Российская экономическая школа (РЭШ). Российская экономическая школа (институт)

Уважаемые родители и учащиеся!

22 ноября 2017 года началась апробация информационно-образовательного портала «Российская электронная школа», организованная Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках исполнения указа Президента РФ Владимира Путина о создании открытого информационно-образовательного портала в сети Интернет, содействующего реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

«Российская электронная школа» (РЭШ) - это масштабный проект, цель которого - создание системы полноценного дистанционного обучения. Этот проект должен быть завершён через полтора года, а сейчас находится в стадии апробации, которая проводится для оценки качества разработанных электронных ресурсов.

Работа над проектом «Российская электронная школа» началась в октябре 2016 года. К завершению работы планируется создать около 180 тысяч интерактивных видеоуроков по всем предметам школьной программы. Новейшие методики, интересное изложение материала, дистанционные курсы по всем предметам с первого по одиннадцатый классы - всё это будет на портале РЭШ. Кроме того, можно будет воспользоваться обширной библиотекой, побывать в виртуальных музеях, посмотреть лучшие спектакли и концерты. Таким образом, РЭШ станет мощнейшей образовательной электронной платформой для всей страны.

В сети Интернет информационно-образовательный портал РЭШ находится по адресу http://resh.edu.ru

Электронная школа будет устроена по принципу социальной сети. У каждого ученика - своя страница. На ней располагаются личные данные, статистика просмотренных уроков и выполненных упражнений, напоминания о домашних заданиях и оценки. В перспективе на базе сайта можно будет сдавать экзамены.
Приглашаем Вас поучаствовать в апробации информационно-образовательного портала "Российская электронная школа" .

Логин : aprob736
пароль : jyzk157
Данные логин и пароль едины для всех участников апробации.

Предоставленные логин и пароль дают возможность пользователям (ученики, учителя, родители) войти на портал.

После входа на портал Вы сможете зарегистрироваться с помощью формы регистрации портала. Регистрация даст новые возможности для работы с порталом - доступ к дополнительным материалам, личному кабинету, проверочным заданиям.

Ученику:
Здесь каждый сможет улучшить свои знания по учебным предметам.

Программа «Российской электронной школы» полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, поэтому смело используйте материалы уроков для подготовки к контрольным работам. Вы научитесь распределять своё время, потому что поймёте, какие задачи требуют больше усилий и внимания.

Регистрация для этого не обязательна.

А у зарегистрированного ученика есть:

· доступ к дополнительным интересным материалам (например, сможете посмотреть увлекательный фильм или посетить виртуальный музей);

· удобные инструменты обучения и индивидуальный график занятий;

· много новых друзей-одноклассников, живущих в России и за рубежом.

Мир полон загадок и тайн, разгадать которые вам помогут лучшие учителя страны. Учитесь с увлечением! Открывайте новое в привычном и необыкновенное в обычном! Пусть знания, полученные в «Российской электронной школе», помогут вам справиться с любой жизненной ситуацией, откроют новые горизонты для развития способностей, подарят идеи для творчества, помогут выбрать профессию.
Кстати, самые активные ученики, набравшие наибольшее количество баллов после промежуточной и итоговой аттестации, получат специальный статус и будут отмечены значком «Отличник РЭШ».
И первая подсказка: кнопка регистрации прячется в правом верхнем углу страницы!
Уверены, что вам здесь понравится. «Российская электронная школа» - это школа без границ, это школа безграничных возможностей!

Родителю:
Уважаемые родители!
Вы хотите, чтобы ребёнок с интересом учился в школе, а домашние задания делал самостоятельно? Чтобы не было волнений по поводу успеваемости, а взаимоотношения с детьми стали более доверительными? Уверены, что каждый из вас утвердительно ответит на эти вопросы.
Теперь можно не беспокоиться по поводу неусидчивости ребёнка или пропущенных из-за болезни уроков: у каждого ученика есть возможность посмотреть интерактивный урок столько раз, сколько нужно, чтобы усвоить материал.

Систематические занятия в «Российской электронной школе» способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, полноценному освоению знаний по учебным предметам.
«Российская электронная школа» - это лучший педагогический коллектив страны, современные педагогические технологии, интересные интерактивные уроки. Образовательная программа школы полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам, а сформированный образовательный контент смело можно назвать уникальным.

