Роман о переселение ингушей и чеченцев. Депортация

Давно хотел написать свое видение такого события, как насильственное выселение (депортация) некоторых народов Северного Кавказа. Тем более, что завтра как раз будет очередная 72-я годовщина депортации чеченского народа.

О факте переселения чеченцев, крымских татар, калмыков, карачаевцев и ингушей известно почти всем, но вот истинная причина этой депортации практически неизвестна. Зато все видели подобные картинки...

Итак, почему же в 1943-44 гг. были депортированы и вывезены со своих насиженных мест чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, крымские татары и калмыки. И почему это не коснулось осетин и народов Дагестана?

Почему Сталин выселил чеченцев

Странно, но частенько бытует такое мнение, что кровожадный тиран Сталин решил отомстить горцам, за их гостеприимную встречу немцев и после освобождения Кавказа от немецко-фашистских войск дал приказ выселить насильно выселить кавкзцев и калмыков.

Упорно ходят устные рассказы, как старейшины чеченцы якобы подарили Гитлеру белого красавца жеребца. Я сам в детстве немало слышал пододных рассказов, как чеченцы радовались приходу немцев, за что и поплатились выселением.

Мол, кровожадный деспот Сталин приказал своему не менее кровожадному подручному Ларентию Берия загнать всех в вагоны для скота и вывезти в Сибирь и Казахстан.

И эти мифические обоснования вполне устраивают современников, которые не жили в то эпоху и не понимают обстановку, а также людей, с нарушенной причинно-следственной частью.

Те же, кто не разучился думать своей головой и хоть немного знают историю и ситуацию тех лет, не будут спорить, что Сталин был очень практичным государственным деятелем.

И войну он хотел закончить как можно быстрее, не только потому, что она надоела, а потому. что в любой момент мог поменяться расклад сил, он знал на 100%, что немцы в шаге (!!) от создания атомной бомбы (также как и американцы), в Германии уже тогда начали производство реактивных истребителей...

В 1943 - 1944 гг. шли упорные кровопролитные бои на территоррии Украины и Белоруссии.. каждый солдат был на счету! Каждый вагон, который подвозил к фронту пополнение и боеприпасы, так неужели, Сталин из личной мести сдернул с фронтов армию, численностью 100 000 человек, в том числе 19 000 СМЕРшевцев, посадил их в вагоны и отправил на Северный Кавказ, чтобы потешить свое самолюбие и "отомстить" чеченцам и карачаевцам?!

Это может придумать только дети и внуки троцкистов, которых Сталин без жалости уничтожал в 30-е годы и которые до сих пор мстят ему мертвому и сочиняют небылицы про его малограмотность и некомпетентность!

Кстати, представляете сколько потребовалось вагонов для такого количества солдат со всем вооружением?! А затем потребовалось около двухсот эшелонов с депортируемыми гражданами, которых отвозили не за 100 километров, а за тысячи километров в Казахстан, Киргизию и Коми!!

И это только ради мести? Чушь собачья!

И в эту чушь поверили оболваненные граждане, подвергнувшиеся массовой обработке либеральными писателями и историками, теми, что со времен подлеца Хрущева уничтожали и подделывали документы в архивах, чтобы обвинить Сталина во всех смертных грехах.

Да. Он был не ангел. Но он реально хотел как можно быстрее выиграть ту страшную войну, поэтому посылка 100 000 солдат и офицеров на Кавказ нужно рассматривать исключительно с этой логики.

Депортация чеченского народа

Так для чего надо было срывать с места армию, причем не только с винтовками и автоматами, но и с пулеметами и пушками.. было ли логическое основание такой спец операции под названием "Чечевица"?

Да. К сожалению были веские причины для такого насильственного переселения народов. Даже не просто веские, а железобетонные!


Ведь в тылу замышлялась операция по уничтожению грозненских нефтепромыслов, а если повезет и бакинских, в результате чего, армия полностью бы лишилась горючего, а значит танки с самолетами были бы обездвижены! Бензин и солярку брать тогда было неоткуда!

А уж как, со своей стороны, наши английские "союзники" лишили нас нефтепромыслов Румынии, разбомбив Плоешти, как только к нему подошла Красная Армия, так это вообще классика цинизма и предательства.

Как готовилась операция по антисоветскому восстанию и уничтожению нефтедобычи, а также про немецких диверсантах и банды в Чечне здесь
Как чеченские банды сотрудничали с фашистами
http://www..html

February 23rd, 2012 , 04:01 pm

Помним и скорбим

23 февраля исполняется 67 лет с того дня, как в связи с ликвидацией Чечено-Ингушской АССР началась насильственная депортация чеченцев и ингушей в отдаленные районы Казахстана и Средней Азии. С прошлого года этот день в Чечне отмечается не только как траурная дата, но и как официальный День памяти и скорби.

Массовая депортация чеченского и ингушского народов была произведена по указанию Иосифа Сталина 23 февраля 1944 года. Официальным поводом стало обвинение в “пособничестве фашистским оккупантам”. Абсурдное по своей сути, это обвинение, тем не менее, полностью находилось в русле логики советского руководства сталинской эпохи, ведшего политику государственного террора, когда “антисоветскими” объявлялись целые социальные слои или отдельные народы.
Наша республика волею советских вождей стала основным местом ссылки народов Советского Союза в 30-40-е годы XX века. Подавляющее большинство из них было выселено в Карагандинскую область, на территории которой создали целую систему лагерей и специальных поселков.
Спецпереселенцы столкнулись с массой трудностей на новом месте жительства: голод, болезни, бытовая неустроенность, разобщение семей, смерть близких, унизительное клеймо “врага народа” - все это смогли пережить далеко на все. Точных данных о количестве погибших в результате депортации не имеется, но, по оценкам историков, тяжелые условия в местах переселения стали причиной смерти десятков тысяч человек.
Трудились спецпереселенцы в угольном бассейне, участвовали в жилищном строительстве и строительстве промышленных предприятий, были заняты в сельском хозяйстве, благоустройстве городов и поселков нашей области. Вынести все тяготы жизни, выпавшие на их долю, а иногда просто выжить помогали местные жители, которые радушно встречали представителей других национальностей, переселенных в Казахстан. Лишь в 50-х годах политика государства по отношению к лицам, состоявшим на спецучете, изменилась.
В архиве управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по Карагандинской области хранятся документы, наиболее полно отражающие период массовых репрессий 1930-1950 годов. Здесь сосредоточены многочисленные материалы репрессированных спецпоселенцев, а именно лиц, направленных в нашу область на спецпоселение по национальным мотивам. Через один только Карлаг прошли десятки тысяч узников около 40 национальностей.
В архиве УКПС и СУ ГП РК по Карагандинской области насчитывается около 39 тысяч личных дел спецпоселенцев, свыше 4 тысяч личных дел иноподданных, около 300000 дел заключенных. Имеются картотеки на эти дела, поисковая электронная база позволяет произвести быстрый и качественный поиск либо определить, куда и когда было направлено на хранение то или иное дело.
Что касается личных дел чеченцев и ингушей, то все они, в соответствии с договоренностью органов внутренних дел наших республик, были высланы на хранение в Национальный архив при Совете Министров ЧИ АССР. В архиве управления имеются лишь списки, где отражены архивные номера дел, фамилии и имена лиц, в отношении которых были заведены дела, а также даты отправки этих дел в Чечню. В связи с этим на обращения о подтверждении юридических фактов в отношении лиц чеченской национальности архивные данные УКПС и СУ ГП РК по Карагандинской области могут лишь подтвердить факт пребывания на спецпоселении только совершеннолетних лиц, т.е. лиц, в отношении которых заводились личные дела.
В связи с военными действиями, происходившими на территории Чечни, многие документы, ранее направленные на хранение в Чечено-Ингушскую АССР, безвозвратно утеряны. При отсутствии подтверждающих архивных материалов в отношении отдельных категорий спецпоселенцев сотрудники управления рекомендуют обратиться в суд для установления юридического факта нахождения на спецпоселении. Желающие получат подробные разъяснения, в какие еще органы заявители могут обратиться за получением подтверждающих сведений. Также даются адреса информационных центров УВД областей регионов, откуда происходило выселение.

Гульзира ЖУНУСОВА, прокурор управления Комитета по правовой статистике
и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по Карагандинской области

День дольше века

Они задержались в мечети после намаза, чтобы вспомнить о событиях, произошедших 67 лет назад, в страшный день 23 февраля. Мужчины с глазами голубыми и серыми, с карими радужками жаркого взгляда, осанистые мужчины в папахах и кепках были тогда совсем детьми, некоторые еще не родились, но им есть что рассказать со слов родителей.

Шестьдесят семь лет - человеческий недлинный век, но сколько уместилось в нем боли и страха, радостей и надежд. Что помогло им выжить, кто помог не стать целому народу бессловесным прахом, не потерять каждому выжившему человеческий облик?
Сквозь толщу лет они погружаются туда, в соленую беспросветную глубь, где несмышленышами рано взрослели под толщей безвинной вины. И возвращаются назад, в свой окрашенный теплыми красками вечер, с солеными слезами в уголках нестепных своих глаз.

Кровавый рассвет

В 2 часа утра 23 февраля 1944 года началась самая известная операция по этнической депортации - переселение жителей Чечено-Ингушской АССР. Депортация “наказанных народов” была и до этого - немцы и финны, калмыки и карачаевцы, и после - балкарцы, крымские татары и проживавшие в Крыму греки, болгары и армяне, а также турки-месхетинцы из Грузии. Но операция “Чечевица” по выселению почти полумиллиона вайнахов - чеченцев и ингушей - стала самой крупной.
За сутки из населенных пунктов было вывезено 333 739 человек, из этого числа погружено в эшелоны 176 950. Более быстрому выселению помешал обильный снег, выпавший днем 23 февраля.

