону и стали его клеймить на всех собраниях, в газетах и пр.

Дружили мы в 1939-начале 1941 гг с Германией. Сталин Риббентропу: Благодарю Вас, господин министр, за поздравление. Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной». Народ конечно тоже. Потом с июня 1941 дружить с ними перестали, они оказались вероломными фашистами, а народ пошел на фронт. Маятник народного мнения снова качнулся в сторону абсолютно противоположную. Фашисты они и есть фашисты, но зачем народу лапшу на уши вешали с 1939 про «братскую Германию». А он ведь всему верил.

И.В.Сталин был отцом народа и победителем в ВОВ. Народ его не только любил, а просто обожал и боготворил. И жизни без него не представлял. А потом опять Бац! Оказался он «кровавым тираном» и пр. Почему так? А новый Папа, Н.С.Хрущев, так сказал. И стали мы тирана клеймить всем народом. Качели пошли в другую сторону.

Потом народу сказали, что прошлый Папа был немножко волюнтарист и много всяких глупостей не только наговорил, но и наделал. Опять назад. У нашего великого советско-русского народа голова что, начисто отсутствует? У него нет собственного мнения? Или он просто очень послушный и не хочет огорчать свою власть? Или может всех кто еще имел мозги и волю сопротивляться власти выбили за годы советской власти и ВОВ? Ведь ничего же не меняется в голове народа. Просто непонятно, что и думать

Не буду вас утомлять историей. Про Горбачева, Ельцына и пр. Последняя. В 1989 г приехал к нам мирового уровня политолог и большой друг России З.Бжезинский. Это еще СССР был. И одарил он наших элитариев лекцией в Дипломатической Академии МИДа. Он говорил о стратегической отсталости СССР, неминуемом крахе административно-командной системы и пр. И вот слушатели, которые десятки лет этой системе служили и клялись в вечной любви и верности, проводили его стоя и бурными продолжительными аплодисментами. Я вот себе представляю виртуальный визит М.А.Суслова в Иейльский университет и аналогичную речь. Да после первых слов выбросили бы не только из университета, но и из страны. Когда тот же Бжезинский через 22 года приехал в 2011 г на форум в Ярославль, посмотреть на дело рук своих по развалу страны то приветствовал его со слезами на глазах Президент Д.А.Медведев: Спасибо, барин, что не забываете нас сирых. З.Бжезинский смотрел на него без выражения и улыбки и наверное думал: Я знаю город будет, я знаю саду цвесть (в США) когда такие люди в стране советской есть.

Ну хорошо качели то наш текущий Папа раскачивал, куда ему нужно. Или вы думаете, что этот наш глупый и доверчивый папа доверил раскачивать качели чужому Папе, которому все эти чужие детишки на качелях по боку. Пусть хоть вообще грохнуться с качелей. Как то немного сомнительно, ну не совсем же наш текущевременный Папа мозги пропил? А сами придурки зачем на качели полезли? С них ведь и упасть можно. Неужели правы В.Парето и МЛХ в недавней статье на сайте? Первый называл вышеупомянутых детишек на качелях массой и считал, что они никто, звать их никак и вообще даже говорить о них – время терять. Статью МЛХ многие прочитали, некоторые обиделись, но по существу от Парето не очень отличается.

Поскольку все вышеизложенное имеет непосредственное отношение к нижеизложенному начнем.

Есть две страны, Россия и Норвегия, обе северные, т.е. не очень плодородные, по размерам вообще сравнивать нельзя, как и по размеру населения. У них почти в 30 раз меньше. Но есть у нас одна общая черта и весьма существенная, которая определяет в наших странах в настоящее время почти все. Это рентный тип экономики, основанный на экспорте углеводородов и продуктов их переработки. Вклад нефти и газа в ВВП России составляет около 30%, в доходы бюджета - около 50%, в объем российского экспорта - около двух третей, причем доля продажи нефти и газа в доходах бюджета и ВВП все последние года росла. В Норвегии углеводороды составляют около 52-53% экспорта.

Ниже я приведу одну таблицу составленную мной на основе открытых данных, они легко проверяются. Все данные в таблице относятся к 2016, иногда 2017 гг, если не указано отдельно.

