Рисунки казненных женщин на колу. Как казни были на Руси

Новый мужчина взгромоздился на меня. Теперь что-то огромное, как у слона вламывалось в мое тело, почти разрывая его. Член его толстый, был длинен, как никогда, с каждым толчком я содрогалась от боли, отчаянно вскрикивая и ощущая удары в шейку матки. Еще пара толчков и я потеряла сознание. Но не надолго, ручей был рядом, так что пара ведер и я вернулась к действительности. Надо ли вспоминать, что было? Меня изнасиловали много раз. Каждый раз за моим отказом признаться следовало новое изнасилование. Страшнее было другое. Несмотря на боль, периодически подступавшие ощущения были настолько сильными, что я не могла удержаться - кончала много раз, тогда у меня напрягались соски, краснело лицо, против своей воли я начинала подмахивать тазом в такт движениям мужчины, а из горла вырывался хриплый стон боли и наслаждения. В эти моменты я слышала унижающий меня, заставляющей чувствовать себя шлюхой, смех мужчин и аплодисменты. Вновь и вновь это ощущение стыда и бессилия, ужаса за собственное тело, за свои чувства. Наконец меня развязали, уже начало сереть, меня оттащили к ручью, вымыли, затем бросили в сарайчик в деревне на мягкое сено, растерли тело водкой, напоили крепким бульоном, затем привязали мои руки к вбитым в землю колышкам, так что я могла ворочаться, но не могла поднести руки к телу. На обнаженное тело набросили попону. Мне в рот влили отвар из трав, по измученному телу прошла приятная теплота, боль потихоньку исчезла, эта заботливость меня страшно испугала, я понимала, что меня хотят подготовить к следующим истязаниям. Видимо в отвар было что-то подмешано, потому что я скоро забылась.

Утром дверь распахнулась, вошли несколько солдат, меня отвязали, помогли подняться, болело между ног, так что я шла широко расставляя ноги. Меня вновь поставили перед герцогом. Он внимательно оглядел меня и спросил - "тебе не надоело? Я предоставляю тебе последний шанс. Пока твое тело еще не непоправимо искалечено". Я отрицательно мотнула головой. Он грустно улыбнулся - "ну как знаешь. Выходит, твоя глупость оказалась сильнее. Эти 2 дня я пытался снять тебя с плахи. Ну, если ты хочешь…" Меня подтолкнули вперед.

Со связанными за спиной руками, я встала под дубовой ветвью, палач несколько раз туго обвязал ужасно тонкой веревкой мои груди у самого основания. Веревка натянулась и я повисла. Все мое тело содрогалось от конвульсий, я висела запрокинув назад голову и истошно крича от нестерпимой боли, в то время как мои груди, неестественно вытянутые под тяжестью тела, были задраны вверх. Мои крепкие груди побагровели, из сосков сочилась кровь, странно, но я их уже не чувствовала, только легкое покалывание, боль переместилась к основанию грудей. Я продолжала висеть, от дикой боли я не могла себя контролировать и вновь обмочилась. Губы, которые я судорожно прикусывала, вздулись и по подбородку сочилась струйка крови. Я почти утратила сознание, когда вдруг мои пятки коснулись земли. Мне дали передохнуть несколько минут. Все это время мне предлагали ответить. Затем меня вновь вздернули за груди. В то время, пока я извивалась в воздухе, палачи установили жаровню и вновь раздули огонь. Один из допрашивавших меня вышел вперед и сказал, "так девочка, игра закончилась, пока тебя еще не изувечили, но если ты будешь молчать… Ты хочешь когда-либо испытывать чувственные наслаждения? Так вот, если ты не заговоришь, ты потеряешь эту возможность. Сейчас мы выжжем тебе клитор. Ну?" Не отвечая, я широко раскрытыми от ужаса глазами, смотрела, как палач достает раскаленные щипцы и подходит ко мне. Меня опустили на землю, раздвинули ноги до предела в стороны. Щипцы медленно поднесли к моему паху. "Ну? Ты подумала? Сейчас последняя возможность передумать. Говори, не будь дурой". Я закусила губы и вдруг волна дикой боли пронзила мое тело, но я не успела испытать ее до конца, провалившись во тьму.

