Род, число, падеж как грамматические категории имен. §4.Об основных грамматических категориях внутри категории имен существительных

Это только с первого взгляда кажется, что имя существительное - очень простая часть речи. На самом деле она имеет множество вариантов написания, произношения и употребления. Общее грамматическое значение имени существительного и все самые важные моменты будут отмечены в этой статье. Здесь будет изложено все, что необходимо знать об этой части речи, чтобы не делать глупых ошибок в произношении и на письме. Некоторые не знают, какова роль имени существительного в предложении Разберемся более подробно в нашей статье.

Что это за часть речи

В первую очередь следует разобрать общее грамматическое значение существительного. Здесь проблем возникнуть не должно. Поскольку всем известно, что имя существительное относится к самостоятельным частям речи и обозначает предмет. К нему можно задать всего два вопроса: кто? или что?

Следует запомнить что существильное может обозначать:

  • вещи (например, компьютер, шкаф, телефон);
  • людей (женщина, мужчина, ребенок, юноша);
  • вещества (чай, борщ, молоко);
  • все живые существа (собака, лошадь, тигр, микроб);
  • разнообразные события и природные явления (ураган, дождь, война);
  • разнообразные действия, свойства веществ, черты (красота, прыжок, злость).

Таким образом, общее грамматическое значение существительного не вызовет затруднений при изучении. Правило легко запомнить. Его знают все дети начальных классов.

Разряды

Если общее грамматическое значение существительного понятно, то можно переходить к следующему разделу, который уже более подробно расскажет об этой части речи. Существительное делится на четрые разряда:

  • Собственные.
  • Нарицательные.
  • Одушевленные.
  • Неодушевленные.

В первую очередь следует рассмотреть собственные и нарицательные.

Из первого названия можно сделать вывод, что собственные существительные - это конкретные названия, которые могут обозначать только один предмет или человека и больше ничего другого.

Сюда относятся не только имена людей, но и клички животных, а также имена древних богов, о чем часто забывают ученики. Также в этот список включаются названия городов и стран, а также других географических объектов. Далее названия планет, галлактик и всех остальных астрономических наименований. Также к числу собственных имен существительных относятся названия всех праздников, названия предприятий и организаций, государственных служб и т.п.

Важно, не терять границ между именами Поскольку в русском языке допускается переход нарицательного в собственное и наоборот.

Далее следуют одушевленные и неодушевленные существительные. Здесь уже ситуация немного проще. В этом разделе главное запомнить то, что одушевленными могут быть только люди и животные. Все остальные существительные являются неодушевленными.

Также стоит запомнить то, что, когда одушевленное существительное ставится во множественное число, то форма винительного и родительного падежей совпадают. А у неодушевленных во множественном числе совпадает форма винительного и именительного.

Категория падежа

Данный раздел предусматривает деление существительного на склоняемые и несклоняемые. Ко второй группе относится небольшое количество слов, которые в любом падеже имеют одну форму. Все остальные слова склоняются по падежам и меняют свою словоформу.

Категория числа

Имя существительное имеет три группы числа:

  • слова, которые имеют две формы: и едиственное, и множественное: палец - пальцы;
  • слова, которые выступают только в единственном числе: крупа, горох, морковь;
  • существительное только во множественном числе: сутки, духи, грабли.

Категория рода

Категорию рода имеют существительные, которые можно ставить в форму единственного числа. Они могут делиться на мужской, женский и средний род. Есть отдельная группа существительных, которые отностся к общему роду, но их не так много.

Чтобы определить род существительного необходимо согласовать его с именем прилагательным, глаголом или причастием.

Интересной категорией является общий род. Сюда относится около 200 слов русского языка. Все они в большинстве случаев относятся к разговорной речи. Это слова, которые стоят в именительном падеже единственного числа и имеют окончание -а. Обычно они характеризуют предмет или лицо по какому-то признаку. Они придают речи некие краски и эмоции. Чтобы было понятнее, к таким словам относятся: пьяница, обжора, плакса и другие.

В русском языке есть некоторые слова, род которых определить проблематично. Такие слова рекомендуется просто запомнить, чтобы не наделать ошибок. Одним из таких слов является слово "кофе". Многие относят его к среднему роду, но нет. "Мой кофе" - это всегда мужской род.

Склонение

В русском языке есть три на которые делятся имена существительные. Определить склонение существительного достаточно просто, нужно лишь запомнить категорию рода и окончание.

Так, к первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже имеют окончание -а, -я. Второе склонение - это существительные мужского рода, которые окончания не имеют, или, как говорят учителя русского языка, имеют нулевое окончание и средний род с окончанием -о, -е. И третье склонение - это имена существительные жеского рода, которые не имеют окончания.

Употребление имен существительных в художественной речи

Употребление имен существительных в художественной речи - это очень важный момент. К сожалению, школьная программа не предусматривает рассмотрение подобной темы, но она крайне необходима ученикам. Часто в старших классах ученики начинают делать ошибки в сочинениях и затрудняются в тех случаях, когда учитель просит найти в тексте метафору, которая выражена именем существительным.

Вообще, в художественном тексте существительное может быть не только метафорой. Оно может придавать тексту определенных красок, эмоций, экспрессии. Учителям нужно делать акцент на этом, чтобы детям было проще составлять сочинения и разбирать литературные тексты.

Вывод

В статье было подробно рассказано об общем грамматическом значении существительного, его категориях, склонениях и вариантах употребления.

