Роджерса первый. Последние годы жизни

Карл Рэнсом Роджерс (1902- 1987 гг.) родился в городке Оук Парк, в пригороде Чикаго, штат Иллинойс. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно довлело над ним тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста. Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого. Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разного рода сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности. Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. В возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию. Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности. Рождерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 г. в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе но предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 г. он начал академическую карьеру. Роджерс преподавал в университетах штатов Огайо, Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теория и метод психотерапии.

Основные положения учения Роджерса

Согласно К. Роджерсу, люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознанием, наиболее важным является то, как человек воспринимает свой внутренний мир.

Самость - это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. Идеальная самость - представление о себе как об идеале. Истинная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние. «Принятие себя таким человеком, каким ты действительно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть есть признак душевного здоровья». Идеальная самость может быть движущей силой в процессе развития личности, но может быть и причиной невротического срыва.

К. Роджерс вводит понятие условие ценности. Это своего рода мерило истинного Я. Гиперопека или гипоопека родителей - это, прежде всего, неправильный выбор условий ценности в отношениях со своими детьми.

Конгруэнтность. Опыт, который приобретает человек в течение жизни и который называется «феноменальным полем», уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, т.к. не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. При высокой степени конгруэнтности то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем более или менее совпадает между собой.

Социальные отношения. Только во взаимоотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. Главное - умение найти в себе силы и возможность разрушить барьер, препятствующий межличностному контакту.

Семья - одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях:
- постоянно поддерживаемые обязательства друг перед другом (партнерство-динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера по браку);
- выражение чувств (оказывающих позитивное воздействие на партнера);
- неприятии специфических ролей (искренность);
- способности понять и разделить внутреннюю жизнь партнера (основана на умении понять и принять самого себя таким, каков ты есть на самом деле).

Карл Рэнсом Роджерс родился 8 января 1902 года в городе Оук-Парк, США. Был четвертым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и подрядчиком, добившимся определенного финансового успеха, потому в ранние годы жизни Роджерса в экономическом отношении семья была благополучной. Когда ему исполнилось 12 лет, переехали на ферму на западе от города Чикаго, и в этой сельской местности провел юношеские годы.

Не имея близких друзей вне семьи, Роджерс проводил много времени в одиночестве, с удовольствием читая книги о приключениях. Фактически читал все, что попадется под руку, включая словарь и энциклопедию. В школьные годы тоже жил в социальной изоляции и одиночестве. Посещал три разные школы, каждую не более двух лет, тратя много времени на дорогу, так что ему никогда не удавалось участвовать вместе с другими школьниками во внеклассной деятельности. Однако Роджерс учился отлично. Почти по всем предметам у него были высшие оценки, особенно он отличался в английском языке и в естественных науках. Летние каникулы он проводил на ферме, работая там до изнеможения.

В юношестве Роджерс проявил страстный интерес к природе и занял научную позицию в занятиях сельским хозяйством, делая подробные записи своих наблюдений за растениями и животными. Собирал и выращивал определенный вид ночных бабочек и прочитал о них все, что мог найти. Читал книги по сельскому хозяйству, которые приносил отец, и о применяемых в этой области научных методах.

После окончания школы намеревался стать фермером. В 1919 году поступил в Висконсинский университет, и в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие. На втором курсе активно занялся религиозной деятельностью и посещал студенческую религиозную конференцию, готовился к карьере священника в теологической семинарии города Нью-Йорк. В семинарии заинтересовался психологией и поступил в педагогический колледж Колумбийского университета. В 1928 году получил магистерскую степень по психологии, а в 1931 году степень доктора.

Первоначально Карла интересовали проблемы детской психологии, позднее интересы ученого переместились на психотерапию и разработку подхода, известного как «недирективное консультирование». Роджерс утверждал, что «клиент» знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Основная применяемая им техника «отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы.

Роджерс пришел к выводу, что установки консультанта имеют большее значение, чем его техника. Условия, необходимые для психотерапевтического изменения личности, создаются, если консультант способен продемонстрировать конгруэнтность, эмпатию, а также безусловное позитивное отношение, то есть признание личности клиента и уважение к нему, независимо от его проблем или степени антисоциальности. Хотя достижения Роджерса приветствовались коллегами, только после публикации его избранных эссе в книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» труды ученого привлекли внимание широкого круга читателей-неспециалистов.