Имран Хакимов:
- Шел снег, дождь, люди плакали. По дороге многие умирали, их хоронили - времени не было, просто закапывали в снег. Женщины умирали от разрыва мочевого пузыря. Из-за стыдливости, привитой строгим воспитанием, они не могли у всех на глазах сходить по малой нужде…

Магомед Султыгов:
- Мой отец на остановке совершал перед намазом омовение снегом и подцепил инфекцию. Весь опух, бредил. Его прятали в вагоне, потому что больных снимали с эшелона и оставляли умирать. В Кустанайской области поместили в райбольницу. Он выздоровел и здесь же нашел работу…

Зиявудди Дакаев:
- Мой отец воевал на Гомельском направлении. В феврале 1944 года приехал в родные края в отпуск после ранения. Зашел домой - на печке кипела кастрюля, а сосед тащил наш диван. Людей уже не было, собаки выли, вся скотина была в тревоге. Сосед-армянин сказал: “Вас выселяют, на вокзал увезли”. Отец еле нас нашел. Подошел к полковнику, он командовал этим “парадом”, сказал: “Я никуда не поеду, возьми меня и мою семью и расстреляй у этой стенки”. Полковник ответил: “Я тоже солдат, исполняю приказ. Единственное, что могу сделать: дать бричку с лошадьми, чтобы ты тепло оделся, взял еду. Вас выселяют в Казахстан”…

Макашарип Муцольгов:
- Десять лет мне было, я помню все это. Утром нас на машинах привезли в район, ночевали на станции. Кормили жидкой кашей только на остановках. По дороге хватали что могли - парень, я видел, тащил щит снегозадержания, чтобы растопить буржуйку в вагоне. Один солдат догнал его, ударил.

Хмурое утро

Трехлетнего Сулима Исакиева разбудил гудок паровоза. Старшая сестра взяла его за руку и вывела из вагона на станцию Караганда-Сортировочная. Этот гудок - первое, что он помнит из детства. Первыми картинками для этих детей стали степь, дым над трубами, теснота землянки… Памятным запахом, резким, как звук паровозного гудка, стал для Имрана Хакимова запах солидола от горячего хлеба. А язык вместе с мякотью баурсака пробовал первые для Ахмеда Муртазова незнакомые слова, самые главные для голодного ребенка: “пей - iш”, “ешь - же”.

Харон Кутаев:
- На станции нас сажали на санки, везли по совхозам. Мы жили сначала в землянке в районе шахты 18-бис, потом в бараках на Дорожной улице. В конце 1945 года нас, бабушку и меня, нашел двоюродный брат. Я падал в голодные обмороки. Брат на барахолке продал костюм, сапоги. Купил хлеб. Разжевывал и мне давал, так и выходил…

Ахмед Муртазов:
- Мать здесь прожила всего полтора года. Она очень переживала, когда получила похоронку на отца, так и не оправилась от горя. Перед смертью дала мне заветы: не воруй, не будь хулиганом, не позорь имя отца. Мать научила меня читать намаз. Я выполняю ее наставления всю жизнь.
Кто давал еду пацанам, кто нет. Была старая женщина, мы ее называли “апа”. Она кормила баурсаками. Я эти первые казахские слова никогда не забуду. Апа говорила: “Әй, кiм, отыр! Шай іш, баурсақ же”…

Имран Хакимов:
- Где Копай-город, был мясокомбинат, там баранов пасли. Невысокий забор голодные люди перелезали, живым баранам отрезали курдюки. Пацаном я устроился в пекарню в Михайловке. Формы мазали солидолом, чтобы тесто не прилипало - масла-то не было. Горячий хлеб в рот нельзя было взять, так он вонял, а когда остынет, ничего…

Анди Хасуев:
- У матери нас трое детей было. Заселили нас в казахскую семью. Хлеб всегда делили поровну, глава семьи - казах, уходя на работу, велел женщинам присматривать за нами, как за своими детьми. Я считаю: казахи - самый гостеприимный, самый порядочный, самый отзывчивый народ…

Мовлди Абаев:
- У отца было образование 7 классов, по тем временам это было много. Его поставили помощником коменданта. Отец организовал столовую - собирали скудные пайки в общий котел, делали затируху. За счет этого и выжили. А в первую зиму многие умерли, особенно люди с гор, они акклиматизацию не прошли.
Когда мои родители поженились, узнали, что в Караганде есть родственники, решили ехать. Здесь было легче выжить - была работа. Ехали на крыше вагона, как не замерзли, не знаю…

Магомед Султыгов:
- Первая жена моего отца умерла, осталось четверо детей. А моя мать осталась одна - вся семья умерла от тифа, она сама еле выкарабкалась. Люди узнавали, где есть одинокие мужчины и женщины. Вот и отец с детьми поехал в Кокчетав, женился, привез мать. Комендант узнал, что она приехала без разрешения, хотел забрать в НКВД. Тогда люди собрались, и за моих родителей заступился один русский мужик, у него шестеро сыновей воевали, и все начальство у него останавливалось. Отстояли мать.

Рабочий полдень

К полному кавалеру знака “Шахтерская слава”, обладателю ордена Трудового Красного Знамени Ахмеду Муртазову мы приехали вместе с Увайсом Джанаевым, возглавляющим Карагандинское областное чечено-ингушское этнокультурное объединение “Вайнах”. “Двадцать с лишним лет с ним знаком, - удивляется Увайс Хаважиевич. - Но только недавно узнал, что он у нас такой заслуженный”.

Ахмед Дашаевич вспоминает:
- С фронта возвращались почти что одни инвалиды, без рук, без ног, контуженные. Нас в ФЗО готовили как трудовой резерв. Я учился на механизатора, это так называлось, хотя какая там механизация… Была врубмашина, резали ею пласт. Мало было нас, врубмашинистов, и когда начальник просил остаться на вторую смену, я никогда не отказывался, хотя уставал. Горячей воды в бане не было - то кочегарка не работает, то насос. Но жаловаться некому. И все-таки в общежитии было жить намного лучше по сравнению с землянкой: тепло, постель меняют.
Нашу группу механизаторов распределили на шахту № 33-34. Бригадир наш хороший был наставник, Герой Соцтруда Петр Акулов. Я работал у него пять лет, потом он заболел, умер. Стало трудно, ведь я был молодой пацан, а там сорокалетние мужики, они меня слушать не хотели. Я написал заявление начальнику участка, чтобы перейти на шахту имени Костенко.
На шахте имени Костенко я стал взрослым по-настоящему. Стал вести политику такую, как мой первый бригадир. Он был строгий, но справедливый, и умел по десять раз рассказать и показать, так и учил. Потом появились комбайны “Донбасс-1″, “Донбасс-2″. Облегчение огромное…
Я о семье не думал, пока на ноги не встал. Появились заработки нормальные - у нас комплексная комсомольско-молодежная бригада, все сильные, быстрые. Мой портрет на городской Доске почета висел. Тогда женился. Я водку не пил, с алкашами не дружил, не курил, вел себя достойно.
Я делал так, как мне начальник участка, Малахов, говорил. Сначала окончил вечернюю школу, потом техникум. Предлагали повышение, но я отказался. Говорил: “Когда на пенсию уйду и не смогу с молодежью справляться, найдете работу на окладе”. Так и работал с молодежью до пенсии, до 1989 года.
Кидали меня с участка на участок, какие были отстающие, на усиление. Начальник шахты Мельников уговаривал, он умел. У меня такой принцип: если со мной по-человечески, и я так же, если грубо - и я не церемонюсь в ответ.
А перед заслуженным отдыхом меня Дрижд вызвал, спросил, хочу ли я машину. Я ответил, что “Волгу” хотел бы, а “Жигули” нет. “Молодец, - говорит, - разбираешься”. Я при нем написал заявление, он кружок нарисовал вместо подписи, он так делал. И я получил “Волгу”.

Теплый вечер и новое утро

Макашарипу Муцольгову в 1944 году было десять лет. И десять лет он мечтал вернуться на родину. В 1955-м раздобыл билет до Москвы, четыре дня прятался на верхней полке. Из столицы благополучно приехал на Кавказ, нашел свой дом, там жили осетины. Посидел на родной скамейке, побродил по селу и - уехал назад, в Казахстан. С тех пор он не раз бывал на Кавказе. Туда время от времени ездят они все, мужчины, задержавшиеся после намаза в мечети этим вечером. Но жить там, признаются они, все равно не по себе. В Казахстане лучше.
Из своего заката они обращаются с заветами к новому рассвету. Так же, как их матери и отцы давали наставления им, они хотят быть услышанными новым поколением.

Ахмед Муртазов:
- Когда у человека есть свободное время, он находит плохую компанию. У меня времени не было - я ходил в ДНД, был председателем товарищеского суда. И сыновья мои занимались в спортивных секциях. Также я и внуков воспитываю. Ни один полицейский к нам домой никогда не приходил. А я был в милиции, только когда получал паспорт.
У нас говорят: садишься на казахскую арбу, подпевай казахским песням, едешь на русской бричке, пой русские песни. Если каждый будет говорить на своем языке, мы друг друга не поймем. Так и возникают вражда и доносы. Это мне приносит страшную боль. Это и нашей верой запрещено - доносить на людей, говорить о них плохо.