Следует обратить внимание на существительные только во множественном числе, такие слова нужно знать наизусть. Особое внимени уделить роду и склонениям.

Если отнестись к процессу изучения языка со всей ответственностью, то серьезных проблем у вас не возникнет.

Методика организации лексико-грамматической работы при изучении имени существительного

1.3 Грамматические категории имени существительного

1) существительные, противопоставленные по признаку рода слова мужского рода: дом, день, папа, дядя; слова женского рода: книга, страна, мама, тетя; слова среднего рода: окно, здание;

2) существительные общего рода, способные обозначать лицо мужского или женского пола и в зависимости от этого выступать как слова м.р. или ж.р.; например: бедный мальчик-сирота, бедная девочка-сирота;

3) существительные pluralia tantum, не имеющие формы единственного числа и не относящиеся ни к одному из трех родов: брюки, ножницы.

С семантической точки зрения, категория рода связана со способностью существительных обозначать живое существо мужского пола (муж. р.), живое существо женского пола (жен. р.) либо с неспособностью указывать на пол живого существа (сред. р.).

Однако эта способность обозначать пол непосредственно проявляется только у названий лиц и частично у названий животных, входящих в родовую пару (мальчик-девочка; студент-студентка; баран-овца). За пределами родовых пар грамматический род не имеет значения биологического пола: человек, существо, белка.

Названия неодушевленных предметов приобретают такую способность только в определенных стилистических условиях -- при образно-поэтическом переосмыслении.

1) существительные, имеющие формы ед. ч. и мн. ч.: стол - столы, книга - книги, окно - окна;

2) существительные singularia tantum, имеющие только форму ед. ч.; к ним могут относиться существительные собирательные (беднота, молодежь), вещественные (золото, масло), абстрактные (отдых, гордость), собственные (Москва, Петров);

3) существительные pluralia tantum, имеющие только форму мн. ч.; они также могут быть вещественными (чернила, сливки), собирательными (письмена, мемуары), отвлеченными (прения, дебаты), собственными (Афины, Альпы), но могут быть и конкретными, называя парные предметы (джинсы, ножницы), игры (шахматы, прятки).

Далеко не все существительные имеют формы обоих чисел. У названий несчитаемых предметов формы числа не связаны с выражением количественного противопоставления.

К ним относятся существительные со значениями, несовместимыми с понятием о счете-- отвлеченными (абстрактными), собирательными и вещественными. Такие существительные имеют либо только (или преимущественно) формы ед. ч. (толщина, баловство, зверье), либо только формы мн. ч (хлопоты, финансы, духи, консервы).

Внутри каждого из названных значений существует дальнейшая смысловая дифференциация, отражающая те частные виды общего значения, которые связаны именно с данным падежом. Падеж существует как единица многозначная, каждый падеж имеет свою систему значений.

Как известно, в русском языке имеется именительный падеж: существительное в этом падеже совпадает по форме с основой слова и отвечает на вопросы «кто?» и «что?».

В русском языке родительный падеж отвечает на вопросы «кого?» «чего?», для родительного падежа центральными являются значения субъектное, определительное (не обстоятельственно-определительное) и объектное.

В русском языке дательный падеж отвечает на вопросы «кому?», «чему?», для дательного падежа центральными являются значения объектное и субъектное.

В русском языке винительный падеж отвечает на вопросы «кого?», «что?». Для винительного падежа центральным является значение объектное: вин. п. беспредложный означает предмет непосредственного, прямого и полного приложения действия: строить дом, изучать теорию, читать книгу, петь песню, избрать депутата, огорчить учителя.

В русском языке творительный падеж отвечает на вопросы (кем?), (чем?), а в значении совместного действия отвечает на вопросы «с кем?», «с чем?». Для творительного падежа центральными являются значения определительное и объектное.

В русском языке предложный падеж отвечает на вопросы «о ком?», «о чём?». Для предложного падежа центральными являются значения объектное и определительное.

Анализ деятельности МБОУ "Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова"

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий

Изучение однородных членов предложения в начальной школе

И.Б. Голуб указывает, что при употреблении однородных членов предложения вне экспрессивной функции следует строго соблюдать логические требования, предъявляемые ко всякому выделению родовых и видовых понятий...

Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса

Для проведения исследования по теме курсовой работы были посещены несколько занятий в Таганрогском педагогическом государственном институте им. А.П.Чехова. Для исследования были выбраны студенты 3 курса...

Имя существительное - это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности/ неодушевленности, рода, числа и падежа...

Методика организации лексико-грамматической работы при изучении имени существительного

К собственным именам существительным относятся: личные имена, фамилии, географические, административно-территориальные наименования, названия литературных произведений, астрономические названия, название исторических эпох и событий...

Научно-исследовательская деятельность ВУза

Сразу отметим, что вуз без науки, как и преподаватель вуза, не занимающийся научно-исследовательской работой, ? это нонсенс и несовместимо ни со статусом вуза, ни со статусом вузовского преподавателя...

Система работы над темой "Имя существительное" (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс...

Особенности изучения морфологии в начальной школе

Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных...

В Большой Советской Энциклопедии под понятием «коммуна имени Феликса Эдмундовича Дзержинского» мы находим: «Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, детское воспитательное учреждение...

Особенности социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в условиях коммуны им. Ф. Дзержинского (с опыта деятельности А.С. Макаренко)

В самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Макаренко исходил из того, что труд сам по себе не может служить средством воспитательного воздействия на детей; он видел...