Все данные в таблице даны в млрд.долларов США, если не указано другое

Параметры Россия Норвегия

ВВП 3800 по ППС – 6 место в мире

281 по ном. – 12 место 376 по номиналу

Рост ВВП 2014 0.7%

2015 2.5%↓

2016 0.2%↓ 0.8%

2017 1.5%

ВВП на душу населения 26490 USD по ППС – 46 место 71497 USD – ном

8929 USD по ном – 67 место

Инфляция 3% 3.5%

Экон.активное население 76.5 млн 2.8 млн.

Уровень безработицы 4.9% 4.3%

Население за чертой бедности 16.5% 2.3%, ср. В ЕС – 9%

Следует иметь ввиду различные понятия бедности

Количество миллиардеров, 2017 96 10, нет сырьевых

Индекс человеческого развития №49 в мире №1 в мире

Продолжительность жизни, лет:

Общая 70.1 81.6

Мужчины 62 80.2

Женщины 76.3 83.6

Детская смертность 6.9/1000 2.5/1000


активности(кол-во статей в в рец-

ензированных изданиях, вкл. в

мир. рейт.систему) №15 – 14150 №27 -4777

Экспорт 285.49 92.4

Импорт 183.6 73.02

Госдолг около 212 – 17.8% ВВП 124 -33% ВВП

Внешний долг 532.8 609

Гос. Доходы 470 199.8

Размер ФНБ на 1.9.2017 92.4 1000

Добыча нефти, млн.т около 554 90

Средняя стоимость добычи

USD/баррель около 18 около 30

Как вы видите при сходном типе экономик есть огромная, просто чудовищная разница вообще во всем.

Норвегия . Еще лет 40-50 назад это была одна из бедных европейских стран с большим потоком мигрантов в соседние страны и США. У нее почти 600 лет не было независимости и управляли ею и датчане и шведы, а независимой она стала чуть более 100 лет назад. А сегодня она безусловный мировой лидер (см.таблицу) по уровню жизни, индексу человеческого развития, уровню образования и пр. И они не хотят быть членами ЕС. Как они этого добились? Да, на них в конце 60-х свалилось неожиданное богатство в виде открытых нефтянных месторождений на шельфе Северного моря. Как работает их настоящая демократия см. коротко здесь: http://www.naslednick.ru/articles/travel/travel_97.html . Это вообще не имеет ничего общего с устройством власти в РФ. Я не имею ввиду, что у их министров нет мигалок и кавалькады джипов охраны и они ходят на работу пешком или на велосипеде. Посмотрите, там немного о другом.

Сравнение . Ну а теперь давайте сравнивать, чтобы понять почему такая чудовищная разница. Вообще об устройсте экономики Норвегии и ее нефтяной отрасли см. в Википедии.

ВВП у них в 8 раз больше.

Население за чертой бедности. У нас в 2 раза больше чем в среднем в ЕС, у них в 4 раза меньше.

У нас 95 миллиардеров, у них 10 и ни одного из сырьевого бизнеса. Т.е. их миллиардеры из бизнеса инновационного, а не сырьевого.

Количество научных публикаций высокого уровня у них лишь в 3 раза меньше чем у нас. А население у них почти в 30 раз меньше

Размер ФНБ - у них 1000 млрд, у нас 92. Хотя наша годовая добыча нефти 554 млн.т, а их – 90. Наша стоимость добычи – около 18, их – около 30. Где деньги Зин?

«В первой половине 1980-х , чтобы ослабить политический вес государственной компании Statoil, но сохранить присутствие государства в отрасли, Норвегия ввела новую форму собственности - прямая доля государства в месторождениях и трубопроводной системе (SDFI). Доходы от продажи нефти и газа SDFI стали напрямую поступать в бюджет государства, а следовательно, не подлежали налогообложению.» А не в Роснефть, Газпром и пр.

«В в целях сохранения высокого уровня жизни населения после неминуемого истощения запасов нефти был создан Норвежский нефтяной фонд. (ННФ это некоторый аналог нашего Резервного Фонда и ФНБ.) На 2017 год его размер достиг $1000 млрд.»