В себя я пришла уже в сарае. Странно, но середины своего тела я не чувствовала, посмотрев вниз я увидела перевязку. Увидев, что я очнулась ко мне подошли двое - "Ладно, девчонка. Можешь отдыхать. Мы уже боялись, что ты сдохла. Ты провалялась так почти весь день". Мне вновь влили в рот настой и вино. Я забылась.

Утром меня вновь вывели к дубу.

"Слушай, тварь, ты мне надоела" - сказал Саг - "признавайся, у меня нет больше времени выносить твои глупости, ну будешь говорить?"

Я грязно выругалась.

Палачи связали мне руки за спиной и продели сквозь них веревку. Она стала натягиваться, вывертывая мне руки. Секунда и я повисла на вывернутых руках. Страшная боль пронзила мои плечи. Я закричала.

Палач невозмутимо подвесил большой камень к моим лодыжкам, раздался хруст, мои руки вывернулись еще сильнее. Я застонала. Крики были настолько сильными, что разносились по округе. Все мое тело было покрыто потом, блестевшим на солнце. Я продолжала стонать. Палач подвесил второй камень к ногам.

НЕАААААААААААААААААААААААААААААААЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ - завопила я, все мое тело сотрясалось от жуткой боли. Мне казалось, что тело разрывается на части. Задыхаясь я простонала - "пожалуйста остановитесь, пощадите, пожалуйста!"

"Говори, сука! Где твои сообщницы? Где? Где?"

"Я не могу сказать Вам" - слышала я как бы со стороны свой ответ, понимая, что это означает: еще большую боль! Мое до предела растянутое тело ждало следующего истязания. Три палача взяли деревянные палки. После знака герцога, они стали бить меня по всему телу - по почкам, тугим ягодицам, грудям, плоскому животу, спине. Я крутилась, как безумная и кричали и кричала. После 10 ударов я потеряла сознание. В лицо мне плеснули ведро воды, я пришла в себя и избиение продолжилось. Мои страдания были бесконечными. Сочетание дыбы и избиения палками было ужасно. Боль сводила меня с ума. Она была сильнее, чем я могла представить. Я не могла управлять собой больше и вновь обмочилась. Мучители только смеялись и после короткой передышки продолжили пытку. Вновь и вновь удары палками разбивали мою волю и мое тело. Я вновь потеряла сознание, они быстро привели меня в чувства и вновь удары. Пытка, длившаяся в течение 2 часов!!! В конце ее я была полностью выпотрошенной. Я теряла сознание 12 раз прежде, чем мучители решили остановиться. Меня развязали и бросили в сарай. Вновь меня подлечивали, чтобы я набралась сил для следующих мучений.

Утром меня вынесли к дубу. Саг потрепал меня по щеке и сказал - "да, ты упрямее, чем я думал. Однако я нашел новый способ разговорить тебя. Ты можешь выдерживать боль сама, а как если смотреть на страдания других?" Он показал рукой. Я взглянула и не поверила своим глазам - там стояла моя лучшая подруга Вероника. Она была обнажена. Я знала, что она была беременной и сейчас видела ее большой живот и груди. Несмотря на это, ее привязали к дереву в обнимку и били розгами, а затем поставили на скамейку и набросили ей на шею петлю. Они натянули веревку, Вероника стояла на носках и хрипела, петля сдавила ей горло.

Услышав слова, обращенные к Веронике - "от признания этой зависит ее собственная жизнь, жизнь твоя и твоего нарожденного ребенка", я сделала знак, что сдаюсь. Я рассказала, что знала о наших людях в городе.

Меня привезли в город, бросили в камеру в цитадели. Когда меня вели туда, солдаты смеялись, "ну вот ты наконец и в королевском замке, куда вы так стремились". Несколько дней я не знала, что происходит. Меня хорошо кормили, перевязали раны и ожоги, поили целебными настоями. Я понимала, что будущее будет страшным, особенно потому, как за мной следили, чтобы со мной ничего не случилось. В один вечер в камеру спустился герцог.