Педагогические воззрения В.Н. Сороки-Росинского и их воплощение на практике

«На Старо-Петергофском проспекте в Ленинграде среди сотен других каменных домов затерялось облупившееся трехэтажное здание, которому после революции суждено было превратиться в республику Шкид»...

Современное классическое университетское образование в России и Франции (на примере Кубгу и университета Бордо-III им. Мишеля Монтень)

Болонский процесс неразделимо связан с Францией, ведь именно во Франции, в городе Сорбонна, историческом центре революционных преобразований национальной и европейской системы образования...

Формирование классификационных умений на уроках русского языка при изучении имени прилагательного

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет требования к метапредметным и предметным результатам освоения учебной программы...

Формирование у дошкольников грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи с помощью дидактических игр

По мнению ученых педагогов, грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста часто свидетельствуют о том, что процесс усвоения грамматических значений идет нормально...


Семантический строй категории имени существительного глубоко отпечатлевается и в основных грамматических формах имени существительного- в формах рода, числа и падежа. Теми же формами располагает и имя прилагательное. Но там смысл их отличен, почти диаметрально противоположен. В именах прилагательных эти формы целиком синтаксичны. В именах прилагательных- это формы грамматического отношения имени прилагательного к определяемому слову, формы согласования с ним. В имени существительном синтаксические функции этих форм осложнены оттенками лексических значений. Даже падежи имени существительного являются в большинстве случаев не формами простого отношения, а формами соотношения. Зависимость падежа от глагола или другого имени мотивирована двусторонне- не только формой и значением управляющего слова, но и формой и значением самого падежа.
У имен существительных система склонения органически связана с категориями рода и числа. Взгляд на существительные только как на слова склоняемые механистичен. В этом случае формы и значения падежных изменений отвлекаются от системы связанных с ними значений числа и рода. Между тем выражение рода имени существительного спаяно с типом склонения единственного числа у всех слов, кроме некоторых обозначений лиц мужского пола (на -а) и кроме слов среднего рода (в косвенных падежах). Например, окончание -у в родительном падеже единственного числа является знаком мужского рода (квасу, табаку, взгляду, виду и т.п.). Формы числа независимо от падежных форм вообще не имеют никаких добавочных средств выражения. Ведь даже суффикс -ин, обозначающий единичное лицо, связан не только с единственным числом, но и с определенным склонением одушевленных имен существительных мужского рода (ср.: крестьянин, -а и т.д., мн. ч.: крестьяне, крестьян и т.д.). Эта структурная спаянность грамматических элементов ярко отражается не только в формах склонения, но и в формах словообразования существительных. Большая часть суффиксов имен существительных потенциально включает в себя указания и на тип склонения, и на категорию рода, и даже на категорию числа. Например, суффикс -ин(ы), употребляющийся для обозначения событий рождения, наречения имени и связанных с ними бытовых обрядов и действий, влечет за собой сопутствующие указания на тип склонения (род. п. мн. ч. с нулевым окончанием) и на формы множественного числа. Суффикс -иц(а) образует существительное женского рода, изменяющееся по типу женского склонения на -а.
Таким образом, так называемые "формы словоизменения" вплетены или вклинены в систему словообразовательных категорий имени существительного, как бы химически слиты с ними9 . В этом отношении снова намечается резкая грань между именами существительными и именами прилагательными. В именах прилагательных функции рода, падежа и числа тоже слиты в одном окончании. Но суффиксы имен прилагательных, кроме притяжательных -ов, -ин и отчасти -ий, -ья, -ье, не влияют на формы их склонения, хотя до некоторой степени предрешают вопрос о возможности или невозможности краткой формы; например, -шн"-, -ск"- (домашний, сельский и т.п.) не допускают образования кратких форм.

Еще по теме §4.Об основных грамматических категориях внутри категории имен существительных:

  1. § 4. Об основных грамматических категориях внутри категории имен существительных
  2. §4.Об основных грамматических категориях внутри категории имен существительных
  3. 6.7. Лексико-грамматические категории имен существительных
  4. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
  5. Основные понятия морфологии: грамматическая категория (ГК), грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма (ГФ).
  6. 9. Имя существительное как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции имени существительного.

24.1. Разряды существительных: нарицательные, конкретные, собирательные.

В зависимости от лексико-грамматических признаков существительные делятся на:

  • нарицательные (наименования однородных предметов, действий или состояний): дом, кровать
  • собственные (названия единичных предметов, выделенных из ряда однородных - имена, фамилии, географические названия и гд-): Ваня Петров, Плутон, Москва;
  • конкретные (называют конкретные предметы и явления из реальной действительности): мальчик, вокзал и отвлечённые (абстрактные) (называют предмет или признак отвлеченно от действователя или носителя признака): ненависть, любовь, забота;
  • собирательные (обозначают совокупность одинаковых или подобных руг другу отдельных предметов как одно целое): студенчество, лист.

24.2. Лексикр-грамматические категории имён существительных:

24.1. Категория одушевленности-неодушевлённости: одушевленные существительные обозначают живые существа (людей и животных), а неодушевлённые существительные - предмет в собственном смысле слова, в отличие от живых существ. Эта категория проявляется при склонении существительных, а именно в винительном падеже множественного числа: форма винительного падежа множественного числа одушевленных существительных совпадает с формой родительного падежа, а неодушевленных- с формой именительного падежа. У существительных МУЖСКОГО рода (кроме на -а, -я) тоже самое происходит и в единственном числе.