В 1964 году Роджерс уволился из университета и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук в городе Ла-Холья, штат Калифорния. Четыре года спустя оставил это место и занял пост в Центре по изучению человека, также расположенном в городе Ла-Холья. Здесь трудился до самой смерти, последовавшей от сердечного приступа во время операции на сломанном бедре.

Один из основоположников гуманистической психологии, Карл Роджерс (1902—1987), родился и вырос в Америке, в штате Иллинойс, в семье протестантов и фундаменталистов.

Пока он учился в Висконсинском университете, планировал стать священником, но в семинарии начал интересоваться психологией. Далее ученый окончил педагогический колледж в Колумбийском университете. В 1928 г. получил степень магистра психологии, а в 1931 г. – докторскую степень.

Психолог создал личностно-ориентированную психотерапию. Основным элементом структуры личности, по Роджерсу, является концепция о человеческом «Я», которое формируется в процессе взаимодействия личности и всего того, что ее окружает, и благодаря «Я» регулируется основная составляющая поведения человека.

Много практикуя, от классической психологии он перешел к экспериментальным методам. Свой подход он называл « ». Роджерс никогда не обращался к нуждающемуся в психологической помощи человеку «пациент». По отношению к нему он употреблял только слово «клиент». Клиент-центрированная психотерапия активно используется в наши дни.

В ходе консультаций с клиентами психолог возлагал на них принятие основных решений и умозаключений, касающихся их психологических недугов, а сам он только задавал им нужное направление и помогал разобраться. Ученый был уверен, что лучше всего исправить психологическую проблему и найти ее корни может только сам человек, а сеансы терапии лишь ускоряют этот процесс.

В начале своей профессиональной карьеры ученый посвятил много времени исследованию проблем детской психики. Результаты исследований и свои идеи на эту тему он изложил в одной из первых книг «Клинический уход за проблемным ребенком». Книга пользовалась популярностью в общественных кругах и нашла своих читателей.

Через некоторое время после издания книги о детях Роджерс получил должность профессора Огайского университета, что позволило ему стать более независимым в исследованиях и применении на практике своей психотерапевтической методики. Во время работы в университете. профессор опубликовал следующую книгу — «Клиент-центрированная терапия», в которой он изложил более детально свои основные терапевтические идеи и теорию личности.

В последние годы жизни ученый совмещал свои психологические теории с политической деятельностью. Умер Роджерс на 85-м году жизни, оставив заметный след в психологии.

Основные теории

как отдельное течение в психологической науке возникла в Америке, в середине 20 века, и была противоположна психоанализу. Основоположники этого течения — Ролло Мей, и, конечно, Карл Роджерс. Карл Роджерс — всем известный ученый, исследовавший становление личности человека.

Психология гуманизма объединила многих ученых, которые искали более положительные способы анализа и исследования природы психики и ее формирования у человека. Данное направление психологии не рассматривало личность как нечто нецелостное, состоящее из разных компонентов. Акцент был сделан именно на единство всех элементов психики, благодаря которым формируется личность, «Я».

Для К. Роджерса человек — это главная ценность. Ученый восхищался людьми, их бесконечными возможностями к самопознанию и осмыслению, поэтому в своей практике он раскрывал именно положительную сущность индивида, указывал клиенту на его лучшие стороны. Он полагал, что индивид постоянно эволюционирует и стремится к достижению высших целей. Но данную точку зрения критиковали очень многие психологи.

Основная теория личности Карла Роджерса непосредственно опирается на гуманистическую психологию. Человек с рождения склонен к самоутверждению, то есть к реализации своих потребностей и желаний. В исследовании теории личности ученый в основном использовал феноменологические и холистические техники.

Первый подход опирается на субъективный опыт индивида, который интерпретируется как психологическая действительность. С точки зрения второго подхода, человек состоит из совокупности личностных компонентов, благодаря которым он воспринимается целостно.

Главное определение в теории психолога – «Я-концепция», или «самость», под чем подразумевается осознавание себя и своих связей с окружающим миром. Единое «я» индивида также является ключевым понятием в системе идей ученого. Концепция «Я» подразумевает как реальную «самость» человека (ту, которая формируется и проявляется в действительности, в социуме), так и нереальную (которую человек хотел бы воплотить в жизнь: идеальное «я»).