"Не повезло тебе, девочка. Из тех, кого ты назвала, поймали только троих, остальные скрылись. Да и из ваших за все время поймали человек 20. Много трупов - а кому они нужны? Король в бешенстве. В Чернолесье сидят ваши банды и грабят богатые замки и обозы, а выбить их невозможно, по городам затаились. В общем, сама понимаешь, он и слышать не хочет, чтобы тебя помиловали. Завтра вас, всех 4, посадят на колья. Он хочет, чтобы это была примерная казнь, так что ее обставят. Прощай девочка. Жаль, что ты не была на нашей стороне". Он вышел. Я посмотрела в окно, там был закат. И жить мне оставалось только эту ночь.

Утром меня вывели из камеры.

Я и три мои лучшие подруги за совершенные преступления должны были быть посажены на кол. На главной площади города собралась огромная толпа, в самом удобном месте стоял помост, где жалась кучка придворных, все еще бледных от пережитого страха. Они окружали золоченое кресло, где развалился Дтир, наш король, наслаждавшийся каждым мгновением предстоящей казни. В центре площади был выстроен высокий деревянный помост, посреди которого в ряд были установлены четыре остро отточенных осиновых кола. По приказу короля все осужденные были нарядно одеты, во все белое. На мне была белая блузка, завязанная узлом на талии, белые чулки, белые босоножки на высоком каблуке и узенькие белые трусики. В таком виде нас вывели на площадь и мы поднялись на помост.

Здесь, у всех на виду, нас заставили снять трусики и поставили на подпорки, прижав лобками к поверхности кольев. Каждый кол имел пару небольших подножек, рычаг мог двигать их вверх и вниз по специальным пазам. На эти подножки нас и поставили. С помощью рычага их чуть подняли вверх, так чтобы острие кола находилось у нас примерно на уровне промежности. Помощники палача, поддерживая меня за бедра, помогали мне ввести острие кола во влагалище, а затем немного опустили подножки, чтобы кол вошел внутрь достаточно глубоко.

Нас слегка насадили на колья, под мышками обвязали веревкой, что-бы можно было замедлять насаживание на кол, после чего всем собравшимся зачитали приговор. После чего палач по очереди подходил к каждой из нас, спрашивая, готова ли она к казни и, получив утвердительный ответ, откидывал подножки. Последней он спросил меня - "готова ли ты". Я, немного помедлив, кивнула головой и зажмурив глаза, приготовилась к страшной смерти. Подножки моментально ушли у меня из под ног и я всем своим весом села на кол…

Я почувствовала, что что-то заполняет влагалище, затем появилось знакомое чувство боли и наслаждения, как при акте любви. Чувство распирания во влагалище все усиливалось, шершавая поверхность заточенного кола раздражала клитор, я все больше и больше возбуждалась, груди налились, соски стояли, по поверхности кола стекала смазка, неожиданно подступившие ощущения оказались настолько сильными, что я кончила: сквозь мое частое дыхание вырвался хриплый стон наслаждения, грудь покраснела, тело казалось глянцевым от пота. Но раздирание влагалища было все сильнее, началось что-то противное человеческому естеству, мое тело как-бы разрывалось на 2 половины и внезапно страшная, ни с чем не сравнимая боль, которой казалось не может быть на свете, которую казалось невозможно было перенести живой, боль, чувствуемая как невиданный оргазм, то, что казалось никогда не испытывала женщина, величайшее наслаждение пронзила мое тело. Из горла вырвался страшный, пронзительный, не похожий на человеческий хриплый крик боли и счастья. Кол вдвинулся еще дальше, у меня треснули половые губы, острие пронзило матку, я вновь крикнула, еще сильнее, наверно мой крик был слышен во всем городе, новая волна боли и наслаждения прокатилась по телу, которое все выгнулось, крик стал еще более хриплым, как клекот. Краем затуманенного сознания, я услышала слова палача "А закаркала", меня опустили чуть ниже, я повторила свой страшный крик. Внезапно веревку отпустили, мое тело спустилось еще ниже и в промежность уперлась перекладина, прибитая перпендикулярно колу. Она не давала мне спуститься ниже и быстро умереть, пронзенной колом. Я извивалась на колу еще несколько часов, внутри моего лона казалось был разожжен костер. Но не смотря на все, я продолжала видеть своих подруг - перед казнью мне отрезали веки, так, что глаза закрыть я не могла. Мои подруги также извивались на толстых осиновых колах, я слышала их крики, полные боли и наслаждения. Затем в глазах у меня стало темнеть и наступило благостное беспамятство...