Мовлди Абаев:
- Надо знать историю, какая бы она ни была горькая, и говорить об этом, чтобы дети и внуки знали. Почему в Казахстане люди живут в мире? Потому что многое испытали - и голод и холод, и как это тяжело, когда остаешься один на один с бедой.

Анди Хасуев:
- Меня никто не ущемлял, да и как меня можно ущемить? Я с десяти лет сам зарабатываю себе на хлеб и этим хлебом делюсь. Кто сам ест и ни с кем не делится, того ущемляют. А если большой кусок заглотишь, он застрянет в горле.
Я желаю подрастающему поколению, чтобы никогда не испытали такого горя, как мы и наши отцы. Казахстан - наш общий дом, и любовь к этому родному дому должна быть чистой и сильной, как родниковая вода, которая идет из самой глубины до высоты в сотни метров.
После этих слов все мужчины согласно кивают головой и говорят: лучше не скажешь. Пусть будет так!

Ольга МООС

Тепло человеческое

Эта реальная история могла бы лечь в основу повести, стать сценарием для художественного фильма. Жизнь подбрасывает нам замысловатые сюжеты, настойчиво требуя ответа на вечное “быть или не быть?”. В этой истории быть человеком означало вырвать из небытия другого человека. Чтобы обрести потерянного сына, требовалось снова стать отцом. Крутится веретено, и прядется нить судьбы, и полотно оказывается вышитым. Белым по черному.

После месяца мучений в продуваемых всеми ветрами вагонах семья переселенцев Махмудовых прибыла на станцию Жосалы Кызылординского района. На новом месте было холодно и голодно. Дауд и Рабиат Махмудовы вместе с остальными чеченскими семьями, также разбросанными по степям, копали землянки. Пытались выжить - какое бы горе ни было, а детей, 9-летнего Саидамина и совсем маленькую Тамару, надо было спасать.
Не выдержав лишений и холодной казахстанской зимы, умерли отец и мать Махмудовы. Саидамин и Тамара могли разделить участь многих детей послевоенного времени - бродяжничество, спецприемники. Но судьба распорядилась иначе.
Однажды утром на пороге детдома, куда попали брат и сестра, появился невысокий казах с легкой сединой на висках. Увидев Саидамина, произнес: “Пойдем ко мне жить. Мой единственный сын пропал на войне без вести. Может, ты заменишь мне его. Я буду называть тебя Абылайханом, как моего сына. А меня зовут Арутдином, фамилия моя - Кулимов”.
Так у Саидамина Махмудова появилась новая семья. Жили небогато, но дружно - небольшой дом, отец с матерью, сестры. Отцу, председателю колхоза, беспрекословно подчинялись все - и домашние, и аульчане. А он в свою очередь требовал от всех уважения к приемному сыну. Учил жену Зияшкуль: “Не проси сына носить воду из колодца, у чеченцев это считается женской работой. Пусть рубит дрова, ухаживает за лошадьми… Он во всем уважает наши обычаи, будем и мы уважать обычаи его родной земли”.
Семь лет промчались, как семь дней. Однажды утром степным жаворонком пролетела по степям молва о том, что ходит по Сарыарке офицер Красной Армии, вернувшийся с войны, ищет своих родственников, оставшихся в живых. Уже пять или шесть лет ходит, всех разыскал, кроме самого младшего - Саидамина.
Не было бы этой истории, если бы братья не нашли друг друга. Только вот договориться оказалось сложно - забыл Саидамин-Абылайхан свой родной язык. Говорит ему красноармеец по-чеченски: “Здравствуй, брат!”, а Саидамин ему: “Немене?” Тот опять: “Я Касум, твой двоюродный брат!”. Саидамин в ответ огорченно: “Мен сені бiлмеймiн…”
Когда понял, стал вырываться из братских рук: “Никуда не поеду!” Отец попросил нежданных гостей оставить их вдвоем с сыном. Догадался: побаивается тот уезжать. Тут все родное - и люди, и степь, а там неизвестность. Арутдин сказал просто и мудро: “Сынок, там твоя родина, рано или поздно она позовет тебя. Ты был мне опорой в трудную минуту, но теперь я держать тебя не вправе. Надумаешь вернуться - двери родного дома для тебя открыты. Поезжай, да благословит тебя Аллах!”.
И это еще не вся история. Все доброе, что делал Арутдин Кулимов для других, вернулось к нему возросшим во сто крат. Вскоре пришло известие: жив его родной сын Абылайхан, он в пути и скоро будет в отчем доме!
Собрались на большой той люди со всей округи. На самом почетном месте за дастарханом - Саидамин, Касум и Абылайхан. Внимательно слушают напутствие отца:
- Каким росток посадишь, таким и дерево вырастет. Что сыну в сердце заложишь, то людям он и понесет. Мои сыновья - моя гордость. И пусть Саидамин решил уехать на родину - так должно быть, это зов крови, никуда от него не денешься. Но тот, кто здесь жил, непременно обратно возвращается, потому что богата добрыми людьми земля наша.
Прощальные слова оказались пророческими. Через много лет по воле судьбы переехали в Караганду дети Саидамина - десять братьев и сестер, а еще внуки и правнуки. Около семидесяти человек насчитывает род Махмудовых. Кто живет в Чечне, кто в Казахстане, и о каждом можно рассказывать долго. Все выросли достойными людьми: строителями, инженерами, медиками, спортсменами, шахтерами. Старший сын Садык в 1990 году получил высокую награду - знак “Шахтерская слава” III степени. Самый младший, Ахмед, стал муллой, окончил Исламский университет в городе Грозном.
Саидамин Махмудов, живя на Кавказе, всегда помнит о своей второй родине. Не раз он совершал паломничество по святым местам Казахстана и сейчас, несмотря на почтенный возраст - 76 лет, приезжает в Караганду к детям. Вместе с ними повторяет слова своего отца, Арутдина Кулимова, которые в роду Махмудовых передаются из поколения в поколение:
- Мы многое пережили в тяжелое для страны время, поддерживали друг друга как могли независимо от того, кто какого рода и какой нации. Теперь наш долг - жить в мире и согласии под одним шаныраком, раскинувшимся над этой благословенной землей. Сейчас, когда все у нас есть, тепла человеческого иногда не хватает. Поэтому нельзя забывать, что мы все пришли из одного прошлого, и не судить нам друг друга, а понимать.

75 лет назад, 23 февраля 1944 года, началась депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию. В ходе операции "Чечевица", проведенной силами НКВД, НКГБ и "СМЕРШ" под общим руководством наркома внутренних дел Л.П. Берия, были вынуждены покинуть свои дома почти 500 тысяч человек.

Обстановка в Чечено-Ингушской АССР накануне депортации

Осенью 1921 года из состава Горской республики (АССР) была выделена Чечня, в 1922 году преобразованная в Чеченский национальный округ. В июле 1924 года решением ВЦИК Горскую республику упразднили, создав на ее месте несколько автономным областей - Чеченскую с центром в Грозном, Ингушскую с центром в Назрани, Северо-Осетинскую с центром во Владикавказе. В начале 1929 года к Чеченской АО был также присоединен Сунженский казачий округ. В середине января 1934 года Чеченскую и Ингушскую автономные области объединили в Чечено-Ингушскую автономную область. В декабре 1936 года она получила статус автономном республики в составе СССР (АССР).

Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, в Чечено-Ингушетии 697 тыс. жителей (0,4% от населения СССР). Большинство составляли чеченцы 668,4 тыс. чел. (52,9%). Ингуши - 83,8 тыс. чел. (12,0%) - были третьей по численности национальностью в республике. Как чеченцы, так и ингуши были преимущественно сельскими жителями (92,6 и 97,8%). Их общая доля в сельском населении (84,9%) на 22,0 % превышала их долю в населении ЧИ АССР в целом. Русские составляли второй по численности этнос Чечено-Ингушской АССР - 201 тыс. чел. (28,8%). Они и проживавшие в республике украинцы, армяне, евреи и татары тяготели к городам. Доля русских в городском населении составляла 71,5%, второй по численности городской нацией были чеченцы, но на них, даже вместе с ингушами, приходилось всего 14,6% .

В 1922-1923 годах советская власть в Чечне и Игушетии была очень слаба и фактически существовала только на бумаге. Реальная власть принадлежала шейхам и тейповым структурам, которые с целью защиты населения от нападения банд и противодействия продкомпаниям создавали шариатские отряды и суды. В ответ население, традиционно сплоченное по линии тейповой спайки, почти повсеместно, за исключением части горных районов, поддерживало националистов. В аулах (особенно в чеченских) шел процесс проникновения мулл в советы и фактического захвата ими инструментов светской советской власти. Одновременно все еще функционировали мусульманские школы и благотворительные организации, которые нередко были не менее влиятельными, чем советы .

Горцы располагали настолько большим количеством оружия, что регулярные части были вынуждены проводить операции по разоружению аулов. Поэтому вплоть до 1938 года чеченцев и ингушей в Красную армию брали в порядке исключения. Опасаясь участия вооруженной милиции в грабежах и налетах, в Москве еще весной 1923 года решили полностью отказаться от практики набора милиционеров из числа местных жителей, хотя бы и просоветски настроенных . Вскоре, однако, было сделано единственное исключние для линейной милиции, призванной охранять железную дорогу и поезда от нападений бандитов.

