Роль пейзажа в поэме мцыри. Описание природы и роль пейзажа в поэме мцыри лермонтова сочинение

Поэма «Мцыри», написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический пейзаж. Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в душу героя и понять его. А с другой стороны - он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.

Действие поэмы разворачивается неподалеку от Кавказского горного хребта, причем Лермонтов даже точно указывает место событий: монастырь Мцыри находится близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Интересно, что поэт описывал реально существующий монастырь, который уцелел до наших дней и сейчас является местом паломничества - в особенности для почитателей творчества Лермонтова. Приезжающие туда туристы могут насладиться потрясающими горными пейзажами: монастырь стоит на небольшом возвышении и сразу за ним виднеется уходящая в небо цепь кавказских гор. Чем-то диким и первозданным веет от этих мест, и легко поверить, что здесь могла вырасти такая гордая и непокорная натура, как Мцыри. Пейзажи Кавказа глубоко затронули душу самого Лермонтова, и именно благодаря им замысел поэмы окончательно выкристаллизовался. Известно, что первоначально поэт не знал, куда поместить своего героя. Он написал две небольших поэмы-наброска, «Исповедь» и «Боярин Орша», но лишь посетив Кавказ, смог приступить к созданию окончательной версии. Этот пейзаж идеально отвечал всем замыслам автора и полностью соответствовал понятию романтического пейзажа: необычного и контрастного. Кроме того, для читателя-современника Лермонтова само понятие Кавказ служило синонимом свободы и свободомыслия, поскольку туда ссылали всех неугодных режиму (так оказался там и сам автор).

Кавказ был своего рода паролем, после прочтения которого читатель настраивался на нужный лад - и не оставался обманутым.

Пейзаж в поэме представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Эти два взгляда порою сливаются воедино, и из уст персонажа звучат глубоко поэтичные, вдохновенные описания виденной им природы. В такие минуты кажется, что сам Лермонтов говорит за своего героя, что это своей болью и своей страстью к свободе делится он с читателем…

Как сердце билося живей
При виде солнца и полей…

Первый пейзаж, который предстает перед читателем - это унылый и печальный монастырский пейзаж. Описывая его, в противовес последующим изображениям живой природы, скупо и сухо, Лермонтов сразу же намечает романтический конфликт между двумя мирами: миром свободы и несвободы. Отметим, что нигде в поэме подробно не упоминается о том, насколько плохо жилось Мцыри в монастыре. Но об этом можно с легкостью догадаться по его восторженному рассказу об увиденном в краткие три дня побега. Солнечный свет, легкое дуновение ветерка, цветущие растения и поющие птицы - вот все то очарование жизни, которого Мцыри, запертый в каменных стенах, был лишен. Так через пейзаж в поэму вводится проблема свободы и несвободы, проблема отобранной у Мцыри жизни. «Я молод, молод!

» - с болью восклицает Мцыри, очарованный красотой открывшегося перед ним огромного мира. В этом восклицании звучит страстное желание глубже узнать жизнь, насладиться всеми ее проявлениями, - и все эти желания пробуждает в Мцыри пейзаж. А благодаря открывшимся перед ним видам гор главный герой вспоминает свою семью. Расплывчатые воспоминания, отобранные у него монастырем, формируются в четкую картину. Так к Мцыри приходит осознание того, что для него в жизни наиболее важно, так в его душе зарождается мечта добраться на родину.

На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. В самом начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень» и «озолотившийся восток». Пространство ощущается огромным и свободным: «пышные поля», «разросшиеся деревья». Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Тут видно, что роль пейзажа в поэме «Мцыри» не сводится к одному фону, на котором разворачивается повествование. Напротив, местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу.

Во второй части поэмы Лермонтов использует прием олицетворения природы. Его поэтическое мастерство особенно ярко проявляется в кульминационном эпизоде с барсом: ночной лес застывает, наблюдая за страшной битвой, и сам напоминает читателю живое и недоброе существо:

Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна. Вдруг во ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры…

Сам барс также воспринимается как разумное существо со своей недоброй волей - он, как и лесная чаща, преграждает Мцыри путь на родину. В этом эпизоде проявляется новаторство Лермонтова, ведь он применяет романтический пейзаж, обычно используемый исключительно для выражения чувств главного героя, в совершенно других целях. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы видим, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри» - она состоит в создании мотива абсолютного одиночества. Трагедия Мцыри в том, что ни один из двух миров, ни монастырский, ни природный, не оказался ему родным по-настоящему, он изгнан отовсюду. Да, природа дала ему ощущение свободы, но она же его и погубила, и оттого:

Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…

Тест по произведению

ПЕЙЗАЖ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. Поэма М. Лермонтова «Мцыри» была завершена в 1839 году. Появлению её предшествовал интерес, проявляемый пи­сателем к судьбе человека, который обладая пылкой душой, вынужден томиться в неволе. Это произведение, по мнению некоторых критиков,- лучшее лермонтовское создание, рно «осталось непревзойденным».