Всем зарегистрированным пользователям (ученикам и родителям) доступны дополнительные материалы (фрагменты из документальных и художественных фильмов, телевизионных спектаклей, музыкальные произведения, копии архивных документов и другие), которые специально отобраны учителями нашей школы для всех, кто желает углубить свои познания в разных областях.
Современные дети проводят за компьютерами и мобильными устройствами по несколько часов в день.

Давайте направим их деятельность в правильное русло. Грамотное применение компьютеров в обучении способствует активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию к занятиям у большинства учащихся, позволяет увеличить объём получаемой информации, систематизирует мышление.
Если принято решение полностью перейти на семейное образование или самообразование, рекомендуем и детям, и родителям зарегистрироваться на портале «Российской электронной школы» - это даст возможность выстроить индивидуальный учебный план и корректировать его выполнение вашим ребёнком.
Не забывайте, что прежде чем поступить в любую школу, дети должны пройти медицинскую комиссию. И для начала занятий в «Российской электронной школе» также необходимо проконсультироваться с врачом-педиатром. Обращаем внимание, что миопия высокой степени, эпилепсия и эпилептиформные приступы являются основными противопоказаниями к работе с компьютером и другими электронными устройствами.
Кстати, для поступления в «Российскую электронную школу» нет никаких ограничений: ни по возрасту - будем рады и детям, и взрослым; ни по месту жительства - приглашаем всех желающих, в том числе из других стран; ни по времени - учитесь, когда вам удобно.
Желаем успехов!

47, оф. 1721.

Российская экономическая школа (РЭШ) (англ. New Economic School (NES) ) - негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, предлагающее магистерские программы по экономической теории (Master of Arts in Economics ) и финансам (Master in Finance ), а также бакалаврскую программу ВШЭ и РЭШ по экономике. Организована в Москве в году по инициативе директора ЦЭМИ академика В. Л. Макарова , профессора Иерусалимского университета Гура Офера и других ведущих российских и зарубежных учёных-экономистов. Учредителями РЭШ являются ЦЭМИ РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова .

Преподавание в РЭШ ведётся ведущими российскими исследователями и профессорами, имеющими докторские степени известных мировых университетов (Гарварда , МТИ , Мичигана , Университета штата Пенсильвания , Лондонской школы бизнеса , Университета Висконсина в Мэдисоне, Тулузского).

На момент основания школа предлагала одну образовательную программу - “Магистр экономики” (Master of Arts in Economics). В первые годы существования классы составляли 30-40 студентов, а профессорский состав был представлен преподавателями ЦЭМИ, а также профессорами ведущих университетов США, Англии, Израиля и Авcтралии.

Традиционно, в ходе конкурсного отбора, студентами этой программы становились выпускники бакалавриата и студенты старших курсов следующих высших учебных заведений: МГУ, МФТИ , ВШЭ , МГТУ им. Баумана , НГУ . Вступительные экзамены проводились в Москве и Новосибирске.

Школа с момента основания уделяла большое внимание соблюдению Кодекса чести студента РЭШ и придерживалась самых строгих стандартов в предупреждении шпаргалок, плагиата и списывания.

Первым штатным профессором РЭШ в 1999 г. стал Сергей Гуриев. Важной страницей в истории развития РЭШ стал набор выпускников РЭШ, закончивших программы PhD ведущих мировых университетов, в преподавательский состав РЭШ. Первым выпускником, ставшим профессором в РЭШ стал Станислав Анатольевич Анатольев в 2000 году. На 2012 год из 30 штатных профессоров 16 являются выпускниками школы. РЭШ стала первым российским ВУЗом, участвующим в процессе набора выпускников ведущих зарубежных PhD программ по экономике в профессорский состав.

В 2004 г. ректором РЭШ был выбран Сергей Гуриев. Первый ректор РЭШ, академик В. Л. Макаров , стал президентом РЭШ и членом Совета Директоров школы.

Программы обучения

Магистратура

Сегодня РЭШ предлагает студентам две магистерские программы: «Магистр экономики» (обучение очное, два года) и «Магистр финансов» (вечернее обучение, два года). Программа «Магистр экономики» дает фундаментальные знания в области экономики.

Обязательные курсы включают в себя микроэкономику, макроэкономику, эконометрику, теорию игр, английский язык, а курсы по выбору покрывают основные разделы современной экономической науки: теорию отраслевых рынков, международную торговлю, финансы, экономику общественного сектора, экономику развития и т.д. На эту магистерскую программу поступают выпускники различных ВУЗов.

В 2011-2012 учебном году 33% студентов получили первое высшее образование в МГУ им. М.В.Ломоносова, 31% - МФТИ, 7.5% - ВШЭ, 3% - НГУ, 25.5% - прочие ВУЗы.

Программа «Магистр финансов» открылась в 2007 году и предназначена для профессионалов, работающих в финансовой сфере. Цель программы – изучение современной теории и практики инвестиций на фондовом рынке и финансовой политики корпораций. Основные курсы по финансам (управление активами, деривативы,корпоративные финансы, M&A, управление рисками и т.д.) дополняются курсами по корпоративному менеджменту, макроэкономике и эконометрике.

Бакалавриат

В 2010 г. РЭШ и Высшая школа экономики приняли решение о создании совместной бакалаврской программы по экономике, которая будет реализована в рамках программы развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» . При окончании данной программы студенты получают два диплома – Российской экономической школы (РЭШ) и Высшей школы экономики (ВШЭ). Первые студенты совместной программы «Бакалавр экономики» приступили к занятиям в сентябре 2011 г.

Открывшаяся программа пользуется популярностью среди победителей и призеров всероссийских олимпиад по экономике и математике, вошедших в утвержденный Министерством образования перечень. Из 55 победителей и призеров Всероссийской олимпиады по экономике, поступавших в вузы в 2011 году, Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ выбрали 39 человек. Вместо планируемого набора в 50 человек в Совместный бакалавриат поступило 63 человека, из них 57 человек – как победители и призеры олимпиад (Всероссийской олимпиады школьников по экономике , Всероссийской олимпиады школьников по математике , Межрегиональной олимпиады школьников по экономике, и других).

Корпоративное обучение

В РЭШ также были реализованы следующие проекты: дни доноров, запись аудио-лекций, веревочный курс.

Общежитие РЭШ

Общежитие РЭШ расположено на отдельном арендуемом этаже общежития Академии труда и социальных отношений (АТиСО) по адресу Москва, ул.Лобачевского, д.88.

Студенческая газета

С осени 2004-го года в РЭШ издается собственная студенческая газета NES Paper. Из газеты можно узнать о студенческой жизни в РЭШ, научной работе профессоров, карьерных перспективах, прочитать интервью со студентами, выпускниками и профессорами Школы. Языки газеты – русский и английский.

Газета распространяется среди абитуриентов, студентов, выпускников, используется в качестве материала рекламного характера на Днях открытых дверей РЭШ. Все выпуски газеты в электронном формате размещены на сайте Школы .

Источники финансирования

Источники финансирования включают плату за обучение, включая студенческие кредиты, исследовательские проекты, доход от управления средствами эндаумента, а также пожертвования и гранты международных благотворительных фондов, компаний и частных лиц, включая выпускников РЭШ.

Фонд целевого капитала РЭШ (эндаумент) был учрежден в 2007 г. с целью обеспечить финансовую устойчивость и независимость Школы в долгосрочной перспективе.

Выпускники

По состоянию на декабрь 2011 года количество выпускников РЭШ насчитывает 1024 человека: 941 выпускников программы «Магистр экономики» и 83 выпускников программы «Магистр финансов». С 2015 года к сообществу выпускников РЭШ присоединятся первые выпускники Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ.

Выпускники РЭШ работают в российских и международных компаниях, научно-исследовательских университетах и в органах государственной власти РФ.

За историю Школы 334 выпускника РЭШ продолжили свое обучение на программах PhD по экономике и финансам в таких университетах как Stanford, Harvard, MIT, University of Chicago, Yale, Northwestern, Columbia, NYU, Penn State, LBS, Toulouse и других. 175 человек получили диплом доктора экономики или финансов и более половины из них выбрали академическую карьеру в западных университетах, включая MIT, Stanford, Yale, Columbia, PennState, NYU, LSE, а также во Всемирном банке и Международном валютном фонде.

Выпускники Аркадий Дворкович (МАЕ’94) и Ксения Юдаева (МАЕ’94) входят в список “Young Global Leaders”, составленным на Мировом Экономическом Форуме в г. Давос.

Вуз обучает востребованным техническим специальностям, сочетая традиции академического образования и применение дистанционных технологий. Онлайн-формат позволяет изучать лекции и смотреть вебинары в удобное время без отрыва от работы. Институт предоставляет возможности непрерывного развития: от бакалавриата до MBA. В своей деятельности Московский технологический институт сочетает фундаментальные традиции российского академического образования и последние достижения в области новых образовательных технологий. Благодаря этому наши студенты получают все преимущества современного образования.

Российский государственный университет правосудия (ранее - «Российская академия правосудия») является высшим учебным заведением, осуществляющим специализированную подготовку кадров для судебной системы.

Московский финансово-юридический университет МФЮА – современный учебно-научный комплекс, реализующий концепцию обучения студентов в особой культурно-образовательной среде. Уже более четверти века вуз формирует профессионалов для современной российской экономики. В российском рейтинге вузов МФЮА многие годы занимает 1 место. Университет ведет подготовку более чем по 50-ти направлениям и специальностям высшего образования и более чем по 15-ти направлениям аспирантуры. Абсолютное большинство преподавателей МФЮА имеют ученые степени и звания.

Основан в 1999 г. Государственная аккредитация до 30.04.2020 (свидетельство № 0987 от 30 апреля 2014 г). Институт применяет современные методы обучения в т.ч. разработанный Электронный институт, позволяющий применять дистанционные образовательные технологии. Институт является ведущим вузом по подготовке экономистов, арбитражных управляющих и специалистов по антикризисному управлению. Качественная работа Института в области подготовки специалистов по антикризисному управлению была отмечена благодарностью от Банка России и благодарностью от ФСФО России. Студенты могут выбрать для себя удобную форму получения образования - дневное обучение, вечернее обучение, заочное обучение (классическое), группы выходного дня. Студенты ИЭАУ пользуются всеми льготами, предоставляемыми студентам государственных ВУЗов. Студентам очной (дневной) формы обучения предоставляется стипендия и отсрочка от службы в армии.

Институт применяет современные методы обучения, в т.ч. разработанный Электронный информационно-образовательный портал, располагает высококвалифицированным профессорско-преподавательский составом. В Институте разработана и внедрена система менеджмента качества ИЭАУ. Огромное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности, и международному сотрудничеству, а также социально-бытовому обеспечению обучающихся. Студенты могут выбрать для себя удобную форму получения образования - дневное обучение, вечернее обучение, заочное обучение (классическое), группы выходного дня, возможно обучение по ускоренным программам. Студенты ИЭАУ пользуются всеми льготами, предоставляемым студентам государственных ВУЗов, в т.ч. льготами на проезд. В ИЭАУ предусмотрена гибкая система оплаты обучения. Студентам очной (дневной) формы обучения предоставляется отсрочка от службы в армии и стипендии.

schedule Режим работы:

Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 09:30 до 18:00

Галерея РЭШ





Общая информация

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская экономическая школа» (институт)

Лицензия

№ 02736 действует Бессрочно с 23.04.2018

Аккредитация

Нет данных

Результаты мониторинга Минобрнауки для РЭШ

Показатель 18 год 17 год 16 год 15 год 14 год
Показатель эффективности (из 7 баллов) 4 5 5 6 5
Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 99.31 99.5 99.70 99.63 98.72
Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 100 100 100.00 99.99 100
Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 88.1 94.2 96.00 96.00 93.5
Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение 68 82 93.50 95.00 81.3
Количество студентов 428 394 356 363 335
Очное отделение 428 394 356 363 335
Очно-заочное отделение 0 0 0 0 0
Заочное отделение 0 0 0 0 0
Все данные Отчет Отчет Отчет Отчет Отчет

О РЭШ

РЭШ – задачи и принципы, взаимодействие с международной общественностью

Российская экономическая школа – высшее учебное заведение, не имеющее аналогов в России. Уникальность РЭШ заключается в ее учебной деятельности и внешней политике, ориентированной на мировые нормы и правила. Школа была образована в 1992 году и за недолгое время своего существования достигла признания широкой общественности в разных странах мира. Так, вуз был признан:

  • В рейтинге Research Papers in Economics - лучшим учебным заведением с экономическим факультетом на всем постсоветском пространстве;
  • В рейтинге Social Science Research Network - экономический факультет РЭШ вошел в тридцатку лучших.

Российская экономическая школа является негосударственным высшим учебным заведением, получившим лицензию и аккредитацию на осуществление учебной деятельности.

Основные задачи, которые ставит перед собой преподавательский состав РЭШ, просты и понятны, именно поэтому каждый год сотни абитуриентов выбирают именно этот вуз. Школа стремится:

  • подготовить специалистов высшего уровня в области экономики;
  • осуществлять глобальные научные исследования.

Образование в РЭШ

В школе представлены три основные программы образования:

  • Бакалавриат. Совместный экономический курс ВШЭ и РЭШ. Срок обучения на очной форме составляет 4 года. Студенты данного курса получают фундаментальные знания по таким дисциплинам как математика, английский, экономика, и смежным предметам.
  • Магистратура. Дополнительный курс экономики продолжительностью в 2 года. Программа обучения включает курс обязательных и выборочных дисциплин, прохождение которых поможет студенту стать полноценным специалистом. Слушатели осваивают такие предметы как эконометрика, макроэкономика, международная торговля и многие другие;
  • Система профессиональной переподготовки – мастер финансов. Данный курс подразумевает получение теоретических и практических знаний в области экономики для специалистов уже имеющих опыт работы.

Дополнительное образование и трудоустройство

На базе Высшей экономической школы проводятся также курсы повышения квалификации для преподавателей вузов. В ВЭШ представлены как долгосрочные, так и краткосрочные программы. Кроме того, существуют и специальные факультативные курсы, преподаваемые специалистами с широким практическим опытом.

Преподаватели Высшей экономической школы не только обеспечивают качественную базу знаний для студентов, но и заботятся об их дальнейшем трудоустройстве. Каждый год вуз проводит плановую и масштабную работу по профессиональному развитию действующих слушателей и выпускников. Каждый студент может рассчитывать на помощь в составлении резюме и портфолио, пройти консультацию о перспективах карьеры и правилах поисках работы. Перечень компаний-партнеров вуза, которые проводят презентации своей деятельности в школе, впечатляет, в него входят такие фирмы, как BCG , Deloitte, GoldmanSachs, J.P.Morgan.

ВЭШ поддерживает дружественные связи и со многими столичными передовыми компаниями. С 2008 года при вузе функционирует центр развития карьеры. Основные его задачи сводятся к подбору потенциальных работодателей и организация получения второго образования за рубежом, в том числе подготовка и оформление документов, осуществление финансовых оплат обучения.

Выпускники вуза поддержали инициативу администрации ВЭШ и создали собственный клуб практиков. Члены этого объединения закончили вуз и успешно применяют свои знания во множестве различных областей. Учувствуют в нем и студенты иностранных университетов, получившие первое высшее образование в школе. На встречах происходит активный обмен опытом, обсуждение значимых и популярных экономических тем. На этом активность бывших студентов не заканчивается. В 2010 году был успешно реализован проект менторской программы, обеспечивающий тесное взаимодействие выпускников и нынешних слушателей школы. Такое общение помогает студентам выработать навыки поиска работы и собственной реализации, а кроме того, значительно укрепить уверенность в своих силах. Выпускники Высшей экономической школы работают в таких серьезных учреждениях как Фонд Евразии, Международный Валютный Фонд, Министерство Финансов РФ, Экспертный департамент Президента РФ.

Преподавательский состав и научная деятельность

Российская экономическая школа не только предоставляет современное и качественное образование, но и занимается активным ведением научной деятельности. В 2011 году при вузе было создано два крупных исследовательских центра, Центр демографических исследований и Центр изучения интернета и общества.

Преподавательский состав РЭШ также уникален. более 30 сотрудников получили престижное международное образование в передовых институтах, в том числе и в знаменитом Гарварде. Преподаватели активно участвуют не только в учебном процессе, но и проводят практические исследования, публикуют статьи в международных журналах, принимают участие в конгрессах, конференциях и дебатах.

Библиотека РЭШ

Для обеспечения студентам должного уровня подготовки, в Школе создана крупнейшая библиотека экономической литературы. Более 14 тысяч томов, включая ведущие зарубежные издания, доступны для каждого студенты вуза. Кроме того, слушатели РЭШ могут воспользоваться услугами электронной системы «Университетская библиотека онлайн».

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Представители российской экономической школы, во-первых, отражали самобытные особенности развития государства, народа, хозяйства и поэтому их рекомендации имели практическую ценность.

И, во-вторых, на один - два века опередили основные актуальные течения современной экономической мысли.

