Риторика развития речи в детском саду. Рабочая программа по курсу "риторика общения" для дошкольников

Тренинг «Детская риторика» для родителей. Установочное занятие-инструктаж. 3 ч — 30 т. р.

Каждодневность малых усилий

Детская риторика, на мой взгляд — то, с чего должно начинаться обучение ребенка в принципе. Ломоносов считал риторику основой всех наук, и был прав. От умения грамотно и ловко формулировать мысли зависят: успеваемость в школе и в дальнейшем в вузе, общение со сверстниками, построение карьеры. Высокий доход — почти всегда следствие искусства убеждать. Иван Павлов считал, что без речи нет мышления. И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Занятия детско риторикой закладывают основу дальнейшей успешной жизни ребенка.

Я полагаю, что каждодневные тренинги по 10 минут — намного эффективнее, чем занятия риторикой с репетитором 1-2 раза в неделю по 2 часа. Регулярность, каждодневность — вот что дает наиболее высокий результат. Можно не ходить в спортзал 2 раза в неделю, но держать тело в отличной форме за счет ежедневной зарядки, контрастного душа, постоянных массажей, растираний и вечерней пятиминутной гимнастики на укрепление костей, мышц и сухожилий.

Каждодневность малых усилий — вот великий секрет! На занятиях детской риторикой вы, Родитель, освоите комплекс безотказно действующих игровых упражнений на развитие речевых навыков малыша. Некоторые эффективно занимаются с 4 лет, и уже за месяц достигают ощутимых результатов.

Несколько упражнений для трудолюбивых и любящих Родителей

1. Детская риторика «Чтение — повтор».

Возьмите интересную книгу, соответствующую возрасту ребенка. Читайте вслух фразу. Задача ребенка — дословно повторить. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Пушкина, но можно и прозу. Она сложнее. Все зависит от исходного уровня ребенка. Сначала надо брать более короткие фрагменты, не все предложение, а часть. Постепенно ребенок справится и с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики. Расширяется словарный запас. Упражнение требует упорства, усидчивости Родителя, а также юмора и позитива. Убить желание играть с вами можно суровым словом, строгим взглядом.

2. Детская риторика «Определи слово».

Давайте для определения ребенку слова. Пусть малыш объяснит, что такое часы, стол, небо, глаз, рисунок, муравей.

Вы сами должны понимать, что вначале надо отнести слово к более общему классу предметов. Так, муравей — это насекомое, которое… Ромашка — цветок, у которого… Глаз — орган… и так далее. Потом следует назвать внешние отличительные признаки и функцию или строение. Так, муравей, это насекомое, имеющее 6 ножек, очень трудолюбивое, которое строит муравейники и живет в лесу. Этого уже будет достаточно. Замечательно, если ребенок даст определение ромашке вроде такого: ромашка — это цветок, имеющий желтую серединку и белые лепестки. Бывает дикой и декоративной. Обладает лечебными свойствами. Поверьте, многие дети в состоянии сказать еще и покруче! Научите их этому. Для начала сами попробуйте дать определение кита.

3. Детская риторика «придумай рифму к слову».

Лебедь — мне ведь
Озеро — заморозило и т. д

Таких упражнений десятки, и важна форма их подаче, именно ради этого стоит воспользоваться тренингом «Детская риторика», чтобы самому стать тренером для своего ребенка. Наталья Грэйс

Мы стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы они легко вступали в диалог, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, чтобы они владели невербальными средствами общения.

Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас своей искренностью и непосредственностью. Ч ем раньше начнется знакомство его с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут те речевые средства, которые ребенок сможет использовать в конкретной ситуации общения.

Занятия, игры, упражнения с детьми призваны как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА: «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ»

ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОЦЕНКЕ РЕЧЕВОГО ПОСТУПКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

ЗАДАЧИ: УЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ВИДЕТЬ В СЛОВЕ НЕ ТОЛЬКО СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, НО И СПОСОБ ВЛИЯТЬ НА СОБЕСЕДНИКА УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ С СОБЕСЕДНИКОМ В РАЗНЫХ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВЕРБАЛЬНЫЕ (РЕЧЕВЫЕ) НЕВЕРБАЛЬНЫЕ (НЕРЕЧЕВЫЕ) СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: МИМИКА, ЖЕСТЫ ЗАКРЕПИТЬ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ОБОГАЩАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИВАТЬ КУЛЬТУРУ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.

Планируемые результаты: Ребенок 5-6 лет оценивает собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так можно говорить-так говорить нельзя); Ориентируется в разных ситуациях общения; Владеет своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко-тихо, быстро-медленно; Внимательно слушает собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего; Соотносит речевые и неречевые средства общения; Знает и употребляет слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы.