Тема родины, а рядом с ней темы вольности и природы – основные в поэме. Они развиваются параллельно и неотдели­мо друг от друга. Уже первая строфа содержит намёк на то, как прочно сплетен в поэме мир человека и природы: …сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры Струи Арагвы и Куры…

Место действия поэмы - Грузия. Здесь мы встречаем великолепные и очень натуральные картины природы это­го края, которые играют в произведении важную роль, так как величие и красота природы за стенами монастыря - то единственное, что напоминает герою его родину, что не не­сет примет плена. Так представление о свободе и родине сли­вается в сознании Мцыри в романтичную и яркую картину: горы, скалы, стремительные потоки… Сам герой близок ди­кой природе Кавказа:

Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб, и гибок, как тростник.

Шли годы. Мальчик научился скрывать свои чувства и мечты. «Грозой оторванный листок», он не только тянул­ся всей душой к полузабытой родине - он дал себе клятву вернуться туда. Мир, который Мцыри наблюдал только с вы­сокой угловой башни,- солнце, поля, скалы - заставлял еще сильнее рваться на свободу. Гроза прозвучала синхрон­но с бурей чувств в душе юноши и могучим приливом сил. Сам себе он кажется исполином:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил.

Он ощущает себя не просто пассивным созерцателем, но и активным участником процессов, которые переживает при­рода. Каждый ее уголок полон для юноши тайного смысла: Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

МЦыри понятны «все природы голоса». Припав к земле, он вслушивается в волшебный шепот кустов. Ему дано свы­ше угадывать тайные думы окрестных лесов и скал и наблю­дать за свободными и легкими облаками, которые «облачко за облачком» направляются туда, где родина юноши, туда, где виден «седой незыблемый Кавказ».

Вполне закономерно субъективное восприятие природы у Мцыри. Выси горных хребтов кажутся ему алтарями, куря­щимися в небе в час утренней зари. По его словам, небесный свод «в то утро был так чист, что ангела полет прилежный взор следить бы мог…» Капли росы на растениях напоми­нают ему «следы небесных слёз» в цветущем первозданном саду, где кусты шепчутся между собой «о тайнах неба и зем­ли» и где все «волшебные голоса» соединяются в торжест­венном гимне. Бежав от «душных келий и молитв», Мцыри, охваченный нахлынувшими на него новыми впечатления­ми, восторгается окружающей природой. В ней, как в храме, юноша нашёл то, чего не могли дать ему монахи и цер­ковные песнопения.

Но природа не единообразна в своем воздействии на героя. Наступает момент - вторая ночь после побега, когда родные горы кажутся бесконечно далекими, а мир природы - полным враждебности и препятствий: «Всё лес был, вечный лес кру­гом, страшней и гуще каждый час…» А вот и реальная опас­ность: предстоит схватка с барсом. Мцыри полон воинской отваги, жаждой борьбы… Бой окончен. Юноша, «собрав ос­таток сил, побрел» по лесу, но свежий и многообещающий ропот дубрав был обманчив: рядом возникают стены нена­вистного монастыря. «В тюрьме воспитанный цветок», юно­ша не смог претворить в жизнь свою мечту о родине и сво­боде. В эти последние мгновения, проведенные Мцыри на воле, природа жестоко обходится с поверженным:

…палил меня

Огонь безжалостного дня.

Всё окружающее было полно равнбдушия к юноше-горцу:

Мир божий спал В оцепенении глухом

Отчаянья тяжёлым сном.

Умирающий Мцыри сквозь обрывки впечатлений и вос­поминаний, в предсмертном бреду обращается к монаху, сви­детелю его исповеди, с последней просьбой:

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций два куста…

Оттуда виден и Кавказ.

В умирающем теплится надежда, что родина вместе с про­хладным ветерком пришлет ему прощальный привет.

Невозможно говорить о герое поэмы Лермонтова «Мцы­ри», не касаясь его взаимоотношений с природой, которая вы­ступает в произведении в качестве единственного «партнера» героя. Ощущение своего родства с окружающим миром, со стихийными силами природы в сочетании с горячей любо­вью к родине, жаждой жизни и борьбы - таковы характер­нейшие черты Мцыри, гармонически сочетающиеся в его мо­гучей личности.