Мужской род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевлённых существительных- принадлежностью к ней существ мужского рода (отец, кот, стол, дом).

Женский род- это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевленных существительных - принадлежностью к ней существ женского рода (мать, кошка, скамейка, терраса).

Существуют существительные общего рода, которые могут быть соотнесены как с лицами мужского, так и женского рода: неряха, сирота, инкогнито, протеже.

Средний род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением (частично совпадает с формоизменением мужского рода) и значением неодушевленности (окно, небо, солнце);

24.2.3. Категория числа: в русском языке есть форма единственного числа (обозначает один прадматвряду однородных предметов): стул, носок, мальчик, и множественного числа (обозначает неопределенное множество однородных предметов): стулья, носки, мальчики.

Единственное и множественное число различаются различными окончаниями, разной сочетаемостью с другими частями речи.

Есть существительные, которые имеют только форму единственного числа: некоторые отвлечённые существительные (любовь, забота), собирательные существительные (листва, студенчество), имена собственные (Москва, Сибирь), некоторые существительные, обозначающие вещество (молоко, золото).

Есть существительные, которые, наоборот, имеют форму только множественного числа: некоторые отвлечённые существительные (каникулы, сумерки), некоторые существительные, обозначающие вещество (щи, сливки), названия некоторых игр (шахматы, прятки), некоторые конкретные существительные, которые состоят из нескольких составных частей (ножницы, брюки);

24.2.4. Категория падежа: эта категория основывается на противопоставлении падежных форм и обозначает отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям или признакам. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

24.3. Склонение имён существительных - это изменений имен существительных по падежам.

В русском языке есть три склонения.

Примечания: в существительных мужского и сред» него рода, у которых перед падежным окончанием пишется гласная и, в безударном положении в П.п. пишется окончание -и; у существительных женского рода это правило распространяется на Д.п. и П.п.

И. п. милиция, гений, лезвие
Р.п. милиции, гения, лезвия
Д.п. милиции, гению, лезвию
В.п. милицию, гения, лезвие
Т.п. милицией, гением, лезвием
П.п. о милиции, о гении, о лезвии

Подробнее о сложных случаях написания окончания существительных смотрите в разделе «Орфография».

В русском языке есть разносклоняемые существительные: это 10 существительных среднего рода на -мя (пламя, бремя, время, вымя, знамя, семя, стремя, щемя, племя, имя) - склоняются с наращением суффикса -ен- в единственном числе во всех падежах, кроме творительного, по 3-ему склонению, а в творительном падеже единственного числа - по 2-ому склонению, во множественном числе склоняются по 2-ому склонению; слова мать, дочь (склоняются по 3-ему склонению с наращением -ер-), путь (склоняется во всех падежах по 3-ему склонению и только в творительном - по 2-ому), дитя (это слово сейчас не употребляется в косвенных падежах единственного числа).

Существуют также несклоняемые существительные (то есть они не изменяются по падежам и числам). В основном к ним относятся слова иноязычного происхождения, которые обозначают как неодушевленные предметы (кафе, радио), так и лица мужского и женского рода (атташе, леди); они также могут обозначать животных (кенгуру, шимпанзе), имена и фамилии (Элен Франкенштейн), географические названия (Баку, Хельсинки) и т.д.

24.4. Синтаксические функции существительных

В предложении имя существительное может быть; любым членом:

  • подлежащим: Мама идет в магазин,
  • дополнением: Я попросил его дать мне книгу.
  • определением: Мама мне купила тетрадь с бумагой в клетку.
  • приложением: Река Волга очень красивая.
  • обстоятельством: Он добился своего несмотря на трудности.
  • сказуемым: Мой отец - инженер.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, которые обозначают непроцессуальные признаки предмета и отвечают на вопросы какой? чей? Это значение выражается в несамостоятельных словоизменительных категориях рода, числа и падежа (выполняют грамматического функцию согласования). В предложении прилагательные выступают в роли определения или именной части составного именного сказуемого.

25.1. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

  • качественные прилагательные - обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам (красный, красивый, добрый), имеют формы сравнения и краткие формы;
  • относительные прилагательные - указывают на признак через отношение к другому предмету, они произведены от именных основ (лабораторный, деревянный);
  • притяжательные прилагательные - обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя (лисий, отцов).

25.2. Краткие прилагательные образуются от полных качественных прилагательных и соотносятся с ними семантически. Краткими называются такие прилагательные, которые в мужском роде единственного числа имеют нулевые окончания (чёрен, красив), в единственном числе женского рода - окончания -а, -я (черна, красива), в единственном числе среднего рода - окончания -о, -е (черно, красиво), а во множественном числе всех родов - окончания -и, -ы (черны, красивы). Краткие прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого. («Как хороши, как свежи были розы...»)

25.3. Степени сравнения прилагательных - это грамматическая категория прилагательных, которая выражает относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам. В русском языке противопоставляется три формы:

Положительная,
- сравнительная
- превосходная.

Положительная степень называет признак без какого-либо противопоставления другому признаку. Сравнительная степень указывает на признак, который имеется у данного предмета в большей или меньшей степени. Превосходная степень указывает на высшую степень проявления данного качества по сравнению с другими предметами (ср.: добрый -добрее - добрейший).

Образование форм сравнения.

Имена прилагательные склоняются, т.е. изменяют-ся по родам, падежам и числам, но их форма зависит от формы слова, от которого они зависят. (О правописании окончаний имвн прилагательных смотрите в разделе «Орфография»)

25.4. Синтаксическая функция имени прилагательного.