В своих трудах Роджерс также писал о том, что для полноценного личностного роста и развития индивиду необходима положительная оценка его качеств или деятельности. Потребность в позитивной оценке можно удовлетворить лишь в том случае, если личность чувствует себя гармонично и комфортно в повседневной жизни, если ее поведение сопоставимо с внутренней «Я-концепцией».

Итоги исследований психолога

В биографии ученого можно найти описание многих его трудов и теорий, благодаря которым психология существенно обогатилась. Ученый уделял много внимания личности и ее взаимоотношениям с миром и другими людьми.

Он выявил непосредственное влияние межличностных отношений на развитие и изменение личности. Карл Роджерс подробно описал различные вариации отношений в книге «Психология супружеских отношений». В этой работе основной акцент делается на протекание и выстраивание отношений между мужем и женой, рассматриваемых на примере разных ситуаций. Поднимаются проблемы семейных ценностей и обсуждаются способы решения возникающих проблем.

Таким образом, Карл Роджерс:

  • Известен как автор нового эффективного метода в — клиент-центрированного подхода.
  • Одним из первых стал развивать и распространять техники интенсивной групповой терапии.
  • Является одним из главных представителей гуманистической психологии, которая на сегодняшний день активно практикуется многими психологами и используется во многих областях общественной жизни.

К концу жизни Роджерс начал исследовать измененные состояния человеческого сознания. Он их называл «пространством внутри»- то есть рассматривал как источник сил и возможностей сознания человека. Ученый стал еще более раскрепощённым и эмоциональным.

В 60-е гг. Роджерс создавал и пропагандировал «группы встреч», что на сегодняшний день известно как групповая терапия. Ученый также интересовался новыми молодежными движениями и такими людьми, как хиппи. Автор: Дарья Сергеева

Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке (шт. Иллинойс) в многодетной, очень религиозной семье. Его отец - Уолтер Роджерс - был человеком строгих правил, считавшим главной жизненной добродетелью упорный труд. Сколотив солидный капитал, он решил вместе с семьей удалиться от городской жизни. «Дети подросли, пора их отсюда увозить!» - рассудил Роджерс-старший, и вскоре его большое семейство обосновалось на уединенной ферме, где не было места картам, танцам, алкоголю и прочим соблазнам, подстерегающим молодых людей в городе. Зато чего здесь было в изобилии - так это тяжелого сельскохозяйственного труда, которому целыми днями предавались Роджерсы и их шестеро детей.

Четвертый ребенок в этой многодетной семье - Карл - тоже трудился вместе со всеми на сельскохозяйственной ниве, но, при этом выделялся среди шумных братьев. Застенчивый, робкий, чувствительный, - он серьезно и обстоятельно изучал больших ночных бабочек «полимифус» и «цикропиа», выводя их из гусениц и наблюдая за коконами, запоем читал книги и в течение средней школы всего один или два раза сходил на свидание с девочкой. (Забегая вперед, скажем, что на ней он впоследствии и женился.)

Поднаторев в культурном земледелии и выращивании цыплят и телят, когда пришла пора определяться с профессией, Карл Роджерс остановил свой выбор на сельскохозяйственном колледже. Но, поучившись/помучившись там некоторое время, понял, что ошибся, и переквалифицировался из земледельцев в …историки.

На старших курсах исторического факультета произошло событие, сыгравшее важную роль в жизни Карла Роджерса. В числе прочих студентов, он был отправлен на международную конференцию в Китай. Шел 1922 год, всего несколько лет прошло с окончания первой Мировой войны, не все страсти еще улеглись, а в конференции принимали участие студенты из разных стран…:

«Я увидел, как люто ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми. Это заставило меня серьезно задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут быть совершенно разные религиозные взгляды…»

Сделав это наблюдение, Роджерс больше не смог придерживаться жесткой религиозной веры своих родителей, о чем им и сообщил. Это был трудный разговор, за ним последовал еще более тяжелый разрыв. Но это было обретение свободы и независимости, освобождение от давления семьи.

И еще одно важное событие произошло с Роджерсом в Поднебесной. Там он встретил девушку (ту самую, с которой познакомился еще во втором классе!) и понял, что хочет быть рядом с ней всю жизнь. После окончания учебы они поженились.