Изъятие оружия и противодействие ревкомов "политическому бандитизму" не спасло территорию от череды восстаний: за период 1921-1940 годов на территории Горской, а затем Чечено-Ингушской АССР произошло не менее шести крупных повстанческих антисоветских выступлений.

В 1940 году в ЧИАССР было арестовано 1055 человек, изъято 839 винтовок и револьверов, много боеприпасов, предано суду 846 дезертиров. В том же году была выявлена повстанческая организация шейха Магомет-Хаджи Курбанова, в январе 1941 года локализовано вооруженное выступление в Итум-Калинском районе под руководством Идриса Магомадова.

После начала войны мобилизация чеченцев и ингушей оказалась фактически сорванной несмотря на то, что призыв в 1940-1941 годах проводился в полном соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности. Как говорится в подготовленном международным фондом "Демократия" сборнике документов "Сталинские депортации. 1928-1953": "полагая и надеясь, что СССР войну проиграет, многие муллы и тейповые авторитеты агитировали за уклонение от военной службы или дезертирство" .

Из-за массового дезертирства и уклонения от службы весной 1942 года приказом НКО СССР призыв в армию чеченцев и ингушей был отменен. В 1943 году был разрешен призыв примерно 3 тысяч человек, но почти две трети из них дезертировало. Из-за этого не удалось сформировать 114-й Чечено-Ингушскую кавалерийскую дивизию, ее пришлось переформировать в полк. После этого дезертирство также носило массовый характер .

Необходимо отметить, что поведение чеченцев и ингушей, дезертировавших из рядов Красной армии или даже переходивших на сторону противника, не было чем-то исключительным. В общей сложности от 800 тысяч до миллиона советских граждан всех национальностей в годы войны служили немцам с оружием в руках.

С другой стороны, согласно данным, обнародованным российским историком Василием Филькиным, на фронтах Великой Отечественной войны сражались 28,5 тысяч чеченцев и ингушей (19,5 тысяч призванных или пошедших на фронт добровольцами плюс девять тысяч тех, кого война застала в армии). По информации чеченского Общества ветеранов войны число участников войны достигает 44 тысячи человек . Многие попавшие на фронт вайнахи проявили себя с самой лучшей стороны . За годы войны 10 вайнахов стали Героями Советского Союза. На войне погибли 2300 чеченцев и ингушей.

С началом войны активизировались антисоветские вооруженные формирования в ЧИАССР.

В октябре 1941-го года вспыхнули два отдельных антисоветских восстания в Шатойском, Итум-Калинском, Веденском, Чеберлоевском и Галанчожском районах под предводительством Хасана Исраилова и Маирбека Шерипова. Они были направлены, прежде всего, против колхозного строя. В начале 1942 года Исраилов и Шерипов объединились, создав "Временное народно-революционное правительство Чечено-Ингушетии".

По мере приближения в 1942 году линии фронта к границе республике повстанческие силы стали выступать активнее. В августе - сентябре 1942 года почти во всех горных районах Чечни были распущены колхозы, к восстанию Исраилова и Шерипова примкнули несколько тысяч человек, в том числе десятки советских функционеров.

После появления осенью 1942 года немецких десантов (большую часть составляли завербованные чеченцы и ингуши) в Чечне, НКВД обвинило Исраилова и Шерипова в создании профашистских партий "Национал-социалистической партии Кавказских братьев" и "Чечено-горской национал-социалистической подпольной организации".

Однако никакого "поголовного участия чеченцев и ингушей в антисоветских бандах" не было. На учете НКВД на территории Чечено-Ингушетии состояло 150-200 вооруженных групп общей численностью 2-3 тысячи боевиков. Это примерно 0,5% населения Чечни.

Всего с начала войны до января 1944 года в республике было ликвидировано 55 вооруженных групп, 973 боевика убито, арестован 1901 человек – боевики или их пособники.

Обоснование депортации

Территория ЧИАССР практически не была под оккупацией, так что обвинить ее народы в прямом предательстве было непросто. Кроме того, депортация состоялась, когда вермахт уже был отброшен на сотни километров от Кавказа, и, следовательно, явилась не военной необходимостью, а откровенно карательным актом.

Решение депортировать чеченцев и ингушей Президиум Верховного Совета СССР мотивировал тем, что "в период Великой Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в ряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тыл Красной Армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против советской власти, а также учитывая, что многие чеченцы и ингуши на протяжении ряда лет участвовали в вооруженных выступлениях против советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершают бандитские налеты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей". В частности, утверждалось существование массовой повстанческой организации "Объединенная партия кавказских братьев" под водительством Хасана Исраилова (Терлоева) и др.

В октябре 1943 года в республику для изучения ситуации ездил заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Б.З. Кобулов. В докладной записке Л.П. Берии он писал: "Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонились от призыва. В январе 1942 г. при формировании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава. В марте 1942 г. из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13 560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам. В 1943 г. из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек" .

По данным Кобулова, в республике насчитывалось 38 сект, включавших свыше 20 тысяч человек. Это были в основном иерархически организованные мусульманские религиозные братства мюридов.

"Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 членов ВКП (б), в том числе 16 руководителей райкомов ВКП (б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов" , - писал Богдан Кобулов.

Операция "Чечевица" - подготовка

В ноябре 1943 года заместитель наркома внутренних дел В. Чернышев провел совещание с начальниками УНКВД Алтайского и Красноярского краев, Омской и Новосибирской областей. Он, в частности, обсуждал с ними вопросы, связанные с намечаемой операцией "Чечевица" - депортацией около 0,5 млн. вайнахов (чеченцев и ингушей). Ориентировочно намечалось в Алтайский край, Омскую область и Красноярский край переселить по 35-40 тысяч человек, в Новосибирскую обл. – 200 тыс. человек. Но эти регионы, видимо, сумели уклониться, и в плане, представленном Берии в середине декабря, дислокация была совершенно иной: горцев распределяли между областями Казахстана и Киргизии.

Для поддержания порядка в местах новых поселений намечалось открыть 145 районных и 375 поселковых спецкомендатур с 1358 сотрудниками. Был решен и вопрос о транспортных средствах. В целях обеспечения перевозок Наркомату путей СССР предписывалось с 23 января по 13 марта 1944 г. поставлять по 350 крытых вагонов, с 24 по 28 февраля – по 400 вагонов, с 4 по 13 марта – по 100 вагонов ежедневно. Всего формировалось 152 маршрута по 100 вагонов в каждом, а в целом 14 200 вагонов и 1 тыс. платформ.

29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия утвердил "Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей".

31 января 1944 года Государственный Комитет Обороны под председательством И.В. Сталина издал два постановления о депортации чеченцев и ингушей: № ПГКО-5073сс "О мероприятиях по размещению спецпереселенцев в пределах Казахской и Киргизской ССР" и № ПГКО-5074сс "О порядке принятия на Северном Кавказе скота и сельскохозяйственных продуктов".

17 февраля 1944 года Берия доложил Сталину, что на учет как подлежащие переселению взято 459 486 чел., включая проживающих во Владикавказе и Дагестане. В ходе первой массовой операции (фазы "первых эшелонов") должно было быть отправлено 310 620 чеченцев и 81 100 ингушей.

20 февраля 1944 года в Грозный для личного руководства операцией прибыл Л. Берия вместе с И. Серовым, Б. Кобуловым и С. Мамуловым. В операции были задействованы крупные силы - до 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и "СМЕРШ" и около 100 тыс. офицеров и бойцов войск НКВД, стянутых со всей страны для участия в "учениях в горной местности". Операция была рассчитана на восемь дней.

Операция "Чечевица" - активная фаза

22 февраля Берия встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции, намеченной на раннее утро 23 февраля, и предложил провести необходимую работу среди населения.

Влияние духовных лидеров было огромным и сотрудничество их в данном вопросе признавалось крайне важным. "Как партийно-советским, так и духовным лицам, используемым нами, обещаны некоторые льготы по переселению (несколько будет увеличена норма разрешенных к вывозу вещей)" , - сообщил Берия Сталину.

Для расследования операции в этом районе были созданы две комиссии - в 1956 и 1990 года, однако уголовное дело так и не было доведено до конца. В официальном отчете руководившего операцией в этом районе комиссара госбезопасности 3-го ранга М.Гвишиани говорилось лишь о нескольких десятков убитых или умерших в пути.

Кроме того, согласно опубликованному фондом "Демократия" в сборнике документов "Сталинские депортации. 1928-1953", в одном из селений были убиты три человека, в том числе восьмилетний мальчик, в другом - "пять женщин-старух", в третьем - "по неуточненным данным" "самочинный расстрел больных и калек до 60 человек".

Отдельные работники наркомата госбезопасности сообщали о "ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать", но наказания никто не понес.

Последними - 29 февраля - родные места покидала национальная политическая элита ЧИ АССР: отдельными эшелоном ее отправили в Алма-Ату. Единственное послабление для элиты состояло в том, что ее везли в нормальных пассажирских вагонах и позволили взять больше вещей. Через несколько месяцев, летом 1944 года, нескольких духовных лидеров чеченцев вызвали в республику для того, чтобы они помогли уговорить боевиков и уклонившихся от депортации чеченцев прекратить сопротивление.

Всего, как следует из доклада начальника конвойных войск НКВД генерала Бочкова Берии, в 180 эшелонах по 65 вагонов в каждом было отправлено 493 269 человек (в среднем по 2740 человек на эшелон). В пути родились 56 младенцев и умерли 1272 человека, главным образом от простуды или обострения хронических болезней.