………………………………………………….

Как красиво я, уже мертвая, сидела на колу, опустив головку на грудь. И не зря ведь нас одели во все белое - из промежности на кол и на мои обтянутые белыми чулками ноги стекала кровь и капала на дощатый помост с носков моих босоножек. Изо рта и из носа у меня тоже капала кровь, прямо на мою белоснежную блузку…

При которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.

История

Древний мир

Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и на Ближнем Востоке . Первые упоминания относятся к началу II тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии , где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах . На ассирийских рельефах встречаются 2 варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через анус. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Эта мера применялась в Мидии . Известна она была и римлянам, хотя распространения в Древнем Риме не получила, в противовес распятию .

Средние века

На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни.

Посажение на кол было довольно распространено в Византии , например Велизарий подавлял мятежи солдат, сажая зачинщиков на кол.

По распространённой легенде особой жестокостью отличился румынский правитель - правильнее, валашский господарь - Влад Це́пеш (рум. Vlad Ţepeş - Влад Дракула, Влад Колосажатель, Влад Кололюб, Влад Пронзитель ). По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был закруглён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильного маточного кровотечения) [ ] или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита , человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порой наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдёт до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Сказание о Дракуле-воеводе:

Кровожадную изощрённость валашского воеводы европейцы иногда воспринимали в качестве некоей восточной экзотики, неуместной в «цивилизованной» державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Вустер, вероятно, наслушавшись во время дипломатической службы при папском дворе об эффективных «дракулических» методах, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году . Впоследствии его самого казнили за (как гласил приговор) поступки, «противные законам данной страны».

Новое время

Тем не менее, посажение на кол порой применялось и в странах Европы. В Швеции XVII века оно использовалось для массовых казней членов сопротивления в бывших датских провинциях на юге страны (Скания). Как правило, шведы втыкали кол между позвоночником и кожей жертвы, и мучения могли длиться до четырёх-пяти дней, пока не наступала смерть.

Испанские конкистадоры сажали на кол пленных и даже лидеров индейцев во время конкисты, так например был казнён вождь арауканов Кауполикана . [ ] Испанская

Люди с давних времен жестоко расправлялись со своими врагами, некоторые их даже съедали, но в основном их казнили, лишали жизни страшными и изощренными способами. То же самое делали и с преступниками, кто нарушал законы Божьи и человеческие. За тысячелетнюю историю накопился большой опыт казни приговоренных.





Обезглавливание

Физическое отделение головы от тела с помощью топора или любого боевого оружия (ножа, меча) позднее для этих целей использовалась машина, придуманная во Франции - Гильотина. Считается, что при такой казни голова, отделенная от тела, сохраняет зрение и слух еще на протяжении 10 секунд. Обезглавливание считалось “благородной казнью” и применялось к аристократам. В Германии обезглавливание упразднили в 1949 году из-за выхода из строя последней гильотины. Повешение