Следующее заведение, где обучался Карл Роджерс, было Теологической семинарией. Там он провел два года, но по религиозной стезе так и не пошел. Уже тогда он понимал, что главной целью его жизни станет помощь людям, но посчитал, что цель эта может быть достигнута и вне церкви: «Я почувствовал, что меня всегда будут интересовать проблемы смысла жизни и возможности ее реального улучшения для отдельного человека, но я не мог бы работать в той области, где необходимо верить в какую-то точно определенную религиозную доктрину. Мои верования в то время уже сильно изменились и могли бы продолжать меняться. Мне казалось ужасным заставлять себя исповедовать веру только для того, чтобы сохранить профессию. Я хотел найти область, где бы я был уверен, что свобода моей мысли не будет ничем ограничена». И такой областью стала психология.

Получив психологическое образование, Роджерс работает в Институте по уходу за детьми в Нью-Йорке, затем поступает на место психолога в Отделе по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере. Он с головой погружается в проблемы малолетних преступников и детей из неблагополучных семей, пытаясь путем проб и ошибок найти выход в каждом непростом случае. Он экспериментирует, пробует разные подходы, работает страстно и увлеченно. Между тем, коллеги Роджерса то и дело дают ему понять, что то, чем он занимается - не совсем психология, а он, Роджерс, не совсем психолог.

Желая узнать, чем же занимаются настоящие психологи, Роджерс отправился на заседание ученого общества. Он слушал доклады, которые все, как на подбор, касались вопросов научения у крыс и прочих лабораторных экспериментов с грызунами, и думал о том, что все это, действительно, не имеет абсолютно никакого отношения к тому, чем так хотел заниматься он - помогать людям…

Роджерс пошел своим путем, так и не примкнув ни к одной из психологических школ. Там, в Рочестере он начал вырабатывать собственную теорию, свой особый метод работы с пациентами. Он отошел от формального, директивного подхода, принятого в традиционной психотерапии в то время, создавая новый подход, центрированный на клиенте, на человеке… Вот лишь некоторые его положения:

До Роджерса психотерапевты работали с больными людьми, с пациентами. Роджерс же первым заменил понятие «пациент» на - «клиент». Сделано это было потому, что «пациент» звучит довольно пассивно, ведь это человек, которому нужна помощь, он полностью зависит от психотерапевта, следует его указаниям, мало полагаясь на себя.

Иное дело - клиент. Это человек, который просто нуждается в услуге. Он отнюдь не пассивен, напротив - он активно участвует в процессе психотерапии. Клиент не следует слепо за психотерапевтом, тот сам идет за ним, ведь клиент знает себя куда лучше, чем психотерапевт. Задача психотерапевта заключается лишь в том, чтобы быть рядом с клиентом, быть на его стороне, двигаться с его «скоростью», разделяя с ним все превратности его «внутреннего путешествия». Это взаимодействие между двумя людьми, между тем, у кого имеются психологические трудности и тем, кто помогает ему их разрешить не назовешь лечением, это глубоко личный человеческий контакт.

Карл Роджерс прожил долгую и счастливую жизнь: его научные труды (16 книг и более 200 статей) получили широкое признание и были переведены на многие языки мира; он был почетным профессором многих американских и европейских университетов, президентом Американской психологической ассоциации, обладателем звания Гуманист года (1964), самым влиятельным американским психологом (1982). До конца своих дней Роджерс вел активную творческую жизнь и путешествовал по миру. Так, за год до смерти, в 1986 году, он побывал в Советском Союзе, где провел несколько мастер-классов, о чем до сих пор с восхищением и благодарностью вспоминают те отечественные психологи, кому посчастливилось на них присутствовать.

Он умер 4 февраля 1987 года. За несколько дней до смерти Карла Роджерса его семья получила уведомление о том, что его выдвинули на получение Нобелевской премии. Но он об этом так и не узнал…

___________________

http:// www. inha. ru (автор статьи - Лилия Илюшина)

Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией». Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.

Всего Карл Роджерс написал 16 книг и свыше 200 статей, его работы переведены на 60 иностранных языков.

Биография Карла Роджерса

Карл Роджерс, четвёртый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта.

Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей. Карл рос застенчивым и чувствительным ребенком, тяжело переживавшим постоянные насмешки старших братьев и сестры.

Едва достигнув семилетнего возраста, Карл поступил в школу. Здесь он познакомился со своей сверстницей Хелен Эллиот, которая через пятнадцать лет стала его женой. (Роджерс иронично вспоминает: «Она была первой, кого я решился пригласить на свидание. Наверное, потому, что мы были уже давно знакомы. А я был так застенчив, что знакомиться ни с кем не осмеливался».)