"В переполненных до предела "телячьих вагонах", без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения... - рассказывал заведующий отделом бывшего Северо-Осетинского обкома КПСС ингуш X. Арапиев. - Пошел гулять тиф. Лечения никакого, шла война... Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда в черном от паровозной копоти снегу хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте)..."

В июле 1944 года Берия представил Сталину окончательную информацию : "Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны НКВД в феврале-марте 1944 г. было переселено на постоянное жительство в Казахскую и Киргизскую ССР 602.193 человека жителей Северного Кавказа, из них чеченцев и ингушей - 496.460 человек, карачаевцев - 68.327, балкарцев - 37.406 чел.".

Подавляющее большинство вайнахских переселенцев было направлено в Казахстан (239 768 чеченцев и 78470 ингушей) и Киргизию (70 097 чеченцев и 2278 ингушей). Районами сосредоточения чеченцев в Казахстане стали Акмолинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Семипалатинская и Алма-Атинская обл., а в Киргизии - Фрунзенская и Ошская. Сотни спецпоселенцев, работавших на родине в нефтяной промышленности, были направлены на месторождения в Гурьевской обл.

Указом от 8 марта 1944 года 714 участников депортации были награждены "за образцовое выполнение специальных заданий", в том числе боевыми орденами Суворова, Кутузова и Красного Знамени.

Однако депортация на этом не завершилась. До конца 1945 года ей подвергались чеченцы и ингуши, оставшиеся по различным причинам на территории республики, проживавшие в соседних областях и республиках, отбывавшие наказание в исправительных колониях и трудовых лагерях, расположенных на территории Европейской части РСФСР, мобилизованные в Красную Армию. По данным отдела спецпоселений МВД, среди возвратившихся с фронта спецпереселенцев Северного Кавказа насчитывалось 710 офицеров, 1696 сержантов, 6488 рядовых.

Топонимические репрессии

7 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Чечено-Ингушская АССР, и на месте районов, населенных чеченцами, был создан Грозненский округ в составе Ставропольского края. В него вошло, однако, менее 2/3 бывшей территории ЧИАССР; одновременно в его состав добавили северо-восточные районы Ставропольского края, населенные ногайцами, даргинцами, кумыками (до 1937 года эти земли входили в Дагестан) и русскими. Позднее Грозненский округ был преобразован в Грозненскую область (с включением в ее состав бывшего Кизлярского округа).

Не включенная в Грозненский округ часть Чечено-Ингушетии – ее бывшие западные и, отчасти, южные районы (то есть собственно Ингушетия) – были переданы Грузии и Северной Осетии, а восточные и юго-восточные (в частности, Веденский, Ножайюртовский, Саясановский, Чеберлоевский в существовавших границах, а также, частично, Курчалоевский, Шароевский и Гудермесский районы) присоединены к Дагестану.

Большинство районов, населенных ингушами, были включены в состав СО АССР, - за исключением Сунженского и Галашкинского (Ассинская долина) районов, включенных в Грозненский округ, а также южной части Пригородного района (Джераховская долина), отошедшей к Грузии. К Северной Осетии отошла и часть Курпского района Кабардино-Балкарии, где до депортации также проживали ингуши. Еще раньше - Указом от 1 марта 1944 года - к Северной Осетии из Ставропольского края был отнесен город Моздок с русским населением. "Освободившиеся" после депортации земли заселены в основном осетинами из Грузии (в Пригородном районе) и русскими (в Сунженском).

Соответственно, репрессированы были и все ингушские названия, их заменили осетинскими или русскими. Так, Указом ПВС РСФСР от 29 апреля 1944 года районы, отошедшие от Чечено-Ингушетии к Северной Осетии, были переименованы: а) Пседахский - в Аланский; б) Назрановский- в Коста-Хетагуровский; в) Ачалукский - в Нартовский (с переносом центра из с. Ачалуки в с. Нартовское - бывшее Кантышево). Другим Указом ПВС РСФСР (от 30 августа 1944 года) переименованы были все районы и их центры в Грозненской обл.

Переселенцы, включая детей, обязаны были еженедельно отмечаться в спецкомендатурах. За самовольное оставление места жительства полагалось 20 лет лагерей.

Власти далеко не везде смогли обеспечить вновь прибывших продовольствием, работой и жильем. Сложно сказать, чего здесь было больше: жестокости по отношению к "предателям", или обычной неразберихи, неизбежной при скоропалительном и массовом переселении.

Реабилитация и возвращение

16 июня 1956 года с чеченцев и ингушей были сняты ограничения по спецпоселению, но без права возвращения на родину.

9 января 1957 года указами Президиума ВС СССР и Президиума ВС РСФСР восстановлена Чечено-Ингушская АССР, в состав которой были включены три района, изъятые из Ставропольского края и населенные преимущественно казаками и ногайцами - Каргалинский, Шелковской и Наурский. Чеченские земли, отошедшие к Дагестану и Грузии, были полностью возвращены, у большинства районов были восстановлены чеченские и ингушские названия.

Ряд горных районов под предлогом экономической нецелесообразности ведения в них сельского хозяйства для проживания чеченцев был закрыт (Итумкалинский, Галанчжоский и Шароевский районы; до депортации в них проживало более 75 тыс. чел.), а их жителей стали селить в казачьих станицах и в плоскостных аулах трех районов, переданных из состава Ставропольского края. Было запрещено возвращение в родные аулы чеченцев-аккинцев, проживавших до депортации в Хасавюртовском, Ново-Лакском и Казбековском районах Дагестана: для них, согласно специальному постановлению Совета министров Дагестанской АССР №254 от 16 июля 1958 года, был установлен специальный паспортный режим.

Не была возвращена и примерно 1/6 часть бывших ингушских земель, в частности, прилегающий к Владикавказу и несколько усеченный при депортации Пригородный район (один из пяти ингушских районов, переданных после депортации в Северную Осетию), узкая полоска по правому борту Дарьяльского ущелья от границы с Грузией до реки Армхи (этот участок, как и Джераховское ущелье, в 1944 –1956 гг. входил в состав Грузии), а также часть бывшего Пседахского района - узкая 5–7-километровая полоса, связывающая основную территорию с Моздокским районом (так называемый "Моздокский осетинский коридор").

Сразу после указа десятки тысяч чеченцев и ингушей в Казахстане и Киргизии уволились с работы, распродали имущество и стали добиваться выезда к прежнему месту жительства.

Весной 1957 года на родину возвратилось 140 тыс. чел. (при плане в 78 тыс. чел.), а к концу года - около 200 тыс. человек. Власти были вынуждены летом 1957 года временно приостановить возвращение чеченцев и ингушей на родину.

Одной из причин была складывающаяся на Северном Кавказе напряженная ситуация - местные власти оказались не готовы к массовому возвращению и конфликтам между вайнахами и занявшими в 1944 году их дома и земли поселенцами из Центральной России и малоземельных районов Северного Кавказа.

В августе 1958 года после убийства на бытовой почве вспыхнули беспорядки, около тысячи человек захватили обком партии в Грозном и устроили там погром. Пострадали 32 человека, в том числе четыре работника МВД, умерли двое гражданских и 10 были госпитализированы, арестованы почти 60 человек.

Осетинское население из Назрановского, Пседахского и Ачалукского районов в течение 1957–1958 гг. было переселено - но не в Грузию, откуда его привозили по разнорядке, а в Пригородный район, в котором также оставались обосновавшиеся там осетинские переселенцы.

Ингушам не запрещалось возвращаться в Пригородный район. Но возвращаться приходилось в занятые чужими людьми села, строиться на окраинах и задворках, под косыми недружелюбными взглядами непрошеных соседей, а то и вовсе на пустом месте (так возник, например, совершенно новый ингушский поселок Карца). В результате Пригородный район стал ареалом чересполосного, смешанного и весьма плотного расселения двух этносов с натянутыми отношениями друг с другом.

В 1959 году на родине (с учетом Пригородного района) проживало лишь не более 60% чеченцев и 50% ингушей. К 1970 году эта доля достигла, соответственно, 90% и 85%.

В целом же темпы возвращения чеченцев и, особенно, ингушей на родину были значительно ниже, чем у других репрессированных народов. В случае ингушей это в значительной мере объясняется невозвращением земель.

В отличие от других национальных образований в составе СССР, пост первого секретаря Чечено-Ингушского обкома партии всегда занимали русские. Единственным исключением стал последний партийный глава республики Доку Завгаев .

14 ноября 1989 года и 26 апреля 1991 года были приняты законы СССР и РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в основном дублировавшие друг друга.

С одной стороны, они предусматривали "признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством".

С другой стороны, указывалось, что "процесс реабилитации не должен ущемлять права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на данных территориях".

Трудноразрешимое противоречие привело к конфликтам, так до конца не разрешенным.

Примечания

  1. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги. М., 1992.
  2. На 1 мая 1930 г. в Чечне было зафиксировано 675 общественных и 2000 кубовых мечетей, 450 общественных и 800 кубовых мулл, 34 шейха, 250 потомков пророка Магомета и прочих религиозных авторитетов, 150 знахарей, 168 арабских школ повышенного и пониженного типа, действовали 32 секты: Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР (начало XIX - середина XX в.) / В. А. Козлов, Ф. Бенвенути, М. Е. Козлова, П.М. Полян и др. М.: Фонд "Президентcкий центр Б. Н. Ельцина", 2011. С. 448-449.
  3. Чечня: Вооруженная борьба в 20-30-е годы // Военно-исторический архив, №2, 1997, С. 124.
  4. Наказанный народ. Как депортировали чеченцев и ингушей // РИА Новости, 22.02.2008.
  5. Артем Кречетников. Операция "Чечевица": 65 лет депортации вайнахов // BBC Russian, 23.02.2009.
  6. Бугай Н.Ф. Правда о депортации чеченского и ингушского народов // Вопросы истории, №7, 1990.
  7. П. Полян. Не по своей воле... История и география принудительных миграций в СССР. О.Г.И - Мемориал, Москва, 2001.
  8. Сопротивляемость организма // Известия, 17.03.2004.
  9. Бугай Н.Ф. Депортация народов. Сб. "Война и общество", 1941-1945 книга вторая. М., 2004.