В предложении имена прилагательные могут выступать в роли:

Определения (У девочки была очень красивая кукла),
- именной части составного именного сказуемого (Кукла была красивой).

МЕСТОИМЕНИЕ - самостоятельная часть речи, которая включает слова, указывающие на лред- меты, признаки и т.п., но не называющие их. В предложении местоимения могут выступать в роли различных членов предложения.

Группы местоимений по соотнесенности с другими частями речи:

  • местоимения-существительные (я, кто, ничто);
  • местоимения-прилагательные (никакой, свой);
  • местоимения-числительные (несколько, нисколько).

Разряды местоимений:

  • личные (указывают на лицо или предмет): я, ты, он, она, оно, мы, вы, они;
  • возвратное (указывает на отношение к действующему лицу): себя;
  • притяжательные (указывают на принадлежность к одному из трех лиц):мой, твой, свой;
  • указательные (в общем указывают на предметы, их качество или количество): этот, эта, тот;
  • вопросительные (передают вопрос): кто, который, чей;
  • относительные (по форме совпадают с вопросительными местоимениями, но выступают в роли союзных слов): кто, какой;
  • отрицательные (указывают на отсутствие предмета): некого, ничто;
  • неопределенные (указывают на неопределенные предметы или их признаки): чей-либо, кто-нибудь;
  • определительные (указывают на обобщенный признак предмета): всякий, любой.

В предложении местоимение может выступать таким же членом предложения, что и та часть речи, вместо которой оно употребляются:

  • подлежащим: Я пришёл домой очень усталым.
  • определением: Я хочу купить какую-нибудь книгу.
  • дополнением: Я хочу спросить об этом её.
  • обстоятельством: Мальчики пошли к ней.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, которые обозначают отвлеченные числа или количество предметов и их порядок при счвте. Имена числительные сочетаются в качестве количественного определителя только с именами существительными и образуют с ними неделимое словосочетание, которое в предложении является одним членом предложения. Числительные не могут определяться именами прилагательными.

По составу имена числительные делятся на:

  • простые (непроизводная основа: два, восемь, сто),
  • сложные (производные: восемнадцать, семьсот, пятисотый),
  • составные (состоят из двух или более слов: шестьсот тридцать пять).

Разряды числительных:

  • количественные (обозначают отвлеченное число или количество однородных предметов): два, двадцать пять;
  • дробные (обозначают дробную величину: две пятых);
  • собирательные (обозначают количество предметов как совокупность: трое, оба);
  • порядковые (обозначают порядок следования предметов при счете: первый, третий, двадцати).

Количественные числительные склоняются (изменяются по падежам, но не имеют ни категорию рода, ни категорию числа). Исключения: Числительные один и два имеют формы рода. Они согласуются с существительным в падеже, числительное два - в падеже и роде, числительное один - в роде, числе и падеже. Если составное числительное оканчивается на один, то существительное ставится в форму единственного числа (триста пятьдесят один рубль).

Дробные числительные образуются сочетанием количественного числительного в именительном падеже и порядкового числительно в родительном падеже (три пятых, шесть восьмых).

Собирательные числительные восьмеро, девятеро, десятеро в современном русском языке практически не употребляются, гораздо чаще употребляются числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, оба, обе. Собирательные числительные могут употребляться только в определенных случаях:

  • с существительными мужского или общего рода, которые называют лиц мужского пола: двое мальчиков, оба профессора;
  • с существительными, которые имеют форму только множественного числа: трое суток, двое саней);
  • с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении "человек"): шестеро ребят, двое лиц;
  • с личными местоимениями во множественном числе (нас было трое);
  • с названиями детенышей животных: (трое котят);
  • в качестве субстантивированных числительных (пятеро в белом);
  • с названиями парных предметов (трое рукавиц (=три пары рукавиц)).

Порядковые числительные образуются от соответствующих им количественных числительных (три -третий, пять - пятый), исключение: один - первый. Они изменяются по родам, числам и падежам и согласуются с существительными.

Подробно об окончаниях имён числительных при склонении смотрите в разделе «Орфография».

19Глагол. Основные грамматические категории. Правописание личных окончаний глаголов.

28. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос что делать? что сделать? Это значение выражается в категориях вида, залога, времени, лица и наклонения. В предложении глаголы выступают в основном в роли сказуемого.

28.1. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, инфинитив.

У глаголов в зависимости от способности или неспособности изменяться по лицам, числам, наклонениям и временам есть неспрягаемые формы (инфинитив - неопределенная форма глагола) причастия и деепричастия, к спрягаемым формам относятся все остальные формы.

Инфинитив - это исходная форма глагола, с которой лексически и словообразовательно связаны все остальные формы глагола. Глаголы в инфинитиве называют сам процесс, без отнесения его к какому-либо лицу или времени. Неопределенная форма глагола характеризуется суффиксами -ть, -ти (мести, купить), некоторые глаголы в инфинитиве оканчиваются на -чь (лечь).

28.2. Вид глагола

Вид - грамматическая категория, которая выражает различия в протекании действия. Глаголы несовершенного вида обозначают действие в развитии, без указания на его предел и отвечают на вопрос что делать? (получать, покупать, носить); а глаголы совершенного вида обозначают действие как ограниченное неким пределом и отвечают на вопрос что сделать? (получить, купить, сносить).