В автобиографических заметках Роджерс вспоминает, что первыми книгами, оказавшими влияние на становление его научного мировоззрения, были, как это ни покажется странным, труды по сельскому хозяйству.

Эти занятия определили выбор профессии. В колледж Роджерс поступил с намерением изучать сельскохозяйственные науки. По прошествии двух лет он довольно неожиданно изменил свой выбор. Этот шаг был продиктован тем, что в студенческом городке он поселился в общежитии Молодежной христианской ассоциации. Насыщенное эмоциональное общение с товарищами побудило его избрать духовную стезю.

В 1922 г. в составе немногочисленной делегации американских студентов он отправился в Китай на Международную христианскую конференцию, события которой явились важной вехой в становлении его личности. Свое образование Роджерс продолжил в теологической семинарии.

Все больше его внимание привлекала психология. Он начал понимать, что его главная жизненная цель - помогать людям, нуждающимся в духовной поддержке, - может быть достигнута и вне церкви. Он также убедился, что работа психолога - вполне достойное занятие, способное к тому же обеспечить достаточные средства к существованию.

Роджерс пожелал заочно пройти курс психологии в Висконсинском университете. Этот курс основывался главным образом на работах Уильяма Джемса, которые Роджерс, по собственному признанию, нашел скучноватыми. Это, однако, не ослабило его интереса к психологии, и он закончил свое образование в Педагогическом колледже Колумбийского университета.

По окончании университета Роджерс поступил на работу в качестве клинического психолога в Центр помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Здесь он проработал 12 лет. Его практическая деятельность в известном смысле носила импровизационный характер. Роджерс не примыкал ни к какой психологической школе. Собственная теория и метод сложились постепенно в годы его работы в Рочестере. От формального, директивного подхода, принятого в традиционной психотерапии, он перешел к иному, который позже назвал терапией, центрированной на клиенте.

Роджерс намеренно ввел в научный обиход понятие «клиент». В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.

Задача терапии - помочь человеку разрешить свою проблему с минимумом инструкций со стороны терапевта. Согласно Роджерсу, «индивидуум имеет в себе способность, по крайней мере латентную, понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы».

Работая в Рочестере, Роджерс написал книгу «Клиническая работа с трудным ребенком» (1939). Книга была встречена одобрительно, и автор получил приглашение занять должность профессора в Университете штата Огайо. Опыт преподавательской работы, а главное, живой отклик студентов на его идеи вдохновили его на более полное и детальное рассмотрение проблем психотерапии в книге «Консультирование и психотерапия» (1942).

В 1945 г. Чикагский университет предоставил Роджерсу возможность создать собственный консультативный центр. Новаторской тенденцией центра было предоставление клиентам возможности свободного выбора направления терапии. На посту директора центра Роджерс работал до 1957 г.

В 1951 г. он опубликовал книгу «Терапия, сфокусированная на клиенте», в которой его принципы нашли наиболее полное отражение. Книга была встречена массированной критикой со стороны терапевтов различных направлений, усмотревших в позиции Роджерса угрозу традиционным директивным методам. Основные выводы из этой позиции, далеко выходящие за рамки терапевтической тематики, Роджерс изложил в своей наиболее известной книге «Становление личности» (1961).

С чикагским периодом деятельности Роджерса связано и одно серьезное затруднение личного порядка. Работая с одной клиенткой, страдавшей тяжелым расстройством, он настолько проникся ее состоянием, что почти впал в аналогичную патологию. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и понять необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

В 1957 г. Роджерс сменил место работы. Он стал преподавать психологию и психиатрию в Висконсинском университете. В профессиональном плане это оказалось нелегким периодом. Возникли серьезные противоречия с руководством, весьма ограниченно понимавшим свободу студентов учиться, а преподавателей - учить.

С 1963 г. его деятельность была связана с Центром изучения личности (Ла Джолла, Калифорния). Здесь, без назойливой опеки администрации, он обрел покой и уверенность, много работал, писал.

Подлинный гуманист и демократ, Роджерс проявлял большой интерес к событиям, происходившим в России. Осенью 1986 г. он приехал в Москву, выступил перед многочисленной аудиторией психологов, провел терапевтические занятия. Этот уже очень пожилой человек был удивительно бодр и оптимистичен, преисполнен жизненной энергии. Те, кто встречался с ним в Москве, отказывались верить известию о его кончине, которое пришло из Америки год спустя - 4 февраля 1987.