В 1944 году было принято решение о массовой депортации населения чечено-ингушской АССР. В качестве причин, побудивших правительство к принятию столь жестких мер указывалось то, что чеченцы и ингуши были несправедливо обвинены в пособничестве фашистским войскам, а представителей данных национальностей практически прировняли к врагам народа.

Забери к себе:

Депортации подлежали не только жители чечено-ингушской АССР, но и представители этих национальностей, проживающие в других республиках и регионах Советского Союза.

«Память веков»

Те годы никак мы не сможем забыть,
То утро нахлынуло громом.
За сорок четвертый не сможем простить,
Изгнание наших народов.

Остались с тех пор кровавые раны,
В сердцах у сотни людей,
Почти две недели в вагонах терпели,
К себе отношений зверей!

Мы ведали горе, страданья и слезы,
Немало намучились лет,
Но мы пережили жестокое время,
И жить продолжаем свой век!

Переселенные народы были амнистированы в 1957 году и большинство депортированных чеченцев и ингушей воспользовались предоставленной возможностью и в кратчайшие сроки вернулись на родную землю. О депортации ингушей и чеченцев, которой европейский парламент дал оценку «геноцид ингушского и чеченского народа» смотрите в ролике:

Причины депортации чеченцев и ингушей

В соответствии с решением правительства СССР население Чечено-Ингушской АССР подлежало депортации. Власть боялась жителей данных территорий. Кроме этого, многие ложно докладывали, что на территории формируются различные банды.

За первые три года второй мировой войны в данных местах было ликвидировано более полусотни различных формирований. Порядка тысячи людей было убито, а около двух тысяч – арестовано. Но это была лишь верхушка айсберга, так как докладывали по предварительным подсчетам, что подобных объединений на территории республики было около 200, и в каждом состояло 2-3 тысячи человек.

Операцию по массовому переселению чеченцев и ингушей назвали «чечевица». Предположительно, такое название депортация получила из-за схожести с названием чеченской нации.

По мнению историков, основная причина принятия столь жестких мер была в том, что руководство Советского Союза считало жителей данных территорий неблагонадежными и не могло допустить, чтобы они продолжали занимать местность, расположенную на границе государства, так как это достаточно опасно. К тому же, среди чеченского населения было много семей, имеющих родственников за границей, что в советские времена также не поощрялось.

При этом, здесь необходимо отметить, что несмотря на наличие на территории проживания вайнахского народа банд-формирований, многие чеченцы и ингуши, как и другие жители Советского Союза героически воевали против немецких захватчиков. То есть эта нация испытала на себе всю боль и беду войны, потеряв на полях сражений более двух тысяч человек. Чеченцы и ингуши участвовали во многих знаковых сражениях, например, в битве за Брестскую крепость. Многие из них имели награды за проявленную храбрость, в том числе и посмертные.

Мемориал «Девять башен» в Назрани. Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.

Также в Красной армии буквально ходили легенды о 255-м чечено-ингушском кавалерийском полку, принимавшем участие в Сталинградской битве. Это боевое подразделение, также как и другие, понесло тогда огромные потери. Дополнить его чеченцами и ингушами было невозможно (по территориальным причинам), и армейское руководство приняло решение сформировать из оставшихся солдат два разведывательных дивизиона.

Стоит здесь упомянуть и тот факт, что чеченские и ингушские солдаты очень высоко ценились. Видимо, проживание в суровой горной местности, где отцы с малых лет учили мальчиков обращаться с оружием, ездить верхом и отстаивать интересы своей нации и своей семьи с оружием в руках, сыграло большую роль в формировании характера чеченцев и ингушей. А учитывая, что жизнь в горах с детства приучала таких мужчин к тяжелой работе, то почти все они были очень выносливыми и сильными.

Чеченские и ингушские солдаты, несмотря на физические перегрузки, холод и голод, сохраняли свою физическую силу, оставаясь при этом крайне опасными боевыми противниками. Если же говорить о моральных качествах представителей вайнахского народа, то многие отмечали, что их отличала жестокость, храбрость, хитрость и в тоже время хладнокровие и способность не давать волю эмоциям, даже в самых критических ситуациях.

При этом, учитывая «боевую» историю данного народа, неудивительно, что горцы легко брали в руки оружие, если считали, что их близким или их земле угрожает опасность.

Как проходила депортация

Решение о переселении чеченцев и ингушей было принято в конце января 1944 года и первое время держалось в строжайшей тайне.

Советские власти прекрасно понимали, что местное население может оказать сопротивление. Поэтому, по указу Берии, в Чечено-Ингушскую АССР, под видом проведения военных горных учений было направлено порядка 100 тысяч военных. В операции также участвовали сотрудники НКГБ, НКВД и независимых контрразведывательных организаций «Смерш» (название расшифровывается как «смерть шпионам»). Власти Советского Союза готовились к сопротивлению, но, тем не менее, постарались сделать все возможное для того, чтобы переселение прошло с минимальным количеством жертв для них, а народ умирал при переезде …

Об операции заранее сообщили своим партийным работникам, в чью задачу входило подобрать в каждом селении пару-тройку уважаемых людей, чтобы они, когда придет время, убедили своих односельчан не сбегать и не вступать в бой с советскими войсками. В тоже время сама операция хранилась в тайне от населения.

Депортация началась 23 февраля в 2 часа по местному времени. Сигналом к активным действиям послужило кодовое слово «Пантера», прозвучавшее на волнах местного радио.

При этом, позже была озвучена информация о нарушениях законности и несанкционированном расстреле жителей республики, в том числе пожилых и больных граждан. Также, по свидетельству одного из местных жителей, аул Хайбах был сожжен вместе с 700 мирными гражданами. Несмотря на все усилия властей и внезапность начала депортации, около 7 тысяч местных жителей все же смогли избежать отъезда и спрятались в горах. Эти люди объединились примерно в сотню разрозненных группировок и создали своего рода повстанческое движение.

Во время проведения операции, примерно за две недели, из республики было вывезено без малого 200 эшелонов, вместивших около 500 тысяч человек. Десятки тысяч чеченцев и ингушей погибло в пути. Основными причинами смерти людей были плохие условия, питания, холод.

При этом, по словам очевидцев, дорога была страшной. Людей везли в переполненных вагонах и морозы, а также недостаток питания, стали причиной вспышек эпидемии тифа. Умерших, приходилось хоронить в пути, в лучшем случае прямо рядом с рельсами, так как те, кто далеко отходил от вагона, могли быть убиты на месте.

По задумке властей, в местах назначения депортированным должны были предоставить кров, минимальный набор продуктов, а также рабочие места. Однако, вопреки всем указаниям это распоряжение не было выполнено. Людей высаживали без ничего, где необходимо было начинать все с нуля без крова и еды.

Сами чеченцы и ингуши также были полностью деморализованы и не приспособлены к существованию и работе в колхозах, так как их жизненный уклад и традиции сильно отличались от тех, которые им навязывали. К тому же, вайнахи очень оседлое население и вынужденный отъезд из родных мест и смена окружения, стали для них настоящей трагедией. И это не говоря о том, что многие депортированные были разлучены с родственниками.

Ситуацию осложняло и то, что большинство людей были неграмотны и не могли работать, так как всю сознательную жизнь занимались сельским хозяйством. Поэтому, жизнь в ссылке для них была крайне тяжелой и полной невзгод. Это огромная трагедия для чечено-ингушского народа, когда открыто убивали и истребляли народ, их традиции и обычаи … а след этих событий до сих пор говорит о себе..

23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица»: депортация чеченцев и ингушей «за пособничество фашистским оккупантам» с территории Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) в Среднюю Азию и Казахстан. ЧИАССР была упразднена, из её состава в Дагестанскую АССР передали 4 района, в Северо-Осетинскую АССР - один район, на остальной территории создали Грозненскую область.

Операция () была проведена под руководством наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. Выселение чечено-ингушского населения было проведено без особых проблем. В ходе операции было убито 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента», изъято более 20 тыс. единиц огнестрельного . В Среднюю Азию было отправлено 180 эшелонов с общим количеством переселяемых 493 269 человек. Операция была проведена очень эффективно и показала высокое мастерство управленческого аппарата Советского Союза.



Нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия. Он утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», прибыл в Грозный и лично руководил операцией

Предпосылки и причины наказания

Надо сказать, что ситуация в Чечне была сложной уже во время революции и Гражданской войны. Кавказ в этот период охватила настоящая кровавая смута. Горцы получили возможность вернуться к привычному «ремеслу» - грабежу и бандитизму. Белые и красные, занятые войной с друг другом, не могли в этот период навести порядок.