Что Норвегия может делать со своим ННФ?

Государственный пенсионный фонд (суверенный инвестфонд) Норвегии за первое полугодие 2017 г. заработал 499 млрд крон ($63,2 млрд по текущему курсу). Это рекордный результат полугодия за всю 20-летнюю историю инвестфонда (центробанк Норвегии).

Объем активов под управлением фонда впервые превысил $1 трлн, составив на 30.06.2017 июня 8,02 трлн крон, или $1,017 трлн. Это означает, что на каждого гражданина Норвегии сейчас приходится по $191 000.

Максимальную доходность показали инвестиции в акции – 9,09%. Второй результат показала недвижимость – 2,69% доходности, третий – облигации с 1,9%. Общая процентная доходность в полугодии составила 6,5%.

Заимствования из ННФ по закону ограничены 3%, ранее было 4%.

Любые расходы государства - только из инвестиционной прибыли Фонда. По состоянию на 2017 год она дает около 50% доходов фонда, т.е. больше чем нефтяная рента (45%)

Инвестиционная прибыль фонда очень активно инвестируется в диверсификацию экономики страны: оборонную промышленность, высокие технологии, судостроение и пр. Экспорт высокотехнологичных товаров и оружия из Норвегии растет очень высокими темпами и не только в страны НАТО. Уже в 2016 г доля таких товаров составила 19.5% всего экспорта (оружие около 1 млрд в 2017). Для примера, у РФ он составляет около 5%.

Что мы делаем с нашими РФ и ФНБ?

Во первых, РФ уже нет и о нем можно забыть.

ФНБ создавался для гарантии выплаты пенсий гражданам РФ в случае падения цен на энергоносители.

Почему он у нас хоть и медленно, но падает?

Почему средства из этого фонда не носят никакой прибыли?

Почему целевые траты из этого фонда, т.е. на пенсии граждан, составляют не более 5 млрд.рублей в год или менее 1% средств?

Все очень просто. Законы отсутствуют и власть черпает средства из этого фонда на свои нужды. Какие же это нужды?

Инвестирование в глупые и сомнительные государственные и окологосударственные проекты типа: украинские или другие долги, госпроекты, Олимпиада, ЧМФ-2018, Крымнаш, банковские активы и пр. Вероятно многого мы просто не знаем. По данным В.Назарова из НИФИ Минфина, неликвидные активы ФНБ составляют около 35%. Это все из ваших будущих пенсий, дорогие россияне.

Если вы, уважаемые читатели, после просмотра этой таблицы все еще продолжаете считать, что во всех наших бедах виновен «коварный зарубеж», а не наша собственная власть и мы сами, которые позволяем ей такой быть, тогда я желаю вам продолжать качаться на любимых качелях в надежде, что жизнь станет лучше. Не станет. А хуже, вполне.

Не все знают, а многие даже не слышали о том, что в 2011 году Россия подарила Норвегии просто так огромные территории в Баренцевом море .

Речь идет о передаче Норвегии (стране НАТО, между прочим) 90 тысяч квадратных километров акватории (формально правильнее говорить акватории, а не территории, но сути это не меняет - государство отдает территорию) Баренцева моря с богатейшими залежами нефти, газа и рыбными ресурсами. Для сравнения - площадь всей Ленинградской области меньше (83,9 тысяч кв. км).

По площади, переданной Норвегии - это шесть Калининградских областей. Это примерно две Московской области или две Рязанской области. Это площадь Ленинградской или Челябинской областей.

Реально Россия потеряла еще больше площадей (передача этих территорий влечет отказ России от прав еще на 240 тыс. кв.км площадей Арктики в районе Шпицбергена. По крайней мере, так это будут трактовать и преподносить иностранные дипломаты), но об этом чуть позднее.

Территориальный спор о территориях в Баренцевом море с Норвегией шел достаточно долго, еще со времен Советского Союза - с 1970-х годов. Но Президент РФ (на тот момент Медведев Д.А.), как говаривал знаменитый охранник Бородач, в 2010 году сделал себе предупредительный выстрел в бедро. То есть разрубил «гордиев узел» противоречий, просто отдав все спорные территории Норвегии. Мы не знаем, принимал Медведев решение единолично, или это было решение «элиты», которое Медведев просто исполнил.