Удушение человека на веревочной петле, конец которой закреплен неподвижно. Смерть наступает через несколько минут, но вовсе не от удушения, а от передавливания сонных артерий. При этом сначала человек теряет сознание, а позже умирает.
Средневековая виселица состояла из специального постамента, вертикального столба (столбов) и горизонтальной балки, на которой и вешали приговоренных, размещенной над подобием колодца. Колодец был предназначен для отваливающихся частей тела - повешенные оставались висеть на виселице до полного разложения.
В Англии применялась разновидность повешения, когда человека сбрасывали с высоты с петлей на шее, при этом смерть наступает мгновенно от разрыва шейных позвонков. Существовала “официальная таблица падений”, с помощью которой высчитывали необходимую длину веревки в зависимости от веса осужденного (при слишком длиной веревке происходит отделение головы от тела).
Разновидностью повешения является гаррота. Гарротой (железным ошейником с винтом, нередко снабженным вертикальным шипом на задней части) вообще-то не душат. Ей ломают шею. Казненный в таком случае умирает не от удушья, как происходит, если его душат веревкой, а от раздробления позвоночника (иногда, согласно средневековым свидетельствам, от перелома основания черепа-смотря куда надеть) и перелома шейных хрящей.
Последнее громкое повешение - Садам Хусейн. Четвертование

Считается одной из самых жестоких казней, и применялась к самым опасным преступникам. При четвертовании жертву придушали (не до смерти), потом вспарывали живот, отсекали гениталии и лишь, потом рассекали тело на четыре или более частей и отрубали голову. Части тела выставляли на всеобщее обозрение «там, где король сочтёт удобным».
Томас Мор, автор "Утопии", приговоренный к четвертованию с выжиганием нутра, в утро перед казнью был помилован, и четвертование заменили обезглавливанием, на что Мор ответил: «Избави Боже моих друзей от такой милости».
В Англии четвертование применялось вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году. Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому.
Другая казнь путём разрывания тела пополам, отмеченная в языческой Руси, заключалась в том, что жертву привязывали за ноги к двум склоненным молодым деревцам, а потом отпускали их. По византийским источникам, так был убит древлянами князь Игорь в 945 году за то, что хотел дважды собрать с них дань. Колесование

Распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. В Средние века было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции. В России этот вид казни известен с XVII века, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I, получив законодательное утверждение в Воинском Уставе. Колесование перестало применяться лишь в XIX веке.
Профессор А. Ф. Кистяковский в XIX веке так описал процесс колесования, применявшийся в России: К эшафоту привязывали в горизонтальном положении Андреевский крест, сделанный из двух брёвен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращён к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту.
Затем палач, вооружённый железным четырёхугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать. Сожжение на костре

Смертная казнь, при которой жертву сжигают на костре публично. Наряду с замуровыванием и заточением, сожжение широко применялось в Средние века, так как, по изложению церкви, с одной стороны происходило без «пролития крови», а с другой стороны пламя считалось средством «очищения» и могло спасти душу. Особенно часто сожжению подлежали еретики, «ведьмы» и виновные в мужеложстве.
Казнь получила широкое распространение в период действия Святой инквизиции, и только в Испании было сожжено около 32 тысяч человек (без учёта испанских колоний).
Самые известные люди, сожженные на костре: Джорджано Бруно - как еретик (занимался научной деятельностью) и Жанна д’Арк, командовавшая французскими войсками в столетней войне. Сажание на кол

Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и в Ближнем Востоке, первые её упоминания относятся к началу второго тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах. Применялась эта казнь по ассирийскому праву и в качестве наказания женщин за аборт (рассматривался как вариант детоубийства), а также за ряд особо тяжких преступлений. На ассирийских рельефах встречаются два варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через задний проход. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Известна она была и римлянам, хотя особого распространения в Древнем Риме не получила.
На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни. Получила широкое распространение во Франции во времена Фредегонды, которая первая ввела этот вид казни, присудив к ней молодую девушку знатного рода. Несчастного клали на живот, а палач вбивал ему в задний проход молотком деревянный кол, после чего кол врывали вертикально в землю. Под тяжестью тела человек постепенно сползал вниз, пока через несколько часов кол не выходил через грудь или шею.
Особой жестокостью отличился господарь Валахии Влад III Цепеш («колосажатель») Дракула. По его указанию, жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился в анус на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть разрыва внутренних органов и большой кровопотери наступала очень нескоро.
Сажанием на кол был казнен английский король-гомосексуалист Эдуард. Дворяне подняли мятеж и убили монарха, вбив ему в задний проход раскаленный железный прут. Сажание на кол применялось в Речи Посполитой до 18 века, и многие Запорожские казаки были казнены таким способом. При помощи меньших колов так же казнили насильников (вбивали кол в сердце) и матерей, убивавших своих детей (их пробивали колом предварительно закопав живьем в землю). Повешение за ребро

Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков. По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный “Байда Вешнивецкий”. Побивание камнями

После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него камней. Камни при этом следовала выбирать небольшие, чтобы осужденный на казнь не отмучился слишком быстро. Или, в более гуманном случае, это мог быть один палач, сбрасывавший сверху на осужденного один большой камень.
В настоящее время побиение камнями применяется в некоторых мусульманских странах. На 1 января 1989 года побивание камнями сохранялось в законодательстве шести стран мира. В докладе «Международной амнистии» приводится рассказ очевидца о подобной казни, состоявшейся в Иране:
«Рядом с пустырём из грузовика высыпали множество камней и гальки, затем привели двух женщин, одетых в белое, на их головы были надеты мешки… На них обрушился град камней, окрасивших их мешки в красный цвет… Раненые женщины упали, и тогда стражи революции пробили им головы лопатами, чтобы окончательно убить». Бросание хищникам

Древнейший вид казни, распространенный у многих народов мира. Смерть наступала оттого, что жертву загрызали крокодилы, львы, медведи, змеи, акулы, пираньи, муравьи. Хождение по кругу

Редкий способ казни, практиковавшийся, в частности, на Руси. Казнимому вспаривали живот в области кишечника, так, чтобы не умер от потери крови. Потом доставали кишку, прибивали её к дереву и заставляли ходить по кругу вокруг дерева. В Исландии для этого применялся специальный камень, вокруг которого ходили по приговору тинга.

Погребение заживо

Не очень распространенный в Европе вид казни, который, как полагают, пришел в Старый Свет с Востока, но есть несколько дошедших до нашего времени документальных свидетельств применения этого вида казни. Погребение заживо применялось к христианским мученикам. В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В Германии закапывали живыми в землю женщин-детоубийц. В России XVII—XVIII века заживо закапывали по шею женщин, убивших мужей. Распятие

Осуждённому на смерть прибивали гвоздями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Именно таким способом был казнен Иисус Христос. Основной причиной смерти при распятии является асфиксия, вызванная развивающимся отёком легких и утомлением участвующих в процессе дыхания межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Основной опорой тела в данной позе являются руки, и при дыхании мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы должны были поднимать вес всего тела, что приводило к их быстрому утомлению. Также сдавливание грудной клетки напряжёнными мышцами плечевого пояса и груди вызывало застой жидкости в лёгких и отёк лёгких. Дополнительными причинами смерти служили обезвоживание и потеря крови. Сварение в кипятке

Сваривание в жидкости являлось распространенным видом смертной казни в разных странах мира. В древнем Египте этот вид наказания применялся в основном к лицам, ослушавшимся фараона. Рабы фараона на рассвете (специально, чтобы Ра видел преступника), разводили огромный костер, над которым находился котел с водой (причем не просто с водой, а с самой грязной водой, куда сливались отходы и т.д.) Иногда казнили таким образом целые семьи.
Этот вид казни широко применялся Чингиз-Ханом. В средневековой Японии сварение в кипятке применялось в основном к ниндзя, которые провалили убийство и были схвачены. Во Франции эта казнь применялась к фальшивомонетчикам. Иногда злоумышленников сваривали в кипящем масле. Осталось свидетельство, как в 1410 году в Париже заживо сварили в кипящем масле карманного вора. Заливание в горло свинца или кипящего масла

Применялось на Востоке, в Средневековой Европе, на Руси и у индейцев. Смерть наступала от ожога пищевода и удушения. Наказание обычно устанавливалось за фальшивомонетничество, причём часто заливали тот металл, из которого преступник отливал монеты. Тем, кто долго не умирал, отрубали башку. Казнь в мешке