28.3. Переходность глагола

Переходность - непереходность - это категория, на основе которой выделяются глаголы со значением действия, направленного на предмет, (он является объектом этом действия) - переходные глаголы читать журнал, красить стену), и глаголы со значение действия, не подразумевающего предмета, на которое это действие естественно направлено - непереходные глаголы (болеть, сидеть). На практике это различие) проявляется в управлении: переходные глаголы сочетаются с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога (лечить мальчика, читать книгу), а непереходные глаголы сочетаются с дополнениями, выраженными существительными или местоимениями в косвенных падежах с предлогами (ходить по улице, играть во дворе). Особую группу непереходных глаголов составляют возвратные глаголы, формальным признаком которых является суффикс -ся (возвращаться, помыться).

28.4. Залог глагола

Залог - это категория, которая выражает различные отношения между субъектом и объектом действия. Глаголы действительного залога - это глаголы, при которых подлежащее называет действующее лицо (субъект действия): мама мыла раму; глаголы страдательного залога - это глаголы, которые выступают в пассивной конструкции (когда подлежащее называет объект действия, а дополнение в творительном падеже - субъект действия (окно мылось мамой)).

28.5. Наклонение глагола

  1. изъявительное - выражает действие, которое реально существует, существовало или будет существовать (купил, прочитал); глаголы в изъявительном наклонении имеют формы времени (настоящего, прошедшего и будущего), лица (1,2 и 3) и числа (единственного или множественного);
  2. условное (или сослагательное) - выражает действие, которое реально не существует, а является лишь возможным или желаемым (купил бы, прочитал бы); оно образуется при помощи глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и частицы бы;
  3. повелительное - выражает действие, которое не является реальным, оно выражает просьбу, приказ и т.д. (купи, прочти); оно образуется от основы настоящего или простого будущего времени при помощи суффикса -и- (купи, причти) или нулевого суффикса читай, намажь), множественное число образуется путем добавления к форме единственного числа повелительного наклонения суффикса -те (купите, прочтите), также повелительное наклонение может образовываться путбм прибавления к глаголам в изъяснительном наклонении настоящего времени частиц пусть, пускай.

Время - это категория, которая выражает отношения действия к моменту речи. В русском языке три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Категория времени связана с категорией вида: у глаголов несовершенного вида имеются 3 формы (покупаю - настоящ. вр., покупал - лрош. вр., буду покупать (будущ. сложи, вр.), а у глаголов совершенного вида - 2 формы (купил - прош. вр. и куплю - будущ. прост, вр.).

О спряжении глаголов смотрите в разделе «Орфография». В предложении глаголы могут выступать в роли:

  • простого сказуемого: я купил книгу;
  • сложного глагольного сказуемого: я решил пойти в библиотеку;
  • несогласованным определением: план поехать туда мне не понравился сразу.

Различается написание личных окончанийглаголов в настоящем или будущем простом времени:
в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут или -ют ;

во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят .
Ко II спряжению относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться (бреешь - бреют, зиждется - зиждутся), и следующие 11 глаголов-исключений, а также производные от них. Глагол брезжить имеет формы брезжит - брезжут .
Остальные глаголы относятся к I спряжению (молоть - мелешь - мелют).
Глагол стелить употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь - стелют).
Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь - выздоровеют, опостылеешь - опостылеют, опротиветь - опротивеют .
Переходные глаголы с приставкой обез- (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные - по I спряжению:
обессилеть (кого-нибудь): обессилю - обессилишь - обессилят;
обессилеть (самому): обессилею - обессилеешь - обессилеют.

Соответствующие суффиксы инфинитива -и- и -е - сохраняются в формах прошедшего времени: Потеря крови обессилила раненого. - Больная девочка обессилела .
Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени -ете и повелительного наклонения -ите : выберете - выберите, выйдете -выйдите, выметете - выметите, выпишете - выпишите, вытрете - вытрите, вышлете - вышлите, крикнете - крикните, стукнете - стукните.

20Причастия и деепричастия

29. ПРИЧАСТИЕ - это особая неспрягаемая форма глагола, которая обозначает действие, но представляет его как признак предмета. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного:

Признаки глагола:

  1. переходность - непереходность,
  2. возвратность - невозвратность,
  3. залог,
  4. время (настоящее и прошедшее);

Признаки прилагательного:

  1. число,
  2. падеж,
  3. в предложении выступает в роли определения,
  4. наличие у страдательных причастий как полной, так и краткой формы.

Образование причастий:

примечание:

  1. от глаголов совершенного вида, которые не имеют формы настоящего времени, причастия настоящего времени не образуются;
  2. страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Подробнее о правописании причастий смотрите в разделе «Орфография».

В предложении полные причастия выступают в роли определения (Вошедшая девушка была очень симпатичная.), а краткие - в роли именной части сложного сказуемого (Пол вымыт.)

30. ДЕЕПРИЧАСТИЕ - это особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает признак, но выступает как признак другого действия. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия:

Признаки глагопа:

  1. лексическое значение,
  2. синтаксическое управление,
  3. возвратность - невозвратность;

Признаки наречия:

  1. неизменяемость,
  2. тип подчинительной связи - примыкание.

Образование деепричастий:

Подробнее о правописании наречий смотрите в разделе «Орфография».

21Служебные части речи.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Служебные части речи - это разряды слов, служащие для выражения отношении между понятиями, которые выражают знаменательные слова, и употребляющиеся только в соединении с ними. Они не являются членами предложения.