Процедура прошла достаточно быстро и незаметно для населения страны. Незаметно - мы имеем в виду Россию. А вот Норвегия отметила национальный праздник по этому поводу.

15 сентября 2010 Россия и Норвегия подписали Договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Россия ратифицировала данный договор Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. № 57-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» (принят Государственной Думой 25 марта 2011 года, одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года).

Наша Госдума одобрила ратификацию соглашения 311 голосами против 57. Так что к этому решению имеет прямое отношение достаточно большое количество людей из так называемой "элиты". Только отстаивает ли эта "элита" интересы государства? А если отстаивает - люди в рамках конструктивного диалога хотят знать истинные причины, на основании которых территории отошли к другой стране. В конце концов, какая-то часть депутатов голосовала против - у них тоже ведь были какие-то свои аргументы.

Что интересно, ратификация прошла, можно сказать, под грифом «секретно». Впервые за последние годы о событии такого масштаба не сообщили центральные СМИ. Точнее, информация была, но она имела совсем другой характер - что-то вроде «о достигнутых договоренностях с Норвегией по спорным территориям».

Министр нефти и энергетики Норвегии Улу Буртен Муэ восторженно прокомментировал «отличную новость».

«Представленные результаты геологоразведки доказывают, что юго-восток Баренцева моря - самый интересный из новых районов норвежского континентального шельфа», - цитирует министра Barents Observer.

На отданных территориях Баренцева моря, которую уступили норвежцам, нашли углеводородов на 30 млрд евро. Это следует из доклада Норвежского нефтяного директората (NPD). Всего в недрах территории, отошедшей Норвегии, залежи углеводородов оцениваются в 300 млн кубометров - в нефтяном эквиваленте это почти 1,9 млрд баррелей. По прогнозам, ориентировочный объем полезных ископаемых может оказаться даже больше - 565 млн кубометров, из которых на долю нефти приходятся не менее 15%, - говорится в докладе NPD.

Что касается истории территориального спора в Баренцевом море - в свое время СССР и Норвегия выдвинули принципиально разные предложения по установлению границ экономзон и шельфовых владений в Баренцевом море.

Норвегия требовала раздела по линии равных расстояний между берегами двух стран. Это часто встречающийся принцип раздела, который, однако, не является универсальным. Ведь одна из стран может получить решающее преимущество при разделе просто за счет выступающего мыса или полуострова. Именно так и обстоит дело в Баренцевом море, где норвежский берег «нависает» над российским. Поэтому этот принцип часто корректируется посредством учета длины и населенности побережья.

Советский Союз выступал с предложением провести линию раздела по границе полярного сектора СССР, установленную еще в 1926 году. Этот полярный сектор, признаваемый и поныне, означает принадлежность России не моря, а только суши, находящейся внутри этого сектора (в том числе суши, которая может быть открыта или подняться над поверхностью моря в результате тектонических процессов - что с учетом последних геологических изменений вполне возможно).

До передачи территорий около 60% всего российского улова рыбы и морепродуктов в Баренцевом море добывалось в районах, которые новый договор отдал под юрисдикцию Норвегии. Там же находились богатейшие месторождения нефти и газа.

И речь идет не просто о передаче территории, богатой ресурсами, другой стране, входящей в НАТО. Если бы гитлеровцы во время Второй мировой войны смогли дойти до нефтеносных районов Кавказа, потери СССР были бы не в пример больше.

Тут дело даже не в деньгах и ресурсах. Хотя и в них тоже. Теперь подлодки стран НАТО с ядерным оружем на борту (а Норвегия входит в НАТО) будут на законных основаниях находиться ближе к территории России. Теперь НАТО получает больше возможностей по слежению за нашими подводными лодками - хоть при помощи подводных кабелей, хоть другим способом. Еще неизвестно, что в тех краях с подлодкой «Курск» произошло в 2000 году…

В возможной войне счет пойдет даже не на секунды, а на доли секунд, которые могут решить все при подлете ракет. Надеемся, что до этого никогда не дойдет.