Тяжелой была ситуация и в 1920-е годы. Так, «Краткий обзор бандитизма в Северо-Кавказском военном округе, по состоянию на 1 сентября 1925 года» сообщает: «Чеченская автономная область является очагом уголовного бандитизма… В массе своей чеченцы склонны к бандитизму, как к главному источнику легкой наживы, чему способствует большое наличие оружия. Нагорная Чечня является убежищем для наиболее закоренелых врагов Советской власти. Случаи бандитизма со стороны чеченских банд не поддаются точному учёту» (Пыхалов И. За что Сталин выселял народы. М., 2013).

В других документах, можно обнаружить схожие характеристики. «Краткий обзор и характеристика существующего бандитизма на территории IX-го стрелкового корпуса» от 28 мая 1924 года: «Наиболее склонны к бандитизму ингуши и чеченцы. Они же менее лояльны к советской власти; сильно развито национальное чувство, - воспитываемое религиозными учениями, особенно враждебны к русским - гяурам». Выводы авторы обзора сделали верные. По их мнению, основными причинами развития бандитизма среди горцев были: 1) культурная отсталость; 2) полудикие нравы горцев, склонных к лёгкой наживе; 3) экономическая отсталость горского хозяйства; 4) отсутствие твердой власти на местах и политико-просветительной работы.

Информационный обзор штаба IX-го стрелкового корпуса о развитии бандитизма в районах расположения корпуса Кабардино-Балкарской АО, Горской ССР, Чеченской АО, Грозненской губернии и Дагестанской ССР в июле-сентябре 1924 года: «Чечня является букетом бандитизма. Количество главарей и непостоянных бандитских шаек, совершающих грабежи, главным образом, на соседних с Чеченской областью территориях, не поддаётся учёту».

Для борьбы с бандитами в 1923 году провели локальную войсковую операцию, но её оказалось недостаточно. Особенно обострилась ситуация в 1925 году. При этом надо отметить, что бандитизм в Чечне в этот период носил чисто уголовный характер, идейного противостояния под лозунгами радикального ислама не наблюдалось. Жертвами грабителей становилось русское население из сопредельных с Чечнёй районов. Страдали от чеченских бандитов и дагестанцы. Но, в отличие от русских казаков, оружие у них советская власть не отняла, поэтому дагестанцы могли отбивать грабительские рейды. По старой традиции подвергалась грабительским набегам и Грузия.

В августе 1925 года началась новая широкомасштабная операция по зачистке Чечни от бандформирований и изъятию оружия у местного населения. Привыкшие к слабости и мягкости советских властей, чеченцы первоначально готовились к упорному сопротивлению. Однако на этот раз власти действовали жестко и решительно. Чеченцы были потрясены, когда на их территорию вошли многочисленные войсковые колонны, усиленные артиллерией и авиацией. Операция проходила по типовой схеме: враждебные аулы окружали, передавали требование выдать бандитов и оружие. При отказе начинали пулемётно-артиллерийский обстрел и даже удары с воздуха. Саперы уничтожали дома главарей бандформирований. Это вызывало перелом в настроении местного населения. О сопротивлении, даже пассивном, больше не думали. Жители аулов сдавали оружие. Поэтому жертвы среди населения были небольшими. Операция была успешной: захватили всех крупных бандитских главарей (всего арестовали 309 бандитов, из них 105 расстреляли), изъяли большое количество оружия, боеприпасов - более 25 тыс. винтовок, более 4 тыс. револьверов и т. д. (Надо отметить, что теперь все эти бандиты реабилитированы как «невинные жертвы» сталинизма.) На некоторое время Чечня была успокоена. Жители продолжали сдавать оружие и после завершения операции. Однако успех операции 1925 года не был закреплен. На ключевых позициях в стране продолжали сидеть явные русофобы, имеющие связи с заграницей: Зиновьев, Каменев, Бухарин и т. д. Политика борьбы с «великорусским шовинизмом» продолжалась вплоть до начала 1930-х годов. Достаточно сказать, что Малая советская энциклопедия расхваливала «подвиги» Шамиля. Казаки были лишены прав, «реабилитация» казачества началась только в 1936 году, когда Сталин смог отодвинуть от власти основные группы «троцкистов-интернационалистов» (тогдашняя «пятая колонна» в СССР).

В 1929 году в состав Чечни включили такие чисто русские территории, как Сунженский округ и город Грозный. В Грозном по переписи 1926 года проживало только около 2% чеченцев, остальные жители города были русскими, малороссами и армянами. Даже татар в городе было больше, чем чеченцев, - 3,2%.

Поэтому не удивительно, что как только в СССР возникли очаги нестабильности, связанные с «перегибами» в ходе коллективизации (местный аппарат, который проводил коллективизации, во многом состоял из «троцкистов» и сознательно разжигал в СССР смуту), в 1929 году в Чечне вспыхнуло крупное восстание. В докладе командующего войсками СКВО Белова и члена РВС округа Кожевникова подчёркивалось, что пришлось дело иметь не с отдельными бандитскими выступлениями, а «прямым восстанием целых районов, в котором почти всё население принимало участие в вооружённом выступлении». Восстание было подавлено. Однако его корни не были ликвидированы, поэтому в 1930 году провели ещё одну войсковую операцию.

Не успокоилась Чечня и в 1930-е годы. Весной 1932 года вспыхнуло новое крупное восстание. Бандформирования смогли блокировать несколько гарнизонов, но вскоре были разбиты и рассеяны подошедшими частями Красной Армии. Следующее обострение ситуации произошло в 1937 году. С этого пришлось активизировать борьбу с бандитскими и террористическими группами в республике. В период с октября 1937 года по февраль 1939 года на территории республике действовало 80 группировок общей численностью 400 человек, ещё более 1 тыс. бандитов находились на нелегальном положении. В ходе предпринятых мер бандитское подполье было зачищено. Арестовали и осудили более 1 тыс. человек, изъяли 5 пулеметов, более 8 тыс. винтовок и другое оружие и боеприпасы.

Однако затишье не было долгим. В 1940 году бандитизм в республике снова активизировался. Большинство банд пополнялось за счёт беглых преступников и дезертиров Красной Армии. Так, с осени 1939 года по начало февраля 1941 года из РККА дезертировало 797 чеченцев и ингушей.

Во время Великой Отечественной войны чеченцы и ингуши «отличились» массовым дезертирством и уклонением от службы в армии. Так, в докладной записке на имя наркома внутренних дел Лаврентия Берия «О положении в районах Чечено-Ингушской АССР», составленной заместителем наркома госбезопасности, комиссаром госбезопасности 2-го ранга Богданом Кобуловым от 9 ноября 1943 года сообщалось, что в январе 1942 года при комплектовании национальной дивизии удалось призвать только 50% личного состава. Ввиду упорного нежелания коренных жителей ЧИАССР идти на фронт, формирование чечено-ингушской кавалерийской дивизии так и не было завершено, тех, кого удалось призвать, направили в запасные и учебные части.

В марте 1942 года из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек. Они перешли на нелегальное положение, ушли в горы, присоединились к бандам. В 1943 году из 3 тыс. добровольцев дезертировало 1870 человек. Что понять огромность этой цифры, стоит сказать, что находясь в рядах РККА, в годы войны погибло и пропало без вести 2,3 тыс. чеченцев и ингушей.

Одновременно во время войны в республике пышным цветом расцвёл бандитизм. С 22 июня 1941 по 31 декабря 1944 года на территории республики было отмечено 421 бандитское проявление: нападения и убийства на бойцов и командиров РККА, НКВД, советских и партийных работников, нападения и ограбления государственных и колхозных учреждений и предприятий, убийства и ограбление простых граждан. По числу нападений и убийств командиров и бойцов Красной Армии, органов и войск НКВД ЧИАССР в этот период немного уступила только Литве.

За этот же период времени в результате бандитских проявлений было убито 116 человек, а в ходе операций против бандитов погибло 147 человек. При этом было ликвидировано 197 банд, убито 657 бандитов, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной. Таким образом, в рядах бандформирований, которые воевали против Советской власти, погибло и было арестовано намного более чеченцев и ингушей, чем тех которые погибли и пропали без вести на фронте. Нельзя также забывать о том факте, что в условиях Северного Кавказа бандитизм был невозможен без поддержки местного населения. Поэтому пособниками бандитов была значительная часть населения республики.

Что интересно, в этот период Советской власти приходилось бороться в основном с молодой бандитской порослью - выпускниками советских школ и вузов, комсомольцами и коммунистами. К этому времени ОГПУ-НКВД уже выбило старые кадры бандитов, воспитанных в Российской империи. Однако молодежь пошла по стопам отцов и дедов. Одним из таких «молодых волков» был Хасан Исраилов (Терлоев). Он в 1929 году вступил в ВКП (б), поступил в Комвуз в Ростове-на-Дону. В 1933 году был отправлен в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока им. Сталина. После начала Великой Отечественной войны Исраилов вместе со своим братом Хусейном перешел на нелегальное положение и начал подготовку всеобщего восстания. Начало восстания планировалось на 1941 год, но затем его перенесли на начало 1942 года. Однако из-за низкого уровня дисциплины и отсутствия хорошей связи между повстанческими ячейками, ситуация вышла из под контроля. Скоординированного, одновременного восстания не состоялось, вылившись в выступления отдельных групп. Разрозненные выступления подавили.

Исраилов не сдался и начал работу по партийному строительству. Основным звеном организации были аулкомы или троки-пятёрки, проводившие антисоветскую и повстанческую работу на местах. 28 января 1942 года Исраилов провел в Орджоникидзе (Владикавказ) нелегальное собрание, которое учредило «Особую партию кавказских братьев». Программа предусматривала учреждение «свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи». Партия должна была бороться с «большевистским варварством и русским деспотизмом». Позднее, для того, чтобы подстроиться под гитлеровцев Исраилов преобразовал ОПКБ в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев». Её численности достигла 5 тыс. человек.

