Рисунок на тему человек и литосфера. Сообщение «Литосфера и человек

Пункт первый. Что такое литосфера? Литосфера – это твердая оболочка Земного шара, окружающая раскаленное ядро Земли. Почва у нас под ногами, горы – это тоже часть литосферы. Дно океанов – также ее часть. Земная кора состоит из мягких осадочных пород, кремниевых отложений, твердых гранитов и базальтов.

Пункт второй. Вулканы и земная кора. Вулканы, выбрасывая из разгоряченных недр Земли раскаленную лаву, которая застывает на поверхности планеты, добавляют земной коре твердого вещества. Таким же образом уплотняется за счет застывающих выбросов лавы вулканов и океанское, и морское дно.

Пункт третий. Движение литосферных плит. Литосфера делится на земную кору и верхнюю мантию Земли. Она имеет свойство двигаться, ведь состоит из литосферных плит, которые сдвигаются, меняют свое положение и часто даже сталкиваются – тогда происходят землетрясения. Фактически, твердые литосферные плиты «плавают» по более мягкой земной части литосферы, то есть верхней мантии Земли – астеносфере.

Пункт пятый. Опасные и неопасные зоны по землетрясениям. Некоторые литосферные плиты стоят относительно устойчиво и стабильно, в таких местностях обычно не происходит землетрясений. К примеру, Прибалтика неопасна в точки зрения землетрясений, а вот благодатные южные районы Турции и Греции подвержены частым подземным толчкам – здесь движутся литосферные плиты. Чем сильнее движение и столкновение литосферных плит, тем мощнее и разрушительней землетрясение. Области, где литосферные плиты постоянно натыкаются друг на друга, называют складчатыми областями Земли или складчатыми поясами.

Пункт пятый. Земная кора и ее характеристики. Толщина наиболее твердой части литосферы, то есть земной коры, в разных местах планеты различна. На суше она достигает 80 км, а под океанами не более 10 км, иногда и не более 5 км.

Пункт шестой. Загрязнение литосферы. Экологические проблемы литосферы. Почвы не так просто загрязнить, как атмосферу или водные ресурсы, но экологические проблемы стоят и в этой сфере также. Первое – это попадание в почву тяжелых металлов, химических веществ – отходов производства, отравляющих ее. Это снижает качество плодов, выращиваемых на этой земле (вплоть до отравления), снижает урожаи, уничтожает плодородие почвы. Перенасыщение почвы минеральными удобрениями, пестицидами, прочими ядами из сельского хозяйства также отравляет почву, все, что на ней растет, а затем и всех, кто ест плоды, выращенные на этой почве.

Еще одна серьезная общемировая проблема – это эрозия почв, то есть переход плодородных почв в разряд неплодородных. Процесс приводит к тому, что земли опустыниваются, заносятся песками, трескаются. Исчезают безвозвратно источники воды: ручьи, реки, озера. Колоссальная экологическая катастрофа произошла в Казахстане с Аральским морем, которое высохло после рукотворного «разворота рек»: прибрежные районы засолились и превратились в пустыню. Крайне страдают африканские страны – на них наступает пустыня Сахара, год от года поглощая все новые и новые земли. На первый взгляд такая проблема не грозит России или Украине, например. Тем не менее, вырубка лесов в Южной Сибири вполне может привести к невосстановимой эрозии почв.

Здоровье и жизнь любого человека напрямую зависят от процессов, происходящих в литосфере. От этих процессов также зависит хозяйственная активность людей. Большая часть данных процессов проистекает под непосредственным влиянием природных сил, носят стихийный характер.

Стихийные и природные явления можно разделить на 2 группы:

  • Обвалы, осыпи, оползни, сели, происходящие из-за действия сил земного притяжения.
  • Вулканизм и землетрясения, происходящие из-за внутренней энергии Земли.

Вулканизм является очень масштабным проявлением. На Курильских островах и Камчатке сосредоточено большинство вулканов страны. Из 160 существующих на территории России вулканов, 40 находится на территории Курильских островов. Из действующих вулканов можно отметить вулкан Сарычева, Берга, Безымянный, Кизимен, Шивелуч, Ключевская сопка, Карымская сопка и Мутновский вулкан. Столбы вулканической пыли и газов, которые выбрасывают в атмосферу вулканы, поднимаются на высоту 10-20 км., после чего они начинают оседать на землю.