Вообще-то есть все основания полагать, что до этого не дойдет - да просто хотя бы потому, что те же самые территории выгоднее просто «отжать» от России, не прибегая к открытому вооруженному столкновению. Цель достигается меньшими потерями, меньшими ресурсами и т.д. Зачем воевать, если сами и так все отдадут, без войны?

Норвегия претендует сегодня в общей сложности на 2,4 млн кв. км акваторий в Мировом океане в виде своей экономзоны. По площади это чуть меньше Казахстана, это большие территориальные претензии. Не отстают и другие страны. Передел мира давно идет. На новой карте мира места для России уже не предусмотрено.

Нам не хочется верить, что цепная реакция сдачи территорий Россией уже началась...

В свое время со стороны России (точнее, СССР в 1990 году Горбачевым и Шеварднадзе) уже была сделана (46,3 тысяч квадратных километров); не так давно (в 2008 году) Китаю переданы остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский на Амуре. Есть все основания полагать, что это не последние известия по поводу сдачи территорий…

И, кстати, в отличие от нашей Госдумы - Верховный Совет СССР в 1990 году не ратифицировал соглашение о передаче американцам шельфа Берингова моря. Раньше людей с государственным мышлением во власти было больше, наверное...

Мы потом подробнее об этом напишем.

При нищете собственного населения Россия проявляет к другим странам неслыханную щедрость. Мы здесь даже не говорим о том, сколько долгов простила другим странам Россия просто так - мы писали об этом в .

При заключении нового договора с Норвегией в 2010 году мы отступили на восток от границ полярных владений России, которые не только закреплены нашим законодательством, но и нанесены практически на все иностранные географические и навигационные карты.

Соглашение о разделе Баренцева моря первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников назвал «позорным».

Как мы уже писали выше, ратификация этого договора может повлечь и другие, более серьезные последствия.

Ратификация этого договора означает также отказ от прав на территории , которые Россия имеет как участник Парижского договора 1920 года по Шпицбергену. По крайней мере, об этом буду кричать западные страны спустя некоторое количество лет, и начнется следующий виток «отжима».

Речь идёт об акватории площадью около 240 тысяч квадратных километров . А это - более чем в пять раз больше площади Московской области. В три раза больше Ленинградской области или Тверской области. В 1,7 раза больше площади Мурманской области. Это примерно, если к площади Карелии прибавить площадь Ярославской области в двойном размере.

Как бы ни изворачивались инициаторы, сторонники и лоббисты (другие слова напишите сами) этого договора с Норвегией, что ратифицированным договором мы вовсе не признаем права Норвегии на морское пространство вокруг Шпицбергена, на самом деле все не так радужно. Да, вопрос остается спорным, но не случайно договор о Шпицбергене 1920 года вообще не упоминается в новом договоре 2010 года о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане . Это грубое и, скорее всего, сознательное нарушение техники международных договоров, в которых всегда подтверждается верность сторон прежним соглашениям, имеющим смежный предмет регулирования. Подписание договора 2010 сильно усложнит позицию России по Шпицбергену в будущем.

И Норвегия фактически уже хозяйничает на Шпицбергене.

Если наши власти и дипломаты проигрывают в 100% выигрышном споре, они вряд ли смогут выиграть международный суд, в котором есть хотя бы одна юридическая зацепка для другой стороны спора. При передаче Россией Норвегии 90 тыс. кв. км территории Баренцева моря можно было бы по крайней мере выторговать для России какие-то льготные условия в сотрудничестве - например, о совместной добыче ресурсов, можно было бы вынудить Норвегию пойти на ответные уступки по тому же Шпицбергену, договориться о демилитаризованной зоне и т.д. и т.п. Ну или оставить ситуацию как есть на крайний случай до лучших времен.

Ничего этого сделано не было. Да и вообще - зачем было отдавать-то свои территории?

Так и хочется сказать словами Милюкова П.Н.: «Что это - глупость или измена?»…

Мы не обвиняем огульно никого, не зная, возможно, каких-то нюансов - но мы видим факты. Нам хочется просто спросить и понять, зачем Россия это сделала. В конце концов, резкое осуждение рядом депутатов этого соглашения базировалось тоже не на пустом месте...

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи: