Романтическое понимание свободы в поэме мцыри. Тема свободы в поэме «Мцыри

«На свете счастья нет, но есть покой и воля» – так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд ли бы согласился с этими строками: для него счастье существовало, и было неразрывно связанно с волей. Свобода, вот что, по Лермонтову, является первоосновой человеческой жизни. Во многих его произведениях появляются размышления о свободе, особенно о свободе внутренней. «Я ищу свободы и покоя!» – вот как ставит поэт для себя эту проблему. Тема свободы в поэмах «Мцыри», «Демон», и многих других становится основной.

Еще в юности Лермонтов задумывает написать поэму о монахе-беглеце, борющемся за свои идеалы. Однако поиск идеалов, которые могли бы лечь в основу человеческой жизни, растягивается на многие годы. В результате у поэта возникает замысел «Мцыри», где таким идеалом оказывается свобода. Изображение Лермонтовым свободолюбивой личности в поэме «Мцыри» начинается с описания жизни этого героя.
Любопытно, что ничего в жизни Мцыри не способствовало пробудившейся в нем жажде свободы: еще совсем маленьким мальчиком он попадает в плен. В дальнейшем Мцыри воспитывают как будущего монаха, день и ночь он видит перед собою лишь унылые монастырские стены. Главная ценность в монастыре – смирение и покорность Богу, излишнее же свободомыслие считается грехом. Но юный послушник не забывает других заветов, заветов своей свободной страны.

Действие «Мцыри» разворачивается возле Кавказских гор, которые сам Лермонтов воспринимал, как остров свободы в царской России: «Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой!». На Кавказ традиционно ссылали неугодных режиму, инакомыслящих (не избежал этой участи и сам поэт). Среди дикой, прекрасной природы, навевающей романтические чувства, среди простых и привыкших к полной свободе горцев можно было почувствовать себя независимым от законов светского общества. Все это ощущения отображаются в поэме «Мцыри», в которой Лермонтов вкладывает свое восхищение Кавказом в уста главного героя. Кавказ становится символом свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

Мцыри – настоящее дитя гор, и память о них не в силах убить никакой монастырь. Несмотря на то, что его забрали из дома совсем маленьким, юноша прекрасно помнит и свой аул, и своих красавиц-сестер, и грозное оружие своего отца. А самое главное – Мцыри помнит его «гордый непреклонный взор». Пробудившаяся память зовет героя на свободу, и хотя Мцыри даже не знает, где «страна его отцов», он весь охвачен этой страстью. В поэме «Мцыри» Лермонтов показывает силу мятежного человеческого духа, который способен преодолеть любые препятствия.

Жизнь Мцыри в монастыре складывается не так уж плохо, монахи по-своему заботятся о нем и желают ему добра, но добро в их понимании оборачивается для юноши тюрьмой. Настоящую жизнь он видит лишь за стенами этой тюрьмы, покинуть которые он так отчаянно стремится. Там его родина, там битвы, дальние походы и любовь, там все, чего он был с детства лишен. Ради такой свободы можно рискнуть своей жизнью – этот мотив отчетливо звучит в поэме с первых строк. В неспокойную, грозовую ночь убегает Мцыри из монастыря, но гроза, испугавшая монахов, его не страшит, а радует. Обняться с бурей, рискнуть своей жизнью, спускаясь к бурлящему потоку, испытать на себе ярость зверя и палящий зной солнца, – вот те эпизоды, из которых складывается жизнь юноши на воле. Яркая и насыщенная, она совсем не похожа на монастырское унылое существование. Лермонтов ставит вопрос: что лучше, долгие годы спокойной, сытой жизни в неволе, или же несколько дней, отмеченных полной волей?

Романтический герой, каким и является Мцыри, дает на это однозначный ответ: только свободная жизнь может называться жизнью по полному праву. Презрительно отзывается он о годах, проведенных в монастыре:

«Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»

А вот на воле юноше суждено прожить всего три дня, но именно они, по мнению Лермонтова, достойны целой поэмы.

Обстоятельства складываются против Мцыри: он слаб физически, а монастырь убил в нем то естественное чувство природы, которое могло бы привести его домой. Понимает юноша и то, что никто давно не ждет его на родине, его родные, по всей видимости, мертвы. Но, несмотря на это, герой не сдается: через «вечный лес» он прокладывает свой путь. В отличие от многих романтических героев, Мцыри – не просто пассивный мечтатель, он борется за свою свободу, «спорит с судьбой». Именно это и привлекало в нем Лермонтова. Такой герой, внутренне свободный и целеустремленный, был необходим в лермонтовское время, время духовного застоя и бездеятельности.

Поднимается в поэме и еще один важный вопрос: невозможность жизни без свободы в целом. При первом прочтении «Мцыри» кажется непонятным, отчего умирает герой, ведь раны, нанесенные ему барсом, не смертельны. Но свободолюбивый Мцыри, вдохнувший вольной жизни и внезапно снова оказавшийся оторванным от нее, просто не представляет себе дальнейшей жизни в неволе. Даже на пороге смерти он не отступается от своих идеалов. Исповедь его звучит не печально и покаянно, а гордо и страстно:

«Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю»

Смерть не в силах сломить Мцыри, и оттого можно сказать, что он побеждает смерть. Настоящая свобода ждет его за пределами этого мира, – этот мотив, традиционный для поэтов-романтиков, звучит в поэме Лермонтова с новой силой. Мцыри умирает с мыслью «про милую страну», страну вольности, и после смерти своей обретает желанную свободу.

В данной публикации раскрывается тема свободы в поэме «Мцыри», проведенный анализ пригодится ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Тема свободы в поэме «Мцыри»».

Тест по произведению

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Урок-беседа

Понимание свободы в поэме

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Нефёдова В.В.

Урок-размышление

Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В.Г. Белинский.

Задачи:

    Образовательные:

    • Знать всё о глаголе как часть речи

      находить изученную часть речи.

      обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов

      правильно использовать глаголы в речи.

2)Развивающие:

Развитие памяти

Развитие внимания

Развитие речи

3).Воспитывающие:

Чувства ответственности за свои поступки

Воспитание любви к природе, родным, близким

Цель:

    помочь учащимся увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы,

    определить в нём основные стремления к свободе, к родным, к родине,

    определить способы создания образа,

    обозначить связь между заглавием, эпиграфом, темой и идеей произведения,

    воспитать патриотизм и любовь к родине.

Оборудование:

    мультимедийный проектор,

    компьютер,

    презентация,

    тестовая оболочка КРАБ

Словарная работа : исповедь, смирение, раскаяние.

Предварительная работа учащихся : Выписать, какие художественные средства, использует поэт, рисуя своего героя? Исследовать историю названия поэмы. Выучить понравившиеся отрывки из поэмы,

Ход урока

I . Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

а) Вступительное слово учителя.

Ребята, в течение нескольких уроков вы находились во власти лермонтовской поэмы. Радовались, когда Мцыри удалось бежать из монастыря. Как хотелось помочь ему найти дорогу на родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом. Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но умер от ран. Мы слушаем его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяния? Или это протест против неволи? Ответ мы получим в ходе дальнейшего анализа произведения.

(Слайд № 1 с презентации)

Тема нашего урока: «Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Цели урока: глубже понять духовный мир юноши, увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы, определить способы создания образа, выявить авторское отношение к герою. Эпиграфом к уроку возьмем слова В.Г. Белинского:

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В конце урока вы должны мне ответить, раскрывает ли данный эпиграф тему нашего урока?

II . Подготовка к восприятию нового материала.

- Скажите, вы встречались когда-нибудь со значением слова исповедь, что, по-вашему, оно обозначает?

Работа с компьютером

(Слайд № 2 с презентации ):

Словарная работа.

-Прочитаем точное лексическое значение этого слова.

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

Запишем ещё несколько новых слов, узнав значение которых, вы, надеюсь, будете употреблять сегодня на уроке в своих ответах

Смирение – готовность подчиняться чужой воле.

Раскаяние - признание в совершённой ошибке.

III . Проверка домашнего задания.

Ребята, вспомните, в чём особенность композиции поэмы «Мцыри»? Напомните, что такое композиция произведения.

(Композиция-это построение произведения, расположение его частей, способ повествования, использование сюжета и внесюжетных элементов (снов, песен, авторских отступлений, монологов).)

(Особенность композиции поэмы Лермонтова «Мцыри» в том, что она состоит из 26 глав, две из которых- экспозиция, описание героя, причём автор не даёт нам подробного портрета юноши, а указывает на основные качества его натуры; 24 главы составляет рассказ Мцыри о трёх днях, проведённых им на воле.)

К сегодняшнему уроку я попросила найти и выписать вас цитаты из текста поэмы на тему, какова цель побега Мцыри? И что значит, для него быть свободным?

Цитаты:

(а) Давным –давно задумал я // Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б) …Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если мог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.)

- Какой вывод мы можем сделать, читая цитаты?

(Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой»)

(Слайд № 3с презентации)

-Да, ребята, живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

-В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

IV . Объяснение нового материала.

(Лермонтов доверяет Мцыри самому рассказать о пережитом, так как герой лучше, чем кто-либо другой, может передать свои мысли, чувства, переживания, герой сам даёт оценку всему, что видел и испытал на воле.)

(Слайд № 4 с презентации)

-Как называет свой рассказ герой?

(Исповедью.)

-Давайте ещё раз прочитаем значение этого слова.

(Слайд № 5 с презентации)

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

2- откровенное признание в чём–нибудь;

3- сообщение своих мыслей, взглядов.

- В каком значении оно употреблено в произведении?

(Здесь нет покаяния, так как герою не в чем каяться. У Мцыри нет грехов. Герой излагает свои взгляды на жизнь, говорит о своих мечтах, рассказывает о трёх днях, проведённых на воле.)

- Начинает он своё повествование словами: «А душа можно ль рассказать?»

(Слайд № 6с презентации)

-Давайте зачитаем этот отрывок. (Гл 3.)

На прошлом уроке мы с вами установили, что автор не даёт подробного портрета Мцыри, так как это не является важным для раскрытия характера героя.

(Слайд № 7 с презентации)

- А почему мы не знаем имени Мцыри?

(Главное в герое – душа, внутренний мир, именно это находится в центре внимания Лермонтова. Имя героя – в тайне. Вместо него – слово «Мцыри»)

- Что означает оно? У нас было индивидуальное задание исследовать историю названия поэмы. Пожалуйста, Алёша.

(Мцыри в переводе с грузинского: 1) неслужащий монах, послушник; 2) «пришелец», «чужеземец». Первоначальное заглавие поэмы – «Бэри» (по-грузински – монах) Лермонтов заменил на более подходящее для выражения идеи произведения – «Мцыри».)

- Кто такой монах?

(Монах – человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни (среди людей, в миру), тот, кто желает вести строгую, полную ограничения жизнь, отказавшись от любви к человеку противоположного пола, от свободы, человек, подчиняющий свою жизнь строгим рамкам и запретам. Решение о принятии монашеского сана должно быть добровольным, так как не всякий человек найдёт в себе силы вынести все запреты.)

- Как вы считаете, характер Мцыри позволяет ему стать на такой путь?

(Мцыри не создан для монастырской жизни, он слишком любит свободу, природу, чтобы запереть себя, он ещё не жил, поэтому его побег – стремление узнать, что же такое мир, свобода, жизнь.)

(Слайд № 8 с презентации)

-А что значит жить для героя?

(Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное – испытывать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.)

-Что же является высшей ценностью для героя?

Свобода и родина.

-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

(На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.)

(Побыв 3 дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страшная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в борьбе с барсом.)

(«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможности счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.)

(Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

(Слайд № 9 с презентации)

-От чего страдает герой? Чего ему не хватает?

Мцыри страдает от одиночества, от несвободы, от отсутствия «души родной».

- Он даже произносит клятву: (гл4)

«Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть незнакомой, но родной»

-Что вы считаете важным в приключениях Мцыри?

(Он обрёл желанную свободу, дышал вольным воздухом гор, видел жизнь, ощутил своё родство с природой. Как говорит сам герой, на воле он жил.)

-Почему умирает Мцыри?

(Испытав ощущение свободы и снова оказавшись в тюрьме (в монастыре), он не может жить, так же, как вольный зверь или птица, попавшие в клетку. Теперь герой знает, что такое жизнь, а пребывание в монастыре для него равносильно смерти.)

(Слайд № 10 с презентации)

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

(Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви поёт ему рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря, когда Мцыри бежал из плена)

-Докажите это словами из текста.

(Слайд №11 с презентации)

(«И в час ночной, ужасный час,// Когда гроза пугала вас, // Когда, толпясь при алтаре,// Вы ниц лежали на земле».)

(Слайд №11 с презентации)

(Оба в детстве были лишены родительского тепла, оба страдали от одиночества, оба любили вольную природу Кавказа, оба любили родину. Мцыри близок Лермонтову своим свободолюбием).

-Попробуйте ещё раз сформулировать тему произведения .

(Трагическая судьба Мцыри, стремящегося обрести свободу и вернуться на родину .)

-В чём заключается идея этого произведения?

(Утверждение идеала свободной личности, её права на жизнь, свободу, сочувствие герою, восхищение силой духа)

Ещё одно задание вы были должны выполнить дома. Это, какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

(Гиперболы: «О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…»)

-Дайте определение Гиперболы

(Гипербола - это чрезмерное преувеличение)

(Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей// И полз и прятался как змей». Эпитеты: «Но юность вольная сильна, //И смерть казалась не страшна!»)

-Каким размером, с помощью каких рифм, написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

(Поэма написана четырёхстопным ямбом. Рифмы только мужские.) -

- Докажите, что произведение написано четырёхстопным ямбом?

И стихотворный размер и мужские размеры, ребята, помогает пересказать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придаёт мужественность, чеканность, красоту стихам.

V . Закрепление материала. Работа с тестами.

-А теперь поработаем с компьютером. С помощью теста проверим ваши знания по усвоению материала.

-Кто хочет поработать с компьютером?

Пока 4 человека работают на компьютере (работа по тестовой оболочке КРАБ).

-Давайте послушаем чтение наизусть понравившихся вам эпизодов. (Чтение наизусть)

(Закрыть тест.)

VI . Подведение итогов.

-Давайте подведём итог нашему разговору. О чём мы сегодня говорили на уроке?

(Мы говорили о том, что в центре поэмы – образ свободолюбивого юноши, которой сам рассказывает о своей жизни и трёх счастливых днях, проведённых на воле, о своих мечтах и желаниях.

Лермонтов сочувствует своему герою, который не успел найти в этом мире «души родной», был одиноким, но не мирился с этим.)

-Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Раскрывает ли данный эпиграф тему урока?

VII . Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы, его страстное стремление к свободе и постоянную тоску по родине и родному дому.

Большое спасибо, ребята, за урок. Вы мне сегодня очень понравились своей активностью. Особенно хочется отметить, ответы… Можете быть свободны .

Отчего Мцыри говорит «Но тщетно спорил я с судьбой». Что он называет спором с судьбой? Примеры рассуждений над текстом главы:

Спором с судьбой Мцыри называет свою мечту, ведь он мечтал о родных, о Родине, о любви. Он мечтал о том, о чем в монастыре мечтать бесполезно. Но это для него уже в прошлом, поэтому он и говорит “Тщетно спорил”

Мцыри в конце жизни говорит, что “тщетно спорил... с судьбой”. Почему? Спором с судьбой Мцыри называет свой побег из монастыря, бездну, которой он любовался и ужасался, молодую грузинку, борьбу с барсом - все это и было его спором с судьбой послушника. Но герой поспорил с ней, и не жалеет об этом”

Тема свободы в поэме «Мцыри»

Поэма «Мцыри» - одно из лучших произведений русской романтической поэзии в духе Байрона. Это уже не романтизм Жуковского, романтизм мрачных сказок немецкого образца, это повесть о могучей душе, претерпевающей страдания на пути к свободе. В русской литературе в одном ряду с «Мцыри» стоит, пожалуй, только «Кавказский пленник». Ее герой - человек, у которого, по определению В. Г. Белинского, «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура». Мцыри относится к тем мятежным героям Лермонтова, которые бросают вызов судьбе и остаются непобежденными, даже падая под ее ударами.

Действие поэмы разворачивается на Кавказе - излюбленном пространстве русских поэтов-романтиков. Кавказ - это уже Россия, но все же и незнакомая земля, отличающаяся от всего привычного, обыденного, чего избегает всякий романтик. Это край природы потрясающей красоты, край свободных и гордых людей. В 1820-1830 гг. русская литература очарована Кавказом, и Лермонтову это место близко как никому другому. Его поэма «Демон» также посвящена Кавказу. Только позднее Лермонтов сам разоблачает «свой Кавказ» в романе «Герой нашего времени».

Мцыри - романтически обобщенный образ, близкий по духу самому Лермонтову. Его собрат из «Кавказского пленника» - все же пушкинский образ, и потому отличается большей лиричностью, тягой к размышлениям и светлой печали. Мцыри же нуждается только в бое. Но для Лермонтова это герой нисколько не индивидуализированный, у него нет даже имени. Мцыри - это название грузинского монаха, а не имя собственное. Лермонтов изобразил некий дух, сгусток энергии, стремящийся к свободе. Он весь охвачен этой абсолютной страстью, и этом отношении уникален.

Главное во Мцыри - мечта о свободе. Сила этой мечты подчеркивается тем, что условия жизни и окружающая мальчика обстановка должны были заглушить даже мысль о воле: «угрюм и одинок», он вырос в душных кельях монастыря, видя только стены и смиренно молящихся монахов. Но в его душе живет страсть к свободе, которую он «во тьме ночной вскормил слезами и тоской». Эта мечта неотделима от воспоминаний о родине. Мцыри не знает, где страна его отцов, но отрывочные воспоминания детства складываются в его мечтах «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Сила Мцыри не только в величии мечты, но и в его активности, в преодолении всех препятствий, так как на пути к свободе не только монастырские стены, но и физическая слабость героя.

Воплощением мечты Мцыри становятся три дня, проведенные им на свободе. Это концентрированное выражение смысла жизни вообще, так как они до предела заполнены впечатлениями и страстями. Перед ним впервые открылось величие природы, он испытал обаяние женской красоты, познал напряжение битвы и радость победы. И хотя ему не удалось достичь цели, даже смерть героя воспринимается как победа: ни испытания, ни отчаяние не сломили его, он до последнего вздоха верен своему идеалу.

Остается только непонятным, отчего Мцыри погибает. Ничего не говорится о том, что он был смертельно ранен барсом, которого убил. Понятно только, что он был оторван от своей свободы, и вот уже, вдохнув ее полной грудью, он не может жить дальше. Герой мог бы сбежать и найти дорогу на свою родину вольных людей, но какая-то преграда стоит между ним и его свободой. Что это за преграда? Скорее всего это личное ощущение Лермонтова, который чувствовал свою несвободу всю жизнь и никуда не мог уйти от этого.

Образ Мцыри - «любимый идеал» (как сказал Белинский) Лермонтова. Несомненно, это и сам Лермонтов, всю жизнь мечтавший только о свободе. «На свете счастья нет, но есть покой и воля» - сказал Пушкин. Лермонтов не согласен с этим. Счастье и воля для него - одно, но именно этой воли он не находит нигде. Он еще попытался нарисовать образ вольного человека в отрывках о новгородце Вадиме, но не закончил его. Так или иначе свобода либо существовала когда-то давно, либо будет дана человеку только после смерти. Образ Мцыри заманчив тем, что это человек, сумевший вкусить своей свободы, хотя и жестоко за этой поплатился.

Тема свободы в поэме «Мцыри» является ключевой, она раскрывается с помощью сопутствующих ей тем любви к жизни и любви к Родине. Такой выбор главной темы не случайный: «Мцыри» - произведение, принадлежащее романтическому направлению, в котором главенствует идея борьбы отдельно взятой личности с самой судьбой, недовольство настоящим и стремление к высшим идеалам через преодоление препятствий. Зачастую конфликт между личностью и судьбой трагичен. Подтверждение данной мысли мы находим в сюжете поэмы: главный герой, избрав путь борьбы, путь лишений, прикоснувшись к мечте, погибает. Но в своей смерти он находит такую вожделенную свободу! Автор необычно изображает Мцыри – внешне он совсем не боец, не романтический герой, а слабый, хилый мальчик, но в этом и заключен авторский замысел: главное не внешняя, а внутренняя свобода, свобода личности, свобода духа.

Мцыри рожден свободным, он – дитя гор, дитя Кавказа (воплощения свободы для Лермонтова), он не может примириться с жизнью в неволе, а хочет домой, туда, где воля, свежий ветер. Недаром автор нарекает своего героя Мцыри, что значит «чужеземный»: он на чужой земле, так или иначе он несвободен. Мцыри выбирает три дня прожить на свободе и умереть, нежели до конца дней своих существовать в монастыре, являющимся для героя тюрьмой. Природа как воплощение абсолютной свободы отзывается на каждое волнение души лирического героя, сопереживает ему. Сцена побега, являющаяся переломной в судьбе плененного черкеса, сопровождается бурей, грозой; стихия является выразителем душевных переживаний беглеца: «Скажи мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой?».

Оказавшись вне стен монастыря, беглец встречен ласковой природой, дарящей ему свои красоты: «Вокруг меня цвел божий сад. Растений радужный наряд хранил цветы небесных слез…». Столь значимая для раскрытия идеи произведения и, в частности, для раскрытия темы свободы, природа наделена всем спектром человеческих эмоций, она одушевлена. Для достижения этой цели автор прибегает к приему олицетворения. Так же широко использованы метафоры, эпитеты, сравнения. Средства художественной изобразительности, стремительность сюжетной линии направлены на раскрытие центральной темы произведения: темы свободы, достигающейся путем противостояния, борьбы с внешним миром, борьбы, полной трагизма, лишений. Но только стремление вперед, преодоление препятствий могут привести героя к его цели – свободе, не важно в этом мире он достигнет ее или в ином.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Сочинение на тему: тема свободы в поэме Мцыри 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Тема свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

План сочинения:
1. История создания поэмы.
2. Свободолюбивый герой:
— характер героя;
— побег;
— жизнь на свободе;
— возвращение в монастырь.
3. Смерть героя.

Всё творчество Михаила Лермонтова пронизано темой узничества и свободы. Мятежной, рвущейся душе поэта был очень близок Кавказ с его гордым и непреклонным духом. Две этих темы нашли свое воплощение в поэме «Мцыри», написанной в 1839 году и изданной в 1840 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова».
По свидетельствам современников, сюжет поэмы основан на реальных событиях. В наши дни установить достоверность этих сведений не представляется возможным. Но факт остается фактом – в годы Кавказской войны нередкими были случаи пленения детей горцев русскими.


В начале повествования мы узнаем, что главный герой был пленен русским генералом в очень юном возрасте (всего шести лет), но уже обладал гордым и сильным духом своего народа:
…Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Детство и юность главного героя омрачала тоска по родине, но постепенно он привык к новому образу жизни:
…Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…
Но прошлое встает тенью на пути героя. Глядя из окон монастырских башен на горный хребет, юноша вспомнил свой дом, свою родину, отца и мать, сестер. И тогда герой дает клятву – обрести свободу и неважно, какой ценой, ведь только жизнь на воле можно назвать жизнью, все остальное – существование.
Мцыри бежит во время грозы. Он не знает дороги, не ведает, что будет с ним дальше, но при этом герой счастлив, ведь вот она – свобода. В душе его нет места страху:
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!
Всего три дня длился побег героя. Всего три дня он был свободным. За столь короткое время он пережил больше эмоций и чувств, нежели за годы жизни, проведенные в монастыре. Он успел познать чувство влюбленности, проверить свои силы в схватке со снежным барсом, и еще раз убедиться, что, если бы не плен, он стал бы совсем другим человеком:
…Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов…
Уставший, измученный и голодный, Мцыри сбивается с дороги. Тропа выводит его к стенам ненавистного монастыря:
…И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал…
Отчаянье Мцыри велико. Он винит в этом свою тюрьму и сравнивает себя с темничным цветком, которому противопоказана свобода:
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…
И все же, нельзя сказать, что герой покорен. Да, он умирает. Но умирает непокоренным, не смирившимся со своей неволей:
…Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет…
Я думаю, что в какой-то мере Михаил Юрьевич олицетворял себя с главным героем. Только в свободе видел Лермонтов свое счастье. И именно свободы он так и не нашел при жизни, вынужденный подчиняться чужим приказам. Его герой Мцыри не смог вырваться из монастыря на волю, но, по крайней мере, был свободен целых три дня.