Произведение Лермонтова "Мцыри" было написано в 1839 году. В его основу легла реальная история, услышанная Лермонтовым от одного монаха.

Главный герой - Мцыри - живёт в монастыре. Он хочет из него сбежать. Он хочет свободы, увидеть мир. Монастырь в этом произведении - образ неволи, "тюрьмы", а природа - образ свободы. Когда Мцыри сбегает, бушует буря, клубятся тёмные тучи, сверкают молнии, на небе нет ни одной звезды, даже луны: "Обняться с бурей был рад!/ Глазами тучи я следил/ Рукою молнии ловил.../.

" Потом гроза утихает, ночь быстро проходит и наступает прекрасное утро. Природа отражает чувства Мцыри. Даже буря и ночь его не пугают, он счастлив очнуться на свободе. Но его всё равно "грызут" страхи, "гложат" сомнения, "мучают" вопросы, такие как "А вдруг погоня?" "Что будет, если найдут меня?", и т.д. Но сомнения быстро покидают его. Это отражается и на времени суток - наступает прекрасный рассвет. Главный герой понимает, что его долгожданный побег удался, он наконец-то на свободе, которую он так давно жаждал получить.

Мцыри оказывается в Божьем саду. Там много прекрасных растений и птиц, которые поют чудесными голосами. Природа отражает счастье и свободу, которые испытывает беглец. Автор передаёт это, используя различные эпитеты в своей поэме: "растений радужный наряд", "кудри виноградных лоз", "прозрачная зелень листов", "волшебные голоса", "торжественный хваленья час".

Потом Мцыри уходит из Божьего сада и слышит песню, которую поёт грузинка. Он засыпает, убаюканный её голосом. Она сниться ему. Её образ навевает Мцыри мысли и воспоминания о родном доме. Когда Мцыри снова просыпается, то уже наступила ночь, на небе полная луна, озаряющая всё своим светом. Вдалеке он видит Кавказские горы и решает пойти к ним. Он решает идти через густой и тёмный лес, но он, к сожалению, заблудился в нём. Ночь и тёмный лес олицетворяют сомнения, мучающие главного героя, его потаённые страхи и пугающие мысли. "И я пробудились/ Уж луна сияла./ Из виду горы потерял/ И тут с пути сбиваться стал/."

Мцыри очутился на лесной полян, где потом его заметил барс. Поляна - арена схватки главного героя с барсом. Мир будто застыл, наблюдая за их борьбой за жизнь. Барс - ночной хищник, образ самого потаённого и жуткого страха. Но Мцыри победил барса, победил свой страх.

Мцыри вышел из леса и увидел туман. Ему кажется, что он слышит голоса, доносящиеся из аула, но он исчезает и на его месте возникает монастырь, разносящий звон колоколов. На Мцыри нахлынуло разочарование, что он вновь вернулся к своей "тюрьме", что ему никогда не удастся побывать в родном крае, увидеться со своей семьёй.

Далее мцыри рассказывает старцу про цветок, с которым он олицетворяет себя и свою жизнь. Главному герою становится плохо, его мучает жажда, он видит миражи и теряет сознание. В таком состоянии его находят монахи и везут в монастырь.

Перед тем как умереть, он просит старца похоронить его не в стенах монастыря, а на свободе. В саду, где цветут чудесные белые акации, растёт мягкая ярко-зелёная травка, свежий и чистый воздух, откуда видны высокие Кавказские горы.

Большую роль в поэме Лермонтова "Мцыри" играет природа. Именно через неё и её изменения автор передаёт внутренние чувства, страхи, переживания, надежды и мечты главного героя Мцыри.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пейзажные зарисовки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок литературы в 8 классе (проверка знания текста, умения анализировать текст)

(урок 2 в системе уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова) Цели: проверяем знание текста, учимся понимать взаимосвязь между чувствами автора, лирического героя и читателя, развиваем творческие способности, воспитываем умение воспринимать прекрасное. Информационные источники: текст поэмы «Мцыри» (любое издание), альбом репродукций «М. Ю. Лермонтов». Урок проводится в компьютерном классе в связи с необходимостью использования графического редактора Paint .

1. Повторение: проверка знания текста Что значил для Лермонтова Кавказ? Вспомните, какие произведения Лермонтов посвятил ему (просмотр репродукций картин Лермонтова в альбоме). Пересказ сюжета поэмы «Мцыри». Какие эмоции вы уловили во время чтения? Переход к проверке домашнего задания: каким образом пейзаж в этом произведении помогает понять состояние лирического героя?

2. Проверка домашнего задания: чтение выбранных пейзажных зарисовок. Ты хочешь знать, что видел я На воле? – пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды тёмных скал, когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! В ущелье там бежал поток. Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок, Играть я в полдень уходит И взором ласточек следил, Когда они перед дождём Волны касалися крылом.

И было всё на небесах Светло и тихо. Сквозь пары Вдали чернели две горы. Наш монастырь из-за одной Сверкал зубчатою стеной. Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко… Уж луна Вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей, Объятья жадные раскрыв. Мир тёмен был и молчалив; Лишь серебристой бахромой Вершины цепи снеговой Вдали сверкали предо мной Да в берега плескал поток.

Когда я стану умирать, И верь тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Азалий белых два куста… Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист! Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт, Пришлёт с прохладным ветерком… И близ меня перед концом Родной опять раздастся звук! И стану думать я, что друг Иль брат, склонившись надо мной, Отёр внимательной рукой С лица кончины хладный пот И что вполголоса поёт Он мне про милую страну… И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!..

3. Беседа о прочитанном: проверка умения ориентироваться в тексте Мы увидели разные картины природы как бы глазами главного героя. В какие моменты нам показаны яркие, жизнеутверждающие образы? Как поэт использует приём олицетворения? О каких особенностях мировоззрения лирического героя говорит его видение мира? Какие необычные эпитеты встретились в поэме? Чем удивил нас Лермонтов?

4. Исследование текста (письменная работа) Какие краски использует автор в пейзажных зарисовках? Какие образы привлекают внимание в первую очередь? Почему? Как настроение героя отзывается во всём, что видит он вокруг? Какие картины природы, увиденные Мцыри, произвели на вас самое глубокое впечатление? Почему?

5. Творческая работа (в графическом редакторе) Попробуйте создать картину, которая передаст ваши чувства после прочтения поэмы «Мцыри». Используйте краски и образы, о которых говорили во время подготовительной работы.

Результат проделанной работы: Альбом «Картины природы в произведениях М. Ю. Лермонтова»

Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды тёмных скал, когда поток их разделял

Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко…

Уж луна Вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей, Объятья жадные раскрыв. Мир тёмен был и молчалив

Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист!

После просмотра творческих работ: Посмотрим на репродукции картин самого Лермонтова. Получилось ли некоторое сходство в выборе красок, образов? Попробуем подобрать подписи к картинам М. Лермонтова из его же произведения.

Вид Тифлиса

Окрестности селения Караагач

Вид Пятигорска

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета

Крестовый перевал

6. Итог урока Каким образом М. Ю. Лермонтову удалось так полно передать чувства своего героя? Можем ли мы сказать, что природа в этой поэме – тоже в какой-то мере действующее лицо?

Домашнее задание Указать композиционные части поэмы. Выбрать эпизоды, характеризующие главного героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации к уроку литературы в 11 классе по теме "А. Блок. Поэма "Двенадцать" представлен большой материал, который иллюстрирует не только само произведение, но и эпоху революции в России. А со...

Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса рассматривает образ Чичикова с то...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Каковы отличительные черты романтического пейзажа? Приведите примеры романтической описания природы в поэме М. Ю. Лермон­това.

Ответ

Поэма «Мцыри» написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь.

Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению с ранней лирикой, теперь одиночество лирического героя воспринимается как его свобода, то есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира «здесь» и мира «там», противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира.

В текст поэмы включены все значимые компоненты романтического произведения, как-то: необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический
пейзаж.

Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в
душу героя и понять его. А с другой стороны — он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.

Все действие поэмы происходит на фоне кавказской природы, пышной и роскошной, которая олицетворение свободы для Мцыри. Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой:

«О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил», «рукою молнии ловил».

Пейзаж показан глазами героя и передает мысль и чувства. Первая картина — разделенные потоком берега — одиночество, отчаяние. Заключительная — облака, направляющие на восток, к Кавказу, — непреодолимое стремление на родину.

Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри (как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты…). С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетаясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей (Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей). В этих сравнения – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.

Но покой и благодать, разлитые в природе, противопоставлены тоске и тревоге лирического героя.

Кругом меня цвел Божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой.
И снова я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.

Герой тоскует, что живёт во времени, а не в вечности, как природа.