медленно Тема: «Для чего нужна речь?» Загадки Эзопа Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, выражать радость. А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, обманывают Хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, может оскорблять. А что ты думаешь о языке?

Какие пословицы о языке и речи ты знаешь? Назови и объясни Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит Хорошее слово всегда к месту Слово скажет – рублем подарит Недоброе слово больней огня жжет От худого слова – да навек ссора Худое слово доведет до дела злого

тишина Что такое общение? Для чего люди общаются? Тема: «Общение»

молвит Правила общения Не кричите слишком громко. Тише можно говорить! За твоим языком не поспеешь босиком. Объясни это правило общения Упражнения Что и как говорит тишина? Произнеси эти слова Доброй ночи - Доброй ночи – молвит тишина, Каждому она сейчас слышна; Говорит бесшумными словами: - Спите, я всю ночь останусь с вами А. Кондратьев Внимательно слушать собеседника

Произнеси стихотворение так, Чтобы все услышали, как грохочет гром Гром Скажи погромче Слово «гром» – Грохочет слово, Словно гром. А. Барто Научись произносить эти чисто-скороговорки м едленно и быстро У Ивашки рубашка, У рубашки кармашки Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы – домой.

м Средства общения (несловесные) Мимика Скажи, с кем бы ты хотел общаться? Почему? Объясни. Из какой сказки эта картинка?

Жесты Игра «Я и дедка, я и репка, я и Жучка, я и внучка » Взрослый просит ребенка изобразить жестами, движениями героев выбранной сказки, стараясь передать их характер. Можно обсудить с малышом характер изображаемых героев. Поиграем!

Тема: «Речевой этикет» Приветствие. Какие ты знаешь приветствия? Здравствуйте! Рад видеть Вас! Привет! Добрый день (вечер)! Какие приветствия звучат теплее? Привет девчонкам! Привет дяденькам! Здравствуй, Настенька! Здравствуй, Фёдор! Рада тебя видеть! Доброе утро!

Прощание. Какие слова прощания ты знаешь? До свидания Всего хорошего! До завтра! Всего доброго! До встречи! Доскажи словечко! Катя пупсика Игнатку У ложила спать в кроватку – Больше он играть не хочет, Говорит… («Спокойной ночи!») Спокойной ночи! Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу, Быть вежливым очень легко мне, Я… («здравствуйте») первым скажу.

Благодарность. Извинения. Просьба. Поздравление. «Это слово говорят, Если вас благодарят…» Какое это слово? Спасибо! Большое спасибо! Благодарю! Чрезвычайно признателен! Озвучь рисунок

Методические рекомендации педагогам: - Игры и упражнения с детьми – это общение педагога с детьми. Воспитатель – собеседник детей, он должен делиться своими мыслями, знаниями, прислушиваться к мнению детей, советовать, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации. Он должен радоваться успехам вместе с детьми, огорчаться, если у них что-то пока не получается. - Во время игр должен быть визуальный контакт с детьми. - Играя и занимаясь с детьми, можно использовать р азличные виды театров и театральных кукол для включения дошкольников в конкретную ситуацию общения и речевую д еятельность. - Предлагая определенный вид заданий, использовать такие формы организации деятельности, как работа в парах, в группах. - Игры и упражнения с детьми должны проводиться еженедельно

Вывод Мы стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы они легко вступали в диалог, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, чтобы они владели невербальными средствами общения. Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас своей искренностью и непосредственностью. Ч ем раньше начнется знакомство его с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут те речевые средства, которые ребенок сможет использовать в конкретной ситуации общения. Занятия, игры, упражнения с детьми призваны как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Литература З.И. Курцева Программа дошкольной подготовки по риторике «Ты – словечко, я – словечко…» Баласс 2001 Г.И.Сорокина И.В. Сафонова Н. В. Ладыженская Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. Просвещение 1995


Качество жизни любого человека во многом зависит от умения общаться с окружающими людьми. Риторика учит живой беседе, помогает понять стиль общения в разных ситуациях, учит формулировать вопросы, просто правильно говорить и внимательно слушать людей. Методы обучения риторики для детей различных возрастов имеют свои особенности и правила.

Обучение риторике детей от 2-3 лет

Родители должны понимать, ранние занятия по развитию речи на постоянной основе, способствуют достижению значительных результатов. В норме, если в 2 года ребёнок понимает все слова взрослых, а в 3 года составляет простые предложения. При обучении детей 2 - 3 лет, необходимо учитывать индивидуальные способности ребёнка, наследственную предрасположенность. Конечно, ни о каких скучных, продолжительных уроках с детьми такого возраста речи быть не может.