К служебным частям речи относятся:

предлоги, союзы, частицы.

33. ПРЕДЛОГ - это служебные слова, которые в сочетании с косвенными падежами именных частей речи выражают различные отношения между формами имени и другими словами.

По происхождению предлоги делятся на:

Первообразные (немотивированные с точки зрения современного русского языка): в, на, перед и т.д.;

Производные (можно проследить словообразовательные связи со знаменательными словами, от которых эти предлоги образованы). Производные предлоги в свою очередь делятся на:

  1. наречные (вдоль, вокруг),
  2. отыменные (вроде, наподобие),
  3. отглагольные (исключая, благодаря).

По структура производные предлоги делятся на:

  1. простые (кроме, около)
  2. составные (во время, по причине).

Почти все предлоги употребляются с каким-то одним определенным падежом, но они могут выражать различные отношения:

  • пространственные (жить в деревне),
  • временные (ждать с утра),
  • объектные (рассказать о случившемся),
  • причинные (умереть от раны),
  • целевые (отдать на починку) и т.д.

34. СОЮЗЫ - это служебные слова, которые выражают грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения или отдельными предложениями в тексте.

34.2.1. Разряды союзов

По происхождению союзы делятся на:

  • непроизводные (немотивированны в современном русском языке): и, или, да;
  • производные (можно проследить споаообразовательные связи со знаменательными словами, от которых эти союзы образованы): чтобы, будто.

По структуре производные союзы делятся на:

  1. простые (как, словно)
  2. составные (так как, для того чтобы).

По употреблению выделяются союзы:

  • одиночные (или неповторяющиеся): но, однако;
  • повторяющиеся: и...и, ни...ни;
  • двойные (или парные): если...то, как...так и.

34.2.2. Сочинительные союзы и подчинительные По синтаксической функции союзы делятся на:

Сочинительные (связывают синтаксически равноправные единицы: однородные члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненных предложений).

По значению сочинительные союзы делятся на:

  1. соединительные (выражают отношения перечисления): и, да (в значении и), и...и, тоже, также;
  2. противительные (выражают отношения противопоставления): а, но, однако, же;
  3. разделительные (выражают отношения взаимоисключения): или, или...или, то...то;
  4. пояснительные (выражают отношения пояснения): именно, как то;
  5. присоединительные (выражают отношения присоединения) да и, а также.

Подчинительные (связывают синтаксически неравноправные единицы: главную и придаточную части сложноподчиненного предложения, члены простого предложения).

По значению подчинительные союзы делятся на:

  1. временные: когда, как только, пока не;
  2. изъяснительные: как, что, чтобы;
  3. причинные: так как, потому что;
  4. следствия: так что;
  5. уступительные: пускай, хотя, несмотря на то что;
  6. сравнительные: как будто, словно;
  7. целевые: чтобы, для того чтобы;
  8. условные: если, раз.

35. ЧАСТИЦЫ - это служебные слова, придающие предложениям дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки.

Частицы делятся на.

Елена МУРАВЕНКО

Продолжение. Начало см. в № 21, 22/2006

Грамматические категории имени существительного

В этом номере мы обратимся к задачам, посвященным имени существительному: собственным и нарицательным именам, категориям одушевленности, рода и числа, а в следующем выпуске рубрики остановимся на склонении существительных.

Имена собственные и нарицательные

Распределение всех существительных на имена собственные и нарицательные обычно не вызывает затруднений у школьников, но, пожалуй, стоит особо остановиться на том, что между этими двумя группами существительных нет непроходимого барьера и возможны переходы существительных из одной группы в другую. Следующие две задачи как раз посвящены таким переходам.

1. Даны пары собственных и нарицательных существительных.

В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?

(А) Бостон (город) – бостон (вид сукна);
(Б) Остров (город) – остров (часть суши, окруженная водой);

(В) Каракуль (озеро) – каракуль (разновидность овчины);
(Г) Ньюфаундленд (остров) – ньюфаундленд (порода собак);

(Д) Вольт (физик) – вольт (единица измерения электрического напряжения).

Решение. В паре (Б) мы видим переход имени нарицательного в имя собственное: город назван Островом потому, что расположен на острове. Во всех остальных парах можно наблюдать противоположное явление: переход имени собственного в имя нарицательное. Ответ: (Б).

2. Даны пары существительных, каждая из которых включает фамилию и нарицательное существительное. В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?

(А) Дизель (немецкий инженер) – дизель (вид двигателя);
(Б) Ампер (французский физик) – ампер (единица силы тока);
(В) Галифе (французский генерал) – галифе (брюки определенного покроя);
(Г) Пастернак (русский поэт) – пастернак (корнеплод семейства зонтичных);
(Д) Наган (бельгийский конструктор) – наган (револьвер особой системы).

Решение. В паре (Г) мы видим переход имени нарицательного в имя собственное: название корнеплода стало фамилией. Во всех остальных парах наблюдается противоположное явление: переход имени собственного в имя нарицательное. Ответ: (Г).

Категория одушевленности

Категория одушевленности для многих школьников является камнем преткновения. По результатам решения задач на эту тему видно, что многие отождествляют значения грамматического термина «одушевленный» и биологического понятия «живой». Грамматика же к одушевленным существительным относит обозначения не только живых существ, но и 1) изображений живых существ, 2) живших существ, 3) шахматных фигур, 4) названий игральных карт, 5) мифологических персонажей. А самое главное – у этой категории есть грамматическое выражение.