лат. Poena cullei. Жертву зашивали в мешок с разными животными (змеей, обезьяной, собакой или петухом) и выбрасывали в воду. Практиковалась в Римской Империи. Под влиянием рецепции римского права в Средние века была усвоена (в несколько видоизменённом виде) в ряде европейских стран. Так, во французском своде обычного права «Livres de Jostice et de Plet» (1260 г.), созданном на основе Дигест Юстиниана, говорится о «казни в мешке» с петухом, собакой и змеёй (обезьяна не упомянута, видимо, по причинам редкости этого животного для средневековой Европы). Несколько позже казнь, основанная на poena cullei, появилась и в Германии, где применялась в виде повешения преступника (вора) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе (на одной виселице) с собакой (либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название «еврейской казни», поскольку со временем стала применяться исключительно к преступникам-евреям (к христианам применялась в редчайших случаях в XVI—XVII вв.). Сдирание кожи

Сдирание кожи имеет очень древнюю историю. Еще Ассирийцы снимали кожу с пленных врагов или мятежных правителей и прибивали к стенам их городов, как предупреждение тем кто будет оспаривать их власть. Ассирийский правитель Ашшурнасирпал похвалялся, что содрал столько кож с провинившейся знати, что обтянул ею колонны.
Особенно часто применялась в Халдее, Вавилоне и Персии. В Древней Индии кожу удаляли огнем. При помощи факелов ее выжигали до мяса по всему телу. С ожогами осужденный несколько дней мучился до наступления смерти. В Западной Европе использовалось как метод наказания для предателей и изменников, а также к простым людям, которые были заподозрены в любовных связях с женщинами королевских кровей. Также кожу сдирали с трупов врагов или преступников для устрашения. Линг-чи

Линг-чи (кит. «смерть от тысячи порезов») — особо мучительный способ смертной казни путём отрезания от тела жертвы небольших фрагментов в течение длительного периода времени.
Применялась в Китае за государственную измену и отцеубийство в средние века и при династии Цин вплоть до её отмены в 1905 году. В 1630 г. этой казни был подвергнут видный минский военачальник Юань Чунхуань. С предложением её отмены выступил ещё в XII веке поэт Лу Ю. При цинской династии линг-чи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак. Сохранившиеся описания казни расходятся в подробностях. Жертву, как правило, накачивали опиумом — то ли из милосердия, то ли, чтобы предотвратить потерю ею сознания.
В своей “Истории пытки всех времен” Джордж Райли Скотт приводит цитаты из записок двух европейцев, имевших редкую возможность присутствовать при подобной казни: их звали сэр Генри Норман (он видел эту казнь в 1895 г.) и Т. Т. Мэ-Доуз:
“Там стоит корзина, накрытая куском полотна, в которой лежит набор ножей. Каждый из этих ножей предназначен для определенной части тела, о чем свидетельствуют выгравированные на клинке надписи. Палач берет наугад из корзины один из ножей и, исходя из надписи, отрезает соответствующую часть тела. Однако в конце прошлого века подобная практика, по всей вероятности, была вытеснена другой, не оставлявшей места случайности и предусматривавшей отрезание в определенной последовательности частей тела при помощи единственного ножа. По словам сэра Генри Нормана, осужденного привязывают к подобию креста, и палач медленно и методично срезает сначала мясистые части тела, затем надрезает суставы, отрезает отдельные члены на конечностях и заканчивает казнь одним резким ударом в сердце...

Очень уважал этот вид казни Иван Грозный. «Заведовал» проведением посажения на кол, а также массой других видов изуверских казней его опричник, легендарный садист Малюта Скуратов. На Лобном месте в Москве сажали на кол бояр, служивых и мирских людей, заподозренных в государственной измене. Но и после Ивана IV эта излюбленная казнь русских царей не утратила своей популярности.

Летом 1614 года был посажен на кол государственный изменник, казачий атаман Иван Заруцкий. Будучи фаворитом Марины Мнишек, он являлся сообщником Лжедимитрия I и участвовал практически во всех основных заговорах Смутного времени. За все эти «подвиги» смутьян был приговорен к одной из самых жестоких казней на Руси.