Кроме того, в ноябре 1941 года была учреждена «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация». Её лидером был Майрбек Шерипов. Сын царского офицера и младший брат героя Гражданской войны Асланбека Шерипова, Майрбек вступил в ВКП (б), и в 1938 году был арестован за антисоветскую пропаганду, но в 1939 году его отпустили за недоказанностью вины. Председатель Леспромсовета ЧИАССР осенью 1941 года перешел на нелегальное положение и начал объединять вокруг себя главарей бандформирований, дезертиров, беглых преступников, а также установил связи с религиозными и тейповыми лидерами, склоняя их к восстанию. Основная база Шерипова была в Шатоевском районе. После приближения фронта к границам республике, в августе 1942 года Шерипов поднял крупное восстание в Итум-Калинском и Шатоевском районах. 20 августа повстанцы окружили Итум-Кале, но взять селение не смогли. Небольшой гарнизон отбил атаки бандитов, а подошедшее подкрепление обратило чеченцев в бегство. Шерипов попытался соединиться с Исраиловым, но в ходе спецоперации был уничтожен.

В октябре 1942 года восстание поднял немецкий унтер-офицер Реккерт, заброшенный в августе в Чечню во главе разведывательно-диверсионной группы. Он установил связь с бандой Сахабова и при содействии религиозных авторитетов завербовал до 400 человек. Отряд был снабжен оружием, сброшенным с немецких самолетов. Диверсанты смогли поднять на восстание некоторые аулы Веденского и Чеберлоевского районов. Однако власти быстро подавили это выступление. Реккерта уничтожили.

Горцы внесли и посильный вклад в военную мощь Третьего рейха. В сентябре 1942 года в Польше были сформированы три первых батальона Северо-Кавказского легиона - 800-й, 801-й и 802-й. При этом в 800-м батальоне имелась чеченская рота, в 802-м - две роты. Численность чеченцев в немецких вооруженных силах была небольшой ввиду массового дезертирства и уклонения от службы, число чеченцев и ингушей в рядах РККА была небольшой. Поэтому и пленных горцев была мало. Уже в конце 1942 года 800-й и 802-й батальоны отправили на фронт.

Почти одновременно в Миргороде Полтавской области начинают формировать 842-й, 843-й и 844-й батальоны Северо-Кавказского легиона. В феврале 1943 года их отправили в Ленинградскую область для борьбы с партизанами. В это же время в местечке Весола формируют батальон 836-А (буква «А» означала «айнзатц» - уничтожение). Батальон специализировался на карательных операциях и оставил длинный кровавый след в Кировоградской, Киевской областях и во Франции. В мае 1945 года остатки батальона были пленены британцами в Дании. Горцы просили британского подданства, но были выданы СССР. Из 214 чеченцев 1-й роты 97 привлекли к уголовной ответственности.

По мере приближения фронта к границам республики немцы стали забрасывать на территорию ЧИАССР разведчиков и диверсантов, которые должны были подготовить почву для масштабного восстания, совершать диверсии и теракты. Однако наибольшего успеха достигла только группа Реккера. Чекисты и армия действовали оперативно и предотвратили восстание. В частности, неудача постигла группу обер-лейтенанта Ланге, заброшенную 25 августа 1942 года. Преследуемый советскими подразделениями, обер-лейтенант с остатками своей группы, с помощью проводников-чеченцев, был вынужден перейти через линию фронта обратно к своим. Всего немцы забросили 77 диверсантов. Из них 43 было обезврежено.

Немцы даже подготовили «наместника Северного Кавказа - Османа Губе (Осман Сайднуров). Осман в Гражданскую войну воевал на стороне белых, дезертировал, жил в Грузии, после её освобождения Красной Армией, бежал в Турцию. После начала войны прошел курс обучения в немецкой разведшколе и поступил в распоряжение военно-морской разведки. Губе-Сайднурову, для повышения авторитета среди местного населения, даже разрешили называть себя полковником. Однако планы по разжиганию восстания среди горцев провалились - чекисты схватили группу Губе. Во время допроса несостоявшийся кавказский гауляйтер сделал весьма интересное признание: «Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им».

Интересен и тот факт, что местное руководство внутренних дел фактически саботировало борьбу с бандитизмом и переходило на сторону бандитов. Возглавлявший НКВД ЧИАССР капитан госбезопасности Султан Албогачиев, ингуш по национальности, саботировал деятельность местных чекистов. Албогачиев действовал в связке с Терлоевым (Исраиловым). Предателями оказались и многие другие местные чекисты. Так, изменниками были начальники райотделов НКВД: Старо-Юртовского - Эльмурзаев, Шароевского - Пашаев, Итум-Калинского - Межиев, Шатоевского - Исаев и т. д. Множество предателей оказалось и среди рядовых сотрудников НКВД.

Схожая картина была и в среде местного партийного руководства. Так, при приближении фронта бросили работу и бежали 16 руководителей райкомов ВКП (б) (в республике было 24 района и город Грозный), 8 руководящих работников райисполкомов, 14 председателей колхозов и другие члены партии. Видимо, те, кто остался на своих местах, просто были русскими или «русскоговорящими». Особенно «прославилась» парторганизация Итум-Калинского района, где в бандиты подался весь руководящий состав.

В результате в годы тяжелейшей войны республику охватила эпидемия массового предательства. Чеченцы и ингуши полностью заслужили своё наказание. Причём надо отметить, что по законам военного времени Москва могла покарать многие тысячи бандитов, предателей и их пособников намного жестче, вплоть до расстрела и длительных сроков тюремного заключения. Однако мы в очередной раз видим пример гуманизма и великодушия сталинского правительства. Чеченцев и ингушей выселили, отправили на перевоспитание.

Психологическая особенность проблемы

Многие нынешние граждане западного мира, да и России, не в состоянии понять, как можно наказать целый народ за преступления отдельных его групп и «отдельных представителей». Они исходят из своих представлений об окружающем мире, когда их окружает в целом мир индивидуалистов, атомизированных личностей.

Западный мир, а затем и Россия, после индустриализации утратили структуру традиционного общества (по сути, крестьянского, аграрного), связанного общинными связями, круговой порукой. Запад и России перешли на иной уровень цивилизации, когда каждый человек отвечает только за свои преступления. Однако, при этом европейцы забывают, что на планете по-прежнему существуют области и регионы, где преобладают традиционные, родоплеменные отношения. Таким регионом является и Кавказ, и Средняя Азия.

Там люди связаны семейными (включая большие патриархальные семьи), клановыми, племенными отношениями, а также землячеством. Соответственно, если человек совершает преступление, за него отвечает и наказывает его местная община. В частности, поэтому на Северном Кавказе редки изнасилования местных девушек, родственники при поддержке местной общины просто «зароют» преступника. Милиция закроет на это глаза, так она состоит из «своих людей». Однако, это не значит, что «чужие» девушки, за которыми не стоит сильный род, община, в безопасности. «Джигиты» могут себя вольно вести и на «чужой» территории.

Круговая порука - это яркая отличительная черта любого общества, находящего на родоплеменной стадии развития. В таком обществе нет случая, о котором не знало бы всё местное население. Нет скрывающегося бандита, убийцы, о месте расположения которого не знают местные. Ответственность за преступника несёт весь род и поколение. Такие взгляды очень сильны и сохраняются из века в век.

Такие отношения были характерны для эпохи родоплеменных отношений. В период Российской империи, а ещё сильнее в годы Советского Союза, Кавказ и Средняя Азия подверглись сильному цивилизационному, культурному влиянию русского народа. Городская культура, индустриализация, мощная система воспитания и образования оказали на эти регионы сильнейшее влияние, они начали переход от родоплеменных отношений к более передовому обществу городского индустриального типа. Если бы СССР существовал ещё несколько десятилетий, переход был бы завершен. Однако СССР разрушили. Северный Кавказ и Средняя Азия не успели завершить переход к более развитому обществу, и начался быстрый откат в прошлое, архаизация социальных отношений. Всё это происходило на фоне деградации системы образования, воспитания, науки и народного хозяйства. В итоге мы получили целые поколения «новых варваров», спаянных семейными, родовыми традициями, волны которых постепенно захлестывают российские города. Причем они смыкаются с местными «новыми варварами», которых плодит деградировавшая (сознательно упрощенная) российская система образования.

Таким образом, необходимо ясно осознавать тот факт, что Сталин, который отлично знал особенности этнопсихологии горских народностей с её принципами круговой поруки и коллективной ответственности всего рода за преступление, совершенное его членом, так как сам был с Кавказа, совершенно правильно наказал целый народ (несколько народов). Если бы местное общество не поддерживало гитлеровских пособников и бандитов, то первых коллаборационистов передавили бы сами местные жители (или сдали бы властям). Однако чеченцы сознательно пошли на конфликт с властью, и Москва их наказала. Все разумно и логично - за преступления необходимо отвечать. Решение было справедливым и даже в некотором отношении мягким.

Сами горцы тогда знали, за что их наказывают. Так, среди местного населения тогда ходили следующие слухи: «Советская власть нам не простит. В армии не служим, в колхозах не работаем, фронту не помогаем, налогов не платим, бандитизм кругом. Карачаевцев за это выселили - и нас выселят».