Навыки речи развиваются постепенно, в течение всего дня. Этим должны заниматься в детском саду, родители дома. С ребёнком следует больше разговаривать, задавать ему простые вопросы. Внимательно слушать всё, что он говорит, поправлять ошибки. Ребёнок должен слышать чёткую, понятную речь. Незнакомые слова лучше изучать в процессе игры, например, интерпретируя с героями любимых мультфильмов. Если ребёнку будет интересно и весело, он быстрее освоит новое.

Развитие мелкой моторики рук стимулирует речевые способности. Лепить из пластилина, раскрашивать, складывать всевозможные пирамиды, кубики, пытаться застегнуть пуговицу - просто необходимо ребёнку 2 - 3 лет.

Для получения положительных результатов, родителям и воспитателям следует запастись огромным терпением. Многие родители боятся "перегрузить" ребенка знаниями и стараются отдавать его на различные обучающие курсы ( , ) в более взрослом возрасте, и совершенно напрасно! Чем младше ребенок, тем проще ему получать навыки и усваивать информацию.

Обучение риторике детей от 4 до 6 лет

Ребенок в 4 года уже очень многое понимает, порой родители даже не предполагают, насколько их малыш уже взрослый. В этом возрасте все знания впитываются как губка и очень важно, чтобы ребенка окружали опытные педагоги или те люди, с которых он может взять хороший пример.

Вы наверное замечали, как быстро малыш схватывает плохие слова, услышанные в садике или магазине, как быстро запоминает сюжет фильма, который ему еще рано смотреть.

Стоит уделить особое внимание его развитию. Если с детских лет он узнает все , то вся его жизнь сложится как нельзя лучше. Умение убеждать, правильно двигаться, красиво излагать мысли, быть вежливым и послушным, - все это именно то, что нужно вашему ребенку для того, чтобы он был успешным в жизни и максимально подготовлен.

Обучение риторике детей 7-9 лет

Выразительное чтение способствует правильной интонации речи. В 7 лет маленький человечек идет в школу, для него открывается новый мир. Привычные границы рассыпаются и он узнает как устроен этот мир, социум, - у некоторых детей возникают трудности в общении. Каждый по-своему решает эту проблему, кто-то замыкается в себе, кто-то начинает всех задирать. Взрослые предпочитают закрывать глаза на это. может в корне изменить ситуацию, научив ребенка правильно себя вести в тех или иных ситуациях.

Детей в 9 лет следует приучать к выступлению на публике, не стесняться отвечать устный урок перед классом. Ребёнку необходимо прививать любовь к чтению. Пусть он сам выбирает книги, любое принуждение исключатся. Научить пользоваться мимикой и жестами, которые могут быть помощниками или, наоборот, перегружать речь.


Развитие риторики помогает раскрыть потенциал ребёнка, повысить интерес к учёбе, приобрести уверенность, завести больше друзей. Успешное развитие возможно, если учитывать характер ребёнка, устраивать занятия в увлекательной форме.

Обучение риторике детей мигрантов

Развитие риторики детей другой национальности имеет определённые трудности. Наставнику следует узнать традиции, культуру, религиозные ценности, среди которых ребёнок воспитывался с рождения.

Эта информация позволит выбрать эффективную методику обучения.

С детьми мигрантов требуется большое терпения, им нужно уделять особое внимание. Например, выросшего на Кавказе подростка, не следует ругать при всём классе, лучше поговорить наедине.

При необходимости, попросить родителей объяснить ребёнку щекотливые вопросы. Ребёнку-мигранту в разы сложнее даётся обучение риторике, если ребёнок плохо знает русский язык, наступает недопонимание. Ему необходима поддержка взрослого.

Следует учитывать проблемы разных возрастов, особенно для детей мусульман. Учителю следует иногда пойти на уступки. Главное, постараться найти с ребёнком контакт.

Риторика в Москве

Предлагаются всевозможные способы обучения:

  • индивидуальное обучение, возможен выезд на дом;
  • различный количественный состав групп, в том числе минимальный набор (5 - 8 человек);
  • всевозможные сроки обучения и количество занятий в неделю (например, предлагаются ускоренные курсы по 20 часов, 10 раз по 2 часа).

Величина платы за обучение демократичная, поддерживается гибкая ценовая политика.

Ребёнок, владеющий навыками риторики, вырастает коммуникабельным и уверенным человеком, ему легче найти место в жизни. Умные и любящие родители понимают важность обучения риторике ребёнка, не жалеют времени и средств на это.