Посажением на кол был также казнен сын известного воеводы Степан Глебов. Его обвинили в связи с первой супругой Перта I, Евдокией Лопухиной, что приравнивалось к государственной измене. Прелюбодеяние значилось уже вторым пунктом обвинительного приговора. Степан был казнен в марте 1718 года в лютый мороз. Осужденного сначала жестоко пытали. Затем на Красной площади перед лицом 200-тысячной толпы раздетым донага посадили на кол.

Глебов мучился 14 часов. На него набросили тулуп, чтобы преступник часом не умер раньше времени, замерзнув в 20-тиградусный мороз. За пыткой заставили наблюдать его опальную любовницу. Когда Степан наконец умер, ему отсекли голову, а тело бросили в общую могилу. Государю и этого показалось мало. Спустя 4,5 года по его приказу Святейший Синод предал покойного любовника заключенной в монастырь государыни вечной анафеме.

5 (100%) 1 vote

Казнь посредством посажения преступника на кол практиковалась у многих славянских, германских и других западноевропейских народов. Широко распространена она была и на Руси.

Чаще всего применялась к государственным преступникам, предателям, членам оппозиции, повстанцам - словом, всем не угодившим высшей власти в лице монарха. Также сажали на кол за супружеские измены, аборты, убийство младенцев.

Технология казни

Во время этой жесточайшей казни преступник медленно насаживался на заостренный кол всем весом своего тела и умирал мучительно долго от болевого шока и обескровливания. Расправа всегда происходила на центральной площади города или другом лобном месте, где за ней мог наблюдать любой свидетель. Публично такое жестокое и долгое истязание производилось для того, чтобы «другим не повадно было».

«Технология» проведения была такова: толстый деревянный кол, остро заточенный с одного конца, вгоняли мужчине в анальное отверстие, женщине - во влагалище на несколько десятков сантиметров. Затем кол устанавливался вертикально и закапывался в землю. В результате этого жертва очень долго оседала на него, самопроизвольно пронзая свои внутренние органы.

Палач следил, чтобы кол не дошел до сердца и жертва не скончалась раньше времени. Для этого он устанавливал на определенном уровне горизонтальную перекладину. Казнь могла длиться от 10-15 часов до 4-5 суток. Придумали такой жестокий способ умерщвления в II тысячелетии до н.э. в Древнем Египте, Ассирии и на Востоке. В те далекие времена этим способом казнили все тех же бунтовщиков и женщин-детоубийц.

Самые известные примеры казни

Очень уважал этот вид казни Иван Грозный. «Заведовал» проведением посажения на кол, а также массой других видов изуверских казней его опричник, легендарный садист Малюта Скуратов. На Лобном месте в Москве сажали на кол бояр, служивых и мирских людей, заподозренных в государственной измене. Но и после Ивана IV эта излюбленная казнь русских царей не утратила своей популярности.

Летом 1614 года был посажен на кол государственный изменник, казачий атаман Иван Заруцкий. Будучи фаворитом Марины Мнишек, он являлся сообщником Лжедимитрия I и участвовал практически во всех основных заговорах Смутного времени. За все эти «подвиги» смутьян был приговорен к одной из самых жестоких казней на Руси.

Посажением на кол был также казнен сын известного воеводы Степан Глебов. Его обвинили в связи с первой супругой Перта I, Евдокией Лопухиной, что приравнивалось к государственной измене. Прелюбодеяние значилось уже вторым пунктом обвинительного приговора. Степан был казнен в марте 1718 года в лютый мороз. Осужденного сначала жестоко пытали. Затем на Красной площади перед лицом 200-тысячной толпы раздетым донага посадили на кол.

Рекомендуем почитать

Глебов мучился 14 часов. На него набросили тулуп, чтобы преступник часом не умер раньше времени, замерзнув в 20-тиградусный мороз. За пыткой заставили наблюдать его опальную любовницу. Когда Степан наконец умер, ему отсекли голову, а тело бросили в общую могилу. Государю и этого показалось мало. Спустя 4 5 года по его приказу Святейший Синод предал покойного любовника заключенной в монастырь государыни вечной анафеме.