Представителями российской экономической школы были ученые разных национальностей, в том числе украинцы, но все они имели схожие взгляды на закономерности, причины, особенности социально-экономического развития государства.

Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации - православной цивилизации.

Первым, кто открыто заявил о необходимости построения экономической мысли, основанной на индивидуальных особенностях "русского грунта", был С.Ю. Витте. В книге "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" он писал:

"До тех пор, покуда русская жизнь не выработает своей национальной экономии, основанной на индивидуальных особенностях русского грунта, до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно то одним, то другим; до тех пор мы будем слышать из одних и тех же уст и читать на столбцах одних и тех же органов логически несовместимые экономические суждения и проекты; до тех пор, что создано вчера, будет считаться дурным завтра, и будем создавать сегодня то, что уничтожено вчера; и понятно, что до тех пор мы не будем жить правильною экономической жизнью, а будем идти на буксире заграничных веяний и всяких спекуляций на счет народного благосостояния"().

А.Н. Бутовский отмечал, что "законы экономические, в сущности везде одинаковые, проявляются различно и ведут к различным результатам" в соответствии с "временем, местом и народом". "Если применить теорию к объяснению различных сторон жизни Англии, то еще мало будет брошено света на те же вопросы относительно Франции или России, и еще менее относительно Египта или Китая. ...Деятельность народная, в каждом из этих государств, находится под влиянием обстоятельств совершенно несходных, климата, местоположения, государственного устройства, обычаев и вообще образованности. Неудивительно, что и в ее проявлениях, при всей одинаковости побуждений и средств, есть большое несходство, особенно в направлении и результатах"().

Мировоззренческой и теоретической основой для ведения хозяйственной жизни в России традиционно было Священное Писание и основанное на нем "Домостроительство".

Главными принципами домостроительства были духовно – нравственное отношение к труду и богатству, замкнутое самообеспечивающееся хозяйство, ориентация на достижение разумного достатка за счет собственного труда и самоограничения потребностей (экономии), отрицательное отношение к стяжанию и добыванию денег как к самодовлеющей цели, негативное отношение к лодырям, несправедливой эксплуатации, ростовщическому проценту.

Основы этой науки в лаконичной форме выражены в своде правил с духовно - нравственных христианских позиций, регулирующих хозяйственную жизнь и быт русского народа того времени, который получил название "Домострой"

Основные принципы ведения хозяйства, изложенные в "Домострое", в дальнейшем развивались многими отечественными экономистами и оказали заметное влияние на эволюцию русской экономической мысли. Первой в ряду исследований российской экономической школы можно считать работу И.Т. Посошкова "Книга о скудости и богатстве".()

Российская экономическая школа окончательно сложилась в конце (в последней трети) XIX в. и просуществовала до начала 30-х годов XX в. В нее вошли такие выдающиеся ученые и политические деятели, какМ.И. Туган-Барановский и его ученик Н.Д. Кондратьев, С.Ю. Витте и Д.И. Менделеев, Н.К. Михайловский и М.М. Ковалевский, В.П. Воронцов и А.И. Васильчиков, Г.В. Плеханов, П.Б. Струве и Н.С. Булгаков, Д.И. Пихно и А.А. Богданов, А.И. Чупров и И.И. Янжул, Е.Е. Слуцкий и В.К. Дмитриев, С.Н. Прокопович и А.Д. Билимович, А.В. Чаянов и А.Н. Челинцев, Л.Н. Юровский и Г.А. Фельдман и многие другие.

Для российской школы экономической мысли характерно:

признание преимущества общего, народнохозяйственного подхода над деятельностью и мотивацией индивидуума;

подчеркивание необходимости создания социально-политических и духовно-нравственных начал развития хозяйственной инициативы и предпринимательской этики.

Профессор Киевского университета Д.И. Пихно писал, что к производительным силам, наряду с природой, трудом и капиталом, относятся еще и культурно-исторические силы народа. "Производительность трех основных факторов - природы, труда и капитала - оказывается весьма различной в зависимости от культурно-исторических условий народного хозяйства или, говоря иначе, от культурно-исторических сил народа. Народ, живя исторической жизнью, не только накапливает вещественные капиталы, но и создает духовные блага и силы, переходящие из поколения в поколение. Эти силы окружают человека от колыбели до могилы, они составляют историческую почву народного хозяйства, поддерживают и укрепляют его или действуют отрицательно. Влияние их не может быть оценено с точностью, но его необходимо иметь в виду. Важнейшие из этих сил, постоянно воздействующих на хозяйственную деятельность как отдельных лиц, так и всего народа, следующие: нравы и обычаи, мораль, образованность, энергия, дух предприимчивости, законодательство, государственный и общественный строй жизни".