3. Какие из перечисленных существительных являются одушевленными:

1) [плюшевый] мишка , 2) игрушка , 3) валет , 4) девочка , 5) мертвец ?

(А) 4; (Б) 4, 5; (В) 3, 4, 5; (Г) 1, 2, 4, 5; (Д) 1, 3, 4, 5.

Решение. Грамматическая категория одушевленности в русском языке проявляется у всех существительных в форме винительного падежа множественного числа: у одушевленных существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных – с формой именительного падежа. Проверим на одушевленность данные существительные: вижу мишек, валетов, девочек, мертвецов (вин. п.) – ср. нет мишек, валетов, девочек, мертвецов (род. п.). Эти существительные одушевленные. Оставшееся существительное игрушка неодушевленное: вижу игрушки (вин. п.) – ср. лежат игрушки (им. п.), но нет игрушек (род. п.). Таким образом, ответ: (Д).

Категория рода

Среди существительных выделяется группа существительных общего рода. Не все школьники хорошо понимают, что эта группа не добавляет к трем известным родам какой-то четвертый род, а лишь включает в себя существительные, которые в зависимости от контекста могут быть либо мужского рода, либо женского.

4. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словом маленький , и со словом маленькая : грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица ?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

Решение. Слова грязнуля, зануда, плакса, тупица сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая, т.е. в зависимости от контекста могут быть мужского или женского рода. Это существительные так называемого общего рода. Слово красавица женского рода и сочетается только со словом маленькая . Ответ: (Г).

В ряде случаев определение рода вызывает затруднения. К таким случаям относятся, в частности, существительные на мягкий согласный.

5. Сколько из перечисленных существительных относятся к мужскому роду:

аэрозоль, бандероль, картофель, метель, мозоль, ноль, шинель, шрапнель ?

(А) 5; (Б) 4; (В) 3; (Г) 2; (Д) 1.

Решение. К мужскому роду из перечисленных относятся существительные аэрозоль, картофель и ноль, остальные – к женскому. Ответ: (В).

Особое правило нужно знать, чтобы правильно определить род несклоняемого существительного.

6. Вот пять несклоняемых существительных: 1) кофе , 2) шимпанзе , 3) кашне , 4) какаду , 5) пальто .

Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании черный... ?

(А) 2, 4; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 5; (Г) 1, 2, 4; (Д) 1, 2, 3, 4.

Решение. При определении рода несклоняемых существительных помогает их отнесение к одушевленным или неодушевленным. Бoльшая часть неодушевленных относится к среднему роду (кашне, пальто), исключением является слово кофе (м.р.); одушевленные, как правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе, какаду) . Ответ: (Г).

Категория числа

Для большей части существительных категория числа является словоизменительной, т.е. школьники в этих случаях определяют признак числа как непостоянный. Иногда между формами единственного и множественного числа отношения нестандартные. Вот пример задачи на эту тему.

7. У какого из этих слов форма множественного числа соотносится с формой единственного не так, как у остальных?

(А) котята ; (Б) щенята ; (В) цыплята ; (Г) ягнята ; (Д) утята .

Решение. Все данные слова обозначают детенышей. Для выражения этого значения стандартно используется суффикс -енок (-онок) , заменяющийся во множественном числе на -ят- (-ат-) . Таким способом образованы четыре из данных пяти слов: котенок – котята, цыпленок – цыплята, ягненок – ягнята, утенок – утята . В слове щенята мы также видим суффикс -ят- , однако в единственном числе употребляется не *щененок, а щенок . Таким образом, ответ: (Б).

    В слове щенок выделяется суффикс -ок-/-к- , и стандартная форма множественного числа этого слова – щенки (ср. ястребок – ястребки, хомячок – хомячки ). Однако благодаря осмыслению щенка как детеныша собаки по аналогии с формами на -ят- (-ат-) возникла форма щенята , которая в современном языке употребляется наряду с формой щенки .

Для собирательных, вещественных, отвлеченных существительных и существительных типа ножницы (конкретных, но не имеющих формы мн. числа) признак числа является постоянным, т.е. такие существительные не изменяются по числам, а относятся либо к единственному, либо к множественному числу.

8. Какое из этих существительных обычно не употребляется во множественном числе?

(А) холод; (Б) ветер; (В) зной; (Г) туман ; (Д) дождь.

Решение. Наступили зимние холода (‘погода с низкой температурой воздуха’). По области ожидаются туманы (‘местами непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами’). Дуют ветры в феврале … и Открытый всем ветрам (‘всем движениям, потокам воздуха’). Идут дожди (‘атмосферные осадки в виде водяных капель и струй’) – все эти фразы в русском языке допустимы. Только со словом зной ‘сильная жара от нагретого солнцем воздуха’ подобной фразы придумать нельзя: именно оно обычно не употребляется во множественном числе. Ответ: (В).

9. Даны пять существительных. Какое из них обладает грамматическим свойством, которым не обладают остальные?

(А) брюки; (Б) перила; (В) ботинки; (Г) санки; (Д) ворота .

Решение. Все существительные даны в форме множественного числа. Только одно из них – ботинки – изменяется по числам, т.е. имеет и форму единственного числа – ботинок . Остальные существительные употребляются только в форме множественного числа. Из этого свойства вытекает и следующее: только слово ботинки имеет род (мужской), остальные же не охарактеризованы по этому признаку. Ответ: (В).

Продолжение следует