Землетрясения - это самые опасные стихийные явления, предсказать которые практически невозможно. На территории РФ частые и сильные землетрясения чаще всего происходят в районе острова Сахалин, на Курильских островах и на Камчатке. Одно из самых последних разрушительных землетрясений случилось в 1995 году. Из-за него погибло около 2000 человек и полностью было разрушено поселение Нефтегорск. Среди российских горных регионов к опасным, относительно возникновения землетрясений, можно отнести: Забайкальские и Прибайкальские горы, Саяны, Алтай и Кавказ. Около 40% территории РФ считается сейсмоопасной.

В районах, где распространены вулканы, находятся также гейзеры и горячие вулканы. Подземную горячую воду можно применять для выработки электроэнергии и отопления жилых помещений. К примеру, на Камчатке успешно функционирует опытная геотермальная электростанция.

Обвалы и осыпи чаще всего происходят в горных районах с сильным пересечением рельефа. Горные породы, которые разрушились, при действии силы тяжести обваливаются и тянут за собой новые части обломков. Преимущественно, причиной их возникновения являются подземные толчки или активность вод. Не редкость в горных районах и сели. Они представляют из себя смесь камней, глины и грязи, которая образовывается при затяжных дождях и стремительно сходит вниз. Движение сели происходит с высокой скоростью и, если на ее пути окажется какое-то поселение, мост, дорога, плотина или любое другое сооружение, она может разрушить их. Алтай и Кавказ гораздо чаще, чем другие горные районы сталкиваются с данным природным явлением.

Существует также такой вид природных явлений как оползень. Чаще всего, его формирование происходит в условиях чередования водоупорных и водоносных пород. В таких условиях верхние слои начинают сползать по более скользкому водоупору и образуется оползень. Чаще всего оползни можно встретить на Волге, а также на крутых берегах, которые подмывает вода.

Воздействие человеческой деятельности на рельеф

Рельеф местности формируется ни лишь из-за внутренних и внешних факторов, но и из-за хозяйственной деятельности человека. Больше всего на рельеф влияют такие виды работ как прокладывание дорог, добыча ископаемых, строительство подземных коммуникаций и сооружений, развитие лесного и сельского хозяйства. Из-за этих причин очень часто нарушается целостность горной породы, а поверхность земли начинает проседать. В некоторых регионах могут появляться антропогенные землетрясения, спровоцированные извлечением из земли огромного количества каких-то ископаемых. Подобные землетрясения часто случаются в Западной Сибири и Предуралье. Из-за добычи ископаемых появляется много терриконов, шахт и карьеров.

Большинство отработанных промышленных отвалов представляют собой опасность для человеческого здоровья. Очень много таких отвалов находится на территории Кузнецкого угольного бассейна и в некоторых районах Сибири и Дальнего Востока. Именно в этих районах ископаемые добывают открытым способом. Также рельеф изменяется во время забора артезианской воды и во время подземных работ. Из-за этого в рельефе могут появляться достаточно глубокие воронки. Несколько таких воронок обнаружено в Москве, глубиной они достигают 4, а диаметром 45 метров. Аналогичные воронки на Кузбассе в глубину достигают 70 метров. Почвенная эрозия и овражная деятельность представляют из себя пример того, как нельзя вести сельское хозяйство - при интенсивной распашке земли и выведении естественной растительности.

Таким образом, человеческая хозяйственная деятельность активно участвует в кардинальных изменениях рельефа земли. Вместе с естественными рельефными формами сегодня существует много искусственных: разные сооружения, тоннели, мосты, плотины, здания. За много тысяч лет были сформированы гигантские зоны сплошного заселения. Искусственные формы, которые были созданы человеком полностью изменили поверхность земли, оказывая при этом влияние на поверхностные водные стоки и климат.

Косвенное влияние на рельеф человека

Оказывать воздействие на изменения в рельефе земли человек может и косвенно. Человек не запланировано или ненамеренно может изменить условия морфогенеза, замедлить или усилить естественные процессы аккумуляции или денудации. В результате этого значительно усиливается антропогенное оврагообразование и эрозия почв. Из-за осушения болот изменяется рельеф их поверхности. Неограниченный выпас скота, а также дорожная дигрессия являются причиной оживления динамики золовых песчаных аккумулятивных форм рельефа. В местах, где проводятся активные военные действия могут возникать особые формы мезорельефа и микрорельефа - это бомбовые воронки, оборонительные валы, окопы и траншеи.

Действия, совершающиеся людьми осознанно или неосознанно принимаются в условиях возможной неопределенности, а любая конкретная ситуация может привести к угрозе в какой-то определенной форме. Любые человеческие действия, которые осуществляются на границах природно-антропогенной или природной системы, могут стать причиной геоморфологического риска. Риск появляется от ощущения или наличия опасности, исходящей от определенного геоморфологического объекта и повязан с активной деятельностью субъекта опасности - человеком. Именно для этого, экологическая геоморфология разрабатывает определенные методы и принципы, которые дают возможность определить опасные геоморфологические объекты и процессы и спрогнозировать их развитие для того, чтобы минимизировать стоимость и степень риска.

Естественные природные стихийные процессы в большинстве случаев являются техногенно предопределенными. К примеру, масштабная вырубка леса в регионах имеющих горный рельеф становится причиной активизации процессов образования селей и оползней. В последнее время участились гравитационные и флювиально-гляциальные процессы, образующиеся из-за освоения лугов высоко в горах. Частота схождения лавин с гор увеличивается, и наносит сельскому хозяйству существенный ущерб. Разрушаются здания, мосты, горные дороги. Обычно, явления, которые представляют собой какую-то угрозу с экологической стороны, возникают внезапно. Специалисты, занимаясь исследованием их появления и развития, обозначили несколько важнейших факторов, которые дают возможность спрогнозировать ход их развития в будущем. Их действия связаны не так с антропогенными или природными факторами, как с одновременной деятельностью и влиянием людей в местах, подверженных данным явлениям.

Чтобы спрогнозировать развитие каких-либо экзогенных процессов, самыми эффективными являются методы зондирования в дистанционном режиме. Они способны повысить объективность географического прогноза, а также значительно улучшить качество полученного материала. При таких условиях есть возможность прогнозировать характер, а также силу экзогенных процессов.

Так уж получилось, что человек, по складу своего ума и характера, не может жить тихо и спокойно и при этом никак не взаимодействовать с окружающим миром. Наверное, этого не может ни одно существо. Но человек случай особый. Он может не просто взаимодействовать. Ему необходимо именно влиять, а часто и уничтожать окружающий мир. Потому что, как многие люди полагают окружающего мира у нас много, а человек – царь природы, один. Его беречь нужно.

В процессе своей бурной деятельности человек достиг невиданных высот и глубин своего влияния. Следы его деятельности заметны в атмосфере, гидросфере и литосфере. Вот о последней мы сегодня и поговорим. Прежде всего, что это такое?

Литосфера это твердая оболочка нашей родной планеты. Состоит она из пласта горных пород, которые входят в верхнюю часть мантии и земной коры. Слои литосферы различаются по своим свойствам. Например, верхний слой достаточно упругий, в то время как нижний отличается своей пластичностью. Это дает возможность, несмотря на регулярные потрясения, сохранять устойчивость.

Толщина этой своеобразной «корки» нашей планеты неравномерная. На суше она может колебаться от 25 до 200 километров. На дне океанов толщина литосферы «скромнее», всего от 7 до 10 километров. Самые тонкие места находятся, как правило, под относительно молодыми горными массивами.Ученые говорят, что формирование литосферы до сих пор не завершено и продолжается по сей день.

Как же человеку удалось вмешаться в столь жизненно важный орган нашей планеты. Очень просто, если из недр планеты выкапывать все, что только можно и закапывать туда все, что нельзя, то загубить планету вместе с ее литосферой и всем, что с ней соседствует, не составляет никакого труда.

А теперь немного сухой статистики . Каждый год человек извлекает из земли на поверхность около ста миллиардов тонн руды. И темпы добычи последние годы только нарастают. В перспективе, при таком положении дел объемы горного производства каждое десятилетие будут удваиваться!

Многие из тех ресурсов, залежи которых находились близко к поверхности, истощились, и добыча переместилась на более глубокие уровни. Появились карьеры глубиной более 500 метров, а некоторые отвалы вокруг них достигли 100 метров в высоту. Более того, каждый год к этим отвалам прибавляется около 2 миллиардов кубометров. В таких странах как Чехия, шахты опустились на глубину до полутора тысяч метров и это не предел. В Индии и Южной Африке золотые рудники ушли на глубины более 4 километров.

Естественно, такое дерзкое вмешательство во внутренние дела планеты не проходит без последствий. Изменяется уровень подземных вод, меняется их движение. Это, в свою очередь, приводит к сдвигам и проседанию земной поверхности. Образовываются огромные трещины и провалы.

Весьма чувствительно реагирует на действия человека и почва. Как правило, люди, при освоении земель, руководствуются сиюминутными выгодами, не думая о последствиях. Как только земля на старом месте приходит в негодность, они просто ее бросают и переходят на новое. Среди процессов «облагораживания» земли можно выделить аридизацию – уменьшение влажности территорий и как следствие этого сокращение биологической активности.

Часто из-за неправильного использования земли, техники, удобрений, тысячи гектаров плодородной почвы превращаются в безжизненную пустыню.

Нерациональные методы земледелия приводят к тяжелому для почвы заболеванию – эрозии. Плодородный слой разрушается и сносится ветром или смывается водой. Эти верхние 20 сантиметров природа создавала более полутора тысяч лет, но человек, благодаря своему нерациональному подходу к земле, способен уничтожить менее чем за 30 лет. К слову сказать, урожай пшеницы, как и других зерновых на такой земле будет раза в три меньше, чем на обычной плодородной почве. И вполне естественно, что ее, как и многие другие территории, просто бросят. На сегодняшний день, по мнению ученых, миллионы километров пахотных земель потеряны из-за банального нарушения правил полива.

Кроме всего прочего у почвы есть одна особенность. Она не так подвижна, как скажем воздух или вода. Именно поэтому у нее отсутствуют такие замечательные факторы как: самоочищение и разбавление . В связи с этим все токсичные вещества, попавшие в почву, накапливаются, а их эффект постепенно суммируется.

Не последнюю роль в разрушении почвы имеют и кислотные осадки. Сегодня это одна из самых популярных проблем не только современности, но и ближайшего будущего. Кислотные дожди вызывают окисление верхних горизонтов почв. Обычно такие районы не страдают от засух, но урожайность на таких почвах очень низкая и неустойчивая. Кислота, распространяясь по почве, попадает в грунтовые воды.

Кислотные дожди являются следствием бурной хозяйственной деятельности человека. Результатом этой деятельности часто является выброс огромного количества различных окислов в атмосферу. Эти вещества, преодолевая в атмосфере огромные расстояния, взаимодействуют с водой и выпадают на землю в виде кислотных дождей. Попадая в почву, они взаимодействуют с растениями, водой и, в конечном итоге, с самим человеком.

Сегодня одну из наибольших опасностей представляет уплотнение почвы. Оно становится причиной колоссальной коррозии почвы, достигшей сегодня просто катастрофических размеров – более 25 тысяч гектаров пахотных земель в год! Уплотнение почвы не дает возможности дождевой воде проникать глубоко в землю. В связи с этим растения, уже через несколько дней отсутствия осадков, начинают гибнуть от недостатка влаги.

Все это заставляет человека использовать на полях более дорогостоящую технику для того, чтобы получить лучшие урожаи, но подчас это приводит только к еще большему уплотнению почв.

Как мы видим, царствование человека на этой планете не проходит бесследно. Когда мы задаемся вопросом, как человек влияет на литосферу, хочется думать о цветущих садах, лесах и полях. Рассуждать о голубых озерах. Но на ум, почему- то приходят кислотные дожди. Отвалы высотой с небоскреб, провалы и трещины в земле. И огромные безжизненные пустыни. И когда о какой-нибудь местности говорят — там не ступала нога человека, хочется добавить — и, слава Богу!

Тема: «Человек и литосфера» (обобщающий урок).

Цели урока:

  • Развить кругозор учащихся.
  • Закрепить полученные знаний и необходимые навыки.
  • Привить интерес к предмету через новые информационные технологии.

Техническое обеспечение: мультимедийный диск «География 8 класс», Характеристика природы (Рельеф и геологическое строение, Человек и литосфера, Стихийные бедствия, практика № 1, № 2 по теме «Рельеф», тест № 1 по теме «Рельеф»), раздаточный материал – схема «Взаимодействие человека и литосферы», проекты по защите окружающей среды были приготовлены на уроках географии, экологии и информационных технологий.

Эпиграфы урока:

«Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не воздушный лик, –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»

Ф.И. Тютчев , русский поэт

«Человек – величайшая геологическая сила»

В.И. Вернадский , русский учёный

«Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу нам она мстит»

Ф. Энгельс , экономист, философ

ХОД УРОКА

Сформулировать цель урока ученику, используя эпиграфы (влияние человека на литосферу, а также влияние литосферы на человека)

План урока

  1. Природные ландшафты России
  2. Антропогенные ландшафты.
  3. Минеральные ресурсы.
  4. Рельеф и хозяйство.
  5. Воздействие на верхнюю часть литосферы.
  6. Искусственные грунты.
  7. Стихийные бедствия.

В конце урока ученики должны сделать вывод и заполнить схему «Взаимодействие человека и литосферы» (см. Приложение 1 )

Выполнение практики задания № 1 (на карту рельефа перенести крупные формы рельефа) задание № 2 (на карту строения земной коры перенести элементы). Первый ученик, который выполнил задание, разбирает географическую почту по терминам на тему «Рельеф».

По фрагментам описания, определить о каких территориях идёт речь.

Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на побережье Днепра в его среднем течении.

(Русская (Восточно-Европейская) равнина)

Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно-Сибрскую.

(Уральские горы)

Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы.

(Северный Кавказ)

Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем на молодой плите. Много озёр и болот.

(Западно-Сибирская низменность)

Домашнее задание

Загадки о рельефе:

Что сперва в воде родится
А потом воды боится. (Соль)

Черён как ворон,
А греет, как солнце. (Уголь)

Белый как сахар но не сладкий
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься. (Мел)

Без неё не поедет
На такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

От дождей, текущих вод
Он растёт из года в год. (Овраг)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)

Росли по болоте растения.
Теперь это топливо и удобрения. (Торф)

Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали. (Уголь)

Выполнение теста № 1 (см. Приложение 1 ) по теме «Рельеф» на оценку (первый освободившийся учащийся переписывает оценки с мониторов детей)

«Минеральные ресурсы»

Рассмотреть по карте размещение месторождений. Назовите, где они находятся. Как они располагаются?

Телетайпное сообщение учащегося: «Полезные ископаемые и добыча минерального сырья».

Минеральными ресурсами называют совокупность разнообразных полезных ископаемых в недрах в недрах определённой территории, пригодных для промышленного использования на современном этапе развития науки и техники.
Жизнь человека немыслима без широкого использования полезных ископаемых, т.к. это – и источники энергии (нефть, газ, уголь), и строительные материалы (песок, глина, известняк и др.), и агрономические руды (фосфорит, апатит, известковый туф и др.), и руды чёрных цветных металлов, и ещё очень многие, столь необходимые нам минеральные соединения.
Добыча минерального сырья ведётся различными способами. В одном случае – это открытый способ, когда месторождение как бы раскапывается и экскаваторы выбирают породу или руду, погружая их в мощные самосвалы. Так, например, ведётся разработка руды Курской магнитной аномалии, многочисленных песчаных и гравийных карьеров. Широко используется шахтный способ добычи полезных ископаемых (каменный уголь, многие руды цветных металлов). В этом случае на поверхность земли извлекается огромная масса породы, вокруг шахт появляются высокие сопки – терриконы, под которыми на долгие десятилетия оказываются погребёнными значительные площади плодородной земли. Под действием ветра и воды эти терриконы загрязняют окружающую территорию и воздух. Сильно загрязняется природная среда и при разведке нефтяных месторождений.
Дать определение «Рациональное использование полезных ископаемых и земельных ресурсов»
Привести примеры рекультивации Ярославских земель.
Итак, различия в строении земной коры во многом определяют особенности хозяйства отдельных территорий.

«Рельеф и хозяйство»

Проанализируйте график и сделайте вывод, как рельеф влияет на хозяйственную деятельность человека.

«Воздействие на верхнюю часть литосферы»

Хозяйственная деятельность человека изменяется строение верхней части литосферы до глубин нескольких км.
Проанализируйте схему, обратите внимание, сколько поступает в море рыхлого материала.
Телетайпное сообщение
Хозяйственная деятельность человека изменяет строение верхней части литосферы до глубины нескольких км. Это происходит при добыче полезных ископаемых, строительстве шахт и т.д. Количество извлекаемых горных пород составляет около 100 млрд. тонн в год. На месте извлечённых горных пород образуются крупные пустоты, только часть их засыпается, и поэтому общий объём подобных пустот растёт. Их наличие нарушает нормальное движение подземных вод. Откачка нефти, газа, взрывные работы в шахтах приводят к увеличению подвижности земных слоёв, а это приводит к искусственным землетрясениям.
Смыв почвы на полях Курской и Орловских областях при сильных ливнях может достигнуть 350 тонн с гектара. При этом поверхность почвы снижается на 2,5 см. При уборке картофеля и корнеплодов с полей выносится почва, масса которой составляет 5-10%. По данной причине поверхность пашни за 10 лет снижается на 1,5-3 см. в среднем.

«Искусственные грунты»

Проанализируйте карту и условные обозначения и сделайте вывод о том, какая территория России наиболее изменена и почему? Соотнесите свои знания с информацией. О чём не было сказано, дополните.
Хозяйственная деятельность изменяет облик поверхности литосферы т.е. её рельефа. Рельеф создаваемый в процессе хозяйственной деятельности, называется антропогенным. Извлечение из земной коры и перемещённые или переработанные горные породы слагают искусственные грунты. Они уже покрывают более 55% площади суши. Распространение искусственных грунтов неравномерно. В густонаселённых районов с большим количеством городов они покрывают почти всю территорию, а их мощность достигает нескольких десятков метров. Особенно интенсивно образование искусственных грунтов идёт в европейской части России, на Урале и на юге Сибири. Многие грунты образованы из различных отходов, экологически опасных.
Перечислите виды антропогенных ландшафтов.
Вспомним эпиграф урока, слова Ф. Энгельса «За каждую такую победу нам она мстит» Воздействие литосферы на человека может быть очень сильным, например, стихийные бедствия.
(Просмотр слайдов и видео роликов на экране)
Это последняя информация, которую учащиеся могут занести в схему. Делают вывод.
22 апреля – день Земли, день объединения жителей планеты в деле защиты окружающей среды.

Стихотворение Р.И. Рождественского:

Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озёрах.
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!

Список литературы:

  1. Атлас мира
  2. География России. Природа. И.И. Баринова М. «Дрофа» 2007 г.
  3. География: природа России Э.М. Раковская М. «Просвещение» 2007 г.
  4. География в школе № 3 2002 г
  5. Универсальная энциклопедия для юношества «Страны и народы»
    «Педагогика-пресс» М. 2006 г.
  6. «Экология. Ярославской области» учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Ярославль Верхне-Волжское книжное издательство 2006 г.
  7. Энциклопедия для детей т. 3 География «Аванта+» М. 2008 г.

Литосфера - твердая оболочка Земли.

Введение

Литосфера имеет важное значение для всех живых организмов, которое проживают на ее территории.

В первую очередь, на суше или внутри нее живут люди, животные, насекомые, птицы и т.д.

Во-вторых, данная оболочка земной поверхности обладает огромными ресурсами, которые необходимы организмам для пропитания и жизни.

В-третьих, способствует функционированию всех систем, подвижность коры, пород и почвы.

Что такое литосфера

Термин литосфера состоит из двух слов – камень и шар или сфера, что в буквальном переводе с греческого языка означает твердая оболочка земной поверхности.

Литосфера не является статической, а находится в постоянном движении, из-за чего плиты, породы, ресурсы, полезные ископаемые, а также вода обеспечивают организмы всем необходимым.

Где находится литосфера

Литосфера находится на самой поверхности планеты, уходит внутрь мантии, до так называемой астеносферы – пластичный слой Земли, состоящей из вязких пород.

Из чего состоит литосфера

Литосфера имеет три взаимосвязанных элемента, к которым относятся:

  • Кора (земная);
  • Мантия;
  • Ядро.

строение литосферы фото

В свою очередь, кора и самая верхняя часть мантии – астеносфера являются твердыми, а ядро состоит из двух частей – твердой и жидкой. Внутри ядро имеет твердые породы, а снаружи окружен жидкими веществами. В состав коры входят горные породы, возникшие после остывания и кристаллизации магмы.

Осадочные породы возникают различными способами:

  • Когда разрушается песок или глина;
  • В ходе протекания химических реакций в воде;
  • Органические породы возникли из мела, торфа, угля;
  • Из-за изменения состава пород – полностью или частично.

Ученые установили, что литосфера состоит из таких важных элементов, как кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, минералы. По своей структуре литосфера делится на подвижные и стабильные, т.е. платформы и складчатые пояса.

Под платформой принято понимать участки земной коры, которые не двигаются, в результате наличия кристаллической основы. Она бывает либо гранитной, либо базальтовой. В середине континентов обычно располагаются древние платформы, а по краям – те, которые возникли позже, в так называемый докембрийский период.

Складчатые пояса возникли после того, как сталкивались друг с другом. В результате подобных процессов возникают горы и горные хребты. Чаще всего они располагаются по краям литосферы. Наиболее древние можно увидеть в центре материка – это Евразия, или по самим краям, что характерно для Америки (Северной) и Австралии.

Образование гор происходит постоянно. Если по тектонической плите проходит горный массив, то это означает, что некогда тут произошло сталкивание плит. В литосфере выделяют 14 плит, что составляет 90% всей оболочки. Бывают, как большие, так и малые плиты.

тектонические плиты фото

Самыми большими тектоническими плитами считаются Тихоокеанская, Евразийская, Африканская, Антарктическая. Литосфера под океанами и континентами отличается. В частности, под первыми оболочка состоит из океанической коры, где почти нет гранита. Во втором случае, литосфера состоит из осадочных пород, базальта и гранита.

Границы литосферы

Черты литосферы имеет различные очертания. Нижние границы размыты, что связано с вязкой средой, высокой проводимостью тепла и скоростью сейсмических волн. Верхняя граница – это кора и мантия, которая достаточно толстая, и способная измениться только из-за пластичности породы.

Функции литосферы

Твердая оболочка земной поверхности обладает геологическими и экологическими функциями, что определяет протекание жизни на планете. Участие в ней принимают воды, расположенные под землей, нефть, газы, поля геофизического значения, процессы, участие различных сообществ.

Среди самых важных функций выделяют:

  • Ресурсную;
  • Геодинамическую;
  • Геохимическую;
  • Геофизическую.

Функции проявляются под воздействием природных и техногенных факторов, что связано с развитием планеты, деятельностью людей и образованием различных экологических систем.

  • Литосфера возникла в процессе того, что постепенно освобождались вещества из мантии Земли. Подобные явления еще иногда наблюдаются на дне океана, в результате чего появляются газы и немного воды.
  • Мощность литосферы меняется в зависимости от климата и природных условий. Так, в холодных регионах, она достигает максимального значения, а в теплых – остается на минимальных отметках. Самый верхний слой литосферы обладает упругостью, а нижний – очень пластичный. Твердая оболочка Земли постоянно находится под влиянием воды и воздуха, что вызывает выветривание. Оно бывает физическое, когда порода распадается, а ее состав не меняется; а также химическое – появляются новые вещества.
  • Из-за того, что литосфера постоянно двигается, меняется облик планеты, ее рельеф, структура равнин, гор, низкогорья. Человек постоянно оказывает влияние на литосферу, и это участие не всегда полезное, вследствие чего происходит серьезное загрязнение оболочки. В первую очередь, это связано с накоплением мусора, применением ядов и удобрений, что меняет состав грунтов, почвы, живых существ.