Отрицание концепции "экономического человека" и попыток рассматривать его изолированно от общества, от среды его обитания следующая отличительная черта российской экономической школы.

Российские экономисты рассматривали человека не как рационального эгоиста, экономический автомат и не как некий нравственный идеал, но как носителя противоречивых начал: эгоистического и кооперативного, индивидуалистического и коллективистского, материалистического и духовного.

В своей работе "Православие" и параграф "Православие и хозяйственная жизнь"() С.Н. Булгаков развивает положение о том, что религия, господствующее мировоззрение кладет свою определяющую печать и на хозяйственного деятеля, или экономического человека. "Последний представляет собою, конечно, не экономический автомат, приводимый в движение одной пружиной хозяйственного эгоизма и действующий с неумолимой прямолинейностью и безошибочной точностью, но конкретный духовный тип со всей сложностью и многообразием психологической мотивации"(). По его мнению, наряду с другими духовными типами существует и христианский тип экономического человека – как в самом общем смысле, так и более конкретно, применительно к самым разным христианским вероисповеданиям: тип православный, католический, протестантский с разными его разветвлениями. В душе человеческой установляется внутренняя связь между религией и хозяйственной деятельностью.

20-е годы ушедшего столетия российская мысль выходит в лидеры мировой экономической на­уки по важнейшим ее направлениям - теориям циклов, экономиче­ской динамике, многоукладной экономике, аграрной теории, теории систем, теории регулирования рынка и др. Разные научные тече­ния внесли свою лепту в этот взлет, однако центральными фигура­ми здесь по праву следует считать Н. Кондратьева и А. Чаянова.

В основе кондратьевского учения о больших циклах конъюнк­туры, о статике, динамике и генетике лежит представление о "двой­ственной естественно-социальной природе человека", которую "не­обходимо строго учитывать". Согласно Кондратьеву, "склонность психофизической природы человека к изменчивости является одним из глубочайших условий изменчивости и пластичности самого обще­ства". Однако возможность общественных условий влиять на психо­физическую организацию человека ограничена естественно-орга­ническими параметрами этой организации. В ходе длинных волн конъюнктуры осуществляются не только изменения в технике, структуре производства, но и кардинальные сдвиги в системе госу­дарств и общественных институтов. Кондратьев как бы предупреж­дал нас: "То, что невозможно для человека в силу органических ус­ловий, очевидно, не может возникнуть и под влиянием обществен­ных условий"().

"Организационно-производственная" теория разрабатывалась Чаяновым самостоятельно, отдельно от учения Кондратьева, но она удивительным образом дополняет последнее.

Кондратьев выделял органическое начало в человеческой природе как ось долговремен­ных циклических (в том числе институциональных) колебаний и базу генетического развития общества и его институтов.

Чаянов же показал (развивая идеи Чупрова), что социальное начало само коре­нится в органической природе человека, не являясь по отношению к ней чем-то внешним. Но особенно, на наш взгляд, ценны наблюдения Чаянова о связи традиционной культуры и психологии с особенностями сельскохозяйственного производства.

Свою теорию Чаянов разрабатывал на примере крестьянской семьи как социальной основы трудового крестьянского хозяйст­ва. Он показал, что возникновение, структура, функционирова­ние, развитие трудового хозяйства подчинены не закону максими­зации прибыли, а законам воспроизводства семейных отношений. Разумеется, это относится ко всякому семейно-трудовому хозяйст­ву, а не только к крестьянскому.

Если учесть, что воспроизводству семьи подчинена организация как крестьянско-фермерских хозяйств, так и хозяйств кустарей и ремесленников, надомных рабочих и мелких торговцев, то получится, что семейно-трудовое хо­зяйство охватывает подавляющую часть населения земного шара. Некоторые прогнозисты полагают, что за этими хозяйствами (в варианте "семейно-электронного коттеджа") будущее во всех высокоразвитых странах.

Такие хозяйства образуют пласт некапи­талистических рыночных институтов, развивающихся по своим законам. Конкурируя с крупными капиталистическими фирмами, трудовые хозяйства неизбежно развиваются по пути кооперирова­ния.